Для чего используется публицистический стиль речи. Особенности публицистического стиля
Публицистический стиль считается одним из самых подвижных и развивающихся в речи. В переводе с латинского языка, этот термин значит «общественный, государственный». Стиль разбит на отдельные подстили, отражающие направленность термина. Специфические свойства публицистического стиля используются для информирования путем изложения фактов, а также для применения выразительности и влияния на эмоции слушателей.
Публицистический стиль речи относится к функциональным стилям в литературном языке. Сфера применения охватывает различные взгляды на общественную жизнь, среди которых научный, обывательский, социальный и прочие. Он включает в себя:
- газетный жанр;
- телевизионный;
- ораторский;
- рекламный;
- коммуникативный.
В некоторых учебниках, этот стиль называют газетно-публицистическим или общественно-политическим. Однако, применяемое название и определение, больше соответствуют действительности, так как помимо газет, оно встречается в электронных СМИ и по телевидению. Помимо политики, стиль охватывает и другие тематики. Это спорт, культура, научно-популярная тематика и прочее.
Публицистика относится к журналистскому и литературному роду. В ее рамках удается определить экономический, философский, правовой, научный и иные вопросы современного общества.
А цель применения выражается во влиянии на мнение общественности и политические силы для укрепления или изменения соответствующих позиций.
Предметом жанра является жизнь в разнообразных ее проявлениях:
- преподносимая и реальная;
- частная и общественная;
- в большом и малом масштабах.
Языковые функции стиля
Публицистический стиль речи выполняет две главные языковые функции:
- сообщения;
- воздействия.
Первые заключаются в информировании авторами широкого круга лиц о серьезных общественных проблемах. Эти функции, так или иначе, включают в себя речевые стили и подстили. Особенность отражается в тематике сообщаемой информации. Отличается и способ подачи. Например, излагается научный факт - одновременно выражается мнение и настроение авторов, размышления. Такая черта иллюстрирует отличие от официально-делового тона. Публицист сам выбирает информацию, на которую стоит обратить внимание. Он самостоятельно решает, как определить ее в сообщении.
Вместе с изложением фактов, носящих научный, общественный, политический или иной интерес, реализуются и функции воздействия. С их помощью, автор убеждает слушателей в отношении, поведении. Поэтому стиль и подстили можно определить, как тенденциозные, эмоциональные, полемичные.
В жанрах публицистического стиля, функции распределяются неравномерно. Одна из них всегда будет преобладать. Важно, чтобы они не заменяли друг друга. Это значит, что убеждение должно основываться только на достоверных данных при полном раскрытии информации.
Лексические признаки текстов
Языковые особенности публицистического стиля ярко выражаются через лексику. Обозначения: мораль и экономика, этика, культура, научный диалект, психологические переживания и прочее. Основные особенности и примеры.
- Текст имеет готовые социальные стандарты. Они в значительной степени отражают временной период. Актуальные примеры: «инъекция лжи», «финансовая элита», «деревянный рубль» и так далее.
- Между автором и читателями возникает такое взаимоотношение, которое напоминает связь между актером и аудиторией. Это еще одна характеристика стиля. Здесь лексика даже приобретает «сценические» оттенки. Так, говорят: «борьба за кулисами», «развернулась драма», «знаменитый трюк» и тому подобное.
- Нередко можно услышать эмоционально-оценочные суждения, но не индивидуального, а социального плана. Среди них встречаются слова носящие одобрительную (сердобольность, процветание) и негативную (обывательский, расизм) оценку.
- Отдельное место отдано пластам торжественного, риторического и гражданско-патетического характера (самопожертвование). А старославянизмы, вставленные в текст, придают ему страстный и слегка пафосный оттенок (держава).
- В переносном значении используется военная терминология (мобилизация резервов).
- Пример оценочного инструмента - архаизмы (лекари, барыши).
Морфологические признаки текстов
Данные признаки публицистического стиля обозначают такое употребление разных грамматических форм, которое отличается частотой. По сравнению с лексическими признаками, текст их содержит не так уж много. Это:
- существительное в единственном числе, используемое вместо необходимого множественного (Учитель всегда знает ученика);
- императивные глагольные формы (Будьте на ТВ с нами);
- глаголы настоящего времени (1 мая продолжается);
- причастия, заканчивающиеся на -омый (ведомый);
- существительное в родительном падеже (выход из ситуации);
- производные предлоги (на основе).
Синтаксические признаки текстов
Особенностью раздела является яркое выражение воздействующей функции. Из разных форм выбираются конструкции, обладающие потенциалом влияния. Они берутся не из научно-популярной, а из разговорной речи. В то же время обеспечивается доступная структура для массового восприятия. К ним относят следующие признаки и примеры:
- Специфические предложения текста и повторяющиеся или короткие и отрывистые, иллюстрирующие общую картину происходящего.
- Вопросы риторического характера: Хотят ли русские войны?
