День коренных народов. День коренных малочисленных народов севера
Печенкин В.
Вот и весна. Солнце с каждым днем все выше, преобладают плюсовые температуры, бегут ручьи, но до открытой воды в Средней полосе еще далеко. Многие ждут отменной рыбалки по последнему льду, ну а изголодавшиеся за зиму любители спиннинга спешат в Волго-Ахтубинскую пойму - открывать очередной сезон, ведь в конце марта льда здесь уже не бывает.
Речь пойдет об акваториях в районе села Селитренное (фото 1) - бывшей столицы Золотой Орды - Сарай-Бату. Вниз по течению Ахтуба переходит в Кирпичный, вверх 10 км - первое трехречье - Мангут (Криуша), Ахтуба и Ашулук , перпендикулярно - Банный, и тоже через 10 км почти в обратную сторону направо - Харабалык, а по прямой - Митинка, которая в конце концов впадает в Волгу-матушку.
По мере прогревания воды хищник (да и не только хищник) проявляет все большую активность, часто уже в конце марта судак и щука уверенно хватают приманки. Сом пробуждается от зимней спячки и начинает охотиться. В апреле его проще поймать на ямах джигом и на живца, ближе к половодью он выходит на более мелкие участки - здесь неплохо работает троллинг. Квок весной неэффективен, и не стоит тратить время на этот метод.
Судак и щука после ледохода держатся на глубоких участках русла и ямах, но по мере прогревания воды активную рыбу следует искать уже не в самих ямах (там больше берша), а на бровках, входах, выходах, суводях, коряжнике, местах с обратным течением. Здесь, конечно, предпочтительней джиг, поскольку рельеф дна далеко не однообразен.
Что же выбрать из арсенала джиговых приманок? Кому что по душе, а мне - твистеры. Большой разницы по количеству поклевок между «поролоном», твистерами, виброхвостами и прочей «резиной» я не заметил, но твистеры дешевле виброхвостов, многие из которых, к слову, парусят и «лечатся» подрезанием брюха, а «поролон» требует монтажа посложнее и его надо сушить после каждой рыбалки.
Как собрать джиг-приманку? Есть много способов, и часто это связано с заводными кольцами, порой - с применением инструментов, что отнимает время, потому я собираю так: в ухо груза-«чебурашки» вставляю двойник крючками вверх, на один из крючков одеваю твистер - и все. Поводок из четверти «Раменской» гитарной струны №2. Никаких вертлюгов, карабинов и замков - джиг-приманки и воблеры в воде не крутятся, замок-скрутка из струны легко расплетается - заплетается и держит серьезные нагрузки. На сома (у меня максимально - 97 кг) я тоже иду с таким поводком, только подлиннее - третья часть фабричной струны, ни разу не подвела.
Джиг-головки собираются тоже быстро, но потом одни минусы - один крючок, больше сходов из-за отсутствия шарнирного соединения, плохо летят, т.к. крючок с приманкой при забросе находятся в перпендикулярном положении относительно направления полета - «плетенка» тормозится о кольца и удерживает в этом положении джиг-головку.
По цветам сложно что-либо сказать. Я больше ловлю на темные - коричневый, черный, темно-зеленый, темно-красный, хотя и на другой цвет ловится зачастую не хуже.
Основной размер твистеров 3 - 4 дюйма - это 7,5 - 10 см с развернутым хвостом. Крупные приманки далеко не кинешь, парусят они как при забросе, так и в воде. С ними скорее усложнишь рыбалку, чем добьешься желаемого результата. Вот смена формы нередко дает положительные результаты.
