Экскурсии в природу в детском саду конспекты. План- конспект экскурсии «Растения в природе» - Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» - Конкурсные работы - Каталог статей - ДИА "CREATIV"
Конспект природоведческой экскурсии Тема: "Фруктовый сад осенью" для детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №10 «Ёлочка» Московская область, г.Озёры
Подготовила: воспитатель Тишина Ирина Андреевна Озёры, 2017 год.
- Вид деятельности: познавательно – исследовательская.
- Форма организации детей: фронтальная
- Интеграция: Познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
- Программные цели и задачи:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания детей об изменениях произошедших в фруктовом саду;
- закреплять знания детей о яблонях и грушах;
Развивающие:
- развивать речь детей, внимание, мышление. Воображение, память.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, способствовать получению основных эмоций.
5. Подготовка к экскурсии: проверить место экскурсии, проработать маршрут, напомнить детям про вид одежды на экскурсии, подготовить материал, напомнить детям о поведении на дороге.
7. Ход работы:
Организационный этап:
Ребята, нам сегодня прислали подарок осенние феи (показываю конверт) . Давайте посмотрим что там (достаю диск и предлагаю детям его посмотреть) .
Просмотр обучающего мультфильма "Почему осенью опадают листья".
Ребята, непростой нам мультик прислали, правда? О чем он?
А осенние феи нам прислали еще и письмо, сейчас я вам его прочитаю:
"Дорогие ребята, мы надеемся, что вам понравился мультфильм. а еще мы хотим пригласить вас в наш фруктовый сад. Чтобы вы посмотрели, что же с ним случилось поздней осенью".
Ну, что ребята, принимаем приглашение? Но прежде чем мы пойдем на экскурсию в фруктовый сад, давайте вспомним, как же нам себя вести за пределами детского сада. А кто помнит, как переходить дорогу? Смотрю ребята, вы готовы к экскурсии, тогда можно собираться.
Одевание детей. Дальнейшее напоминание детям о поведении за пределами детского сада.
По дороге в фруктовый сад
Основной этап.
Вот ребята мы и пришли. Посмотрите вокруг, послушайте (даем детям осмотреться 1-2 мин)
Прекрасен наш осенний сад.
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок,
И желтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберем
И всех соседей созовем.
И солнышку помашем,
"Спасибо, осень!" – скажем.
Ребята, куда мы с вами пришли? (в фруктовый сад, яблоневый сад) . Правильно, мы пришли сюда чтобы посмотреть, какие же изменения произошли в этом саду поздней осенью.
Вы ведь уже здесь были, правда? А в какое время года вы были здесь? Что вы наблюдали в саду весной? А что вы наблюдали ранней осенью? А что же сейчас мы с вами видим? (с деревьев опали листья, плодов почти не осталось...)
А почему же все листья опали? (вспоминают мультик) . Как вы думаете почему осенью такие сильные ветра? (чтобы листочков на деревьях стало меньше) . А что бы было ребята, если бы листочки не опадали? (дереву было бы трудно под тяжестью снега, веточки бы сломались) .
Осень кисточку достала,
Листья красить принялась,
Но, раскрасив щедро клены,
Все равно не унялась.
Забрела, гуляя, осень
В облетевшие сады –
На ветвях в прозрачных кронах
Яблоки как фонари.
Осень даже растерялась –
Хватит ли её на все:
Очень много поздних яблок,
Мало красок у нее.
Поразмыслила немного,
И решила не мудрить,
Да на яблоках зеленых
Щечки красным окропить.
Тем, что с желтыми плодами –
Гуще сделала тона,
А бордовым (как «китайка»
)
Фиолетовый дала.
Долго осень рисовала,
Краски выложила все,
Но теперь плодам осенним
Не откажешь в красоте.
Про что стихотворение? Как вы понимаете "на ветвях в прозрачной кроне?"Какими цветами осень разукрасила яблочки?
Грушу рвали и компот варили -
Сахарный, янтарный, просто ах!
Впечатленья душу захватили,
Тут и не расскажешь в двух словах!
Груша ароматна и прекрасна,
Сочная, румяные бока!
Может быть зеленой, желтой, красной -
Сладкое сокровище в руках!
Про что это стихотворение? А где в этом саду груша? Каким цветом бывают груши?
Подвижная игра "Здравствуй осень".
- А осенние феи для вас приготовили загадки:
Солнцу теплому не верьте -
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)
А как вы догадались?
Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)
Почему же это листопад?
Поле осенью промокло,
Но зато созрела свёкла.
А в сентябрьских садах
Много яблок на ветвях.
