Доходный дом московского товарищества ссуды под заклад. Sempre на Большой Дмитровке Большая дмитровка 22
В 1903 году Московское товарищество для ссуды под заклад заказывает проект дома петербургскому архитектору А.В. Иванову. Александр Васильевич Иванов много проектировал в Петербурге и лишь с 1890-х стал работать в Москве. В 1904 году на Дмитровке вырастает пятиэтажный доходный дом, соответствующий всем требованиям: огромный подвальный этаж под склады магазинов первого этажа, лифты при парадных лестницах, хозяйственный корпус с прачечной и общественным туалетом во дворе, ванные и клозеты в квартирах, водяное отопление. Помимо магазинов на первом этаже размещаются правление, приемная, касса и канцелярия Товарищества, на втором - помещения Товарищества, представительство компании «синематографов Теофиль Пате» и квартиры, на пятом - шляпный магазин. Судя по описи, квартиры были большие - от пяти до десяти комнат. Здание выделяется необычностью структуры фасада, оформленного тремя треугольными эркерами и неглубокими арочными нишами с балконами. Здесь жила оперная певица Н. С. Ермоленко-Южина.
Интересно, что и после революции тут продолжал существовать ломбард, на конец двухтысячных годов сохранялись интерьеры залов ломбарда и многих квартир, а входящие в подъезд могли видеть необычную вывеску про «выдачу верхней одежды, тканей и обуви, принятых в залог».
На Большой Дмитровке открылся один из самых красивых проектов города - бельгийский ресторан Sempre. Новое заведение напоминает оранжерею или чудесный сад. Это первый в мире ресторан с таким количеством зелени: мхами, папоротниками и другой флорой северных лесов. В меню - еда на гриле или из дровяной печи, которую предлагают есть руками, без столовых приборов. The Village рассказывает о том, ради чего еще стоит идти в новый ресторан.
Идея
Гюст Семпре - глава одноименной бельгийской компании, которая занимается дизайном мебели, декора и посуды. Кроме того, он партнер московских ресторанов «Уголек», Pinch и Uilliam’s - там представлена посуда его бренда. Он много времени проводит в Москве, поэтому свой первый ресторан решил открыть именно здесь.
Создатели говорят, что стремились сделать место, где человек сможет ощутить себя свободным от стереотипов. Здесь сделано все, чтобы не загонять человека в рамки этикета и дать ему возможность расслабиться, соприкоснувшись с натуральными вещами, запахами и едой, которую удобно есть руками. К супам блюдам подают ложки, к пицце или ребрам - только ножи. Вилки в ресторане, конечно же, есть. Но ради нового опыта все же советуем принять правила игры.
Интерьер
Ради собственно интерьера и стоит прийти сюда в первую очередь. В ресторане два зала: в первом открытая кухня с дровяными печью и грилем, от которых тянет дымом по всему помещению. Во втором - сцена, барная стойка и общий стол почти на весь зал. Вообще, все столы в ресторане - общие: создатели хотят, чтобы гости разделяли друг с другом не только столы, но и трапезу. На сцене стоят музыкальные инструменты, рядом проигрыватель для винила - воспользоваться ими может каждый в любое время. С четверга по воскресенье в 20:00 начинаются концерты - здесь играют джаз, блюз и фолк.
Вся мебель, декор и посуда в ресторане изготовлены компанией Sempre из натуральных материалов - дерева, глины, камня. Зелень привезли из Нидерландов; создатели говорят, что это первый ресторан в мире с таким количеством растений.
В помещениях много зеркал (это отсылка к «Алисе в Стране чудес»), из-за чего не всегда ясно, где именно ресторан-сад заканчивается.
Еда и напитки
Шеф-повар проекта - Дмитрий Климов, ранее он работал в LavkaLavka. Создатели утверждают, что это не гастрономический ресторан и тут нет единой концепции меню, здесь просто комфортная еда, которую удобно есть руками. Сейчас в блюдах просматривается особое внимание к острым перцам - с ними готовят почти все, особо жгучие позиции отмечены в меню. Есть отдельный раздел с соусами, там тоже много острого. Почти вся еда готовится в дровяной печи или на гриле, здесь же пекут хлеб и пиццу.
В напитках тоже просматривается тяга к натуральному - никаких покупных лимонадов, только натуральные - на настоях трав и свежевыжатых соках. Например, в меню есть огуречный лимонад с ромашкой. Кроме лимонадов и травяных настоев, здесь готовят и алкогольные настойки, и выдержанные коктейли в бочке, наливают вино и авторские коктейли.
