Экскурсия в летний лес конспект. Экскурсия в лес
Перевозский муниципальный район Нижегородской области
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области «Детский сад «Теремок»
муниципальный творческий экологический конкурс
«Мы – друзья природы»
Конспект образовательной деятельности в средней группе
Тема: «Экскурсия в лес»
Образовательная область: речевое развитие.
Выполнила: Хмуркина Ирина Александровна
воспитатель МБДОУ «Детский сад «Теремок»
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие
социально-коммуникативное развитие
художественно-эстетическое развитие
физическое развитие
Цель: воспитание у детей экологической культуры: соблюдение правил поведения в природе, бережное и заботливое отношение ко всему живому.
показать детям красоту леса, многообразие животного и
растительного мира (познавательное развитие, художественно-
эстетическое развитие);
продолжать учить детей отгадывать загадки, развивать навыки логичности и доказательства, развивать навыки устной речи (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие);
учить детей употреблять в речи имена существительные в форме множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей (речевое развитие, познавательное развитие);
развивать речевое дыхание (речевое развитие, физическое развитие);
воспитывать у детей экологическую культуру: соблюдать правила поведения в природе, бережно и заботливо относиться ко всему живому (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие).
Материал и оборудование : знаки «Правила поведения в природе», запись шума леса, игрушки животных, муляжи грибов, деревьев.
Предварительная работа : экскурсии в Барский сад в разное время года (национальный заповедник с. Большие - Кемары); загадывание загадок; чтение сказок: «Медведь и солнце» Н. Сладкова, «Сказка про храброго зайца» Д.Н. Мамина – Сибиряка, «Синичкин календарь» В.Бианки др.
Ход образовательной деятельности.
1. Вводная часть.
Ребята, сейчас я загадаю вам загадки. Но загадки не простые, а волшебные: если вы их отгадаете, то отгадки появятся у нас в группе. Слушайте внимательно, не торопитесь, думайте (воспитатель загадывает загадки о деревьях, выставляет отгадки).
Посмотрите, ребята, у нас в группе вырос лес. Но в лесу не только деревья растут. Что ещё растёт в лесу? Кто живёт? Слушайте следующие загадки (загадывает загадки о грибах, птицах).
Посмотрите, какой красивый лес. Это потому, что вы все загадки отгадали. Молодцы! Вы хотите сходить в этот лес на экскурсию? Но, прежде чем пойти, давайте вспомним правила поведения в природе (дети перечисляют правила поведения в лесу).
Молодцы! Но самое главное, что надо запомнить: в лесу нельзя громко разговаривать и кричать, особенно весной, когда наши пернатые друзья – птицы – высиживают птенцов, а у зверей появляются детёныши.
2. Основная часть.
Ну, что ж, пошли? Идите вместе, не отставайте друг от друга, иначе в лесу можно заблудиться. Но если вы вдруг заблудились, как надо позвать? Правильно " а-у-у". Давайте негромко скажем хором (индивидуально). Молодцы! Но, я думаю, нам не придётся шуметь в лесу.
Ну, вот мы и пришли. Посмотрите как красиво в лесу: трава зеленеет, бабочки порхают, пчёлы жужжат, птицы поют. А какие птицы прилетают к нам весной (ласточки, скворцы, грачи, жаворонки…)? Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной прилетают к нам (перелётные)?
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, кто это сидит?
Дети - Мишка – медведь (индивидуальное и хоровое проговаривание).
Воспитатель: - Как кричит медведь?
Дети - Э-э-э (индивидуальное и хоровое проговаривание).
Воспитатель: - Давайте поздороваемся с ним. (Дети здороваются) Мишка, что ты делаешь?
Мишка: – Сушу штанишки.
Воспитатель: - Ребята, да мы знакомы с ним! Из какой он сказки?
Дети – Из сказки Н.Сладкова «Медведь и солнце».
