Экологический досуг в детском саду средняя группа. Конспект экологического развлечения в средней группе
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1861 «Загорье»» (ГБОУ Школа №1861 «Загорье») ______________________________________________________________________________
Дошкольное отделение №5
Конспект экологического досуга в средней группе
" В гости к деревьям"
Составила и провела:
Воспитатель Карась А.С.
Цель: познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, почва, животное, солнце - свет, тепло); воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость.
Материалы и оборудование : Письма от старичка Боровичка, лейки или ведерки с водой, лопатки, капельки воды из бумаги, солнышко (рисунок), бумажный дождевой червяк, земля в мешочке, листья из зеленой бумаги (береза, рябина), фигурка птицы из бумаги, бабочка (рисунок), обручи, картошка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня старичок Боровичок пригласил нас в гости и приготовил сюрприз. Вот какое письмо он недавно написал:
Дорогие мои маленькие друзья!
Я очень рад, что вы не забываете меня и приходите в гости ко мне и моим
Деревьям. Я приглашаю вас в путешествие в конце которого вас ждет сюрприз.
А для того чтобы его получить, нужно отгадать мой загадки-задания и выпол-
Нить просьбы деревьев. Ведь деревья мои тоже особенные, волшебные. Вот я и
Попросил их придумать для вас задания. Вы отыщите их в письмах, а письма на
Деревьях: березе, рябине. Слышал, что и вы для моих деревьев приготовили
Подарки. Они будут очень благодарны.
Итак, в путь! Желаю вам удачи. А я спрячусь и буду ждать, пока вы выполните
Все мои просьбы. Если вы все сделаете правильно, то выйду, побеседую с вами.
Ваш любимый старичок Боровичок
Воспитатель: Ну что ребята, кто знает где у нас растет береза? Давайте поищем на её ветках письмо. (дети находят письмо, воспитатель снимает его с ветки и читает)
Письмо березы
Я , береза, очень рада вашему приходу, так как люблю гостей. Давайте поздо роваемся: обнимите меня крепко-крепко. (Дети берутся за руки, окружая ствол).
Смотрите, какая я большая! Ну-ка, давайте померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли. (Дети пытаются это сделать) Кто из нас сильнее? Есть у меня силушка! А теперь ответьте на мой вопрос: что же меня так крепко держит в земле? (Ответы детей). А для чего мне еще мои корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, пищу.) Если вы правильно ответили, полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить. (Дети выполняют просьбу березы.) Спасибо, ребятки, я теперь так себя хорошо чувствую! Потрогайте меня руками, погладьте мою кору-кожу ладошками и скажите, какая она - шершавая или гладкая? Теплая или прохладная?
(Дети выполняют и эти просьбы). Ребята, докажите мне, что я - дерево!(Дети доказывают, объясняя, что у дерева один ствол, он твердый, а у кустарников - много стволиков, растущих из земли. У травинок не бывает таких больших деревянистых стволов как у деревьев. пусть дети покажут березе растущие с ней рядом кустарники, травинку).
И еще у меня просьба к вам, ребята. Очень мы, березы, любим слушать о себе стихи.
Порадуйте меня, прочтите стихи.
Дети читают стихи:
Березоньки, ранимые, Россиею хранимые,
Стоят и в пояс клонятся пшеничным колоскам,
А нива то волнуется и волнами красуется,
Что друг за другом гонятся к березовым лескам.
Береза моя, березонька,
Береза моя славная, всем людям милая.
Стоишь ты, березонька, на горочке,
Освещаешься красным солнышком.
Спасибо вам, ребята, за все! Возьмите мои листики на память. Приходите ко мне еще, не забывайте меня!
Ваша березка
Воспитатель : Ребята, а ведь мы с вами тоже приготовили березе подарки, давайте их вручим.
Дети по очереди дарят дереву подарки, объясняя их значение.
- Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.
Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя.
Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.
После вручения подарков дети отправляются к рябине.
Письмо рябины
Ребята, здравствуйте! Очень рада вашему визиту и тоже хочу, чтобы меня погладили. (Дети выполняют просьбу). Я люблю, когда меня гладят, и не люблю, когда бьют по стволу палкой или царапают кору ножом. Мне ведь тоже бывает больно и обидно, когда ко мне плохо относятся. Посмотрите вверх, на мои листочки. Какие они ажурные, красивые, даже небо сквозь них видно. А как вы думаете, почему птицы меня любят(Ягоды рябины - пища для многих птиц). Ребята, а вы пробовали мои ягоды? Я их всем дарю осенью, всех радую. Знаете ли вы обо мне стихи?(Дети рассказывают стихи о рябине)
Красная рябина плачет во дворе.
Ветки наклонила, тонкие, ко мне.
От дождя не прячась, смотрит в небеса...
У рябины красной, синие глаза.
Я знал тебя моя рябина...
Ты на околице села над серой крышею овина
Под небом северным росла.
Тебя трепала непогода, а ты всем горестям назло-
Росла и крепла год от года.
Глядясь в озерное стекло.
И еще у меня просьба: попробуйте палочкой, твердая или нет подо мною земля(Дети выполняют просьбу. Если земля твердая, то поливают дерево). И, наконец, мой последний вопрос: как вы думаете, червяки, которые ползают в земле подо мной, мои друзья или враги?(Дети отвечают, что дождевые черви едят старые листья, комочки земли, земля становится лучше, значит - друзья).