Будущее
Меню планируют менять и дополнять. Около входа будет организована стойка для еды, которую можно будет взять с собой. Здесь же можно будет купить посуду от бренда Sempre.
На улице скоро появится веранда с маркизой, а пространство во внутреннем дворе к следующему году тоже планируют использовать - там будет организована галерея.
Ресторан сотрудничает с молодыми актерами и художниками, здесь будут проводиться различные перформансы и театральные постановки, часть из них - в закрытом формате. Монету Sempre, которую сотрудники выдают в знак симпатии друзьям ресторана, будут использовать как пропуск на такие закрытые мероприятия.
Создала его бельгийская дизайнерская компания Sempre .life, которая до этого работала в Москве над несколькими проектами, включая ресторанные. Внутри, за стеклянными окнами, разместилось необычное пространство, состоящее из двух разных залов. Первое помещение делят между собой две открытые кухни, одна с конфорками, другая с печами, длинные грубые столы, собранные из цельных кусков дерева, деревянные лавки с поднимающимися сидушками, большие и малые лампы, украшенные глиной, и самая разная живая и не очень зелень. Оформление можно описать как что-то среднее между беседкой в джунглях и деревенской оранжереей, украшенной ступеньками неправильной формы. К слову о формах, в Sempre напрочь отсутствуют прямые линии. Вместо них повсюду выглядывают корявые, неправильные очертания, которые сбивают с толку, заставляют жмуриться и присматриваться.
Второй зал, к которому ведет коридор с бутылками и необычными умывальниками, вместо джунглей хвастается длинной коммунальной барной стойкой и такими же длинными общими столами, за которыми предполагаются посиделки толпой в стиле обобществленного быта. А еще там есть сцена и туалеты с льняными шторками, грубыми деревянными дверьми и такими же деревянными удобствами, которые очень напоминают деревню Горетовка, где схожие удобства стоят отдельным сарайчиком.
Ощущение от всей этой тяги к земле-природе и коммунальным посиделкам неоднозначное. Если не знать и зайти без подготовки, можно испугаться и убежать. Поэтому я очень рекомендую изучить ресторан заранее, фотки посмотреть, отзывы почитать. Я лично пришел подготовленный и все равно наудивлялся на месяц вперед.
Усевшись за длинный стол, я первым делом познакомился с местными комарами, а уж затем с меню. Набор блюд и сочетания ингредиентов меня удивили, но не испугали. Общую тематику я бы определил как воспоминания шеф-повара о блюдах, которые он повстречал в своих путешествиях, но рецепты не записал и решил восстановить вкусовые параметры по памяти. В разных блюдах переплетались частички Италии, вкрапления Азии, отсылки к Америке и мысли об отечестве.
Дисбаланс, который присутствовал в интерьере, присутствовал и в еде, хотя я не уверен, что это минус, потому что в своем дисбалансе еда гармонировала с окружающей сумбурностью.
- Тартар из говядины с заправкой из сока лайма и устричного соуса, 570 ₽
Закуска семпре, 670 ₽
Арахис с соусом Ромеско (комплемент), 0 ₽
Пицца Маргерита, 450 ₽
Равиоли со сливочным сыром в бульоне даши, 560 ₽
, 980 ₽
, 685 ₽
Острый соус, 170 ₽
Шоколадное печенье Брауни, 350 ₽
Вода, 0 ₽
Домашний лимонад Ромашка-Огурец 0.5, 350 ₽
Fentimans Cola 0.275, 400 ₽
От двух основных блюд я уже ничего гармоничного не ждал, но они завели меня совсем в другие джунгли, без легкомыслия, ребячества и расхлябанности. Несмотря на то, что в меню были указаны «Говяжьи ребра», ребро было одно, и сидело оно на горке из картофельного пюре. Но зато какое это было ребро! Мясо нежное, с кости сползало, как теплое масло с ножа. Волокна мягкие, с небольшим налетом жира, сочные, ароматные, аппетитные, увлекающие. Пюре приятно сливочное, слегка грубоватое, с небольшими комками, но идеальной подборкой специй. Только есть всю эту вкусность было тяжело, потому что вилок в ресторане нет, только отчеканенные ложки и псевдоножи.
