Если дети у валентины телегиной. Валентина Телегина: личная жизнь
ТЕЛЕГИНА
Валентина Петровна
23.02.1915, Новочеркасск - 04.10.1979, Москва
Народная артистка РСФСР (1974)
Студенческие годы
В Ленинград Валентина Телегина приехала из Новочеркасска. Коренастая, резковатая, упрямая девушка мечтала стать актрисой, и ее мечта осуществилась. Валентину приняли сразу на второй курс Ленинградского института сценических искусств в творческую мастерскую Леонида Вивьена.
По вечерам, в свободное от учебы в институте время, Валентина Телегина бегала на занятия к молодому режиссеру Сергею Герасимову, организовавшему собственную актерскую мастерскую на «Ленфильме». Вскоре состоялся и дебют актрисы на киноэкране: она снялась в эпизодической роли в комедии Герасимова «Люблю ли тебя» (1934).
Довоенное время
В 1937 году Валентина Телегина окончила институт и стала актрисой Театра имени Ленсовета. Как раз в это время Сергей Герасимов приступал к съемкам своей очередной картины «Комсомольск», посвященной строителям нового города на берегах Амура. Большинство ролей в фильме он доверил своим воспитанникам. Не забыл Герасимов и о Валентине Телегиной.
Героиней Валентины Телегиной в «Комсомольске» стала Мотя Котенкова – рассудительная и бескомпромиссная девушка, приехавшая на строительство вместе с тысячами других комсомольцев. Своими качествами Мотя вскоре завоевывает авторитет у окружающих. И хотя она не старше своих подруг, но в ее отношении к ним сквозит материнская забота…
До начала войны Валентина Телегина снялась все у того же Сергея Герасимова в мелодраме «Учитель» (Степанида Лаутина), а также в драме Иосифа Хейфица «Член правительства» (Прасковья Телегина).
Годы войны
В предвоенные годы Валентина Телегина перешла в труппу театра Балтфлота. Известие о начале войны застало актрису в отпуске. Она тут же вылетела в Таллин, где тогда находилась труппа театра, а затем вместе с другими актерами отправилась остров Эзель (Сааремаа), на фронт. Артисты в перерывах между боями организовывали для солдат концерты, а в остальное время ухаживали за ранеными, готовили еду. О том, насколько важна была их поддержка для солдат, говорят слова одного из командиров, обращенные Валентине Телегиной: «Как объяснить вам, не знаю, но все равно мы все уверены, пока актеры близко - смерть далеко».
Когда актеров эвакуировали, Валентина Телегина уступила свое место раненому бойцу, и на Большую землю возвратилась на торпедном катере с последними солдатами, покидавшими остров. Затем было время, проведенное в блокадном Ленинграде, эвакуация в Алма-Ату. Там, в Алма-Ате, актриса снялась у Ивана Пырьева в его драме «Секретарь райкома», посвященной героической борьбе партизан, в роли Дарьи. Из Алма-Аты Валентина Телегина вновь отправилась с бригадой актеров на фронт…
Простая русская женщина
После окончания войны Валентина Телегина перебралась в Москву и стала актрисой Театра-студии киноактера, а также актрисой киностудии имени Горького. Телегина много снималась в кино в ролях второго плана, реже в главных ролях. Ее героинями становились поварихи и санитарки, птичницы и уборщицы, доярки и стрелочницы. Сама актриса говорила: «Я всегда играю одну-единственную и любимую роль - простой русской женщины. Раньше ее звали Глаша, Верка, Мотя, потом стали звать Степанида, Кирилловна, Мария Васильевна».
Звездой экрана она не стала, но зрители ее любили и всегда принимали «за свою», чудом прорвавшуюся на экран женщину из народа. Героини Валентины Телегиной в подавляющем большинстве были наделены обаянием, теплотой и душевной щедростью. В коротком эпизоде актриса успевала раскрыть полнокровный характер. Так в сценарии фильма «Баллада о солдате» (1959) у ее героини пожилой женщины-шофера был большой монолог, но Валентина Петровна посчитала это лишним и отказалась от текста, оставив одну фразу. Все остальное она сыграла выражением лица, взглядом, и от этого образ только выиграл.