Что к зиме мы собираем?
Как его мы называем? (Урожай)
Загляни в осенний сад
Чудо - Мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок. (Яблоко)
В саду растёт, весной цветёт,
Кувшин напоминает,
А кто-то с лампочкой сравнит,
Как фрукт тот называют?
(Груша)
Молодцы ребята, а какие еще вы знаете фруктовые деревья кроме яблони и груши? А теперь посмотрите на яблоню, на что похожа ее крона? (шар, яблоко) . А на что похожа крона груши? (на грушу) . Крона фруктового дерева ребята, похожа на свой плод.
А давайте подумаем ребята, что же из фруктов делают на зиму?
Вот и побывали мы с вами в осеннем фруктовом саду. Но нам пора возвращаться, но перед этим соберите немного красивых листочков, из которых мы потом сделаем красивую поделку.
Возвращение в детский сад.
Завершающий этап.
Ребята, где мы с вами сегодня были? Какие деревья там растут? Какие изменения произошли в фруктовом саду поздней осенью? Что нового вы сегодня узнали?
Представляю вашему вниманию конспет экскурсии-прогулки в весенний пак для детей подготовительной группы. В ходе экскурии дети учатся наблюдать сезонные изменения в природе, понимать связь всего живого и неживого в природе. У дошкольников развивается интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения. Ребенок учится понимать природу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №12 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект прогулки-экскурсии в весенний парк
для детей подготовительной группы
Экскурсия в природу «Пришла Весна с радостью»
Воспитатель высшей квалификационной категории
Косагова Галина Васильевна
2013г.
Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.
Задачи:
- Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
- Способствовать формированию интереса детей к природе.
- Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания, посредством экологических игр (дидактических, игр – путешествий), применения приёмов моделирования.
- Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей.
- Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения.
- Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе.
- Способствовать усвоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.
- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).
- Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
- Упражнять детей в умении согласовывать речь и движения.
- Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.
Интеграция Образовательных Областей:
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие.
Материал:
Модели правил поведения в природе, лупы, фотоаппараты.
Предварительная работа:
Беседа о правилах поведения в парке. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию в парк?» (Из множества предметов дети самостоятельно выбирают то, что будет полезно и необходимо для экскурсии. Дать возможность доказать, почему выбрал именно этот предмет.) Для наблюдений сделать фотоаппараты (оригами). Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии». Повторение правил дорожного движения.
Наблюдения в природе, чтение художественных произведений о весне.
Ход прогулки-экскурсии:
Организационный момент
Воспитатель: Дорогие, ребята! Сегодня с нами на прогулке будут наши гости.
Добрый день! Мы предлагаем вам вместе с нами легко и весело соприкоснуться с миром природы, вспомнить и узнать ее тайны.
В нашем домике живет удивительный народ.
О природе много знает, все на свете примечает.
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая,-
Значит к нам пришла... весна /Говорят дети/
Правильно наступила ВЕСНА.
предлагает детям посмотреть вокруг и говорит:
Какая сегодня погода? (ответы детей)
Как вы узнали, что сегодня хорошая погода?
Посмотрите, какое небо, какие облака. На что они похожи?
Как вы думаете, в такую хорошую, солнечную погоду мы можем пойти на экскурсию?
Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну-Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала и по ночам еще морозит. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам придти!»
Как расколдовать весну? Как помочь ей? В конверте с письмом, ребята, я нашла ещё записку от Зимы. В ней говорится, что если мы хотим расколдовать Весну, то должны отыскать весенние следы в парке. Ребята, ну что, поможем Весне? Сможем справиться с её заданиями? Тогда отправляемся в парк искать шаги (приметы) Весны. Но чтобы, я была уверена, что вы поможете Весне, хочу проверить ваши знания.
Сколько вы знаете месяцев весны? С какого месяца начинается весна? (с марта).
Дети: Март - первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. На сугробах лежат голубые тени от деревьев.
Другое народное название марта - «капельник». От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель.
Я в полдень слушаю капель,
Она журчит, как птичья трель.
Звенит хрустальным бубенцом,
Сбегая с крыши над крыльцом.
Воспитатель: Расскажите, что делают в марте птицы: синицы, воробьи и вороны.
Дети: В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца.
Отгадайте какая птица прилетает в конце марта?
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовётся птица... (грач)
Почему грача называют «вестником весны»?
Дети: В конце марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает». Есть еще и такая пословица: «Если грач на горе, то весна во дворе».
Воспитатель: Какой месяц сейчас по календарю?
Дети: Апрель - середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Апрель называют «месяцем живой воды».
