Елена маликова биография год рождения. Елена Маликова: «Мы привыкли, что любовь – это когда нас любят
Певец и музыкант, композитор и продюсер – Дмитрий Маликов стал популярным, прежде всего, как исполнитель лирических эстрадных композиций. На самом деле большую часть своего творчества Дмитрий уделяет написанию серьезных инструментальных произведений и игре на фортепиано. О творческой карьере Дмитрия Маликова, его биографии, возрасте, жене мы подготовили интересные факты в нашей статье.
Биография
Родился Дмитрий Маликов в Москве, в семье музыканта Юрия Маликова и певицы Людмилы Вьюнковой 29 января 1970 года.
Все свое детство и юность Дмитрий провел в окружении музыкантов и артистов. Юрий Федорович Маликов был художественным руководителем ВИА «Самоцветы», а его жена была солисткой этого ансамбля. Нередко родители брали маленького Дмитрия и его младшую сестру с собой на гастроли. Но в большей степени воспитанием будущего певца и композитора занималась бабушка.
Семья Маликовых дружила и до сих пор дружит с не менее популярной музыкальной четой Пресняковых, в которой подрастал ровесник Дмитрия – Володя Пресняков. Мальчишки сдружились с самого раннего детства и с тех пор стали неразлучными друзьями. Оба в детстве просто мечтали о спортивной карьере, особенно любимыми видами спорта были – хоккей и футбол. Но генетика взяла своё. И к несказанной радости родителей и бабушки, мальчишка очень быстро охладел к спорту и всецело решил посвятить себя музыке.
Родители Дмитрия Маликова основательно подошли к будущему сына. В 5 лет Дмитрий уже посещал музыкальную школу. По её окончании, он продолжил своё музыкальное образование в музыкальном училище и далее в Московской государственной консерватории.
Творчество
Творческая карьера Дмитрия, как композитора началась довольно рано. В 15 лет он уже стал автором нескольких довольно популярных песен. Одну из них даже взяла себе в репертуар Лариса Долина.
Через год юного композитора пригласили на съемки музыкальной передачи «Шире круг». Он исполнил собственную песню «Я пишу картину». С песней «Терем — теремок» Дмитрий Маликов дебютировал в знаменитой «Утренней почте».
Настоящая популярность пришла к Дмитрию в 1988 году. Прославился он, прежде всего, как сольный исполнитель. Его песни «Ты моей никогда не будешь», «Лунный сон», «До завтра» мгновенно заняли первые строчки музыкальных хит парадов страны. Кроме того, приятный во всех отношениях молодой человек мгновенно влюбил в себя миллионы девичьих сердец.
Дмитрий Маликов имеет в своем активе еще и несколько удачных киноролей.
Особое место в творческой биографии Дмитрия Маликова занимает исполнение классических произведений на рояле. В 1997 году в Германии прошел большой гастрольный тур Дмитрия Маликова с фортепианными концертами. На них он исполнил не только произведения великих мировых композиторов, но и несколько новых работ из своего инструментального альбома «Страх полета». Карьеру пианиста Дмитрий продолжил в таких знаменитых коллективах, как «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы», «Музыка Вива» и других.
В 2010 году в ММДМ прошел большой сольный фортепианный концерт Дмитрия Маликова, собравший небывалое количество почитателей его таланта.
В том же году во Франции Дмитрием Маликовым было представлено невиданное шоу классической музыки Symphonic Mania. Более 40 концертов прошли в крупнейших городах Франции.
В 2012 году Дмитрий открыл новый проект «Уроки музыки». В нем юные участники могут проявить свои музыкальные способности и получить несколько уроков игры на фортепиано от Дмитрия Маликова.
В 2013 году в свет вышел еще один музыкальный альбом Дмитрия Маликова «25+» . В нем композитор собрал произведения, подводящие некий итог его двадцатипятилетней концертной деятельности.
За свою творческую деятельность Дмитрий Маликов выпустил 17 музыкальных дисков, открыл не менее 10 проектов, снялся в нескольких десятках видеоклипов.
Дмитрий Маликов лауреат многих фестивалей и премий. Среди них: «Песня года», «Золотой граммофон», «Стопудовый хит», «Monte Carlo Music Awards», «Овация» и других.
За выдающиеся успехи и вклад в искусство, в 2010 году Дмитрий Маликов награжден почетным званием – Народный артист Российской Федерации. Также ему присвоено звание Народного артиста Республики Адыгея, Республики Северная Осетия-Алания, Республики Карачаево-Черкессия.
Семья, жена, дети
До своего единственного официального брака Дмитрий Маликов жил в гражданском браке с популярной певицей Натальей Ветлицкой.
В 1992 году Дмитрий познакомился со своей будущей женой и матерью его детей – дизайнером Еленой Изаксон. Сама Елена не москвичка, она родилась в Казани, а в Москву приехала, как и многие – покорять! И ей это удалось. Она закончила режиссерский факультет ВГИКа и даже успела сняться в нескольких кинолентах. Несмотря на разницу в возрасте (Елена старше своего мужа на 7 лет), Дмитрий сразу понял, что эти отношения надолго. Настоящая красавица, Елена смогла раз и навсегда покорить сердце известного исполнителя. Они не оформляли отношений, вплоть до рождения их общей дочери Стефании.
На момент их встречи, у Елены уже подрастала дочь Ольга. Она родилась в 1985 году в предыдущем браке. Сейчас она известный фотограф. Получила прекрасное образование в МГИМО и в Париже. Находится в браке с бизнесменом Джамалом Халиловым.
В 2000 году в семье Маликовых рождается долгожданная дочь Стефания (Стеша – так её называют близкие). Сейчас ей 18 лет, она студентка МГИМО, участница модных молодежных тусовок, певица, блогер. Встречается с сыном известного олигарха – Леонидом Груздевым. Её имя и фото довольно часто встречаются в различных новостях шоу-бизнеса.
В январе 2018 года у Дмитрия и Елены Маликовых родился сын.
