Экологический турнир ко дню окружающей среды. Экологический турнир "семь законов экологии"
КабановаН.Н., МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРНИР
« НАШ ДОМ – ПРИРОДА!»
Пояснительная записка
Данное мероприятие разработано учителями биологии и химии МОУ Судиславской средней общеобразовательной для традиционного экологического турнира старшеклассников «Наш дом- Природа!», который ежегодно проводится в рамках декады биологии, химии, экологии.Цели:
- акцентировать внимание учащихся на экологических проблемах современности; в нетрадиционной форме пропагандировать здоровый образ жизни и экологическую культуру; развивать творческие способности учащихся и культуру общения старшеклассников
- занавес украшен плакатами с экологической тематикой и осенними листьями
- актовый зал украшен осенними листьями, композициями «даров природы»: цветов, овощей, фруктов; расставлены столы для команд-игроков, оформлен стол жюри; расставлены стулья для болельщиков и зрителей; подключена аппаратура, играет музыкальное произведение «Вальс цветов» П.И.Чайковского
- музыкальная аппаратура таблички для каждой команды с цифрами 1,2,3; бумага, карандаши, фломастеры на игровые столы; карточки с изображением лекарственных растений; пробирки с кусочками овощей и фруктов; серебристый ящик (лист лавра, яблоко, луковица) сладкие призы для участников игры со зрителями; дипломы и призы для комад- победителей и призеров;
Ход турнира
Вступительное слово ведущего: - Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем традиционном экологическом турнире старшеклассников «Наш дом- Природа!» Мы надеемся, что вечер будет для вас по-настоящему добрым! Добрым, потому, что он посвящен такой замечательной и близкой каждому науке – ЭКОЛОГИИ- науке о нашем общем доме - Земля! (звучит стихотворение «Земля у нас одна» (текст прилагается)
- В нашем турнире принимают участие сборные команды 9-х, 10-х и 11-х классов. - Болельщики, встречайте свои команды! - За первый игровой стол приглашается команда 9 классов- команда новичков! В составе команды: (перечисляются фамилии и имена участников) - За второй игровой стол приглашается команда
10 классов. В составе команды: (перечисляются фамилии и имена участников) - За третий игровой стол приглашается команда 11классов - команда опытных игроков! В составе команды: (перечисляются фамилии и имена участников)
-Наш турнир оценивает компетентное жюри! В составе жюри: (перечисляются ФИО членов МО учителей биологии и химии и администрации школы) - Условия турнира:
- каждой команде предстоит пройти 7 этапов, максимальное количество баллов на каждом - 5 каждый последующий конкурс начинает следующая команда (без дополнительной жеребьевки) болельщики могут подбадривать свои команды аплодисментами, бурными аплодисментами, всевозможными приличными возгласами и плакатами и, наконец, наш турнир будет оценивать компетентное жюри! В составе уважаемых всеми людей: (перечисляются ФИО членов МО учителей биологии и химии и администрации школы)
Конкурс №2 «Экологи-мыслители» Каждой команде по очереди задается вопрос. Команда обсуждает этот вопрос в течение 1 минуты и дает ответ. Если ответ не правильный, то имеет право ответить на этот вопрос другая команда. (Вопросы прилагаются)- Слово компетентному жюри!
Конкурс № 3 «Лесные Робинзоны» - Летом вы ходите в походы,где не исключены непредвиденные ситуации. Вот такие экологические ситуации я вам сейчас и предлагаю. Попробуйте за 5 минут предложить оптимальный выход из них. (Ситуации прилагаются)- А у нас - игра со зрителями! (Ведущий с микрофоном выходит в зал к зрителям и задает вопросы). (Вопросы для игры со зрителями прилагается)- Команды готовы доложить о результатах работы!...- Слово жюри!
Конкурс № 4 «Учись различать запахи» - Человек в природе познает прекрасное с помощью органов чувств. Одним из органов чувств позволяющих нам получать удивительную информацию является обоняние. Следующий конкурс «Учись различать запахи»! На сцену приглашаются 3 (неаллергичных!) игрока по одному из каждой команды. Участникам завязываются глаза и предлагаются угадать по запаху, что это за растение в пробирке (в пробирках кусочки апельсина, лимона, груши, мандарина, хвоя сосны, листья чая, корочка банана, листья пеларгонии и т.д.)- Слово жюри!Конкурс № 5 «Экомузыка» - В природе не бывает тишины …Птицы поют свои песни… Животные издают звуки… Листья шуршат под ногами человека… Все это создает неповторимую музыку…
Вам предлагается исполнить (пропеть!) строки из песен, в которых упоминаются названия птиц, животных, растений!- Слово жюри!- Конкурс № 6 «Экологическая смекалка и сообразительность»
- Каждой команде выдается карточка с экологическим термином «биоиндикаторы
», за 5 минут составить из этого термина как можно больше слов на биоэкологическую тематику! (Карточки прилагаются)- Слово компетентному жюри!
- Внимание, конкурс капитанов
! (Звучит музыка конкурса капитанов)Ассистент выносит «Серебристый сундучок»в котором лежат предметы, название которых должны отгадать капитаны.
- Вопрос №1
-В серебристом ящике лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение посвящено богу науки и искусства Апполону. Им награждают художников, артистов и ученых в знак их творческих успехов. Именно отсюда произошло слово «лауреат». Что это за растение и где оно используется в настоящее время?(ответ: лавр благородный)
- Вопрос№2
В серебристом ящике лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном, моченом виде, растение перекрестно-опыляемое насекомыми. Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. У нас в поселке Судиславль растут практически в каждом саду.? (ответ: яблоко)
- Вопрос №3
В серебристом ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Чудесное свойство предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности разрезая этот объект поперек объясняли своим ученикам строение вселенной. Во все времена у всех народов ему приписывали лечебные свойства.?(ответ: луковица)- Слово для подведения итогов предоставляется компетентному жюри!Заключительное слово ведущего: - Дорогие друзья, нам хотелось довести до вас, что экология – это прекрасно, если относиться к живому по- доброму, по всем правилам экологической этики. Не забывайте слова поэта Н.Старшинова:
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Всего вам доброго! Пусть наш общий дом всегда будет чистым, добрым и счастливым!
