Что такое быстрая печать лида. Как писать лид и что это такое? Что важно помнить при написании лида
Подзаголовок и лид входят в так называемый заголовочный комплекс. Их задача - обозначить тему журналистского материала.
Отличия и сходство
В заголовочный комплекс входят шапки, рубрики, заголовки (о них мы уже ), надзаголовки (как правило, их придумывает выпускающий редактор, оформляя полосу), подзаголовки и лиды.
«Лидом» в журналистике называется первый абзац (от английского lead - вести, побуждать, руководить, быть первым, быть впереди, возглавлять).
По общим наблюдениям, многие журналисты, даже состоявшиеся, путают подзаголовок с лидом. Между тем подзаголовок и лид - это разные составные части заголовочного комплекса.
Отличить их можно так: подзаголовок обычно поддерживает только заголовок (конкретизирует его содержание), лид раскрывает основную тему/идею журналистского материала.
И еще отличия: подзаголовок обычно состоит из одного предложения (как правило, до десяти слов), лид может состоять из нескольких предложений. Или одного, но длинного, с периодами.
Вот пример, не первый попавшийся, но попавшийся все-таки под руку, из свежего номера «КП в Беларуси»:
Заголовок: «В Витебске пьяный в трамвае средь бела дня напал с ножом на ребенка».
(К слову, несколько затянутый и слишком эмоциональный заголовок, «средь бела дня» из него вполне можно было перенести в подзаголовок или лид).
Подзаголовок: «Мальчика спас сотрудник Следственного комитета».
(Классический образец подзаголовка: пять слов, одно предложение, в нем три существительных, один глагол и одно прилагательное).
Лид: «13-летний мальчик получил резаную рану плеча, когда просто ехал в трамвае. На одной из остановок в салон зашел подвыпивший мужчина и устроился на сиденье Максима. Мужчина некоторое время бормотал что-то непонятное, а потом выхватил заточку и ударил ребенка». (Стандартный лид: три предложения, кратко описывающие произошедшее).
Как видим из вышеприведенного примера, подзаголовок и лид значительно отличаются друг от друга. А объединяет их общая задача: увлечь читателя вглубь текста. В смысле - заманить.
Но это, по-хорошему, без всяких там УК и КоАП: так уж устроена современная журналистика.
Зачем они нужны?
Подзаголовки и лиды журналисты используют не всегда. Но уж лучше бы использовали: с ними материал становится более увлекательным с самого начала, и с самого начала становится понятно - читать его или нет.
Скажем больше: развернутая информация, корреспонденция, статья без подзаголовка и лида - это вообще катастрофа. Бывает, надо доползти до середины материала, чтобы понять, о чем речь, что за тема?
Привести здесь пример такого рода довольно трудно, в таком случае надо цитировать весь материал. Но любопытные могут легко их найти и увидеть «картину» из серии: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?»
Между тем все больше и больше в наших центральных (и не только) СМИ считается хорошим тоном использовать подзаголовок или хотя бы лид в информационных материалах (которые, в общем-то, и составляют большую часть газетных или интернет-публикаций).
И эта тенденция понятна: здесь не только вопрос вкуса и качества, но и конкуренции. Читатель предпочтет иметь дело с той прессой, где материалы поданы удобно и вкусно.
Причем, как отмечают современные исследователи, на долю заголовка/подзаголовка и лида должно приходиться примерно 70% общего смысла информации и только 30% - на всю оставшуюся часть публикации вне зависимости от общего количества строк.
И это правильно: скользящий по заголовкам, подзаголовкам и лидам читатель должен сразу понять, что за материал перед ним и какова его основная тема.
Именно так, с этой целью, и выстраивается информационный материал в современных СМИ: в начале - главное (ответы если не на все шесть (кто? что? когда? где? почему? как?), то, как минимум, на четыре вопроса журналистики), затем - второстепенное (детали, пояснения, комментарии, предыстория)…
Такой принцип построения называется «перевернутой пирамидой» (о ней мы подобно поговорим в последующих публикациях).
Где и как используются?
До сих пор мы говорили о подзаголовках и лидах - в целом. Не привязывая их к жанрам. Но, разумеется, есть разница, для какого материала планируется их написать.
Если для информационного (заметка, репортаж, интервью, отчет), то, как мы уже отметили, подзаголовок и лид для удобства читателей должны нести в себе информацию о событии. О том, о чем журналист собирается рассказать в публикации.
