Дмитрий кедрин что я люблю. Тире между подлежащим и сказуемым
Дмитрий Кедрин родился 4 февраля 1907 года в донбасском посёлке Берестово-Богодуховский рудник в семье горняка.
Женщина, которую он в конце жизни стал называть матерью, была его тётушкой, а фамилия, которую он носил, принадлежала его дядюшке. Дедом Дмитрия Кедрина по материнской линии был вельможный пан Иван Иванович Руто-Рутенко-Рутницкий, проигравший своё родовое имение в карты. Человек крутого нрава, он долго не женился, но в сорок пять лет выиграл в карты у своего приятеля его дочь Неонилу, которой было пятнадцать лет. Через год по разрешению Синода он женился на ней. В браке она родила пятерых детей: Людмилу, Дмитрия, Марию, Неонилу и Ольгу. Все девушки Рутницкие учились в Киеве в институте благородных девиц. Дмитрий в восемнадцать лет кончил жизнь самоубийством из-за несчастной любви. Мария и Неонила вышли замуж. С родителями остались старшая дочь Людмила, некрасивая и засидевшаяся в девушках, и младшая – прелестная, романтичная, любимица отца Ольга.
Чтобы выдать замуж Людмилу, Иван Иванович не пожалел ста тысяч рублей приданого. Мужем Людмилы стал Борис Михайлович Кедрин – в прошлом военный, за дуэли выдворенный из полка, живущий на долги. Молодые переехали в Екатеринослав. После отъезда Кедриных Ольга призналась матери, что беременна. Причём неизвестно, сказала ли она, кто отец ребенка, или нет. А мать, зная крутой нрав и вздорность мужа, сразу отослала Ольгу к Неониле в город Балту Подольской губернии. Неонила отвезла сестру в знакомую молдавскую семью, неподалеку от Балты, где Ольга родила мальчика. Это случилось 4 февраля 1907 года.
Неонила уговаривала мужа усыновить ребёнка сестры, но тот, боясь осложнений по службе, отказался. Тогда Ольга поехала к Кедриным в Юзово. Боясь гнева отца и позора, она оставила ребёнка в молдавской семье, где у мальчика была кормилица. Ольге удалось уговорить Бориса Михайловича Кедрина усыновить её ребенка, и здесь же, в Юзово, точнее, на Богодуховском руднике, предшественнике нынешнего Донецка, за большие деньги поп окрестил ребёнка, записав его сыном Бориса Михайловича и Людмилы Ивановны Кедриных. В момент крестин мальчику было уже около года. Назвали его Дмитрием – в память о рано ушедшем из жизни брате Ольги и Людмилы.
В Днепропетровск, тогда ещё Екатеринослав, маленького Митю привезли в 1913 году. Здесь бабушка читала ему стихи Пушкина, Мицкевича и Шевченко, благодаря чему он навсегда влюбился в польскую и украинскую поэзию, которую впоследствии часто переводил. Здесь он начал писать стихи, учился в техникуме путей сообщения и впервые в 17 лет напечатал «Стихи о весне». Он писал в газете «Грядущая смена» и в журнале «Молодая кузница», приобрёл признание и популярность среди молодежи. Его уважали за талант, узнавали на улице, и здесь он пережил первый арест за «недоносительство».
Типичное для того времени обвинение оборачивается для Дмитрия Кедрина 15-ю месяцами заключения. После освобождения в 1931 году он переехал в Подмосковье, где ранее обосновались его днепропетровские друзья-поэты М.Светлов, М.Голодный и другие литераторы. Он работал в газете Мытищинского вагоностроительного завода, в качестве литконсультанта сотрудничал с московским издательством «Молодая гвардия». Его супругой стала Людмила Хоренко в которую также был влюблен его друг инженер-конструктор Иван Гвай, один из создателей «Катюши».
Дмитрий Кедрин, Людмила Хоренко и Иван Гвай.
Вот как об этом писал, основываясь на рассказах близких, в книге об отце «Жить вопреки всему» Светлана Кедрина: «Ивану очень понравилась Миля (Людмила Хоренко), и на первых порах он даже пытался за ней приволокнуться, но однажды мой отец отозвал его в сторону и сказал: «Слушай, Ванька, оставь Милю в покое, она мне очень дорога». - «Прости, Митяйка, я и не знал, что у тебя это так серьезно», - смущенно ответил Гвай».
Кедрин был внутренне независим, оставаясь при всём при этом идеалистом и романтиком. Он пытался самому себе представить большевистскую революцию, как совершенно естественный и даже желательный для России путь развития. Он пытался совместить в себе самом несовместимое. Однако обмануть себя не удалось. Поэт ощущал своё одиночество: «Я одинок. Вся моя жизнь - в минувшем. Писать не для кого и незачем. Жизнь тяготит все больше… Сколько еще? Гёте сказал правду: «Человек живёт, пока хочет этого».
Кто знает, как сложилась бы его жизнь, если б он не переехал в столицу, где начались все тяготы и унижения, главными из которых были постоянная бытовая неустроенность и невозможность издать книгу стихов.
В московский период жизни Кедрин не имел не то что квартиры или комнаты, но даже своего постоянного угла. Он часто переезжал с места на место, ютился со своей семьёй в убогих и тесных комнатёнках, перегороженных фанерой или занавесками, ему приходилось жить среди вечного шума и криков соседей, плача дочери и ворчания тётушки. С грустным и тревожным настроением Кедрин однажды записал в дневнике, обращаясь к жене: «А мы с тобой обречены судьбою в чужом дому топить чужую печь». В этой обстановке он умудрялся быть гостеприимным хозяином и писать изумительные стихи.
В 1932 году им было написано стихотворение «Кукла», сделавшее поэта известным. Говорят, что Горький до слёз растрогался при чтении этого стихотворения:
Как темно в этом доме!
Ворвись в эту нору сырую
Ты, о время моё!
Размечи этот нищий уют!
Тут дерутся мужчины,
Тут женщины тряпки воруют,
Сквернословят, судачат,
Юродствуют, плачут и пьют…
Мрачной картине настоящего противопоставлялся светлый пафос грядущих преобразований. Особенное впечатление на Горького произвели патетические строки:
Для того ли, скажи,
Чтобы в ужасе,
С чёрствою коркой
Ты бежала в чулан
Под хмельную отцовскую дичь, -
Надрывался Дзержинский,
Выкашливал лёгкие Горький,
Десять жизней людских
Отработал Владимир Ильич?
Алексей Максимович был искренне тронут, сумел оценить мастерство автора и 26 октября 1932 года организовал читку «Куклы» на своей квартире в присутствии членов высшего руководства страны.
Читал Владимир Луговской. Горький непрерывно курил и смахивал слёзы. Слушали Ворошилов, Будённый, Шверник, Жданов, Бухарин и Ягода. Вожди (кроме начитанного Бухарина) в поэзии ничего не смыслили, однако стихотворение им понравилось, и было одобрено. Больше того: это стихотворение получило одобрение и со стороны самого главного читателя и критика тех лет: «Прочёл «Куклу» с удовольствием. И.Сталин».
«Красная новь» напечатала «Куклу» в №12 за 1932 год. На следующий день после публикации Кедрин проснулся если не знаменитым, то авторитетным. Но высочайшее одобрение не слишком помогло Кедрину, и он не мог выйти со своими стихами к читателю – все его попытки издать книгу проваливались. В одном из его писем было написано: «Понять, что ты никогда не расскажешь другим того большого, прекрасного и страшного, что чувствуешь, – очень тяжело, это опустошает дотла».
Отвергнутые произведения Кедрин складывал в стол, где они пылились до очередного приезда друзей, его верных слушателей и ценителей. Он работал, не покладая рук, получал гроши, во всём себе отказывал. Он говорил жене: «Поэт хотя бы изредка должен издаваться. Книга – это подведение итога, сбор урожая. Без этого невозможно существовать в литературе. Непризнание – это фактически медленное убийство, толкание к пропасти отчаяния и неверия в себя».
Дмитрий Кедрин в конце 1930-х годов обратился в своем творчестве к истории России. Именно тогда им были написаны такие значительные произведения, как «Зодчие» («под влиянием которого Андрей Тарковский создал фильм «Андрей Рублев» - отмечает Евгений Евтушенко), «Конь» и «Песня про Алёну-Старицу».
