Дом олега табакова и марины зудиной. Антон табаков: вкусно и увлекательно.o личном опыте покупки зарубежной недвижимости
Олег Табаков с женой Мариной Зудиной и дочкой Марией.
Семья старается выбираться за город при любой возможности, особенно любят дом сам Табаков и Маша.
Загородный дом Олега Табакова и Марины Зудиной очень похож на своих хозяев.
Архитектор и дизайнер Марина Путиловская уверяет,
что все так и было задумано. Верхний уровень окон в двусветном зале не стали перекрывать гардинами. “Хотелось, чтобы в доме было больше естественного света”, - говорит Путиловская.
Началась эта история по-соседски. Сама Путиловская живет в том же подмосковном поселке и нередко захаживала в гости к Табаковым и принимала их у себя. “У Олега Павловича был очень неприятный опыт с предыдущим дизайнером интерьеров, который работал для него, – рассказывает Путиловская. – Поэтому к людям моей профессии он относился несколько настороженно”. Путиловской захотелось исправить положение, да и сам дом ей очень нравился – просторный, с пятью террасами на разных уровнях, выросший в лесу, подобно окружающим его соснам.
Картина в прихожей - особый подарок. На ней изображены все актеры МХАТа, приветствующие своего художественного руководителя.
“Главной моей задачей как художника по интерьеру (именно такую специальность я получила в Строгановском училище и так себя обычно и называю) было сохранить и подчеркнуть открытость этого дома, его ориентированность на мир вокруг. Окна важнее штор, а вид из них важнее кресла, с которого ты им наслаждаешься”.
Впрочем, кресла здесь тоже непростые. У Табакова была коллекция антикварной мебели из карельской березы, которой он очень дорожил, и она должна была занять достойное место в доме. Сначала ему кто-то подарил (обычная в этой семье история) ампирный гарнитур – обеденный стол и стулья, – а потом уже к нему подкупали достойные дополнения.
В рабочем кабинете Олега Павловича - письменный стол и стулья начала XIX века и портрет жены.
Стол сейчас стоит в столовой, и за ним собирается семья и многочисленные гости. “Мне нравится, как сочетается драгоценное карельское дерево с простыми дощатыми стенами. На их фоне янтарный цвет играет особенно богато”.
С антикварного стола из карельской березы началась когда-то коллекция мебели, которая теперь заполнила весь дом.
В доме вообще много неброской красоты – сложная деревянная резьба на притолоках и кессонах, наборный паркет, мраморное мозаичное оформление камина и витражи на окнах. “Это тоже очень в духе этой семьи, – уверяет Путиловская. – Никакой навязчивости, только хороший вкус”. Какое самое любимое место в доме у хозяина? “Конечно, удобное деревянное кресло на нижней террасе. Он проводит там много времени – читает, думает, смотрит на лес”. Понять Олега Павловича легко – вид оттуда и правда открывается роскошный.
Никто уже и не помнит, откуда в доме появилось это кресло-качалка, но Табаков его обожает и проводит в нем все мало-мальски теплые вечера.
Если задаться целью найти одно слово, чтобы описать дом Табаковых, это будет слово “теплый”. Бесконечные фотографии, картины (подарки и семейные реликвии), портрет Чехова в спальне (куда же без Антона Павловича) и множество книг – весь этот стилистически неидеальный набор создает ощущение, которое не может родиться по велению декоратора. Так выглядят только глубоко обжитые дома.
По просьбе хозяев спальня оформлена максимально нейтрально, без явных акцентов. Портрет Чехова - единственное исключение.
Камин в гостиной украшен мозаикой.
“Конечно, все так и есть, – подтверждает Путиловская. – С тех пор как я закончила свою работу, здесь многое изменилось. Но ведь так и должно быть.
Я не понимаю дизайнеров, которые жалуются на клиентов: “Они пришли и все испортили”. Если быт и вкус заказчиков не вписываются в твой интерьер, значит, ты просто плохо сделал свою работу. С Табаковыми все получилось как надо”.
