Что такое холокоста. Что такое холокост
С самого начала войны частью политики нацистской Германии было убийство гражданских лиц в массовом порядке. Особенно это касалось евреев – позже Гитлер выдвинул политику «окончательного решения вопроса», то есть, полного уничтожения евреев. «Эскадроны смерти» привели к гибели около миллиона человек, позже начали происходить многочисленные массовые убийства, а затем появились концентрационные лагеря, где заключенные были лишены надлежащего питания и медицинского обслуживания. Финальной точкой стало строительство лагерей смерти – государственных учреждений, целью постройки которых было систематическое убийство огромного числа людей.
В 1945 году, когда во время наступления войска союзников захватили многие лагеря, они обнаружили результаты этой политики нацистов: сотни тысяч голодных и больных заключенных, которые были заперты вместе с тысячами мертвых тел. А кроме того, были обнаружены газовые камеры, огромные здания крематориев, тысячи массовых захоронений, тысячи томов документации по не человечески-жестоким медицинским опытам, и многое другое. Нацисты убили более десять миллионов человек, в том числе шесть миллионов евреев.
Lebensunwertes Leben, иначе говоря, «жизнь, недостойная жизни». Один из самых ужасных терминов, существующих в истории, был использован солдатами нацистской Германии для обозначения человеческих существ, чьи жизни, по их мнению, были несущественны, не имели никакого значения – или обозначения тех, кто должен был быть убит. Сначала этот термин применялся исключительно к людям, страдающим разнообразными психическими расстройствами, позднее им стали обозначать «расово неполноценных», или «страдающих сексуальными девиациями» или просто «врагов государства», причем, как внутренних, так и внешних.
1. Истощенная восемнадцатилетняя русская девушка смотрит в объектив камеры во время освобождения концентрационного лагеря Дахау в 1945 году. Концентрационный лагерь Дахау стал первым немецким концлагерем. Он был открыт в 1933 году. Более 200,000 людей содержались здесь в нечеловеческих условиях в период с 1933 по 1945 год. Официально было объявлено о 31 591 смертях. Причиной гибели людей были болезни, недоедание и самоубийства. В отличие от Освенцима, Дахау не был официально «лагерем смерти», но условия содержания заключенных здесь были настолько ужасными, что сотни людей умирали каждую неделю.
2. Эта фотография была предоставлена парижским фондом памяти жертв Холокоста. На ней запечатлен расстрел немецким солдатом украинского еврея во время массового расстрела местных жителей в Виннице, Украина, ориентировочно между 1941 и 1943 годами. Эта фотография, озаглавленная «Последний еврей в Виннице» (именно такая надпись была на обратной стороне фотографии), была найдена в фотоальбоме, принадлежащем немецкому солдату.
3. Немецкие солдаты проводят допрос евреев после восстания, состоявшегося в Варшавском гетто в 1943 году. В октябре 1940 года немцы начали переселять более 3 миллионов евреев, проживающих на территории Польши, в переполненные гетто. В самом крупном из них, в Варшавском гетто, тысячи евреев погибли из-за непрекращающихся эпидемий болезней и голода. Кроме того, в скором времени нацисты начали массовые депортации из гетто в лагерь смерти Треблинка. Восстание в Варшавском гетто – первое массовое восстание против нацистской оккупации Европы – продолжалось с 19 апреля до 16 мая 1943 года. Оно началось после того, как солдаты немецких войск и полиция вошли в гетто, чтобы депортировать выживших жителей. Восстание завершилось, когда плохо вооруженные участники восстание потерпели поражение в результате действий превосходящих по количеству и хорошо экипированных немецких войск.
4. Человек увозит тела погибших евреев в гетто Варшавы в 1943 году. Люди здесь умирали от голода прямо на улицах. Каждое утро, около 4-5 утра, похоронные телеги собрали по несколько десятков мертвых тел. Тела умерших евреев массово сжигались в глубоких ямах.
5. Группу евреев, в том числе маленького мальчика, выводят из Варшавского гетто в сопровождении немецких солдат. Фотография сделана 19 апреля 1943 года. Эта фотография являлась частью доклада генерала СС Струпа своему командованию, и была представлена в качестве доказательств зверств нацистов во время трибунала в Нюрнберге в 1945 году.
6. После восстания в Варшавском гетто, гетто было полностью разрушено. Из более чем 56 тысяч евреев, которые содержались в нем, около 7000 были расстреляны, а остальные были депортированы в лагеря смерти или концентрационные лагеря. На этой фотографии – развалины гетто, которое было подорвано немецкими войсками. Варшавское гетто просуществовало в течение нескольких лет, и за это время там погибло приблизительно 300000 польских евреев.
7. Немец в военной форме расстреливает еврейскую женщину в ходе массового расстрела в Мизоче, Украина. В октябре 1942 года, 1700 человек в гетто, находящемся в Мизоче, подняли восстание против немцев и примкнувших к ним полицаев из числа местного населения. Около половины жителей смогли бежать или скрыться во время восстания. В итоге восстание было окончательно подавлено. Выживших захватили в плен, они были доставлены в овраг и расстреляны. Фотографии предоставлены фондом памяти жертв Холокоста в Париже.
8. Евреи, депортированные в транзитном лагере Дранси под Парижем, Франция, в 1942 году. Дранси был последней остановкой перед помещением людей в немецкие концентрационные лагеря. Приблизительно 13 152 евреев (в том числе 4115 детей) были захвачены французскими полицейскими, их забрали из дома, чтобы отвести на «Vel d’Hiv», зимний стадион на юго-западе Парижа, в июле 1942 года. Позднее они были доставлены на железнодорожный терминал в Дранси, к северо-востоку от французской столицы, а затем депортированы на восток. Лишь немногие позже сумели вернуться домой.
9. Анна Франк, фотография была сделана в 1941 году. Снимок был предоставлен Домом Анны Франк в Амстердаме, Нидерланды. В августе 1944 года, Анна, ее семья и другие люди, которые прятались от немецких оккупационных войск, были схвачены и отправлены в тюрьмы и концентрационные лагеря. Анна умерла от тифа в возрасте 15 лет в концлагере Берген-Бельзен, но ее посмертно опубликованные дневники сделали ее символом всех евреев, погибших во Второй мировой войне.