Если для тематической статьи, корреспонденции, очерка, фельетона и т. д., то подзаголовок (если используется) и лид не обязательно должны быть «информационными».
В частности, лид здесь может быть «игровым», или, как его еще называют, «сценическим», вопросительным, анекдотическим. А также - контрастным, статистическим, ретроспективным и т. д.
Здесь уже сам журналист должен определить, что ему важнее выделить, вынести в материале на первый план. Причем, так вынести, чтобы читателей «снесло», накрыло волной интереса к этой публикации. Когда это случилось, считайте, что ваша задача как журналиста выполнена.
Мнение эксперта
Александр Томкович, журналист, писатель.
На мой взгляд, подзаголовки и лиды важны не меньше, чем то, что мы напишем «в развернутом виде», то есть - в самом журналистском материале. Поскольку в них - сама суть, само сердце материала.
Например, в книгах (говорю уже как писатель) это кажется не столь важным. Но это - только на первый взгляд. Все эти вещи и в них, на самом деле, не менее важны, чем в газетах. Ибо книги тоже нужно «продать» читателям. Только с той разницей, что они «продаются» не каждый день, а гораздо реже…
Лид (lead) – это первый абзац новости, который должен включать основную информацию относительно содержания статьи . Читателю после прочтения оного решает, хочется ли ему прочесть подробности, или можно обратить своё внимание на что-то другое. Соответственно, вы должны предоставить ему сведения относительно того, что будет в статье, при этом, не давая ему сразу всю информацию. В последнее время появилась тенденция делать лиды в загадочной манере, чтобы создать интригу, однако это плохая идея. Попытка играть на интересе читателя часто оборачивается полным его к вам неуважением. Поэтому, нужно точно знать, как писать лид.
Существует огромное количество различных методов преподнесения информации. Но все электронные СМИ в конечном счёте имеют схожую структуру: присутствуют разделы, в которых размещены краткие содержания новостей, и есть страницы с полным текстом, всесторонне раскрывающим новость, предоставляющим читателю справки по всем вопросам, которые могут у него возникнуть в процессе чтения.
На Западе существует два разных понятия – тяжёлый лид, составленный в форме насыщенного информационного сообщения, и лёгкий лид – «замануха», составленная в форме яркого короткого текста, вызывающего желание прочитать полную версию статьи.
Как писать лид?
Чаще всего, лид представляет собой одно-два предложения, которые раскрывают основную мысль текста. Так как обычно он применяется в новостных сводках, это предложение должно отвечать на несколько простых вопросов:
Что случилось?
Кто является действующим лицом?
Где это случилось?
Когда?
По каким причинам?
Как это произошло?
И всё это нужно уместить в несколько строчек. Тут нужно учитывать специфику каждой конкретной новости: вам необходимо определить, будет ли интересно читателю то, что вы хотите ему предложить, и станет ли он читать продолжение, если вы предоставите ему ответы на вышеозначенные вопросы. Именно поэтому, не существует единого ответа на вопрос как писать лид, каждая ситуация индивидуальна и выбор во многом зависит от вашего чутья.
Такое строение лида придаёт ему законченность, из-за чего человек может и не заинтересоваться подробностями. По статистике, весьма большое количество читателей просматривает только краткие версии, поэтому соблазн заманить их «под кат» велик. Но делать этого не стоит, так как вы только испортите себе имидж.
Михаил (Kashchey)
04.11.2015
Как написать лид к статье и надо ли это делать в каждой своей работе? В чём преимущество копирайтера-журналиста?
Обосновавшись в Сети, я стал часто замечать, что меня привлекают статьи с интересными, яркими и чёткими первыми абзацами.
Предложение выше – это то, как не надо начинать свою статью. Потому что первый абзац текста самый главный. Если его не прочитают или он вызовет зевоту, то посетитель в 70% случаев сделает «КЛИК». Это произойдёт в течение 3-5 секунд после того, как он откроет страницу.
Истина №1. Даже самый классный заголовок не сможет сделать так, чтобы текст был прочитан с вероятностью 100%.
Первый абзац текста называют лидом. Составление хорошего лида – важное умение, которым должен овладеть каждый копирайтер. Почему я употребил слово «составлять»? Дело в том, что вместо полноценного вступления можно сделать небольшое оглавление к статье. Простое оглавление будет в 3 раза эффективнее чем:
Ни для кого не секрет, что лид — это важная часть текста, которая позволяет…
Как может выглядеть оглавление к этой статье? Например, так.