Среди лучших работ актрисы: Клавдия Кондратьевна Давыдова мама Сергея, Константина и Кати в драме Льва Кулиджанова «Дом, в котором я живу», мать Генки Мария Ефимовна в молодежной киноповести Якова Сегеля «Прощайте, голуби!», мать Кости Ласточкина Степанида Саввична в комедии Максима Руфа «Ссора в Лукашах», санитарка тетя Паша Куликова в военной драме Александра Столпера «Живые и мертвые».
А вот отрицательных персонажей в ее биографии было мало: актриса не любила играть таких героинь. Так на роль злобной сплетницы-самогонщицы Алевтины Васильевны в мелодраме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» Валентина Телегина согласилась лишь после долгих уговоров. Однако сыграла эту роль она блестяще, как и ряд других отрицательных персонажей: самогонщицу в «Павле Корчагине», попадью в «Олеко Дундиче», кухарку в «Хирургии» по Чехову, спекулянтку Гречушную в военной драме «Вызываем огонь на себя». А вот роль злой волшебницы Авдотьи Петровны в знаменитом детском фильме Александра Птушко «Сказка о потерянном времени», сама актриса считала неудачной, поскольку образ был построен на внешнем комизме, и никакого жизненного характера за ним не стояло…
Последние годы
Валентина Петровна в свое время органично и естественно перешла к возрастным ролям, а затем к ролям бабушек. Вспоминаются ее Марья Ивановна в детском фильме Ролана Быкова «Телеграмма», повариха в картине Радомира Василевского «Включите северное сияние», бабушка в детском фильме Якова Сегеля «Капля в море».
В последние годы своей жизни Валентина Петровна много болела и в кино снималась все реже. Среди ее последних работ: Матрена в социальной драме «Голубка», Марья Пряжкина в комедии «Живите в радости» и повар в пионерлагере в музыкальной комедии «Завтрак на траве».
Киновед Эльга Лындина рассказывала: «Мы встретились, когда она была очень больна. Тяжелое, хриплое дыхание, отёчные ноги, сердце сдавало с каждым днём... А ей, неуёмной, энергичной, нетерпеливой, хотелось работать. Иногда что-то получалось, она молодела, собиралась, блестели глаза, в голосе звенели весёлые нотки. Хотя случалось так все реже и реже. Не только потому, что уходили годы. В кинематографе старость обычно особенно трудна, в силу вступает жестокий закон невостребованности, замешанный к тому же на нашем циничном равнодушии. Нечто подобное происходило и в жизни Валентины Петровны...»
Валентина Петровна ушла из жизни 4 октября 1979 года. Ее похоронили в Москве на Митинском кладбище.
Использованные материалы:
Биография Валентины Телегиной, http://proekt-wms.narod.ru
Н. Кладо «Валентина Телегина. Творческая биография», http://www.russkoekino.ru
Телегина Валентина Петровна
Народная артистка РСФСР (1974)
Из Новочеркасска Валентина Телегина переехала в Ленинград, где поступила сразу на второй курс Ленинградского института сценических искусств в творческую мастерскую Леонида Вивьена. В свободное от учебы в институте время Валентина Телегина так же ходила на занятия к режиссеру Сергею Герасимову, организовавшему собственную актерскую мастерскую на «Ленфильме», и уже в 1934 году состоялся дебют актрисы в эпизодической роли в комедии Герасимова «Люблю ли тебя».
В 1937 году Валентина Телегина окончила институт искусств и стала актрисой Театра имени Ленсовета. Именно в это время Сергей Герасимов приступил к съемкам своей очередной картины «Комсомольск», в которой большинство ролей доверил своим воспитанникам, не забыв и о Валентине Телегиной. До начала войны Валентина Телегина снялась еще раз у Сергея Герасимова в мелодраме «Учитель» в роли Степаниды Лаутиной, а также в драме Иосифа Хейфица «Член правительства» в роли своей однофамилицы Прасковьи Телегиной.
