Что такое утилизация тко. Вывоз тко
В начале 2016 году в квитанциях об оплате содержания жилья появился новый пункт о вывозе твердых коммунальных отходов.
Что же означает это понятие?
Твердые коммунальные или, как их еще называют, бытовые отходы включают довольно широкий перечень: отходы жилых и производственных, торговых и общественных помещений, опавшая листва, остатки ремонтных материалов, отходы с дворовых территорий, испорченные продукты питания.
Другими словами, к ним можно отнести все, что попадает в мусорные контейнеры возле многоэтажек.
Твердые коммунальные отходы также различаются по способу переработки и обращения с ними, источнику возникновения, уровню опасности, составу и другим признакам.
Однако, не все можно выбрасывать в баки во дворе. В законе указаны правила обращения и четкого разделения коммунальных отходов.
Можно выбрасывать в мусорные контейнеры:
- древесные и растительные отходы;
- мелкий мусор, собранный дворниками (пыль, окурки и другое);
- пищевые отходы и испорченные продукты питания;
- вещи из текстиля
- материалы, используемые для упаковки (картон), ненужная бумага и газеты.
Нельзя выбрасывать в мусорные контейнеры:
- крупногабаритные отходы после ремонта;
- жидкие и масляные средства;
- фекалии домашних животных;
- просроченные лекарства и другие фармацевтические отходы;
- токсичные вещества.
Весь этот мусор необходимо вывозить в индивидуальном порядке с помощью специальных служб. Особенно это важно для коммунальных отходов, опасных для здоровья, таких как разбитые лампочки и использованные энергосберегающие лампы.
Необходимо знать основные правила обращения с ними.
В таких вещах содержится ртуть, которая даже в небольших количествах губительно сказывается на здоровье людей.
Большинство из нас не задумывается о последствиях, которые возможны из-за нарушений правила обращения с коммунальными отходами. Мусор может пролежать в контейнерах несколько дней и стать причиной неприятных последствий: заражения (в случае органических отходов), отравления (ртуть) и возможного возгорания.
Правила обращения важно соблюдать и научить этому своих детей. Ведь от того, насколько серьезно вы к ним отнесетесь, зависит здоровье окружающих и непосредственно вашей семьи, а также экологическая ситуация в целом.
Небольшие неудобства по вызову специальных служб не идут ни в какие сравнения с опасностью, которой подвергаются невинные люди.
Поправки в законе о накоплении коммунальных отходов
Недавно в правовой акт накопления твердых коммунальных отходов внесено несколько существенных поправок.
- Отменено разграничение между мусором от производства и жилых зон.
- Прописана организация единой системы контроля за утилизацией всех отходов.
- Определён новый расчет оплаты за вывоз домового мусора.
- Введены нормативы накопления мусора на одного жителя квартиры или целиком с торгового помещения в расчете на площадь.
- Для решения всех организационных вопросов в регионах назначается оператор ТКО. Его назначением занимаются органы администрации (проводится конкурсный отбор). Главные требования: наличие исправного транспорта для осуществления вывоза отходов и разрешение на данную деятельность Роспотребнадзора.
В течение прошлого года проводились разнообразные тестирования, в результате которых были разработаны и посчитаны нормативы накопления твердых отходов. Именно это и отображает новая графа в платежной квитанции по содержанию жилья.
Определение нормативов накопления коммунальных отходов
Новая инструкция четко определила нормативы для каждой категории лиц, на которых распространяются правила обращения.
К ним относятся:
- собственники жилых помещений;
- владельцы прилегающих территорий;
- индивидуальные предприниматели, арендующие производственные помещения.
Нормативы определяются с помощью специальных замеров раз в сезон, проводимых оператором ТКО. Для этого выбирают жилой район, в котором сосредоточено не менее 2% общего населения для небольших городов, 1% — для крупных и 0,5% для городов-миллионников.
Для проведения таких замеров используют специальное оборудование – особые контейнеры и большие полиэтиленовые пакеты. Четко отслеживается разделение твердых отходов всех трех категорий, и исключается возможность смешивания. После проведения таких работ должен быть составлен отчет об отходах для каждого дня.
Следующий шаг – расчет по специально выведенным формулам дополнительных коэффициентов:
- средний посуточный норматив;
- средний количественный норматив для каждого сезона;
- годовой норматив (посуточный умножить на количество дней в году);
- среднемесячный норматив.
После того, как экспериментальные контейнеры заполнены, проводится измерение массы и объема отходов.
