Эссе социальное развитие и молодежь. Молодежь в современном обществе
Департамент образования и науки Тюменской области
ГАОУ СПО Тюменской области
«Ишимский сельскохозяйственный техникум»
Реферат на тему: «Социальные проблемы молодежи в современном обществе»
Направление: социальные проблемы молодёжи
Выполнила: Богомазова Н.А.
группа П-09.12.1
специальность «Продавец, контролёр,
Руководитель: Иноземцева Н.А.
Ишим 2014 г.
Введение
Основная часть
1.1 Взаимоотношения с семьей и обществом. Вседозволенность, равнодушие, эгоизм
2 Влияние средств массовой информации
3 Трудовая незанятость. Безработица. Отсутствие профессии
5 Низкий уровень здоровья
6 Половое воспитание молодежи
Литература
Введение
молодежь общество воспитание эгоизм
Одной из обособленных групп нашего современного общества является молодежь: социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленная различными социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
Именно на развитие этой ячейки опирается современное общество, возлагая на молодое поколение свои надежды и веру в успешное будущее, формируя из нее основу, фундамент нашего общества и государства в целом, на котором по истечении срока будут стоять наши культурные, социальные, нравственные и материальные ценности. Но до достижения этого порога молодежь, как субъект нашего общества, претерпевает определенные этапы роста и развития, т. е. социальную адаптацию, которая ведет к определению волнового характера современной молодежи. К сожалению, с определением основного становления характера этой общности связано множество факторов, именуемых социальными проблемами, которые можно объединить в несколько групп.
1. Основная часть
1 Взаимоотношения с семьей и обществом. Вседозволенность, равнодушие, эгоизм
К сожалению, одной из причин социальной деградации молодежи является безразличное отношение к той среде, в которой она находится - это, прежде всего, семья и общество. Об этом говорят многочисленные опросы, проводимые социологами среди молодежи. Так доминирующим звеном в системе ценностей современной молодёжи выступают деньги, образование и профессия, а так же деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие. В свою очередь стимул, определенное стремление зарабатывать своим трудом средства дохода на подобные запросы у современной молодежи практически отсутствует. Отсюда вытекают определенные последствия - образование семьи отходит на последние ниши в планах становления. Развивается преступность в стремлении к получению материальных благ (мошенничество, воровство, грабежи, преступления особой тяжести), образуется сексуальная распущенность, равнодушное отношение к членам своей семьи (недостойное отношение, прежде всего к родителям, братьям, сестрам и прочим родственникам), к которому приводит стремление к независимости и самоутверждению в определенных кругах нашего общества. Обратной стороной подобного социального поведения является скорейшее падение в глазах остального общества, нередко приводящее к иждивенческому существованию, зависимости от семьи и государства.
2 Влияние средств массовой информации
В современном обществе СМИ - это распространение развлекательной, политической, элитной и другой информации, в своем большинстве направленной на привлечение молодежи к своему содержанию. Вошло в практику использование СМИ в коммерческих целях как средство дохода. В 70% всего своего содержания, преподносимая информация несет в себе развлекательный разножанровый характер, не приносящий при этом никакой пользы для общества - фильмы ужасов, порнография, самостоятельно снятые фильмы, называемые "Home video" и другая информация, именуемая общественным мусором. Более всего угнетает распространение информации порнографического содержания, нередко с моментами жестокого насилия. Реакция большого количества молодых людей на снятые фильмы подобного рода или любительские ролики ужасающа - они уподобляются антигероям, мечтая самим участвовать в подобном или, что еще хуже, стараются воплотить свои помыслы в реальности.
Техническим прорывом в истории развития СМИ является сеть Интернет. И здесь содержится очень много угнетающей информации, дезинформации, легкодоступной для молодежи и негативно влияющей на ее сознание.
Это в свою очередь приводит к развитию массовой агрессии, подражанию вымышленным, нередко отрицательным, персонажам, развитию преступности.
3 Трудовая незанятость. Безработица. Отсутствие профессии
Бедность и материальное неблагополучие приводят к отсутствию образования у большого количества молодых людей, что приводит к получению недостаточно востребованной профессии на рынке труда, соответственно с низкой заработной платой по общепринятому прейскуранту в российском обществе. В свою очередь из - за невостребованности определенной профессии молодые люди становятся безработными, а значит и материально необеспеченные, что может неизбежно привести к потере себя, как индивида социума, к употреблению алкоголя, наркотиков, токсичных и других веществ, наносящих непоправимый ущерб здоровью.
Еще одним фактором трудовой беспомощности молодого поколения является собственное нежелание работать и обеспечивать себя и свою семью. Инфальтивное и довольственное отношение к своему сосуществованию приводит к иждивенческому образу жизни, отягчающего жизнь семьи и общества в целом, а значит, приводящего к деградации такого слоя общности, как молодежь.
Еще одной немаловажной проблемой является проблема трудоустройства молодежи в сельской местности. Как известно, проживая в сельских поселениях, практически невозможно найти себе работу с достойной заработной платой даже имея хорошее образование. Молодежь привлекает высокий заработок труда, когда как сельские специалисты в различных областях получают немногим выше прожиточного минимума. Люди, работающие в сфере образования, в последнее время получают более достойную поддержку государства, чем в недалекие годы. По-прежнему остается тяжелой ситуация с оплачиваемым трудом таких специалистов, как ветеринары, работники культуры, продавцы, работники сельхозпредприятий. Имея возможность достойно работать в городах, получая удовлетворяющую по всем показателям зарплату, молодежь, не раздумывая, покидает сельскую местность, таким образом, оставляя бесплодными многие возможности.
