Экологический турнир. Экологический турнир «наш дом – природа! Грамоты за участие в турнире каждой команде
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Октябрьский аграрно-технологический техникум»
Экологический турнир
«Земля –
наш дом».
Преподаватель: Евтушенко Е.А.
Октябрьский район, п. Качкан
2015г
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРНИР
« ЗЕМЛЯ-НАШ ДОМ!»
Цель: воспитание экологической культуры и экологической грамотности обучающихся через организацию игровой деятельности.
Задачи:
акцентировать внимание обучающихся на экологических проблемах современности;
в нетрадиционной форме пропагандировать здоровый образ жизни и экологическую культуру;
развивать коммуникативные умения, творческие способности и культуру общения студентов.
Участники: студенты 1 курса СПО.
Оформление и оборудование:
На доске высказывания:
"Только любовь ко всему живому сделала человека человеком" А.Швейцер.
"Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней." Лев Толстой.
"Любви к природе нечего стыдится.
Ее, как солнце, в сердце не гаси.
Будь человеком, дай цветку напиться
И дерево от гибели спаси!"
расставлены столы для команд-игроков;
на столах таблички для команд с названием команды и эмблемой;
расставлены стулья для болельщиков и зрителей;
компьютер, проектор, презентация, соцролик «Это наш дом», видеоклип «Раненая птица», мультфильм «Мальчик и Земля», звуки и голоса животных и птиц;
«солнышки», мозайка, экомячик, экоящик (в нем лавровый лист, яблоко, луковица), жалобы, экосветофор, задания на тур «Игра в прятки», кроссворды, слова «биоиндикаторы».
Правила турнира.
Играют три команды по 5 человек.
Каждая команда выполняет определенные задания.
За правильный ответ команда получает «солнышко».
При неправильном ответе – право ответить передается соперникам.
В конце турнира каждая команда подсчитывает количество «солнышек». У какой команды больше «солнышек», та команда – победитель.
Приветствие. Вступительное слово.
Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на нашем экологическом турнире «Земля - наш дом»!
Наш турнир посвящен такой замечательной и близкой каждому науке – ЭКОЛОГИИ.
Что это за наука экология?
(Экология - наука о взаимном отношении окружающей среды, живых организмов и человека)
В последние годы слово «экология» звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасающих фактов преступной травли и убийства природы, а это значит и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, продукты, которыми мы питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Увы, ситуация в России настолько тревожна, что хочется закричать: «Опомнитесь, люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены!». А в ответ тишина…
На фоне соцролика «Это наш дом» звучит стихотворение:
Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
В мире много разноо6разных праздников, но есть среди них особые, которые включены в ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.
Международный день охраны озонового слоя Земли.
День леса.
День моря.
День защиты животных.
День 6иологического разноо6разия.
Всемирный день воды.
День птиц.
Дни заповедников и национальных парков.
День Земли.
День борьбы с опустыниванием и засухой.
Несмотря на все, человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву.
Сегодня мы проводим экологический турнир знатоков природы, ее защиты и охраны.
В нашем турнире принимают участие 3 команды:
1 команда «Экологи» (группа ВФ-1-15), 2 команда «Следопыты» (группа ТО-1-15), команда «Друзья природы» (группа ТТ-1-15).
Каждая команда выполняет определенные задания. За каждый правильный ответ получает «солнышко». Какая команда больше наберет «солнышек», та и победит.
- Итак, начинаем!
II .Приветствие команд.
Команда «Экологи»
Экологи нужны нам везде.
На суше или в воде.
Они защищают природу всегда.
Пусть будет чиста наша Земля.
Команда «Следопыты»
Каждый из нас природу защитит,
О каждом деревце душа у нас болит.
Готовы мы сегодня поиграть,
Все вместе о природе рассуждать.
Команда «Друзья природы»
Природы верные друзья!
Дружны мы, как одна семья!
В турнир пришли играть,
Чтоб больше о природе знать!
III . Экологический турнир.
1 тур. «Экологическая разминка»
Каждой команде задаются вопросы, на которые они должны ответить. За правильный ответ получают «солнышко».
1. Природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые человек использует в хозяйстве? (полезные ископаемые)
2. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и не живой природы? (охрана)
3. Распространенное вещество, встречающееся на земле в 3 состояниях? (вода)
4. Верхний слой земли, в котором растут растения? (почва)
5. Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу? (человек)
6. Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света и воздуха? (растения)
7. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности? (горизонт)
8. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (компаса)
9. Как называется умение находить стороны горизонта? (ориентирование)
10. Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень? (север)
11. Назовите главные источники очищения воздуха в доме. (растения)
12. Официальным документ, содержащий сведения о редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и других организмов. (Красная книга)
2 тур. Мозайка «Экологическая проблема».
Из разрезанных частиц собрать рисунок, по рисунку определить экологическую проблему.
(разрушение озонового слоя)
(парниковый эффект)
(кислотный дождь)
3 тур. «Слушай, не зевай».
а) Прослушав стихотворение, найти описание всех цепей питания.
«Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицею – гроза невинных стад;
Орёл, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца, должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице-сове, средь ночи тёмной,
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживлённый,
Вползая вверх, цветок съедает сонный».
Э. Дарвин (стадо-волк; ростки и семена-голубка-орел; цветок-светлячок-соловей-сова)
б) Прослушав стихотворение, определить тип взаимоотношений между организмами.
в) Прослушав стихотворение, определить, о чём в нём идёт речь.
«Для книги, иногда, объём
Других всех признаков важнее.
У этой книги – каждый том,
Чем будет тоньше, тем ценнее.
Я б этой книге пожелал
Быть в толщину одной страницы.
Тогда бы с радостью узнал,
Что вместо зверя, рыбы, птицы
Исчез в природе лишь «зверюга»
По кличке «браконьер-хапуга».
В. Антохин (Красная книга)
4 тур. Конкурс капитанов «Экомячик».
Капитаны передают друг другу мяч:
«Ты катись наш экомячик,
Долго-долго по рукам,
У кого остался мячик,
Тот сейчас расскажет нам…».
Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы, за правильный ответ получают «солнышко».
1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это может привести?
2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?
3. Гнус (мелкие комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить этих насекомых с помощью ядохимикатов?
4. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. В настоящее время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков разрешено отстреливать. Как Вы думаете, чем можно объяснить такую «непоследовательность» в распоряжениях природоохранительных органов?
5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.
6. В Чёрном море за последние 15 лет в 31 раз возросла интенсивность «цветения воды». Каковы причины этого явления? Почему в местах сильного «цветения» наблюдается массовая гибель рыбы?
5 тур. «Жалобная книга природы».
Каждая команда выбирает по листочку с жалобой, читает и угадывает, о ком идет речь. За правильный ответ – «солнышко».
Жалоба 1.
(Сова. С 1964 года сова находится под охраной государства. Одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба. Арифметика проста. Мышь съедает в год 1 килограмм хлеба. А сова уничтожает 1000 мышей)
Жалоба 2.
Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в другую сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая. Я съедаю много вредных насекомых, которых даже птицы не едят.
(Жаба или лягушка. Лягушки и жабы ловят насекомых с неприятным вкусом и запахом, которых отвергают птицы. И уничтожают насекомых с покровительственной окраской, которых не замечают птицы. Добывают эти земноводные медведок, перекусывающих и обрабатывающих корни огурцов, помидоров, свеклы, моркови и других культур. В "меню" жаб и лягушек, кроме того, входят полосатые щелкуны, кобылки, клопы, всевозможные жуки, гусеницы, комары и их личинки. И еще жабы истребляют ненавистного всем дачникам колорадского жука и его личинки )
Жалоба 3.
« Что хотите с нами делайте: Режьте, жарьте, варите, солите. Даже маринуйте!
Но только не вырывайте с корнем, не раскапывайте вокруг лесную подстилку, иначе совсем перестанем расти».
(Грибы. Не только многие грибники, но и ряд авторов книг о грибах утверждают, что если вырвать гриб с землей, то нарушается и даже разрушается грибница, и поэтому рекомендуется срезать грибы ножом)
А сейчас немного отдохнем и проведем игру.
Игра "Прилетели птицы"
Я называю птиц, если делаю ошибку, вы должны хлопать в ладоши:
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Прилетели птицы: голуби, куницы…
Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, стрижи…
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы – сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
6 тур. «Экологический светофор»
Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать людям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
Красный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
Желтый цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
Зеленый цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!
Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.
Дети оставили костёр в лесу. (к)
Ребята огородили муравейник. (з)
Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (з)
Ребята срезают грибы ножиком. (ж)
Дети очищают парк от мусора. (з)
Ребята увидели гнездо в траве. (ж)
Ребята бросают мусор на дорогу. (к)
Дети сильно шумят в лесу. (к)
Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)
Мальчик полез в кусты за мячом. (ж)
Дети вешают кормушку. (з)
Мальчики рассматривают жука. (ж)
Дети развешивают скворечники в парке. (з)
Подростки моют мотоцикл в реке. (к)
Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (к)
Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (к)
Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (к)
Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (з)
Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (к)
Дети вылечили найденную в лесу птицу. (з)
7 тур. «Игра в прятки».
В каждом приведенном выражении найти скрытые цветок и птицу. Выполнить это можно, только соединяя и разъединяя слова в строке, но не меняя их местами. За каждый правильный ответ команда получает «солнышко». Время на задание – 1 минута.
1. Мы пойдем по тропинке мимо забора, в Вы Пьер? (мимоза, выпь)
2. Думали идти минут двадцать, но промашка вышла – не меньше сорока. (ромашка, сорока)
3. Смотрю в окно: ни читать, ни рисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка пролетит – и дома. (ирис, пеночка)
4. Плывем к Жигулям. Над горами гроза, ходит волнами Волга. (роза, иволга)
5. Ты сегодня кто? Я сегодня шпион, - Пароль? – У-два, ракушка. (пион, варакушка)
6.А задачки-то хороши. Повникай, повникай – это тебе не шуточки. (шиповник, уточки)
Игра со зрителями. «Правда ли, что…»
Задаются вопросы, зрители должны ответить.
1. Крокодилы могу взбираться на деревья? (да)
2. Змеи могут совершать прыжки до метра в высоту. (да)
3. Стрижи даже спят на лету? (да)
4. Голубые розы растут только в Китае? (Нет, их вообще не существует).
5. Зеленый картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (да)
6. На зебрах водятся полосатые блохи? (нет)
7. Орхидеи используют для приготовления мороженного? (отчасти да)
8. Бабочки живут всего один день? (нет)
9. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, ведь он не может разговаривать.)
10. Когда температура тела у птицы выше зимой или летом? (Одинаковая круглый год)
11. От какой птицы зависит количество детей в семье? (от аиста)
Кто больше всего ответил, тот получает конфету.
8 тур. «Экологический кроссворд».
1. Способ, который превращает морскую воду в пригодную для питья (опреснение)
Природные запасы, которые человек использует для своего существования (ресурсы)
Прибор, который предохраняет дыхательную систему человека от воздействия пыли и дыма (респиратор)
Минеральные и органические вещества, с помощью которых можно увеличить урожайность сельскохозяйственных растений (удобрения)
Растительный мир Земли (флора)
Отравляющие вещества растительного, животного и химического происхождения, опасные для жизни человека (яды)
Животный мир планеты Земля (фауна)
9 тур «Экомузыка».
В природе не бывает тишины …Птицы поют свои песни… Животные издают звуки… Листья шуршат под ногами человека… Все это создает неповторимую музыку…
Послушайте звуки и определите, кто или что их издает.
10 тур «Экоящик».
В «черном ящике» лежат предметы, название которых должны отгадать команды. Какая команда первая ответит, та получит «солнышко».
- Вопрос №1
В серебристом ящике лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение посвящено богу науки и искусства Апполону. Им награждают художников, артистов и ученых в знак их творческих успехов. Именно отсюда произошло слово «лауреат». Что это за растение и где оно используется в настоящее время?
