Чтобы стать археологом. Профессия Археолог в России
Археология - это больше, чем наука. Это информация из прошлого, которая формирует будущее человечества. Но не каждому дано стать археологом, помимо романтики в раскрытии тайн прошлого, археология - это серьезный научный труд.
Как появилась профессия археолога?
Археология - это историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам, к которым относятся орудия производства и созданные ими материальные блага (сооружения, предметы быта и искусства), историческое прошлое человечества. Археология, как наука зародилась в Древней Греции, недаром само слово «археология» происходит от древнегреческих слов ἀρχαῖος - древний и λόγος - слово, учение. В России же археология получила распространение в 18-19 веке.
Качества, необходимые будущему археологу
В приоритете, конечно, усидчивость и аналитический склад ума. Но и творческая жилка будет не лишней. Прежде, чем выбрать эту профессию вы должны четко понимать, что много времени будет уходить на поездки, а также придется обрабатывать значительные объемы данных, анализировать и систематизировать информацию.
Также будущему археологу стоит обладать хорошими навыками коммуникации. Потому что придется много общаться и обмениваться информацией. Археологу важно иметь тренированную память и не бояться бытовых трудностей в виде ночевок в палатках и дикой местности.
Крепкое здоровье - немаловажный фактор выбора профессии археолога
В связи с тем, что профессия археолог подразумевает определенные нагрузки на организм, то при следующем ряде заболеваний, труд археолога для вас может стать опасным для жизни и здоровья.
Заболевания сердца или нарушения артериального давления;
. судороги, потери сознания;
. расстройства слуха;
. расстройства речи;
. сахарный диабет;
. геморроидальные расстройства;
. кожные заболевания;
. заболевания органов пищеварения и выделения;
. хронические инфекционные заболевания;
. употребление наркотиков, зависимость от алкоголя;
. некорректируемое снижение остроты зрения.
Чем хороша профессия «Археолог»?
Естественно соприкосновением с тайнами древности. Интересные экспедиции, раскопки древних городов и могильников, а если повезет совершить значимое открытие, то и всемирная известность!
Как стать археологом?
Для успешного освоения профессии вам понадобятся отличные знания школьной программы по предметам:
. география;
. физика;
. история;
. химия.
А также специальные знания в области: культурологи, истории цивилизаций, геологии и антропологии.
Профессия «Археолог» относится к высшему образованию , но готовится можно начиная с среднего специального образования, например поступив в колледж на специальность: 050401 - История . Эту специальность вы можете найти в педагогических и колледжах с социальной направленностью. Далее необходимо поступить в ВУЗ на специальность: 030400, 030401, 050401 - История или 030402 - Историко-архивоведение . Это позволит получить вам квалификации: 62, 65, 68 - Бакалавр истории; Историк, Преподаватель истории, Историк-архивист, Учитель истории; Магистр истории. 72251 - Археология является специальностью высшей научной квалификации.
Для того чтобы понять, правильно ли вы выбрали свой путь можно и даже желательно еще на этапе начала обучения записаться в исторический клуб или поисковый отряд (поиск останков павших солдат ВОВ). Это позволит вам поучаствовать в исторических реконструкциях или раскопках и понять, хотите ли вы посветить этому занятию всю жизнь. Кроме того, существуют археолого-этнографические студенческие конференции. Почувствовать себя настоящим археологом можно приняв участие в международных волонтёрских проекта, которые часто проводит Русское географическое общество.
Институт археологии Российской академии наук - одно из ведущих археологических учреждений России, специализирующееся на изучении древних и средневековых культур Евразии, материальных остатков далекого прошлого. Трудами нескольких поколений его сотрудников заложены основы научного знания о многих важнейших явлениях в истории человечества от момента его становления до начала эпохи индустриализации. В стенах Института выполнены выдающиеся исследования, по праву обеспечившие ему место одного из лидеров в разработке фундаментальных проблем археологии.