Загородным домом в Подмосковье ресторатор может по праву гордиться. Тем более, что, наплевав на рекомендации дизайнеров и архитекторов, он создал его по собственным эскизам.
Антон Табаков.
Сергей Козловский
Даже если вы никогда не держали в руках мольберта и кисти, в голову придет мысль, что такая необыкновенная красота так и просится на холст. Дом Антона Табакова расположился на лесной поляне — в окружении дубов, сосен и берез. Мы отправились на съемку погожим осенним днем. Золотая и багряная листва шелестела под ногами, а солнечные блики играли на воде — искусственный пруд хозяин тоже сделал сам. Неудивительно, что, приезжая в Москву, ресторатор предпочитает останавливаться здесь, а не в своей городской квартире.
Антон, говорят, что большую часть времени вы теперь проводите в Париже, где купили себе квартиру.
Антон Табаков:
«Мне действительно всегда нравился Париж: это очень красивый город, в нем есть определенная энергетика, там можно найти какое-то занятие по душе, независимо от погоды. Местами там свежая еда. А поскольку мои дочери всегда жили за городом, я подумал, что пора внедрять их в социум. А если к тому же они научатся хорошо говорить на иностранных языках — вообще прекрасно. Поэтому купил квартиру в Париже, где они могут жить, ходить в детский сад, а потом и в школу. Но в Москву я приезжаю довольно часто. И тогда вы можете застать меня в этом доме».
Почему вы выбрали район Истры?
Антон:
«Случайно тут оказался, проезжая мимо. И оглядевшись вокруг, не мог оторвать глаз. Я видел довольно много разных мест в Подмосковье, но это стало для меня воплощением образа родины. Здесь была полудикая природа, что тоже вполне меня устраивало, но все-таки захотелось как-то проредить гущу леса, чтобы открыть перспективу. Посадил декоративные деревья — яблони, сосны, пихты. Для меня, жителя мегаполиса, особенно ценно то, что здесь есть воздух. Я имею в виду не то, что дом находится далеко от Москвы и можно дышать, что называется, полной грудью, а то, что нет такого визави — забор к забору, стенка к стенке, как мы в городе привыкли. Есть ощущение простора».
Кто помогал вам построить жилье?
Антон: «У меня довольно большой опыт строительства всякого рода заведений, так что сначала я заказывал проекты у разных хороших архитекторов, с которыми уже работал. Пытался им объяснить, чего я хочу. Но, к сожалению или, может, к радости, архитекторы, как правило, слышат то, что хотят услышать. Либо же — другая крайность — потворствуют всем прихотям заказчика, в результате получается нечто невообразимое. Поэтому я старался в общем и целом донести идею, но не давал никаких конкретных советов. И получал всякий раз противоположное тому, что хотел увидеть. Наконец, отчаявшись, я сам нарисовал даже не эскиз, а я бы назвал это функциональным помещением, планом здания. Путем долгих телодвижений мы разработали наконец-то проект, который меня устроил. Сложность заключалась еще и в том, что мы были ограничены определенными рамками. По договоренности с соседями высота постройки не должна была превышать высоту фонарного столба, и было довольно тяжело вписаться в этот ландшафт. Пришлось откопать шесть метров в глубину под фундамент, чтобы дом „сел“ так, как нужно. На этом месте стоял другой дом. Сначала надо было его снести, все вычистить. Долгая история, но справились. Возможно, полученный результат в чем-то несовершенен с точки зрения архитектуры, но для меня, человека, который здесь живет, он вполне удобен».
У вас есть здесь любимое место?