(ответ: лавр благородный)
- Вопрос№2
В серебристом ящике лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном, моченом виде, растение перекрестно-опыляемое насекомыми. Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. У нас в поселке Судиславль растут практически в каждом саду.?
(ответ: яблоко)
- Вопрос №3
В серебристом ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Чудесное свойство предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности разрезая этот объект поперек объясняли своим ученикам строение вселенной. Во все времена у всех народов ему приписывали лечебные свойства.?
(ответ: луковица)
Дополнительный тур. «Экологическая смекалка и сообразительность».
Каждой команде выдается карточка с экологическим термином «биоиндикаторы », за 1 минуту составить из этого термина как можно больше слов на биоэкологическую тематику!
IV . Заключительная часть.
Дорогие ребята, вот и подошел к концу наш экологический турнир.
(Подсчет «солнышек», выявление победителей).
Дорогие ребята, мне хотелось довести до вас, что экология – это прекрасно, если относиться к живому по-доброму, по всем правилам экологической этики.
Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля» (2.43 мин)
Вот несколько добрых советов:
Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.
Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных туристов.
Видеоклип «Раненая птица». (3.30 мин)
Не забывайте слова поэта Н.Старшинова:
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Всего вам доброго! Пусть наш общий дом всегда будет чистым, добрым и счастливым!
Цель: воспитание экологической культуры и экологической грамотности учащихся через организацию игровой деятельности
- Развивать познавательный интерес и познавательную активность школьников
- Развивать коммуникативные умения
- Формировать навыки работы в группе
- Повысить экологическую грамотность учащихся
- Формировать личностное отношение школьников к экологическим проблемам
- Воспитать бережное, гуманное отношение к природе
- Привить навыки экономного расходования природных ресурсов
- Расширить кругозор учащихся
- Развивать творческих способностей учеников
- Сплотить школьный коллектив по вертикали
Временные ресурсы, необходимые для реализации игры: продолжительность игры составляет 50-90 минут.
Адресат: игра предназначена для учащихся 5-11-х классов. В команды включаются представители 5-11-х классов.
Правила игры:
До начала игры капитаны команд (это может быть любой учащийся, но, чаще всего, - это старшеклассники) отбирают себе команду, обдумывают название, эмблему, девиз команды. Количество команд может варьироваться от 3 до 9. В зависимости от количества участвующих команд может изменяться и количество вопросов для каждой команды. Право первого хода разыгрывается по жребию, затем команда называет вопрос, на который хочет ответить.
Все вопросы разделены на 9 групп (“Грибы”, “Растения”, “Животные”, “Птицы”, “Насекомые”, “Человек и его здоровье”, “Деревья”, “Вода”, “Загрязнения”) (Приложение 1 ). Вопросы в каждой группе делятся по степени сложности. Командам предоставляется свобода выбора тематики вопросов и их сложности.
Количество вопросов, на которые должна ответить каждая команда: 5-10. За “зеленые” вопросы (уровень сложности низкий) команда может получить 1 балл, за “желтые” (уровень сложности средний) – 2 балла, за “красные” - 3 балла. При правильном ответе на счет команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов; при неправильном – команда штрафуется на соответствующее количество баллов, а право ответа предоставляется команде, желающей ответить на этот вопрос.
В вопросах игры содержится такое задание, как исполнить несколько строк из песен о воде, растениях, животных, птицах и т.д. При этом соответствующее уровню сложности количество баллов получает команда, назвавшая больше всех песен. По итогам игры побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон.
Оформление: для проведения игры используется презентация Power Point; “Звуки природы” (музыкальные композиции на фоне которой будет проходить игра).
Эпиграф “Все мы пассажиры одного корабля по имени “Земля”, и пересесть из него просто некуда” (Антуан де Сент – Экзюпери), плакаты (Приложение 2 ).
Ход мероприятия:
1. Вводное слово
Все говорят: “Земля”, а каждый подразумевает свое. Земля, – какая она? Земля рождает прозрачные ручьи и миллионы стеблей и колосьев, носит на себе океаны и горы, пускает птиц в небеса и быстроногое зверье по всем лесам, качает на себе города и движется в космосе. Земля всегда увлекала человека своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Человек стремился к Земле, открывая ее, давая имена и названия. Но сегодня прогресс со всей остротой поставил проблему взаимодействия человека с Землей. Люди часто не замечают последствия своих деяний: покрытые солончаками, затопленные болотами, изрытые карьерами, непригодные для жилья и хозяйствования территории. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед… нами. Нельзя не согласиться со словами Шеффера о взаимодействии человека и природы:
…Ты, человек, люби природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна…
Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны. И только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями и помощниками.
Нельзя забывать, что “Земля у нас только одна…” Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем, но в случае поломки его пересесть будет не на что. Надо беречь, что имеем. Недаром замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: “Все мы пассажиры одного корабля по имени “Земля”, и пересесть из него просто некуда”.Вводное слово сопровождается первым слайдом мультимедийной презентации (Приложение 3 ).
2. Представление команд
3. Игра
Представление разделов экологического турнира. Наведением курсора мыши осуществляется переход на выбранный раздел.
В зависимости от выбранного раздела можно выбрать вопрос по уровню сложности также с помощью наведения указателя мыши на номер вопроса. После ответа на вопрос нужно вернуться в начало игры на второй слайд с помощью кнопки возврата, расположенной в правом нижнем углу слайдов. При повторном посещении какого-либо раздела номера уже выбранных вопросов меняют свой цвет, таким образом можно видеть вопросы, на которые уже были даны ответы.
