Экологический проект вторая жизнь пластиковой бутылки. Экологический проект «Что я знаю о пластиковой бутылке» — фотоотчет
Светлана Кулакова
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет работы по экологическому проекту.
Цель проекта: изучить значение пластиковой бутылки в жизни человека и найти способы вторичного ее использования.
Задачи: 1. Ознакомиться с историей создания и применения пластиковых бутылок.
2. Узнать о знаках экологической чистоты, вторичной переработки.
3. Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности.
4. Найти полезное применение этому предмету.
5. Привлечь к бережному отношению к окружающей среде.
Реализация проекта
1 шаг. Для реализации проекта нужны были бутылки. Мы собрали образцы разных бутылок и рассмотрели их. Разделили на пластиковые и стеклянные. Из беседы на тему "Что я знаю о бутылках" дети узнали, что бутылка - это емкость для долговременного хранения жидкостей с узким горлом и удобный для закупоривания пробкой. Большие бутылки именуются бутылями. Изготавливаются преимущественно из стекла. Реже встречаются бутылки из керамики и металла. В наше время распространены бутылки из полимерных материалов - пластиковые бутылки. Мы выяснили, что бутылки имеют разный размер, разный цвет,
разную форму.
2 шаг . Дети посмотрели видео "Как изготавливают бутылки?". Они увидели как и где изготавливают бутылки, от чего зависит их размер и цвет. Был сделан вывод, что сырьем для изготовления бутылок являются природные ископаемые с добавлением химических материалов. Для изготовления стеклянных бутылок используют песок, а для пластиковых бутылок - нефть.
3 шаг. Было предложено сравнить пластиковую бутылку и стеклянную и выяснить, чем пластик лучше стекла. Сначала мы изучили свойства и качества пластиковых, затем стеклянных бутылок. Выяснили, что пластиковая бутылка не бьётся, через нее все видно, хорошо плавает, не тонет, но боится горячей воды и огня. Беседуя на тему "зачем человек использует пластиковую бутылку?", дети смело высказывали свои мысли. Правильность их суждений было проверено на практике. Мы посетили магазин "Пятёрочка", где собран большой ассортимент товаров. И еще раз убедились, что большая часть товаров продается в пластиковых бутылках.
4 шаг. Чтобы подвести детей к экологической проблеме о загрязнении окружающей среды бутылками, были проведены прогулки по улицам нашего города. Так на улице К. Либкнехта было насчитано 26 бутылок, на улице Вахитова - 20 бутылок, в Ленинском саду - 12 бутылок. Мы пришли к следующим выводам: пластиковые бутылки - это хорошо, но люди не знают куда их девать после использования. Они их просто выбрасывают, не беспокоясь о чистоте своих улиц. От этого стало очень грязно везде. Если мы так будем относиться к природе, то через несколько лет наш город превратиться в одну большую свалку.
Был проведен социологический опрос и сделан вывод: жители нашего города покупают товары в пластиковой бутылке и в большинстве случаев её выбрасывают или сжигают и только единицы используют в домашнем хозяйстве.
5 шаг. Встал вопрос "Как быть?", "Что делать?" Куда же девать такое большое количество бутылок, которые мы используем? Дети предложили закопать или сжечь их. Мы провели два эксперимента. На территории детского сада закопали в землю пластиковую бутылку, полиэтиленовый пакет и лист бумаги. Сжигали по очереди отдельные фрагменты и наблюдали за результатом. Сделали вывод: в земле пластик не разлагается, а при горении выделяется ядовитый дым, который загрязняет воздух и плохо влияет на здоровье человека.
Что можем сделать мы? Мы можем подарить вторую жизнь пластиковой бутылке, сделав из нее полезные и нужные вещи. Так у нас появилась творческая мастерская. В ней мы учимся делать разные полезные вещи.
Коробочка для подарков.
Смешные человечки.
Делать красоту из мусора это прекрасно и благородно по отношению к нашей планете.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ершичская средняя школа»
муниципального образования – Ершичский район Смоленской области
МБОУ «Ершичская средняя школа»
Исследовательский проект
«Вторая жизнь пластиковой бутылки»
Выполнил: ученик 8Б класса
Курсаков Николай
Руководитель: Закроева Любовь Анатольевна,
Учитель биологии
2017
I. Введение.
Актуальность темы.
Цель.
Задачи.
Методика исследования.
II. Основная часть.
Теоретическая часть:
Практическая часть
Анкетирование
III. Заключение.
IV. Список литературы
V. Приложения исследовательской работы.
I. Введение.
Пластиковая бутылка - пластиковый контейнер для содержания, защиты и транспортировки жидкостей. Пластиковые бутылки дают большое удобство в их производстве, эксплуатации на линиях розлива, транспортировке в них готового продукта, поскольку их вес до десяти раз меньше, чем стеклянных бутылок, и они не бьются. Пластиковые бутылки, как правило, используются для хранения жидкостей, таких как вода, напитки, моторные масла, растительное масло, лекарства, шампуни, молоко, чернила и тому подобное.
Пластиковые бутылки были впервые использованы в коммерческих целях в 1947 году, но оставались относительно дорогими в начале 1960-х годов, когда были изготовлены из полиэтилена высокой плотности. Они быстро стали популярными, как у производителей, так и у потребителей из-за их простоты применения и сравнительно низких затрат на производство по сравнению со стеклянными бутылками. В пищевой промышленности практически полностью заменено стекло пластиковыми бутылками.
Для изготовления пластиковых бутылок требуется термопластик, именно он является сырьем. Термопластик не подвержен деформациям, не боится повторного нагревания, которое его не разрушит. С каждым годом отходы из пластиковых бутылок растут на 20%. В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок. Небольшой город каждый месяц выбрасывает около 20 тонн пластиковых бутылок. Огромное количество мусора на улицах нашего села заставило меня задуматься об утилизации пластиковых бутылок.
Проблема: многие улицы села, дороги захламлены мусором, большую часть которого составляют пластиковые бутылки.