Ну, ребята, вы молодцы! Берите мои подарки-листочки и не забывайте обо мне.
Дети дарят рябине подарки:
- Я дарю тебе землю-почву, чтобы ты лучше росло, пусть она кормит и поит тебя.
Я дарю тебе дождевого червяка, пусть он сделает землю плодородной.
- Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих листочках, пусть украсит тебя своим ярким нарядом.
Воспитатель : Ребята, я думаю, мы с вами выполнили все задания, и Боровичок должен быть нами доволен. Но где же он? (Из-за дерева появляется Боровичок и проводит игру).
Боровичок: Ну, ребятки, порадовали вы старичка! Слышу я, что и деревья теперь по другому листочками шелестят, настроение у них праздничное. А как вы думаете, интересно быть деревьями? Хотите попробовать? Сейчас я превращу всех вас в деревья.(Делает волшебный знак.) Ваша кожа превращается в кору, а руки - в ветки. Поднимите свой руки-ветки, пошелестите. Пошумите листьями-
пальчиками. Слышите какой ветер налетел?(Дети выполняют рекомендации Боровичка.) Расставьте ноги шире: это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду, пищу. Ах, какие замечательные деревца выросли! Даже жалко вас расколдовывать (вздыхает). Но пора вам опять стать маленькими человечками
(по волшебному знаку дети «превращаются» в людей) и поиграть в игру, которая называется «Посади и убери урожай»
Правила игры:
1-й участник «пашет землю» (кладет обручи)
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч)
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой змейкой)
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро)
Боровичок: Вот и кончается, ребята, наше сегодняшнее путешествие. Понравилось вам? А теперь мой сюрприз! Как вы думаете, на каких деревьях растут печенье и баранки? В моем царстве есть такие деревья. Поищите их. Недавно на одном дереве выросли эти волшебные плоды! А я пойду отдохну, прощайте!
Дети ищут дерево, затем воспитатель предлагает им нарисовать березу, рябину или их листочки по выбору.
Название:
Конспект познавательного досуга «В ГОСТИ К СОЛНЫШКУ»
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, Средняя группа
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 10 «Орлёнок»
Месторасположение: Архангельская область, город Коряжма
Конспект познавательного досуга в средней группе
В ГОСТИ К СОЛНЫШКУ
Номинация
Лучший конспект познавательного досуга в средней группе
Тема
В гости к солнышку
Цель: учить детей понимать значение Солнца для жизни нашей планеты.
Задачи:
Образовательные:
— показать зависимость всех живых организмов на Земле от солнечного тепла и энергии;
Учить пользоваться различными способами запоминания слов, стихотворений, рассказов;
— формировать представление детей о таких понятиях как: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, родственные слова;
— обучать правильно использовать в речи согласование прилагательных с существительным; подбирать однородные прилагательные к существительному; практически употреблять притяжательные прилагательные;
— формировать у детей диалогическую форму речи;
— обучать детей составлению описательного рассказа.
Развивающие:
— развивать ассоциативное и образное мышление; устойчивое внимание; слуховую, зрительную, тактильную память детей;
— развивать у детей общую моторику и умение ориентироваться в пространстве.
Воспитывающие:
— воспитывать у них умение связно и последовательно передавать содержание рассказа с опорой на схему-модель;
— воспитывать в детях доброту, отзывчивость, учить их беречь всё живое, что есть на Земле.
Методы и приёмы:
Наглядность, демонстрация, показ, словесные, рассказывание, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, метод практических работ, метод игры.
Оборудование:
Игрушки – солнышко, облачко (на палочке или шпателе с прорезанным окошком). Игрушки-животные: крот, лиса, жаворонок. Картинки «Солнышко улыбается», «Солнышко спит», игрушка «Солнечный зайчик» — силуэтное изображение зайчика. Коробочка. Искусственный цветок-подсолнух. Макет деревца. Компас. Аудиозапись «Песня жаворонка». Листочки с картинкой-схемой, простые и цветные карандаши на всех детей.
Предварительная работа:
— Беседа «Что такое Солнце?».
— Наблюдение за Солнцем на прогулке. Игра с солнечными зайчиками с помощью зеркальца.
— Разучивание народных загадок, потешек, песенок, пословиц о Солнышке.
— Рисование на тему «Где Солнышко живёт?».
— Чтение словацкой народной сказки «У Солнышка в гостях»; чтение рассказов «Солнце – тепло» Л. Толстого, «Утренние лучи» К. Ушинского.
— Определение сторон света с помощью компаса, обучение детей работе с компасом.
Ход занятия
Воспитатель . Ребята! Отгадайте загадку:
В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдёт –
И всех разбудит.
Дети. Это Солнце.
Воспитатель. Ребята! А Солнышка-то сегодня и нет! И настроение у меня от этого что-то не очень весёлое. А у вас?
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте подойдём к окошку и позовём Солнышко, споём ему песенку.
Дети. Солнышко, покажись,
Красное, снарядись,
Поскорей, не робей,
Нас, ребят, обогрей.
(Русская народная закличка)
Воспитатель. Нет, не показывается. Ребята, как вы думаете, почему Солнышка сегодня нет?
Ответы детей.
Воспитатель. А знаете ли вы, кто детки у Солнышка?
Дети. Солнечные зайчики.
Воспитатель. А вы умеете прыгать как они?