При выборе вопроса, например из раздела “Грибы”, появляется вопрос или задание. При повторном нажатии левой кнопки мыши в любом месте на слайде (кроме кнопки возврата) появляется правильный вариант ответа. (Приложение 3 ). (В Приложении 3 содержится фрагмент мультимедийного сопровождения игры на примере раздела “Грибы”, вопросы повышенного уровня сложности)
4. В заключении – стихотворение А.Дудина “Берегите Землю!” (Приложение 4)
5. Подведение итогов игры, награждение победителей
Литература и источники
- Бударина В.А. “Вода – чудесный дар природный…” // Последний звонок 2,6, №12
- Бударина В.А. “День леса” // Последний звонок, 2006, №10
- Кадырова М.М. “Экология и …” //Последний звонок, №12, 2006
- Красиков С.И. Цветы в преданиях. 1989
- Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. – СПб.: Акцидент, 1998
- Что такое. Кто такой. В 3 томах. М, 1999
- Электронное учебное издание “Экология”, М. 2004
- Электронное учебное пособие. Экология 10-11 класс. Под ред. А.К.Ахлебинина, В.И.Сивоглазова М “Дрофа”, 2004
Экологический турнир « Земля у нас одна!»
Подготовила : классный руководитель 7 класса Емцова Е.Ю.
Цели : Углубление экологических знаний учащихся, формирование у них целостного восприятия природы как исторически сложившейся сложной системы, развитие которой оказывается во всё большей зависимости от человека; пересмотр потребительской позиции человека в отношениях с живой природой; развитие познавательного интереса к изучению природы, формирование экологической культуры учащихся; воспитание любви к природе, чуткого и бережного отношения к ней.
Задачи : развивать экологическое сознание, бережное отношение к окружающей среде, познавательный интерес, воспитывать стремление к личному участию в мероприятиях по защите и охране окружающей среды.
Оборудование:
1. Плакаты:
"Счастье - быть с природой, видеть её, говорить с ней". Л.Н. Толстой 5 класс
"Человек должен украшать землю". М. Шолохов 6 класс
"Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля". К.Г. Паустовский 7 класс
2. Выставка рисунков на тему "Берегите природу!".
3. Презентация
4. Символ Дня Земли, Флаг Земли
5. Земной шар –Земля
6. Эмблемы
7. Жетоны
8. Грамоты за участие в турнире каждой команде
Участвуют три класса 5-7 класс.
Ход мероприятия
На сцену выходят дети 5-7 класса, идет показ презентации День Земли
Ученик 5 класса:
Как хорошо, что есть на белом свете
Моря и горы, реки и поля!
Как важно помнить, что мы просто дети
И мать у нас одна на всех- Земля!
Мы скажем "да" лугам, здоровым пашням,
А загрязненью говорим мы «нет»!
Не чьи-то почвы, реки- они наши!
И не кому- то – нам держать ответ!
Живи, цвети, любимая планета!
Во всей Вселенной ты одна!
Наш общий дом-одна на целом свете!
Ты всем землянам больше, чем нужна.
Ученик 7 класса: (с глобусом)
Я – живая планета Земля
Я – горящее пламя огня.
И белый холодный снег.
Я – маленькая капелька дождя
И вода всех морей и рек.
Я – взрыв, извержение вулкана,
И тихий ветер, и пушистые облака.
Я – нераскрытая тайна океана
И живая планета Земля.
Я – невидимая тень Луны
И яркий солнечный свет,
Я – праздник далекой звезды,
Живущей тысячи лет.
Ученик 6 класса : 22 апреля вся планета отмечает Международный день Земли. Этот день – напоминание всем жителям Земли о том, что надо беречь и сохранять природу, все живые организмы на нашей планете. Земля – слово особенное. Так называется наша планета, обитаемый островок среди миллиардов километров космического пространства. В России с глубокой древности землёй называют самый верхний слой почвы, по которому ступает нога человека. Земля – это участок суши, на котором селился человек, который возделывался его руками и который на протяжении многих веков был его кормильцем.
Ученик 7 класса: Покидая свой край, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили её как святыню. Они считали землю живым существом, которое пьёт дождевую воду, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны, родит из своей материнской утробы богатый урожай, судорожно дрожит при землетрясении. Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твёрдых скалах и камнях видели его кости, в водах – кровь, в древесных корнях – жилы, в травах и деревьях – волосы.
Ученик 5 класса: (Ученик показывает символ на листе А4) Символом Дня Земли является зелёная греческая буква на белом фоне.
(Ученик показывает Флаг Земли на А4) Флаг Земли не является официальным символом чего-либо, представляет собой фотографию планеты из космоса (снимок, сделанный астронавтами Аполлона-17 по дороге к Луне) на тёмно-синем фоне.
Традиционно Флаг связан с Днем Земли и многими другими природоохранными, миротворческими и гражданскими международными мероприятиям.
Земля – самая уникальная планета, её уникальность состоит в том, что только на ней из всех планет Солнечной системы есть жизнь.
Ученик 7 класса: К великому сожалению, количество живых организмов на сегодняшний день резко сократилось. Планета наша весьма засорена, но мы ещё пока не осознали опасности для жизни на этой огромной свалке. Мы-то пока на ней живём, но смогут ли жить на нашей планете наши дети?
(ученики уходят. Выходит ведущая – Я)
Ведущая: Наше сегодняшнее мероприятие мы решили посвятить нашей Земле, а проведём его в форме экологического турнира.
Ученик 7 класса: 1 наш Конкурс «Визитка»
Ведущая: Команда должна представить себя начинаем с 5 класса (название, девиз).
Визитка 1-ой команды: 5 класс
Вас приветствует команда: «Хранители природы!»
Наш девиз: «Без природы нас чуть-чуть, а с природой - много.»
Визитка 2-ой команды: 6 класс
Вас приветствует команда: «Борцы Экологического Движения!»
Наш девиз: «Дым и газ душат нас, надо взять противогаз!»
Визитка 3-ой команды: 7 класс
Вас приветствует команда: «Спасем Мир Вместе!»
Наш девиз: "Люди, мы сила, если мы вместе. Так давайте спасать Мир Вместе!"
Ученик 7 класса: Следующий Конкурс «Живая азбука».
Ведущая: Но в начале давайте вспомним, что такое ФЛОРА(царство растений) и ФАУНА (царство животных и птиц) (дети дают ответ) За 1 минуту команды должны вспомнить по 5 представителей флоры и фауны, а затем записать их в алфавитном порядке.
