Экскурсия в лес летом старшая группа. Конспект экскурсии в лес с детьми подготовительной группы «Здесь надо увидеть, здесь надо всмотреться
Цели и задачи внеклассного мероприятия:
развивать кругозор школьников и экологическую этику;
воспитывать чувство преданности Родине и любви к окружающей природе;
создать атмосферу для формирования чувства сопричастности у детей к своему времени, ответственности каждого за происходящее вокруг них.
Для проведения (окружающему миру ) на тему , необходимо оборудование и материалы : проектор мультимедийный, экран, презентация (скачать можете выше ).
Экскурсия в лес — краткое описание хода мероприятия
Познакомив школьников с темой внеклассного мероприятия и целями занятия, учитель передает слово одному из учащихся, который читает стихотворение С. Смирнова «Храм природы» .
Ведущий продолжает внеклассное мероприятие, проводя экскурс по слайдам презентации, вспоминая некоторые исторические фрагменты.
Вспоминает Древнюю Русь, которая напоминала сплошную чащобу. Так, князь тверской Михаил Ярославович в 1316 году заблудился по пути к Великому Новгороду. Многие победы одерживались благодаря лесу и Дмитрием Донским, и Петром I, и Михаилом Кутузовым, и многими другими.
Еще в 1712 году Петр I запретил вырубать лес в некоторых местах. Позже был создан лесной департамент, взявший контроль и охрану леса. Сейчас специалистов по лесу именуют лесниками, а тогда — форсмейстерами. Само же лесничество было создано к 1826 году.
Под слайды с произведениями , ведущий рассказывает о том, что лес всегда вдохновлял творческих людей, а потому о нем написано много песен, стихов, его изображали и на картинах.
Экскурсия в лес — викторина о деревьях леса
А теперь можно провести тематическую викторину о деревьях леса по следующим вопросам:
Какое самое распространенное из деревьев в лесах Российской Федерации? (Лиственница
)
Что за дерево считают многие деревом сюрпризов? (Кедр
)
У какого дерева продолжительность «детства»
самое большое? (У пихты
)
Возможно ли наградить какое-либо дерево орденом, и какому из них уже пожаловали медаль? (Можжевеловый куст
)
Отчего гибнет лес, если вырубают самые старые дуплистые деревья? (От вредных насекомых из-за отсутствия птиц
)
Из-за чего на поверхности стволов деревьев, что находятся в парках крупных городов, лишайников нет, а в лесах они есть? (Из-за чистого воздуха
)
Какое из деревьев цветет последним, а какое самым первым? (Последней цветет липа, первой — ольха
)
Что за дерево, подобно березе, дает сок со сладким вкусом? (Клен
)
Из древесины какого дерева изготовляют спички? (Из осины
)
Что за дерево используют для производства лыж? (Береза
)
Какое дерево обычно применяется для изготовления музыкального инструмента — пианино? (Ель
)
Дрова каких деревьев самые жаркие? (Дуба и березы
)
Экскурсия в лес. Лес — самый щедрый друг
Одним из учащихся или ведущим зачитывается сообщение о том, что по подсчетам ученых, одному человеку необходимо около 400 деревьев для обеспечения нужными изделиями на протяжении всей жизни. Сегодня из древесины производят не менее 30 тысяч разнообразных вещей, предметов, изделий.
Лес для человека — самый щедрый друг. Это и бумага, и спички, целлюлоза, лекарства, скипидар — не счесть всего, что производится благодаря лесу. А еще это и грибы, ягоды, орехи — дары леса, приносящие не малую пользу человеку. Теперь приступим к еще одной увлекательной викторине. На этот раз вопросы об обитателях леса и растениях.
Экскурсия в лес — викторина о растениях и лесных обитателях
Какой из зверей очень любит малину? (Медведь
)
Кого называют листопадничками? (Родившихся осенью зайчат
)
Из какого растения получается лучший мед? (Из липы
)
Что за животное имеет самый громкий в лесу голос? (Лось
)
Какое из вредителей насекомых так быстро размножается, что, утром родившись, становится бабушкой уже к вечеру? (Комар
)
При помощи чего стрекочет кузнечик? (При помощи трения ноги о крыло
)
Что за растения именуют часами? (Цикорий, одуванчик, шиповник и другие, раскрывающие цветки в определенное время суток
)
Какие растения являются предсказателями
. Тема урока: «Экскурсия в лес».