10. Прибытие евреев из Карпатской Руси, региона, который в 1939 году отошел Венгрии, а до того принадлежал Чехословакии, в Освенцим-Биркенау, лагерь смерти в Польше, в мае 1944 года. Фотография была предоставлена Лили Джейкоб в 1980 году.
11. Четырнадцатилетняя Чеслава Квока, фотографии личного дела узницы лагеря Освенцим. Фотография находится в музее Освенцима, нацистского лагеря смерти, где во время Второй мировой войны погибли около 1,5 миллиона человек, большинство из них евреи. Чеслава, полька и католичка, родом из Wolka Zlojecka, Польша, была отправлена в Освенцим вместе с матерью в декабре 1942 года. Через три месяца обе уже были мертвы. Вильгельм Брассе, один из заключенных, в обязанности которого входило делать фотографии узников, рассказал о Чеславе в документальном фильме, снятом в 2005 году. «Она была так молода и ей было так страшно. Бедная девочка девушка не понимала, почему она оказалась там, и она не могла понять, что именно ей говорят Надзирательница разозлилась, взяла палку и начала бить ее по лицу. Эта немка просто выместила свою агрессию на девушке. Такая красивая была эта молодая девушка, такая невинная. Она плакала, но она ничего не могла сделать. Перед тем, как я ее сфотографировал, она вытерла слезы и кровь из пореза на губе. Я ничем не мог ей помочь, увы».
12. Жертва нацистского медицинского эксперимента в Равенсбрюк, Германия, в ноябре 1943 года. На руке жертвы виден глубокий ожог от фосфора. Фотография демонстрирует результаты медицинского эксперимента с фосфором, который был проведен врачами Равенсбрюк. Во время эксперимента смесь фосфора и каучука наносится на кожу и поджигается. Через двадцать секунд, огонь тушили водой. Через три дня рану начинали обрабатывать раствором Echinacin. Через две недели рана заживала. Эта фотография, сделанная лагерным врачом, присутствовала в качестве доказательств зверств нацистов во время процесса над врачами в Нюрнберге.
13. Еврейские заключенные в концентрационном лагере Бухенвальд, после освобождения из лагеря в 1945 году
14. Американские солдаты молча осматривают железнодорожные вагоны с мертвыми телами, которые были обнаружены на железнодорожной ветке в лагере Дахау в Германии, 3 мая 1945 года.
15. Истощенный француз сидит среди погибших в трудовом лагере Миттельбау-Дора в Нордхаузен, Германия, в апреле 1945 года.
16. Мертвые тела лежат у стены крематория в немецком концентрационном лагере в Дахау, Германия. Тела были обнаружены американскими войсками Седьмой армии, которые захватили лагерь 14 мая 1945 года.
17. Американский солдат осматривает тысячи золотых обручальных колец, которые были изъяты у евреев немцами в Солт Хайльбронн в Германии, 3 мая 1945 года.
18. Три американских солдата смотрят на мертвые тела, находящиеся в печи в крематории в апреле 1945 года. Фотография была сделана в неустановленном концлагере в Германии, в момент освобождения лагеря солдатами армии США.
19. Куча пепла и костей в концентрационном лагере Бухенвальд недалеко от Веймара в Германии, 25 апреля 1945 года.
20. Заключенные у находящегося под током забора концентрационного лагеря Дахау приветствуют американских солдат. Точная дата снимка не известна. Некоторые из заключенных одеты в полосатую бело-голубую тюремную одежду. Они украсили свои бараки тайно сделанными флагами, которые они изготовили, когда услышали приближающиеся залпы орудий 42-й дивизии Радуга на подходе к Дахау.
21. Генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр и другие американские офицеры в концлагере Ордруф, вскоре после освобождения лагеря в апреле 1945 года. Когда американские войска оказались в непосредственной близости от лагеря, охранники застрелили заключенных.
22. Умирающий заключенный в концентрационном лагере Нордхаузен в Германии 18 апреля 1945 года.
23. Заключенные на марше смерти из Дахау двигаются в южном направлении вдоль улицы Noerdliche Muenchner в Грюнвальд, Германия, 29 апреля 1945 года. Многие тысячи заключенных были насильственно переведены из отдаленных лагерей для военнопленных в лагеря, находящиеся вглубь на территории Германии, когда союзные войска оказались на подступах к границам. Тысячи людей погибли в пути, те, кто был не в состоянии идти в ногу, были казнены на месте. Четвертый справа на фотографии – Дмитрий Горький, который родился 19 августа 1920 года в Благословском, Россия, в семье крестьян. Во время Второй мировой войны Дмитрий находился в заключении в тюрьме в Дахау в течение 22 месяцев. Причины его заключения неизвестны. Фотография была предоставлена сотрудниками Мемориального музея Холокоста в США.
24. Американские солдаты ходят между рядами трупов, которые лежат на земле возле казарм в нацистском концентрационном лагере в Нордхаузен, Германия, 17 апреля 1945 года. Лагерь расположен в 70 милях к западу от Лейпцига. Когда лагерь был освобожден войсками союзников 12 апреля, солдаты армии США обнаружили более 3000 тел, и жалкую горстку уцелевших
25. Мертвый заключенный в вагоне поезда близ концентрационного лагеря Дахау в мае 1945 года.
26. Генерал-лейтенант Джордж С. Паттон из 3-й армии, XX корпуса армии союзников в концентрационном лагере в Бухенвальде недалеко от Веймара, Германия, 11 апреля 1945 года.
27. Двенадцатая бронетанковая дивизия генерала Патча, прокладывающая путь к австрийской границе, наткнулась на ужасы немецкого концлагеря в Schwabmunchen, к юго-западу от Мюнхена. Более 4000 рабов, евреи из разных стран, были размещены в тюрьме. Многие узники были заживо сожжены охранниками, которые подожгли бараки, в которых спали заключенные, стреляя в любого, кто пытался бежать. Фотография мертвых тел в Schwabmunchen была сделана 1 мая 1945 года.
28. Труп заключенного лежит на заборе из колючей проволоки в Лейпциг-Текла, к югу от лагеря Бухенвальд, недалеко от Веймара, Германия.
