Для традиционного общества характерным является. Традиционное общество и его особенности
Вернуться назад на
Традиционное общество - общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие.
Общественный уклад в нём характеризуется (особенно в странах Востока) жёсткой сословной иерархией и существованием устойчивых социальных общностей, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях.
Традиционное общество характеризуется следующими чертами:
1. Зависимость организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений.
2. Цикличность, а не поступательность развития.
3. Коллективистский характер общества и отсутствие личностного начала.
4. Преимущественная ориентация на метафизические, а не инструментальные ценности.
5. Авторитарный характер власти. Отсутствие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего.
6. Преобладающее распространение людей с особым психическим складом: недеятельные личности.
7. Преобладание традиции над нововведениями.
Традиционное (доиндустриальное) общество - общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции.
Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям.
Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении.
Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.
Традиционные, индустриальные и постиндустриальные. Традиционное общество является первой по времени исторического развития формой организации человеческих отношений. Этот общественный уклад стоит на первой ступени развития и характеризуется рядом следующих признаков.
Прежде всего, традиционное общество - это общество, жизнь которого основана на сельском (натуральном) хозяйстве с использованием экстенсивных технологий и примитивном ремесле. Характерно для периода Древнего мира и Средневековья. Считается, что практически любое общество, существовавшее в период от первобытной общины до начала является традиционным.
Орудия труда, используемые в этот период, ручные. Их совершенствование и модернизация происходили очень медленными, практически незаметными темпами естественной вынужденной эволюции. Экономическая система базировалась на использовании в ней преобладало натуральное хозяйство, добывающие промыслы, строительство, торговля.
Социальная система общества этого типа сословно-корпоративная, она стабильна и столетиями неподвижна. Существует несколько сословий, которые на протяжении долгого времени не изменяются, сохраняя статичность и неизменный характер жизни. Многим традиционным обществам товарные отношения вообще не свойственны либо развиты настолько слабо, что ориентированы они лишь на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты.
Традиционное общество признаки имеет следующие. Оно характеризуется полным господством религии в Жизнь человека считается осуществлением божественного промысла. Важнейшим качеством человека является коллективизм, чувство принадлежности своему классу, тесная связь с землей, где он родился. Индивидуализм людям еще не свойственен. В это время духовная жизнь была более значима для человека по сравнению с материальной.
Правила жизни в коллективе, сосуществования с соседями, отношение к власти определялись традициями. Статус человек приобретал при рождении. трактовалось исключительно с точки зрения религии, поэтому и отношение к власти обеспечивалось объяснением божественного предназначения правительства на исполнение его роли в обществе. пользовался бесспорным авторитетом и играл первостепенную роль в жизни общества. Такому обществу не свойственна мобильность.
Примерами традиционных обществ сегодня являются уклады жизни большинства стран Северной и Северо-Восточной Африки (Эфиопия, Алжир), юго-восточной Азии (Вьетнам).
В России общество данного типа просуществовало до середины 19 столетия. Несмотря на это, уже к началу века она была одной из самых крупных и влиятельных стран мира, имела статус великой державы.
Главные духовные ценности, которые имеет традиционное общество, это традиции, культура предков. Культурная жизнь была ориентирована преимущественно на прошлое: уважение предков, преклонение перед культурными памятниками и произведениями предыдущих эпох. Культуре свойственна гомогенность, ориентация на собственные традиции и довольно категоричное неприятий альтернативных культур других народов.
Многие исследователи считают, что традиционное общество характеризуется культурой отсутствия выбора. Мировоззрение, доминирующее в обществе, и устойчивые традиции предоставляют человеку уже готовую четкую и духовных ориентиров. Поэтому окружающий мир понятен человеку и не вызывает лишних вопросов.
англ. society, traditional; нем. Gesellschaft, traditionelle. Доиндустриальные обществ, уклады аграрного типа, характеризующиеся преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, стабильностью структуры и способом социо-культ. регуляции всей жизни, основанном на традиции. См. ОБЩЕСТВО АГРАРНОЕ.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Традиционное общество
доиндустриальное общество, примитивное общество) - понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О. не существует. Представления о Т.О. базируются, скорее, на его понимании как асимметричной современному обществу социокультурной модели, чем на генерализации реальных фактов жизни народов, не занятых индустриальным производством. Характерным для экономики Т.О. считается господство натурального хозяйства. Товарные отношения при этом либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. Основным принципом организации социальных отношений является жесткая иерархическая стратификация общества, как правило, проявляющаяся в делении на эндогамные касты. При этом основной формой организации социальных отношений для подавляющего большинства населения является относительно замкнутая, изолированная община. Последним обстоятельством продиктовано господство коллективистских социальных представлений, ориентированных на строгое соблюдение традиционных норм поведения и исключающих индивидуальную свободу личности, равно как и понимание ее ценности. В совокупности с кастовым делением эта особенность практически полностью исключает возможность социальной мобильности. Политическая власть монополизируется в рамках отдельной группы (касты, клана, семьи) и существует преимущественно в авторитарных формах. Характерной особенностью Т.О. считается либо полное отсутствие письменности, либо ее существование в виде привилегии отдельных групп (чиновников, жрецов). При этом письменность достаточно часто развивается на языке, отличном от разговорного языка подавляющего большинства населения (латынь в средневековой Европе, арабский язык - на Ближнем Востоке, китайская письменность - на Дальнем Востоке). Поэтому межпоколенная трансляция культуры осуществляется в вербальной, фольклорной форме, а основным институтом социализации является семья и община. Следствием этого была чрезвычайная вариативность культуры одного и того же этноса, проявлявшаяся в локальных и диалектных различиях. В отличие от традиционной социологии, современная социально- культурная антропология не оперирует понятием Т.О. С ее позиций это понятие не отражает реальной истории доиндустриальной стадии развития человечества, а характеризует лишь ее последний этап. Так, социокультурные отличия между народами, находящимися на стадии развития «присваивающего» хозяйства (охота и собирательство) и теми, которые прошли стадию «неолитической революции», могут быть не менее и даже более значительными, чем между «доиндустриальными» и «индустриальными» обществами. Характерно, что в современной теории нации (Э. Гелнер, Б. Андерсон, К. Дойч) для характеристики пред-индустриальной стадии развития используется более адекватная, нежели понятие «Т.О.», терминология – «аграрное», «аграрно-письменное общество» и т.д.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Общество - это сложная природно-историческая структура, элементами которой являются люди. Их связи и отношения обусловлены определенным социальным статусом, функциями и ролями, которые они выполняют, нормами и ценностями, общепринятыми в данной системе, а также их индивидуальными качествами. Общество принято делить на три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждое из них имеет свои отличительные черты и функции.
В данной статье будет рассмотрено традиционное общество (определение, характеристики, основы, примеры и т. д.).
Что это такое?
Современному человеку индустриальной эпохи, плохо знакомому с историей и социальными науками, может быть непонятно, что такое «традиционное общество». Определение этого понятия мы рассмотрим далее.
Функционирует на основе традиционных ценностей. Часто оно воспринимается как родоплеменное, примитивное и отсталое феодальное. Оно представляет собой общество с аграрным устройством, с малоподвижными структурами и со способами социальной и культурной регуляции, базирующимися на традициях. Считается, что большую часть своей истории человечество находилось именно на этом этапе.
Традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье, представляет собой совокупность групп людей, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких социальных единиц - сельское хозяйство.
Характеристики традиционного общества
Для традиционного общества характерны следующие особенности:
1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне.
2. Большая энергоемкость.
3. Непринятие нововведений.
4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев.
5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности.
6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми - даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.
Традиционное общество считается аграрным, так как базируется на сельском хозяйстве. Его функционирование зависит от выращивания урожая при помощи плуга и рабочего скота. Так, один и тот же участок земли мог обрабатываться несколько раз, в результате чего возникали постоянные поселения.
Для традиционного общества характерны также преимущественное использование ручного труда, экстенсивный отсутствие рыночных форм торговли (преобладание обмена и перераспределения). Это приводило к обогащению отдельных лиц или сословий.
Формы собственности в таких структурах, как правило, коллективные. Любые проявления индивидуализма не воспринимаются и отрицаются обществом, а также считают опасными, так как нарушают установленный порядок и традиционный баланс. Нет толчков к развитию науки, культуры, поэтому во всех сферах используются экстенсивные технологии.
Политическое устройство
Политическая сфера в таком обществе характеризуется авторитарной властью, которая передается по наследству. Это объясняется тем, что только таким образом можно поддерживать традиции длительное время. Система управления в таком обществе была достаточно примитивной (наследственная власть находилась в руках старейшин). Народ фактически никак не влиял на политику.
Часто имеет место идея о божественном происхождении лица, в руках которого находилась власть. В связи с этим политика фактически полностью подчинена религии и осуществляется только по священным предписаниям. Совмещение светской и духовной власти делало возможным все большее подчинение людей государству. Это, в свою очередь, укрепляло устойчивость общества традиционного типа.
Социальные отношения
В сфере социальных отношений можно выделить следующие особенности традиционного общества:
1. Патриархальное устройство.
2. Главной целью функционирования такого общества является поддержание жизнедеятельности человека и избежание его исчезновения как вида.
3. Низкий уровень
4. Для традиционного общества характерно деление на сословия. Каждое из них играло разную социальную роль.
5. Оценка личности с точки зрения места, которое люди занимают в иерархической структуре.
6. Человек не ощущает себя индивидуумом, он рассматривает только свою принадлежность к определенной группе или общине.
Духовная сфера
В духовной сфере традиционное общество характеризуется глубокими, привитыми с детства религиозностью и моральными установками. Определенные ритуалы и догматы являлись неотъемлемой часть жизни человека. Письменности в традиционном обществе как таковой не существовало. Именно поэтому все предания и традиции передавались в устной форме.
Отношения с природой и окружающим миром
Влияние традиционного общества на природу было примитивным и незначительным. Это объяснялось малоотходным производством, представленным скотоводством и земледелием. Также в некоторых обществах существовали определенные религиозные правила, порицающие загрязнение природы.
По отношению к окружающему миру оно являлось закрытым. Традиционное общество всеми силами оберегало себя от вторжений извне и любого внешнего воздействия. Вследствие этого человек воспринимал жизнь как статическую и неизменную. Качественные перемены в таких обществах происходили очень медленно, а революционные сдвиги воспринимались крайне болезненно.
Традиционное и индустриальное общество: различия
Индустриальное общество возникло в XVIII веке, вследствие прежде всего в Англии и Франции.
Следует выделить некоторые его отличительные черты.
1. Создание большого машинного производства.
2. Стандартизация деталей и узлов разных механизмов. Это сделало возможным массовое производство.
3. Еще одна важная отличительная черта - урбанизация (рост городов и переселение на их территории значительной части населения).
4. Разделение труда и его специализация.
Традиционное и индустриальное общество имеют существенные различия. Для первого характерно естественное разделение труда. Здесь преобладают традиционные ценности и патриархальное устройство, отсутствует массовое производство.
Также следует выделить постиндустриальное общество. Традиционное, в отличие от него, ставит целью добычу природных богатств, а не сбор информации и ее хранение.
Примеры традиционного общества: Китай
Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить на Востоке в средние века и новое время. Среди них следует выделить Индию, Китай, Японию, Османскую империю.
Китай еще с древности отличался сильной государственной властью. По характеру эволюции общество этой циклически. Для Китая характерно постоянное чередование нескольких эпох (развитие, кризис, социальный взрыв). Следует отметить также единство духовной и религиозной власти в этой стране. По традиции, император получал так называемый «Мандат Неба» - божественное разрешение на правление.
Япония
Развитие Японии в средние века и в также позволяет говорить о том, что здесь существовало традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье. Все население Страны восходящего солнца делилось на 4 сословия. Первое - это самураи, дайме и сегун (олицетворяли высшую светскую власть). Они занимали привилегированное положение и имели право носить оружие. Второе сословие - крестьяне, владевшие землей в качестве наследственного держания. Третье - ремесленники и четвертое - купцы. Следует отметить, что торговля в Японии считалась недостойным делом. Также стоит выделить жесткую регламентацию каждого из сословий.
В отличие от других традиционных восточных стран, в Японии не существовало единства верховной светской и духовной власти. Первую олицетворял сегун. В его руках находилась большая часть земель и огромная власть. Также в Японии был император (тэнно). Он являлся олицетворением духовной власти.
Индия
Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить в Индии на протяжение всей истории страны. В основе Могольской империи, расположенной на Индостанском полуострове, лежала военно-ленная и кастовая система. Верховный правитель - падишах - являлся главным собственником всей земли в государстве. Индийское общество было строго разделено на касты, жизнь которых жестко регламентировалось законами и священными предписаниями.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Традиционное общество
Традиционное общество -- общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество -- аграрное общество.
Общая характеристика
Для традиционного общества, как правило, характерны:
традиционная экономика
преобладание аграрного уклада;
стабильность структуры;
сословная организация;
низкая мобильность;
высокая смертность;
низкая ожидаемая продолжительность жизни.
Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением.
В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными. Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.
В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены -- нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению / обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.
В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живёт в локальном сообществе (например, деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны. Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.
Для культуры первобытного общества было характерным то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделяет себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры -- первобытный синкретизм, т. е. ее нерасчлененность на отдельные формы. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым -- все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.
В области социальных отношений господствует родовой строй. Особое значение в развитии первобытной культуры сыграла экзогамия. Запрет на половые контакты между членами одного рода содействовал физическому выживанию человечества, а также культурному взаимодействию между родами. Межродовые отношения регулируются по принципу «око за око, зуб за зуб», внутри же рода господствует принцип табу -- система запретов на совершение определенного рода действий, нарушение которых карается сверхъестественными силами.
Универсальной формой духовной жизни первобытных людей является мифология, а первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Первобытное искусство отличается безликостью человеческого изображения, выделением особых отличительных родовых черт (знаки, украшения и т. д.), а также важных для продолжения жизни частей тела. Вместе с усложнением производственной
деятельности, развитием земледелия, скотоводства в процессе «неолитической революции» растут запасы знаний, накапливается опыт,
формируйся иные представления об окружающей действительности,
совершенствуются виды искусства. Примитивные формы верований
заменяются различного рода культами: культ вождей, предков и т. д.
Развитие производительных сил ведет к появлению прибавочного продукта, который концентрируется в руках жрецов, вождей, старейшин. Таким образом, формируется «верхушка» и рабы, появляется частная собственность, оформляется государство.
2. Древний Восток: единство и многообразие
Великие культуры Древнего Востока - Древнего Египта Шумера АссироВавилонии и Древнего Ирана государство хеттов и Урарту культуры древнейших периодов Китая и Индии - при их многообразии и различии обладали неким единством и общностью. Для всех этих государств характерно было наличие сельской общины деспотической царской власти и сохранение элементов первобытного общества в экономике и культуре.
3. Культура Древнего Египта
Древний Египет первое государство на Земле, первая могущественная, великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.
Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой - ка, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения, Однако тела бедняков не бальзамировались - это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ. Самая ранняя из египетских пирамид - пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около III тыс. лет назад! Однако самая знаменитая и самая значительная по разменам - пирамида Хеопса. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца - Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис - бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскрешающуюся природу. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.
Фараон Аменхотеп IV выступал как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи. В Древнем Египте были выработаны такие классические скульптурные формы, как пирамида, обелиск, колонна, и такие виды изобразительного искусства как скульптура, рельеф, монумент, живопись. Активно развивалась астрономия. Была установлена роль мозга в человеческом организме. Развивалась математика, изобретены древнейшие в человеческой истории часы - водяные и маленькие нашейные солнечные часики, был изобретен папирус для письма.
В целом можно выделить несколько черт древне египетской культуры:
1. Религиозный и погребальный характер.
2. Монументальность и прочность.
3. Традиционность и стабильность стиля.
4. Синтез всех жанров, в которых главную роль играет архитектура.
традиционный общество восток египет
4. Культура Древней Индии
Индия - один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры. Проблема единства и многообразия индуистской культуры привлекает к себе внимание исследователей. Множество региональных, религиозных, кастовых, этнических различий создает впечатление разрозненности. Однако структура индуистской цивилизации основана на взаимодействии между различными группами и уровнями, которое создает непрерывную связь, так унифицирующую роль играли религии Индии, которые последовательно сменяли одна другую.
Жители долины Мохенджо-Даро и Хараппы первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого уровня развития искусства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Наиболее совершенной среди древневосточных городов система канализации и водоснабжения. В городах строились двух- и трехэтажные здания из обожженного кирпича. Хараппская цивилизация, пережив подъем, приходит в упадок и исчезает. Начиная уже с середины второго тысячелетия до нашей эры, происходит процесс вытеснения коренного населения на юг. Его место занимают скотоводческие племена ариев, которые принесли с собой свой язык, свои мифологические представления, свой жизненный уклад. С конца II начала I тысячелетия до нашей эры дошли до наших дней памятники древнеиндийской литературы - веды. Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул.
Но все-таки, как уже отмечалось, самую главную роль в культуре Древней Индии религия. Итак, перечислим основные религии индийской цивилизации:
1) Брахманизм (I тысячелетие до нашей эры) - весь мир лишь иллюзия, страдания несущественны, трудолюбие, отсутствие зависти, культ предков.
2) Индуизм (I тысячелетие до нашей эры) в основе лежит учение о перевоплощении душ (реинкарнация), закон воздаяния кармы за доброе или злое поведение.
3) Буддизм (VI век) - жизнь-это страдания; источник страдания- желание; спасение от страданий возможно; путь спасения от страдания отказ от мирских соблазнов. Буддизм до сих пор остается одной из мировых религий.
Общей чертой всех перечисленных религий является понятие «сансара» (путь перерождений).
5. Культура Древнего Китая
Китай - самая большая и обособленная цивилизация. Жители Древнего Китая - одного из первых государств на Земле - создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных сил - Света и Тьмы.
Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, т.е. представителем бога на земле. Очень сильным был так же культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того - она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности и предметы утвари.
В середине I в. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были даосизм, учение Конфуция, Буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае. Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец
Лао-Цзы. Исходной идеей даосизма является учение о дао (в переводе с китайского - путь).
Учение о дао может привести к выводу: если все в мире живет, развивается, переходит в свою противоположность, то надо соответствовать дао, жизнь сама в конце концов нормализуется. От сюда вывод - человек не должен вмешиваться в естественный ход событий.
Центральное место в учении Конфуция занимает концепция «жэнь» (человечность) - закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве, в соответствии с принципом: «чего не желаешь себе, того не делай другим».
Известно, что уже в XV в. до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающая более 2000 иероглифов. К началу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы - «Книга перемен».
Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками, на рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из тряпья и коры. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое впоследствии и легло в первые словари. При императорских дворцах создаются обширные библиотеки. Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221-207 до н.э.), ознаменовалось строительством основной части Великой Китайской Стены, которая частично сохранилась до нашего времени.
Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготавливая почву для производства фарфора.
6. Исламская культура
По сравнению с другими мировыми культурами мир ислама относительно молод. Его возникновение относится к первой половине VII в. и полно драматических событий. Поскольку эти события оказались включенными в мусульманскую культуру и приобрели социально значимые черты, на них необходимо остановиться несколько подробнее.
Аллах - абсолютная ценность, и в жизни человека он не воплощается. Он постоянно остается чем-то внешним для людей, лежащим за пределами их личного опыта. К людям обращается посланник Аллаха - мессия (махди). Такие махди появляются, чтобы исправить положение на Земле, восстановить справедливость.
На Земле сила Аллаха воплощается в мусульманской общине, в умме. Умма символизирует собой, по существу, общность всех правоверных. Жизнь, каждого мусульманина, его образ мыслей, быт и система ценностей строго контролировались уммой, вне которой индивид становился изгоем и не мог рассчитывать на благочестие и религиозное спасение.
При сотворении молитвы должны соблюдаться правила. Одно из главных условий: молящийся должен сосредоточить все свое внимание, все душевные силы только на молитве. В одном из хадисов сказано, что Всевышний не услышит молитв человека порочного, снедаемого никчемными мыслями и обуреваемого низменными желаниями.
Молитва должна быть короткой, но глубокой по смыслу. Во время молитвы руки следует поднять до уровня плеч, а после прочтения ее совершить руками благословление Аллаху - провести ладонями по лицу, и это считается необходимым и непреложным ритуалом.
Особое место в ритуалах исламской культуры занимает пост рамазан. Он соблюдается в девятый месяц по мусульманскому лунному календарю, введенному Мухаммедом. В течение всего поста целый день нельзя ни есть, ни пить, ни прикасаться к женщине и т.д. Шариат утверждает, что пост будет нарушен, если в дневное время слизнуть хоть каплю дождя, случайно попавшую на губы. Все запреты снимаются на время ночи.
Воспитанию фанатизма у мусульман содействует и у культ паломничества (хаджж). Каждый совершеннолетний мусульманин обязан совершить хоть раз в жизни хаджж, то есть посетить Мекку, священный город ислама, где родился пророк Мухаммед. После этого он получает право на почетный титул «хаджжи». Мекка известна своим храмом - Кааба. Считается, что это древний языческий храм, известный тем, что там хранится Черный камень - Аль-хаджар уль-асвад, упавший, по преданию, с неба. Для мусульман Черный камень - святыня, символ Аллаха. Кааба именуется «домом Аллаха»
Совершив ряд ритуальных действий, паломники получают право вернуться домой в зеленой чалме, арабском бурнусе или белой длиннополой тунике. Эта одежда символизирует свершение хаджа, пятый элемент - налог в пользу бедных. В Коране это называется «закят»; (очищение). Богач как бы очищается перед Аллахом за свои грехи, чрезмерное богатство. Закят важен для мусульманского образа жизни, для исламской культуры. Он не только символизирует единство уммы, заботу богатых о бедных.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Исследования возникновения этнической общности египтян. Особенности древнеегипетской мифологии, религии, их роли в развитии культуры Египта. Характерные черты архитектуры, письменности, изобразительного искусства, науки, источников права Древнего Египта.
контрольная работа , добавлен 24.02.2010
Понятие и сущность ядра культуры. Особенности культуры Древнего Египта. Положения психоаналитической концепции культуры (З. Фрейд, К. Юнг). Культура первобытного общества. Особенности культуры Нового времени. Культура эпохи Средневековья и Возрождения.
шпаргалка , добавлен 18.06.2010
Понятие "Древний Восток", его территориальные и временные границы. Хозяйственное и политическое устройство, особенности искусства, науки и культуры. Культурные и религиозные традиции Индии и Китая. Великие мыслители Востока и значение их учений.
реферат , добавлен 11.06.2010
Особенности и направления развития искусства первобытнообщинного общества. Религия и традиции Древней Индии, Египта, Месопотамии, Греции, Рима, Киевской Руси, народов Эгейского моря. Искусство средних веков в Западной Европе. Возрождение в Италии.
шпаргалка , добавлен 27.10.2010
Стадии развития человеческого общества; периодизация первобытности. Характерные черты архаической культуры; ранние формы верования: фетишизм, тотемизм, анимизм; магия и религия. Эволюция культуры и искусства в каменном, бронзовом и железном веках.
курсовая работа , добавлен 25.03.2011
Культура Древнего Египта. Мастаба. Пирамиды. Архитектура Месопотамии. Зиккураты. Дворцы. Египет. Божества и культы. Религия Древнего Египта. Мумификация. Боги Древнего Египта. Древний Китай. Конфуцианство. Даосизм.
реферат , добавлен 21.03.2007
Изобразительные, музыкальные формы первобытного искусства. Суть варно-кастового строя и его влияние на социально-культурное развитие Индии. Историческая обусловленность эпохи Просвещения. Особенности религии Древнего Египта. Наука в античных государствах.
контрольная работа , добавлен 02.01.2014
Культура, архитектура и система письменности Древнего Египта. Периоды истории и особенности индийской культуры, возникновение религиозно-философских учений. Древний Китай как уникальный образец сословной иерархии, достижения в развитии государства.
презентация , добавлен 21.01.2013
Специфика становления культуры Древнего Египта. Преднаучные знания и религия. Искусство Древнего Египта. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Сфинксы из красного гранита, привезенные из Египта, украшают набережную Невы.
реферат , добавлен 18.06.2006
Древний Египет как одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций. Самобытность культуры Древнего Египта. Основы государственной организации, религии. Потрясающие открытия древних, высокий уровень науки. Выдающиеся творения архитектуры, искусства.