Есть ли жизнь после смерти — свидетельства очевидца. Жизнь после смерти
Ученые добрались до загробного мира.
У ученых есть доказательства существования жизни после смерти. Они обнаружили, что сознание может продолжаться и после смерти.
Хотя к этой теме относятся с большим скептицизмом, существуют свидетельства людей, переживших этот опыт, которые заставят вас задуматься над этим.
И хотя эти выводы нельзя назвать окончательными, возможно, вы начнете сомневаться в том, что смерть, на самом деле, является концом всего.
Есть ли жизнь после смерти?
1. Сознание продолжается после смерти
Д-р Сэм Парния — профессор, изучавший опыт клинической смерти и сердечно-легочную реанимацию, считает, что сознание человека может пережить смерть мозга, когда в мозг не поступает кровь, и нет электрической активности.
Начиная с 2008 года, он собрал множество свидетельств об околосмертных переживаниях, которые произошли, когда мозг человека был не активнее буханки хлеба.
Судя по видениям, сознательное понимание сохранялось до трех минут после того, как сердце останавливалось, хотя мозг обычно отключается в течение 20-30 секунд после того, как останавливалось сердце.
2. Опыт вне тела
Возможно, вы слышали от людей о чувстве отделения от собственного тела, и они казались вам выдумкой. Американская певица Пэм Рейнолдс рассказала о своем внетелесном опыте во время операции на мозге, который она пережила в возрасте 35 лет.
Ее поместили в состояние искусственной комы, ее тело охладили до 15 градусов по Цельсию, а мозг практически был лишен кровоснабжения. Кроме того, ее глаза были закрыты, а в уши вставлены наушники, которые заглушали звуки.
Паря над своим телом она смогла наблюдать за собственной операцией. Описание было очень наглядным. Она слышала как кто-то сказал: «Ее артерии слишком малы», а на фоне играла песня «Hotel California» группы The Eagles.
Сами врачи были шокированы всеми подробностями, которые Пэм рассказала о своем опыте.
3. Встреча с умершими
Одним из классических примеров околосмертного опыта является встреча с умершими родственниками по ту сторону.
Исследователь Брюс Грейсон (Bruce Greyson) считает, что то, что мы видим, когда находимся в состоянии клинической смерти - это не просто яркие галлюцинации. В 2013 году он опубликовал исследование, в котором указал, что число пациентов, которые встречали умерших родственников, намного превышало число тех, кто встречал живых людей.
Более того, было несколько случаев, когда люди встречали мертвого родственника по ту сторону, не зная о том, что этот человек умер.
4. Пограничная реальность
Всемирно признанный бельгийский невропатолог Стивен Лорейс (Steven Laureys) не верит в жизнь после смерти. Он считает, что все околосмертные переживания можно объяснить через физические явления.
Лорейс и его команда ожидали, что околосмертные переживания окажутся похожими на сны или галлюцинации и со временем станут стираться из памяти.
Однако он обнаружил, что воспоминания клинической смерти остаются свежими и яркими вне зависимости от прошедшего времени и порой даже затмевают воспоминания о реальных событиях.
5. Похожесть
Во время одного исследования ученые попросили 344 пациента, которые пережили остановку сердца, описать свой опыт в течение недели после реанимации.
Из всех опрошенных людей 18 % могли с трудом вспомнить свой опыт, а 8-12 % привели классический пример околосмертных переживаний. Это означает, что от 28 до 41 людей, не связанных друг с другом, из разных больниц вспоминали практически один и тот же опыт.
6. Изменения личности
Голландский исследователь Пим ван Ломмел (Pim van Lommel) изучил воспоминания людей, переживших клиническую смерть.
Согласно результатам, многие люди лишились страха смерти, стали счастливее, позитивнее и общительнее. Практически все говорили о клинической смерти, как о положительном опыте, который еще больше повлиял на их жизнь с течением времени.
7. Воспоминания из первых рук
Американский нейрохирург Эбен Александр провел 7 дней в коме в 2008 году, что изменило его мнение об околосмертных переживаниях. Он заявлял, что видел то, во что сложно поверить.
Он рассказал, что видел свет и исходящую оттуда мелодию, он наблюдал нечто похожее на портал в великолепную реальность, наполненную водопадами неописуемых цветов и миллионами бабочек, пролетающих по этой сцене. Однако его мозг был отключен во время этих видений до такой степени, что у него не должно было быть никаких проблесков сознания.
Многие подвергли сомнению слова д-ра Эбена, но если он говорит правду, возможно, его переживания и опыт других людей не нужно игнорировать.
8. Видения слепых
Они опросили 31 слепых людей, которые пережили клиническую смерть либо внетелесные переживания. При этом 14 из них были слепы от рождения.
Однако все они описывали визуальные образы во время своих переживаний, будь то туннель света, умерших родственников или наблюдения за своим телом сверху.
9. Квантовая физика
Согласно профессору Роберту Ланца (Robert Lanza) все возможности во Вселенной случаются одновременно. Но, когда «наблюдатель» решает посмотреть, все эти возможности сводятся к одной, которая и случается в нашем мире.
Каждый человек, который столкнулся со смертью близкого, задается вопросом существует ли жизнь после кончины? Сейчас данный вопрос приобретает особую актуальность. Если несколько веков назад ответ на данный вопрос был всем очевиден, то в настоящее время, после периода атеизма, решение его больше сложно. Мы не можем достаточно легко верить сотням поколений наших предков, которые на личном опыте, столетие за столетием, убеждались в наличии у человека бессмертной души. Мы хотим иметь факты. Причем, факты научные.
Нас со школьной скамьи пытались убедить что нет Бога, нет бессмертной души. При этом нам говорили, что так говорит наука. И мы верили… Заметим, что именно верили в то, что нет бессмертной души, верили в то, что это якобы доказала наука, верили в то, что Бога нет. Никто из нас и не пытался разобраться в том, что же говорит беспристрастная наука о душе. Мы легко доверяли неким авторитетам, особо не вдаваясь в подробности их мировоззрения, объективности, и интерпретаций ими научных фактов.
Мы чувствуем, что душа у умершего вечна, что она жива, но с иной стороны старые и внушенные нам стереотипы о том, что никакой души нет, тянут нас в пропасть отчаяния. Данная борьба внутри нас весьма тяжела и очень изматывает. Мы хотим правды!
Так давайте посмотрим на вопрос существования души через настоящую, не идеологизированную, объективную науку. Услышим мнение настоящих исследователей по этому вопросу, лично оценим логические выкладки. Не наша вера в существование либо не существование души, а только знание может погасить данный внутренний конфликт, сохранить наши силы, придать уверенности, посмотреть на трагедию с иной, реальной точки зрения.
В первую очередь о том, что вообще такое Сознание. Над этим вопросом люди думали всю историю человечества, но до сих пор не могут придти к окончательному решению. Нам известны лишь некоторые свойства, возможности сознания. Сознание - это осознавание себя, своей личности, это великий анализатор всех наших чувств, эмоций, желаний, планов. Сознание - то, что нас выделяет, то, что обязывает нас ощущать себя не предметами, а личностями. Другими словами, Сознание чудесным образом обнаруживает наше принципиальное существование. Сознание - это осознание нами своего «Я», но в тоже время Сознание есть великая тайна. У сознания нет измерений, формы, нет цвета и запаха, вкуса, его нельзя потрогать, повертеть в руках. Не взирая на то, что мы сильно мало знаем о сознании, мы абсолютно достоверно знаем, что мы его имеем.
Одним из главных вопросов человечества является вопрос о природе этого самого Сознания (души, «Я», эго). Диаметрально противоположные взгляды по этому вопросу имеют материализм и идеализм. На взгляд материализма человеческое Сознание есть субстрат головного мозга, продукт материи, порождение биохимических процессов, особого слияния нервных клеток. На взгляд идеализма Сознание это - эго, «Я», дух, душа - нематериальная, невидимая одухотворяющая тело вечно существующая, не умирающая энергия. В актах сознания всегда принимает участие субъект, который собственно все и осознаёт.