Для этого выполняется ряд действий.
- Выравнивание всех отходов.
- С помощью специальной линейки проводится замер объема собранных отходов. Измерение происходит сверху вниз, а длина линейки составляет полтора метра.
- Для измерения массы используют динамометр, а затем от полученного значения отнимают массу пустого бака.
- Если вес мусора составляет менее 10 кг, его могут взвешивать на погрузочном автомобиле.
Все полученные результаты вносятся в специальную таблицу, после чего выводится среднее значения по всем видам твердых отходов отдельно (жилые, придомовые, производственные).
Оператор ТКО является предпринимателем, который несет юридическую ответственность за все произведенные расчеты и ведет дальнейшую работу с ними.
От чего зависят нормы
Простым жильцам многоквартирных домов наверняка интересно, от чего же зависят приведенные в квитанциях нормы, почему они неодинаковы для всех?
На них влияют следующие факторы:
- уровень благоустроенности жилого помещения (наличие системы центрального отопления, канализации и т.д.);
- наличие контейнеров для отдельного сбора различных видов мусора (пластика, бумаги и т.д.). (в таком случае масса ТКО значительно меньше);
- погодные условия (например, в северных регионах нашей страны значительно увеличен срок отопительного сезона);
- присутствие на придомовой территории зеленых посадок.
Для точного составления нормативов используют данные из благоустроенных и неблагоустроенных районов. Большое значение имеет способ отопления жилья.
После полного исследования, на каждый вид помещений составляют санитарный паспорт, в котором, в обязательном порядке, указано количество человек, проживающих в многоэтажке, (для предпринимателей — мест в кафе или ресторане); уровень благоустройства и ухоженности прилегающей территории (наличия работ по озеленению и тротуарных дорожек).
Если имеет место раздельный сбор мусора, указывают данные по его измерению.
Нормативы ТКО на каждого человека
Для единых расчетов в пределах целой страны создана специальная инструкция, в которой прописаны примерные нормы накопления для каждого потребителя.
Они бывают:
- среднесуточные за год;
- среднесуточные за сезон;
- среднегодовые.
Они рассчитываются с учетом плотности населения.
- благоустроенное жилье (есть центральное отопление, проведен газ и водоснабжение, сбор отходов осуществляется раздельным способом);
- неблагоустроенное жилье (печное отопление, отсутствие постоянного водоснабжения и канализации, сбор отходов не осуществляется, отдельно выделяют частные дома);
- жидкие отходы (отдельной строкой идут отходы, скапливающиеся в подвалах и выгребных ямах).
Конечное решение о размере нормативов накопления твердых коммунальных отходов принимают органы местного самоуправления. Их поправка происходит через каждые 5 лет.
Временные нормативы
Такие нормативы действительны для индивидуальных предпринимателей на то время, пока оператор ТКО проводит измерения и рассчитывает постоянные показатели.
В основе расчета временных нормативов лежит род занятий каждой конкретной организации. Обычно используют среднее значение количества мусора. По инструкции, временные нормативы должны корректироваться раз в год.
Для каждого вида деятельности установлен свой коэффициент. Чтобы рассчитать число накоплений отходов, его умножают на имеющиеся нормативы и количество рабочих дней.
Сейчас средними временными нормативами пользуется множество направлений индивидуального бизнеса: магазины (хозяйственные, продуктовые, промтоваров), лотки и торговые палатки, транспортные конторы, различные предприятия сферы услуг.
В расчет временных нормативов не входят крупногабаритные отходы. Если такие отходы появились, они включаются в расчеты и умножаются на коэффициент 1,5. Для крупных городов нормы накопления твердых отходов от производства, как минимум, в 2 раза меньше, чем от жилых зон.
Новые нормативы. Нужны ли они?
Принятый закон по обращению с коммунальными отходами направлен, в первую очередь, на сохранение благоприятной экологической обстановки в местах проживания большого количества людей. Кроме того, ведется подсчет реальных показателей накопления твердых отходов на производстве.
Принятые меры помогут:
- увеличить количество предприятий, занимающихся утилизацией твердых отходов;
- наладить безопасное захоронение опасного мусора и правильное обращение с ним;
- построить новые заводы для переработки некоторых видов отходов;
- уничтожить незаконные свалки и привлечь к уголовной ответственности лиц, ответственных за их создание.