Антон:
«Все самое любимое — на улице. Куда ни посмотришь: направо, налево — везде красиво. Солнце светит — красиво, туман — тоже красиво, солнце сквозь туман — очень красиво. У нас ведь был загородный дом в сосновом бору на Николиной Горе, я его очень любил, он был дорог мне по разным причинам. Я чувствовал себя там очень уютно. Для двух, даже для трех человек это было идеальное жилье. Но когда у нас с Анжелой родился второй ребенок, с тем домом пришлось расстаться. Я думал: „Приедем сюда, поживем недельку“. Тут еще шла стройка, все было не так нарядно, как сейчас. Тем не менее мы пожили недельку-другую и поняли, что уезжать не хочется. Вот такова притягательность этого места».
Деревянные обшивки в вашем доме — чтобы быть ближе к природе?
Антон:
«Я всегда любил деревянные дома, мне не нравится камень. Что натурально, то и хорошо. Дом должен дышать, жить, а не быть бетонной коробкой. Но, к сожалению, особенности этого ландшафта и невозможность „вылезания“ наверх (только вниз) „диктовали“ материал. Я не смог осуществить идею построения деревянного дома, но не стал отказывать себе в удовольствии убрать максимальное количество камня как такового. Жить в каменных палатах не очень комфортно. Надо идти от естества».
Выбор светлых тонов в комнатах — для визуального расширения пространства?
Антон:
«Если мы сейчас говорим про „насыщение“, дизайн, то здесь нет соответствия какому-то определенному стилю, четко продуманного замысла — кроме того, что на сегодняшний день мне комфортно так. Например, моего друга (он профессиональный архитектор) многое здесь не устраивает. По его мнению, какие-то детали интерьера не соответствуют канонам стиля. Он требует убрать зеркало с консолью, а мне оно нравится. Это же вопрос удобства, вкуса. У него свое видение, у меня свое. И мы никогда не договоримся. Целенаправленно мы дизайном не занимались. Все про-исходило спонтанно. Были в Ницце — там распродавался магазин, купили какую-то графику, акварель».
У вас огромное количество картин. Интересуетесь современным искусством?
Антон:
«Я интересуюсь тем, что мне нравится. У меня нет предпочтений. Ценник современного искусства для меня наиболее внятен на сегодняшний момент потому, что я приобретаю картины для удовольствия, а не для выгодного вложения денег. Цена на эти полотна никогда не увеличится в разы, как стоимость произведений Малевича. И я отдаю себе в этом отчет. Просто мне приятно на эти картины смотреть, и меня не волнует ни их возраст, ни популярность художника, который их написал. Здесь разная школа: русская, прибалтийская, много французской живописи. В основном пейзажи, я не люблю портреты».
А что это за картина с печальным человеком, которая висит на стене, напротив лестницы?
Антон:
«Это воспоминание о моем ресторане. Иногда я был вынужден закрывать некоторые заведения, но забирал с собой детали интерьера на память. С художественной точки зрения эти картины не представляют особой ценности. Они дороги только мне. Я вообще считаю, что произведения искусства хорошо смотреть в музеях или галереях. А то, что вешаешь дома, — это либо деталь интерьера, создающая определенную атмосферу, либо какая-то живопись, которая тебя не раздражает и органично сочетается со всем остальным. Все вышесказанное, конечно, не означает, что я откажусь, если кто-то преподнесет мне в подарок оригинал полотна импрессиониста. Я не очень люблю придворный антиквариат как таковой, но тем не менее ничто человеческое мне не чуждо. Когда увидел вот эту прекрасную вазу (со слов продавца, она сделана в конце XVIII века), сразу решил купить. Я подумал о том, что некоторые мои друзья испытают радость, получив такую вещь в подарок».
Вы приобрели ее во Франции?
Антон:
«Да. Иногда, если забредешь в какое-нибудь нетуристическое место, можно обнаружить что-то интересное. Это не блошиный рынок в Москве, который сейчас превратился в филиал магазина „Пассаж“. Лет двадцать назад там можно было найти какие-то любопытные вещицы. Ле пюс, как это называется».