Жена Дмитрия Маликова — преуспевающая бизнес-леди. Она владеет собственным бизнесом в Италии. Елена занимается разработкой и выпуском пляжной одежды, которая не только очень популярна в Европе, но и в скором времени появится в российских бутиках. Не стоит забывать, что Елена по первому образованию – художник – дизайнер. И чего у неё не отнять – так это безупречное чувство стиля и гармонии.
Супруги представляют слаженный надежный тандем. Биография Дмитрия Маликова неразрывно связана с семьей, женой. Их совместная жизнь основана на взаимном уважении, поддержке, любви, доверии, без оглядки на возраст. Именно эти качества являются фундаментом долгих счастливых отношений.
Маленького , который в семье Дмитрия и Елены Маликовых полгода назад — ребенка родила суррогатная мать, — звезды публике практически не показывают. Однако несколько фотографий малыша уже гуляют по сети — благодаря клипу артиста, в котором тот впервые показал сына. Сегодня же 48-летний Маликов поделился еще одним кадром с малышом, сделанным как раз на съемках музыкального видео. На черно-белом снимке певец нежно держит сына на руках, но лица мальчика не видно.
Дима, как вам к лицу отцовство!!! Просто восхитительное фото, умилительное, нежное, искреннее, чистое...
Дима, ты самый лучший молодой папа и красавец мужчина в полном расцвете сил. Дима, береги себя ты нужен своей семье, своим детям, у тебя столько всего интересного в жизни — первые шаги, первое слово сына.
Это большое счастье, что появился еще ребенок. Все будет хорошо, и что-то подсказывает мне, что, возможно, будет, как и вы, композитором. Поздние дети всегда очень талантливые! И Стеша замечательная старшая сестра (орфография и пунктуация авторов сохранены. — Прим. ред .),
— пишут Маликову поклонники.
Напомним, о рождении еще одного ребенка у четы Маликовых стало известно в конце января. Мальчик появился на свет в одной из клиник Санкт-Петербурга, вскоре счастливые родители информацию о прибавлении в семье.
У Маликовых есть старшая дочь — . Также у Елены Маликовой есть дочь от предыдущего брака, Ольга, которую Дмитрий воспитывал как родную. Дочку падчерицы, Аню, певец считает своей внучкой.
Лена Маликова очень печется о репутации. Ей важнее быть правильной, чем искренней, и это осознанный выбор. Не знаю, верный ли.
Но мне всегда трудно, когда человек настолько держит себя в руках, что с ним невозможно говорить о том, что волнует, тревожит, ранит. Зато чета Маликовых – безукоризненно стабильная, да еще и безупречная внешне. Про Диму и Лену никто не скажет плохого. Но есть опасность: в безупречности можно захлебнуться, ведь, как у любого живого человека, у Маликовой есть настоящие драмы и проблемы. Просто она не намерена о них говорить. Лена – мудрая женщина и идеальная жена творческого человека. Интервью обернулось просто разговором. А Маликовых я по-прежнему люблю.
Елена Маликова: Запись уже идет?
Ксения Собчак: Да.
Е. М.: А, ну все тогда. Надо молчать. (Смеется.)
К. С.: Почему? Расскажи, ты по-прежнему занимаешься всеми Димиными (певец Дмитрий Маликов – супруг Елены. – Прим. SNC) делами?
Е. М.: Я костюмер.
К. С.: Ну ладно, не скромничай! (Смеется.) Ты же реально и менеджер, и директор, и костюмер, и советчик – незаменимый человек. По сути, та самая жена, которая даже не правая рука, а обе руки творческого супруга.
Е. М.: Да нет. Мы просто вместе очень давно под одной крышей. И со временем я для Димы стала таким... Богом. Пожелания мои он не слышит, а когда ему что-то нужно – тут же ко мне обращается. (Смеется.) Так получилось. Люди, которые живут вместе двадцать три года, либо по-настоящему вместе, либо так – видятся исключительно на семейной прогулке с детьми в парке.
К. С.: Ты не устаешь от административной работы? Ты же помимо того, что жена, еще и мама большого творческого ребенка.
Е. М.: Тебе ли меня не понять. (Смеется.)
К. С.: Уже да. (Смеется.)
Е. М.: Нет, помощь Дмитрию для меня – не обуза, а творческий процесс. Процесс интересный, нескучный. Он помогает жить, постоянно открывать себя заново, в новых ракурсах. Если бы я не получала удовольствия, я бы этим не занималась. Нашла бы себе другое применение.
К. С.: Ты сильный человек?
Е. М. : Хотела сказать: «К сожалению, да», но, наверное: «К счастью, да». Я такой хитро-сильный человек. Никогда не доминирую. Не скажу мужу: «Слышь, иди сделай что хочешь, но принеси мне золотую рыбку». И в принципе мужчине так говорить нельзя ни в коем случае. Он этого не простит. Рано или поздно терпение лопнет... Со всеми вытекающими... Или муж станет, что еще хуже, подкаблучником с затаенным ощущением несчастья. Сильный ли я человек? Я все держу под колпаком (за исключением мужа): что будет есть ребенок? Куда она поехала? Есть ли бензин в машине, сметана в холодильнике? А ведь это вещи, которые надо бы отпустить. Вещи, которые люди состоявшиеся...
К. С.: …уже могут не решать.
Е. М.: Не то что «могут». Они обязаны уже не решать. А у меня постоянно: контроль, контроль, контроль. Это мой недостаток.
К. С.: Насколько я знаю, ты старше Димы (на пять лет. – Прим. SNC). Это такая редкость! Обычно популярные, скажем так, мужчины, выбирают девушек моложе. Ты чувствуешь разницу в возрасте? Переживаешь? Или, наоборот, гордишься тем, что у тебя такая нестандартная история?
Е. М.: Гордость – вообще не мое. Что до разницы – просто так случилось. Когда познакомились, никто не заглядывал в паспорт. Смешная история: Дима увидел меня в фотоальбоме, в гостях. Возраст в том альбоме подписан не был.
К. С.: Выглядишь ты настолько потрясающе, что, я думаю, ему даже не пришла в голову мысль спросить, сколько тебе.
Е. М.: Я думаю, что ему в голову совсем другая мысль пришла в день нашей встречи. Извини меня, дело было в 92-м году! (смеется).