Динамическая пауза «Солнечные зайчики»
Дети. Скачут побегайчики –
Солнечные зайчики.
Прыг! Скок!
Вверх – вниз – вбок!
Мы зовём их –
Были тут – И нет их тут.
Прыг! Скок!
Вверх – вниз – вбок!
Прыг, прыг
По углам.
Были там –
И нет их там.
Где же побегайчики –
Солнечные зайчики?
(А. Бродский)
Дети выполняют движения по показу воспитателя. Появляется Солнечный зайчик.
Солнечный зайчик. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуй!
Воспитатель. Ты кто?
Солнечный зайчик. Я последний Солнечный зайчик. Сегодня мне очень грустно. Раньше я радовался, прыгал, грелся на солнцепеке – это место такое, где солнышко особенно припекает. Но скоро я погибну без солнечного света и тепла.
Воспитатель. Ребята! Надо спасти Солнечного зайчика.
Придумайте, как это сделать.
Ответы детей.
Воспитатель.
Ответы детей.
Воспитатель. Зайчик, ложись пока в эту коробочку. А мы постараемся тебя донести до Солнышка. Будем нести коробочку по очереди.
Ребята! Где солнышко живет, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель. Предлагаю вам, друзья мои, отправиться домик Солнышка поискать. Надо его на небо вернуть! Согласны?
Дети. Да (шагают ).
Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко,
Высоко взойди,
Далеко посвети:
На темные лесочки,
На сырые борочки,
На речки, на поля,
На синие моря,
На зеленый огород
И на весь народ.
(Русская народная закличка)
Воспитатель выставляет подсолнушек, у которого головка опущена вниз.
Воспитатель. Ой, что это?
Дети. Это подсолнух.
Воспитатель. Ребята! Вы ничего не хотите у него спросить?
Дети. Подсолнушек, почему ты такой грустный?
Подсолнух. Вы не знаете, куда это Солнышко подевалось?
Я весь день за ним поворачиваю свою головку, греюсь. А сейчас моя головка опустилась.
Дети. Мы знаем. Мы идем Солнышко искать.
Подсолнух. Как жаль, что я не могу с вами пойти. И я, и все мои друзья: травка, кустики, деревья грустят без Солнышка. От него мы получаем свет, тепло и силу. Солнечное утро, солнечный день, солнечная погода… как это приятно! А что еще солнечным бывает?
Воспитатель. Вот ребята сейчас тебе и ответят.
Игра «Какой, какая, какое»
Воспитатель. Ребята! Я буду называть слово, а вы назовите слова, которые к нему подходят.
Солнечный…
Дети. Зайчик, загар, день, свет, удар, ожог…
Воспитатель. Солнечное…
Дети. Лето, утро, затмение…
Воспитатель. Солнечная…
Дети. Погода, поляна, весна…
Воспитатель. Солнечные…
Дети. Денёчки, лучики, веснушки, пятна…
Воспитатель. Молодцы! Вы назвали много предметов и явлений природы.
Подсолнух. Надо поскорей Солнышко на небо вернуть.
Дети. Ты не знаешь где оно живет?
Подсолнух. Я- то незнаю. Может, кротик знает?
Воспитатель. Ой, ребятки! Посмотрите! Под ногами у нас земля поднимается! Кто это?
Крот. Это я кротик!
Воспитатель. Что вы ребята, у кротика спросите?
Дети. Кротик, не знаешь ли ты, где Солнышко живет?
Крот. А какое оно, Солнышко?
Игра «Подбери слова»
Воспитатель. Сейчас дети тебе в ходе игры расскажут. Ребята! Я буду называть слова, которые подходят к слову Солнце: и те, которые к нему не подходят. Если вы услышите подходящее слово – хлопните в ладоши, а если услышите неподходящее слово – топните ножкой.
Предлагаемые слова: красное, яркое, зелёное, золотое, щедрое, красивое, летнее, чудесное, овальное, ясное…
Воспитатель. Молодцы! Вы назвали слова-признаки. Кто из вас может эти слова-признаки повторить?
Один-два ребенка выполняют задание.
Крот. Какое хорошее оно, оказывается, Солнышко!
Воспитатель. Солнышко бывает очень добрым. Если оно сердится, появляются пересохшие реки, выжженная земля, лесные пожары, солнечные ожоги у людей. Как вы думаете, ребята, какое оно бывает в это время?
Дети. Горячее, жгучее, палящее, жаркое, обжигающее.
Крот. Ой, боюсь я такое Солнышко! (Прячется )
Воспитатель. Ну вот, пропал! Где мы будем Солнышко искать?
Ребята, смотрите, на опушке леса из-за дерева торчит чей-то рыжий, пушистый, длинный хвостик. Кто это?
Дети. Это лисичка.
Лисичка выглядывает.
Лиса. Здравствуйте ребятки, что вы тут делаете?
Дети. Здравствуй, лисичка! Мы идем Солнышко искать.
Лиса. Я очень люблю Солнышко. Оно даже чем- то на меня похоже. Угадайте, чем?
Дети. Оно такое же яркое, оранжевое…
Воспитатель. Какая ты умная, лисичка. А наши ребята тоже умные. Солнышко не только на тебя похоже, но и на другие предметы. Вот ребята сейчас скажут, на какие и почему.
Дети. На арбуз, тыкву, яблоко, мяч, Землю, потому что круглое. На костер, огонь, чай, блины, утюг, потому что они горячие. На апельсин, золото – по цвету.