Примерные ответы:
ФЛОРА ФАУНА
Акация Аист
Берёза Барсук
Верба Баран
Ученик 7 класса: Объявляется Конкурс «Экологическое лото»
Ведущая: Для этого конкурса мы приготовили пословицы. Но кто-то нам их испортил и разрезал. Вы должны к началу пословицы отыскать окончание пословицы.
1. Без хозяина Земля - / круглая сирота.
2.Зелёное царство - / лучшее лекарство.
3. И у берёзы слёзы текут, когда / с неё кору дерут.
4. Была бы водица, - / и зелень родится.
5. Возвращай земле долг - / будет толк.
6. Если хочешь плодов, - / не срывай цветов.
7. Враг природы тот, кто/ лес не бережёт.
8. Рощи да леса - / родного края краса.
9. Кто Землю лелеет, / того земля жалеет.
Ученица 7 класса: Конкурс: «Жалобная книга природы»
Ведущая: Вам нужно определить, о ком или о чём идёт речь и постараться разобрать жалобу.
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям очень большая. Люди, будьте человечными!
Ответ: о жабе.
Ученик 7 класса: конечно ЖАБА. Одна жаба сохраняет от гусениц и слизней целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
Меня называют пионером леса, так как я первой осваиваю открытые пространства, вырубки, гари. А ещё я являюсь символом России.
К сожалению, весной меня безжалостно губят, нанося непоправимые раны на моей коре, через которые вытекает живительная влага. Помогите мне! Остановите мои слёзы!
Ответ: о русской берёзе.
Ученик 7 класса: Берёзовый сок – приятный освежающий напиток, из бересты получают дёготь, который используют в медицине, ветеринарии. Настой из почек и молодых листьев используют как отхаркивающее средство и для лечения ран. Когда вы берёте сок у берёзы, не делайте отверстие большим, а проткните его шилом, а затем ранку замажьте воском или глиной.
Особенно плохо приходится нам, люди нас при встрече всегда хотят убить. За что? Мы первые на них не бросаемся, и всегда при встрече стараемся уползти.
Ответ: Змеи
Ученик 7 класса: Змеи помогают людям, поедают мелких грызунов, а из их яда можно приготовить ценное лекарство.
Ведущая: Молодцы все команды справились и все получают по жетону. А сейчас давайте немного отдохнем и посмотрим танец девочек.
танец (пауза 5 мин)
Ученик 7 класса: Следующий Конкурс покажет какие вы следопыты. Конкурс «Следопыт»
Ведущая: Каждой команде мы раздадим листочки с изображениями следов и животных. Вы должны определить какие следы принадлежат животным, которые изображены.
1 команда: лось, белка, лиса ,
2 команда: кабан, ёж, медведь
3 команда: барсук, кабан, волк
Ученик 7 класса: Следопыты вы хорошие, а теперь проверим вашу внимательность. Конкурс называется «Когда наступит весна…»,
Ведущая: вы должны ответить да или нет на мои высказывания. Например: Я говорю вам "Когда наступит весна, я посажу дерево." Вы вслух отвечаете что? Конечно, ДА. А если я скажу: "Когда наступит весна, я буду ломать ветки деревьев" Вы отвечаете: НЕТ
Начинаем? Будьте внимательны: «Когда наступит весна, я…»
посажу дерево; - ДА
расчищу лес от сушняка; - ДА
буду рвать первоцветы; - НЕТ
сделаю скворечник; - ДА
буду разорять птичьи гнёзда; - НЕТ
буду ломать ветви деревьев и кустарников; - НЕТ
после сбора березового сока, отверстие на дереве заделаю; - ДА
буду разводить костры; - НЕТ
не буду шуметь в лесу; - ДА
буду оставлять на природе после себя мусор; - НЕТ
очищу свой школьный двор, село от мусора - ДА
Молодцы, ребята!
Ведущая: В завершении нашего турнира, я хотела бы понять, насколько вы знаете нашу Землю. Я буду задавать вопросы по очереди каждой команде, а вы должны и громко отвечать.
Вопросы задают поочередно каждому классу отдельно:
7 кл. 1. Оболочка Земли, заселённая живыми организмами. (Биосфера.)
6 кл. 2. Природные богатства, находящиеся в глубине земли, который человек использует в хозяйстве. (Ископаемые.)
5 кл. 3. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана.)
7 кл. 4. Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. (Почва.)
6 кл. 5. Природный минерал, встречающийся на Земле в трёх агрегатных состояниях. (Вода.)
5 кл. 6. Защитный экран Земли. (Озоновый слой.)
7 кл. 7. Токсичный туман. (Смог.)
6 кл. 8. Наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. (Экология.)
5 кл. 9. Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение.)
Ну и последний вопрос всем, кто быстрее поднимет руку:. 10. Токсичные вещества. (Яды.)
Ученик 7 класса: Домашнее задание:
Ведущая: каждая команда готовила домашнее задание показ начнем с 6 класса
6 класс: Песня: (мелодия из к/ф «Мери Поппинс, до свидания !)
Изменения в природе
Происходят год от года.
С виду всё нормально, вроде,
Даже если непогода.
Только присмотритесь лучше:
Гибнут травы, гибнет лес!
Назвать всё это можно-
Технический прогресс!
Никуда, никуда
Нельзя укрыться нам,
Но откладывать путь
Никак нельзя.
Никуда, никуда…
Но знай, что где-то там
Место есть, где ждут тебя.
5 класс: Экологические частушки:
1.Ничего от вас не скрою,
Всё вам честно расскажу.
Про село своё большое
Разговор я поведу.
2. Мать – природу береги,
С детских лет её люби.
Ты её не загрязняй,
А чем можешь, помогай!
3. Любят праздники в народе.
На гулянье в лес идут.
После праздника большого
В лесу травы не растут.
4. Чтобы нам дышалось лучше –
Надо лес оберегать.
Чтоб не жить посреди свалки,
Надо мусор убирать!
5.Вдоль по улице Советской
Посадили мы цветы,
Следом там прошли коровы
Погубили все мечты.
