Экологические зимние сказки для дошкольников. Экологические сказки
Маленькие путешественницы
Жила на берегу реки незабудка и были у неё дети – маленькие семена-орешки. Когда семена созрели, незабудка сказала им:
Милые детки! Вот вы и стали взрослыми. Пора вам собираться в путь-дорогу. Отправляйтесь на поиски счастья. Будьте смелыми и находчивыми, ищите новые места и расселяйтесь там.
Коробочка с семенами раскрылась, и семена высыпались на землю. В это время подул сильный ветер, он поднял одно семечко, понёс его с собой, а потом уронил в речную воду. Вода подхватила семечко незабудки, и оно, как маленькая лёгкая лодочка, поплыла по реке. Весёлые речные струйки несли его дальше и дальше, наконец, течение прибило семечко к берегу. Речная волна вынесла семя незабудки на влажную мягкую землю.
Семечко оглянулось по сторонам и, честно говоря, немного расстроилось: «Земля, конечно, хорошая – влажная, чернозёмная. Вот только кругом слишком много мусора».
Весной в том месте, куда попало семечко, расцвела изящная незабудка. Шмели издалека замечали её ярко-жёлтое сердечко, окружённое голубыми лепестками, и летели к ней за сладким нектаром.
Однажды на берег реки пришли подружки – Таня и Вера. Они увидели хорошенький голубой цветочек. Таня хотела сорвать его, но Вера удержала подругу:
Не надо, пусть растёт! Давай лучше поможем ему, уберём мусор и сделаем вокруг цветка маленькую клумбу. Будем приходить сюда и любоваться незабудкой! – Давай! – обрадовалась Таня.
Девочки собрали банки, бутылки, куски картона и другой мусор, сложили его в ямку подальше от незабудки и прикрыли травой и листьями. А клумбу вокруг цветка украсили речными камешками.
Как красиво! – полюбовались они своей работой.
Девочки стали приходить к незабудке каждый день. Чтобы никто не сломал их любимый цветок, они сделали вокруг клумбы небольшую изгородь из сухих веточек.
Прошло несколько лет, незабудки пышно разрослись и своими цепкими корнями скрепили почву на речном берегу. Почва перестала осыпаться, и даже шумные летние ливни больше не могли размыть крутой берег.
Ну, а что же случилось с другими семенами незабудки?
Они долго лежали у воды и ждали своего часа. Как-то раз у реки появился охотник с собакой. Собака бежала, тяжело дыша и высунув язык, ей очень хотелось пить! Она спустилась к реке и стала шумно лакать воду. Одно семечко вспомнило слова мамы о том, как важно быть находчивым, высоко подпрыгнуло и вцепилось в густую рыжеватую собачью шерсть.
Собака напилась и поспешила за хозяином, а семечко поехало на ней верхом. Долго бежала собака по кустам и болотам, а когда вместе с хозяином вернулась домой, то прежде чем войти в дом, хорошенько отряхнулась, и семечко упало на цветочную грядку возле крыльца. Оно пустило здесь корешки, и весной на грядке расцвела незабудка.
Хозяйка стала ухаживать за цветком – поливать его и удобрять землю, и через год возле крыльца выросла целая семейка голубых нежных незабудок. Они щедро угощали пчёл и шмелей сладким соком, а насекомые опыляли незабудки и заодно фруктовые деревья – яблони, вишни и сливы.
В этом году у нас будет богатый урожай! – радовалась хозяйка. – Пчёлы, бабочки и шмели любят мой сад!
А теперь пришла пора рассказать о третьем семечке незабудки.
Его заметил дядюшка муравей и решил отнести в лесной муравейник. Вы думаете, что муравьи съедят семя незабудки целиком? Не волнуйтесь! У зёрнышка незабудки припасено для муравьёв лакомство – сладкая мякоть. Муравьи отведают только её, а семечко останется нетронутым.
Вот так
оказалось семечко незабудки в лесу возле муравейника. Весной оно
проросло и вскоре, рядом с муравейным теремом, расцвела красивая голубая
незабудка.
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2
Катя и божья коровка
Эта история произошла с девочкой Катей.
В летний полдень Катя, сняв туфли, бегала по цветущему лугу.
Трава на лугу была высокая, свежая и приятно щекотала девочке босые ножки. А луговые цветы пахли мятой и мёдом. Кате захотелось поваляться на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе облаками. Примяв стебли, она легла на траву и тотчас почувствовала, что по её ладони кто-то ползёт. Это была маленькая божья коровка с красной, словно отлакированной спинкой, украшенной пятью чёрными точками.
Катя стала рассматривать красного жучка и вдруг услышала тихий приятный голосок, который произнёс:
Девочка, пожалуйста, не мни траву! Если хочешь побегать, порезвиться, то бегай лучше по тропинкам.
Ой, кто это? – удивлённо спросила Катя. – Кто со мной разговаривает?
Это я, божья коровка! – ответил ей тот же голосок.
Разве божьи коровки разговаривают? – ещё больше удивилась девочка.
Да, я умею говорить. Но говорю я только с детьми, а взрослые меня не слышат! – ответила божья коровка.
Понятно! – протянула Катя. – Но скажи, почему нельзя бегать по траве, ведь её так много! – спросила девочка, окинув взглядом широкий луг.
Когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, земля становится слишком твёрдой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения погибают. Кроме того, луг – это дом многих насекомых. Ты такая большая, а мы маленькие. Когда ты бежала по лугу, насекомые очень волновались, повсюду раздавался сигнал тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто может!» - объяснила божья коровка.
Извини, пожалуйста, - сказала девочка, - я всё поняла, и буду бегать только по дорожкам.
И тут Катя заметила красивую бабочку. Она весело порхала над цветами, а потом села на травинку, сложила крылышки и … исчезла.
Куда делась бабочка? – удивилась девочка.
Нет! Нет! – вскрикнула Катя и добавила: - Я хочу быть другом.
Ну и правильно, - заметила божья коровка, - у бабочек есть прозрачный хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар. А, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Поверь мне, Катя, цветам очень нужны бабочки, пчёлы и шмели – ведь это насекомые-опылители.
Вот и шмель! – сказала девочка, заметив на розовой головке клевера большого полосатого шмеля. Его трогать нельзя! Он может укусить!
Конечно! – согласилась божья коровка. – У шмеля и пчёл есть острое ядовитое жало.
А вот ещё шмель, только поменьше, - воскликнула девочка.
Нет, Катюша. Это не шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как осы и шмели, но совсем не кусачая, у неё и жала нет. Но птицы принимают её за злую осу и пролетают мимо.
Ого! Какая хитрая муха! – удивилась Катя.
Да, все насекомые очень хитрые, - с гордостью произнесла божья коровка.
В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики.
Кто же это стрекочет? – спросила Катя.
Это кузнечики, - объяснила божья коровка.
Мне бы хотелось увидеть кузнечика!
Словно услышав слова девочки, кузнечик высоко подпрыгнул в воздухе, и его изумрудная спинка ярко сверкнула. Катя протянула руку, и кузнечик в тот же миг упал в густую траву. Увидеть его в зелёных зарослях было невозможно.
А кузнечик-то тоже хитрец! Его не найдёшь в зелёной траве, как чёрную кошку в тёмной комнате, - засмеялась девочка.
Видишь стрекозу? – спросила божья коровка у Кати. – Что ты можешь сказать о ней?
Очень красивая стрекоза! – отозвалась девочка.
Не только красивая, но и полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух.
Долго беседовала Катя с божьей коровкой. Она увлеклась разговором и не заметила, как наступил вечер.
