Джанни и санто версаче. Семья джанни версаче не верит создателям сериала о нем
Имя: Джанни Версаче (Gianni Versace)
Возраст: 50 лет
Деятельность: модельер, дизайнер, основатель модного дома Gianni Versace
Семейное положение: не был женат
Джанни Версаче: биография
Биография Джанни Версаче, выдающегося модельера из Италии, похожа на сказочную историю. Мальчик из небогатой семьи оказался способен на чудо: Версаче стал не только одним из самых известных кутюрье, но и настоящим законодателем моды и стиля. К сожалению, не все в судьбе мастера складывалось так же легко и безоблачно, как карьера.
Детство и юность
Будущий модельер родился 2 декабря 1946 года в маленьком городке Реджио де Калибрия, что на юге Италии. Родителям мальчика принадлежала одежная лавочка, которая и приносила семье доход. С ранних лет развешивать наряды и подбирать аксессуары к ним матери помогал именно маленький Версаче. Джанни приходил в восторг, видя, как, казалось бы, незначительные детали меняют вид целого наряда.
В семье Версаче росли трое детей: у Джанни были брат Санто и сестра Донателла. Обожание матери было отдано старшему сыну, Джанни же постоянно страдал из-за недостатка материнского внимания. Заполнить эту пустоту мальчик старался минутами, проведенными вместе с матерью в семейной лавке. Вскоре Джанни умел не только аккуратно развешивать одежду, но и начал разбираться в особенностях кроя и тканей.
Помимо платьев, юного Джанни Версаче привлекало рисование. Родители даже прочили сыну карьеру архитектора. Молодой человек, окончив школу, поступил в институт, на архитектурный факультет, однако вскоре понял, что эта специальность не принесет творческого удовлетворения. К тому же, мать Джанни настаивала на том, чтобы сын помогал работать в семейном магазине. Так Джанни бросил институт и сосредоточился на помощи матери.
Мода и дизайн
До 25 лет Джанни Версаче работал в семейном магазине. Молодой человек постоянно придумывал новые образы, помогал покупательницам подбирать комплекты одежды и постигал тонкости мастерства модельера. Неудивительно, что вскоре имя юного дизайнера стало известно городским модницам.
Почувствовав уверенность в собственных силах, Джанни Версаче отправляется в Милан, столицу итальянской моды. Там Версаче посчастливилось устроиться на работу сразу к трем именитым модельерам. Вскоре Джанни становится незаменимым на модных показах: молодой человек разъезжает по Италии, организовывает показы и помогает работодателям в подготовке коллекций.
Набираясь опыта, Джанни начал мечтать об открытии собственного модного дома, а также продумывать коллекцию одежды, которую решился представить миру весной 1978-го. Этот дебют моментально сделал модельера известным: коллекцию приняли с восторгом и столичные модники, и пристрастные критики.
В том же году Джанни Версаче зарегистрировал торговую марку на собственное имя и торжественно открыл первый магазин. Помогать брату приехали Санто и .
Модный дом
Эмблемой модного дома Версаче стала голова Медузы Горгоны. Дело в том, что Джанни интересовался античной мифологией, а Горгону посчитал символом завораживающей, безусловной красоты. Сейчас эта эмблема узнаваема даже людьми, далекими от мира моды.
Уже в 1979 году, сразу вслед за дебютной женской коллекцией, Версаче выпускает линейку одежды для мужчин. Премьерный показ прошел с блеском, модельер приобрел множество поклонников, а также интерес и уважение со стороны коллег по модному цеху.
В 1980-х показы модного дома Версаче проходили один за другим. Каждая коллекция становилась сенсацией: Джанни не боялся экспериментировать с кроем, предпочитая откровенные и яркие наряды, не скрывающие красоту женского и мужского тела.
Вскоре одежда бренда Версаче становится культом. Клиентами гениального мастера оказываются , и многие другие звездные персоны.
Параллельно Джанни Версаче открывает магазины собственной марки в разных странах мира. Успех, как и доходы модельера, бесконечно стремятся ввысь, а фото с показов мастера захватывают обложки модных журналов.
Джанни Версаче решает не останавливаться на достигнутом, и спустя некоторое время под узнаваемым лейблом выходит первый аромат. Это были женские духи «Gianni Versace». Вслед за ними появился и мужской парфюм «L ̛ Homme». С тех пор модный дом Джанни Версаче выпустил множество ароматов, однако эти первые духи по-прежнему остаются актуальными.
В 1990-е модельер вновь расширяет горизонты собственной компании. Под маркой Джанни Версаче начинает выпускаться посуда, мебель, бижутерия и даже автомобили. Каждая новинка на ура встречается поклонниками мастера, каждый раз подтверждая пословицу о том, что талантливые люди способны показать себя в любой деятельности.
Личная жизнь
Существует мнение, что на личную жизнь Джанни Версаче повлияла детская травма. Дело в том, что по пути в школу мальчику приходилось проходить мимо борделя. Строгая мать постоянно ругала Джанни, если тот нечаянно поворачивал голову в сторону этого заведения. С тех пор страх увидеть обнаженную женщину закрепился в голове Джанни. И даже несмотря на то, что позже Версаче связал жизнь с созданием одежды для женщин, отношения с дамами пугали модельера.
Как бы то ни было, но личная жизнь Джанни Версаче, несмотря на нетрадиционную ориентацию великого мастера, сложилась счастливо.
Первый серьезный роман модельера, правда, окончился разрывом. Молодой манекенщик по имени Пол Блэк предпочел любовнику его собственную сестру Донателлу. После этого случая брат и сестра не общались больше года, а Пол вскоре стал мужем Донателлы.
Джанни Версаче и Антонио д"Амико
Вторая же история любви длилась до конца жизни Джанни Версаче. Избранником модельера стал Антонио д"Амико, руководитель отдела спортивной одежды модного дома Версаче. Известно также, что Джанни и Антонио периодически отдыхали втроем, выбрав кого-нибудь из любимых моделей. Однако столь смелые развлечения не влияли на отношения влюбленных.
Смерть
Казалось, счастливая жизнь модельера продлится еще много лет, однако судьба распорядилась иначе. 15 июля 1997 года Джанни Версаче был убит непосредственно на крыльце собственного дома, в Майами.
Убийство совершил серийный убийца Эндрю Кьюненен. Известно, что преступник оказался гомосексуалистом и зарабатывал на жизнь проституцией. Причиной смерти Джанни Версаче назвали огнестрельное ранение: модельер скончался из-за двух точных выстрелов в голову.
В этот день в доме вместе с Джанни оказался только Антонио д"Амико, который и вызвал полицейских. Убийцу, а точнее его тело, нашли спустя восемь дней: мужчина застрелился. В предсмертной записке Эндрю Кьюненен написал, что убил Джанни Версаче «как знамя гомосексуализма».
Смерть модельера моментально обросла слухами и домыслами. По одной версии, убийство заказали члены семьи Джанни Версаче. По другой - к преступлению приложила руку итальянская мафия. Выдвигались даже предположения, что виной произошедшему стала эмблема модного дома Версаче - Медуза Горгона, якобы притянувшая беду.
Ни одна догадка не получила официального подтверждения, а убийство Джанни Версаче до сих пор называют одной из тайн XX столетия.
После похорон мастера руководить модным домом стала Донателла Версаче. Спутник Джанни, Антонио, согласно завещанию получил право жить на любой из вилл, принадлежавших Версаче, а также щедрое ежемесячное содержание.