К. С.: Я почему, кстати, этот вопрос задаю. Вчера сидели с подружками и увидели человека: «Какой симпатичный парень!» Подруга говорит: «Я как раз не замужем. Сколько ему лет?» Отвечают: «Тридцать два». Я-то не в поисках – у меня с мужем все хорошо. Но мне тридцать четыре, и ощущение, что ему тридцать два, как-то смущает. Нет, я бы сама об этом не подумала и не спросила... Просто мне важно психологически, чтобы мужчина был старше.
Е. М.: Наверное, правильно. Хоть у меня до Дмитрия и никого не было.
К. С.: В смысле – никого не было?
Е. М.: Были мужчины, которые пытались за мной ухаживать. (Смеется.)
К. С.: А, так говорят мудрые женщины. (Смеется.)
Е. М.: Они были старше – на пять-семь лет. Всё. Больше не пытались ухаживать за мной мужчины (Смеется.) Я никогда не думала, что выберу в спутники юнца. К тому моменту, когда мы с Димой познакомились, я была зрелым человеком. С ребенком (старшая дочь Елены – фотограф Ольга Изаксон. – Прим. SNC).
К. С.: Сколько тебе было?
Е. М.: Двадцать семь. Я успешно работала в австрийской компании. На дворе перестройка. Мы торговали не пойми чем: китайские куртки, кипрские костюмы, турецкие пиджаки, узбекский хлопок.
К. С.: Спекулировала?
Е. М.: Нет, не спекулировала. К тому времени это уже называлось бизнесом. Я постоянно ездила за границу в командировки, готовила контракты. В принципе спекуляция – это то же самое, но без контрактов. В общем, была такой бизнесвумен. Намечалась хорошая карьера, я находила общий язык как с иностранцами, так и с бравыми ребятами в том 92-м. И вдруг появляется Дима. Мне звонит подруга: «Лен, ты меня прости, я понимаю, что сейчас нелепость скажу, но прошу, не отказывай». – «Что такое? В чем дело?» – «Знаешь певца Маликова?» – «Ну знаю. Симпатичный парень. Поет песни красивые про любовь». – «Он очень хочет с тобой познакомиться! Лена, я тебя умоляю, сходи с нами куда-нибудь!»
К. С.: Он тебя увидел в том самом альбоме?
Е. М.: Да, в чужом семейном альбоме. Смешная история.
К. С.: А вы с ним похожи внешне.
Е. М.: Мы совсем не были похожи.
К. С.: Выходит, с годами стали?
Е. М.: У меня на этот вопрос есть заготовленная шутка. «Раньше я была красавицей, а теперь мы стали похожи». (Смеется.)
К. С.: В общем, Маликов не оставил тебе выбора...
Е. М.: Не оставил! Так подруга моя взмолилась! Я говорю: «Да хорошо, Оксана, надо так надо. Четверг? » Я даже помню этот день: 21 марта. «Маликов приглашает нас на съемку». – «Ну на съемку так на съемку». 92-й год, телевидение, какой-то концерт... Помню, я еще спросила: «Да он же совсем мальчик. Ему хоть двадцать пять есть?» А подруга: «Да есть, точно есть!» Диме на тот момент было двадцать два года. Я собралась на съемку. Пришла. А Оксана еще не подъехала. Мы должны были с ней встретиться заранее, как приличные девушки. И вижу – стоит, ждет меня высокий, красивый, длинноволосый мальчик, жутко одетый.
К. С.: Так тогда все одевались.
Е. М.: Да, все. Джинса, заплатки... (Смеется.) Необыкновенной чистоты молодой человек. Я о таких только в сказках читала. И то когда они пили какую-нибудь живую воду и становились красавцами. В жизни таких, как Дима, не встречала ни в детстве, ни в отрочестве, ни в зрелом возрасте.
К. С.: Ты имеешь в виду чистоту? Наивность?
Е. М. : Да. Он был таким чистым, незащищенным. Немного напомнил моего отца. У меня отец интеллигентный, очень тонкий. К сожалению, его уже нет... О таких говорят: «Он в жизни мухи не обидел». И вот этой своей нелепой по тем ревущим 90-м годам, прелестной тонкостью, скромностью – хотя этот мальчик собирал стадионы, и толпы девочек дежурили у его подъезда, – он прямым ударом попал мне в сердце.
К. С.: Прямо сразу, на той съемке? Ты так быстро поняла, что это твой человек?
Е. М.: Не могу сказать, поняла – не поняла, но что-то екнуло. А потом я много ездила, он гастролировал. Основные Димины заработки приносили не корпоративы, а выступления на стадионах за четыре копейки. Поэтому виделись мы редко, зато долго говорили по телефону. Мобильных тогда, как ты понимаешь, еще не было: «Але-але, девушка, Мурманску ответьте».
К. С.: То есть вы не стали сразу жить вместе.
Е. М.: Ну, не в тот день, конечно, не 21 марта. Впрочем, Дима как-то быстро переехал ко мне, захватив с собой огромную собаку. (Смеется.)
К. С.: Когда пришли первые большие деньги? Все-таки раньше же артисты много не зарабатывали. Потом случились нулевые. Рустам Тарико, корпоративы, безумные гонорары.
Е. М. «Пришли нулевые, Рустам Тарико...» Как из поэмы. (Смеется.) Нет, на самом деле деньги пришли ко мне раньше, чем Дима. Сравнительно большие по тем временам. Да и Дима не был бедным студентом.
К. С.: Почему перестала заниматься бизнесом?
Е. М.: Потому что стала жить с Дмитрием. Мы не захотели расставаться. Я с ним поехала в Германию на какие-то очень длительные гастроли для военнослужащих и эмигрантов.
К. С.: Но сейчас-то не жалеешь? Ты, собственно, человек талантливый, мудрый, системный. По сути пожертвовала карьерой в интересах мужа.
Е. М.: У жизни нет прошлого, есть настоящее.
К. С.: Но ты считаешь отказ от карьеры ошибкой?
Е. М.: Нет, боже мой. Не считаю. Да, для сегодняшнего дня это выглядит несовременно и «упущенной выгодой», но это настоящая любовь, моя девочка!