Историю Института археологии принято отсчитывать с 19 апреля 1919 г., когда декретом Совнаркома в Петрограде была создана Российская академия истории материальной культуры (РАИМК). Но она имеет более глубокие корни: ведь РАИМК была создана на основе упраздненной Императорской археологической комиссии - центральной археологической организации дореволюционной России, в ведении которой находились выдача открытых листов на производство раскопок и сбор научных отчетов об их результатах. В 1926 г. РАИМК была реорганизована в Государственную академию истории материальной культуры, которая в 1937 г. вошла в состав Академии наук СССР как Институт истории материальной культуры (ИИМК). Институт находился в Ленинграде, а в Москве было создано небольшое отделение его - МОИИМК. В 1943 г. дирекция ИИМК была переведена из Ленинграда в Москву. 9 января 1945 г. московская часть ИИМК решением Президиума РАН была сделана основным археологическим учреждением Академии, а ленинградская - ее филиалом. Постановлением АН СССР от 4 сентября 1957 г. ИИМК был переименован в Институт археологии АН СССР. В 1991 г. Ленинградское отделение (ЛОИА) было преобразовано в самостоятельный Институт истории материальной культуры. Таким образом, Институт археологии, как и ИИМК РАН, пройдя через цепочку преобразований, остаются наследниками старейшей археологической организации, созданной в России в 1859 г. для изучения и сохранения памятников древности.
Сегодня Институт археологии - самое крупное археологическое учреждение Российской академии. В нем работают около 220 сотрудников, в том числе 6 членов-корреспондентов РАН, 45 докторов и 80 кандидатов наук. В составе научно-исследовательского коллектива - высококвалифицированные специалисты в различных областях археологии и истории, а также антропологи, палеоботаники, палеозоологии.
Основные направления научной деятельности Института:
- проблема расселения древнейших человеческих групп и освоение человеком территории Евразии;
- развитие первобытных обществ и сложение древнейших цивилизаций. Древнейшая история материальной и духовной культуры;
- истоки технологий цивилизации современного типа: комплексная производящая экономика;
- население евразийских степей и окружающий мир в I тыс. до н.э. — I тыс. н.э.;
- центры античной цивилизации в системе евразийских культур;
- средневековое расселение и этнокультурные процессы в Восточной Европе, славянские древности;
- древняя Русь: общество, культура, проблемы урбанизации;
- археология средневековой Москвы;
- культуры степной полосы Евразии в эпоху средневековья;
- проблемы теории и методики в археологических исследованиях;
- историческая динамика адаптивных процессов человеческих популяций;
- радиоуглеродное датирование и дендрошкалы как основы хронологии древних культур;
- регламентация полевых работ в России и контроль за методикой;
- сохранение археологического наследия: практика и теория;
- составление археологической карты России.
Профессия археолога относится к тем немногим специальностям, которые окутаны ореолом романтики, таинственности и, если хотите, даже мистики. В представлении многих археологи сродни кладоискателям, с той лишь только разницей, что для первых поиски древних артефактов – это "искусство ради искусства", а для вторых основной целью является нажива. Из-за отсутствия корыстолюбия археологов зачастую воспринимают как чудаков, оторванных от реальности и погрязших в делах давно ушедших дней.
Профессия археолога относится к тем немногим специальностям, которые окутаны ореолом романтики, таинственности и, если хотите, даже мистики. В представлении многих археологи сродни кладоискателям, с той лишь только разницей, что для первых поиски древних артефактов – это "искусство ради искусства", а для вторых основной целью является нажива. Из-за отсутствия корыстолюбия археологов зачастую воспринимают как чудаков, оторванных от реальности и погрязших в делах давно ушедших дней.
Необходимо отметить, что археология относится к тем областям науки, которая не терпит случайных людей. Именно поэтому людям, которые хотят стать археологами, нужно внимательно ознакомиться с особенностями этой профессии, и только потом решать, подходит она им или нет.
Кто такой археолог?
– ученый, занимающийся раскопками древних поселений и изучением найденных в процессе раскопок артефактов (вещественных источников), позволяющих воссоздать быт и культуру людей разных эпох. Название профессии происходит от греческого "archaios" (древний) и logos (учение) – то есть, учение о древнем.
Первым археологом можно считать великого поэта и мыслителя Лукреция, который еще в 1 веке до н.э. сумел определить, что на смену каменному веку пришел бронзовый, а бронзовый сменился железным. Термин "археология" впервые был употреблен Платоном, который таким образом обозначил "историю прошедших времен".
В современном мире археологию принято разделять на три вида:
- полевую – раскопки вещественных источников на суше;
- подводную – поиск свидетельств прошлого под водой;
- экспериментальную – реконструкция предметов, используемых древними людьми, с применением материалов и технологий, характерных для исследуемой эпохи.
Самих археологов, как правило, можно условно разделить на группы специалистов, занимающихся изучением конкретных регионов и исторических периодов. Например, существует группа ученых, занимающихся исключительно изучением эпохи палеолита в Средней Азии.
Основная задача археолога заключается в поиске артефактов, с их последующим исследованием в лаборатории, реставрации (при необходимости) и формировании выводов на основе выявленных фактов. Также в задачу археологов входит сохранность найденных вещественных источников, их классификация и описание.
Какими личностными качествами должен обладать археолог?
Работа археолога по силам только настоящим энтузиастам, для которых раскопки и изучение древностей являются призванием, а не случайным эпизодов в жизни. Настоящий археолог должен обладать такими личностными качествами, как:
- искренняя любовь к истории;
- склонность к аскетизму;
- физическая выносливость;
- уравновешенность;
- аналитический склад ума;
- способность работать в команде;
- отменное здоровье;
- терпеливость;
- предрасположенность к дедукции.
Ну и самое главное, поскольку археологам очень часто приходится осваивать не только смежные профессии (почвоведение, топография, география и т.д.), но и специальности, далекие от археологии (антропология, химия, геральдика и т.д.), настоящий фанат своего дела отличается ярко выраженной жаждой новых знаний и навыков, а также способностью к самообразованию.
Преимущества профессии археолога
Явным, и едва ли не единственным преимуществом профессии археолога, конечно же, является возможность много и долго путешествовать в компании единомышленников. Кроме того, большую часть своего времени археолог проводит на свежем воздухе, что также можно считать преимуществом этой профессии. В какой-то степени к достоинствам можно отнести и ненормированный рабочий график, но только условно, так как чаще всего раскопки занимают большую часть суток, а не наоборот.
Больше преимуществ этой профессии нам выявить не удалось. Возможно именно незначительное количество достоинств и послужило причиной постоянно снижающейся востребованности этой специальности среди абитуриентов.
Недостатки профессии археолога
В противовес преимуществам недостатков у профессии археолога , как говорится, хоть отбавляй. Поэтому мы перечислим только наиболее явные и существенные.
- Во-первых, археология это не столько увлекательные походы и великие открытия, сколько очень тяжелая и рутинная работа. Подчеркнем, физически тяжелая работа, с которой иногда не могут справиться самостоятельно даже сильные мужчины.
- Во-вторых, невысокие заработки (а иногда и их полное отсутствие) из-за незначительного финансирования раскопок и исследования артефактов.
- В-третьих, долгие годы, проведенные в "спартанских" условиях – порой археологам приходится спать чуть ли не на голой земле и питаться дарами природы.
- В-четвертых, большая доля вероятности того, что "великое открытие" совершит кто-то другой, но не Вы (то есть, может возникнуть ощущение, что жизнь прожита зря).
- В-пятых, длительные археологические экспедиции, препятствующие построению нормальной личной жизни.
Где можно получить профессию археолога?
Профессия археолога предполагает обязательное наличие высшего академического образования. Причем сразу отметим, что учиться на археолога (равно как и работать по специальности) очень не просто. Основной упор в процессе обучения делается на изучении истории, а также на технологиях раскопок и работы с найденными артефактами. Поскольку специальных археологических ВУЗов в России практически нет (кроме Института археологии РАН и Московского археологического института), для того чтобы получить профессию археолога необходимо выбрать ВУЗ с исторический факультетом, на котором имеется кафедра археологии. Мы рекомендуем отдать предпочтение таким ВУЗам, как.
Телефон: +7-499-126-94-19117292 Москва, ул. Дмитрия Ульянова, 19, каб. 11 (2 этаж)
С 23 февраля
по 22 мая
по средам в 12:00
по адресу:
ул. Дм. Ульянова, 19,
ком. 31
для аспирантов ИА РАН проходят лекции курса:
"СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ РОССИИ"
Лекции читают сотрудники ИА РАН
СДАЧА КАНДИДИТСКОГО МИНИМУМА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "АРХЕОЛОГИЯ " СОСТОИТСЯ 7 ИЮНЯ 2019 Г.
ЖЕЛАЮЩИМ НЕОБХОДИМО ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ ДО 17 МАЯ 2019 Г. В ОТДЕЛ АСПИРАНТУРЫ.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
ДОКТОРАНТУРА
СОИСКАТЕЛЬСТВО
Общая информация
В Институте существуют все необходимые условия для нормальной деятельности аспирантуры. Институт имеет связи с большинством гуманитарных факультетов различных вузов Москвы и Российской Федерации. Значительная часть сотрудников преподает в ведущих вузах Москвы, осуществляет научное руководство над выполнением дипломных работ студентами-археологами московских и провинциальных вузов, из числа которых наиболее способные впоследствии отбираются для обучения в аспирантуре Института. Институт создал широкую сеть научных связей с ведущими исследовательскими центрами в России и за рубежом. В Институте существует библиотека с обширным фондом новейшей научной литературы по профилю института и смежным дисциплинам. Кроме того, аспиранты Института имеют возможность работать в научном архиве Института, библиотеках и архивах Москвы и Российской Федерации.
Научное руководство аспирантами осуществляют преимущественно доктора наук и в исключительных случаях кандидаты наук, когда по соответствующей проблематике исследования, избранной аспирантом, не возможно предоставить ему для руководства доктора наук. Руководство аспирантами, тема диссертаций которых лежит на стыке разных гуманитарных наук, осуществляют доктора наук как по историческим специальностям, так и в области антропологии. Темы диссертационных работ соответствуют плану НИР Института и полностью вписываются в исследовательские проекты Института.
Поступление в аспирантуру
В аспирантуру принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование; на бюджетной основе по конкурсу, на договорной основе - вне конкурса.
Обучение в аспирантуре осуществляется по очной и заочной формам (стоимость заочной формы обучения - 20 т.р. в год без стоимости проживания в общежитии).
Срок обучения в очной аспирантуре не должен превышать 3-х лет, в заочной аспирантуре - 4-х лет.
Лица, ранее прошедшие полный курс обучения в аспирантуре, не имеют права вторичного обучения в аспирантуре за счет средств бюджета.
Поступающие в аспирантуру сдают конкурсные вступительные экзамены: специальная дисциплина, история и философия науки, иностранный язык.
Пересдача вступительных экзаменов не допускается.
Для поступающих на места в рамках контрольных цифр приема, а также по договорам об оказании платных образовательных услуг для российских и иностранных граждан устанавливаются одинаковые вступительные испытания
Вступительные испытания проводятся на русском языке в форме устного экзамена (по билетам).
Поступающие сдают следующие вступительные испытания:
- специальную дисциплину, соответствующую направленности (профилю) программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
- иностранный язык
Вступительные испытания с использованием дистанционных технологий в ИА РАН не проводятся.
Граждане с ограниченными возможностями здоровья сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Общие требования к аспирантам ИА РАН
- Заполнение индивидуального плана аспиранта. В течении первых трех месяцев обучения необходимо заполнить план на весь срок обучения, а далее по ходу обучения заполнять план работы на каждый будущий год и подводить итог проделанной работе.
- Ежегодно проходить аттестацию на научном отделе. Приносить отчет о проделанной за год работе и выписку из протокола заседания отдела о пройденной аттестации в отдел аспирантуры в указанный срок.
- За период обучения опубликовать 3 статьи в рецензируемых изданиях ВАКа и несколько (2-3) работ (тезисы, сообщения) по теме исследования.
- Участвовать в организации научных конференций, выступать с докладами на научных конференциях. Принимать участие в работе Школе молодых археологов, организуемой ИА РАН.
- Подготовить, написать и обсудить диссертацию на заседании отдела (до даты истечения срока аспирантуры). Перед защитой проходит обсуждение диссертации на заседании отдела, отдел дает отзыв и рекомендует диссертацию либо к защите, либо доработать. Если отдел рекомендует диссертацию к защите, то со всеми процедурными вопросами защита может состояться не раньше, чем через 1,5 месяца. Т.о. диссертация должна быть полностью готова за два месяца до окончания срока аспирантуры (кроме того, необходимо учитывать время на возможные исправления замечаний).
- Подготовить для публикации автореферат диссертации.
За 1 год обучения аспирант обязан:
- Утвердить тему и руководителя диссертационного исследования (не позже 3 мес. после зачисления).
- Составить индивидуальный план работы в аспирантуре на весь срок аспирантура и на текущий год.
- Помогать в организации мероприятий в ИА РАН (конференций, научных семинаров, симпозиумов и т.д.)
- Сдать 1-2 кандидатских экзамена.
- Написать и опубликовать 1 статью.
За 2 год обучения аспирант обязан:
- Подготовить и опубликовать 1-2 статьи.
- Сдать 1(2) кандидатских экзамена.
- Участвовать в работе сектора и выполнять задания руководителя диссертации.
- Написать 2 главы диссертационного исследования.
- Собирать материал для диссертации.
За 3 год обучения аспирант обязан:
- Опубликовать третью статью в рецензируемых изданиях ВАКа.
- Участвовать в работе отдела и выполнять задания научного руководителя.
- Закончить диссертационное исследование, получить рецензию руководителя, обсудить диссертацию в отделе.
- Подготовить автореферат.
12 октября 2017 г. в 11 00 часов в ИА РАН состоится Государственная итоговая аттестация (ГИА) аспирантов, завершающих обучение в 2017 г. ГИА проходит по адресу: Дм. Ульянова, 19, ком. 31 (зал заседаний).
Вошло в состав МГУ в 20-х годах XX века.
Энциклопедичный YouTube
1 / 3
Публичная лекция 1.10.15. Леонид Беляев «Археология Москвы: проблемы и находки»
Древнерусские обелиски под монастырями
Археологические открытия в Великом Новгороде (рассказывают Владимир Седов и Алексей Гиппиус)
Субтитры
История
По мере развития было открыто несколько филиалов на европейской части России, большинство филиалов впоследствии переходили в состав организованных в этих городах ВУЗов. Филиалы находились в следующих городах:
Курс обучения в институте был трёхлетний. В действительные слушатели принимались лица, уже имевшие высшее образование или обучающихся в одном из высших учебных заведений; остальные имели статус вольнослушателей с правом держать переходные и выпускные экзамены. Институт существовал на плату за слушание лекций (80 рублей) и на частные пожертвования.
На третьем курсе студенты под руководством профессоров работали над диссертацией, которую защищали в конце года. Лишь после этого Совет института присуждал им учёные звания «археолог» и «архивист» с зачислением в действительные члены института. Студентам, окончившим полный трёхлетний курс, но не представившим диссертацию, присваивалось звание члена-сотрудника. При этом вольнослушателям предоставлялась возможность также защитить магистерскую диссертацию и получить научное звание; аа 1911-1915 гг. в институте защитились 180 магистрантов.
Преподавались предметы:
Последние пять дисциплин не преподавались в ранее открытом Петербургском археологическом институте. Кроме этого Совет Московского археологического института 26 января 1912 года принял решение об открытии в институте кафедры египтологии и пригласил руководить ей «ученого археолога доктора Мюнхенского университета В. В. Баллада».
В момент открытия (1907) в библиотеке Московского археологического института насчитывалось 5522 тома, собрание редких рукописей и старых книг. Через семь лет, в 1914 году в библиотеке было уже 16 тысяч томов; в созданном при институте музее было 5 тыс. экспонатов. Кроме того, музеи и библиотеки имелись в филиалах Московского археологического института.