Память
- 1997 - альбом Элтона Джона «The Big Picture», посвященный Джанни Версаче
- 2001 - документальный фильм «Жертва моды. Убийство Джанни Версаче»
- 2013 - фильм «Дом Версаче»
Джанни Версаче
Тема загадочной смерти знаменитого модельера Джанни Версаче не дает покоя многим исследователям уже 19 лет. 15 июля 1997 г. модного дизайнера застрелили на ступенях его особняка в Майами. Убийцу нашли очень быстро, но перед задержанием он покончил с собой. По официальной версии, мотивом преступления были действия на гомосексуальной почве, но это объяснение звучит неубедительно. О настоящих причинах убийства до сих пор известно очень мало.
Эндрю Кьюненэн
Эндрю Кьюненэн
Дело об убийстве Джанни Версаче было раскрыто на удивление быстро – всего, за две недели. Киллером стал серийный убийца Эндрю Кьюненэн, на счету которого уже было четыре жертвы. Он зарабатывал на жизнь проституцией, и, по одной из версий, все убитые были его любовниками. Он числился в розыске, но полиции никак не удавалось его задержать. Подозрение пало на него, когда недалеко от особняка Версаче обнаружили фургон с одеждой со следами крови последней жертвы серийного убийцы. Все улики слишком явно указывали на единственного подозреваемого. В предсмертной записке он якобы признался, что убил модельера как «знамя гомосексуализма». Но убийца сам был представителем нетрадиционной ориентации, и поэтому такое объяснение звучит нелогично. Настоящий мотив преступления так и остался невыясненным.
Особняк Версачи в Майами, возле которого было совершено убийство
Частный детектив Фрэнк Монт уверен в том, что к убийству Версаче была причастна южноитальянская преступная группировка – Нʼдрангетта. По его версии, дизайнера убили за то, что он посмел бросить вызов мафиози. Убийство организовали так, чтобы подозрение пало на серийного убийцу, суицид которого позже был инсценирован. Детектив утверждает, что за несколько месяцев до смерти Версаче обратился в его агентство с просьбой провести расследование. Он подозревал, что в его бизнес проникла мафия с целью отмывания денег. Модельер якобы собирался в конце лета собрать пресс-конференцию и огласить имена преступников.
Модельер был родом из Калабрии, и еще при жизни Версаче ходили слухи о его связях с калабрийской мафией. Его взлет был слишком стремительным и внезапным, что заставило историков моды выдвинуть предположения о помощи спонсоров из преступного мира. Откуда у молодого дизайнера появился стартовый капитал, и как он смог открыть собственный Дом моды – действительно загадка. Возможно, это были деньги южноитальянской преступной группировки, с которой позже кутюрье не пожелал делить свои доходы. За год до смерти Версаче разразился скандал, в котором были замешаны многие дизайнеры, чьи модные дома были прикрытием для отмывания денег мафии. Джанни тоже подвергался обвинениям, но сам он категорически опровергал свои связи с преступным миром.
Джанни Версаче
Великий кутюрье, тайна гибели которого до сих пор не раскрыта
Калабрийская мафия нередко промышляла подделкой известных брендов, и когда Версаче приобрел всемирную популярность, в Италии появились фабрики, занимавшиеся производством котрафакта. Версаче объявил войну подпольным фабрикам: из-за дешевых подделок, наводнивших рынок, его марка теряла престиж. Кроме того, он терял сотни миллионов долларов: в 1995-1996 гг. оборот котрафактной продукции на две трети превышал доходы Модного дома Версаче. Дизайнер сотрудничал с «Желтым пламенем» – антикоррупционной полицией, и лично участвовал в расследованиях, разоблачающих деятельность подпольных фабрик. Эмблемой марки Версаче долгое время была медуза Горгона, но поскольку именно ее чаще всего подделывали, кутюрье публично отказался от этой эмблемы.
Великий кутюрье, тайна гибели которого до сих пор не раскрыта
Конечно, калабрийская мафия не могла не отреагировать на такое яростное сопротивление и противодействие. Неоднократно, Версаче получал своеобразные черные метки: однажды, в своем саду он обнаружил мертвую птицу, затем – мертвого пса. Но дизайнера не останавливали эти предостережения. Он был фаталистом и верил в то, что судьбы не избежать. Версаче не пользовался услугами охраны и часто выходил на улицу без сопровождения. Поэтому, убийце не составило труда осуществить свой план.
Джанни Версаче
Знаменитый итальянский модельер
Однако, если это, действительно, было делом рук мафии, почему они поручили убийство не киллеру, а психически неуравновешенному серийному убийце? Очевидно, эта тайна еще далека от своей окончательной разгадки.
Джанни Версаче (Gianni Versace) – итальянский модельер, подаривший женщинам всего мира возможность раскрыть себя в нарядах от дизайнерского Дома моды. Он всегда говорил, что одно и то же платье на Мадонне и принцессе Диане будет смотреться по-разному. Если певица сделает его сексуальным, то леди Ди будет выглядеть как эталон классики. Творчество кутюрье проявлялось не только в создании смелых моделей одежды, но и в коллекциях посуды, мебели, смартфонов, часов и парфюма.
После смерти великого дизайнера все его активы на лейбл Versace в размере 50% перешли по завещанию к племяннице.
Сын супругов Версаче Джанни родился 02 декабря 1946 года в старинном и живописном местечке Реджо-ди-Калабрия (Reggio di Calabria). Это портовый город на юге Италии, в котором смешаны культуры Греции, Византии, Испании, Албании, Франции. Мать будущего кутюрье Франческа Оландезе Версаче (Francesca Olandeze Versace) профессионально занималась пошивом одежды и держала ателье Francesca Versace Elle. Отец мальчика Антонио Версаче был дворянских кровей, но его родители обеднели, хотя смогли дать сыну хорошее образование. Антонио знал и любил музыку, интересовался искусством, много читал.
Послевоенная Италия не баловала своих граждан работой и достатком. Матери приходилось много работать, чтобы прокормить детей, а отец за небольшое вознаграждение развозил бытовую технику.
У трудолюбивых итальянцев постепенно дела шли в гору, Франческа «наработала» много состоятельных клиенток, а Антонио стал экономистом и консультировал Италии.
Детство, проведенное в ателье
В семье воспитывался еще один сын Санто (Santo), 1944 г. рождения и дочь Донателла (Donatella), 1956 г. рождения. Вся любовь матери была отдана старшему сыну.
Младший страдал от недостатка материнского тепла, внимания и объятий. Он вырос в ателье Франчески Версаче. Джанни завораживала одежда, конструируемая матерью, и процесс ее создания. Он все время ходил по пятам за Франческой. В памяти мальчика остались яркие воспоминания от многочасовых примерок и подгонок тканей на обнаженных женских телах умелой маминой рукой. Он часто мечтал о том, чтобы и ему мама оказывала столько же внимания, сколько своим посетительницам.
Каждое утро Джанни с Франческой вставали в половину восьмого, завтракали и шли в школу и на работу. Их дорога проходила мимо публичного дома и мать угрожающе показывала кулак сыну, чтобы тот не смел смотреть в сторону борделя. Мальчик слушался и на всю последующую жизнь для него идеалом женщины стала невинная девушка, к которой нельзя было прикасаться.