Знание законов природы необходимо современному человеку. Экологическое воспитание и образование может решить задачу получения таких знаний. Выделив из множества законов экологии семь, выбрала форму передачи знаний – открытое мероприятие “экологический турнир”, в ходе которого все участники мероприятия (игроки и болельщики) могут реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, мотивированы на конечный результат. Данное мероприятие рассчитано на учащихся 7 класса. В нашем турнире принимали участие по 3 человека от семи школ города и по 4 болельщика от каждой школы. Из игроков формировались три сборные команды по 7 человек в каждой.
Цели экологического турнира:
- Познакомить учащихся с некоторыми из законов экологии
- Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся
- Организовать полезный досуг школьников во время каникул
Задачи игры:
- Сформировать представление о некоторых законах экологии
- Расширить знания о природе в целом
- Учить работать в команде, развивать лидерские и товарищеские качества
Материалы и оборудование:
- Подборка материалов для “защиты” волка и хищников вообще. (Приложение 1)
- Таблицы для определения осадочных горных пород – по числу команд. (Приложение 2)
- Набор образцов горных пород (ракушечный известняк, опока, каменная соль, песчаник, каменный уголь, гипс, мел) – по числу команд.
- Модель “цветика-семицветика”. (Приложение 3)
- Гербарий из семи плодовых деревьев и кустарников семейства розоцветные, например: яблоня, груша, вишня, шиповник, слива, рябина, терн.
- “Шайбы” – круги из картона с вопросом, 3 шт.
- Три рисунка (раскраски) с изображением цветущих комнатных растений.
- Фломастеры, цветные карандаши.
- Образцы комнатных растений различных экологических групп по отношению к влажности (агава, толстянка, кактус; циперус, традесканция).
- Документ-камера для демонстрации рисунков комнатных растений, мультимединый экран (не обязательно).
- Плоды и семена следующих растений: дуб черешчатый, одуванчик лекарственный, рогоз широколистный, тростник обыкновенный, ель обыкновенная, сосна обыкновенная, береза бородавчатая.
- Листы бумаги и шариковые ручки для ответов команд.
- Достаточно просторное помещение.
Ход турнира
Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем экологическом турнире!
Мы – это коллектив детского экологического центра, основанного в 1977 году в городе Урюпинске как станция юных натуралистов. За 35 лет станция превратилась в экологический центр, на базе которого в данный момент ведут свою плодотворную творческую и исследовательскую работу более двадцати детских объединения четырех направленностей.
Стало доброй традицией на осенних школьных каникулах проводить интересные познавательные мероприятия для вас – учащихся средних классов общеобразовательных учреждений. Осенние праздники, робинзонады, эрудит-шоу, сменяли друг друга в череде лет…
Сегодня настал черед провести самый настоящий турнир.
Мы назвали его – “Семь законов экологии”. Почему именно семь? Ведь законов, закономерностей и правил, ученые экологи сформулировали около 250!
Семь – счастливое число по поверьям многих народов. “Это число символизирует …изучение и знание, как путь исследования неизвестного и невидимого” – так пишет известный немецкий ученый, культуролог Ганс Бидерманн в книге “Энциклопедия символов”
Седьмые классы вызвали мы на турнир. Вас ждет семь испытаний.
На пороге 21 век – пора задуматься о роли каждого из нас, как представителя человечества, в формировании будущего всей планеты.
Сегодня вы познакомитесь с семью законами экологии – науки о взаимосвязи всех живых существ, биологических сообществ и явлений природы на нашей Земле.
Перед началом турнира будут сформированы три сборные команды – по семь человек в каждой, представители от каждого из семи общеобразовательных учреждений города.
Приступаем! У нас получилось три команды по 7 человек, названия командам вы придумываете сами. Итак…. Приветствуем команды: ….
А теперь я хочу представить вам жюри – добрых, справедливых, педагогов дополнительного образования детского экологического центра:
Оценивать конкурсы жюри будет по семибалльной системе. Максимальное количество баллов за один конкурс – 7 баллов. За всю игру – 49 баллов.
Первое испытание называется “Волк и семеро козлят”.
Мы с вами знакомимся с первым законом экологии Барри Коммонера, американского биолога и эколога. Закон звучит так: “Все связано со всем” и обращает внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе.
Все вы знаете сказку о волке и семерых козлятах. Волк в сказке – плохое, злое существо, которое необходимо наказать, не задумываясь. Волк – хищник, он питается травоядными животными, добрыми и милыми во всех сказках. Но вы знаете, сказки придумывали люди о самих себе – злых и агрессивных как волки и добрых, доверчивых, как козлята. В природе все гораздо сложнее. Ученые биологи и экологи никогда не назовут волка, или гадюку, тигра, орла и других хищников – злыми и нехорошими. Напротив, ученые будут утверждать, что именно хищники приносят травоядным неоценимую пользу, можно сказать – заботятся о них. Вам предстоит испытание – превратиться на время в защитников всех хищников в целом, и убедить нас в пользе, приносимой ими.
Первая команда представит свою защиту в виде краткого доклада ученых – экологов, биологов, эпидемиологов.
Вторая команда озвучит точку зрения охотников и фотоохотников, журналистов.
Третья команда преобразится в творческую группу поэтов, писателей, художников.
Каждая группа получает вспомогательные материалы: факты, рифмы, фотографии, цитаты произведений известных писателей. Жюри будет оценивать убедительность, артистизм и краткость вашей защиты. Время на подготовку – 7 минут. Выступление должно быть не больше 1 минуты.
Пока команды готовят защиту, я расскажу вам о двух выдающихся экологах 20 века, из России – Николай Федорович Реймерс и из США – Бирри Коммонер. Именно эти люди и сформулировали законы экологии, о которых мы с вами сегодня говорим. Реймерс Николай Федорович (1931–1993) – один из самых энциклопедически образованных теоретиков общей экологии, систематизатор и популяризатор экологических знаний. Был теоретиком и практиком развития заповедного дела в СССР. С 1966 г. – заместитель директора по науке Приокско-Террасного заповедника; в 1968–1969 годах работал в Главном управлении по охране природы, заповедникам и охотничьему хозяйству Министерства сельского хозяйства СССР. Тремя основными работами, в которых подведен итог многолетним теоретическим и практическим изысканиям Реймерса, стали словарь-справочник “Природопользование” (1990), “Популярный биологический словарь” (1991) и монография “Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология” (1992). В последней книге, впервые в русскоязычной литературе, он дал формулировки и систематизировал более 200 экологических законов, правил и принципов.