- Умолчание выражается многоточием, намекая на невысказанность: Хотели, как лучше…
- В вопросно-ответном приеме, автор сначала задает вопросы, а затем сам отвечает. Благодаря этому, у читателя газет растет интерес к теме: Как относятся к переселенцам? Считают, что они поглощают основные части средств - пособий.
- Предложения, в которых изменен порядок применения начала и конца: Исключение составлял научный блог, вместо: Научный блог составлял исключение.
- Восклицательные типы: Вперед, на голосование!
- Заголовки текста рекламного содержания: Лютый февраль - такое жаркое время для распродажи.
Заголовкам присуще отражать текст через эпитеты и метафоры. Благодаря этому, в сжатом виде раскрывается противоречивость того или иного явления.
Формы выражения жанров
Особенность сегодняшнего дня заключается в том, как смешиваются жанры публицистического стиля. На их основе возникают гибридные виды. Характеристика изложения и сочетание стандартных и оригинальных средств языка, зависят от поставленной задачи. В разных обстоятельствах их решения отличаются. Виды смешанного жанра и примеры применения:
- заметку и репортаж как разновидность информационного жанра;
- статью, как аналитического жанра;
- эссе или очерк, как форму художественно-публицистического.
Заметка является разновидностью информирования о происходящем в научно- или общественно-политическом, культурном и других сферах жизни. Газеты содержат их всегда. Сообщение представляет собой маленькое изложение важной новости без подробностей. Нередко, в хронике газет нет даже заголовка, но рассказывается о событии, с использованием широкого диапазона средств языка в зависимости от заданной тематики.
Репортаж
В число ведущих публицистических стилей входит репортаж. Отличительные черты:
- объективность;
- точность отображения происходящего;
- яркость и эмоциональность высказываний.
Репортаж относится к динамичным жанрам. В нем соединяются примечательные эпизоды и используются многообразные стилистические выражения. Информация подается с элементами анализа и авторской оценки.
Статьи
Еще одним публицистическим жанром считают статьи, которые публикуют газеты, журналы, сайты. Их цель заключается в анализе насущных проблем. Но в отличие от СМИ, здесь информация обращена только к кругу читателей, заинтересованных в конкретной проблеме. Структура статьи:
- начальный тезис;
- обоснование;
- описание эпизодов, цитаты и рассуждения автора;
- заключение.
Использование лексики и стилистической окраски зависит от того, какая сфера затрагивается, и какой тип изложения выбирается.
Публицистическое эссе
На статью похоже публицистическое эссе - этюд, включающий рассуждения, которые раскрывают проблемы в свободной естественной форме. Его рассматривают и в виде очерка. Присутствуют яркие иллюстрации, служащие поводом для размышлений. Кроме того, изложение подается через авторское восприятие. А значит, от писателя зависит судьба эссе: от убеждений, анализа, знаний, сопереживания и способности воплощать это в речи.
Публицистика является главным рычагом возникновения и дальнейшего распространения неологизмов в языке. Она влияет на развитие живого языка. Поэтому важно, чтобы стиль изучался досконально. Небрежное и неточное влияние приводит к серьезным отрицательным последствиям при тиражировании, когда люди воспринимают речевую ошибку за норму.
Публицистический стиль – это стиль, обслуживающий сферу общественно-политических, общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений. Это стиль газетных статей, радио- и телепередач, политических выступлений.
Основные функции публицистического стиля – информационная и воздействующая , основные формы речи – устная и письменная ; типичный вид речи – монолог .
Характерные особенности этого стиля – актуальность проблематики, образность, острота и яркость изложения – обусловлены социальным назначением публицистики: передавая информацию, произвести на адресата (часто массового) определенное воздействие, сформировать общественное мнение по той или иной проблеме.
Публицистический стиль считается весьма сложным явлением вследствие неоднородности его задач и условий общения, разнообразия жанров. В нем весьма ощутимы переходные, межстилевые явления. Так, в аналитических проблемных статьях на научные и экономические темы, публикуемых в газетах, сказывается воздействие научного (научно-популярного) стиля.
Важным лингвистическим признаком публицистического стиля является совокупность двух тенденций – к экспрессивности и к стандарту .
В зависимости от жанра на первый план выступает то экспрессия, то стандарт. Экспрессия преобладает в таких жанрах, как памфлет, фельетон и др. В жанрах передовой газетной статьи, хроникальной заметки, репортажа, стремящихся к максимуму информативности и быстроте передачи информации, преобладает тенденция к стандарту.
Стандартными считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации и шире – в определенном функциональном стиле. К числу стандартных для газетно-публицистического подстиля относятся сочетания трудовая вахта, новые рубежи, живой отклик, горячая поддержка, неуклонный рост, обострение обстановки и др.
ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ
ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ |
Используется как литературная (нейтральная, книжная, разговорная), так и просторечная и жаргонная лексика и фразеология (небось, круто, тусовка и т.д.). Применение языковых средств, обладающих эмоционально-экспрессивной окраской, оценочной семантикой (тоталитарный, пижонство, обывательщина, громила и др.). Наряду с нейтральной используется высокая книжная лексика, имеющая торжественную, патетическую окраску: отчизна, служение ,дерзать, вещать, созидание, свершения и т.п. Значительную роль в публицистическом стиле играет разговорная лексика. Содержащаяся в ней оценка способствует демократизации стиля, обеспечивает необходимый публицистике контакт с адресатом, воздействие на него. Например: шумиха, коммунальщики, дармовщина ,схлопотать ). Используются речевые стандарты – устойчивые в своем составе и воспроизводимые в готовом виде языковые средства, которые не вызывают негативного отношения, так как обладают четкой семантикой и экономно выражают мысль, способствуя быстроте передачи информации:гуманитарная помощь, коммерческие структуры, работники бюджетной сферы, служба занятости населения, информационные источники и др. 7. Характерна фразеология, позволяющая точно и быстро дать информацию: предвыборная кампания, ратификация договора, политическое мышление, ответный визит, мирное сосуществование, гонка вооружений, желтая пресса . |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ |
Морфология публицистического стиля не дает ярких образцов стилевой закрепленности. Частной особенность публицистического стиля является употребление несчитаемых существительных в форме мн.ч.: разговоры, поиски, инициативы, настроения, нужды и др. К числу особенностей данного стиля можно отнести и частотность императивных форм глагола, которые способствуют активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, обратите внимание, приглядитесь и т.п. Императивные формы – стилеобразующая черта в призывах, воззваниях:Голосуйте за нашего кандидата! Берегите природу! Стилевую окраску получает субстантивация прилагательных и причастий со значением лица: правофланговые, пример лучших, работать без отстающих . По употреблению временных форм глагола публицистический стиль также отличается от других книжных стилей: ему не свойственно преобладание форм настоящего времени – в равной степени употребляются формы настоящего и прошедшего времени. Объективности изложения материала способствуют формы страдательного и средневозвратного залогов глаголов. Например: Обстановка накаляется; Военная напряженность обостряется. Публицистически окрашенными считаются страдательные причастия наст. времени с суффиксом –ом-:ведомый, несомый, влекомый . Экспрессия высокой оценки выражается формами превосходной степени имен прилагательных: самые решительные меры, сильнейшее воздействие, глубочайшее уважение, строжайшая дисциплина . Особенностью публицистического стиля в употреблении служебных частей речи является частотность употребления отрицательных частиц не ини , усилительной частицыже , частицведь, вот, даже, лишь и др. |
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ |
Употребительны эмоционально и экспрессивно окрашенные конструкции: восклицательные предложения, риторические вопросы, предложения с обращением, номинативные предложения, повторы, обратный порядок слов в предложении (инверсия). Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской, например, двучленные сегментированные конструкции: Спартакиадная лыжня. Сегодня на нее вышли женщины . Расчленение высказывания на части не только облегчает восприятие его смысла, но и придает тексту напряженность, динамичность, экспрессивное подчеркивание той или иной части высказывания. В стилистических целях используются однородные и обособленные члены предложения. |
Публицистику называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, культурным, бытовым, философским и т.д. Газетно-публицистический (публицистический) стиль речи представлен на страницах газет и журналов, в материалах радио- и тележурналистики, в публичных лекциях, в речи выступающих в парламенте, на съездах, пленумах, собраниях, митингах и др.
Тексты, относящиеся к этому стилю, отличаются разнообразием тем и языкового оформления. С одной стороны, один и тот же жанр, например, жанр репортажа, будет существенно различным в газете, на радио и на телевидении. Но, с другой стороны, газетный репортаж существенно отличается от других газетных жанров - информации, очерка, фельетона и др.
Однако все жанры публицистики имеют много общих черт, позволяющих объединить их в единое целое. И эти общие черты обусловлены наличием у них общей функции. Тексты публицистического стиля всегда адресованы массам и всегда выполняют - наряду с информационной - воздействующую функцию. Характер воздействия может быть прямым и открытым. Например, на митинге ораторы открыто призывают массы поддержать или отвергнуть то или иное решение правительства, того или иного оратора, политика и т.п.
Характер воздействия может быть и иным, как бы скрытым за внешне объективной подачей фактов (ср. информационные программы радио, телевидения). Однако сам отбор фактов, их более или менее подробное рассмотрение, характер подачи материала тоже предусматривают определённое воздействие на массы. По самой своей природе публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение.
Характерная особенность публицистики состоит также в том, что она воздействует не на одного человека, а именно на массы, на общество в целом и на его отдельные социальные группы. В публицистическом стиле значительно сильнее, чем в научном, официально-деловом стилях, проявляется авторская индивидуальность. Однако в данном случае автор проявляет себя не только как конкретная личность (со своими неповторимыми особенностями), но и как представитель общества, выразитель определённых социальных идей, интересов и т.д.
Поэтому основным признаком, доминантой публицистического стиля является социальная оценочность , что и проявляется как в самом отборе фактов, степени внимания к ним, так и в использовании экспрессивных языковых средств.