После занятий Джанни неизменно приходил к матери в ателье, где часами наблюдал за ее работой, впитывая все тонкости и оказывая посильную помощь.
В 9 лет директор школы вызвал к себе родителей мальчика, заметив у него рисунки (Gina Lollobrigida) и (Sophia Loren) с пышными грудями и в откровенных вечерних туалетах. Преподаватели приписали ученику наличие сексуального интереса к взрослым женщинам, в то время когда ему просто хотелось создавать произведения искусства, как делала это Франческа. В это же время ребенок сшил свое первый наряд – платье, подбитое бархатом.
Джанни нравилось рисовать и после окончания школы он был зачислен на факультет архитектуры университета, который вскоре бросил по настоянию матери. Франческа хотела, чтобы сын стал работать вместе с ней и тот не стал сопротивляться. До 25 лет юноша жил жизнью матери, он закупал ткани и фурнитуру, придумывал новые модели и постоянно интересовался веяниями моды. Слава о молодом и талантливом дизайнере стала распространяться намного дальше родного города.
Приглашение в Милан
В 1970 году один богатый и предприимчивый бизнесмен из Энцо Никозиа (Entso Nikozia), владелец марки Florentine Flowers приглашает на работу подающего надежды Джанни Версаче.
Биография начинает новый виток. Картины головокружительного успеха, нарисованные богатым воображением молодого человека, не дали ему время на раздумья. Он покупает билет и вылетает в Милан. В большом городе можно добиться признания только в том случае, когда выкладываешься полностью, отдавая любимому делу не только время, но и душу.
Джанни за несколько дней помог Энцо сметать новую коллекцию, презентация которой прошла с большим успехом. За эту работу молодой дизайнер был награжден первым авто марки Volkswagen без верха.
Коллекции Версаче придумывает на ходу, он становится выездным помощником. Сотрудничает с магазином Santa Margherita, Домом моды Complice, популярными марками одежды Genny, Mario Valentino и Callaghan. Его просто разрывали на части и имя модельера на лейблах одежды стало гарантией качества и эксклюзивности. Модельер не уставал рождать новые идеи и фасоны, зарабатывая деньги и славу своим партнерам, но начал мечтать о собственном Доме моды.
Создание марки Versace
В 1976 году в Милан переезжает Санто и помогает Джанни открыть собственное дело, взяв на себя все финансовые вопросы и доверив младшему брату творческую сторону дела. Братья создают свою компанию, дав ей название «Gianni Versace S.p.A».
28 марта 1978 года во дворце Palazzo della Permanente миру продемонстрирована 1-я коллекция от Джанни Версаче. Критики писали впоследствии, что сидящим на ближних рядах приходилось одевать черные очки, чтобы не ослепнуть от блеска на подиуме. В том же году создан Дом моды Versace, ставший впоследствии эталоном стиля и свободы.
Символом дизайнерских решений Джанни выбрал голову Медузы Горгоны, гипнотический взгляд которой он считал предвестником славы, роскоши и победы.
В 1979 г. модельер Джанни Версаче представляет 1-й бутик в районе Милана Via della Spiga и запускает новую линейку мужской одежды.
С 80-х годов бренд Версаче становится узнаваемым во всем мире. Дизайнерская одежда шокирует откровенностью и смелостью кроя. Она открывает ноги, плечи и спину, показывая красоту женского тела. Зведными клиентами Дома моды Версаче становятся: принцесса Диана Уэльская (Diana, Princess of Wales), эпатажная певица Мадонна (Madonna), актриса Шарлиз Терон (Charlize Theron), певец Элтон Джон (Elton John), музыкант Стинг (Sting) и другие знаменитости.
Постепенно число бутиков с монобрендовой одеждой по всему миру перевалило за сотню, а доходы семьи достигли миллиардной суммы. Версаче много экспериментировал, сочетая несочетаемое, применяя лазерную спайку швов и компьютерные узоры на одежде.
В 1981 г. семья Версаче выпускает женский цветочно-шипровый аромат «Gianni Versace», а в 1986 г. создан аромат для мужчин — «L’Homme».
Творческая натура Джанни не успокоилась и на этом. Вскоре миру представлена коллекция посуды и эксклюзивной мебели от дома Версаче, разработанных вместе с Rosenthal и Versace Home. Джанни Версаче фото нового направления деятельности рекламировал широко и дорого.
Модельер создает костюмы для множества постановок, среди которых: телесериал «Полиция Майами: отдел нравов», балет Рихарда Штрауса (Richard Strauss) «Легенда об Иосифе», опера композитора Гаэтано Доницетти (Gaetano Donizetti) «Дон Паскуале» и другие. Версаче Джанни фильмы и театральные постановки воспринимал как свое детище, в разработке костюмов участвовал вдумчиво, обдумывая каждую деталь.
Модельер интересуется миром живописи и начинает вкладывать деньги в произведения искусства и антиквариат. У него большая коллекция полотен дорогих художников, среди которых работы Пабло Пикассо (Picasso Pablo), Марка Шагала (Marc Chagall), Василия Кандинского (Kandinsky Wassily).
Джанни Версаче и его любовник
Эпатажный итальянский модельер прославился любовью к красивой жизни. У него не было ограничений в финансовом плане и он тратил сколько хотел и куда хотел. Из-за этой его черты характера в семействе Версачи неоднократно разгорались не шуточные скандалы.
Не смотря на то, что Джанни с самого рождения окружали обнаженные женщины, отношения с женским полом у него так и не сложились. Он был гомосексуалистом и не скрывал своей нетрадиционной ориентации.
Он часто предавался утехам с молодыми манекенщиками, одним из которых был Пол Бэк (Paul Beck), будущий муж Донателлы. Джанни и Донателла Версаче не общались целый год из-за того, что Пол ушел от Джанни к Донателле.
Постоянным спутником и любовником кутюрье стал Antonio D’Amico (Антонио Де Амико), разработчик спортивной линии Versace. Джанни назначил его управлять магазинами «Istane» и крайне редко расставался со своим партнером. Иногда они брали с собой какого-нибудь красавца из моделей или из гей-клуба и развлекались втроем. Версаче всегда щедро оплачивал свои утехи и все были довольны.
На момент смерти Джанни его другу было 38 лет. По опубликованному завещанию миллиардера он получил право пожизненного проживания на любой из его вилл и ежемесячное содержание в 29000 долларов.
Дети семьи Версаче
Личная жизнь Джанни Версаче рассматривалась через призму семейного счастья Донателлы. За неимением собственных наследников её дети были и его детьми тоже. У Донателлы от манекенщика Пола Бэка 30 июня 1986 года родилась дочка Аллегра Версаче Бэк (Allegra Versace Beck).
Дядюшка обожал девочку как собственного ребенка, тратил на нее кучу денег, брал с собой на выставки и показы, называл своей маленькой принцессой. Однажды кутюрье признался в очередном интервью прессе, что любит говорить с Аллегрой, потому что только она говорит ему правду о своей матери.
Не смотря на большую привязанность дядюшки к племяннице, для девочки было неожиданно узнать о том, что по последнему завещанию Джанни оставил ей все состояние и 50% акций дома Версаче.
В 1989 г. у Донателлы родился сын Даниел Бэк (Daniel Beck) и в возрасте 8 лет он унаследовал от убитого дядюшки его коллекцию картин.
Детям Санто-Франческе и Антонио кутюрье после смерти не оставил ничего. Он отдавал предпочтение одному ребенку в семье и девочка стала единственной женщиной в семье Версаче, кому Джанни мог открыть свое сердце и отдать все свои богатства.
