Домашние задания на звук з для дошкольников. Автоматизация звука в прямых слогах
Изолированное произношение звука [З]
Упражнение «Комарик»
Комарик звенит: «З - з - з …».
Автоматизация звука [з] в прямых слогах
Упражнение «Здравствуй, пальчик».
Большой палец поочередно «здоровается» (касается подушечкой) с остальными. При этом ребенок каждый раз произносит сначала одинаковые, затем различные слоги:
ЗА - ЗА - ЗА - ЗА
ЗЫ - ЗЫ - ЗЫ - ЗЫ
ЗО - ЗО - ЗО - ЗО
ЗУ - ЗУ - ЗУ - ЗУ
ЗА - ЗЫ - ЗО - ЗУ
ЗО - ЗУ - ЗА - ЗЫ
ЗУ - ЗО - ЗЫ - ЗА и т.д.
Автоматизация звука [з] в словах с прямым слогом (начало слова):
Забава, забияка, забор, завиток, завод, завтрак, загадка, загар, закат, закладка, зал, замок, заноза, запас, зарево, заря, затея, защелка, заяц, зоб, запах, зов, зодчий, зола, золото, зона, зонтик, зоопарк, зоренька, зубы.
Автоматизация звука [з] в обратных слогах
АЗ - ОЗ - УЗ - ИЗ
ЕЗ - ЁЗ - ЮЗ - ЯЗ
Автоматизация звука [з] в интервокальных слогах
АЗА - АЗО - АЗУ - АЗЫ
УЗА - УЗО - УЗУ - УЗЫ
ОЗА - ОЗО - ОЗУ - ОЗЫ
ИЗА - ИЗО - ИЗУ - ИЗЫ
Автоматизация звука [з] в в интервокальной позиции:
Арбузы, база, базар, берёза, блуза, ваза, газон, глаза, горизонт, гроза, коза, козырёк, лазурь, лозунг, морозы, музыка, позор, польза, разум, роза, узор, фазан, язык.
Автоматизация звука [з] в слогах со стечением согласных
ЗНА - ЗНО - ЗНУ - ЗНЫ
ЗМА - ЗМО - ЗМУ - ЗМЫ
ЗВА - ЗВО - ЗВУ - ЗВЫ
ЗДА - ЗДО - ЗДУ - ЗДЫ
ЗЛА - ЗЛО - ЗЛУ - ЗЛЫ
Автоматизация звука [з] в словах со стечением согласных:
Азбука, брызги, воздух, героизм, гнездо, езда, звание, звон, звонарь, звук, здание, здоровье, злак, знак, знакомство, знамя, знание, значок, зной, изба, избыток, название, призвание, разворот.
Автоматизация звука [з] в словосочетаниях:
Золотой значок, забытая база, звуки музыки, знакомая музыка, зоркие глаза, лизать сметану, новый зонтик, ночной дозор, полезная кукуруза, загадочный замок, заводной зайка, знакомая ваза, забавный зайка, забытая забава, золотые зубы.
Автоматизация звука [з] в предложении:
У Лизы мимоза.
У Зои замок.
Лиза моет вазу в тазу.
Зоя заболела.
На заводе загудел гудок.
Зоя забыла закрыть замок.
В зале звучит музыка.
В квартире раздался звонок.
В кузове машины везли арбузы.
Зоя купила в магазине зонтик.
Золотая запонка закатилась под диван.
Зоя помазала порез мазью.
Лиза звонко запела веселую песню.
Мама поставила в вазу незабудки.
Мы изучаем азбуку.
На вокзал поезд придет без опоздания.
На столе в вазе стояли розы.
С неба упала золотая звездочка.
Автоматизация звука [з] в чистоговорках:
ЗА - ЗА - ЗА - вот идет коза.
ЗА - ЗА - ЗА - отказали тормоза.
ЗА - ЗА - ЗА - улетела стрекоза.
ЗУ - ЗУ - ЗУ - мы поймали стрекозу.
ЗУ - ЗУ - ЗУ - везу козу на возу.
ЗЫ -ЗЫ - ЗЫ - утащили мы тазы.
ЗО - ЗО - ЗО - нам с тобой повезло.
ЗУ - ЗУ - ЗУ - розу я тебе везу.
ЗЫ - ЗЫ - ЗЫ - давно не было грозы.
ЗОЙ - ЗОЙ - ЗОЙ - козлята идут с козой.
Автоматизация звука [з] в скороговорках:
Из кузова в кузов бросают арбузы.
Звенит звонок, зовет звонок,
И Зоя в класс к себе идет.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Соня - незнайка, а Зина - зазнайка.
Не забудет тётя Зоя загадать загадку Зое.
Замок закрыт на замок.
У входа в замок - звонок.
Столетняя пыль на звонке -
Замок сто лет на замке.
Автоматизация звука [з] в стихах:
«Новый год»
К нам зайдет Новый год,
Засверкают глаза.
«Незабудки»
Не забудут Зина с Людой
Синеглазых незабудок.
Много их нарвут и сразу
На окне поставят в вазу.
Не забуду незабудку,
Эти синие глаза.
Вам название напомнит,
Что её забыть нельзя.
«Завтра, - думал я вчера, -
Сяду завтракать с утра».
Завтрак тут, а где же завтра?
Я сегодня сел за завтрак.
Занят заклинатель змей
Звонкой музыкой своей.
А под музыку, друзья,
Затанцует и змея.
Считалка
Раз, два, три, четыре, пять.
Зайка, зонтик, змей, корзина,
Ваза, воздух и резина,
Зубы, козлик и тазы,
Зоопарк, завод, возы.
Посчитай-ка не ленись,
Да смотри не ошибись.
Автоматизация звука [з] в текстах
ЗВОНОК
Звенит звонкий звонок. Он зовёт Зою на занятие. У Зои азбука. Она знает много букв.