Лиса. Ищите вы Солнышко, ищете. А вы знаете, что оно умеет делать? Почему его все любят, а иногда и боятся?
Воспитатель. Конечно, знаем. Ребята, расскажите, пожалуйста, что солнышко делает? Пусть каждый назовет по одному слову.
Дети. Встает, плывет (по небу), садится, светит, греет, ласкает, припекает, блестит, радует, улыбается, а еще печет, обжигает, ударяет, жжет, выжигает.
Воспитатель. Вы назвали слова-действия. Дорогая лисичка! Нам пора опять в дорогу. Не подскажешь ли, где Солнышко живет?
Лиса. Знаю, что Солнышко поднимается на востоке, а садится на западе. Наверное, там его дом. Идите на запад.
Воспитатель. Ребята! Хорошо, что у меня оказался компас. Посмотрим, в какой стороне запад.
Воспитатель и дети кладут компас на коврик, садятся вокруг него, ищут и находят правильное направление. Затем все встают и шагают в сторону запада.
Дети. Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко,
Высоко взойди,
Далеко посвети:
На темные лесочки,
На сырые борочки,
На речки, на поля,
На синие моря,
На зеленый огород
И на весь народ.
(Русская народная закличка)
Воспитатель. Ребята, стойте! Солнышко-то на небе живет. Надо птичек спросить, где его дом. А вот птичка. Да это жаворонок!
Воспитатель берет в руки птицу.
Дети. Жаворонок, жаворонок, не знаешь ли, где Солнышко живет?
Жаворонок. Здесь оно, совсем близко, в своем домике спит. Я очень люблю это слово – «солнце». Есть еще слова, которые на него похожи. А вы ребята, их знаете?
Игра «Семья слов»
Воспитатель. Ребята, назовите для жаворонка такие слова. Это слова-родственники. Все они должны быть похожими на слово «солнце».
Дети. Солнышко, солнечный, подсолнух, подсолнушек, подсолнечник, солнцепёк…
Воспитатель. Ребята, давайте попросим жаворонка Солнышко разбудить!
Жаворонок. С радостью! Все свои самые лучшие песни мы – птицы посвящаем нашему самому любимому другу.
Помощник воспитателя включает аудиозапись «Песня жаворонка».
Воспитатель поднимает на палочке облачко. В окошечко игрушечного домика видно, что Солнышко спит.
Воспитатель. Дети, давайте Солнышко разбудим.
Дети. Солнышко-вёдрышко, выгляни, высвети!
Солнышко. Кто под окошком кричит? Кто мне спать мешает?
Дети. Это мы, дети.
Солнышко. Спасибо, что меня разбудили. Детям я всегда радо.
Воспитатель под пенье жаворонка переворачивает картину-солнышко обратной стороной. Все видят его улыбающееся лицо. Дети радуются, хлопают в ладоши.
Воспитатель. Вот Солнышко к нам и вернулось. Давайте его попросим никогда надолго не прятаться и расскажем ему, что мы о нём узнали у растений, птиц и зверей. А поможет нам вот эта схема-помогалочка.
Дети садятся на места.
Воспитатель. Что такое Солнце?
Дети. Солнце – это огромное и очень горячее светило, вокруг которого вращается наша Земля и ещё восемь других планет.
Воспитатель и дети в центральном кружочке рисуют Солнце.
Воспитатель. Опишите наше Солнышко. Какое оно?
Дети. Большое, круглое, золотое, яркое, чудесное, волшебное, ласковое, тёплое…, но может быть и недобрым, жгучим, палящим…
Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 1 знак «?», который обозначает, что надо назвать слова-признаки.
Воспитатель. Как путешествует Солнышко по небу?
Дети. С раннего утра до позднего вечера Солнышко путешествует по небу с востока на запад.
Воспитатель и дети рисуются в кружочке № 2 буквы «В» и «З», проводят между ними стрелку, направленную к букве «З».
Воспитатель. Какие растения любят Солнышко и почему? Деревья, кусты, травы, цветы тянут к нему свои ладошки-листочки. Все расцветает под его тёплыми лучиками.
Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 3 дерево, травку, цветочки.
Воспитатель. Как относятся к Солнышку домашние и дикие животные?
Дети. Домашние животные и лесные звери радуются Солнышку. Оно помогает им находить пищу, жильё, помогает обсушиться после дождика, вырастить своих детёнышей в тепле.
Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 4 головы животных.
Воспитатель. Как относятся к Солнышку птицы?
Дети. Птицы тоже очень любят Солнышко. Они посвящают ему самые лучшие песни.
Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 5 головку птички с вылетающими из клюва нотками.
Воспитатель. Есть ли у Солнышка детки, чем они нас радуют?
Дети. У Солнышка есть детки – это весёлые Солнечные зайчики. С ними можно попрыгать, поиграть, повеселиться.
Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 6 зайчика с направленными на него лучиками.
Воспитатель. Правильно, ребята, в природе всё начинается с Солнышка. У него очень много друзей. Это и растения, и звери, и птицы. Даже камни любят Солнышко, им нравится погреть свои бока на солнцепёке. Солнышко помогает всем видеть красоту природы и весь наш мир. Оно дарит своим друзьям тепло и свет. Может ли человек прожить без Солнца?
Дети. Без Солнца жить нельзя, поэтому его любят и взрослые, и дети. Люди сочинили про него рассказы, песни, стихи, потешки, загадки, пословицы.
Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 7 лица людей и детей.
Воспитатель. А теперь, ребята, давайте повторим наш рассказ о Солнышке, используя схему.
Дети выполняют задание – пересказывают рассказ по цепочке с использованием схемы. Затем один или двое детей поочерёдно самостоятельно пересказывают рассказ.
Солнышко. Спасибо вам, дети, что вы обо мне много знаете, да и рассказывать умеете!
Воспитатель. Ребята! А мы с вами никого не забыли?
Дети. Солнышко! Мы принесли твоего зайчика! Погрей его!
Солнышко. С удовольствием!
Дети радуются вместе с Солнечным зайчиком, повторно выполняют упражнение «Солнечные зайчики».
Схема-модель «Составление описательного рассказа»
Дополнительный литературный материал
Рассказы
Солнце – тепло
Откуда берется тепло на свете? Тепло от солнца.
Ходит солнце низко зимой, стороною, не упирает лучами в землю, и ничто не шевелится. Станет солнышко ходить выше над головами, станет светить в припор к земле, отогревается все на свете и начнет шевелиться.
Станет снег осаживаться, станет отдувать лед на реках, польется вода с гор, поднимутся пары из воды в облака, пойдет дождь. Кто это все сделает? Солнце. Оттают семечки, выпустят ростки, зацепятся ростки за землю; из старых кореньев пойдут побеги, начнут расти деревья и травы. Кто это сделал? Солнце.
Встанут медведи, кроты; очнутся мухи, пчелы; выведутся комары, выведутся рыбы из яичек на тепле. Кто все это сделал? Солнце.
Разогреется в одном месте воздух, подымется, а на его место пойдет воздух похолоднее,- станет ветерок. Кто это сделал? Солнце.
Поднимутся облака, станут сходиться и расходиться,- ударит молния. Кто сделал этот огонь? Солнце.
Вырастут травы, хлеба, плоды, деревья; насытятся животные, напитаются люди, соберут корму и топлива на зиму; построят себе люди дома, построят чугунки, города. Кто все приготовил? Солнце.
Человек построил себе дом. Из чего он его сделал? Из бревен. Бревна вырублены из деревьев; деревья вырастило солнце.
Топится печка дровами. Кто вырастил дрова? Солнце.
Ест человек хлеб, картофель. Кто вырастил? Солнце. Ест человек мясо. Кто выкормил животных, птиц? Травы. А травы вырастило солнце.
Человек строит каменный дом из кирпича и известки. Кирпич и известка обожжены дровами. Дрова заготовило солнце.
Все, что людям нужно, что идет прямо на пользу, все это заготовляется солнцем, и во все идет много солнечного тепла. Потому и нужен всем хлеб, что его растило солнце и что в нем много солнечного тепла. Хлеб греет того, кто его ест.
Потому и нужны дрова и бревна, что в них много тепла. Кто закупит дров на зиму, тот закупит солнечного тепла; и зимой, когда захочет, то и зажжет дрова и выпустит тепло солнечное себе в горницу.
А когда есть тепло, то есть и движение. Какое ни на есть движение - все от тепла,- либо прямо от солнечного тепла, либо от тепла того, которое заготовило солнце: в угле, в дровах, и в хлебе, и в траве.
Лошади, быки возят, люди работают,- что их двигает? Тепло. А откуда они взяли тепло? Из корма. А корм заготовило солнце.
Водяные и ветряные мельницы вертятся и мелют. Кто их двигает? Ветер и вода. А ветер кто гонит? Тепло, А воду кто гонит? Тепло же. Оно подняло воду парами вверх, и без этого вода не падала бы книзу. Машина работает,- ее движет пар; а пар кто делает? Дрова. А в дровах тепло солнечное.
Из тепла делается движение, а из движения тепло. И тепло и движение от солнца.
(Л. Толстой)
Утренние лучи
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел:
«Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум-зум!» — полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
(К. Ушинский)
Стихотворения
Солнышко
Спозаранку солнышко
Над землей взошло.
Сразу стало празднично,
Весело, светло.
Мы на речку – солнышко
Плещется в реке;
В лес пошли мы, — солнышко
С нами в сосняке.
Хорошо под солнышком
Жить нам и расти!
Лучше нашей Родины
В мире не найти!
(И.Даренский)
Приди, приди, солнышко
Приди, приди, солнышко,
Под моё оконышко,
Засвети щедрее,
Всех согрей скорее.
Лей щедрее, солнышко,
Золото в оконышко,
Деточки играют,
Тебя ожидают!
(Украинская народная песенка)
Заклички
Солнышко, солнышко,
Колоколнышко,
На пеки за реку,
Пеки к нам в окно,
Будет нам тепло.
Солнышко-вёдрышко,
Прогляни, просвети!
На яблоньку высокую,
На веточку зелёную,
На грушицу кудрявую,
Берёзку кучерявую!
Загадки
Один костёр
Весь мир согревает.
В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдёт,
И всех разбудит.
Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает, взглядом согревает.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все…(Солнце)
Пословицы и поговорки
Землю красит солнце, а человека – труд.
Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Авось и к нам на двор солнышко взойдёт.
Всякий день солнце всходит.
И сокол выше не летает.
Красное солнышко на белом свете чёрное землю греет.