6.Чтобы не было так скучно
Буду песни распевать
Экологией займусь я,
Стану землю охранять.
7.Мусор мы везде кидаем
Почва гибнет и леса
Реки, озёра, загрязняем
Исчезает рыба вся.
8.И животных истребляем
Мы на шкуры и меха
Редкие цветы срываем
На полях и на лугах.
9.Дяди, тёти помогите
Нам сберечь природу
Свежий воздух сохраните
Сохраните воду…
10. Не кукуй, кукушка, в лес,
Вылетай на полюшко!
«БЭД» ведь всем зверям- защита,
Браконьерам – горюшко.
7 класс: Сценка на экологическую тему ко Дню Земли
Учитель:
Ребята вышли погулять во двор,
И вот какой случился разговор:
1 ученик:
Сегодня День Земли, я знаю точно,
И мы должны придумать что-то срочно!
2 ученик:
Мы в этот день, весенний, тёплый, яркий,
Земле преподнесём свои подарки.
1 ученик:
Ну, вот придумал!
Мы же ещё дети!
А дети – это знают все на свете-
Растут сначала сами, а потом
Полезным занимаются трудом.
3 ученик:
Всё верно!
Вот когда я подрасту,
Исполню главную свою мечту:
Я посажу вот здесь красивый сад,
И каждый отдохнуть здесь будет рад!
4 ученик:
Я специальные построю зданья,
Где очищают воздух для дыханья.
5 ученик:
А я огромную машину соберу,
Чтоб мусор собирала по утру.
Учитель:
Пока ребята спорили о том,
Какой подарок сделать им потом,
Кирилл конфетные бумажки убирал,
У дерева он сломанную ветку подвязал,
На клумбе насадил он яркие цветы
И выкрасил забор для красоты.
1 ученик:
Ну вот! Опять он занят пустяками,
Когда мы с вами делимся мечтами!
2 ученик:
Кирилл! Тебе заняться что ли нечем?
Весь день прошёл и наступает вечер.
3 ученик:
Мы спорили, кричали! Ты молчал!
И ничего про свой подарок не сказал!
Кирилл:
Я вам скажу:
Земля - наш общий дом!
И кто же позаботится о нём?
Чтобы все звери, люди и цветы
В нём жили по законам красоты?
Кто со мной, друзья?
1 ученик : Я!
2 ученик : Я!
3 ученик : Я!
4 ученик: Я!
1 ученик:
Я понял! Будем каждый день заботиться о том,
Чтоб был прекрасней, чище общий дом!
Учитель:
Вот так договориться все смогли,
Что лучше нет подарка для Земли!
Ведущая: Спасибо, ребята всем за подготовку домашнего задания, каждая команда получает по жетону.Сейчас подведем итоги. Я вас попрошу подсчитать количество жетонов. (пока я читаю слова, подписываются грамоты). Ну вот и определились места в нашем турнире, пока подписываются грамоты, мы хотели бы вот что дополнить
Ученик 7 класса Земля – всего лишь маленькая частичка Вселенной, но только на ней, как пока известно учёным, есть жизнь. А значит, надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранилась, а становилась всё богаче и краше. Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.
Ведущая: Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята! Надеемся, что сегоднишний турнир вам всем понравился, т.к. мы его провели в рамках праздника День Земли, ведь Земля - это наш общий дом, который мы с вами должны беречь. На сегоднешнем празднике нет проигравших, вы все победители, т.к. своим участие в турнире вы доказали, что вы являетесь защитниками нашей природы. И поэтому каждая команда награждается грамотой участника в турнире, посвященному Дню Земли.
Завершить сегодняшнюю встречу нам хотелось бы сначала стихотворением-призывом «Люди гости на планете Земля». А затем общей песней - "Пусть всегда будет солнце!".
Ученик 6 класса:
На планете Земля люди - гости,
Им немного отпущено жить.
Миллиарды лежат на погосте,
Не дано им бессмертными быть.
Но гостить надо тихо, спокойно,
И хозяюшку Землю любить,
А у нас постоянные войны,
Все стараются Землю делить.
Катастрофы на нашей Земле:
Ураганы, трясенья, цунами,
Говорят - не живите во зле!
Лишь Добро пусть царит между Вами!
Постарайтесь понять это люди,
И увидишь тогда, человек -
Жизнь счастливой и радостной будет,
И подольше продлится твой век!
Дети исполняют песню "Земля полна чудес!" под презентацию о Земле...
Текст (слова) песни «Земля полна чудес» распечатать
Что может в жизни быть красивей,
Что в жизни может быть милей,
Чем эти рощи в дымке синей
И золотой разлив полей?
ПРИПЕВ:
Капли утренней росы Светлы, чисты.
Отражается в них мир И я, и ты.
Искры солнечных лучей В любом окне,
Улыбается заря Тебе и мне.
Для друзей любая даль Не зря близка.
Для друзей шумит листва, Журчит река.
Для друзей сквозь облака Горит звезда.
Для друзей полна чудес земля.
Что в жизни может быть чудесней,
Чем это небо-бирюза,
Чем ручеек что льется песней,
Чем детства ясные глаза?
ПРИПЕВ: тот же
Что в жизни может быть прекрасней,
Чем это море тишины,
Чем нашей дружбы звонкий праздник,
Вовек не знающий войны?
ПРИПЕВ: тот
Татьяна Леонтьева
Экологический турнир для детей подготовительной группы «Друзья природы»
Программное содержание :
1. Расширить знания детей о природе родного края .
2. Закрепить представление о внешнем виде, повадках, особенностях приспособления к среде, к условиям жизни животных и птиц.
3. Закрепить знания о значении и пользе растений в жизни человека.
4. Воспитать экологическую культуру , закрепить правила поведения в природе .
5. Активизировать словарь по темам : «Времена года» , «Птицы» , «Дикие животные» .
Ведущий : Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня в нашем зале : зрителей, болельщиков, жюри и, конечно же, команды.