А друзья вам что-то дарили на новоселье?
Антон:
«Здесь много таких подарков. Миша Ширвиндт постоянно привозит что-то оригинальное из своих поездок. Если вы заметили, на кухне стоит огромный медный чайник с грелкой. Очень функциональная вещь. Когда-то давно, когда не было электричества, кровать разогревали с помощью этой штуки, помещая уголь внутрь. Вот эта фарфоровая фигурка пионера, которая стоит на зеркале, тоже подарок товарища». (С пионерией у Антона Табакова особые отношения. В 1975 году он сыграл Тимура во всенародно любимом фильме «Тимур и его команда». — Прим. авт.)
Кстати, а зеркало, которое не понравилось вашему другу-архитектору, делали на заказ?
Антон: «Было отрисовано, показано по каталогам нужным людям. У меня большой опыт строительства ресторанов, и все связи налажены: я знал, чего хочу, где это можно сделать и найти приемлемое сочетание цены и качества. Поскольку в доме очень большие пространства, нормальная мебель сюда не подходит, она просто теряется. Поэтому я был вынужден заказывать все вещи гипертрофированных размеров. Обратите внимание на буфет — таких огромных буфетов в природе просто не бывает. Его делали на заказ в Китае. Китайцы — удивительные люди: им что покажешь, то они и сделают».
И вот этот огромный деревянный стол тоже из Китая?
Антон:
«Все — от дивана до кресел, которые тоже более высокие, чем обычно. Все — немного для Гаргантюа».
А это у вас настоящий камин? Его, наверное, тоже заказывали?
Антон:
«К сожалению, это такие технологичные вещи, которые приходится приобретать. Если бы камин я делал на заказ, он выглядел бы по-другому. Увы, на сегодняшний день нет хороших мастеров, которые могут класть нанотехнологичные камины. Пришлось заказывать его черт знает где, за какие-то немыслимые деньги, было много проблем с установкой… Хотя когда мы его зажигаем, это отдельный аттракцион, просто невозможно оторвать глаз».
А вы знаете, что по фэн-шуй камин надо ставить не в центре комнаты, как у вас, а у стены? Иначе якобы будет энергетический дисбаланс. Кстати, и черный цвет для камина тоже нежелателен…
Антон:
«Я пока не знаком с господином фэн-шуй. Оставлю это „на сладкое“, в следующей жизни. Наверняка есть что-то в этой системе интересное, просто пока не было возможности разобраться».
Наверху, в кабинете, у вас большой бильярдный стол. Играете в бильярд?
Антон:
«Когда есть такая возможность. Увы, при редких на сегодняшний день посещениях России класс моей игры сильно ухудшается. Тем не менее пытаюсь поддерживать форму».
То есть бильярд — это не дань моде?
Антон
: «Все, что вы видите в этом доме, функционально и сделано для себя. Мне удивлять некого».
И в бассейне вы плаваете?
Антон:
«Нет. Я не люблю бассейны как таковые, но у меня есть дети, которые с удовольствием там плескаются. Я также не люблю водоемы, мне они кажутся почему-то грязными».
У вас такая природа вокруг… Наверняка делаете барбекю на веранде?
Антон:
«Да, конечно. Когда друзья приходят в гости, по возможности жарю что-то на огне. Я, как вы понимаете, люблю готовить. И эта кухня — она тоже не предмет интерьера, она функциональна. Вся моя семья избалована моей любовью к кулинарии. Они не понимают, как можно питаться где-то еще. Даже в гости к друзьям иду со своей коптильней».
Согласны с выражением «мой дом — моя крепость»?
Антон:
«Дом — это место, где можно быть самим собой. Он должен защищать от негатива, подзаряжать положительными эмоциями и давать силы для выхода во внешний мир».