29. Эти мертвые тела жертв немцев были вывезены из концлагеря Lambach в Австрии, 6 мая 1945 г. немецкими солдатами по приказу американских войск. В лагере первоначально находились восемнадцать тысяч человек Не было предусмотрено ни кроватей, ни санузлов, от сорока до пятидесяти заключенных умирали каждый день
30. Молодой человек сидит на перевернутом табурете рядом с сожженным телом в лагере Фекла за пределами Лейпцига, в апреле 1945 года, после того, американские войска вошли в Лейпциг 18 апреля. В этот день, 18 апреля, работники авиастроительного завода Фекла были заперты в изолированном помещении и заживо сожжены зажигательными бомбами. Около 300 заключенных погибли. Те, кому удалось бежать, был казнены членами гитлерюгенда, согласно докладу американского капитана
31. Сожженные тела политических узников лежат у входа в сарай в Гарделеген, Германия, 16 апреля 1945 года, где они встретили свою смерть от рук немецких войск СС, которые подожгли сарай. Группа людей пыталась бежать и была расстреляна войсками СС. Из 1100 заключенных, только двенадцати удалось спастись.
32. Мертвые тела, найденные солдатами Третьей бронетанковой дивизии армии США, в немецком концентрационном лагере в Нордхаузен 25 апреля 1945 года, где содержались сотни «рабов» разных национальностей
33. Когда американские войска освободили заключенных в лагере Дахау, Германия, в 1945 году, многие немецкие охранники были убиты заключенными, которые затем бросил их тела в ров, окружающий лагерь
34. Подполковник Эд Сейлер из Луисвилля, штат Кентукки, стоит среди тел жертв Холокоста, разговаривая с 200 немецких гражданских лиц, которых привели в концентрационный лагерь Ландсберг, 15 мая 1945 года
35. Измученные и истощенные заключенные, почти мертвые от голода, в концентрационном лагере в Эбензее, Австрия, 7 мая 1945 года. Лагерь пользовался репутацией места. где узников использовали для «научных» экспериментов.
36. Освобожденный солдатами третьей танковой дивизии Первой американской армии русский указывает на бывшего охранника лагеря, который жестоко избивал заключенных 14 апреля 1945 года в концентрационном лагере Бухенвальд в Тюрингии, Германия.
37. Мертвые тела в концентрационном лагере Берген-Бельзен после того, как британские войска освободили лагерь 15 апреля 1945 года. Британские солдаты обнаружили 60000 мужчин, женщин и детей, умирающих от голода и болезней.
38. Солдаты немецких войск СС грузят тела жертв -узников концлагеря Берген-Бельзен – в грузовики для захоронения, в Бельзен, Германия, 17 апреля 1945 года. На заднем плане британский вооруженный конвой.
39. Граждане Людвигслуст, Германия, осматривают близлежащие концлагеря по приказу 82-й воздушно-десантной дивизии 6 мая 1945 года.
40. Тысячи мертвых тел в Берген-Бельзен, в Бергене, Германии, найденные после освобождения лагеря британскими войсками 20 апреля 1945 года. Около 60000 содержавшихся здесь гражданских лиц, ставших жертвами сыпного тифа, брюшного тифа и дизентерии, умирали сотнями ежедневно, несмотря на отчаянные усилия медицинского персонала, в спешном порядке переброшенного в лагерь после его освобождения.
41. Джозеф Крамер, комендант концлагеря Берген-Бельзен в Бельзен, фотография была сделана 28 апреля 1945 года. После судебного процесса Крамер, «Чудовище из Бельзен», был осужден и казнен в декабре 1945 года.
42. Женщины из подразделений СС выгружают тела своих жертв из грузовиков в концентрационном лагере в Бельзен, Германия, 28 апреля 1945 года. Голод и болезни привели к гибели сотни тысяч заключенных в лагере. На заднем плане британские солдаты.
43. Немецкий солдат СС среди сотен трупов во время массового захоронении в Бельзен, Германия, в апреле 1945 года.
44. Груды мертвых тел в концентрационном лагере в Берген-Бельзен, 30 апреля 1945 года. Приблизительно 100000 человек умерли в этом лагере.
45. Немка закрывает глаза своему сыну, когда они проходят мимо ряда эксгумированных тел за пределами Suttrop, Германия. Тела 57 русских, убитых немецкими войсками СС, были брошены в братскую могилу перед прибытием войск Девятой армии США. Перед погребением, все немецкое гражданское население в районе было собрано, чтобы своими глазами увидеть жертв.
История Второй мировой войны - это не только
«страницы доблести и славы», но и трагическая
повесть о страданиях миллионов людей. Рассказ о
Холокосте помогает школьникам более объемно
представить себе картину войны и геноцида,
осуществлявшегося нацистами.
Назначение пособия - помочь учителю ввести тему
Холокоста в повествование о причинах и событиях
войны.
Разумеется, это непросто. Многие преподаватели
предпочитают не касаться этой темы из-за ее
многогранности и сложности.
Прежде всего, учителю не хватает часов, чтобы
рассказать о человеке на войне и во время войны, о
его страданиях, о том, как война ломает жизнь и
судьбы людей, о том, как нелегко сохранить себя в
экстремальных ситуациях.
В пособии документы сгруппированы в пяти
рубриках. Все они могут стать основой
факультатива.
Некоторые учителя считают возможным приурочить
рассказ о Холокосте к памятным датам календаря,
например к годовщинам Ванзейской конференции,
расстрела в Бабьем Яре, освобождения Освенцима.
Есть и иной вариант. Представляется возможным
говорить о Холокосте и в контексте тем,
включенных в существующие программы. Сведения о
событиях Катастрофы могут составить
органическое целое с изложением иных событий
войны.
Основное место должна занимать организация
работы учащихся над документами, их разбор под
руководством учителя или же самостоятельно - на
уроке или дома. Такая форма занятий позволит
осмыслить документ как исторический источник и
памятник эпохи, научить приемам работы с ним.
Наиболее продуктивная форма изучения документов
- групповая работа.
В этом случае всех школьников следует обеспечить
текстами. Для этого достаточно иметь по
4-5 экземпляров документов, собранных в
пособии.
Если в кабинете истории есть соответствующая
аппаратура (эпипроектор, графопроектор), можно
спроецировать документ на экран, что поможет
концентрации внимания учащихся и создаст
благоприятные условия для коллективной работы.
Возможно размещение документов на стенде или на
стене. Размещенные на стенде материалы
используются учителем и учениками во время урока
на всех его этапах.
Вот как может выглядеть схема работы с
документами на уроке по теме «Приход нацистов к
власти в Германии».
Задача учителя - помочь школьникам составить
представление о том, как страна постепенно
превращалась в тоталитарное государство.