Если интересоваться чисто религиозными представлениями о душе, то никаких доказательств существования души религия не даст. Учение о душе является догматом и не подлежит научному доказательству.
Нет совершенно никаких объяснений, а тем больше доказательств и у материалистов, считающих, что они беспристрастные исследователи (впрочем это далеко не так).
А как же большая часть людей, которые равно далеки от религии, от философии, да и от науки тоже, представляет себе это Сознание, душу, «Я»? Давайте зададимся вопросом, что такое «Я»?
Первое, что большинству приходит в голову: «Я - человек», «Я - женщина (мужчина)», «Я - бизнесмен (токарь, пекарь)», «Я - Таня (Катя, Алексей)», «Я - жена (муж, дочь)» и.тому подобное Это, конечно, забавные ответы. Свое индивидуальное, неповторимое «Я» нельзя определить общими понятиями. На свете несметное количество людей с такими же особенностями, но они же не ваше «Я». Половина из них женщин (мужчин), но они тоже не «Я», люди с такими же профессиями вроде имеют свое, а не Ваше «Я», тоже самое можно сказать и про жен (мужей), людей различных профессий, социального положения, национальностей, вероисповедания и.так далее Никакая принадлежность к какой или группе не объяснит Вам что представляет Ваше индивидуальное «Я», потому что Сознание всегда лично. Я - не качества (качества только принадлежат нашему «Я»), ведь качества одного и того же человека могут изменяться, но его «Я» при этом останется неизменным.
Психические и физиологические особенности
Некоторые говорят о том, что их «Я» - это их рефлексы, их поведение, их индивидуальные представления и пристрастия, их психологические особенности и.тому подобное
Вообще-то это не возможно ядром личности, которое называют «Я» По какой причине? Потому что на протяжении жизни меняется и поведение и представления и пристрастия, и уж тем больше психологические особенности. Нельзя же сказать, что если ранее эти особенности были другими, то это было не мое «Я». Понимая это, некоторые приводят следующий аргумент: «Я - это мое индивидуальное тело». Это уже интереснее. Разберем и это предположение.
Всем также из школьного курса анатомии известно, что клетки нашего организма постепенно в течение жизни обновляются. Старые умирают, а новые рождаются. Некоторые клетки совершенно обновляются почти каждые сутки, но есть клетки, которые проходят свой жизненный цикл намного дольше. В среднем же каждые 5 лет обновляется все клетки организма. Если считать «Я» обыкновенный совокупностью клеток человека, то получится абсурд. Получится, что если человек живет, к примеру, 70 лет. За это время минимум 10 раз у человека поменяются все клетки в его теле (то есть 10 поколений). Может ли это значить, что свою 70-летнюю жизнь прожил не один человек, а 10 различных людей? Не правда ли, это довольно глупо? Делаем вывод, что «Я» не может являться телом, потому что тело не непрерывно, а «Я» непрерывно.
Значит, что «Я» не может являться ни качествами клеток, ни их совокупностью.
Материализм привык раскладывать на механические составляющие весь многоаспектный мир, «гармонию проверять алгеброй» (А.С. Пушкин). Самым наивным заблуждением воинствующего материализма в отношении личности является представление, что личность есть совокупность биологических качеств. Впрочем совмещение безличных предметов, будь они хотя бы атомами, хотя бы нейронами, не может породить личность и ее ядро - «Я».
Как возможно этим сложнейшим «Я», чувствующим, способным на переживания, любовь, сумма специфических клеток организма наряду с протекающими биохимическим и биоэлектрическими процессами? Каким образом эти процессы могут формировать «Я»???
При условии, если бы нервные клетки составляли бы наше «Я», то мы бы ежедневно теряли часть своего «Я». С каждой умершей клеткой, с каждым нейроном, «Я» становилось бы меньше и меньше. С восстановлением клеток, оно бы возрастало в размерах.
Научные исследования, проведенные в различных странах мира доказывают, что, что нервные клетки, как и все остальные клетки человеческого организма, способны к регенерации. Вот что пишет серьезнейший биологический международный журнал Nature: «Сотрудники калифорнийского Института биологических исследований им. Солка нашли, что в мозгу взрослых млекопитающих рождаются совершенно работоспособные молодые клетки, которые функционируют наравне с уже существующими нейронами. Профессор Фредерик Гэйдж и его коллеги ещё пришли к выводу, что ткани мозга быстрее всего обновляются у физически активных животных»
Это подтверждает публикация в также одном авторитетнейшем, реферируемом биологическом журнале - Science: «В течение двух последних лет ученые установили, что нервные и мозговые клетки обновляются, как и остальные в человеческом организме. Организм способен сам восстанавливать нарушения, относящиеся к нервному тракту», - говорит ученая Хелен М. Блон».
Таким образом, даже при полной смене всех (включая нервные) клеток организма, «Я» человека остаётся прежним, следовательно, оно не принадлежит непрерывно меняющемуся материальному телу.
По какой-то причине сейчас настолько трудно доказывать то, что было очевидно и понятно ещё древним. Живший ещё в III веке римский философ-неоплатоник Плотин писал: «Нелепо предполагать, что, раз ни одно из частей жизнью не обладает, то жизнь можно создать их совокупностью,.. к тому же абсолютно невозможно, чтобы жизнь производило нагромождение частей, и чтобы ум порождало то, что ума лишено. Если кто-или возразит, что это не так, а вообще-то душу образуют сошедшиеся совместно атомы, т.е. неделимые на части тельца, то он будет опровергнут тем, что атомы сами по себе только лежат один подле другого, не образуя живого целого, ибо не может получиться единства и совместного чувствования из нечувствительных и не способных к объединению тел; а душа-то - чувствует сама себя»1.
«Я» - это неизменное ядро личности, которое включает в себя многие переменные, но само не является переменным.
Скептик может выдвинуть последний отчаянный аргумент: «А возможно «Я» - это мозг?»
Сказку про то, что наше Сознание является деятельностью мозга, многие слышали ещё в школе. Необычайно широко распространено представление, что мозг - и есть по сути человек с его «Я». Большая часть думает, что именно мозг воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает её и решает, как действовать в каждом конкретном случае, думают, что именно мозг делает нас живыми, дает нам личностность. А тело - не больше чем скафандр, обеспечивающий деятельность центральной нервной системы.
Но данная сказка не имеет отношения к науке. Мозг сейчас глубоко изучен. Давно и прекрасно изучены химический состав, отделы мозга, связи этих отделов с функциями человека. Изучены мозговая организация восприятия, внимания, памяти, речи. Изучены функциональные блоки мозга. Несметное количество клиник и научных центров изучают человеческий мозг более сотни лет, для чего разработана дорогостоящая эффективная аппаратура. Но, открыв любой учебники, монографии, научные журналы по нейрофизиологии либо нейропсихологии, Вы не встретите научных данных о связи мозга с Сознанием.
Для людей далеких от данной области знания это кажется удивительным. Вообще-то ничего удивительного в этом нет. Легко никто и никогда не обнаружил связи мозга и самого центра нашей личности, нашего «Я». Конечно, исследователи-материалисты этого всегда хотели. Проводились тысячи исследований и миллионы опытов, на это были затрачены многие миллиарды долларов. Усилия исследователей не прошли на халяву. Благодаря этим исследованиям были открыты и изучены сами отделы мозга, установлена их связь с физиологическими процессами, весьма многое удалось сделать для понимания нейрофизиологических процессов и феноменов, но самого главного сделать не удалось. Не удалось найти в мозге то место, которое и является нашим «Я». Не удалось даже, не взирая на крайне активную работу в этом направлении, сделать серьезного предположения, о том, как мозг возможно связан с нашим Сознанием.