В предвоенные годы Валентина Телегина перешла в труппу театра Балтфлота. Известие о начале войны застало актрису в отпуске. Она тут же вылетела в Таллин, где тогда находилась труппа театра, а затем вместе с другими актерами отправилась на остров Эзель (Сааремаа), на фронт. Артисты в перерывах между боями организовывали для солдат концерты, а в остальное время ухаживали за ранеными и готовили еду. Один из солдат однажды сказал Валентине Телегиной: «Как объяснить вам, не знаю, но все равно мы все уверены, пока актеры близко - смерть далеко». Когда вскоре началась эвакуация с острова, Валентина Телегина уступила свое место раненому бойцу, а сама вернулась на Большую землю с последними солдатами, покидавшими остров на торпедном катере. Потом актриса попала в блокадный Ленинград, а позже была эвакуирована в Алма-Ату, где снялась в драме Ивана Пырьева «Секретарь райкома», и после съемок вновь направилась с бригадой актеров на фронт.
После окончания войны Валентина Телегина приехала в Москву, и стала актрисой Театра-студии киноактера, а также актрисой киностудии имени Горького. Телегина много снималась в кино в ролях второго плана, и иногда - в главных ролях. Ее героинями становились поварихи и санитарки, птичницы и уборщицы, доярки и стрелочницы. Сама актриса говорила: «Я всегда играю одну-единственную и любимую роль - простой русской женщины. Раньше ее звали Глаша, Верка, Мотя, потом стали звать Степанида, Кирилловна, Мария Васильевна».
Зрители любили актрису за то, что ее героини были наделены обаянием, теплотой и душевной щедростью. В любом коротком эпизоде актриса всегда успевала раскрыть характер своего персонажа. Так, например, в сценарии фильма «Баллада о солдате», снятом в 1959 году, у ее героини пожилой женщины-шофера был большой монолог, но Валентина Петровна посчитала его лишним, и отказалась от текста, оставила лишь одну фразу, сыграв роль выражением лица и взглядом. Образ сыгранной ей женщины от этого только выиграл.
Одними из лучших в творческой биографии актрисы можно назвать роли Клавдии Кондратьевны в драме Льва Кулиджанова «Дом, в котором я живу», Марии Ефимовны в киноповести «Прощайте, голуби!», Степаниды Саввичны в комедии «Ссора в Лукашах» и санитарки Паша Куликова в военной драме Александра Столпера «Живые и мертвые».
Актриса очень не любила играть отрицательных героинь, и на роль злобной сплетницы-самогонщицы Алевтины Васильевны в мелодраме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» согласилась лишь после долгих уговоров. Однако сыграла эту роль она блестяще. И в дальнейшем, несмотря на всю свою нелюбовь к отрицательным героиням, все же регулярно соглашалась их играть.
Ей были сыграны самогонщица в «Павле Корчагине», попадья в «Олеко Дундиче», кухарка в «Хирургии» по Чехову, спекулянтка в военной драме «Вызываем огонь на себя» и злая волшебница Авдотья Петровна в фильме Александра Птушко «Сказка о потерянном времени».
Позже Валентина Петровна в органично и естественно играла возрастные роли. Она сыграла роль Марьи Ивановны в детском фильме Ролана Быкова «Телеграмма», повариху в картине Радомира Василевского «Включите северное сияние» и бабушку в детском фильме Якова Сегеля «Капля в море».
В последние годы своей жизни Валентина Петровна много болела и редко снималась. Киновед Эльга Лындина рассказывала: «Мы встретились, когда она была очень больна. Тяжелое, хриплое дыхание, отёчные ноги, сердце сдавало с каждым днём... А ей, неуёмной, энергичной, нетерпеливой, хотелось работать. Иногда что-то получалось, она молодела, собиралась, блестели глаза, в голосе звенели весёлые нотки. Хотя случалось так все реже и реже. Не только потому, что уходили годы. В кинематографе старость обычно особенно трудна, в силу вступает жестокий закон невостребованности, замешанный к тому же на нашем циничном равнодушии. Нечто подобное происходило и в жизни Валентины Петровны...»
Валентина Петровна ушла из жизни 4 октября 1979 года. Она похоронена в Москве на Митинском кладбище.
Леонид Филатов подготовил о Валентине Телегиной передачу из цикла «Чтобы помнили».
Your browser does not support the video/audio tag.