К. С.: Сейчас поступила бы так же?
Е. М. : Я об этом не думаю. Когда начинается: «Мы не сделали того, сего» – надо сказать: стоп! Прошлого нет. Сожаления о нем нас разлагают.
К. С.: Смотри, некоторые женщины прямо созданы для семейного очага. Они получают от этого кайф. Хотят жить домашней жизнью, и им комфортно. Мне кажется – может, я ошибаюсь, – ты не такая. Ты сильная. Ты хочешь самореализации. И по сути ты все это сублимировала в проект под названием «Дима Маликов».
Е. М.: Ну да, где-то так – я в тени звезды. Мы привыкли, что любовь – это когда нас любят. «Любите нас, таких хороших, красивых, молодых, у нас длинные ноги, голубые глаза»... Но на самом деле любовь – это умение отдавать и не думать, что получишь взамен. А взамен получаешь то, что должен получить.
К. С.: У вас очень крепкая семья. Столько лет вместе, и нет страшных историй в журнале «Караван» или в студии у Малахова про расходы и любовниц. Как ты умудрилась так все обставить?
Е. М.: Я Диме иногда говорю: «У нас с тобой такая карта не сыграна! Мы с тобой такой развод можем устроить, что будет плакать вся Россия». (Смеется.) Как я смогла? Не знаю, как смогла. Наверное, мы вместе смогли. Это тоже своего рода талант.
К. С.: Слушай, ну любой мужчина через какое-то время теряет интерес к женщине: мужик склонен к промискуитету. Всегда нравятся разные, хочется попробовать многое. Как ты удержала Диму?
Е. М.: Не знаю. Эмоциональные отношения никто не отменял. Они-то и влияют на физические. С одной стороны – да, мужчины так устроены. С другой – все по-разному. Одни видят в женщинах только тело и меняют пассий по разным причинам: усталость на работе, стрессы, эгоизм, невысокий уровень сознания, падение гормонального статуса...
К. С.: В сорок пять лет? Диме, кстати, сколько сейчас?
Е. М. : Сорок пять. (Смеется.)
К. С.: Наступает, слушай. Бойся, сейчас он купит красный «феррари». Это первый признак, говорят. Спортивная машина.
Е. М.: Нет. Красный «феррари» не купит. Боже упаси! (Смеется.)
К. С.: И на фитнес начинает упорно ходить.
Е. М.: На фитнес ходит, хотя раньше протестовал: «Я пианист, мне нельзя нагружать руки».
К. С.: Знаешь, когда сорокапятилетний мужик начинает играть бицепсами, одеваться как-то не так – это первый признак того, что наступает глобальный *** (конец отношений. – Прим. SNC).
Е. М.: Да-да-да.
Е. М.: Ну падает тестостерон. Можно, конечно же, к врачу, а они – в бар! Так веселее. Я их понимаю.
К. С.: Но ты своего отправила к врачу?
Е. М.: Нет, пока нет необходимости!
К. С.: Как понять, что гормональный статус упал?
Е. М.: Это уже не к Елене Маликовой, а к Елене Малышевой!
К. С.: Ну как? Я не знаю.
Е. М.: Что «не знаю»? Ты молодая, образованная девушка.
К. С.: Ну у нас вот Локтев. Сколько тебе лет, Локтев? Вот тебе как раз где-то за сорок уже.
Влад Локтев: Да. Сорок один.
К. С.: Ну вот как определить, какой у Локтева гормональный статус? Кровь же не возьмешь на анализ.
Е. М.: По нему все ясно.
К. С.: Как это – все ясно? Подожди. Вот девушка прочтет статью. У нее мужчине – сорок пять. Она посмотрит, какая Лена Маликова офигенная, какая у нее семья прекрасная, и подумает: а как бы мне понять, будет ли мой сейчас покупать «феррари»?
Е. М.: Слушай, я не закончила. Есть мужчины, которые всю жизнь мечтают о «феррари» и всю жизнь будут бегать. Их недолюбили или они не нашли своей женщины.
К. С.: Хорошо. Как понять, что мужу пора к врачу? Вот у женщин это понять легко. Наступает климакс. Надо пить гормоны. А у мужчин-то это как поймешь?
Е. М.: Нет желания.
К. С.: То есть это связано с пониженной сексуальной...
Е. М.: Тестостероновой... Давай заканчивать эту тему. Еще бывает, когда пара долго живет вместе, женщина начинает пилить мужчину – куда-то его отправлять, посылать. И взрослый нормальный мужчина говорит: «Зачем мне это все? Я могу найти человека, который будет встречать меня с работы с улыбкой и радостью». Понимаешь? Улыбаться и говорить: «Как хорошо, что ты пришел».
К. С.: И радоваться всему.
Е. М.: Кто хочет грузиться: «А почему это случилось?», «А почему она меня пилит?», «А почему он такой?» Не изводить себя и мужчину – талант.
К. С.: Это правда. Еще талант – хорошо выглядеть. Ты выглядишь потрясающе. Как у тебя получается? Что делаешь? Ты жестко следишь за питанием?
Е. М.: Жестко не слежу. Я не вегетарианка, люблю рыбу, ем много овощей, но питаюсь просто. Отварное, что-то на пару, никаких изысков. А вообще-то все в голове: я не думаю, что мне пятьдесят, и что тридцать – тоже не думаю. Как доказал один умный еврей, все относительно.
К. С.: Но об этом же нельзя не думать. Даже я размышляю о возрасте. Становится страшно. Понимаешь, что приближаешься к старости, смерти.
Е. М.: Ой, какой ужас. Ксюша, я не могу это слышать. Для чего об этом думать? Настроение себе портить... Меня не посещают такие мысли. К счастью, у меня хорошее здоровье – спасибо родителям и Господу Богу. Я в меру занимаюсь спортом. Иногда гуляю на свежем воздухе. Но чаще стою в пробках. (Смеется.)
К. С.: Почему ты неожиданно решила основать собственный бренд пляжной одежды Honeymoon? Помню, присылала мне очень красивые парео, я удивилась. Красиво и прикольно, но с чего вдруг?