Цель: Исследовать возможность вторичного применения пластиковых бутылок в быту.
Задачи:
Выяснить историю создания пластиковой бутылки.
Выяснить актуальность проблемы утилизации пластиковых бутылок.
Попробовать использовать твердые бытовые отходы для различных поделок, нужных в быту приспособлений. Показать возможности использования пластиковых бутылок в домашних условиях.
Методы исследования:
Метод социологического исследования - анкетирование.
Метод анализа литературных источников, интернет – ресурсов.
II. Основная часть
2.1. Краткая история появления пластиковой бутылки
Бутылка - ёмкость для долговременного хранения жидкостей. Как правило, она представляет собой высокий сосуд. Чаще с узким горлом, удобным для закупоривания пробкой. Большие бутылки называют бутылями.
П
ластиковые бутылки появились значительно позже стеклянных, но получили очень быстрое распространение как очень удобная тара. Стеклянная бутылка имеет определённое преимущество. В ней продукт дольше хранится и считается «вкуснее». Кроме того, её можно использовать многократно. Но при этом стоит задуматься: кто и для чего использовал бутылку? Что в ней хранилось? Поэтому «вторично» бутылки из стекла не используют, их дробят и добавляют в варочную массу, в сырьё для изготовления новых бутылок. Почему же стеклянные бутылки заменили пластиковыми? Они, как правило, имеет больший, по сравнению со стеклянными, объём, безопаснее, более разнообразны по форме; имеют гораздо более низкую себестоимость.
Впервые пластиковая бутылка появилась на рынке США в 1970 году. На территории России пластиковые бутылки получили популярность после прихода на рынок безалкогольных напитков западных корпораций и . Первый завод по производству лимонада в пластиковых бутылках в СССР открыла компания ПепсиКо в 1974 году в . В наше время пластиковые бутылки используют не только производители газированных напитков и пива, но и косметические и парфюмерные фабрики.
В настоящее время бутылки занимают твёрдое и неотъемлемо важное место во всём мире. Сейчас в любой торговой точке, неважно маленький это сельский магазинчик или крупный городской гипермаркет, представлен широкий ассортимент товаров народного потребления в пластиковых бутылках, которые разнообразны по форме, цвету и размеру. Рост их производства пришёлся на 1980 год. Далее всё шло по нарастающей. Производители быстро разобрались, что они имеют более низкую себестоимость, что очень актуально. Потребители не хотят переплачивать за упаковку, а производители в свою очередь имеют возможность сделать цену более низкой и завоевать свою долю потребителей. В 1995-1999 г. рынок пластиковой тары вырос в 2 с половиной раза.
Однако, вместе с их широким распространением появились экологические проблемы.
2.2. Экологические проблемы использования пластиковых бутылок
Наши родители помнят то время, когда даже в нашем селе стеклянные бутылки собирали и сдавали в магазины в обмен на какой-либо продуктовый товар и эти бутылки увозили на переработку и изготовление новых бутылок. А теперь? И сейчас есть пункты приёма стеклотары, но почему то мало кто этим занимается. Поэтому стеклянные и пластиковые бутылки засоряют наши улицы! И не только!
С
копления пластиковых бутылок на планете уже образуют настоящие плавающие материки в океанах. Ученые бьют тревогу: в Тихом океане скопились гигантские залежи мусора. Это в основном пластик и нефтепродукты. Находятся они где-то между Японией и западным побережьем США. По примерным подсчетам, этот «пластиковый остров» весит 100 млн. тонн. Причем в основном он представляет собой некую смесь полуразложившейся пластмассы, которую не видно ни с воздуха, ни со спутника.
По данным Всемирного фонда дикой природы, эти скопления мусора представляют большую угрозу для живых организмов. Согласно мнению японского ученого Кацухико Сайдо, при разложении пластмасса выделяет токсичные вещества, способные вызвать серьезнейшие гормональные нарушения, как у животных, так и у человека.
Этим угроза со стороны пластиковой тары для экологии Земли не ограничивается. На производство пластиковых бутылок в одних только США уходит около 18 миллионов баррелей нефти в год. Люди уже устали от пластикового мусора, который они сами же и создают. Создание пластиковой упаковки решило множество проблем, но и породило не меньшее их количество. Мусор, который оставляли в местах отдыха наши отцы, уже давно превратился в пыль, а наши пластиковые бутылки увидят даже наши праправнуки, потому что они «вечные».
Пластиковые бутылки после их употребления, как правило, выбрасываются, становятся бытовыми отходами. Объём бытовых отходов на душу населения планеты увеличился по сравнению с 1980 годом втрое. Куда девать бесчисленное количество пластиковой тары? Закапывать в землю - значит загрязнять литосферу. Делать захоронения в морях и океанах - наносить ущерб гидросфере планеты. Сжигать - вредить атмосфере. При горении пластика диоксин попадает в воздух. Он накапливается в организме и его практически невозможно вывести, рано или поздно здоровье человека будет ослаблено.
Сколько же времени хранится мусор?
Очень часто гуляя по берегу реки, озера или в лесу люди с горечью встречают мусор. Встречают, огорчаются, но оставляют лежать его на том же месте, с мыслью: «Ничего, дождиком размоет, сгниёт, в общем, куда-то денется. Водой унесёт». Но мы глубоко ошибаемся… Каждый вид мусора имеет свой срок разложения. Так пластиковая бутылка имеет срок разложения 100 лет- это целый век.
Экологические проблемы усиливаются периодом распада бытовых отходов. Информационные источники показывают:
бумага разлагается в земле в течение 1 месяца,
банановая кожура – 6 месяцев,
шерсть – 1 год,
деревянные столбы – 4 года
бумажные чашки – 5 лет,
крашеное дерево – 13 лет,
консервная банка – 100 лет
пластиковая бутылка – от 500 лет до 1000 лет,
время распада стеклянной бутылки занимает 1 миллион лет
Безусловно, эту проблему нужно решать на государственном уровне, но возможно, способствовать её решению может каждый человек. Люди могут не выбрасывать пластиковые бутылки, а дать им вторую жизнь.