Учащиеся неизбежно столкнутся с новыми и
сложными для них теоретическими положениями,
понятиями, которые совсем не объясняются в
большинстве учебников по новейшей истории.
Приемы введения документов в ткань урока могут
быть различными. Работая с текстами, учитель
пишет на доске (или вводит с помощью
транспарантов для графопроектора, дисплея
компьютера) ключевые понятия: расизм,
национальная дискриминация, антисемитизм, права
человека, геноцид. Учащимся предлагается
раскрыть одно из этих понятий, опираясь на
документы (устно или в небольшом письменном
сообщении).
Еще один пример - изучение темы «Нацистский
оккупационный режим на территории СССР» (курс
«История России», XI класс).
При изучении этой темы речь идет о целях
оккупантов на захваченных территориях, об
экономической эксплуатации, об отношении к
населению, об уничтожении «враждебных
элементов» в завоеванных зонах (к таковым
«элементам» нацисты относили в том числе и
евреев). Документы, включенные в пособие,
позволяют рассказать о двух последних
тематических сюжетах. В общем сценарии раскрытия
темы эти сюжеты важны потому, что дают
возможность показать, как подавлялось нацистами
человеческое достоинство живущих на
оккупированной территории, как был установлен и
осуществлялся режим террора.
Для организации работы над вопросами к
документам учитель распределяет учащихся на
группы (4-5 учеников в каждой).
Урок может начаться с краткого вступительного
слова учителя, в котором он рассказывает об
огромном количестве жертв, не только на поле
битвы, но и на оккупированной территории. Затем
учащимся раздаются документы. Одна группа
школьников получает документ «Из протокола
допроса группенфюрера СС Олендорфа», другая
знакомится с выдержками из дневника жительницы
Ялты Ольги Шаргородской. Третья группа учащихся
читает отрывок из дневника студентки из
Мариуполя Сарры Глейх. Еще одна группа
школьников получает фотодокумент «Узники гетто
в Смоленске» и выдержки из дневника, который вел
16-летний кременецкий школьник Роман Кравченко.
Коллективно готовятся ответы на предлагаемые
вопросы. Учитель руководит дискуссией, вовлекая
школьников в обсуждение проблем.
Еще одна из связанных с проблемой Холокоста тем
- «Движение Сопротивления». При ее изучении есть
возможность подчеркнуть общегуманистические
мотивы этого движения - благородство целей,
героизм и самопожертвование его участников,
солидарность представителей разных народов,
участвовавших в этом движении.
Уместно отметить участие в этой борьбе
еврейского населения. Учитель может предложить
вниманию школьников призывы к восстанию в
Вильнюсском гетто, документы о действиях
подпольного отряда детей, о действиях
подпольщиков в Минске (все эти тексты
воспроизводятся в пособии).
Рассмотренные выше схемы проведения уроков
можно использовать и на занятиях факультатива
(спецкурса) по истории Холокоста. Отдельные его
занятия стоит посвятить просмотру и обсуждению
фрагментов связанных с событиями Второй мировой
войны документальных и художественных фильмов,
встречам с узниками гетто и участниками
Сопротивления.
Документы о Холокосте, собранные в пособии, могут
послужить и материалом для беседы учителя с
учащимися начальной школы. В этом контексте
следует упомянуть рассказ о подпольном отряде
детей в гетто, воспоминания 12-летнего узника
гетто Романа Левина о своем стремлении выжить,
рассказы о праведниках народов мира.
Листы пакета документальных материалов могут
стать основой экспозиций, которые учащиеся под
руководством учителя готовят во внеурочное
время. При этом используются и публикации газет,
журналов. Подобные стенды могут быть посвящены
памятным датам из истории Холокоста -
годовщинам Хрустальной ночи или Ванзейской
конференции, Нюрнбергского процесса или
расстрела в Бабьем Яре, освобождению узников
лагерей смерти. Подобные стенды можно вывесить в
кабинете истории или в рекреации, прилегающей к
кабинету.
Документы, обладающие силой эмоционального
воздействия, вызывающие сопереживание (например,
дневниковые записи, фотографии и т.д.), могут
стать отправной точкой для поисковой работы, для
участия в конкурсах сочинений и т.д.
История человечества, пожалуй, не помнит более жестокого преступления, чем Холокост. С греческого языка этот термин переводится как «всесожжение», он получил широкое распространение только после 1950 годов. История жертв Холокоста - это ужасная катастрофа европейского еврейства, начавшаяся в 1933 году, когда Адольф Гитлер стал канцлером Германии и установил абсолютную диктатуру национал-социалистов. В качестве руководства новой власти служили псевдонаучные расовые теории и жажда очищения немецкой нации от тех, кого считали неугодными. Самый сокрушительный удар тогда пришлось испытать на себе евреям, и даже дети стали жертвами холокоста.
- Почему именно евреи стали жертвами холокоста?
- История нелюбви к евреям
- Что говорят эксперты?
- Количество жертв Холокоста
- Международный день памяти жертв Холокоста
- Музеи жертв Холокоста
Почему именно евреи стали жертвами холокоста?
История нелюбви к евреям
На вопрос, почему именно евреи стали жертвами холокоста, у ученых и историков есть несколько обоснованных ответов, и все они берут свое начало в глубине веков.
Исторически сложилось так, что евреи на протяжении долгих веков жили за пределами своей Родины. Проживая на территории других народов, они сохраняли свой язык и религию. По внешнему облику, одежде и традициям они отличались от европейцев. Когда возникло христианство, начали формироваться и юдофобские представления о евреях. Католическая церковь обвиняла их в убийстве Иисуса Христа.
В 5 веке Августином Блаженным было сформулировано «правильное» христианское отношение к людям еврейского происхождения: убивать евреев нельзя, но унижать можно и нужно. Таким образом, религиозное сознание воспринимало образ еврея, как нечто негативное, нечистое. Вследствие этого евреям приходилось проживать в отдельных кварталах, властями ограничивалась их рождаемость и свобода передвижения. Они изгонялись из разных государств, в том числе, и из России. Связь религиозной юдофобии с государственной была очень тесной.
Видео об истории жертв холокоста:
Понятие «антисемитизм» впервые появилось в 19 веке. Особенной популярностью антисемитские настроения пользовались в Германии. Гитлер, который пришел к власти, унифицировал их в нацистской идеологии и приговорил евреев к полному уничтожению. Нацистская идеология предполагала, что вина евреев заключается в самом факте их рождения.
Кроме того, в список жертв Холокоста попали все «недочеловеки» и «неполноценные», которыми считались все славянские народы, гомосексуалисты, цыгане, психически больные.
Нацисты поставили перед собой цель - стереть с лица земли евреев, как биологический вид, сделав Холокост своей официальной политикой.
Что говорят эксперты?
О причинах такого масштабного и беспрецедентного уничтожения людей экспертами высказываются разные мнения. Особенно непонятно, почему в этом процессе участвовали миллионы обычных немецких граждан.
- Даниэль Голдхаген считает главной причиной Холокоста антисемитизм (национальная нетерпимость), который на тот период времени массово овладел немецким сознанием.
- Аналогичное мнение по этому поводу имеет и ведущий специалист по Холокосту Иегуда Бауэр.
- Немецким историком и журналистом Гёцем Али было высказано мнение о том, что нацисты поддержали политику геноцида из-за имущества, отнимаемого у жертв и присваиваемого рядовыми немцами.
- По мнению немецкого психолога Эриха Фромма, причина Холокоста кроется в злокачественной деструктивности, которая присуща всему биологическому человеческому роду.
Количество жертв Холокоста
Количество жертв Холокоста имеет ужасающие цифры: во время Второй мировой войны нацисты уничтожили 6 миллионов евреев . Однако в настоящее время многие исследователи утверждают, что на самом деле нацистских лагерей существовало значительно больше, чем принято было считать еще несколько лет назад. Соответственно, и количество жертв также возрастает.
Историки обнаружили около 42 тысяч учреждений, в которых нацисты изолировали, наказывали и уничтожали как еврейские, так и другие группы населения, считавшиеся неполноценными. Эту политику они проводили на обширных территориях - от Франции и до СССР. Но наибольшее количество репрессивных учреждений находилось в Польше и Германии.
Так, в 2000 году был запущен проект, цель которого - поиск лагерей смерти, исправительно-трудовых лагерей, медицинских центров, в которых беременным женщинам делали аборты, лагеря для военнопленных и бордели, содержанки которых по принуждению обслуживали немецких военных. Всего в проекте участвовало более 400 ученых, учитывающих реальные факты и воспоминания жертв холокоста.
После проведённой работы американские исследователи обнародовали новые цифры, свидетельствующие о том, сколько жертв холокоста было на самом деле: около 20 миллионов человек .
Международный день памяти жертв Холокоста
Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Этот день утвердила Генеральная Ассамблея ООН в 2005 году, призвав все страны-члены к разработке и просветительству программ, направленных на то, чтобы уроки Холокоста сохранили в памяти все последующие поколения. Люди всего мира должны помнить об этих ужасных событиях, чтобы иметь возможность предотвратить акты геноцида в будущем. Многие страны мира создали мемориалы и музеи, которые посвящены памяти жертв Холокоста. Ежегодно 27 января там проводятся траурные церемонии, памятные мероприятия и акции.
Такие мероприятия в этот день также проводятся и в лагере памяти Освенциме - комплексе нацистских концлагерей и лагерей смерти, где в 1940-1945 годах массово гибли славяне и евреи - жертвы Холокоста.
Как считают многие ученые, человеческому разуму очень сложно полностью осознать геноцид, зародившийся в государстве, богатом духовными традициями и развитой культурой. Эти чудовищные события происходили в цивилизованной Европе практически на глазах у всего мира. Чтобы иметь гарантию того, что подобный Холокост больше никогда не повторится, люди должны стремиться осознать его истоки и последствия.
Слово «холокост» произошло от древнегреческого понятия, означавшего принесение жертвы путем сжигания. Британские газеты использовали «холокост» для характеристики национальных гонений в Турции и в царской России еще в начале XX века. Однако всемирное распространение и в качестве (с ) термин получил в 50-х годах прошлого века, когда публицисты и писатели пытались осмыслить преступления нацистов по отношению .
Холокост считается одной из величайших трагедий в истории еврейского народа. Именно события Холокоста стали отправной точкой для появления государства Израиль как места, где евреи могли бы найти безопасность и покой.
С момента прихода Адольфа Гитлера к власти в 1933 году, в Германии начались гонения на евреев, которых принудительно выселяли из страны, конфискуя их предприятия и имущество. После начала Второй мировой войны в 1939 году нацисты стремились сконцентрировать всех евреев Европы на территории захваченных государств. В 1941 году был подписан приказ об «окончательном решении еврейского вопроса», под которым подразумевалось физическое уничтожение целой нации.
Трагедия XX века
Во время Холокоста применялись массовые расстрелы, пытки, лагеря смерти. Считается, что количество евреев в Европе в результате геноцида сократилось на 60%, а всего в годы Холокоста было уничтожено не меньше шести миллионов евреев. В ходе массовых расстрелов на оккупированных территориях СССР погибло от одного до двух миллионов представителей еврейской нации. Точное число жертв Холокоста неизвестно до сих пор, так как зачастую просто не оставалось свидетелей зверств нацистов.
В период Холокоста нацисты стремились истребить и другие категории людей: представителей сексуальных меньшинств, людей с психическими патологиями, славян, цыган, выходцев из Африки, а также Свидетелей Иеговы.
На некоторых захваченных территориях местное население активно содействовало оккупантам, помогая истреблять евреев, участвуя в конвоировании и расстрелах. Мотивами для этого служили как этнические разногласия, так и жажда наживы: имущество уничтоженных евреев становилось собственностью коллаборационистов. Однако многие люди пытались спасти обреченных евреев, зачастую рискуя собственной безопасностью. Только в Польше нацисты приговорили более двух тысяч человек к смерти за помощь
- Значение понятия «Холокост»
- Память о Холокосте
Каждый, независимо от возраста, пола и исторических познаний, хоть раз слышал о насилии и жестокости, массовых расправ во время фашистских буйств, но не каждый может дать определение тому, что такое Холокост.
Значение понятия «Холокост»
В словарях можно встретить множество толкований и значений, однако наиболее верными и подходящими определениями можно назвать только два, которые похожи по своему смыслу, однако различны по признакам.
В самом появлении этого слова фашистская Германия давало определение, что Холокост - это многочисленные уничтожения и постоянные гонения еврейских народов, как на территории Германии, так и всех захваченных территорий во время величайшей войны прошлого века. Особенному вниманию подвергались евреи, проживающие на территории Европы. Представляет собой самый ужасающий и известный на весь мир пример геноцид, наравне с расправами Османской империи.