Как-то отправились мы с Олегом Скляренко к ближнему трехречью - Мангут, Ахтуба, Ашулук. Зашли в Ахтубу, первую продолжительную яму до девяти метров, что по ходу слева, проигнорировали, пошли на второй участок слева, сразу за паромной переправой. Здесь около шести метров. Погода отменная - пасмурно, почти штиль и тепло. «Пробили» джигом несколько точек - редкие и невнятные поклевки. Пошли троллингом - судак на кило, и щука, щука, щука. Возвращаемся в начало, где судака взяли, якоримся. Приманку периодически щиплет тарань, одна по-честному была выловлена «в харю». Стадо вроде есть, возможно - где-то рядом и пастух…
Спускаемся чуть ниже, я вешаю груз полегче - и бросаю градусов под 30 - 50 против течения. Небезрезультатно - пара штук по кило. Поклевки на развороте и зависании приманки. Олег же бросает под разными углами вниз и периодически меняет «резину». И вот он вешает силиконового «червяка» темно-зеленого цвета длиной 15 см - и на первом же забросе тащит красавца кила на три. Второе вываживание на втором забросе заставили меня швырять в Олеговом направлении, но мой твистер не привлекал внимания подводных обитателей. После четвертой особи я обратился к напарнику:
Давай червяка.
На, последний, больше нету…
Сразу же - поклевки и подряд три хороших экземпляра. Но вот беда - слопали «червяка» моего. Надо что-то делать. Беру три твистера, двум отрезаю хвосты и немного носы, чтобы плоские были, третьему только - нос (хвост оставляю), свариваю всю цепочку зажигалкой - получается «червяк» с хвостом - и жизнь сразу налаживается. Судак под 2 - 4 кг не пропускал силиконовых «червей», пустых проводок почти не было - либо удар, либо сход, либо хищник в лодке. Рядом присоседилась лодка с двумя рыболовами - сложно не заметить два изогнутых спиннинга, вот взяли они только одного клыкастого.
Еще одна интересная рыбалка - правда, не так ярко выраженная. Джиговали мы Сашей С. на паромной яме напротив Селитренного. Холодно было, сильный ветер против течения (моряна) - потому далеко и не пошли. Периодически перемещаемся, поклевок мало, в активе - несколько бершей и пара щук. Напарник кидает против ветра вниз по течению, оно и понятно - леска не парусит, проводка более качественная, хотя далеко и не бросишь. Я бросаю к обрывистому берегу - зона поиска шире, да и «мульту» ветер не страшен: спиннинг вниз - и вся проводка на пальцах. Да и поклевок от берега больше.
Очередная точка. Саша полез в ящик и нарыл силиконовую «лягушку» размером чуть ли не с куриное яйцо. М-да, тут и так проблемы с забросом против ветра, да еще такой парус… Но я промолчал. На втором забросе резинового чуда кто-то откусил ей лапу, после третьего - в лодке скакал двухкилограммовый судак, через полчаса их было уже три, таких же. Надо что-то делать… Лягушка в единственном экземпляре - и та вся израненная, периодически ремонтируем ее зажигалкой. На дне лодки валяется кусок поролона (сиденья протереть, руки), отрываю кусок, одеваю на цевье тройника и ощипываю - получается что-то похожее на шарик. Размером поменьше Сашиной приманки, но ненамного. Первые три заброса - и еще плюс такой же экземпляр. Далеко нескучная рыбалка получилась.
Но весной бывает, что при всех положительных факторах (продолжительная хорошая погода, уровень без скачков) судак игнорирует джиг, держится не стайно а довольно разрозненно и охотится на непримечательных по рельефу дна акваториях с глубинами в 2 - 4 м. Вот здесь на помощь приходит троллинг. Обычно тролльные тропы - под ярами (обрывистыми берегами) вблизи ям. К примеру, в Банном три ямы - Абдулкина, Алимовская, Гришкина - и рядом с каждой можно потаскать воблеры. Незнакомые участки лучше проходить с эхолотом, чтобы держать нужные глубины. Роспуск - 15 - 20 м, судака не боится шума мотора, если не наоборот. Скорость - от минимальной до 4 - 5 км/час - надо экспериментировать. Неплохо, когда воблер периодически «подкапывает». Часто бывает, что много поклевок приходится на остановки. Выключаем движок, лодка какое-то время идет по инерции вперед, потом останавливается относительно берега (возможна поклевка) - и медленно начинает ползти вниз, но скорость течения еще выше скорости лодки и воблер находится в работе, хоть и «играет» вяло и идет задом наперед - здесь тоже возможна поклевка. Причем при остановках воблер идет глубже, как и при троллинге по течению, т.к. леска в воде не так парусит во встречном ослабевающем потоке воды. На остановках при поклевке желательно подсекать, что не обязательно во время движения - обычно судак вешается сам.