2.3. Превращение отходов в доходы
Наиболее эффективный способ избавления от использованных упаковок - вторичная переработка. Это выгодно и с экономической, и с экологической точки зрения. Благодаря современным линиям переработки, из отходов пластиковой бутылки получается отличное сырье для производства любой продукции. Из вторичного ПЭТ (ПЭТФ) гранулята можно производить ту же самую пластиковую бутылку. Также, вторичный ПЭТ гранулят идет на производство другого огромного количества изделий: пленки, шпагата, щеток, пластиковой тары и т.д.
В США, Японии, Канаде процесс переработки вторичного сырья в первосортную продукцию начал реализовываться с середины 80-х годов прошлого века. Там приняты национальные программы с соответствующим государственным финансированием, цель которых - прекратить загрязнение окружающей среды отходами упаковки. В странах ЕС, принявших в 1994 году Декларацию об отходах упаковки, Европарламентом и Европейским Советом министров введен единый закон о стратегии использования отходов упаковки, направленный на предупреждение увеличения твердых бытовых отходов, их вторичную переработку и безопасное уничтожение остатков, не подлежащих переработке. В результате проблема утилизации (от латинского utilis - полезный) отходов упаковки путем вторичной переработки в этих странах практически решена.
У нас же в стране пока дела в этом плане весьма плачевны. Российские ученые разработали уникальные технологии переработки вторичного полимерного сырья и сырья из смешанных отходов, которые, к большому сожалению, никем не востребованы на постсоветском пространстве. А ведь именно они могли бы предотвратить экологическую катастрофу, угрожающую Казахстану.
По причине отсутствия мусороперерабатывающих заводов в достаточном количестве, свалки засыпаны огромным слоем ПЭТ пластиковых бутылок. Если подсчитать количество пластиковых бутылок и отходов ПЭТ (ПЭТФ) пропадающих на свалках, то количество этих отходов хватило бы на все существующие перерабатывающие предприятия, и еще как минимум в десять раз больше! Но пока существует проблема.
Из всего выше изложенного, мы сделали следующие выводы:
1. Прежде всего - перестать мусорить самому! Ведь это так просто: кидать мусор в урну, высыпать ведро в контейнер, а не мимо него, и всегда забирать бутылки из леса и берега реки. Не выбрасывать мусор в овраги.
2. Необходимо уделять внимание экологическому воспитанию граждан. Взрослые должны приучать своих детей с малых лет бережно относиться к природе и сами быть для них примером:
3. Сдача вторичного сырья - это не только способ заработать денег, но и сберечь наши природные ресурсы, сохранить чистоту воздуха, лесов, рек, полей.
4. Чтобы уменьшить объем производимого мусора и повысить его долю, идущую на вторичную переработку, нужны скоординированные усилия всего населения, деловых кругов и правительства.
5. При покупке товаров обращать внимание на знак экологической чистоты на упаковке. Для многих потребителей знак «подлежит вторичной переработке» значит больше, чем знак качества.
2.4. Учимся правильно читать маркировку пластика
Даже, если вы только задумываетесь или уже активно придерживаетесь вам вряд ли удастся навсегда избавиться от использования вездесущего пластика. Пластмассовые изделия настолько прочно вписались в нашу жизнь, что мы уже не можем представить себя без различных баночек-контейнеров-бутылок. Секрет популярности продукта прост: практичность и удобство, а также сравнительно недорогая стоимость, которая, к слову, обусловлена простотой производства. При этом, о вреде пластика наслышан каждый. И речь не только в вопросе его утилизации (хотя и это немаловажная проблема). Дело в том, что пластик имеет губительное влияние на организм человека. На первый взгляд, и по уверениям продавцов, ничего страшного в пластмассе нет. Однако, на самом деле, пластик верно и действенно разрушает нас изнутри. Утверждения уже не раз доказаны учеными и проверять их на себе, поверьте, не лучшее решение. Отказаться от пластиковых изделий – идеальный вариант, но, к сожалению, практически нереальный. Выход один – снизить вредное воздействие пластика на наш организм. Для этого необходимо лишь внимательно изучить товар, который вы планируете приобрести. На каждом из них производитель обязан указать материал, из которого сделан пластик. Отсутствие специальных символов - это верный признак того, что изделие крайне опасно для вашего здоровья. А вот сама маркировка состоит из трех стрелок в форме треугольника. Цифра внутри фигуры и аббревиатура под ней расскажут, каков тип данной пластмассы и из чего она сделана.
Виды пластмасс и их маркировка
№1 (PETE или PET) – полиэтилентерефталат. Самый распространенный тип пластика. Используется для разлива прохладительных напитков, кетчупов, растительного масла, косметических средств и прочего. Отличительная черта – дешевизна. Производство данного вида не требует особых затрат, этим и обусловлена его популярность. Использовать такой вид пластика можно лишь раз. При повторном использовании бутылка или коробка выделяет опасное вещество – фталат (токсичен, способен вызывать серьезные болезни нервной и сердечно-сосудистой системы). Поддается переработке, один из самых безопасных видов. При этом в Европе и США из данного вида пластика запрещено изготавливать
№2 (HDPE или PE HD) – полиэтилен высокой плотности . Относительно недорогой, устойчив к температурным воздействиям. Такой пластик используется при изготовлении пластиковых пакетов, одноразовой посуды, пищевых контейнеров, пакетов для молока и тары для моющих и чистящих средств. Поддается переработке, годен для вторичного использования. Относительно безопасен, хотя может выделять формальдегид (токсичное вещество, которое поражает нервную, дыхательную и половую системы, может вызвать генетические нарушения у потомства).