Также немаловажной проблемой является трудоустройство молодых специалистов. Которые еще вчера были студентами и обучающимися. Во многих организациях при трудоустройстве приветствуется наличие стажа у будущего работника, которого, по понятным причинам, у вчерашнего студента быть не может.
Проблематичным является и трудоустройство для молодых матерей, у которых один и более детей. Конечно, работодатель учитывает ту ситуацию, в которую может попасть молодая мать - больничный по уходу за ребенком, устройство детей в детские сады, декретные отпуска и др. на этот период времени работодателю нужно будет искать замену временно отсутствующему работнику, что является ненужной потерей времени и некоторых издержек со стороны последнего. Потому в организациях отдают предпочтение работникам средних лет с имеющимся опытом работы.
4 Непатриотическое отношение к Родине
Подобное отношение к своей Родине построено на недоверии к власти, государству. Так, например, в последние годы много раз запятнывалась честь Российской Армии, при выходе на обозрение всей страны многих ситуаций, связанных с избиением, унижением военнослужащих офицерами или сослуживцами пострадавших солдат.
Антиморальное поведение, увеличение таких общностей, как скинхеды или другие неформальные группы, разрушают первоочередное истинное отношение к своим истокам, а также искажение истории России, великих битв и побед.
Много раз история нашей страны переписывалась, обрастая новыми событиями, а то и легендами, иногда не столь украшающих нашу Родину, сколь порочащих ее. (Тому свидетельство множество примеров из истории Великой Отечественной Войны, в которой для многих стран наша страна в те годы была освободительницей, а в наше время наши герои признаны оккупантами и захватчиками).
Плохо сложившаяся обстановка на рынке труда, в сфере образования так же разрушительно влияет на сознание современной молодежи. Зазывающие легкой жизнью западноевропейские страны высокими и стабильными заработками нередко перетягивают «умы» России на свою сторону, в то время как наше государство вполне могло бы само обеспечить свои дарования.
Во многих сферах (особенно в области науки) нашим специалистам элементарно не хватает специального оборудования или финансовых средств для воплощения своих многочисленных идей в жизнь.
Подражание западноевропейским странам и равнение их стандартам приводит к уничижительному отношению к российским достижением, в таких областях, как кинематограф, или российская продукция на мировом рынке.
Все это ведет к разрушению веры среди молодого поколения в себя и в свое государство, к неподобающему отношению к истокам своей Родины.
5 Низкий уровень здоровья
За последние десятилетия численность молодого населения сокращается. Связано это с высоким уровнем различных заболеваний среди молодежи и ее смертности. Отношение к своему здоровью современного общества можно назвать халатным - то же чрезмерное употребление алкоголя и наркотиков, беспорядочной половой жизни ведет к смертности среди молодежи и рождаемости детей - инвалидов с физическими и психическими отклонениями.
Неправильное питание, пассивный образ жизни, проводимый в основном, возле экранов телевизоров и компьютеров, постоянные психические нагрузки приводят к сильному нарушению здоровья молодежи. Также к снижению численности ведут повышенная в нашей общности агрессия, расовая неприязнь, преступность, которые часто становятся причинами убийств, насилий и суицидов.
Радует тот факт, что молодое поколение нашей страны, наблюдая деградацию своей ячейки современного общества, все же принимает меры по восстановлению своего здоровья - как физического, так и психического. В подтверждение этому - вспыхивающие как очаги гражданской революции, очаги молодежных движений за здоровый образ жизни по всей стране, ведущие борьбу со многими вредными привычками, присущих человеческой натуре. Но одной только деятельности подобных движений мало - нужна и поддержка государства, а так, же семьи и общества в целом.
6 Половое воспитание молодежи
В нашем современном обществе также есть некоторые проблемы, связанные с половым воспитанием. Если совершеннолетними у нас считаются граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, то планка полового взросления продвигается на несколько лет вперед - это четырнадцать, пятнадцать и шестнадцать лет.
В чем причина столь раннего полового созревания? И есть ли оно на самом деле, или просто принято считать, что молодежь нынешнего поколения быстрее « созревает»?
На самом деле готовность к половой жизни в организмах молодых людей наступает намного позже, а причины активной половой жизни еще не взрослых, но уже не детей, а точнее выразиться - подростков. Кроется в другом.
Недостаточное половое воспитание в семье. Известно, что многие родители считают неприличным или стесняются, или не считают необходимым обсуждать в семье с детьми такие важные вопросы, как ранние сексуальные отношения, беспорядочная половая жизнь. Виды контрацепции, различные половые заболевания.
Ранняя половая жизнь приводит к нежелательным беременностям молодых девушек, огромному количеству абортов, брошенных детей. Участились случаи преступлений в отношении к новорожденным детям - их попросту выбрасывают в мусорные контейнеры, подъезды и даже общественные туалеты, оставляют в холодное время года замерзать на улице или попросту убивают. Возрастает количество половых заболеваний, связанных с беспорядочной половой жизнью. Что говорить об образовании молодой девушки, которая в пятнадцать - шестнадцать лет становится молодой матерью. В стране появилось огромное количество неполноценных семей - попросту матерей-одиночек.
В российских школах и других учебных заведениях не приветствуется предметная программа по половому воспитанию детей и подростков, между тем как в других странах эти действия давно и с успехом используется, так в США около 95% образовательных учреждений проводят подобные программы. А закон об их внесении в образовательный процесс был принят еще в 40-е годы.