Воспитатель: - Правильно. Что произошло в сказке? Кто намочил Мишке штанишки? Как это произошло? (Дети рассказывают)
Воспитатель: - Давайте ребята попрощаемся с Мишкой и пойдём дальше, не будем ему мешать. Идите аккуратно, не наступайте на насекомых, на цветы (показывает знаки). Посмотрите, ребята, какой красивый гриб. А он нам знаком. Как он называется (мухомор)? Давайте рассмотрим его (описывают). Запомните этот гриб. Но также запомните, что мухомор есть нельзя – он ядовитый, но и сбивать ногами тоже не надо, т.к. ими лечатся звери (показывает знак).
А вот и съедобный гриб – белый или боровик, но и его мы срывать не будем, т.к. у нас нет ножа, а ножку гриба срезают ножом, чтобы остался корень, то есть грибница (показывает знак). Если оставить грибницу, то на этом месте снова вырастет гриб.
Посмотрите, ребята, какая красивая поляна. Остановимся на ней? Поиграем, отдохнём. Но, не забывайте, что нельзя шуметь.
Ф/к минутка. Подвижная игра по желанию детей.
- Какие вы весёлые! Вам нравится в лесу? Садитесь на травку – отдохнём (проводится дидактическая игра «Найди детёныша» ).
(Под кустом сидит заяц).
Воспитатель: - Зайка! Здравствуй, зайка. Что случилось? Почему ты плачешь?
Заяц: – Как же мне не плакать? Были здесь вчера туристы, вот как вы: развели костёр, пили, ели, громко пели. Потом ушли, а мусор оставили. А я бежал и лапку поранил.
Воспитатель: – Бедный зайка. Ребята, у него кровь. У кого из вас есть платочек? Перевяжем зайке лапку (дети жалеют зайку, воспитатель завязывает лапку).
– Ребята, мы с вами говорили, что надо сделать, когда после отдыха стали собираться домой? (ответы детей) Давайте поможем зайке – соберём мусор (собирают мусор в пакет). Ну, вот, зайка, у тебя на поляне опять порядок. А ранку развяжешь, когда перестанет течь кровь. До свидания, зайка (дети прощаются).
Заяц: – До свидания! Приходите ещё.
(Вдалеке раздаётся песенка белочки)
Белка (взрослый): – ЦОК, ЦОК, Ц-Ц-Ц!
Воспитатель: – Ребята, кто это поёт? Чья это песенка? (белочки) Давайте споём тоже (дети повторяют). Смотрите, белочка.
Белка: – Здравствуйте, ребята! Я слежу за вами с первого шага, как вы вошли в лес. Вы мне очень понравились: никого не обижали, не шумели, помогли зайке навести порядок, перевязали ему лапку. За это я хочу вас угостить (белка угощает детей орешками, дети прощаются, уходят).
3. Рефлексия.
Ребята, понравилось вам в лесу? А что понравилось больше всего? (ответы детей) А мне понравилось всё: и пение птиц, и природа, и звери, которые нам встречались, и ваше поведение, но больше всего, что мы все вместе помогли зайке: навели порядок в лесу, оказали медицинскую помощь. Я думаю, что вы и впредь будете поступать также.
Теперь будем угощаться орешками о белочки.
Зимой и летом одним цветом.
На лесной опушке стоят подружки
Платьица белены, кофточки зелены.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
И на горке и под горкой, под березой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд в шапках молодцы стоят.
А вот кто-то важный на белой ножке.
Он с красненькой шляпкой, на шляпке горошки.
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.
Иголок - очень много, а ниток – ни одной.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса, а зовут её -…
Зимой спит, летом ульи ворошит.
Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
В гору бегом, с горы кувырком.
Используемая литература:
1. Бианки В. «Синичкин календарь». – Москва: издательство «Детская литература», 1990.
2. Мамин – Сибиряк Д.Н. «Сказка о храбром зайце». – Москва: издательство «Детская литература». 1989.
3. Сладков Н. «Медведь и солнце». – Москва: издательство «Малыш». 1988.
4. «Сборник загадок». Пособие для воспитателя детского сада. – Москва: «Просвещение», 1994.
Зименко Тамара Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ "Черлакский детский сад № 2", Омская область, р.п. Черлак
Описание материала:
конспект будет полезен воспитателям детских садов, родителям.