ЗАДАЧИ ЭКСКУРСИИ:
Сформировать у учащихся общее представление о лесе.
Показать разнообразие растений и животных леса, некоторые признаки их приспосабливания к условиям жизни и взаимосвязи.
Воспитание бережного отношения к природе и желания ее охранять.
Развитие внимания, наблюдательности.
Развитие познавательного интереса.
Обобщение и расширение знаний по теме
II . Объявление темы урока
Мы отправляемся в лес на экскурсию. Как вы думаете, с какой целью мы отправляемся на экскурсию?
Мы отправляемся на экскурсию в лес, чтобы понаблюдать за жизнью растений и животных в лесу, увидеть как они приспособились к жизни в лесу.
III . Экскурсия в лес. Работа по теме урока
Мы пришли в лес. Давайте послушаем его.
Какие запахи здесь присутствуют?
Какое время года наступило?
Как изменился лес с приходом осени?
Давайте составим план нашей работы. Ваши предложения?
Идет совместная работа по составлению плана работы.
План экскурсии:
1. Правила поведения на экскурсии.
2. Погода для проведения экскурсии.
3. Общий вид леса.
4. Условия жизни в лесу.
5. Растения леса.
6. Взаимосвязь животных и растений.
7. Животные леса.
8. Охрана леса.
9. Сбор природного материала.
10. Подведение итогов.
Начинаем нашу работу.
Давайте вспомним «Правила поведения в лесу».
1. Не шуми в лесу.
2. не разоряй гнезд.
3. Не разбрасывай мусор.
4. Не ломай ветви деревьев.
Почему необходимо соблюдать правила поведения в природе?
Это нужно делать, чтобы не нарушать природное равновесие в лесу.
Продолжим нашу работу.
Понаблюдайте за погодой сегодняшнего дня.
Небо ясное, безоблачное, тепло, ветра и осадков не наблюдается.
Посмотрите вокруг – кто сможет объяснить, что такое лес?
Это сообщество различных растений: деревьев, кустарников, трав, грибов.
Посмотрите на общую окраску леса? Какая преобладает?
Преобладает желтая и красная окраска.
С чем это связано?
Это связано с сезонными изменениями в природе (наступила осень).
Расскажите об условиях жизни в лесу.
В лесу количество света меньше, чем на открытом месте, а влаги наоборот больше.
Подумайте, не мешают ли расти друг другу растения леса?
Они растут ярусами-этажами. Выше всех деревья, ниже – кустарники, еще ниже трава и грибы.
Как вы думаете, случайно ли размещаются растения в лесу этажами и почему?
У них идет борьба за свет и тепло.
Все деревья леса можно разделить на 2 группы по их внешнему виду. На какие? Кто догадался?
Лиственные и хвойные.
В каком лесу находимся мы?
В лиственном.
Давайте разделимся на группы и выполним следующее задание:
Задание № 1
Понаблюдаем за растениями леса.
Дети вытаскивают карточку с названием растения (1 для группы) и проводят наблюдения по плану:
1. Название растения.
2. Дерево, кустарник или травянистое растение.
3. Как выглядит стебель? Какой он на ощупь?
4. Какие размеры, форму и окраску имеют листья?
5. Есть ли у растения: цветки? Какие у них размеры? Форма? Окраска? Запах?
6. Есть ли у растений плоды? Как они выглядят?
Найдите других представителей вашей группы среди растения леса.
Сравните листья хвойных и лиственных деревьев. В чем их сходство и отличие? Рассмотрите. Почему хвойные деревья называются вечнозелеными?
Хвойные деревья не сбрасывают иглы на зиму.
Понаблюдайте, какие изменения произошли в неживой природе? Что изменилось в жизни растений?
Задание № 2
В лесу есть теплолюбивые и тенелюбивые растения. Найдите их в лесном сообществе. Приведите пример.
Можно ли лес представить без животных? Давайте понаблюдаем за жизнью животных.
Задание № 3
Примерный план наблюдения за животными.
1. Назвать животных.
2. К какой группе относятся животные?
3. Какие размеры, форму и окраску имеет животное? Чем покрыто его тело?
