Что такое детство. Что такое детство Что вы знаете о детстве
Я в детстве хотел стать актером, даже занимался в театральной студии Центрального Дома пионеров. Со мной там занимались Лев Круглый, Игорь Кваша... Мы остались друзьями, и я после ходил на все их спектакли в «Современник»... В седьмом классе я так часто ходил в театр, что, бывало, по воскресеньям смотрел по три спектакля. И однажды в антракте я заснул, и проснулся посреди действия... Я настолько перегрузился, что спал на ходу, и однажды на улице Воровского врезался головой в почтовый ящик. Меня отправили к врачу, обнаружилось крайнее нервное истощение, и я две недели не ходил ни в театр, ни в школу. Знающие люди объяснили мне, что актером я быть не могу, «недостаточно владею аппаратом», а вот театровед из меня, может, и получится. И пошел бы учиться на театроведа, но в тот год били космополитов — и мне туда хода не было.
Меня нагло провалили при поступлении на филфак МГУ в 1949 году, и я на следующий год поступил в педагогический. При поступлении мне сказали: «В вашей автобиографии есть строчка: отца не знаю, ношу отчество матери. Этого не может быть. Кто-нибудь из семьи должен знать. Приведите того, кто знает». Я привел тетку, которая меня усыновила. Она объяснила, что отца репрессировали (видимо, чуть раньше 1937-го; в 1939-м взяли мать, но до этого они с отцом разошлись, и в моей метрике в графе «отец» был прочерк). Мне было сказано: «А теперь все это запишите своей рукой». После чего меня приняли. После окончания института я просился во Владивосток — у меня там были друзья. Но меня ждал Красноярск... Проработав год в Красноярске, я написал заместителю министра — и мне разрешили вернуться в Москву, отработав год вместо положенных трех.
После в Москве я год занимался репетиторством, потом — устроился преподавать в вечернюю школу, а через 10 лет уже работал в школе «с уклонами» на Пресне, где проработал до 1980 года. Когда мне было года 23, я попал в дом Виктора Ефимовича Ардова. Не помню, как и почему я оказался там. Но Ардов надо мной шефствовал, меня даже одно время рассматривали как возможного редактора его книги об эстраде... Там я познакомился с Алексеем Баталовым, правда, шапочно, с нынешним о. Михаилом... У Ардовых я дважды видел Ахматову, она оба раза приходила совершенно разъяренная тем, что с ней делают. Это было в начале пятидесятых... Я вел кружок, где ребята говорили о литературе, что хотели. Я всегда считал, что о литературе можно говорить все, что думаешь. Базаров — предшественник ленинцев? Хорошо, но если он кому не нравится, то — ради бога. Если кому не нравится Пушкин, а нравится то, что о нем написал Писарев — тоже ради бога.
Дети обращались к родителям: «А его не посадят?» А я просто читал ученикам Писарева о «Евгении Онегине», что Онегин — это «напомаженный Митрофанушка»... На меня писали доносы. Коллеги, родители. Я позже обо всем узнал. Писали, что я антисоветчик, что у меня ученики не тех любят: как они смеют не любить Базарова, а любить Печорина, и т. д. Однажды я выступал с докладом на рабочем совещании и не успел после него вернуться в свою школу рабочей молодежи, как у директора раздавался звонок: «Ты у него на уроках был? Сходи, наверняка антисоветчину порет. Вот только что у него в докладе было то-то и то-то». Но административных мер по поводу этих доносов не принималось. У меня был полуроман с молоденькой председательницей профкома в школе, она сказала: «Феликс, знаешь, что на тебя скопилось?» — и не передала дело дальше. Директор школы тоже был еврей и понимал, что многие нападки связаны с моей национальностью. К тому же он был тертый калач, и из самосохранения не стал бы поднимать лишний шум.