Текст подготовил Андрей Гончаров
Использованные материалы:
Материалы сайта www.rusactors.ru
Материалы сайта www.kino-teatr.ru
Фильмография:
1. Комсомольск - 1938 - Мотя Котенкова
2. Гость - 1939
3. Учитель - 1939
4. Хирургия - 1939
5. Член правительства - 1939 - Паня
6. Весна - 1947 - эпизод
7. Драгоценные зёрна - 1948
8. Поезд идёт на восток - 1948 - эпизод на заводе
9. Кубанские казаки - 1949 - Христофоровна
10. В степи - 1951
11. Сельский врач - 1951
12. Сеанс гипноза - 1953
13. Степные зори - 1953
14. Море студёное - 1954 - сваха
15. Земля и люди - 1955
16. Матрос Чижик - 1955 - жена Нилыча
17. Судьба барабанщика - 1955 - тётя Дуня
18. Павел Корчагин - 1956
19. Дело было в Пенькове - 1957 - Алевтина
20. Дом, в котором я живу - 1957 - Давыдова
21. Ветер - 1958
22. Олеко Дундич - 1958
23. Стучись в любую дверь - 1958
24. Ссора в Лукашах - 1959
25. Баллада о солдате - 1959 - водитель
26. В нашем городе - 1959
27. Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва - 1959 - торговка
28. Прощайте, голуби! - 1960 - Мария Ефимовна
29. Воскресение - 1960-61 - Кораблёва
30. Человек идёт за солнцем - 1961
31. Чёртова дюжина - 1961
32. Душа зовёт - 1962
33. Суд - 1962
34. Течёт Волга - 1962
35. Живые и мёртвые - 1963 - тётя Паша Куликова
36. Сказка о потерянном времени - 1964 - Авдотья Петровна
37. Вызываем огонь на себя - 1964
38. Верность - 1965 - женщина
39. Знойный июль - 1965
40. Взорванный ад - 1967
41. Разбудите Мухина - 1967
42. Тихая Одесса - 1967
43. "Три тополя" на Плющихе - 1967
44. Доживём до понедельника - 1968 - нянечка
45. Угрюм-река - 1968 - Варвара
46. День и вся жизнь - 1969
47. Шаг с крыши - 1970 - санитарка
48. Телеграмма - 1971 - Марья Ивановна
49. Включите северное сияние - 1972
50. И тогда я сказал - нет... - 1973
51. Капля в море - 1973
52. Помни имя своё - 1974
53. Рейс первый, рейс последний - 1974
54. Шаг навстречу - 1975 - нянечка в новелле "Отец Серафим"
55. Повесть о неизвестном актёре - 1976
56. Поединок в тайге - 1977
57. Голубка - 1978
58. Живите в радости - 1978
59. Мятежная баррикада - 1978
Валентина Телегина родилась в Новочеркасске 23 февраля 1915 года. Из Новочеркасска Валентина Телегина переехала в Ленинград, где поступила сразу на второй курс Ленинградского института сценических искусств в творческую мастерскую Леонида Вивьена. В свободное от учебы в институте время Валентина Телегина так же ходила на занятия к режиссеру Сергею Герасимову, организовавшему собственную актерскую мастерскую на «Ленфильме», и уже в 1934 году состоялся дебют актрисы в эпизодической роли в комедии Герасимова «Люблю ли тебя».
В 1937 году Валентина Телегина окончила институт искусств и стала актрисой Театра имени Ленсовета. Именно в это время Сергей Герасимов приступил к съемкам своей очередной картины «Комсомольск», в которой большинство ролей доверил своим воспитанникам, не забыв и о Валентине Телегиной. До начала войны Валентина Телегина снялась еще раз у Сергея Герасимова в мелодраме «Учитель» в роли Степаниды Лаутиной, а также в драме Иосифа Хейфица «Член правительства» в роли своей однофамилицы Прасковьи Телегиной.