№3 (PVC или V) - поливинилхлорид. Этот вид пластика используется в технических целях. К примеру, для изготовления пластиковых окон, элементов мебели, труб, скатертей, тары для технической жидкости и прочего. Противопоказан для пищевого использования. Пластик содержит бисфенол А, винилхлорид, фталаты, а так же может содержать кадмий. Один из самых опасных видов пластмассы. При сжигании выделяет в воздух очень опасные яды - канцерогенные диоксины.
№4 (LDPE или PEBD) – полиэтилен низкой плотности. Обществу известен по пакетам, мусорным мешкам, компакт-дискам и линолеуму. Довольно широкое распространение данного типа обусловлено его дешевизной. Безопасность относительна. ПЭТ-пакеты для организма человека практически безопасны (однако не забывайте об их влиянии на окружающую среду). В редких случаях тип PE-LD выделяет формальдегид. Поддается переработке и вторичному использованию.
№5 (PP) – полипропилен. Прочный и термостойкий. Из него изготавливают пищевые контейнеры, шприцы и детские игрушки. Сравнительно безопасен, но при некоторых обстоятельствах может выделять формальдегид.
№6 (PS) – полистирол. Этот тип пластика вы встретите в мясном или молочном отделе. Из него сделаны стаканчики для йогурта, мясные лоточки, коробочки под овощи и фрукты, сэндвич-панели и теплоизоляционные плиты. При повторном использовании выделяет стирол, который является канцерогеном. Специалисты рекомендуют по возможности отказаться от использования данного вида пластика или сократить его потребление к минимуму.
№7 (O или OTHER) – поликарбонат, полиамид и другие виды пластмасс. В данную группу входят пластмассы, не получившие отдельный номер. Из них изготавливаются бутылочки для детей, игрушки, бутылки для воды, упаковки. При частом мытье или нагревании выделяет бисфенол А - вещество, которое ведет к гормональным сбоям в организме человека.
Все вышеперечисленные вещества являются вспомогательными, в той или иной мере они содержатся в пластмассовом изделии. Сам пластик для организма не опасен, а вот дополнительные вещества несут в себе скрытую угрозу. Конечно, вы можете сколько угодно пользоваться любым видом пластика и не ощущать каких-то изменений в организме. Но это еще не значит, что их нет на самом деле. Весь «пластмассовый негатив» может дать о себе знать в любой момент. И тогда в старости вы будете недоумевать, откуда взялись все эти болячки. Еще страшнее, если токсичные вещества скажутся на здоровье вашего потомства. Поэтому сделайте все возможное, чтобы
свести к минимуму контакты с пластиком
. Выбросите всю пластмассовую посуду, которая имеется на вашей кухне. Ни в коем случае не оставляйте в хозяйстве пластиковые баночки из-под мороженого или варенья. Особенно внимательно и
зучайте маркировку детских бутылочек для кормления. Контейнеры, в которых вы берете «тормозок» на работу, старайтесь менять как можно чаще. Даже самые качественные коробочки не должны служить вам дольше одного месяца. Покупая любое изделие из пластика, обязательно понюхайте его. Даже малейший неприятный запах должен заставить вас задуматься о качестве данного товара.
Альтернатива пластиковой посуде: Вместо пластиковой посуды, ради своего здоровья, используйте посуду из бумаги. Она экологически безопасна и её применение безвредно для Вашего организма.
2.5. Вторая жизнь пластиковой бутылки
Практическая часть
Я провел социологический опрос учащихся нашей школы.
Цель: выяснить, какие товары в пластиковой упаковке приобретаются, используются и куда девается упаковка.
В анкетировании приняли участие 31 семья учащихся средних и старших классов нашей школы. Участникам анкетирования были заданы следующие вопросы:
1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?
2. Куда Вы деваете пластиковые бутылки после использования?
3. Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?
Итоги анкетирования показали следующий результат:
Вопрос 1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?
Да - 31 человек
Минеральная вода - 39 человека
Газированная вода, соки, напитки - 8 человек
Кетчуп - 29 человек
Майонез - 11 человек
Питьевой йогурт - 13 человек
Нет - 8 человек.
Лапша - 31 человек.
Вопрос 2. Куда Вы деваете пластиковые бутылки после использования?
Выбрасываем - 10 человек
Сжигаем в печке - 14 человек
Собираем - 11 человека
Закапываем - 0 человек
Вопрос 3. Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?
Для посадки рассады - 3
Для хозяйства - 10 человек
Используем под молоко, квас, варенье - 24 человека
Делаем поделки - 2 человека
Анкетирование показало, что семьи учащихся нашей школы, покупают продукты в пластиковой упаковке и в большинстве случаев это минеральная вода и газированные напитки, кетчуп, лапша, питьевой йогурт, майонез. Использованную упаковку практически все выбрасывают или сжигают, несколько семей используют в домашнем хозяйстве. Ни одна семья не закапывает.
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя школа № 55 г. Пермь
Творческий проект
ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПЛАСТИКОВОЙ БУТЫЛКИ.
ВЫПОЛНИЛ: Тулупов Иван, 4а класс.
Экологическая ситуация на планете.
Определение задач.
Повторное применение пластиковых бутылок в домашнем хозяйстве.
Сбор информации.
Моя практическая работа.
Цели проекта:
Изучение и исследование значения пластиковой бутылки в жизни человека и природы
Задачи проекта:
Побудить окружающих задуматься о важной экологической проблеме нашей планеты, на примере загрязнения людьми окружающей среды пластиковыми бутылками;
Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок;
Заинтересовать окружающих возможностями создания из пластиковых бутылок множества интересных и полезных вещей.
Придумать им вторую жизнь.
Объект исследования:
Ненужные пластиковые бутылки.
Предмет исследования:
Возможность вторичного использования пластиковых бутылок.
Методы исследования:
Изучение литературных источников и информации в Интернете с помощью родителей;
Наблюдение за пластиковыми бутылками на улицах города.
Гипотеза:
Предположим, что пластиковая упаковка загрязняет землю и наносит вред природе.
Наша планета буквально задыхается от мусора, каждый из нас почти ежедневно выносит из квартиры мусор, так, например, в Перми за год образуется около 4 миллионов кубометров бытового мусора.