«Чили цыпленок гриль с мятным соусом» тоже пришлось ковырять ложками, но усилие было оправданное, потому что это были две идеальные ножки гастрономического удовольствия. Острые, сочные, мягкие, завораживающе. Йогуртово-мятный соус - нежный и идеально балансирующий с остротой цыпленка, создающий вкусовой тандем, о котором хотелось рассказать соседу, позвонить маме, похвастаться друзьям. И наконец, «Шоколадное печенье Брауни» - плоский темно-коричневый прямоугольник на камне, который, как неуловимый мститель, всячески пытался избежать ложки и мелкими темными кусками падал на деревянный грязноватый стол. Подбирать черные ошметки приходилось обрывками серой «туалетной» бумаги, которую рулоном выдавали каждому столу. Как вы сами понимаете, такое зрелище к аппетиту никак не взывало. Что же до вкуса, то данное творение было добротно среднее, пресноватое и слишком мягкое.
О сервисе могу однозначно сказать, что работают там люди неординарные. Облачившись в льняные грубые рубахи, молодые люди и девушки бродили по залу с улыбками и мыслями о высоком. Про столы они не забывали, за ресторан-коммуну явно переживали, о гостях думали, но думали как-то воздушно, находясь на своей волне, напоминающей о хиппи-культуре семидесятых годов прошлого века. Нисколько не удивлюсь, если иногда по собственному желанию персонал пускается в пляс или просто начинает кружиться на месте. А из важных минусов в ресторане, где предлагается поедать многие блюда руками, влажных салфеток или полотенец никто до начала трапезы не предлагает, а с серым "туалетным" рулоном далеко не уедешь.
Итог таков:
Ни одной прямой линии, ни одного ожидаемого элемента, странные формы, странная атмосфера, странные ощущения. Без должного количества спиртного понять то, что происходит в Sempre , сложно, а с должным количеством - уже опасно, можно споткнуться, упасть и удариться. Чудаковатое место и потому интригующее. Зайти туда стоит хотя бы раз, чтобы воочию на всё это посмотреть, только будьте осторожны, язык и губы там кусает острота, а все остальное - комары.
Публикация от Михаил Костин (@mkostin_ru) Июн 21 2017 в 2:37 PDT
Доходный дом на улице Большая Дмитровка, 22 , стр.1 возвели в период с 1904 по 1905 годы на средства «Московского товарищества для ссуды под заклад движимых имуществ», которое позднее было реорганизовано в АО «Частный ломбард».
Проект изящного здания создал зодчий Александр Васильевич Иванов, работавший как в Москве, так и в тогдашней столице империи - Санкт-Петербурге.
Доходное владения получило оформление в модном тогда стиле модерн и разительно отличалось от рядом стоящих зданий своей оригинальной структурой фасадных плоскостей: будто вылетающие из границ объема треугольные эркеры, меж которых, занимая два уровня, разместили арочные заглубления с декорированными ажурным обрамлением балкончиками.
С 3 по 5 этаж фасады украшает великолепная керамическая плитка, сверкающая на солнце темно-коричневатыми оттенками. Пятый уровень спроектировали по подобию колонной галереи, которую образует ряд небольших полуколонн в межоконном пространстве.
Эркерные чаши декорировали барельефами с рисунками, на которых просматриваются растительные и цветочные орнаменты.
Притягивает взгляд и тщательно выполненный декор открытой глухой торцевой стены с лепными узорами, повторяющими контуры главного фасада.
На дворовую территорию ведет проезд, устроенный непосредственно в самом здании.
История дома
История этого места прослеживается еще с XVII столетия, когда здесь располагалась городская усадьба, в разное время принадлежавшая, из знаменитостей, княжескому семейству Долгоруговых и представителям московского дворянства Мелиссиным. В последующем, обширную территорию раздробили на небольшие участки.
В 1903-м нынешнее владение выкупает Ссудное товарищество и спустя 2 года строит здесь 5-этажный дом. Их приёмный пункт и касса разместились на первом уровне, а сама контора заняла помещения на втором этаже. Для хранения вещей, взятых под залог, использовалось весьма вместительное подвальное помещение.
Что касается верхних этажей, там устроили меблированные квартиры для сдачи в наём. Арендаторы занимали и часть свободных помещений на первом уровне.
Пришедшие к власти большевики дом, соответственно, национализировали, но ломбард здесь так и оставили: в 1924-м он вошел в структуру «Мосгорломбарда».
Работало заведение в этих стенах и в постсоветской России, но сегодня первый этаж дома №22 по Большой Дмитровке занимает элитный ресторан.