Воспитатель: А как называют май? (травень )
Вижу вы действительно готовы помочь Весне. Тогда отправляемся в путь.
(Дети с воспитателями отправляются в городской парк)
Воспитатель: Вы узнали Основная часть.
это место? Помните мы приходили сюда осенью и зимой? Какие перемены вы заметили теперь? (ответы детей) Чтобы мы ни чего не пропустили, предлагаю вам делать во время экскурсии интересные снимки на память. Детям раздаются фотоаппараты.
Но Зима не пустит нас в парк пока мы не назовем весенние признаки. Для этого я предлагаю вам поиграть игру «Ворота весны». Вы по очереди будете называть приметы весны. Только тот, кто правильно назовёт весенние приметы – пройдёт в ворота Весны. (Дети называют, становится первая пара, сделав ворота из рук, следующий проходит через них.) (Капает капель, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, солнце пригревает, трава появляется, почки набухают, птицы прилетают и т.д.)
Воспитатель: С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Весна приглашает вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы.
Но будьте внимательны, весной много лужиц, ручейков и чтобы не промочить ноги надо перепрыгнуть через них или обойти. В путь.
Тогда становитесь друг за другом.
По тропинке мы пойдем,
Лужу мимо обойдем (Дети перепрыгивают ручейки или обходят их).
По пути пытаются найти признаки весны:
Ребята, нас с вами встречает аллея.
Какие деревья растут вдоль дорожки? (клены )
Значит, как называется аллея? (кленовая) Давайте подойдем к клену и поздороваемся с ним (дети гладят кору дерева, рассматривают через лупу ). В каком состоянии находятся сейчас деревья? Что изменилось? (Набухают почки, рассмотреть через лупу )
Что вы знаете об этом дереве? (дети делятся знаниями )
Отгадайте к какому дереву мы сейчас подойдем?
Она весну встречает,
Сережки надевает,
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платьице в полоску.
Узнаешь Ты... (березку)!
- Что это за дерево? (дети подходят к березе, рассматривают почки)
- Что произошло с почками?
- Что вы знаете о березе?
(Дети подходят к дубу)
- А что вы знаете о дубе? Как в старину говорили о сильном, крепком человеке? (Могуч, как дуб).
Какую пользу приносит дерево человеку?
Обнимите это дерево. Оно толще или тоньше?
Как узнали?
Чем отличается кора?
Как человек использует древесину этого дерева?
Почему одни деревья гладкие, а другие шероховатые? (кора – кожа дерева. Дерево растёт, кора трескается)
Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать? (воспитатель показывает экологические знаки - не ломать ветки, не портить кору дерева знаки. )
Воспитатель: Давайте посмотрим в воображаемую подзорную трубу. Что необычного мы увидели в весеннем парке? (муравья, пчелу, паучка, сережки березы, набухшие почки и т.д.)
Воспитатель: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов… Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите? (пение птиц )
Отгадайте загадку:
Сдвинув шапку набекрень,
Распевает целый день! (скворец )
Правильно. А какие ещё птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом? (Перелётные) Как люди готовятся к встрече перелётных птиц? (развешивают скворечники ).
А сейчас побродите по дорожкам парка и понаблюдайте за птицами. (Самостоятельное наблюдение детей )
Каких птиц вы заметили? Как они называются? Как вы догадались, что это (скворцы и др.)? Почему они такие оживлённые? Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?
(Воспитатель показывает экологические знаки)
Упражнение «Отгадай и присядь»
Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Как нужно относиться к птицам, чтобы их не тревожить? (воспитатель демонстрирует экологические знаки )
Воспитатель: Я загадаю загадки, узнайте о ком они.
- Над цветком она летала,
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она.
И зовут её... (пчела )
- Летит - жужжит,
Сядет - молчит (жук ).
- На берёзовую ветку
Кто сушить
Повесил сетку? (паук )
Пальчиковая игра «Вимси-вимси паучок» (Дети выполняют движения руками в соотвествии с текстом )
Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками ).
Дождик закапал (встряхивают кистями рук),
паучка смывает( движения рук вниз ).
Солнышко встало (разводят руки в стороны ),
Лужи высыхают (движения рук внизу ).
Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками ).
Воспитатель: - О каком насекомом можно сказать ЖЕСТКОКРЫЛОЕ? (жук ) Почему?
Давайте внимательно поищем и сфотографируем насекомых, которые уже появились (свободное наблюдение ).
Воспитатель: А вот если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям? (ответы детей )
Воспитатель: Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений.
Воспитатель: Ребята, как выглядит земля? (она покрыта свежей травой и цветами ). Давайте назовем какие цветы вы узнали? (ответы детей ).