В природе ничего не исчезает бесследно, все распадается и вновь возвращается в природный круговорот. В современном обществе мы сначала берём, потребляем, а затем выбрасываем. Современные производители товаров делают упаковку красочной, привлекательной, продукты питания в такой упаковке долго не портятся. Для производства упаковки в основном применяются полимерные материалы. 36 лет назад человечество изобрело пластиковую бутылку, и теперь, где бы мы ни были: в парке, во дворе, и даже в лесу, везде можно встретить эту неразлучную спутницу человека. Пластик сегодня используется повсеместно и не только для производства упаковки. Мы очень часто стали использовать пластиковую посуду, сегодня на каждого жителя планеты приходится до 88,5 кг пластиковой одноразовой посуды в год. Использованная упаковка и другие отходы попадают на свалку, захламляя землю.
Всё большие территории планеты завалены пластиком.
Пластик не гниёт, для его разложения требуется не менее 500 лет.
Сжигание пластикового мусора также наносит природе огромный ущерб, при его сгорании в атмосферу попадают очень токсичные вещества, которые наносят вред не только окружающей среде, но и здоровью человека. Ситуацию может изменить сокращение применения пластиковой упаковки или её вторичное использование. Наилучшим способом сокращения количества пластиковых отходов может стать отказ от пластиковой упаковки и от тех товаров, которые содержат в своём составе пластик. Современные технологии позволяют производить качественный вторичный пластик – шпагат, материалы для кровли и даже одежду.
Каждый человек может внести свой небольшой вклад в уменьшение количества отходов. В первую очередь, нужно оставлять как можно меньше мусора в местах отдыха, будь то лес, парк или пляж, а бытовые отходы необходимо относить только в специально предназначенные для этого контейнеры, то есть, не устраивать несанкционированных свалок. Приобретая товары и продукты в магазинах, стоит обращать внимание на их упаковку, отдавая предпочтение экологически безопасной упаковке, если есть выбор, откажитесь от приобретения продуктов в пластиковой упаковке. Отправляясь в магазин за покупками, возьмите с собой сумку, чтобы вам не пришлось покупать пластиковый пакет и, наконец, старайтесь приобретать продукты, упаковку которых можно сдать во вторсырьё или использовать вторично.
Помните о том, что каждый из нас несёт ответственность за судьбу нашего общего дома- планеты Земля, и каждый способен внести посильную лепту в её очищение.
Я решил найти применение использованным пластиковым бутылкам, чтобы внести посильную помощь в сохранении окружающей среды.
В библиотеке не нашлось достаточного материала по этой проблеме и нам пришлось обратиться к обзору интернет – сайтов. Выяснилось, что из пластиковых бутылок можно сделать очень много полезных вещей: кормушки для птиц, стаканчики для рассады, теплицы, контейнеры для мелочей и даже мебель! Особенно заинтересовал метод изготовления пуфика. Для этого нам понадобились одинаковые пластиковые бутылки, например, из-под пепси, поролон, скотч, материал для чехла. Вот, что из этого получилось:
Я взял скотч и стал приматывать одну бутылку к другой по окружности:
В итоге получилась круглая заготовка, которую мы поместили в чехол:
Для создания ровной поверхности сидения вырезали два круга из твёрдого картона:
Вырезали сидение из поролона:
Подшили к чехлу. У нас получился удобный, устойчивый пуфик:
Таким образом, я решил задачу проекта: доказал, что пустые пластиковые бутылки можно не выбрасывать, а использовать снова. Повторным использованием мы уменьшаем количество пластикового мусора и уменьшаем загрязнение окружающей среды.
Список источников и литературы:
Василевская И. «Раз бутылка, два бутылка – будет теплица».
Журнал «Делаем сами» №8, 2008г., издательство «Толока».
Коноплева Н.П. «Вторая жизнь вещей».
Различные сайты сети интернет.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Городская научно-практическая конференция
младших школьников «Умка – 2016»
«Вторая жизнь пластиковой бутылки»
2 класс МБОУ «СОШ №21»
Руководитель: Коренек Светлана
Юрьевна, учитель начальных
классов МБОУ «СОШ №21»
г. Славгород
Аннотация
Аннотация к проекту: «Вторая жизнь пластиковой бутылки».
Руководитель проекта: Светлана Юрьевна Коренек, учитель начальных классов.
Работа посвящена изучению проблемы загрязнению окружающей среды деятельностью человека.
Была поставлена следующая цель: разработать и изготовить изделия из пластиковой бутылки, пригодные для дальнейшего применения.
На первом этапе был изучен материал, имеющийся на доступных сайтах интернета, литература разных годов издания и разных авторов.
Вторым этапом данной работы были определены вопросы, на которые следовало найти ответы, и намечен дальнейший план работы над проектом. А так же было предложено ребятам сделать изделия из пластиковой бутылки.
На этапе исследования определена степень знания данной проблемы. Рассмотрены факты загрязнения окружающей среды, высказывания и опасения экологов, изучена статистика разложения в природе отходов деятельности человека.
Материал данной работы можно рекомендовать к использованию на уроках окружающего мира, классных часах, внеурочной деятельности, родительских собраниях, общешкольных мероприятиях экологической направленности с целью проявления заинтересованности и пробуждению желания к изучению данной проблемы, а также для расширения кругозора.
Отзыв руководителя
о степени самостоятельности, проявленной учащимся, с указанием
Работа Вольхиной Екатерины расширяет и обогащает знания школьников о экологической проблеме, пробуждает интерес и любовь к окружающей природе, помогает более полно ощутить и осознать связь человека и природы. Благодаря данным исследованиям активизируются и обогащаются имеющиеся знания по экологической проблеме человечества, так как они рассматриваются через призму истории деятельности человечества.
Актуальность данной темы: «Вторая жизнь пластиковой бутылки» не вызывает сомнения. Важно развитие бережного отношения, не только к экологии своего города, но и в целом всей планеты, что, несомненно, прослеживается в данной работе.