ЗАБОТЛИВАЯ ХОЗЯЙКА
У Зои в загоне коза. Зовут козу Егоза. Зоя заботится о козе. У козы всегда в тазу вода. В знойный день Зоя пасёт козу под зонтом.
ЗАБАВНЫЕ ЗВЁЗДЫ
На небе засияли звёзды. Зоя и Лиза отодвинули занавеску и залюбовались звёздным небом. Звёзды подмигивали им. - «Какие забавные звёзды!» — смеялись Лиза и Зоя. — «Так далеко от земли, а нас видят!»
ЗАЙКА-ЗАЗНАЙКА
На зелёной поляне, в лесу, собралось как-то несколько зайцев. Один заяц, с тёмным пятном на спинке, залез на пень. Он стал рассказывать другим зайцам о своих подвигах. «Друзья! — ска-зал заяц. — Я самый сильный зверь в лесу. Для меня справить-ся с лисой — пустяки. Я и волка одолею, и медведя съем!». Долго раздавался в лесу звонкий голос зайца. Вдруг рядом хрустнула ветка сосны. «Грозный» заяц спрыгнул с пня, лёг на землю и закрыл голову своими лапами... С тех пор все в лесу стали звать его Зайка-зазнайка.
Материалы для речевых игр и занятий с детьми дошкольного возраста по ЗКР — звуковой культуре речи: скороговорки, стихи, чистоговорки, загадки, поговорки, игры со звуками З и ЗЬ.
ЗКР — звуковая культура речи дошкольников. Звуки З, Зь.
Чем отличается артикуляция звуков З и С?
Звук З (в мягком варианте ЗЬ) относится к группе свистящих звуков вместе со звуками С, СЬ и Ц. Звук З произносится также как звук С, но с участием голоса. Поэтому при его произнесении гортань вибрирует. Вибрацию гортани при произнесении звука З можно ощущать рукой, если положить ее себе на шею. Попробуйте сначала потянуть звук ссссс, а затем звук з — зззззз, держа руку у себя на шее. Вы почувствуете, как при звуке з голосовые связки стали вибрировать.
Что делать, если ребенок не говорит звук З и ЗЬ
Вариант 1. Если ребенок не говорит все свистящие звуки (С, СЬ, З, Зь, Ц ), то сначала мы проводим работу со звуком С и его мягким вариантом СЬ. И только после этого + вызываем звук З и закрепляем его правильное произношение. Если ребенок хорошо овладел звуком С, а звуки С и СЬ отлично автоматизированы в словах, фразах, стихах, диалогах, то постановка звука З не вызовет сложностей.
Вариант 2. Если ребенок отлично говорить звуки С и Сь, но неправильно произносит звук З , то обычно проблем с постановкой звука З и закреплением его правильного произношения не возникает. Малыш достаточно быстро начинает произносить данный звук правильно просто по подражанию.
Итак, работу над звуком З мы начинаем проводить, когда ребенок уже отлично говорит звуки С и СЬ. Обычно к этому готовы дети в возрасте четырех лет.
Как вызвать звук З по подражанию?
При отсутствии звуков З и ЗЬ или их замене другими звуками прежде всего можно попробовать вызвать звук З по подражанию. Попросите ребенка спеть песенку комара зззззз.
- Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
- Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».
- Попросите малыша повторить ее.
Поиграйте с ребенком в комаров – закрепите звук «з». Напомните малышу, как летом комары в лесу поют свою песню: «зззз» и надоедают нам. Пусть ребенок будет комаром в лесу и петь песенку комара «ззз», а Вы будете от него убегать в дом и прятаться.
При игре с группой детей одна половина детей «гуляет в лесу», другая изображает комаров и звенит «ззз». Потом дети меняются ролями.
После того, как дети позвенят как комары, покажите им разницу артикуляции звука С и звука З. Усядьтесь перед зеркалом. И сравните звуки с («песенку насоса») и звук з («песенку комара») Обратите внимание детей на то, что звук С – «песенка насоса» — звучит тихо, а песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.
Продемонстрируйте эти необычный ощущения ребенку.Сначала положите руку ребенка себе на шею, когда Вы говорите звук З. Пусть он ощутит вибрацию во время произношения Вами звука «з». Потом попросите ребенка положить одну руку тыльной стороной Вам на шею, а другую руку — себе на шею и спойте вместе с ним песенку комарика «ззззз». Детям обычно очень нравится это задание, неожиданные для них новые ощущения.
Сравните со звуком С – «песенком насоса». Потяните звук сссс. Дрожания – вибрации нет! Скажите ребенку, что звук С – это звук глухой, тихий, наш голос спит. А звук З громкий, звонкий, голос звонко поет песенку ззззз.
Очень часто этого упражнения и объяснения бывает достаточно, чтобы в речи ребенка появился звук З.
Какие могут возникать сложности при работе со звуками З и ЗЬ? Полезные советы.
Совет первый. Если у ребенка не получается звук З, то причина может быть в недостаточном развитии органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков поможет справиться с этой проблемой. Подробный комплекс артикуляционной гимнастики в пошаговых описаниях и видео Вы найдете в статье
Совет второй. Если у ребенка не получается сделать в середине языка желобок при произнесении звука З, то скорее всего у него недостаточно развиты мышцы языка. Нам помогут упражнения:
- Попросите ребенка широко улыбнуться (растянуть губы) и удерживать губы в этом положении. При растянутых губах нужно высунуть распластанный язык наружу и подуть на его кончик. Получится желобок посередине языка. Упражнение проводится перед зеркалом.
- Если желобок не получается, то попросите ребенка высунуть широкий кончик языка наружу. Положите ребром чайную ложку на середину языка. Сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Можно дуть на ватку или на тоненькую полоску бумаги, тогда будет наглядно виден результат упражнения. Как только ребенок будет легко делать данное упражнение, можно попросить его убрать язык за нижние зубы (сохраняя положение губ). Получится звук С. При добавлении к нему голоса получается звук З.