Цель:
Усвоение представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.
Задачи:
1. Продолжать формировать умение распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
2. Развивать умение наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать;
3. Воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры.
Материал:
- Пакеты для сбора мусора, перчатки.
- Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.
- Папки для растений - 2.
- Корзиночки для шишек, листьев - 4.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами пришли на экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. Давайте вспомним с вами правила поведения в лесу.
Дети называют правила поведения в лесу:
- не шуметь,
- идти по тропинке,
- не рвать растения,
- не ломать ветки деревьев и кустарников,
- не разрушать гнезда и муравейники и т.д.
Придя в лес, воспитатель вместе с детьми выбирает удобную поляну, осматриваются, отдыхают.
Воспитатель:
- Дети, какое время года сейчас?
Дети:
- Осень.
Воспитатель:
- А как же вы догадались?
Дети:
- Деревья и трава пожелтели, стало прохладно.
Воспитатель:
- Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?
Дети:
- Частые дожди, листопад, первые заморозки, отлет птиц в теплые края, дни становятся короче, солнце светит, но слабо греет.
Воспитатель:
- Правильно, ребята, вы назвали много примет осени. Ребята, осень - очень красивое время года! Не смотря на то, что природа начала готовиться к зиме, все вокруг окрашивается в яркие, сочные, веселые цвета – появляются желтые, красные, оранжевые листья на деревьях. Наступил первый осенний месяц – сентябрь. Его называют «запевалой осени» и «златоцветом». А еще осень называют художницей! Послушайте стихотворение об осени:
Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
Воспитатель:
- Ребята, давайте подышим чистым воздухом, ароматом берез, посмотрим вокруг и полюбуемся красотой осени.
А теперь давайте поиграем!
Игра «Что мы видим вокруг?».
Нужно назвать одним словом, что дети видят вокруг себя (небо, солнце, деревья, кустарники, птиц, муравейник).
Говорить нужно быстро, не повторять слова, сказанные другими детьми.
Игра «Что какое?».
Дети по очереди называют предмет и его свойство: небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – теплая.
Игра «Добрые слова».
Напомнить, что есть много добрых слов, их нужно чаще говорить взрослым и детям. Придумать разные слова для пенька, травы, птиц, березы, тополя.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение о березе.
Разбежались по лужайке
Беззаботной, легкой стайкой,
Словно девочки – подростки,
Белоствольные березки.
За руки взялись, и вот –
Закружился хоровод.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько берез в этом лесу. Подойдите, пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая, а она в ответ подарит вам много энергии и сил.
Воспитатель:
- А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям листья различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок.
Игра «К дереву беги».
Воспитатель называет деревья и кустарники, дети находят их на полянке и подбегают к ним. (береза, осина, шиповник)
Воспитатель:
- Ребята, в этом лесу растут деревья, на которых есть листики. Скажите, как называется такой лес? (лиственный) У всех ли деревьев в лесу есть листочки?
Дети:
- Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, но их в этом лесу нет.
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним, как животные осенью готовятся к зиме?
Дети:
- Медведь готовится к спячке.
- Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.
- Еж готовится к спячке.
- Белка делает запасы.
Воспитатель:
- Ребята, давайте послушаем. Что мы можем услышать вокруг? Дети слушают и говорят, что услышали. Много звуков мы слышим и особенно крик птиц, перелетные птицы собираются на юг. Давайте поиграем, и превратимся в птиц.
Подвижная игра «Перелет птиц».
Воспитатель:
- Ребята, давайте тоже подготовимся к зиме и запасем природный материал, который пригодится нам зимой для изготовления различных поделок. (Дети собирают опавшие листья различной окраски, красивые веточки.)
Воспитатель:
Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу.
Козлова Татьяна
Экскурсия летом в парк (лес).
Экскурсия летом в парк (лес).
Цели: Дать детям знания о лесе, как экосистеме: в лесу растут деревья, кустарники, травы, цветы, живут насекомые, птицы, мушки, звери; в лесу, все нужны друг другу.
