Что такое социальная ценность. Урок "социальные ценности и нормы"
Социальные ценности
Как уже говорилось, индивид становится личностью в ходе социализации, т. е. уϲʙᴏения элементов современной ему культуры, в т.ч. ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих ценностей и норм поведения. Спектр социальных ценностей достаточно разнообразен: ϶ᴛᴏ ценности моральные и данныеческие, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и др. Ценности непосредственно связаны с общественными идеалами. Ценности — ϶ᴛᴏ не то, что можно купить или продать, ϶ᴛᴏ то, ради чего стоит жить. Не стоит забывать, что важнейшая функция социальных ценностей — играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий. Ценности любого общества взаимодействуют между собой, являясь принципиальным содержательным элементом данной культуры.
Отношение между культурно предопределяемыми ценностями характеризуется двумя следующими чертами. В первую очередь, ценности по степени их общественной значимости складываются в определенную иерархическую структуру, подразделяясь на ценности более и менее высокого порядка, более предпочитаемые и менее предпочитаемые. Во-вторых, отношения между данными ценностями могут быть как гармоничными, взаимно подкрепляющими, так и нейтральными, даже антагонистическими, взаимоисключающими. Эти отношения между социальными ценностями, складываясь исторически, наполняют конкретным содержанием культуру данного типа.
Основная функция социальных ценностей — быть мерилом оценок — ведет к тому, что в любой системе ценностей можно выделить:
- то, что предпочитается в наибольшей степени (акты поведения, приближающиеся к общественному идеалу, — то, чем восхищаются) Не стоит забывать, что важнейшим элементом системы ценностей будет зона высших ценностей, значение кᴏᴛᴏᴩых не нуждается в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, свято и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);
- то, что считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев);
- то, что не одобряется, порицается и — на крайнем полюсе системы ценностей — предстает как абсолютное, самоочевидное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.
Сформировавшаяся система ценностей структурирует, упорядочивает для индивида картину мира. Не стоит забывать, что важная особенность социальных ценностей состоит по сути в том, что в силу их всеобщего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей. При всем разнообразии содержательных характеристик социальных ценностей можно выделить некᴏᴛᴏᴩые объекты, с неизбежностью связанные с формированием ценностной системы. В их числе:
- определение природы человека, идеал личности;
- картина мира, мироздания, восприятие и понимание природы;
- место человека, его роль в системе мироздания, отношение человека к природе;
- отношение человека к человеку;
- характер общества, идеал общественного устройства.
Социальные нормы
В ситуации, когда систему социальных ценностей характеризует устойчивость, воспроизводимость во времени и распространенность в пределах данного общества, эта система формализуется, конкретизируется в форме социальных норм. Следует обратить внимание на двоякое определение понятия «норма». Согласно первому его употреблению норма — абстрактно сформулированное правило, предписание. Известно, однако, что понятием «норма» применительно к любому ряду явлений, процессов обозначают и ту совокупность явлений или признаков процесса, кᴏᴛᴏᴩые служат их преимущественной характеристикой, постоянно возобновляются, устойчиво проявляясь в данном ряду явлений (тогда говорят о нормальном явлении, нормальном процессе, о наличии объективной (реальной) нормы) В социальной жизни существуют обычные, повторяющиеся отношения между членами общества. Эти отношения и подпадают под понятие объективной (реальной) нормы в поведении людей. Совокупность актов действия, характеризующаяся высокой степенью однородности и повторяемости, и есть объективная социальная норма.
Объективная социальная норма
Это характеристика существующих явлений или процессов (либо актов повеления), по϶ᴛᴏму установить ее наличие и содержание можно исключительно проанализировав социальную действительность; содержание социальных норм выводится из реального поведения индивидов и социальных групп. Именно здесь воспроизводятся изо дня в день социальные нормы, часто проявляя ϲʙᴏе действие стихийно, не всегда получая отражение в сознании людей. В случае если в праве сфера социального долженствования выражена в виде рационально осознанных и логически сформулированных правил (запретов или велений), где средства подчинены целям, а ближайшие цели подчинены отдаленным, то социальные нормы не расчленены в общественном сознании на цели и средства, они существуют в виде стереотипов (стандартов поведения), как нечто подразумевающееся, воспринимаются в качестве таковых и воспроизводятся в повелении без их обязательной сознательной оценки.
Социальные нормы, стихийно упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений, складываясь в определенную иерархию норм, распределяясь по степени социальной значимости. Стоит сказать - политические нормы, прямо связанные с системой идеологических ценностей, влияют на нормы экономического характера, последние — на технические нормы и т. д. Нормы повседневного поведения, профессиональной данныеки, семейных отношений и морали в целом охватывают, по существу, всю совокупность социально значимых актов поведения.
В социальной норме воплощается значительное большинство ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих явлений (актов поведения) Ею может быть обозначено то, что обычно, естественно, типично в данной сфере социальной действительности, что характеризует ее основное социальное ϲʙᴏйство на данный момент. Это большинство именно однородных, более или менее одинаковых актов поведения. Относительная однородность позволяет суммировать их, отделить от иных актов поведения, составляющих отклонения, исключения, аномалии. Норма будет синтетическим обобщением массовой социальной практики людей. В социальных нормах, т. е. устойчивых, наиболее типичных видах и способах поведения в конкретных областях социальной практики пробудет действие объективных закономерностей общественного развития. Социально нормальным будет то, что необходимо, что закономерно существует при данном укладе общества.
Социальная норма в сфере поведения людей применительно к конкретным актам может быть охарактеризована двумя основными рядами количественных показателей. Это, во-первых, относительное число актов поведения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего вида и, во-вторых, показатель степени их ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия некᴏᴛᴏᴩому среднему образцу. Объективная основа социальной нормы пробудет в том, что функционирование, развитие общественных явлений и процессов происходит в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих качественно-количественных пределах. Совокупность фактических актов действия, образующих социальные нормы, складывается из однородных, но не тождественных элементов. Эти акты действия неизбежно различаются между собой по степени ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия среднему образцу социальной нормы. Эти действия, следовательно, располагаются по определенному континууму: от полного ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия образцу через случаи частичного отклонения вплоть до полного выхода за пределы объективной социальной нормы. В качественной определенности, в содержании, смысле и значении качественной характеристики социальных норм, в реальном поведении пробудет, в конечном счете, доминирующая система социальных ценностей.
Общее количество однородных (т. е. более или менее ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих определенному признаку) актов поведения — первый количественный показатель данной совокупности актов. Различие между подобными однородными актами связаны с тем, что указанный качественный признак в каждом конкретном случае может быть выражен в разной степени, т. е. акты поведения могут обладать различными частотными характеристиками с позиции проявления в них ϶ᴛᴏго признака. Таков второй количественный параметр данной совокупности. Отклонения от среднего образца поведения до какого-то уровня укладываются в рамки того, что можно считать объективной социальной нормой. По достижении же определенного предела степень отклонения будет столь высокой, что такого рода акты будут отнесены к числу аномалий, актов антиобщественных, опасных, преступных.
Выход за пределы объективной социальной нормы возможен в двух направлениях: со знаком «минус» (отрицательное значение) и со знаком «плюс» (положительное значение) Здесь вновь пробудет неразрывная связь социальных норм с господствующей системой ценностей. Именно такая система не только снабжает социальные нормы их качественной характеристикой, но и определяет полярные значения случаев выхода за пределы данных норм. При ϶ᴛᴏм существенна закономерность: чем выше степень ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия данного акта среднему образцу социальной нормы, тем больше подобных актов, и чем меньше степень ϶ᴛᴏго ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия, тем меньше и относительное число подобных актов.
Стоит сказать - полезно прибегнуть к схематическому, графическому изображению ϶ᴛᴏго соотношения (см. рис. 2) Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго по вертикали будем откладывать число определенных, относительно однородных (но никогда не тождественных) актов действия, а по горизонтали — степень их ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия среднему образцу (как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»)
На приведенном графике в зонах «в» и «в1» располагаются акты действий, укладывающиеся в пределы объективной социальной нормы, ϶ᴛᴏ то, как обычно поступают. Зона «а1» — ϶ᴛᴏ отклонения, выходящие за пределы объективной социальной нормы. Это — действия, отличающиеся от средней нормы, то, что порицается. В зоне «а» помещаются действия, в еще большей степени отклоняющиеся от рамок социальной нормы(максимальные отклонения), ϶ᴛᴏ действия, осуждаемые большинством, оцениваемые как недопустимое, преступное. В зоне «с» располагаются действия, выходящие за пределы среднего образца социальной нормы в сторону социальных идеалов, ϶ᴛᴏ те действия, кᴏᴛᴏᴩыми восхищаются (хотя и редко им следуют)
Рисунок № 2. График соотношения социальной нормы и отклонений
Количественно-качественная характеристика социальных норм чрезвычайно показательна с позиции уровня динамики социальных изменений и их содержания. Возможна ситуация, когда те акты поведения, кᴏᴛᴏᴩые составляли меньшинство, растут до такой степени, что начинают переходить из категории отклонений, исключений в стадию формирования нового образца социальной нормы. Как правило, ϶ᴛᴏ знаменует радикальную трансформацию системы социальных ценностей данного общества
Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
Признаки социальных ценностей:
- 1) Являются общими правилами для членов общества.
- 2) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
- 3) Направляются на регулирование общественных отношений.
- 4) Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
- 5) Возникают в процессе исторического развития.
- 6) Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.
Способы регулирования поведения людей социальными ценностями:
- 1) Дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
- 2) Предписание - указание на требуемое действие.
- 3) Запрет - указание на действия, которые не следует совершать.
Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно
условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не менее, можно дать следующую условно упорядоченную классификацию социальным ценностям.
Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление и т. д.
Социальные: социальное положение, трудолюбие, богатство, работа, семья, единство, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, профессионализм, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, экстралокальная или же земляческая ориентация, уровень потребления.
Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель, законность, порядок, конституция, гражданский мир.
Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям.
Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.
Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), стиль, гармония, следование традиции или новизна, культурная самобытность или подражание.
Рассмотрим некоторые из них более подробно, принимая, что деление по указанным категориям условно и одни и те же ценности могут быть приняты в разных сферах.
Семья, родственники, старшее поколение. Во всех культурах существует большая или меньшая степень уважения к этим социальным элементам, что получает выражение как в поведении людей (уважение младших к старшим), так и в формах обращения.
В азиатских и африканских культурах возраст почитается обычно как признак мудрости и опыта и становится подчас одним из стержней культуры. Идентификация индивида осуществляется в идентификации его с предками, хотя существует широкая вариативность в решении этого вопроса для различных культур. Если у ряда кочевых народов считается делом чести помнить о 9-12 предшествующих поколениях в разных ответвлениях, то в современном индустриальном обществе человек редко хранит память больше чем о двух поколениях предков по прямой линии.
Межличностные отношения. Установка на равенство или иерархичность в отношениях с другими людьми является одним из критериев различия культур. То, что европеец воспринимает как покорность, послушание, отказ человека от своей свободы, для других культур означает признание права уважаемого и влиятельного человека на руководство. Ориентация на индивидуализм или солидаризм во многом различает Запад и восточные культуры, что подробнее будет рассмотрено в последующих главах.
Богатство. Материальное богатство как ценность присуще, казалось бы, всем культурам. Однако в действительности отношение к нему весьма различно и сам предмет богатства зависит от характера хозяйства. Для кочевых народов важнейшее богатство - скот, для оседлого крестьянина - земля, в феодальном обществе статус индивида был напрямую связан с богатством, демонстрируемым в образе жизни.
Отношение к богатству зависит во многом от доминирующего фактора социальности. В доиндустриальном обществе демонстративное богатство играло важную роль, так как было наиболее очевидным свидетельством могущества и влияния его обладателей, их принадлежности к высшему классу. Накопление богатства, столь необходимое во всяком обществе, снижало статус владельца, если только оно не было предназначено для последующей раздачи или употребления на общее благо. Сословия, владеющие денежным богатством,- купцы и ростовщики - пользовались большей частью низким престижем, а особенно ростовщики как люди, извлекающие пользу из затруднений других людей.
Положение радикально меняется в индустриальном обществе. По мере роста капитализма именно накопленный и скрытый капитал, пущенный в оборот, приобретает наибольшую ценность в общественном сознании. Влияние и мощь владельца зависят от движения капитала по невидимым финансовым каналам, хотя бы сам владелец вел относительно скромный образ жизни. На более позднем этапе, в период массового производства, наступает новый поворот, растет расширенное потребление, переходящее в демонстративное, при котором товары и услуги приобретаются не в силу их собственных свойств, а потому, что они дороги, т. е. доступны только состоятельным людям. Обращение к демонстративному потреблению не только доставляет удовлетворение, но и повышает статус богатых во мнении и отношении окружающих. Эта тенденция проникает и в другие слои, которые могут испытывать удовлетворение от приобщения к престижному расточительству.
Труд как ценность. Труд имеет отнюдь не только хозяйственное значение или служит фактором, определяющим социальные отношения. Труд еще и важная культурная ценность. Это всегда присутствует как в народной мудрости, так и в более сложных системах морали или идеологии. Так, во многих языках существуют сходные пословицы: «Терпение и труд все перетрут» (и наоборот:«Под лежачий камень вода не течет»). В художественной литературе изящно выразил свое отношение к труду Вольтер: «Труд устраняет от нас три большие напасти: скуку, порок и нужду». Правда, в духе своего аристократического круга он поставил на первое место скуку.
Конечно, отношение к труду, как и к другим ценностям, определяется не только духовными или моральными критериями, а оказывается противоречивым, зависимым во многом от других факторов, среди которых следует выделить следующие: а) производственные, т. е.
классовый статус человека и его отношение к собственности, так как оценки своего положения для предпринимателя и работника по найму могут резко различаться; б) профессиональные, охватывающие престиж той или иной профессии; в) технологические, т. е. отношение человека к той или иной стороне производства (станку, конвейеру, компьютеру), которое может варьироваться от высокой заинтересованности до равнодушия и даже враждебности.
По перечисленным параметрам, очевидно, отношение к труду может быть и негативным как к источнику угнетения, зависимости, как к фактору, сковывающему личностное развитие и подавляющему жизненные силы. Еще в Древней Греции возник миф о Сизифе, обреченном выполнять тяжелый и бессмысленный труд. В христианском или же мусульманском рае человек навсегда был освобожден от труда и мог лишь предаваться чувственным или духовным радостям. В народных сказках зачастую ленивый дурак, лишенный алчности, но обладающий добрым сердцем, больше преуспевает, чем постоянно озабоченный и прижимистый накопитель.
Во всякой классово-дифференцированной системе субъективная незаинтересованность трудящихся в своей работе замещается принуждением, которое может носить характер прямого принуждения (работа «из-под палки», под угрозой наказания) или же чисто экономической необходимости, т. е. физического выживания, в поддержании своей семьи.
Конечно, существует и общественно-бесполезная и вредоносная трудовая деятельность и то, что отвечает интересам отдельного человека, группы или коллектива, но может расходиться с интересами общества в целом. Поэтому регуляция трудовой деятельности требует соединения трудовых ориентации с моральными мотивами.
Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.
Таким образом, ценности - это не то, что можно купить или продать, это то, ради чего стоит жить. Важнейшая функция социальных ценностей - играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий. Ценности любого общества взаимодействуют между собой, являясь принципиальным содержательным элементом данной культуры.
Отношение между культурно-предопределяемыми ценностями характеризуется двумя следующими чертами. Во-первых, ценности по степени их общественной значимости складываются в определенную иерархическую структуру, подразделяясь на ценности более и менее высокого порядка, более предпочитаемые и менее предпочитаемые. Во-вторых, отношения между этими ценностями могут быть как гармоничными, взаимно подкрепляющими, так и нейтральными, даже антагонистическими, взаимоисключающими. Эти отношения между социальными ценностями, складываясь исторически, наполняют конкретным содержанием культуру данного типа.
Основная функция социальных ценностей- быть мерилом оценок - ведет к тому, что в любой системе ценностей можно выделить:
то, что предпочитается в наибольшей степени (акты поведения, приближающиеся к общественному идеалу, - то, чем восхищаются). Важнейшим элементом системы ценностей является зона высших ценностей, значение которых не нуждается в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, свято и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);
- то, что считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев);
- то, что не одобряется, порицается и - на крайнем полюсе системы ценностей - предстает как абсолютное, самоочевидное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.
Сформировавшаяся система ценностей структурирует, упорядочивает для индивида картину мира. Важная особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей. При всем разнообразии содержательных характеристик социальных ценностей можно выделить некоторые объекты, с неизбежностью связанные с формированием ценностной системы. В их числе:
- определение природы человека, идеал личности;
- картина мира, мироздания, восприятие и понимание природы;
- место человека, его роль в системе мироздания, отношение человека к природе;
- отношение человека к человеку;
- характер общества, идеал общественного устройства.
Заметим, что в течение всей жизни одна система ценностей может подтверждаться, другая - отбрасываться ввиду своей несостоятельности. В результате образуется некая иерархия, в которой содержатся понятия, применимые и актуальные для каждого человека. Социальные ценности - это понятие, которое формируется у каждого индивидуально, потому в одном обществе тяжело найти двух человек, у которых бы данная система была одинакова. Очень часто индивид сталкивается с тем, что его принципы идут вразрез с новыми системами, или же теоретические основы не стыкуются с реальной жизнью. В этом случае начинают формироваться многослойные системы, в которых провозглашаемые ценности зачастую расходятся с действительностью.
Ценностные ориентации - это результат социализации индивидов, то есть освоения ими всех существующих видов общественных норм и требований, которые предъявляются к отдельным людям или членам социальной группы. Основа их формирования лежит во взаимодействии опыта, который есть у людей, с образцами существующей общественной культуры. На основе этих понятий формируется собственное представление о характере личных притязаний. Деловые отношения всегда содержат в своей структуре ценностный аспект. Он определяет явные и скрытые стандарты поведения. Существует такое понятие, как профессиональные ценности социальной работы, обозначающие устойчивые представления и убеждения людей о характере целей, способах их достижения и принципах будущей жизни. Эти ценности ориентируют социального работника на основные принципы его поведения в работе и ответственность за свою деятельность. Они помогают служащему любой сферы определиться с теми правами и обязанностями, которые у него есть как у профессионала. Социальные ценности начинают формироваться в раннем детстве. Их основным источником являются окружающие ребенка люди. В этом случае основополагающую роль играет пример семьи. Дети, наблюдая за родителями, начинают им подражать во всем. Потому, решаясь завести детей, будущие мама и папа должны понимать, какую ответственность на себя берут.
Социальные ценности. Как уже говорилось, индивид стано вится личностью в ходе социализации, т. е. усвоения элементов современной ему культуры, в том числе соответствующих цен ностей и норм поведения. Спектр социальных ценностей доста точно разнообразен - это ценности моральные и этические, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и др. Ценности непосредственно связаны с обще ственными идеалами. Ценности - это не то, что можно купить или продать, ценности - это то, ради чего стоит жить. Важней шая функция социальных ценностей - играть роль критериев вы бора из альтернативных способов действий. Ценности любого об щества взаимодействуют между собой, являясь принципиаль ным содержательным элементом данной культуры.
Отношение между культурно предопределяемыми ценнос тями характеризуется двумя чертами: во-первых, ценности распределяются по степени их общественной значимости и важности в определенную иерархическую структуру, подразде ляясь на ценности более и менее высокого порядка, более предпочитаемые и менее предпочитаемые. Во-вторых, отноше-ния между этими ценностями могут быть как гармоничными, взаимно подкрепляющими, так и нейтральными, даже антаго нистическими, взаимоисключающими Эти отношения между социальными ценностями, складываясь исторически, напол няют конкретным содержанием культуру данного типа.
Основная функция социальных ценностей - быть мерилом оценок - ведет к тому, что в любой системе ценностей мож но выделить:
то, что предпочитается в наибольшей степени (акты по веления, приближающиеся к общественному идеалу, - то, чем восхищаются). Важнейшим элементом системы ценностей является зона высших ценностей, значение которых не нужда ется в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, «свято» и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);
то, что считается нормальным, правильным (как посту пают в большинстве случаев);
то, что не одобряется, порицается и - на крайнем по люсе системы ценностей - предстает как абсолютное, само очевидное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.
Сформировавшаяся система ценностей структурирует, упо рядочивает для индивида картину мира. Важная особенность со-циальных ценностей заключается в том, что в силу их всеоб щего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализу ются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей. При всем разнообразии содержательных характеристик соци альных ценностей можно выделить некоторые объекты, с неиз бежностью связанные с формированием ценностной системы. В их числе:
определение природы человека, его «натуры», идеал личности;
картина мира, мироздания, восприятие и понимание природы;
место человека, его роль в системе мироздания, отноше ние человека к природе;
отношение человека к человеку;
характер общества, идеал общественного устройства.
Социальные нормы. В ситуации, когда систему социальных
ценностей характеризует устойчивость, воспроизводимость во времени и распространенность в пределах данного общества, эта система формализуется, конкретизируется в форме соци-альных норм. Следует обратить внимание на двоякое определе ние понятия «норма». Согласно первому его употреблению нор ма - абстрактно сформулированное правило, предписание Изве-
стно, однако, что понятием «норма» применительно к любом\ ряду явлений, к любому процессу обозначают и ту совокуп ность явлений или признаков процесса, которые служат их преимущественной характеристикой, постоянно возобновля ются, устойчиво проявляясь в данном ряду явлений (тогда го ворят о нормальном явлении, нормальном процессе, о нали чии объективной (реальной) нормы). В социальной жизни, в реальной действительности существуют обычные, повторяю щиеся отношения между членами общества. Эти обычные, по вторяющиеся отношения и подпадают под понятие объектив ной (реальной) нормы в поведении людей. Совокупность актов действия, характеризующаяся высокой степенью однородно сти и повторяемости, и есть объективная социальная норма.
Объективная социальная норма - это характеристика суще ствующих явлений или процессов (либо актов поведения), по этому установить ее наличие и содержание можно, лишь про анализировав социальную действительность; содержание соци альных норм выводится из реального поведения индивидов и социальных групп. Именно здесь воспроизводятся изо дня в день социальные нормы, проявляя свое действие часто сти хийно, не всегда получая отражение в сознании людей. Если в праве сфера социального долженствования выражена в виде рационально осознанных и логически сформулированных пра вил (запретов иди велений), где средства подчинены целям, ближайшие цели подчинены отдаленным, то социальные нормы не расчленены в общественном сознании на цели и средства, они существуют в виде стереотипов (стандартов поведения), как нечто подразумевающееся, воспринимаются в качестве тако вых и воспроизводятся в поведении без их обязательной созна тельной оценки.
Социальные нормы, стихийно упорядочивая поведение лю дей, регулируют самые разнообразные виды общественных от ношений, складываясь в определенную иерархию норм, рас пределяясь по степени социальной значимости. Политические нормы, прямо связанные с системой идеологических ценнос тей, влияют на нормы экономического характера, послед ние - на технические нормы и т. д. Нормы профессиональной этики, семейных отношений и морали в целом, нормы по вседневною поведения охватывают, по существу, всю сово купность социально значимых актов поведения.
В социальной норме воплощается значительное большин ство соответствующих явлений (актов повеления). Ею может быть обозначено то, что обычно, естественно, типично в дан ной сфере социальной действительности, что характеризует ее основное социальное свойство на данный момент. Это боль шинство именно однородных, более или менее одинаковых актов поведения. Относительная однородность позволяет сум мировать их, отделить от иных актов поведения, составляющих отклонения, исключения, аномалии. Норма является синтети ческим обобщением массовой социальной практики людей. В социальных нормах, т. е. устойчивых, наиболее типичных ви дах и способах поведения в конкретных областях социальной практики, проявляется действие объективных закономернос тей общественного развития. Социально нормальным является то, что необходимо, что закономерно существует при данном укладе общества.
Социальная норма в сфере поведения людей применитель но к конкретным актам может быть охарактеризована двумя основными рядами численных, количественных показателей. К такого рода показателям можно отнести, во-первых, отно сительное число актов поведения соответствующего вида и, во-вторых, показатель степени их соответствия некоторому среднему образцу. Объективная основа социальной нормы про-является в том, что функционирование, развитие обществен ных явлений и процессов происходит в соответствующих каче ственно-количественных пределах. Совокупность фактических актов действия, образующих социальные нормы, складывается из однородных, но не тождественных элементов. Эти акты дей ствия неизбежно различаются между собой по степени соот ветствия среднему образцу социальной нормы. Эти действия, следовательно, располагаются по определенному континууму: от полного соответствия образцу, через случаи частичного от клонения вплоть до полного выхода за пределы объективной социальной нормы. В качественной определенности, в содер жании, смысле и значении качественной характеристики со циальных норм, в реальном поведении проявляется в конечном счете доминирующая система социальных ценностей.
Общее количество однородных (т. е. более или менее соответ ствующих определенному признаку) актов поведения - пер вый количественный показатель данной совокупности актов.
Нетождественность, различие между подобными однородными актами связаны с тем, что указанный качественный признак в каждом конкретном случае может быть выражен в разной степе ни, т. е. акты поведения могут обладать различными частотными характеристиками с точки зрения проявления в них этого при знака. Таков второй количественный параметр данной совокуп ности. Отклонения от среднего образца поведения до какого-то уровня укладываются в рамки того, что можно считать объек-тивной социальной нормой. По достижении же определенного предела степень отклонения будет столь высокой, что такого рода акты будут отнесены к числу аномалий, актов антиобще ственных, опасных, преступных.
Выход за пределы объективной социальной нормы возмо жен, конечно, в двух направлениях: со знаком «минус» (отри-цательное значение) и со знаком «плюс» (положительное зна чение). Здесь вновь проявляется неразрывная связь социальных норм с господствующей системой ценностей. Именно такая система не только снабжает социальные нормы их качествен ной характеристикой, но и определяет полярные значения случаев выхода за пределы этих норм. При этом существенна закономерность: чем выше степень соответствия данного акта среднему образцу социальной нормы, тем больше подобных актов, и чем меньше степень этого соответствия, тем меньше и относительное число подобных актов.
Полезно прибегнуть к схематическому, графическому изоб ражению этого соотношения (см. рис. 12.1). Для этого по верти кали будем откладывать число определенных, относительно однородных (но никогда не тождественных) актов действия, а по горизонтали - степень их соответствия среднему образцу (как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»).
Рис. 12.1. График соотношения социальной нормы и отклонений
На приведенном графике в зонах «в» и «et» располагаются акты действий, укладывающиеся в пределы объективной соци альной нормы, это то, как обычно поступают. Зона «а,» - это отклонения, выходящие за пределы объективной социальной нормы. Это - действия, отличающиеся от средней нормы, то, что порицается. В зоне «я» помещаются действия, в еще боль шей степени отклоняющиеся от рамок социальной нормы (максимальные отклонения), это действия, осуждаемые боль шинством, оцениваемые как недопустимое, преступное. В зоне «с» располагаются действия, выходящие за пределы среднего образца социальной нормы в сторону социальных идеалов, это те действия, которыми восхищаются (хотя и редко следуют).
Количественно-качественная характеристика социальных норм чрезвычайно показательна с точки зрения уровня дина мики социальных изменений и их содержания. Возможна ситу ация, когда те акты поведения, которые составляли меньшин ство, растут до такой степени, что начинают переходить из ка тегории отклонений, исключений в стадию формирования новою образца социальной нормы. Как правило, это знамену ет радикальную трансформацию системы социальных ценностей данного общества.
Социальные ценности и нормы. 11-й класс
Цель: сформировать представление о социальных нормах и ценностях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.
Тип урока : изучение нового материала.
Ход урока
План:
Социальные ценности и нормы.
Социальные санкции.
Изучение нового материала.
(чтение мифа под музыку «Сара Брайтман- Момент Мира»)
Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой...
И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.
Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.
Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому - музыканта, третьему - лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?
Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей...
- О чем этот миф?
Сегодня на уроке речь пойдет о социальных ценностях и нормах - регуляторах человеческого поведения.
1. Социальные ценности и нормы
С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся над ними? Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья. А что определяет суть этого монолога? Конечно, те ценности, которые двигают человеком. Что же такое ценности и нормы?
Классу предлагается из слов собрать целое понятие .(рабочий лист)
Все ценности находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют целостный внутренний мир человека - пирамиду ценностей.
Постройте свою собственную пирамиду ценностей и объясните свой выбор.
Как вы думаете, могут ли люди жить без ценностей? Свое мнение аргументируйте.
Ценности -это незыблемые, сокровенные жизненные ориентации человека .
Без них человек существовать не сможет. Другое дело, что для кого-то золотой телец является главным ориентиром, а для кого-то высшей ценностью является дружба.
И все же есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю?
Есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю? Об общечеловеческих (вечных) ценностях:
ДоброБлагородство
Достоинство
Красота
Совесть
Вера
Надежда
Истина
Свобода
Любовь
Задание 1 . Каждая группа должна составить небольшой рассказ (5-6 предложений), используя частично данные слова (ценности).
Работа с текстом Л.Н.Столовича об общечеловеческих ценностях.
Выступление о библейских ценностях
Главная человеческая ценность это жизнь. Монолог из «Идиота»Достоевского. Исполняет ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ.
СЛАЙД №6-7 Какую роль эти ценности играют в жизни человека?(показ слайда)
Следовательно, любая ценность носит социальный характер.
Под социальной ценностью понимается компонент общественной жизни, наделенный особым значением в сознании индивидуума или в общественном сознании. Ценности активно воздействуют на сознание и поведение людей.
Приведите примеры воздействия социальных ценностей на сознание и поведение людей.
Кто-то из вас спросит: а разве нормы поведения не воздействуют и не определяют поведение людей? Попробуем провести параллели между ценностью и нормой.
Задание 2 . Изучив материал § 6 «Социальные нормы», раздаточный материал виды социальных норм -составить кластер, какие социальные нормы пронизывают нашу жизнь.
Слайд №9
Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:
дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;
предписание - указание на требуемое действие;
запрет - указание на действия, которые не следует совершать.
Внимательно изучите данные таблицы «Социальные нормы» и укажите, какие из представленных норм являются запретом? Какие - предписанием? Какие - дозволением?
Социальные нормы
Закрепление:
Задачи из раздаточного материала
2. Социальные санкции – средства утверждения социальных норм.
Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными.
Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям.Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.
Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, смертная казнь.
Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечания, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, отказ поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение фельетона, разоблачительная статья.
II. Закрепление изученного.
Ответить на вопросы:
Что такое социальная норма ?
Какие социальные нормы существуют в обществе? Объясните их назначение.
Какую роль играют социальные санкции?
Домашнее задание: § 6, выучить.
Рабочий лист к уроку «Социальные ценности и нормы»
Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.
Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, концентрируя вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры. Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство. Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения.
Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.
Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме
Современные человеческие ценности – наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей.
Проблема ценностей человека в жизни изучается наукой аксиологией (в пер. с греч. axia/аксио – ценность, logos/логос – разумное слово, учение, изучение ), точнее отдельная отрасль научных знаний философии, социологии, психологии и педагогике. В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные , личностные смыслы. Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.
Необходимо отметить, что особая важность и значение ценностей в жизни человека возникает лишь в сравнение с противоположностью (так люди стремятся к добру, потому что на земле существует зло). Ценности охватывают всю жизнь как человека, так всего человечество, при этом они затрагивают абсолютно все сферы (познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную).
Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности. Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека. Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.
Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются и источником вещей и явлений, и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:
- ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
- хвалимые (дерзкая похвала);
- возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).
Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И. Канта, который центральной категорией, которая могла помочь в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г. Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуры в трех ступенях существования деятельности (более подробно они описаны ниже в таблице).
Особенности изменения ценностей в процессе деятельности (по Г. Гегелю)
Ступени деятельности | Особенности формирования ценностей |
первая | возникновение субъективной ценности (ее определение происходит еще до начала действий), происходит принятие решения, то есть ценность-цель должна конкретизироваться и соотноситься с внешними изменяющимися условиями |
вторая | Ценность находится в фокусе самой деятельности, происходит активное, но в тоже время противоречивое взаимодействие между ценностью и возможными способами ее достижения, здесь ценность становиться способом для формирования новых ценностей |
третья | ценности вплетаются непосредственно в деятельность, где они проявляются в качестве объективированного процесса |
Проблема ценностей человека в жизни глубоко изучалась зарубежными психологами, среди которых стоит отметить работы В. Франкла. Он говорил, что в системе ценностей находит свое проявление смысл жизни человека как его базовое образование. Под самими же ценностями он понимал смыслы (он их называл «универсалиями смыслов»), которые свойственны большему количеству представителей не только конкретного общества, но и человечеству в целом на протяжении всего пути его развития (исторического). Виктор Франкл акцентировал внимание на субъективной значимости ценностей, которая сопровождается в первую очередь принятием человеком ответственности на себя за ее реализацию.
Во второй половине прошлого столетия ценности зачастую рассматривались учеными через призму понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности». Наибольшее внимание уделялось изучению ценностных ориентаций личности, под которыми понималось и как идеологическое, политическое, моральное и этическое основание для оценки человеком окружающей действительности, и как способ дифференцирования объектов по их значимости для индивида. Главное, на что обращали внимание почти все ученые, так это то, что ценностные ориентации формируются только лишь благодаря усвоению человеком социального опыта, а свое проявление они находят в целях, идеалах, и других проявлениях личности. В свою очередь система ценностей в жизни человека является основой содержательной стороны направленности личности и отображает ее внутреннее отношение в окружающей действительности.
Таким образом, ценностные ориентации в психологии рассматривались в качестве сложного социально-психологического феномена, который давал характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определял общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придавал смысл и направленность его поведению и деятельности.
Формы существования ценностей, их признаки и особенности
В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.
Ценности в психологическом понимании могут быть представлены в двух значениях:
- в форме объективно существующих идей, предметов, явлений, действий, свойств продуктов (как материальных, так и духовных);
- в качестве значимости их для человека (системы ценностей).
Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные (более подробно они представлены в таблице).
Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской
Особое значение в изучение ценностей и ценностных ориентаций имели исследования М. Рокича. Он понимал под ценностями позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с каким-то конкретным объектом или же ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях. По мнению исследователя, все ценности имеют следующие признаки:
- общее число ценностей (значимых и мотивируемых) невелико;
- все ценности у людей схожи (различны только ступени их значимости);
- все ценности организуются в системы;
- источниками ценностей являются культура, общество и социальные институты;
- ценности оказывают влияние на большое количество феноменов, которые изучаются самыми различными науками.
Кроме того, М. Рокич установил прямую зависимость ценностных ориентаций человека от многих факторов, таких как уровня его дохода, пола, возраста, расы, национальности, уровня образования и воспитания, религиозной направленности, политических убеждений и т.д.
Некоторые признаки ценностей также были предложены Ш. Шварцем и У. Билиски, а именно:
- под ценностями понимается либо понятие, либо убеждение;
- они относятся к желаемым конечным состояниям индивида или же к его поведению;
- они обладают надситуативным характером;
- руководствуются выбором, а также оценкой поведения человека и действий;
- они упорядочиваются по важности.
Классификация ценностей
На сегодняшний день в психологии существует огромное количество самых различных классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Такое разнообразие появилось благодаря тому, что ценности классифицируются по самым различным критериям. Так они могут объединяться в определенные группы и классы в зависимости от того, какие виды потребностей эти ценности удовлетворяют, какую роль они играют в жизни человека и в какой сфере они применяются. Ниже в таблице представлена наиболее обобщенная классификация ценностей.
Классификация ценностей
Критерии | Ценностей могут быть |
объект усвоения | материальными и морально-духовными |
предмет и содержание объекта | социально-политическими, экономическими и моральными |
субъект усвоения | общественными, классовыми и ценности социальных групп |
цель усвоения | эгоистичными и альтруистичными |
уровень обобщенности | конкретными и абстрактными |
способ проявления | стойкими и ситуативными |
роль человеческой деятельности | терминальными и инструментальными |
содержание деятельности человека | познавательными и предметно-преображающими (творческими, эстетичными, научными, религиозными и пр.) |
принадлежность | индивидуальными (или личностными), групповыми, коллективными, общественными, национальными, общечеловеческими |
отношение группы и общества | позитивными и негативными |
С точки зрения психологических особенностей ценностей человека интересна классификация, предложенная К. Хабибулиным. Ценности им были поделены следующим образом:
- в зависимости от субъекта деятельности ценности могут быть индивидуальными или выступать как ценности группы, класса, общества;
- по объекту деятельности ученый выделял материальные ценности в жизни человека (или витальные) и социогенные (или духовные);
- в зависимости от вида человеческой деятельность ценности могут быть познавательными, трудовыми, воспитательными и социально-политическими;
- последнюю группу составляют ценности по способу выполнения деятельности.
Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:
- витальными (жизнь, семья, здоровья);
- общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);
- межличностного признания (проявление и честности);
- демократическими (свобода высказывания или свобода слова);
- партикулярными (принадлежность семье);
- трансцендентными (проявление веры в Бога).
Стоит также отдельно остановиться на классификации ценностей по М. Рокичу – автору наиболее известной в мире методике, главная цель которой заключается в определение иерархии ценностных ориентаций личности. Все ценности человека М. Рокич делил на две большие категории:
- терминальные (или ценности-цели) – убежденность человека в том, что конечная цель стоит всех усилий для ее достижения;
- инструментальные (или ценности-способы) – убежденность человека в том, что определенный способ поведения и действий является наиболее удачным для достижения цели.
Существует еще огромное количество различных классификаций ценностей, краткое изложение которых приведено ниже в таблице.
Классификации ценностей
Ученый | Ценности | |
В.П. Тугаринов | духовные | образование, искусство и наука |
социально-политические | справедливость, воля, равность и братство | |
материальные | различные виды материальных благ, техника | |
В.Ф. Сержантов | материальные | орудия труда и способы выполнения |
духовные | политические, моральные, этические, религиозные, правовые и философские | |
А. Маслоу | бытия (Б-ценности) | высшие, характерные для личности, которая самоактуализируется (ценности красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости и т.д.) |
дефицитные (Д-ценности) | низшие, направленные на удовлетворение потребности, которая была фрустрирована (такие ценности как сон, безопасность, зависимость, спокойствие и т.п.) |
Анализируя представленные классификацию, возникает вопрос, а какие главные ценности в жизни человека? На самом деле таких ценностей огромное множество, но наиболее важными являются общие (или универсальные) ценности, которые, по словам В. Франкла, основываются на трех главных человеческих экзестенциалах – духовности, свободы и ответственности. Психологом было выделено следующие группы ценностей («вечные ценности»):
- творчества, которые позволяют людям понять, что они могут дать данному обществу;
- переживания, благодаря которым человек осознает то, что он получает от социума и общества;
- отношения, которые дают возможность людям осознать свое место (позицию) относительно тех факторов, которые каким-либо образом ограничивают их жизнь.
Необходимо также отметить, что наиболее важное место занимают нравственные ценности в жизни человека, ведь именно они играют ведущую роль при принятии людьми решений связанных с моралью и моральными нормами, а это в свою очередь говорит об уровне развития их личности и гуманистической направленности.
Система ценностей в жизни человека
Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:
- ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
- ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
- ценностей-способов деятельности и поведения.
Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.
К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):
- активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
- комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
- индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
- несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
- противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.
Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.
Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.