- Описанное выше упражнение можно делать со стеклянным пузырьком (стеклянная баночка или бутылочка из аптеки). Научите ребенка свистеть в пузырёк так, чтобы кончик языка слегка опускался наружу или касался краев пузырька. По желобку в середине языка идет воздух и в результате получается свист. Сначала попробуйте сами посвистеть перед зеркалом, а потом уже покажите упражнение ребенку. Если желобок в середине языка у него не получается, положите вдоль языка тонкую круглую палочку.
Совет третий. Если ребенок при произнесении звука З высовывает язык между губами (поэтому звук искажается), то проведите такое упражнение. Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, а зубы плотно закрыть. И посвистеть как насос сссссс. А потом попеть как комарик ззззззз. Язык при сжатых зубах автоматически будет упираться в нижние зубы, и получится правильный звук.
Более подробно о способах постановки звуков С и З Вы узнаете из
Звук З появился. Теперь перед нами стоит важная задача – автоматизировать данный звук в речи ребенка.
Последовательность проведения упражнений по закреплению правильного произношения звука З:
- 1. упражнения с изолированным звуком,
- 2. звук в слогах,
- 3. звук в словах,
- 4. звук во фразах, стихах, рассказах, диалогах, скороговорках.
Сначала идет работа со звуком З, а затем с его мягким вариантом – звуком ЗЬ. Для каждого этапа подбираются игры, скороговорки, потешки, стихи, картинки.
Игры и упражнения по звуковой культуре речи (ЗКР) со звуками З и ЗЬ
Игра для развития фонематического слуха «Какой комар звенит?»
Покажите две картинки: большой комар и маленький комар. Большой комар звенит очень сердито, зло – ззззззз. А маленький комарик звенит ласково мягко зьзьзьзьзь.
Взрослый говорит звуки з и зь по очереди вразбивку. А дети делают сердитое выражение лица, если слышат звук з – «песню большого сердитого комара». И улыбаются, если слышат песню маленького комарика.
Можно дать в руки ребенка картинки двух комаров и попросить поднять нужную картинку, когда услышишь песенку этого комара.
Звук З в слогах. Игра «Эхо» — повтори слоги.
Примеры слогов: за, зо, зу, зы, зэ, зя, зё, зю, зе, зи, аза, азо, озо, ози, озе и др. Можно давать в игре цепочки слогов. Например, за-зо-зу. Или аза-оза-озу.
Задача эха – повторить слоги или цепочку слогов без ошибок и правильно произнося звук З или ЗЬ.
Слова со звуками З и ЗЬ для игр и занятий по ЗКР с детьми.
Звук З в начале слова: забор, замок, завод, зайка, заводь, зубы, запятая, завиток, занавес, зонт, здание, заколка, зубастый, запонки, звезда.
Звук З в середине слова: коза, роза, водолазы, мимоза, вокзал, слезы, гильза, глаза, ваза, тазы, мозаика, незабудка, сазан, газон, кузов, кузовок, изба, азбука, гнездо, узлы, Незнайка. береза.
Звук ЗЬ в начале слова: зеркало, зима, гвоздика, звезда, зелень, зеленый, земля, земляника, звено, змея, тазик, козел, зебра, зефир.
Звук ЗЬ в середине слова: корзина, обезьяна, козел, кузина, резина, бузина, мази, полозья, гвозди, вазелин, изюм, бензин, лобзик, лазейка, обезьяна, газета, лезвие, магазин, озеро, корзина, гвоздика, узел.
Звук З в конце слова не встречается, т.к. он произносится в конце слова глухо как звук С.
Игры со словами со звуком З.
«Один – много».
Я назову один предмет, а ты – много.
- Один зонт – много зонтов.
- Один зайка – много заек.
- Один завод – много …? Заводов.
- Одна мозаика – много — …? Мозаек…
«Парные картинки»
Подготовьте пары картинок, в названии которых есть звук З (или Зь). К каждой картинке должна быть пара.
Вариант 1. Для игры с 1-2 детьми. ЛОТО «Кто быстрей подберет пары к своим картинкам?»
1.Положите все картинки стопкой (рисунками вниз). Раздайте каждому игроку по 4 картинки из стопки.
2. Все игроки по очереди берут картинку из стопки и ее называют: «Я взял зайку». Или «У меня звонок». Если взятая из стопки картинка является парой к имеющейся картинке, то накрываем ей нашу картинку. Задача – как можно быстрее закрыть все картинки.
Вариант 2. Для игры с группой детей.
- Разделите все картинки на две одинаковые парные группы. Одну группу картинок положите стопкой на стол рисунками вниз. Другую такую же группу картинок раздайте детям.
- Один ребенок берет картинку из стопки и показывает всем. Называет ее: «У меня гнездо». Другой ребенок, имеющий такую же картинку, говорит: «И у меня гнездо». Оба ребенка кладут свои парные картинки на стол.
- Игра продолжается до тех пор, пока все пары картинок не будут найдены.
- Побеждает в игре тот, кто быстрее всех остался без картинок. Это игра «на удачу», и победа в ней не зависит от усилий ребенок. Она учит детей не только выигрывать, но и проигрывать и правильно относиться к случайной неудаче.
В игре взрослый следит за тем, чтобы дети правильно произносили звук З.
Чистоговорки со звуками З и ЗЬ
Зы-зы-зы, давно не было грозы.
За-за-за, надвигается гроза.
Зы-зы-зы, не боимся мы грозы.
Зу-зу-зу, ручеек течет внизу.
Зы-зы-зы, вымыли тазы.
За-за-за, у Нины карие глаза.
Зу-зу-зу, кубики везу.
Зи-зи-зи, к дому подвези.
Зе-зе-зе, дай воды козе.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Зоя ведет козлят и? … козу!