Барри Коммонер прожил очень долгую жизнь – 95 лет, умер 30 сентября 2012 года – американский биолог и эколог, его родители – иммигранты из Российской империи. Кандидат в президенты США в 1980. Окончил университет штата Колумбия. После второй мировой войны переехал в Сент-Луис, где в течение 34 лет преподавал физиологию растений в университете. В конце пятидесятых приобрел известность как противник ядерных испытаний. Написал несколько книг об опасности подобных испытаний для экосистемы Земли. Наследие Коммонера включает четыре закона экологии . “Законы” Коммонера скорее афористические правила, которыми должны руководствоваться люди в процессах природопользования, чем строго сформулированные положения, естественно-исторические законы. И, тем не менее, эти “законы” вошли в учебники для вузов по специальности экология, эти “законы” легко запоминаются и понятны всем
Команды по очереди представляют защиту. Жюри – оценивает.
Приступаем ко второму испытанию. Называется оно – “Семь подземных королей”.
Название этому испытанию дала одноименная книга советского писателя Александра Волкова. Поговорим о подземных сокровищах – полезных ископаемых и рассмотрим на их примере второй закон Барри Коммонера – “Все должно куда-то деваться” .
Богатства недр Земли образовались разным путем – при извержении вулканов, сдвигах земной коры и последующем погребении растительных массивов древности под мощным слоем горных пород, и другим путем. Каждая находка под землей – драгоценного камня, нефти, газа – о многом скажет ученым – геологам, которые научились сами предсказывать местонахождение полезных ископаемых под землей по известным им приметам.
Все геологи начинали свое обучение с умения определять название минерала по внешним или морфологическим признакам. Вам предстоит попробовать себя в роли геологов и попробовать определить с помощью специальной определительной таблицы семь минералов (горных пород или полезных ископаемых).
Каждая команда получает набор минералов и таблицу, а также помощь консультанта – “Старшего геолога” (педагога д/о).
Время на испытание – 10 минут.
Пока команды работают, я проведу беседу с болельщиками. Ребята, я прошу вас помочь мне разобраться в записях самого старшего мудрого рудокопа, который писал о происхождении полезных ископаемых, и отгадать – о чем же он писал?
1. “При мощных сдвигах земной коры, достаточно частых в долгой истории Земли,
огромные растительные массивы оказываются погребенными в окружающих горных
породах. Разложение погибших растений в условиях высокого давления и без доступа
воздуха через миллионы лет приводит к превращению растений в…”
(ископаемые угли =каменный уголь).
2. “Опускаясь на дно океанов и морей, останки микроорганизмов и планктона
(мелких взвешенных в воде организмов) засыпаются песком и илом. В застойной
природной воде под действием бактерий образуются все более сложные органические
соединения. Возникает и медленно накапливается темная жидкость, которую
назвали…….”
(нефтью).
3. “Углекислый газ атмосферы взаимодействует с металлами и их окислами,
которые во множестве содержатся в каменных породах и на поверхности Земли. Так
образуются…….”
(известняки).
4. “Продукт разложения мертвых животных и растений, встречающийся там же, где
и нефть – …..”
(природный газ).
5. “Ископаемая смола, образовавшаяся из ныне исчезнувших хвойных деревьев…..”
(янтарь).
6. “Тонкозернистый, мягкий, белый известняк, состоящий из мелких обломков и
целых известковых скелетов микроорганизмов (фораминифер и не только). Применяют
в цементной, стекольной, резиновой и других отраслях промышленности – ….”
(мел).
Команды – время вышло! Расскажите, какие минералы вам удалось определить.
Нас ждет третье испытание – “Цветик-семицветик”!
Третий закон Барри Коммонера – “Природа “знает” лучше” говорит о том, что пока мы не имеем абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природы, мы, подобно человеку, незнакомому с устройством часов, но желающему их починить, легко вредим природным системам, пытаясь их “улучшить”.
Все вы наверняка знаете сказку Валентина Катаева “Цветик-семицветик”: девочка получила волшебный цветок и могла загадать семь любых желаний. Но надо было продумывать каждое желание очень тщательно, иначе последствия становились непредсказуемыми.
Вы получите модель семицветика, на котором написано желание девочки. Его не было в сказке. Вам нужно рассказать нам о возможных последствиях этого желания. Жюри оценит полноту и убедительность ваших ответов. Время на обсуждение – 3 минуты.
“Желание: Пусть на всей Земле круглый год будет лето!”
Последствия: растают ледники – затопление большой территории суши; гибель людей
– жителей прибрежных территорий; возможны эпидемии – из-за массовой гибели живых
существ; заболачивание тундровой зоны; крупномасштабные техногенные катастрофы…
Пока команды обсуждают экологическую ситуацию, я расскажу вам, почему ученые считают, что природа “знает” лучше.
Математическая иллюстрация этого закона Б. Коммонера, состоит в том, что решение задачи расчета параметров биосферы требует несоизмеримо большего времени, чем весь период существования нашей планеты как твердого тела. Потенциально существующее эволюционно возможное разнообразие природы оценивается числами с порядком величин от 10 1000 до 10 50 (максимальное число при “буквенном” шифре кодировки, минимальное – при кодировании “словами” и “предложениями”). При будущем вероятном быстродействии ЭВМ – 10 10 операций в секунду – и одновременной работе невероятного числа (10 10) таких машин операция вычисления одномоментной задачи варианта из 10 50 разностей займет 10 30 секунд, или 3.10 21 лет, что почти в 10 раз дольше существования жизни на Земле. Природа “знает” лучше нас!
Теоретически просчет вариантов возможен лишь методом блоков из “слов” и “предложений”, но нужно знать закономерности построения этих блоков и отбора их при расчетах. Эта задача пока невыполнимая. Да и едва ли нужно стремиться ее решать.
Время вышло, сейчас мы заслушаем по очереди ответы команд…
Четвертое испытание – “Семь – я”
Четвертый закон Барри Коммонера – “Ничто не дается даром” . Все, что было извлечено из экологической системы человеческим трудом, должно быть возмещено.