В предвоенные годы Валентина Телегина перешла в труппу театра Балтфлота. Известие о начале войны застало актрису в отпуске. Она тут же вылетела в Таллин, где тогда находилась труппа театра, а затем вместе с другими актерами отправилась на остров Эзель (Сааремаа), на фронт. Артисты в перерывах между боями организовывали для солдат концерты, а в остальное время ухаживали за ранеными и готовили еду. Один из солдат однажды сказал Валентине Телегиной: «Как объяснить вам, не знаю, но все равно мы все уверены, пока актеры близко - смерть далеко». Когда вскоре началась эвакуация с острова, Валентина Телегина уступила свое место раненому бойцу, а сама вернулась на Большую землю с последними солдатами, покидавшими остров на торпедном катере. Потом актриса попала в блокадный Ленинград, а позже была эвакуирована в Алма-Ату, где снялась в драме Ивана Пырьева «Секретарь райкома», и после съемок вновь направилась с бригадой актеров на фронт.
После окончания войны Валентина Телегина приехала в Москву, и стала актрисой Театра-студии киноактера, а также актрисой киностудии имени Горького. Телегина много снималась в кино в ролях второго плана, и иногда - в главных ролях. Ее героинями становились поварихи и санитарки, птичницы и уборщицы, доярки и стрелочницы. Сама актриса говорила: «Я всегда играю одну-единственную и любимую роль - простой русской женщины. Раньше ее звали Глаша, Верка, Мотя, потом стали звать Степанида, Кирилловна, Мария Васильевна».
Зрители любили актрису за то, что ее героини были наделены обаянием, теплотой и душевной щедростью. В любом коротком эпизоде актриса всегда успевала раскрыть характер своего персонажа. Так, например, в сценарии фильма «Баллада о солдате», снятом в 1959 году, у ее героини пожилой женщины-шофера был большой монолог, но Валентина Петровна посчитала его лишним, и отказалась от текста, оставила лишь одну фразу, сыграв роль выражением лица и взглядом. Образ сыгранной ей женщины от этого только выиграл.
Одними из лучших в творческой биографии актрисы можно назвать роли Клавдии Кондратьевны в драме Льва Кулиджанова «Дом, в котором я живу», Марии Ефимовны в киноповести «Прощайте, голуби!», Степаниды Саввичны в комедии «Ссора в Лукашах» и санитарки Паша Куликова в военной драме Александра Столпера «Живые и мертвые».
Актриса очень не любила играть отрицательных героинь, и на роль злобной сплетницы-самогонщицы Алевтины Васильевны в мелодраме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» согласилась лишь после долгих уговоров. Однако сыграла эту роль она блестяще. И в дальнейшем, несмотря на всю свою нелюбовь к отрицательным героиням, все же регулярно соглашалась их играть.
Ей были сыграны самогонщица в «Павле Корчагине», попадья в «Олеко Дундиче», кухарка в «Хирургии» по Чехову, спекулянтка в военной драме «Вызываем огонь на себя» и злая волшебница Авдотья Петровна в фильме Александра Птушко «Сказка о потерянном времени».
Позже Валентина Петровна в органично и естественно играла возрастные роли. Она сыграла роль Марьи Ивановны в детском фильме Ролана Быкова «Телеграмма», повариху в картине Радомира Василевского «Включите северное сияние» и бабушку в детском фильме Якова Сегеля «Капля в море».
В последние годы своей жизни Валентина Петровна много болела и редко снималась. Киновед Эльга Лындина рассказывала: «Мы встретились, когда она была очень больна. Тяжелое, хриплое дыхание, отёчные ноги, сердце сдавало с каждым днём… А ей, неуёмной, энергичной, нетерпеливой, хотелось работать. Иногда что-то получалось, она молодела, собиралась, блестели глаза, в голосе звенели весёлые нотки. Хотя случалось так все реже и реже. Не только потому, что уходили годы. В кинематографе старость обычно особенно трудна, в силу вступает жестокий закон невостребованности, замешанный к тому же на нашем циничном равнодушии. Нечто подобное происходило и в жизни Валентины Петровны...»
Валентина Петровна ушла из жизни 4 октября 1979 года. Она похоронена в Москве на Митинском кладбище.