Первую попытку издать книгу в ГИХЛе Кедрин предпринял вскоре после приезда в Москву, но рукопись вернули, несмотря на хорошие отзывы Эдуарда Багрицкого и Иосифа Уткина. В дальнейшем поэт, решивший для себя, что если в 1938 году книга не выйдет, то он прекратит писать, вынужден был исключить из неё многие вещи, в том числе уже получившие признание. После тринадцати возвращений рукописи для доработки, нескольких изменений названия и манипуляций с текстом эта единственная прижизненная книга Кедрина «Свидетели», в которую вошли всего семнадцать стихотворений, увидела свет. По поводу её автор писал: «Она вышла в таком виде, что её нельзя считать ни чём иным, как ублюдком. В ней сохранились не больше 5-6 стихотворений, которые стоят этого высокого имени…».
Любовь к России, к её истории, культуре и её природе, пронизывала такие его стихотворения конца 1930-х и 1940-х годов, как «Красота», «Родина», «Колокол», «Всё мне мерещится поле с гречихою…», «Зимнее». Он подготовит даже целую книжку с названием «Русские стихи».
Когда-то в сердце молодом
Мечта о счастье пела звонко.
Теперь душа моя - как дом,
Откуда вынесли ребенка.
А я земле мечту отдать
Все не решаюсь, все бунтую…
Так обезумевшая мать
Качает колыбель пустую.
Неудачная попытка их публикации относилась к 1942 году, когда Кедрин сдал книгу в издательство «Советский писатель». Один из ее рецензентов обвинил автора в том, что он «не чувствует слова», второй – в «несамостоятельности, обилии чужих голосов», третий – в «недоработанности строк, неряшливости сравнений, неясности мышления». И это в то время, когда поэзия Кедрина получила самую высокую оценку таких писателей, как М.Горький, В.Маяковский, М.Волошин, П.Антокольский, И.Сельвинский, М.Светлов, В.Луговской, Я.Смеляков, Л.Озеров, К.Кулиев и других литераторов. «Он подолгу стоял под Кремлевской стеной, - писала дочь поэта Светлана Кедрина, - любовался памятником Минину и Пожарскому и без устали кружил и кружил вокруг «Василия Блаженного». Этот храм не давал ему покоя, будоражил воображение, будил «генетическую память». Он был так красив, так вызывающе ярок, поражал такой законченностью линий, что после каждого свидания с ним Дмитрий Кедрин терял покой. Восхищение и восторг явились теми толчками, которые заставили отца изучить всю имеющуюся в Библиотеке Ленина литературу о строительстве храмов на Руси, об эпохе Ивана Грозного, о храме Покрова. Отца поразила легенда об ослеплении зодчих Бармы и Постника, которая и легла в основу созданной им за четыре дня поэмы «Зодчие».
Большинство своих стихотворений Кедрин так и не увидел напечатанными, а его поэма «1902 год» пятьдесят лет ждала своего опубликования.
Кедрин занимался переводами известных авторов. С конца 1938-го по май 1939 года переводил поэму Шандора Петефи «Витязь Янош». Но и здесь его ждала неудача: несмотря на хвалебные отзывы коллег и прессы, эта поэма при жизни Кедрина не была опубликована. Следующая попытка тоже провалилась: «Витязь Янош» Петефи вместе с «Паном Твардовским» Адама Мицкевича были включены в ту неизданную книгу стихов Кедрина, которую он сдал в Гослитиздат, уходя на фронт в 1943 году. Лишь девятнадцать лет спустя поэма Петефи увидела свет.
До этого, в 1939 году, Кедрин ездил в Уфу по заданию Гослитиздата переводить стихи Мажита Гафури. Три месяца работы оказались напрасными – издательство отказалось выпустить книгу башкирского поэта. В конце 1970-х годов Кайсын Кулиев писал о Кедрине: «Он много сделал для братства культур народов, для их взаимного обогащения, как переводчик».
Работая над исторической поэмой «Конь», Кедрин в течение нескольких лет изучал литературу о Москве и её зодчих, о строительных материалах того времени и способах кладки, перечитал множество книг об Иване Грозном, делал выписки из русских летописей и других источников, посещал места, связанные с событиями, которые собирался описать. Такие произведения донельзя трудоёмки, но, несмотря на это Кедрин увлечённо работал над ними, и в виде больших поэтических форм. Особо среди них выделялась гениальная драма в стихах «Рембрандт», на подготовку к которой у автора ушло около двух лет. Это произведение было опубликовано в 1940 году в журнале «Октябрь» и через год им заинтересовались в театральной среде, в том числе и Соломон Михоэлс, но постановке помешала война. Впоследствии «Рембрандт» звучал на радио, шёл по телевидению, по нему были несколько раз поставлены спектакли и опера.
В первые годы войны Кедрин активно занимался переводами с балкарского (Гамзат Цадаса), с татарского (Муса Джалиль), с украинского (Андрей Малышко и Владимир Сосюра), с белорусского (Максим Танк), с литовского (Саломея Нерис), Людас Гира). Кроме того, известны также его переводы с осетинского (Коста Хетагуров), с эстонского (Йоханнес Барбаус) и с сербскохорватского (Владимир Назор). Многие из них были опубликованы.
С самого начала войны Кедрин тщетно обивал все пороги, стремясь оказаться на фронте, чтобы с оружием в руках защищать Россию. Никто на фронт его не брал - по состоянию здоровья он вычеркнут изо всех возможных списков. Из стихотворения, датированного 11 октября 1941 года:
… Куда они? В Самару - ждать победу?
Иль умирать?.. Какой ни дай ответ, -
Мне всё равно: я никуда не еду.
Чего искать? Второй России нет!
Враг находился на расстоянии 18-20 километров, со стороны Клязьминского водохранилища отчётливо слышна была артиллерийская канонада. На какое-то время он с семьёй оказался буквально отрезанным у себя в Черкизове: поезда в Москву не ходили, Союз писателей эвакуировался из столицы, а Кедрин не сидел сложа руки. Он дежурил во время ночных налётов на Москву, рыл бомбоубежища, участвовал в милицейских операциях по поимке вражеских парашютистов. У него не было возможности печататься, но он не прекращал поэтической работы, активно занялся переводом антифашистских стихов, много писал сам. В этот период им написаны стихотворения «Жильё», «Колокол», «Уголёк», «Родина» и другие, сложившиеся в цикл под названием «День гнева». В одном из наиболее известных своих стихотворений «Глухота» он признался:
Война бетховенским пером
Чудовищные ноты пишет.
Её октав железный гром
Мертвец в гробу - и тот услышит!
Но что за уши мне даны?
Оглохший в громе этих схваток,
Из всей симфонии войны
Я слышу только плачь солдаток.
Наконец, в 1943 году он своего добился: его послали на фронт, в 6-ю воздушную армию, военным корреспондентом газеты «Сокол Родины». А перед уходом на фронт в 1943 году Кедрин отдал новую книгу стихов в Гослитиздат, но она получила несколько отрицательных рецензий и не была издана.
Военный корреспондент Кедрин писал стихи и очерки, фельетоны и статьи, выезжал на передовую, бывал у партизан. Он писал только то, что нужно было газете, но понимал, что «впечатления накапливаются и, конечно, они во что-то выльются». Фронтовые стихи Кедрина лётчики 6-й Воздушной армии хранили в нагрудных карманах, в планшетах и в маршрутных картах. В конце 1943 года его наградили медалью «За боевые заслуги». Кедрин писал в 1944 году: «…Многие мои друзья погибли на войне. Круг одиночества замкнулся. Мне – скоро сорок. Я не вижу своего читателя, не чувствую его. Итак, к сорока годам жизнь сгорела горько и совершенно бессмысленно. Вероятно, виною этому – та сомнительная профессия, которую я выбрал или которая выбрала меня: поэзия».
После войны к Кедрину вернулись все довоенные тяготы, которые он по-прежнему терпеливо переносил и однажды записал в своем дневнике: «Как много в жизни понедельников и как мало воскресений».
Семья Кедриных - сам Дмитрий Борисович, его жена Людмила Ивановна, дочь Света и сын Олег - продолжали жить в Черкизове на улице 2-я Школьная. А Дмитрий был полон больших творческих планов.