Представим, что мы с вами строим дом на опушке леса. Для постройки мы вырубили деревья и теперь должны возмести ущерб. Заложим фруктовый сад – и нам польза, и местным птицам кров и еда, а нашему огороду – защита от ветра и живая стена для задержки снега. Нам нужно будет определиться с выбором пород деревьев, а потом купить саженцы на рынке. Выбирать будем деревья одного семейства – розоцветные. Но придется потрудиться – выбор на рынке большой, кроме розоцветных попадаются представители других семейств. Ваша задача: из предложенных образцов – листов гербария (веток с листьями), выбрать семь плодовых деревьев семейства розоцветных и сказать их названия.
Время на выполнение испытания: 3 минуты.
Розоцветные: яблоня, груша, вишня, шиповник, слива, рябина, терн.
Команды отвечают, жюри оценивает ответы.
Пятое испытание: “Великолепная семерка и вратарь”.
Командам предстоит игра “Экологический хоккей”
И мы познакомимся с законом Боулича, который называется “Все или ничего ”. Закон “все или ничего” был сформулирован американским физиологом Боуличем в 1871 г., однако до сих пор очень слабо изучен в его действии вне нервной системы. Звучит он так: слабые воздействия могут не вызвать у природной системы ответных реакций до тех пор, пока, накопившись, они не приведут к развитию бурного динамического процесса.
Иллюстрацию этого закона мы представим в виде экологических ситуаций – обычных, увы, в повседневной жизни. Командам нужно будет рассказать о результатах “слабых воздействий” на природу. Но время на обсуждение не дается.
Каждый участник команды получает свою роль: вам надо выбрать капитана, 3 защитников, 2 нападающих, 1 вратаря.
Капитан получает “шайбу” – вопрос, и отвечает на него. Ответил правильно – отбил шайбу, заработал очко команде. “Шайба” летит к другой команде, с новым вопросом. Если капитан не отбил шайбу, то она переходит к защитникам, затем – к нападающим, и к вратарю. Если никто из команды не знает ответ, очко присуждается двум другим командам. Разыгрываем три “шайбы” – по одной на каждую команду.
1. Мальчик бросил в озеро пластиковую бутылку. На вопрос, зачем он это сделал, он пожал плечами – “Ну и что? Ничего не случится” Ничего и не случилось. Изо дня в день в течение 30 лет разные люди бросали в озеро мусор…Что могло произойти в результате?
2. Весной ребята пошли на прогулку в лес, на правый берег Хопра. Под деревьями росло множество подснежников. Каждый из ребят сорвал по одному букету. Довольные, вернулись с прогулки домой и рассказали о поляне цветов всем своим знакомым. Через две недели на лесной поляне побывала половина городского населения. Из года в год цвели подснежники в том лесу и приходили за цветами люди, и никто не замечал никаких изменений. Как будет выглядеть через 20 лет та лесная поляна?
3. “Чистота – залог здоровья!” – сказал мальчик, подытожив свою работу. Только что он закончил уборку участка. На дворе осень, надо наводить порядок на огороде и в саду, убирать опавшие листья. Кучу листьев и веток родители мальчика сожгли – никаких проблем, во дворе чисто и красиво. Соседи сделали то же самое. Дым от костров был виден издали. В тот же вечер всех, кто сжег мусор, оштрафовали. Родители мальчика не могли понять, за что? Дым быстро развеялся и воздух снова стал чистым. Объясните, почему нельзя сжигать мусор?
Шестое испытание “Семь цветов радуги”.
Закон толерантности В. Шелфорда,1913 г. – лимитирующим фактором процветания организма (вида) может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия, диапазон между которыми определяет величину выносливости (толерантности) организма к данному фактору.
Иначе говоря: все хорошо в меру!
Мы с болельщиками рассмотрим действие закона Шелфорда на примере комнатных растений – полностью зависимых от человека организмов. А наши команды проиллюстрируют рассказ о комнатных любимцах с помощью палитры красок!
Каждая команда получает лист бумаги с нарисованным на нем контуром растения и цветные карандаши (фломастеры). Ваша задача: аккуратно и грамотно раскрасить рисунок за максимально короткое время. Жюри оценит скорость и качество вашей работы. Время пошло!
Итак, все хорошо в меру! Если мы с вами будем поливать растения очень редко, от случая к случаю, многие из них могут засохнуть. Выживут только растения засушливых мест обитания – всем известные кактусы, толстянковые, агавы. Навредить ксерофильным растениям может очень обильный полив. Поливать их нужно после того, как земля в горшке полностью высохнет.
Обильно поливать нужно циперус, традесканцию, и другие растения, в естественных условиях произрастающие в местах с избытком влаги.Земля для таких растений должна быть всегда влажной. Многие декоративные лиственные растения требуют обильного полива с весны до осени, и умеренного зимой. Это единое правило для всех лиственных растений, хотя возможны исключения. Поливать такие растения зимой нужно после того, как высохнет земля в верхней части горшка.(Демонстрируются комнатные растения всех названных групп)
Итак, подведем итоги нашего испытания. Семь цветов радуги помогла раскрасить цветы всем командам, но первыми были…
Седьмое, и последнее испытание: “Седьмое небо”.
Последний закон экологии, который мы сегодня рассмотрим – это Закон минимума Юстуса Либиха, немецкого химика – выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей, т.е. жизненные возможности ограничивает тот экологический фактор, количество которого близко к необходимому организму минимуму и дальнейшее снижение которого ведет к гибели организма.
Экологические факторы – это свет, тепло, вода, питательные вещества и многие другие условия, необходимые организмам для жизни. Вы слышали о светолюбивых и теневыносливых деревьях, о неприхотливых сорняках, растущих всюду и о требовательным к почвам, чистоте воздуха растениях. Я перечислила вам экологические группы организмов по отношению к свету, и другим экологическим факторам.
Нашим командам предстоит определить по плодам и семенам представителей перечисленных экологических групп – всего 7 растений, деревьев и трав. Время на испытание: 2 минуты.
Светолюбивые: сосна, береза.
Теневыносливые: ель.
Требовательные к почвам, чистоте воздуха: дуб.
Влаголюбивые: рогоз, тростник.
Неприхотливые: одуванчик.
У меня вопрос к болельщикам: как вы думаете, откуда появилось словосочетание “седьмое небо”?