После выступления Хрущева в Манеже меня обступили мои ученики и начали приставать, согласен ли я с ним. Я какое-то время пытался не отвечать напрямую, но меня приперли, и я заорал: «Ну что вы хотите от меня? Да, я с ним не согласен!» Может, об этом тоже был донос... Тема моей диссертации была «Комплексное использование искусства при изучении литературы в средней школе». В основном это касалось театра и кино, меньше — живописи, музыки, телевидения. Мы ходили с учениками в театры, всегда туда, где было необычное прочтение. Для меня несомненно, что главное про жизнь сказано в литературе. Но если в литературе это заложено, но не всегда проявлено, то в пьесе или в инсценировке это все видно отчетливо. Мы на уроках обсуждали новые театральные трактовки Товстоногова, Эфроса, Любимова, и детям становилось очевидной актуальность классики.
В школе на Пресне были гуманитарный, химический и физико-математический классы, и с гуманитариями мы часто ездили в Ленинград. Я заранее посылал заявку, что, мол, гуманитарный класс и я — педагог, аспирант, работающий над такой-то темой, хотели бы посмотреть такие- то спектакли... То, что детки интересуются искусством, всегда производило впечатление. Нас приезжало человек пятьдесят, зимой — на шесть дней, летом — на десять. Жили в школе-интернате. И окрестности смотрели. А в завершение всегда шли в кафе «Север». Нас ошеломили «Горе от ума» и «Ревизор» в БДТ. Мы в январе 1966 года ездили в БДТ ради «Горя от ума», и попутно посмотрели «Три сестры» и утренний «Я, бабушка, Илико и Илларион». В антракте со мной за кулисы к Юрскому пошло «пятеро смелых». Я привез ему подборку сочинений о «Золотом теленке», других его ролях... А он рассказывал, как задумывал своего Чацкого, хотел в нем Пушкина воплотить. Пообещал прийти к нам в школу. На ребят он произвел сильное впечатление.
Однажды в Москву приезжал Николай Акимов, мы с ним поговорили, и он пообещал, что, когда я приеду с детьми в Ленинград, он рад будет с нами встретиться. И вот мы приехали — 50 человек — взяли билеты на спектакль, а потом решили пойти к Акимову: мол, приглашал же... Но мы пришли не вовремя: у него сидел Радзинский... Акимов вышел к нам разъяренный: «Как вы могли не предупредить!..» Но я его обезоружил гениальной фразой: «Николай Павлович, но причем туг ребята? Ну я виноват, я не подумал, но причем тут ребята?..» Акимов махнул рукой: «А, ладно, пойдемте!» — и час нас водил, показывал, рассказывал. Не знаю, ждал ли Радзинский все это время, или Акимов скомкал их разговор из- за нашего визита... В 70-е меня с учениками приглашали на просмотры и обсуждения на «Союзмультфильм». Я был знаком с Андреем Хржановским, видел многие его вещи, в том числе и запрещенную «Стеклянную гармонику». Раза два общались с Норштейном. Детки очень рвались на такие просмотры.
У нас на Пресне была вторая смена, и утром мы часто ходили на репетиции в театр, а вечером к нам приходили искусствоведы, художники, актеры. И никого из ребят не нужно было «загонять» на эти встречи, всем было очень интересно. К нам приходили Александр Свободин, Александр Кутепов, актер театра Советской армии, многие другие. Рассказывали, как создается спектакль. Приглашали к себе в театры, звали за кулисы. Помню, как мы смотрели «Вишневый сад» в театре Советской армии, и Кутепов, стоя в правой кулисе, разгримировываясь, торопился и рассказывал детям о спектакле, о репетициях... Дети с удовольствием ходили в театры, в кино. Может, потом не все писали рецензии — это не было обязаловкой. Но ходили все.
В конце семидесятых Алла Кигель, дочь известного театрального художника, работала в МТЮЗе и готовила «Героя нашего времени» по своей инсценировке. Она для работы брала у меня статью Виноградова. И пригласила нас на ночную генералку. И вот ребята из Бибирево едут поздним вечером в МТЮЗ, сидят там до полуночи, родители волнуются... И правильно, что ездили. Премьеры не было — спектакль закрыли. Мы смотрели «Разгром» в театре Маяковского с Джигарханяном, смотрели на гастролях БДТ «Мещан», «Сколько лет, сколько зим» с Лавровым и Юрским, видели с учениками «Петербургские сновидения» в театре Моссовета по «Преступлению и наказанию».
Я давал детям и современную литературу, но не самиздат — это было невозможно. Но Бабеля рекомендовал (когда его уже начали печатать). Я говорил: «Посмотрите, как люди бездуховны...» Один год пытался вводить Артема Веселого. Мы читали «Закон вечности» Нодара Думбадзе, «Свет далекой звезды» Маковского. «Как закалялась сталь» давал через фильм и через то, как о романе и его истории писал Лев Аннинский. «И это все о нем» В. Липатова затрагивал кактелефильм и рекомендовал книгу. «Малую землю» мы не проходили — этого не было в программе, было лишь рекомендовано. Но сам я читал, разумеется.
НЕ ВЫХОДИТЬ ЗА РАМКИ
Я знал, что Брежнев — ничтожество. Но когда мне говорили в редакции журнала «Народное образование», что моя статья не пойдет без цитат из Брежнева, — я их вставлял и при этом не испытывал никакого внутреннего раздвоения. Когда Брежнева только назначили, моя тетка, жена расстрелянного, бывшая ссыльная, сказала: «Ну что, обыкновенный человек — его назначили, будет работать». Никто не ждал, что во главе государства должен быть обязательно выдающийся человек. К высылке Солженицына я отнесся плохо, хотя не помню, говорил ли я об этом кому-нибудь. А когда сослали Сахарова, то возникало желание узнать, что случилось на самом деле. Я не очень верил газетам и начал искать, кто мне может рассказать. И кажется, узнал раньше, чем начали открыто об этом говорить.
О Чехословакии тоже узнал сильно позже, «задним числом». Вообще о многом узнавалось «задним числом». Я никогда не имел оснований считать себя диссидентом. Я даже «голосов» не слушал до 1991 года. У меня семь человек в роду пострадали, и я старался по возможности не выходить за рамки. Хотя меня вовсю ущемляли... Я еще с детства знал, что мной и группой моих товарищей с девятого класса интересуется КГБ. Нас поодиночке вызывали, допрашивали. Когда я говорил на допросах в КГБ слово «соотечественник», их это бесило. Они кричали: «Отечество у нас одно!» — а все вокруг мне доказывало, что нет. Мы не принимали Сталина, но долгое время жили иллюзией, что Сталин нарушил ленинские нормы. Что были ленинские нормы. Нам казалось, что коммунизм возможен.
В партию меня не пустили, хотя я пытался в начале 60-х. Мне с глазу на глаз сказали, что «с биографией вашего отца нечего и думать», а на людях ответили, что в школе рабочей молодежи у вас был отсев, и из трех положенных лет вы в деревне только год проработали. А что касается чувства национальной гордости... Возник некоторый эмоциональный подъем, когда Гагарин полетел. И все. Высоцкого я почти не знал. Сосед по дому на Пресне летом целыми днями крутил Высоцкого на полную катушку, в полный голос, и это создавало дискомфорт. А на сцене я видел его только в двух ролях: Гамлета и Галилея. До этого я уже видел Рецептера в роли Гамлета, Козакова, мне было с чем сравнивать. Но в некоторых сценах Гамлет Высоцкого был именно таким, каким, как я представлял, и должен быть Гамлет. Таганка на меня не производила потрясающего впечатления никогда, кроме, пожалуй, спектакля «А зори здесь тихие»... Моими театральными кумирами были Иван Николаевич Берсенев в Ленкоме и Александр Борисов в Александринке.
Я ДАЖЕ НЕ ВСЕХ ЛЕНИНЫХ ВИДЕЛ...
На «ленинские» спектакли, по-моему, я не водил детей — на них было трудно попасть. Я даже не всех Лениных видел. Кирилла Лаврова видел («Перечитывая заново»), а Калягина — нет. Но ни один из исполнителей мне не нравился: у Кирилла было внешнее сходство, но совершенная внутренняя пустота. Он гораздо лучше был в роли Молчалина или Городничего...
У меня были скромные жилищные возможности: коммуналка, этажерка. Поэтому книги я покупал редко, и дома держал только те, что входили в программу или те, которые нужны мне были для работы. Но я покупал книги по театру, по искусству. В самиздате читал «Собачье сердце», «Крохотки» Солженицына, стихи из романа «Доктор Живаго» Пастернака. А «ГУЛАГ»... Хотите начистоту? Третий том я до сих пор не прочел. Первые два тома прочел. И уже лет восемь читаю ученикам начало — механику ареста. Сильными впечатлениями были журнал «Новый мир», фильм «Земляничная поляна» Бергмана, «Восемь с половиной» Феллини, картины Алова и Наумова, «Иваново детство» Тарковского. Мы поклонялись Берсеневу, Товстоногову, Эфросу. Я ходил на все, что производило впечатление разорвавшейся бомбы. В этом был азарт — пойти на то, о чем спорят. И составить собственное мнение.
«Куда уходит детство, в какие города?» Все мы прекрасно знаем эти строки известной песни. И, слушая их, невольно впускаем в сердце тоску по чему-то прекрасному и безвозвратно утерянному.
Детство для каждого из нас? Весёлая, беззаботная пора, новые открытия, победы, первые разочарования. Как ни парадоксально, но почему-то, будучи детьми, нам жутко хочется повзрослеть и стать самостоятельными, а спустя годы мы с тоской оглядываемся назад с желанием хотя бы на часок вернуться обратно. Причина этому проста - в детстве мы были полны сил и энергии, желания жить, творить, общаться, познавать. Нам был неведом страх. Мы были молоды, жизнь казалась бесконечной. С течением времени, взрослея, мы приобретаем не только желанную свободу, но и массу забот, проблем, вопросов. Жизнь больше не кажется такой беспечной и радужной, все чаще мы задумываемся о её смысле и конце. Подобные мысли неизбежны. Вот почему порой так хочется укрыться от них в спокойном и радостном месте и снова отыскать свой островок детства. Зачастую родители находят его уже со своими детьми, резвясь вместе с ними. Некоторые настолько трепетно относятся к нему, что ограждают чадо буквально от всего, забывая, что детство - это, прежде всего, период познания, обучения и развития.
Известно, что чем выше живое существо располагается на эволюционной лестнице, тем беспомощнее рождается его детёныш. У ребёнка человека отсутствуют какие-либо готовые формы поведения, как, например, у парнокопытных, которые уже спустя несколько минут после рождения встают на ножки и готовы следовать за своей матерью. К тому же учёными доказано, что между современным ребёнком и новорождённым, жившим несколько десятков тысяч лет назад, практически нет отличий, несмотря на столь разных взрослых из тех же различных эпох. Это говорит о том, что взросление и становление ребёнка всецело зависит от той среды, в которой он находится, и тех знаний, которые он получает. Всем известны факты одичавших детей, живших обособленно от цивилизации. Если такие дети не обучались человеческим навыкам до 6 лет, впоследствии они практически не могли освоить речь, вести беседы и даже прямо ходить.
При рождении ребёнок действительно похож на чистый лист, на который можно нанести практически все что угодно. И этим умело пользуются родители, буквально воруя детство у малышей, превращая их в вундеркиндов. Да, нам, конечно, известны примеры звёзд, спортсменов, ученых, которые добились своих колоссальных успехов, благодаря упорному труду в детстве. Однако вряд ли кто-то из них сказал бы, что такое детство, которое было у него, пожелал бы и своим детям.
Сегодня, с на эту тему появилось много дискуссий. А ведь ещё совсем недавно человечество практически не задумывалось о том, что такое детство. Так, в XIX в дети работали наравне со взрослыми по 14-16 часов, и лишь в начале XX в, с принятием закона о запрете детского труда, детство стало обретать свой нынешний облик. В современном мире родители усердно занимаются своими детьми, все больше отдавая предпочтение умственному развитию ребёнка и пуская его на самотёк или даже ущемляя его. Например, известен тот факт, что нынешние первоклассники за уроками устают намного быстрее, чем дети прежних поколений, из-за недостаточной физической подготовки. Участились случаи падения детей с перекладин детских городков по причине отсутствия у ребёнка необходимой хваткости и неразвитой Вывод напрашивается сам - все должно быть в меру и своевременно.
Все мы родом из детства. Знаем его радости и горести, готовы дать своим чадам все самое лучшее, оградить и предостеречь их. Но важно помнить, что время назад не вернёшь, историю не перепишешь. Что рядом с вами не просто ваш личность со своими потребностями, мыслями и характером. Позвольте же ему в полной мере узнать, что такое детство, и насладиться им.
Что вы знаете о детстве И. А. Крылова? Расскажите о том, как учился И. А. Крылов и какую роль сыграла мать в его образовании и воспитании. Как вы думаете, какие качества привила баснописцу мать и как они отразились на самообразовании Крылова?
Ответы:
Родился Крылов в бедной дворянской семье, потому не получил ни домашнего, ни гимназического, ни пансионатского образования. Начальные способности чтения и письма привил Крылову отец. Мама приобщила сына к чтению и пристально следила за его развитием. Учение давалось мальчугану просто. Он был музыкален, сам выучился играть на скрипке. Отец дал маленького Крылова в учение французу- гувернёру, который преподавал язык в губернаторском доме. Иван Андреевич учил язык совместно с детками губернатора, но «учитель был не очень сведущ, и потому ученики его не много поспевали». После смерти отца заботы о воспитании и образовании отпрыска взяла на себя мама. Ей пришлось отпустить старшего сына в чужой дом, в богатую и культурную семью Львовых. Там он сразу прислуживал и проходил курс наук вкупе с детками владельцев. Крылов осознавал, что ему необходимо полагаться только на свои силы, возможности, разум. Но для их развития требовались познания. Так ученье стало в очах Крылова единственно вероятным выходом из бедного состояния, потому он занялся самообразованием. А помогает ему в этом мама Мария Алексеевна. Она воспитала в своём сыне такие свойства, как усидчивость, бдительность, ответственность, усердие, щедрость, душевность, самостоятельность, житейская основательность, практичность.
1, 3. Родился Крылов в бедной дворянской семье, потому не получил ни домашнего, ни гимназического, ни пансионатского образования.
Начальные способности чтения и письма привил Крылову отец. Мама приобщила сына к чтению и пристально следила за его развитием.
Учение давалось мальчугану просто. Он был музыкален, сам выучился играть на скрипке.
Отец дал маленького Крылова в учение французу- гувернёру, который преподавал язык в губернаторском доме. Иван Андреевич учил язык совместно с детками губернатора, но «учитель был не очень сведущ, и потому ученики его не много поспевали».
После смерти отца заботы о воспитании и образовании отпрыска взяла на себя мама. Ей пришлось отпустить старшего сына в чужой дом, в богатую и культурную семью Львовых. Там он сразу прислуживал и проходил курс наук вкупе с детками владельцев. Крылов осознавал, что ему необходимо полагаться только на свои силы, возможности, разум. Но для их развития требовались познания. Так ученье стало в очах Крылова единственно вероятным выходом из бедного состояния, потому он занялся самообразованием. А помогает ему в этом мама Мария Алексеевна. Она воспитала в своём сыне такие свойства, как усидчивость, бдительность, ответственность, усердие, щедрость, душевность, самостоятельность, житейская основательность, практичность.