Зой-зой-зой, зой-зой-зой. Козлята идут вместе с? …. Козой!
Фразы-скороговорки со звуками З и ЗЬ.
- У маленькой Зины бузина в корзине.
- В вазе у Зины мимозы и гвоздики.
- К Зайке пришли Незнайка и Зазнайка.
- Позади завода заводь.
- Зоя и Зина – кузины.
- Зоя – зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка.
- Звездолет взлетел к звездам.
- Зинин звонок звенит звонко.
- На вокзале – поезда.
- У Зои коза под замком.
- Зина в лес пошла, землянику нашла.
- Зеленая береза стоит в лесу. Зоя под березой поймала стрекозу.
- Трезор и Тузик залаяли на Забияку.
- Резинового зайку забыла разиня-хозяйка.
- У Зины – корзина. В корзине – грузди.
- Не спи, Мазай! Зайцев спасай!
- Звёздный змей зазвенел.
- У Зины бузина в корзине.
- Ехал в Казань, а заехал в Рязань.
- Зимой поле белое промёрзло-леденелое.
- Видит волк грозу – забыл и козу.
- У Зои заболели зубы.
- У Зины зимой зябнет нос.
- Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.
Пословицы и поговорки со звуком З.
Почему так говорят? О чем так можно сказать?
- Мал золотник, да дорог.
- Зима не без морозов.
- Одной рукой узла не развязать.
Загадки со звуком З.
- Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёжик)
- Зубы имеет, а зубной боли не знает. (Грабли)
- Зимой и летом одним цветом. (Ёлка)
- В избе – изба, на избе – труба. Зашумело в избе, загудело в трубе. Видит пламя народ, а тушить не идёт. (Печка)
Стихи со звуком З и ЗЬ.
При использовании стихов можно дать детям задание:
- Запомнить слова из стихотворения со звуком З и назвать их после прочтения стихотворения.
- Составить свои предложения с этими словами.
- Произнести одну и ту же фразу из стихотворения с разной интонацией: удивленно, восхищенно, радостно, огорченно, смущенно и т.д.
- Угадать интонацию и настроение, с которой была прочитана строчка из стихотворения.
- Прочитать две-четыре строчки из стихотворения с разной скоростью (медленно как черепаха Тортилла, в среднем темпе как Буратино, в быстром темпе как Торопыжка).
- Прочитать строчки из стихотворения с разной громкостью – игра «Радио». Вы «регулируете» громкость то громче, то тише (как будто Вы поворачиваете регулятор громкости на радиоприемнике). Дети быстро реагируют и меняют громкость своего голоса.
Резиновая Зина.
Резиновую Зину
Купили в магазине.
Резиновую Зину
В корзине привезли,Она была разиня,
Резиновая Зина
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину
И пальцем пригрозим:
«Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин! (А. Барто)
Зеленая песенка.
В зеленом,зеленом, зеленом лесу
Зеленый листок, как флажок, я несу.
Зеленая шишка под елкой молчит,
Зеленая музыка где-то звучит –
Зеленый кузнечик в зеленой стране
Играет зеленую песенку мне. (А Стройло)
Зимний звон.
Зимний звон, зимний звон
На заре со всех сторон.
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы (В. Суслов).
Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно. (К. Чуковский)
Девчонка везла на возу
Козленка, козла и козу.
Лесок проезжала,
Часок подремала.
Девчонка в лесу проспала
Козленка, козу и козла. (В.Викторов)
Вот веселая затея –
Запускать на нитке змея!Зажглась зеленая звезда –
Запустим звездолет туда!
Заяц-портной.
Серый заяц под сосной
Объявил, что он портной.
И портному через час
Медвежонок сдал заказ.
— Будет Ваш заказ готов
До январских холодов.
Заяц режет, заяц шьет,
А медведь в берлоге ждет.
Срок прошел, пришел медведь,
А штаны нельзя надеть!
Берёзы.
Прибежали козы
Рано поутру,
Гложут у берёзы
Белую кору.
Не ходите, козы,
В молодой наш лес!
Вырастут берёзы,
Будут до небес!
К нам зайдет Новый год,
Заведет хоровод,
Зазвенят голоса,
Засверкают глаза.
Здравствуй, праздник новогодний!
Праздник елки и зимы!
Всех друзей своих сегодня
Позовем на елку мы!
Потешки, считалки со звуками З и ЗЬ.
Идет козел мохнатый,
Идет козел бородатый,
Рогами помахивает,
Бородой потряхивает,
Идет, блеет,
Коз, козлят зовет.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп!
Считалка со звуком З.
За морями,
За горами,
За дремучими лесами
На пригорке – теремок.
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
Рассказы и сказки со звуком З для занятий по ЗКР с детьми дошкольного возраста.
Зайчики (литовская сказка)
Родились у зайца зайчата. Взглянул отец на своих детей и говорит им:
— Я с усами, и Вы уже с усами! Так вот, значит, добивайте себе пропитание сами.
С тех пор зайчишки как родятся, так и живут одни, без родителей, в тёмном лесу: ни гнезда у них, ни норы. Зато все с усами, все с первых дней могут добывать себе пропитание сами.
Мальчик и козы.
Жил-был мальчик, и было у него три козы. Днем козы скакали и прыгали по скалам, а к ночи мальчик загонял их домой.
Раз вечером мальчик стал загонять их домой, а козы убежали на капустное поле, и никак их оттуда не выгнать.
Мальчик сел на пригорке и заплакал. Шёл мимо заяц.
— Чего плачешь? – спросил заяц мальчика.
— Плачу потому, что не могу выгнать коз с поля, — ответил мальчик.
— Я их выгоню, — сказал заяц.
Стал заяц выгонять, а козы не идут.
Сел заяц и тоже заплакал. Шла мимо лиса.
— Чего плачешь? – спросила зайца лиса.