Если в самом начале Холокост и представлял собой лишь уничтожение еврейских народностей, то в самом разгаре войны сожжению подвергали всех, кто был не угоден немецкому правительству - в том числе и военнопленные советского происхождения, евреи, цыгане, поляки, гомосексуалисты, умирающие раненные и инвалиды.
Слово произошло от созвучного древнегреческого языка, что переводится как «сожжение всех и вся». До свершения массовых геноцидов слово толковали несколько в другом смысле - так называли принесённые жертвы, особенно популярно это было в язычестве. Сейчас с этим словом у большинства людей ассоциируются лишь еврейские уничтожения и в большинстве случаев пишется с заглавной буквы.
Признаки Холокоста фашистской Германии
В большей части немцы старались уничтожать всех евреев, независимо от возраста и пола, вследствие этого в Европе было уничтожено около шестидесяти процентов всех еврейских представителей - это составляет почти треть всего еврейского населения в мире. В Германии это называлось «очищением» мира и считалось вполне нормальным и достойным.
В стороне не оставались и другие народы - было уничтожено почти треть только цыганских представителей, массовое сожжение поляков, что составило практически десять процентов от всей численности, не считая распрей литовцев и украинцев, считающих себя верными приверженцами коллаборационизма.
Многие из советских пленных, кто дожил до окончания войны, рассказывали о многочисленных издевательств и пыток, однако большая часть всё же не смогла увидеть зарево победы - почти три миллиона советских солдат было уничтожено фашистами в концлагерях. Истреблению подвергались и те, кто не мог двигаться, выполнять приказов и просто понимать всё происходящее, наряду с которыми были уничтожены девять тысяч мужчин-гомосексуалистов.
Для того чтобы проводить массовые уничтожения, были созданы многочисленные способы, выработаны и отточенные на практике системы, а также делались отдельные списки для будущих жертв, сооружение так известных лагерей смерти.
Массовый геноцид продолжался до самого конца - лишь с переходом военного театра на территорию Германии и полную майскую капитуляцию истребление всех неугодных людей прекратилось, а спасённые люди могли выйти на свободу.
Несмотря на сжигания, над пленными мучениками нацистами проводились многочисленные медицинские эксперименты, негативно сказывающиеся на здоровье человека, а чаще всего и вовсе приводящих к летальному исходу.
Основные планы и решения Холокоста
Помимо Холокоста, к массовому уничтожению относится термин, пришедший из Иврита, которым сами евреи характеризуют все уничтожения и гонения евреев, массовые геноциды и пытки - шоа, что означает огромное бедствие или колоссальную катастрофу. Многие говорят, что это более подходящий термин, нежели Холокост, который хоть и более распространён, однако не совсем подходящий для олицетворения политических свершений нацистов в отношении некоторых рас.
За всё время войны фашистами было создано почти семь тысяч концентрационных лагерей, включая и различные гетто. Однако эти данные не один раз пересчитывались - и уже в начале двадцать первого века назвали другую цифру, соразмерную двадцати тысячам. Сейчас эта цифра удвоилась вдвое, что учитывает лагеря только на Европейской территории. Общим количеством уничтоженного при помощи геноцида считается шесть миллионов евреев, проживающих на территории Европы. Документально это подтверждено и на известном послевоенном Нюрнбергском суде. Однако точного количества людей и всех имён погибших нет, и неизвестно будет ли существовать эта информация вообще.
Причинами неизвестности служит то, что под конец войны нацисты пытались скрыть все следы своих издевательств и насилия, да и вообще существования таких лагерей. Единственным, что показало настоящую истину, было существование различных документов об уничтожении останков, подверженных геноциду, людей. Такой приказ поступил в то время, когда стало ясно, что приход советской армий и её многочисленных войск неизбежен. Лишь в Иерусалиме можно найти неполный список жертв, внёсший в себя приблизительно четыре миллиона жертв.
Также очень часто целиком уничтожали целые семьи, после чего не оставалась даже одного человека, кто мог бы сообщить имена погибших. Или люди надеялись на чудо и ждали встречи с родными и близкими, отказываясь верить в их гибель. Огромное количество уничтоженных граждан было и на территории Советского Союза, однако зарубежные исследователи называли их одним словом - «советские граждане» - и не стремились уточнять расовую принадлежность, считая это не таким уж и необходимым.
Численность пострадавших и погибших от Холокоста
Одна из самых известных книг Холокоста, именуемая энциклопедией, примерно подсчитала всех погибших. В ней присутствует и полномасштабная статистика по погибшим в СССР с помощью геноцида, а также Прибалтийские страны. Польские евреи оказались самыми многочисленными - их примерное количество составило около трёх миллионов, вслед за ними следует один миллион и двести тысяч советских граждан еврейского происхождения. В Венгрии погибло почти пятьсот сорок тысяч людей, представителей еврейского класса. Также сто сорок тысяч жителей Литвы и лишь семьдесят тысяч жителей Латвии, что достаточно много для таких маленьких стран. Одной из самых пострадавших от геноцида регионов Советского Союза считалась Белоруссия - там истребили более чем восемьсот тысяч евреев. Также многочисленным ужасам войны были подвержены и Германия, в которой пострадали почти сто сорок тысяч еврейских народов и поселений, Румыния с почти трёхсот тысячными погибшими, Голландия, в которой пострадало сто тысяч человек. Французские и Чешские евреи погибли практически в равных количествах, что составляет примерно восемьдесят тысяч. В Словакии ушло из жизни семьдесят тысяч, в Греции погибло лишь на пять тысяч меньше, а Югославия, как считает статистика, обошлась минимальными потерями - шестьдесят тысяч евреев.
Основные события, связанные с Холокостом
Всего нацистский Холокост включал в себя три фазы. Первая предполагала принудительное выселение всех представителей евреев с территории Германии и её областей, однако этап продлился лишь до сорокового года. Следующая фаза началось именно тогда, когда все евреи оказались сконцентрированы в Польше и других странах, с этого периода началась активная практика гетто, продолжавшаяся до начала сорок второго года. Здесь берёт начало окончательная фаза, подразумевавшая полное уничтожение еврейского народа в соответствии с планом.
Истязательства еврейского народа
С началом войны нацисты захватили обширные территории, в числе которых присутствовали Польша, Прибалтика, Украина и Белоруссия. В крупнейших городах этих оккупированных территорий создавались концентратные лагеря и гетто - временные контролируемые места скопления еврейских народов, иногда их создавали и в малочисленных, небольших по площади. Самым большим гетто по праву считается Варшавское, в котором находилось почти четыреста восемьдесят тысяч людей.
История крупнейшего лагеря смерти - Освенцима
Одним из самых больших концентратных лагерей, или называемых людьми лагерей смерти был в Польше, называемый Освенцим, который унёс жизни около 1,1 миллиона мужчин, женщин и детей. Сейчас он считается настоящим символ геноцида, Холокоста, террора и насилия от объединённых под Третьим Рейхом нацистов.
Датой создания лагеря считается сороковой год. Изначальная цель - контроль над многочисленными арестованными поляков, а также полная наполненность всех тюремных камер в стране.
Приказы об уничтожении или пытках здесь исходили в зависимости от письменных приказов командира или начальника лагеря, а также отчёты специальных служб.
В сорок третьем году здесь начинаются особенно яркие примеры незаконного проведения медицинских истязательств и экспериментов, организаторами этих деяний был рейхсфюрер СС, главный врач СС и полиции, а также директор института исследований в целях усовершенствования военной науки. Несмотря на то, что многие цели опытов состояли в том, чтобы найти различные методы для улучшения и приближения собственной победы, большинство опытов заканчивались ужасающими криками, пытками, массовой стерилизацией и зачастую убийством испытуемого.
На основании частично сохранившихся документов лагерей установлено, что среди 1,3 миллиона депортированных людей, находившихся в заточении, около двухсот тридцать две тысячи составляли дети и подростки в возрасте до восемнадцати лет. Из них двести шестнадцать тысяч представителей евреев, одиннадцать тысяч цыганских представителей, примерно три тысячи поляков и тысячи детей, представлявшие собой русского, украинца, белоруса и другие национальности.
Применение массовых расстрелов
Если евреев уничтожали в специальных лагерях и гетто, которые находились непосредственно на территории проживания или поблизости, то на оккупационной территории Советского Союза всё было совершенно по-другому. Женщин, мужчин и детей просто сгоняли в овраги и расстреливали всех подряд, причём таким убийствам подвергались не только евреи и цыгане, но и руководители подпольных организаций, участники и просто противники.
Разные источники выделяют разные даты проведения Холокоста на территории России, однако всего выделяют три этапа.
Первый этап берёт своё начало от нападения, совершённого двадцать второго июня 1941 года и заканчивается началом зимы 42-го, некоторые ограничивают это время Ванзейской конференцией. За этот небольшой промежуток времени большинство евреев, проживающих на восточной территории Советского Союза, в частности, в Белоруссии, Литве, Латвии, Эстонии и на Украине, а также успевшие подвергнуться оккупации территории РСФСР.
Следующий этап, начавшийся сразу после окончания первого, но наиболее активнее проявляемый с начала весны и закончившийся холодным и кровопролитным декабрём 43-го включает в себя ликвидацию оставшихся евреев, расположенных на окраине государства.
Несмотря на постоянные отступления в течение 1943 и 1944 года, немцы успевали уничтожать столь ненавистных им евреев, продолжая буйства до самого отступления - конца лета 44-го года.
Коллаборационисты, действующие вместе с Третьим Рейхом
Наравне с гетто и концентратными лагерями во время войны появились и так называемые коллаборационисты - люди, поддерживающие Третий Рейх и его методы по отношению как к еврейским и «низшим» народам, так и к людям, не угодным. Это были ярые приверженцы и последователи гитлеровского режима и стран Оси.
В своём первичном значении слово «коллаборационизм» означал поддержку некоторых французских граждан. Однако позже под влияние и истинную сущность этого слова начали попадать и другие страны Европы, которые неминуемо поглощала фашистская угроза во главе с нацистами.
Всего таких людей насчитывают около двух миллионов, которые бодро вошли в ряды солдат Вермахта и различных дивизий, полков, легионов, бригад и батальонов.
Предательства и многочисленные переходы «на сторону» геноцида
Ярые приверженцы германского режима и коллаборационисты, определённые группировки встречались и в Советском Союзе - и причин для этого было множество. Безусловно, ряды солдат Германии пополняли люди, вправду верящие Гитлеру и олицетворяющие его как всемирного спасителя, будучи огорчёнными на многочисленные репрессии и суровость сталинского режима. Однако некоторые входили в специальные отряды в качестве лазутчиков, доставая и передавая всю получаемую информацию партизанам и разведчикам.
Случались и такие ситуации, в которых стояла дилемма: либо поступление на службу к врагу или смерть от голода и холода. Некоторым приходилось надевать форму и идти служить чужбине, в глубине души надеясь при первой же возможности сбежать со всеми сведениями в руки партизанских отрядов или в ряды Красной Армии.
Существует множество учёных, пытающихся выяснить все причины перехода на сторону врага, однако точного мнения ещё не выявили. Поэтому данные касательно советских граждан и военнослужащих, переходящих в немецкий фронт и тыл врага, сильно разнятся - кто-то указывает, что таких было более ста тысяч, а некоторые предпочитают меньшие числа. Однако итог один - такие люди были и из-за них, чаще всего, погибали невинные люди и дети.
Таких людей ловили ещё яростнее, чем обычных немецких солдат, считая предателями. Первый процесс по делу коллаборационистов, принадлежавших по гражданству к Советскому Союзу, состоялся летом 43-го года.
Реакция еврейского населения на планы Третьего Рейха
Всё сопротивление, в которое плавно вытекали возмущения еврейских представителей, делилось на два вида: пассивное движение и активное.
Более распространённым были пассивные движения, включающие в себя всевозможную помощь другим себе подобным, находящимся в более затруднительном положении. Для этого создавались специальные организация помощи - гуманитарной. Кроме того, люди пытались сбежать с места жительство в другую страну, не смотря на все удобства и комфорт. Места выбирали такие, где была наименьшая вероятность нападения фашистов. Также имело место быть и самопожертвование, в некоторых странах всех евреев выводили на улицы перед виселицей и требовали добровольце, ставя условием жизни всех остальных. Некоторые просто заканчивали свою жизнь самоубийством, дабы не попасть в руки нацистов. Некоторые еврейские представители вступали в партизанские отряды и армию, или организовывали собственные подпольные организации.
Подпольные организации, участие в жизни партизан и секретных отрядах по большей части относится к активному сопротивлению. Особенно ярко такие отряды выражали себя в Белоруссии, на Украине и в Литве партизан и подпольщиков было гораздо меньше. Такие организации во многом стремились помочь приблизить Красную Армию и защищать невинный и беззащитный народ, в том числе женщин и детей.
Многие организация создавались прямо в гетто и концлагерях, организовывая спланированные побеги и восстания. Однако такой деятельности немного, потому что условия были невыносимыми, и приходилось выживать и бороться за свою жизнь, не говоря уже о попытках сбежать. Самым многочисленным и продолжительным восстанием евреев было сопротивление на территории Варшавского гетто, продолжавшееся около месяца. Нацисты для подавления были вынуждены применить тяжёлую технику и артиллерию.
Отношение Третьего Рейха к последователям Библии
В большинстве случаев нацисты и их последователи были противниками других религиозных направлений, поэтому все религиозные лица были подвержены многочисленным гонениям и уничтожениям.
Самыми известными религиозными лицами, так ненавистными для Третьего Рейха, являлись именуемые Исследователями Библии, после 1931-го года им присвоили другое название - свидетели Иеговы.
Ненависть к этому движению началось ещё с первой войны и связано это непосредственно с целью и пропагандой. Множество последователей призывали людей остановить все кровопролития, сложить орудия и прекратить многочисленные распри и войны. Однако не все верили в святость целей - в народе витали мнения о причастности еврейских представителей и решении выполнять революцию, напрямую связанную с большевиками.
С приходом к власти Гитлера многие участники движения лишились места работы, позже им запретили проводить собрания. И в 1933 году движение было полностью запрещено связывать свою жизнь с этой организацией и вообще иметь с ней что-то общее. Главное здание опечатали, а всё находящееся внутри имущество было ликвидировано. Несмотря на многочисленные ущемления и ограничения, впервые за несколько лет организация возросла практически в два раза.
Многие церкви и относящиеся к ним объекты поддержали решение нового рейхсканцлера и пытались оказать всевозможную помощь по мере своих сил. В мае 33-го года организация официально оказалась запрещённой, а деятельность считалась недопустимой и сурово наказуемой, последствия оказались плачевными - многие свидетели оказались в тюрьме, а большинство и вовсе попало в знаменитые лагеря смерти.
Память о Холокосте
В большинстве стран в честь памяти о многочисленных погибших слово пишется с заглавной буквы, редко упоминается, а если кто-то его и услышит, то в груди невольно сжимается сердце и содрогается тело от ужаса и близкого дыхания смерть. Особенно это ощущение можно ощутить непосредственно в останках концентратных лагерей, в которых до сих пор витает атмосфера насилия и уныния, а историки со временем находят всё больше и больше останков, свидетельствующих о злодеяниях нацистов в далёких сороковых.
И раньше, и сейчас людям не дают возможности забыть о кровопролитии, обосновывая это необходимостью просвещения подрастающего поколения и для того, чтобы история больше никогда не повторилось.
27 июня - день освобождения одного из самых известных и больших концлагерей - Освенцима - стал всемирной датой памяти всем павшим и пострадавшим от Холокоста. Этот день памяти сравнительно молодой. Лишь в 2005-м году Организация Объединённых Наций задумалась о принятии мер, разработке разных программ на тему геноцида и Холокоста, призванных к осмыслению, которое наводит на мысль, что нужно беречь себя и близких, а также мир во всём мире.
Многие сохранившие здания, в которых проводились многочисленные сожжения и пытки еврейского народа и других неугодных нацистам людей, стали значимыми историческими памятниками и ежегодно привлекают к себе сотни туристов, а некоторые и вовсе занесены в список наследия ЮНЕСКО.
Были созданы и мемориалы, как с именами, так и без, музеи в разных точках планеты, способные заставить человека задуматься о том, что жизнь достаточно легка, особенно по сравнению с перенесённой болью всех узников гетто и концентратных лагерей.
Есть и люди, считающие, что Холокост представляют в слишком жестоком свете, и на самом деле это было лишь планомерное выполнение политических целей фашистской Германии. Учёные-историки называют таких людей дилетантами, а их взгляды противоречащими науке и необоснованными. Согласно резолюции Организации Объединённых Наций полностью осуждает и подвергает критике любое несогласие с фактом наличия Холокоста. В некоторых странах такое выражение своих мыслей карается по закону.
Многие народы мира очень трепетно относятся к данной теме - ежегодно проводятся различные мероприятия, конференции и конкурсы, приуроченные к Холокосту. Многие профессиональные историки посвящают этой проблемы целые работы и книги, которые впоследствии узнают и читают многие люди, приобщаясь к сохранению памяти и уважительного отношения ко всем павших от всех геноцидов и ксенофобии, а также выражая особую антипатию по отношению к антисемитизму.
Холокост нашёл своё место и в искусстве - бытует мнение, что через культуру гораздо легче, быстрее и понятнее воспринимаются любые темы, в том числе и касающиеся тех, что нарушают моральные устои общества и заставляют невольно вздрагивать.
Все бедствия и ужасы еврейских гонений можно увидеть на картинах, услышать отголоски криков и надрывных стонов в музыке, прочувствовать все эмоции через книгу. Однако несмотря на многообразие видов искусства самое широкое распространение Холокост, как и многие другие бедствия, связанные с болью и кровопролитием, наиболее широкомасштабно воспринимаются через кинематограф.
Самый первый советский фильм, посвящённый еврейским гонениям и уничтожениям, был создан уже в 1942-м году и представлял собой небольшие, но объединённые общей темой отрывки. Полноценный фильм вышел уже после окончания войны, после чего все напоминания о Холокосте были уничтожены, а в мыслях у советских граждан в течение долгих десятилетий не было ни одного воспоминания и упоминания на эту тему - можно сказать, она держалась под неофициальным запретом. Однако в других странах было создано множество фильмов, каждый раз открывающих новые подробности и стороны этого явления.
Самым известным символом Холокоста, включённым в знаменитый список ЮНЕСКО «Память мира» является дневник еврейской девочки, долгое время прятавшейся от преследовавших нацистов. Этот символ носит такое название как «Дневник Анны Франк», в котором выражаются всё, что происходило, вплоть до 1944-го года - в этом году семью девочки обнаруживают и отправляют в концлагерь, где она вместе с сестрой и матерью погибают.