Откуда же пошло предположение о том, что Сознание располагается в мозге? Одним из первых, такое предположение выдвинул в середине 18 века знаменитый электрофизиолог Дюбуа-Реймон (1818-1896). По своему мировоззрению Дюбуа-Реймон был одним из ярких представителей механистического направления. В одном из писем своему другу он писал, что «в организме действуют исключительно физико-химические законы; если с их помощью не все можно объяснить, то необходимо, применяя физико-математические методы, или найти способ их действия, или принять, что существуют новые силы материи, равные по ценности физико-химическим силам».
Но с ним не соглашался живший в одно время с Реймоном иной выдающейся физиолог Карл Фридрих Вильгельм Людвиг, возглавлявший в 1869-1895 годах новый Физиологический институт в Лейпциге, который стал крупнейшим мировым центром в районе экспериментальной физиологии. Основатель научной школы, Людвиг писал, что ни одна из существующих теорий нервной деятельности, включая и электрическую теорию нервных токов Дюбуа-Реймона, не может ничего сказать о том, как вследствие деятельности нервов становятся возможны акты ощущения. Заметим, что здесь речь идет даже не о сложнейших актах сознания, а о намного больше простых ощущениях. Если нет сознания, то ничего чувствовать и ощущать мы не можем.
Очередной крупнейший физиолог XIX века - выдающийся английский нейрофизиолог сэр Чарльз Скотт Шеррингтон, лауреат Нобелевской премии, говорил, что если не понятно, как психика появляется из деятельности мозга, то, естественно, столь же мало понятно, как она может оказывать какое-нибудь воздействие на поведение живого существа, управление которым производится посредством нервной системы.
В результате и сам Дюбуа-Реймон пришел к такому выводу: «Как мы сознаем - мы не знаем и никогда не узнаем. И как бы мы ни углублялись в дебри внутримозговой нейродинамики, моста в царство сознания мы не перебросим». Реймон пришел к неутешительному для детерминизма выводу о невозможности объяснить Сознание материальными причинами. Он признал, «что тут человеческий ум наталкивается на «мировую загадку», позволить которую он никогда не сможет».
Профессор Московского университета, философ А.И. Введенский в 1914 г сформулировал закон «отсутствия объективных признаков одушевленности». Смысл этого закона в том, что роль психики в системе материальных процессов регуляции поведения совершенно неуловима и не существует никакого мыслимого моста между деятельностью мозга и областью психических либо душевных явлений, включая Сознание.
Крупнейшие специалисты по нейрофизиологии, лауреаты Нобелевской премии Дэвид Хьюбел и Торстен Визел признавали, что для того чтобы можно было утверждать связь мозга и Сознания, надо понять, что считывает и декодирует информацию, которая приходит от органов чувств. Исследователи признали, что это сделать невозможно.
Существует интересное и убедительное доказательство отсутствия связи между Сознанием и работой мозга, понятное даже людям, далеким от науки. Вот оно:
Предположим, что «Я» является результатом работы мозга. Как наверняка известно нейрофизиологам, человек может жить даже с одним полушарием мозга. При этом он будет иметь Сознание. У человека, который живет только с правым полушарием мозга, несомненно присутствует «Я» (Сознание). Соответственно можно сделать вывод, что «Я» не располагается в левом, отсутствующем, полушарии. У человека с единственным функционирующим левым полушарием тоже есть «Я», следовательно «Я» не располагается в правом полушарии, отсутствующем у данного человека. Сознание остаётся вне зависимости от того, какое полушарие удаляется. Это значит, у человека нет области мозга, отвечающей за Сознание, ни в левом, ни в правом полушарии головного мозга. Приходится делать вывод, что присутствие сознания у человека не связано с определенными областями мозга.
Профессор, д.м.н. Войно-Ясенецкий описывает: «У молодого раненого я вскрыл огромный абсцесс (около 50 кубич. см, гноя), который, безусловно, разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после данной операции я не наблюдал. То же самое я могу сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, а все левое полушарие мозга сдавлено, почти до невозможности его различить».
В 1940 году доктор Августин Итуррича сделал сенсационное заявление в Антропологическом обществе в Сукре (Боливия). Он и доктор Ортиз долго изучали историю заболевания 14-летнего мальчика, пациента из клиники доктора Ортиза. Подросток находился там с диагнозом «опухоль мозга». Юноша сохранял Сознание до самой смерти, жаловался только на головную боль. Когда после его кончины произвели патологоанатомическое вскрытие, то доктора были изумлены: вся мозговая масса оказалась совершенно отделена от внутренней полости черепной коробки. Большой нарыв захватил мозжечок и часть головного мозга. Осталось абсолютно непонятно, каким образом сохранялось мышление у больного мальчика.
Факт, что сознание существует независимо от мозга, подтверждают и исследования, проведенные относительно недавно голландскими физиологами под руководством Пима ван Ломмеля. Результаты широкомасштабного эксперимента были опубликованы в авторитетнейшем биологическом английском журнале «The Lancet». «Сознание существует даже после того, что мозг перестал функционировать. Иными словами, Сознание «живет» само по себе, совершенно самому. Что же касается головного мозга, то это вовсе не мыслящая материя, а орган, как и любой иной, выполняющий строго определенные функции. Сильно возможно, мыслящей материи, даже в принципе, не существует, заявил руководитель исследования известный ученый Пим ван Ломмель».
Очередной аргумент, доступный для понимания неспециалистов приводит профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий: «В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой»4. Это и правда, удивительный факт. Муравьи решают довольно сложные задачи по выживанию, строительству жилья, обеспечению себя питанием, то есть обладают определенной разумностью, но не имеют мозга вообще. Обязывает задуматься, не правда ли?
Нейрофизиология не стоит на месте, а является одной из самых динамично развивающихся наук. Об успехах изучения мозга говорят методы и масштаб исследований Изучаются функции, участки мозга, все подробнее и подробнее выясняется его состав. Не смотря на титаническую работу по изучению мозга, мировая наука в наше время также далека от понимания того, что из себя представляют творчество, мышление, память и какова их связь с самим мозгом. Придя к пониманию того, что Сознания нет внутри тела, наука делает естественные выводы о нематериальной природе сознания.
Академик П.К. Анохин: «Ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. Если мы в принципе не можем понять, как именно психическое появляется вследствие деятельности мозга, то не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных - нематериальных духовных сил?»
В конце XX века создатель квантовой механики, лауреат Нобелевской премии Э. Шредингер писал, что природа связи некоторых физических процессов с субъективными событиями (к которым относится Сознание) лежит «в стороне от науки и за пределами человеческого понимания».
Крупнейший современный нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по медицине Дж. Экклз развил мысль о том, что на основе анализа деятельности мозга невозможно выяснить происхождение психических явлений, и данный факт просто возможно истолкован в том смысле, что психика вообще не является функцией мозга. По мнению Экклза, ни физиология, ни теория эволюции не могут пролить свет на происхождение и природу сознания, которое совершенно чуждо всем материальным процессам во Вселенной. Духовный мир человека и мир физических реальностей, включая деятельность мозга, - это абсолютно самостоятельные независимые миры, которые лишь взаимодействуют и в какой-то мере влияют друг на друга. Ему вторят такие массивные специалисты, как Карл Лешли (американский ученый, директор лаборатории биологии приматов в Ориндж-Парке (шт. Флорида), изучавший механизмы работы мозга) и доктор Гарвардского университета Эдвард Толмен.
Со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека». В ней авторы прямо заявляют, что «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». «Я могу экспериментально подтвердить, - пишет Экклз, - что работа сознания не возможно объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне».
По глубокому убеждению Экклза, сознание не возможно предметом научного исследования. По его мнению, возникновение сознания, также как и появление жизни, является высшей религиозной тайной. В своем докладе нобелевский лауреат опирался на выводы книги «Личность и мозг», написанной вместе с американским философом-социологом Карлом Поппером.