В августе 1945 года Кедрин вместе с группой писателей уехал в командировку в Кишинёв, который поразил его своей красотой и напомнил Днепропетровск, юность, Украину. Он решил по приезде домой всерьёз обсудить с женой возможность переезда в Кишинёв. А рано утром 19 сентября 1945 года неподалёку от железнодорожной насыпи на мусорной куче в Вешняках было найдено его тело. Экспертиза установила, что несчастье произошло накануне, примерно в одиннадцать часов вечера. Как поэт оказался в Вешняках, почему он приехал на Казанский вокзал, а не на Ярославский, при каких обстоятельствах погиб – остаётся загадкой. Светлана Кедрина приводила строчки из дневника, в которых её мать описывала утро 18 сентября 1945 года, то последнее утро: «Митя глядел в книжку. Не знаю, читал ли он её или думал. И я подумала: неужели этот человек - мой муж? Неужели он так нежен и ласков со мною, неужели его губы целуют меня?.. И я подошла к нему. «Что, милая?» - спросил Митя и поцеловал мою руку. Я прижалась к нему, постояла и отошла. Через несколько минут Митя ушел из дома на поезд в Москву… Я проводила его до дверей, Митя поцеловал мои руки, в голову. И вышел… в вечность от меня, от жизни. Больше я Митю не видела. Через четыре дня я увидела его фотографию, последнюю и такую страшную. Митя был мёртв. Какой ужас был в его глазах! Ах, эти глаза! Они сейчас всё мне мерещатся…».
Вдова попыталась восстановить картину гибели мужа, ведь в свидетельстве о его смерти отмечены перелом всех рёбер и левого плеча, но ей посоветовали заняться воспитанием своих детей. Дочь поэта Светлана Кедрина вспоминала: «Незадолго до смерти к нему явился близкий друг по Днепропетровску, ставший в эти годы большим человеком в Союзе писателей и немало помогавший нашей семье, и предложил папе доносить на своих товарищей: «Там знают, что все считают тебя порядочным человеком и надеются, что ты им поможешь…». Отец спустил приятеля с крыльца, а тот, встав и отряхнув брюки, с угрозой в голосе произнёс: «Ты ещё об этом пожалеешь»…
Она вспоминала также, как 15 сентября 1945 года её отец поехал по каким-то делам в Москву (а они жили тогда в ближнем Подмосковье) и, вернувшись, потрясённо сказал: «Скажи спасибо, что ты сейчас видишь меня перед собой. Только что на Ярославском вокзале какие-то дюжие молодцы чуть не столкнули меня под электричку. Хорошо люди отбили».
Сейчас, спустя много времени после смерти Дмитрия Кедрина можно предположить, что он стал жертвой репрессий. Приехав в 1931 году в Москву, он не честно написал в своей анкете, что в 1929 году был заключён в тюрьму «за недонесение известного контрреволюционного факта», чем сам поставил себя под удар. К этому прибавилось его дворянское происхождение, а после войны – его отказ работать сексотом. Его не коснулись репрессии 1937 года, но уже тогда он был в чёрных списках секретаря союза писателей Ставского, позволявшего себе говорить Кедрину: «Ты! Дворянское отродье! Или выучишь первые пять глав «Краткого курса» истории партии и сдашь зачёт лично мне, или я загоню тебя туда, куда Макар телят не гонял!» - пересказывая жене этот разговор, Дмитрий Кедрин не мог сдержать слёз обиды и унижения…
Известно предположение литературоведа Светланы Марковской.
– Согласно официальной точке зрения, Кедрина убили по заказу Сталина. В Москве же от писателей я слышала другую историю. Пользуясь тем, что Дмитрия печатали редко, соратники стали… воровать у него стихи. Однажды Митя заметил это и в беседах с членами СПУ пригрозил рассказать всё правлению. Чтобы не дать разгореться скандалу, его убрали. Поговаривали и о какой–то темной истории, связанной с его днепропетровским арестом.
Дмитрий Кедрин похоронен в Москве, на Введенском (или, как его ещё называют, Немецком) кладбище в районе Лефортова.
Евгений Евтушенко, отводя Кедрину роль «воссоздателя исторической памяти», писал в предисловии к одному из его сборников стихов: «Какое состояние внутренней перенесённости через время! Какой хваткий взгляд сквозь толщу лет!» – и дальше: «По кедринским страницам идут люди многих поколений, соединённые в человечество».
О Дмитрии Кедрине был снят документальный фильм «Засадный полк».
Your browser does not support the video/audio tag.
Текст подготовил Андрей Гончаров
Использованные материалы:
Александра Ратнера в поэтическом альманахе «Параллель»
Андрея Кроткова «Человек осени»
И материалов историко-художественного журнала «Солнечный ветер»
На кладбище возле домика
Весна уже наступила:
Разросшаяся черемуха,
Стрекающая крапива.
На плитах щербатых каменных
Любовники ночью синей
Опять возжигаю пламенник
Природы неугасимой.
Так трется между жерновами
Бессмертный помол столетий:
Наверное, скоро новые
В поселке заплачут дети.
Г. В. АРЖАНИКОВ,
г. Котовск, Тамбовская обл.
Устные тренировочные упражнения
Упражнение № 1 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.
1. Грубость – такое же уродство, как
горб. (М.Горький)
2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев)
3. Воспоминанья – старцев мед. (А.Марков)
4. Человек – венец поднебесной красы, нашей
светлой земли украшение. (С.Наровчатов)
5. Придумать радости умей, коль их на самом деле
нету! Иначе жизнь – сухой ручей, смешные письма
без ответа. (А.Марков)
6. Острый язык – дарование, длинный язык –
наказание. (Д.Минаев)
7. Слово родины – матери слово, воля родины –
воля отца. (Ю.Смуул)
8. Лишь свобода и правда – мой главный оплот.
(М.Джалиль)
9. Густая ночь – владычица зимой. (Дм. Кедрин)
10. Душа моя – бескрайний дремучий лес: шум –
тишина, падение – взлет, смех – плач, рождение –
смерть. (И.Юзеев)
Упражнение № 2 .
1. Смерть есть то, чегоо мы не минуем. (С.Липкин)
2. Человек есть украшение мира. (М.Горький)
3. И, может быть, степные вот эти овцеводы суть
листья травяные неведомой породы. (С.Липкин)
4. Любовь и время – это несовместно. Любовь есть
вечность. Вечность есть любовь. (В.Сидоров)
5. Каждый человек есть необходимое звено в цепи
человечества. (Д.Веневитинов)
Переделайте эти предложения так, чтобы в них между подлежащим и сказуемым стояло тире.
Упражнение № 3 .
1. Курить – здоровью вредить. (Пословица)
2. Без дела жить – небо коптить. (Пословица)
3. Жить – родине служить. (Пословица)
4. Учить – ум точить. (пословица)
5. Спешить – делу вредить. (Пословица)
6. Жалеть, любить – знакомые глаголы. (С.Липкин)
7. Сынок! Перестань врать! Говорить неправду –
великий грех. (Сказка)
8. Строку нанизывать на строки – зарядка легкая,
не труд. (А.Мартынов)
9. Прославить подвиг храбреца – и честь, и
доблесть для певца. (Т.Шмаков)
10. Отсиживаться по щелям – удел тараканов. (Из
газеты)
11. Служить народу – дело непростое. (С.Васильев)
12. На судьбу жаловаться – дело легкое, но пустое. (Э.Зорин)
Упражнение № 4 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .
1. Пятнадцать лет – счастливая пора. (И.Лялечкин)
2. Сентябрь. Седьмое число – день моего рождения. (Э.Асадов)
3. Лентяй да шалопай – два родных брата. (Пословица)
4. Природа и наука – два вогнутые зеркала, вечно
отражающие друг друга. (А.Герцен)
5. Шестью семь – сорок два.
Упражнение № 5 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .
1. Быть грубым – значит забывать
собственное достоинство. (Н.Чернышевский)
2. Творить – значит убивать смерть. (Р.Роллан)
3. Для меня жить – значит работать. (И.Айвазовский)
4. Ведь жизнь прожить – не значит постареть. (М.Джалиль)
5. Сосредоточиться – не значит напрягаться. (В.Сидоров)
6. Разум да сердце – вот что в человеке дорого. (Е.Салиас)
7. Совместный труд – вот лучшее лекарство от всех
болезней и от всех тревог. (В.Сидоров)
8. Прикованность к привычным внешним формам, к
вещам, словам – вот главный враг свободы. (В.Сидоров)
9. Не жалеть для друга ничего, думать о других
немножко тоже – вот мое простое волшебство. (Л.Ошанин)
10. Небольшое поле с наспех прикатанной рожью –
вот и весь аэродром. (Г.Воронин)
Упражнение № 6 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .
1. Равнодушие – это паралич души,
преждевременная смерть. (А.Чехов)
2. Ах, красота – это страшная сила!.. (С.Надсон)
3. Высшая и самая характерная черта нашего
народа – это чувство справедливости и жажда
ее. (Ф.Достоевский)
4. Но единенье – это ведь не смесь, как в хаосе,
частичек разнородных. Но единенье – это
измененье, преображенье слившихся начал. (В.Сидоров)
5. Самое трудное для человека – это борьба с самим
собой. (Г.Троепольский)
6. Произнести слово с неправильным ударением –
это не ошибка, не обмолвка, а нечто крайне
унизительное. (С.Соловейчик)
7. Мы – это воля людей, устремленных только
вперед, вперед! (А.Прокофьев)
8. А пугаться при ночной поре – это новобранцу
только можно. (Э.Асадов)
9. Жить – это значит радоваться. (В.Сидоров)
Упражнение № 7 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему в них отсутствует тире перед словом это .
1. Открытие это было нож в сердце
доктору. (Б.Пастернак)
2. Письмецо это – не детская забава. (В.Барановский)
3. Какая мерзость это – красное, кровавое мясо! (И.Сургучев)
4. Какая радость это – вековые льдины сокрушать! (М.Джалиль)
5. Тревожное это время для обитателей тайги –
конец весны и начало лета. (А.Грачев)
Упражнение № 8 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым отсутствует тире .
1. Ты каждой дыре гвоздь. (Н.Кузьмин)
2. Один болван, а другой дурак, и оба шуты
гороховые. (Э.Ожешко)
3. Вы стреляный воробей. (Г.Федосеев)
4. В этом городе южном я маленький школьник. (С.Липкин)
5. Ты мой дядюшка, я твой племянник. (Сказка)
6. Дружба крепче багдадской стали. (Пословица)
7. Ах, годы детства сладки до дрожи. (А.Марков)
8. И место у тебя неприятное такое. (Н.Лесков)
9. Знаешь ли ты, что вся эта земля по-настоящему
твоя? (Н.Гоголь)
Упражнение № 9 . Выразительно прочитайте предложения. Чем обусловлена в них постановка тире между подлежащим и сказуемым? Можно ли считать пунктуационной ошибкой отсутствие тире в этих предложениях при написании диктанта?
1. Меня война в себя впитала, я – сын ее. (Р.Рождественский)
2. Ты – явь, не греза. Свой облик помни. Ты – слиток
света. Умам – звено. (А.Хамардюк)
3. Ты – мука моя, ты вся – неизвестность. (А.Марков)
4. Стоит у окна всадник. Конь – вороной, сабля –
светлая, папаха – серая, а звезда – красная. (А.Гайдар)
5. Но большинство озер – черные. (К.Паустовский)
6. Глаза – голубых цветов голубей. (Э.Асадов)
7. Честь не дано сто раз приобретать. Она – одна. (Э.Асадов)
Упражнение № 10 . Потренируйтесь в выразительном чтении следующих предложений. Продиктуйте их так, чтобы одноклассники обязательно поставили авторское тире. На какой член предложения будет приходиться логическое ударение?
1. Земля моя, милая матерь! Я больше не
воин, я – пахарь, я – сеятель, я – ваятель, я
весь для работы распахнут. (В.Боков)
2. Да, я – россиянка, он – белорус. (Е.Шевелева)
3. Я весь – порыв, я весь – обрыв, и я – нежней
свирели. (К.Бальмонт)
4. Ты – мое солнце, ты – моя жизнь... Ты – смысл
моего существования... Заклинаю тебя, скажи: ты
любишь меня? (И.Сургучев)
5. Скамейки – полосатые, как зебры. Занавес –
похожий на фартук маляра. (А.Рыбаков)
Упражнение № 11 . Прочитайте внимательно следующие предложения. Проанализируйте в них пунктуацию. Какой вывод можно сделать?
1. Это не жизнь, это лютая смерть! (О.Горчаков)
2. Это – еж, его руками не возьмешь. (Пословица)
3. Это – медленный рассказ, как полет туч. Это
Северный Кавказ, мощный взлет круч. (Н.Асеев)
Упражнение № 12 . Попарно прочитайте следующие предложения. Проанализируйте в них пунктуацию. Чем обусловлено отсутствие/наличие тире в этих примерах?
1. В камень стрелять – только стрелы
терять. (Пословица)
– Март только начало
весны. (Д.Розенталь)
2. Воевать – не обязательно стрелять. (Н.Кузьмин)
–
Силе чувства возраст не помеха. (М.Джалиль)
3. Старого учить – что мертвого лечить. (Пословица)
– Льстец под словами что змея под цветами. (Пословица)
Упражнение № 13 . Выразительно прочитайте предложения. Укажите, какие тире обязательны в примерах, а какие – факультативны. Аргументируйте свою точку зрения.
1. Любить иных – тяжелый крест. (Б.Пастернак)
2. Ты – это ключ к загадкам бытия. Ты сам – загадка
и ее разгадка. (В.Сидоров)
3. А творчество – второе имя жизни. (В.Сидоров)
4. Любовь и мудрость – вот закон Вселенной, через
любовь – спасенье человека. Чрез мудрость –
возвышение его. (В.Сидоров)
5. Мир велик, а родина – одна! (Э.Асадов)
6. Твоя пустыня – как вулкан потухший, как буря,
задремавшая в песке. (Д.Ковалев)
7. Ты – созидатель всяческих преград, я –
разрушитель всяческих препятствий. (В.Сидоров)
8. Все это для поэта – путы. Его пророческий
рожок – стихи. Они – его оружье. (А.Марков)
9. Топ да топ от кустика до кустика – неплохая в
жизни полоса. (Н.Рубцов)
10. Древко копья из кедра, оно – как сталь.
(И.Бунин)
Упражнение № 14 . Сравните пунктуацию в следующих предложениях. Есть ли пунктуационные ошибки? Аргументируйте свой ответ .
1. Потерять свободу – то же, что
лишиться здоровья. (В.Гроссман)
2. Для самих туркмен пески – то же, что леса для
северного человека. (Н.Тихонов)
3. Иной-то князь в своем уделе то же, что боярин в
вотчине. (Э.Зорин)
Упражнение № 15 . Сравните пунктуацию в следующих предложениях. Можно ли считать ошибкой отсутствие тире в 1–4-м предложениях? Нужно ли тире в 5-м предложении? Почему?
1. Все-таки какое счастье иметь приют в
такую непогоду! (Г.Федосеев)
2. Какое большое счастье от шума дождя вставать, в
знакомые двери стучаться, свои для друзей
открывать! (В.Соколов)
3. Какое счастье быть всегда самим собой! (Ю.Жадовская)
4. Как хорошо, какое счастье участвовать в
решающей битве за родину! (В.Гроссман)
5. Какое счастье – к отчему крыльцу нести в себе
вину, а не обиду! (Б.Чичибабин)
Упражнение № 16 . Сравните пунктуацию в приведенных ниже парах предложений. В каких из них знаки препинания расставлены в соответствии с правилами?
1. Лес и брат мой, и сестрица, глушь –
сама родная мать. (М.Чернолусский) –
Сон в
походе – и лекарь, и диспетчер. (Г.Федосеева)
2. Ваш взор то солнца луч, а то мороз, но одинаково
достигший цели. (В.Шершеневич)
– И небо от
края до края – то кровь, то лиловая тьма. (В.Луговской)
Упражнение № 17
1. Слова их то плети, то хитрые сети. (Э.Асадов)
2. Красногорское – село большое. (П.Васильев)
3. Спрятать старость – возможное ль дело? (М.Джалиль)
4. Сказка – таинство жизни и песни подруга, жить
без сказки – что постную кашу жевать! (Н.Грибачев)
5. Мне пир как похмелье, минута что год, и хлеб
словно камень, и хмель не берет. (Б.Ручьев)
6. Парчой обтянутые кресла – точь-в-точь кровавая
заря. (А.Марков)
7. Человек с погибшей совестью уже никто. Не
человек! (Э.Асадов)
8. Любовь есть мудрость сердца твоего. А мудрость
есть любовь ума и духа. (В.Сидоров)
9. По годам я давно уж маршал, а судьбой навсегда
солдат. (С.Орлов)
10. Война – потоки крови, и море слез – война,
война – пожар багровый, проверка душ она. (А.Марков)
Упражнение № 18 . Проверьте, нет ли в следующих предложениях пунктуационных ошибок.
1. Не только сабля, но и разум – оружие. (Н.Рыбак)
2. Прошлое – ошибка на ошибке! (А.Марков)
3. Обиды мешают дело делать, останавливаться
около них – даром время терять. (М.Горький)
4. Смех точно кашель. Кашель точно смех. (И.Северянин)
5. Твои глаза – как в мае травы, как родниковая
вода! (М.Джалиль)
6. Словно моря белый вал – ковыли над степью. (В.Саянов)
7. Как сморчок по виду бабка Сентябриха,
кожица – желтее восковой свечи. (П.Радимов)
8. Ненависть плохой советчик. (Пословица)
9. Я гармонист – матаня, я внук родной яги, и
лешему я зять. (П.Радимов)
10. Ваня человек застенчивый. (К.Паустовский)
Письменные тренировочные упражнения
Упражнение № 19
1. Родиться на свет самая простая штука
но прожить на свете это уже очень трудно. (Д.Писарев)
2. Жить значит чувствовать и мыслить страдать и
блаженствовать, всякая другая жизнь смерть. (В.Белинский)
3. Правда это общая совесть людей. Правда это
победа совести в человеке. (М.Пришвин)
4. Я этой песне не ровесник она гораздо млаже друг
меня! (А.Прокофьев)
5. И снова тают облака, а солнце что очаг домашний. (В.Наседкин)
6. Метели вой как похоронный гимн. (В.Бобров)
7. Общая протяженность перевала восемь
километров. (В.Закруткин)
8. Глупое это дело молодость провожать. (Н.Старшинов)
9. По полю брани смерть идет с косой, и для нее
война что косовица. (А.Кешоков)
10. Смелость жизненная энергия души. (К.Ушинский)
Упражнение № 20 . Перепишите, расставляя, где необходимо, знаки препинания.
1. Поговорка цветочек пословица ягодка.
(Пословица)
2. Попытка не пытка а спрос не беда. (Пословица)
3. Лгать самому себе для своей выгоды подделка
лгать для другого подлог лгать для того, чтобы
повредить, клевета. (Ж.-Ж. Руссо)
4. Лес как сказочный камыш а камыш как лес-малыш.
Тишь как жизнь, и жизнь как тишь. (И.Северянин)
5. «Раны Армении» это не книга не бумага и чернила
не взвешенные и расставленные друг за другом
буквы это вихрь вулкан, извергнувшийся из души
разорвавший все цепи в глубине сердца. (А.Исаакян)
6. Стройка моя держава а я президент кирпичей. (В.Гончаренко)
7. Радость веточка зеленая горе это головня.
Радость часть моя исконная горе тоже часть меня. (К.Кулиев)
8. Жизнь не зрелище и не праздник жизнь трудное
занятие. (Д.Сантаяна)
9. Не быть любимым это всего лишь неудача не
любить вот несчастье. (А.Камю)
10. Человек это солнце чувства его планеты. (Новалис)
Упражнение № 21 . Перепишите, расставляя, где необходимо, недостающие знаки препинания.
1. Мастер это не звание а призвание это
увлеченность человека своим делом. (В.Кожевников)
2. Офицеры костяк армии и флота носители воинской
чести. Их профессия учиться войне а должность
оберегать мир. (Из газеты)
3. Там черных деревьев стоят батальоны. Там елки
как пики как выстрелы клены их корни как шкворни
сучки как стропила. (Н.Заболоцкий)
4. Быть добрым очень легко быть справедливым вот
что трудно. (В.Гюго)
5. Пароходы нечастые гости в этих краях, и в жизни
эскимосов появление судна событие. (Т.Семушкин)
6. Мое поле мои нивы облака седые мое стадо мои
кони тучи дождевые. (Я.Колас)
7. Лень есть глупость тела глупость лень ума. (М.Горький)
8. Пень не околица глупая речь не пословица. (Пословица)
9. Боец и с недостатками все же боец а муха без
недостатков всего лишь муха. (Н.Кузьмин)
10. И вовсе не других учить желание мое а вечной
ученицей быть призвание мое. (Ф.Алиева)
Упражнение № 22 . Перепишите, расставляя, где необходимо, недостающие знаки препинания.
1. Для медведя кустарник его дом. (Г.Федосеев)
2. Зерно провеянное это частица щедрости земной. (С.Смирнов)
3. Стоять молча значит показать свою
нерешительность. (А.Аросев)
4. Человек этот охотник. (Е.Салиас)
5. Великое несчастье неумение переносить
несчастье. (Бион)
6. Упрямство вовсе не твердость характера а
слабость или просто боязнь нового неведомого. (В.Кожевников)
7. Луна словно репа а звезды фасоль. (А.Прокофьев)
8. Не золотое но славное времечко белая зимушка
наша зима! (С.Викулов)
9. Что человеку надо? Вот вопрос, доселе не имеющий
ответа. (Н.Грибачев)
10. «Один в поле не воин» устаревшая пословица. (Из
газеты)
Упражнение № 23
1. Она – бригадир, ее дело – лес сажать.
Эти леса ей и дом, и работа, и отдохновение от
трудового дня. (Из газеты)
2. Жить без друзей – все равно что не жить. (И.Шаферан)
3. Нет, поэзия – вовсе не вздохи, а согласье
высоких идей. (В.Широков)
4. Мне в России жить – словно с милой быть, а о
счастье петь – как по Волге плыть. (В.Сорокин)
5. Гнезда – больше не жилье, не жильцы в них больше
птицы. (В.Боков)
6. Я не злющая оса, не хитрющая лиса, я –
росинка-слезонька, из лесу березонька! (О.Фокина)
7. Трава-то от дождей – словно тесто от дрожжей:
вытянулась вдвое! (О.Фокина)
8. Ощущение неволи – это как удушье. (В.Ажаев)
9. И под платочком темным седина – как белый
отблеск встреченных березок. (А.Романов)
10. Наблюдать животных в их естественных условиях,
да еще таких чудесных прыгунов, как снежные
бараны, поистине большое удовольствие! (Г.Федосеев)
Упражнение № 24 . Прочитайте предложения. Выпишите лишь те, в которых есть авторские (факультативные) знаки препинания. При переписывании расставьте знаки в соответствии с изученными правилами.
1. Зло не фантастика, не миф, не
отвлеченность. Добро – не звук пустой, не
призрак, не мечта. (К.Случевский)
2. Книга – это волшебница. Книга преобразила мир.
В ней память человеческого рода, она – рупор
человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей. (Н.Морозов)
3. Но женитьба, свадьба – все-таки это поэзия
жизни, это готовый, распустившийся цветок. (И.Гончаров)
4. Жизнь – вечность, смерть – лишь миг. (М.Лермонтов)
5. Ты да я – два башмака пара. (М.Карим)
6. Как полынь – сухая горечь. (В.Саянов)
7. Синий полог небес, как бухарский шелк. (В.Луговской)
8. То пораженья, то победы, жизнь – как хожденье по
ножу! (А.Марков)
9. «Я не бедная, я – самая счастливая», – даже
строго сказала Варвара. (Ю.Герман)
10. Наши ребята – хорошие. (К.Паустовский)
Упражнение № 25 . Перепишите, расставляя знаки препинания. Какое предложение лишнее в этом упражнении? Почему?
1. Нам твердыня это имя. (А.К. Толстой)
2. Факты это воздух ученого. (И.Павлов)
3. Солнечный круг небо вокруг это рисунок
мальчишки. (Л.Ошанин)
4. Но молчание это неслышный разговор между
сидящими у костра. (В.Песков)
5. Большая воля это стержень души характера
судьбы. (Л.Татьяничева)
Упражнение № 26 . Перепишите, вставляя недостающие знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых между подлежащим и сказуемым тире не ставится. Почему?
1. Небо, вымытое ливнем, чистое стекло. (Н.Зарьян)
2. Молчанье, исторгающее мысли, вот лучший способ
нашего общенья. (В.Сидоров)
3. Жить таким образом, как мы до сих пор жили, это
безумие. (А.Писемский)
4. Талант, говорят, это дарование. (О.Горчаков)
5. А время, коль хотите, это древо познания добра и
зла. (В.Сидоров)
6. Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но
голоса у него нет. (К.Паустовский)
7. Книга, может быть, наиболее сложное и великое
чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на
пути его к счастью и могуществу будущего. (М.Горький)
8. Географы, как я замечал, всегда странные люди... (М.Пришвин)
9. Дубава, кажется, друг Корчагина. (Н.Островский)
10. После школы печать, несомненно, первый учитель
языка. (К.Федин)
Упражнение № 27 . Перепишите, расставляя, где необходимо, недостающие знаки препинания. Графически обозначьте грамматические основы предложений. В чем их синтаксическое своеобразие?
1. Решиться значит победить слова,
достойные мужчины. (Д.Кугультинов)
2. Пуля дура штык молодец это не изречение. (В.Чукреев)
3. Не жалей себя это самая гордая самая красивая
мудрость на земле. (М.Горький)
4. «Крутится вертится шар голубой» глупая песенка
из позабытых. (С.Орлов)
5. Свобода это когда забываешь отчество у тирана. (И.Бродский)
6. Юность это когда безмерно довольны судьбой это
время когда не пугают тревоги. Юность это когда
остаемся мы самими собой а потом оставляем себя
на житейской дороге. (В.Фирсов)
Упражнение № 28 . Перепишите, расставляя, где необходимо, недостающие знаки препинания. Графически обозначьте грамматическую основу предложений. В каких из них обратный порядок слов? Влияет ли инверсия на постановку тире между главными членами?
1. Славное место эта долина! (М.Лермонтов)
2. Горница эта с освещенными окнами прихожая. (Е.Салиас)
3. Рядовые эти молодые люди, красивые чисто одетые
и щеголеватые с виду. (Е.Салиас)
4. Вероятно, прекрасная страна эта Россия. (И.Сургучев)
5. Удивительно гостеприимный народ эти итальянцы!
(Э.Войнич)
6. Ужасные бестии эти азиаты! (М.Лермонтов)
7. О, какой же беззаботный пройдоха этот ветер,
свистящий в уши! (В.Александровский)
8. Священное право всякого народа иметь своих
героев святых и подлецов. (В.Гроссман)
9. Нелегкая задача запереть шоссе удержаться
устоять против ударного кулака немцев. (А.Бек)
10. В снег такое наслаждение слушать длинные умные
рассуждения. (Б.Пастернак)
Упражнение № 29
1. Молодость – это мечта. Это – вера.
Это – тяготение к подвигу. Это – лирика и
романтика. Это – большие планы на будущее. Это –
начало всех перспектив. (Н.Хикмет)
2. Вечер был серый, тихий. Небо, как могильный свод;
Нева. как темное-темное зеркало; весь город в
тумане-точно призрак или сновидение. (Д.Мережковский)
3. Неудачи – что камень на шее. (А.Нурпеисов)
4. Исчислять татарскую силу – что ковшами
вычерпывать Волгу. Воздвигать для пришельцев
преграду – что плотину строить для ветра. (Ю.Вронский)
5. Сказать печальную и обидную правду о друзьях
раньше, чем скажет ее враг, значит обессилить
нападение врага. (М.Горький)
6. Воспоминания – или величайшая поэзия, когда
они – воспоминания о живом счастье, или – жгучая
боль, когда они касаются засохших ран. (И.Гончаров)
7. Впрочем, жизнь всегда – за что-то бой. (Э.Асадов)
8. Находить примеры или самим создавать их –
очень увлекательное занятие. (К.Паустовский)
9. Июнь в Норильске – ранняя весна. (Д.Кугультинов)
10. Одуванчик мне брат, а еще молочай и цикорий.
Сердце радо ромашке простой. (Б.Чичибабин)
Исправлено ____ ошибок.
Упражнение № 30 . Поработайте корректором. Исправьте обнаруженные ошибки.
1. Наконец-то нашел я прекрасный цветок.
Это–сердце твое. (С.Рустам)
2. Зло – есть неволя, а добро – свобода. (С.Липкин)
3. Здесь, в северном крае, ненастье частый гость. (Г.Федосеев)
4. Пушкин, Лермонтов, Гоголь – благое начало,
соловьиная проза, пророческий стих. (Б.Чичибабин)
5. Что и говорить, девушка – чудо, но ведь и
парень-то не промах! (А.Нурпеисов)
6. Ум без книги, что птица без крыльев. (Пословица)
7. «Б» – буква, бьющая барабанным боем. (В.Кубанев)
8. Снег, ручьи и незабудки – вот три возраста
весны. (И.Лысцов)
9. Развлечение это – пустая трата времени.
10. Незамутненные глаза – что роднички на зорьке. (А.Марков)
Исправлено ____ ошибок.
Упражнение № 31 . Поработайте корректором. Исправьте обнаруженные ошибки.
1. Паденье неизменный спутник страха, и
самый страх есть чувство пустоты. (О.Мандельштам)
2. Книга для ума что теплый дождь для всходов. (Пословица)
3. Над совхозом полная луна, как медаль на
гимнастерке неба. (Э.Асадов)
4. Искра смеха – будто лучик света! (Э.Асадов)
5. Говорят: «Лиха беда – начало!» (Э.Асадов)
6. Книга – это друг, советчик. Это – источник
многих добрых мыслей, чувств, знаний. (Ю.Гагарин)
7. Седина... Это надгробные свечи, вспыхивающие в
волосах. (А.Аросев)
8. Храброму – и метель колыбель. (В.Каменский)
9. На морозе даже маленькая рана беда.
(В.Барановский)
10. Дерзанье юности и мудрость зрелых лет – таков
источник мировых побед. (Г.Кржижановский)
Исправлено ____ ошибок.
Упражнение № 32 .
1. На Руси издревле елки считаются
символом зимней красоты.
2. Упаковка является своего рода одеждой для
товара.
3. Горб верблюду не ноша, а питательный запас на
длинный путь.
4. Для оленей грибы служат лакомством.
5. Писателей совестью народа называют по праву.
6. Плохое выступает врагом хорошему.
7. Наша цель была прорваться во Владивосток.
8. Ваши похвалы для нее не новость.
9. Подкова у суеверных людей считается символом
удачи, даже счастья в жизни.
10. Справедливость есть деяние правды, а правда
есть предание предков.
Упражнение № 33 . Переделайте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым нужно было поставить тире .
1. Для кавалериста конь является
настоящим другом, который в трудную минуту
выручит, не даст погибнуть.
2. Человека считают царем природы не случайно.
3. Серые журавли в нашем крае стали редкостью.
4. Степа был квадратный и неторопливый парень.
5. И в мире старцу утешеньем бывает природа,
мудрость и покой.
6. Шум ветра, рокот мотора стали привычными
звуками для туристов.
7. Эвкалипты считаются самыми высокими в мире
деревьями.
8. Маленькая собачка до старости щенок.
9. Хозяин в поле трактор.
10. Сказка песенке сестра.
11. Смелость силе воевода.
Упражнение № 34 . Переделайте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым не нужно было ставить тире .
1. Капля – это вовсе не капля, а
прозвище восьмидесятилетнего старика. (М.Алексеев)
2. Привыкнуть к морозам, к ветрам, к долгой
полярной ночи – это уже немало. (В.Песков)
3. Рана, перелом, ожог, ушиб – это всегда больно. (С.Долецкий)
4. Любому хорошему делу задумка – начало. (Э.Зорин)
5. Надежда – свет дневной во тьме ночной, опора
сильных и бессильных сила. (К.Кулиев)
6. Как бы ни опасен был зверь, река – надежная
защита от него. (А.Субботин)
7. Шлагбаум – тесаный жираф. (С.Орлов)
Упражнение № 35 . Закончите пословицы, расставив в них знаки препинания.
1. Ненависть плохой...
2. Добрый друг...
3. Хлеб..., а водица...
4. Детишек воспитать...
5. Дрова сечь...
6. Жизнь прожить...
Для справок : не поле перейти; не курочек пересчитать; не жалеть плеч; ценный клад на свете; советчик; батюшка, матушка.
Упражнение № 36 . Допишите подлежащее в каждое предложение, расставьте недостающие знаки препинания.
1. ...солнце русской поэзии.
2. ...родина Менделеева, город сказочника Ершова.
3. ...наш ближайший восточный сосед.
4. ...самый древний и массовый спорт.
5. ...прославленный доктор лесов.
6. ...это только весна жизни человеческой.
7. ...удить без крючка и учиться без книги.
8. ...косить траву, минуя камни и кусты.
Для справок: охота, Тобольск, Пушкин, молодость, дятел, Япония, напрасный труд, тяжелый труд.
Упражнение № 37 . Выпишите вначале предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым, а затем – оставшиеся. Объясните расстановку знаков препинания.
1. Не сила хитрость, а каменные стены
рушит. (А.Субботин)
2. Не сознаваться в своих поступках значит
увеличивать их. (Л.Толстой)
3. Пять тысяч лет непостижимо огромный срок. (В.Песков)
4. Для смерти война праздник помешать ей
веселиться большое дело.
5. Как трубы наши глотки, и как басы у нас баски. И
словно скрипки мелодичные девчонок наших
голоски. (Б.Куликов)
6. Рыбак-любитель, понятно, не добытчик. Он знаток
ценитель и ревнитель родной природы. (Из газеты)
7. Побеждать глупейшее занятие. Не победить а
убедить вот что достойно славы. (В.Гюго)
8. Людская молва что морская волна. (Пословица)
9. Дорога эта большак с телеграфными столбами по
обочине и густой лесополосой по другой стороне. (Е.Носов)
10. Услуга в дружбе вещь святая. (И.Крылов)
11. Рабья трусость человека чувство ль? (Г.Абашидзе)
12. Млечный Путь будто русло речное. (В.Боков)
13. Не зверь в зверях еж, не птица в птицах
нетопырь. (П.Мельников-Печерский)
14. Восход и закат словно в кузне посменные два
кузнеца. (А.Кешоков)
15. Лес и зимой не сирота. (Пословица)
16. Здесь люди с природой пока что родня. (Б.Шишаев)
Упражнение № 38
1. Требовать благодарности глупость
(не) быть благодарным подлость. (В.Ключевский)
2. Упасть (не) беда беда (не) подняться. (Пословица)/
3. Я (не) варяг, чтоб жить круша. Крушить (не) мой
удел. (В.Кузнецов)
4. Добро есть свет а тьма источник зла. (С.Липкин)
5. Горе на двоих (пол)горя радость на двоих две
радости. (Пословица)
6. Народов пр_знанья ему (не) хвала народов
проклятья ему (не) упреки. (Д.Веневитинов)
7. Мшанский район лес да болота; в реках и речушках
вода как густо заваре_ый чай. (В.Курочкин)
8. У Жоржа и милость (не) справедливость. (Е.Салиас)
9. (Н_) чего (не) уметь как души (не) иметь. (П.Елфимов)
10. Улика (то) эта (не) улика вот что требуется
доказать. (Ф.Достоевский)
Упражнение № 39 . Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания и раскрывая скобки.
1. Скверная эта штука (не)проше_ый гость
в небе. (Е.Носов)
2. Башмаки на струга_ой подметке рукавиц
затрепа_ая пара ж_сткая брезентовая куртка вот и
все богатство сталевара. (М.Матусовский)
3. Мир это шелест листов и листьев мир это ш_рох
колес и колосьев мир это ярость косы и кисти мир
это яркость проспектов и просек. (В.Кочетков)
4. Культура (не) роскошь (не) украшение жизни а
главнейшее условие ее. (Ф.Роскольников)
5. Горш_к котлу (не) товарищ. (Пословица)
6. Обязанность старшего брата сестру от ошибок
беречь. (С.Наровчатов)
7. Речи как мед а дела как полынь. (Пословица)
8. Поговорить с Кириллом все равно что подставить
свое лицо под тихую ласку легкой отеческой руки. (А.Аросев)
9. (Не) щадный гнев ему вожатый ему сопутник звук
булатный. (Е.Ростопчина)
10. То, что я сделал, к тебе спеша, (не) одолженье а
долг. (М.Луконин)
Упражнение № 40 . Проверьте по контрольному шифру, как вы усвоили тему.
1 – нужно тире
2 – не нужно тире
I вариант
1. Пять тысяч награда не малая. (А.Кешоков)
2. Быть человеком значит быть свободным. (С.Липкин)
3. У тебя брошка вроде как пчелка. (А.Чехов)
4. Освобождение себя от труда есть преступление. (Л.Толстой)
5. Отец мальчугана наездник лихой стрелок
неплохой и рубака искусный. (Миртемир)
6. Прекрасный день тридцатое апреля. (Е.Долматовский)
7. Безволие никчемность родная сестра подлости. (В.Сухомлинский)
8. Да, мелеющее море что выгоревшее пастбище. (А.Нурпеисов)
9. Слезы в горе не грех. (Э.Ожешко)
10. Кроить не шить, после не распорешь. (Пословица)
II вариант
1. Капли дождя на лице как слезы. (Г.Бакланов)
2. Их резкости не что-нибудь серьезное, а просто
манера говорить. (А.Михайлов)
3. Любить это значит бороться за любимого
человека. (М.Пришвин)
4. Без пользы жить безвременная смерть. (И.-В.
Гёте)
5. Не прошло нескольких дней после прибытия его в
село, как все уже узнали, что он знахарь. (Н.Гоголь)
6. Первый закон истории бояться какой бы то ни
было лжи, а затем не бояться какой бы то ни было
правды. (Цицерон)
7. Честь есть краеугольный камень человеческой
мудрости. (В.Белинский)
8. Каждой нации свобода это общее богатство. (Г.Ульфат)
9. Не разрушение, а созидание вот моя цель. (Из
газеты)
10. Как камень сердце у меня в груди. (Ф.Алиева)
Контрольный шифр : 1.122.111.221 (I вариант); 2.211.212.112 (II вариант).
Контрольные тексты
МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ
Дятел – сын леса. Лес без дятла как
поле без жаворонка, как море без чайки. Вся жизнь
дятла проходит в лесу. Там его гнездо, там его
«кузница», его «барабан» и «питьевое колечко».
«Кузница» – это щель в коре. В нее дятел втыкает
шишку и разбивает чешуйки носом. А языком,
длинным и липким, ловко выуживает из-под чешуек
семена. «Питьевое колечко» – это ряд дырочек на
березе, колечком вокруг ствола. Дятел пробивает
дырочки носом и слизывает языком сладковатый
сок. А «барабан» и есть барабан. Это крепкий сухой
сучок. Дятел так быстро бьет в него носом, что
получается громкая звонкая трель.
Кузнец, кольцевальщик и барабанщик! А еще и
лесной хирург. Выстукает больное дерево,
выслушает; клювом дырочку пробьет и вытащит
языком вредного короеда или заболонника. Так и
работает языком и носом. Но и это еще не все! Дятел
еще и строитель. И строит он жилье не только для
себя, а для многих жителей леса.
(Н.Сладков)
Примечание : предупредить учеников о постановке кавычек и точки с запятой в этом тексте.
Байкал – неповторимое творение
природы. Глубина его – тысяча шестьсот двадцать
метров. Озеро может вместить в свою котловину всю
воду Балтийского моря, девяносто два Азовских и
двадцать три Аральских. Для заполнения впадины
озера все реки земного шара должны «работать»
почти целый год.
Такой водоем – ценность мирового значения. Его
надо беречь. Поэтому еще в тысяча девятьсот
шестьдесят девятом году было принято
правительством специальное постановление по
сохранению бассейна озера Байкал. Реки, питающие
Байкал, расчищаются от затонувшей древесины, а
берега – от завалов и захламлений. Площадь
водоохранной зоны – десятки тысяч квадратных
километров.
Велика научная ценность Байкала. В озере обитают
тысяча восемьсот различных животных и растений.
Три четверти из них встречаются лишь в Байкале.
Это озеро – природный музей. На территории
бассейна озера Байкал есть государственные
лесопарки, заповедники и заказники.
Байкал – наша национальная гордость. Уберечь его
от экологической катастрофы – дело чести всех
россиян.
(По Е.Новоселову)
ВЕСНА ПРИШЛА
В голубой пелене неба плывут шесть
лебедей. Но никто из охотников не стреляет в них.
Каждого охватывает огненная жажда солнца, лета,
сочной травы. С этими лебедями кончена зима.
Восемь-девять месяцев мороза, снега, сумерек;
сполохи неба, окоченелые пальцы, замерзающий на
бровях пот – вот что такое зима здесь.
Птица же для колымчан – это весна. А весна –
ежегодные трудности. С осени главная еда,
конечно, рыба. К концу зимы она кончается. Вот
почему весенние дни самые трудные, томительные,
длинные. Приходится перебиваться кое-чем. А
выручает охота. Птица весной – вот главное
питание и единственное лакомство одновременно.
Осенью и зимой колымчане промышляют белую
куропатку волосяной петлей. Куропатка прыгает в
кустах, попадает в петлю и, не переставая идти
вперед, душит себя. Но куропатка – мелкая птица.
Мяса в ней на гроши, мало подспорья мужику от
куропатки. Поэтому бить ее из ружья – значит
даром заряд тратить. Настоящая птица – утка,
гусь, лебедь. Охота на них начинается весной.
(По Н.Вагнеру)
Д. Кедрина, одного из талантливых писателей послереволюционной России, окутывают тайны жизни и смерти. Его матерью была незамужняя дочь дворянина с польскими корнями. Но боясь позора и ярости отца, оставила мальчика в семье кормилицы. Будущего поэта усыновил муж ее сестры.
Как будто злая судьба преследовала поэта весь его недолгий век. Он никогда не имел собственного угла, очень много времени отдавал работе, получал маленькие деньги, откладывал в стол очередные неопубликованные произведения.
Несмотря на весьма недурные отзывы Багрицкого, Маяковского, Горького, издательства под различными отговорками не хотели публиковать книги Кедрина. Все свои отвергнутые творения писатель откладывал в стол до приезда слушателей.
Единственной книгой, которая вышла при жизни поэта, был сборник «Свидетели» (1940 г.). Рукопись 13 раз возвращали дорабатывать. В итоге в книге осталось 17 поэзий.
Дмитрий Кедрин. Биография
Холодной зимой на свет появился талантливый поэт. 4.02.1907 г. в поселке Щегловка родился Дмитрий Борисович Кедрин. Его дедом был пан польского происхождения И. Руто-Рутенко-Рутницкий. Его младшая дочь Ольга - мать писателя - родила мальчика вне брака. Его усыновил муж родной тети Борис Кедрин, который дал поэту свою фамилию и отчество. В 1914 г. отец Дмитрия умер, и о нем стали заботиться три женщины - мать Ольги Ивановны, ее сестры и бабушки.
Когда Дмитрию было 6 лет, его семья переехала в Екатеринослав, который сейчас превратился в Днепропетровск. В 1916 г. в возрасте девяти лет будущий поэт Дмитрий Кедрин поступил в училище коммерции. Не получив там нужных знаний, он приступил к самообразованию, которому посвящал почти все свободное время. Любил изучать не только историю и литературу, но и географию, ботанику, философию Дмитрий Кедрин. Биография далее рассказывает, что на столе у него лежал энциклопедический словарь и литературные произведения о жизни животных. В это самое время он начал по-серьезному заниматься поэзией. Темы стихотворений того времени посвящались изменениям в стране.
Учеба и сотрудничество с издательствами
Революция, которая случилась в 1917 г., а также Гражданская война поменяли планы писателя. Продолжить учиться Дмитрий Кедрин смог только в 1922 г., когда его приняли в железнодорожный техникум. Но он так и не закончил это заведение из-за плохого зрения. А в 1924 г. поэт поступил на службу репортером в издание «Грядущая смена». Одновременно с этим начал работать в литературном объединении «Молодая кузница» Кедрин Дмитрий Борисович. Биография поэта сообщает, что в то время он написал очерки о производственных передовиках, а также несколько фельетонов.
Его литературу высоко оценили в Москве, куда он первый раз поехал в 1925 г. Его поэтические произведения были опубликованы в «Комсомольской правде», «Прожекторе», «Молодой гвардии» и других изданиях. В рецензиях на творчество Кедрина отмечался его неповторимый стиль.
Арест поэта
Дмитрий Кедрин не смог предотвратить свой арест даже несмотря на многочисленные публикации в издательствах. Его арестовали в 1929 г. за то, что не предал своего друга, отец которого был генералом в армии Деникина. Просидев в тюрьме год и три месяца, Дмитрий Кедрин был освобожден. После этого он женился и в 1931 г. перебрался в Москву, где стал жить в полуподвале особняка на Таганке. Молодая семья прожила там до 1934 г. После этого уже с дочкой переехала в Черкизово.
Из-за ареста поэта в течение некоторого времени отказывались публиковать. Дмитрий Кедрин работает в это время консультантом в «Молодой гвардии» и редактором в Гослитиздате. Здесь же в 1932 г. были изданы первые после заключения произведения поэта. Среди них стихотворение «Кукла», которое заметил сам Горький. Остальное творчество Кедрина, последовавшее за этим, посвящалось камерным, историческим и интимным темам, в которых он поклоняется истинной красоте. В ответ последовала жесткая государственная критика.
Творчество Кедрина
В 1932 г. Кедрин написал стихотворение «Кукла», которое принесло поэту известность. Говорят, что оно тронуло Горького до слез. 26 октября 1932 г. он организовал прочтение этого стихотворения у себя в квартире вместе с членами высокого руководства. «Куклу» слышали Буденный, Жданов, Ягода и Бухарин. Понравилась произведение и Сталину. Из-за чего его и напечатала «Красная новь». После этого издания писатель проснулся авторитетным автором. Но одобрение руководства страны не очень помогло поэту, все его попытки издать произведение были неудачными, чему и огорчался поэт Кедрин Дмитрий. Биография его рассказывает дальше, что все свои отвергнутые творения писатель откладывал в стол.
В конце 30-х годов Кедрин в своей литературе начал описывать историю России. Тогда же он написал «Зодчих», «Коня» и «Песню про Алену-старицу».
В 1938 г. Кедрин создает поэму «Зодчие», которую критики назвали шедевром поэзии двадцатого века. Произведение о строителях храма Василия Блаженного воодушевило Андрея Тарковского на сотворение фильма «Андрей Рублев». Перед войной Кедрин опубликовал стихотворную драму «Рембрандт».
Многие стихотворения Кедрина были положены на музыку. Ему же пренадлежат переводы с грузинского, литовского, украинского и др. языков. Его стихи переводили на украинский язык.
Жизнь во время войны
Великую Отечественную войну вначале Дмитрий Кедрин застал в Черкизове. В армию он не попал из-за плохого зрения. От эвакуации он отказался, о чем мог пожалеть, так как фашисты не дошли до поселка всего 15 км.
Первые годы войны он переводил антифашистские стихи народов Советского Союза и написал две книги поэзий. Но эти издательства публиковать их отказались.
В конце весны 1943 г. Дмитрий наконец-то смог попасть на фронт. До 1944 г. он работал корреспондентом издания «Сокол Родины», которое принадлежало шестой воздушной армии, воевавшей на северо-западе.
Смерть Кедрина
Летом 1945 г. Кедрин вместе с другими писателями поехал в Кишинев, где ему очень понравилось. Он хотел даже переехать туда с семьей.
Погиб Дмитрий Борисович Кедрин при трагических обстоятельствах 18.09.1945 г. Он попал под колеса поезда, когда возвращался из Москвы в родной поселок.
Наследники Кедрина
Нельзя забыть о героической женщине, которая больше чем полвека преданно хранила, собирала и готовила к изданию литературное наследие Кедрина - его вдову Людмилу. После матери ее дело продолжила дочь Светлана. Она - переводчица, поэт, член писательского союза, автор книги об отце «Жить вопреки всему».
6.02.2007 г. в Мытищах открыли памятник Дмитрию Кедрину. Его автором является Николай Селиванов. На праздник дня рождения писателя и по случаю открытия памятника приехали дочка и внук — тезка поэта. Дмитрий Борисович — художник, является лауреатом премий в этой области.