Задачи:
1. Развивать наблюдательность, познавательный интерес к жизни леса летом, умение делать умозаключения.
2. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
3. Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных в конце лета;
4. Учить различать деревья и кусты;
5. Формировать умение устанавливать причинно- следственную связь между наблюдательными предметами.
6. Воспитывать любовь к природе;
7. Научить детей поведению в лесу.
Предварительная работа: ознакомление с обитателями леса и растениями леса – показ презентации; рисование летних деревьев, листьев, цветов; лепка грибов; беседы: «о лесе - напомнить правила поведения в лесу; чтение художественной литературы: повторение пословиц, поговорок; чтение стихов, отгадывание загадок о лесе, рассматривание иллюстративного материала на темы: «Какие бывают леса (смешанный, хвойный, ельник и т. д.)»; дидактическая игра «Что растёт в лесу»; «наблюдения на прогулке (деревья, птицы, насекомые).
Подготовка материала к экскурсии: лупы, корзинка для сбора интересных находок.
1. Вводная беседа
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидим в нём.
Экскурсия по лесным тропинкам, беседа о лесе и рассматривание лесных объектов в лесу:
Какая сегодня погода? Какое небо? Как светит солнце?
Что растёт в лесу? (деревья, кустарники, травы, ягоды, грибы цветы, мох и т. д.)
Дружат ли растения и животные в лесу между собой? Почему?
Нужно ли оберегать обитателей леса? Самые главные жители леса- деревья, их много, они высокие.
Как называется участок леса, где растут Ели? Берёзы? Сосны?
Как изменилась трава?
Обратите внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения? Так ли их много? Как вы думаете, с чем связаны такие изменения в природе? (скоро осень).
Как вы узнали берёзу, ель, сосну? (По строению листьев, по стволу и т. д.)
Леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные; берёзовые рощи, где растут одни берёзы; в сосновом бору одни сосны, там приятно пахнет смолой. В смешанном лесу под деревьями растут кустарники - бузина, орешник, малина. Так же на земле растут травы, ягоды, грибы. В лесу живут звери, птицы, насекомые. Они находят здесь себе жильё: роют норы, вьют гнёзда. Лес кормит их. Лес - это замечательное природное богатство. Лес - большой дом.
Кто живёт в лесу? (насекомые, птицы, звери и т. д.)
Понаблюдайте, так ли много сейчас насекомых. Где их больше: на солнце или в тени?
Наблюдение за муравейником:
Послушайте звуки леса, что он вам прошептал (высказывания детей)
Отгадывание загадок о животных и растениях леса:
«Угадай по описанию»,
«1, 2, 3 к дереву беги».
«Узнай дерево по листу
Сбор шишек и лесных травянистых растений и цветов для гербария.
Фотографирование: «Остановись, мгновение»
Пословицы о лесе:
А в завершении давайте познакомимся с пословицами о лесе.
Растение - земли украшение.
Лес - наше богатство.
Рощи да леса - всему свету краса.
По лесу ходи под ноги гляди.
Лес не школа, а всех учит.
Лес и вода- брат и сестра.
Ну а вот это правило леса вы должны знать и соблюдать:
Много леса - не губи,
Мало леса - береги,
Нет леса посади.
Итог экскурсии:
Понравилось вам в лесу?
Как можно назвать это время? (конец лета)
Ну вот, ребята, наша экскурсия подошла к концу, и нам пора с вами возвращаться наш любимый детский сад. Но мы с вами обязательно ещё придём в лес.
Заключительная часть:
Вопросы к детям:
Что вам больше всего запомнилось в лесу?
Почему в лесу нельзя шуметь?
Почему лес такой красочный?
Работа после экскурсии: планирование проекта «Лес – наше богатство»
Цель: закрепление и уточнение полученных знаний о лесе.
Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишки домой спешили», рассказа О. Дмитриева «Что такое лес?»
Подборка иллюстраций с изображением лесных обитателей и растений для оформления альбома «Лесное царство»
Коллективное рисование «Наш лес»
Придумывание загадок «Что нам осень подарила?»