Ответ такой: Наши предки – славяне представляли себе мир похожим на большое яйцо. Посередине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля, вокруг нее, как яичные скорлупа и пленки, – 9 разных небес. Вот почему мы до сих пор горим не только “небо”, но и “небеса”. Седьмое по счету наши предки считали “твердью”, прозрачным дном небесного океана, остров, который они туда помещали, назывался “ирием”, или “вирием”. А еще ирий называли островом Буяном. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей. Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, похожему на большой раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют не одни желуди, но также семена всех других деревьев и трав.
Подошло время подвести итоги последнего испытания. Слово жюри…
А теперь мы узнаем, какая команда набрала больше всего баллов. Поприветствуем победителей!
(Награждение победителей и участников грамотами и призами.)
Всего вам доброго, друзья! Не забывайте: Все связано со всем, Все должно куда-то деваться, Природа “знает” лучше, Ничто не дается даром, Все или ничего, Все хорошо в меру, и помните про Закон минимума…
Список использованных источников.
- Бидерман Г. М. , “Просвещение”, 2007 – 375 с..
- Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила принципы и гипотезы) . М.:Журнал: Россия молодая. – 1994. – 368 с.
- Семенова М. Мы – славяне!.: Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом “Азбука-классика”, 2006. – 560 с
- Экологический хоккей. Автор – Авдонина Татьяна Александровна. – ВолгЭБЦУ – Волгоград. – 1998 г.
Описание: Викторина предназначена для учащихся 5-8 классов интересующихся зоологией. Материал будет интересен педагогам дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителям биологии и всем любителям природы.
Калинина Юлия, 15 лет, учащаяся объединения по интересам «Эврика» ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Руководитель:
Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Цель: знакомство с миром позвоночных животных планеты.
Задачи:
- расширить знания о животных;
- развить через игровую деятельность активность и любознательность;
- воспитать любовь к окружающему миру.
Предварительная подготовка.
Участникам игры заранее объявляется тема игры и предлагается самостоятельно познакомиться с позвоночными животными планеты.
Вступление.
Миллионы лет назад наша планета была просто раскаленным огненным шаром. В таких условиях жизнь была невозможна. Первые признаки её появились позже: это были крошечные микроорганизмы. Растения и животные появились через несколько столетий.
Сегодня мир растений и животных очень разнообразен.
Животные делятся на беспозвоночных и позвоночных.
Беспозвоночные – это все моллюски, черви, насекомые, паукообразные, ракообразные и т.д.
Мир позвоночных представлен необычными и удивительными организмами. Это рыбы, птицы, звери, рептилии и земноводные.
Экологический турнир «Мир животных»
Правила.
Ведущий зачитывает вопрос и три варианта ответов. Игроки записывают ответ в лист ответов. В конце листки собираются, результат (количество правильных ответов) озвучивается.
Вопросы.
1. С помощью чего удерживает свою добычу белоголовый орлан?
А) с помощью клюва
Б) с помощью когтей
В) с помощью крыльев
2. Благодаря своей шубе як может переносить очень низкие температуры до …?
А) -40 0С
Б) – 600 С
В)-10 0С
3. Какую скорость может развить гепард?
А) до 80 км/с
Б) до 50 км/с
В) до 120 км/с
4. Японские макаки предпочитают жить?
А) поодиночке
Б) группами
В) им все ровно
5. Как прозвали оцелота?
А) «пятнистый леопард»
Б) «пятнистая пантера»
В) «пятнистый гепард»
6. Сколько метров в длину может быть комодский варан?
А) до 5 метров
Б) до 1 метра
В) до 3 метров
7. Какое название дали птице дрофе?
А) «Мягкая птица»
Б) «Твердая птица»
В) «Бородатая птица»
8. Где живет ленивец?
А) на земле
Б) в воде
В) на деревьях
9. Каких животных боится капибара?
А) ящеров, пираний и кайманов
Б) черепах, волков и анаконд
В) олуш, пингвинов и игуан
10. Где белые аисты строят гнезда весной?
А) на скале
Б) на крышах домой
В) на полях
11. За что прозвали птицу тупика «клоуном»?
А) за клюв
Б) за окрас крыльев
В) за ноги
12. За что прозвали буйвола «Шлемом викинга»?
А) за крепкий лоб
Б) за крупные изогнутые рога
В) за длинную шерсть
Правила.
На доске записываются номера вопроса. Игроки поочередно называют номер вопроса, а ведущий зачитывает вопрос. Если ответ верный – 1 балл, если нет, то правильный ответ дает ведущий.
Вопросы.
1. Какая особенность у хамелеона? (меняет цвет в зависимости от окружающей среды)
2. За что окапи называют «лесной зеброй»? (полоски на ногах)
3. Что происходит с лососем, после длительного пути к местам нереста и откладывания икры? (он погибает)
4. Где становятся взрослыми угри, которые появляются из икры в море? (в пресноводных реках)
5. Какое животное называют «речной лошадью»? (бегемот или гиппопотам)
6. Какая рептилия своим видом напоминает дракона? (комодский варан)
7. Какое животного откладывает яйца, кормит детенышей молоком и имеет «утиный клюв»? (утконос)
8. За свирепость и прожорливость этого зверя Океании прозвали «лесным драконом». Кто это? (тасманский дьявол)
9. Какую хищную кошку можно по праву назвать горцем? (снежный барс)
10. Назовите единственного представителя пресноводных тюленей. (байкальский тюлень)
11. Кто является самым крупным представителем кошачьих? (уссурийский тигр)
12.Назовите самую крупную птицу в мире. (страус)
13. Где находится ядовитое жало у скорпиона? (на кончике хвоста)
15. какие птицы питаются водорослями и благодаря особому пигменту содержащемуся в них имеют ярко розовую окраску? (розовые фламинго)
16. Как переносит своих детенышей самка крокодила? (во рту)
17.На острове Мадагаскар обитают удивительные животные, очень похожие на обезьян. Кто это? (лемуры)
18. Как зовут единственных в мире морских ящериц? (сухопутные игуаны)
19. Каких рыб, обитающих в Амазонке, запах крови может привлечь издалека? (пираньи)
20. Какая лягушка Беларуси может обитать на деревьях? (квакша)
Правила.
Предлагается написать за 10 минут позвоночных животных в алфавитном порядке (на каждую букву 1 название). Каждое правильное название животного – 1 балл
Подведение итогов турнира
Заключение.
Иногда, кажется, что человечество уже знает о Земле все, но это совсем не так.
Мир природы таит в себе множество тайн и загадок.
Познакомиться с которыми можно из книг, журналов, во время экскурсий и путешествий.