Екатериной проведена серьезная работа по изучению самого понятия мусора, временных рамков разложения в природе тех или иных отходов деятельности человека, а также его классификации. Изучены способы его утилизации и переработки. Проведен соцопрос среди учащихся 2 – 3 классов.
Материал в работе изложен последовательно и четко. Выводы и заключения сделаны правильно. Считаю, что исследовательский проект Вольхиной Екатерины может быть представлен на школьной научно-практической конференции и заслуживает высокой оценки.
Рецензия
на исследовательский проект ученицы 2 класса
МБОУ «СОШ №21»
Вольхиной Екатерины
Работа Вольхиной Екатерины «Вторая жизнь пластиковой бутылки» посвящена изучению проблемы загрязнению окружающей среды деятельностью человека, ее значимости в жизни каждого человека.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема «человек – природа» не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема воздействия человека на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется отрицательным воздействием на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Важно развитие бережного отношения, не только к экологии своего города, но и в целом всей планеты, что, несомненно, прослеживается в данной работе.
Второклассницей проведена серьезная работа по изучению экологической проблемы. Немаловажным является и то, что она обратилась за помощью к своим одноклассникам. Екатерина подробно изучила само понятие мусор, временные рамки разложения в природе тех или иных отходов деятельности человека, а также ею изучена его классификация, изучены способы его утилизации и переработки.
В своей работе Екатерина подробно описывает исследования шаг за шагом и на конкретных примерах показывает решение поставленных ею задач.
Рецензируемый проект представляет собой серьезную и интересную работу. Он выполнен на достаточно высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих интерес. Автор на конкретных примерах доказывает, что изучение экологической проблемы является действительно необходимой деятельностью, положительно влияющей на становление личности в целом.
Материал в работе изложен последовательно и четко. Выводы и заключения сделаны правильно. Считаю, что исследовательский проект Вольхиной Екатерины «Вторая жизнь пластиковой бутылки» может быть представлен на школьной научно-практической конференции и заслуживает высокой оценки.
Заместитель директора
по учебно - воспитательной работе
МБОУ «СОШ №21»
О.А. Первова
«____» _____________ 2016 год.
Введение
На уроке окружающего мира одна тема очень заинтересовала меня. Наша учительница рассказывала нам о том, как жить в дружбе с природой. А что больше всего вредит природе? Наше равнодушное отношение. Одна из форм такого равнодушия - мусор, создаваемый человеком. Этот мусор накапливается гораздо быстрее, чем общество успевает его уничтожить. И далеко не все жители нашей планеты даже не задумываются о том, как его складировать. Просто бросают на землю!!!
Проблема «человек – природа» не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема воздействия человека на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется отрицательным воздействием на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу.
И тогда передо мной возникла проблема: как я, ученица второго класса, могу помочь природе защититься от пагубного влияния? Например, предотвратить хотя бы одну свалку мусора в своем районе? Или у меня есть возможность переработать часть мусора?
Поэтому я выбрала тему « Вторая жизнь пластиковой бутылки»
В ходе своего исследования я искала ответы на следующие вопросы:
Что такое мусор?
Как можно классифицировать мусор?
В чем заключается опасность мусора для окружающего мира?
Как можно утилизировать мусор?
Как сделать так, чтоб мусора стало меньше?
Какие полезные вещи можно сделать из мусора?
Я поставила перед собой цель:
разработать и изготовить изделия из пластиковой бутылки, пригодные для дальнейшего применения. Предположим, что это сделать возможно.
Были поставлены следующие задачи:
Узнать о том насколько актуальна проблема загрязнения окружающей среды деятельностью человека.
Выработать действия, которые могут предпринять граждане, чтобы защитить окружающую среду.
Изготовить изделия для дома из пластиковой бутылки.
Методы исследования:
Сбор информации
Анкетирование
Сопоставление и сравнение
Изучение литературы и интернет материалов
Актуальность:
Огромной проблемой на данный момент является то, что человеческая цивилизация производит огромное количество мусора, который уже образует целые материки в океане. Газета, например, разлагается 2-4 недели, некоторые издания дольше. Отмечаются случаи, когда на свалках под кучей земли находили образцы газет 15 летней давности. Под толстым слоем земли, при отсутствии кислорода они оказываются, фактически, законсервированными. Большой плюс газет заключается в том, что их можно переработать.
Или, например, пластиковые бутылки – разлагаются в земле от 500 до 1000 лет. Многие из нас, допивая очередную бутылку прохладительного напитка, не задумываются, что ожидает её в будущем. Большинство пластиковых бутылок состоит из терефталата полиэтилена, на производство которого уходит огромное количество нефти. К сожалению, микроорганизмы практически его не разлагают. Некоторые страны также отказались от использования пластиковой тары. И так можно перечислять бесконечно.
Объект исследования:
Пластиковая бутылка
Гипотеза:
Я предположила, что пластиковая бутылка может быть пригодна для дальнейшего использования.
Научная новизна:
Меня волнует проблема с бытовым мусором в нашем городе. Городская свалка находится за его пределами, она с каждым годом увеличивается. И находится свалка недалеко от города соседа – курорта Яровое. И самая большая беда в том, что многие жители города выбрасывают мусор там, где не разрешено - на многих пустырях города образовались несанкционированные свалки.