Дидактическая игра «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», Засели северный лес животными»
Составление творческих рассказов «О чём шептались деревья в лесу»
Задание: обвести трафареты грибов, кустарников, деревьев, птиц, зверей, насекомые, и раскрасить.
Беседа «Кто живёт в лесу».
Публикации по теме:
«Экскурсия в парк Победы города Липецка» (вторая младшая группа) «Экскурсия в парк Победы города Липецка» (вторая младшая группа) Цель: Познакомить с объектом микрорайона, парком Победы. Закрепить знания.
В нашем городе 13 февраля отмечается День освобождения города от фашистских захватчиков. И мы в детском саду мкр. Лиховской также готовимся.
Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Вот уже 71 год мы живём под мирным небом. Началась эта.
Конспект проведения экскурсии в парк летом в подготовительной к школе группе Цели: сформировать у детей представление о многообразии растительного мира, научить их наблюдать за жизнью природы, помочь почувствовать.
Цель и задачи: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру; учить определять названия деревьев по листьям; расширять.
Экскурсия в лес «А я иду, шагаю по лесу…» для 7 классов.
Цель: Подвести учащихся к пониманию того, что человек - часть живой природы, что лес, оказывает благоприятное воздействие на здоровье, самочувствие и настроение человека.
Задачи:
Образовательная: Дать представление о том, что лес – это дом(сообщество), в котором на разных «этажах» (ярусах) живет много растений и животных, которые нужны друг другу;
Развивающая: развивать чувство «дома»: лес – это дом для человека, где он отдыхает, любуется красотой природы, собирает дары. Развивать коммуникативные способности детей.
Воспитательная: воспитание правильного поведения в лесу, не нарушая его жизни; воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое.
Оборудование: Фотоаппарат для фотографирования природы и детей.
Лупы. Определители растений. Атласы.
Подготовительный этап. Беседа о лесе. Знакомство с лесом при помощи ЭОР »Леса умеренного пояса».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент. Группу сопровождают 2-3 взрослых (желательно физрук, эколог, медсестра). Маршрут в лес должен быть заранее осмотрен взрослыми.
II. Вводная беседа.
1. Сообщение темы и целей экскурсии.
2. Техника безопасности на экскурсии.(Приложение 1).Напомнить о правилах поведения в лесу (не шуметь, чтобы услышать лесные голоса; ходить осторожно, чтобы ничего не сломать и никого не раздавить; не оставлять мусора; замечать красоту, новые, необычные явления природы).
Учитель.
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес,
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою.
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться.
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь - мы свои! Погореловский Сергей
Лес называют зелёным океаном земли, бесценным даром природы. Лес - настоящие легкие нашей планеты: он помогает дышать всему живому, выделяя кислород, очищая воздух от грязи, пыли и вредных для здоровья людей веществ.
Лесные деревья и кустарники выделяют особые оздоровительные вещества - фитонциды. Легко дышится в хвойных лесах, но и горьковатый запах белых кистей цветущей черемухи, и смолистый запах лопающихся почек осины - все это фитонциды, убивающие микроорганизмы.
Леса кормят, обогревают, дают материал для строительства. Плоды, цветы, листья, ветки и корни - источник пищи для животных. Мощные деревья с густой кроной служат хорошей защитой от транспортных шумов, сильных ветров. Леса сберегают воду и почву. Летом смягчают жару, зимой - холод.
Лес издавна служит людям: из древесины изготовляют почти 20000 видов продуктов и изделий.
Сочетания лесных растений образуют пейзажи неповторимой красоты.Необходимо знать, любить и беречь лесные богатства России.
3.Основная часть. Беседа. Как влияет природа на человека. Вы знаете, что зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, зрение, что лесной шум и шелест листьев благоприятны для слуха. Какое разнообразие запахов и осязательных ощущений в лесу. Потрогайте осторожно деревья, понюхать цветы.
Как вы думаете, чем можно есть в лесу, а что нельзя есть?
Можно ли пробовать на вкус незнакомые растения, плоды, ягоды и семена.
Знаете ли вы,что лес может лечить. Какие лекарственные растения вы знаете?
Объясните пословицы и поговорки.