Заключение
Для благополучного развития нашей молодежи и построения крепкого и прочного фундамента, прежде всего обществу, государству и семье нужно научиться взаимодействовать, находить и развивать общие цели и задачи.
Общество должно поддерживать любые порывы и цели молодежного направления, ведущего к улучшению качества жизни, способствовать развитию творческих способностей, поддерживать морально и помогать развиваться в любых сферах деятельности, взаимодействовать с государством и семейным институтом.
И наконец, прежде всего в семье формируется личность человека, индивид, приносящий свой опыт взросления и воспитания в семье в слои общества. Именно те качества, которые были привиты человеку в детстве, он впоследствии переносит в свою группу. А это означает, что именно семья должна передать своим будущим потомкам значение великого будущего, привить любовь и уважение к семейным традициям, научить ценить и уважать окружающих людей, относится к себе с чувством гордости и с чувством выполненного долга перед своей Родиной.
Именно тогда под ногами современного молодежного общества выстроится надежный и прочный фундамент нашего светлого будущего.
Литература
1. Аносов А.П. Проблемы молодежи. М.:Инфра-М, 2007
Баранов А.П. Социальная работа с молодежью. М.:Инфра-М, 2009.
Васильева П.Р. Молодежная политика в России. М.:Инфра-М, 2006
Махмутова Н.Н. Молодежный рынок труда. М.:Инфра-М, 2008
Николаева П.П. Молодежь в социальном пространстве России. М.:Инфра-М, 200
Эссе «Социальные проблемы молодежи
в современном обществе».
Молодежь–это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества. Это число значительно меньше числа граждан в начале XXI в. Такое изменение численности молодых граждан обусловлено их образом жизни. Особую тревогу вызывает высокая смертность среди молодых людей, что связана с частыми несчастными случаями , с большими проблемами со здоровьем молодых. А с этим тесно связана проблема с низкой рождаемостью.
Молодежь – это совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности .
Легко ли быть молодым?
Этот вопрос актуален во все времена. Я считаю, что быть молодым трудно, потому что у сегодняшней молодежи много обязанностей и развлечений. В этот период каждому приходится сделать правильный шаг, выбирать правильные пути решения проблем.
А какие же проблемы волнуют молодежь?
Основными социальными проблемами являются:
· Вредные привычки (алкоголизм, наркомания, табакокурение);
· Подростковая преступность;
· Беспризорность;
· Безработица;
· Интернет;
· и многие другие.
Социальные проблемы– это вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьезными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению.
Алкоголизм–заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю, с психической и физической зависимостью от него.
Наркомания–хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.
Табакокурение– вдыхание дыма тлеющих высушенных или обработанных листьев табака, наиболее часто в виде курения сигарет, сигар, сигарилл, трубок или кальяна.
Употребление молодежью алкоголя, токсических и наркотических веществ приобретает угрожающий характер, что является девиантным поведением молодых людей. По данным исследователей, большинство старшеклассников в той или иной мере употребляют алкогольные напитки, от 2 до 25 % старшеклассников так или иначе знакомы с употреблением наркотиков. До 20 % российских подростков имеют опыт употребления токсических средств, 40% госпитализаций в психиатрическую клинику составляют подростки с преступным поведением в сочетании с токсикоманией. В их криминальном поведении начинают преобладать корыстно - насильственные преступления, а также изготовление, хранение и сбыт наркотических средств.
Беспризорность–социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Беспризорными становятся дети, у которых прекращается связь с семьей, родственниками; которые проживают в местах непредназначенных для человеческого жилья, добывают средства жизни попрошайничеством, воровством.
По приблизительным подсчетам МВД, в России более 700 тысяч детей-сирот, 2 млн подростков неграмотны, более 6 млн несовершеннолетних граждан России находятся в социально неблагоприятных условиях. Наряду с беспризорностью остро стоит и проблема безнадзорности подростков, оказавшихся без должного родительского внимания, причем на каждого беспризорника приходится по 2-3 безнадзорных ребенка. Сложившаяся ситуация, представляет серьезную опасность для развития нашего общества.
Безработица–социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.
Наша страна находится в кризисной ситуации, не прекращавшийся долгие годы спад производства привел к сокращению спроса на рабочую силу. И соответственно – росту безработицы . И это является на самом деле огромной проблемой для всей молодежи.
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи. При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи должен осуществляется целый комплекс мер.
Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. Социальные проблемы молодежи до сих пор актуальны, но нынешнее развитие современного общества требует кардинального пересмотра всей политики государства и воспитания молодежи в отношении данных и других социальных проблем, а также перевоспитание взрослого населения как авторитета для молодежи.
Список литературы:
http:///articles/76-socialnie-problemi-molodezhi. html
http://www. *****/poleznoe_pisma_1.html
- 106.00 КбМинистерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
ГОУ СПО «Увинский профессиональный колледж»
Реферат
по обществознанию
На тему: Социальное развитие и молодежь.
Работу выполнила: Тюляндина Т.Н.
Студентка группы: 291
Руководитель: Филатова Л.В.,
Преподаватель обществознания
Проверил:____________________
Оценка:______________________
«______________________» 2010 г.
пос. Ува, 2010 г.
Введение……………………………………………… …………………………………..3
1.
Социальное развитие человека…….………………………………………………… .4
2.
Молодежь как социально- демографическая
группа………………………............... .6
2.1.
Молодежь (демографическая характеристика)……………………………………. 6
2.2
Молодежные субкультуры…………………… ……………………………...............7
2.3.
Проблемы молодежи………………………………… ……………………………..12
Заключение…………………………………………………… ………………………....13
Литература…………………………………………………… ………………………….14
Введение.
Изменения, охватившие все сферы общественной жизни в нашей стране, пожалуй, наиболее остро проявляются в социальной сфере. Их характер очень сложен и противоречив.
Социализация человека - установление связей между индивидуумами и освоение социальных навыков. Социальные связи человека различны в разные периоды его жизни – от рождения до старости.
Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально- историческую природу. И зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации . Социологическое исследование молодежи предполагает единство анализа социально-классового деления общества и системно-структурного подхода, прослеживающего особенности положения и социальных функций молодежи в ряду других возрастных групп данного общества, на основе определенного способа производства и более широкого исторического анализа.
В своей работе я хочу разобраться: что же такое социальное развитие человека, и рассмотреть молодежь с точки зрения социологии и демографии. Также я рассмотрю, с какими проблема она сталкивается.
1.
Социальное развитие
человека.
С первых же часов жизни человека начинается
процесс его социализации
- установление связей между индивидуумами
и освоение социальных навыков. Отчасти
этот процесс зависит от врожденных механизмов
и созревания нервной системы, однако,
прежде всего он определяется тем опытом,
который человек получает на протяжении
всей жизни.
Этапы социализации:
Первое детство.
Для образования связи между ребенком и каждым из его родителей наибольшее значение имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования этих связей лежат взгляды, движения и особенно улыбки ребенка. Cо второй недели жизни новорожденный не только проявляет интерес к человеческому лицу, но и отличает лицо своей матери. Между 8 и 12 месяцем начинают четко проявляться привязанности ребенка. Он разражается криком и плачем, когда его забирают от матери (или от лица, постоянно ухаживающего за ним). Это - не страх перед незнакомым человеком, а неузнавание в нем черт материнского. Граница этого этапа имеет происхождение в когнитивной сфере: именно в 7 месяцев ребенок начинает активно искать исчезнувший внезапно предмет, то есть формирует у себя представление о постоянстве (перманентности) предмета (до того, если закрыть игрушку бумажкой, ребенок мгновенно о нем забывает). Кроме того, именно постоянное присутствие социального партнера приводит к формированию у ребенка представления о собственной перманентности.
Показано также большое значение надежной социальной привязанности (в первую очередь - присутствия матери) для освоения ребенком незнакомых мести налаживания социальных контактов с другими детьми. В то же время, как уже говорилось, эмоциональное общение ребенка со взрослым - ведущая деятельность младенца. Эта деятельность трудна для ребенка, поэтому нельзя постоянно тискать младенца, таскать его на руках и требовать его внимания, как это часто делается.
Детство и отрочество.
В преддошкольном возрасте (1 - 3 года) формируется основной механизм социализации и социального развития - речь, что позволяет:
· включать социально-фиксированные эталоны в персептивную деятельность ребенка, то есть происходит переход к опосредованности понятий;
· включать произвольность в память и другие формы поведения (то есть идет переход "наблюдать - смотреть". "Запоминать - выучивать" и т.д.); так формируется волевое регулирование, являющееся, кстати, основным показателем готовности ребенка к школе.
В этом же преддошкольном возрасте начинается формирование собственного "я". Тем не менее, к концу преддошкольного возраста "я" ребенка представляет собою весьма неустойчивый, элементарный, недифференцированный комплекс, включающий представление о своих простейших индивидных и социальных характеристиках. Ребенок начинает называть себя по имени, выделять себя как постоянное целое из текущего потока изменяющихся собственных действий и состояний. Так, очень долго ребенок называет себя "он/она", практически только к трем годам он начинает говорить о себе "я". К трем годам он может произвольно изменить поведение и затормозить непосредственные импульсы по словесному приказу взрослого.
Первый этап социального развития (3 - 6/7 лет) - дошкольный возраст .
Что может ребенок к 6/7 годам?
Природные формы психики приобретают вербальность (связывает воспринимаемый объект со словом), произвольность (поступает не импульсно, а сознательно), опосредованность (тормозит свои реакции; волевая регуляция). Возникают нравственные оценки (хорошо - плохо), хотя еще неадекватные и в общей форме. Пример: на вопрос "что такое доброта" дается либо конкретный пример, либо общее понятие "это дядя хороший". Ребенок усваивает нравственные оценки как от общения со взрослыми, так и в непосредственной практике детского коллектива; важно, чтобы между этими каналами не было разрыва. Появляется определенный социальный статус ребенка в группе.
Обобщая, можно сказать, что к концу дошкольного периода у ребенка формируется готовность к обучению.
Второй этап социализации - школьный возраст.
Социальные воздействия принимают систематизированную форму. Формируются социальные характеристики - характер, процесс целеполагания, мотивационно-потребностная сфера и т.д. Здесь особенно большую роль играют группы сверстников, особенно для развития идентификации и формирования установок. Показано, что подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими (даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и общине, что и сам подросток). На этой стадии тесно связаны дружба и сексуальность. Так, у подростка "хороших друзей" обычно меньше, чем в любом другом возрасте (не более 5), но среди них больше представителей другого пола
Зрелость.
Происходит развитие познавательной сферы, освоение новых социальных ролей (субъекта деятельности, родителя, начальника, пенсионера и т.д.). Объем социальных контактов в это время значительно варьирует. Так, обычно больше всего друзей у молодых взрослых людей, состоящих в браке (в среднем - 7 чел.). Они подбираются по сходству вкусов, интересов и склада личности, взаимности в помощи и обмене откровенностями, совместимости на основе взаимного удовольствия, извлекаемого из общества друг друга, удобству общения в географическом отношении, взаимному уважению. В расцвете зрелости приоритеты отдаются деятельности, направленной на достижение поставленных жизненных целей; поддерживаются только самые прочные связи. Число друзей снижается до 5 и менее.
В старческом возрасте баланс "социальное-биологическое», сдвигается в сторону биологического. Нужно отметить все усиливающуюся ретардацию старения – отодвигание собственно старческого возраста, то есть сохранение продуктивного периода вплоть до смерти. С приходом старости и в связи с драматическими событиями, дружеские связи укрепляются, особенно, когда друзья оказываются в сходной ситуации. Среднее число друзей у человека, ушедшего на покой, составляет 6 чел.
2.
Молодежь как социально- демографическая
группа.
2.1.
Молодежь (демографическая
характеристика)
Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).
В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.
Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.
По данным переписи населения 1989г. молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4%. За 10 лет (с 1979г.) численность молодежи сократилась на;.8 млн. человек и эта тенденция развивается.
С 1989 по 1999 годы численность продолжала сокращаться. По современным данным численность давно упала ниже 30 млн. человек, точных данных привести невозможно, так как различные источники указывают различные цифры.
Современную численность молодежи покажет перепись населения, которую собираются провести.
Падение рождаемости в Российской Федерации привело к "старению" молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.
Молодежь
составляет 41% населения России в
трудоспособном возрасте. В народном
хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых
людей. Однако доля молодежи среди занятых
в народном хозяйстве постоянно
снижается, особенно среди рабочих
промышленности, строительства и транспорта.
В связи со структурными изменениями,
происходящими в экономике, растет доля
молодежи в непроизводственной сфере.
А это требует внесения изменений в структуре
ее трудовой подготовки и переподготовки.
Численность молодежи на селе за 10 лет
сократилась на 25% и составляет лишь около
9% сельского населения России.
2. Молодежь как социально-демографическая группа………………………................6
2.1. Молодежь (демографическая характеристика)…………………………………….6
2.2 Молодежные субкультуры…………………………………………………...............7
2.3. Проблемы молодежи………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………………....13
Литература……………………………
Молодежь является большой социально- демографической группой, которая объединяет в себе индивидов на основе социально- психологических, возрастных, экономических характеристик.
Молодежь в современном обществе
С психологической точки зрения молодость является периодом формирования самосознания, устойчивой системы ценностей, а также социального статуса. Молодежь представляет самую ценную, и одновременно самую проблематичную часть общества.
Ценность молодого поколения заключается в том, что как правило, его представители обладают повышенной целеустремленностью, способностью усваивать большие объемы информации, оригинальностью и критичностью мышления.
Однако эти достоинства порождают определенную проблематику реализации и существования молодежи в обществе. Так критичность мышления зачастую направлено не на поиск истины, а на безапелляционное отторжение уже существующих норм и догматов, которыми руководствуются другие члены общества.
Для современной молодежи также характерны новые негативные качества, которые отсутствовали у их предшественников, в частности, отрешенность от окружающего мира, нежелание работать, повышенный негативизм.
Молодежь как социальная группа
Зачастую под понятием «молодежь» подразумевают большую социальную группы, которая состоит из лиц от 16 до 25 лет. Границы молодежного возраста могут быть подвижными: так в развитых странах в молодежную группу входят люди в возрасте 14-30 лет.
На эту социальную группу оказывают влияние такие социальные институты как школа, ВУЗ, семья, трудовой коллектив, стихийные группы и средства массовой информации.
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте
В юношеском возрасте каждый человек сталкивается с необходимостью смены социальной роли. Зачастую первая семена социальной роли происходит в момент окончания школы: школьник приобретает статус студента.
Следует отметить, что до этого времени школьник уже занимает определенные социальные позиции (дочь, сын сестра, брат). В дальнейшим при их сохранений, в юношеском возрасте приобретается статус работник.
Как показывает статистика, на сегодняшний день многие подростки приобретают статус работника раньше, нежели статус студента. Это является причиной нестабильной экономической ситуации.
Молодежная субкультура
Молодежная субкультура – часть культуры общества, члены которой отличаются своим поведением от подавляющего большинства, и как правило являются представителями молодежи.
Молодежная субкультура – широкое понятие, которое включает в себя множество культур, имеющих собственную систему ценностей манеры поведения. Молодежные субкультуры формируются под воздействием социально-экономических изменений.
Тема урока: «Социальное развитие и молодежь».
«О молодость! Молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести
состоит не в возможности все сделать,
а в возможности думать, что все сделаешь.»
И. Тургенев
СЛАЙД № 2
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник Л.Н.Боголюбова «Обществознание» 10 класс (базовый уровень)
Мультимедиа компоненты к уроку: - презентация "Социальное развитие и молодежь".
Цели урока:
1.Обучающая:
Рассмотреть молодежь как социальную группу
Сформировать представление о молодежной субкультуре
2. Развивающая :
Развитие навыков и умений применять полученные знания в повседневной жизни, умения делать выводы, анализировать и систематизировать полученные знания.
3.Воспитательная
Формирование и воспитание:
толерантности, ответственности, приверженности к общечеловеческим ценностям;
Развитие личности, ее духовно-нравственной культуры, повышение общественной и гражданской активности.
Структура урока:
1.Организация урока. - 2 мин.
2. Учитель:
План урока:
Вступление.
Понятие молодежи как социальной группы.
Современное российское общество и его требования к современной молодежи
Особенности социального положения молодежи.
Особенности социально – психологических качеств молодежи.
Неформальные группы.
Ценности и приоритеты современной молодежи.
Молодежная субкультура.
Эмо и готы.
Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА.
Вступление
Учитель: Свой урок я хочу начать с цитат
Цитата первая.
«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.»
Цитата вторая.
«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна»
Цитата третья.
«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек».
Цитата четвертая.
«Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».
Как вы думаете, какому времени принадлежат эти цитаты?
(ответы- предположения детей)
Выступая перед общим собранием Медицинского общества города Портмунда (Англия), доктор Рональд Гибсон начал свой доклад четырьмя цитатами.
После того, как часть аудитории разразилась аплодисментами, доктор Гибсон открыл имена авторов цитат. Первая заимствована у Сократа (470-399 гг. до н. э.); вторая у Гесиода (ок. 720 г. до н. э.); третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. э.; четвертая обнаружена совсем недавно на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка – свыше 3000 лет.
Подобные высказывания мы зачастую слышим и сейчас о нашем молодом поколении. Молодых часто обвиняют в инфантилизме - стремлении к иждивенчеству, требовании постоянной заботы других о себе, пониженной критичности по отношению к себе. Такие проявления не редкость, но общество в целом признает, что у молодежи достаточно развито чувство ответственности, способность принимать решения, руководствуясь не только личными интересами, но и гражданскими чувствами.
Учитель: Как вы думаете, о какой социальной группе сегодня пойдет речь на уроке?
(ответы детей)
(открыли тетрадь и записали тему урока)
Социальное развитие и молодежь
Учитель: в течении урока мы с вами попытаемся найти ответ на вопрос:
(вопрос появляется на доске и находится там, в течение уроков)
Учитель: Так какая она современная молодежь? Почему во все времена молодежь противостоит социуму и как она реагирует на это противостояние? Сегодня на уроках попробуем дать ответы на эти вопросы.
Так какая она молодежь? Постараемся составить ее портрет.
(на доске висит ватман на котором пишутся ответы учащихся)
Понятие молодежи как социальной группы.
Учитель: Какие слова-ассоциации возникают у вас при слове молодежь?
Понятие «молодёжь» не столько возрастное, сколько социальное и историческое. В разное время и в разных обществах под эту категорию попадали молодые люди различного возраста. К примеру, те, кого мы сейчас называем молодёжью, столетие назад, вовсе таковой не считалась.
В современном мире к молодежи как к социальной группе принято относить людей в возрасте от 16 до 25 лет. Все большую значимость для человека этого возраста приобретают его внутренний мир, собственные мысли чувства, осознание своей неповторимости.
Обратимся к учебнику и посмотрим какое определение дают молодежи социологи как социальной группы:
Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет (30), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
(предлагаю записать его в тетради)
Каковы особенности современной молодежи .
Наша группа экспертов провела социологическое исследование в котором мы попытались выяснить каковы особенности современной молодежи?
Вопросы исследования:
Существует ли сегодня проблема «отцов и детей»?
2. Почему старшее поколение критикует современную молодежь?
3. Есть ли у молодых людей вредные привычки? Какие они? Как с ними бороться? Почему
они возникают?
4. Есть ли проблемы у молодежи?
5. «Потерянное поколение» –вы согласны с таким термином по отношению к молодежи?
6. Интересуются ли молодые люди политикой?
7. Насколько самостоятельны современные молодые люди?
8. Есть ли идеалы у современной молодежи?
9. Молодые люди: потребители или созидатели?
3. Учитель: как-то один из великих писателей Англии Уильям Шекспир сказал: «Вся жизнь театр, а люди в нем актеры». Мы все играем в своей жизни роли, но не простые, а социальны, хотя они мало отличаются от ролей не помостсках сцены. а какие роли играете вы, ведь вы как мы уже поняли,относитесь к категории молодежи? Чем характеризуются ваши социальные роли?
Предлагаю вам поработать в группах и охарактеризовать социальные роли, которые играет современная молодежь
(работа с документом в группах)
Современное российское общество и место молодежи в его структуре.
Для того чтобы ответить на данный вопрос Предлагаю вам поработать с параграфом №19 стр 207-208 и составить кластер. который нам поможет выявить круг требований.
(Схема кластера находится на каждом столе, у каждого ребенка.)
Какие проблемы существуют у молодых?
Работа с документом
как решаются в нашем городе эти проблемы?
(выступление специалиста по делам молодежи Щербининой М.Н)
Урок №2
6.Учитель: Легче всего решать свои проблемы, если их решать вместе. Необходимы объединения, организации, комсомол ушел и на его место пришли молодежные субкультуры.
Что такое субкультура?
Об это мы узнаем из выступления учащегося (сообщение)
7.Учитель:
Учащиеся познакомились с молодежными субкультурами более подробно и результаты своих мини исследований представят нам, а мы с вами решим правильный ли это выбор: уход от реальности в субкультуры
8.Учитель: А теперь, ребята, я предлагаю подискутировать на тему: «Место молодежи в современном мире»
Социализация молодежи
Молодежь в современном обществе ничего не решает, от нее мало что зависит
Именно молодежь знает, что ей нужно в будущем, и она определяет многое
9.В завершении нашего разговора я предлагаю вам написать синквейн, главным словом которого станет слово молодежь
10 Учитель: Ребята, помните с чего мы начинали с вами занятие. Мы поставили перед собой вопрос: Есть ли у нас достаточные основания для того чтобы утверждать, что молодежь- объединяющая сила общества. И сейчас я предлагаю вам сменить знак вопроса. Который мы поставили с вами в конце данного утверждения на восклицательный знак.
Выставление оценок. Д/З №19 Эссе «Молодежь счастлива тем, что у нее есть будущее» Н.В.Гоголь
Приложение №1
Именно в этом возрасте важно получение образования , ведь без этого практически невозможно найти своё место в обществе.
Именно сейчас остро стоит проблема досуга, неформального общения . Именно в молодом возрасте приобретаются друзья – часть из них останутся самыми надёжными друзьями.
Именно в этом возрасте важно отделиться, вылететь из родительского гнезда и приобрести самостоятельность.
Именно в период становления важно состояться экономически , не зависеть от родительского кошелька, но встаёт проблема экономической несостоятельности, и как следствие, проживание в семье родителей. Это формирует инфантильность.
Очень важно трудоустроиться, но работодатель предпочитает опыт, которого нет у молодых – молодёжная безработица в 2 раза выше общей: 26% против 13%.
Именно поколению молодых людей необходимо закладывать некий фундамент своего будущего общества, но решения за них принимаются взрослыми политиками, без учёта их интересов. Объясняется это зачастую политической апатией.
Как ни в одном возрасте, необходимы объединения, организации , но комсомол ушёл в прошлое, а подобной или достойной альтернативы не создают ни сами молодые, ни взрослые.
Часто многие взрослые, решая проблемы выживания, зарабатывая на достойную жизнь, просто не в состоянии ни понять молодых, ни побыть рядом с молодыми. Теряется очень важная, хрупкая нить поколений.
У молодых теряется доверие к взрослым , с большим трудом вписывающихся в современные рыночные отношения, цепляющихся за идеалы прошлого.
Проще уйти в виртуальный мир , жить, не выходя из дома и паутины,
Немало таких сил, использующих молодых в силу их легковерности, но это манипуляция естественно, не в интересах молодых, часто это экстремистские, полукриминальные или откровенно криминальные структуры. Да и у молодых есть большой соблазн решить проблемы махом, что выгодно политикам-популистам, радикалам различного толка.
Проблемы существуют, это очень серьёзные проблемы, без решения которых не решить жизненно важных задач.
Наверное, неслучайно, в государстве уделяется большое внимание молодежи (2009год былобъявлен годом молодёжи наверное, это признание и важности молодёжи, и видение её проблем.
Для чего нам важно это?
Ожидаемый ответ: Каждый школьник на пороге взрослой жизни задумывается о перспективах своей деятельности, мечтает добиться определенного успеха. Алгоритма поведения для всех стремящихся к успеху нет, но социология дает нам некоторые советы.
Исследования показывают, что в молодёжной среде усиливаются прагматическая ориентация, стремление к материальному достатку, высокому заработку, хорошим жилищно-бытовым условиям и т.п. В целом это положительная тенденция, поскольку в качестве целевого ориентира реализуется высокая экономическая активность молодёжи. Преобладает нацеленность на работу в условиях рыночной экономики. Исследователи отмечают, что молодёжь лучше адаптируется к рыночным условиям, чем старшее поколение, глубже входит в современную экономическую систему.
Не может не настораживать: в трудовой мотивации приоритет отдаётся не возможности самореализации в труде , а получению высокой зарплаты .
Вторая после прагматизма черта ценностной ориентации молодежи сегодня- индивидуализм . Ещё в 1998 г. 70% молодёжи считали, что в жизни надо думать прежде всего о себе, о своём здоровье, семье, друзьях и детях, ибо будущее зависит от них самих. В целом это позитивно. В важности развития индивидуализма мало кто сегодня сомневается, однако процесс индивидуализации явно переходит меру. Молодые люди не способны согласовывать свои личные стремления с общими , самоограничиваться. В результате они вступают в конфликт с обществом по многим линиям. Ценности-цели человеческой жизни (труд, образование, творчество, культура искусство, познание) из ценностей-целей превратились в ценности-средства, то есть происходит примитивизация , выхолащивание духовного, возвышающего начала.
Согласно результатам опросов, среди российской молодёжи заметна гедонистическая направленность личности – 75% полагают, что не следует упускать развлечений и удовольствий . Только 44% настроены служить другим людям, только треть считают нравственным долгом заботу об обездоленных. Прагматизм и гедонизм может привести к нарастанию в обществе эгоизма, цинизма, экстремизма и агрессивности.
Участие в политической жизни
в шкале ценностных суждений в ходе анкетного опроса учащихся старших классов заняло последнее место (6%). По самооценке лишь треть имеет сложившиеся политические убеждения, 30% и 37% вообще не обладает либо никогда не задумывалось об этом.
Одна треть старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге «ничего неделание» , в то время как познавательная, креативная, эвристическая функции не реализуются совсем или недостаточно. Образование для школьника и студента отходит на второй план перед реализацией экономических (заработать деньги) и досуговых (интересно провести время) потребностей .