Задачи: формировать представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите; закрепить отличительные признаки живых и неживых объектов, практиковать в умении различать семена растений; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; умение договариваться, воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу.
Материалы: мультимедийная установка, картинки с изображением разных растений, семена растений, искусственные цветы, обручи для игры.
Воспитатель (В.). Ребята, у меня для вас приятная новость: нас пригласили в гости хозяйка нашей экологической тропы Мудрая Сова. Вы готовы отправиться к ней? Тогда - за мной!
Нужно пройти по этой дорожке, затем перепрыгнуть через цветочки, пробежать между кустиками, пролезть под этой корягой и перейти по мостику через ручей. Вот мы и пришли. Устраивайтесь по удобнее. Но, что-то нас никто не встречает? Где же Мудрая Сова, как вы думаете, ребята? (Ответы детей ) Как же нам её найти?
В. Мне кажется, я придумала. Давайте расскажем стихи о природе. Мудрая Сова нас услышит и появится. Дети читают стихи:
Мы любим природу и бережем. В обиду ее никому не даем.
Чтоб природа была рада, Охранять ее нам надо.
Не позволим живое все уничтожать… Животным и растениям расти мешать.
На экране появляется Мудрая Сова.
В. Мудрая Сова, мы очень рады встрече и хотим с тобой поиграть. Ребята, сейчас мы с вами вспомним объекты нашей экологической тропы. Если вы правильно назовете, Мудрая Сова покажет нам их на экране. Но вам нужно не просто назвать объект, а ответить на мои вопросы.
Какое дерево дает нам сладкий сок? (Береза).
Какое дерево в переводе с греческого означает «дерево, любимое пчелами»? (Липа).
У этого растения цветы собраны в пышные гроздья белого, сиреневого цвета. (Сирень).
Семена этого дерева называются крылатками. (Клен).
Пух, какого дерева точно снегом покрывает землю и деревья, залетает в раскрытые окна? (Тополь).
Эти деревья насыщают воздух кислородом, фитонцидами и другими полезными для человека элементами. (Сосны).
Эти маленькие растения цветут разным цветом весной, летом и даже осенью (Цветы).
Какие растения называют «зеленой аптекой»? (Лекарственные растения). Назовите их.
Это вечнозеленый кустарник. (Можжевельник).
В. Молодцы, ребята, все растения нашей экологической тропы назвали верно. А знаете ли вы, зачем нужны растения? (Ответы детей) Раздается стук в дверь. Входит Незнайка.
Незнайка. Здравствуйте, ребята. Я слышал, что вы тут о растениях говорите, что они полезные, воздух очищают. Вот я вам и принес цветы, чтобы у вас было красивее, и воздух был свежий.
В. Незнайка, а где это ты такие красивые искусственные цветы взял.
Незнайка. Почему это они искусственные? Они живые, настоящие. Вот посмотрите, какие веточки зеленые, листочки зеленые, цветочки красные.
В. Ребята, помогите разобраться, чем живые цветы отличаются от искусственных? (Живой цветок растет, у него есть корень, он дышит, питается, изменяется, у него появляются новые листья, бутоны, цветы, семена, он может погибнуть, цветам для роста нужен свет, тепло, вода, воздух).
В. Теперь ты Незнайка понял, чем отличаются искусственные растения от живых?
Незнайка. Теперь я понял, но я не знаю, как мне вырастить живой настоящий цветок, я не умею.
В. Мы тебя обязательно научим, но немножко позже. А сейчас я предлагаю поиграть. Ребята сказали, что для роста растений нужны свет и тепло. А свет и тепло нам дает… солнышко.
Наша игра так и называется « Солнышко »
Собирайтесь все в кружок!
Иди играть со мной, дружок!
Будем вместе мы играть -
Раз, два, три, четыре, пять.
Проводится игра
Солнышко, солнышко,
Погуляй у речки.
Солнышко, солнышко,
Раскидай колечки!
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем,
Покатаем, поиграем
И назад тебе вернем.
Играющие образуют круг, В центре круга ребенок - «солнышко», в руках его желтые обручи. На строки 1-4 все идут вправо по кругу, «солнышко» движется влево, раскладывая обручи на пол, ближе к играющим. На строки 5-7 дети, стоящие рядом с обручем, берут его и образуют маленький круг (всего таких кругов четыре). На последнюю строку играющие кладут обруч на пол, выстраиваются в общий круг. По сигналу все разбегаются врассыпную, по следующему сигналу все собираются у своего обруча. Выигрывают те, которые сделали это быстрее. Игра проводится 2-3 раза.
Незнайка. Здорово поиграли! Ну, теперь учите меня сажать растения,
В. Подожди, Незнайка, не спеши. Ты знаешь, что у каждого растения есть свои семена. Сегодня Мудрая Сова приготовила для нас семена разных растений. Сейчас ребята помогут тебе разобраться, из каких растений эти семена.
Игра « Угадай растение по семенам »
Детям предлагается подобрать семена к картинкам с изображением растений.
В. Вот теперь, Незнайка, мы дадим тебе семена цветов и расскажем, что с ними нужно делать. (Дети рассказывают, как посадить цветок и как за ним ухаживать).
Незнайка. Спасибо вам, я прямо сейчас пойду и посажу цветок, А потом обязательно покажу, что я вырастил. До свидания.
В. Ребята, хозяйка нашей экологической тропы приготовила много разных игр и заданий. Вот еще одно из них.
Игра « Кто быстрее соберет шишки в обруч ».
Дети делятся на две команды. Напротив команд рассыпаны шишки (еловые и сосновые). Одной команде нужно выбрать еловые шишки, другой -сосновые и собрать их в свой обруч. Каждый ребенок берет только по одной шишке. Побеждает та команда, которая быстрее соберет.
В. А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в прошлое. Мудрая Сова рассказа мне интересную легенду о сирени. Хотите я вам расскажу?
Это было очень давно. Однажды древнегреческий бог лесов, полей и лугов Пан повстречал в лесу красивую девушку, Сирингу - вестницу утренней зари. Пан был околдован ее волшебной красотой и хотел заговорить с девушкой, по та испугалась Пана и убежала. Ведь все тело этого бога покрывала густая шерсть, а на голове были большие рога. Хотя Пан и пугал всех встречных своим видом, но характер у него был веселым и добрым.
Пан захотел успокоить Сирингу и побежал за ней. Но девушка, видя, что страшное рогатое чудовище преследует ее, превратилась в благоухающий куст сирени. Пан нашел этот куст по дивному запаху, обнял его и заплакал. С той поры печальный бог Пан бродил по лесным опушкам и полянам и везде искал кусты сирени. Из ее веток он сплетал красивые венки и носил на голове в память о девушке Сиринге.
Существует много легенд, сказок, стихов, песен и загадок о растениях. Ведь они приносят большую пользу, и люди издавна ценят и любят их. А кто из вас знает пословицы и поговорки о растениях.
Срубил кусты - прощай птицы.
Рощи да леса - родного леса краса.
Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Не расти яблоку на елке, а груше на вербе.
В. Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились. Значит, можно еще поиграть.
« Игра-эстафета »
Дети стоят в двух командах, поделившись парами и взявшись за руки, на другой стороне зала стоят картинки разных деревьев. Дети выполняют задания:
— Обежать березу (липу, тополь и т.д.)
— Обежать два дерева,
Не обегать дерево, а коснуться его рукой;
В. Давайте поблагодарим Мудрую Сову и пообещаем, что будем беречь наши растения и всю окружающую природу.
Дети прощаются и возвращаются в детский сад.
Дети входят под музыку и садятся на стулья.
В: Мы сегодня собрались здесь неспроста, а зачем вы узнаете отгадав загадку.
Ни начала, ни конца
Ни затылка, ни лица
Но знают все и млад и стар
Что она огромный шар.
Стихи
1 Ребёнок. Много раз встречали праздник в этом зале, но такого мы ещё не знали.
2 Ребёнок. Сегодня мы отмечаем День рождения Земли-нашего общего дома .
3 Ребёнок. Солнце светит, пахнет хлебом,
Лес шумит, река,трава.
Хорошо под мирным небом.
Слышать добрые слова.
4 Ребёнок. Хорошо зимой и летом.
В день осенний и весной,
Наслаждаться ярким светом
Звонкой мирной тишиной.
5 Ребёнок. Посмотри, как он хорош.
Дом, в котором ты живешь!
6 Ребёнок. Край, который с детства дорог,
Родиной зовётся.
7 Ребёнок. Посмотри, как он хорош.
Дом, в котором ты живешь!
В: Огромную часть на земле занимает лес и сегодня я предлагаю вам отправиться в наш весенний лес. Готовы? Тогда давайте вспомним правила поведения в лесу. (проговаривают и отправляются)
Вбегают мальчики и едят конфеты, фантики бросают на пол.
В: Что ты делаешь мальчик?
М- Что,что, конфету ем, хотите я и вас угощу.(вытряхивает из рюкзака мусор, протягивает конфету)
В: Зачем ты мусоришь?
М: Ой, ну что тут такого?
В: Ты, что не знаешь правила поведения в лесу?
М: никаких правил я не знаю и никогда о них не слышал.
В: Ребята давайте расскажем мальчику о правилах поведения в лесу.
(Ответы детей)
В: Для этого давайте поиграем в игру «Если мы пойдем в лесок »
Игра «Если мы пойдем в лесок»
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
В зал входит Лесовичок и причитает: Кто мне спать не даёт? Я свой лес стерегу, богатства берегу.
Ведущий: Не сердись, Лесовичок. Мы с ребятами в гости к тебе пришли, поиграть, повеселиться.
Л: Поиграть и повеселиться? А мусорить и шуметь не будете? А то,
о природе люди думать перестали. И лесные жители обижаться стали, деревья часто вырубают,реки засоряют, травы выжигают и о жителях лесных ничего не знают.
В: Нет Лесовичок, мы с ребятами не такие, и о лесных жителях мы много чего знаем.
Л: Вот сейчас я и проверю. Я буду задававать вам вопросы, а вы на них отвечать.
Самое пугливое животное?
2 Где живут червяки?
3. Кто живет в скворечнике?
4. У какого дерева можно брать весной сладкий сок?
5. Какую птицу называют доктором?
6 Чем мы дышим?
7. Самое косолапое животное?
8. Самое колючее животное?
9. Кто летает над землей ?
10. Самое хитрое животное?
11. Как называются птицы, которые улетают на зиму в теплые края?
12. Какие животные спят зимой?
13. Где живут рыбы?
14. Кто меняет шубу на зиму?
В: Лесовичок, мы очень любим животных и нашу природу.
Л: может вы мне тогда поможете?