4. Как передвигается животное? Как оно добывает пищу?
5. Издает ли животное звуки? Какие?
По группам:
Задание № 4
Подумайте, какая связь осуществляется между растениями и животными? Составьте схему питания.
Подумайте, почему в лесу трудно встретить животное? Если исчезнут животные, то что произойдет в природе?
Тогда не сможет нормально идти круговорот веществ.
Ребята, какие дары леса вы знаете?
Задание № 5
1. Назовите съедобные грибы.
2. Назовите несъедобные грибы.
Работа с дидактическим материалом.
Задание № 6
Сбор природного материала.
Как его можно использовать?
Для аппликации, гербария, поделок.
Задание № 7
Какие признаки нарушения природы лесного сообщества вы заметили? Что необходимо изменить?
Нарисуйте природоохранные знаки: предупреждающие, запрещающие, информирующие.
IV . Подведение итогов экскурсии
Ваши впечатления об экскурсии?
Что понравилось?
С какими лесными жителями мы встретились? С какими растениями познакомились? Какая связь между животными и растениями существует в лесу?
Что произойдет, если нарушится природное равновесие в лесу?
Какие меры по охране леса необходимо проводить?
V . Домашнее задание
Подготовить рассказ о животных и растительности леса.
VI . Организационное окончание урока
Урок окончен!
Молодцы!
Надежда Надежда
Конспект экологической прогулки «Экскурсия в лес» (старшая группа)
Шулик Н. И.
воспитатель МБДОУ № 21 г. Армавир,Краснодарский край
Цель: Дать детям конкретное представление об осенних изменениях в природе (похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, затяжные осадки, опадание листьев, поведение птиц).
Продолжать учить детей различать и называть деревья на территории детского сада, закрепить понятие «перелётные птицы».
Формировать навыки поведения в лесу.
Способствовать развитию интереса к живой природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней, желание и умение оказывать ей помощь.
Словарная работа.
Похолодание, осадки, отлёт птиц, уменьшение светового дня, лекарственные деревья, сладкое дерево, экстракт смолы, хвоинки.
Материал.
Стрелочки, знаки поведения в лесу, картинки для игры «Что лишнее?», бочонок с медом, шишки, хвойный экстракт. каштаны, орехи, 3 ведра.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети подходят к воспитателю и становятся полукругом.
Если на деревьях, листья пожелтели.
Если в край далекий, птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льётся,
Это время года как оно зовется?
Дети, сегодня я предлагаю поговорить об осени. Но сначала скажите:
Какая сегодня погода?
Какое небо?
Как светит солнце?
Скажите, какие изменения произошли в природе осенью?
С чем связаны такие изменения в природе?
(мало света, тепла)
Дети, а вы знаете пословицы об осени?
В осеннее ненастье семь погод на дворе.
Осенняя пора птица со двора.
Весна красна, да голодна
Осень дождлива, да сыта
Осенний день проспал, урожай потерял.
А сейчас мы с вами отправимся на экскурсию в наш осенний лес. Мы сегодня пойдём с вами по экологической тропе. По ней могут пройти только те дети, которые любят и берегут природу. Эта тропа обозначена волшебными стрелочками. Первая остановка у берёзки.
Как называется это дерево?
Чем она отличается от других деревьев?
Эта белоствольная красавица растёт только в нашей стране и является символом нашей Родины. Многие люди из разных стран приезжают к нам в Россию, чтобы полюбоваться красотой наших берёз. Дети, а вы знаете, что берёзка может лечить людей?
А что у берёзки используют для лечения?
(серёжки, сок, листья.)
Ещё берёзка лечит людей своей положительной энергетикой. Если подойти и обнять берёзку, попросить у неё здоровья, силы, то она всегда помогает людям. Давайте и мы попробуем. А ещё с давних пор вокруг берёзки в праздники водили хороводы.
Хоровод: Мы вокруг берёзки станем в хоровод.
Как называется это дерево?
Вы знаете, дети, что липу называют ещё сладким деревом. Как вы думаете, почему?
Когда она цветёт, то выделяет сок, который называют нектаром, а пчёлы собирают его для мёда. Дети, что ещё у липы используют для лечения?
Дети, вы это дерево узнаете, даже не глядя на него. Послушайте загадку. Зимой и летом одним цветом. А почему говорят так?