Через 3 минуты Вы узнаете:
- как нельзя писать вступление к статье;
- что такое лид;
- как написать лид к статье;
- почему скользкая горка Шугермана – это универсальный вариант для любого текста;
- каким преимуществом обладает копирайтер-журналист.
Однако вступление в виде оглавления не всегда уместно. Для информационных и SEO-текстов этот приём работает хорошо, а вот для рекламного или продающего текста нет.
Как написать эффективное вступление к статье?
Всё началось со звонка. Вчера вечером мне позвонил человек. У него был необычный голос. Я сначала подумал, что это очередной заказчик. Каково было моё удивление, когда звонивший стал задавать личные вопросы на щекотливые темы.
Создание интриги и её постоянное увеличение. В результате читатель очнётся в середине текста. Если у статьи будет идеальная ритмика, то он очнётся в самом конце. Говоря метафорически: вы заставили читателя сесть на свою пятую точку и скатиться с обледенелой горки.
Этот приём известен, как скользкая горка Шугермана. Его можно применять в любом тексте, который должен быть прочитан до конца. Это сложный приём и требует определённого опыта. Очень важно знать, что такое ритмика текста, и набить руку в формировании скользкой горки. Чем можно заменить скользкую горку?
Как написать классный лид к статье без использования сложных приёмов?
Самый простой способ заинтересовать посетителя – это написать интересный заголовок. Дополнить заголовок интригующим или вопросительным подзаголовком. И завершить трио эффектным лидом в 3-4 предложения.
Как написать классный заголовок? Об этом вы можете почитать
Что писать в подзаголовке? .
Для создания эффектного лида можно использовать:
1. Яркую новость
2. Резкий переход от проблемы посетителя к её решению.
Садясь за написание новой статьи, я впадал в ступор. Первый абзац всегда был проблемой. А ведь лид – это очень важная часть текста. Решить эту проблему мне помогло то, что я стал придерживаться нескольких простых правил.
3. Спорное утверждение или провокация
Вступление к статье – это самая важная часть текста. Без неё ваша статья обречена на провал! Не верите? Давайте разберёмся!
Истина №2. Только симбиоз хорошего заголовка, подзаголовка и эффектного лида заставит читателя прочитать вашу статью.
Как написать лид к текстам разных жанров, что в него входит и как он устроен. Как не упустить читателя, раскрыв в лиде всю суть текста.
Формула лида к расширенной новости .
«Что произошло? + Что это значит?»
Вначале мы называем событие, затем сообщаем, что из этого события следует. Вот пример лида, написанного по такой формуле:
В понедельник правительство утвердило новый порядок расчета тарифов за услуги ЖКХ. Теперь холодная вода подорожает в полтора раза, а горячая - втрое. Пенсионеры и любители принимать ванную уже готовятся в знак протеста перекрывать улицы .
С одной стороны, суть заметки нам понятна, и дальше можно ее не читать. С другой - многим захочется узнать подробности: почему повышается плата за воду, для всех ли граждан или будут исключения, как изменятся тарифы на другие услуги, какие именно улицы собираются перекрыть возмущенные граждане. Таковы признаки хорошего лида: суть понятна, но хочется узнать подробности.
Иногда в лиде можно ограничиться ответом только на первый вопрос «Что произошло?» Однако эту информацию следует подать так, чтобы читателю было одновременно ясно и не ясно. Ясно, что произошло, и не ясно, как все это могло произойти. Например, как в этом лиде из газеты «Коммерсант»:
Как стало известно «Ъ», главное следственное управление следственного комитета России (СКР) по Московской области заканчивает расследование дела банды малолеток, несколько месяцев державшей в страхе подмосковный город Балашиху. В конце 2010-го — начале 2011 года группа 14-16-летних подростков буквально завалила трупами два городских парка, расположенных между судом и прокуратурой.
Нам понятно, что заканчивается следствие по делу банды подростков, но не понятно, как подростки могли завалить трупами парки, тем более, расположенные между судом и прокуратурой.
Подаваемую в лиде информацию можно обострить либо довести до абсурда, если текст это допускает. Вот пример такого лида из газеты «Новые Известия»:
Сегодня Госдума рассмотрит поправки в Кодекс об административных правонарушениях, многократно ужесточающие наказание за остановку и стоянку в неположенном месте. Плату за перемещение машины на штрафстоянку вернут, а за парковку на газоне начнут наказывать по фотографии машины. Однако депутаты хотят разрешить садиться за руль автомобиля с неисправными тормозами пьяным водителям без документов.
Информация из последнего предложения кажется невероятной. Не могут же депутаты Госдумы, будучи в здравом уме, разрешить пьяным водителям ездить на неисправных машинах? Это побудит читателя погрузиться в текст. Там говориться, что, если полицейский остановит машину и наложит запрет на ее эксплуатацию, то эту машину можно будет не бросать на дороге, а для предотвращения пробки перегнать на стоянку, причем сделать это сможет как полицейский, так и сам водитель. Такую поправку подготовили депутаты. По закону запрет эксплуатации автомобиля наступает в случаях, когда у машины не работают тормоза или руль, а водитель пьян или не имеет документов. То есть может сложиться ситуация, когда инспектор остановит пьяного водителя без документов на неисправной машине, а затем попросит этого водителя проехать несколько сотен метров, чтобы не создавать затор.
Рекомендуемый объем лида - 350-400 знаков. Такой лид не отпугнет читателя своей сложностью и нагроможденностью. Стереотип «Большое = Сложное» широко распространен, а навык чтения у среднего читателя гораздо хуже, чем у начинающего журналиста. К тому же не надо втискивать в лид все интересные подробности. Оставьте что-то и для остального текста.
Распространенная ошибка при написании лида новостной заметки - нарушение фокусировки (когда внимание заостряется на том, что происходило, а не на том, что произошло). Например, если чиновники собрались на совещание, что-то обсуждали, и один из докладчиков огласил новую и интересную статистику, лид надо начинать с этой статистики. Ее обнародование, а вовсе не совещание и есть событие. В редакционном руководстве для журналистов интернет-издания gzt.ru это правило изложено так:
Следует четко отличать собственно новость от обстоятельств , при которых новость стала известна, а также от информационного повода , который служит «спусковым крючком» для публикации новости. Новостной журналист совершает ошибку, когда под видом сообщения о новости рассказывает об обстоятельствах, при которых она стала известна, или об информационном поводе. Ни пресс-брифинг, ни круглый стол, ни конференция сами по себе не могут быть для нас новостью (конечно, если речь не идет о прямой линии Владимира Путина с народом). Новость - это какая-то информация, которая стала известна на мероприятии (например, о том, что в условиях кризиса девелоперы начали завуалировано предоставлять существенные скидки на квартиры).
Перейдем к лиду репортажа . Здесь возможны три варианта.
Первый - это такой же лид, как и к новостной заметке. Мы пишем, что произошло и что это значит, а затем идет репортаж, в котором показываем, как все это происходило. Пример лида такого типа к репортажу из газеты «Коммерсант»:
Вчера в Москве на Васильевском спуске прошел стотысячный митинг «Россия против террора». Лучшие чувства людей - сострадание и любовь к детям - были использованы для организации спецмероприятия, напомнившего специальному корреспонденту «Ъ» Валерию Панюшкину советские демонстрации и единодушное осуждение врагов народа.
Второй - лид-сцена, когда текст начинается с погружения в атмосферу происходящего. Пример лида-сцены из репортажа корреспондентки журнала «Русский репортер» о работе продавцом в цветочном магазине:
Небо хмурое, утро темное.
- Давненько я жене не делал приятного, - мужчина лет тридцати в строгом костюме и коротком пальто заглядывает в холодильник. - Соберите-ка букетик для жены, чтобы небо показалось ей голубым-голубым.
Утро сегодня и в правду темное, как вечер. Мимо стеклянных стен нашего салона ртутной массой плывут серые тени. Вряд ли, кому-то в такую рань приспичит покупать цветы. Но у нас - первый покупатель. Часы показывают… короче, еще очень рано.
Сцена должна погружать читателя в драматическую ситуацию, когда персонаж текста сталкивается с какой-то проблемой. Лид задает вопросы и обещает на них ответы, ради которых нужно прочесть текст. Какой букет соберет продавец первому покупателю? Будут ли еще покупатели, и что за цветы они захотят купить? Как вообще выглядит работа продавца цветов изнутри?
Третий - лид-ситуация , когда текст начинается с рассказа о месте, в котором побывал корреспондент. Этот рассказ должен быть необычным, когда одновременно понятно, что там происходит, но не понятно, как люди дошли до такой жизни. Пример лида-ситуации из журнала «Русский репортер»:
Бывший русский анклав Харбин давно стал рядовым китайским областным центром: всего каких-то 9 млн. жителей. Связанное с Россией прошлое здесь превратилось в доходный туристический аттракцион. Заповедник «Русская деревня», парк Сталина, сотни русских ресторанов, караоке-клубов, тысячи русских проституток. Туристы со всего Китая приезжают в Харбин, чтобы за большие по местным меркам деньги посмотреть на бывшего «старшего брата», роль которого исполняют гастарбайтеры из российской провинции.