Самое главное быть другом природе и помнить, что человек - часть природы!
День природы
Елена Дюк
Стояла на дворе отличная погода.
Решили мы отметить День природы.
Пришла с любимой птичкой в клетке Зинка,
Андрюша подошёл с морскою свинкой,
Пушистых хомяков принёс Антошка,
И объявилась Люба с чёрной кошкой.
Принёс Илья мышонка за рубахой,
Явился Юра с древней черепахой,
Пришла на праздник рыбка в банке с Колей,
И появился Петя с рыжей колли.
Теперь, друзья, подумайте немножко:
Как праздновали мышка, пёс и кошка?
У всех ребят с лица сошла улыбка...
На празднике молчала только рыбка.
И тихо в День природы черепаха
Лежала, в панцирь, спрятавшись от страха.
Желаю Вам всем много-много удивительных открытий!
Литература.
Атлас животных/ Пер. с французского В. Найденова. – Смоленск: Русич, 1999.
Цели: Организация досуга старшеклассников и повышение познавательного интереса.
Задачи:
Повысить уровень социальной адаптации.
Выявить и развить творческий потенциал.
Научить доказывать свою точку зрения, находиться в коллективном союзе, оказывать посильную помощь и сотрудничество товарищам.
Ознакомить с проблемами экологии в мире.
Процесс проведения мероприятия:
Место проведения: Место проведения турнира должно быть оснащено зрительным залом, с не менее чем 20 сидячими местами, столами по количеству команд, столом для ведущих, стульями по количеству участников турнира.
Количество участников:
В игре принимают участие команды детей в возрасте от 13-16 лет. В каждой команде по 5- 6 человек.
Подсчёт очков: проводится одним из ведущих или помощником ведущего.
Необходимые материалы:
Для подготовки зала:
- Три стола, стулья (по количеству участников команд и зрителей)
- Плакаты на тему «День земли».
для конкурсов: .
- Листы формата А4, ручки.
- Для конкурсов «Экологическое лото», « Следопыт», «Экомост», «В гостях у сказки»- карточки с заданиями, для каждой группы индивидуально.
- Для конкурса со зрителями «Чья одёжка?»- карточки с изображением силуэтов листьев деревьев.
- Протоколы конкурсов.
Для участников:
- Грамоты и благодарности для участников игры и педагогов. 20 грамот для участников, 4 благодарственных письма для педагогов. А так же запас грамот и писем, на всякий случай.
Сценарий проведения мероприятия.
Ведущий №1 : 22 апреля вся планета отмечает Международный день Земли . Этот день – напоминание всем жителям Земли о том, что надо беречь и сохранять природу, все живые организмы на нашей планете. Земля – слово особенное. Так называется наша планета, обитаемый островок среди миллиардов километров космического пространства. В России с глубокой древности землёй называют самый верхний слой почвы, по которому ступает нога человека. Земля – это участок суши, на котором селился человек, который возделывался его руками и который на протяжении многих веков был его кормильцем.
Покидая свой край, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили её как святыню. Они считали землю живым существом, которое пьёт дождевую воду, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны, родит из своей материнской утробы богатый урожай, судорожно дрожит при землетрясении. Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твёрдых скалах и камнях видели его кости, в водах – кровь, в древесных корнях – жилы, в травах и деревьях – волосы.
Земля – самая уникальная планета, её уникальность состоит в том, что только на ней из всех планет Солнечной системы есть жизнь.
К великому сожалению, количество живых организмов на сегодняшний день резко сократилось. Планета наша весьма засорена, но мы ещё пока не осознали опасности для жизни на этой огромной свалке. Мы-то пока на ней живём, но смогут ли жить на нашей планете наши дети? Наше сегодняшнее мероприятие мы решили посвятить нашей Земле, а проведём его в форме экологического турнира.
Итак, давайте познакомимся с командами. Команда номер один, представьтесь, пожалуйста, название, ваш девиз и приветствие.
«Приветствие» . За неделю до проведения турнира формируются команды. Кураторам команд выдаётся «Домашнее Задание»- конкурс «Приветствие».
Положение конкурса.
Команда, участвующая в Экологическом турнире должна подготовить приветствие, необходимое для знакомства с командами. Обязательные элементы приветствия:
- Название команды.
- Девиз.
- Приветствие (стихотворение или отрывок песни, отображающие тему турнира)
Ведущий №1 : Очень хорошо, итак, в нашем турнире участвуют две команды, команда «…» и команда «…». Внимание команды, первый конкурс называется « Живая азбука».
Конкурс №1: «Живая азбука». За 5 минут команды должны вспомнить представителей флоры и фауны, а затем записать их в алфавитном порядке.
Примерные ответы:
ФЛОРА ФАУНА
Акация Аист
Берёза Барсук
Верба Варан
Горицвет Грач
Дуб Дикообраз
Ель Енот
Жасмин Жаба
Земляника Зебра
Ива Иволга
Кувшинка Кенгуру
Ландыш Лось
Медуница Медведь
Незабудка Носорог
Ольха Ондатра
Полынь Павлин
Рябина Рысь
Сосна Сыч
Тополь Тушканчик
Укроп Удав
Фиалка Фазан
Хвощ Хамелеон
Цикорий Цапля
Черёмуха Черепаха
Шалфей Шакал
Щавель Щука
Элодея Эму
Юка Юрок
Ясень Ягуар
Побеждает команда, которая написала больше представителей флоры и фауны.
Пока команды выполняют задание конкурса, ведущий №2 проводит конкурс со зрителями «Загадки »:
Ведущий №2 : Итак, ребята, пока команды вспоминают представителей флоры и фауны, давайте отгадывать загадки?
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели птицы,
Сели на косицы.
(береза)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(ель)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
(липа)
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличии от елки
Опадают те иголки
(лиственница)
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
(рябина)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок
(дуб)
У нее кусты высоки, густы.
Ствол и ветки – трубкой,
Очень хрупкой.
Ягоды красны, да не вкусны.
(бузина)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна
(черемуха)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(ёжик)
За деревьями,кустами,
Промелькнуло быстро пламя,
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.
(лиса)
Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный.
(волк)
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живёт без оконца,
Не видывал солнца.
(крот)
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(бобры)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(медведь)
По истечении пяти минут, отведённых на проведение конкурса «Живая азбука» ведущий №1 подсчитывает количество правильных ответов у команд и объявляет победителя конкурса.