(она не сбрасывает иголки).
Сосна меняет свои хвоинки постепенно, каждая хвоинка живёт 2 года, а потом осыпается и вырастает новая.
Что растёт на сосне? (шишки)
Кого кормит сосна? (Зверей, птиц).
А ещё люди считают сосну лечебным деревом. Сосна выделяет смолу, люди собирают её и делают лекарство. Особенно смола помогает при аллергии. Рассматриваем экстракт смолы.
Посмотрите, мы уже подошли к нашему маленькому лесу, который находиться на территории нашего детского сада.
Встал стеною до небес
Перед нами чудо лес.
Давайте все вместе поздороваемся с лесом.
Здравствуй лес!
Дремучий лес,
Полон, сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой не утаи,
Ты же видишь, мы свои.
Выходит лесовик.
Слышу, слышу! Что в мой лес пожаловали гости.
Восп: Ой, кто это такой!
Лес: Это я лесной старик,
Называюсь, лесовик!
Этот лес я сторожу.
За порядком здесь слежу.
Ребята, а знаете, какие у меня деревья растут?
Но, прежде чем, пустить вас в свой лес, я хочу проверить, знаете ли вы правила поведения в лесу.
У меня в лесу есть знаки, и я хочу, чтобы вы рассказали, что они означают.
(развешаны на деревьях)
1. «Нельзя шуметь в лесу»
(ответы детей)
Правильно, старайтесь не шуметь, а то, лес испугается, затаиться и вы не узнаете ни одной тайны.
2. «Не ломать»
(ответы детей)
Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни цветок зря не рвите.
3. «Не разорять и не трогать руками»
(ответы детей)
Птицы, звери, насекомые в лесу всякие нужны и важны. Каждый из них выполняет в природе своё важное дело.
4. «Не оставлять мусор»
(ответы детей)
Мусор скапливается, и мешает расти траве, деревьям, они погибают.
5. «Не жечь костры»
Почему нельзя? «ответы детей»
Дети, а можно собирать и сжигать листья, мусор? Дым засоряет воздух, людям становиться тяжело, дышать, особенно больным людям. Поэтому есть такой закон в нашем городе, который запрещает сжигать любой мусор. А ещё лучше листья перекапывать с землёй, они сгниют, и будет хорошее удобрение для земли, для растений.
Лесовик проводит игру «Кто лишний».
1 Белка, еж, лиса, жираф.
2 Липа, берёза, каштан, самшит.
3Ласточка, голубь, кукушка, петух.
4 Ромашка, астра, нарцисс, клён.
Хвалит детей и просит разобрать плоды.
Игра «Собери плоды».
Лесовик хвалит за помощь и угощает мёдом.
Дети благодарят лесовика и прощаются с лесом.
Ты расти на радость людям.
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Перевозский муниципальный район Нижегородской области
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области «Детский сад «Теремок»
муниципальный творческий экологический конкурс
«Мы – друзья природы»
Конспект образовательной деятельности в средней группе
Тема: «Экскурсия в лес»
Образовательная область: речевое развитие.
Выполнила: Хмуркина Ирина Александровна
воспитатель МБДОУ «Детский сад «Теремок»
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие
социально-коммуникативное развитие
художественно-эстетическое развитие
физическое развитие
Цель: воспитание у детей экологической культуры: соблюдение правил поведения в природе, бережное и заботливое отношение ко всему живому.
показать детям красоту леса, многообразие животного и
растительного мира (познавательное развитие, художественно-
эстетическое развитие);
продолжать учить детей отгадывать загадки, развивать навыки логичности и доказательства, развивать навыки устной речи (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие);
учить детей употреблять в речи имена существительные в форме множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей (речевое развитие, познавательное развитие);
развивать речевое дыхание (речевое развитие, физическое развитие);
воспитывать у детей экологическую культуру: соблюдать правила поведения в природе, бережно и заботливо относиться ко всему живому (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие).
Материал и оборудование : знаки «Правила поведения в природе», запись шума леса, игрушки животных, муляжи грибов, деревьев.
Предварительная работа : экскурсии в Барский сад в разное время года (национальный заповедник с. Большие - Кемары); загадывание загадок; чтение сказок: «Медведь и солнце» Н. Сладкова, «Сказка про храброго зайца» Д.Н. Мамина – Сибиряка, «Синичкин календарь» В.Бианки др.