Катя, ты где? – услышала девочка голос мамы.
Она осторожно посадила божью коровку на ромашку, вежливо попрощалась с ней:
Спасибо, милая божья коровка! Я узнала много нового и интересного.
Почаще приходи на луг, и я расскажу тебе ещё кое-что о его обитателях, - пообещала ей божья коровка.
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2
Приключения Тополиной Пушинки
Наступило лето и полетел с тополей белый пух. И кругом будто снежная метель, кружатся пушинки, как снежинки. Одни пушинки падают возле тополя другие посмелее садятся на ветки других деревьев, залетают в открытые форточки.
Высоко на веточке сидела маленькая белая Тополиная Пушинка. И очень ей было страшно покидать свой домик. Но вдруг подул сильный ветер и оторвал Пушинку от веточки, и занес ее далеко от тополя. Летит Пушинка, летит и увидела внизу много деревьев, и зеленую лужайку. Опустилась на лужайку, а рядом растет Береза. Увидела она Пушинку и говорит:
Кто это такой маленький?
Это я, Тополиная Пушинка. Меня ветер сюда занес.
Какая ты маленькая, меньше одного моего листочка, - сказала Березка и начала смеяться над Пушинкой. Пушинка посмотрела на Березку и гордо сказала:
Хотя я и маленькая, но вырасту большим, стройным тополем.
Рассмеялась Березка от этих слов, а тополиная Пушинка пустила в землю зеленый росток и начала быстро расти, а однажды она услышала рядом голос:
Ой ребята, смотрите, что это?
Это маленький Тополек, – ответил другой голос. Пушинка открыла глаза и увидела вокруг себя столпившихся ребят.
А давайте будем за ним ухаживать,- предложил кто-то из ребят.
Росла
Тополиная Пушинка быстро, прибавляя, что ни год на метр, а то и больше.
Вот она уже обогнала Березку и выше всех деревьев поднялась. И
превратилась в Серебристый Тополь. Тополь грел на солнышке свою
серебристую макушку и свысока поглядывал на Березку и на ребят играющих
на лужайке.
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2
Сказка о Радуге
Жила на свете Радуга, яркая и красивая. Если тучи покрывали небо и на землю обрушивался дождь, Радуга пряталась и ждала, когда тучи раздвинутся и выглянет кусочек солнышка. Тогда Радуга выскакивала на чистый небесный простор и повисала дугой, сверкая своими цветами-лучиками. А было у Радуги этих лучиков семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Люди увидели Радугу на небе и радовались ей. А дети пели песенки:
Радуга-Радуга, Радуга-дуга!
Принеси нам, Радуга, хлеба-молока!
Поскорей нам, Радуга, солнышко открой;
Дождь и непогоду ус-по-кой.
Очень любила Радуга эти детские песенки. Заслышав их, тотчас откликалась. Цветные лучики не только украшали небо, но и отражались в воде, множились в больших лужах и капельках дождя, на мокрых оконных стеклах... Все были рады Радуге...
Кроме одного злого волшебника Черных Гор. Он терпеть не мог Радугу за ее веселый нрав. Он злился и даже закрывал глаза, когда она появлялась после дождя на небе. Решил злой волшебник Черных Гор погубить Радугу и отправился за помощью к древней Фее Подземелья.
— Скажи мне, древняя, как избавиться от ненавистной Радуги? Уж очень мне надоели ее сияющие лучики.
— Укради у нее, — проскрипела древняя Фея Подземелья, — только один какой-нибудь лучик, и Радуга умрет, потому что жива она, только когда семь ее цветов-лучиков вместе, в одной семье.
Обрадовался злой волшебник Черных Гор.
— Да неужели так просто? Я хоть сейчас вырву из ее дуги любой лучик.
— Не торопись, — глухо проворчала Фея, — вырвать цвет не так-то просто.
Надо на ранней утренней заре, когда Радуга еще спит безмятежным сном, тихо подкрасться к ней и, как перо у Жар-птицы, вырвать ее лучик. А потом намотать его на руку и умчаться подальше от этих мест. Лучше на Север, где короткое лето и мало гроз. С этими словами древняя Фея Подземелья и подошла к скале и, стукнув по ней своей клюкой, вдруг исчезла. А злой волшебник Черных Гор подкрался тихо и незаметно к кустам, где на утренней заре среди цветов спала красавица Радуга. Ей снились цветные сны. Она не могла и предположить, какая беда повисла над ней. Злой волшебник Черных гор подполз к Радуге и протянул свою когтистую лапу. Радуга даже не успела вскрикнуть, как он вырвал из ее шлейфа Синий лучик и, крепко намотав его на кулак, бросился бежать.
— Ой, я, кажется, умираю... — только успела сказать Радуга и тут же рассыпалась по траве сверкающими слезинками.
— А Злой волшебник Черных Гор мчался на Север. Большая черная ворона несла его вдаль, а он крепко держал в руке Синий лучик. Злой волшебник свирепо улыбался, подгоняя ворону, и так спешил, что даже не заметил, как впереди засверкали переливчатые разводы Северного сияния.
А Синий лучик, увидев среди множества цветов Северного сияния и синий цвет, крикнул изо всех сил:
— Брат мой, Синий цвет, спаси меня, верни меня к моей Радуге!
Синий цвет услышал эти слова и тотчас пришел на помощь брату. Он подошел к злому волшебнику, вырвал лучик из его рук и передал быстрым серебристым облакам. И очень вовремя, потому что Радуга, рассыпавшаяся на мелкие сверкающие капли-слезинки, стала высыхать.
— Прощайте, — шептала она своим друзьям, — прощайте и передайте детям, что я больше не явлюсь на их призывы и песенки.
Случилось чудо: Радуга ожила.
— Смотрите-ка! — воскликнули радостно дети, увидев на небе пляшущую Радугу. — Это же наша Радуга! А мы ее уж заждались.
— Смотрите-ка! — говорили взрослые. — Радуга засияла! Но вроде не было дождя? К чему бы это? К урожаю? К радости? К добру...
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2
Дождевой червяк
Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке.
Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь.
Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее.
Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках.
Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй.
В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно.
Володи поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке. Но та в страхе отшатнулась и закричала:
Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые.
Девочка расплакалась и убежала домой.
Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.
Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно.
«Какие глупенькие дети! – подумал Верми. – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».
Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода.
Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья.
Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности!
Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким.
Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть.
И знаете, что предложил молодой и решительный червячок?
Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст!
Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.
Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды.
Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут.
В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка.
Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть дождевые черви уползли к соседям?
Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа.
Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной!
Папа пошёл
посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком
чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в
огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа
и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а
Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2
Было это давным давно, никто уже и не помнит, каким ветром занесло это еловое семечко на лесную полянку. Лежало оно, лежало, набухло, пустило корешок, а кверху росток. С той поры минуло много лет. Там где упало семечко выросла стройная, красивая Елочка. И как она была хороша, так же была мила и вежлива со всеми. Все любили Елочку и ухаживали за ней. Ласковый Ветер сдувал пылинки и причесывал ее. Светлый Дождик умывал. Птицы пели ей песни, а лесной доктор Дятел лечил.
Но однажды все изменилось. Проходил мимо Елочки лесник, остановился и залюбовался ею:
Ах как хороша! Это самая красивая Елочка во всем моем лесу!
И возгордилась тогда Елочка, заважничала. Она уже не благодарила ни Ветер, ни Дождь, ни Птиц, ни Дятла, никого. На всех смотрела она свысока, насмешливо.
Какие вы все возле меня маленькие, уродливые и грубые. А я красавица!