В лес дров не возят, в колодец воду не льют.
Лес и вода-брат и сестра.
Сломать дерево-секунда, а вырастить-годы.
Кто дерево посадит, тот человеку друг.
Леса от ветра защищают, урожаю помогают.
Вырос лес, так будет и топорище.
Под большим деревом и гриб вольготнее растёт.
Практическая работа. Ребята, обратите внимание на муравейники, немногочисленные травы. Какова роль муравьев в природе?
Остановитесь около деревьев. Назовите их. Придумайте и скажите деревьям ласковые слова, полюбуйтесь ими.
Посмотрите, как расположены листочки на деревьях. Правильно мозаично. Почему?
Сколько ярусов в нашем лесу? На каждом ярусе свои жильцы. На высоких деревьях гнездятся белки, клесты, дятлы, иволги, совы. В кустарниках устраивают свои гнезда соловьи, дрозды. На земле живут - зайцы, лисы, ежи, лягушки, лоси, мыши. А как вы думаете,есть ярусы под землей - Каких почвенных животных вы знаете? Правильно кроты, черви, почвенные насекомые. Все это - лесные животные. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд, нор. А как располагаются корни деревьев? Правильно, там тоже соблюдается ярустность.
Исследовательская работа. Мальчики роют небольшой шурф. Ребята рассматривают почвенный срез, находят корни растений. Называют корневые системы. Найдите корневые волоски у трав,у деревьев. Вспомните их роль для растений.
Разбиваемся на группу по 4 человека.
Задание 1.Назовите и запишите растения каждого яруса. Если не знаете растения, постарайтесь определить по определителю. Соберите коллекцию листьев.
Задание 2. Сбор природного материала для занятий кружка.
Игры. Найдите два бревна, находящихся на расстоянии около полуметра друг от друга. Пройти по бревнам с двадцатью шишками в руках. Если шишки будут падать, то придется начинать все сначала.
Задание 3. Рассмотреть поваленные деревья, определить их возраст. Как можно определить возраст дерева. Правильно сосчитав годичные кольца.
Дидактические игры.
Выбери самый красивый уголок в лесу, чем он тебе понравился.
Нарисуй словесный портрет дерева.
Расскажи про самое удивительное растение.
Кто больше услышит звуков?
Задание 4.Ребят осмотритесь вокруг, выяснить, есть ли мусор. Мусор надо убрать. Почему? Собирать нужно палочкой или руками в перчатках.
Ребята давайте попрощаемся с лесом, скажем слова благодарности. После сбора вещей обратите внимание, нет ли мусора.
Рефлексия. Ребята, понравилось вам в лесу? Что запомнили на экскурсии? Чему порадовались? Как лес повлиял на ваше настроение и самочувствие?
4.Задание на дом.
1.Написать сочинение или впечатление об экскурсии.
2. Составьте правила поведения в лесу.
Приложение 1. Учащимся запрещается:
покидать место расположения группы;
ходить босиком;
трогать руками колючие, режущие и незнакомые растения;
пробовать на вкус незнакомые растения, грибы, ягоды, рыбу и другие «дары природы»;
трогать ядовитых, жалящих и незнакомых насекомых рыб и животных;
пить воду из водоемов без соответствующей обработки;
без разрешения сопровождающих удалятся от группы на расстояние, превышающее пределы прямой видимости;
без разрешения сопровождающих трогать руками и приближаться к каким-либо птицам и животным;
выполнять любые действия без разрешения сопровождающего работника.
Алена Фирсова (Сычевник)
Конспект экскурсии в лес для детей подготовительной группы
Конспект экскурсии в лес
для детей подготовительной группы .
Подготовила : воспитатель МБДОУ «Зыковский детский сад» Сычевник А. В. 2014г.
Формировать обобщенное представление об осени как о времени года;
Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью;
Учить различать деревья и кусты по форме, окраске ствола и листьев;
Закреплять представление детей о частях дерева (корень, ствол, ветки) ;
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
Научить детей поведению в лесу .
Материалы : рисунки с изображением листьев, грибов, ягод.