В целом публицистическому стилю присуще постоянное чередование экспрессии и стандарта, постоянное превращение экспрессивных средств в стандарт и поиск новых экспрессивных средств выражения.
Например, метафоры холодная война, железный занавес, перестройка, застой, оттепель почти сразу превратились в общественно-политические, стандартно употребляемые термины.
Такое противоборство и взаимодействие экспрессии и стандарта вполне закономерно. Воздействующая функция обусловливает постоянное стремление публицистики к экспрессии, но потребность в выразительных и изобразительных средствах вступает в противоречие с необходимостью оперативно откликаться на все события современности. Стандарты, являясь готовыми речевыми формами, соотнесены с определёнными общественно-политическими и другими ситуациями. И текст, построенный в привычной, стандартной форме, легче пишется и легче усваивается. Не случайно такие стереотипы наиболее часто встречаются в тех жанрах, которые требуют экономичной и сжатой формы и которые оперативно связаны с самим событием: официальное сообщение, информация, обзор печати, отчёт о работе парламента, правительства и т.д. В других жанрах (очерк, фельетон и др.) речевых стандартов меньше, на первый план выдвигаются оригинальные выразительные приёмы, речь индивидуализирована.
К стандартно-информативным средствам, используемым в публицистическом стиле, можно отнести следующие:
Языковые средства | Примеры |
---|---|
Общественно-политическая лексика. | Общество, гражданин, патриотизм, реформа, демократия, парламент, дебаты. |
Терминология науки, производства и других социальных средств. | Как говорят специалисты Института земного магнетизма Российской академии, основной поток солнечного вещества прошёл в стороне от Земли... На начало века пришёлся пик одиннадцатилетнего цикла солнечной активности . За 6 дней вдвое возросло число обращений за врачебной помощью страдающих болезнями сердечно-сосудистой системы . |
Книжная лексика абстрактного значения. | Интенсифицировать, конструктивный, приоритет. |
Собственные имена. | Следующую встречу большой восьмерки было решено провести в Канаде . После разговоров о возможной отставке итальянский тренер «Спартака» выдал со своим клубом лучший матч в сезоне. Президент В.В. Путин выступил с обращением к участникам форума. |
Аббревиатуры, то есть сложносокращённые слова. | ЮНЕСКО, СНГ, ООН. |
Газетные клише, то есть устойчивые словосочетания и целые предложения. | Сложная политическая обстановка; резервы повышения эффективности; выйти на проектную мощность. |
Многочленные словосочетания. | Вместе с делегацией в КНДР направилась рабочая группа по подготовке предложений по вопросам модернизации корейских дорог . |
Полные предложения с прямым порядком слов. | Вчера министр путей сообщения Н. Аксёненко во главе делегации МПС РФ вылетел в Пхеньян. |
Сложные и осложнённые предложения с причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями и т.п. | Ожидается, что в ходе встречи министров будет решён ряд вопросов, связанных с соединением Транскорейской магистрали с Транссибом. |
Среди экспрессивно-воздействующих средств необходимо выделить следующие:
Языковые средства | Примеры |
---|---|
Уровень языка: Лексика и фразеология | |
Лексика различной стилистической окрашенности. | Прокол неискушённого в интригах политика; в один из райотделов милиции Хабаровска мужик притаранил пушку; Пентагон с бессильным отчаянием наблюдает, как китайские эксперты потрошат сверхсекретный самолёт; раскочегарить государственную машину - дело не для слабых . |
Газетизмы, то есть единицы, широкоупотребительные именно в этой сфере и почти неупотребительные в других сферах. | Свершения, неуклонный, почин, происки, обуздание, злодеяния, военщина, бесчинства, единодушно, сплочённость. |
Тропы , то есть обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности. | |
а) Метафора , то есть употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. | Предвыборный марафон; политический фарс; заповедник расизма; политический пасьянс. |
б) Метонимия , то есть употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи (смежности) между этими предметами или явлениями. | Золото (в значении «золотые медали») досталось нашим спортсменам. Лондон (в значении «правительство, правящие круги Великобритании») дал согласие участвовать в военной операции совместно с Вашингтоном (в значении «правительство, правящие круги США»). |
в) Синекдоха , то есть разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет, и наоборот - название целого употребляется вместо названия части. При этом часто единственное число употребляется вместо множественного числа и наоборот. | На презентации преобладали малиновые пиджаки (вместо - состоятельные люди, условно называемые сейчас новыми русскими). Защита (вместо - защитник) требует полного оправдания вдовы Рохлина. Даже самый взыскательный покупатель найдёт здесь товар по душе. |
г) Эпитет , то есть художественное, образное определение. | Грязная война; бандитские цены; варварские методы. |
д) Сравнение , то есть троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака. | Снежная пыль столбом стояла в воздухе. Было заметно, что «лучший учитель России», выходя на сцену, волновался как первоклассник . |
е) Перифраза , то есть троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. | Туманный Альбион (Англия); царь зверей (лев); творец Макбета (Шекспир); певец Гяура и Жуана (Байрон). |
ж) Аллегория , то есть иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа. | Такое качество человека, как хитрость, показывается в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т.п. |
з) Гипербола , то есть образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения предмета, явления. | Широкая, как море , магистраль; бедных арендаторов чиновники обобрали до нитки ; готов задушить в объятьях . |
и) Литота , то есть образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета, явления. | Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Такие вливания в нашу экономику - капля в море . |
к) Олицетворение , то есть наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. | Ледовая дорожка ждёт будущих чемпионов. Ужасающая бедность крепко вцепилась в африканскую страну. Недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку . |
Клише экспрессивно-воздействующего характера. | Люди доброй воли; с чувством законной гордости; с глубоким удовлетворением; приумножать боевые традиции; политика агрессии и провокации; пиратский курс, роль мирового жандарма. |
Фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова, в том числе измененные. | Вашингтон по-прежнему демонстрирует привычку загребать жар чужими руками . Этой фракции не привыкать петь с чужого голоса . Восстановление Ленска доказало, что мы ещё не разучились работать с огоньком . Леннон жил, Леннон жив, Леннон будет жить! |
Уровень языка: Морфология | |
Подчёркнутая роль собирательности (использование единственного числа в значении множественного, местоимений всякий, каждый, наречий всегда, никогда, всюду и др.). | Как помочь фермеру ? Эта земля обильно полита кровью наших отцов и дедов . Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над этим вопросом. Никогда ещё мир не казался таким маленьким и хрупким. |
Формы превосходной степени как выражение экспрессии, высшей оценки. | Самые решительные меры, наивысшие достижения, строжайший запрет. |
Императивные (побудительные) формы как выражение агитационности и лозунговости (повелительное наклонение, инфинитив и др.). | Призвать клеветников к ответу! Будьте достойны памяти павших! Все - на борьбу с наводнением! |
Экспрессивное использование форм настоящего времени при описании событий прошлого: автор стремится представить себя и читателя как бы участниками этих событий. | Сейчас я часто спрашиваю себя, что меня в жизни сделало? И отвечаю - Дальний Восток. Тут обо всём свои понятия, между людьми свои отношения. Вот, например, во Владивосток приходит китобойная флотилия «Слава». Весь город гудит . Собирает начальство всех моряков и говорит: «Если ты, подлец, завтра придёшь и скажешь, что тебя ограбили, то лучше не приходи». Утром кто-то является , конечно, ограбленный, и винится ... |
Уровень языка: Экспрессивный синтаксис и риторические фигуры * | |
Антитеза , то есть резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. | Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. |
Градация , то есть такое построение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (или уменьшающееся) смысловое или эмоциональноэкспрессивное значение. | Наши чиновники давно забыли, что обязаны беречь народное добро, сохранять, приумножать, драться за каждую копейку ! |
Инверсия , то есть расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов. | С радостью было воспринято это сообщение. Не уйти террористам от возмездия. |
Параллелизм , то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи, включая такие разновидности параллелизма, как анафора , то есть повтор одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда, и эпифора , то есть повтор последних элементов в конце каждого ряда. | Каждый день пенсионер приходил в администрацию района. Каждый день пенсионера не принимали. В понедельник завод не работал - делили полученные на новый заказ деньги . Во вторник тоже не работал - делили деньги . И сейчас, через месяц, тоже не до работы - делят ещё не заработанные деньги! |
Смешение синтаксических конструкций (незавершенность фразы, конец предложения даётся в ином синтаксическом плане, чем начало, и др.). | Наш эксперимент показал, что российские «дикие гуси» готовы воевать хоть за американцев, хоть за талибов. Лишь бы платили... У задержанного в Казани гражданина изъяли купюру, которая «фонила» в 83 раза больше нормы. Неужели у террористов появилось и такое «оружие массового поражения»? |
Присоединительные конструкции , то есть такие, в которых фразы не умещаются сразу в одну смысловую плоскость, но образуют цепь присоединения. | Я признаю роль личности в истории. Особенно если это президент. Тем более Президент России. Всё делали сами. И чего только не придумали! Хуже, когда за одеждой не замечают человека. Хуже, когда обижают. Обижают незаслуженно. |
Риторический вопрос , то есть утверждение или отрицание чего-либо в форме вопроса, риторическое восклицание, риторическое обращение, а также вопросоответное изложение материала как имитация диалога; введение в текст прямой речи. | Так мы не услышим правды от наших доблестных флотоводцев? Получи, инспектор, синий прикид! Вчера министр внутренних дел подписал рапорт ГУ ГИБДД о введении в России новой формы для её сотрудников. Стену по экватору? Запросто! |
Именительный представления , то есть изолированный именительный падеж, называющий тему последующей фразы и призванный вызвать особый интерес к предмету высказывания. | 11 сентября 2001 года. Этот день стал чёрным днем в жизни всей планеты. |
Эллипсис , то есть намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста. | В ваших письмах - правда жизни. Россия - в финале чемпионата мира 2002 года! |
Многосоюзие или, напротив, бессоюзие в сложных и осложнённых предложениях. | Команду перетряхивали не один раз. И тренера меняли. И центрового перебросили на правый фланг. И защиту разогнали. Волков бояться - в лес не ходить. |
Безусловно, использование стандартных и экспрессивных средств языка в публицистическом стиле во многом зависит от жанра, от чувства меры, вкуса и таланта публициста.
Публицистический стиль - функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь.
Публицистический стиль служит для воздействия на людей и их информирования через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.
Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (Примеры: энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).
Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.
Задача речи:
1) воздействовать на массовое сознание;
2) призывать к действию;
3) сообщать информацию.
Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально - деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию - создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.
«…Блеском и славою покрыли себя в веках тысячи и тысячи ваших сыновей. Они обогатили нашу жизнь великими открытиями, их труд, труд сыновей ваших, создал из зверя человека - лучшее из всего, что видано на земле. Как же можете вы допустить, чтобы рожденный вами человек снова принизился до зверя, до хищника, до убийцы. Матери! Жёны! Вам принадлежит голос, вам принадлежит право творить на земле закон. (М. Горький)» Также этот стиль используют для создания особой окраски тексту, добавить определенную чувственность. Используется в разговорной речи и в литературе .
Согласно И.Р. Гальперину: «В системе речевых стилей современного английского языка примерно с середины XVIII века начал обособляться особый стиль, который называют публицистическим. Как и другие речевые стили, он не однороден. Выделяются две его разновидности: письменная и устная. К письменной разновидности публицистического стиля относится язык эссе, газетных статей, журнальных статей литературно-критического и общественно-политического характера, памфлеты, очерки и пр. К устной разновидности публицистического стиля относится стиль ораторской речи, а в последнее время также обзоры радиокомментаторов .
Функция публицистического стиля, отличающая его от других речевых стилей может быть сформулирована следующим образом: воздействие на читателя или слушателя с целью убедить его в правильности выдвигаемых положений или вызвать в нем желаемую реакцию на сказанное не столько логически обоснованной аргументацией, сколько силой, эмоциональной напряженностью высказывания, показом тех черт явления, которые наиболее эффективно могут быть использованы для достижения поставленной цели.
Публицистический стиль занимает промежуточное место между стилем научной прозы и стилем художественной речи. Со стилем научной прозы его сближает логическая последовательность в изложении фактов, развернутость высказывания, более или менее строгое деление на логические отрезки (абзацы). С другой стороны, публицистический стиль (в особенности эссе) имеет ряд общих черт со стилем художественной речи. Образность речи, и, в особенности, эмоциональные элементы языка, весьма характерны для публицистического стиля. Средства эмоционального воздействия, применяемые в публицистическом стиле, подчиняясь общим его закономерностям, не обладают той свежестью и субъективной окрашенностью, которые характерны для стиля художественной речи.
В публицистическом стиле образность речи носит устоявшийся характер. Метафоры, сравнения, перифразы и другие средства эмоционального воздействия берутся из общего языкового фонда выразительных средств.
Другая черта, сближающая этот стиль со стилем художественной речи, - это проявление индивидуального в изложении содержания. И здесь, конечно, степень проявления индивидуального ограничена особенностями самого стиля. В стиле газетных и журнальных статей индивидуальное меньше выступает, чем в эссе или в ораторской речи.
Третья черта публицистического стиля - краткость изложения. В некоторых его разновидностях эта черта приобретает характер особого приема. Так, в эссе краткость изложения принимает форму сентенции» .
Таким образом, можно сказать, что данный стиль близок к стилю научной прозы с её логической аргументацией, а также к художественному стилю по характеру воздействия. С научной прозой сближает структура: связное, логическое изложение; с расширенной системой видов связи, тщательное дробление на абзацы. С художественным стилем - использование эмоционально-окрашенной лексики и стилистически выразительных средств. Степень проявления индивидуальности (которая достигает наивысшей точки в художественном стиле) здесь намного ниже. Хотя в жанре эссе степень выше, чем, например, в газетных и журнальных статьях. Не всегда возможно провести грань между жанрами, так как их черты переплетаются. Наиболее очевидными являются ораторский стиль (речи); эссе и статья.
Публицистический стиль и его особенности
Введение
публицистический стиль речь информационный
Целью данной работы является изучение публицистического стиля речи и его особенностей.
Задачи: рассмотреть общую специфику публицистического стиля; определить его основные функции; изучить различные подстили, относящиеся к публицистическому стилю и, наконец, раскрыть языковые особенности данного стиля речи.
Публицистика тесно вплетена в жизнь любого современного общества, которое трудно представить без средств массовой информации (СМИ), рекламы, политических воззваний и выступлений. Кроме того, именно публицистические тексты являются индикатором языковой культуры всего общества в целом.
Рассмотрим ниже особенности публицистического стиля речи.
Общая специфика
Языковые особенности каждого из стилей определяются теми задачами, которые стоят перед автором текста. В публицистике описываются социально значимые события: бытовые, спортивные, культурные, экономические, политические. Эти события затрагивают интересы большой аудитории - а значит, адресат публицистического текста является массовым.
Цель автора публицистического текста - донести до читателя, зрителя, слушателя определенную информацию и дать ее оценку, убедить в своей правоте адресата. Сочетание информативного и оценочного планов в публицистическом стиле речи приводит к использованию как нейтральных, так и крайне экспрессивных языковых средств. Наличие терминов, логичность изложения и присутствие нейтральных по стилистической окраске слов сближают публицистический стиль с научным и официально-деловым. При этом значительная языковая экспрессия делает публицистический текст авторским, менее стандартизированным.
В публицистике обязательно следует учитывать, кто именно является адресатом в каждом конкретном случае. Исходя из этого, автор строит свой текст в соответствии с возрастом, полом, социальным статусом, жизненными интересами читателя.
Функции
Выделяют две функции публицистического стиля: информационную и воздействующую .
Информационная функция в публицистическом тексте сводится к передаче адресату определенных сведений и фактов. При этом данные сведения и факты используются лишь в том случае, когда они представляют общественный интерес и не противоречат убеждениям, высказываемым автором текста.
Публицистика призвана активно вмешиваться в социальную жизнь, формировать общественное мнение. И поэтому очень важной является ее воздействующая функция. Автор публицистического текста является не равнодушным регистратором событий, а их активным участником и комментатором. Его цель - убедить адресата в своей правоте, воздействовать на читателя, внушить ему определенные идеи. Позиция автора является прямой и открытой.
Функции публицистического стиля тесно и неразделимо связаны между собой.
Подстили
Публицистический стиль является сложным и разветвленным, характеризуется многочисленными переходными влияниями. В связи с этим выделяют три его основных подстиля: политико-идеологический , политико-агитационный и собственно публицистический . Каждый подстиль подразделяют на разновидности в зависимости от жанровых и иных особенностей. Жанровые различия здесь очень ощутимы.
Политико-идеологический подстиль представлен партийными документами и характеризуется наибольшей официальностью и малой экспрессией текста. Данный подстиль достаточно близок к официально-деловому стилю. Во времена СССР он был более распространен, чем в современной России.
Воззвания, прокламации, приказы относятся политико-агитационному подстилю. В данном подстиле наиболее значимой является воздействующая функция. Политико-агитационные тексты преимущественно ориентированы на взрослое политически активное население страны.
Наиболее распространенным является собственно публицистический (газетно-публицистический) подстиль. Поэтому рассмотрим его более подробно.
Газетно-публицистический подстиль очень быстро развивается, динамично отражая социальное и культурное состояние общества. За последние пятьдесят лет он претерпел существенные изменения в плане снижения декларативности и расширения содержательного и языкового диапазона.
Данный подстиль наиболее тесно связан с повседневной жизнью общества и, соответственно, подвержен влиянию разговорного стиля. При этом сфера межличностного общения современного человека охватывает темы и науки, и производства, и спорта, и общественной деятельности. В результате в собственно публицистическом подстиле наиболее заметны переходные, межстилевые влияния. Сочетание элементов разных стилей приводит одновременно и к частичной нейтрализации, и к сохранению исконной стилистической окраски. Язык газеты близок к обиходной речи многих современных людей, но отличается большей экспрессией и красочностью. В пределах газетно-публицистического подстиля совершается своеобразная стилистическая переориентация языковых ресурсов. Часть газетной лексики становится общеупотребительной, проходит общеязыковую адаптацию. В то же время многие речевые единицы пришли в газету из научной, профессиональной, разговорной речи и со временем начинают восприниматься преобладающей частью аудитории как «газетизмы» (например, «производительность труда», «снижение себестоимости», «красный уголок» и пр.).
В результате формируется новая стилистическая целостность, которую можно условно назвать общественно-обиходной. Она составляет основной полунейтральный фон газетно-публицистического подстиля и является связующим звеном между языком СМИ и языком сферы межличностного общения.
В собственно публицистическом подстиле выделяют четыре типа жанров: информационные , аналитические , художественно-публицистические , рекламные . К информационным жанрам относятся репортаж, интервью, информационная статья; к аналитическим - комментарий, обзор, аналитическая статья; к художественно-публицистическим - очерк, эссе, фельетон, зарисовка; в рекламе используются элементы практически всех жанров.
Языковые особенности
Среди языковых особенностей публицистического стиля выделяют три группы: лексические , морфологические и синтаксические особенности. Начнем с рассмотрения первой группы.
Лексические особенности
В публицистических текстах наблюдается использование элементов всех функциональных стилей и даже нелитературных форм русского языка, включая жаргонизмы. При этом красочность и экспрессия публицистического стиля обусловлена использованием:
·речевых стандартов, клише («служба занятости», «силовые ведомства»);
·типичных газетных оборотов («выйти на передовые рубежи», «маяки производства»). В других стилях они не употребляются;
·научной терминологии, выходящей за рамки узкоспециального употребления («виртуальный мир», «дефолт», «инвестиция»);
·социально окрашенных слов-синонимов («банда наемных убийц»);
·необычной лексической сочетаемости («проповедник кнута», «апостол невежества»);
·слов, отражающих социальные и политические процессы в обществе («политика диалога», «баланс интересов»);
·новых слов и выражений («разрядка напряженности», «консенсус», «холодная война»);
·общественно-политической лексики и фразеологии («общество», «свобода», «гласность», «приватизация»);
·стилистически сниженных слов с негативной оценкой («пиратский курс», «политика агрессий и провокаций»);
·речевых штампов, имеющих канцелярскую окраску и возникших под влиянием официально-делового стиля («на данном этапе», «на сегодняшний день», «в данный отрезок времени»);
·разговорных слов и выражений («тишь да гладь», «орава»).
Морфологические особенности публицистического стиля характеризуются использованием:
·сложных слов («взаимовыгодный», «добрососедский», «СНГ», «ОМОН»);
·интернациональных словообразовательных суффиксов (-ция, -ра, -изм, -ант) и иноязычных приставок (архи-, анти-, гипер-, дез-, пост-, контр);
·отдельных типов отвлеченных существительных с суффиксами -ость, -ство, -ние, -ие («сотрудничество», «осуждение», «непримиримость»);
·образований с русскими и старославянскими приставками, называющих общественно-политические понятия («всеобщий», «сверхмощный», «межпартийный»);
·слов с эмоционально-экспрессивными аффиксами -щина, -ичать, ультра- («важничать», «бытовщина», «ультра-левый»);
·субстантивации прилагательных и причастий (прилагательные и причастия в роли существительных).
·правильность и четкость построения предложений, их простота и ясность;
·использование всех видов односоставных предложений;
·синтаксические приемы экспрессии (инверсия, риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения);
·монологическая речь, диалог, прямая речь.
Используемые приемы
Среди различных языковых особенностей публицистического стиля необходимо рассмотреть следующие.
Публицистические штампы . Публицистические штампы имеют двойную природу. С одной стороны, это устойчивые словосочетания, близкие официально-деловым клише («задаваться вопросом», «относиться с недоверием», «открывать блестящие перспективы», «стать ярким событием»). Многие из них являются перифразами, к ним можно подобрать однословные нейтральные синонимы («иметь намерение» - «собираться», «хотеть»; «относиться с недоверием» - «не доверять»). С другой стороны, в публицистических текстах используются клише, обладающие экспрессивностью: «погрозить пальцем», «кусать локти», «хлопать глазами». Большинство этих фразеологизмов имеет устную природу; они появляются в текстах наряду с разговорной лексикой.
Сочетание нейтральных и экспрессивных клише особенно характерно для текстов полемических, оценочных.
Языковая игра - намеренное нарушение норм речевого поведения, вызывающее смех. Психологической основой языковой игры является эффект обманутого ожидания: читатель ожидает, что в соответствии с нормами языка будет написано одно, а читает совсем другое.
Языковая игра задействует средства различных уровней - от фонетики и графики до синтаксиса:
«Наука храма хрома?» - обыгрывается звуковое сходство слов;
«Утоп-модель» - образовывается несуществующее слово;
«Техника опасности» - «разрушается» устойчивое словосочетание.
Прецедентные тексты . К таким текстам относят названия общественных событий, имена или тексты, которые говорящие воспроизводят в своей речи. При этом прецедентные тексты служат своего рода символами определенных стандартных ситуаций (например, говорящие имена).
Источником прецедентных текстов являются «древние» произведения (Библия, древнерусские тексты), устное народное творчество, авторские художественные произведения и пр.
Апелляция к адресату . Средством, помогающим автору публицистического текста убедить читателя в своей правоте, является апелляция к адресату - обращение к читателю, имеющие особый, доверительный характер.
Средством апелляции может быть вопрос, на который автор дает ответ, а также риторический вопрос.
Автор может обращаться к адресату напрямую: «итак, уважаемые читатели…». Он может также призвать читателя к совершению совместного действия («Представим себе другую жизненную ситуацию…»). Все эти средства позволяют автору «приблизиться» к адресату, завоевать его доверие.
Заключение
Таким образом, публицистический стиль является сложным стилем с разнообразными языковыми особенностями, различными сферами применения и обладающим разными функциями. Он в различной степени перекликается с каждым из остальных функциональных стилей русского языка: художественным официально-деловым, научным. При этом публицистический стиль широко распространен как в устной форме, так и в письменной и телевизионной. Вмешиваясь в социальную жизнь каждого человека, публицистика глубоко проникает в современное общество - и тенденция эта только растет со временем.
Список литературы
Лаптева М. А. Русский язык и культура речи/ М. А. Лаптева, О. А. Рехлова, М. В. Румянцев. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - 216 с.
Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль. Курс лекций по стилистике русского языка для филологов/ А. Н. Васильева. - М.: Русский язык, 1982. - 198 с.