В 1744 году этими землями владел князь Владимир Петрович Долгоруков. Будучи при Елизавете Петровне губернатором Рижским и Ревельским, он, даже оставив пост, предпочел Ригу Москве. А усадьба вместе со всеми строениями в 1761 году перешла к сыну – Василию Владимировичу, который, видимо, следуя сложившейся семейной привычке, тоже в ней не проживал. С 1776 года владелицей стала дочь Долгорукова Прасковья Владимировна Мелиссино. Муж ее был человеком весьма известным, учился вместе с Сумароковым, был директором Московского университета, а позже опекуном Московского Воспитательного дома. Семья Мелиссино была крайне дружна (а может и состояла в родстве) с М.А. Пушкиным, участвовавшим в небезызвестном дворцовом перевороте 1762 года, благодаря которому Екатерина II взошла на престол. Поэтому, когда в 1772 году Михаил Алексеевич, в связи с обвинением в печати фальшивых денег, был лишен дворянства и сослан в Сибирь, Прасковья Владимировна взяла на воспитание его малолетнего сына Алексея. Вероятно, его очень любили, потому что в дальнейшем владельцем усадьбы Мелиссино на Большой Дмитровке становится именно он. Поэт, переводчик, актер, острослов. «И Пушкин, балагур, стихов моих хулитель – Которому Вольтер лишь нравится один», - это именно о нем, а не о его дальнем и куда более известном нам сейчас родственнике. С 1834 года в истории владения появляется еще одна, весьма неординарная, личность. , орнаментальный скульптор, родившийся в Северной Италии, с отцом переехавший в Санкт-Петербург. Лишившись отца, мальчик в неполные 15 лет становится хозяином мастерской по производству мраморных и бронзовых работ. В 1795-м (в 21 год) Кампиони перебирается в Москву и оборудует мастерскую на Дмитровке. Дом его служил местом собраний иностранных художников, сам он оформлял интерьеры дома московского генерал-губернатора на Тверской улице, церкви при Голицынской и Шереметьевской больницах, дома Благородного собрания, графа Разумовского на Гороховом поле, Шереметева в Останкине, Юсупова в Архангельском и многое другое. Дети Кампиони также стали скульпторами, и мастерская мраморных изделий существовала тут фактически до начала XX века. Все последующие владельцы усадьбы, так или иначе, были связаны с мраморным делом. В 1883 году обширное владение делится на два, Кампиони остаются на землях нынешней Б. Дмитровки, 22, а часть (ныне Б. Дмитровка, 24) отходит О.П. Леве, жене виноторговца Егора Егоровича Леве, чей магазин расположен по соседству в Столешниковом переулке. Ольга Павловна строит новый главный дом (как ни странно существующий до сих пор, но так переделанный в 1930-х и 1980-х годах, что мало кто вообще сможет его разглядеть в пятиэтажном административном корпусе) и, пользуясь случаем, в 1886 году прикупает у детей умершего соседа В.В. Яковлева участок земли, ранее занимаемый садом. В итоге, получается удивительной формы участок, огибающий владение Кампиони и соединяющийся со Столешниковым переулком. Коренные изменения на интересующем нас участке происходят в 1903 году, когда купец Д.И. Кабанов, купивший дом у Кампиони и содержавший здесь заведения по производству мраморных и гранитных памятников, продает владение Московскому товариществу для ссуды под заклад. Товарищество незамедлительно заказывает проект петербургскому архитектору А.В. Иванову. Александр Васильевич Иванов много проектировал в Петербурге и лишь с 1890-х стал работать в Москве. По его проекту построена гостиница «Националь», перестроена «Новомосковская», к 300-летию Дома Романовых он вел работы в Большом Кремлевском и Николаевском дворцах. В 1904 году на Дмитровке вырастает пятиэтажный доходный дом, соответствующий всем требованиям: огромный подвальный этаж под склады магазинов первого этажа, лифты при парадных лестницах, хозяйственный корпус с прачечной и общественным туалетом во дворе, ванные и клозеты в квартирах, водяное отопление. Помимо магазинов на первом этаже размещаются правление, приемная, касса и канцелярия Товарищества, на втором – помещения Товарищества, представительство компании «синематографов Теофиль Пате» и квартиры, на пятом – шляпный магазин. Судя по описи, квартиры были большие - от пяти до десяти комнат. Что интересно, и после революции тут продолжал существовать ломбард, на конец двухтысячных годов сохранялись интерьеры залов ломбарда и многих квартир, а входящие в подъезд могли видеть необычную вывеску про «выдачу верхней одежды, тканей и обуви, принятых в залог» Собственно, ломбард есть здесь и по сей день, о чем можно прочесть на его сайте: «единственный функционирующий и по сей день - ОАО МГКЛ «Мосгорломбард». Датой рождения компании под государственным началом принято считать 5 июля 1924 года, когда постановлением Народного комиссариата финансов РСФСР был учрежден московский городской ломбард. Фото - с сайта pastvu.com