Сегодняшняя встреча посвящена окружающей нас природе . Трудно представить жизнь человека без природы . Все, что нам нужно для жизни, находится в природе . Чтобы все это никогда не исчезло, а помогало нам жить и радовало нас, нужно беречь природу , относиться к ней как настоящие друзья . А своих друзей мы должны хорошо знать.
Вот сегодня мы и проверим, какие вы настоящие друзья природы . 1конкурс «Приветствие»
Команды по очереди приветствуют друг друга, представляют название своих команд и девизов.
2 конкурс «Птичьи угадайки»
(по 3 вопроса каждой команде)
Какая птица извещает о весне? (скворец)
Какая птица отсчитывает года жизни человека? (кукушка)
Птица, приносящая новость на хвосте? (сорока)
Какая птица стала невестой царя Солтана? (лебедь)
Какие птенцы не знают своей матери? (птенцы кукушки)
Птица- символ мира (голубь)
Птица- лесной доктор? (дятел)
Какие птицы изображены на картине Саврасова? (грачи)
Какую птицу называют лучшим певцом? (соловья)
3 конкурс «Объяснялки»
1ч. Без слов или «покажи животное»
Участникам даются иллюстрации животных – нужно жестами и мимикой показать их соперникам, чтобы те угадали животных.
2ч Загадки о животных
Участники загадывают командам – соперникам загадку, побеждает, кто первый отгадает.
4 конкурс «Зеленая аптека»
Команды по очереди называют растения. Побеждает та команда, которая назовёт больше растений, помогающих человеку при лечении разных болезней.
5 конкурс «Когда это бывает»
Опередить по четверостишью время года или месяц.
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)
Куртки тёплые снимай -
Зеленеет даль полей
Запивает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет, угадай,
Что за месяц это? (Май)
Теплый, длинный - длинный день,
В полдень - крохотная тень.
(Июнь)
Зацветает в поле колос,
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи-ка?
(Июнь)
Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов.
Время ягод и грибов.
Дни его - вершина лета.
Что, скажи, за месяц ЭТО?
(Июль)
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
(Сентябрь)
Листья клёна пожелтели,
Зеленеют сосны, ели,
Ветер, дождь, по речке рябь.
Это к нам пришёл.
(Октябрь)
Поле чёрно-белым стало :
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь)
Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой-вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.
(Декабрь)
6 конкурс «Народ примечает»
Назовите народные предметы и пословицы связанные с природными явлениями , кто больше, тот побеждает.
7 конкурс «Защищаю себя сам»
Назовите как животные, растения или птицы приспосабливаются к окружающему миру, обеспечивая свое проживания и безопасность.
8 конкурс «Решения экологических задач »
Дети пошли в лес за ягодами. Они нашли спелую чернику. Что им делать?
Срывать кустики с ягодами, чтобы получился красивый букет;
Собирать по одной ягодке;
Отламывать веточки с ягодами;
Полюбоваться и пройти мимо.
Мальчики отправились в лес по грибы. Миша увидел мухоморы. Что с ними делать?
Срезать и положить в корзинку - ведь они такие красивые;
Скорее растоптать их, чтобы другие не сорвали ядовитые грибы;
Сбить с мухоморов шляпки;
Пройти мимо, не трогая грибы.
Девочки пошли в лес и увидели на поляне первые весенние цветы. Как им следует поступить?
Нарвать цветов, принести их домой и поставить в вазу, чтобы дома стало по-весеннему красиво и уютно;
Сорвать несколько цветков, чтобы как следует их рассмотреть и понюхать;
Не трогать и не срывать цветы, ведь они нужны бабочкам и пчёлам.
На лесной поляне, на привал остановилась дружная компания туристов. Как они должны себя вести?
Под речевки разбить палатки, включить магнитофон, чтобы под громкую музыку готовить обед;
Спокойно, без шума приготовить еду, пообедать, а мусор, оставшийся после привала, собрать в кучу в стороне от поляны;
Приготовить еду, пообедать, а мусор, оставшийся после привала, забрать с собой, чтобы выкинуть в мусорный бак.
Девочки увидели очень красивую бабочку. Как им поступить?
Поймать, принести домой и посадить её в банку;
Остановиться, чтобы полюбоваться её красотой;
Поиграть с ней, попробовать покормить травой.
Дети услышали, как на дереве красиво поет соловей, как они должны себя вести?
Начать подпевать ему,
Затаится и, не шевелясь послушать его пения
Поймать и отнести в детский сад, что бы соловей спел для всех ребят.
9 конкурс «Природу я люблю , о ней стихи читаю и песенки пою»
Командам предлагаются вспомнить стихи или песни о природе . Побеждает команда, назвавшая большее количество.
Подведение итогов.
Жюри подсчитывает очки, в это время проводится игра со зрителями.
Игра «Калейдоскоп»
Все меня топчут, а я все лучше. Что это? (тропинка)
Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (Под мокрым)
Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (когда дверь открыта)
Может ли петух назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)
От чего плывет утка? (от берега)
Про кого говорят, что они живут как кошка с собакой? (про тех, кто ссорится)
Оглашение итогов и награждение победителей.
Вы хорошо знаете природу , любите ее и бережно относитесь к природе . Мы верим, что вы настоящие друзья природы ! Сегодня День экологических знаний , его девиз «Через добрые дела в юные экологи » . Экологи – это защитники природы , а друзья тоже всегда защищают друг друга.
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружиться птицей,
Скачет по ветвям куницей.
И прекрасна жизнь вокруг,
Человек природе – друг !
Сценарий разработали : воспитатели Леонтьева Т. А. ,Воронюк Е. А., учитель-логопед Власова Е. Л.
Экологический турнир для учащихся 5-7 классов
Цель игры: формирование у детей понятия об экологии, воспитание бережного отношения к природе.
Оформление:
1. Тематическая компьютерная презентация.
2. Музыкальное оформление: музыка о бережном отношении к природе «Не дразните собак» в исп. С. Парамонова, «Живи, «Не рвите цветы, не рвите» в исп. Ю. Антонова.
3. Плакаты с высказываниями.
Жить в зеленом мире этом
хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
пестрым бегает зверьком
В облаках кружиться птицей,
шустрой бегает куницей.
Жизнь повсюду, жизнь вокруг.
Человек природе – друг!
В мире много разноо6разных праздников, но есть среди них особые, которые включены в ЭКОЛОГИЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.
Международный день охраны озонового слоя Земли. |
|
День леса. |
|
День моря. |
|
День защиты животных. |
|
День 6иологического разноо6разия. |
|
Всемирный день воды. |
|
День птиц. |
|
Дни заповедников и национальных парков. |
|
День Земли. |
|
День борьбы с опустыниванием и засухой. |
Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву. И сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы. Но к сожалению экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года.
По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:
· 70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
3) Назвать любое лекарственное растение.
4) Какой зверь летает как птица? (Летучая мышь).
5) Назвать любой ядовитый гриб.
6) Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла).
7) Почему весной нельзя кричать в лесу? (Чтобы не пугать птиц, которые высиживают и растят птенцов).
8) Что такое экологическая катастрофа? (Гибель природных богатств, среды обитания).
III. «ЦВЕТОЧНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Узнай растение
ü росянка
Она невзрачна и мала.
Но поймала комара.
ü пастушья сумка
Много беленьких цветочков по четыре лепестка.
Плод стручечек, как мешочек на спине у пастуха.
ü тысячелистник
Тысяча долек в зеленом листе.
Белых цветочков в корзинке не счесть.
ü шиповник
Цветок мой ярко-розовый, но осторожен будь.
Шипами огорожен я, об этом не забудь.
ü дуб
Он раскидист и могуч.
Головой коснулся туч.
ü черемуха
Не туманов дымных всполохи над рекою поднялись,
Над рекой кусты душистые белым цветом занялись.
ü береза
В белом сарафане
стояла на поляне.
Прилетели сестрицы
сели на косицы.
ü ель
Ее всегда в лесу найдешь,
стоит колючая как еж.
IV. «Что? Где? Когда?»
1. Когда-то в 17веке моряки, впервые побывавшие на берегах неведомой земли, рассказывали, что там обитают на редкость причудливые существа. Рост их порой достигает человеческого, они двуногие, как птицы, передвигаются скачками, как лягушки, а голова у них, как у оленей. О каких животных идет речь? (Кенгуру.)
2. Этот гигант высотой всего 1,5 метра, зато длиной - до 4,5 метров, а вес у него - три с половиной тонны. Чаще всего покоится в реке или озере, над поверхностью видны лишь глаза, уши и ноздри. Животное производит впечатление крайне вялого и неповоротливого. Но внешность обманчива, он прекрасно бегает, свиреп в драке. Хотя большую часть времени находится вводе, кормится животное на суше. В переводе с греческого название животного звучит так: «речная лошадь». (Бегемот.)
3. Ни один отряд зверей не распространён так широко по свету, и ни в одном отряде нет такого изобилия видов - более
1700, это 2/5 всех млеко питающих. У них очень характерная зубная система. Хорошо развиты резцы, коренные зубы, а клыков нет. Что это за отряд? (Грызуны).
4. Эти сумчатые животные - самые очаровательные представители австралийской фауны. Это ночные животные. Днем неподвижно сидят на деревьях. Единственная пища этих симпатичных флегматиков - молодые побеги эвкалипта, в сутки они съедают около 1 кг. Пища у них переваривается при помощи микробов. Животное ведет малоподвижный образ жизни. Вначале европейцы звали их австралийскими ленивцами. В переводе с австралийского название их звучит так: «никогда не пьющий воду». Их почти истребили ради красивого меха, затем охота на них была запрещена. Легко приручаются и привязываются к своим хозяевам, но почти не встречаются в зоопарках, так каких невозможно прокормить. (Коала.)
V. «Черный ящик»
В черном ящике лежит некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его родина - Мексика. В 1874 г. академик Севергин в книге «Цapcтво произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям, можно из него и масло получить, пережженные имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную». Что за лакомство лежит в ящике? (Шоколад, получаемый из какао-бобов.)
VI. «Почемучка»
1. Почему цветы красивые и душистые? (Чтобы nривлекать насекомых.)
2. Почему птицы осенью улетают? (Им не хватает корма.)
3. Почему репейник колючий? (Это nрисnособление для nереноса семян.)
4. Почему лист зеленый? (Он содержит зеленый nигмент хлорофилл.)
5. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? (Птица бросит гнездо, если тронуть яйца руками.)
6. Почему в жару собака высовывает язык? (у собак на теле нет потовых желез, через язык идет охлаждение.)
7. Какая птица возвращается весной первой и почему? (Грач; у этих птиц раньше всех наступает время вить гнезда, выводить птенцов).
8. Почему желтеют листья? (Осенью из-за недостатка солнца листья теряют хлорофилл, придающий им зеленый цвет).
VII. Следопыт
Чьи это следы? Узнайте по рисунку.
VIII. «Путаница»
Команды получают листочки со стихами, в которых «перепуmaны» слова.
Задание: Переставьте слова в нужном порядке. Пингвины - жители пустыни, Ужата очень любят дыни, Шоферы знают толк в малине, Ребята ползают в трясине. Верблюды плавают на льдине, Медведи возят груз в машине, Неспешно ходит черепаха, Могучий еж не знает страха, Колючий лев в траве таится, За ним охотится лисица. Нет ни склада тут, ни лада... Переставьте все как надо! |
Правильное: Пингвины плавают на льдине, Ужата ползают в трясине, Шоферы. возят груз в машине, Ребята очень любят дыни. Верблюды - жители пустыни, Медведи знают толк в малине, Неспешно ходит черепаха, Могучий лев не знает страха, Колючий еж в траве таится, За ним охотится лисица. |
IX. Мир в ощущениях
Подведение итогов
Мы с вами – часть природы. Природу, которую необходимо охранять и беречь. Сегодня мы ещё раз поговорили о животных и растениях.
Ты, человек, любя Природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую -
Нас много, а она - одна!