Фильмография:
1. Комсомольск - 1938 - Мотя Котенкова
2. Гость - 1939
3. Учитель - 1939
4. Хирургия - 1939
5. Член правительства - 1939 - Паня
6. Весна - 1947 - эпизод
7. Драгоценные зёрна - 1948
8. Поезд идёт на восток - 1948 - эпизод на заводе
9. Кубанские казаки - 1949 - Христофоровна
10. В степи - 1951
11. Сельский врач - 1951
12. Сеанс гипноза - 1953
13. Степные зори - 1953
14. Море студёное - 1954 - сваха
15. Земля и люди - 1955
16. Матрос Чижик - 1955 - жена Нилыча
17. Судьба барабанщика - 1955 - тётя Дуня
18. Павел Корчагин - 1956
19. Дело было в Пенькове - 1957 - Алевтина
20. Дом, в котором я живу - 1957 - Давыдова
21. Ветер - 1958
22. Олеко Дундич - 1958
23. Стучись в любую дверь - 1958
24. Ссора в Лукашах - 1959
25. Баллада о солдате - 1959 - водитель
26. В нашем городе - 1959
27. Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва - 1959 - торговка
28. Прощайте, голуби! - 1960 - Мария Ефимовна
29. Воскресение - 1960-61 - Кораблёва
30. Человек идёт за солнцем - 1961
31. Чёртова дюжина - 1961
32. Душа зовёт - 1962
33. Суд - 1962
34. Течёт Волга - 1962
35. Живые и мёртвые - 1963 - тётя Паша Куликова
36. Сказка о потерянном времени - 1964 - Авдотья Петровна
37. Вызываем огонь на себя - 1964
38. Верность - 1965 - женщина
39. Знойный июль - 1965
40. Взорванный ад - 1967
41. Разбудите Мухина - 1967
42. Тихая Одесса - 1967
43. «Три тополя» на Плющихе - 1967
44. Доживём до понедельника - 1968 - нянечка
45. Угрюм-река - 1968 - Варвара
46. День и вся жизнь - 1969
47. Шаг с крыши - 1970 - санитарка
48. Телеграмма - 1971 - Марья Ивановна
49. Включите северное сияние - 1972
50. И тогда я сказал - нет… - 1973
51. Капля в море - 1973
52. Помни имя своё - 1974
53. Рейс первый, рейс последний - 1974
54. Шаг навстречу - 1975 - нянечка в новелле «Отец Серафим»
55. Повесть о неизвестном актёре - 1976
56. Поединок в тайге - 1977
57. Голубка - 1978
58. Живите в радости - 1978
59. Мятежная баррикада - 1978
Личная жизнь Валентины Телегиной была тесно связана с театром и кинематографом. Приехав в Ленинград из родного Новочеркасска, она поступила сразу на второй курс Института сценических искусств и параллельно посещала курсы на «Ленфильме», организованные Сергеем Герасимовым. Первым в ее творческой биографии фильмом стал «Люблю ли тебя», в котором девятнадцатилетняя начинающая актриса сыграла совсем маленькую роль.
В 1937 году после окончания вуза Валентина Телегина пришла в Театр им. Ленсовета, тогда ей было двадцать два года, и с этого времени началась ее успешная карьера. В том же году Телегину пригласили сняться в картине «Комсомольск» у Сергея Герасимова.
На фото — Валентина Телегина
Почти перед самой войной актриса перешла в театр Балтфлота, а когда объявили о начале войны она вместе с другими актерами театра ушла на фронт. После войны личная жизнь Валентины Телегиной протекала уже в Москве, где она стала актрисой Театра-студии киноактера. Ее много приглашали сниматься, но, в основном, это были роли второго плана. Чаще всего Валентине Петровне доверяли играть санитарок, птичниц, поварих, доярок, т.е., по словам самой актрисы, она всегда играла простую русскую женщину.
Она была очень популярна и любима зрителями, ценившими Телегину за искреннюю игру, за ее обаяние и душевную теплоту. Она не смогла стать звездой экрана в привычном понимании этого слова, потому что не обладала звездной внешностью, но благодаря своей простоте, актриса сразу стала «своей» у миллионов советских зрителей. Валентина Телегина не любила, когда ей приходилось играть отрицательных героинь, но и эти роли удавались ей блестяще - вспомнить только Алевтину-самогонщицу из картины Ростоцкого «Дело было в Пенькове».