— Плачу потому¸ что мальчик плачет, — говорит заяц, — А мальчик плачет потому, что не может с поля коз выгнать.
— Успокойся, я их выгоню, — сказала лиса.
Стала она выгонять, а козы не идут.
Села тут лиса и тоже заплакала.
И так волк гнал, тоже не выгнал.
Летела тут пчелка.
Видит, что все они сидят и плачут, и говорит:
— Я их выгоню.
Тут все звери и мальчик перестали плакать и стали смеяться над пчелкой. Как она выгонит коз, когда они все не могли справиться!
Но пчелка полетела на капустное поле, села на козу, зажжужжала.
— Жжжжжж! Жжжжжж! Жжжжж!
Как пустятся козы бежать! И убежали с поля домой.
«Папа привез Зое из Африки обезьянку. Зоя назвала обезьянку Рузой. Руза умела забавног прыгать, передразнивать Зоиных знакомых. Зоя научила Рузу открывать на звонок дверь.
Зимой Руза заболела. Зоя возила Рузу к доктору, давала ей разные травы, кормила бананами. Благодаря Зоиным заботам Руза выздоровела».
Задайте ребенку вопросы по содержанию рассказа. Попросите найти в рассказе слова со звуком З и составить с ними свои предложения.
«Зоя, Лиза и Аза – подруги. Собрались подруги у Зои. Вместе играют Зоя, Лиза и Аза. Куклу Музу укладывают спать. С забавным зайкой идут гулять. Позвала мама Лизу домой. Позвали и Азу. Осталась Зоя одна. Заболели у Зои зубы. Завязала Зоя зубы и сидит. Узнала об этом Лиза. Принесла Зои мозаику. Узнала и Аза. Принесла Зое незабудки. Поставила Зоя незабудки в вазу. Стали Лиза, Зоя и Аза играть в мозаику. Красивый сделали узор из мозаики! Потом загадывали загадки:
Как взялась она за дело,
Запилила и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)Узловат Кузьма,
Развязать нельзя. (Цепь)Сам дней не знает,
А другим указывает. (Календарь)Долго забавлялись подруги. Забыла Зоя о больных зубах».
Задайте вопросы ребенку по содержанию рассказа. Следите за тем, чтобы в ответах он правильно произносил звук З.
Подвижная игра для закрепления правильного произношения звука З «Узнай по голосу».
Эта игра развивает слуховое внимание детей. На земле чертится круг. Дети бегают по игровой площадке. По сигналу взрослого «Раз, два, три – в круг беги!» они собираются в круг.
Выбирается водящий. Ему завязывают глаза. Он поворачивается спиной к детям.
Все дети говорят:
«Мы немного порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя – узнай!»
Взрослый показывает жестом одного из детей, который говорит: «Я тебя зову!». Ребенок-водящий угадывает, кто его позвал: «Меня позвал Вова? Меня позвала Катя?»
Если ребенок угадал, кто его позвал, то он меняется местами с этим ребенком. И другой ребенок становится водящим.
Если ребенок не угадал, кто его позвал, то он отгадывает еще раз в следующей игре.
Видео для занятий по ЗКР — образование названий действий от названий предметов. Закрепление правильного произношения звука З.
Словесный материал из видео:
- застёжку — застёгивают,
- заколку — что делают? — закалывают,
- замазкой — что делают? — замазывают,
- на занятии что делают? — занимаются,
- задания — что делают? — задают
- загородкой — что делают? — загораживают,
- задвижку — что делают? — задвигают,
- запеканку — что делают? — запекают,
- заварку — что делают? — заваривают,
- запасами — что делают? — запасаются
- записи — что делают? — записывают
Полезные советы: 1. Это видео нужно смотреть без звука! (присутствие в нем звука только отвлекает детей и совершенно бессмысленно!) Отключите громкость звука в видеоролике и давайте задания ребенку, показывая ему картинки. 2. Обязательно ставьте видео на паузы, дожидаясь ответа ребенка! И только после его ответа и обсуждения идите дальше! 3. Можно это же речевое упражнение делать и без видео:).
Во всех играх и заданиях нужно внимательно следить за тем, чтобы дети правильно говорили звуки З и ЗЬ. В случае ошибок напомните ребятам, что они уже научились правильно говорить этот звук и попросите исправить ошибки.
Другие материалы по играм, упражнениям и занятиям с детьми по ЗКР — звуковой культуре речи — Вы можете найти в статьях сайта:
Много интересных материалов по развитию речи детей Вы найдете в рубриках:
До новых встреч на «Родной тропинке»! Буду рада видеть Ваши вопросы и мнения по содержанию статьи в конце этого поста:)! Спасибо за интерес к проблемам развития речи детей:)!
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Правильная артикуляция звука [ з ]: Губы не напряжены, растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии до 1 мм. Кончик языка широкий, упирается в нижние резцы, приводится в лёгкое колебание, спинка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.
1.Упражнение « Комарик ». Произносить звук [ з ] длительно на выдохе: з-з-з….
2.Повторить прямые слоги со звуком [ з ]:
ЗА - ЗО - ЗУ - ЗЫ.
3.Повторить обратные слоги со звуком [ з ]:
АЗ - ОЗ - УЗ - ЫЗ - ИЗ - ЕЗ - ЁЗ - ЮЗ - ЯЗ.