Убийство
South-Beach (Саус-Бич) – город ночной жизни. Утром 15 июля 1997 г его улицы казались пустынными и тихими, а чистое небо предвещало погожий день. Примерно в половине девятого из виллы Версаче вышел ее хозяин. Он начал утро как обычно, позавтракал и отправился покупать свежую прессу в «News Cafe». В кафе Джанни выпил чашечку кофе и купил множество журналов: «People», «The New Yorker», «Vogue», «Entertainment Weekly», испанский «Newsweek». Покупка обошлась в пятнадцать с небольшим долларов.
Неспешным шагом он пошел обратно по самой богемной улице в Маймами – Ocean Drive. Модельер уже был около своего шикарного особняка «Casa Casuarina», когда его настиг мужчина, одетый в темного цвета шорты и светлую майку. На голове у незнакомца была бейсболка, а на ногах теннисные туфли. Так одеваются все праздные гуляки в городе.
Джанни Версаче смерть не ждал. Он поднялся по ступенькам к калитке виллы, вставил ключ в железную дверь и хотел ее открыть. Поднявшийся вслед за ним мужчина вдруг поднес к голове дизайнера оружие и выстрелил. Джанни упал на розовые ступеньки особняка. Киллер еще раз выстрелил в голову упавшей жертвы, сошел со ступенек, убрал пистолет в заплечный мешок и направился вниз по Ocean Drive. Там мужчина закрылся в пикапе угнанного у сторожа кладбища Chevrolet (1995 года выпуска) красного цвета, поменял одежду и, бросив автомобиль, ушел пешком.
Выстрелы рядом с домом встревожили находившегося там друга и любовника модельера - Антонио Де Амико. Он выбежал на улицу и закричал, увидев своего партнера в луже крови. Вызванная карета «Скорой помощи» доставила Версаче в госпиталь Jackson Memorial Hospital Miami, но пострадавшего было уже не спасти. Он скончался на операционном столе в возрасте 50-ти лет.
Известный дизайнер всюду ходил с телохранителями и только вблизи собственного дома позволял себе гулять в одиночестве. Здесь и поджидал его серийный убийца и гомосексуалист, зарабатывавший проституцией – Andrew Phillip Cunanan (Эндрю Филлип Кьюненен).
Антонио видел как убийца удалялся от дома и вместе со скорой помощью приехала полиция. Однако выловить Кьюненена удалось только через 8 дней. Он покончил с собой из того же пистолета, которым застрелил дизайнера. Сотрудники ФБР нашли предсмертное письмо, в котором говорилось, что Версаче погубила его причастность к сексуальным меньшинствам. Полиции показалось необычным то обстоятельство, что в момент самоубийства на Эндрю оказалось белье от кутюрье.
Модельера похоронили около , в саду четырехэтажного желтого особняка «Villa Fontanelle». Когда вилла Джанни Версаче была продана бизнесмену Аркадию Анатольевичу Новикову, останки дизайнера перезахоронили в Милане.
Торжественную церемонию прощания организовали в Duomo di Milano (кафедральный собор в Милане). Похороны Джанни Версаче собрали больше 2000 персон, среди них: музыкант Элтон Джон, модель и актриса Наоми Кэмпбэлл (Naomi Campbell), жена Д. Кеннеди младшего – Кэролин Джинн Бессетт-Кеннеди (Carolyn Jeanne Bessette — Kennedy), принцесса Диана Уэльская, модельер Джорджио Армани (Giorgio Armani) и другие знаменитости.
Версии
Дело об убийстве официально закрыто, но в нем остается слишком много белых пятен, начиная от причин покушения до личности того, кто убил Джанни Версаче. Как, например, Кьюненену удавалось долгое время находиться незамеченным в самом эксклюзивном районе Майами, если мужчина уже был объявлен руководством ФБР в национальный розыск за совершенные ранее убийства?
Знакомые загадочного киллера описывали его как общительного и образованного человека, он говорил на 7 языках, но при этом торговал наркотиками и был любовником богатых мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации. Как мог гомосексуалист убить себе подобного индивидуума за склонность к однополому сексу?
- По одной из версий, Эндрю встречался с Версаче ранее (их видели вместе на премьере оперы «Capriccio» в Сан-Франциско). А Кьюненен, будучи уверенным, что он заражен СПИДом, убивал всех своих возможных партнеров одного за другим в течение трех месяцев.
- Другая версия предполагает заказное убийство родственниками Кутюрье. Свое немыслимое состояние Версаче завещал любимой племяннице Аллегре (Allegra), но не всех близких людей удовлетворяло подобное решение. Всеми финансовыми вопросами мирового бренда заведовали сестра модельера Донателла и его родной брат Санто.
- Один частный детектив Френк Монт (Frank Monte) утверждает, что Версаче «заказала» . Он рассказывал о том, что за несколько месяцев до убийства кутюрье попросил сыскное агентство провести расследование. Джанни подозревал, что организованная преступность отмывает деньги через его бизнес. И это частично подтверждалось некоторыми обнаруженными фактами. Сестра Версаче Джанни заплатила огромную сумму денег, чтобы из материалов следствия убрали все упоминания о причастии их семьи к мафии.
- По еще одной, совершенно фантастической версии, предполагается, что Джанни Версаче не умер, а инсценировал собственное убийство. Лицо убитого было изуродовано до неузнаваемости, а продажи коллекций Versace пошли вверх с огромной скоростью.
Кстати, лицо самого убийцы было также не узнать после того, как он сам себе выстрелил в голову. Полицейские нашли его и в течение 14 часов держали осаду дома на воде, где скрывался киллер. И никто не услышал выстрела! Когда вынесли труп, он почему-то оказался заморожен. Идентификация по отпечаткам пальцев продолжалась 10 часов, после чего дело об убийстве Версаче было успешно закрыто. Очередная версия предполагает такое развитие событий, при котором Кьюненен и вовсе не совершал этих преступлений. Возможно, они были сделаны от его имени.
Трудности марки Gianni Versace
Смерть брата передала управление маркой Gianni Versace в руки Донателлы. Она изменила название на Versace и через год создала первую коллекцию одежды, выпущенную без участия Джанни.
Публика приняла ее без особого восторга, продажи стали падать. Сестра не пыталась копировать стиль брата, но старалась поддерживать стиль дома Версаче.
Восстановление объема продаж наметилось лишь к 2000 г., когда Дженифер Лопес (Jennifer Lopez) пришла в наряде Versace на Grammy Awards.
- В 2003 г. Донателла вместо дорогих представлений проводит менее затратные показы.
- В 2004 г. молодежная линейка Versus, разработанная Донателлой, закрыта ею же из-за недостатка денежных средств. В 2009 г. линия вновь перезапущена.
- В 2006 г. «Gianni Versace S.p.A.» и «Automobili Lamborghini S.p.A.» начинают совместный проект по производству автомобиля Lamborghini Murciélago LP 640 Roadster Versace.
- В 2010 г. миру представлены смартфоны Versace Unique.
- В 2011 г. футбольный клуб Италии Internazionale Milano Football Club получил новую форму от знаменитого бренда.
- В 2012 г. прошел показ эксклюзивных ювелирных изделий Atelier Versace Haute Joaillerie, доступных только по заказу.