Ведущий №1: Победила команда «…», молодцы. Следующим заданием будет «Экологическое лото».
Конкурс №2: «Экологическое лото»:
Командам выдаются полоски с написанными началами и окончаниями пословиц, необходимо их правильно подобрать.
1. Без хозяина Земля - / круглая сирота.
2.Зелёное царство - / лучшее лекарство.
3. И у берёзы слёзы текут, когда / с неё кору дерут.
4. Была бы водица, - / и зелень родится.
5. Возвращай земле долг - / будет толк.
6. Если хочешь плодов, - / не срывай цветов.
7. Враг природы тот, кто/ лес не бережёт.
8. Рощи да леса - / родного края краса.
9. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – / посади.
10. Кто Землю лелеет, / того земля жалеет.
Побеждает команда, которая правильно соберёт больше пословиц.
Ведущий №2 : Пока конкурсанты работают над заданием, давайте с вами сыграем в игру «Чья одёжка?».
Ведущий показывает на карточках силуэты листьев деревьев. Зрители отгадывают, листья какого дерева изображены:
- Рябина.
- Дуб.
- Береза.
- Черемуха.
- Клён.
- Липа.
- Сосна.
- Ель.
- Ива.
- Тополь.
- Каштан.
- Ясень.
- Яблоня.
- Вишня.
- Пихта.
- Смородина.
Ведущий №1 : Итак, в конкурсе «Экологическое лото» побеждает команда «…», молодцы ребята! Следующий конкурс называется «Следопыт», прошу зрителей не подсказывать командам.
Конкурс № 3: «Следопыт»: Вниманию конкурсантов представляются карточки (по одной) с изображением следов животных. Команды тянут руки, отвечает команда, первая вытянувшая руку. Выкрикивания не засчитываются. Ведущий №2 подсчитывает правильные ответы команд. На карточках изображены следы:
- Медведь.
- Олень северный.
- Белка.
- Заяц.
- Волк.
- Лиса.
- Росомаха.
- Кабан.
- Куропатка.
- Ворон.
- Рысь.
- Полярная сова.
Выигрывает команда, которая правильно угадала больше следов.
Ведущий №2 : Молодцы, ребята, вы хорошие следопыты, а так ли хорошо вы разбираетесь в экологии? Следующий конкурс называется «Экомост».
Конкурс №4: «Экомост»: Командам раздаются листы с вопросами, на обсуждение им даётся 7 минут. Затем подсчитываются правильные ответы.
Вопросы для 1-ой команды:
- Оболочка Земли, заселённая живыми организмами. (Биосфера.)
- Природные богатства, находящиеся в глубине земли, который человек использует в хозяйстве.(Ископаемые.)
- Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. (Почва.)
- Токсичный металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец.)
- Экологически чистое топливо. (Водород.)
- Защитный экран Земли. (Озоновый слой.)
- Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана.)
- Независимая Международная организация по охране окружающей среды. (ГРИНПИС.)
- Индикаторы (показатели) чистоты воздуха, представляющие собой симбиоз двух организмов: гриба и водоросли. (Лишайник.)
Вопросы для 2-ой команды :
- Наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. (Экология.)
- Овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям. (Огурец.)
- Природный минерал, встречающийся на Земле в трёх агрегатных состояниях. (Вода.)
- Токсичные вещества. (Яды.)
- Потепление климата земли вследствие чрезмерного накопления в атмосфере углекислого газа. (Парниковый эффект.)
- Токсичный туман. (Смог.)
- Комнатное растение – лучший очиститель воздуха в помещении. (Хлорофитум.)
- Именно она составляет большую часть мусора, загрязняющего Землю (Пластмасса.)
- Что изучает гарбология? (Наука о мусоре, мусороведение.)
Ведущий №2: Пока конкурсанты отвечают на вопросы, давайте мы с вами вспомним животных и птиц, занесённых в красную книгу. Вы же знаете, что такое Красная книга?
Зрители отвечают.
Молодцы. Итак, я называю вам животное или птицу, а вы отвечаете, занесено оно в Красную книгу или нет (крупный шрифт- красная книга).
СНЕЖНЫЙ БАРС
КУЛАН
МАНУЛ
Волк
МОРЖ АТЛАНТИЧЕСКИЙ
Лось
Бурый медведь
ЧЁРНЫЙ АИСТ
Лиса
БЕРКУТ
Ворона
СЕРАЯ КУРОПАТКА
Россомаха
АМУРСКИЙ ТИГР
МОРСКАЯ ВЫДРА
Перепел
Олень северный
ЗУБР
Кабан
ПОЛЯРНАЯ СОВА
А вы знаете, почему животные и птицы исчезают? Вот, например, в Республике Коми, серая куропатка занесена в Красную книгу, последний экземпляр был пойман в 70 годах 20 столетия, исчезновение серой куропатки связано с тем, что эта птица размножалась преимущественно в зарослях злаковых полей, когда в Республике Коми перестали выращивать злаковые культуры, серая куропатка исчезла. Так из за образа жизни человека меняется и окружающий его животный и растительный мир.
Ведущий №1: А в конкурсе «Экомост» победила команда «…». Теперь давайте отдохнём от умственной работы и дадим поработать нашим рукам. Я надеюсь вы все умеете делать кораблики из бумаги? На вашем столе лежат листочки, по моей команде вы начинаете делать кораблики, на всё про всё у вас одна минута. По окончании минуты, мы узнаем, кто из вас отличный кораблестроитель, а кто не очень! Уважаемые зрители, прошу вас поддержать команды.
Конкурс №5: «Оригами»: Командам даются тетрадные листочки, за одну минуту они должны сделать как можно больше корабликов. Для конкурса включается динамичная музыка. Побеждает команда, которая сделает большее количество законченных корабликов.
Ведущий №1 : Итак, лучшими кораблестроителями становится команда «…», молодцы, ребята! Теперь вам предстоит ответить на вопросы блиц-конкурса, первой вызывается участник команды «…», необходимо ответить на большее количество вопросов за 1 минуту.
Конкурс №6: «Блиц- опрос»
1 команда.