Теоретическая часть:
В начале 20 века бурное развитие науки и технического прогресса дало толчок резкому росту мусора. Растущее количество отходов и нехватка средств их переработки характерны для многих городов. Городские свалки промышленного и бытового мусора завоевывают все больше места у людей. С начало 70 – х. до конца 80 – х. годов в России бытовых отходов стало в 2 раза больше. На сегодняшний день ситуация еще хуже. Городские свалки с бытовым мусором занимают огромные площади. Если внимательно рассмотреть состав мусора, то смесь получается довольно разнообразной. Это и пластиковые бутылки, и разнообразная техника, и одежда, и пищевая продукция, и стекло и бытовой пластик. В мусоре могут оказаться ядовитые вещества, такие, как ртуть и другие тяжелые металлы, которые растворяются в дождевых и снеговых водах и затем попадают в водоемы и грунтовые воды. Это вредит всей живой природе: животным, птицам, рыбам, насекомым, растениям. Мусор, выброшенный сегодня, исчезнет в следующем XXII веке, а некоторый и в другом тысячелетии. Экономический pocт и развитие нашей страны за последнее десятилетие привел к закономерному увеличению пpoизвoдcтва и пoтpебления. Этот pocт является ocнoвнoй движущей cилoй для увеличения кoличеcтва oтхoдoв, ведь ни одно производство не является полностью безотходным.
1.2 Что такое мусор?
Так что же такое мусор?
Мусор - одна из категорий отходов человеческой деятельности: - бытовой мусор
Небиологические твёрдые бытовые отходы
Строительный мусор один из видов промышленных отходов - космический мусор и все искусственные объекты, а также их фрагменты в космосе
1.3 К пpoмышленным oтхoдам oтнocятcя:
Пpoдукты, матеpиалы, изделия, oбpазующиеcя в результате пpoизвoдcтвеннoй деятельнocти человека, оказывающие негативное влияние на oкpужающую cpеду, втopичнoе иcпoльзoвание кoтopых на данном пpедпpиятии неpентабельнo.
Промышленные отходы подразделяют на:
- инертные – отходы древесины, золы, шлака, абразивные материалы, отходы пласстмас и текстиля.
- тoкcичные - это физиoлoгичеcки активные вещеcтва, oбpазующиеcя в пpoцеccе технoлoгичеcкoгo пpoизвoдcтвеннoгo цикла, обладающие выраженным тoкcичеcким действием.
Стpoительные oтхoды , oбpазуются в результате различных pекoнcтpукций, pазбopок старых зданий и cтpoительcтва новых домов и coopужений.
К ним oтнocятcя:
- твердые минеральные oтхoды - керамзит, керамика, аcбoцемент, гипс, oтхoды бетона, дpевеcина и другие матеpиалы, пpименяющиеcя в cтpoительcтве.
Строительные oтхoды пpиpавниваютcя к пятому клаccу oпаcнocти. Но безoпаcными их назвать нельзя, напpимеp дpевеcина, иcпoльзуемая в cтpoительcтве, пpoпитана кpаcителями, кoтopые при сжигании на муcopocжигательнoм заводе oбpазуют газ, oбoгащенный вредными пpимеcями, тоже cамoе пpoиcхoдит и на свалке в результате гниения. Вывоз строительных отходов требует выполнения определённых условий, таких как, профессиональные водители, качественный и надёжный автопарк компании-перевозчика, а также ёмкости - контейнеры , предназначенные конкретно для строительного мусора .
1.4 Классификация мусора.
Все отходы подразделяются на пять классов опасности по влиянию на окружающую среду.
1 класс – чрезвычайно опасные.
Степень вpеднoгo вoздейcтвия oпаcных oтхoдoв на природу – очень опасная.
Экологическая система необратимо нарушена, и период восстановления отсутствует.
2 класс – высоко опасные.
Степень вpеднoгo вoздейcтвия oпаcных oтхoдoв на природу – высокая.
Экологическая система сильно нарушена, и период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия.
3 класс – умеренно опасные .
Степень вpеднoгo вoздейcтвия oпаcных oтхoдoв на природу – средняя.
Экологическая система нарушена, и период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника.
4 класс – малоопасные.
Степень вpеднoгo вoздейcтвия oпаcных oтхoдoв на природу – низкая.
Экологическая система нарушена, и период самовосстановления восстановления не менее 3 – х. лет после снижения вредного воздействия от существующего источника.
5 класс – практически неопасные .
Степень вoздейcтвия oпаcных oтхoдoв на природу – низкая.
Экологическая система практически не нарушена, и период восстановления не требуется.
2.1 Утилизация мусора .
Вывоз бытовых oтхoдoв - очень сложная задача. Однако в пocледние десятилетия пpoблема вывоза ТБО пpиoбpела ocoбую ocтpoту и требует незамедлительных мер по её решению. Накопление ТБО в coвpеменнoм гopoде дocтигает 250-300 кг на человека в год. Это огромные объемы.
Бытовой мусор частично вывозится на загородные полигоны, предназначенные для переработки мусора. Но до 50 % отходов просто остается на территории города на неопределенное время.
Но в последнее время общество понимает проблему утилизации мусора. Появляются современные технологии по переработке отходов. Отходы могут перерабатывать, но в общей массе количество неперераработанного мусора все равно неизмеримо больше. Опасные отходы содержат ядовитые вещества, ведь до сих пор, например батарейки или лампочки вывозят на свалку. Старые свалки содержат большое количество вредных отходов и ядовитых химических веществ, которые годами беспрепятственно попадали в окружающую природу годами. Чтобы этот хлам не засорял окружающую среду, его можно взять для создания облагораживания территорий и созданию различных полезных вещей из ненужного мусора.
2.2 Как можно утилизировать мусор?
Раздельный сбор
Давайте узнаем, как долго пролежат в земле «творения рук человеческих.
Стеклянная бутылка – один миллион лет. Именно столько пролежит обычная стеклянная бутылка- захоронение
Сжигание
Вторичная переработка
Раздельный сбор разных категорий отходов определяет эффективность и стоимость утилизации отдельных компонентов. Наиболее неудобны для утилизации смешанные отходы, содержащие смесь отходов, пластмасс, металлов, стекла и пр. компоненты.
Самый дешёвый способ избавиться от отходов - произвести их захоронение. Этот способ восходит к простейшему пути - выбросить что-либо из дому, на свалку. История показала, что простым выбрасыванием непригодных предметов из дому проблему решить не удаётся. В XX веке пришлось перейти от стихийного создания свалок к проектированию и реализации специальных инженерных объектов, полигонов для захоронения бытовых отходов. Каждому хорошо знакома картина горящего во дворе содержимого мусорных контейнеров. Установлено, что при горении бытового мусора в воздух попадает множество токсических веществ. И эта отрава поступает в воздух наших городов при горении бытовых отходов в контейнерах и на свалках.
Таким образом, простой, казалось бы, путь уничтожения отходов посредством сжигания ведет к еще большему загрязнению окружающей среды.
Необходимы специальные производства, способные не только перерабатывать отходы, но и получать ценные компоненты (редкие и ценные металлы и др.), а также в максимальной степени защищать окружающую среду. Первый такой мусоропереперабатывающий завод в России был построен только в 1972 году, хотя первые подобные заводы в мире появились более чем сто лет назад. Возможен и другой путь ликвидации отходов. Учёные интенсивно и успешно работают над созданием специальных штаммов бактерий и грибов, способных разрушать органические соединения ароматических углеводородов и других высокомолекулярных соединений - полимеров. Особые надежды в решении этой проблемы связаны с успехом генной инженерии.
3. МУСОРНАЯ МАШИНА ВРЕМЕНИ
Стекло производится из кварцевого песка и поэтому очень устойчиво к агрессивным средам. Так что у наших потомков будет шанс найти даже целую бутылку, с каким нибудь напитком.
Полиэтиленовый пакет – от 500 до 1000 лет. Около 1000 лет будет лежать в земле «не съёдобный» для микроорганизмов-деструкторов полиэтиленовый пакет. К счастью, многие страны отказываются от использования пластиковых пакетов, а значит, у наших потомков есть шанс жить не на мусорной куче.
Пластиковые бутылки – от 500 до 1000 лет. Большинство пластиковых бутылок состоит из терефталата полиэтилена, на производство которого уходит огромное количество нефти. К сожалению, микроорганизмы практически его не разлагают. Некоторые страны также отказались от использования пластиковой тары.
Алюминий – от 80 до 200 лет.
Согласно расчётам учёных в одном лишь 2004 году в мире было закопано на свалках около 55 миллиардов алюминиевых канистр, что на 760% больше, чем в 1972 году.
Окурки сигарет – от 1 до 5 лет. Не смотря на кажущуюся «хлипкость» окурки в природной среде разрушаются тоже не так быстро, как хотелось бы. Виной всему оставшиеся после курения токсичные вещества и ацетат целлюлозы, из которого состоит фильтр. Огромное количество курильщиков делает окурки сигарет особо опасными для окружающей среды.
Газета – 2-4 недели, некоторые издания дольше. Отмечаются случаи, когда на свалках под кучей земли находили образцы газет 15 летней давности. Под толстым слоем земли, при отсутствии кислорода они оказываются, фактически, законсервированными. Большой плюс газет заключается в том, что их можно переработать.
Огрызок яблока – 1-2 месяца, в некоторых случаях дольше. Огрызок, лежащий в вашем мусорном ведре, может ещё просуществовать два месяца. Пищевые отходы, оказавшись на свалке под толстым слоем земли и отходов, разлагаются также достаточно медленно. По самому медленному «сценарию» они разлагаются только на 50% каждые 20 лет.
4.1. Практическая часть
Анализируя всю эту проблему, мы вместе с моими одноклассниками решили разработать проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки». Сначала мы провели опрос среди учащихся второго и третьего классов. Ребята отвечали на следующие вопросы
Сколько раз в месяц родители покупают воду в пластиковых бутылках?
Сколько пластиковых бутылок воды покупают родители в праздники?
Что делают с пустыми пластиковыми бутылками в вашей семье?
На вопросы ответили 32 респондента.
Результаты опроса отражены в следующей таблице
Количество | Сколько в месяц Купили бутылок | Сколько бутылок купили в праздники | Как использовали пустую бутылку |
|||||||||
Не купили |
||||||||||||
Не купили | выбросили | делают поделку |
||||||||||
4.2. Вторичная переработка пластиковых бутылок своими руками
Я предложила своим одноклассникам изготовить изделия из пластиковой бутылки. И вот, что у нас получилось:
Рябчикова Софья. «Пожарный щит» Использовала пластиковые бутылки в изготовлении макета.
Игрушка « Пингвиненок» Михеев Владислав
Поделка « Новогодняя игрушка» Федоров Иван.
Екатерина Вольхина. Поделка « Танк Т - 34 »
Поделка « Подставка для карандашей» Дима Гаас.
Игрушка «Совенок» Опольская Анастасия
Игрушка «Самолет» Волков Виктор
(Работы представлены в данном порядке в приложении)
Заключение
Гипотеза: В ходе изученного материала и проведенного исследования я пришла к выводу: что пластиковая бутылка может быть пригодна для дальнейшего использования.
Гипотеза подтвердилась.
Перспектива изучения данной проблемы имеет на право существования, так как вокруг нас столько всяких разных бытовых отходов, что стоит задуматься, где и как их применять. Желаю успехов!
Список использованных источников и литературы:
Е.Ю. Колбовский «Изучаем природу в городе» Ярославль Академия развития 2006г.
А.А Вахрушев, Д.Д. Данилов «Окружающий мир. Обитатели Земли» Москва 2008 г.
Интернет сайт www.Mountain.RU
Введение…………………………………………………………..1-2
Теоретическое обоснование проблемы……………………….....2-4
Утилизация мусора………………………………………………..4-5
Мусорная машина времени……………………………………….6
Практическая часть………………………………………………..6-7
Заключение…………………………………………………………8
Список источников………………………………………………...9
Приложение
Приложение 1.
Рябчикова Софья. Использовала пластиковые бутылки при участии в конкурсе поделок по пожарной безопасности .
Игрушка « Пингвиненок» Михеев Владислав
Поделка « Новогодняя игрушка» Федоров Иван.
Екатерина Вольхина. Поделка «Танк Т - 34»
Поделка « Подставка для карандашей» Дима Гаас.
Волков Виктор поделка «Самолет».
Наше творчество. 2 класс.