4.Повторить прямые слоги, в которых звук [ з ] находится между гласными:
АЗА-АЗО-АЗУ-АЗЫ ОЗА-ОЗО-ОЗУ-ОЗЫ
УЗА-УЗО-УЗУ-УЗЫ ЫЗА-ЫЗО-ЫЗУ-ЫЗЫ
5.Повторить прямые слоги со стечением согласных:
ЗТА-ЗТО-ЗТУ-ЗТЫ ЗПА-ЗПО-ЗПУ-ЗПЫ
ЗМА-ЗМО-ЗМУ-ЗМЫ ЗКА-ЗКО-ЗКУ-ЗКЫ
ЗНА-ЗНО-ЗНУ-ЗНЫ ЗВА-ЗВО-ЗВУ-ЗВЫ
6.Повторить обратные слоги со стечением согласных:
АЗТ-ОЗТ-УЗТ-ЫЗТ-ИЗТ-ЕЗТ-ЁЗТ-ЮЗТ-ЯЗТ
АЗК-ОЗК-УЗК-ЫЗК-ИЗК-ЕЗК-ЁЗК-ЮЗК-ЯЗК
АЗП-ОЗП-УЗП-ЫЗП-ИЗП-ЕЗП-ЁЗП-ЮЗП-ЯЗП
АЗМ-ОЗМ-УЗМ-ЫЗМ-ИЗМ-ЕЗМ-ЁЗМ-ЮЗМ-ЯЗМ
7. Добавь в начале слова звук [ з ] и назови словечко:
…айка, …амок, …авод, …агадка, …адание, …апах, …акипеть, …онт, …убы, …абор,…аколка,…онтик.
8.Договорить в конце слов слоги:
ЗА- : Ва..,ко.., ро.., гла...,сле.., гро.., мимо.., кукуру..,берё.., до.., угро.., его.. .
ЗЫ - : Ука.., моро.., стра.., ва.., при.., заво.., ро.., ко.., сюрпри.., шлю.. .
ЗОК - : Во.., гла.., обзе.., огры.., мА.., обра.., пома.., ра.., га.. .
ЗГИ - : Мо.., ро.., бры.., дря..
9. Замени в слове первый звук на звук [ з ] и назови новое слово. Напимер: б ал - З ал.
бал - …ал, майка - …айка, губы - …убы, накат - …акат, двери - …вери, шлаки - …лаки, трение - …рение, нажим - …ажим, нагар - …агар, лов - …ов.
Повторить слова, в которых звук [ з ] находится в начале слова:
1)Запад, зайка, замок, завод, забава, забота, закон, загадка, закат, задание, занятие, заехать, заохать, захотеть, запах, загон, забег, забияка, забыть, запонка, зато, забегать, забодать, заветный, завиток, завыть.
2)Загадать, загнать, заготовить, заготовка, задавака, задумать, задуть, заинька, зайти, закопать, закидать, закинуть, задуть, закипеть, закуток, запев, затея, затянуть, Зоя, зонт, зонтик, зубы, зуб, зубок, зубной.
3) Знать, знак, звать, звонок, звук, знамя, званый, звон, звонить, звонкий, знакомый, знаток, зной, знакомить, звание, звено, зверь, зверёк, звучать, звякать, здание, здесь, здорово, здоровье, здравствуйте, злак, злато.
4) Злить, зло, злоба, злодей, злой, змея, знакомый, знамя, знаменитый, знание, знаток, знать, значит, значок, зной, зрачок, зрелый, зрение, зреть, зритель, зря, зрячий.
Повторить слова, в которых звук [ з ] находится в середине слова:
5)Ваза, база, коза, егоза, назад, мозаика, мимоза, фазан, незабудки, наказать, мазать, показать, указать, медуза, казак, указание, азбука, название, назвать, бизон, возок, воздух, везу, внизу, мазут, называть, язык, тазы.
6)Возы,козы, вазы, музыканты, музыка, изба, избыток, изгиб, издание, измять, изнанка, взмах, вздох, взор, взрослый, вздох, взломать, взмах, взрыв, взлёт, взморье.
Произносить звук [ з ] в словах с обратными слогами:
1)Азбука, праздник, гораздо, пазлы, разве, разный, разница, поздно, ноздри, гвозди, грозди, воздух, возраст, возле, морозный, грозный, обозный, бронза, колхозный, грандиозный, грузди, узник, кузница, брызги, язва.
2)Дрязги, грязный, боязнь, гнёзда, слёзный, серьёзный, резвый, бездна, наездник, лезвие, железный, полезный, болезнь, исчезли, из-за, отчизна, изредка, изгородь, издали, издавна, избран, героизм, организм, казна.
3)Глазной, назвать, назло, название, разбить, разговор, размер, разбойник, разрыв, размах, разбеги, опознать, опоздать, мозги, борозда, гвоздика, допоздна, дрозды, озноб, возня, узда, узнать, узлы, кузнец, кузнечик.
4)Езда, резной, резня, поезда, гнездо, безлюдный, бездомный, безрогий, безобидный, безобразный, безотказный, безопасный, бездельник, везде, вдребезги, мелюзга, боязно, изба, избушка, изгиб, изумруд.
5)Издать, изделие, извилина, избрать, извините, изгнать, излишки, изъян, известный, измена, изменчивый, измерить, близнецы, белизна, изнутри, боязно.
Произносить звук [ з ] в словах с прямыми слогами:
6)Зайка, заинька, завтра, зал, залп, мозаика, вокзал, заяц, замысел, заново, запад, запах, заповедь, зарево, Мазай, замша, Казань, бальзам, базар, назад, дизайн, рюкзак, экзамен, фазан, казак, коза, лоза, глаза, егоза, гроза.
7)Бирюза, дереза, влезать, доказать, наказать, показать, отказать, указать, вязать, динозавр, партизан, зоб, зов, Зоя, зона, золото, мозоль, зонтик, Золушка, зоркий, узор, бизон, возок, газон, дозор, позор, горизонт, комбинезон.
8)Зубы, зубчик, зубр, зуд, внизу, лазурь, глазурь, мазут, разуть, разумный, разутый, беззубый, язык, зыбкий, азы, возы, разы, тазы, тузы, пузырь, аза, база, ваза, доза, виза, Лиза, роза, блуза, польза, гильза, берёза, медуза, пауза.