Донателла открыла для себя еще одно направление деятельности, начав заниматься открытием отелей Версаче. Это дворец в Эмиратах (Palazzo Versace Residences Dubai) и гостиница в Дубае ().
Память о Джанни Версаче
В 2001 г. зрители увидели 1-ю биографическую документальную кинокартину «Жертва моды. Убийство Джанни Версаче» («Fashion Victim: The Killing of Gianni Versace») режиссера Джеймса Кента. Она повествует об одном из невероятных и загадочных преступлений ХХ века и о провальной работе американских спецслужб, которых смог провести убийца Джанни Версаче.
В 2002 г. режиссер Клаудио Барбати (Claudio Barbati) снимает документальную картину «А» («Gianni Versace: A Desire for Beauty»), который становится данью памяти модельеру с мировым именем. Сценарий описывает феерическое творчество экзальтированного модельера и включает фрагменты интервью с Н. Кэмпбелл, Д. Версаче, фотографом Брюсом Вебером (Bruce Weber) и другими.
В 2007 г. в театре «La Scala» Морисом Бежаром (Maurice Bejart) представлен балет «Grazie Gianni Con Amore» («Спасибо, Джанни, с любовью»), приуроченный 10-летию смерти Версаче. Много лет модельер и французский хореограф дружили и неоднократно кутюрье шил костюмы для работ режиссера. Премьеру представляли лучшие мировые балерины. Часть нарядов для них придумала Донателла Версаче, другая часть была костюмами Gianni Versace.
В 2010 г. вышла книга «Gianni Versace: La Biografia» («Джанни Версаче: Биография»), в которой описываются вехи жизненного пути и творчества дизайнера. Её автором стал журналист из Италии Тони ди Корсия (Tony di Corcia).
В 2011 году выходит книга журналистки Wall Street Journal — Deborah Ball (Деборы Болл) » House of Versace: The Untold Story of Genius, Murder, and Survival» («Дом Версаче: Нерассказанная история о гении, убийстве и выживании»).
А в 2013 г телевизионный канал Америки Lifetime представляет художественный фильм-биографию канадского режиссера Сары Шугарман (Sara Sugarman) под названием «House of Versace» («Дом Версаче»), основанную на издании Д. Болл. Главной героиней картины становится Донателла, которая не пустила на самотек дело брата, а подняла его на новый уровень вопреки всем жестоким законам итальянской моды. В ее роли снялась американская актриса Джина Гершон (Gina Gershon). Роль дизайнера играет канадец Энрико Колантони (Enrico Colantoni).
Одновременно у этого же телеканала выходит документальная лента «Versace: Beyond the Headlines» («Версаче: что скрывается за заголовками»).
- В 1996 году у Джанни Версаче диагностирован рак внутреннего уха , но ему удалось победить болезнь.
- У Санто, Джанни и Донателлы была еще одна сестра , о ней редко упоминается в официальных источниках. Она родилась третьей в семье и звали ее Флорентина. Девочка умерла в возрасте 12 лет.
- Именно кутюрье ввел такое понятие как «топ-модель» , начав выделять из своих девушек любимиц и оплачивая им тройные гонорары за вечер показа.
- Платья и другую одежду из новых коллекций Версаче каждый раз представлял с особым шиком. Свои показы он превращал в фантастические шоу и организовал более 60 таких постановок, используя специальное музыкальное сопровождение.
- Дом Джанни Версаче, в котором он был застрелен, приобрели для себя супруги Бэкхем (Beckham).
- Джанни признавался в интервью, что когда создавал свои наряды, думал о тех проститутках, на которых ему запрещала смотреть мать в детстве. Он снова вводит в моду мини юбки и конструирует невообразимо глубокие декольте.
Цитаты
- Мой закон – не спорить с ветром, он знает, куда дует, мы же, стилисты, должны лишь точно определить его направление.
- Не углубляйтесь в тренды. Не позволяйте моде завладеть вами, решайте сами, кто вы, что вы хотите выразить своей одеждой и образом жизни.
- Одежда человека, как и его душа,– единственна и неповторима, а женщина – невинный ангел, а не плод для греховных утех.
- «Медуза символизирует красоту и роковые чары античной древнегреческой классики, как в искусстве, так и в философии, она синтез красоты и простоты, которая в прямом смысле парализует и даже гипнотизирует.»
- «Мода не стоит на месте, но одежда остаётся неизменной!»
- «Время летит быстро, мы только искорки, которые желают блеснуть как можно ярче, прежде чем угаснут на ветру, одежда это блеск.»
- В прошлом аристократами рождались. В наши дни аристократизм обретается деяниями.
- «В работе необходимо сохранять терпение, проявлять равное уважение ко всем, с кем вы сталкиваетесь. Независимо от того, на какой ступени социальной лестницы находится тот или иной человек».
- «Высокая мода – единственный вид искусства, который использует в своем развитии технологические процессы, но при этом остается самим собой».
- «Если вы видите женщину в одежде «VERSACE» – знайте, что у неё есть любовник. Или она часто занимается сексом!»
↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
«15 июля около 9 утра я шла по Оушн Драйв. Впереди, со стороны 10-й улицы, появился господин Версаче. Он направлялся к своему дому. Когда поравнялся с воротами, сзади его догнал человек — белый, шедший очень быстро. Я не обратила на него внимания: он выглядел как турист. Миновав виллу, обернулась, чтобы еще раз взглянуть на нее. И тут я увидела, что шедший за Версаче поднялся по ступенькам прямо за ним и приставил к его голове пистолет. И выстрелил — два раза точно, а может быть, три — ему в голову. Затем он спустился, положил оружие в черный рюкзак и очень спокойно пошел по бульвару в противоположном направлении. Я была в шоке и не в силах пошевельнуться, пока из дома не выбежали люди и не закричали: „Кто это сделал?“ Я указала на фигуру стрелявшего. Тот шел по бульвару на север. Они устремились вслед», — это свидетельские показания миссис Де Фео , жительницы Майами, на чьих глазах в одно мгновение всемогущий император мировой моды, владелец фешенебельных особняков и мультимиллионного состояния Версаче закончил свой жизненный путь...
Дом Джанни Версаче на Оушн Драйв. Фото: www.globallookpress.com
Джанни родился в далеком 1946 году в... костюмерной в маленьком провинциальном итальянском городке Реджо-ди-Калабрия. «Вокруг меня были платья, платья, платья, — говорил он, вспоминая о первых детских годах, проведенных рядом с матерью, профессиональной портнихой. — Думаю, что своим мастерством и профессионализмом я обязан матери». Отношения, однако, между ними складывались не самым лучшим образом. «Франческа вообще была к нему безразлична, отдавая предпочтение Санто , второму сыну», — вспоминают соседи семьи Версаче. Джанни досталась незавидная роль маленького изгоя: среди множества людей он рос абсолютно одиноким, дико страдая от отчужденности единственной близкой ему женщины. Но именно поэтому, обделенный материнской нежностью, маленький Джанни не отходил от нее ни на шаг (приходя из школы, мальчик все свободное время проводил в ателье), следил за каждым ее шагом и мечтал оказаться на месте любой из закройщиц...