Уилдер Пенфилд в итоге многолетнего изучения деятельности мозга тоже пришел к выводу, что «энергия разума имеет отличия от энергии мозговых нейронных импульсов»6.
Академик Академии медицинских наук РФ, директор Научно исследовательского института Мозга (РАМН РФ), нейрофизиолог с мировым именем, профессор, д.м.н. Наталья Петровна Бехтерева: «Гипотезу о том, что мозг человека лишь воспринимает мысли откуда-то извне, я первый раз услышала из уст нобелевского лауреата, профессора Джона Экклза. Конечно, тогда это показалось мне абсурдным. Но затем исследования, проводимые в нашем Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги либо помешать сахар в стакане. А творческий процесс - это проявление новейшего качества. Как верующий человек, я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом».
Наука постепенно приходит к выводу, что мозг является не источником мысли и сознания, а самое большее - их ретранслятором.
Профессор С. Гроф так говорит об этом: «представьте, что у вас сломался телевизор и вы вызвали телемастера, который, покрутив различные ручки, его настроил. Вам же не приходит в голову, что все эти станции сидят в этом ящике».
Так же в 1956 г. выдающейся крупнейший ученый-хирург, доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий считал, что наш мозг не только не связан с Сознанием, но и даже мыслить не способен самому, поскольку психический процесс вынесен за его пределы. В своей книге Валентин Феликсович утверждает, что «мозг не орган мысли, чувств», и что «Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность, и все наше бытие, когда мозг работает как передатчик, принимая сигналы и передавая их к органам тела»7.
К таким же выводам пришли английские ученые Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона. Они обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после остановок сердца, и установили, что некоторые из них наверняка пересказывали содержание разговоров, которые вел медицинский персонал, пока те пребывали в состоянии клинической кончины. Прочие давали точное описание произошедших в данный временной отрезок событий. Сэм Парния утверждает, что мозг, как любой иной орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Впрочем он может трудиться как устройство, обнаруживающее мысли, то есть как антенна, при помощи которой становится возможен прием сигнала извне. Исследователи предположили, что во время клинической кончины действующее независимо от головного мозга Сознание использует его как экран. Как телеприемник, который вначале принимает попадающие в него волны, а после чего преобразует их в звук и изображение.
Если мы выключаем радио, то это не это означает, что радиостанция прекращает свое вещание. Т.е. после кончины физического тела Сознание продолжает жить.
Факт продолжения жизни Сознания после кончины тела подтверждает и академик РАМН, директор НИИ Мозга человека, профессор Н.П. Бехтерева в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни». Помимо дискуссии сугубо научной проблематики, в этой книге автор приводит так же и свой личный опыт столкновения с посмертными феноменами.
Наталья Бехтерева, рассказывая о встрече с болгарской ясновидящей Вангой Димитровой, весьма точно высказывается по этому поводу в одном из своих интервью: «Пример Ванги абсолютным образом убедил меня в том, что существует явление контакта с умершими», и также цитата из её книги: «Я не могу не верить тому, что слышала и видела сама. Ученый не имеет права отвергать факты только потому, что они не вписываются в догму, мировоззрение».
Первое последовательное описание посмертной жизни, основанное на научных наблюдениях, было дано шведским ученым и естествоиспытателем Эммануэлем Сведенборгом. После этого эту проблему серьезно изучали известнейшая врач-психиатр Элизабет Кюблер Росс, не менее знаменитый психиатр Раймонд Моуди, добросовестные исследователи академики Оливер Лодж, Уильям Крукс, Альфред Уоллес, Александр Бутлеров, профессор Фридрих Майерс, американский врач-педиатр Мелвин Морз. Среди серьезных и систематических ученых вопроса умирания следует указать профессора медицины при университете Эмори и штатного врача в госпитале для ветеранов в городе Атланта д-ра Майкла Сабома, весьма ценно ещё систематическое изучение психиатра Кэннета Ринга, занимался изучением данной проблемы доктор медицины врач - реаниматолог Мориц Роолингз, наш современник, танатопсихолог А.А. Налчаджян. Много работал над пониманием данной проблемы на взгляд физики знаменитый советский ученый, крупнейший специалист в районе термодинамических процессов, академик Академии Наук Республики Беларусь Альберт Вейник. Значительный вклад в исследование околосмертного опыта внес известный во всем мире американский психолог чешского происхождения, основатель трансперсональной школы психологии д-р Станислав Гроф.
Многообразие накопленных наукой фактов неоспоримо доказывает, что после физической кончины всякий из ныне живущих наследует иную реальность, сохраняя свое Сознание.
Не взирая на ограниченность нашей возможности в познании данной реальности с помощью материальных средств, в наши дни существует ряд её характеристик, полученных с помощью экспериментов и наблюдений исследователей, исследующих эту проблему.
Эти характеристики были перечислены А.В. Михеевым, научным сотрудником Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета в его докладе на международном симпозиуме «Жизнь после кончины: от веры к знанию» который проходил 8-9 апреля 2005 года в Санкт-Петербурге:
1. Существует так называемое «тонкое тело», являющееся носителем самосознания, памяти, эмоций и «внутренней жизни» человека. Это тело существует… после физической кончины, являясь на время существования физического тела его «параллельной компонентой», обеспечивающей вышеуказанные процессы. Физическое тело - лишь посредник для их проявления на физическом (земном) уровне.
2. Жизнь индивидуума не заканчивается текущей земной смертью. Выживание после кончины - естественный закон для человека.
3. Следующая реальность разделена на большое количество уровней, различающихся по частотным характеристикам их составляющих.
4. Местоназначение человека при посмертном переходе определяется его настройкой на определенный уровень, являющейся суммарным результатом его мыслей, чувств и поступков при жизни на Земле. Аналогично тому, как спектр электромагнитного излучения, испускаемого химическим веществом, зависит от его состава, определенно ещё посмертное местоназначение человека определяется «составной характеристикой» его внутренней жизни.
5. Понятия «Рай и Ад» отражают две полярности, возможные посмертных состояний.
6. Помимо аналогичных полярных состояний, имеет место ряд промежуточных. Подбор адекватного состояния автоматически определяется мыслительно-эмоциональным «паттерном», сформированным человеком при земной жизни. Именно поэтому плохие эмоции, насилие, стремление к разрушению и фанатизм, чем бы они не оправдывались внешне, в этом отношении крайне губительны для дальнейшей судьбы человека. Это является твердым обоснованием для персональной ответственности и следования этическим принципам.
Все вышеприведенные аргументы удивительно точно совпадают с религиозными знаниями всех традиционных религий. Это повод отбросить сомнения и определится. Не правда ли?
Вопрос о том, что будет после ухода из жизни, интересует человечество с древних времен – с самого момента появления раздумий о смысле собственной индивидуальности. Сохранится ли сознание, личность после умирания физической оболочки? Куда попадает душа после смерти – научные факты и утверждения верующих одинаково твердо доказывают и опровергают возможность загробного существования, бессмертия, свидетельства очевидцев и ученых в равной степени сходятся и противоречат друг другу.
Доказательства существования души после смерти
Доказать наличие души (анимы, атмана и др) человечество стремилось еще с эпох шумерско-аккадской и египетской цивилизаций. Фактически все религиозные учения базируются на том, что человек состоит из двух сущностей: материальной и духовной. Вторая составляющая является бессмертной, базисом личности, и будет существовать после смерти физической оболочки. То, что говорят ученые о жизни после смерти, не противоречит большинству тезисов богословов о существовании загробного мира, так как наука изначально вышла из монастырей, когда монахи были собирателями знаний.
После научной революции в Европе многие практики попытались выделить и доказать существование души в материальном мире. Параллельно западноевропейская философия определяла самосознание (самоопределение) как источник человека, его творческих и эмоциональных позывов, стимула к рефлексии. На этом фоне возникает вопрос – что произойдет с духом, который формирует личность, после разрушения физического тела.