Е. М.: Спасибо. Пока дети росли, мы по пол-лета находились в Италии: витамин D, йод, солнце, море, макароны, пицца. Эта жутко бесконечная, монотонная жизнь наскучила до безобразия. У меня есть подруга Аня Попова (издательница журнала Prime Russian Magazine, жена Романа Попова, председателя правления Первого Чешско-Российского Банка. – Прим. SNC): кстати, у меня вообще очень много подруг твоего возраста. Так вот, мы встретились, и я говорю: «Аня, скучно мы живем. Надо нам найти пару фабрик в Италии и заняться делом. Хватит лежать на солнце. Вредно!» Мы так и сделали. Взяли переводчика, сели в автомобиль и поехали под Флоренцию, где фабрика на фабрике. Постучались в одну дверь, другую, за третьей согласились сотрудничать. Потом мы освоили европейские профессиональные выставки. И закрутилось. Как-то так. Легким движением руки, ноги, головы. (Смеется.)
К. С.: И где вы продаетесь? Развиваетесь?
Е. М.: В Италии, России, Монако. Мы бы уже, наверное, развились в большое предприятие, но и у Ани, и у меня есть дополнительные доходы. Это нас расслабляет в какой-то степени.
К. С.: То есть лень, условно говоря, вкладывать больше энергии.
Е. М.: Honeymoon – наше хобби. Как большой бизнес это, к сожалению, не выстроено. Наверное, зря, потому что потенциал есть.
К. С.: Слушай, ты наверняка думаешь о том, что времена меняются. Эпоха больших корпоративов уже прошла.
Е. М.: Прошла. Да. И корпораций становится все меньше.
К. С.: Сейчас мы живем в другой реальности, где нет шальных денег: кризис. И первое, на чем экономят, – свадьбы, дни рождения. Дмитрий Маликов уже далеко не всем по карману. Более того, есть ощущение, что жирные времена могут и не вернуться. А вы привыкли к определенному уровню жизни: отдыху на Мальдивах, дорогой одежде, хорошему дому. Обсуждали с Димой, как будете жить дальше?
Е. М.: Мы поняли, что времена меняются, значительно раньше – года три назад. И обсуждали перспективы – но не в том ракурсе, о котором ты говоришь. А в том, что не хочется народному артисту России Дмитрию Маликову, сорока лет от роду, человеку, окончившему консерваторию, пианисту, композитору, скакать по сцене и постепенно становиться пародией на самого себя. Понимаешь? Куда уйти? В классику – тяжело и больно рубить огромный, толстый хвост поп-карьеры. Что делать? Да простит меня Дима, что я сейчас это говорю, но мне в голову пришла странная идея: «Сделай проект для детей, которые занимаются музыкой». И он запустил «Уроки музыки». С «Уроками» он за два года объехал 108 городов России. Награжден орденом Дружбы.
К. С.: Что за проект? Люди покупают билеты?
Е. М.: Нет. Проект поддерживает правительство.
К. С.: Министерство культуры?
Е. М. : Нет. Все на уровне губернаторов, мэрии. Дима приезжает в город, собирает детей, которые занимаются музыкой, в местную филармонию. Дает мастер-класс, играет сам с ними в четыре руки, дети заранее готовятся. Рассказывает, как сам начинал заниматься, о композиторах, о том, что музыка развивает, и так далее. Дети счастливы!
К. С.: Это приносит стабильный доход?
Е. М.: Нашлись спонсоры. Это хороший, благородный, красивый, честный проект.
К. С.: А бизнес? Я знаю, Дима пытался вкладывать – он мне рассказывал – в недвижимость, во что-то еще. Это выгорело?
Е. М.: Вопрос к Диме. Он человек искусства, и ему надо заниматься искусством.
К. С.: Но на искусстве сейчас много не заработаешь.
Е. М. : Ну, слушай, у каждого своя дорога. Кто-то хорошо делает пельмени. Кормит с удовольствием. Это тоже труд и благое дело.
К. С.: А все-таки ты не советовала Диме заняться чем-то еще, кроме шоу-бизнеса? Многие артисты, я знаю, покупают квартиры. Куда-то распределяют свои деньги, чтобы они приносили доход.
Е. М.: Я советую, но не настаиваю. С одной стороны, я очень сильный, с другой – очень мягкий человек. Иногда он упрекает меня: «Ты советовала, но не настояла».
К. С.: А ты сама не думала, что могла бы заниматься предпринимательской деятельностью? Раз уж такая история. В стране кризис. Китайские вещи. Какие-нибудь рынки. Это огромный заработок, огромные деньги.
Е. М.: Время китайских рынков прошло. Это не мой уровень, и мне это совершенно не интересно.
К. С.: Деньги не пахнут, какая разница?
Е. М.: Пахнут. Зачем? Мне интересно как продюсеру поставить спектакль для подростков (чем я сейчас и занимаюсь), чтобы поднять их интеллектуальный и духовный уровень. Дмитрий будет рассказчиком. Бог даст, у нас получится. Сценарий уже есть. Этот проект мне интересен. «Товар–деньги–товар» – нет.
К. С.: Были ли случаи, когда ты Диме сказала: «Нет. Этого делать не нужно», а он пошел и наперекор сделал? Например: «Не надо участвовать в спектакле» или «Не надо записывать песню».
Е. М.: Конечно. Но опять же я не настаиваю, говорю правду, что я чувствую. Иногда критикую песни, за что получаю кучу раздражения в ответ. Я считаю, что он уже перерос девчачьи песни, он этого не хочет понимать. Ой, можно это все останется на нашей кухне? (Смеется.)
К. С.: Ну, я согласна. Мне тоже кажется, что Дима глубже, чем его образ. Как-то узнала, что он увлекается Бродским.
Е. М.: Да, Дима знает Бродского практически наизусть. Он очень глубокий, разносторонний. Хорошо разбирается в живописи.
К. С.: И конечно, это не соответствует образу такого милого, солнечного, романтичного мальчика. У Димы никогда не было плохого имиджа. Несмотря на то, что он в попсе, его этим, в отличие от Николая Баскова, никогда не попрекали. У Маликова образ не пошлый. Скажи, а правда, что вы очень тщательно следите за пиаром? Потому что со стороны вы выглядите даже слишком безупречными. Настолько, что в это не очень веришь. За всю историю – ни одного скандала.
