Дивной вязью. Дивной вязью народ плёл невидимую сеть русского языка
За эти месяцы тяжелой борьбы, решающей нашу судьбу, мы все глубже познаем кровную связь с тобой и все мучительнее любим тебя, Родина.
В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда и даже покажется ему, будто весь мир его родина. Иной человек, озлобленный горькой нуждой, скажет: "Что вы твердите мне: родина! Что видел я хорошего от нее, что она мне дала?"
Надвинулась общая беда. Враг разоряет нашу землю и все наше вековечное хочет назвать своим.
Тогда и счастливый и несчастный собираются у своего гнезда. Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в темную щель и посвистывать там до лучших времен, и тот понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку.
Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами. И все, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы и не замечали, не оценили, как пахнущий ржаным хлебом дымок из занесенной снегом избы, - пронзительно дорого нам. Человеческие лица, ставшие такими серьезными, и глаза всех такими похожими на глаза людей с одной всепоглощающей мыслью, и говор русского языка - все это наше, родное, и мы, живущие в это лихолетье, хранители и сторожа родины нашей.
Все наши мысли о ней, весь наш гнев и ярость - за ее поругание, и вся наша готовность - умереть за нее. Так юноша говорит своей возлюбленной: "Дай мне умереть за тебя".
Родина - это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создает своими руками для себя и своих поколений. Это - вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и неразрушимость своего места на земле.
Когда-нибудь, наверно, национальные потоки сольются в одно безбурное море, - в единое человечество. Но для нашего века это - за пределами мечты. Наш век - это суровая, железная борьба за свою независимость, за свою свободу и за право строить по своим законам свое общество и свое счастье.
Фашизм враждебен всякой национальной культуре, в том числе и немецкой. Всякую национальную культуру он стремится разгромить, уничтожить, стереть самую память о ней. По существу фашизм интернационален в худшем смысле этого понятия. Его пангерманская идея: "Весь мир - для немцев" - лишь ловкий прием большой финансовой игры, где страны, города и люди лишь особый вид безликих биржевых ценностей, брошенных в тотальную войну. Немецкие солдаты так же обезличены, потрепанны и грязны, как бумажные деньги в руках аферистов и прочей международной сволочи.
Они жестоки и распущенны, потому что в них вытравлено все человеческое; они чудовищно прожорливы, потому что всегда голодны и потому еще, что жрать - это единственная цель жизни: так им сказал Гитлер. Фашистское командование валит и валит, как из мешка, эту отупевшую человеческую массу на красноармейские пушки и штыки. Они идут, ни во что уже больше не веря - ни в то, что жили когда-то у себя на родине, ни в то, что когда-нибудь туда вернутся. Германия - это только фабрика военных машин и место формирования пушечного мяса; впереди - смерть, позади террор и чудовищный обман.
Эти люди намерены нас победить, бросить себе под ноги, наступить нам сапогом на шею, нашу родину назвать Германией, изгнать нас навсегда из нашей земли, "оттич и дедич", как говорили предки наши.
Земля оттич и дедич - это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришел наш пращур жить навечно. Он был силен и бородат, в посконной длинной рубахе, соленой на лопатках, смышлен и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. На бугре над рекою он огородил тыном свое жилище и поглядел по пути солнца в даль веков.
И ему померещилось многое - тяжелые и трудные времена: красные щиты Игоря в половецких степях, и стоны русских на Калке, и установленные под хоругвями Дмитрия мужицкие копья на Куликовом поле, и кровью залитый лед Чудского озера, и Грозный царь, раздвинувший единые, отныне нерушимые, пределы земли от Сибири до Варяжского моря; и снова - дым и пепелища великого разорения... Но нет такого лиха, которое уселось бы прочно на плечи русского человека. Из разорения Смуты государство вышло и устроилось и окрепло сильнее прежнего. Народный бунт, прокатившийся вслед за тем по всему государству, утвердил народ в том, что сил у него хватит, чтобы стать хозяином земли своей. Народ сообразил свои выгоды и пошел за Медным всадником, поднявшим коня на берегу Невы, указывая путь в великое будущее...