Ветер нежно качнул ветки, хотел Елочку причесать, а она как разозлится:
Не смей дуть, растреплешь мне прическу! Я не люблю, когда на меня дуют!
Я просто хотел сдуть пыль, чтобы ты была еще прекраснее, - ответил Ласковый Ветер.
Отлети от меня! – пробурчала горделивая Елочка.
Обиделся Ветер и улетел на другие деревья. Дождь хотел побрызгать на Елочку, а она как зашумит:
Не смей капать! Я не люблю когда на меня капают! Ты мне все платье промочишь.
Я умою твои иголочки, и они будут еще зеленее и красивее, - ответил Дождь.
Не тронь меня, заворчала Елочка.
Обиделся Дождь и утих. Дятел увидел кароедов на Елочке, сел на ствол и давай кору долбить, червяков доставать.
Не смей долбить! Я не люблю когда меня долбят, – закричала Елочка. - Ты испортишь мой стройный ствол.
Я хочу, чтобы на тебе не было зловредных козявок! – ответил услужливый Дятел.
Обиделся Дятел и перепорхнул на другие деревья. И вот осталась Елочка одна, гордая и довольная собой. Целыми днями она любовалась собой. Но без ухода стала терять она свою привлекательность. А тут еще и кароеды приползли. Прожорливые они залезали под кору, точили ствол. Всюду появилась червоточина. Поблекла Елочка, загнила, затрухлявила. Переполошилась она бедная, зашумела
Эй Дятел, санитар лесной, спаси меня от червей! Но Дятел не услышал ее слабый голос, не прилетел
Дождик, Дождик, умой меня! И дождик не услышал.
Эй Ветер! Подуй на меня!
Пролетающий
мимо Ветер чуть- чуть дунул. И случилась беда: Елочка закачалась и
надломилась. Надломилась, затрещала и рухнула на землю. Так и
закончилась эта история о зазнавшейся Елочке.
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2
Родник
С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр.
Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда.
Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы.
В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.
Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.
Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.
Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними.
Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.
Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят?
Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика.
У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте.
Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага.
Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.
Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.
Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки:
Артёмка! Где ты?
Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:
Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора.
Дедушка и
Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на
солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей,
и птиц, и деревья, и травы.
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2
Что на земле самое зеленое? — спросила однажды маленькая девочка у своей мамы.
— Трава и деревья, дочка, — ответила мама.
— А почему они выбрали зеленый цвет, а не какой-нибудь другой?
На этот раз мама задумалась, а затем сказала:
— Творец попросил волшебницу Природу сшить для своей любимицы-Земли платье цвета веры и надежды, и Природа подарила Земле платье зеленого цвета. С тех пор зеленый ковер благоухающих трав, растений и деревьев рождает в сердце человека надежду и веру, делает его чище.
— Но трава к осени сохнет, а листья опадают.
Мама снова долго думала, а потом спросила:
— Сладко ли тебе сегодня спалось в твоей мягкой кроватке, доченька?
Девочка удивленно посмотрела на маму:
— Вот так
же сладко, как ты в своей кроватке, спят цветы и травы на полях и в
лесах под мягким пушистым одеялом. Отдыхают деревья, чтобы набраться
новых сил и порадовать сердца людей новыми надеждами. А чтобы не забыли
мы за долгую зиму, что у Земли платье зеленого цвета, не растеряли
надежды свои, елочка с сосенкой нам на радость и зимой зеленеют.
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2
Как скворец себе дом выбирал
Дети смастерили скворечники и повесили их в старом парке. Весной прилетели скворцы и обрадовались – отличные квартиры подарили им люди. Вскоре в одном из скворечников жила большая и дружная семья скворцов. Папа, мама и четверо малышей. Заботливые родители целыми днями летали по парку, ловили гусениц, мошек и приносили их прожорливым деткам. А любопытные скворчата по очереди выглядывали из круглого оконца и с удивлением осматривались кругом. Необыкновенный, манящий мир открывался им. Весенний ветерок шелестел зелёными листьями берёз и клёнов, раскачивал белые шапки пышных соцветий калины и рябины.
Когда птенцы подросли и оперились, родители стали учить их летать. Три скворчонка оказались смелыми и способными. Они быстро освоили науку воздухоплавания. Четвёртый же никак не решался выбраться из домика.
Мама-скворчиха задумала выманить малыша хитростью. Она принесла большую аппетитную гусеницу и показала лакомство скворчонку. Птенец потянулся за угощением, а мама отодвинулась от него подальше. Тогда голодный сынок, цепляясь лапками за оконце, высунулся, не удержался и стал падать. Он испуганно запищал, но вдруг его крылышки раскрылись, и малыш, сделав круг, приземлился на лапки. Мама тотчас подлетела к сыночку и наградила его за смелость вкусной гусеницей.
И всё было бы хорошо, но как раз в это время на тропинке появился мальчик Илюша со своим четвероногим любимцем – спаниелем Гариком.
Пёс заметил на земле птенца, залаял, подбежал к скворчонку и потрогал его лапой. Илюша громко закричал, бросился к Гарику и взял его за ошейник. Птенец замер и от страха прикрыл глаза.
Что же делать? – думал мальчик. – Надо как-то помочь птенцу!
Илюша взял скворчонка на руки и отнёс домой. Дома папа внимательно осмотрел птенца и сказал:
У малыша повреждено крыло. Теперь нам надо лечить скворушку. Я предупреждал тебя, сынок, чтобы ты весной не брал Гарика с собою в парк.
Прошло несколько недель и скворчонок, которого назвали Гошей, поправился и привык к людям.
Весь год он жил в доме, а следующей весной люди выпустили Гошу на волю. Скворец сел на ветку и огляделся.
Где же я буду теперь жить? – подумал он. – Полечу-ка я в лес и подыщу себе подходящий домик.
В лесу скворец заметил двух весёлых зябликов, которые носили в клювиках прутики, сухие травинки и вили себе гнездо.
Уважаемые зяблики! – обратился он к птицам. – Не подскажите ли вы, как мне найти себе жильё?
Если хочешь, живи в нашем домике, а мы себе построим новый, - любезно ответили птички.
Гоша поблагодарил зябликов и занял их гнёздышко. Но оно оказалось слишком тесным и неудобным для такой крупной птицы, как скворец.
Нет! Ваш домик мне, к сожалению, не подходит! – сказал Гоша, попрощался с зябликами и полетел дальше.
В сосняке он увидел нарядного дятла в пёстром жилете и красной шапочке, который крепким клювом долбил дупло.
Как не быть! Есть! – ответил дятел. – Вон на той сосне осталось моё прошлое дупло. Если оно тебе приглянется, то можешь в нём поселиться.
Скворец сказал: «Спасибо!» и полетел к сосне, на которую указал дятел. Гоша заглянул в дупло и увидел, что оно уже занято дружной парочкой синиц.
Делать нечего! И скворушка полетел дальше.
На болоте возле реки серая уточка предложила Гоше своё гнездо, но и оно не подошло скворцу – ведь скворцы не вьют гнёзда на земле.
День уже клонился к вечеру, когда Гоша вернулся к дому, где жил Илюша, и сел на ветку под окном. Мальчик заметил скворца, открыл окно, и Гоша влетел в комнату.
- Папа, - позвал Илюша отца. – Наш Гоша вернулся!
- Если скворец вернулся, значит он не нашёл себе в лесу подходящего домика. Придётся нам смастерить для Гоши скворечник! – сказал папа.
На другой день Илюша с папой сделали для скворца красивый теремок с круглым окошком и привязали его к старой высокой берёзе.