Ход образовательной деятельности.
1. Вводная часть.
Ребята, сейчас я загадаю вам загадки. Но загадки не простые, а волшебные: если вы их отгадаете, то отгадки появятся у нас в группе. Слушайте внимательно, не торопитесь, думайте (воспитатель загадывает загадки о деревьях, выставляет отгадки).
Посмотрите, ребята, у нас в группе вырос лес. Но в лесу не только деревья растут. Что ещё растёт в лесу? Кто живёт? Слушайте следующие загадки (загадывает загадки о грибах, птицах).
Посмотрите, какой красивый лес. Это потому, что вы все загадки отгадали. Молодцы! Вы хотите сходить в этот лес на экскурсию? Но, прежде чем пойти, давайте вспомним правила поведения в природе (дети перечисляют правила поведения в лесу).
Молодцы! Но самое главное, что надо запомнить: в лесу нельзя громко разговаривать и кричать, особенно весной, когда наши пернатые друзья – птицы – высиживают птенцов, а у зверей появляются детёныши.
2. Основная часть.
Ну, что ж, пошли? Идите вместе, не отставайте друг от друга, иначе в лесу можно заблудиться. Но если вы вдруг заблудились, как надо позвать? Правильно " а-у-у". Давайте негромко скажем хором (индивидуально). Молодцы! Но, я думаю, нам не придётся шуметь в лесу.
Ну, вот мы и пришли. Посмотрите как красиво в лесу: трава зеленеет, бабочки порхают, пчёлы жужжат, птицы поют. А какие птицы прилетают к нам весной (ласточки, скворцы, грачи, жаворонки…)? Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной прилетают к нам (перелётные)?
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, кто это сидит?
Дети - Мишка – медведь (индивидуальное и хоровое проговаривание).
Воспитатель: - Как кричит медведь?
Дети - Э-э-э (индивидуальное и хоровое проговаривание).
Воспитатель: - Давайте поздороваемся с ним. (Дети здороваются) Мишка, что ты делаешь?
Мишка: – Сушу штанишки.
Воспитатель: - Ребята, да мы знакомы с ним! Из какой он сказки?
Дети – Из сказки Н.Сладкова «Медведь и солнце».
Воспитатель: - Правильно. Что произошло в сказке? Кто намочил Мишке штанишки? Как это произошло? (Дети рассказывают)
Воспитатель: - Давайте ребята попрощаемся с Мишкой и пойдём дальше, не будем ему мешать. Идите аккуратно, не наступайте на насекомых, на цветы (показывает знаки). Посмотрите, ребята, какой красивый гриб. А он нам знаком. Как он называется (мухомор)? Давайте рассмотрим его (описывают). Запомните этот гриб. Но также запомните, что мухомор есть нельзя – он ядовитый, но и сбивать ногами тоже не надо, т.к. ими лечатся звери (показывает знак).
А вот и съедобный гриб – белый или боровик, но и его мы срывать не будем, т.к. у нас нет ножа, а ножку гриба срезают ножом, чтобы остался корень, то есть грибница (показывает знак). Если оставить грибницу, то на этом месте снова вырастет гриб.
Посмотрите, ребята, какая красивая поляна. Остановимся на ней? Поиграем, отдохнём. Но, не забывайте, что нельзя шуметь.
Ф/к минутка. Подвижная игра по желанию детей.
- Какие вы весёлые! Вам нравится в лесу? Садитесь на травку – отдохнём (проводится дидактическая игра «Найди детёныша» ).
(Под кустом сидит заяц).
Воспитатель: - Зайка! Здравствуй, зайка. Что случилось? Почему ты плачешь?
Заяц: – Как же мне не плакать? Были здесь вчера туристы, вот как вы: развели костёр, пили, ели, громко пели. Потом ушли, а мусор оставили. А я бежал и лапку поранил.
Воспитатель: – Бедный зайка. Ребята, у него кровь. У кого из вас есть платочек? Перевяжем зайке лапку (дети жалеют зайку, воспитатель завязывает лапку).