Многое мог увидеть пращур, из-под ладони глядя по солнцу... "Ничего, мы сдюжим", - сказал он и начал жить. Росли и множились позади него могилы отцов и дедов, рос и множился его народ. Дивной вязью он плел невидимую сеть русского языка; яркого, как радуга, - вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. Он назвал все вещи именами и воспел все, что видел и о чем думал, и воспел свой труд. И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием и для потомков его стал родиной - землей оттич и дедич.
Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа, - героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
Народы Западной Европы получили в наследство римскую цивилизацию. России достался в удел пустынный лес да дикая степь. Вплоть до XVIII века Россия жила по курным избам и все будущее богатство свое и счастье создавала и носила в мечтах, как скатерть-самобранку за пазухой.
Цели исследования: Познакомиться с грамматическими характеристиками частиц, их семантикой, ролью в организации предложения и текста. Осмыслить и оценить накопленный речевой опыт, выявить роль частиц в художественной и разговорной речи, уточнить оттенки значений частиц.
Этап1, теоретический Частицы – разряд служебных слов, придающих дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам. По значению выделяются: 1) частицы, выражающие различные смысловые оттенки слов в речи: неопределенные: ограничительные: единственно, лишь, почти, только и т.д.; указательные: вон, вот, это; усилительные: даже, же, и, уж и др.;
Этап1, теоретический вопросительные вопросительные: ли, разве, неужели, уточнительные: именно, как раз, ровно отрицательные: не, ни; модальные (выражающие отношение говорящего к сообщаемому): авось, куда уж, вряд ли, едва ли, чай и др.; обозначающие передачу чужой речи: де, дескать, мол; 2) частицы, вносящие в речь эмоционально- экспрессивные оттенки (восклицательные): ведь, как, что за, вот еще и т.д.; 3) формообразующие частицы: бы, бывало, пусть, да, пускай, ка.
Этап2,экспертно- теоретический Анализ текста Н.И. Сладкова «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты» – Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке. – Неужели дятел? – Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей. – Так ты птица-осоед. – Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок. – Как раз гусениц и личинок любят дрозды. – Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога. – Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь. – Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.
Исследуя текст, выполним задания и ответим на вопросы: Укажем в тексте все частицы или сочетания с ними, их разряды по значению. Подумаем: частицы связывают части предложения, его члены или целые предложения? Признаком какого стиля является употребление частицы в данном контексте? Почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?
Продолжаем наблюдения:выясняем значения частиц Оказывается,частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора. Проводим эксперимент: включаем в предложение Я чемпион частицы, принадлежащие к различным разрядам. Возможные варианты: Я не чемпион. Именно я чемпион. Неужели я чемпион?! Даже я чемпион. Я все-таки чемпион.
Этап3.Лингвистический эксперимент... у птиц забавные встречаются имена… поверишь, что водится птица-поганка. Поганка... рога и птичка-завирушка есть. Или... юла.... Совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и... чечевица. А... плохое название чиж или чечетка.... непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик?... Названия-прозвища лучше всего! Задание. Давайте поучимся «дивной вязи»: дополним текст необходимыми частицами (именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто). Сделаем вывод о роли частиц в тексте.
Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами. Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все- таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.
Любопытная информация Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например, «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало...»?
Ресурсы: Copyright © БСМП «ЭЛЕКС-Альфа» Энциклопедия для детей.Том10.Языкознание.Русский язык;(Под редакцией М. Аксеновой и др.).-М., 2005 Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык. 2009\ФИПИ.-М.,2009 О.В. Зарубина. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему. РЯШ9 2009Г.
▫ `...принял жесткие меры по контролю за соблюдением процедур при проведении ЕГЭ, в том числе были проведены расследования утечки заданий накануне экзаменов в интернет, заработала система общественных наблюдателей`
- именно поэтому так эффективен стал ЕГЭ, а выпускники демонстрируют невиданные доселе знания((((ЕГЭ, ГИА, НИКО, ВПР и т.д., и т.п. Только отслеживаем...
▫ Любовь Михайловна, коллеги на курсах поделились. Это добавочные к имеющимся.
▫
▫ Спасибо большое!
▫ Объявлен новый состав Правительства РФ. Министерство просвещения возглавил Сергей Кравцов, до сегодняшнего руководивший Рособрнадзором. Он сменил на посту министра Ольгу Васильеву.
`В соответствии с пунктом д статьи 83 Конституции Российской Федерации назначить Кравцова Сергея Сергеевича Министром просвещения Российской Федерации`, говорится в тексте указа Президента РФ, опубликованного на портале Кремля.
Сергей Кравцов родился 17 марта 1974 года. В 1996 году он окончил Московский государственный открытый педагогический университет по специальности `Учитель математики и информатики`, а в 2000 году Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России по специальности `Государственное и муниципальное управление со знанием иностранного языка`. Является доктором педагогических наук, доцентом, действительным государственным советником РФ 3-го класса.
В течение пяти лет, начиная с 1997 года, Сергей Кравцов прошел путь от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией Института управления образованием Российской академии образования (РАО). С 2002 по 2008 год работал в Министерстве образования РФ, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. В 2008-2009 годах возглавлял Федеральный центр тестирования, с 2009 по 2011 год руководил Институтом управления образованием РАО. В апреле 2011 года возглавил Департамент регионального развития Минобрнауки России, а с июля 2012 года Департамент управления программами и конкурсных процедур.
8 августа 2013 года Сергей Кравцов был назначен руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. В 2017 году глава Рособрнадзора также являлся заместителем министра образования и науки РФ. Однако в 2018 году, после изменения структуры правительства, Рособрнадзор вышел из подчинения министерству.
Став руководителем Рособрнадзора, Сергей Кравцов принял жесткие меры по контролю за соблюдением процедур при проведении ЕГЭ, в том числе были проведены расследования утечки заданий накануне экзаменов в интернет, заработала система общественных наблюдателей. Также при нем в Рособрнадзоре была сформирована единая система оценки качества образования, включающая ЕГЭ, ГИА-9, НИКО, ВПР и международные исследования.
Сергей Кравцов сменил на посту министра просвещения Ольгу Васильеву, которая возглавила Минобрнауки России в августе 2016 года, а в мае 2018 года стала руководителем Минпросвещения России.
http://ug.ru/news/29769
Русский язык по праву считается одним из богатейших языков мира. В нашей подборке цитат – высказывания, размышления великих русских классиков литературы о самобытности и величии русского языка.
А.И.Куприн
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное,неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего…Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему дождю, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью,певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь.
А.Н. Толстой
Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
А.И. Куприн
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего,что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С. Тургенев
Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А.И.Куприн
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И.С. Тургенев
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К.Г. Паустовский
Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей.
Максим Горький
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи.
Н.В. Гоголь
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.
Н.В. Гоголь
Да будет честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт, как гордая величественная река – шумит и гремит – и вдруг, если надобно, смягчается,журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!
Н.М. Карамзин
Прекрасный наш язык под пером писателей неучёных и неискусных быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.
А.С. Пушкин
Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К.Г. Паустовский
Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.
В.Г. Белинский
Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве
усвоить и язык иностранный, но не прежде.
Ф.М. Достоевский
Следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их.
А.П. Чехов
Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм.
Н.А.Добролюбов
Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем - отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, “жизни мышья беготня”, крик негодования,искрящаяся шалость и потрясающая страсть.
А.И. Герцен
Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира.
К.Г. Паустовский
Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем.
М.М. Пришвин
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.
К.Г. Паустовский
Обращаться с языком кое-как - значит, и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.
А.Н. Толстой
Но какая гадость чиновничий язык! Исходя из того положения…с одной стороны… с другой же стороны – и все это без всякой надобности. “Тем не менее” и “по мере того” чиновники сочинили. Я читаю и отплевываюсь.
А.П. Чехов
Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
М.А. Шолохов
Русский язык довольно богат, однако, у него есть свои недостатки, и один из них - шипящие звукосочетания: -вша, -вши, -вшу, -ща,-щей. На первой странице Вашего рассказа «вши» ползают в большом количестве:поработавший, говоривших, прибывшую. Вполне можно обойтись и без насекомых.
Максим Горький
С русским языком можно творить чудеса!
(1)В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда и даже покажется ему, будто весь мир его родина. (2)Иной человек, озлобленный горькой нуждой, скажет: «Что вы твердите мне: родина! (3)Что видел я хорошего от неё, что она мне дала?»
(4)Но надвинулась общая беда. (5)Враг разоряет нашу землю и всё наше вековечное хочет назвать своим. (6)Тогда и счастливый, и несчастный собираются у своего гнезда. (7)Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в тёмную щель и посвистывать там до лучших времён, и тот понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку.
(8)Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами. (9)И всё, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы и не замечали, не ценили, как пахнущий ржаным хлебом дымок из занесённой снегом избы, - теперь пронзительно дорого нам.
(10)Родина - это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и которое создаёт своими руками для себя и своих поколений. (11)Это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.
(12)3емля оттич и дёдич - это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришёл наш пращур жить навечно. (13)Он был силён и бородат, в посконной длинной рубахе, солёной на лопатках, смышлён и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. (14)Многое мог увидеть пращур, из-под ладони глядя вокруг... (15)«Ничего, мы сдюжим», - сказал он и начал жить. (16)Росли и множились позади него могилы отцов и дедов, рос и множился его народ. (17)Дивной вязью он плёл невидимую сеть русского языка; яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. (18)Он назвал все вещи именами и воспел всё, что видел и о чём думал, и воспел свой труд. (19)И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием, и для потомков его стал родиной - землёй оттич и дедич.
(20)Русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. (21)Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. (22)Она была достоинством и умом народа. (23)Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
(24)Недаром пращур плёл волшебную сеть русского языка: вся широкая, творческая, страстная, взыскующая душа народа русского нашла отражение в нашем искусстве XIX века. (25)Оно стало мировым и во многом повело за собой искусство Европы и Америки.
(26)Русская наука дала миру великих химиков, физиков и математиков.
(27)Первая паровая машина была изобретена в России, так же как и вольтова дуга, беспроволочный телеграф и многое другое.
(28)Пращур наш, наверное, различил в дали веков эти дела народа своего и сказал тогда на это: «Ничего, мы сдюжим...» (29)На каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину, за сохранение наследства нашего народа, сильного, свободолюбивого, правдолюбивого, умного и не обиженного талантом.
(По А. Н. Толстому)
Показать текст целиком
Родина - как много в этом слове величественного, могучего и прекрасного. Любим ли мы ее так, как она любит нас? В предложенном для анализа тексте Алексей Николаевич Толстой ставит проблему ответственности людей за судьбу своей Родины.
Автор говорит о том, что «в мирные годы человек, в довольстве и счастье» не придает значения родному краю. Однако, как только надвигается беда, все люди, несмотря на их положение, объединяются ради его защиты. Писатель приходит к выводу, что «Родина – это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему».
Я полностью согласна с мнением Алексея Николаевича Толстого. Действительно, люди всегда должны оберегать свою страну и делать все возможное для ее светлого будущего .
Справедливость авторской позиции подтверждает опыт русской литературы. Так, например, в поэме Александра Твардовского «Василий Тёркин» главный герой, который вобрал в себя все лучшие качества солдатов , защищает свою Родину. Он
Критерии
- 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
- 3 из 3 К2