Среди других отрицательных ролей, неповторимо сыгранных актрисой - попадья в «Олеко Дундиче», самогонщица в «Павле Корчагине», злая волшебница в «Сказке о потерянном времени». Со временем актриса начала играть возрастные роли, которые ей удавались не менее органично - повариха в фильме «Включите северное сияние», бабушка в «Капле в море», Марья Ивановна в «Телеграмме». Валентина Петровна готова была играть до последнего дыхания, и в конце жизни, когда она уже много болела, все равно, редко, но снималась. Она до старости сохранила свой оптимизм и веселый характер, которым Валентина Телегина притягивала к себе всеобщую любовь.
Чтобы помнили. Телегина Валентина ПетровнаНародная артистка РСФСР (1974)
Из Новочеркасска Валентина Телегина переехала в Ленинград, где поступила сразу на второй курс Ленинградского института сценических искусств в творческую мастерскую Леонида Вивьена. В свободное от учебы в институте время Валентина Телегина так же ходила на занятия к режиссеру Сергею Герасимову, организовавшему собственную актерскую мастерскую на «Ленфильме», и уже в 1934 году состоялся дебют актрисы в эпизодической роли в комедии Герасимова «Люблю ли тебя».
В 1937 году Валентина Телегина окончила институт искусств и стала актрисой Театра имени Ленсовета. Именно в это время Сергей Герасимов приступил к съемкам своей очередной картины «Комсомольск», в которой большинство ролей доверил своим воспитанникам, не забыв и о Валентине Телегиной. До начала войны Валентина Телегина снялась еще раз у Сергея Герасимова в мелодраме «Учитель» в роли Степаниды Лаутиной, а также в драме Иосифа Хейфица «Член правительства» в роли своей однофамилицы Прасковьи Телегиной.
В предвоенные годы Валентина Телегина перешла в труппу театра Балтфлота. Известие о начале войны застало актрису в отпуске. Она тут же вылетела в Таллин, где тогда находилась труппа театра, а затем вместе с другими актерами отправилась на остров Эзель (Сааремаа), на фронт. Артисты в перерывах между боями организовывали для солдат концерты, а в остальное время ухаживали за ранеными и готовили еду. Один из солдат однажды сказал Валентине Телегиной: «Как объяснить вам, не знаю, но все равно мы все уверены, пока актеры близко - смерть далеко». Когда вскоре началась эвакуация с острова, Валентина Телегина уступила свое место раненому бойцу, а сама вернулась на Большую землю с последними солдатами, покидавшими остров на торпедном катере. Потом актриса попала в блокадный Ленинград, а позже была эвакуирована в Алма-Ату, где снялась в драме Ивана Пырьева «Секретарь райкома», и после съемок вновь направилась с бригадой актеров на фронт.
После окончания войны Валентина Телегина приехала в Москву, и стала актрисой Театра-студии киноактера, а также актрисой киностудии имени Горького. Телегина много снималась в кино в ролях второго плана, и иногда - в главных ролях. Ее героинями становились поварихи и санитарки, птичницы и уборщицы, доярки и стрелочницы. Сама актриса говорила: «Я всегда играю одну-единственную и любимую роль - простой русской женщины. Раньше ее звали Глаша, Верка, Мотя, потом стали звать Степанида, Кирилловна, Мария Васильевна».
Зрители любили актрису за то, что ее героини были наделены обаянием, теплотой и душевной щедростью. В любом коротком эпизоде актриса всегда успевала раскрыть характер своего персонажа. Так, например, в сценарии фильма «Баллада о солдате», снятом в 1959 году, у ее героини пожилой женщины-шофера был большой монолог, но Валентина Петровна посчитала его лишним, и отказалась от текста, оставила лишь одну фразу, сыграв роль выражением лица и взглядом. Образ сыгранной ей женщины от этого только выиграл.
Одними из лучших в творческой биографии актрисы можно назвать роли Клавдии Кондратьевны в драме Льва Кулиджанова «Дом, в котором я живу», Марии Ефимовны в киноповести «Прощайте, голуби!», Степаниды Саввичны в комедии «Ссора в Лукашах» и санитарки Паша Куликова в военной драме Александра Столпера «Живые и мертвые».
Актриса очень не любила играть отрицательных героинь, и на роль злобной сплетницы-самогонщицы Алевтины Васильевны в мелодраме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» согласилась лишь после долгих уговоров. Однако сыграла эту роль она блестяще. И в дальнейшем, несмотря на всю свою нелюбовь к отрицательным героиням, все же регулярно соглашалась их играть.