До развития физики и химии доказательства существования души базировались исключительно на философских и теологических работах (Аристотель, Платон, канонические религиозные труды). В средние века алхимия пыталась вычленить аниму не только человека, но и любых элементов, флоры и фауны. Современная наука о жизни после смерти и медицина пытаются зафиксировать наличие души на основании личного опыта очевидцев, переживших опыт клинической смерти, медицинских данных и изменений состояния пациентов в различные моменты их жизни.
В христианстве
Христианская церковь (в ее признанных миром направлениях) относится к человеческой жизни как к подготовительному этапу посмертия. Это не означает, что материальный мир не имеет значения. Наоборот, главное, что предстоит христианину в жизни, - это жить так, чтобы впоследствии попасть в рай и обрести вечное блаженство. Доказательств наличия души для любой религии не требуется, данный тезис является базисом для религиозного сознания, без него оно не имеет смысла. Подтверждением существования души для христианства может косвенно служить личный опыт верующих.
Душа христианина, если верить догматам, является частью Бога, но способной самостоятельно принимать решения, творить и созидать. Поэтому существует понятие посмертного наказания или награды в зависимости от того, как относился человек при материальном существовании к выполнению заповедей. Фактически после смерти возможны два ключевых состояния (и промежуточное – только для католицизма):
- рай – состояние наивысшего блаженства, нахождения рядом с Творцом;
- ад – наказание за неправедную и греховную жизнь, которая противоречила заповедям веры,место вечных мучений;
- чистилище – место, которое присутствует только в католической парадигме. Обитель тех, кто умирает в мире с Богом, но нуждается в дополнительном очищении от неискупленных при жизни грехов.
В исламе
Вторая мировая религия, ислам, по догматическим основам (принцип мироздания, наличие души, посмертное существование) кардинально не отличается от христианских постулатов. Наличие частицы Создателя внутри человека определяется в сурах Корана и религиозными трудами исламских богословов. Мусульманин должен жить порядочно, соблюдать заповеди, чтобы попасть в рай. В отличие от христианского догмата о Страшном Суде, где судия – Господь, Аллах не принимает участие в определении, куда попадет душа после смерти (судят два ангела – Накир и Мункар).
В буддизме и индуизме
В буддизме (в европейском понимании) существуют два понятия: атман (духовная сущность, высшее Я) и анатман (отсутствие самостоятельной личности и души). Первое относится в внетелесным категориям, а второе – к иллюзиям материального мира. Поэтому нет точного определения, какая конкретная часть отправляется в нирвану (буддийский рай) и растворяется в ней. Одно можно сказать точно: после окончательного погружения в посмертие сознание каждого, с точки зрения буддистов, вливается в общее Я.
Жизнь человека в индуизме, как точно заметил бард Владимир Высоцкий, это череда переселений. Душа или сознание не помещаются с рай или ад, а в зависимости от праведности земной жизни перерождаются в другую личность, животное, растение или даже камень. С этой точки зрения доказательств посмертного опыта гораздо больше, потому что существует достаточное количество зафиксированных свидетельств, когда человек полностью рассказывал свою предыдущую жизнь (учитывая, что знать о ней он не мог).
В древних религиях
Иудаизм до сих пор не определил свое отношение к самой сути души (нешамы). В данной религии существует огромное количество направлений и традиций, которые могут противоречить даже в базовых принципах друг другу. Так, саддукеи уверены, что нешама смертна и погибает вместе с телом, фарисеи же считали ее бессмертной. Некоторые течения иудаизма базируются на принятом из Древнего Египта тезисе о том, что душа должна пройти цикл перерождений для достижения совершенства.
Фактически, каждая религия базируется на том, что цель земной жизни – возвращение души к своему создателю. Убежденность верующих в существовании загробной жизни базируется в большей своей части на вере, а не на доказательствах. Но нет и доказательств, опровергающих существование души.
Смерть с научной точки зрения
Максимально точное определение смерти, которое принято среди научного сообщества – необратимая утрата жизненных функций. Клиническая смерть подразумевает кратковременную остановку дыхания, кровообращения и мозговой активности, после чего пациент возвращается к жизни. Количество определений конца жизни даже у современной медицины и философии превышает два десятка. Этот процесс или факт остается такой же тайной, как и факт наличия или отсутствия души.
Доказательства жизни после смерти
"Есть многое на свете, друг Гораций, что и не снилось нашим мудрецам" - эта шекспировская цитата с большой долей точности отражает отношение ученых к непознаваемому. Ведь то, что мы не знаем о чем-то, вовсе не означает, что этого нет.
Найти доказательства существования жизни после смерти – это попытка подтверждения факта наличия души. Материалисты утверждают, что весь мир состоит из только частиц, но при этом наличие энергетической сущности, субстанции или поля, которые создают личность, никак не противоречит классической науке из-за недоказанности (например, бозон Хиггса, недавно найденную частицу, считали вымыслом).
Свидетельства людей
В этих случаях считаются достоверными рассказы людей, которые подтверждаются независимой комиссией из психиатров, психологов и теологов. Условно их разделяют на две категории: воспоминания о прошлых жизнях и рассказы переживших клиническую смерть. Первый случай - эксперимент Яна Стивенсона, который установил около 2000 фактов реинкарнации (под гипнозом тестируемый не может врать, а множество указанных пациентами фактов подтверждались историческими данными).
Описания состояния клинической смерти часто объясняют кислородным голоданием, которое испытывает в это время человеческий мозг, и относятся к ним с немалой долей скепсиса. Однако поразительно одинаковые рассказы, которые фиксируют не одно десятилетие, могут говорить о том, что нельзя исключать факт выхода некоей сущности (души) из материального тела на момент его гибели. Стоит упомянуть большое количество описаний мелких деталей, касающихся операционных, врачей и окружения, произносимых ими фраз, которые пациенты в состоянии клинической смерти знать не могли.
Факты истории
К историческим фактам наличия загробной жизни можно отнести воскрешение Христа. Здесь имеется в виду не только основа христианской веры, но большое количество исторических документов, которые не были связаны между собой, но в единый период времени описывали одинаковые факты и события. Еще, для примера, стоит упомянуть знаменитую признанную подпись Наполеона Бонапарта, которая появилась на документе Людовика XVIII в 1821 году после смерти императора (признана подлинной современными историками).
Научные доказательства
Знаменитым исследованием, которое в некоторой степени подтвердило наличие души, считается серия опытов («прямое взвешивание души») американского врача Дункана Макдугалла, который фиксировал стабильную потерю веса тела на момент смерти наблюдаемых пациентов. В пяти подтвержденных научным сообществом экспериментах потеря массы составила от 15 до 35 грамм. Отдельно наука считает относительно доказанными следующие тезисы "новое в науке о жизни после смерти":
- сознание продолжает существовать после отключения мозга во время клинической смерти;
- внетелесный опыт, видения, который переживают пациенты во время операций;
- встреча с умершими родственниками и людьми, которых больной мог даже не знать, но описывал после возвращения;
- общая схожесть опыта клинической смерти;
- научные доказательства жизни после смерти, основанные на изучении состояний посмертного перехода;
- отсутствие дефектов у инвалидов во время внетелесного нахождения;
- возможность детей помнить прошлую жизнь.
Есть ли подтверждения жизни после смерти, достоверные на 100%, сказать тяжело. Всегда найдется объективный контртезис на любой факт посмертного опыта. У каждого есть индивидуальные представления на этот счет. Пока не будет доказано наличие души так, чтобы даже далекий от науки человек согласился с этим фактом, споры будут продолжаться. Однако научный мир стремится к максимальному исследованию тонких материй, чтобы приблизиться к пониманию, научному объяснению человеческой сущности.
Видео
Люди во все времена спорили о том, что происходит с душой, когда она покидает свое материальное тело. Вопрос о том, есть ли жизнь после смерти, по сей день остается открытым, хотя доказательства очевидцев, теории ученых и религиозные аспекты говорят, что есть. Интересные факты из истории и научных исследований помогут создать общую картину.