9)Кукуруза, мимоза, глюкоза, незабудка, незаметно, забава, забить, забияка, заболеть, забота, забор, забрать, забыть, завет, завить, завод, заводной, завыть. Загадка, загар, задать, задача, задор, закат, закон, заколка, закрыть, замена, заметка, западня, зарядка, зато, затея.
10)Зодиак, розовый, зола, кузов, грузовик, зубило, зубок, зудеть, разум, лозунг, зубной, книзу, разучить, сразу, вазы, газы, грозы, козы, берёзы, арбузы, морозы, анализы, карапузы, карнизы, колхозы, паровозы, сервизы, фразы, алмазы, козырь, пузырёк, козырёк.
В словах с двумя звуками [ з ]:
11)Заноза, зараза, зазноба, зразы, звезда, зигзаг, заказы, звёздный, заказной, безобразный, заразный, завязать, залезать, зализать, заказать, замазать, развязать, забрызгать, зазвонить, зазвенеть, зазвать, зазывать, заказывать, развязывать.
В словосочетаниях:
12)Знойное лето, зазвенел звонок, золотая ваза, запретная зона, злая змея, заразная болезнь, здоровые зубы, заявление об отъезде, Зоина затея, заводная коза, забавный козлёнок, знакомая музыка.
ЗА – ЗО – ЗУ ЗЫ – ЗА - ЗУ
ЗО – ЗУ – ЗА ЗУ – ЗО - ЗА
ЗУ – ЗА - ЗЫ ЗО – ЗЫ – ЗУ
Слова с ударением на слоге:
Зал, заводь, замок, запах, запад, завтра, зайчик, коза, база, фазан, гроза, сазан, лизать, показать, наказать, указать.
Зона, золото, Зоя, зоб, зов, узор, возок, газон, дозор, Трезор, Зорька, зонтик, горизонт.
Зубры, везу, козу, внизу, грозу, ползу, грызу, мазут, глазурь, разумный
Язык, возы, тазы, пузырь.
Слова без ударения на слоге:
Ваза, роза, база, Лиза, обуза, блуза, польза, береза, закон, завод, заноза, забава, загар, забор, загадка, мазать, заболеть.
Розу, вазу, Лизу, книзу, березу, разум, лозунг, зубок, зубной, зубец.
Грозы, козы, вазы, газы, березы, арбузы, морозы, музыка, козырек, пузырек, называть, показывать, наказывать.
Выучить чистоговорку:
За – за – за – вот идет коза.
Зы – зы – зы – нет козы.
Зу – зу – зу – не боюсь козу.
З №2 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА З В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Слова со стечением согласных:
Знамя, значок, званый, звать, злая, звонок, злой, звук, здание, здоровье, взор, взрослый.
Предложения:
У Зои ваза. В вазе розы. Зоя любит розы. Раздался звонок. Лиза звонко смеялась. Лиза опоздала в класс. У Зои болят зубы. Лиза рисует зайку. Знание языков полезно. Зоя знает азбуку. Лиза сдает экзамены. Роза сдала экзамены. Зоя работает на воздухе. Воздух полезен для здоровья. В здоровом теле здоровый дух. Завод выполнил задание. Коза привязана к забору. Зоя забыла зонт у Лизы. Зной изнурил туристов. Дети заходят в зал. На небе заалела заря. Зоя правильно расставила знаки препинания.
За селом затихла гроза. Занятия спортом – залог здоровья. В зале играет музыка. Захар забил железный гвоздик. Коза пасется на зеленой траве. Нужно знать, что где сказать. За белыми березами соловей звенит. За горами, за лесами, золотой кружок встает. Все с базара, а Захар на базар. Грузовик привез арбузы.
З №3 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА З ВО ФРАЗАХ И СТИХАХ
Запонки из золота – золотые. Зуб из золота – золотой. Небо в звездах – звездное.
Знакомое здание. Звонкий звонок звенит звонко. Золотом золотят. Замок замыкают. Запор запирают. Зарубку зарубают. Замазкой замазывают. Закладкой закладывают. Заготовки заготавливают. Заказы заказывают. Наказы наказывают. Загадки загадывают. Заколкой закалывают. Задания задают. Запеканку запекают. Заливное заливают. Заварку заваривают.
Ты мороз, мороз, мороз, У нас на улице мороз.
Не показывай свой нос. Мороз по всей земле,
И ветви хрупкие берез
Сверкают в хрустале.
Звенит метелками овес: И в первых отблесках зари
Мне повезло, Стоит хрустальный сад,
Я в поле рос! И на деревьях снегири,
Как яблоки висят.
Поросята были розовые,
От загара стали бронзовые.
Мама с ними не поет,
Мама их не узнает.
З №4 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА з В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ
(ребенок повторяет, а потом пересказывает текст)
В ЛЕСУ ВЕСНОЙ.
Редкий лесок. Ласково светит весеннее солнце. На деревьях надулись пушистые почки. Из коры березы закапал сладкий сок. Золотые пуховки украсили кустики ивы. Задремала на солнышке старая лосиха. У ног лосихи резвился забавный лосенок.
ПОМОЩЬ ЗАЙЦУ
Ребята были в лесу. Под кустом они нашли зайца. Заяц прижался к земле. У зверька была сломана лапка. Зоя принесла зайца домой. Девочка забинтовала зайцу лапку и посадила в ящик. Мама дала зайцу морковку и водички. Заяц прожил в доме месяц. Ножка у заиньки срослась. Скоро выпал снег. Наступила зима. Зоя с ребятами отнесла зайца в лес и выпустила на волю.
Конспект подгруппового логопедического занятия по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи в первом классе по теме:
«Автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях»
(конспект урока)
Технологии:
- Информационно-коммуникативная
- Игровая
- Здоровье сберегающая технология
Тема:
Цель :
- Автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить правильно, произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях;
- развитие фонематического анализа, синтеза;
- обогащение и активизация словаря;
Коррекционно-развивающие:
- развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру;
- формировать правильное речевое дыхание;
- развивать зрительное внимание и память;
- развивать словесно-логическое мышление;
- развивать общую и мелкую моторику, координировать речь с движением;
- развивать навыки звуко-буквенного анализа;
Коррекционно-воспитательные:
- развивать навыки взаимодействия;
- воспитывать доброе отношение друг к другу, к окружающим.