Е. М.: Был скандал – в преддверии концерта в Кремле. Один журнал брал у меня интервью о нашей безупречной жизни – я рассказала, ничего не тая. Звонит главред – не мне, а Диме: «Все пресно, так сладко, противно читать». Мы были на отдыхе, и Дима попросил: «Допиши что-нибудь, чтобы не так сладко было. Иначе вообще ничего не выпустят». – «Дима, отстань. Сам потом будешь не рад, если я допишу». – «Нет, допиши». Думаю: «Ну держись!» И дописала, как он пришел бухой после дня рождения, сорокалетия, и шибанул меня где- то. (Смеется.).
К. С.: ...Что он тебя ударил.
Е. М. : Я ему – претензию, а он мне: «Отста- а-а-ань от меня, отстань! Мне сорок лет лет, я с ребятами поплясал» – и «меня ка-а-ак шибанет!» Вся Россия до сих пор обсуждает, специалисты по маникюру рассказывают, как Дима Маликов бьет свою несчастную жену. На самом деле такого не было.
К. С.: Он обалдел, наверное.
Е. М.: Я еще написала про какую-то участницу конкурса красоты, которая звонила ближе к полуночи – желала сладких снов. Указала имя той девушки.
К. С.: Сухинова, что ли?
Е. М.: Нет-нет-нет. Сухинова – друг семьи. Я уже и не помню, как ее звали. Немножко опустила ее, бедную, – может она ничего и не имела в виду, пожелав женатику «cпокойной ночи» (Смеется.)
К. С.: А были еще истории, когда девушки при тебе клеились к Диме?
Е. М.: Бывает, и часто: сидит напротив в ресторане какая-нибудь девчонка полукрасивая, провинциальная. А мы – в компании за соседним столом. И начинаются плохие исполнения сцен Шэрон Стоун из кинофильма «Основной инстинкт» (Смеется.) – ногу на ногу под столом, трансляция знаками «Я типа выйду в туалет»... Это очень смешно.
К. С.: Вашей дочке Стеше скоро шестнадцать. Что скажешь про это поколение? Чем оно отличается от твоего и моего?
Е. М.: Я видела, как росла старшая дочь – ей сейчас тридцать. Она мой дружок, никогда не шла вразрез с моей жизнью, моими желаниями – мне порой казалось, что эта маленькая девочка мудрее меня. Мне так повезло. Надо отдать должное – спасибо ей большое, не просто для красного словца. Все, кто знают Олю, говорят: «Лен, какая же у тебя дочь». Это интеллигентнейший человек, который никогда не скажет о ком-то плохо. Умный, образованный, очень тонкий.
К. С.: А младшая?
Е. М.: Кто такая Стефания Маликова на сегодняшний день? Это персонаж. Персонаж непростой, умный, к счастью, добрый. В свои шестнадцать она – трендсеттер для молодежи. У нее двести с лишним тысяч подписчиков в «Инстаграме». Она ведет ask.fm. Ей задают миллион вопросов.
К. С.: А чем она хочет заниматься?
Е. М.: Совсем недавно хотела поступать в МГУ на факультет фундаментальной медицины. Мы пригласили преподавателя, он объяснил, чему там научат. Cтеша и говорит: «Лягушек и мышей препарировать не буду даже ради науки». Пришлось резко переквалифицироваться и увлечься литературой. Я рада, что она много читает.
К. С.: А по-моему, она хочет в шоу-бизнес.
Е. М.: И мне казалось, что нас не обойдет телевизионная карьера. Уже есть предложения, но пока в духе: «Давайте Стеша будет ходить по тусовкам и брать интервью». Я отвечаю: «Спасибо, пока нет». Мне хотелось бы найти ей более серьезное применение. Буквально не- давно разговаривали. «Может быть, философский при МГУ?» – «А мо- жет, – предлагаю я, – ВГИК? Правда, будешь всю жизнь ждать звонка режиссера». Стеша отвечает: «Тогда я хочу сама быть режиссером». В общем, это девочка, которая умеет добиваться своего. Она настойчивая, трудолюбивая. Напоминает мне еще одну девочку, которая сейчас сидит напротив (смеется). Но, правда, не такая эпатажная пока, к моему счастью. (Смеется).
К. С.: Все впереди. Если бы дочки спросили тебя: «Мам, дай три совета, как вести себя с мужчинами и вообще с людьми». Что бы ты сказала?
Е. М.: Первая мудрость – любить. Именно с мужчинами? Не назидать, не наезжать, быть доброй и веселой. Обязательно веселой. С хорошим чувством юмора. Любой мужчина, если не дурак, это оценит. Надо иметь здравый смысл – это обязательное условие. Доброе сердце, терпение. Список можно продолжить.
К. С.: Ты всем этим обладаешь?
Е. М.: Ну, мне тяжело говорить о себе. Но, во всяком случае, пытаюсь. У меня есть один недостаток.
К. С.: Ну, давай скажи, а то у нас тоже какой-то елей получится.
Е. М.: Я нетерпима к глупым людям. К сожалению. Срываюсь на них. Это моя недоработка как личности. Человек достойный не имеет права этого делать. Он должен быть всегда спокоен и доброжелателен, а меня разрывает. Правда, уже через пять секунд после срыва я могу пожалеть, поплакать и извиниться сто раз.
К. С.: Мне муж все время говорит: «Вот в компьютере есть процессор «Пентиум 1», а у тебя – «Пентиум 5». Ты не можешь кричать на человека из-за того, что у него «Пентиум 1». Он просто медленнее соображает». Мне почему-то еще кажется, что женихам твоей дочери придется непросто с тобой.
Е. М.: Нет. Ни в коем случае. Я же не сумасшедшая. Что это мы – начали за здравие, заканчиваем за упокой (Смеется.
К. С.: Мне кажется, ты строгая.