Пройдя участок, не мешает пройти его в обратном направлении сплавом с теми же воблерами взаброс (хотя можно и с другими) - направление перпендикулярно течению. Проводка - разнообразная: медленная, быстрая, постоянная, рывковая, с остановками. В последнем случае лучше вешать суспендер (нулевая плавучесть), чтобы на паузах воблер не всплывал и не тонул, а находился на той же глубине, как и во время проводки. Джиг сплавом тоже актуален, неплохо иметь в лодке еще одну удочку, оснащенную джигом.
Лет несколько назад в продаже появились удилища для троллинга, как-то на выставке потряс я штук несколько - ничего не понял. Зачем еще лишняя «парабола» в лодке? Ей и кинуть-то толком не кинешь, если вдруг понадобится. Я троллю джиговыми спиннингами, исключение - сом, там одно сопротивление глубинных воблеров предполагает более мощное удилище.
Весной при хорошей погоде и неизменном уровне судак кило до двух может ловиться весь день, бывают и крупные экземпляры, но еще не вечер. И вот наступают сумерки, солнце скрылось за горизонтом, но еще светло - и у нас есть минут 40 (темнеет здесь быстрее), чтобы взять один или несколько трофеев, которые в это время здесь и охотятся. Подсак желателен из лески, чтобы не тратить время на выпутывание крючков, а лучше - багор, если есть достаточный опыт. Я часто беру рукой под жаберную крышку. В сумерки «взаброс сплавом» лучше отменить - времени мало - и выбрать более короткие участки, которые определились по наибольшему количеству поклевок. Наступает максимальная темнота - и клев тоже заметно ослабевает. Максимальная темнота - это не «глаз коли», а некая освещенность на данный момент, темнее которой быть уже не может. Та же ситуация и при полной луне, хотя были исключения, когда судак продолжал ловиться еще несколько часов, правда - не трофейный, а как днем - кил до двух. Луна облегчает и ночную рыбалку, и возвращение, но небо не всегда ясное. Фонари обязательны для освещения и для определения себя в темноте. Навигатор тоже будет далеко не лишним. Отправляясь на первую весеннюю сумеречную рыбалку, надо отметить все коряги, что попадаются на пути. Прошлогодние треки надо из навигатора удалить и записать новые - коряги постоянно меняются, обычно - в ледоход и половодье, и было бы неплохо найти вечернего судака рядом с базой, стоянкой.
О воблерах можно говорить чуть ли не бесконечно - уж очень велик ассортимент. Назову лишь несколько компаний, чьи воблеры стабильно ловят хищника в Селитренских акваториях.
От Yo-Zuri - вся линейка Hardcore с заглублением 11 футов - Hardcore LB 90 SP (фото 2), Hardcore SH-75SP (фото 3), Hardcore Wo‘B’Ru 2-3 (фото 4), так же Crystal Minnow DD 90 (фото 5), Crankin Shad.
От Rapala - Shad Rap 7-9, Glass Shad Rap 7 (фото 6), Down Deep Husky Jerk 10-12 (фото 7), X-Rap Deep(фото 8).
Bomber - тоже хорошо, в частности Long A B24A (фото 9).
В общем-то, можно пробовать все с заглублением в 2 - 4 м.