Воспитатель предлагаем подойти к ним поближе, рассмотреть, понюхать. Рассматривая мать-и-мачеху, спрашивает, почему этот цветок так назвали.
Воспитатель: Найдите лист одуванчика. Давайте сравним листья этих цветов, рассмотрим их через лупу (рассматривают ).
Можем ли мы собирать эти цветы в букет? (воспитатель показывает модель «Цветы не рвать!» )
Срывая цветы, первоцветов, человек уничтожает не только красоту, но и лишает корма проснувшихся после тяжелой зимы насекомых.
Педагог предлагает поиграть в игру «Горелки»
«Гори, гори ясно.
Чтобы не погасло.
Глядь на небо
Птички летят
Колокольчики звенят»
Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные цветы и деревья. Парк – это целый мир. Как он здесь появился? (люди посадили деревья, кусты и т.д.) Для чего люди создают парки?
Попрощаемся с нашим парком и оставим всем кто приходит сюда гулять, правила друзей парка (палочки с напоминающими знаками, изготовленные детьми заранее, в ходе подготовки к экскурсии ).
На прощание давайте вспомним пословицы, поговорки о весне и выйдем из парка через «Ворота Весны».
1. Вода с гор течет, весну за собой ведет.
3. Весна красна делами, осень пирогами.
4. Что весной посеешь, то осенью и пожнешь.
Детям предлагается «сфотографировать» картинку весеннего парка и в группе сделать поделку или нарисовать рисунок, используя различные материалы.
Конспект занятий в подготовительной группе. Экскурсия в природу
Цель:
Создать условия эмоциональной и познавательной сферы с помощью опытно - экспериментальной деятельности. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.
Программные задачи:
Образовательные:
Совершенствовать умение и желание детей быть преобразователями неживой природы, участниками чудесных превращений и фокусов;
Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;
Систематизировать знания и естественно-научные представления об окружающем мире;
Формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;
Продолжать поддерживать детский интерес к объектам неживой природы: огню, воде, камню;
Активизация словаря: свеча, пламя, волшебство, фокус.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов и экспериментов;
Развивать диалогическую форму речи;
Развивать слуховое восприятие;
Развивать связную, доказательную речь;
Продолжать развивать проективное мышление, воображение, творческую инициативу, индивидуальность;
Уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас;
Воспитательная:
Познакомить детей с осенним явлением природы – листопадом.
Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно – все взаимосвязано.
Закрепить знания детей о липе и березе.
Воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе.
Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций на осеннюю тематику. Беседы, чтение, заучивание стихов об осени.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в парк. Я получила письмо от «деревьев», и они приглашают нас к себе в гости.
Разноцветный парк,
Разноцветный сад,
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Обратить внимание детей на красоту осени. Предложить детям самим проверить, как шуршат листья.
А вы знаете, почему листья опадают?
Нравятся ли вам цветные листочки?
Любите ли вы их собирать? Почему?
Что вы с ними делаете?
Ребята, а всегда так бывает, что на земле много листьев?
А летом так бывает?
А весной так бывает?
А в какое же время года на земле лежит «ковер» из листьев?
Листопад, листопад
Листья желтые летят
Под ногами шуршат
Скоро станет голым парк
Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.
Игра «Мы осенние листочки»
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками - приседают, поднимая листочки над головой).
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).
Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть.
Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Раньше всех желтеют береза и липа. И первое письмо, которое я получила, было от липы. Давайте, подойдем к ней поближе, сделаем круг вокруг дерева и посмотрим, какая она большая. Кто хочет помериться силой с липой, кто попробует вытащить ее из земли? А теперь подумайте и скажите: что держит дерево в земле? (корни).
А для чего они нужны дереву?
Потрогайте кору руками, погладьте ее, понюхайте – запомните, какая она на ощупь, как пахнет.
Постойте тихо, тихо и послушайте, как шелестят ее ветки. А почему они шелестят?
А кто знает, что такое ветер? (Ветер – это воздух, который постоянно движется).
Ребята, а вы знаете, почему весной к липе любят прилетать пчелы? (Цветы липы хорошо пахнут и пчелы летят на этот запах, чтобы собирать пыльцу).
Ребята, под деревом уже много опавших листьев, возьмите их в руки, рассмотрите внимательно, погладьте листок рукой, расскажите, как окрасила листок осень. (Рассказы детей).
Настала пора нам попрощаться с липой, потому что нас ждет к себе в гости береза, а на память о липе возьмите себе несколько опавших листочков.