В: Конечно поможем, правда ребята?
Л: Одни туристы очень засорили мне поляны и реки, помогите пожалуйста их очистить, а то мои лесные друзья ранят свои лапки об мусор который оставили люди и не могут пить воду из грязной реки.
ИГРА- ЭСТАФЕТА « Очисти и озелени поляну»
Л: Вижу я что вы добрые ребята и поэтому поиграю с вами в веселую игру « Скворечники»
ИГРА « Скворечники» (6 обручей и 7 детей дети под музыку бегают, с окончанием музыки должны занять скворечники)
(Мальчик находит мухомор и хвастается)
Л: Ребята, а вы умеете различать съедобные грибы от несъедобных?
(ответы детей)
Л: Вот сейчас мы и проверим.
ИГРА « Собери грибы»
Л- Молодцы ребята!
В: Мальчики, ну а вы поняли как важно не засорять нашу землю?
М: Да,мы все поняли и запомнили.
Л:А вот сейчас мы это и проверим. Вам нужно будет выбрать только те карточки на которых изображено только то, что разрешается делать в лесу.
ИГРА « Выбери что разрешается»
В: Ребята, нам с вами пора возвращаться в детский сад, я предлагаю напоследок в знак любви к нашей планете встать всем в круг, сделать большой земной шар и немного поплясать.
ПЛЯСКА и прощание с Лесовичком.
"Праздник юных любителей природы"
Сценарий развлечения по экологической тропе в средней группе.
1) Расширять знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
2) Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.
3) Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, к птицам, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
Материал:
Цветок с заданиями, «запрещающий знак», квадраты жёлтого, зелёного, белого, красного цветов, медали, заготовки на аппликацию.
Ход развлечения:
Дети сидят на веранде. Воспитатель предлагает детям проверить не пришло ли письмо?
Воспитатель: Что же там написано? Берет конверт.
Воспитатель: Ребята, да тут нам письмо не простое а с заданием! Посмотрим? Интересно.
Воспитатель читает. Здравствуйте, дорогие дети. Я - Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Не побоитесь? Тогда вставайте, и приготовьтесь меня внимательно слушать и повторять. Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь у волшебного сухого ручья…
Встали. Приготовились…
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Шумит-волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Воспитатель: Вот мы и попали в государство Феи Природы. А где же она сама? Давайте поищем ее. Ой, смотрите волшебный цветок - Цветик-Семицветик. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания. Прочитаем.
1.Красный лепесток. «Назови художника».
Дети, возьмите карточки на стульчиках. Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый.
Четверо художников,
столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки как рога… (Зима)
У второго – синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава…(Весна)
На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени,
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака…(Лето)
А четвёртый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам! (Осень)
Молодцы! Хорошо знаете времена года. Что же на оранжевом лепестке?
2. Оранжевый лепесток. Игра «Изобрази и назови птицу».
Детям предлагается изобразить птицу которую они видят на сухом ручье.
Цапля, утка, ласточка.
Молодцы справились с заданием. Посмотрим, что же на жёлтом лепестке.
3. Жёлтый лепесток. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу, на природе. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
4. Зелёный лепесток. А вот здесь, ребята, нас ждут загадки.
1.По воде я плаваю,
По земле хожу.
Я такая славная -
Слов не нахожу!
Есть у вас одна минутка?
Полюбуйтесь! Я ведь...(утка)
2.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
3.
Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется?…..(Ласточка)
Быстро справились с загадками!
5. Голубой лепесток. Что же здесь приготовила нам Фея Природы. Задания ситуации, слушайте внимательно.
– Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?
Стихотворение:
Гнездо на ветке – птичий дом.
Вчера птенец родился в нем.
Ты этот дом не разоряй
И никому не позволяй!
– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась» – сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?
Стихотворение:
У болотной мягкой кочки,
Под зелененьким листочком,
Притаилась попрыгушка,
Пучеглазая лягушка.
Дома жить она не сможет,
Лучше лесу пусть поможет.
– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?
Стихотворение:
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем –
Объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял.
А сколько бы он на лугу простоял?
Дети объясняют, как правильно надо поступить в данной ситуации и воспитатель показывает «запрещающий знак», затем рассказывает соответствующее стихотворение.
Что обозначает этот знак? Дети отвечают, что он обозначает.
Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в природе.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Что же на синем лепестке?
6. Синий лепесток. Блиц-вопросы.
Чем отличаются птицы от животных? Ответ: (летают, есть перья, клюв, пух).
Какие бывают птицы?
(большие, маленькие, пестрые, красивые, зимующие, перелетные, лесные, домашние, дикие, водоплавающие, степные)
-Д/и: Продолжить предложение .
У птицы есть…(клюв, перья, 2 лапы, крылья, умеют летать).
У птицы нет…(шерсти, зубов, 4 лап).
Вы всё знаете, молодцы! А теперь фиолетовый лепесток.
7. Фиолетовый лепесток. Игра «Прилетели птицы»
Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, топайте ногами. Начали!
Прилетели птицы, голуби, синицы, мухи и слоны….
Прилетели птицы, голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Прилетели птицы, голуби, синицы, куницы…
Прилетели птицы, голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…
Прилетели птицы, голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты. Кукушки, и даже совы - сплюшки! Лебеди и утки…и спасибо шутке!
Фея Природы: Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы» и награждаю вас заслуженными медалями. До свидания!