Вытаскивая мужа из грязи, Марина Зудина чуть не порвала знаменитые подтяжки мэтра
В семействе Олега ТАБАКОВА грядут сплошные юбилеи. Мэтру исполняется 80. Его супруга Марина ЗУДИНА отметит 50-летие. Сын Павел разменяет третий десяток. Олега Павловича и Марину ждет фарфоровая свадьба - творческая пара вместе 20 лет. Даже у их загородного дома круглая дата - пять лет назад супруги построили на Истре роскошный особняк.
Загородная усадьба Табаковых
расположена на холме и находится в живописном, экологически чистом месте на реке Истра. Солнце проникает во все уголки уютного дома.
- Такой особняк смог позволить себе только к старости, - делится Олег Павлович. - Я законопослушный гражданин, всегда зарабатывал честно, исправно платил налоги. Моя должность в МХТ обязывает заботиться об огромном количестве людей, и я чувствую эту ответственность.
Отделка комнат особняка Мастера сделана без вычурности, позолоты, лепнины и смотрящих с потолка херувимчиков. Все лаконично и практично.
Портрету Антона Павловича Чехова в творческой семье отведено особое место - в спальне. Писатель прочно вошел в судьбу актера. 15 лет Табаков руководит одним из самых прославленных театров страны - МХТ, который носит имя русского классика. И даже своего старшего сына Табаков назвал Антоном в честь Чехова.
Коварный ключ
Территория усадьбы составляет около двух гектаров. Вся эта площадь требует постоянного ухода.
- В обустройство участка, - рассказывает ландшафтный дизайнер Денис Потейкин
, - было вложено много сил и средств. Тут поработали несколько дизайнеров, но у них получалось совсем не то, чего хотел хозяин. Хотя тот все объяснял очень доступно. Я понял, что для Олега Павловича дача - больше чем дом. Этим уголком он хотел выразить себя. Соседи Табакова попросили, чтобы я проконсультировал Олега Павловича. Я с радостью дал несколько советов совершенно бесплатно. Ведь мы с моей мамой - давние поклонники творчества этого артиста. Я обожаю его мисс Эндрю из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!», а мама - поклонница Олега Павловича в роли Шеленберга из «Семнадцати мгновений весны».
Во время строительства Олег Павлович долго отсутствовал, а когда приехал, решил прогуляться по каменной тропинке, наступил на место, где ключ подмыл почву, и провалился. Хорошо, что неподалеку была Марина. Она поспешила мужу на помощь с кем-то из работяг. Во время вызволения Олега Павловича из ямы едва не пострадали знаменитые подтяжки мэтра: Зудина инстинктивно стала за них тянуть и чуть не порвала.
Хохоту потом было...
- Мариночка хотела сделать зимний сад, но это невозможно из-за сложности подведения коммуникаций. Опять-таки из-за ключей, - продолжает Потейкин. - Впрочем, разных цветов там и так хватает - на вкус каждого члена семьи! Большинство гостей привозят клубни и семена редких растений, подходящих нашему климату. Но, как я заметил, Олег Павлович любит подмосковную флору, поэтому на участке было оставлено как можно больше берез и елей.
Фарфоровый сюрприз
Содержание домов всегда обходится дорого, но мы себя пока ни в чем не ограничиваем, - со смехом призналась нам Марина Зудина. - Может, запросы у нас не такие большие? За городом постоянно мы не живем, а приезжаем как на дачу. Выбирали мы место вместе с Олегом Павловичем. Всегда все делаем вместе. Но для меня важно, чтобы ему понравилось. Поэтому последнее слово оставляю за мужем.
- Марина Вячеславовна, для вас наступает важное и хлопотное время. В вашей семье у всех скоро круглые даты. Как собираетесь отмечать?
- Действительно, у нас у всех в этом году юбилеи, кроме Маши, ей исполнится девять лет. Я свои дни рождения не отмечаю. Женщинам праздновать свои даты после 35 лет не стоит, большой радости в этом нет. Думаю, что совместим все праздники в один. Но главное для нас - отметить юбилей Олега Павловича. Мужа обычно поздравляют в театре, приходят те, кто летом находится в Москве, а торжественно мы чествуем его осенью, в разгар театрального сезона. Думаю, в этом году тоже так будет.