А вот и береза. Посмотрите, как она рада, что вы к ней пришли, как качает она своими ветками, как будто с вами здоровается. Встаньте вокруг дерева, потрогайте его руками, понюхайте. Чем береза похожа с липой? А чем отличается?
А как вы догадались, что липа и береза – деревья, а не кустарники?
Послушайте стихотворение о березе
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками
С зелеными сережками.
Ребята, а что за зеленые «сережки» бывают на березе? (Если дети затрудняются с ответом – помочь им).
Скажите, а где сейчас больше желтых листочков на дереве? Почему?
Возьмите опавшие листочки в руки. Рассмотрите их, погладьте, сравните с листьями липы, чем они отличаются, а чем похожи?
Слышите, как деревья шелестят ветками, настроение у них теперь радостное, потому что вы пришли к ним в гости. А как вы думаете, интересно было деревьям?
Я сейчас заколдую вас, и вы станете деревьями.
Поднимите свои руки-ветки и пошелестите листочками. Расставьте ноги пошире и представьте, что это ваши корни, чувствуете, как они крепко держат вас в земле? Да замечательные деревья выросли у нас! Но пора опять превращаться в людей и возвращаться в детский сад.
Экскурсия в природу: «В гости к деревьям»
Цель :- Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.
Познакомить детей с осенним явлением природы – листопадом.
Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно – все взаимосвязано.
Закрепить знания детей о липе и березе.
Воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе.
Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций на осеннюю тематику. Беседы, чтение, заучивание стихов об осени.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в парк. Я получила письмо от «деревьев» и они приглашают нас к себе в гости.
Разноцветный парк,
Разноцветный сад,
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Обратить внимание детей на красоту осени. Предложить детям самим проверить, как шуршат листья.
А вы знаете, почему листья опадают?
Нравятся ли вам цветные листочки?
Любите ли вы их собирать? Почему?
Что вы с ними делаете?
Ребята, а всегда так бывает, что на земле много листьев?
А летом так бывает?
А весной так бывает?
А в какое же время года на земле лежит «ковер» из листьев?
Листопад, листопад
Листья желтые летят
Под ногами шуршат
Скоро станет голым парк
Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.
Игра «Мы осенние листочки»
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками - приседают, поднимая листочки над головой).
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).
Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть.
Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Раньше всех желтеют береза и липа. И первое письмо, которое я получила, было от липы. Давайте, подойдем к ней поближе, сделаем круг вокруг дерева и посмотрим, какая она большая. Кто хочет помериться силой с липой, кто попробует вытащить ее из земли? А теперь подумайте и скажите: что держит дерево в земле? (корни).
А для чего они нужны дереву?
Потрогайте кору руками, погладьте ее, понюхайте – запомните, какая она на ощупь, как пахнет.
Постойте тихо, тихо и послушайте, как шелестят ее ветки. А почему они шелестят?
А кто знает, что такое ветер? (Ветер – это воздух, который постоянно движется).
Ребята, а вы знаете, почему весной к липе любят прилетать пчелы? (Цветы липы хорошо пахнут и пчелы летят на этот запах, чтобы собирать пыльцу).
Ребята, под деревом уже много опавших листьев, возьмите их в руки, рассмотрите внимательно, погладьте листок рукой, расскажите, как окрасила листок осень. (Рассказы детей).
Настала пора нам попрощаться с липой, потому что нас ждет к себе в гости береза, а на память о липе возьмите себе несколько опавших листочков.
А вот и береза. Посмотрите, как она рада, что вы к ней пришли, как качает она своими ветками, как будто с вами здоровается. Встаньте вокруг дерева, потрогайте его руками, понюхайте. Чем береза похожа с липой? А чем отличается?
А как вы догадались, что липа и береза – деревья, а не кустарники?
Послушайте стихотворение о березе
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками
С зелеными сережками.
Ребята, а что за зеленые «сережки» бывают на березе? (Если дети затрудняются с ответом – помочь им).
Скажите, а где сейчас больше желтых листочков на дереве? Почему?
Возьмите опавшие листочки в руки. Рассмотрите их, погладьте, сравните с листьями липы, чем они отличаются, а чем похожи?
Слышите, как деревья шелестят ветками, настроение у них теперь радостное, потому что вы пришли к ним в гости. А как вы думаете, интересно было деревьям?
Я сейчас заколдую вас, и вы станете деревьями.
Поднимите свои руки-ветки и пошелестите листочками. Расставьте ноги пошире и представьте, что это ваши корни, чувствуете, как они крепко держат вас в земле? Да замечательные деревья выросли у нас! Но пора опять превращаться в людей и возвращаться в детский сад.