Кто землю украшает
Давным-давно Земля наша была пустынным и раскаленным небесным телом, не было на ней ни растительности, ни воды, ни тех прекрасных красок, которые так украшают ее. И вот однажды задумал Бог оживить землю, рассыпал он по всей земле несметное множество семян жизни и попросил Солнышко согреть их своим теплом и светом, а Воду напоить их живительной влагой.
Солнышко принялось согревать Землю, Вода поить, но семена не всходили. Оказалось, что они не хотели расти серыми, потому что вокруг них расстилалась только серая однотонная земля, а других красок не было. Тогда Бог повелел разноцветной Радуге-дуге подняться над землей и украсить ее.
С тех пор Радуга-дуга появляется всякий раз, когда солнышко светит сквозь дождик. Встает она над землей и смотрит, красиво ли Земля украшена.
И вдруг
видит Радуга-дуга черные раны-пожарища, серые вытоптанные пятна,
развороченные ямы. Кто-то порвал, пожег, вытоптал разноцветное платье
Земли.
– Ой, — сказал
Одуванчик, — зачем Вы на меня садитесь? Я ведь такой маленький и
хрупкий, а моя ножка очень тонкая и может сломаться.
– Нет, — сказала
пчелка, — твоя тонкая ножка не сломается, она как раз рассчитана на то,
чтобы удержать тебя и меня. Ведь на каждый цветок обязательно должна
сесть пчелка.
– Зачем тебе на
меня садиться, я ведь маленький, а кругом, посмотри, сколько много
места, — удивился Одуванчик. — Я просто расту и радуюсь солнышку и не
хочу, чтобы мне кто-нибудь мешал.
– Глупенький, —
ласково сказала пчелка, — послушай, что я тебе расскажу. Каждую весну,
после долгой зимы, распускаются цветы; и мы, пчелки, перелетаем с цветка
на цветок, чтобы собрать сочный, вкусный нектар. Потом мы относим этот
нектар к себе в улей, там из нектара получается мед.
– Теперь я все
понял, — сказал Одуванчик, — спасибо, что объяснила мне это, теперь я
буду рассказывать об этом всем Одуванчикам, которые еще появятся на этой
полянке.
Тучи — помощники
Веселая Тучка,
проплывая однажды над огородом, где росли огурцы, помидоры, кабачки,
лук, укроп и картошка, заметила, что овощи очень грустные. У них поникла
ботва, а корешки стали совсем сухие.
– Что с вами случилось? — с тревогой спросила она.
Печальные овощи
ответили, что они завяли и перестали расти, потому что уже давным-давно
не было дождика, который так им необходим.
– Может я смогу вам помочь? — смело спросила Тучка.
– Ты еще такая
маленькая, — ответила большая тыква, которая считалась главной на
грядке. Вот бы налетела огромная туча, грянул гром и пролил сильный
дождик, — задумчиво сказала она.
– Я соберу своих подружек и помогу овощам, — решила тучка, улетая.
Она прилетела к
Ветерку и попросила его сильно подуть, чтобы собрать все маленькие тучки
в одну большую и помочь пролиться дождю. Шальной Ветерок с радостью
помог, и уже к вечеру большая туча раздувалась все сильнее и сильнее, и,
наконец, лопнула. Веселые капельки дождя полились на землю, и напоили
все вокруг. А удивленные овощи высоко поднимали свои вершки, как будто
не хотели пропустить ни одной капельки дождя.
– Спасибо тебе, Тучка! И тебе, Ветерок! — дружно сказали овощи. — Теперь мы обязательно вырастем и подарим радость всем людям!
Приключения листика
Здравствуйте! Меня
зовут Листик! Я родился весной, когда почки начинают набухать и
распускаться. Чешуйки моего домика — почки — раскрылись, и я увидел, как
мир прекрасен. Солнышко своими ласковыми лучами прикасалось к каждому
листочку, каждой травинке. И они улыбались в ответ. Вот пошел дождик, и
мой ярко-зеленый наряд покрылся каплями, словно разноцветным бисером.
Как весело и
беззаботно пролетело лето! Птицы чирикали целыми днями на ветках моей
мамы Березки, а по ночам теплый ветерок рассказывал мне о своих
путешествиях.
Время летело
быстро, и я стал замечать, что солнышко светит не так ярко и уже не
греет. Ветер подул сильный и холодный. Птицы стали собираться в дальнюю
дорогу.
Однажды утром я
проснулся и увидел, что мое платье стало желтым. Сначала я хотел
заплакать, но мама Березка меня успокоила. Она сказала, что пришла
осень, и поэтому все вокруг меняется.
А ночью сильный
ветер сорвал меня с ветки и закружил в воздухе. К утру ветер стих, и я
упал на землю. Здесь лежало уже много других листьев. Нам было холодно.
Но вскоре с неба посыпались белые хлопья, похожие на вату. Они укрыли
нас пушистым одеялом. Мне стало тепло и спокойно. Я почувствовал, что
засыпаю, и спешу с вами попрощаться. До свидания!
(современная экологическая сказка)
У
леса на опушке, в лубяной избушке, жила, как говорится, была одна
бабушка. В детстве она занималась йогой, и её так и прозвали – Йога. А
когда она постарела, то стали её звать Баба Йога, а те, кто не знал её
раньше, называли попросту – Баба Яга.
И так сложилась её жизнь, что
не было у неё ни детей, ни внуков, а был лишь маленький серенький
козлёнок. На него и тратила Бабушка Яга всю свою природную доброту –
баловала, одним словом. То капусточки самой вкусной с огорода принесёт,
то морковки отборной, а то и вообще в огород козлёнка запустит – ешь,
мол, родименький, что душе твоей угодно.
Шли год за годом. И, конечно
же, как и всегда бывает с теми, кого балуют, превратился наш серенький
козлёночек в большого серого козла. А поскольку работать он так и не
научился, то толку с него было как с козла молока. Целыми днями лежал на
диване, ел капусту, да реп слушал. Да так он тащился от этого репа, что
ни в сказке сказать, ни пером описать. А потом и сам сочинять стал:
лежит и орёт во всю свою козлиную глотку:
– Я серый козёл, я гроза огородов,
Меня уважает куча народу.
И если кто камнем в меня бросает,
То после сполна за козла отвечает.
Сказать
по правде, камнем в него никто и не бросал – кому охота с таким козлом
связываться. Это он придумал так, для рифмы и для собственной храбрости.
А потом и сам в это поверил. И настолько расхрабрился наш козёл, что
захотелось ему пойти в лес погулять – зверей повидать, да себя, такого
крутого, показать.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делается. Долго собирался наш козёл: то наряд его не устраивал, не
модный, мол, то настроения не было. Бабушка Яга совсем уж с ног сбилась,
разыскивая для своего любимого козла супермодные обновки:
– Устала я, бедная, а ничего здесь не поделаешь – как говорится: «любовь зла, полюбишь и козла».
Но
вот, наконец-то, собрался. Уже весна настала. Идёт он по лесу, орёт
свой хвалебный реп, а тут навстречу ему выходит, кто бы вы думали? Ну,
конечно же, волк. Кстати, прошу заметить, тоже серый. Идёт, и свою песню
поёт:
– Нет в житье моём невзгод,
Нету в нём кручинушки,
Изучаю целый год
Пестики, тычиночки.
Ля-ля-ля-ля. Ля-ля-ля.
Пестики, тычи-но-чки!
Вдруг
увидал волк козла, да так на месте и замер. От возмущения громадного. А
козёл наш стоит, ни жив, ни мёртв от страха – шутка ли сказать, первый
раз нос к носу с настоящим волком повстречался. Даже свою бейсболку с
металлическими рогами уронил. Весь свой реп вмиг позабыл, весь трясётся,
только и может сказать:
– Бе-е-е-да!