Предварительная работа : ознакомление с обитателями и растениями леса; рисование осенних деревьев, лепка грибов, чтение стихотворений об осени.
Подготовка к экскурсии .
Ребята, завтра вас ожидает необыкновенное путешествие, интересная познавательная экскурсия , а куда именно, вы узнаете, отгадав загадку :
"Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает" (Лес)
Конечно же, вы все догадались, что это загадка о лесе. Возьмите с собой корзинки или пакеты, чтобы собрать ягоды, шишки и сухие ветки для поделок, растения для гербария.
Давайте вспомним правила поведения в лесу.
1. В лесу нельзя громко разговаривать и кричать, чтобы не распугать его жителей.
2. В лесу надо осторожно ходить по тропинкам, чтобы не повредить растения.
3. В лесу нельзя рвать цветы, ломать ветки, ловить насекомых.
4. В лесу нельзя разрушать муравейники и птичьи гнезда, нельзя мусорить и разводить костры.
Молодцы! Ребята, а давайте вдохнем поглубже сельский воздух, запомним, какой он, и сравним его с лесным, когда придем в лес.
Ход экскурсии
Подошли к опушке леса. Ребята, посмотрите, какой лес красивый! Какие деревья, кустарники, травы вы увидели и узнали?
А сейчас осторожно раздвиньте траву и понаблюдайте за насекомыми (можно посадить на листочек необычного жука, чтобы показать всем ребятам, а потом отпустить).
1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть наблюдаемые объекты и послушать осенний лес.
Какая сегодня погода? Какое небо? Как светит солнце? Теплее или холоднее сегодня, чем было летом?
2. Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? Начали ли они опадать? Найди деревья и кустарники, листья которых не изменились по сравнению с летом.
3. Как называется участок леса, где растут ели? Берёзы? Дубы?
4. Как изменилась трава? Обрати внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения? Так ли их много как летом? Как вы думаете, с чем связаны такие изменения в растениях осенью? (Меньше света, тепла.)
5. Понаблюдайте, так ли много сейчас насекомых, как было летом. Где их больше : на солнце или в тени? Почему осенью насекомых становится всё меньше и меньше? Для чего они прячутся под кору деревьев, в почву, под опавшие листья?
6. Что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом? Как называются птицы, которые улетают от нас в тёплые края? (перелётные) Как вы думаете, почему перелётные птицы не зимуют у нас? (Холодно, нет корма - исчезают насекомые, убрали урожай на полях.)
Вот и осень наступила,
Листья пожелтели
И, скользя по воздуху,
На землю улетели!
Вот и лес стоит густой,
Качает нам всем головой,
Ветки ласково он тянет,
В гости нас зовет и манит.
Здравствуй, здравствуй, добрый лес,
Полный сказок и чудес!
Мы никого здесь не обидим
И чудеса твои увидим!
Предложить детям поздороваться с нашим хорошим, добрым приятелем – лесом.
Хорошо в лесу! Всегда помните, что лес – это дом для животных и растений. И в лес нужно приходить так же вежливо, как в гости к друзьям или родственникам.
Воспитатель задает детям вопросы.
Можно оставлять мусор на лесной полянке?
Что нужно делать с мусором?
Почему не нужно срезать и ломать ветки?
Как помочь раненому деревцу?
Можно ли срывать цветы? Что можно делать с цветами?
Послушайте шум листвы, щебет птиц, как здесь светло, очень красиво! А теперь встаньте, поднимите головы вверх и понаблюдайте, что вы видите там?
Небо, ветки деревьев, птиц. Посмотрите по сторонам, нас окружают высокие деревья, а рядом с ними деревья пониже, затем кустарники, травы, и, наконец, мхи.
На земле мы увидели насекомых, различные травы, ягодники. Прямо на земле, в траве, вьют гнезда некоторые птицы, например, соловьи. Строят жилище ящерицы, ежи, роют норы лисы. Под землей, если мы осторожно разворотим землю, то увидим корни трав, а еще глубже уходят корни деревьев и кустарников. Под землей находятся жилища мышей, кротов, разных насекомых. К жителям подземелья относятся и земляные черви. Они рыхлят почву.