- Его ноги кормят (волк)
- Хитрая, рыжая (Лиса)
- Полосатая лошадь (Зебра)
- Самое высокое животное (Жираф)
- Животное –Единорог (Носорог)
- Самая маленькая птичка (Колибри)
- Птица в смокинге (пингвин)
- Летающее животное (Летучая мышь)
- Сумчатый попрыгун (кенгуру)
- Самый крупный медведь (белый)
- Зимой белый, летом серый (Заяц)
- Самое большое млекопитающее (Синий кит)
- Птица- стукач (дятел)
- Самое быстрое животное (гепард)
- Полосатый хищник (тигр)
- Строит плотины (бобёр)
- Жар- птица (павлин)
- Самая большая птица (Страус)
- Домашнее насекомое (таракан)
- Живёт в панцире (черепаха)
2команда:
- Хвост крючком, нос пятачком (Свинья)
- Под полом таится, кошки боится (Мышка)
- Царь зверей (лев)
- Что теряет лось зимой (Рога)
- Кошка с кисточками на ушах (Рысь)
- Сумчатый медведь (коала)
- Санитары леса (Волки)
- Где спит медведь (берлога)
- Зверь- полоскун (енот)
- Птица- будильник (петух)
- Мягкие лапки, а в них царапки (Кошка)
- Друг человека (собака)
- Слепое животное (Крот)
- Корабль пустыни (Верблюд)
- У кого глаза на рогах, а дом на спине (улитка)
- Розовая птица (фламинго)
- Змея в капюшоне (кобра)
- Полярная лиса (песец)
- Колючий хищник (ёжик)
- Серая норушка (мышь)
Ведущий №1 : Итак, это был последний конкурс. Лучше всех справилась команда «…», поздравляю.
А теперь победитель турнира!! Команда «…», поздравляем вас с победой!!
Победителям турнира выдаются дипломы победителей, проигравшей команде сертификаты участников, педагогам всех команд выдаётся благодарственное письмо.
Ведущий №2 : Всем большое спасибо за участие и за внимание, поздравляем вас с праздником Днём Земли, Берегите Нашу Землю! До свидания!
Приложение 1.
Протоколы конкурсов.
Название конкурса | Команда 1 | Команда 2 |
Живая азбука (1 балл за победу) | ||
Экологическое лото (1 балл за победу) | ||
Следопыт (1 балл за правильный ответ) | ||
Экомост (1 балл за победу) | ||
Оригами (1 балл за победу) | ||
Блиц- опрос (1 балл за каждый правильный ответ) | ||
Итого баллов: |
Загадки для зрителей (дополнительные).
- Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка) - Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
может плавать и нырять,
как его родная мать.
(утенок) - Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.
(Жираф)
- Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(белка) - Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком,
Глаза как блюдца
(сова)
- За пнем бугорок,
а в нем городок
(Муравейник)
- В капусту он забрался осеннею порой:
рогатый и лохматый и с длинной бородой
(Козёл)
- Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки!
(Кошка)
- За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, побежало,
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)
- Не портной, а всю жизнь С иголками ходит.
(Ежик)
- Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка?
За щекой!
Вот я хитренький какой!
(Хомяк)
- В одежде богатой,
Да сам слеповатый.
Живёт без оконца,
Не видывал солнца
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда» Антуан де Сент – Экзюпери Шеффер …Ты, человек, люби природу, Хоть иногда ее жалей. В увеселительных походах Не растопчи ее полей! Не жги ее напропалую И не исчерпывай до дна, И помни истину простую: Нас много, а она одна…
2
слайд
Описание слайда:
3
слайд
Описание слайда:
4
слайд
Описание слайда:
1. Характерное конидиальное спороношнение отразилось в образном названии "гриб-кистевик": от вегетативного мицелия отходят конидиеносцы, ветвящиеся на вершине в виде кисточки, на которой образуются цепочки окрашенных одноклеточных спор (конидий). Грибы вызывают порчу продуктов и участвуют в разложении растительных и животных тканей. Образуют плесени. Колонии гриба зеленого цвета часто можно видеть на вещах, хранившихся в подвальных помещениях. В фармацевтической промышленности служат источниками получения пенициллинов и других антибиотиков. Пеницилл
5
слайд
Описание слайда:
2. Плодовые тела твердые, копытообразные, сидячие, 5-40 см шириной и 5-20 см толщиной. Поверхность покрыта толстой, матово-серой, реже кожано-желтой, в старости почти черной коркой с концентрическими бороздками. (нижняя сторона плодового тела) беловатая или сероватая с довольно крупными округлыми порами. Растет в течение всего года на сухостойных деревьях, валеже, пнях лиственных пород, особенно на березах, осинах, буках, реже на других лиственных породах. Может расти и на живых ослабленных деревьях. Вызывает белую сердцевинную гниль древесины, которая делается ломкой и в конечном итоге распадается на пластинки по годичным слоям. Трутовик
6
слайд
Описание слайда:
3. Шляпка 3-10 см в диаметре, плосковыпуклая, позднее широко-воронковидная, со слабо завернутым, затем прямым краем, влажная, клейкая или сухая, гладкая, оранжевая, оранжево-красная, зелено-охряная, зеленеющая или серовато-оливковая, с концентрической зональностью, выраженной в разной степени. Пластинки приросшие, выемчатые или слабо нисходящие, частые, узкие, хрупкие, оранжево-желтые или оранжевые, при прикосновении зеленеющие. Ножка 5-6 см длиной, 1,5-2 см толщиной, цилиндрическая, ломкая, полая, одного цвета со шляпкой, при прикосновении зеленеющая. Мякоть оранжевая, на разрезе зеленеющая. Млечный сок оранжево-желтый или оранжево-красный, зеленеющий на воздухе. Споровый порошок желтоватый. В хвойных лесах, преимущественно еловых и сосновых. В молодых сосняках и ельниках, в посадках сосны. Июль-октябрь. Европейская часть России, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Ценный съедобный гриб. Рыжик
7
слайд
Описание слайда:
4. Шляпка яйцевидная, эллипсоидальная или коническая, с сетью продольных и поперечных или косых складок, ячеистая, снизу сросшаяся с ножкой. Ножка цилиндрическая, гладкая или складчатая. Все плодовое тело полое. Преимущественно весенние грибы. Съедобны (некоторые ученые считают лишь условно съедобными, хотя токсин гиромитрин в них не обнаружен на почве во влажных травянистых местах в смешанных или хвойных лесах, на опушках и полянах, в садах и парках, часто на гарях. Апрель-май. Сморчок