– Это ты что ж такое
делаешь, - рычит на него волк, – зачем ты сюда пришёл, я тебя
спрашиваю?! Чтоб ноги твоей больше здесь не было!
– Я, э-э-это, я не-е-е-е знал…
– Ногу убери, сколько раз тебе говорить!
– Я бо-о-ольше так не-е-е буду.
– Убери ногу! А не то я тебе сейчас как дам больно!
– А чё-ё я такого сделал? Как чё, так сразу козёл виноват! Я вам, между прочим, не козёл отпущения.
–
Что сделал? А сам не видишь, козёл ты безрогий! Чуть на цветочек не
наступил. Это же подснежник – первоцвет. Они сейчас только на этой
полянке и остались – все остальные такие как ты вытоптали.
Посмотрел
козёл под ноги – и правда: растут на полянке цветочки дивные, нежные. А у
его копыт – так сразу несколько. И красоты они дивной, неописуемой.
Стоит он, и шелохнуться боится – обувка у него тоже металлическая,
тяжёлая да неуклюжая.
А волк тем временем подошёл к нашему козлу, да
так, что ни один цветочек не задел, схватил козла и … переставил его в
другое место, безопасное. Только волк его на землю опустил, как козёл от
радости, что спасся, такого стрекача задал, что только ветер за ушами
свистел.
И остались от него бейсболка с рогами и ботинки новомодные.
Поместил их волк в ботанический музей, чтобы все смотрели, да сами бы
такими козлами не становились.
А козёл с тех пор в лес ни ногой, реп
забросил, и стал книжки умные про природу читать, чтобы уметь редкие
цветы от обычных отличать. Как знать, может ещё и человеком станет!
Тут и сказочке конец, кто всё понял – молодец,
Ну а ты не будь козлёнком, береги весенний лес.
Осень
Жила-была красавица Осень . Любила она наряжать деревья в красные, желтые, оранжевые наряды. Любила она слушать, как опавшие листья шуршат под ногами, любила, когда к ней в гости приходили за грибами в лес, за овощами в огород, за фруктами в сад.Но все печальнее становилась Осень . Знала она, что скоро придет сестра ее — Зима, покроет все снегом, скует реки льдом, ударит крепким морозом: Вот собрала Осень всех зверей — птиц, рыб, насекомых — и приказала медведям, ежам, барсукам спрятаться в теплые берлоги и норы; зайцам да белкам сменить шубки на теплые, незаметные; птицам — тем, кто боится холода да голода, — лететь в теплые края, а рыбам, лягушкам и другим водным жителям зарыться поглубже в песок, в ил и там спать до весны.
Все послушались Осени . И когда сгустились тучи, пошел снег, поднялся ветер и стал крепчать мороз, он уже был не страшен, потому что все были готовы к зиме.
Юлия Александровна Молчанова
Экологические сказки для малышей.
«Какой день»
Был ясный день. Солнце припекало. Кузнечик прыгал и радовался прекрасному дню. Дождевой червь зарывался в сухую землю. Он называл день отвратительным. Кузнечик и дождевой червь заспорили.
В это время муравей тащил мимо них сосновую иголку. Кузнечик спросил; «Какой сегодня день - прекрасный или отвратительный?» Муравей обещал ответить вечером. После захода солнца кузнечик и дождевой червь пришли за ответом к муравью. Муравей за день собрал кучу сосновых иголок. Он показал на неё и сказал : «День был прекрасный,я хорошо работал и могу спокойно отдохнуть!» .
«Ёжик»
Жил в лесу ёжик. Он был очень красивый. Тело покрыто колючками, мордочка вытянута как у мышки. Ёжику в этом году тяжело жилось,потому что лес был очень загрязнённым. Под деревьями валялось много бумаги,целлофановых пакетов,пустых консервных банок. И маленький ёжик решил спасти лес.
Он подцепил бумагу и целлофан на свои колючки и уносил всё это в одно место. Пустые консервные банки он толкал мордочкой к свалке. Эта тяжёлая работа отнимала много времени и сил у маленького ёжика. И ему стали помогать мыши, белки, зайцы. Мыши грызли бумагу на мелкие кусочки, белки и зайцы занялись банками.
Когда приходили люди ёжик крутился у них под ногами и следил чтобы они не оставляли мусор. Однажды мальчик съел конфету,а фантик бросил на землю. Тогда ёжик свернулся в колючий шар и стал колоть мальчика своими колючками,белки забросали его сосновыми шишками. Мальчик поднял фантик и положил его к себе в карман. Так лесные звери проучили несмышлёного мальчишку. А ёжик и его друзья продолжают очищать лес. Скоро там будет совсем чисто.
«Медведь»
Однажды лягушка Пипа гуляла в лесу и повстречала охотника.
Давайте познакомимся!- сказала Пипа . - Я медведь,а вы кто?
А я медвежатник! - закричал охотник и как стрельнет в Пипу наповал, если бы она была большая как медведь. Но она была маленькая вот он и промахнулся. Хотел ещё раз стрельнуть,а Пипа как закричит :
Я не медведь,не медведь! Я лягушка просто лягушка!
Ах ты обманщица!- возмутился охотник,- Я на тебя целый патрон истратил, а ты оказывается не медведь!
Размахнулся он со всей силы что бы стукнуть Пипу прикладом по голове,но опять промахнулся. А потом ещё три часа гонялся за ней по болоту пока сам не завяз.
Больше Пипа никогда медведем не прикидывалась потому что это очень опасно.
Публикации по теме:
Сказки для детей на экологические темы
Лиса и Колобок Жила-была в лесу Лиса. Надоело сидеть ей в норе, и решила она прогуляться по лесу. Идёт, песенки напевает. Шла она, шла,.Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста. Игра 1. Раскладывание листьев по подобию. Цель: учить детей находить одинаковые.
Дидактическое пособие"Экологические знаки" для занятия"Путешествие в лес" по экологии Цель:Формирование у детей ответственного отношения.
Инсценировка сказки для малышей «Мы загадки отгадали и нам сказку показали» Эту сказку можно показать в свободное время,привлечь для показа сказки новых детей старших групп,малышам особенно нравятся сказки,в которых.
В раннем возрасте важное значение отводится речевому развитию ребенка. Одним из главных источников для развития речи малышей являются произведения.
Сценарий сказки «Курочка Ряба» для малышей раннего возраста Автор: воспитатель Алишкевич Татьяна Борисовна, МДОУ д/с № 299, г. Красноярск. Оборудование: Ширма, игрушки для показа кукольного театра.
Экологические игры, наблюдения и опыты Наблюдения 1-й квартал За неживой природой осенью. За сезонными изменениями в природе. За насекомыми. За растениями на участке детского.
В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.
В борьбе за будущее человечества и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги. Либо мы посеем злак, либо взрастим бурьян. На протяжении многих лет детям внушали: любое явление природы - все во благо человеку, все для человека и ничего взамен. Это привело к тому, что начиная с детского сада, дети знали, что лес - это древесина, которая нужна человеку для строительства, изготовления бумаги, лес дает человеку пищу в виде грибов, ягод, орехов и т. д. Птицы нужны и полезны, так как они уничтожают насекомых. Землю нужно копать, пахать, сеять на ней, и она даст хороший урожай. И так во всем. Вот этот эгоистический потребительский навык очень хорошо усвоился.
А ведь бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет. Именно в дошкольном детстве закладывается позитивное, бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко всему окружающему.