Что после смерти происходит с человеком
Определенно сказать, что происходит, когда умирает человек, очень сложно. Медицина констатирует биологическую смерть, когда происходит остановка сердца, физическое тело перестает подавать какие-либо признаки жизни, а в человеческом мозге замирает активность. Однако современные технологии позволяют поддерживать жизнедеятельность даже в состоянии комы. Умер ли человек, если его сердце работает с помощью специальных аппаратов и есть ли жизнь после смерти?
Благодаря долгим исследованиям ученым и докторам удалось выявить доказательства существования души и то, что она не покидает тело сразу же после остановки сердца. Разум способен работать еще несколько минут. Это доказывают разные истории от пациентов, переживших клиническую смерть. Их рассказы о том, что они воспаряют над своим телом и могут сверху наблюдать за происходящим, похожи друг на друга. Может ли это стать доказательством современной науки того, что загробная жизнь после смерти существует?
Загробная жизнь
Сколько в мире религий, столько и духовных представлений о жизни после смерти. Каждый верующий человек представляет себе то, что с ним случится, только благодаря историческим писаниям. Для большинства загробная жизнь представляет собой Рай или Ад, куда попадает душа, исходя из тех поступков, которые она совершила, будучи на Земле в материальном теле. То, что с астральными телами будет после смерти, каждая религия трактует по-своему.
Древнем Египте
Египтяне очень большое значение придавали загробному миру. Не просто же так возводились пирамиды, где были захоронены правители. Они верили, что человек, проживший светлую жизнь и прошедший через все испытания души после смерти, становился неким божеством и мог жить бесконечно. Для них смерть была словно праздник, который избавлял от тягот жизни на Земле.
Нельзя сказать, что они будто бы ждали, когда умрут, но вера в то, что загробная жизнь – это просто следующий этап, где они станут бессмертными душами, делала этот процесс не столь грустным. В Древнем Египте она представляла иную реальность, тяжелый путь, который необходимо было пройти каждому, чтобы стать бессмертным. Для этого усопшим клали Книгу Мертвых, которая помогала избежать всех трудностей с помощью специальных заклинаний, или по-другому молитв.
В христианстве
В христианстве существует свой ответ на вопрос, есть ли жизнь даже после смерти. Религия тоже имеет свои представления о загробном мире и куда попадает человек после смерти: после погребения душа переходит в другой, высший мир через три дня. Там ей необходимо пройти Страшный Суд, который вынесет приговор, и грешные души отправляются в Ад. У католиков душа может пройти через чистилище, где снимает с себя все грехи путем тяжелых испытаний. Только тогда она попадает в Рай, где может насладиться загробной жизнью. Реинкарнация полностью опровергается.
В исламе
Еще одной мировой религией является ислам. По ней у мусульман жизнь на Земле – это лишь начало пути, поэтому они стараются прожить ее как можно чище, соблюдая все законы религии. После того, как душа покидает физическую оболочку, она попадает к двум ангелам – Мункару и Накиру, которые допрашивают мертвых, а затем наказывают. Самое страшное уготовано напоследок: душа должна пройти через Справедливый Суд перед самим Аллахом, который произойдет после конца света. По сути, вся жизнь мусульман – это подготовка к загробному миру.
В буддизме и индуизме
Буддизм проповедует полное освобождение от материального мира, иллюзий перерождения. Главная его цель – это уйти в нирвану. Никакого загробного мира не существует. В буддизме есть колесо Сансары, по которому и ходит сознание человека. Земным существованием он просто готовится перейти на следующий уровень. Смерть – это лишь переход из одного места в другое, на исход которого влияют деяния (карма).
В отличие от буддизма, индуизм проповедует перерождение души, причем не обязательно в следующей жизни он станет человеком. Переродиться можно в животного, растение, воду – любое, что сотворено нечеловеческими руками. Каждый может самостоятельно повлиять на свое следующее перерождение путем поступков в настоящем времени. Проживший правильно и безгрешно может в прямом смысле слова заказать себе, кем он хочет стать после смерти.
Доказательства жизни после смерти
Существует очень много доказательств того, что жизнь после смерти существует. Этому свидетельствуют различные проявления из потустороннего мира в виде призраков, рассказы пациентов, переживших клиническую смерть. Доказательством жизни после смерти также является гипноз, в состоянии которого человек может вспомнить свою прошлую жизнь, начинает говорить на другом языке или рассказывает малоизвестные факты из жизни страны в ту или иную эпоху.
Научные факты
Многие ученые, которые не верят в жизнь после смерти, меняют свои представления об этом после того, как пообщаются с пациентами, у которых во время операции останавливалось сердце. Большинство из них рассказывали одну и ту же историю, как они отделились от тела и увидели себя со стороны. Вероятность того, что это все выдумки, очень маленькая, ведь подробности, которые они описывают, настолько похожи, что не могут быть выдумкой. Некоторые рассказывают, как встречают других людей, например, своих умерших родственников, делятся описаниями Ада или Рая.
Дети до определенного возраста помнят о своих прошлых воплощениях, о чем нередко рассказывают своим родителям. Большинство взрослых воспринимает это как фантазии своих чад, однако некоторые истории бывают настолько правдоподобны, что не поверить просто нельзя. Дети могут вспомнить даже как умирали в прошлой жизни или кем они работали.
Факты истории
В истории тоже нередко встречаются подтверждения жизни после смерти в виде фактов появления умерших людей перед живыми в видениях. Так, Наполеон, явился Людовику после своей смерти и подписал документ, который требовал только его одобрения. Хотя этот факт можно рассматривать, как обман, король на тот момент был уверен, что его посетил сам Наполеон. Почерк был тщательно изучен и признан действительным.
Видео
Неизвестно, что происходит с сознанием в момент гибели тела. Разрушается оно или переходит на иной уровень? Пациенты, пережившие клиническую смерть, говорят, что душа не зависит от тела. Медицина констатирует смерть при остановке сердца и отсутствии дыхания. Но остальные органы долгое время остаются неповрежденными. Не означает ли это, что смерть обратима? И что в теории человек бессмертен?
В этой статье
Точка зрения религии на загробный мир
Все религии сходятся в одном – душа реальна. Наши предки верили, что земное существование – подготовка к «настоящей» жизни. Атеисту чужды религиозные догматы. В обществе, где важны материальные ценности, мало кто задумывается о том, что скрывается за последней чертой.
Представления племенных народов
Антропологи установили, что в первобытном обществе верили в бессмертие души. Стоя над трупом поверженного врага, человек не задавался вопросом о смерти. Только боль от утраты близких натолкнула его на размышления о загробной жизни. Так в эпоху неолита появились зачатки мировых религий.
Предки помогали потомкам, даруя удачу на охоте
Посмертное существование считалось довеском к земной жизни. Души умерших бродили призраками среди живых людей. Полагали, что смерть наделяет мудростью, поэтому к духам обращались за помощью или советом. Почетом в племенах пользовались шаманы и жрецы.
Христианство
Библию трактовали по-разному. Но все богословы сходились в существовании загробного мира.
Перепутье между раем и адом
Христианство учит, что души праведников ждет вечная жизнь в раю, среди святых и ангелов. В отличие от них, грешники попадут в ад, где подвергнутся пыткам и страданиям.
Иудаизм
В иудаизме человек – единство души и тела. Отдельно друг от друга они не наказываются и не поощряются.
Тора предрекает воскрешение мертвых, когда вернется Мессия
В священном тексте отсутствует понятие праведной жизни. Другими словами, нет критериев, по которым Высшие Силы будут судить человека за прожитую жизнь. Тора призывает верующих прожить достойно.
Тора учит, что воскрешение преследует главную цель: воздаяние еврейскому народу за праведность и справедливость.