В инструкциях к закону по обращению с твердыми отходами четко прописаны меры по утилизации для производственных предприятий. Теперь специальные организации, ответственные за уничтожение отходов, не смогут отказать им в приеме мусора. Соответственно надобность в несанкционированных свалках пропадет.
Новые правила обращения с коммунальными отходами в условиях тяжелой экологической обстановки, как нельзя кстати. Их соблюдение, как обычными собственниками жилых помещений, так и производственными компаниями обеспечит чистоту и порядок в каждом городе.
В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
2. Утвердить прилагаемую форму типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
3. Подпункт "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 35, ст. 4037) дополнить словами ", транспортирования твердых коммунальных отходов".
Правила
обращения с твердыми коммунальными отходами
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).
2. В настоящих Правилах применяются следующие понятия:
"бункер" - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов;
"вывоз твердых коммунальных отходов" - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест их накопления и сбора до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
"контейнер" - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов;
"контейнерная площадка" - место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;
"крупногабаритные отходы" - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах;
"мусоровоз" - транспортное средство категории N, используемое для перевозки твердых коммунальных отходов;
"потребитель" - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
3. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
4. Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет cбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
5. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641".
6. Региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.
7. В случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.
8. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается на срок, не превышающий срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.
II. Порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов
9. Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
10. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
11. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
12. Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
13. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
14. Лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.
В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
К транспортированию в рамках данных Правил запрещаются опасные вещества, отнесенные к опасным грузам в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов. Региональному оператору запрещается осуществлять сбор и транспортирование указанных опасных веществ (грузов) в составе или под видом твердых коммунальных отходов.
15. Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных
16. В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
17. Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
18. Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
19. В случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Осуществление такого разделения твердых коммунальных отходов не влечет необходимости получения потребителем лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
20. Сбор отходов электронного оборудования осуществляется в соответствии с порядком сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
21. Запрещается организовывать места сбора отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов без письменного согласия регионального оператора.
22. Сбор отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, может осуществляться путем организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов, в том числе через автоматические устройства для приема отходов.
23. В целях обеспечения сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
24. По договору на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги.
25. Существенными условиями договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов являются:
а) предмет договора;
б) планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов;
в) периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов;
г) места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами;
д) предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов;
е) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;
ж) сроки и порядок оплаты услуг по договору;
з) права и обязанности сторон по договору;
и) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов;
к) ответственность сторон.
26. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
27. Транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 1 января 2018 г.
28. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, не вправе передавать твердые коммунальные отходы лицам, не указанным в договоре на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
29. При транспортировании твердых коммунальных отходов запрещается их уплотнение сверх предельно допустимого значения уплотнения, установленного договором на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
30. В отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
III. Порядок осуществления обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов
31. При выборе технологий обработки твердых коммунальных отходов приоритетными являются технологии автоматизированной сортировки твердых коммунальных отходов.
32. При выборе технологий обработки, утилизации, обезвреживания твердых коммунальных отходов приоритетными являются технологии, обеспечивающие получение конечного продукта, доступного для применения в других технологических процессах в качестве исходного сырья или добавки к основному сырью.
33. При осуществлении обработки твердых коммунальных отходов необходимо обеспечить извлечение отходов I и II классов опасности с целью исключения их попадания на объекты захоронения твердых коммунальных отходов.
34. В целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, указанные в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора, заключают договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
35. По договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять обработку, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется передавать твердые коммунальные отходы такому оператору и оплачивать услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов по регулируемым тарифам.
36. Существенными условиями договора на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов являются:
а) предмет договора;
б) требования к составу твердых коммунальных отходов, передаваемых оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, способу складирования твердых коммунальных отходов;
в) планируемая масса твердых коммунальных отходов, направляемых на объект, используемый для обработки, обезвреживания, захоронения;
г) место приема (передачи) твердых коммунальных отходов;
д) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;
е) сроки и порядок оплаты услуг по договору;
ж) права и обязанности сторон по договору;
з) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
и) ответственность сторон.
37. Расчетным периодом по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов является один календарный месяц.
38. Региональный оператор оплачивает услуги операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено договором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в следующем порядке:
а) 35 процентов стоимости услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, 50 процентов стоимости указанных услуг в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения текущего месяца;
б) оплата за фактически оказанные в истекшем месяце услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за такие услуги, оказанные в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактически оказанных услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов за истекший месяц меньше объема, определенного договором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.
39. В целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
IV. Основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора
40. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по следующим основаниям:
а) в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641";
б) в течение календарного года региональным оператором были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил и (или) условий соглашения, повлекшие причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан;
в) задолженность регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
г) нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами.
41. Юридическое лицо, лишенное статуса регионального оператора, обязано:
а) исполнять обязанности регионального оператора до дня, определенного соглашением, заключенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора;
б) в течение 10 рабочих дней со дня определения нового регионального оператора передать ему все сведения и документы, необходимые для организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, включая реестр договоров и копии заключенных договоров в сфере обращения с отходами.
Форма типового договора
на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
(утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156)
ТИПОВОЙ ДОГОВОР
на оказание услуг по обращению
с твердыми коммунальными отходами
___________________________ "____" ___________ 20__ г.
(место заключения договора)
(наименование организации)
именуемое в дальнейшем региональным оператором, в лице ________________,
________________________________________________________________________
(наименование должности, фамилия, имя, отчество физического лица)
указать нужное)
с одной стороны, и ____________________________________________________,
(наименование организации, фамилия, имя,
отчество физического лица)
именуемое в дальнейшем потребителем, в лице ____________________________
(фамилия, имя, отчество,
_______________________________________________________________________,
паспортные данные - в случае заключения договора физическим лицом,
наименование должности, фамилия, имя, отчество - в случае
заключения договора юридическим лицом)
действующего на основании _____________________________________________,
(положение, устав, доверенность -
указать нужное)
с другой стороны, именуемые в дальнейшем сторонами, заключили настоящий
договор о нижеследующем:
I. Предмет договора
1. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными
отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные
отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и
обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание,
захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а
потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене,
определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого
тарифа на услугу регионального оператора.
2. Объем твердых коммунальных отходов, места сбора и накопления
твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и
периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация в
графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых
коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых
домов) определяются согласно приложению к настоящему договору.
3. Способ складирования твердых коммунальных отходов -
________________________________________________________________________,
(мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры,
расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости
(указать какие), предоставленные региональным оператором, -
указать нужное)
в том числе крупногабаритных отходов -
(в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, на
специальных площадках складирования крупногабаритных отходов -
указать нужное)
4. Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными
отходами "____" ____________ 20__ г.
II. Сроки и порядок оплаты по договору
5. Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один
календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по
цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке
единого тарифа на услугу регионального оператора: _____________________.
(размер оплаты указывается
региональным оператором)
6. Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах
и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными
отходами в следующем порядке:
35 процентов стоимости услуг по обращению с твердыми коммунальными
отходами в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го
числа текущего месяца, 50 процентов стоимости указанных услуг в месяце,
за который осуществляется оплата, вносится до истечения текущего месяца;
оплата за фактически оказанные в истекшем месяце услуги по
обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом средств, ранее
внесенных потребителем в качестве оплаты за такие услуги, оказанные в
расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за
месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем
фактически оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными
отходами за истекший месяц меньше объема, определенного настоящим
договором, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего
платежа за следующий месяц.
Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает
коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми
коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством
Российской Федерации.
7. Сверка расчетов по настоящему договору проводится между
региональным оператором и потребителем не реже чем один раз в год по
инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами
соответствующего акта.
Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и
направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2
экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма,
факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть
"Интернет"), позволяющим подтвердить получение такого уведомления
адресатом. Другая сторона обязана подписать акт сверки расчетов в
течение 3 рабочих дней со дня его получения или представить
мотивированный отказ от его подписания с направлением своего варианта
акта сверки расчетов.
В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня
направления стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается
согласованным и подписанным обеими сторонами.
III. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных
площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории,
прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов
8. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными
отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с
момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления
твердых коммунальных отходов.
складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту
погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой
территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в
многоквартирных домах, несет
_______________________________________________________________________.
(собственники помещений в многоквартирном доме, лицо,
привлекаемое собственниками помещений в многоквартирном доме
по договорам оказания услуг по содержанию общего имущества
в таком доме, иное лицо, указанное в соглашении, -
указать нужное)
для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к
месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего
имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несет
_______________________________________________________________________.
(собственник земельного участка, на котором расположены такие
площадка и территория, иное лицо, указанное в соглашении, -
указать нужное)
IV. Права и обязанности сторон
11. Региональный оператор обязан:
а) принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте,
которые определены в приложении к настоящему договору;
б) обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание,
захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
в) предоставлять потребителю информацию в соответствии со
стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми
коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации;
г) отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам,
связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока,
установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения
обращений граждан;
д) принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных
контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином
законном основании, в порядке и сроки, которые установлены
законодательством субъекта Российской Федерации.
12. Региональный оператор имеет право:
а) осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы принятых
твердых коммунальных отходов;
13. Потребитель обязан:
а) осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах
сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором
на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в
соответствии с территориальной схемой обращения с отходами;
б) обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных
отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или)
массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением
утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых
коммунальных отходов";
в) производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и
сроки, которые определены настоящим договором;
г) обеспечивать складирование твердых коммунальных отходов в
контейнеры или иные места в соответствии с приложением к настоящему
договору;
д) не допускать повреждения контейнеров, сжигания твердых
коммунальных отходов в контейнерах, а также на контейнерных площадках,
складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов;
е) назначить лицо, ответственное за взаимодействие с региональным
оператором по вопросам исполнения настоящего договора;
ж) уведомить регионального оператора любым доступным способом
(почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма,
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим
подтвердить его получение адресатом, о переходе прав на объекты
потребителя, указанные в настоящем договоре, к новому собственнику.
14. Потребитель имеет право:
а) получать от регионального оператора информацию об изменении
установленных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными
отходами;
б) инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору.
V. Порядок осуществления учета объема
и (или) массы твердых коммунальных отходов
15. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы
твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого
учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными
505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы
твердых коммунальных отходов", следующим способом:
_______________________________________________________________________.
(расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых
коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для
складирования твердых коммунальных отходов или исходя из
массы твердых коммунальных отходов - нужное указать)
VI. Порядок фиксации нарушений по договору
16. В случае нарушения региональным оператором обязательств по
настоящему договору потребитель с участием представителя регионального
оператора составляет акт о нарушении региональным оператором
обязательств по договору и вручает его представителю регионального
оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель
составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных
лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3
рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием
устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного
потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения
акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с
с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое
возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные
потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения
выявленных нарушений.
17. В случае если региональный оператор не направил подписанный акт
или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта,
такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
18. В случае получения возражений регионального оператора
потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с
возражениями внести соответствующие изменения в акт.
19. Акт должен содержать:
а) сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес);
б) сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые
коммунальные отходы, в отношении которого возникли разногласия (полное
наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым
обладает сторона, направившая акт);
в) сведения о нарушении соответствующих пунктов договора;
г) другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы
фото- и видеосъемки.
20. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным
оператором обязательств по договору в уполномоченный орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
VII. Ответственность сторон
21. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по
настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
22. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения
потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный
оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере
1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации,
установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы
задолженности за каждый день просрочки.
23. За нарушение правил обращения с твердыми коммунальными отходами
в части складирования твердых коммунальных отходов вне мест сбора и
накопления таких отходов, определенных настоящим договором, потребитель
несет административную ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
VIII. Обстоятельства непреодолимой силы
24. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение либо
ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если оно
явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.
При этом срок исполнения обязательств по настоящему договору
продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали такие
обстоятельства, а также последствиям, вызванным этими обстоятельствами.
25. Сторона, подвергшаяся действию обстоятельств непреодолимой
силы, обязана предпринять все необходимые действия для извещения другой
стороны любыми доступными способами без промедления, не позднее 24 часов
с момента наступления обстоятельств непреодолимой силы, о наступлении
указанных обстоятельств. Извещение должно содержать данные о времени
наступления и характере указанных обстоятельств.
Сторона должна также без промедления, не позднее 24 часов с момента
прекращения обстоятельств непреодолимой силы, известить об этом другую
IX. Действие договора
26. Настоящий договор заключается на срок ________________________.
(указывается срок)
27. Настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех
же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна
из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении
нового договора на иных условиях.
28. Настоящий договор может быть расторгнут до окончания срока его
действия по соглашению сторон.
X. Прочие условия
29. Все изменения, которые вносятся в настоящий договор, считаются
действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны
уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их
наличии).
30. В случае изменения наименования, местонахождения или банковских
реквизитов сторона обязана уведомить об этом другую сторону в письменной
форме в течение 5 рабочих дней со дня таких изменений любыми доступными
способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления
адресатом.
31. При исполнении настоящего договора стороны обязуются
руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе
положениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере
обращения с твердыми коммунальными отходами.
32. Настоящий договор составлен в 2 экземплярах, имеющих равную
юридическую силу.
33. Приложение к настоящему договору является его неотъемлемой
Региональный оператор Потребитель
__________________________________ ___________________________________
"____" ______________ 20___ г. "____" ______________ 20___ г.
Приложение
к типовому договору на оказание
услуг по обращению с твердыми
коммунальными отходами
Информация
по предмету договора
I. Объем и место сбора и накопления твердых коммунальных отходов
II. Информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов)
Обзор документа
Утверждены правила обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Речь идет о сборе, транспортировании, обработке, обезвреживании и захоронении отходов.
Установлены основания, по которым юрлицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с ТКО.
Также утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Определены существенные условия такого договора и порядок его заключения.
Обращение с ТКО на территории субъекта Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональный оператор в течение месяца со дня наделения его соответствующим статусом обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного или жилого дома предложение о заключении указанного договора и его проект.
Договор заключается на срок, не превышающий срок, на который юрлицу присвоен статус регионального оператора.
Уточнено, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат в т. ч. автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для транспортирования ТКО.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Правилами обращениями с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, установлен порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).
Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Приказом Федеральной антимонопольной службой России от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, которые предназначены для использования органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование тарифов, и органами местного самоуправления, в случае наделения их соответствующими полномочиями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для расчета предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
По вопросам оплаты услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) сообщаем следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Во исполнение требований части 3 статьи 39 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491). В соответствии с пунктом 17 Правил № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно пункту 11 Правил № 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Таким образом, сбор и вывоз твердых (в том числе крупногабаритных) бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, соответствующие платежи входят в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, рассчитываемой исходя из площади занимаемого помещения и определяемой на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома. Вместе с тем указанные услуги могут быть выделены в квитанции в отдельную строку.
Обращаем внимание, что Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО.
Таким образом, вместо жилищной услуги по сбору и вывозу ТКО, плата за которую входит в состав платы за содержание жилого помещения, в квитанции появится отдельная строка коммунальная услуга по обращению с ТКО, размер платы за которую будет рассчитываться по тарифам, установленным уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской с учетом установленных нормативов накопления ТКО, и, соответственно, составляющая платы за содержание жилого помещения в этой части будет исключена.
В связи с изменением системы обращения с ТКО и введением коммунальной услуги по обращению с ТКО, Минстроем России внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее - проект акта), который вносит изменения в жилищное законодательство, в том числе в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354), постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». Проект акта размещен на сайте www.regulation.gov.ru.
Проектом акта предусматриваются положения по расчету платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, наделение органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочием по принятию решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме либо исходя из количества проживающих в жилом помещении. Также, согласно проекту акта, сбор и вывоз твердых бытовых отходов исключен из состава работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, определенных пунктом 11 Правил № 491.
При первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, предоставляемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, размер платы за содержание жилого помещения подлежит уменьшению на размер платы в части, соответствующей стоимости услуг по сбору и вывозу ТКО, оказываемых в многоквартирном доме, в месяце, предшествующем месяцу, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.
Выполнение коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается региональным оператором, выбранным в результате конкурсного отбора, предусмотренного частью 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
При этом, согласно положениям статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, все собственники ТКО (собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО) заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО.
На территории субъекта Российской Федерации может действовать несколько региональных операторов. При этом региональные операторы вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Отмечаем, что Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 29 декабря 2016 года, предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года.
До даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. При этом стоимость услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, а также объем вывозимых твердых коммунальных отходов определяется соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством.
Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором.
Письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России.
Обзор документа
Даны разъяснения по вопросам оплаты услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО).
Так, указано, что сбор и вывоз твердых (в т. ч. крупногабаритных) бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества.
Вместо жилищной услуги по сбору и вывозу ТКО, плата за которую входит в состав платы за содержание жилого помещения, в квитанции появится отдельная строка - коммунальная услуга по обращению с ТКО. Размер платы будет рассчитываться по тарифам, установленным уполномоченными органами госвласти регионов с учетом установленных нормативов накопления ТКО.
Первоначально размер платы за содержание жилого помещения подлежит уменьшению на размер платы в части, соответствующей стоимости услуг по сбору и вывозу ТКО, оказываемых в многоквартирном доме, в месяце, предшествующем месяцу, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.