«На них она хотя бы смотрела, — вспоминал он, — я не был ее любимчиком. Скорее подушечкой, в которую она частенько втыкала иголки-упреки». Версаче выбирал самое, на его взгляд, лучшее место в семейном ателье и часами мог оставаться недвижим, наблюдая за работой, которая кипела вокруг него. Однажды вернувшись в магазин после уроков, он увидел, как мать снимала мерки с клиентки — прекрасной молодой женщины в кружевном нижнем белье. Франческа уже второй час оборачивала ее тело в черный бархат, подкалывала булавками складки, тщательнейшим образом учитывая каждую мелочь... Ребенок стоял чуть поодаль, перед его восхищенным взором полуобнаженное тело незнакомки облачалось в изумительный наряд, умело подчеркивающий природные достоинства и сглаживающий недостатки. Этот момент он запомнил на всю жизнь: «Эскизы были для меня как шпаргалка — так, для памяти. Благодаря матери я понял, насколько важно работать непосредственно с телом, чтобы видеть и чувствовать, как ложится ткань, как она взаимодействует с линиями женского тела».
Джанни Версаче. Фото: Commons.wikimedia.org
Каждый божий день Франческа и Джанни просыпались около семи тридцати утра, завтракали и отправлялись на работу. Утренняя дорога пролегала мимо небольшого борделя, который находился по соседству с их ателье. Зрелище для восприимчивой детской психики, надо сказать, малоприятное! А потому, подходя к вертепу разврата, мать внушительным для женщины кулаком прямо давала понять — не смотреть в сторону дома «взрослых наслаждений». И мальчик покорно отворачивался. «Может, поэтому в дальнейшем я всегда боялся и избегал пошлости, — размышлял великий модельер, — может, поэтому всегда считал идеалом женщину, невинную как ангел?»
Когда Джанни исполнилось 9 лет, директор школы большим росчерком пера в дневнике вызвал Франческу по поводу возмутительнейшего поведения Джанни: «Вам стоит больше времени уделять воспитанию своего сына. У вас растет настоящий сексуальный маньяк!» И в качестве «вещественных доказательств» предъявил отобранные у Джанни рисунки. Это были эскизы. Нарисованные еще робкой, совсем неумелой рукой — пышнотелые силуэты Джины Лоллобриджиды и Софи Лорен в милейших вечерних нарядах, сотворенных мальчиком специально для их соблазнительных форм. Но вопреки беспокойству директора школы Джанни вовсе не интересовался сексуальными тайнами взрослого мира. Он воспринимал женские силуэты как моделей, которых ему хотелось «обнять» сказочными нарядами.
Шло время. Джанни продолжал рисовать... Поступил на факультет архитектуры. Скорее всего, он закончил бы свою жизнь в какой-нибудь уютной каморке, проектируя очередную итальянскую забегаловку. Но вмешалась Франческа. Впервые и столь кардинально! Она заставила сына стать ее полноправным помощником в ателье. Сын не сказал ни слова. В 18 лет бросил учебу и с головой окунулся в создание одежды.
Джанни Версаче и Наоми Кемпбелл. Фото: www.globallookpress.com
Проба пера
Активно работая «в четыре руки» с матерью, он не забывал быть в курсе модных веяний, посещая показы в Париже, Лондоне, Флоренции, Риме... Вкалывал «по-черному»... Что в скором времени и принесло плоды: о виртуозном таланте молодого Версаче (теперь его можно было называть именно так!) прослышал некий состоятельный миланский бизнесмен. Погожим днем 1970 года он появился в ателье, с порога предложив Джанни поработать. Портной, ни минуты не колеблясь, купил билет и в тот же вечер вылетел в Милан. «Невероятно, как один телефонный звонок, один визит, — вспоминал годы спустя господин Версаче, — могут изменить жизнь. Едва оказавшись в Милане, я понял, что мне представился шанс проявить себя. И я стал работать».
Он спешил жить. Версаче отчетливо понимал, что выход у него один-единственный: брать себя за шиворот и вкалывать. Вкалывать в Милане, где возможностей проявить себя было, скажем так, немало: он представлял себе картину собственной будущей империи — неограниченная власть и авторитет, деньги и влиятельность.
Энцо Никозиа, владелец Florentine Flowers из Лукки, вызвал Джанни как «скорую помощь» для создания своей новой коллекции. Покупатель становился все более требовательным. Его отныне интересовало громкое имя, мощный бренд создателя — как гарантия качества. Этаким своеобразным знаком качества и стал молодой итальянец. О его «пробе пера» ходили слухи! Одна из первых коллекций была сметена за считаные дни. Версаче превратился в «странствующего кутюрье». Фабрики буквально разрывали его на части, заваливая выгодными предложениями. Проводя бессонные ночи перед эскизами, Джанни все чаще и чаще приходилось бороться с мечтами о собственной независимости. О собственном успешном бизнесе. Однако финансовая сторона дел обстояла не столь безукоризненно, как творческая.
Джанни Версаче. Фото: www.globallookpress.com
Однажды с дружественным визитом от Франчески на пороге его скромного жилища появился брат. Они сидели в небольшой гостиной и, попивая легкие напитки, сплетничали об удачных и не очень делах друг друга. Санто делился своими впечатляющими успехами финансиста, Джанни — мыслями о возможной и столь желаемой профессиональной независимости. Прикончив очередной бокал мартини с соком, Санто достал из внутреннего кармана спортивного пиджака блокнот для записей и принялся что-то воодушевленно писать. Не отрываясь от бумаги, он что-то подсчитывал и пересчитывал с дотошностью, унаследованной от матери. Утром брат уехал. Но прошло около трех месяцев, и Санто вернулся. С деньгами. В 1976 году он окончательно переехал в Милан, и братья создали марку Gianni Versace, подключив к делу и сестру Донателлу.
Джанни Версаче с сестрой в 1990 году. Фото: Commons.wikimedia.org
Эра Versace
«GV в Милане. Здесь и сейчас. Абсолютная экстравагантность» — реклама в популярнейшем «Harper’s Bazaar» в июле 1977 года открыла эру Версаче. Модельер прекрасно умел улавливать настроение времени — его роскошный стиль как нельзя лучше соответствовал звездным восьмидесятым. Мастер провоцировал публику, у него все было «слишком» — платья слишком смелые или слишком яркие. Он предлагал одежду, филигранно подчеркивающую естественные формы красивого тела. Балансируя на грани кича, Джанни Версаче сумел адаптировать экстремальный молодежный стиль для любящей роскошь состоятельной и капризной клиентуры.
Сдержанные лондонцы долгое время не принимали дизайнера, считая его вульгарным — чересчур короткие и узкие юбки, чересчур глубокие вырезы, чересчур высокие каблуки. Армани, обвинивший Джанни в стремлении превратить высокую моду в порнографическое шоу, был, к слову, не так уж и далек от истины — Версаче сам не раз признавал, что источником вдохновения ему зачастую служили детские воспоминания о проститутках родного городка!
Дебют женской коллекции состоялся в марте 1978 года. «Сидящие в первом ряду надевали солнечные очки, чтобы защитить глаза от этого яркого великолепия. Какой наряд лучше? Невозможно было решить», — говорит Вики Вудс из английского «Harpers & Queens» о первых шоу Версаче. А за кулисами между богинями-манекенщицами метался сам кутюрье — поправлял «оперение», нежно обнимал, прижимал к груди, благословляя воплями исступленного восторга: «Bella! Bellissima! Piu bella». Так все начиналось...