- воспитывать желание помочь другому.
Здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом возрастной нормы;
- соблюдать правильную осанку ребенка;
- следить за правильным освещением рабочего места;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование:
- карточки, сюжетные картинки, предметные картинки, зеркала, сигнальные карточки, компьютерные программы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Сели ровно, руки положили на стол перед собой. Смотрим все на меня.
Развитие мелкой моторики.
Координировать речь с движением. Упражнения выполняются с использованием компьютера.
Массаж лица.
Водичка, водичка, умой меня.
Чтобы глазки блестели.
Чтобы щечки розовели.
Чтоб кусался зубок.
Чтоб смеялся роток.
Работа над дыханием «Задуй свечу».
(С использованием компьютера)
II. Раскрытие темы.
Послушайте загадки.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем таких, как я,
Будет целая семья!
(Зерно)
Хоть сама — и снег, и лед,
А уходит — слезы льет. (Зима)
Гуляю я и в дождь, и в зной:
Характер у меня такой.
(Зонт)
Летом серый, зимой белый.
(Заяц)
Какой один и тот же звук слышится в этих отгадках?
Дети отвечают — (Звук 3).
Сегодня на занятии мы будем продолжать изучать звук (3), учиться правильно произносить его в слогах, словах, предложениях.
III. Повторение артикуляции звука (3).
Профиль. Характеристика звука [з].
Вспомните, как работают губы (зубы, язык) при произношении звука [з]?
Ответы детей.
IV. Произнесение звука [з].
Вызываю детей с недостаточно четкой артикуляцией.
Как поют комарики? (3-3-3 …)
Что мы слышим, когда муха попадает в паутину? (3-3-3-…)
V. Артикуляционная гимнастика.
Вместе с ребенком перед зеркалом выполняю задания:
1. открыть рот, подержать открытым и закрыть;
2. улыбка;
3. трубочка;
4. улыбка — трубочка;
5. сделать язык широким;
6. язык широкий — язык узкий;
7. язык «чашечкой»;
9. присосать язык к небу.
Мимическая гимнастика (с использованием компьютера).
Дети выполняют мимические упражнения с использованием компьютера.
VI. Слоговые упражнения.
(слоги произношу с экраном)
за-зо,
зо-зу,
зу-за,
зы-за
за-зо-зу-зы
зва-зма-зла
зву-зну-зны
зму-зва-зну
зны-змо-зво
зда-зма-зна
Какой слог ударный?
за-за-за
зо-зо-зо
зы-зы-зы.
«Веселая неделька» гимнастика для глаз.
Понедельник.
Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
VII. Развитие фонематического анализа, синтеза.
1. На столе лежат картинки.
Нужно выбрать и назвать только те, в названии которых есть звук [з]
(картинки: вода, тазы, санки, коза, волки, зубы, диван, журнал, кожа, петух, замок, жук, звонок).
2. — Я буду произносить слова.
Если вы услышите звук [з], поднимите сигнальную ккарточку (слова произносятся с экраном): ваза, забор, коза, гнездо, береза, лиса, жаба, коса, стол, глаза, зонт, стул, стол.
3. Игра «Живые звуки».
Сейчас мы поиграем в игру. Я назову вам слово: алмаз. Какой первый звук в этом слове (второй, третий, четвертый, пятый)?
Назовите гласные звуки, согласные звуки. Оля, ты будешь звук [а], Саша — звук [л], Дима — звук [м], Катя — звук [а], Лена — звук [з].
- «Звуки», встаньте так, чтобы получить слово алмаз. (Аналогично слово «забор»).
4. Выбери картинки в названии которых звук [ з ] находится вначале слова; середине; конце.
(зонт, тазы, козы, глаза, таз, заяц).
5. Анализ и составление схемы слова «азбука». (с детьми анализируется слово и записывается его схема на доске. Гласные звуки зарисовываются розовыми мелками). Подобрать схему к слову «забор», «таз».
Физкультминутка.
(Текст стихотворения сопровождается движениями детей).
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание),
Прыгать и скакать (10 прыжков).
VIII. Составление предложений по картинкам.
- У козы маленькие козлята.
- На калитке замок.
- Лиза покупает вазу.
- Зоя завязывает ленту.
За-за-за – зеленые глаза.
Зы-зы-зы – не боюсь грозы.
Зу-зу-зу – прогони козу.
Дополнить предложения (предлагаю картинки).
- На лугу Зина пасла (козу).
- Когда идет дождь нужен (зонт).
- Каждый день нужно чистить (зубы).
IX. Подведение итогов, организованное окончание урока.
Какой звук мы изучали на уроке?
Что мы сегодня делали на уроке?
Урок окончен. Сегодня хорошо работали все дети.
X. Задание на дом.
Выучить наизусть стихотворение «Земляничка» Л. Фадеев
Земляничка
Возле пня
Всем сказала:
- Нет меня! -
Оглянулась
И потом
Притаилась под листом.
Солнца луч её нашёл,
Закричал:
- Нехорошо!-
Обманула!
Ай — ай — ай!
Земляничка,
Вылезай!
Покраснела ягода
И сказала:
- Ябеда….
Литература:
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989
- Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики — развиваем речь! — СПб, Издательский дом «Литера». 2011г.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. -М.: Издательство ГНОМ. 2014 г.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб.: «Детство-Пресс». 2001г.
Андреева Светлана Васильевна,
учитель-логопед
Муниципального казенного учреждения
«Центр развития образования»
муниципального образования
Белореченский район МКУ ЦРО,
Город Белореченск