– Ребята, мы с вами говорили, что надо сделать, когда после отдыха стали собираться домой? (ответы детей) Давайте поможем зайке – соберём мусор (собирают мусор в пакет). Ну, вот, зайка, у тебя на поляне опять порядок. А ранку развяжешь, когда перестанет течь кровь. До свидания, зайка (дети прощаются).
Заяц: – До свидания! Приходите ещё.
(Вдалеке раздаётся песенка белочки)
Белка (взрослый): – ЦОК, ЦОК, Ц-Ц-Ц!
Воспитатель: – Ребята, кто это поёт? Чья это песенка? (белочки) Давайте споём тоже (дети повторяют). Смотрите, белочка.
Белка: – Здравствуйте, ребята! Я слежу за вами с первого шага, как вы вошли в лес. Вы мне очень понравились: никого не обижали, не шумели, помогли зайке навести порядок, перевязали ему лапку. За это я хочу вас угостить (белка угощает детей орешками, дети прощаются, уходят).
3. Рефлексия.
Ребята, понравилось вам в лесу? А что понравилось больше всего? (ответы детей) А мне понравилось всё: и пение птиц, и природа, и звери, которые нам встречались, и ваше поведение, но больше всего, что мы все вместе помогли зайке: навели порядок в лесу, оказали медицинскую помощь. Я думаю, что вы и впредь будете поступать также.
Теперь будем угощаться орешками о белочки.
Зимой и летом одним цветом.
На лесной опушке стоят подружки
Платьица белены, кофточки зелены.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
И на горке и под горкой, под березой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд в шапках молодцы стоят.
А вот кто-то важный на белой ножке.
Он с красненькой шляпкой, на шляпке горошки.
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.
Иголок - очень много, а ниток – ни одной.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса, а зовут её -…
Зимой спит, летом ульи ворошит.
Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
В гору бегом, с горы кувырком.
Используемая литература:
1. Бианки В. «Синичкин календарь». – Москва: издательство «Детская литература», 1990.
2. Мамин – Сибиряк Д.Н. «Сказка о храбром зайце». – Москва: издательство «Детская литература». 1989.
3. Сладков Н. «Медведь и солнце». – Москва: издательство «Малыш». 1988.
4. «Сборник загадок». Пособие для воспитателя детского сада. – Москва: «Просвещение», 1994.
Сания Гатиятова
Конспект экскурсии в лес с детьми подготовительной группы «Здесь надо увидеть, здесь надо всмотреться»
Сургутская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад I, V вида
Конспект
экскурсии в лес с детьми подготовительной группы
Тема : " Здесь надо увидеть , здесь надо всмотреться . "
Воспитатель :
Гатиятова Сания Салиховна
Сургут 2013
Цель : Дать детям представление о лесе как о многоярусном "многоэтажном доме", ярусы которого создаются разными видами.
Задачи :
образовательная : закрепление знаний о том, что животные живут на разных ярусах не просто так, а в зависимости от питания и способов защиты от врагов. Знать, что лес начинается с опушки, в нем есть поляны, чащи; на опушках и полянах растут светолюбивые растения, в чаще - тенелюбивые.
развивающая : развитие познавательной активности, наблюдательности и интереса к изучению леса родного края, раскрытие творческих способностей, свободного воображения и фантазии;
воспитательная : научить видеть красоту природы , воспитывать желание ее беречь, воспитание понимания эстетической ценности природы, накопление детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой.
Подготовка к экскурсии .
Ребята, завтра вас ожидает необыкновенное путешествие, интересная познавательная экскурсия , а куда именно, вы узнаете, отгадав загадку :
"Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает" (Лес)
Конечно же, вы все догадались, что это загадка о лесе. Возьмите с собой корзинки или пакеты, чтобы собрать ягоды, шишки и сухие ветки для поделок, растения для гербария.
Давайте вспомним правила поведения в лесу.
1. В лесу нельзя громко разговаривать и кричать, чтобы не распугать его жителей.
2. В лесу надо осторожно ходить по тропинкам, чтобы не повредить растения.
3. В лесу нельзя рвать цветы, ломать ветки, ловить насекомых.
4. В лесу нельзя разрушать муравейники и птичьи гнезда, нельзя мусорить и разводить костры.
Молодцы! Ребята, а давайте вдохнем поглубже городской воздух, запомним, какой он, и сравним его с лесным, когда придем в лес.
