Дальность связи радиостанции танка hummel топ. Длинный шмель
Венцом немецких самоходных гаубиц периода Второй мировой войны была самоходная установка Hummel (с немецкого - «Шмель»). Полное наименование САУ - 15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschützwagen III/IV (Sf) Hummel. Всего с 1943 по 1945 гг. было выпущено более 700 самоходок данного типа. Они вооружались достаточно мощной немецкой 150-мм гаубицей 15 cm sFH 18, отличающейся отличной баллистикой, и хорошо зарекомендовали себя на полях сражений.
В начале сентября 1941 года Гитлеру был представлен доклад, в котором приводились все аргументы в пользу создания в Германии единого танка на базе машин PzKpfw III и PzKpfw IV. В результате в начале 1942 года было спроектировано унифицированное шасси Geschutzwagen III/IV. Правда, уже в марте 1942 года, после установки новой 75-мм длинноствольной пушки на танк Pz. IV Ausf. F2, проект создания «единого танка» был закрыт. Созданное в рамках работ по данному проекту шасси было решено использовать в дальнейшем, как базу для самоходной артиллерийской установки, которую планировалось вооружить мощной 150-мм гаубицей sFH 18. Проектированием новой самоходной гаубицы занимались специалисты компании Alkett. В июле разработанный проект новой САУ был одобрен, было запланировано выпустить не менее 200 самоходок данного типа. Производство новых самоходных гаубиц было развернуто на заводе компании «Deutsche Eisenwerke» в Дуйсбурге, где в феврале 1943 года было собрано 5 первых установок.
Разработанная конструкторами компании Alkett машина Panzerhaubitze auf Geschützwagen III/IV (Sf) Hummel предусматривала использование максимально возможного числа уже имеющихся узлов и агрегатов, отбирались лучшие системы серийных немецких танков. Внешний облик ходовой части в большей степени соответствовал шасси танка PzKpfw. IV Ausf.F, а вот внутренняя начинка большей частью повторяла другой немецкий средний танк PzKpfw. III Ausf.J.
От танка PzKpfw. IV немецкие конструкторы взяли несколько измененный корпус, ходовую часть с опорными и поддерживающими катками, подвеску, ленивцы, гусеницы, устройство натяжения траков и т.д. От танка PzKpfw. III машине достались силовая установка - карбюраторный 12-цилиндровый двигатель Майбах HL-120TRM и трансмиссия SSG-77, ведущие колеса, тормозные устройства, а также механизмы управления. Специально для самоходки были заново спроектированы валы, передающие мощность от двигателя, масляные фильтры, инерциальные стартеры, топливопроводы, выхлопные патрубки, а также зимнее оборудование.
Самоходная гаубица Hummel была конструктивно аналогична противотанковой самоходной установке «Nashorn» (носорог), однако вместо 88-мм противотанковой пушки в ее рубке устанавливалась качающаяся часть тяжелой полевой гаубицы sFH 18/1. Корпус «Хуммеля» производился из катанных бронелистов толщиной от 15 мм до 30 мм. Боевое отделение находилось в кормовой части (броневая рубка) самоходки, моторно-трансмиссионное отделение было расположено посередине корпуса, а отделение управления - спереди. Расположенная в центральной и кормовых частях боевой машины броневая рубка была открыта сверху. Толщина ее стенок составляла 10 мм. Для удобства посадки расчета, а также погрузки боекомплекта в задней стенке рубки была расположена двухстворчатая дверь. Для защиты от непогоды и осадков экипаж самоходной гаубицы мог установить над рубкой брезентовый тент.
150-мм гаубица 15 cm sFH 18
Основным вооружением самоходки была 150-мм тяжелая полевая гаубица sFH 18/1 c длиной ствола 30 калибров (4440 мм). Основным достоинством данного орудия была отличная баллистика. С 1933 по 1945 год в Германии было выпущено более 5,4 тыс. гаубиц данного типа. Данная модель являлась основной немецкой гаубицей дивизионного уровня, а также была первым образцом немецкого артиллерийского вооружения, в котором для увеличения дальности стрельбы могли использоваться снаряды с реактивным ускорителем. Установленная в броневой рубке «Хумеля» такая гаубица имела угол горизонтальной наводки - 30 градусов, углы вертикальной наводки составляли от -3 до +42 градусов.
Для стрельбы из орудия чаще всего использовались осколочно-фугасные снаряды, реже дымовые, также имелись бронебойные и бетонобойные снаряды. Масса осколочно-фугасного снаряда составляла 43,5 кг, максимальная дальность стрельбы - 12 250 метров. В качестве вспомогательного на самоходке имелся один 7,92-мм пулемет - это мог быть или MG 34, или MG 42 и два пистолета-пулемета MP 38/40. Боекомплект САУ Hummel состоял из 18 выстрелов и 600 патронов к пулемету. В связи с тем, что использовались выстрелы раздельного заряжания, скорострельность «Шмеля» была сравнительно небольшой.
Ходовая часть состояла из 8 сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм и четырех сдвоенных поддерживающих катков (на большинстве машин обрезиненных), а также ведущего колеса и ленивца применительно к каждому борту. Опорные катки блокировались попарно на балансирах с подвеской на четвертьэллиптических листовых рессорах.
Самоходчики 12-й танковой дивизии вермахта загорают на броне САУ «Хуммель» в Курляндии, фото: waralbum.ru
Ограниченный возимый боекомплект, который состоял всего из 18 выстрелов, стал причиной постройки специальных транспортеров боеприпасов на той же базе. В итоге около 22% всех выпущенных САУ были построены именно в этом варианте. При этом конструкция транспортеров боеприпасов почти не отличалась от конструкции САУ, сохранялась даже возможность установки на них гаубицы непосредственно в полевых условиях. Всего с 1943 года и до конца войны было выпущено до 724 самоходных гаубиц «Хумель» и 157 транспортеров боеприпасов. То есть на каждые 4-5 самоходок приходился всего один транспортер боеприпасов, который перевозил 90 выстрелов. Этого количества транспортеров было явно недостаточно, но немецкая промышленность не могла себе позволить больших объемов выпуска подобной вспомогательной техники, не хватало танковых шасси.
Для ведения огня из самоходки использовались те же прицелы, что и в полевой артиллерии, доставшиеся в наследство от гаубицы sFH 18. Но в отличие от полевой артиллерии самоходка была в состоянии в любой момент открыть огонь, обладала высокой маневренностью и хорошей проходимостью, то есть обладала всеми теми качествами, которые были необходимы для поддержки танков в бою. Самоходная установка Hummel могла уничтожать любые типы целей, в том числе и огнем прямой наводкой, поэтому спрос на нее в войсках, как на дополнительное средство огневой поддержки, был достаточно велик. Однако германская промышленность не могла удовлетворить потребность войск в полном объеме, поэтому часто данные САУ поступили на вооружение только элитных подразделений, к которым относили танковые и панцергренадерские дивизии войск СС.
Артиллерийский полк немецкой танковой дивизии согласно штатному расписанию состоял из трех дивизионов и штабной батареи. Два дивизиона вооружались обычными буксируемыми орудиями, третий был самоходным. Обычно он состоял из двух батарей 105-мм САУ Wespe (12 штук) и одной батареи 150-мм САУ Hummel (6 штук). Каждая батарея тяжелых САУ «Хуммель» должна была по штату иметь два транспорта боеприпасов, построенных на их базе. Они перевозили до 90 выстрелов и по сути были той же самоходкой, но без вооружения и с заделанной бронелистом орудийной амбразурой в боевой рубке.
Немецкая 150-мм самоходная гаубица «Хуммель», уничтоженная советскими войсками в немецком городе Бриг, фото: waralbum.ru
Первые самоходные установки Hummel были поставлены в войска в мае 1943 года. Они массово использовались немцами, начиная с битвы на Курской дуге летом 1943 года. В дальнейшем они активно воевали на всех фронтах Второй мировой войны вплоть до ее окончания. По данным на 10 апреля 1945 года немецкая армия все еще располагала 168 самоходками данного типа. Хотя основным предназначением данных самоходных гаубиц было ведение огня с закрытых позиций, использование их для непосредственной поддержки пехоты и танков огнем прямой наводкой не являлось столь уж редким явлением. В этом качестве самоходки впервые использовались уже во время сражения на Курской дуге.
В целом данная самоходная гаубица была чрезвычайно мощным и эффективным оружием. Экипажи хвалили машину именно за мощность орудия, а также надежность. При этом отмечалось, что мощности двигателя Maybach HL 120 TR для потяжелевшей машины уже иногда не хватает, но для САУ это было не столь критично. Основным же недостатком являлся небольшой возимый боекомплект, который состоял всего из 18 выстрелов.
После завершения Второй мировой войны большая часть сохранившихся в сражениях самоходок Hummel была отправлена на слом и переплавку. До наших дней сохранилось 5 боевых машин данного типа, три из них находятся в музеях Германии, по одной можно встретить в США и Франции, в последней САУ представлена в коллекции танкового музея в Сомюре.
Тактико-технические характеристики Hummel:
Габаритные размеры: общая длина (с орудием) - 8440 мм, ширина - 2950 мм, высота - 2940 мм, клиренс - 400 мм.
Боевая масса - 23,5 т.
Бронирование - от 10 до 30 мм.
Вооружение - 150-мм гаубица 15 cm sFH 18/1 L/30 и 7,92-мм пулемет MG34/42.
Боекомплект - 18 выстрелов и 600 патронов к пулемету.
Силовая установка - 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 120 TR жидкостного охлаждения мощностью 265-300 л.с.
Максимальная скорость - 42 км/ч (по шоссе), средняя - 25 км/ч.
Запас топлива - 470 л.
Запас хода - 215 км (по шоссе), 130 км (по пересеченной местности).
Экипаж - 7 человек.
Источники информации:
http://vspomniv.ru/technics/126.htm
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G02_Hummel/
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/hummel.htm
Материалы из открытых источников
Хуммель стал последней тяжелой самоходной артиллерийской установкой огневой поддержки войск, разработанной конструкторами фирмы «Alkett».
Она стала 150-мм гаубица, установленная на шасси GWIII/IV, созданное специально для этой цели из уже хорошо отработанных узлов самых массовых серийных танков вермахта Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV. Хотя первоначально такое решение рассматривалось как временное (до создания специализированного универсального шасси для самоходной артиллерии), получившаяся гибридная конструкция оказалась весьма удачной и затем широко применялась для постройки не только 150-мм самоходной гаубицы , но и эффективного 88-мм истребителя танков, известного под названием «Nashorn». Для увеличения внутреннего объема боевого отделения шасси по сравнению с Pz Kpfw IV было несколько удлинено, а двигатель вынесен вперед, что позволило к тому же несколько уменьшить высоту рубки. Ствол орудия находился на высоте 2,3 м - очень неплохо для машины такого типа.
Сборочный цех завода германской компании «Deutsche Eisenwerke». Процесс сборки самоходного орудия «Hummel» . Всего в 1943-1945 годах было выпущено 724машины.
(«Шмель» ), были выпушены в конце 1942 года. Всего же до завершения производства в конце 1944 года цеха заводов компаний «Alkett» и «Deutsche Eisenwerke» покинуло 666 таких машин (по другим данным - 724), обладавших, как показала практика, наряду с массой достоинств и одним существенным недостатком - малым возимым боекомплектом (всего 18 выстрелов), из- за чего приходилось достаточно часто прибегать к помощи подвозчиков боеприпасов. Они, как правило, представляли собой те же САУ , только без вооружения.
Наводчик самоходной гаубичной установки «Hummel» наводит орудие ни цель. Заряжающий ждет команды «Огонь!». При стрельбе фугасным снарядом массой 43,5 кг с начальной скоростью 495м/с гаубица sFH 18 могла поразить цель, расположенную на расстоянии до 13 250м.
На четыре самоходные гаубицы приходился в среднем один транспортер боеприпасов, чего было явно недостаточно. Но на производство большего количества вспомогательных машин просто не хватало шасси, поэтому после выпуска фирмой «Deutsche Eisenwerke» около 150 транспортеров их производство пришлось прекратить. Поскольку в конструкции подвозчиков боеприпасов «Hummel» была заложена возможность быстрой и простой, возможной даже в полевых условиях, переделки в боевую машину, многие транспортеры завершили свой путь в качестве самоходных гаубиц.
Самоходки «Hummel» 1-й батареи 73-го артполка 1-й танковой дивизии. Район Тернополя, апрель 1944 года. Самоходные гаубицы «Hummel» заслуженно пользовались популярностью в войсках. Они отличались высокой степенью надежности и обладали эффективным мощным вооружением.
В целом «Hummel» оказался чрезвычайно мощным и эффективным оружием , поэтому спрос на него как на превосходное средство огневой поддержки был очень высок. Мощная 150-мм гаубица отлично справлялась с задачей подавления противотанковой обороны противника и поддержки танковых дивизий артогнем. Конструкция новою гибридного шасси оказалась в целом удачной. Размещение двигателя в передней части корпуса позволило уменьшить высоту боевого отделения. Находившийся в выдвинутой вперед бронерубке механик-водитель имел отличный обзор. В целом большая площадь броневых листов рубки не позволила сделать их достаточно толстыми, чтобы не перегрузить ходовую часть, однако лобовая плита корпуса машины имела хороший баллистический профиль, заметно повышавший ее бронестойкость.
Самоходная гаубица «Hummel» на улице итальянского города. Лето 1944 года. Эта САУ была выполнена на основе универсального самоходного шасси Geschutzwagen III/IV, в котором использовались основные детали и механизмы танков Pz III и Pz IV.
Но поскольку промышленность Германии не могла удовлетворить запросы армии полностью, самоходные установки «Hummel» поступали на вооружение только элитных частей - в основном танковых дивизий войск СС. Так как в составе танковых соединений самоходные гаубицы из-за отсутствия специальных средств управления огнем не могли использоваться по своему прямому назначению - в качестве штурмовых орудий, когда могли бы проявить свои возможности в полной мере, они превратились, по сути, в дополнительное, исключительно мощное огневое средство, способное вести огонь прямой наводкой по всем целям, попадающим в поле зрения наводчика.
Машина из состава артполка моторизованной дивизии «Feldherrnhalle». Венгрия, зима 1945 года. В начале апреля 1945 года, в действующих немецких войсках еще находилось около 170 самоходных гаубиц «Hummel» .
В новом качестве САУ «Hummel» прекрасно зарекомендовали себя, хотя в целом такое их использование признать максимально эффективным никак нельзя. Но в 1943 году Восточный фронт был как раз тем театром военных действий, где в расчет, прежде всего, принималась огневая мощь, а в этом плане всегда была на высоте.
Орудие заряжено. Цель - наблюдательный пункт русских. Бескиды, декабрь 1944 года. Обычными целями этих САУ являлись сосредоточения живой силы и бронетехники, укрепрайоны и позиции дальнобойной артиллерии врага. Нередко они били прямой наводкой по атакующим танкам противника.
Первые САУ поступили в войска весной 1943 года, а их боевое крещение состоялось летом под Курском. Затем САУ этого типа активно применялись в ходе всех основных сражений заключительного этапа войны, в том числе на Сандомирском плацдарме, в Арденнах и под Балатоном.
Немецкие инженеры изобрели такой подкласс самоходной артиллерии, как «самоходный лафет». Первые практические наработки в этой области появились ещё в годы Первой мировой войны, но по-настоящему массовым явлением подобные машины стали спустя два с половиной десятилетия после её окончания. Рецепт оказался прост: за основу бралась база лёгкого или среднего танка, из агрегатов которого создавалось самоходное шасси с противопульной бронёй. На такое шасси устанавливалось слегка модифицированное буксируемое орудие. Благодаря этому мобильность артиллерии резко возрастала. Наиболее мощно вооружённым из массовых немецких «самоходных лафетов» стал Hummel . Эта САУ вполне справедливо считается одним из символов немецкой самоходной артиллерии.
Объединяя двух конкурентов
В начале 1942 года центром разработки «самоходных лафетов» средней весовой категории был концерн Krupp. Работы по таким машинам в Эссене начали ещё до начала Второй мировой войны. Итоги проектирования оказались неоднозначными. САУ 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette, создававшаяся как истребитель дотов, превратилась в Pz.Sfl.IVa, более известную под фронтовым прозвищем Dicker Max («Толстый Макс»). Прозвище появилось неслучайно: при боевой массе в 22 тонны внутрь самоходной установки удалось поместить мотор мощностью всего 180 лошадиных сил. С подвижностью у машины, которую переквалифицировали в истребители танков, дела обстояли не лучшим образом. По ряду причин от серийного производства ста машин, которые получили окончательное обозначение Pz.Sfl.IV (10 cm), в конце 1941 года пришлось отказаться.
Несколько лучше сложилась ситуация с другой САУ, ставшей ответвлением от проекта 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette. Первоначально она получила обозначение Pz.Sfl.IV (leFH 18), но позже его изменили на Pz.Sfl.IVb . В ней использовалась концепция 6-каткового шасси на рессорной подвеске, при этом двигатель применялся тот же, что и на Pz.Sfl.IVa. Боевую массу этой машины удалось снизить до 18 тонн, что заметно улучшило её подвижность.
Два опытных образца самоходной установки, которая 13 августа 1941 год сменила имя на leFH 18 (Sfl.), были готовы к началу января 1942 года. В целом получилась неплохая машина, которая вполне подходила на роль средства поддержки танков. Правда, уже к весне 1942 года стали появляться сомнения в целесообразности её выпуска. Дело в том, что при таком большом и дорогом шасси машина вооружалась системой сравнительно небольшого калибра, да и её боевое отделение оказалось не слишком просторным. Двигатель у этой САУ был свой, отсутствовала унификация с более массовыми образцами техники по каткам и ряду других элементов.
Неудивительно, что OKH (Oberkommando des Heeres, Верховное командование сухопутных войск) весной 1942 года озаботилось вопросом создания среднего «самоходного лафета» для более солидного орудия. Таковым была выбрана 149-мм гаубица 15 cm sFH 18 . Эта артиллерийская система оказалась весьма удачной, но при этом её боевая масса, превышавшая 5 тонн, здорово ограничивала возможности перемещения по полю боя.
Как можно заметить, 15 cm sFH 18 была отнюдь не пушинкой. А теперь представим, что её надо переместить силами расчёта по полю…
В качестве разработчика новой САУ был выбран концерн Rheinmetall-Borsig. Главный конкурент Krupp в программе танка поддержки B.W. , оружейный гигант из Дюссельдорфа довольно быстро нашёл альтернативу конкурсу, в котором проиграл. В 1938 году в пригороде Берлина Шпандау концерн открыл завод Alkett (Altmärkische Kettenfabrik). Его основным профилем стала сборка танков и самоходных установок, именно там начали проектировать и новую САУ.
Первыми построенными здесь боевыми машинами были тридцать два Pz.Kpfw.II Ausf.B , позже здесь строили средние танки Pz.Kpfw.III . Впрочем, уже с 1940 года основной продукцией стали самоходные установки StuG III . Начиная с модификации StuG III Ausf.B и до Ausf.F/8 завод Alkett был единственным сборщиком этих машин. Да и StuG 40 Ausf.G, самый массовый образец немецкой бронетанковой техники, по большей части производился в Шпандау. Поэтому выбору производителя, сделанному OKH, удивляться не стоит.
Опытный образец Geschützwagen für sFH 18/1, конец 1942 года. Машину легко определить по большому дульному тормозу
Поскольку основным направлением для Alkett в тот момент было изготовление Pz.Kpfw.III и танков на его базе, вполне ожидаемо, что средний «самоходный лафет» следовало делать из этого танка. На деле всё оказалось не так просто. Ещё в декабре 1941 года возникла идея дальнейшего развития Pz.Kpfw.III. Предполагалось установить на него башню от Pz.Kpfw.IV с 75-мм пушкой Kw.K. 40 L/43. Получившийся танк должен был обозначаться как Pz.Kpfw.III Ausf.K. Даже до опытного образца реализация этого проекта не дошла: выяснилось, что для установки башни с более мощным вооружением понадобится полностью переделывать ходовую часть. Это, собственно, и стало началом конца Pz.Kpfw.III.
Что же касается шасси Pz.Kpfw.IV, то у него верхняя весовая планка оказалась выше и составляла 25 тонн. При этом от базы Pz.Kpfw.III немецкие танкостроители полностью не отказывались, поскольку на ней стали производить StuG 40 с более мощной пушкой 7.5 cm StuK 40. Тем не менее на Alkett понимали, что разумной альтернативы для шасси Pz.Kpfw.IV у них нет.
В результате работы пошли в направлении создания своеобразного гибрида, в котором объединились компоненты Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Шасси, получившее обозначение Geschützwagen III (орудийная машина III), по ходовой части полностью повторяло Pz.Kpfw.IV. От этого танка также был позаимствован двигатель Maybach HL 120 TRM вместе с системой охлаждения. Похожей оказалась и «ванна» корпуса. Коробку передач ZF SSG 77 конструкторы позаимствовали у Pz.Kpfw.III.
Ещё одним характерным признаком опытного образца Geschützwagen für sFH 18/1 было отсутствие смотрового лючка в рубке механика-водителя
Поскольку в боевое отделение предстояло установить весьма немаленькую по габаритам и массе 149-мм гаубицу, пришлось серьёзно поработать над компоновкой машины. В результате получилась неординарная конструкция, которая стала плодом нескольких компромиссных решений. Иного пути, кроме как спрятать двигатель под установку гаубицы, у инженеров не было. Можно только посочувствовать ремонтникам, которые имели дело с этими машинами. Чтобы демонтировать двигатель, здесь требовалось сначала снять орудие, а затем частично разобрать саму машину.
С обслуживанием трансмиссии дело обстояло проще, но без крана и тут всё равно делать было нечего. Требовалось снять большую лобовую плиту, в которую интегрировали рубку механика-водителя. Кстати, вместе с ним в отделении управления сидел радист, для которого конструкторы никаких приборов наблюдения вообще не предусмотрели.
Компоновочная схема Geschützwagen III/IV
На подобные ухищрения инженеры Alkett пошли не просто так. Благодаря перекомпоновке агрегатов Geschützwagen III получила просторное боевое отделение, где поместилась не только сама гаубица, но и четыре номера её расчёта. Правда, больше 18 выстрелов в возимом боекомплекте разместить не удалось.
Грамотно сконструированная система охлаждения позволила обойтись без «ушей», как на Pz.Sfl.IVa. Не менее важно и то, что боевая масса САУ составила 22 тонны: столько же, сколько у Dicker Max, но при гораздо более мощном моторе. К тому же и в плане унификации с крупносерийными машинами детище Alkett выглядело куда интереснее, чем продукция Krupp.
Самоходка от сталеваров
Первый опытный образец самоходной установки, получившей обозначение Geschützwagen für sFH 18/1, был изготовлен Alkett ближе к концу 1942 года. Опытная машина максимально использовала компоненты от Pz.Kpfw.IV. Ещё одной её отличительной особенностью стал массивный дульный тормоз, установленный на гаубице. Достаточно быстро выяснилось, что он лишний: устойчивость шасси Geschützwagen III/IV оказалась достаточной, чтобы от этой детали отказаться. Тем более что при стрельбе дульный тормоз создавал большое облако пыли.
Сборочная линия на заводе Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie, Дуйсбург
По итогам испытаний в конструкцию машины внесли ряд усовершенствований. Гаубица лишилась дульного тормоза, некоторые изменения были внесены и в конструкцию ходовой части. Вместо ведущих колёс и бортовых передач от Pz.Kpfw.IV было решено позаимствовать их у Pz.Kpfw.III. Учитывая тот факт, что основной продукцией Alkett были САУ StuG III/StuG 40 на базе Pz.Kpfw.III, решение вполне логичное, тем более что коробка передач все равно бралась от этих самоходных установок. Машина «обросла» дополнительными элементами, такими как крючки для установки тента. Кроме того, рубка механика-водителя получила откидывающийся вверх лючок, что заметно улучшило обзор в походном положении.
На этой фотографии видно, что двигатель с системой охлаждения «живёт» непосредственно под орудием
Примерно в это же время была отчасти решена проблема маленького боекомплекта. Изобретать велосипед на Alkett не стали и разработали на базе Geschützwagen für sFH 18/1 подвозчик боеприпасов. Позже он получил обозначение Geschützwagen III für Munition и сквозной индекс Sd.Kfz.165 (его же получил и Geschützwagen III).
Фактически это была та же самая самоходная установка, но без гаубицы и с «зашитой» орудийной амбразурой. Внутри боевого отделения находились укладки для боезапаса. При этом путём нехитрых операций подвозчик боеприпасов Geschützwagen III für Munition можно было оперативно переделать в САУ Geschützwagen für sFH 18/1. Благодаря этому решению цифра выпущенных самоходных установок в различных источниках «плавает». Вопрос о том, сколько подвозчиков боеприпасов позже переделали в САУ, остаётся открытым.
Geschützwagen III выпуска весны 1943 года
Между тем на Alkett к концу 1942 года стало не до новой САУ. Ежемесячный выпуск StuG 40 вырос: уже в ноябре он составил 100 машин, а в декабре увеличился до 129 штук, причём в последний месяц 1942 года началось производство StuG 40 Ausf.G. Насколько важным оказался выпуск этих машин, говорит тот факт, что с февраля 1943 года её производство освоили и на заводе MIAG. На сам же Alkett с марта 1943 года дополнительно «свалился» ещё и выпуск StuH 42 со 105-мм гаубицей.
Неудивительно, что для производства Geschützwagen für sFH 18/1 нашли другого подрядчика. Им стала сталелитейная компания Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie из Дуйсбурга. Расстояние от Дуйсбурга до Эссена, к слову, примерно такое же, как и до Дюссельдорфа. Это можно считать довольно символичным, поскольку в продукции Deutsche Eisenwerke AG объединились компоненты изделий Krupp и Rheinmetall.
Поставщиком бронелистов для новой САУ выступила компания Deutsche Edelstahlwerke AG (DEW) из Крефельда, что к юго-западу от Дуйсбурга. С марта 1943 года производство брони переместилось в Deutsche Röhrenwerke AG Werk Thyssen в Мюльхайме-на-Руре.
Изготовленный на той же базе подвозчик боеприпасов Geschützwagen III für Munition
Первые пять самоходных установок были изготовлены в феврале 1943 года, тогда они обозначались как Geschützwagen III. Уже в марте объём их выпуска достиг 26 штук, а в апреле Дуйсбург покинуло ещё 49 машин. С мая начался выпуск Geschützwagen III für Munition, что снизило объёмы производства самих самоходных установок. Всего за 1943 год было построено 368 САУ и 96 подвозчиков боеприпасов.
Захваченный в ходе боёв лета 1943 года Geschützwagen III на полигоне НИИБТ, 1944 год
Отдельно стоит упомянуть непростую историю названия этой самоходной установки. К 1 июля 1943 года её обозначение сменилось на schwere Feldhaubitze 18/1 (Sf) auf Geschützwagen IV, то есть «тяжёлая гаубица 18/1 на орудийной машине IV». Продержалось оно месяц: в начале августа его изменили на G.W.III/IV Hummel für s.FH 18/1 (Sd.Kfz.165). Именно в это время в названии машины появилось слово, под которым её широко знают, - Hummel, то есть «шмель». Но продержалось оно всего пару месяцев. В вышедшем 15 октября 1943 года руководстве D-653/42 машина снова получила обозначение schwere Feldhaubitze 18/1 (Sf) auf GW IV. Впрочем, и оно было закреплено на САУ недолго: с 1 ноября её стали обозначать как Geschützwagen III/IV (Sd.Kfz.165). Больше официально обозначение Hummel по отношению к этой машине не применялось, но на практике оно никуда не делось. Всего же САУ переименовывали восемь раз. В последний раз это случилось в октябре 1944 года - назвали её тогда s.Pz.Haub.18/1 auf Fgst.Pz.Kpfw.III/IV (sf) (sd.Kfz.165).
Стоит ли после такого «простого» индекса удивляться, что в войсках продолжали использовать обозначение Hummel? Следует отметить, в докладах Гудериана впервые обозначение Hummel появилось гораздо раньше, чем оказалось в официальном названии, - ещё 3 мая 1943 года. Использовалось оно и позже. Как Hummel самоходная установка обозначена, например, в докладе от 3 мая 1944 года. Таким образом, это «неформальное» обозначение, как наиболее удобное, продолжало применяться и на высшем уровне.
Крепления запасных траков на бортах корпуса, как и крепления запасных катков, являются одной из многочисленных полевых переделок
Менялись у САУ, впрочем, не только обозначения. Первое серьёзное изменение конструкции произошло летом 1943 года. Установка глушителя в корме оказалась далеко не лучшей идеей, и от него отказались. Выхлопные трубы укоротили и их концы развернули немного вбок, чтобы выхлопные газы не летели в боевое отделение. На освободившееся место были установлены крепления для запасных опорных катков.
Более существенные изменения конструкторы стали прорабатывать в начале декабря 1943 года. На Alkett наконец догадались, что совсем без обзора радисту ездить немного скучно. В результате была спроектирована новая рубка, которая теперь включала в себя и место радиста. Он, как и механик-водитель, получил откидывающийся вверх лючок со смотровым прибором, ещё один смотровой прибор появился справа. Обзорность с места механика-водителя вправо немного ухудшилась, но с учётом того, что и до того она была далека от идеальной, с этим смирились. Новая рубка пошла в производство с февраля 1944 года.
Весной 1944 года претерпела небольшое изменение и ходовая часть. В серию пошёл танк Pz.Kpfw.IV Ausf.J с изменённой конструкцией ленивцев, они же перекочевали и на САУ. Последним изменением стала переделка воздухозаборников в бортах корпуса. Боевое применение машины показало, что воздухозаборники уязвимы, поэтому воздухоприток был перенесён наверх. Это усовершенствование внедрили в производство с августа 1944 года.
Наличие глушителя на корме говорит о том, что машина выпущена до августа 1943 года
За 1944 год было изготовлено 289 самоходных установок и 61 подвозчик боеприпасов. Ещё 48 машин удалось выпустить в 1945 году. Последний s.Pz.Haub.18/1 auf Fgst.Pz.Kpfw.III/IV (sf) (sd.Kfz.165) покинул завод в марте. Таким образом, общий объём выпуска составил 705 САУ и 157 подвозчиков боеприпасов. Машины получили серийные номера 320001–320813. 50 машин из указанного числа подвозчиков боеприпасов были изготовлены на Werk Teplitz-Schönau в чешском Теплице. Эти машины имели серийные номера 325001–325050. Выпуск САУ начался здесь в начале 1944 года, но достаточно быстро завод перевели на производство истребителей танков Hornisse (Nashorn), благо в его конструкции использовалась та же база Geschützwagen III/IV.
Длинная рука танковых дивизий вермахта
С мая 1943 года стали формироваться батареи тяжёлых самоходных гаубиц, которые входили в состав самоходных артиллерийских дивизионов. Согласно штату K.St.N.461b от 15 января 1943 года, в состав третьей батареи такого дивизиона входило шесть Geschützwagen III/IV. Кроме того, штатно в состав батареи входило два подвозчика боеприпасов. Получателями самоходных установок выступали танковые дивизии. Получали их и батареи при артиллерийских дивизионах в танковых дивизиях СС. Также машины попали в состав 845-го и 536-го тяжёлых артиллерийских дивизионов, действовавших самостоятельно.
Новую рубку отделения управления внедрили в производство с февраля 1944 года
Поскольку обычно в состав батареи входило по шесть машин плюс два подвозчика боеприпасов, «заполнение» частей машинами шло довольно быстро. За всё время производства самоходные установки этого типа поступили на вооружении 40 соединений - цифра весьма впечатляющая. Неудивительно, что боевое применение машины, начавшееся в июле 1943 года на Курской дуге, было широким, а сама САУ оказалась одним из символов немецкого танкостроения. Уже к началу операции «Цитатель» schwere Feldhaubitze 18/1 (Sf) auf Geschützwagen IV находились в составе десяти соединений.
Трофейный Hummel последних производственных серий. Официально на вооружении 366-го САП находились две такие САУ, но известны машины с бортовыми номерами 41, 52 и 53
Как известно, немецкий вермахт достаточно долгое время с успехом применял тяжелую артиллерию на колесной/гусеничной/гужевой тяге. Со временем, автопарк мощных тягачей и транспортеров настолько разросся, что у немцев возникли определенные трудности. Именно в этот момент многим военным была поставлена задача установить крупнокалиберные артиллерийские системы на гусеничные платформы, используя при этом, уже освоенные в производстве машины/танки. Начиная с 1939 года немцы с завидным постоянством «клепали» различные самоходки с различным для них успехом. По мнению большинства военных теоретиков, по-настоящему передовой в этом плане стала САУ Хуммель (Sd.Kfz.165), которая сочетала в себе относительную маневренность, огневую мощь и высокую проходимость.
В 30-е года немцы издали меморандум, в которых излагались новейшие технические и тактические требования к самоходной артиллерии. В данном меморандуме указывалось, что эти самоходные установки должны были иметь защиту экипажа от осколков и пуль, должны были обеспечивать поражение целей в кратчайшие промежутки времени (чего не может обеспечить буксируемая артиллерия), к тому же, САУ должна обладать высокой проходимостью. Вместе с этим, в меморандуме содержался пункт, который предусматривал возможность демонтажа пушки с ходовой части САУ.
В 1941-1942 годах, после ряда поражений в России, немецкие танковые эксперты вновь вернулись к вопросу самоходной артиллерии. На этот раз, немецким разработчикам был выдвинут ряд достаточно жестких требований к новым САУ: применение снарядов от буксируемой артиллерии; для ведения огня с закрытой позиции применение прицела Rundblickfehrrohr 36; для ведения огня в прямой наводке применение прицела Zieleinrichtung 34; максимальная унификация и применение деталей от танков серийного производства. Тщательно рассматривались варианты вооружения и выбор ходовой части новой САУ. На новый лафет планировали поставить орудия 15см sFH 18 и 10,5см leFh 18. На шасси танка Pz II установили 10,5-см пушку leFh 18, в результате чего получилась достаточно удачная самоходка «Веспе» (экипаж 5 человек). Для пушки 15см sFH 18 позаимствовали базу от танка Pz IV, но при этом применили множество деталей от Pz III. Экипаж САУ состоял из 4-5 человек.
Параллельно с этим, конструкторами немецкой фирмы Алькетт был разработан проект самоходной артиллерийской установки Geschutawagen III/IV (будущая САУ Хуммель), в кормовой части которой размещалось боевое отделение. По требованию проекта, конструкторы соорудили высокую П-образную рубку без крыши, которая защищала экипаж и орудие от снарядов и пуль. В носовой части корпуса САУ располагались трансмиссионное и моторное отделения. Ходовая часть новой самоходки в основном были взяты от среднего танка Pz IV, она состояла из мелкозвенчатой гусеницы: направляющего колеса заднего расположения, восьми опорных катков и четырех поддерживаемых роликов.
От танка Pz III взяли ведущие колеса, тормоза, трансмиссия SSG-77, мотор Майбах HL 120TRM. Также, для противодействия вражеской пехоте в боевом отделении находилось 2 пистолет-пулемета MP-40, и в укладке перевозился 7,62-мм пулемет MG-34. Боекомплект САУ размещался в боевом отделении, и состоял он из 18 снарядов. Всего, немецкие оружейники предлагали применять 8 различных типов снарядов. Стоит отметить самый мощный снаряд №8, которым орудие могло выстрелить 10 раз, после чего ствол пушки менялся на новый. В качестве средств связи выступали рации TornFuG g-movable, BoSprg либо FuSprg f. Вместе с этим, предполагали использование приемников Fu-8 и Fu-4.
В октябре 1942 года макет самоходки Geschutawagen III/IV был презентован лично Адольфу Гитлеру, который высоко оценил проект и рекомендовал к ее производству. Тем более, в голове фюрера назревал план «летней кампании» в России (Операция Цитадель), и новые, тяжеловооруженные самоходки очень пригодились для боев. Через некоторое время был заключен контракт на поставку 100 единиц Geschutawagen III/IV. Однако, к маю 1943 года заказ был перевыполнен на 15 машин, и общее количество поставленных САУ составило 115. К лету 1943 года самоходка Geschutawagen III/IV получила официально название «Хуммель» (15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschützwagen III/IV (Sf) Hummel – от нем. «шмель»).
В течении 1943 года САУ «Хуммель» блестяще показал себя в качестве противотанковой САУ и в качестве средства огневой поддержки. Всего за 1943 год было сделано 368 машин, на следующий год было произведено 289 единиц, и к 1945 году было сделано еще 57 «Хуммелей». На серийных САУ Hummel отсутствовал дульный тормоз, но на первом прототипе он присутствовал. Помимо произведенных самоходок, Алькетт произвела 157 транспортеров боеприпасов Munitionsstraggers (он выглядел как серийный Хуммель, только без установленного орудия).
Во время серийного выпуска многие экипажи САУ Hummel часто дорабатывали машину «под себя», устанавливая дополнительную защиту и др. Вместе с этим, конструкторы проводили модернизацию Хуммеля в несколько этапов. Модернизация затрагивала сдедующих элементов: защита вентиляционных решеток, изменения расположения выхлопных труб, установка запасных катков на корме ходовой и замена ведущих колес с ленивцами. Помимо этого, ввиду ухудшающей ситуации с резиной в Германии, на поддерживающие ролики Хуммеля перестали устанавливать резиновые бандажи.
В данной статье мы с вами поговорим о легендарной немецкой самоходной артиллерийской установке, которая побывал почти на всех фронтах, где воевал вермахт, и внесла свой вклад в боевую обстановку. Также эта САУ стала одной из самых удачных мобильных механизированных артсистем германского производства в частности и в целом на тот момент времени. «Хуммель» , который проектировался как революционная, полная новшеств САУ, из-за спешки, вызванной войной, так и не обзавелся вращающейся башней с круговым бронированием и еще рядом революционных на тот момент элементов.
Историческая справка
История создания
«Panzerfeldhaubitze 18M auf Geschützwagen III/IV (Sf) «Hummel», Sd.Kfz. 165» - германская самоходная артиллерийская установка периода Второй Мировой Войны. САУ представляла собой тяжелую полевую гаубицу «15 cm sFH 18», установленную на специально созданное танковое шасси «Geschützwagen III/IV». Впервые САУ «Hummel» использовались в боях на Курской дуге летом 1943 г., в конце 1943 г. «Хуммели» действовали на всех участках фронта. В 1943 г. новые САУ продемонстрировали высокую надёжность и боевую эффективность.
Рисунок 1. САУ «Хуммель» в музее
Предпосылки
Первой попыткой создания САУ на полностью гусеничной базе стало переоборудование после завершения кампании в Польше танков PzKpfw I Ausf.B в самоходно-артиллерийские установки 15 cm sIG 33. По заказу Waffenamt работы по конверсии танков в САУ выполнила фирма Alkett. Основным назначением установок 15 cm sIG 33 являлась поддержка пехотных подразделений, танковые дивизии получили лишь несколько машин.
Через короткий промежуток времени командование сочло необходимым иметь в составе панцердивизий самоходную артиллерию. Успех стратегии и тактики «блицкрига» в начальный период второй мировой войны породил ряд проблем, которые особенно остро встали перед так называемыми «Schoelle Truppen» - быстрыми соединениями. Одной из таких проблем стала неадекватная подвижность артиллерии по сравнению с подвижностью танков; даже механизированные артиллерийские подразделения не успевали за танковыми.Как это часто случалось, сухопутные войска разработали крайне амбициозную спецификацию, все требования которой врядли было возможно увязать в одной машине. Встал вопрос о необходимости разработки целого семейства машин. Heereswaffenamt выдало задание на проектирование САУ с калибром орудий от 105 до 210 мм фирмам Крупп, Рейнметалл, Даймлер-Бенц и Шкода. Логика диктовала использование для различных орудий различных гусеничных шасси. Каждой фирме предстояло спроектировать по три САУ. Данный заказ известен как «окончательное решение», однако он не устраивал полевые подразделения, которым САУ требовались срочно; на претворение в жизнь «окончательного решения» требовалось время. Тогда в управлении Heereswaffenamt появилось на свет «промежуточное решение» - создание двух САУ, вооруженных 105-мм пушкой lFH 18 и 150-мм sFH 18. График проектирования САУ был установлен очень жёстким, в их конструкции предписывалось широко использовать уже выпускающиеся узлы и агрегаты. Фирмы-разработчики не согласились с предложением Heereswaffenamt и выдвинули встречные концепции; фирмы сумели заставить военных отказаться от требований обеспечения кругового обстрела и съёмной пушки. На рубеже 1941-42 г.г. были сформированы базовые требования к машине «промежуточного решения»:
Максимальное использование в конструкции существующих и освоенных в производстве узлов и агрегатов с целью сокращения сроков проектирования САУ и удешевления конструкции;
Использование в боекомплекте боеприпасов буксируемых орудий, в этом случае не требуется составление новых стрельбовых таблиц;
Углы вертикального наведения орудия - от −10° (в крайнем случае от −8°) до +45°;
Сектор горизонтального обстрела пушки без поворота всей машины - ±15°;
Прицельное оборудование: оптические прицелы Zieleinrichtung 34 для ведения огня прямой наводкой и Rundblickfernrohr 36 для стрельбы с закрытой позиции.
Все необходимые новые узлы, агрегаты и детали конструкции новых машин должны изготавливаться на имеющемся оборудовании по существующим технологическим процессам; операции, требующие механической обработки, следует свести к минимуму.
История двух вышеупомянутых САУ шла параллельно. Обе машины имели очень ограниченный возимый боекомплект, на «Хуммеле» он составлял всего 18 выстрелов, в результате примерно 22-24 % всех САУ пришлось построить в варианте транспортёра боеприпасов. Конструкция транспортёров практически не отличалась от конструкции САУ. Сохранялось возможность установки на транспортёры пушек в полевых условиях.
Аналогичный подход сохранился и при производстве САУ «Wespe». Шасси устаревшего танка Pz.Kpfw. II было выбрано в качестве платформы для монтажа 105-мм пушки lFH 18, выпуск САУ наладили на заводе фирмы FAMO в Бреслау. Поступление лёгких и тяжёлых САУ в строевые подразделения началось веснoй 1943 г.
Сомнения в действенности «промежуточного решения» развеялись после успешного применения САУ в составе артиллерийских батарей танковых дивизий. Панцердивизии теперь получили превосходное артиллерийское прикрытие. Ухудшение военного положения Германии привело к отказу от планов дальнейших работ по «окончательному решению», работы в рамках этой программы ограничились постройкой нескольких прототипов САУ.
Разработка и производство
Осенью 1942 г., после демонстрации Гитлеру раннего прототипа самоходной установки со 150-мм пушкой sFH 18 на шасси танка PzKpfw. IV, фирма Alkett из Борзигвальде приступила к разработке машины Geschutzwagen III/IV. В конструкции машины предусматривалось максимально возможное количество уже имеющихся узлов и агрегатов; отбирались лучшие системы танков PzKpfw. IV. Считалось, что машина будет удовлетворять минимальным требованиям для использования в качестве платформы под установку тяжелой 150-мм пушки sFH 18/1. Внешний облик ходовой части в большей степени соответствовал шасси танка PzKpfw. IV Ausf.F, в то же время, внутреннее оборудование большей частью аналогично танку PzKpfw. III Ausf.J.
От танка «PzKpfw IV» взяты:
- Несколько измененный корпус, ходовая часть с опорными катками, поддерживающими роликами, подвеской, ленивцами гусеницами, устройствами натяжения траков и т. д.
От танка «PzKpfw III» взяты:
- двигатель Майбах HL-120TRM с трансмиссией SSG-77, тормозные устройства, ведущие колеса, механизмы управления.
Новые детали:
- специально для САУ разработаны новые валы, передающие мощность от двигателя, выхлопные патрубки, масляные фильтры, инерциальные стартеры, топливопроводы, зимнее оборудование.
Выполненный из конструкционной стали макет установки «Geschutzwagen III/IV» Гитлер осмотрел в октябре 1942 г. К маю 1943 г., к началу летней кампании, предстояло построить 100 САУ «Hummel». Сборку машин предстояло наладить на заводе фирмы Дойче Эйзенверке в Дайсбурге, производство бронелистов рубки - на заводе фирмы Дойче Рохренверке в Мюнгейме. К маю 1943 г. удалось построить 115 самоходок, но во фронтовые подразделения попали только 55 машин, остальные были направлены в учебные подразделения. Успешный опыт боевого применения САУ привел к увеличению их выпуска, всего в 1943 г. было построено 368 САУ «Hummel», в 1944 г. - 289 и 57 - в 1945 г. Общий объём производства составил 724 самоходные установки «Hummel», десять их которых было переделано из танков, кроме того, вермахт получил 157 транспортёров боеприпасов Munitionsstrager. В войсках САУ «Hummel» очень любили: её можно назвать самой популярной немецкой самоходкой времён войны.
Боевое отделение на обеих самоходках, «Hummel» и «Wespe» , находилось в кормовой части машины. Моторное отделение расположено в средней части, отделение управления - в передней. Отделение управления изолировано от боевого отделения. Доступ в отделение управления осуществлялся через два люка. Кроме пушки САУ вооружалась пулемётом MG-34 или MG-42, для самообороны экипаж имел два автомата МР-40 и пистолеты. Машины оснащались чрезвычайно надёжным двигателем Майбах HL-120TRM и трансмиссией SSG-77. Использование трансмиссии танка «PzKpfw III» привело к необходимости установки на САУ тормозов, механизмов поворота и ведущих колёс от этого же танка. В то же время двигатель Майбах HL-120TRM не обеспечивал самоходке заданной в требованиях удельной мощности.
Радиооборудование САУ унифицировано с радиооборудованием машин артиллерийских корректировщиков. На САУ «Hummel» и «Wespe», транспортёрах боеприпасов Munitionstrager ставились радиостанции Funksprechgerat f (FuSprG 0 и Bordsprechgerat (BoSprG). Обычно вместе с САУ работали машины артиллерийских корректировщиков Panzer-Beobachtungswagen III, изготовленные на базе танков PzKpfw III. Радиооборудование этих машин включало радиостанции Funksprechgerat f (FuSprG 0. Bordsprechgerat (BoSprG), Tornisterfunkgerat g (TornFuG g-movable), среднечастотные приёмники FU-4 и FU-8, работающий в диапазоне средних волн 30-ваттный радиопередатчик.
Рисунок 2. САУ «Хуммель» в игре
На прототипе САУ, построенном фирмой Alkett, устанавливалась пушка с дульным тормозом, в процессе серийного производства от установки дульного тормоза отказались. Дульный тормоз был необходим при использовании зарядов № 7 или 8, обычно же применялись заряды № 1-6. Санкцию на стрельбу с использованием зарядов № 7 или 8 из пушек без дульных тормозов давал командир не ниже уровня командира взвода. Кроме того, применение заряда № 8 разрешалось при угле возвышения ствола не более 40°. Одна пушка выдерживала максимум десять выстрелов с зарядами № 8.
Модификации
САУ раннего выпуска:
- ленивцы от танка «PzKpfw IV Ausf.D»;
- выхлопные трубы уложены только на одном надгусеничном крыле над ленивцем;
- по одному запасному опорному катку укреплено на лобовой бронеплите;
- на каждом предкрылке установлено по одной фаре «Bosh»;
- ведущие колеса аналогичны используемым на танках «PzKpfw III Ausf.E»;
- обрезиненные поддерживающие гусеницу ролики аналогичны используемым на танках «PzKpfw IV Ausf.D»;
- вентиляционные решетки двигателя в правом и левом бронелистах рубки;
- откидные предкрылки над ленивцами
САУ позднего выпуска
- ленивцы аналогичны используемым на танках «PzKpfw IV Ausf.F»;
- выхлопные трубы уложены на надгусеничных крыльях с обоих бортов;
- два запасных опорных катка размещены на кормовом бронелисте;
- установлена только одна фара «Bosh» на левом переднем предкрылке;
- ведущие колеса аналогичны используемым на танках «PzKpfw III Ausf.J»;
- стальные поддерживающие гусеницу ролики аналогичны используемым на танках «PzKpfw IV Ausf.H»;
- вентиляционные решетки двигателей прикрыты бронещитами;
- откидные предкрылки над ленивцами не устанавливались
Организация частей самоходной артиллерии, оснащённой САУ «Хуммель»
Организация артиллерийских полков панцердивизий регламентировалась штатным расписанием KStN 431 (Kriegsstarkenachweisung), оснащение артиллерийских полков регламентировалось штатным расписанием KAN 431 (Kriegsausrustungsnchweisung), оба расписания датированы 16 января 1943 г.; 1 июня 1944 г. был утвержден новый штат - KStN 431 f.G. (Frei-Gliederung). В соответствии с KStN 431 один из трёх мотопехотных батальонов (чаще всего 1-й) перевооружался самоходно-артиллерийскими установками. Две из трёх батарей артиллерийского полка танковой дивизии получали САУ «Wespe»; в каждой батарее насчитывалось по шесть САУ и по 1-2 транспортёру боеприпасов «Munitionstrager». Третья батарея получала шесть САУ «Hummel» и 1-2 машины «Munitionstrager» на базе «Хуммеля». Штаб батареи имел на вооружении две машины артиллерийских корректировщиков «Panzer-Beobachlungwagen» на базе танков «PzKpfw II» или «PzKpfw III». В конце войны артиллерийские батареи отдельных панцергренадёрских дивизий тоже получили на вооружение САУ «Hummel» и «Wespe». Впервые САУ «Hummel» использовались в боях на Курской дуге летом 1943 г., в конце 1943 г. «Хуммели» действовали на всех участках фронта. В 1943 г. новые САУ продемонстрировали высокую надёжность и боевую эффективность.
Общие характеристики
Традиционно обзор мы начнем с рассмотрения характеристик танка, для АРТ-САУ они несколько отличны, нежели для танков.
Прочность и масса
Как нам известно, в патче 0.8.3. был проведен нерф запаса прочности для всех образцов артиллерии, представленных в игре, в результате чего мы сейчас имеем 280 единиц прочности (хотя раньше имели далеко за 300 единиц). В общем, сейчас нас могут уничтожить с одного выстрела даже такие танки как «VK3001H» или «BDR G1B» , что раньше было редкостью. Спорить о целесообразности такого решения сложно, в принципе ничего страшного не случилось, просто теперь нужно еще более тщательно прятаться и выбирать огневые позиции. Если же вас возмущает такое решение команды разработчиков «Wargaming.net» , тогда подумайте о следующем – была ли на самом деле артиллерия настолько прочной? Думаю, что если вы хоть немного разбираетесь в технике и тем более, если вы немного изучали историю Второй мировой войны, тогда вам станет ясно, что ничего тут экстраординарного нет. Просто разработчики привели ТТХ ближе к реальным значениям, немного уменьшив вес артиллерии в игре, ну и что? – игра то ведь про танки и не нужно забывать про это. Артиллерия же выполняет важную, но вспомогательную функцию, а потому перекосы в балансе в пользу АРТ-САУ могут привести лишь к одному – масса поклонников танков просто уйдут в другие игры или пересядут тоже на артиллерию, и что в итоге мы получим? А получим мы полный дисбаланс, когда будет половина команды состоять и за артиллерии, а остальная из средних и легких танков, которым не так уж страшен огонь САУ. Редкие тяжи, которые пережили эту эволюцию, будут пугливо выглядывать из-за укрытий и ждать когда перебьют артиллерию и лишь потом ходить в атаку. Ну и кому нужна такая игра? Тактика, стратегия, оперативное планирование? Не смешите, это просто плохая копия пошаговой стратегии с элементами действия между ходами принятия решений (типа «Операция «Барбаросса»»). Поэтому не нужно расстраивать по поводу нерфа прочности, чем больше будет танков в игре, тем больше работы будет для артиллерии.
Масса танка 25,36-26,5 тонн, что значит, что у нас вес достаточный для того, чтобы выдерживать таран светляков типа «А-20» или «Т-50» , но этого веса уже недостаточно, чтобы выдержать таран «Т-34-85» или «Т20» . Мы сможем нанести урон тому же «Т20» , но это на единиц 200-300 максимум, но сам «Хуммель» также будет уничтожен. Поэтому играть с быстрыми танками в ближнем бою в игру «кто-кого протаранит» не стоит, лучше использовать чрезвычайную маневренность САУ, чтобы уклоняться от атак противника. Очень хорошо срабатывает прием с ложными движениями, но учтите что у нас задний ход очень слабенький, поэтому второго шанса может не быть. По сути, этот прием подобен «качелям» и делается он так:
- Вы видите, что на вас мчит вражеский танк и явно с целью тарана, для этого быстро разверните танк в сторону;
- Когда враг подъедет достаточно близко, сделайте резкий рывок вперед – противник должен будет поменять направление движения вслед за вами;
- Когда он откорректирует свою траекторию соответственно с вашим направлением движения и подойдет близко вы, делаете резкую остановку и ход назад, в результате враг пролетает мимо
Сказать, что прием срабатывает в 100% случаев нельзя, но он достаточно востребованный и если такие танки как «Т-34-85» (если игрок на них опытный) успевают немного повернуть в сторону и зацепить вас одним траком (этого достаточно), то такие танки как «КВ-5» или «Т20» из-за небольших градусов поворота ходовой, очень часто пролетают мимо и выглядит это очень забавно. Особенно смешно, когда 100-тонная махина «КВ-5» на всех парах пролетает мимо, снося по пути деревья и непрочные постройки. В этот момент можно на автонаведении послать ему снаряд в двигатель и поджечь, но это уже высший пилотаж и вытворить такое получается нечасто.
Для компенсации эффекта тарана можно поставить противоосколочный подбой, но он тяжелый и потому вы не сможете поставить себе дополнительные и более полезные модули, так что вопрос об его установке спорный. Лучше поставить те же грунтозацепы и уходить от атак, чем так, впрочем, против особо шустрых целей подбой будет полезен, ведь уклониться от тарана «ELC AMX» или «Т-50» достаточно сложно.
Скорость и маневренность
Эти два значения являются основными конкурентными преимуществами «Хуммеля» и многие танки обожают эту САУ именно из-за его способности быстро менять позицию и являться по сути «драгуном» от артиллерии. Собственно, на то и была спроектирована эта САУ для своевременной поддержки наступающих немецких частей (или для быстрой переброски в места вероятного прорыва сил противника) и свою миссию данная САУ отрабатывает на все 100%.
Ходовая
Орудия
Со скоростью и маневренностью мы разобрались, теперь приступим к анализу орудий, которых у нас на выбор всего два. Первое нам досталось от «Гриля» — «15cm sFH 13 L/17» со средним уроном на 680 единиц и второе орудие – «15cm sFH 18 L/30» является топовым. Именно с этим орудием «Хуммель вошел в историю Второй мировой войны и историю артиллерии вообще, и когда-то это орудия делало немца лучшим среди всех САУ 5-го уровня. Собственно, когда-то, когда по планете ходили 100-тонные брахиозавры, а вся планета было покрыта несметными плантациями папоротниковых, «Хуммель» был топовой артиллерией и находился на одном уровне с «СУ-14» и «С-51» . Эти славные времена покрыли вящей славой эту САУ и если «СУ-14» в команде означала мощь, то «Хуммель» означал великолепное прикрытие и достаточно частый и главное – точный огонь поддержки. С этих пор много воды утекло и сейчас «Хуммель» как ы все тот же, только топовое орудие очень сильно «отремонтировали» (молдавские строители) и теперь оно сводится примерно на 60-70% медленные, чем раньше и разброс стал значительнее, особенно, что касается реальных событий в бою.
Рисунок 6. Выбор орудий для САУ «Хуммель»
Именно по причине нерфа топового орудия многие «артоводы-немцефилы» сейчас гоняют со стоковой пушкой. Дело в том, что, несмотря на значительно меньший урон и почти полное отсутствие сплеша, данное орудие отличается хорошей точностью и отменной перезарядкой – 3,51 в/м. добавьте сюда возможность пробивать кумулятивом 228-мм брони с потенциальным уроном до 700-т единиц, вот вам и причина популярности стоковой пушки. Также стоит учесть, что при использовании данного орудия решилась еще одна проблема, которая не давала покоя САУ «Grille» — углы горизонтальной наводки. Они у «Хуммеля» намного лучше, а потому можно спокойно отслеживать цель в значительно более широком секторе и поливать ее градом снарядов. Главный минус этого орудия, это почти полное отсутствие сплеша – любое попадание чуть более чем в метре от вражеского танка можно считать бесполезным, чаще всего это лишь косвенное повреждение гусениц, не более. А вот топовое орудие уже обладает сплешем и падение снаряда в 2-3-х метрах от вражеского танка стабильно наносит ему урон. Конечно, во многом это зависит от степени защищенности машины, если снаряд упал рядом с «М10 Wolverine» , то урон будет значительно больший, нежели при подобной ситуации для, скажем, «КВ» . Во многом от сплеша защищает противоосколочный подбой, а также конструкционные особенности танков, типа наличия бортовых экранов (как у «Т1 Heavy»). Тем не менее, хотя у снарядов стокового и топового орудий заявлен одинаковый радиус разлета осколков (тот, что может повредить танк), в любом случае на практике топовое орудие имеет на порядок больше шансов нанести урон сплешем.
По части кумулятивов все примерно равно, только топовое орудие может нанести на 88 единиц урона больше и минимальный уровень урона выше – 563 против 510. К тому же мы можем обычным ОФ снарядом пробивать на 10-мм брони больше (в среднем). В остальном по части кумулятивов все одинаково, этот один и тот же тип боеприпасов, только несколько модернизированный для топового орудия.
Но не все так просто, дело в том, что кумулятив имеет свои минусы:
- Высокая стоимость;
- Урон может поглощаться гусеницами и просто не пробить цель как обычный ББ;
- Может упасть рядом с танком, в нескольких дециметрах от него и не нанесет урона, так как не является снарядом ОФ действия (но за него все равно придется, потом платить немалые деньги);
- Заставляет нервничать игроков без премиум-аккаунта, так как каждый промах или пробитие без урона потом выливается в большие затраты (в итоге нервничающий игрок промахивается чаще, чем при стрельбе обычными боеприпасами).
Выглядит парадоксально, но более «экономное» стоковое орудие выходит дороже в напряженных боях, чем топовое. Все дело в том, что в таких боях приходится их «тащить», а потому активно использовать голд-снаряды, так как урона от ОФ явно недостаточно для целей типа «КВ-4» или «ИС-3» . В свою очередь эти танки имеют отвратительное свойство поглощать урон от, минимум, трети попаданий кумулятивами, а потому счет за бой по затратам приобретает еще более грозные очертания.
В общем, получается следующая ситуация – если вы играете без ПА в рандоме и вам нужно постепенно «прокачать» САУ «Хуммель» не влезая в долги, тогда вам будет выгоднее использовать топовое орудие и исключительно осколочно-фугасные боеприпасы. Если же у вас ПА и вы просто хотите больше «фана» и вам нравиться засыпать противника градом снарядов (что понятно, ведь мало кому нравится затяжная перезарядка «С-51» или «GW Type E»), тогда вам нужен стоковый комплект и 30-40% БК должны состоять из кумулятивов.
Система прицеливания и ведения огня
Если вы обратите внимание на такие САУ как «СУ-5» , «Bison» , «М37» или «StPzII» , то заметите общие черты – все они имеют на вооружении короткоствольные гаубичные орудия, с малой начальной скоростью снаряда и навесной траекторией огня. По сути, это мобильные мортиры, которые способны забрасывать снаряды сверху в укрепленные позиции противника, траншеи например, или форпосты. Такие орудия с этими задачами справляются великолепно, например, они были бы идеальны для штурма форпостов, которые имели англичане в своих африканских колониях и были бы опасны для пехоты даже под защитой редутов и траншей.
Справка: Речь идет о подобии средневековых форпостов, только с бетонно-металлическими конструкциями, орудиями и пулеметами на стенах в укрепленных гнездах и системой подземных коммуникаций, которые имелись не только у англичан в Африке, но и, например, входили в состав системы оборонных укреплений Голландии.
В игре это отражается в том, что данные САУ имеют очень маленький и четкий круг сведения, почти идеальный и отличаются высокой кучностью огня. Они идеальны против неподвижных целей и для «забрасывания» снарядов через преграды. Пример – полуразрушенные здания «Руинберга» и «Химмельсдорфа», песчаные холмы «Степей» и «Песчаной реки» или же каменные глыбы «Рудников» и «Тихого берега». В этом их плюс, они могут забросить снаряд туда, куда обычная гаубица не достанет ввиду того, что имеет настильную траекторию огня.
Все было бы хорошо, но с плюсами обычно соседствуют и минусы и здесь они тоже присутствуют. Дело в том, что за чрезвычайно удобную для огня по объектам за укрытиями траекторию мы с вами платим более низкой скоростью полета снаряда, меньшей дальностью огня и, как ни странно, большим числом промахов, особенно по движущимся целям. Дело в том, что снаряд мортиры летит по почти параболической траектории . Это значит что объект (снаряд) летит по плоской симметричной кривой до вершины и затем по той же траектории опускается вниз. Эта траектория в реальности невозможна, так как в идеале ее можно воссоздать только в вакууме, где на движущийся объект не влияют такие факторы как ветер, влажность или плотность воздуха, вплоть до микродавления, которое создают солнечные волны (которые в свою очередь также разогревают снаряд, так как он из металла и также, пусть и незначительно, меняют его свойства и влияют на траекторию). В вакууме мы можем создать идеальную параболическую траекторию, но дело в том, что в физической модели игры «World of Tanks» не заложено влияние этих факторов, здесь все корректируется вариатором (ВБР), который задает определенные отклонения и меняет вероятности попадания, пробития и уровня наносимого урона.
Примечание. Буквенные обозначения величин в наших расчетах отличают от представленных на рисунках, так как мы имеем дополнительные величины, а также ведем упрощенный расчет, который был бы понятен обычному пользователю.
Опять же, в идеале, если бы мы проводили испытания в вакууме, то смогли бы добиться параболической траектории движения, путь и не настолько высокой, скорее пологой. Тем не менее, это была бы та же, «так сказать» плоская или приплюснутая (кому как удобно) парабола. А теперь вспомним, что в игре нет физики, которая бы отражала влияние атмосферы на баллистику, а потому мы бьем по такой же строгой (хоть и не высокой) траектории, как и мортира, только углы тут меньше.
В игре это отражается в том, что мы можем забросить снаряд танку в башню, при этом центр прицела у нас находится в нескольких метрах позади танка. Также мы можем бить в быстро движущийся танк, и если траектории движения снаряда и танка совпадут в точке «А», то вражеский танк получит повреждения, а вот снаряд с мортиры имеет еще два шанса – он может приземлиться впереди или позади танка. Это означает, что с мортиры промахнуться по движущемуся объекту проще, что требует немалого опыта от артиллериста и быстрого интуитивного расчета вероятности, куда и с каким упреждением отправить снаряд.
Второй плюс подобной траектории состоит в том, что если, например, на улицах городских карт танки противника выстроились в линию, то выстрел по этой прямой, даже с большим интервалом разброса по длине, скорее всего, закончится попаданием в один из танков в этой «очереди».
Рисунок 10. Эллипсоидный круг сведения топового орудия САУ «Хуммель»
Третий плюс пологой (настильной) траектории обусловлен высокой начальной скоростью снаряда. Это значит, что мы быстрее доставляем снаряд из точки «А» в точку «Б», что выражается более высокой вероятность попадания по движущимся целям. Грубо говоря, когда мортира делает выстрел в стартовавший с места «КВ» , то даже при его невысокой скорости он уйдет от попадания, мы же сможем, скорее всего, попасть, так как даже на больших дистанциях наши ОФ снаряды редко превышают величину в 3 секунды (время подлета снаряда к цели).
И четвертый плюс – нам проще воевать в ПТ-режиме. Подъехал, свелся и выстрелил, если круг сведения заполнен, то даже тронувшийся с места танк получит попадание, если дистанция не превышает 100-120 метров, а снаряд мортиры, скорее всего, промахнется.
Радиостанции
В распоряжении у нас три вида радиостанций, промежуточная радиостанция «FuG 7» с дальностью связи 415 метров позволяет нам видеть уже почти половину карты и выполнять свою работу более-менее успешно. С другой стороны, если на такой карте как «Вестфилд» пошел засвет артиллерии противника, которая, как правило, стоит в уголку карты, то мы не сможем этого увидеть на мини-карте и в режиме АРТ-САУ. Для подобных ситуаций нам нужна «FuG 12» с дальностью связи 710 метров, которая позволит видеть большую часть даже самых масштабных карт.
Модули и навыки
Урезание запаса прочности несколько занизило значение некоторых модулей, типа «Мокрой боеукладки» или «Ящика с инструментами», так как один-два снаряда и САУ уничтожено. Поэтому стоит уделять больше внимания маневренности, маскировке и модулям, повышающим боевую эффективность. Ваш выбор может быть следующим:
- «Усиленные приводы наводки» и «Гаубичный досылатель среднего калибра», служат для того чтобы быстрее перезаряжаться и быстрее сводиться на цель. Это особенно актуально для топового орудия, у которого итак проблемы со сведением, с другой стороны досылатель позволяет повысить и без того высокую скорострельность стокового орудия. Полезно будет выучить «Плавный ход/поворот башни», для того чтобы уменьшить разброс при смене позиции, так как всегда будет такая порода артоводов, которые работают по трассерам. Безусловно, их мало кто уважает, но вам от этого не легче и после каждого выстрела приходится менять позицию, что не лучшим образом сказывается на сведении, тем более что задний ход у нас слабоват, а потому почти всегда приходится уходить в стороны или вперед;
- «Маскировочная сеть» и соответствующие навыки маскировки просто необходимы нашей САУ. От их уровня и наличия зависит то, как часто вас будут обнаруживать, а для артиллерии это очень плохо. Потому как у нас не только нет брони и запаса прочности, у нас открытая рубка и слабая броня, но еще есть такой фактор как приоритет цели. Так вот, мы номер один в этом приоритете, так как когда видят в засвете артиллерию, то в первую очередь стрелюют по ней и артиллеристы и танки противника. Порою доходит до абсурда – вражеский танк, завидев вас, на всех парах мчит в вашу сторону, при этом получая попадания от стоящего поблизости танка союзника. При этом он не обращает на получаемые попадания внимания и упорно подъезжает на огневую позицию и начинает вести огонь по вам. В общем, артиллерию не любят, а потому случаи слепой мести не редки, так что прячьтесь как можно лучше, ставьте «Маскировочную сеть» и учите «Маскировку» плюс «Шестое чувство», чтобы быть в курсе, когда вас обнаружили;
- Маневренность играет все большую роль, а потому следует уделить внимание таким навыкам как «Виртуоз» и «Король бездорожья», что в комбинации с грунтзацепами дает заметную прибавку к динамике танка и значительно улучшает проходимость по «неудобным» почвам. Например, грунтозацепы дают 10% проходимости по слабым грунтами и 5% по средним грунтам, король бездорожья дает 10% проходимости по слабым грунтам и 2,5% по средним грунтам. В результате проходимость по слабым грунтам увеличиться на 20%, а по средним на 12,5%. Это значительные цифры, которые дадут «Хуммелю» настоящую крейсерскую скорость и позволят легко проходить по таким почвам, где будут вязнуть даже скоростные средние танки. Если добавить сюда высокооктановый бензин, то «Хуммель» превращается в гоночный автомобиль в мире танков – моментально разворачивается на месте и набирает скорость;
- Наличие оптики или стереотрубы позволяет обнаружить приближающиеся к вам танки, когда ваши союзники настолько вам доверяют, что бросили артиллерию без прикрытия. В подобной ситуации можно перед отправкой в ангар поздравить парой снарядов вражеский танк, а если в команде есть еще пара артиллеристов, то просто поработать пассивным светом, не выдавая себя огнем. Можно также изучить «Орлиный глаз» и Радиоперехват», тогда дальность обзора возрастет еще больше, а у нас итак ее на 370 метров. В итоге обзор вырастет на ∑ 1 = 10% (оптика) + 2% (орлиный глаз) + 3% (радиоперехват) = 15% (425м) или ∑ 2 = 25% (стереотруба) + 2% (орлиный глаз) + 3% (радиоперехват) = 30% (481м). Это значительные цифры, так что «прокачка» обзора будет не бесполезной;
- «Противоосколочный подбой» позволит нам меньше опасаться контрартиллерийского огня и меньше нести урона от сплеша. Кроме того, подбой часто спасает от «маленьких камикадзе» типа «Т50» и «Leopard», которые (чаще всего с полным запасом прочности) при виде слабобронированных и не очень тяжелых САУ типа «Хуммель» или «АМХ 13 F3 AM» летят на полных парах на таран. Подбой снижает урон от тарана на 15%, что можно дополнить навыком «Мастер тарана» еще на 15%, конечно это можно назвать расточительством по отношению к навыкам (например, гипотетически полезнее прокачать «Ремонт»), но как здорово выглядит ситуация когда вы тараните «М36 Slugger» или когда самонадеянный «Т-50» рассыпается на винтики и гайки после столкновения с вами. В общем, эта комбинация на ваше усмотрение, но и она при умелом применении окажется полезной, правда есть один минус – этот модуль самый тяжелый, а потому вы не сможете поставить ни один из тяжелых модулей сверх того. То есть, если у вас стоит подбой и «Усиленные приводы наводки», то вы уже не сможете поставить досылатель (300кг) из-за перегрузки
Таблица доходности
И на десерт у нас самое приятное – разбор доходности САУ «Хуммель». Забегая наперед скажу, что при умеренности в использовании кумулятивов и при наличии должного опыта артиллериста, который позволит вам избегать частых промахов, можно зарабатывать неплохие суммы денег на этой САУ. Если же использовать только фугасы, а особенно со стоковым орудием, то можно добиваться высокой степени доходности практически в любом бою, за исключением сливов, когда нам повезло с рогатыми парнокопытными из северных широт. Итак, перейдем непосредственно к цифрам.
Рисунок 12. Таблица доходности САУ «Хуммель»
По итогам 10-ти боев сумма доходов без ПА составила 200662 серебра, а с учетом премиум-аккаунта – 300993. Сумма расходов составила ∑=10915+3000+109425=123340, это значит, что прибыль составила 200662-123340=77322 без премиум-аккаунта, а с ПА она равна 300933-123340=177593. Это очень неплохие цифры для не премиумной техники и на САУ можно действительно фармить, особенно с ПА и со стоковым орудием, у которого ОФ снаряды стоят в два раза дешевле, чем аналогичные для топового орудия.
По части опыта все стандартно – 443 единицы опыта в среднем без ПА, а с премиум-аккаунтом 663 единицы опыта. САУ прокачивается достаточно быстро, так что весь заработанный опыт потом можно будет перевести в свободный или отправить на обучение экипажа.
Заключение
САУ «Хуммель» это легендарная боевая единица, которая заслужила свое легендарное имя не только в боевых действиях период Второй мировой войны, но также вошла в зал славы игры «World of Tanks». Практически с момента выхода игры и до сегодняшних дней эта САУ радует фанатов своей динамикой, сбалансированностью и исторической идентичностью. Фанаты немецкой техники обожают ее так же, как и фанаты артиллерии в целом и нередко эта САУ проводит в ангарах владельцев намного больше времени, чем необходимо для полного ее исследования. Проходят сотни и сотни боев, но эта артиллерия не надоедает и продолжает радовать своей непохожестью и боеспособностью, высокой скоростью и маневренностью и богатством тактических возможностей. Если бы подобная САУ находилась в рядах премиумных машин, то, наверняка, у нее нашлось бы много поклонников, так как