- Мы всех рады видеть на юбилее Олега Павловича. Я в браке уже 20 лет. Столько времени прошло... Все мы взрослые люди, все нормально общаемся. Но не постоянно, конечно. Встречаемся с родственниками, когда есть время. Все заняты, все спешат.
- Скоро у вас с Олегом Павловичем фарфоровая свадьба. Готовите подарки друг другу?
- 20 лет - это фарфоровая свадьба? Никогда с мужем не придаем значения датам и цифрам. Но теперь подумаю о красивом фарфоровом сюрпризе.
Сам мэтр сейчас работает над спектаклем «Юбилей ювелира». Эту постановку худрук МХТ доверил своему любимому режиссеру Константину Богомолову . О своих семейных торжествах глава «Табакерки» пока не думает.
- Сначала надо выпустить спектакль, а потом размышлять о праздниках, - сказал нам Мастер. - Так что я еще даже не прикидывал, как мы будем отмечать юбилеи, сценарии торжеств никакие не писал (смеется ). Вот и сейчас занят, у меня репетиция.
Мы пожелали любимому актеру и режиссеру успехов в воплощении его замыслов.
- Спасибо. Отвечу вам на пожелания знаменитой никулинской фразой из фильма «Ко мне, Мухтар!»: «Мы постараемся!»
12 марта, ему было 82 года. Церемония прощания завтра - 15 марта на сцене МХТ, а похороны актёра пройдут на столичном Новодевичьем кладбище.
Спустя некоторое время родственникам актёра и режиссёра - вдове актёра Марине Зудиной, его сыновьям Антону и Павлу, а также дочерям Александре и Марии - предстоит делить наследство. Табаков оставил наследникам несколько квартир, загородный дом и, возможно, значительные средства на банковских счетах. Наследство актёра может исчисляться сотнями миллионов рублей.
В первую очередь это денежные накопления. Ежегодно в качестве актёра и режиссёра Олег Табаков получал несколько десятков млн рублей. В 2014 году Олег Табаков получил доход в размере 48 млн рублей. В 2015 году он заработал почти 74,5 млн рублей. В 2016 году чуть меньше - 68,8 млн рублей. В прошлом году в СМИ сообщалось, что при банкротстве банка "Клиентский" исчезло почти 700 млн рублей, размещённых в нём Олегом Табаковым. Деньги Табакова и других клиентов банка выводились под видом выдачи кредитов физическим лицам, которые сами об этом даже не знали.
К тому же у Олега Павловича в собственности было три квартиры (116,3 кв. м, 164,3 кв. м, 68,3 кв. м), машиноместо (27,1 кв. м), земельный участок с домом (3000 кв. м) и автомобиль Subaru.
Участок в два гектара с домом расположен рядом с рекой Истрой в посёлке Кино-1. У дома - пять террас, находящихся на разных уровнях, а комнаты обставлены антикварной мебелью.
Дом расположен в старом посёлке, здесь очень редко продаются дома или участки. А если семья решит продать дом Табакова, то сможет выручить за него около 400 млн рублей, - отмечают риэлторы.
По мнению экспертов рынка, общая стоимость недвижимости Табакова может составить до 600 млн рублей.
Впрочем, по мнению экспертов, ещё один источник дохода для наследников - авторские права. Речь идёт о фильмах, в которых участвовал Табаков.
Родственники вполне могут рассчитывать на деньги, которые причитаются в качестве выплат за авторские права. Ведь фильмы с Табаковым постоянно транслируются на телевидении и продаются в Интернете. Такие отчисления могут составлять миллионы рублей в год, - отмечают эксперты.