На территории региона могут действовать несколько региональных операторов. При этом операторы вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с ТКО, так и привлекать других операторов.
Договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором.
С начала 2018 года в квитанциях жителей появилась новая строка: обращение с ТКО. Многих жителей эта аббревиатура заставила поломать голову — что это, для чего, откуда новые суммы? На деле все просто. Обращение с ТКО — новое название для «вывоза мусора».
Что относится к ТКО?
ТКО или твердые коммунальные отходы — по сути тот же бытовой мусор, который мы выбрасываем в мусорный контейнер. Что такое ТКО? Это: пищевые отходы, пластик, бумага, метал и прочее. Новое название появилось в 2016 году, когда появились первые официальные постановления, предполагающие не только вывоз мусора, но и его утилизацию, переработку, захоронение и т.д. Словом, градус ответственности за выброшенный жителями мусор повышался.
«Вывоз мусора» и «обращение с ТКО» — в чем разница?
Для жителей почти никакой. Основное различие состоит в организации, которая оказывает услугу. Раньше мусор достаточно было просто вывезти на полигон. Занималась этим управляющая компания или ЖКО. Этим организациям жильцы платили по единой квитанции. В списке услуг по домовым нуждам числился и мусор.
С начала 2018 года эти обязанности перешли к региональному оператору — компании, которая будет заниматься не только вывозом, но и утилизацией мусора в регионе. Это целый процесс: отсортировать, обработать, обезвредить и захоронить отходы. Собственно, за это мы и будем платить по квитанции. А так как теперь всем этим занимается отдельная крупная организация, то обращение с ТКО перенесли в разряд коммунальных услуг и сделали отдельной строкой в платежке.
Все официальные документы тоже уже готовы. В 2017 году утвердили правила обращения с ТКО () и внесли изменения в правила предоставления коммунальных услуг. Условия игры установлены, осталось только им грамотно следовать. К тому же, после выхода этих правил не остается сомнений в том, что новая система обращения с мусором прочно войдет в нашу жизнь.
До конца этого года каждый регионы выберут регионального оператора и установят тарифы на вывоз мусора.
Кто будет вывозить мусор?
Пока не выбран региональный оператор и власти региона не установили тарифы, вывозить мусор (ТКО) будет управляющая компания. Если эти два условия еще не выполнены в городе, то жители, скорее всего, не увидят в своей квитанции формулировку «обращение с ТКО». Как только они будут выполнены, мусоровозы будут приезжать от регоператора и новая комуслуга в платежке появится.
УК тоже будут участвовать в общем процессе. Они будут следить за тем, чтобы контейнерные площадки были исправные и чистые, а сами контейнеры всегда были целыми и стояли там, где и должны стоять. УК также проследят за тем, где расположен сам пункт вывоза мусора, не расположен ли слишком близко или слишком далеко от жилых домов.
Повысится ли плата за новую строчку в платежке?
Плата за обращение с ТКО будет будет зависеть от членов семьи, которые живут в квартире. Прописан ли человек на постоянной основе или же проживает там временно — не важно. На каждого живущего установят норматив- количество генерируемого мусора. Размер этого норматива будет зависеть от решения региональных властей.
Размер платы будет зависеть от нескольких факторов:
- сортируется мусор или нет. Для тех, кто делит мусора на бумагу, стекло и метал, будет установлен отдельный, пониженный тариф. Так как региональному оператору придется делать меньше операций с мусором;
- будут ли в регионе считать плату за обращение с ТКО исходя из общей площади квартиры. Такой вариант возможен и должен быть установлен исполнительными властями региона.
Зачем нужны изменения?
У многих жителей после прочтения этой статьи возникнет вопрос: а зачем переходить на новую систему? Ведь всем понятно, что стоимость новой коммунальной услуги будет выше, чем привычного «вывоза мусора».
Дело в том, что вывозить все бытовые отходы больше некуда. Полигоны и легальные свалки переполнены и все труднее становиться найти место, чтобы захоронить мусор. Поэтому все чаще отходы не довозят до полигона и оставляют содержимое машины в ближайшем овраге. Вот и новая свалка. Логично, что пора вставать на новые рельсы и делать ставку на утилизацию и переработку мусора. Именно эту цель преследуют последние изменения.
Есть и вторая причина. Она всем знакома — мусора вывозят не вовремя или не вывозят вообще. Люди жалуются, но проконтролировать работу мусоровозов сложно. Теперь за это будет отвечать конкретная организация.