В этом видео представлена часть лекции раввина Левина, где он рассказывает об отношении к загробной жизни в иудаизме:
Мусульманство
Коран содержит наставления об одежде, еде, молитве, семейных отношениях и социальной этике. Мусульмане также почитают исламских ученых, которые разъясняют спорные места в священной книге. Ислам признает только одну религию. Верующие других учений считаются грешниками и обречены на мучения в аду.
Попадет ли душа мусульманина в рай, зависит от усердия, которое верующий проявил в соблюдении законов Шариата.
В исламе бог может переместить грешника из ада в рай
Коран учит, что в загробном мире душа не пробудет вечно. Наступит Судный день, когда мертвые воскреснут, и бог каждому определит место.
В этом видео ученый шейх Аляви рассказывает о Барзахе (состоянии души после смерти и до воскрешения):
Индуизм
Священные тексты подробно описывают, что происходит после смерти. Загробный мир разделен на уровни. Душа недолго пребывает на уровне, соответствующем ее карме, после чего перерождается.
Сансара подчиняется закону кармы
Круг перерождения назван сансарой. Из него можно вырваться, но только попав в последние уровни ада или рая, откуда нет возврата.
В этом видео рассказывается о карме с точки зрения ясновидящих:
Буддизм
На буддизм оказала влияние философия индуизма. Для буддистов смерть – это переход из одной жизни в другую. Перерождение подчиняется закону кармы и называется «Колесо Сансары». Вырваться из него удастся только тем, кто достиг просветления, как Сиддхартха Гаутама.
Награда за благую карму – перерождение в божество
Буддисты верят, что душа каждого прошла через тысячи перерождений в людях, животных и растениях.
Мумии восточных монахов
Сотни нетленных мумий обнаружили ученые в странах Азии за последние полвека. Все они пребывают между жизнью и смертью. Останки не разлагаются, им ежегодно подстригают отрастающие волосы и ногти. Буддисты верят, что сознание монахов живо и способно воспринимать происходящее.
К нетленным останкам Хамбо Ламы Итигэлова в Бурятию стремятся попасть сотни паломников. При жизни Лама погрузился в глубокую медитацию, в которой пребывает до сих пор. Сердце буддиста не бьется, температура тела опустилась до 20 °C. Более 70 лет останки пролежали в земле, укрытые в деревянный короб, пока не были эксгумированы. Анализ тканей показал, что тело монаха впало в анабиоз. Но почему не разлагается, выяснить не удалось.
Хамбо Лама Итигэлов при жизни был практиком высочайшего уровня
Биологи утверждают, что в природе существует ген бессмертия. Попытки привить его человеку провалились. Но феномен нетленных останков показывает, что буддистам удалось с помощью духовных практик достичь состояния, близкого к бессмертию.
В видео рассказывается история жизни Ламы Итигэлова и чудеса, произошедшие с его останками:
Интересные случаи и доказательства вечной жизни
Физику Владимиру Ефремову удалось испытать спонтанный выход из тела. Жизнь ученого разделилась на две части: до сердечного приступа и после.
До остановки сердца он считал себя атеистом. Большую часть жизнь Ефремов посвятил конструированию космических ракет в НИИ и к религии относился с сомнением, полагая, что это обман.
Соприкоснувшись с потусторонним миром, ученый изменил взгляды. Он упоминает об ощущении полета по черному туннелю и необыкновенную осознанность происходящего. Понятия «время» и «пространство» перестали существовать для ученого. Ему показалось, что он пробыл в новом мире час, но время смерти, зафиксированное врачами, составило 5 минут.
Очнувшись, Ефремов сохранил яркие воспоминания об ином мире и на протяжении 16 лет анализировал впечатления с научной точки зрения.
Видео, где Владимир рассказывает о пережитой клинической смерти:
По буддийской традиции, Далай-лама XIV – это 14-е воплощение Далай-ламы I. Тысячу лет он перерождается на территории Тибета. Его доверенное лицо - Панчен-лама также перерождается из поколения в поколение.
После смерти новую жизнь тотчас обретают ближайшие ученики ламы. Их долг найти воплощение духовного лидера. Кандидатов подвергают испытанию. Им предлагают выбрать из множества вещей, те, что принадлежали ламе. Правильный выбор – свидетельство, что лама найден.
Сознательное перерождение – удел просветленных мастеров
Кармапа (лидер школы Тибетского буддизма Кагью) сознательно перерождается уже 17-й раз. Каждый Кармапа, умирая, оставлял письмо, где указывал место нового воплощения. В отличие от Далай-ламы, Кармапа способен узнать себя после рождения.
Бали - остров богов
Мировоззрение островитян – это разнообразие культур переселенцев, побывавших здесь. Но основная философия среди них - индуизм.
Ганеша популярен на острове – его статуи повсюду
На похоронах родственники просят богов, чтобы те позволили душе вернуться. По традиции, детей в трехлетнем возрасте отводят к жрецам, чтобы узнать, чья душа переселилась в тело. Высшей милостью богов считается возвращение обратно в семью.
Научные доказательства жизни после смерти
Ученые определили, что для смерти характерны:
- прекращение сердцебиения;
- отсутствие дыхания;
- остановка крови;
- разложение тела.
Часто случается, что перед лицом смерти у неверующего человека возникает суеверный страх и желание заглянуть по ту сторону.
Дункан МакДугалл
Американский исследователь выявил, что тело в момент смерти теряет в весе 21 грамм. Ученый пришел к выводу, что это вес души.
Специально оборудованная кровать для взвешивания
Гипотеза МакДугалла стала популярной. Она не раз подвергалась критике, но до сих пор осталась самой известной научной работой, посвященной загробному миру.
Ян Стивенсон
Канадский биохимик собрал свидетельства 2500 детей, сохранивших память о перерождении. В результате появилась теория, что человек живет на двух уровнях – физическом и духовном. К первому относится тело, которое изнашивается. А ко второму – душа. При смерти тела душа отправляется на поиски новой оболочки.
Ученый выяснил, что каждое воплощение оставляет отпечаток в виде:
- родимых пятен;
- родинок;
- деформаций тела;
- психических отклонений.
В исследованиях Стивенсон применял гипноз. Детей с отклонениями в развитии он вводил в транс, чтобы найти информацию о прошлых жизнях. Один из мальчиков рассказал ученому о том, что погиб от удара топора и дал описание места, где это произошло. Прибыв туда, Стивенсон обнаружил семью погибшего. Рана на теле убитого совпала с наростом на затылке у мальчика.
Родимые пятна появляются на месте ран, полученных в прошлых жизнях
Работа Стивенсона доказала существование реинкарнации. С возрастом воспоминания о перерождении стираются. Чувство дежавю – это воспоминания о прожитых жизнях, которые подбрасывает сознание.
В видео рассказано о Яне Стивенсоне и его исследовании реинкарнации:
Константин Эдуардович Циолковский
Первый российский ученый, изучавший души.
Циолковский считал, что души умерших обитают в космосе
Он пришел к мнению, что смерть – это переход на иной уровень развития. Душа человека неделима. Она состоит из энергии, которая бесконечно странствует по Вселенной в поисках воплощения.
В видео рассказано о философских взглядах Циолковского на жизнь, смерть и Вселенную:
Доказательства психиатра Джима Такера
Более 40 лет исследовал детей, в памяти которых сохранился опыт прожитых жизней.
Родители приводили на прием малышей, рассказывающих о прошлом. Они называли:
- прежнее имя и фамилию;
- профессию;
- причины смерти;
- место погребения.
Джим Такер проверил полученные сведения и доказал их подлинность. Случалось, что дети рождались с навыками, которыми владели в прошлом. Так произошло и с малышом Хантером.
Видеоинтервью Джима Такера, где он рассказывает о реинкарнации:
Воплощение малыша Хантера
В двухлетнем возрасте Хантер заявил родителям, что он Бобби Джонс, профессиональный гольфист. Мальчик отлично играл в гольф. И, несмотря на юный возраст, его приняли в секцию, сделав исключение. Обычно туда набирали детей от пяти лет.