Актер, режиссёр, народный и заслуженный артист, педагог и лауреат множества премий Олег Табаков родился в 1935 году в Саратове в семье врачей. Родители Олега Павловича были люди начитанные и весьма образованные, они постарались привить своему сыну любовь к книгам, а с ними пришла и любовь к искусству.
Актерским мастерством Табаков занялся в пятнадцать лет, позже переехал в Москву и с отличием закончил МХаТ. В 57-году стал одним из основателей студии начинающих актёров, которая на сегодняшний день преобразовалась в театр «Современник».
В эти годы Олег Павлович получил известность и начал активно работать в театре и на телевиденье. С 85-го по 2000-й год возглавлял «Школу МХаТ», много играл на сцене и основал театр «Табакерка».
На сегодняшний день Олег Павлович занимает пост руководителя МХТ им. Чехова и театра «Табакерка», несколько лет является членом Совета по культуре и искусству, а также не забывает об актёрской и режиссёрской деятельности.
Личная жизнь
После непродолжительного романа, в первый раз женился в 1959 году на Людмиле Крыловой. Через год после свадьбы у них родился сын Антон, а еще через шесть лет дочь Александра. На сегодняшний день оба ребенка подарили Олегу Павловичу внуков.
В 1994 году Табаков развелся с первой женой и женился на Марине Зудиной, с которой до этого был долгосрочный роман в течении десять лет. У них также двое детей: дочь Мария (2006 г.) и сын Павел (1995 г.).
Дом Олега Павловича Табакова
У Олега Павловича имеются три квартиры в Москве и загородный дом, который он строил не один год. Дом расположен в очень красивом и живописном месте рядом с рекой Истра в поселке «Кино». Здесь семейство Табаковых проводит выходные и остается на летний период, зимой предпочитая жить в квартире.
Участок в два гектара с великолепным особняком расположен близко к реке. Во время строительства Марина Зудина, жена Олега Павловича, хотела отстроить на участке зимний сад но, к сожалению, этого не удалось выполнить по причине постоянного подмывания почвы ключами.
Олег Табаков предпочитает в дизайне естественность, поэтому на участке оставили много сосен и елей, а также добавили некоторые экзотические растения и небольшие тропинки, отделанные камнем. Помимо обустройства эстетического, на участке прорыли скважину, которая снабжает особняк Табакова чистой водой.
Дом с пятью террасами на разных уровнях получился светлым и просторным.
На первом этаже расположилась огромная гостиная с двойными по высоте окнами, здесь всегда очень солнечно. В гостиной установлена антикварная мягкая мебель в красно-золотом цвете и камин с цветочной мозаикой.
Рядом с лестницей из дерева на второй этаж расположен автопортрет Олега Павловича и картина с актерами МХТ, которые приветствуют своего руководителя.
Вся мебель в доме представляет собой антикварные произведения искусства. Все началось со стульев из карельской березы, потом кто-то из друзей подарил обеденный гарнитур в стиле ампир, который сейчас стоит в столовой.
На верхнем этаже расположилась спальня Олега Павловича и его жены. Комната полностью соответствует всему дизайну дома. В ней много простоты и неброской элегантности. Все выполнено в мягких бежевых тонах без излишнего пафоса.
В целом, дизайн дома можно охарактеризовать как спокойный и «домашний», без вычурной лепнины и тяжелых предметов мебели. Здесь все спокойно и аристократично.
В доме много книг, фотографий, картин, семейных реликвий и подарков. На веранде расположилось кресло-качалка, в нем Олег Павлович любит проводить теплые вечера за чашечкой чая, вглядываясь в великолепные виды природы или увлекшись интересной книгой.
На сегодняшний день практически невозможно приобрести дом или участок в поселке «Кино», так как поселок уже весь заселен деятелями искусства и кино. Цены на дома сильно разнятся и зависят в большинстве случаев от размаха с которым построен дом и от того какой деятель в нем проживает.