Над проблемой эмоционального воспитания дошкольников через ознакомление с природой наш сад работает в течение пяти лет. В поисках нетрадиционных методов и технологий используем такие программы как: Н. Н. Вересова «Мы - земляне», С. А. Козловой «Я - человек» (воспитание у детей осознанных чувств, так как разрушение среды обитания - следствие разрушения личности человека, разрушения его духовного мира); Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой «Жизнь вокруг нас» (дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе); Ж. Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка» (развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие).
Размышляя над тем, чего не хватает нашим детям, вроде бы у них есть дом, семья, они окружены родительской любовью, заботой и вниманием, я пришла к выводу, что дошкольники равнодушны к окружающему их миру, к себе, к людям, к чувствам, поступкам, обязанностям, т.е. у них не воспитано чувство единения с природой и они вряд ли смогут без напоминания заметить какой-либо природный объект, нуждающийся в помощи человека и применить свои знания на практике.
В своей работе с детьми на первый план я ставлю эмоционально-нравственные и познавательные цели, а затем уже обучающие. Дошкольники запоминают и усваивают быстро, например, что снежинка на ладони тает и из нее получается вода, а вот то, что снежинка красивая, имеет различные узоры, разнообразные формы, что ее можно рассматривать, дети понимают не сразу, для этого нужна долгая, кропотливая работа. Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное (когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра). Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру. Поэтому в работе с детьми особое место я уделяю экологическим сказкам, способствующим приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.
Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.
Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны.
Поэтому целью моей работы с дошкольниками в этом направление стало:
- формирование у детей ответственного и доброжелательного отношения к природе;
- сопереживание живому организму.
Мною были поставлены следующие задачи:
- воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать чувство эмпатии к объектам природы;
- посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;
- формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5 – 6 лет;
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Ожидаемый результат:
- эмоциональное восприятие окружающего природного мира;
- освоение экологических норм поведения в природе.
Для привлечения внимания и развития интереса детей к объектам природы мною был составлен список экологических сказок, которые смогут сделать экологическое воспитание дошкольников более занимательным и разнообразным, так как дети дошкольного возраста, в силу своих возрастных особенностей, легче запоминают материал, когда он подается в разнообразных формах, исключающих сухость и монотонность.
При составлении списка сказок я провела их тщательный отбор, связанный с их содержанием, потому что для конкретных целей экологического воспитания дошкольников необходимы сказки с наиболее точным содержанием для определения ценностей, способствующих стать отправной точкой для обсуждения и возможностью ребенка высказать и обосновать свое мнение.
В течение года детям рассказывались и анализировались экологические сказки: “Жила – была Река”, “Как люди речку обидели”, “История одного пруда”, “Ходит капелька по кругу”, “Вот труба, над нею – дым”, «Приключение улитки Ули», «Лилипут – Озорник» и др.
В процессе рассказывания сказок наблюдала за детьми и понимала, что слушая интересные сюжеты, дошкольники не только усваивают экологические правила, нормы поведения в природе, но и пытаются сопереживать за живую природу и окружающий мир.
Но во время работы со сказками выявились следующие проблемы:
1. Не все, то, что прочитано детям, интересно и понятно им, так как экологические сказки читались по книгам без картинок.
2. Однотипность. Нет захватывающего сюжета.
Прочитанные и пересказанные сказки дети до этого не слышали. Если же они узнавали что-то знакомое, говорили: “Я мультик смотрел”. И никто не сказал: “ Мне рассказывали” или “ Мне читали”. Отсюда вывод: основной источник экологического образования детей – детский сад, домашний же воспитатель, в основном – это телевизор, где “живут и здравствуют” любимые детьми и непонятные нам, взрослым, Смешарики, Лунтик, Смурфики и др.).
Эту большую любовь к современным героям мультфильмов, я использовала в своей экологической работе. Был разработан сказочный проект «Смешарики»: в продуктивной деятельности с детьми изготавливали образы любимых героев, организовали выставку детских работ под названием «Наши любимые Смешарики», а затем инсценировали сказку “Смешарики в отпуске”, где дети самостоятельно изготовили маски героев. Вся эта работа способствовала тому, что дети постепенно стали отождествлять себя с любимыми персонажами и более эмоционально передавать характеры героев сказки.
Таким образом, экологические сказки надо читать, обыгрывать, пересказывать с детьми, инсценировать, рисовать, сочинять.
Я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю работу в данном направлении. Большой пласт – это организация работы с родителями по приобщению детей к «экологическому творчеству», как в традиционных формах: проведение совместных природоохранных экологических акций, викторин; родительских собраний, консультаций) так и в нетрадиционных формах: «Экологический КВН», аудиозаписи «Об этом говорят наши дети», сотворчество родителей и воспитанников по составлению экологических сказок, изготовление экологических фотоальбомов и пр. Все эти мероприятия позволили пополнить образовательную среду группы и эмоционально обогатить внутренний мир ребенка, создать основу для отношений сотрудничества, преодолеть барьеры и навести мосты между детским садом и семьей.
Результаты работы с детьми видны уже сейчас. Проведенная диагностика показала, что дошкольники не только стали проявлять нормы экологически правильного поведения в природе, но и прочувствовали их, проиграли и надеюсь, запомнили их на всю жизнь.
Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений!
В этом будет и частица моей заслуги…
Список использованной литературы
- Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. — Педагогика. 2007. — № 5. — С. 22-27.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
- Рыжова Н. А. Не просто сказки…. . – М.: Академия, 2002.
- Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: экология для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2008.
БАБУШКА ФЕДОРА И ГЕРАНЬ
Жила-была Герань. Бедная, несчастная
Герань. Когда-то она была очень красивой. А
сейчас… Что же случилось с ней. Цветки завяли,
листья пожухли, а корни давно уже утратили свою
силу…Земля в треснувшем горшочке просила чистой
воды…но никто не мог помочь ни земле, ни цветам,
ни листьям.
А виной всему была бабушка Федора. Лентяйка и
неряха. Не ухаживала она за Геранью и вообще
давным-давно про нее забыла.
А бедная Герань из последних сил пыталась
сделать мир вокруг бабушки Федоры прекрасным …
но все ее попытки были напрасны.
И вот настал тот день, когда силы Герани были на
исходе… И решила она оставить бабушку Федору.
Ушла от нее. Посмотрела сиротливо на дом, в
котором жила и ушла.
Проснулась утром бабушка Федора и не поймет, что
случилось.
– Как то нехорошо мне сегодня, неспокойно и
чувствую себя плохо. Что такое, почему так?
Долго не могла понять бабушка Федора, что не так.
Но тут появилась мышка из-за печки.
– Что, бабушка, плохо тебе?
– Плохо мышка, плохо..
– Я могу рассказать тебе почему?
– Почему же?
– Это все потому, что твой дом Герань покинула.
Только теперь, после слов мышки бабушка Федора
обратила внимание на то, что подоконник возле
грязного, пыльного окошка пуст.
– Ты наверное не знаешь, – продолжала мышка, – но
Герань особенное растение. Ее аромат лечит душу
человека, успокаивает, оберегает и помогает
справляться со всеми трудностями.
– А я и не знала … – огорченно вздохнула Федора.
– Но даже если бы и знала…За все время, что
Герань у меня жила, я ни разу ее благотворного
влияния на меня не почувствовала.
– А ты ухаживала за ней?
– А что, надо было ухаживать?
– Конечно! Землю поливать, рыхлить, корни питать.
А еще солнечный свет ей нужен…А ты на окошко свое
посмотри – пыльное, грязное!
– Ой, что же теперь делать-то? – вздохнула
бабушка Федора.