Е. М.: Нет. Я никогда не буду вмешиваться в личную жизнь дочерей. У Ольги есть молодой человек. У нас прекрасные отношения. Никогда не позволю себе их испортить. Я ни разу за все двадцать три года не зашла в офис к мужу, предварительно не позвонив.
К. С.: И телефон ни разу не смотрела, эсэмэски его не читала?
Е. М.: Нет.
К. С.: Врешь.
Е. М.: Нет, это ниже моего достоинства. Если надо будет что-то проверить, я покопаюсь внутри себя. Вот так!
Повезло Дмитрию Маликову с женой?
Дмитрий Юрьевич Маликов. Родился 29 января 1970 года в Москве. Советский и российский композитор, пианист, певец, актёр, продюсер, телеведущий. Народный артист Российской Федерации (2010).
Свое детство Дмитрий провел в Красносельском районе Москвы. С 5 лет он начал заниматься музыкой по классу фортепиано. Окончил музыкальную школу.
В 1985-1989 годах учился в музыкальном училище при Московской консерватории.
В 1994 году закончил с отличием Московскую государственную консерваторию по классу фортепиано.
Творческой деятельностью начал заниматься в 15 лет. Первые песни, записанные Маликовым: «Солнечный город», «Я пишу картину», «Дом на облаке», которую исполнила певица Лариса Долина.
Успех к Маликову пришёл в 1988 году с песнями «Лунный сон», «Ты моей никогда не будешь» и «До завтра», которые пользовались популярностью у советской женской аудитории и попали в хит-парады. По итогам «Звуковой дорожки» газеты «Московский Комсомолец» за 1988 год Дмитрий стал «Открытием года».
В 1989 и 1990 годах его признали «Певцом года».
В ноябре 1990 года Маликов дал первые сольные концерты на главной концертной площадке страны - в СК «Олимпийский».
В 1992 году Маликов сыграл главную мужскую роль в фильме режиссёра Александра Прошкина «Увидеть Париж и умереть».
Дмитрий Маликов с юных лет активно не только занимался эстрадной музыкой, но и сам писал музыку. Результатом этой работы стал выход его первого инструментального альбома «Страх полёта» весной 1997 года. Диск был тепло встречен общественностью, мелодии с него часто звучат в документальных фильмах и программах российского телевидения. В 2004 году альбом был переиздан.
В 2001 году выходит второй инструментальный альбом «Игра», куда вошли фортепианные обработки популярных песен, таких как «Тёмная ночь», «Не отрекаются любя», «Желаю тебе», «На Тихорецкую», а также некоторых песен самого Дмитрия.
В 2006-2008 годах Дмитрий Маликов объединил инструментальную музыку собственного сочинения с яркими постановками в проекте Pianomania. В рамках Pianomania Дмитрий сотрудничал с многими художниками и музыкантами. Телевизионная премьера концерта состоялась в феврале 2007 года. В марте того же года вышел альбом Pianomania, который был продан тиражом более 10 000 экземпляров. В апреле и декабре 2007 года состоялись сольные концерты Дмитрия Маликова в поддержку инструментального шоу в Московском театре Оперетты, прошедшие при полных аншлагах.
В декабре 2010 года во Франции Дмитрий Маликов представил грандиозное шоу классической музыки Symphonic Mania - творческое развитие и новое видение проекта Pianomania. В концертах под его руководством приняли участие 140 артистов, в их числе Имперский русский балет Г. Таранды, симфонический оркестр, хор и солисты театра Новая опера им. Е. В. Колобова (дирижёр Валерий Крицков, хормейстер Игорь Манько), цирк Дю Солей.
В сентябре 2011 года принял участие в концерте всемирно известного британского композитора Майкла Наймана.
Дмитрий Маликов - Ты одна, ты такая
Маликов много времени уделяет классической музыке и занятиям на рояле. В 1997 году он выступил с фортепианными концертами в Штутгарте (Германия). В том же году был издан его первый инструментальный альбом «Страх полёта». Музыка с этого диска прозвучала в ряде документальных фильмов и программ российского телевидения. Как пианист Маликов сольно выступал с симфоническими оркестрами «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова, «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета, «Музыка Вива» под управлением Александра Рудина, оркестром Константина Крымца и другими.
В 2007 году Маликов реализовал проект «PIANOMANIЯ» - инструментальное шоу, в котором сочетаются традиции русской классики, этнические мотивы и современные аранжировки. Шоу, поставленное при участии режиссёра Дмитрия Чернякова было дважды показано в Москве, в апреле и декабре 2007 года.
В марте 2010 года состоялся сольный фортепианный концерт Маликова на сцене ММДМ. А в декабре 2010 года во Франции было представлено шоу классической музыки Symphonic Mania. К участию в проекте Маликов привлёк российские коллективы, в числе которых Имперский русский балет Гедиминаса Таранды, симфонический оркестр и хор театра «Новая опера». В программе произведения русской, советской и мировой классики. Состоялись концерты под занавес «Года России во Франции и года Франции в России». За время тура было показано более 45 представлений в крупных городах, включая Париж, Канны, Лилль, Марсель и Нант.
Маликов также занимается продюсерской деятельностью. Среди его проектов группа PLAZMA. Помогал начинающей певице Елене Валевской, узбекскому певцу Сардору Рахимхону.
В феврале 2011 года по инициативе Маликова основан благотворительный фонд содействия решению социальных, медицинских, культурных и образовательных проблем населения «Проникая в сердце». Фонд оказывает содействие комплексному решению проблем профилактики, лечения и реабилитации инвалидов и детей, страдающих тяжёлыми заболеваниями.
В 2012 году начал образовательную деятельность, создав социально-образовательный проект для детей «Уроки музыки» и даёт мастер-классы по всей России. Артист передаёт свой огромный творческий опыт юным музыкантам, получающим начальное музыкальное образование. За три года существования проекта было проведено более 90 мастер-классов в городах России. В рамках «Уроков музыки» на одной сцене с Дмитрием Маликовым удалось выступить многим начинающим музыкантам. Более 45 000 тысяч детей и их преподавателей смогли абсолютно бесплатно посетить мастер классы Дмитрия.