Хантер сохранил навыки из прошлой жизни
К 7 годам воспоминания Хантера стерлись, но он продолжил играть в гольф и побеждать в соревнованиях.
Воплощение Джеймса
Трехлетний Джеймс страдал от кошмарных снов. Он управлял самолетом, в который попадала бомба. Сгоревшие обломки падали в океан, и мальчик просыпался с криком ужаса. Однажды ребенок сказал маме, что вспомнил прежнее имя – Джеймс Хьюстон. Родом он был из Америки, а погиб у берегов Японии во время Второй мировой войны.
Трагическая гибель отложилась в памяти ребенка
Отец Джеймса обратился в военный архив. Там он нашел информацию о летчике Д. Хьюстоне, погибшем у берегов Японии, как и говорил его сын.
Взгляд современной науки на жизнь после смерти
За последние полвека наука совершила гигантский скачок. Это связано с развитием квантовой физики и биологии. Еще 100 лет назад ученые отрицали существование души. Теперь же это факт.
Видео о научных доказательствах жизни после смерти и свидетельствах контактеров с потусторонним миром:
Так существует ли душа и бессмертно ли Сознание с научной точки зрения
В 2013 году Далай-лама XIV встретился с учеными на конференции, посвященной природе ума. На собрании нейробиолог Кристоф Кох выступил с речью о сознании. По его словам, новейшие теории признают существование сознания у объектов материального мира.
Кристоф Кох на встрече с буддистами
Далай-лама напомнил ученому, что, согласно философии буддизма, сознанием наделены все существа во Вселенной. Поэтому так важно относиться с состраданием ко всему живому.
Кох рассказал, что его потрясла вера буддистов в то, что на западе зовут панпсихизмом (теория об одушевленной природе). Кроме восточной религии, идея панпсихизма присутствует в:
- античной философии;
- язычестве;
- философии Нового времени.
После конференции Кристоф Кох продолжил исследования совместно с Джулио Тонони, автором информационной теории. Согласно теории, душа состоит из связанных между собой фрагментов информации.
В 2017 году исследователи заявили, что нашли способ измерить сознание с помощью теста, который показывает количество phi (единица сознания). Посылая магнитный импульс в мозг испытуемого, ученые следят за временем отклика и силой реверберации.
Количество phi измеряется силой отклика
Сильный отклик – признак сознания. Методику ученых переняли медики. С ее помощью удается определить:
- Умер пациент или попал в глубокую кому.
- Степень осознанности при возрастном слабоумии.
- Развитие сознания у плода.
В планах ученых исследовать души у машин и животных. Теория утверждает, что даже слабый отклик – признак сознания. Возможно, у мельчайших частиц удастся найти осознанность.
Клиническая смерть как доказательство существования души и ее бессмертия
В 70-е года XX века появился термин «околосмертные переживания». Принадлежит он доктору Реймонду Моуди, написавшему книгу «Жизнь после смерти». Доктор собрал свидетельства людей, переживших клиническую смерть.
Видения не зависели от пола, возраста и социального положения пациентов
Все пациенты упомянули о странном ощущении покоя. Люди переосмысливали жизнь и совершенные поступки. Появлялось чувство нереальности происходящего.
Большинство видело собственное тело со стороны и смогло уверенно описать действия врачей. Треть умерших чувствовала, как летит по черному туннелю. Около 20% привлек струящийся мягкий свет и призрачный силуэт, зовущий к себе. Реже перед глазами умерших мелькали сцены из прожитой жизни. И совсем редко происходила встреча с покойными родственниками.
Доказательством существования души послужили свидетельства слепых от рождения пациентов. Они не отличались от видений зрячих людей.
Видео об околосмертных переживаниях:
Современные исследования клинической смерти
В 2013 году исследователь Брюс Грейсон указал на случаи, когда умерший встречал родственника, о смерти которого не знал.
Ученый выявил, что в момент околосмертных переживаний у пациентов повышался мыслительный процесс. Воспоминания становились ярче и запоминались на всю жизнь. Опрошенные ученым люди рассказали о пережитом в мельчайших деталях даже спустя десятки лет.
По словам Брюса Грейсона, переживания не изменились с момента открытия Раймондом Моуди. Ученый сравнил свидетельства двадцатилетней давности с показаниями полученными и не выявил разницы.
Брюс Грейсон считает, что разум существует отдельно от мозга
Наука не способна объяснить видения клинической смерти с точки зрения физиологии мозга. Это открывает перспективы для изучения и дальнейшего развития человечества.
Видеовыступление Брюса Грейсона «Сознание без активности мозга»:
Спиритизм: общение с ушедшими
В XII веке в Европе появились первые общества людей, способных говорить с умершими. В России спиритизмом заинтересовались аристократы и царственные особы. Из дневников участников собраний становится ясно, что многие чиновники того времени не принимали решение самостоятельно. В важных вопросах они полагались на мнение духов.
Николай II сожалел в дневниках, что не воспользовался советами умершего отца Александра III
Сеансы спиритизма назывались «вертящийся стол». Покойные давали понять, что тоскуют по миру живых. Во все времена духи тянулись к оставленным семьям, к могилам, где похоронены, и к людям. Поэтому спиритизм – это единственный способ прикоснуться к миру живых.
Спиритические общества вывели основные правила контакта с духами:
- Разговаривать вежливо. Сразу после смерти души подавлены и напуганы.
- Если дух желает уйти – его следует отпустить.
- Проявлять осторожность. Известны случаи, когда медиумы умирали по неизвестным причинам.
Часто связь с духами появлялась спонтанно. Это случалось в течение 40 дней после смерти, пока душа находилась среди живых. В это время при сильной эмоциональной связи способен произойти контакт с потусторонним миром.
Видео о работе медиумов:
Крионика
Криозаморозка считается перспективной методикой изучения бессмертия. Тело пациента помещается в жидкий азот. При температуре -200 °C жизненные процессы прекратятся на сотни лет. В XVIII ученый Джон Хантер выдвинул теорию о бесконечном продлении жизни благодаря замораживанию и оттаиванию тела.
Криосохранение основано на гипотезе, что гибель человека состоит из:
- Клинической смерти.
- Биологической смерти.
- Информационной смерти.
Заморозка стабилизирует тело между биологической и информационной смертью
В 2015 году проведены удачные опыты по разморозке небольших животных и некрупных кусочков биологических тканей. Но оживить мозг человека пока остается за гранью возможного. Поэтому крионике подвергаются только умершие пациенты. По статистике, контракты с криофирмами заключило около 2 тыс. людей.
Ученые считают, что развитие технологий позволит в будущем оживить умерших. Это произойдет благодаря:
- Нанотехнологиям (создание молекулярных роботов для исправления ущерба на клеточном уровне).
- Компьютерному моделированию мозга.
- Киборгизации (пересадка человеку искусственных органов).
- 3D-печати тканей.
По этой причине некоторые подвергают заморозке только голову. Именно в ней хранится информация о личности человека. Предположительно, через 50 лет удастся оживить первого замороженного пациента.
Научно-познавательный фильм о крионике:
Заключение
С каждым годом растет количество людей, уверенных в том, что смерть – не безвозвратный процесс. Именно процесс, а не мгновение, как считалось ранее. Биологи установили, что в течение 48 часов тело умершего пытается восстановиться с помощью стволовых клеток.
В научном сообществе становятся популярны духовные практики. Исследованию подвергается медитация и анабиоз, в который впал Лама Итигэлов. Далай-лама XIV сказал, что это результат посмертной медитации и в ней нет ничего необычного.
Научное сообщество пришло к выводу, что смерть – не конец пути, а трансформация. Это подтверждают околосмертные переживания пациентов и исследование пограничного состояния крионированных тел.
В науке полно пробелов, которые со временем восполнятся. Лишь обратив внимание на мудрость поколений, человечество постигнет тайну смерти.
И в завершение документальный фильм о загробном мире: