Цветаев - самое интересное в блогах. Библиотечные истории
Сегодня, 4 мая, исполняется 170 лет со дня рождения Ивана Владимировича Цветаева, создателя и первого директора Музея Изящных Искусств им. Императора Александра III (ныне Государственный Музей Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина в Москве на Волхонке), отца поэта Марины Цветаевой, писательницы Анастасии. Имя И. В.Цветаева широко известно не только в России, но и за её пределами. Российский учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1904 г. по разряду классической филологии и археологии), профессор Московского университета (с 1877), тайный советник, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) сейчас известен скорее как отец Марины Цветаевой, чем как создатель главного московского музея зарубежного искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина. Оно и понятно. Пушкинский музей - одна из главных московских достопримечательностей - воспринимается как то, что существовало всегда. Поэтому легче предположить, что этот музей основал, к примеру, Юрий Долгорукий, а не сын нищего священника из провинции.
Иван Владимирович Цветаев родился 4 (16) мая 1847 года в селе Дроздово Шуйского уезда Владимирской губернии в семье сельского священника Владимира Васильевича Цветаева. Обучался в Шуйском духовном училище (окончил в 1962 г) и Владимирской духовной семинарии. После учебы в семинарии (1866 г) Иван Цветаев решил стать врачом и поступил в Медико-хирургическую академию. Но через некоторое время он перевелся в Петербургский университет «из-за болезни глаз и из-за склонности к изучению предметов историко-филологического факультета». В 1870г И.В. Цветаев окончил университет с золотой медалью. В 1873 защищает магистерскую диссертацию, в 1877 г. докторскую диссертацию. Затем после работы за границей, преподавания в Варшавском и Киевском университетах, в 1879 г Цветаев стал профессором Московского университета. В МГУ же он был хранителем Кабинета изящных искусств и древностей (с 1879 г. – экстраординарный, с 1885 г. – ординарный профессор, с 1889/90 учебного года – ординарный профессор по кафедре теории и истории искусства). Семья Цветаевых внесла огромный вклад в в духовную и культурную жизнь своей страны, прославив далеко за её пределами. Цветаевы просвещали, напутствовали словом, помогали делом, вкладывая силу сердца и духа.
Варвара Дмитриевна Иловайская (1858 – 1890) была дочерью известного историка Дмитрия Ивановича Иловайского. Профессиональная певица, обучавшаяся в России и Италии, где проводила немало времени, она вышла замуж за Цветаева в 1880 году, в возрасте 21 года. Ивану Владимировичу на тот момент было 33 года. Супруги поселились неподалеку от Патриарших, в Трехпрудном переулке, в деревянном доме, отданном в приданое дочери Иловайским. Десять лет прошли счастливо. Варвара Дмитриевна подарила своему мужу двоих детей: дочь Валерию и сына Андрея, после рождения которого в 1890 году она умерла.
Иван Владимирович женился вторично в 1891 году. Его избранницей стала Мария Александровна Мейн (1869-1906). Ее отцом был человек во многих отношениях примечательный – Александр Данилович Мейн. Он проделал путь от воспитанника кадетского корпуса – управляющего канцелярией московского генерал-губернатора – до директора частного банка. Параллельно Мейн сотрудничал с различными изданиями, перевел на французский «Историю Петра I» и состоял в комитете по устройству Политехнического музея, а затем и комитета Музея изящных искусств. Любопытно, что вместе с молодой супругой Цветаев ежедневно посещал тестя, с которыми делился мыслями о необходимости музея, обдумывал его устройство.
Мария Мейн, как и первая супруга Цветаева, музицировала, увлекалась рисованием, знала несколько языков. И с первого же года их брака Мария Александровна разделила с Цветаевым мечту о музее и всячески помогала мужу. Мария Мейн тоже умерла довольно рано, оставив дочерей – четырнадцатилетнюю Марину и двенадцатилетнюю Анастасию.
Перейдя на кафедру истории и теории искусства, Цветаев столкнулся с недостатком иллюстративного материала. Имелся Кабинет изящных искусств и древностей, но пополнялся он случайно и располагался в помещении непригодном. Так и родилась идея музея, выполняющего просветительскую функцию. Помимо борьбы за материальное выживание проекта, поиска средств, Цветаеву пришлось пережить и пожар музея, случившийся в 1904 году. К этому моменту само здание было возведено, но отделочные работы еще шли. Пожар уничтожил 175 ящиков с гипсовыми и бронзовыми копиями экспонатов Лувра, Берлинского, Мюнхенского и Британского музеев. Но музею суждено было быть. После открытия в 1912 году посетители «валили тысячами», путеводители улетучивались. Так, за два месяца было продано 12 000 экземпляров! В этом же году у Цветаева появились внуки – Андрей и Ариадна. Через год, 30 августа 1913 г., Иван Владимирович скончался. Похоронен он на Ваганьковском кладбище.
«Это тебе, это - Асе, это - Андрею, а это - для музея», - с такими словами, по воспоминаниям Марины Цветаевой, ее отец возвращался из поездок. Музей изящных искусств стал делом жизни Ивана Цветаева и «гигантским младшим братом» четырех его детей.
«...Наш цветаевский род. Священнический»
Иван Цветаев родился в семье сельского священника. Он, как и трое его братьев, получил духовное образование. Цветаев учился 12 лет - сначала в училище Шуйского уезда, затем во Владимирской семинарии. «Оттуда - из села Талицы, близ города Шуи, наш цветаевский род. Священнический…» - писала Марина Цветаева.
Потом Иван Цветаев стал студентом Медико-хирургической академии, но вскоре сделал выбор в пользу классической филологии и перевелся в Петербургский университет. В 1870 году он окончил его с золотой медалью и стал заниматься наукой: защитил в Варшаве магистерскую диссертацию по творчеству Тацита, затем преподавал в Киеве. Позже Иван Цветаев стал профессором Московского университета. В ученых кругах Европы он был известен своими исследованиями в области эпиграфики - расшифровки древних записей.
Варвара Иловайская и Мария Мейн
В 1880 году Иван Цветаев женился на оперной певице Варваре Иловайской, она родила ему двоих детей - Валерию и Андрея. В 1890 году, сразу после рождения сына, Иловайская умерла. В книге воспоминаний Марина Цветаева называла ее первой и вечной любовью, вечной тоской своего отца.
Во второй раз Иван Цветаев женился через год. Его избранницей стала Мария Мейн. Она была творчески одаренной женщиной, великолепно играла на рояле и гитаре, писала стихи на двух языках, увлекалась живописью. У супругов родились дочери - Марина и Анастасия.
«Двадцати двух лет мама вышла за папу, с прямой целью заместить мать его осиротевшим детям. <...> Папу она бесконечно любила, но два первых года ужасно мучилась его неугасшей любовью к В.Д. Иловайской».
Марина Цветаева
Мария Цветаева (Мейн) (1868–1906)
Мария Цветаева занималась воспитанием всех четырех детей, их творческим образованием, продолжала музицировать. Но самым ценным было для ее мужа то, что она разделила его мечту о создании в Москве публичного музея, где любой житель города мог бы познакомиться с лучшими образцами античного и европейского искусства.
«Царство белых статуй и старых книг»
Работая в Московском университете, Иван Цветаев был хранителем кабинета изящных искусств и древности. Он замечал, что его студентам не хватает наглядного материала. Для занятий по теории и истории искусств профессор составил «Атлас ваяния», где были иллюстрации множества памятников скульптуры и архитектуры.
«...Идея этого музея - дать университету и нашему юношеству новое, идеально изящное учреждение. В этом вся награда, всё честолюбие, наивысшее удовольствие» , - писал Иван Цветаев.
Цветаев часто советовался с отцом жены: Александр Мейн состоял в комитете по устройству двух петербургских музеев - Политехнического и Музея изящных искусств. Открытию московской экспозиции мешали отсутствие финансов и здания, недостаток экспонатов.
Проблему денежных средств Иван Цветаев решал в основном за счет меценатов. Деньги жертвовали вдовы, купцы, члены императорской семьи. Многие москвичи и петербуржцы завещали в пользу музея не только средства, но и свои домашние коллекции.
«Это прирожденный министр финансов, потому что так искусно добывать деньги из совершенно неожиданных источников, как это Иван Владимирович умел <...> это никакому графу Витте никогда не удастся».
Матвей Любавский, историк, профессор Московского университета
Здание музея заложили в 1898 году при участии императора. Супруги Цветаевы часто ездили в командировки, где выбирали и экспонаты для коллекции, и строительные материалы. Марина Цветаева в своих воспоминаниях называла музей «наш гигантский младший брат».
Зимой 1904–1905 годов в еще не открывшемся музее случился пожар, серьезно пострадали и коллекция - было уничтожено 175 ящиков с экспонатами из Европы, - и залы. Это подорвало здоровье Марии Цветаевой, которая в тот момент лечилась от туберкулеза. В 1906 году она скончалась в деревне под Тарусой. Сегодня там открыт Музей семьи Цветаевых .
Открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III (сегодня Музей изобразительных искусств имени Александра Пушкина)На церемонии присутствовал император Николай II в сопровождении императрицы Александры Федоровны, великих княжон и цесаревича. На ступеньках чуть ниже – создатель и первый директор музея И.В. Цветаев
Ива́н Влади́мирович Цвета́ев (4 мая 1847, Дроздово, Шуйский уезд, Владимирская губерния — 30 августа 1913, Москва) — российский учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1904 г. по разряду классической филологии и археологии), профессор Московского университета (с 1877), тайный советник, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
Иван Цветаев родился в семье сельского священника Владимира Васильевича Цветаева (1818—1884) и его жены Екатерины Васильевны (1824—1859). Мать рано умерла, отец один воспитывал четверых сыновей, отправив их впоследствии по духовной линии. Иван учился шесть лет в Шуйском духовном училище, затем ещё шесть — во Владимирской духовной семинарии. После этого поступил в Медико-хирургическую академию, но по состоянию здоровья оставил её и перешёл в Петербургский университет на классическое отделение историко-филологического факультета. Закончил университет в 1870 году, получив степень кандидата наук. С 1871 года преподавал греческий язык в одной из петербургских гимназий, а в 1872 году стал доцентом Императорского Варшавского университета, там же, в Варшаве, защитил магистерскую диссертацию — «Cornelii Taciti Germania. I. Опыт критического обозрения текста» (Варшава, 1873). В 1874 году отправился в зарубежную командировку в Италию для изучения древних италийских языков и письменности.
В 1876 году был зачислен доцентом Киевского университета св. Владимира, но уже через год был приглашён в Московский университет для преподавания латинского языка на кафедре римской словесности.
Под влиянием жены — Варвары Дмитриевны Иловайской — охладевает к древней филологии, и переходит «от древней литературы к античной вещи». С 1881 года Цветаев работал в Московских Румянцевском и Публичном музеях в Москве (с 1900 по 1910 год был директором Румянцевского музея). В 1888 году стал почётным членом Болонского университета. В 1889 году перешёл работать на кафедру истории и теории искусств Московского университета. Некоторое время плотно сотрудничал с журналом «Филологическое обозрение».
В 1894 года, на первом съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых, Цветаев произнёс речь, в которой призвал к созданию нового музея изящных искусств в Москве. По инициативе профессора был объявлен конкурс на лучший проект музея. Победил в конкурсе проект Р. И. Клейна. В 1897 году он знакомится с миллионером Ю. С. Нечаевым-Мальцевым, который стал главным финансовым покровителем музея. В августе 1899 года состоялась торжественная закладка музея. 31 мая 1912 года Музей изящных искусств был открыт. «Наш гигантский младший брат» — называла его Марина Цветаева. Собственно, вначале это был музей античного искусства: вторая в России после Эрмитажа коллекция оригиналов и слепков греческой скульптуры, которые могли бы служить образцами для развития художественного вкуса. По воспоминаниям его дочери Марины Цветаевой, ряд из этих работ был выполнен в существующей до настоящего времени художественной мастерской в Шарлоттенбурге. Часть слепков из коллекции созданного им музея составляет основу Университетского музея РГГУ.
Похоронен на Ваганьковском кладбище.
искусствовед (с 1880-х годов),
Основатель нынешнего ГМИИ им. Пушкина, его директор и куратор(с 1890-х годов)
Иван Владимирович Цветаев (1847−1913) — искусствовед, ученый-историк, археолог, филолог, профессор и,наконец, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (теперь — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
Один из четырех сыновей сельского священника (мать умерла рано), Иван Владимирович тоже готовился к духовной службе. Однако же в юности он основательно увлекся изучением латыни и древнегреческого, и это несколько увело его от богословия — к великолепной, сияющей античности. Следовательно, на классическое отделение Санкт-Петербургского университета.
Это цитата сообщения
Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Основателем знаменитого музея, который отмечает в эти дни свой сотый День Рождения и по праву считается одним из крупнейших в нашей стране и в мире, является историк искусства, педагог Иван Владимирович Цветаев (1847-1913). Сын простого сельского священника, который добился всего в своей жизни благодаря собственным природным дарованиям, труду и упорству, он всегда мечтал создать в Москве музей изящных искусств, который стал бы подлинной сокровищницей античного, средневекового и современного искусства.
Когда профессор приступал к осуществлению своей мечты, он не располагал ни коллекциями, ни деньгами. Строился музей, главным образом, на частные средства.
Марина Цветаева так писала об этом периоде жизни своего отца: « Сидит он у какой-нибудь московской купчихи, потягивает чаек и улещает: « Таким образом, матушка, всем радость будет, и польза…».
И. В. Цветаев - основатель и первый директор музея
Однако необходимо отметить, что свою лепту внесло и государство. Государь Император Николай Второй повелел выделить из казны на строительство музея 200 тысяч рублей. Было принято решение о том, что музей будет именоваться Музеем Изящных искусств имени Императора Александра Третьего.
Деньги Иван Владимирович стал собирать еще задолго до закладки музея. Жертвовали на строительство музея не только представители купечества, но и издатель К. Т. Солдатенков, П. М. Третьяков, известный богач-меценат П. И. Харитенко, князья Юсуповы и многие другие. Главным, выражаясь современным языком, спонсором создания музея выступил Ю. С. Нечаев- Мальцов. Имена жертвователей присваивались тем залам, которые они финансировали.
17 августа 1898 г.состоялась торжественная закладка музея. Здание решено было построить в классическом, античном стиле по проекту архитектора Р. И. Клейна. На облицовку фасада шёл белый мрамор, цоколь облицовывался сердобольским гранитом, из южной Венгрии привозили мрамор для облицовки колон, главной лестницы, балюстрад.
Парадная лестница
Знаменитый "Итальянский дворик" музея
К концу 1902 г. здание было возведено, но отделочные работы продолжались еще 10 лет. К сожалению, здание несколько раз горело, экспонаты, которые с таким трудом собирал Иван Владимирович, гибли, и их приходилось восстанавливать, что причиняло профессору глубокую душевную скорбь.
Музей в 1912 году - в день открытия
Наконец наступил торжественный и долгожданный день открытия музея. Это произошло 31 мая (по старому стилю) 1912 г. Церемонию почтили высочайшим присутствием члены императорской семьи: государь император Николай Александрович, вдовствующая императрица Мария Федоровна, Великие Княжны - Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.
Примечательно, что открытие музея было также приурочено к вековому юбилею победы в Отечественной войне над армией Наполеона.
Императорская Семья на церемонии открытия
В 1932 году музей был переименован и получил то название, которое носит, по сей день.
Уже более полувека его бессменным директором является Ирина Александровна Антонова.
Сейчас в этом замечательном музее представлена уникальная коллекция слепков с прославленных произведений архитектуры от античности до эпохи Возрождения. Здесь представлена также замечательная коллекция подлинных египетских древностей, античных ваз, прекрасных произведений итальянской живописи 13 - 14 веков и множество других шедевров мирового искусства и культуры.
Жемчужины живописной коллекции
Как тут ни вспомнить замечательное высказывание И. Е. Репина, который писал: « Вот честь и слава Цветаеву! Как собрано, как собрано! И все это так размещено, так преподнесено…».
А Марина Цветаева (ещё в далеком 1936 году!) с гордостью писала о Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, что это музей, « стоять имеющий, пока Москва стоит…».
Посещение этого прекрасного музея оставило в моей душе очень глубокое и приятное впечатление!
Вторник, 04 Января 2011 г. 18:15 ()Родившись в семье бедного священника начальное образование Иван Владимирович Цветаев получил в Шуйском духовном училище, состоящем из трех отделений со сроком учебы в каждом 2 года, которое продолжил во Владимирской семинарии, в которой также проучил...
Метки: |
“Отец и его музей” - уже само название этого прозаического произведения обозначает объект писательского исследования - жизнь и деятельность Ивана Владимировича Цветаева.
Если очерк “Мать и Музыка”, посвященный Марии Александровне, носил эссеистический характер, имел главную задачу - через изучение, постижения духовных начал матери познать саму себя; то “Отец и его музей” - проза иной тональности, следовательно, и художественная задача качественно иная.
“Отец и его музей” - это в большей степени публицистика, поэтому вполне понятно, что для этого произведения характерно стремление к объективности (в отличие от очерка “Мать и Музыка”, где явно прослеживаются черты цветаевского субъективизма).
Таким образом, делая вывод о жанровой принадлежности произведения “Отец и его музей”, можно утверждать, что это творение Марины Цветаевой выдержано в духе очерка, зарисовки в более выраженном публицистическом смысле этого обозначения.
Цикл “Отец и его музей” состоит из шести маленьких новелл (шестая - “Визит царицы”). Создан в 1936 году на французском языке; напечатать его Цветаевой не удалось.
“Шарлоттенбург”, “Мундир”, “Лавровый венок” впервые опубликованы в журнале “Звезда” (1970, №10) в переводе дочери поэта А.С. Эфрон.
Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев (1874-1913), сын сельского священника, профессор Московского университета, основатель нынешнего Музея изобразительных искусств, который был открыт в 1912 году и назывался Музеем Александра III.
Первая зарисовка - “Шарлоттенбург”, так назывался район Берлина, где находилась гипсовая литейная, там Иван Владимирович заказывал слепки для будущего музея.
“Мне скоро шестнадцать, Асе - четырнадцать. Три года тому назад умерла наша мать…” Цветаева М.И. Проза / Сост., авт. предисл. и коммент. А.А. Саакянц. - М.: Современник, 1989. - с. 181. - именно такими словами открывает Марина Цветаева повествование.
Дочери вместе с отцом направляются в небольшой городок Шарлоттенбург; где для них откроется целый мир древнегреческих мифов и легенд, с которым потом неразрывно будет связана поэтическая жизнь Марины.
Стоит отметить характерный для прозы Цветаевой прием (к которому прибегала Марина Ивановна и в очерке “Мать и Музыка”), когда в произведении нет изображения “внешнего облика” героя, мы ни разу не встретим описания внешности Ивана Владимировича; но его образ создается благодаря отображению его поведения, привычек, одним словом, портрет создается отображением внутренних порывов и побуждений, внешних движений.
“Отец мой - страстный, вернее - отчаянный, еще вернее - естественный ходок, ибо шагает - как дышит, не осознавая самого действия. Перестать ходить для него то же, что для другого - перестать дышать” Цветаева М.И. Проза / Сост., авт. предисл. и коммент. А.А. Саакянц. - М.: Современник, 1989. - с. 181..
В этих строках чувствуется явная аллегория, “ходить” для Ивана Владимировича Цветаева значит трудиться, работать, заниматься любимым делом, он фанатично был предан науке и искусству; без этого он бы “перестал дышать”.
С каждой главой произведения образ главного героя складывается как мозаика из открываемых автором, только ему характерных, качеств, дающих тонкую психологическую картину внутреннего мира Ивана Владимировича. Именно внутренний мир отца интересен для Цветаевой как исследователя.
Вторая новелла, “Машинка для стрижки газона”, рисует комическую ситуацию, выявляющею еще одну грань личности Ивана Цветаева: “отец выглядел именно тем, кем он и был: самым чистым из людей - потому и сомнений быть никаких не могло… Только благодаря таким хитростям и попадают в Царство Небесное” там же. - с. 186..
“Мундир” - яркая, психологически точная новелла. Здесь Марина Ивановна со свойственной ей последовательностью и вниманием к каждой мелочи говорит о скупости своего отца, но это качество здесь перекодировано, сопровождено иной, неожиданной, оценкой. Скупость Ивана Владимировича максимально приближена к положительному полюсу, это скупость духовная, которая бережно относится к ценностям: “… скупость каждого, живущего духовной жизнью и которому просто ничего не нужно…” Цветаева М.И. Проза / Сост., авт. предисл. и коммент. А.А. Саакянц. - М.: Современник, 1989. - с. 187..
И главный удар по скупости был нанесен мундиром; на траты, связанные с его пошивом Иван Владимирович согласился “разве что ради музея”.
“Лавровый венок” изображает нового профессора Цветаева. Это время открытия музея; в Иване Владимировиче бушуют страсти восхищения и смущенное чувство благодарности перед всеми, кто прямо или косвенно был причастен к воплощению его заветной мечты. Цветаев, несомненно, заслуживал быть увенчанным “римским лавром” за подвиг его жизни.
Завершается очерк своеобразным реквиемом. “Отец мой скончался 30 августа 1913 года и три месяца спустя открытия музея. Лавровый венок мы положили ему в гроб” там же. - с. 192..
Благодаря циклу “Отец и его музей” создается полноценный, художественно-завершенный образ Ивана Владимировича Цветаева как личности, великого и бескорыстного подвижника науки и культуры. Но стоит сказать о профессоре Иване Цветаеве не только как о ценной исторической фигуре, но и как об отце поэта. Если в очерке “Мать и Музыка” Марина говорит, что впитала от матери ее внутреннее содержание, ее порывы и стремления; то отец стал наглядным образцом подвижничества, преданности труду, эталоном воплощения в человеке служения науке и культуре.
Неоценимым отличием очерка “Отец и его музей” является максимально возможная объективность и истинность отражаемых фактов.
Иван Владимирович Цветаев явил показательный пример человека искусства для своей дочери, по образу жизни стал в ее понимании истинным спартанцем, целью всего существования которого стало создание музея.
Горячее желание спасти от забвения, не позволить уйти в небытие образу своего отца, а значит и всего того мира, в котором она выросла и который её “вылепил”, побудило Цветаеву к созданию этого автобиографического очерка.
цветаева поэзия семья пушкин