Эссе "право на счастливое будущее". «Социальное развитие и молодежь Тема урока: «Социальное развитие и молодежь»
Молодежь - основной носитель интеллектуального и физического потенциала общества, она обладает большими способностями к труду, технической и культурно-художественного творчества, производительной деятельности во всех сферах человеческого бытия;
Молодежь имеет большую социальную и профессиональную перспективу, она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями.
Принципиальным вопросом при рассмотрении роли молодежи в обществе является вопрос о молодежи как субъекта и объекта общественных преобразований. Вступая в жизнь, молодой человек является объектом воздействия социальных условий, семьи, институтов образования, а позже в процессе взросления и перехода в более зрелые фазы развития начинает сам существенно влиять на общество. То есть, молодежь выступает субъектом, когда влияет на общество, отдавая свой потенциал, вместе с тем она является объектом, поскольку на нее направлен общественное влияние с целью ее развития. Молодежь выступает объектом и к обществу и к самому себе.
Без сомнения, молодёжь является очень важной частью для Чувашии и для России в целом, так как это наиболее активная составляющая государства. Молодые наиболее лучше приспособлены к внедрению новых технологий, инноваций и реформ. Они мобильны и полны сил, поэтому российское государство заинтересовано в том, что бы подрастающее поколение было вовлечено в экономическую жизнь России и политическую... Совсем недавно наша страна миновала экономический кризис, и сейчас находится на стадии стабилизирования, поэтому молодые специалисты в сфере экономики просто необходимы для Чувашии. Отсюда следует, что государство должно быть заинтересовано в формировании жизнеспособного и здорового нового поколения, ведь молодежь и есть "спасение" для государства в плане создания семьи и устранения демографического кризиса.
Словом, Чувашия в наше время делает все для благополучного развития молодого поколения - остальное зависит уже от нас самих. Целеустремленность и амбиции - главные составляющие счастливой жизни и обеспеченного будущего, поэтому важно правильно выбрать свой путь уже сейчас, ведь Молодость не вечна и уходит с каждым днем... Отказ от вредных привычек, достойное занятия, поиск любимой работы помогут изменить свою жизнь к лучшему. Будущее России в руках молодежи и об этом стоит помнить всегда.
МОЛОДЁЖЬ - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных параметров, особенностей социального положения и социально-психологических качеств.
Одно из первых определений понятия "молодёжь" было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским:
"Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет".
Позднее более полное определение было дано И.С. Коном:
"Молодёжь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации".
В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и социального статуса личности.
Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются: критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.
Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.
Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей.
Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп.
Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.
С древности формированию общества сопутствует процесс социализации новых поколений. Одна из главных проблем социализации молодёжи в том, что она или принимает ценности отцов, или полностью от них отказывается. Чаще происходит второе. Молодые люди считают, что социальные ценности, которыми жили "отцы", в любой новой исторической ситуации теряют практическое значение и в силу этого не наследуются детьми.
Сегодня главной задачей выживания белорусского общества является решение проблемы сохранения социальной стабильности и передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Этот процесс никогда не был автоматическим. Он всегда предполагал активное участие в нём всех поколений. Необходимо помнить, что именно в молодом возрасте складывается система ценностных ориентаций, активно идёт процесс самовоспитания, самосозидания личности и утверждения в социуме.
В современном быстро меняющемся, динамично развивающемся мире, молодым людям приходится самостоятельно решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, помогающей адаптироваться к новым условиям; отрицание прежних моральных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья.
Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ, культурных явлений, которые служат средством удовлетворения потребностей личности.
К базовым ценностям относятся:
1. Человечность;
2. Воспитанность;
3. Образованность;
4. Терпимость;
5. Доброта;
6. Честность;
7. Трудолюбие;
8. Любовь;
Молодёжь приобрела ряд новых качеств как положительных, так и отрицательных.
К положительным можно отнести такие как:
1. Стремление к самоорганизации и самоуправлению;
2. Интерес к политическим событиям в стране и регионе;
3. Неравнодушие к проблемам национального языка и культуры;
4. Участие в организации своего досуга;
5. Ориентация на самообразование;
К отрицательным качествам такие как:
1. Табакокурение, проба наркотиков и подростковый алкоголизм;
2. Ничегонеделание;
3. Сексуальное экспериментирование;
4. Инфантильность и безразличие (нигилизм);
5. Неопределённость и непредсказуемость;
Можно выделить несколько важнейших социокультурных условий успешной личной социализации:
1. Здоровая семейная микросреда;
2. Благоприятная творческая атмосфера в школе, лицее, гимназии;
3. Позитивное воздействие художественной литературы и искусства;
4. Влияние СМИ;
5. Эстетизация ближайшей макросреды (двор, микрорайон, клуб, спортивная площадка и т. д.)
6. Активное вовлечение в общественную деятельность;
Социальная адаптация - процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:
1. начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
2. стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
3. аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;
4. ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды; Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.
Специфические моменты технологии социальной адаптации:
* только человеку свойственно создавать специальные "приспособления", определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;
* только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;
* процесс "принятия" или "неприятия" индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;
* человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации;
Социальная адаптация - процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной.
Успешная социальная адаптация личности требует максимальных затрат духовной энергии индивида.
Молодость - это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование - это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.
Общий вывод: "Каждое последующее поколение молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". Это выражается, прежде всего, в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и, следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом.
Демографическая ситуация осложняется новым в белорусской действительности - ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи. Причина - возникновение сложных личных и жизненных ситуаций. По данным, 10% выпускников госучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям.
Во-первых - нерешенность социально-экономических и бытовых проблем.
Во-вторых - в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем в Беларуси лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения.
В последнее время среди учащихся чётко обозначился рост численности таких заболеваний, как:
1. психические расстройства;
2. язвенная болезнь желудочно-кишечного тракта;
3. алкогольная и наркотическая зависимость;
4. венерические заболевания;
Некоторые молодые люди за счёт несбалансированного питания и снижения физической активности набирают излишний вес, мало бывают на воздухе, не включаются в спортивно-оздоровительную деятельность.
В-третьих - в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи. ѕ учащейся молодёжи относят себя к малообеспеченным.
В-четвертых - в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. Рынок труда характеризует значительным переливом рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики.
Перемещаясь в сферу на должности, не требующие профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопления интеллектуальной собственности - профессионализма. Причем данная сфера занятости характеризуется, весьма высокой степенью криминализации.
В-пятых - в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. "Большая зарплата" - этот мотив оказался решающим при выборе места работы.
Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из нее желает иметь хороший доход, при этом, не имея ни профессии, ни желания работать. Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду.
Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить белорусскую общественность. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления - воровство, вымогательство денег, мошенничество. При анализе статистических данных, объем корыстных преступлений в настоящий период быстро растет. Это зависит от того, что происходит дифференциация среди молодежи и большей части молодых людей родители не могут дать то, что хотелось бы им с учетом запросов. А сами они не могут получить этого в связи с тем, что они не имеют специальности или навыков работы. Молодые люди не желают получать образование только потому, что у них нет перспективы после получения образования. В настоящее время все больше и больше молодежи потребляет наркотики. Может это происходит от безысходности реализации своих возможностей или от того, что по непониманию серьезности их вовлекли в это люди заинтересованные в сбыте наркотиков.
Молодёжь как «будущее нации» во все времена представляла собой особую ценность для общества. Она занимает важное место в социальных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Положение молодёжи в обществе и степень её участия в развитии социальной среды зависит как от государства, так и от собственной активной жизненной позиции. С одной стороны, молодёжь планирует и строит своё будущее, поэтому должна учитывать опыт поколений и не совершать промахи и ошибки. С другой стороны общество и государство должно переосмыслить, как бы заново открыть молодёжь как субъект истории, как главный фактор перемен, как социальную ценность. В современной России выстроена концепция молодёжной политики государства, которая представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение проблем молодёжи во всех сферах её жизнедеятельности. На сегодняшний день государство предлагает систему мер, программ с целью создания условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения. С одной стороны, современная власть заинтересована в развитии «молодёжной сферы», мотивируя молодое поколение на сотрудничество в развитии общества. С другой, молодёжь осуществляет инновационную деятельность и вносит вклад в творческий потенциал развития общества. Используя свои креативные способности, мысли, предложения, молодые люди создают новые организации, объединения и движения. Так, например, в Красноярском крае, при поддержке федеральной и краевой власти, были образованы; красноярские краевые студенческие отряды, Енисейские патриоты, союз профессионалов, Молодая Гвардия, КВН, трудовые отряды старшеклассников, волонтеры, добровольные молодежные дружины, краевые молодёжные съезды, летний молодёжный лагерь «ТИМ Бирюса». Благодаря их созданию, в ряды активной молодёжи, каждый год, вступают сотни молодых жителей нашего края. В области досуга, средств массовой информации (телевидение и радио), художественной жизни, поп-музыки, кинематографа, моды молодёжь является важным фактором формирования вкусов. Её духовные ценности распространяются по всему миру. Её взгляды оказывают всё большее влияние на власть имущих. Молодёжь питает особый интерес и чувствует свою причастность к решению проблем социально-экономического развития, независимости, демократизации и мира. Она демонстрирует энтузиазм и способности в деле укрепления международного взаимопонимания, участвует в движении за экологию планеты. Говоря о роли молодёжи и государства в развитии социальной среды, нельзя умолчать и о другой стороне данного вопроса. На данный момент, роль молодёжи в общественном развитии много ниже, чем должна и может быть. Кроме того, общество и государство ещё не до конца преодолело потребительское отношение к молодёжи, что в свою очередь негативно сказывается на позиции молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодёжи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодёжной работы. Будущее нельзя строить без сознательного и активного участия самой молодёжи. Проблема участия молодых поколений в общественном развитии - это вопрос темпов, характера и качества развития человечества. Значительная часть молодёжи отчуждена от процесса участия во всех сферах жизни, что затрудняет её интеграцию в общество. Неудачи в социальной адаптации и отчуждение молодёжи от общества и государства проявляются в молодёжной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер. Становление молодого человека, как личности, процесс социализации молодёжи происходит в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Современная молодёжь должна приспособиться к новым требованиям, усвоить систему знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности. Роль молодёжи в развитии общества велика. Она умна, инициативна, энергична, и благодаря этому, является движущей силой в укреплении и модернизации общества. Изменилась модель участия молодёжи во всех сферах жизнедеятельности общества. Во многих странах молодёжь поддерживает происходившие перемены, социальные реформы. Российская молодёжь – это важный субъект социальных перемен. Именно с ней реформируемая страна связывает возможные в будущем изменения. В целом у студенчества достаточно сил и знаний, чтобы взять на себя решение многих проблем, но нужно ещё проявить жизненную активную позицию.
Эссе «Социальные проблемы молодежи
в современном обществе».
Молодежь–это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества. Это число значительно меньше числа граждан в начале XXI в. Такое изменение численности молодых граждан обусловлено их образом жизни. Особую тревогу вызывает высокая смертность среди молодых людей, что связана с частыми несчастными случаями , с большими проблемами со здоровьем молодых. А с этим тесно связана проблема с низкой рождаемостью.
Молодежь – это совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности .
Легко ли быть молодым?
Этот вопрос актуален во все времена. Я считаю, что быть молодым трудно, потому что у сегодняшней молодежи много обязанностей и развлечений. В этот период каждому приходится сделать правильный шаг, выбирать правильные пути решения проблем.
А какие же проблемы волнуют молодежь?
Основными социальными проблемами являются:
· Вредные привычки (алкоголизм, наркомания, табакокурение);
· Подростковая преступность;
· Беспризорность;
· Безработица;
· Интернет;
· и многие другие.
Социальные проблемы– это вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьезными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению.
Алкоголизм–заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю, с психической и физической зависимостью от него.
Наркомания–хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.
Табакокурение– вдыхание дыма тлеющих высушенных или обработанных листьев табака, наиболее часто в виде курения сигарет, сигар, сигарилл, трубок или кальяна.
Употребление молодежью алкоголя, токсических и наркотических веществ приобретает угрожающий характер, что является девиантным поведением молодых людей. По данным исследователей, большинство старшеклассников в той или иной мере употребляют алкогольные напитки, от 2 до 25 % старшеклассников так или иначе знакомы с употреблением наркотиков. До 20 % российских подростков имеют опыт употребления токсических средств, 40% госпитализаций в психиатрическую клинику составляют подростки с преступным поведением в сочетании с токсикоманией. В их криминальном поведении начинают преобладать корыстно - насильственные преступления, а также изготовление, хранение и сбыт наркотических средств.
Беспризорность–социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Беспризорными становятся дети, у которых прекращается связь с семьей, родственниками; которые проживают в местах непредназначенных для человеческого жилья, добывают средства жизни попрошайничеством, воровством.
По приблизительным подсчетам МВД, в России более 700 тысяч детей-сирот, 2 млн подростков неграмотны, более 6 млн несовершеннолетних граждан России находятся в социально неблагоприятных условиях. Наряду с беспризорностью остро стоит и проблема безнадзорности подростков, оказавшихся без должного родительского внимания, причем на каждого беспризорника приходится по 2-3 безнадзорных ребенка. Сложившаяся ситуация, представляет серьезную опасность для развития нашего общества.
Безработица–социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.
Наша страна находится в кризисной ситуации, не прекращавшийся долгие годы спад производства привел к сокращению спроса на рабочую силу. И соответственно – росту безработицы . И это является на самом деле огромной проблемой для всей молодежи.
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи. При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи должен осуществляется целый комплекс мер.
Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. Социальные проблемы молодежи до сих пор актуальны, но нынешнее развитие современного общества требует кардинального пересмотра всей политики государства и воспитания молодежи в отношении данных и других социальных проблем, а также перевоспитание взрослого населения как авторитета для молодежи.
Список литературы:
http:///articles/76-socialnie-problemi-molodezhi. html
http://www. *****/poleznoe_pisma_1.html
Тема урока: «Социальное развитие и молодежь».
«О молодость! Молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести
состоит не в возможности все сделать,
а в возможности думать, что все сделаешь».
И. Тургенев
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник Л.Н.Боголюбова «Обществознание» 10 класс (базовый уровень)
Мультимедиа компоненты к уроку: - презентация "Социальное развитие и молодежь".
Цели урока:
1.Обучающая:
Рассмотреть молодежь как социальную группу
Сформировать представление о молодежной субкультуре
2. Развивающая :
Развитие навыков и умений применять полученные знания в повседневной жизни, умения делать выводы, анализировать и систематизировать полученные знания.
3.Воспитательная
Формирование и воспитание:
толерантности, ответственности, приверженности к общечеловеческим ценностям;
Развитие личности, ее духовно-нравственной культуры, повышение общественной и гражданской активности.
Структура урока:
1.Организация урока. - 2 мин.
2. Учитель:
План урока:
Вступление.
Понятие молодежи как социальной группы.
Современное российское общество и его требования к современной молодежи
Особенности социального положения молодежи.
Особенности социально – психологических качеств молодежи.
Неформальные группы.
Ценности и приоритеты современной молодежи.
Молодежная субкультура.
Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА.
Вступление
Учитель: Свой урок я хочу начать с цитат
Цитата первая.
«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.»
Цитата вторая.
«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна»
Цитата третья.
«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек».
Цитата четвертая.
«Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».
Как вы думаете, какому времени принадлежат эти цитаты?
(ответы - предположения детей)
Выступая перед общим собранием Медицинского общества города Портмунда (Англия), доктор Рональд Гибсон начал свой доклад четырьмя цитатами.
После того, как часть аудитории разразилась аплодисментами, доктор Гибсон открыл имена авторов цитат. Первая заимствована у Сократа (470-399 гг. до н. э.); вторая у Гесиода (ок. 720 г. до н. э.); третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. э.; четвертая обнаружена совсем недавно на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка – свыше 3000 лет.
Подобные высказывания мы зачастую слышим и сейчас о нашем молодом поколении. Молодых часто обвиняют в инфантилизме - стремлении к иждивенчеству, требовании постоянной заботы других о себе, пониженной критичности по отношению к себе. Такие проявления не редкость, но общество в целом признает, что у молодежи достаточно развито чувство ответственности, способность принимать решения, руководствуясь не только личными интересами, но и гражданскими чувствами.
Учитель: Как вы думаете, о какой социальной группе сегодня пойдет речь на уроке?
(ответы детей)
Социальное развитие и молодежь
Учитель: в течение урока мы с вами попытаемся найти ответ на вопрос:
(вопрос появляется на доске и находится там в течение урока)
Учитель: Так какая она современная молодежь? Почему во все времена молодежь противостоит социуму и как она реагирует на это противостояние? Сегодня на уроке попробуем дать ответы на эти вопросы.
Так какая она молодежь? Постараемся составить ее портрет.
Понятие молодежи как социальной группы.
Учитель: Какие слова - ассоциации возникают у вас при слове молодежь?
Понятие «молодёжь» не столько возрастное, сколько социальное и историческое. В разное время и в разных обществах под эту категорию попадали молодые люди различного возраста. К примеру, те, кого мы сейчас называем молодёжью, столетие назад, вовсе таковой не считалась.
В современном мире к молодежи как к социальной группе принято относить людей в возрасте от 16 до 25 лет. Все большую значимость для человека этого возраста приобретают его внутренний мир, собственные мысли чувства, осознание своей неповторимости.
Обратимся к учебнику и посмотрим, какое определение дают молодежи социологи как социальной группы:
Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет (30), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
Каковы особенности современной молодежи .
Вопросы исследования:
Существует ли сегодня проблема «отцов и детей»?
2. Почему старшее поколение критикует современную молодежь?
3. Есть ли у молодых людей вредные привычки? Какие они? Как с ними бороться? Почему они возникают?
4. Есть ли проблемы у молодежи?
5. «Потерянное поколение» – вы согласны с таким термином по отношению к молодежи?
6. Интересуются ли молодые люди политикой?
7. Насколько самостоятельны современные молодые люди?
8. Есть ли идеалы у современной молодежи?
9. Молодые люди: потребители или созидатели?
3. Учитель: как-то один из великих писателей Англии Уильям Шекспир сказал: «Вся жизнь театр, а люди в нем актеры». Мы все играем в своей жизни роли, но не простые, а социальные, хотя они мало отличаются от ролей не подмостках сцены, а какие роли играете вы, ведь вы как мы уже поняли, относитесь к категории молодежи? Чем характеризуются ваши социальные роли?
Предлагаю вам поработать в группах и охарактеризовать социальные роли, которые играет современная молодежь
(работа с учебником в группах)
4.Учитель: Легче всего решать свои проблемы, если их решать вместе. Необходимы объединения, организации, комсомол ушел и на его место пришли молодежные субкультуры.
Что такое субкультура?
5.Учитель: А теперь, ребята, я предлагаю вам определить место молодежи в современном мире (на доске – постеры, предложить детям встать, разделиться на две группы, аргументировать свою позицию)
6. Учитель: Ребята, помните, с чего мы начинали с вами занятие. Мы поставили перед собой вопрос: Есть ли у нас достаточные основания для того чтобы утверждать, что молодежь - обновляющая сила общества. И сейчас я предлагаю вам сменить знак вопроса, который мы поставили с вами в конце данного утверждения на восклицательный знак.
Подведение итогов урока. Д/З на карточках.
Молодежь является большой социально- демографической группой, которая объединяет в себе индивидов на основе социально- психологических, возрастных, экономических характеристик.
Молодежь в современном обществе
С психологической точки зрения молодость является периодом формирования самосознания, устойчивой системы ценностей, а также социального статуса. Молодежь представляет самую ценную, и одновременно самую проблематичную часть общества.
Ценность молодого поколения заключается в том, что как правило, его представители обладают повышенной целеустремленностью, способностью усваивать большие объемы информации, оригинальностью и критичностью мышления.
Однако эти достоинства порождают определенную проблематику реализации и существования молодежи в обществе. Так критичность мышления зачастую направлено не на поиск истины, а на безапелляционное отторжение уже существующих норм и догматов, которыми руководствуются другие члены общества.
Для современной молодежи также характерны новые негативные качества, которые отсутствовали у их предшественников, в частности, отрешенность от окружающего мира, нежелание работать, повышенный негативизм.
Молодежь как социальная группа
Зачастую под понятием «молодежь» подразумевают большую социальную группы, которая состоит из лиц от 16 до 25 лет. Границы молодежного возраста могут быть подвижными: так в развитых странах в молодежную группу входят люди в возрасте 14-30 лет.
На эту социальную группу оказывают влияние такие социальные институты как школа, ВУЗ, семья, трудовой коллектив, стихийные группы и средства массовой информации.
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте
В юношеском возрасте каждый человек сталкивается с необходимостью смены социальной роли. Зачастую первая семена социальной роли происходит в момент окончания школы: школьник приобретает статус студента.
Следует отметить, что до этого времени школьник уже занимает определенные социальные позиции (дочь, сын сестра, брат). В дальнейшим при их сохранений, в юношеском возрасте приобретается статус работник.
Как показывает статистика, на сегодняшний день многие подростки приобретают статус работника раньше, нежели статус студента. Это является причиной нестабильной экономической ситуации.
Молодежная субкультура
Молодежная субкультура – часть культуры общества, члены которой отличаются своим поведением от подавляющего большинства, и как правило являются представителями молодежи.
Молодежная субкультура – широкое понятие, которое включает в себя множество культур, имеющих собственную систему ценностей манеры поведения. Молодежные субкультуры формируются под воздействием социально-экономических изменений.