В кустарниках селится много птиц, наверху в дуплах делают домики синицы, дятлы, белки, выше их - совы и другие хищные птицы. Деревья в лесу разной высоты и также образуют этажи : сосны, ели, кедры - это самые высокие деревья, затем более низкие, молодые деревья.
Игра малой подвижности – «Кто внимательней?»
Услышите название травы - присядьте, кустарника - встаньте, дерева - встаньте на носочки, руки вытяните вверх.
Дидактическая игра «Кто где живёт?»
Лес - большой дом. Кто в нём живёт? Назови всех обитателей леса и их жилища. А как назвать детёнышей разных зверей? У зайчихи - зайчонок; у лисицы-… У волчицы-… У медведицы- … и т. д.
Беседа о лесе.
Ребята, что растёт в лесу? (Деревья, кустарники, ягоды, грибы) - Самые главные жители леса- деревья, их много, они высокие.
Как вы узнали берёзу, дуб, рябину, клён, ель, сосну? (По строению листьев, по стволу и т. д.)
Как нам узнать березу среди других деревьев?
Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.)
Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.)
Зачем корень дереву?
Сколько стволов у осины?
Отгадайте загадку : «Сидит- зеленеет, лежит-пожелтеет, падает-почернеет» (Лист)
Ребята, а вы знаете, что черные пятна на березе – это ее «рот» , через который она дышит. А листья осины на высоких вершинах дрожат даже в самый тихий безветренный день, и кажется, что осинки переговариваются друг с другом.
- Леса бывают разные : смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные; берёзовые рощи, где растут одни берёзы; в сосновом бору одни сосны, там приятно пахнет смолой. В смешанном лесу под деревьями растут кустарники - бузина, орешник, малина. Так же на земле растут травы, ягоды, грибы. В лесу живут звери, птицы, насекомые. Они находят здесь себе жильё: роют норы, вьют гнёзда. Лес кормит их. Лес - это замечательное природное богатство.
Исследовательская деятельность.
Собрать листья деревьев, кустарников, травы для гербария и изготовления поделок.
Дидактическая игра «Узнай дерево по листу»
Цель : учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка) .
Воспитатель показывает листья различных деревьев.
Посмотрите на листья. На каких деревьях растут эти листья? Приложите березовый лист к осиновому. Какой больше? (Осиновый.) У осиновых листьев горьковатый запах.
Пословицы о лесе. А в завершении давайте познакомимся с пословицами о лесе.
Растение - земли украшение.
Рощи да леса - всему свету краса.
По лесу ходи - под ноги гляди.
Лес не школа, а всех учит.
Лес и вода - брат и сестра.
Ну а вот это правило леса вы должны знать и соблюдать :
Много леса - не губи,
Мало леса - береги,
Нет леса - посади.
Итог занятия.
Понравилось вам в лесу?
Как можно назвать это время осени? (Ранняя)
А сейчас, ребята, погуляйте по лесу. Напомнить детям : "Посмотрите, не остался ли на поляне мусор, мы только в гостях в лесу, запомните самое красивое и интересное, чтобы сделать рисунки. Мы узнали много интересного и увидели. А главное, вы никому не причинили вреда.
Ну вот, ребята, наша экскурсия подошла к концу , и нам пора с вами возвращаться в наш любимый детский сад. Но мы с вами обязательно ещё придём в лес. Вы - настоящие друзья природы. Делайте глубокий вдох лесного воздуха. Скажем лесу : "До свидания, до новых встреч! "
Последующая работа : беседа о проведенной экскурсии , изготовление поделок из природного материала.
Публикации по теме:
Для детей подготовительной к школе группы была организована экскурсия в детскую библиотеку в целях реализации проекта «Моя малая Родина».
Данная экскурсия была наполнена загадочностью и тайной неизведанного для детишек. Сотрудники краеведческого музея рассказали ребятам о ценности.
Проходя курсы повышения квалификации,мне и моим коллегам нашего детского сада"Солнышко", нужно было показать фрагмент экскурсии. Работая.