Версаче выводил на подиум 16 лучших манекенщиц, платил им по 10 тысяч долларов в день. Роскошь его моделей действовала магически. Узнаваемый символ — голова Медузы — говорил о принадлежности к звездам рок-н-ролла или о больших капиталах и амбициях владельца. Он одевал принцессу Диану , эксцентричную Мадонну , сексуального единомышленника Элтона Джона , Стинга , Элизабет Херли , Джона Бон Джови . Создавал костюмы к балетам Мориса Бежара . Пресса осаждала показы великого Версаче:
— Вы не можете не пропустить меня! Вот мое приглашение! Я из австралийского «Vogue»! — возмущенно кричала редактор рубрики моды.
— Из австралийского? Но это зимняя коллекция. А в Австралии нет зимы! — невозмутимо отвечала Мануэла Шмейдлер , прекрасно понимавшая, как надо заведовать отделом public relations в доме Versace.
А когда за дело брался сам Джанни, устоять было вообще невозможно! Особенно в том деле с китайским фарфором. Запуская линию посуды, Версаче отослал несколько ящиков, заполненных фарфором, самому Сильвестру Сталлоне . Набил его комнаты подушками и мебельными тканями, сундуками разнообразной одежды на тысячи и тысячи долларов. То же самое повторил и с Клаудией Шиффер . «За столь щедрое внимание к собственным персонам первый и вторая с удовольствием и абсолютно бесплатно согласились позировать обнаженными для журналов, прикрывшись исключительно квадратными блюдами от Versace», — вспоминала бывшая подруга Сталлоне Джанис Дикинсон .
Отныне повзрослевший мальчик-изгой, ставший великим диктатором мировой моды, мог позволить себе все! Он скупал многоэтажные дома и огромные виллы. Издавал книги, заполненные снимками лучших фотографов и многозначительными текстами. Путешествовал, опустошая антикварные магазины с императорской расточительностью. А еще он мог позволить себе любить. Искренне и много...
Истинное лицо любви
21 октября 1990 года в опере Сан-Франциско состоялась премьера «Каприччио» Рихарда Штрауса . И костюмов от вечно шокирующего достопочтенную публику Versace. Некоему Эндрю Кунанану , двадцатиоднолетнему американцу из Сан-Диего, случилось в ту ночь оказаться в VIP-гей-клубе «Colossus». Немногочисленные посетители заметно нервничали... В какой-то момент открылась дверь, и вошел Версаче. Он сам обратил на Эндрю свой взгляд. Подошел к своему будущему убийце и, заглянув в его маленькие глаза, спросил: «Lago di Como, no?» («Озеро Комо, не так ли?»). На этом небольшом озере на севере Италии у дизайнера был замечательный дом. Бывал ли там Эндрю — загадка. Известно другое — Эндрю не раз принимал участие в сексуальных оргиях прославленного модельера. Версаче предавался любовным утехам в компании Антонио Д’Амико.
Последние четырнадцать лет своей жизни модельер почти не расставался с этим человеком. Он сделал Антонио Д’Амико своим помощником и управляющим сетью магазинов «Istane». Часто они вдвоем развлекались с каким-нибудь шоколадным красавцем, «арендованным» из модельного агентства. Или подбирали какого-нибудь смазливого объекта с вечеринки в одном из многочисленных тематических клубов Майами. Занимались сексом, щедро расплачивались и, удовлетворенные жизнью, ложились спать. Так продолжалось дни, недели, годы. Принципиально давно уже ничего не менялось... И год 1997-й не внес сколько-нибудь видимых изменений.
Шел июль. После очередной вечеринки где-то в районе 8.30 Д’Амико разбудил Томас (администратор дизайнера): в это раннее утро у него была назначена партия в теннис. Господин Версаче отсутствовал: он ушел за утренней прессой...
Около 8.45 утра Д’Амико спустился к завтраку. В это время и раздались выстрелы. Д’Амико выглянул в огромное витражное окно и увидел лежащего на ступенях Версаче...
Он закричал и выбежал из дома. Рядом с распростертым телом дизайнера растекалась лужица крови. В просвете ворот Д’Амико успел разглядеть две удаляющиеся фигуры — женщины и чуть поодаль мужчины. Это и был Эндрю Кунанан, в голове которого крутились мысли о том, что Версаче как никто другой в этом мире заслуживал смерти. Июльский номер «Vanity Fair» описывал на зависть всем и каждому языческую роскошь жизни дизайнера в «Casa Casuarina», майамском дворце «императора моды», и пестрел фотографиями роскошного семейного пикника с Версаче и Д’Амико на центральном плане. Это стало последней каплей для так официально и не признанного любовника великого дизайнера. И теперь он, запихнув пистолет в пакет, удалялся от особняка.
С момента гибели знаменитого модельера прошло уже больше двадцати лет, но страсти не утихают до сих пор. Казалось бы, преступник был найден быстро, дело закрыто, однако пережить последствия трагедии оказалось слишком тяжелой задачей для всего мира. Убийство Версаче, истекшего кровью на пороге собственной роскошной виллы, стало последним в серии, совершенной «американским жиголо» Эндрю Кьюнененом.
«Я банкир. Я биржевой брокер. Журналист. Коп. Морский офицер. Иногда я шпион. Я строю декорации для кино в Мехико и небоскребы в Чикаго. Я продаю пропан в Миннеаполисе и импортирую ананасы с Филиппин. Знаешь, я тот, кого с наименьшей вероятностью забудут», - так звучит один из самых сильных монологов Даррена Криса, актера, сыгравшего роль кровавого маньяка Эндрю Кьюненена в сериале «Американская история убийств».
И с его словами невозможно не согласиться, ведь над мотивами убийцы, чьей пятой (и последней) жертвой стал великий кутюрье, мы ломаем голову до сих пор. А психологический портрет преступника напоминает сложный пазл, в котором явно не хватает ключевых деталей. Верите ли вы в существование серийного маньяка, выросшего в любви и не видевшего ничего постыдного в своей нетрадиционной ориентации? А меж тем он существовал на самом деле…
Принц Эндрю
Эндрю Филипп Кьюненен родился 31 августа 1969 года в Калифорнии. Смышленый, бойкий малыш (к слову, четвертый ребенок в семье) был любимцем родителей, которые баловали его как могли. Старшие братья и сестры завидовали младшему и дразнили его Принцем Эндрю. Нетрудно догадаться, что обнародование блестящих результатов теста IQ - мальчик набрал 147 баллов- не поспособствовало росту братской любви, зато привело в восторг маму и папу. Эндрю учился играючи, особенно легко ему давались иностранные языки - к 21 году он бегло говорил на семи.
В детстве Кьюненен постоянно вдохновенно врал: он то и дело рассказывал в школе о том, как богата его семья, а отец и мать обожают друг друга (на самом деле в это время брак Мэри Энн и Модесто существовал уже только на бумаге). В защиту мальчика скажем, что он просто хотел, чтобы его любимые родители прекратили ссориться, а папа действительно не пожалел денег на его образование - в отличие от старших братьев и сестер, посещавших самую обычную школу, младший сын был отдан в престижную частную Bishop`s School.
В этом учебном заведении подросший Эндрю чувствовал себя как рыба в воде. Cудите сами: он даже не стал скрывать от одноклассников свою нестандартную сексуальную ориентацию. О гомосексуальности Кьюненена знали, кажется, все… кроме родственников. Им он предпочел ничего не говорить до поры до времени.
Согласитесь, что с учетом этой информации посмертная записка, в которой Кьюненен признается, что убил Джанни Версаче, потому что тот считался «знаменем гомосексуализма», кажется странной!