– Пойди и верни Герань – просто ответила Мышь.
И пошла бабушка Федора по полям, по лугам… Долго
ходила. Пришла на поляну. Видит, сидит ее Герань
вся такая бедная, несчастная…Горькие слезы льет.
– Герань, милая, прости меня. Мне без тебя так
плохо. Вернись домой, прошу. Я буду беречь тебя,
ухаживать за тобой.
Простила Герань бабушку Федору. Вернулись они
домой.
Посадила бабушка Федора Герань в новый горшочек,
землю новую насыпала, порыхлила, листья полила, а
еще окошко помыла, чтобы солнечные лучи ласкали
цветы герани своим теплом и светом. И зацвела
Герань от счастья, и наполнила дом Федоры
чудесным, благотворным ароматом.
С тех пор бабушка Федора бережет свою Герань и
всегда за ней ухаживает.
КАК У РОСТОЧКА ПОЯВИЛОСЬ ИМЯ
В одном маленьком городе стоял маленький
детский сад, в котором воспитывались маленькие,
но очень хорошие дети. Они очень любили животных,
птиц, растения. Дети, хотя и были еще совсем
маленькими, но уже могли сами заботится об
обитателях их живого уголка. Такие это вот были
хорошие и послушные дети.
Но когда малыши уходили домой и в коридорах
детского сада становилось тихо, растения и
животные разговаривали друг с другом.
И вот однажды Лилия, которая стояла на
подоконнике рядом с Бегонией, удивленно
воскликнула:
– Посмотрите, рядом со мной стоит горшок, в
котором кроме земли ничего нет.
– Знаете, уважаемая Лилия, – сказала Бегония, – я
видела, как дети сегодня старательно поливали
эту землю.
– Странно, – вздохнул Кактус, – пустая земля, а
поливают…
– И ничего странного в этом нет, – сказал самый
мудрый из всех растений Папоротник. – Раз наши
дети поливают эту землю в горшочке, значит они
чего-то ждут.
– Чего же они могут ждать? – удивилась Лилия.
– Как чего? Нового маленького росточка, который
появится из маленького семечка, которое в свою
очередь пока еще прячется глубоко в земле.
– Ах вот оно что! – разом ахнули все растения. –
Значит скоро у нас появится новый питомец!
– Интересно, на кого он будет похож? – спросила
Бегония, и разом со всех сторон посыпались
предположения растений, ибо каждое из них
считало, что росточек будет похож именно на него.
А между тем у маленького семечка появился
маленький росточек.
Как-то раз, когда комнатные цветы в очередной раз
спорили непонятно о чем, они услышали тоненький
голосок:
– Здравствуйте!
– Ой, вы только посмотрите, наш маленький
росточек появился на свет! – воскликнула Лилия.
– Здравствуй, росточек! – поздоровалась Бегония.
– Как тебя зовут?
– А я не знаю… – опечалился росточек.
– Ну ничего. Ты не переживай. – успокоил его
Папоротник. – Мы все здесь знаем свои имена, они
написаны на табличках наших домов. Как только ты
немного подрастешь, мы посмотрим на кого ты
будешь похожим и узнаем твое название.
Дни проходили за днями. Каждый день дети
ухаживали за росточком. Поливали его и рыхлили
землю, подкармливали его витаминами. А росток все
рос, набираясь сил и наполняя пространство
вокруг себя чудесным, успокаивающим ароматом.
– Как же меня зовут? – недоумевал росток. – У
всех цветов вокруг меня есть названия. А кто же я
такой?
Так прошло еще несколько дней. Росток уже
перестал быть просто ростком. Он вырос и
превратился в благоухающий цветок, с мягкими
резными листьями, с маленькими розовыми
цветками, каждый лепесток которых был похож на
маленькое сердечко.
Наступил торжественный момент. В одно прекрасное
утро дети прикрепили к цветочному горшку
название.
«Герань» – было написано на этой табличке, а
ночью, когда детский сад вновь опустел, все
жители живого уголка заметили, что у нового
питомца теперь появилось имя.
– Здравствуй Герань, добро пожаловать Герань,
как поживаешь Герань – слышалось со всех сторон
и юная Герань была безумно счастлива, что теперь
и она знает свое название.
Так из маленького росточка выросло комнатное
растение, которое до сих пор живет в одном
маленьком детском саду, в котором воспитываются
маленькие, но очень хорошие дети.
КАК ЧЕЛОВЕК ПРИРУЧИЛ РАСТЕНИЯ
Давным-давно, когда люди еще не знали, что такое
комнатные растения, жил-был Человек. Каждую весну
он наслаждался пробуждением растений возле
своего дома, каждое лето радовался зеленой
листве деревьев и каждой осенью, с грустью
наблюдал за тем, как осыпается листва с деревьев
и желтеет трава.
Как-то раз, когда лето было уже почти на исходе,
Человек понял, что не хочет расставаться с
зеленой листвой и решил, что спрячет растения у
себя дома, в тепле и уюте.
Пошел Человек к дереву и попросил:
– Дерево, подари мне одну из твоих веточек, я
посажу ее у себя дома, и она будет всю зиму
радовать меня своими зелеными листочками.
– Бери, – ответило Дерево. – Но помни, что
Природа заботится о своих творениях, чтобы они
могли радовать тебя, Человек, а сможешь ли ты
заменить веточке Природу?
–Я – Человек, я все смогу – ответил Человек, взял
веточку и пошел домой.
Пришел Человек домой, выбрал самый красивый
горшок, насыпал в него самой лучшей земли,
посадил в нее веточку и стал ждать.
Прошел день, другой, но маленькая веточка вместо
того, чтобы расти и цвести, стала клониться к
земле, увядать и чахнуть.
– Что же с ней такое? – недоумевал Человек. – Что
я делаю не так? Пойду спрошу у Дерева.
Пришел Человек к Дереву.
– Что, Человек, как поживает моя веточка? –
спросило Дерево.
– Плохо. Вянет и чахнет веточка. Помоги мне,
Дерево. Что я делаю не так? Землю самую лучшую
насыпал, горшок самый красивый взял…
– Эх ты, Человек… – вздохнуло Дерево. – Долго мы,
деревья, на земле живем и не вянем, потому что
Природа сделала так, чтобы облака и тучи, проходя
над нами, проливались дождем. Дождь увлажняет
почву, питает наши корни, и мы в ответ ему
благодарно шелестим листвой.
– Спасибо тебе, Дерево! – сказал Человек и
поспешил домой.
Придя домой, наполнил Человек кувшин мягкой
водой комнатной температуры и полил свою
веточку. Вздохнула веточка, распрямилась и
потянулась своими маленькими листочками вверх.
Обрадовался Человек, что все сделал правильно.
Прошел день, другой… И снова веточка захворала.
Человек полил ее водой, но в ответ веточка лишь
совсем чуть-чуть шевельнула листочками и
продолжала чахнуть.
– Что же опять с ней такое? Пойду спрошу у Дерева
– решил Человек.
И пришел Человек к Дереву.
– Здравствуй, Человек, – сказало Дерево. – Как
там поживает моя веточка?
– Плохо. Помоги мне, Дерево, – взмолился Человек.
– Я поливаю ее как только высыхает земля, но
что-то снова веточка чахнет. Что я делаю не так?
– Эх ты, Человек, – вздохнуло Дерево. – Природа
задумала так, что глубоко под землю уходят корни
деревьев, и не может попасть к ним воздух и вода,
ибо земля слишком плотная. Поэтому Природа
подарила нам помощников. Живут под землей
дождевые черви и другие существа, которые роют
ходы возле корней и тем самым, рыхлят землю,
поэтому корни деревьев могут дышать.