В мае прошлого года в продаже появились воблеры под брендом Fishycat японской компании, на внутреннем рынке существовавшей 20 лет как KS LABO. Линейка - довольно обширная, я сразу выбрал несколько моделей «Ахтубинского направления» - Bobcat 95DSP (фото 10), Tomcat 80SP-DR - до 2,5 м (3 - 3,5 м - вполне реально) и Bobcat 100DSP (фото 11), Tomcat 67SP-DR (фото 12) - до двух метров. Все эти модели - суспендеры. Отловил ими прошлым летом и осенью - хорошая аэродинамика, летят достаточно далеко, устойчивая «игра», уверенно держат струю. И самое главное - ужасно раздражают хищника. Отлично подходят для троллинга и ловли взаброс с берега и с лодки. Да и цена ниже конкурентов.
Хорошей рыбалки - и до встречи на Ахтубе!
Глубокие ямы, бесчисленные излучины, перекаты и мели - все это плотно сосредоточено всего на нескольких квадратных километрах акватории реки Ахтуба вокруг рыболовной базы отдыха - Рыбацкой деревни «Трехречье».
Река Ахтуба принадлежит к бассейну Нижней Волги и славится не только чудесными пейзажами, но и богатейшей речной фауной : в реке обитают более 60 видов рыб . В районе Трехречья в большом количестве водятся судак, щука, сом, сазан, лещ, жерех, окунь . Многочисленные в этих местах ерики и небольшие озера, также богаты карасем, линем, плотвой, красноперкой и раками . Это создаёт неповторимые условия для рыбалки на Ахтубе именно в этом месте и привлекает сюда любителей рыбалки и профессиональных рыболовов.
Рыбалка на судака на Ахтубе. "Клыкастый красавец", как его любовно называют многие рыболовы, пожалуй, самая желанная добыча любого поклонника этого хобби. Трофейные экземпляры судака в районе Рыбацкой деревни "Трехречье" достигают порой 10 и более килограммов.
Ловля щуки и окуня на Нижней Волге. Традиционные для русской рыбалки на Волге виды хищных рыб успешно ловятся всеми известными разрешенными снастями для рыбалки.
Рыбалка на сома на Ахтубе. На глубинах ниже 10 м простирается область обитания крупного сома. Сом в Трехречье прекрасно ловится на донные снасти, на квок и на дорожку (троллинг). Обычный вес пойманных экземпляров усатого от 5 до 30 кг, но есть зафиксированные случаи взятия трофейных сомов весом свыше 100 кг. Рекордный сом - 106 кг.
Сазан в Волго-Ахтубинской пойме широко распространен и достигает, благодаря обильной естественной кормовой базе и местному климату, весьма внушительных размеров. В водах рек Ахтуба, Харабалык и Мангут имеются все необходимые условия для устойчивого размножения и развития сазана. Случаются поимки трофейных сазанов весом до 10 - 12 кг.
Рыбалка на жереха в Харабалях. Активный и сильный хищник, жерех не оставит равнодушным поклонников спиннинга. Ахтубинский жерех обитает на раскатах, у русловых бровок, на выходе из донных ям.
Как и в любом другом месте, рыбалка на Ахтубе имеет свои особенности. Река имеет проточную и достаточно чистую воду. В отдельных местах реки существуют резкие перепады глубин. Это ямы под крутоярами, в которых часто наблюдаются круговое и обратное течения. Встречаются на Ахтубе и подводные острова, покрытые различной водной растительностью, прибрежный коряжник-топляк, мелководные ерики и старицы, ильменя. Извилистое русло древней меандрирующей реки богато на перекаты.
Оба берега, но в особенности левый, являются преимущественно низкими. Они изрезаны протоками во многих местах, а также имеют участки, заросшие тростником, камышом, кустарником, осокой и прочей водной растительностью. Рыбаки, которые не первый раз приезжают на Ахтубу, знают, что на крутых поворотах реки у правого берега располагаются обрывы и омуты с затонувшими деревьями и закоряженным дном. Река со всеми своими рукавами и притоками образует богатую кормовую базу и обеспечивает наилучшие условия для размножения и роста огромного количества видов рыб.
Весенняя, летняя и осенняя рыбалка на определенный вид рыбы будет наиболее успешной на тех участках, которые служат постоянным местом жительства для этого вида. Сазан, например, водится в глубоких местах со слабым, водоворотным или отбойным течением. Дно реки в этих местах должно быть глинистым или илисто-глинистым, идти уступами. Большее количество таких участков находится под ярами в наружном изгибе реки. Многие опытные рыбаки используют донные и поплавочные удочки для ловли с берега, учитывая особенности места и наличие затонувших деревьев и коряг. Хищные виды рыб ловят с лодки или с берега также и на спиннинг с искусственной приманкой, и в проводку на живца.
На Ахтубе и Мангуте рыбалка с лодки наиболее интересна. Таким образом ловят и мирную и хищную рыбу. При ловле с лодки рыбаки в основном отдают предпочтение седловине между глубинами, границам отмелей (бровкам), которые глубоко вдаются в русло реки. Считается целесообразным рыбачить на участках, расположенных напротив мысов, выше затонов и заливов, а так же на участках под крутоярами с отбойными струями - то есть там, где локальное течение затягивает воду от береговых мелководий на глубину - это особенно актуально при ловле хищника (крупной щуки, судака, жереха). Очень перспективные места лова - донные желоба, расположенные на ровном глубоком дне в протоках, соединяющих рукава Ахтубы.Здесь раздолье для щуки и судака.
Сазан путешествует по реке в поисках пищи, передвигаясь к неглубоким илистым затонам, к подводным островкам и прочим местам, которые успели покрыться водной растительностью. Маршрут движения сазана от стоянки к импровизированной «столовой» и будет лучшим местом для ловли этой рыбы. Сазан часто передвигается в различных промоинах между отмелями, в углублениях и узких проходах, которые обеспечивают его безопасность. Сазаны в поисках пищи предпочитают двигаться против течения, это также нужно учитывать.
От кавказской дудки до шорской утки. Жизнь и быт коренных народов России - День коренных народов - международный праздник отмечают по всему миру 9 августа
9 августа весь мир отмечает День коренных народов мира. В России насчитывается несколько десятков коренных народов. Большинство из них проживает в Сибири, на Севере и на Дальнем Востоке. Несмотря на то, что быт многих народов уже почти не отличается от привычного нам, они по сей день сохранили свой традиционный уклад, их обычаи передаются из поколение в поколение.
Огромный урон коренному населению был нанесен в советские годы, в период коллективизации. Аборигены утратили свою автономность. Многие покинули свои изначальные места проживания, местное население ассимилировалось с пришлым. Сегодня многие переезжают в другие регионы России. Есть народы, которые оказались на грани вымирания.
Малочисленные и исчезающие
Один из самых малочисленных народов в России живет на Северном Кавказе. Чамалалы, или чамалинцы проживают в Дагестане и Чечне. В начале XX века их насчитывалось 3438 человек. Со временем осталось всего 24 чамалала, согласно переписи населения 2010 года. Чамалинцы исповедуют ислам, на протяжении долгого времени в народе почитали духов гор, верили в магию и шаманизм. Культура этого народа отмечается богатейшим песенным фольклором. Основные музыкальные инструменты чамалинцев - дудка зурна, название которой переводится как «праздничная флейта», бубен и пандур, струны которого изготавливают из кишок животных.
Чамалалов в России осталось очень мало. Фото: Большая Российская энциклопедия
Шапсуги - народ, который на Кавказе имел репутацию «непобедимого», сейчас проживает в Адыгее и на побережье Чёрного моря в Краснодарском крае. Их численность - 4 тысячи человек. Своё название они получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсухо. Число членов семьи у шапсугов могло достигать ста человек. Шапсуги активно противостояли русским войскам во время Кавказской войны (1817-1864). Знаменитый «лев черкесов» Шеретлук Казбич, этнический шапсуг, послужил Михаилу Лермонтову прообразом Казбича в повести «Бэла». После окончательной победы русских войск в Кавказской войне, шапсуги спешно стали покидать родину и отправились в Турцию. По разным данным, мигрировали от 150 до 300 тыс. человек. И шапсугов в России осталось лишь не более 4 тысяч.
Телеуты - коренной народ Кемеровской области. На сегодняшний день их насчитывается около 2 тысяч человек. Древняя традиция телеутов, когда гости встречают друг друга песней, забыта. Тем не менее, сохранилась чайная церемония. Телеуты особо почитают чай на таёжных травах, готовят свои национальные блюда. Они славятся также своими деревянными куклами-оберегами. Их лица тщательно вырезают, причём этим ритуалом занимается специальный человек. Раньше с куклами проводились целые обряды. Есть у этого народа своё «место силы» - гора Шаанту, или Звенящая гора в деревне Шанда. По легендам, здесь живут духи их предков. Телеуты верят, что на горе сосредоточена сильнейшая энергия. Сейчас их быт практически не отличается от нашего.
В Ленинградской области проживает три коренных народа. В первую очередь, связано это с историческими особенностями и географическим положением региона. Представители коренных меньшинств обитали здесь ещё задолго до появления Петербурга на карте мира. Все они относятся к финно-угорской группе, включающую в себя такие народы, как ижорцы (169 человек), вепсы (1380), водь (33).
Последние упоминаются в древнерусских летописях с 1069 года. Вепсов, которые до установления советской власти именовались чудью, в 1937 году коснулся сталинский террор. Под запретом оказалась любая деятельность, связанная с их культурой, закрылись школы, прекратилось издание книг и учебников. На вепсов обрушились репрессии. В 2006 году их внесли в Перечень коренных малочисленных народов.
Уходящие языки
А спустя три года и язык вепсов ЮНЕСКО отнесла к исчезающим. Язык ижорцев постигла та же участь. Кроме того, существует и другая проблема - в районах, где проживают последние представители ижорского народа, активно строят порты и промышленные зоны.
В Республике Хакасия и на территории Красноярского края проживают хакасы, численность которых по последней переписи насчитывает приблизительно 74 тыс. человек. Издревле они разводили крупный рогатый скот, лошадей и овец и прозвали себя «трёхстадным народом». Традиционный уклад жизни хакасов был утрачен в 1930-е годы во время коллективизации.
ЮНЕСКО отнесла хакасский язык к разряду исчезающих - фактически коренной народ почти не общается на родном языке, его вытеснил русский. Другая проблема - растущий процент убыли населения. Зачастую хакасы предпочитают уезжать из Сибири в Центральную Россию или за границу.
Представители народа манси, которые живут в Пермском крае, в Свердловской области и в Ханты-Мансийском автономном округе, прославились на всю страну. Например, Руслан Проводников - чемпион мира по боксу. Поэт Юван Шесталов при Брежневе выпустил свою «Языческую поэму», эпос народов манси. Произведение было удостоено Государственной премии РСФСР. Художник и один из основоположников абстракционизма Василий Кандинский также имеет корни манси.
Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества. Однако при всем при этом все меньше представителей этого народа знают родной, мансийский язык. На 2010 год говорящих на нём людей осталось менее тысячи, все чаще манси переходят на русский.
Род занятий
Сейчас численность манси - более 12 тысяч человек. Этнос сформировался из-за слияния угорских и местных племён Урала. Это породило своеобразное соединение культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов. Подобное культурное слияние сохраняется вплоть до сегодняшнего дня.
До 1931 года эвенков, населяющих Забайкалье, именовали тунгусами. Эвенки относятся к малым коренным народам Сибири и Дальнего Востока. Численность населения эвенков по последним данным составляет более 38 тысяч человек. Старшее поколение традиционно занимается охотой и оленеводством.
Вплоть до XIX века охотники использовали лук и стрелы. Однако молодёжь уже теряет интерес к промыслам предков. Но эвенкам удалось сохранить свою самобытную культуру. Представители этого народа убеждены, что честность - их отличительная черта. Например, у эвенков-кочевников есть традиция: если нашли какую-то чужую вещь на таёжной тропе, обязательно найдут хозяина и отдадут ему. Интересно то, что известные географические названия - Енисей, Чита, Лена, Сахалин - русские первопроходцы заимствовали у эвенков.
Нанайцы, которых сейчас насчитывается 12 тысяч человек, живут преимущественно в Хабаровском крае на Амуре. Небольшие группы имеются на Сахалине и в Приморском крае. Старое название нанайцев - гольды. Гольдами до сих пор называет себя часть нанайцев старшего поколения, особенно в некоторых районах Приморья.
Огромную роль в жизни нанайцев играло рыболовство. Настолько большую, что целых пять месяцев в хозяйственном календаре нанайцев именуются названиями рыб. До прихода русских землепроходцев в середине XVII века нанайцы занимались традиционными промыслами, изготавливали обувь и одежду из рыбьей кожи, конопли и крапивы. Отличительной особенностью нанайцев был халат, скроенный по типу китайского кимоно. На сегодняшний день традиционные промыслы продолжают развиваться, но уже в рыболовецких артелях.
Как и рыболовы-нанайцы, к северным народам относятся эскимосы и чукчи. Эскимосов в России насчитывается, по данным последней переписи, 1738 человек. Живут они в близком соседстве с чукчами на восточном побережье Чукотки и на острове Врангеля. Эскимосы называют себя «юк», что в переводе означает «человек». Занимаются они морской охотой и оленеводством. В каждой деревне есть свой шаман, который для эскимосов является посредником между миром духов и миром людей.
На весь мир известен так называемый «эскимосский поцелуй». Для них это выражение привязанности и нежности. Западная культура заимствовала у эскимосов этот жест. Очень самобытна кухня эскимосов, которая ярко указывает на промыслы этого народа. В блюдах эскимосов часто встречается мясо моржей, белух, нерп, оленей и даже белых медведей.
Другой северный этнос оказался более многочисленным. Чукчей насчитывается в России почти 16 тысяч человек. Проживают они в основном в Якутии, на Чукотке и в Камчатском крае. Уже в первом тысячелетии н.э. чукчи стали контактировать с эскимосами, но уже в XV веке вытеснили их в другие районы. Чукчи употребляют самоназвание лыоравэтлян, что означает «настоящие люди». Помимо того, что чукчи - превосходные охотники и оленеводы, они искусно научились обрабатывать кость и моржовый клык. В XIX веке даже возникли косторезные объединения.
Шорцы, население которых, по данным последней переписи, составляет около 13 тыс. человек, в основном проживают на юге Кемеровской области (более 10 тысяч человек), остальная часть этого народа расселена на территории Алтая, Хакасии, Красноярского края. Впервые степные шорцы упоминаются в XVII веке. В это время русские активно начинают осваивать верховья реки Томь.
В жизни этого народа большое место занимало кузнечное дело, добыча руды. Поэтому русские стали называть шорцев кузнецами. Отсюда и появилось название «Кузбасс» - Кузнецкая земля. На сегодняшний день большинство шорцев работают на шахтах, а традиционные промыслы ушли на второй план. Тем не менее в Шерегеше, к примеру, и по сей день сохраняется традиционный образ жизни.
Защита и возрождение
Если говорить о господдержке коренных малочисленных народов, то здесь не все так однозначно. Некоторые регионы разрабатывают стратегии поддержки, выделяют средства на помощь аборигенам, активно способствуют возрождению из культуры. К примеру, губернатор Ленинградской области в феврале этого года предложил создать масштабный культурно-этнографический проект «Деревня коренных народов». Цель проекта - рассказать о народах Ленобласти, подключить к нему молодёжь. В настоящее время проектом занимается комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям.
В Красноярском крае вопрос о поддержке северных народов вышел на государственный уровень. Чиновники и общественные организации рассмотрели стратегию государственной политики по обеспечению гарантий прав северных народов до 2025 года. А в прошлом году на поддержку коренного населения выделили 347 млн рублей. Приняты законы о поддержке оленеводства и возмещении ущерба, который наносится при промышленном освоении территорий, на которых исконно проживают аборигены.
Однако в некоторых регионах вопросами поддержки коренного населения никто не занимается. Хотя зачастую коренные народы в состоянии позаботиться о себе сами. Они поддерживают свои традиции - передают легенды, секреты ремесла, язык из поколения в поколение. У многих народов имеется свой музей, где собраны предметы быта, одежда, амулеты, священные предметы и всё то, что определяло культуру народа.
Несмотря на то, что многие языки исчезают, вопреки всему интерес к родной речи возрождается. В Кемеровской области дети в летних лагерях изучают телеутский язык, в этом году вышел самоучитель водского языка. Недавно учёные составили первый мансийско-русский и русско-мансийский словарь. Во многих регионах издаются учебники, самоучители и исторические книги.
Фестивали коренных народов становятся традиционными. Например, в Хакасии приобрёл широкий размах «ренессанс шаманизма». Этому активно способствуют местные шаманы, которые пытаются возродить сакральное отношение к природе. Современные телеуты осваивают валяние из шерсти и пошив национальных кукол. Для этого в местных домах культуры организованы детские кружки по рукоделию, изобразительному искусству.
Ежегодно отмечаются национальные праздники, которые помогают хранить культурные традиции. Обычно на подобных торжествах звучат песни, смысл которых понятен не всем. Шорцы возобновили свои праздники с 1985 года. Торжество всегда сопровождается исполнением песен, эпоса, а также спортивными состязаниями.
Международный день коренных народов мира (International Day of the World"s Indigenous People) отмечается ежегодно 9 августа.
Международный день коренных народов мира (9 августа) был впервые провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1994 года с тем, чтобы ежегодно отмечать эту дату в течение первого Международного десятилетия коренных народов мира (1995–2004 гг.).
В 2004 году Ассамблея провозгласила второе Международное десятилетие коренных народов мира на период 2005–2014 гг., под лозунгом "Десятилетие действий и достоинства».
Долгое время коренные народы рассматривались в качестве низших, отсталых и нуждающихся в развитии народов. Зачастую эти доводы приводились в оправдание определенных юридических концепций, законов, а также международных решений, притесняющих их права. Россия не является исключением. Такие народы отмечены в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке. Их быт сравним с нашим, а свои традиции они все так же передают от отца к сыну, от матери к дочери.
Ситуация изменилась лишь во второй половине ХХ века. В 1970-е годы, по инициативе ООН, началось исследование прав коренных народов. Результаты этих исследований оказали сильное влияние на общественное мнение, в результате в 1982 году Экономический и социальный совет ООН создал в рамках подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств при Комиссии ООН по правам человека Рабочую группу по коренным народам. В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН учредила Добровольный фонд для коренных народов. Он предоставляет помощь представителям общин и организаций коренных народов, управляется Генеральным секретарем ООН.
Общая численность коренных народов в мире оценивается примерно в 370 миллионов человек. Они живут более чем в 70 странах и представляют множество языков и культур. Хотя коренные народы составляют 5% населения мира, на их долю приходится 15% беднейшего населения планеты.
Коренные народы продолжают сталкиваться с множеством проблем, их права нередко нарушаются: они лишены возможности контролировать свое собственное развитие, исходя из своих ценностей, нужд и приоритетов; они недопредставлены в политических органах и не имеют доступа к социальным и другим услугам.
В Российской Федерации коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории в РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Всего в России к коренным малочисленным народам относятся 47 этносов. В составе этой группы народов выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России.
Коренные малочисленные народы компактно проживают более чем в 30 субъектах России, более 65% из них - в сельской местности. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, общая численность малочисленных народов Севера составила около 258 тысяч человек. Самые многочисленные народы – ненцы (44640) и эвенки (38396); самые малочисленные - кереки (4) и энцы (227). Еще 7 коренных малочисленных народов (абазины, бесермяне, водь, ижорцы, нагайбаки, сету (сето), шапсуги) проживают в иных географических зонах.
Календарь праздников в августе.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении