Что такое лид в газете. Виды лида в заметке
Приветствую участников бесплатного онлайн тренинга "Журналистика как вторая профессия" !
С вами Наталья Жилякова , журналист, редактор, автор проектов по журналистике.
Рада, что вас заинтересовала тема написания текстов. Изучаем дальше))) Теорией загружать не буду, предпочитаю объяснять на практике.
Структура каждой статьи проста, как школьное сочинение – введение, основная часть, заключение. Это схематично. Рассмотрим основные составляющие грамотного текста в подробностях.
Введение
Его еще называют лид , интро, въезд – завлекательно-заманушное начало статьи. Лид должен цеплять, заставлять читателя остановиться на вашем тексте. В нем должна быть интрига, что-то привлекающее внимание, зацепка на статью, анонс.
Удачный лид – 90%, что вашу статью прочтут. Мне нравятся лиды-вопросники и рассуждения, когда четко понятно, какая проблема/тема будет подниматься в материале.
Чтобы написать хороший лид, задайте себе несколько вопросов:
- О чем будет моя статья?
- Какие основные моменты я хочу рассмотреть?
- На чем сделаю акцент?
- Почему я берусь за эту тему? В чем ее актуальность? Почему она мне интересна?
1. Лид в форме вопросов-рассуждений.
Работаешь по 9-11 часов, забывая об отдыхе? Сутками просиживаешь над проектом, а потом недоумеваешь, почему так и не сдала его вовремя? Авралы – твое привычное состояние? Тогда тебе нужны – нет, просто необходимы! – перерывы. Как это ни парадоксально звучит, но чем чаще отдыхаешь, тем более результативно работаешь!
(статья об отдыхе на рабочем месте*)
2. Лид-проблема
Сначала описывается проблема, потом выделяется главный вопрос, на котором в тексте будет сделан акцент.
Твои друзья меняют одну должность на другую, переходят из компании в компанию, а ты остаешься на одном месте уже несколько лет. Причем это твоя первая (и пока единственная) работа. Ты в ней как бы застряла. И рада бы уйти, но… Что может удерживать там, где давно уже не нравится? Попробуем выяснить.
(статья о синдроме первой работы*)
3. Лид-пример
Уместен в статьях, построенных на историях, фактах, ситуациях, без акцента на определенной проблеме.
Стоит сценарию упасть на пол, как актеры спешат постоять на нем или просят поднять кого-нибудь другого – чтобы не сорвать постановку (съемку). Работникам казино во время отдыха нельзя вязать – проиграешь казенные фишки. И это далеко не все профессиональные приметы и суеверия, которые удалось собрать нашему автору…
(статья о профессиональных приметах и суевериях*)
4. «Однозначный» лид
Это грубо, некрасиво, наконец, неестественно. Поэтому о происшедшем обычно не хвастаются в компании, не рассказывают подругам и вообще стараются поскорее забыть. Такое случается редко, но все-таки случается – девушки дерутся. Из-за чего, когда, как и почему – рассказали наши героини.
(статья о женских драках*)
По объему лид не должен быть большим. Оптимально 300-500 знаков с пробелами, 5-6 строчек. Предложения не растягивайте, старайтесь, чтобы они были по 5-7 слов.
Мы уделили большое внимание лиду, потому что от него зависит, остановит ли читатель свой взгляд на тексте или перевернет страницу.
Основная часть
Собственно, текст . По наполнению все зависит от вашей идеи, темы, фактов, которые найдете, комментариев, дополнений. Остановимся на форме.
Чтобы текст стал удобочитаем , поделите его на смысловые блоки и каждому дайте свой подзаголовок. Например, вы пишите про сиамских котят. Во въезде (лиде) ставите проблему. Желательно сделать ее более узкой. Возьмем тему не «Сиамские котята», а «Уход за новорожденными сиамскими котятами в квартире».
В первом блоке вы напишите, как котят кормить, во втором – как обустроить им уголок, в третьем – какие прививки необходимо сделать.
Абзацы внутри блоков не делайте слишком большими. Кусочек в 4-7 строк читать намного удобнее, чем «кирпич» в 10 и более строк.
Каждый абзац стройте по системе – от главного к второстепенному. Многие не читают, а «проскакивают» текст по началу каждого абзаца – пусть в нем содержится важная информация.
Вывод
Желательно, чтобы был.
Вывод – это не обязательно мысли, идеи, к которым пришел автор. Это может быть продолжение размышлений, о которых говорится в лиде, или новый поворот темы. Или это слова, который натолкнут читателя на определенные мысли, оставят след после прочтения.
Основное правило – вывод должен касаться всей темы, проблемы, поставленной в начале статьи, а не только последнего абзаца. Например, вы пишите, как защитить волосы при окрашивании. Вывод (схематично) будет примерно такой: есть много способов, которые позволяют защитить волосы при окрашивании, подберите свой. Более точный вывод можно сформулировать, когда статья будет написана.
Примеры выводов (соответствуют перечисленным выше лидам)
Статья 1 - отдых на рабочем месте
Трудовой кодекс складывался десятилетиями, так что можешь быть уверена: обеденный перерыв в него внесли неспроста – людям действительно нужен отдых. Стремясь показать преданность делу и высокий коэффициент работоспособности, не отказывай себе в обеде и коротеньких перерывах: иначе просто не сможешь выполнять работу качественно. Главное, чтобы твои перерывы не стали походить на отлынивание от обязанностей.
Статья 2 - синдром первой работы
Главная сложность всех, кто только начинает работать, – отсутствие опыта. И дело не только в профессиональных навыках. Тебе ведь и условия, график и объем работы сравнивать не с чем. Поэтому начинать поиски новой работы сразу же, как устроилась на свою первую, не стоит. И если тебя все устраивает, не надо метаться. Но коль уже подумываешь о переменах – действуй! Боишься потерять то, что имеешь, – возьми на основной работе больничный или отпуск без содержания и попробуй. Любой опыт хорош и в жизни пригодится.
Статья 3 - суеверия
В этом тескте вместо вывода стояло От автора : Во избежание восклицаний: «А у нас не так!» сразу хочу объясниться: приметы – вещь необъективная. А уж если дело касается личной жизни, так и вовсе все сугубо индивидуально. В общем, не воспринимай слишком серьезно.
Статья 4 о женских драках состояла из жизненных историй и вывода не содержала.
(*в материалах использованы примеры моих текстов, опубликованных в разное время в журнале Cosmopolitan)
Резюме
Схематично статья выглядит так:
- Заголовок
- Первый подзаголовок
- текст
- Второй подзаголовок
- текст
- Третий подзаголовок
- текст
- Вывод
Пара врезок с интересными фактами и комментарии специалистов (об этом мы поговорим подробнее на следующих занятиях)
Сравните два отрывка:
Я начала работать на своем последнем месте, как меня попросили выйти в выходные. К вечеру начался ливень. Если бы кто-то решил снимать фильм про Вселенский потоп, это вполне можно было бы делать в нашем офисе. Престарелое здание каждой щелочкой боролось со стихией, но годы взяли свое – первой рухнула крепость водостока. В шахте, где как раз и располагался ненадежный водосток, наша начальница хранила недавно привезенный из типографии тираж каталога стоимостью полмиллиона рублей. Для небольшой компании это – все. И это сокровище начало тонуть. А в офисе три человека. Пока дизайнер бегала за помощью, мы с директором спасали каталоги. Выглядело это так: ледяной водопад, ныряешь, хватаешь тяжеленную пачку, несешься с ней в кабинет, где пока только хлюпает, и снова под водопад. Когда все спасли, вытерли и промокнули, начальница сказала: «А теперь, девочки, давайте поработаем». |
Какие мои годы?! Мне 30. Если наши законодатели ничего нового не изобретут, через 25 лет у меня появится новый статус – пенсионер. Возможно, я даже установлю его в соцсетях и на вопрос, чем занимаюсь, буду гордо отвечать «Пенсионерю потихоньку». Думать о старости страшно. Какой я буду? Ноящей, вечно всем недовольной старухой, которая любого легко научит жизни (и чужого ребенка, и ту стерву из очереди) или веселой подтянутой бабулькой в шортах, которая изучает руины Помпей (а вдруг я встречу старость где-нибудь в Европе?). В моем понимании среднестатическая российская пенсионерка выглядит так: она смотрит сериалы, обсуждает правительство и лекарство, вяжет внукам носки, сажает помидорчики на даче, печет пирожки и ворчит. Да, обязательно ворчит, ведь «в наши годы было по-другому». В течение недели я попробую жить в таком режиме и проверю, каково мне будет на пенсии. Мой план: связать носок, напечь или нажарить что-нибудь вкусненькое, поругаться в очереди, обсудить цены на лекарство, как следует нажаловаться на болячки, посмотреть сериал и покопаться в огороде. |
Видите разницу между обычной историей и статьей?
Увидимся на следующих занятиях!
Удачи в творчестве!
Наталья Жилякова
P.S. Если у вас появились вопросы по журналистике, вы можете задать их в комментариях.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Виды лида в заметке
ВВЕДЕНИЕ
Лид - это первый абзац текста, как правило, выделенный жирным шрифтом. Иногда его еще называют вводкой. Задача лида - удержать читателя и предложить ему столь увлекательную информацию, чтобы он продолжил чтение статьи.
В современном обществе у человека не так много времени на изучение прессы, ему приходится поглощать все большие объемы информации. Большинство потребителей просматривают периодические издания мельком, за завтраком, в транспорте, или перед сном. Недостаток времени заставляет людей обращать внимание только на актуальные новости или интересующие их темы. Лид помогает читателю ориентироваться в информационном пространстве.
Чтобы вызвать у человека интерес к заметке и привлечь читателя, журналисту приходится уделять написанию первого абзаца особое внимание, ведь лид задает тон и тему тексту, которому предшествует.
Подчеркивая важность лида в построении материалов, некоторые специалисты утверждают, что на его долю должно приходиться до 70 процентов общего смысла информации, и только 30 процентов на все остальное, независимо от суммарного количества строк в тексте.
Теоретики давно занимаются вопросом важности первого абзаца в журналистском материале. Именно поэтому существует огромное разнообразие лидов по функциям и наполнению. Благодаря этому, журналисты имеют обширные возможности привлечь внимание читателя, а материалы, представленные в СМИ, становятся более разнообразными.
Актуальность работы вызвана ежедневной необходимостью различных СМИ бороться за внимание читателя и привлекать его к прочтению материалов.
Цель курсовой работы - изучение лидов в современных печатных СМИ, с последующей классификацией на примере газеты «МОЁ».
Задачи курсовой работы:
Изучение понятий «заметка» и «лид»
Выявление различных классификаций лидов
Проведение работы с газетой «МОЁ»
Выявление наиболее часто используемого лида
Метод исследования - выборка лидов в жанре заметка и распределение их по классификации Карла Уорена.
Теоретической основой послужили работы Т.Н. Хомчук-Черной, В.В. Ворошилова, А.А. Тертычного и пр. (См. список литературы)
Объектом исследования является подшивка номеров газеты «МОЁ» за 2016 год.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
лид заметка журналистский
1.1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ЗАМЕТКИ
Заметка - один из простейших информационных жанров периодической печати.
Главное для заметки - именно краткое изложение результата изучения, «сигнализирование» о существовании (или отсутствии), основных чертах какого-то явления, события, человека, проблемы. Причем эти события, явления, проблемы, стороны личности человека должны выступать для аудитории как «новость», т.е. потенциальная информация, превышающая то, что уже известно читателям.
Заметку можно назвать «исходным» информационным жанром, т.е. типом материала, из которого «вырастают» другие информационные жанры.
В таких материалах если и упоминается о том, из какого источника почерпнута информация, то очень кратко; обычно не рассказывается о глубине этого изучения, о том, какими методами была получена информация о предмете.
Основное функциональное назначение жанра заметки заключается в передаче актуальных новостей, поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть подчинено данной цели. Обычно журналисты выстраивают заметку по принципу перевернутой пирамиды: главный факт выносится в начало, а второстепенные ранжируются в материале в зависимости от их значимости. Данный подход позволяет сокращать материал без ущерба для смысла.
Основная мысль публикации или сюжетная канва события могут быть представлены в лиде. Для привлечения внимания читателей данная часть текста обычно выделяется шрифтом.
Немаловажное значение имеет и зачин, т.е. структура первого предложения. Трудность его создания заключается в том, что здесь журналисту необходимо решить сразу две задачи: во-первых, сообщить о самом главном, а во-вторых, уже с первой фразы заинтересовать читателя. В зачине журналист может обозначить проблему, привести мнение какого-либо официального лица, констатировать итоги того или иного события и т.д.
Особенностью композиционного построения заметки является то, что в ней может отсутствовать заключительная часть.
Итак, в структуру заметки входят следующие элементы: заголовок - лид - зачин - подробности.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАМЕТКЕ
Поскольку заметки являются главным видом информационного «сканирования» действительности, средством оперативного извещения аудитории о происходящем в мире, т.е. важнейшим средством сообщения о «новостях», то основными требованиями, которые должны выполнять журналисты, готовящие заметки, выступают требования оперативности и актуальности.
Поскольку событий совершается очень много, то существует необходимость давать максимально полную картину происходящего в мире. Но «безразмерных» изданий не существует. Поэтому возникает потребность в «малогабаритных» публикациях, которых на газетной полосе можно было бы поместить побольше. Заметки существуют именно в силу этой потребности. Отсюда очередные непременные требования к заметке - это требования точности, краткости и ясности изложения.
ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО СОДЕРЖАНИЯ В ЗАМЕТКЕ
Как уже говорилось выше, человеку для ориентации в мире, осуществления деятельности по удовлетворению своих разнообразных потребностей нужна всесторонняя информация.
Всесторонность информации возникает в результате комбинирования неких исходных типов этой информации. А именно: фактов, оценок, норм, программ (рекомендательной информации), предположений. В конкретной заметке может превалировать тот или иной из перечисленных типов информации, в ней может вообще содержаться только один тип информации. В результате возникает большое содержательное разнообразие заметок.
ЖАНРОВЫЕ ВИДЫ ЗАМЕТКИ
Та или иная конкретная заметка может быть рассмотрена как результат взаимодействия различных жанрообразующих факторов. Иначе говоря, она может отображать самые разные аспекты реальности, быть результатом реализации вполне определенных целей ее автора, иметь свой тип информационного содержания, что очень часто связано с типом издания, в котором она опубликована. Иначе говоря, существуют разные виды заметок, которые могут быть названы ее жанровыми видами.
*Событийная заметка. Заметки данного типа составляют, так сказать, основной поток информационных публикаций в периодической печати. Основным содержанием таких заметок является фактологическое описание.
Событийные заметки обычно представляют собой так называемую итоговую, комплексную информацию, состоящую из количественных и качественных обобщений.
*Анонс. Данный информационный жанр образуют заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и пр. Название «анонс» переводится с английского «announce» как «сообщение», «возвещение», «объявление». Без такого рода оперативных сообщений представить себе прессу трудно, поскольку именно они привлекают широкую публику на всевозможные мероприятия, прежде всего совершающиеся в культурной жизни общества.
*Аннотация. Этот вид заметки относится к разряду информационных текстов, предметом отображения в котором выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление (прежде всего - это книги, статьи). Цель публикации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества.
*Мини-рецензия. Она представляет собой оценочную заметку, предметом которой выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и т.д.). Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, полученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предметом. При этом такое впечатление, являющееся своего рода оценкой достоинств произведения, в мини-рецензии не обосновывается какими-то доказательствами, а представляет собой простое изложение эмоций автора.
*Блиц-портрет. Этот жанр может быть выделен из информационных публикаций других типов в качестве самостоятельного на основе своеобразия предмета отображения. Публикации такого типа содержат краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности. Название «блиц-портрет» настраивает на знакомство с особым предметом отображения, каковым является человек.
*Мини-обозрение. Такой тип материала представляет собой фактологическую заметку. Возможность отнесения информационных публикаций к самостоятельному жанровому виду заметки «мини-обозрение» заключается в своеобразии предмета отображения. А именно: таким предметом в подобных случаях выступает не одно какое-то событие, действие, явление, а их совокупность. Причем совокупность эта определяется самим автором мини-обозрения. Рамками этой совокупности может выступать, например, определенный временной период, в течение которого произошли наиболее примечательные события. Но он может объединить некие явления на другой основе, например по их сходству. Главная цель автора - сообщить о существовании схожих явлений или известить о случившихся за определенный промежуток времени событиях.
*Мини-история. Этот тип заметок в настоящее время широко распространен в изданиях, предназначенных для семейного чтения и готовящихся по «европейскому стандарту» (читателю предлагается получить основные сведения при минимальной затрате времени и усилий). Иначе говоря, такого типа заметки ориентированы на небольшой объем информации, сопровождающей, как правило, цветные фотографии.
Главной основой для выделения мини-истории в качестве самостоятельного жанра выступает предмет отображения, которым является какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей.
Основное назначение публикаций типа «мини-история» заключается прежде всего в том, чтобы развлечь читательскую аудиторию, дать определенный материал для удовлетворения «человеческого интереса», для обсуждения с родными и знакомыми.
*Мини-совет. Информационные публикации такого типа представляют собой заметку, основным содержанием которой является программная информация.
Мини-советы относятся к публикациям информационного жанра постольку, поскольку они служат целям извещения аудитории о возможном порядке действий, приводящих к желаемой цели. Доверие к подобного рода текстам обеспечивается лишь авторитетом тех лиц, которые их дают.
1.2 ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ЛИДОВ
Впрочем, в этом не всегда повинен лид. Определенную роль играют и другие факторы: хороший заголовок может заинтересовать людей, и они углубятся в чтение; значительный интерес к теме статьи может заставить их читать даже после скучнейшего первого абзаца, если затем статья “расправляет крылья”. Влияет на читателей также объем газеты (газета, в которой 96 полос, явно может предложить больший выбор статей, чем газета на 12 полосах).
Некоторые специалисты утверждают, что в коротких оперативных сообщениях о новостях лиды не должны превышать 30 - 50 слов. В более значительных по своему содержанию и размерам материалах и лиды могут быть более пространными.
Единственный способ заставить читателя продолжать чтение после лида - написать его хорошо. А для этого следует всегда помнить несколько общих правил:
*Цель лида - завладеть интересом читателя и задать тон статье, которой он предшествует.
*Он должен быть ясным и понятным.
Читая его, читатель должен задаться одним-единственным вопросом: хочу ли я прочесть эту статью? Ответом почти наверняка будет “нет”, если первый абзац двусмыслен. Важно также, чтобы он не был перегружен ненужными сведениями, как-то: излишние подробности, точные звания - словом, все что может подождать до второго абзаца, а то и дольше.
*Он должен быть самодостаточным.
За исключением определенной категории очерков, смысл лида не должен зависеть от того, что идет после него. Равным образом, в нем не должны оставаться неразъясненными никакие факты, лица, события, организации и т. д. - если только в этом нет особой необходимости.
*Никогда не начинайте статью с придаточного предложения.
Например: “Несмотря на растущее число убийств...”. Это медленный подход, он уводит от главной мысли статьи и сбивает читателя. Придаточные предложения в начале фразы вообще имеют отвлекающее свойство, и поэтому их следует пореже использовать и далее в тексте.
*Никогда не начинайте статью с чисел, написанных цифрами.
*Никогда не начинайте статей с официальных титулов или полных наименований учреждений.
Крайне важен первый десяток слов. Если у вас нет на то исключительных причин или вы не прибегаете к иронии, длинные бюрократические должности - плохой способ начать статью. Если вы начинаете со слов “Управление министерства сельского хозяйства и водных ресурсов по контролю за чистотой окружающей среды объявило вчера...”, читатели бросят читать, так и не узнав, что рыба, выловленная в их реке, отравлена и есть ее нельзя. Начните лучше либо с краткой формы названия, например: “Государственные эксперты по экологии”, а еще лучше - сообщите, что случилось, а названия упомяните позже.
*Как можно реже начинайте с цитат.
Начав статью с цитаты, вы сбиваете читателей с толку, поскольку, пока вы им не сообщите, они не будут знать, кто именно говорит это. Есть всего несколько случаев, когда хорошо начать с цитаты, но в этих случаях немедленно должен быть назван ее автор.
*Не растягивайте первый абзац.
В некоторых газетах даже существуют правила относительно наибольшей длины лида. Если в вашей газете они есть, вам не останется ничего другого, как подчиниться.
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИДОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИДОВ ПО КАРЛУ УОРЕНУ
Карл Уоррен еще в 30-е годы в своем учебнике по журналистике ввел следующую классификацию лидов:
СУММАРНОЕ НАЧАЛО. Это самое распространенное начало, в котором журналист должен в первом абзаце дать ответ на вопросы, относящиеся к описываемому событию: кто?, что?, когда?, где? Нередко в лиде присутствуют также ответы на вопросы: почему? и как?, каким образом? Ответы на них могут располагаться в любой последовательности, т.е. меняться местами. В зависимости от важности того или иного обстоятельства на первое место могут выйти любые из названных вопросов.
В английском языке все эти вопросы начинаются с буквы «дабл-ю», поэтому данный лид иногда так и называют «5 W» (The five W - who?, what?, when?,where?, why?).
Однако, ответы на пять «дабл-ю» в первом абзаце плохо воспринимаются радиослушателями. Целесообразнее давать их на протяжении всего радиосообщения, которое должно состоять из коротких, ясных фраз.
Сегодня суммарный лид является одним из самых распространенных в прессе, особенно в качественной. Наиболее часто используется он в новостной информации, где задача журналиста состоит в том, чтобы оперативно, максимально точно, лаконично дать исчерпывающие сведения о событиях.
УДАРНОЕ НАЧАЛО. Это краткое, захватывающее внимание читателей изложение необычного, удивительного факта, без оговорок и объяснений - они последуют в тексте дальше. Автор «ошарашивает» читателей эксцентричной фразой в надежде, что они заинтересуются ею настолько, что продолжат чтение.
В других классификациях ударный лид называется еще интригующим, сенсационным, шокирующим лидом-загадкой. Но цель его одна - «подцепить на крючок» читателя, захватить его внимание и заставить дочитать публикацию до конца.
ЖИВОПИСНОЕ НАЧАЛО. Предусматривает краткий словесный портрет объекта материала - человека, и описание обстановки, в которой он находится или действует.
Возможны также варианты, когда живописный лид состоит только из описания человека.
КОНТРАСТНОЕ НАЧАЛО. Лаконичное противопоставление разительных контрастов, несовместимых крайностей, таких, например, как старость и молодость, нищета и богатство, счастье и несчастье. Для эффективности контраст должен быть резким, и изложить его следует кратко.
НАЧАЛО С ВОПРОСА. В первой фразе формулируется основной вопрос, на который в ходе публикации дается ответ. Вопрос интригует читателя, заставляет его в поисках ответа хотя бы «пробежать» всю публикацию.
Причем нередко в лиде вопросов может быть два, второй как бы расширяет либо уточняет первый.
Начало с вопроса не пользуется особой популярностью у некоторых журналистов, так как сам по себе вопрос, по их мнению, не содержит позитивной информации. Они считают, что не стоит тратить газетную площадь на риторические вопросы. Лучше сразу «ударить» читателя конкретной информацией.
Такое начало называют «опасным случаем», поскольку бывают ситуации, когда читатели вполне могут сами ответить на поставленный вопрос, поэтому не рекомендуется задавать прямых, легких вопросов.
БЕКГРАУНД НАЧАЛО. Предполагает описание обстановки (анг. background - фон, задний план), где происходят события, являющиеся новостью. Заметим, что бекграунд и живописный лид студенты часто не различают. Делают их похожими детали и подробности, с помощью которых создается наглядность; и в том, и в другом случае часто присутствует описание и обстановки, и людей. Но в живописном лиде на первый план выходят люди, - обстановка существует как фон, как вспомогательный элемент текста; а в бекграунде, наоборот, фон, обстановка имеют большее значение, чем люди, о которых идет речь в публикации.
НАЧАЛО С ЦИТАТЫ. Иногда мысль, интересная своей новизной, непредсказуемостью, смелостью, тонкая реплика, остроумная шутка настолько ярко выделяются в ходе диспута, заявления, интервью, что заслуживают места в первом абзаце материала.
Особое внимание следует обратить на достоверность и точность цитирования первоисточников во избежание возможных недоразумений. Неприятности могут быть и в тех случаях, когда «приглянувшиеся» автору фразы произвольно выхвачены из общего контекста, ибо это может исказить смысл того, о чем говорится в цитируемом источнике.
В новостной информации чаще всего цитируются различные заявления и документы современной действительности.
Однако нередко используются цитаты и из прошлого. Как правило, это изречения из наследия историков, философов, государственных, политических, общественных, религиозных и иных деятелей ближнего и дальнего прошлого. Широко применяются в лидах также цитаты из литературных произведений, чаще широко известных, фразы из популярных кинофильмов, ставшие крылатыми.
КУРЬЕЗНОЕ НАЧАЛО. Предусматривает изложение курьезного факта, часто юмористическое.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИДОВ ПО ВОРОШИЛОВУ
Следуя советам американской учебной литературы, для «жестких» новостей применяются данные виды лидов:
Лид «одного элемента». Используется в том случае, если в новости есть очень сильный элемент, который следует выделить (все сосредоточено на имени, или на итоге, или на времени происшествия и т.д.).
Лид -- обобщение. Используется, если в информации присутствует несколько одинаково важных элементов (Равное внимание к персоне и действию).
Лид -- «вешалка». Практически исчерпывает новостной материал. Автор «навешивает» на первый абзац ответы сразу на все вопросы.
Лид -- немедленная идентификация. Начинается с ответа на вопрос «кто», причем дается очень точный ответ, поскольку центр новости -- участие известной личности в описываемом событии.
Лид -- затянутая идентификация. Используется в случае, когда лицо само по себе не является важным, но стало таким в результате совершенных действий. Заход с «кто» не дает полностью всех сведений о личности (имени, профессии, должности и т.п.) часть этих сведений перекидывается во второй абзац.
Лид -- «одиночный выстрел». Применим, когда предмет сообщения (главная новость) может быть очень краток, афористично обозначен.
Лид -- комментарий. Новости зачастую выглядят объективно, но содержат попутный комментарий журналиста, если в фразах попадаются вводные слова и оговорки («однако», «несмотря на...», «хотя, но...» и т.д.). Иногда лидом -- комментарием является комбинированный лид, в одной фразе совмещающий ответы: «Кто, почему?», «Что, почему?», «Что, как?».
Лид -- каламбур или игровой лид. Обычно встречается на страницах популярной развлекательной прессы и в местных изданиях. В основе подобных лидов -- названия фильмов, телепередач, имена «звезд», просторечные обороты.
Лид -- рассказ. Используется, если необычность происшествия может быть показана через краткую хронологию событий. Иногда перечню фактов предшествует краткое обобщение.
Для «мягких» новостей -- занимательных, но не особенно оперативных, со спокойным течением событий рекомендуются иные лиды, не столь четкие, но зато интригующие, дразнящие воображение читателя, подготавливающие восприятие:
Повествовательный лид или «лид -- рассказ».
Контрастный лид («лид -- контраст»). В первом абзаце сталкиваются старое и новое, «вчера» и «сегодня», разные обстоятельства, сопутствующие действию.
Лид «стаккато». Это ряд коротких, отрывистых, «телеграфных» фраз -- полунамеков, отдельных элементов смысла. Недосказанность лида -- стаккато, поддразнивание читателя часто используется в массовой прессе.
Направленно адресованный лид. В первом абзаце текста содержится прямое обращение к читателю («вы», «ваше» и пр.).
Лид -- вопрос. Форма вопроса может быть как открытая (с вопросительным знаком на конце), так и приглушенная.
Лид -- цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек.
Лид -- «каприз». Творческий вариант лида, часто ироничный, обыгрывающий ситуацию
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ЭЛВУДУ М. УОРДЛОУ
Резюме, или краткое изложение события (результатов).
Большинство лидов-резюме включают три или четыре из шести основных вопросов. Не перенапрягайтесь, пытаясь втиснуть в лид все шесть - в результате он, как правило, получается слишком громоздким. Второй и третий абзацы могут взять на себя часть этой ноши.
Единичный. Этот тип лида выделяет только один важный аспект будущего сообщения.
Сложность заключается в том, чтобы выделить главную мысль или суть события.
Драматический. Например: “Сегодня утром член муниципального совета Дэвид Джонс долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном 100-миллионном бюджете города. Голоса разделились поровну - три к трем, и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: “Я - за”.
Этот вид лида уместен для статьи, цель которой, рассказать как происходило событие. Информационные и новостные сообщения так начинаться не могут.
Цитатный. Например: “Город нуждается во многом, - сказал член муниципального совета Дэвид Джонс, объясняя, почему он проголосовал за принятие предложенного городского бюджета. - Другого пути не было. Я должен был голосовать “за”.
Оттеночный, сценический, описательный. Например: “Мэр Браун, казалось, перестал дышать. Его лицо было искажено, пальцы крепко сцеплены. В муниципальном совете происходило голосование по предложенному им бюджету, на который он возлагал все свои надежды на будущий год. Он знал, что один голос может быть решающим”.
Затяжной. Такой лид обычно персонифицирован или основан на случае из жизни. Например: “Уильям и Дороти Смит присутствовали вчера на заседании муниципального совета, когда был утвержден 100-миллионный бюджет на будущий год. Они отлично понимали, чего следует ожидать - налог повысится, и покупку нового покрытия для пола придется отложить”.
Такой вид лида довольно распространен в развернутых описательно-аналитических статьях, которые повествуют о какой-либо проблеме или явлении. Подобное начало помогает читателю погрузиться в ситуацию.
Реакция - последствия - что дальше? Например: “Вчера собирали подписи под петицией, призывающей к перевыборам и смещению мэра Брауна - спустя всего несколько часов после утверждения муниципальным советом нового городского бюджета, который приведет к повышению налогов”.
Аналитический. Например: “Мэр Браун выиграл битву за новый бюджет, но может потерять свой пост”.
Ситуационный отчет. Пример: “С окончанием битвы за принятие нового бюджета финансовая ситуация в городе на следующий год представляется такой-то”.
Вопросительный. Например: “Что произошло бы, если бы член совета Дэвид Джонс проголосовал против предложенного городского бюджета?”
Эти три варианта подойдут для написания аналитических материалов.
Одиночный “выстрел”, состоящий иногда из двух-трех слов: “Налоги рванули вверх”.
Выбирая тип лида, нужно помнить о следующем:
1. Свежа ли ваша информация? Если да, то как лучше подать самые экстренные моменты? Если событие произошло вчера, то как поинтереснее преподнести его сегодня?
2. Простое ли это событие или сложное?
3. Что в материале главное - люди или события?
4. Насколько сам читатель может быть уже осведомлен о событии?
5. Насколько это важно для читателя?
Какой бы тип лида вы ни выбрали, избегайте чрезмерной живописности, где в этом нет необходимости. Пусть лид будет скорее информативным.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 ВИДЫ ЛИДОВ В ЗАМЕТКАХ
Для выполнения практической части работы используется классификация лидов Карла Уорена.
СУММАРНОЕ НАЧАЛО
Суммарный лид представлен повествовательными предложениями с большим количеством существительных и глаголов, для того чтобы дать как можно более полную информацию о событии.
- «МОЁ», 23-29 февраля 2016, том 8, «12-летняя школьница сбежала из дома к взрослому жениху?»
- «МОЁ», 24-30 мая 2016, том 21, «На предварительном голосовании не все смогли найти счетные участки»
- «МОЁ», 26 апреля-2 мая 2016, том 17, «Воронежцы участвуют в подготовке к первому пуску с космодрома Восточный»
- «МОЁ», 17-23 мая 2016, том 20, «Воронежские футбольные болельщики устроили драку на стадионе в Туле»
- «МОЁ», 17-23 мая 2016, том 20, «В Воронеже очевидцы помогли потушить загоревшуюся «девятку»
- «МОЁ», 17-23 мая 2016, том 20, «Призывник из Мурманска пожаловался в Европейский суд после отказа в альтернативной службе»
- «МОЁ», 10-16 мая 2016, том 19, «Хозяин интернет-магазина выслал клиентам вместо товаров кирпичи»
- «МОЁ», 1-7 марта 2016, том 9, «Денис Мацуев в Воронеже рассказал, что помирило евреев с арабами»
- «МОЁ», 8-14 декабря 2015, том 49, «Тех, у кого нет электросчетчика, ждет повешение платы за свет»
УДАРНОЕ НАЧАЛО
Используются повествовательные предложения, рассказывающие о предмете заметки, но без подробностей и объяснений.
- «МОЁ», 10-16 мая 2016, том 19, «Жительница Воронежа вырастила в квартире плантацию конопли»
БЭКГРАУНД НАЧАЛО
Для этого типа лидов характерны повествовательные предложения, описывающие обстановку, с большим количеством подробностей и деталей.
- «МОЁ», 23-29 февраля 2016, том 8, «В Северном районе средь бела дня ограбили ювелирный магазин»
- «МОЁ», 24-30 мая 2016, том 21, «Губернский стиль» выиграла коллекция стоимостью 6 тысяч рублей»
- «МОЁ», 8-14 декабря 2015, том 49, «Из-за снегопада на прошлой неделе в Воронеже упало больше 400 деревьев»
- «МОЁ», 8-14 декабря 2015, том 49, «На пожаре погибли мать шестерых детей и ее 4-летняя дочь»
НАЧАЛО С ЦИТАТЫ
Данный тип лида выражен прямой речью и является цитатой участника события или же эксперта по этому вопросу.
КУРЬЕЗНОЕ НАЧАЛО
Курьезный лид выражен повествовательным предложением. По структуре похож на суммарный или ударный лид, но повествует о каком-то курьезном случае.
- «МОЁ», 1-7 декабря 2015, том 48, «В Воронежской области мужчина украл автобусную остановку»
В практической части работы было проанализировано 54 лида из газеты «МОЁ». Чаще всего использовался суммарный - 35 лидов. Следом за ним идет ударный лид. Именно эти лиды являются самыми популярными потому, что в информационных жанрах журналистики необходимо кратко и быстро рассказать читателю основные события.
Лиды, которые не были использованы вовсе - живописный, контрастный и начало с вопроса. Это связано с тем, что эти виды лидов, как правило, используются в больших статьях, интервью и других аналитических материалах.
На основе теоретической и практической части курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Лид является самой важной частью журналистского материала, так как именно он определяет продолжит ли читатель ознакомление с текстом.
Существуют различные классификации лидов, которые необходимо знать журналисту, особенно начинающему.
В печатных СМИ новостного характера чаще всего используется суммарный и ударный лид.
В информационных жанрах журналистики лиды почти всегда выражены повествовательными предложениями, потому что необходимо донести большое количество информации в компактной форме.
Знания и практически навыки, полученные в ходе выполнения курсовой работы, станут полезными для написания последующих журналистских материалов и анализа текстов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие.// А.В. Колесниченко - Москва, Издательство Московского университета, 2008, С. 99
2. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения.// М.Н. Ким - Санкт-Петербург, издательство Михайлова, 2001, С. 256-257
3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие.// А.А. Тертычный - 3-е издание, Москва, Аспект Пресс, 2006, С. 53-77
4. Рэндалл Д., Универсальный журналист./Д. Рэндалл - 3-е издание, Великий Новгород, Санкт-Петербург, 1999, С. 204-207
5. Хомчук-Черная Т. Н. Лид в журналистском произведении. Учебно-методическое пособие для вузов.//Т. Н. Хомчук-Черная - ВГУ, 2006, С. 21-37
6. Ворошилов В. В. Журналистика. Базовый курс. Учебник.//В.В. Ворошилов - 5-е издание, Санкт-Петербург, Издательство Михайлова, 2006, С. 219-221
7. Мэллет Малькольм Ф. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы.// Малькольм Ф. Мэллет. - Москва, Права человека, 1998. - С. 20-22.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Определение понятия и характеристика основных видов жанра "заметка". Выделение основных особенностей публицистического стиля "заметка". Анализ языковых стилистических особенностей жанра на примере материалов газеты "Северная правда" за 2007 год издания.
курсовая работа , добавлен 07.03.2011
Общая характеристика журналистских текстов и способов подачи новостей в средствах массовой информации. Выборочный анализ подачи информации в BusinessWeek и анализ рейтинговых публикаций издания. Рассмотрение основных проблем журналистских текстов.
курсовая работа , добавлен 27.11.2012
История создания и интересные факты газеты "Коммерсант", Интернет-версия издания, новостные направления. "Черный пиар": понятие, главные цели. Специфика PR-публикаций в газете, структура подачи материала. Преимущества и недостатки ежедневной газеты.
курсовая работа , добавлен 06.08.2013
дипломная работа , добавлен 18.01.2014
Многообразие методов в журналистике. Методы подачи материала (или методы предъявления информации) в журналистских текстах. Использование переосмысления в публицистических жанрах. Использование метода переосмысления в публикациях газеты "Ваш Ореол".
курсовая работа , добавлен 22.11.2009
История развития издания "Московский комсомолец". Содержание публикаций как основной стержень коммуникативности общественно-политической газеты. Жанровая палитра, схема функционирования системы массовой информации на примере "Комсомольской правды".
контрольная работа , добавлен 06.08.2013
Характеристика газеты "СМ Номер один". Типологические особенности печатного издания. Система текстовых публикаций номера. Тематические линии газеты. Способ изображения личности на страницах печатного издания. Разбор и анализ статей по выбранной тематике.
курсовая работа , добавлен 24.04.2010
Анализ материалов о наиболее часто встречающихся нарушениях прав граждан в современном демократическом обществе, освещаемых в СМИ. Раскрытие темы дискриминации в контексте правовых вопросов, политики, трудоустройства, по национальной принадлежности.
реферат , добавлен 08.11.2011
Сущность понятия "аргументация", её задачи, структура и виды, общезначимые и контекстуальные способы реализации. Прямое и косвенное подтверждения тезиса. Исследование особенностей аргументации в журналистских текстах различных исторических периодов.
курсовая работа , добавлен 09.02.2014
Теоретические представления о журналистике, её истории, этапах развития. Особенности газетных жанров (хроника, заметка, блиц-портрет, корреспонденция, отчет, интервью, репортаж). Создание собственных авторских материалов-сочинений в газетных жанрах.
Ответы на классические шесть вопросов – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? и «перевернутая пирамида» – не единственный способ подачи хроники. Этот выпуск познакомит вас с двумя типами новостей – «жесткой» и «мягкой». Кроме того, мы научимся начинать наши тексты так, как это делают профессионалы – с лида.
Вы наверняка обратили внимание, что практически любой газетный или журнальный материал начинается с вводной части, которая выделена гарнитурой (типом шрифта), кеглем (размером шрифта), абзацем, «плашкой» (заливкой фона).
Это – лид (lead; отсюда: «лидер», «лидировать»). Лид важен по ряду причин:
- он вовлекает читателя в чтение, создавая впечатление неотложности и возбуждая интерес
- он сообщает наиболее важную информацию по теме
- он устанавливает тон повествования
Лид – один из основных раздражителей для читателя, просматривающего газетную полосу. Именно после прочтения лида многие решают, читать ли им материал или лучше перейти к другому.
Сам текст, идущий за лидом, в англоязычной журналистике называют body (корпус), а в России чаще всего просто «текст».
Различают «жесткое» и «мягкое» информирование.
«Жесткая» новость
Приятный сюрприз состоит в том, что с «жесткой» новостью (hard news) мы уже знакомы. Это как раз и есть четкие ответы на классические вопросы – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? и построение текста в виде «перевернутой пирамиды». При этом самую важную информацию журналист выносит в лид, остальные сведения помещает в текст (body).
Важно не загромождать «жесткий» лид второстепенными деталями и излишними подробностями, отвлекающими внимание от основного содержания.
Вот какой текст написал начинающий журналист провинциальной американской газеты: Парк-Отель был полностью уничтожен вчера пожаром, начавшимся после шести вечера на кухне ресторана. Никто из тех, кто жил в его 18 номерах, не пострадал. Это был каркасный двухэтажный дом в северо-восточной части города. Владелец считает, что его нынешняя стоимость составляет примерно (названа сумма) долларов.
Все, казалось бы, правильно в этом лиде, но он хаотичный и читать его скучно. Некоторые детали безболезненно могли бы быть перенесены подальше от начала. Подобные вступления называют лид-«вешалка»: практически исчерпывая в первом абзаце весь новостной материал, автор «навешивает», нагромождает ответы сразу на все вопросы.
По требованию и при помощи редактора журналист переписал лид, и в печать пошел гораздо более удачный вариант: Пожар уничтожил вчера 18-комнатный Парк-Отель в северо-восточной части города. Владелец оценивает убытки примерно в (названа сумма) долларов. Человеческих жертв, к счастью, нет.
«Мягкая» новость
В отличие от жесткой новости как сообщения повышенной оперативности, "мягкая" новость менее оперативна, точнее, для нее оперативность не особенно важна. Штрихи и подробности заостряют внимание на необычности, занимательности, вводится момент интриги. Форма мягкой новости позволяет «подбираться к факту», делать постепенным знакомство с ним.
Поскольку надо переключить внимание с итога на обстоятельства, выделить занимательные подробности, структура новости меняется. Композиция по принципу «перевернутой пирамиды» тут не годится. Лид строится с учетом читательского интереса, но не сообщает, а оттягивает сообщение самого интересного во второй (даже третий) абзац. Идет нарастание до кульминации, а далее – по принципу убывающего интереса.
Для интригующих заходов мягких новостей используются так называемые «специальные лиды», которые в отличие от лида «перевернутой пирамиды», не излагают содержание вкратце, но подводят к нему.
В коллективной копилке опыта репортеров таких заходов множество. Ниже приведены примеры некоторых из них. Но для сравнения сначала изложим новость-пример в «жестком» ключе: Вчера муниципальный совет минимальным перевесом голосов утвердил городской бюджет в размере 100 млн долл. Бюджет превышает прошлогодний на 10 млн. Таким образом, средний налог с домовладельцев увеличится на 142 долл.
(Для понимания молодежи: проект бюджета вносит мэр, т. е. глава исполнительной власти города, утверждает совет – местная законодательная власть. Формируется бюджет из налогов, которые платят все жители территории. Так и в России.)
А теперь – примеры «специальных» лидов:
«Единичный» лид, выделен только один важный аспект: Если вы – рядовой домовладелец нашего города, ваш налог на недвижимость в следующем году возрастет на 142 долл.
Драматический лид: Сегодня утром член муниципального совета Дэвид Джонс долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном 100-миллионом бюджете города. Голоса разделились поровну – три к трем, и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: "Я – за".
Цитатный лид: Город нуждается во многом, – сказал член муниципального совета Дэвид Джонс, объясняя, почему он проголосовал за принятие предложенного городского бюджета. – Другого пути не было. Я должен был голосовать "за".
«Затяжной» лид. Он персонифицирован или основан на случае из жизни: Уильям и Дороти Смит присутствовали вчера на заседании муниципального совете, когда был утвержден 100-миллионный бюджет на будущий год. Они отлично понимали, чего следует ожидать – налог повысится, и покупку нового покрытия для пола придется отложить.
Аналитический лид: Мэр Браун выиграл битву за новый бюджет, но может потерять свой пост.
Вопросительный лид: Что произошло бы, если бы член совета Дэвид Джонс проголосовал против предложенного городского бюджета?
Лид – «одиночный выстрел»: Налоги рванули вверх.
Кроме того, вы встретите в газетах и сами можете написать лид-сюрприз, контрастный, дразнящий, статистический, знакомящий с грядущим событием, анекдотический, ретроспективный...
В отличие от «единственности» лида жесткой новости (есть ощущение, что конкретная заметка и должна начинаться именно так, а не иначе), специальные лиды выглядят менее обязательными, игровыми, сочиненными журналистом.
«Затяжки» и «сенсации» в качестве заходов все чаще стали употребляться со второй половины XX века как альтернатива «перевернутой пирамиде», которой хроникеры по мнению читающей публики чересчур увлеклись.
Репортер, работая в стиле мягкой новости, особенно внимателен к «нужным длиннотам», – это могут быть ценные авторские находки. К примеру, корреспондент польского информационного агентства, оказавшийся на месте происшествия вместе с советскими коллегами оповестил о взятии имперской канцелярии в Берлине не так, как другие, – начал сообщение «лишними» словами: Я пишу эти строки на письменном столе Гитлера…
В принципе любую новость можно изложить, по желанию, в жесткой или в мягкой форме. Возьмем сообщение: Михаил Мень назначен заместителем мэра Москвы… «Мягкий» вариант этой же новости: Мог ли предположить бас-гитарист молодежной рок-группы, что он будет устанавливать правила игры для культуры всей столицы?..
Если жесткий вариант крепко скручен, то мягкая новость разворачивается постепенно, как бы строится на глазах у читателя. Журналисты шутят, что жесткую новость надо писать так, чтобы ее можно было удобно проглотить, а мягкую – так, чтобы читатель посмаковал сообщение.
Подведем итоги. Журналистский текст начинается с вводного абзаца – лида. За ним следует собственно текст (body). Лиды и сами новости делятся на жесткие и мягкие. «Жесткая» новость «только фиксирует» факты, она нацелена на мгновенное проникновение в сознание читателя. Мягкие заходы оттягивают знакомство читателя с новостью, плетут интригу.
Выбор зависит от темы, от стиля издания и его ориентации на деловую, общественно-политическую или развлекательную информацию. Так, например, глянцевые журналы стремятся заинтриговать своих читательниц, в газетах соседствуют как жесткие, так и мягкие лиды, в Интернет-изданиях доминирует жесткая лаконичная подача информации, без «сантиментов».
Но даже и при мягкой подаче новости лучше избегать умничанья и чрезмерной живописности. Пусть лид будет скорее информативным, чем сенсационным.
Теперь вы можете написать вашу новость довольно разнообразно. Не хватает лишь заголовка. Но это – тема следующего выпуска.
Успех заметки зависит не только от заголовка, но и от лида. Используя минимум деталей, вы в двух-трех предложениях ответите на вопросы что, где, когда произошло, каковы причины происшествия, есть ли пострадавшие.
Последние полгода специализируюсь на написание новостей в рубрику «происшествия». Пишу на криминальную тему – грабежи, кражи, мошенничество. Лид в моих материалах отражаеть суть события, содержит краткую, но понятную информацию в тридцать-сорок слов (по крайней мере, так у меня). Раздуть лид деталями, канцеляризмами – значит похоронить публикацию – читатель спотыкается на мелких подробностях, «официальщине» и теряет интерес к заметке.
Перед тем, как учиться писать лид, впору узнать, что означает это слово. В Интернете я нашел следующее определение:
Лид (lead, от того же корня, что «лидер» — в американской журналистике lede) — это первая фраза или, в некоторых случаях, первые две фразы любого материала.
С чего начать лид?
При написании лида на первый план можно вынести:
— личность
— факт
— дату
— место события
— причину
— процесс (действие)
Факт , который важнее даты, места события, личностей и т.п. («Убийство произошло на почве ревности…»)
Дата события , когда пишем срочный материал («14 августа прошел суд по делу…»)
Место события («В Железногорске убит президент Америки…»)
Причины («В связи с участившимися случаями жестоко обращения с детьми Правительство РФ приняло новый закон об опеке…»)
Какой-либо процесс : («После двухдневных переговоров , которые сопровождались убийствами заложников,14 августа ФСБ приняло решение уничтожить террористов…»).
Чаще я пишу срочные материалы и приоритет в лидах отдаю дате события . Когда же новость безнадежна устарела (и такое бывает!) лучше на первый план вынести факт (конечно, если он действительно весомее, чем дата, личность, процесс и т.п.)