Ход экскурсии.
Подошли к опушке леса. Ребята, посмотрите, какой лес красивый! Какие деревья, кустарники, травы вы увидели и узнали ?
А сейчас осторожно раздвиньте траву и понаблюдайте за насекомыми (можно посадить на листочек необычного жука, чтобы показать всем ребятам, а потом отпустить).
Подходим к большому дереву с низко расположенным дуплом.
Посмотрите ребята, какое большое дупло, а кто его сделал (ответы детей)
Ребята, живет ли еще кто-нибудь на деревьях, кроме белок?
Правильно, птицы вьют гнезда, летают и ползают разные насекомые, куницы тоже делают дупло.
А сейчас давайте выйдем на лесную поляну, сядем на бревно отдохнем немного.
Игра " С чьей ветки детки"-дети отгадывают с какого дерева этот листок (березовый лист- с березы, липовый лист- с липы, кленовый лист- с клена и т. д.).
Послушайте шум листвы, щебет птиц, как здесь светло , зелено, очень красиво! А теперь встаньте, поднимите головы вверх и понаблюдайте, что вы видите там?
Небо, ветки деревьев, птиц, посмотрите по сторонам, нас окружают высокие деревья, а рядом с ними деревья пониже, затем кустарники, травы и, наконец мхи.
На земле мы увидели насекомых , различные травы, ягодники. Прямо на земле, в траве, вьют гнезда некоторые птицы, например, соловьи. Строят жилище ящерицы, ежи, роют норы лисы. Под землей, если мы осторожно разворотим землю, то увидим корни трав , а еще глубже уходят корни деревьев и кустарников. Под землей находятся жилища мышей, кротов, разных насекомых. К жителям подземелья относятся и земляные черви. Они рыхлят почву.
В кустарниках селится много птиц, наверху в дуплах делают домики синицы, дятлы, белки, выше их совы и другие хищные птицы. Деревья в лесу разной высоты и также образуют этажи : сосны, ели, кедры- это самые высокие деревья, затем более низкие, молодые деревья.
А сейчас поиграем в игру " Кто внимательней?"
Задание : услышите название травы- присядьте, кустарника - встаньте, дерева - встаньте на носочки, руки вытяните вверх.
Ребята, что вы узнали нового о лесе?
Ребята, в высоком смешанном лесу - пять этажей. Пятый этаж - это верхушки высоких деревьев : сосен, елей, дубов. Четвертый - корны деревьев пониже : клена, березы, осины, рябины. Третий- кустарники и совсем молоденькие деревца. Этот этаж называется подлеском. А два нижних этажа- второй и первый - травы, цветы, мхи. Ниже первого этажа находится "подвал" и там тоже живут жильцы, прячутся корни деревьев.
Лес начинается с опушки, в нем есть поляны, чащи; на опушках и полянах растут светолюбивые растения, в чаще - тенелюбивые. Солнце с трудом проникает сквозь густые ветки деревьев. В чаще леса меньше света, чем на опушке, и поэтому здесь растут совсем другие растения. Здесь много лишайников , мха.
Лес- многоэтажный дом, и на каждом этаже есть жильцы, переселиться с одного этажа на другой они не могут. Птицы, которые приспособились ловить насекомых в воздухе, не могут найти их на земле. Белку на земле не могут поймать лиса, волк, сова, да и пищу белка находит на деревьях (семена, орехи и. т. д) . Лес - это наш зеленый друг, наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом, в лесу у нас всегда хорошее настроение.
А сейчас, ребята, погуляйте по лесу, можно поискать ягоды (напомнить о ядовитых ягодах и растениях) , набрать шишек, красивых веточек, кусочков коры. Напомнить детям : "Посмотрите, не остался ли на поляне мусор, мы только в гостях в лесу, запомните самое красивое и интересное, чтобы сделать рисунки. Мы узнали много интересного и увидели . А главное, вы никому не причинили вреда.
Вы - настоящие друзья природы. Делайте глубокий вдох лесного воздуха. Скажем лесу : "До свидания, до новых встреч!"
Последующая работа : беседа о проведенной экскурсии , проведение викторины "На лесной поляне". Из рисунков сделать панораму "Лесное сообщество", изготовление поделок из природного материала.