25 апреля 2013 года Маликов дал концерт перед пассажирами на перроне Казанского вокзала, приняв участие в торжественной церемонии запуска фирменного поезда Москва-Воронеж.
Принимал участие во втором сезоне шоу «Битва хоров» на канале Россия 1.
C 12 сентября 2012 года по 1 сентября 2016 года Маликов был ведущим детской передачи «Спокойной ночи, малыши!» (был заменён на Николая Валуева). При Маликове в программе впервые появилась музыкальная страничка.
В 2013 году Маликов выпустил свой 14 студийный альбом «25+». Его выход был приурочен к 25-летию творческой деятельности певца.
Пишет песни и инструментальные пьесы, даёт инструментальные концерты и, как пианист, выступает с симфоническими оркестрами России.
29 января 2015 года вышел пятый инструментальный альбом, «Cafe Safari». В меню диска - 12 музыкальных зарисовок, наполненных впечатлениями от поездок и путешествий по разным странам и континентам.
20 ноября 2016 года на YouTube-канале Versus Battle был опубликован баттл «Замай VS СД», в котором Маликов принял участие в качестве одного из судей. В конце баттла Маликов отдал свой голос Хану Замаю и выразил желание записать трек с кем-либо из рэперов.
Дмитрий Маликов в программе "Наедине со всеми"
Рост Дмитрия Маликова: 183 сантиметра.
Личная жизнь Дмитрия Маликова:
Проживал в гражданском браке с певицей , которая старше его на 6 лет.
"Мы оба были эгоистичными людьми из творческой среды, таким вместе ужиться очень трудно. В какой-то момент Наташа поняла, что ей нужен другой мужчина – не такой зацикленный на себе. Она дала мне это понять и в итоге вынудила меня поставить в наших отношениях точку", - вспоминал Дмитрий спустя много лет об отношениях с Ветлицкой.
С 1992 года состоит в отношениях с Еленой Изаксон (в замужестве Маликова), она дизайнер (1963 г.р.), родом из Тулы. Сначала жили в гражданском браке, а в 2000-м, после рождения дочери , поженились. Елена до встречи с Маликовым была замужем, от предыдущего брака имеет дочь Ольгу (1985 г.р.), она фотограф.
С Еленой Маликов познакомился при интересных обстоятельствах: в начале 1990-х артист одолжил другу крупную сумму денег и долго не мог получить ее обратно. Пытаясь вернуть деньги, певец регулярно ездил к товарищу домой. В один из таких визитов жена должника развлекала Маликова, показывая ему альбомы с фотографиями, на одной из которых и была Елена. Девушка понравилась Дмитрию, он попросил познакомить их. Встреча оказалась судьбоносной.
"Все эти годы Лена для меня не только любимая женщина, но и самый близкий человек и верный помощник. Не могу сказать, что все в нашей жизни было гладко. Главное – сохранять в отношениях стратегическую линию: чтобы были любовь и уважение, снисходительность и всепрощение по отношению друг к другу. Если рядом с мужчиной та женщина, которая ему нужна на самом деле, то его жизнь складывается правильно", – рассказывал Маликов.
"Я знаю все его композиции наизусть. Могу пропеть все, что он играет. В самих концертах мое значение минимальное. А вот в жизни Дмитрия, наверное, я играю главную роль", - отмечала Елена.
Дочь Стефания Маликова занимается танцами и рисованием, играет на фортепиано, на гитаре, поёт, пробовала себя в качестве модели.
В январе 2018 года - сына музыканту родила суррогатная мать в частной клинике Санкт-Петербурга «Ава-Петер». Дмитрий Маликов и его жена Елена не афишировали подготовку к пополнению в семье, поэтому эта новость стала неожиданностью для поклонников артиста. Сына назвали Марк.
Фильмография Дмитрия Маликова:
1992 - Увидеть Париж и умереть - Юра Орехов
1996 - Старые песни о главном 2 - учитель физики
1997 - Старые песни о главном 3 - Аркадий из «Начала» / певец на дискотеке
2000 - Старые песни о главном. Постскриптум
2005-2006 - Моя прекрасная няня - камео
2008 - И всё-таки я люблю... (композитор)
Дискография Дмитрия Маликова:
1993 - C тобой
1993 - До завтра
1995 - Иди ко мне
1996 - 100 ночей
1997 - Страх полёта
1998 - Звезда моя далёкая
2000 - Бисер
2001 - Игра
2002 - Love Story
2007 - Pianomania
2008 - С чистого листа
2008 - И всё-таки я люблю...(саундтрек к фильму)
2009 - Моя, моя
2012 - Panacea
2013 - 25+
2015 - Cafe Safari
Видеоклипы Дмитрия Маликова:
1989 - «До завтра»
1989 - «Брачный кортеж»
1990 - «Ты моей никогда не будешь»
1990 - «Всё вернётся»
1990 - «Сторона родная»
1992 - «Спой мне»
1994 - «Нет, ты не для меня»
1994 - «Иди ко мне»
1995 - «Золотой рассвет»
1995 - «Выпью до дна»
1996 - «Ты не прячь улыбку»
1997 - «Одна ты такая»
1997 - «Лола»
1997 - «Страх полёта»
1997 - «Дельфины»
1998 - «Звезда моя далёкая»
1998 - «Ещё, ещё»
1998 - «Странная судьба»
1999 - «До утра»
1999 - «С днём рождения, мама»
2000 - «Отпусти 20 век»
2000 - «Если я останусь один»
2000 - «Бисер»
2001 - «Птицелов»
2001 - «Снежинка»
2002 - «Love story»
2003 - «Шёпотом»
2003 - «Мама, лето» (концертный)
2003 - «Чёрный дрозд и белый аист»
2004 - «Не скучай»
2004 - «Вишнёвая смола» (концертный)
2005 - «С чистого листа»
2006 - «Если»
2007 - «Нравишься ты мне»
2008 - «Ты и я»
2008 - «Не говори прощай»
2009 - «Моя-моя»
2009 - «Радио-осень»
2011 - «Два пистолета»
2011 - «Мой отец»
2012 - «Panacea»
2013 - «Я так скучаю по тебе»
2014 - «Лети»
2015 - «По имени»