Два примера лида
Рассмотрим хороший и плохой пример лида.
Плохой лид
Если бы новости писали чиновники, то лиды были бы такими:
Заголовок: В Курске убили русского миллионера
Лид: 18 августа в проходном подъезде дома №21 по улице Радищева тремя точными выстрелами в голову из охотничьего ружья был застрелен Василий Иванович Пупкин — миллионер, владелец московской нефтяной компании ««ТрансШмацБац». По предварительным данным – это заказное убийство, преступники не найдены.
На свои материалы я смотрю с двух позиций – с читательской и журналисткой.
Сначала я включаю в себе читателя и пишу заголовок, лид. После этого я «становлюсь» журналистом и пишу продолжение публикации (даю подробности, детали, комментарии).
Когда я «читатель» я рассуждаю так:
Я считаю, что нельзя вносить в лид номер подъезда, улицу, орудие убийства, количество дыр в голове, отчество убитого. Эти детали – вынос для моего мозга! Слишком много информации! Меня не интересует проходной или непроходной подъезд, мне плевать на название нефтяной компании. Я – ленивый читатель и не хочу читать всю публикацию, я смотрю на текст, который выделен жирным шрифтом и хочу узнать кто, когда, кого убил?
От прочтения «детального» лида у самого остается дыра в голове, пропадает желание читать новость.
Яркие лиды – одна из основных ошибок начинающих журналистов .
По себе знаю: хочется втиснуть в первый образ побольше красочных подробностей, предоставить читателю полную картину происшествия. Короче, хочешь подать якобы живую информацию, а получаешь оплеуху от редактора.
У моего начальника есть хорошая фраза, которая касается подачи новостей: «Пишите новости для технички». Примерно так звучит.
Хороший лид
Все просто:
18 августа в подъезде жилого дома неизвестными убить миллионер Василий Пупкин, владелец московской нефтяной компании. Убийство носит заказной характер.
Краткость – сестра таланта и уважение от верстальщика газеты. Смакуйте подробности убийства во втором и далее абзацах. Самое главное, что вы кратко, без искажений ответили в лиде на вопросы Кто? Что? Где? Когда? Выдвинули версию убийства:
Кто?
Было: Василий Иванович Пупкин — миллионер, владелец московской нефтяной компании ««ТрансШмацБац».
Стало: Миллионер Василий Пупкин, владелец московской нефтяной компании
Что? (действие)
Было: был застрелен тремя точными выстрелами в голову из охотничьего ружья
Стало: убит
Где?
Было: в проходном подъезде дома №21 по улице Радищева
Стало: в подъезде жилого дома
Было: преступники не найдены.
Стало: неизвестными
Ваше «когда» не изменилось, но изменилась версия убийства:
Было: По предварительным данным – это заказное убийство
Стало: Убийство носит заказной характер.
Такая краткая информация для молодого бойца. Надеюсь, тот минимум, что я выдал, поможет вам написать хороший лид.
Когда в США проводился конкурс на написание лучшего лида, на кону был приз в сто тысяч долларов. А победил в тот день вовсе не журналист, а шесть вопросов. Как и почему? Обо всем по порядку.
Что это такое?
Пол О’Нил сказал о функции лида наиболее емко и лаконично: «Вы должны схватить читателя за глотку в первом абзаце, во втором сдавить покрепче и держать его у стенки до последней строки». Отсюда понимаем, что Лид - самый важный абзац во всей статье.
Более научное определение лида таково: лид - это вводная часть, первый абзац; вынесенная в начало главная новость события, его суть. Он позволяет сразу вводить читателя в содержание. Классический лид отвечает на шесть вопросов (те самые, которые и помогли пронырливому журналисту заработать сотню тысяч):
Когда?
- где?
- что?
- кто?
- почему?
- как?
Следует отметиться, что в современной журналистике идет тенденция к использованию альтернативного лида - это вариант лида, который отвечает лишь на один из представленных вопросов. Сам Лид стал величиной не более двадцати строк, что считается идеальным размером для первого абзаца. Однако прежде, чем писать материал, необходимо разобраться для себя в некоторых вопросах. Итак, вы должны выбрать тип лида, манеру изложения и то, от какого лица будет вестись повествование. Второй и третий пункт для журналиста - дело сугубо личное и не требует вмешательства, а вот первый, пожалуй, следует разъяснить.
Какой же бывает лид?
Резюме - лид, содержащий краткое изложение событий. Подобный лид чаще всего отвечает на три-четыре вопроса из шести.
Единичный - этот вид лида акцентирует внимание читателя лишь на одном, наиболее важном аспекте, который и обыгрывается в первом абзаце.
Драматический - вид лида, которые ведет читателя по лезвию ножа, накаляя его при этом до последнего предложения. Часть интриги раскрыта, чего же ждать далее?...
Есть также несколько видов лида, названия которых говорят сами за себя и не требуют комментариев: цитатный, аналитический, описательный, вопросительный, а также парочка типов-изюминок, о которых я расскажу позднее.
Что помнить?
Когда приступаете к написанию лида, задайте себе несколько вопросов. Свежа ли информация? Событие простое или требующее глубоко анализа (расследования)? На что сделан акцент в материале: на людей или на события? Насколько это событие известно в кругу читателей? Важно ли это событие читателю?
Получив ответы на все вопросы, можно набросать себе план и приступить к составлению лида.
Советы от Дэвида Рэндалла:
«Лид должен быть ясным и понятным. Читая его, читатель должен задаться одним-единственным вопросом: хочу ли я прочесть эту статью? Ответом почти наверняка будет «нет», если лид будет двусмысленен. Важно также, чтобы он не был перегружен ненужными сведениями, как-то: излишние подробности, точные звания - словом, все что может подождать до второго абзаца, а то и дольше».
«Лид должен быть самодостаточным. За исключением определенной категории очерков, смысл лида не должен зависеть от того, что идет после него».
Чего не нужно делать?
Никогда не стоит начинать лид с придаточного предложения. Лид стоит сделать более динамичным, а придаточные предложения его «тормозят». Также стоит избегать «числового» начала лида, тем более не пишите числа цифрами в первом абзаце.
Не начинайте свой материал с цитаты. Зачастую, лишь автор знает точно, зачем он выбрал ту или иную цитату, а читатель на первых порах, не дойдя еще до сути материала, окажется сбитым с толку.
Никогда не растягивайте первый абзац более чем на двадцать строк. Это утомляет, а также не способствует тому, чтобы читатель настроился на материал, ведь он попросту будет дольше читать вводную часть.
Попробуйте сделать ваш лид уникальным. Начните с того момента, который зацепит читателя. То может быть игра слов, парадокс, динамичность или же шутка, которая поможет настроить читателя на расслабляющее чтение.
Лид для многих журналистов давно стал слабым местом, ведь отнюдь не многие могут последовать совету О’Нила. Но кто мешает именно вам написать такой лид, который вмиг обогатит вас, ну если не на сто тысяч долларов, то уж точно на тысячи благодарностей читателей!