Ей были сыграны самогонщица в «Павле Корчагине», попадья в «Олеко Дундиче», кухарка в «Хирургии» по Чехову, спекулянтка в военной драме «Вызываем огонь на себя» и злая волшебница Авдотья Петровна в фильме Александра Птушко «Сказка о потерянном времени».
Позже Валентина Петровна в органично и естественно играла возрастные роли. Она сыграла роль Марьи Ивановны в детском фильме Ролана Быкова «Телеграмма», повариху в картине Радомира Василевского «Включите северное сияние» и бабушку в детском фильме Якова Сегеля «Капля в море».
В последние годы своей жизни Валентина Петровна много болела и редко снималась. Киновед Эльга Лындина рассказывала: «Мы встретились, когда она была очень больна. Тяжелое, хриплое дыхание, отёчные ноги, сердце сдавало с каждым днём... А ей, неуёмной, энергичной, нетерпеливой, хотелось работать. Иногда что-то получалось, она молодела, собиралась, блестели глаза, в голосе звенели весёлые нотки. Хотя случалось так все реже и реже. Не только потому, что уходили годы. В кинематографе старость обычно особенно трудна, в силу вступает жестокий закон невостребованности, замешанный к тому же на нашем циничном равнодушии. Нечто подобное происходило и в жизни Валентины Петровны...»
Валентина Петровна ушла из жизни 4 октября 1979 года. Она похоронена в Москве на Митинском кладбище.
Леонид Филатов подготовил о Валентине Телегиной передачу из цикла «Чтобы помнили».
Фильмография:
1. Комсомольск - 1938 - Мотя Котенкова
2. Гость - 1939
3. Учитель - 1939
4. Хирургия - 1939
5. Член правительства - 1939 - Паня
6. Весна - 1947 - эпизод
7. Драгоценные зёрна - 1948
8. Поезд идёт на восток - 1948 - эпизод на заводе
9. Кубанские казаки - 1949 - Христофоровна
10. В степи - 1951
11. Сельский врач - 1951
12. Сеанс гипноза - 1953
13. Степные зори - 1953
14. Море студёное - 1954 - сваха
15. Земля и люди - 1955
16. Матрос Чижик - 1955 - жена Нилыча
17. Судьба барабанщика - 1955 - тётя Дуня
18. Павел Корчагин - 1956
19. Дело было в Пенькове - 1957 - Алевтина
20. Дом, в котором я живу - 1957 - Давыдова
21. Ветер - 1958
22. Олеко Дундич - 1958
23. Стучись в любую дверь - 1958
24. Ссора в Лукашах - 1959
25. Баллада о солдате - 1959 - водитель
26. В нашем городе - 1959
27. Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва - 1959 - торговка
28. Прощайте, голуби! - 1960 - Мария Ефимовна
29. Воскресение - 1960-61 - Кораблёва
30. Человек идёт за солнцем - 1961
31. Чёртова дюжина - 1961
32. Душа зовёт - 1962
33. Суд - 1962
34. Течёт Волга - 1962
35. Живые и мёртвые - 1963 - тётя Паша Куликова
36. Сказка о потерянном времени - 1964 - Авдотья Петровна
37. Вызываем огонь на себя - 1964
38. Верность - 1965 - женщина
39. Знойный июль - 1965
40. Взорванный ад - 1967
41. Разбудите Мухина - 1967
42. Тихая Одесса - 1967
43. "Три тополя" на Плющихе - 1967
44. Доживём до понедельника - 1968 - нянечка
45. Угрюм-река - 1968 - Варвара
46. День и вся жизнь - 1969
47. Шаг с крыши - 1970 - санитарка
48. Телеграмма - 1971 - Марья Ивановна
49. Включите северное сияние - 1972
50. И тогда я сказал - нет... - 1973
51. Капля в море - 1973
52. Помни имя своё - 1974
53. Рейс первый, рейс последний - 1974
54. Шаг навстречу - 1975 - нянечка в новелле "Отец Серафим"
55. Повесть о неизвестном актёре - 1976
56. Поединок в тайге - 1977
57. Голубка - 1978
58. Живите в радости - 1978
59. Мятежная баррикада - 1978