– Спасибо тебе, Дерево, – воскликнул Человек и
поспешил домой.
Пришел Человек домой, взял палочку и аккуратно,
чтобы не повредить нежные корни своей веточки,
порыхлил землю. Вдохнула глубоко веточка,
распрямилась и зашелестела юными листочками.
Обрадовался Человек.
Так прошла осень и наступила зима. Однажды, в
холодное, зимнее утро заметил Человек, что
веточка снова загрустила. Человек полил веточку,
порыхлил землю, но ничего не помогало.
Пошел Человек к Дереву, но не смог его разбудить,
ибо зимой деревья все спят и наверное, видят
самые красивые сны.
Испугался Человек. Неужели погибнет его веточка?
Пришел домой печальный и вдруг слышит тихий
голосок:
– Человек, послушай меня…
– Кто это говорит? – удивился Человек.
– Это я, твоя веточка. На улице зима, Человек, а
Природа задумала так, что зимой, когда холодно,
все деревья, цветы и растения спят.
– Но у меня дома тепло и уютно. Разве это тебя не
радует? – спросил Человек.
– Радует, но Природа нам дарит солнечный свет,
чтобы все цветы и деревья могли расти.
– Ах вот оно что! – воскликнул Человек. – Теперь
я понял!
Взял Человек горшок с веточкой и поставил в самое
светлое место в своем доме – на подоконник.
Так и поселилась веточка на подоконнике. За окном
зима, а дома у Человека растет и цветет веточка.
Так Человек понял, что именно нужно делать, чтобы
цветы могли расти и дома. За ними надо ухаживать,
создавать им условия, приближенные к
естественным. Надо их поливать, освещать и
рыхлить землю. И тогда, даже самой холодной и
снежной зимой, будет у Человека дома лето!
ПРОСТО ГУСЕНИЦА
Мой юный друг! Ты когда-нибудь видел гусеницу?
Вот и прекрасно. Сегодня я расскажу тебе историю
про одну такую гусеницу. Просто гусеницу.
Жил на свете голубь по имени Гурлыка. Любил
голубь летать высоко в небе. И дружил голубь с
одной маленькой пчелой по имени Жужа. Каждый
летний день, как только солнышко выходило в
чистое небо, вылетал голубь из своего домика в
небо и встречался там с пчелой Жужой. Вместе они
летали, трудились и наслаждались солнечным
теплом.
Но вот однажды полетел голубь Гурлыка в небо и с
высоты заметил странное существо. Это существо
было длинное, какое-то совсем непонятное, было у
него много ножек, но не смотря на огромное
количество ножек передвигалось оно очень и очень
медленно.
Пчела Жужа тоже заметила это существо.
– Как ты думаещь, Жужа, что это за зверь такой
диковинный, – спросил Гурлыка.
– Не знаю, – ответила Жужа. – Смотри, крыльев у
него нет, значит не птица и не пчела. Может
полетим и познакомимся с ним.
– Полетели, – ответил Гурлыка и друзья
спустились на землю.
А на земле, на зеленом листочке самой сочной
травы сидела… гусеница.
– Привет! – Поздоровались с ней друзья. Ты кто и
как тебя зовут?
– Я гусеница … просто гусеница.
– А ты летать умеешь? – спросила пчела Жужа.
– Нет, не умею. Я только ползаю.
– Как жаль, что ты не умеешь летать, – сказал
голубь Гурлыка. – Тебе наверное грустно и
одиноко здесь одной на земле.
– Да, иногда мне бывает грустно, но может быть вы
не откажетесь дружить со мной и хотя бы иногда
прилетать ко мне, сюда, на эту сочную и зеленую
траву.
– Конечно, мы каждый день будем навещать тебя.
Так пролетали дни за днями. Голубь и пчела как и
прежде встречались в небе, но теперь они еще
спускались и на землю, чтобы поиграть с
гусеницей.
Так незаметно пролетело лето и наступила осень.
Как то ранним осенним утром друзья вновь
полетели чтобы найти гусеницу. Но ее не оказалось
на земле. Долго звали пчела и голубь гусеницу, но
никто им не ответил. Да и травы уже не было. Только
один, одинокий желтый лист лежал на земле, а на
нем, странный предмет. Это был кокон,
темно-коричневого цвета. Посмотрели на него
друзья, постучали, но из кокона не доносилось ни
единого звука. Тишина. Еще долго голубь Гурлыка и
пчела Жужа ждали, не появится ли гусеница. Но так
никто не появился.
Прошла осень, наступила зима. А потом, после зимы
пришла весна. Все снова расцвело и снова
приветливое солнышко светило на небе. И снова,
как и раньше встречались в небе голубь и пчела,
чтобы полетать высоко в небе и понежиться на
солнышке. И вот однажды, летая высоко в небе, они
увидели прекрасное создание. Она порхала в небе
рядом с ними и каждое ее крылышко переливалось
всеми цветами радуги.
– Кто ты, – спросил у прекрасного создания
голубь Гурлыка.
– Как, разве вы не узнаете меня? – сказала
бабочка голосом гусеницы. – Я та самая гусеница,
к которой вы прилетали на землю, чтобы поиграть
со мной и скрасить мое одиночество.
– Но ведь ты не умела летать, у тебя было много
ножек, ты медленно ползала и крыльев у тебя
совсем не было – изумилась пчела Жужа.
– Правильно. У нас у бабочек всегда так. Сначала
мы рождаемся гусеницами, все лето ползаем, потом
мы прячемся в кокон, когда наступает осень, и там,
в этом коконе, пока идет зима, гусеница
превращается в бабочку, чтобы весной появиться
на свет и порхать над цветами, наслаждаясь теплом
и светом.
Теперь друзья все вместе каждое утро встречались
в небе – и голубь Гурлыка, и пчела Жужа, и бабочка,
которая раньше была совсем обыкновенной
гусеницей.
Вот такие чудеса, мой юный друг. Теперь ты знаешь,
что гусеница превращается в бабочку, поэтому в
следующий раз, когда пойдешь по лесной тропинке,
и вдруг увидишь гусеницу, не бойся ее. Ведь это та
самая, просто Гусеница.
Жил был заяц. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но зайчику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет зайчик, гуляет и вдруг навстречу ему ежик не головы не ножек.
- «Здравствуй ежик! Ты что такой грустный?»
- «Здравствуй зайчик! А чему радоваться то, ты посмотри какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».
- «Ежик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».
- «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!
- «Ага ежик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».
- «Да ну заяц, я тебе не верю».
- «А давай проверим»?
- « И как же это мы будем проверять»?
- «Очень просто, вот держи ежик букет цветов, это тебе подарок от меня».
- «Ой спасибо зайчик, ты настоящий друг»!
- « Ежик и ты мне подари цветы».
- «Да запросто на держи».
- «А теперь ежик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ежик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».
- «Хорошо заяц. До свидания»!
Прошло три дня. Заяц как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет зайчик и вдруг на встречу ему ежик не головы не ножек.
- «Ежик, ты что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».
- «Да чему заяц радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».
- «Ежик, а ты понял почему твои цветы засохли»?
- «Конечно понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».
- «Да ежик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».
- «Зайчик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!
- Понятие высказывания. Виды высказываний. Высказывание (логика) Можно ли что-то изменять в цитируемом отрывке
- Что такое мировоззрение человека - его формы, виды и принципы формирования Мировоззрение в вк что написать
- Статусы про мировоззрение Мировоззрение вконтакте значения
- Статусы про мировоззрение Что значит мировоззрение в вк