Кризис института семьи, подавление индивидуальности и инициативности молодёжи представителями взрослого мира приводит к социальному и культурному инфантилизму , с другой стороны – к прагматизму и социальной неадаптированности противоправного или экстремистского характера. (Д.Никольский)
Социализация в России В любую историческую эпоху молодёжи приходится нелегко в силу маргинальности её социального положения. Сегодняшние молодые россияне поставлены в вдвойне экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного
сознания. В отличие от старшего поколения им нечего терять, но и приобретать также нечего, ибо старшие, не жившие в капиталистическом обществе, не могут ничем помочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее – обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации , отрицание прежних норм или гибкость , приспособляемость к новым условиям, безграничная свобода межличностных отношений или семья как оплот успеха.
Динамика социальных изменений
Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления «отцов», их попыткам реставрировать прошлое.
Ушел в историю миф, что «молодым везде у нас дорога». Невозможность удовлетворить потребности за счет хорошей учёбы, добросовестной работы формирует у одних неуверенность, у других – циничное отношение к жизни, установку «деньги не пахнут», способствуют преступному поведению. Так называемая рыночная экономика жестока к людям, особенно к слабым и неприспособленным к тяготам жизни, привыкшим к постоянной опеке. Состояние неопределённости в будущем, необходимость платить за получение образования, рост безработицы, пренебрежительное отношение правительства к жизненным заботам подрастающего поколения приводят к запрограммированному неблагополучию молодёжи.
(Лисовский В.Т.)
В современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности.
(Клименко А., Румынина В.)
Современный молодой человек имеет гораздо большую свободу образцов поведения, выбора профессии, спутников жизни, стиля мышления, чем его сверстник 20-30 лет назад. Уровень его запросов характеризуется максимализмом , не соотносятся с его призванием, способностями, что часто ведет к нереализованности планов и связанными с ними разочарованием, неудовлетворённостью сделанным выбором.
У немалого числа молодых людей отсутствуют четко выраженная личностная самоидентификация , сильны поведенческие стереотипы.
Социальное отчуждение проявляется прежде всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». Вместе с тем эмоциональность, легковерность, психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.
Приложение №2
Социальные роли молодежи (документ отдельно)
Приложение №2
Итоги социологического исследования: Опрос проводился среди учащихся 9-11 классов, всего было опрошено 40 человек.
Современная молодежь осознает. что проблема «Отцов и детей» существует, и причина этой проблемы кроится в непонимании интересов современной молодежи, взрослые считают,что прожили достаточно долго и они могут диктовать свою волю, старшее поколение не успевает за современным прогрессом, а значит и за потребностями молодежи. Молодое поколение, то есть вы осознаем. Что мы не идеальны. У современной молодежи есть вредные привычки, которые возникают из желания попробовать что-то новое, или просто выглядеть круто, а может из-за того, что молодое поколение тоже подвержено стрессам. Изменения в нашем государстве лишили молодых глобальных целей в своей жизни и с термином «потерянное поколение» согласились все респонденты нашего опроса. Ответ на вопрос о политике вызвал неоднозначные ответы, половина опрошенных сказали да, половина нет. Вопрос о самостоятельности, тоже дал неоднозначные результаты 25% ответили что самостоятельны, 36% ответили что частично и остальные 49% ответили что молодежь зависит от родителей. Вопрос о идеалах разделил опрошенных практически на равные части, т.к одна часть считает что идеалы есть, другая что нет, он ни один из опрошенных не хотел бы строить свою жизнь имея перед собой образец, но каждый из них стремится сделать себя лучше. Но и, наконец, на последний вопрос все опрошенные реально посмотрели на себя со стороны и ответили, что являются в этой жизни потребителями.
Таким образом, хочется сделать вывод: молодое поколение реально оценивает себя и свои перспективы, понимает, что в нашей среде существуют проблемы, которые надо решать, мы желаем их решать, но нас ограничивают, пытаются поставить в рамки из –за этого возникает проблема отцов и детей, которая существует на всем протяжении существования человечества
Приложение №3
Социальные роли современной молодежи:
Студент. Значительная часть молодежи - это учащиеся и студенты. Часто при выборе среднего специального или высшего учебного заведения в первую очередь имеет значение престиж данного учебного заведения и будущей профессии, а также множество факторов социально-экономического характера. Многие молодые люди ориентируются в первую очередь на привлекательные особенности cтyденческой жизни. Отсутствие ежедневного контроля знаний со стороны преподавателей и определенная степень свободы посещения занятий требуют от студента большей, чем от школьника, ответственности, самостоятельности и самоконтроля.
Социальные роли современной молодежи
Приложение №4
под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни.
создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с социальным контекстом
Особенность отечественных молодежных субкультур в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.
На Западе альтернативное движение, выросшее из молодежных субкультур 60-70 гг., активно участвует в социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым
Мотивы участия подростков в неформальных объединениях и группировках.
социальная потребность в общении,
самоутверждении,
престиже,
стремление улучшить свою жизнь
Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации).
Причины вступления в группы:
одиночество
непонимание родителей
стремление к защищенности;
свобода
эмоциональная насыщенность
общения
Объединение в группы - средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения.
Отличительной чертой общения подростков во многих стихийных неформальных группах является беспредметность.
Когда у коммуникации в группе появляется постоянный предмет, группа переходит в новое качество.
Этот постоянный предмет впоследствии, как правило, и определяет тип субкультуры, принятый в группе.
Типы субкультур (некоторые классификации)
социолог М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:
- увлечение современной молодежной музыкой;