В 15 лет юноша выглядел гораздо старше своего возраста - блестящие манеры, высокий интеллект и умение подать себя вкупе с отличной физической формой производили сильное впечатление на новых друзей, которых Кьюненен находил в барах и клубах Сан-Диего.
Родители были уверены, что их сын однажды станет знаменитым историком, однако Эндрю хоть и поступил на соответствующий факультет Калифорнийского университета, предпочитал изучать не античность или эпоху Возрождения, а исключительно новейшую историю. Причем делал он это по ночам, завязывая все новые и новые знакомства в гомосексуальной среде. Там же юноша отыскал источник постоянного дохода - он смело менял свою молодость и красоту на денежные купюры, которыми его одаривали пожилые влиятельные «папочки».
Богатые любовники обеспечили ему и доступ в высшее общество: теперь Кьюненен искал себе новых покровителей на светских вечеринках. Говорят, что именно так он и познакомился с Версаче.
Джанни и юный Эндрю встретились на одной из таких тусовок. Версаче первым заговорил с молодым человеком, а после отвез его в своем лимузине домой. Доподлинно неизвестно, вступали ли они в интимную связь. По слухам, что Эндрю был в полном восторге и гордо рассказывал друзьям, что познакомился с тем, на кого так хотел походить. Однако модный Дом официально опроверг информацию о том, что Джанни Версаче был знаком со своим убийцей.
Кнут без пряника
Кьюненен перебрался в Сан-Франциско. Он изо всех сил пытался познакомиться со звездами Голливуда и заполучить хоть какую-нибудь роль, но ни одна из попыток успехом не увенчалась. Эндрю, каждый раз выступавший под новым фальшивым именем, реализовывал свои актерские амбиции в обычной жизни, притворяясь то морским офицером, то богатым наследником владельца плантаций где-то на Филиппинах.
Позже он действительно снялся в нескольких картинах, но это были фильмы для взрослых, в которых Кьюненен играл роль сексуального раба. У режиссеров, работавших для БДСМ-сообщества, обаятельный красавчик поначалу был просто нарасхват. Однако денег ему явно не хватало, поэтому Эндрю начал приторговывать запрещенными веществами.
Именно в Сан-Франциско Кьюненен познакомится с двумя своими будущими жертвами - молодым и симпатичным морским офицером Джеффри Трейлом, в которого он влюбится, и солидным архитектором Дэвидом Мэдсоном, ставшим на какое-то время его спонсором.
К 27 годам Кьюненен внезапно понял, что его «дольче вита» летит под откос. Красота и обаяние померкли, подросло новое поколение юных жиголо, на их фоне повидавший многое Эндрю выглядел не слишком привлекательно. Желающие содержать потерявшего свежесть той-боя исчезли…
Денег от продажи наркотиков не хватало, чтобы вести прежний роскошный образ жизни. К финансовым проблемам добавились и проблемы со здоровьем. По крайней мере, так казалось Кьюненену, обнаружившему у себя первые симптомы ВИЧ. Начиная с 1997 года, он регулярно сдавал анализы, но ни разу так и не забрал их результаты. У бывшего баловня судьбы началась депрессия, он поправился на 15 килограммов и продолжал набирать вес.
Double trouble
Морально раздавленный Эндрю однажды наведался в Миннеаполис к бывшему любовнику - тому самому архитектору Дэвиду Мэдсону - и выяснил, что тот подружился с Джеффри Трейлом (с которым у него самого тоже был роман). Кьюненен ревновал обоих. Он чувствовал себя дважды преданным. На фоне успешных и состоявшихся «эксов» Эндрю казался себе особенно жалким и никчемным.
Он много раз пытался вызвать парочку на откровенный разговор и в итоге смог напроситься в гости к Дэвиду. Друзья отговаривали архитектора от этой затеи, убеждая его, что Кьюненен - опасный тип, но тот им не поверил.
27 апреля 1997 года они все-таки встретились, но ничего хорошего из их беседы не вышло. Подозрения Эндрю, что его бывшие не просто дружат, оправдались: Джеффри Тейлор также присутствовал на встрече. Разговор на кухне быстро перерос в нешуточную ссору. Слово за слово - и под руку Эндрю попался молоток…
Потом судмедэксперт насчитает на теле жертвы свыше 25 ударов. А Кьюненен и Мэдсон закатают тело Джеффри Трейла в персидский ковер и… проведут в квартире рядом с трупом еще пару дней. Затем они сядут в красный джип архитектора и попытаются уехать как можно дальше от места преступления.
Дэвид Мэдсон был подозреваемым №1 в деле об убийстве Трейла (о том, что в квартире побывал и Кьюненен, полиция просто не знала). Буквально через два дня стало ясно, что все не так просто: в 75 км от Миннеаполиса было найдено тело самого Дэвида с тремя огнестрельными ранениями. А в квартире Мэдсона обнаружили сумку, в которой лежала визитка Кьюненена.
Убийца-«невидимка»
Следующие смерти с большим трудом вписывается в серию: почему Эндрю убил чикагского миллионера Ли Миглина (к слову, безропотно впустившего преступника в дом), так и осталось загадкой. Не будем перечислять все, что Кьюненен сделал со своей жертвой, заметим лишь, что даже регулярные съемки в фильмах для любителей БДСМ не могут объяснить его звериной жестокости. Потом настанет черед работника кладбища Уильяма Рииса, с которым убийцу ничего не связывало.
Дальнейшие события напоминали сюжет фильма о человеке-невидимке: серийный убийца, объявленный в федеральный розыск, для поимки которого были сформированы бригады из лучших специалистов из десяти штатов, будто бы растворился в толпе, несмотря на все усилия полицейских.
Последней жертвой маньяка стал знаменитый кутюрье: он был застрелен 15 июля 1997 года на пороге собственной виллы в Майами. Антонио Домико, возлюбленный модельера, видел убегавшего преступника.
За помощь в поимке серийного убийцы обещали деньги, фотографию Эндрю напечатали во всех газетах, разместили в интернете и показывали по телевидению, листовки с его изображением раздавали в барах. ФБР даже попросило помощи у организаций, объединяющих секс-меньшинства. Не обошлось и без специального шоу с участием экстрасенса (справедливости ради заметим, что одно из его предположений оказалось верным). Но Кьюненен как в воду канул.
Кстати, слово «как» было тут не совсем уместно, ибо он действительно обосновался на яхте, служившей плавучим отелем. Полицейские добрались до Эндрю слишком поздно, он покончил жизнь самоубийством.
Когда в 1999 году ФБР рассекретило дело Эндрю Кьюненена, выяснилось, что следствие так и не смогло установить, почему он убил Джанни Версаче. Вряд ли можно считать убедительной версию о том, что убийца мстил тем, кто мог заразить его ВИЧ (на самом деле он был здоров, эту информацию подтвердили патологоанатомы).
Бывший агент ФБР, известный криминалист Роберт К.Ресслер заявил, что «Версаче в представлении Эндрю Кьюненена был олицетворением славы, богатства, известности, могущества… То, к чему он безуспешно стремился всю жизнь. Убийство Версаче - своеобразная месть за это». Возможно, в этих рассуждениях, базирующихся не на сексуальной ориентации убийцы и жертвы, есть доля истины: одни СМИ писали о том, что маньяк обожал этот бренд, а другие - что он его ненавидел.