Распространенная ошибка при написании репортажного лида - заканчивать его фразой «наш корреспондент побывал там-то» или «наш корреспондент передает оттуда-то» . Здесь ничего не говорится о том интересном, что узнал корреспондент и о чём теперь может рассказать читателю. Еще хуже, если лид закончен фразой «наш корреспондент разбирался …» . Разбирался - значит, не разобрался. Зачем тогда писать?
Формула лида к интервью:
Информационный повод + ключевые идеи, высказанные собеседником
Эти идеи должны звучать максимально провокационно. Например:
На минувшей неделе Верховный суд Чечни оставил в силе решение Грозненского суда о включении в список экстремистских материалов скандальной статьи о чеченцах в энциклопедии издательства «Терра». Участвовавший в этом процессе адвокат Мурад Мусаев убежден, что чеченцев опорочили преднамеренно, и надеется привлечь авторов статьи к уголовной ответственности. В интервью «Новым Известиям» адвокат рассказал также о том, кого пытаются обвинить в убийстве Анны Политковской, и объяснил, почему невиновны чеченцы, осужденные за участие в беспорядках в карельском городе Кондопога в конце августа 2006 года.
Б ыть чеченцем - не преступление, но почти всегда отягчающее обстоятельство // Новые известия. 2010. 31 мая.
Иногда информационный повод опускают, и лид начинается сразу с необычной идеи, которую высказал собеседник. Например, интервью из «Новых Известий»:
Солдат защищают матери, а не отцы, потому что женщины в России более свободомыслящие и независимые, чем мужчины. В этом уверена лидер Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова.
Лучше, если необычных идей, высказанных собеседником, будет несколько. Например:
Антисемитизм в нашей стране придумала интеллигенция, которая считала евреев конкурентами, утверждает в интервью «Новым Известиям» президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер. По его словам, выдумками являются и еврейский заговор, и богатство евреев, и их взаимопомощь, и влияние на российскую политику. При этом некоторых олигархов с еврейскими фамилиями другие евреи евреями не считают.
Антисемитизм свойственен русской интеллигенции // Новые известия. 2011. 3 октября.
В этом лиде содержится шесть идей, из которых первая звучит провокационно, следующие четыре противоречат общепринятому мнению, а последняя кажется абсурдной.
Лид к текстам разных жанров пишется по-разному.
- Лид новостной заметки пишут в самом начале работы над текстом и переделывают в конце. Исходный вариант будет рабочим и поможет сфокусироваться на сути события. Но после написания текста лид нужно отшлифовать и обострить.
- Лид к репортажу можно написать как в начале, так и в процессе работы над текстом. Разумеется, со шлифовкой в конце.
- Лид к интервью пишется в последнюю очередь, когда текст завизирован собеседником, и можно отбирать идеи, которые пойдут в лид.
Ответы на классические шесть вопросов – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? и «перевернутая пирамида» – не единственный способ подачи хроники. Этот выпуск познакомит вас с двумя типами новостей – «жесткой» и «мягкой». Кроме того, мы научимся начинать наши тексты так, как это делают профессионалы – с лида.
Вы наверняка обратили внимание, что практически любой газетный или журнальный материал начинается с вводной части, которая выделена гарнитурой (типом шрифта), кеглем (размером шрифта), абзацем, «плашкой» (заливкой фона).
Это – лид (lead; отсюда: «лидер», «лидировать»). Лид важен по ряду причин:
- он вовлекает читателя в чтение, создавая впечатление неотложности и возбуждая интерес
- он сообщает наиболее важную информацию по теме
- он устанавливает тон повествования
Лид – один из основных раздражителей для читателя, просматривающего газетную полосу. Именно после прочтения лида многие решают, читать ли им материал или лучше перейти к другому.
Сам текст, идущий за лидом, в англоязычной журналистике называют body (корпус), а в России чаще всего просто «текст».
Различают «жесткое» и «мягкое» информирование.
«Жесткая» новость
Приятный сюрприз состоит в том, что с «жесткой» новостью (hard news) мы уже знакомы. Это как раз и есть четкие ответы на классические вопросы – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? и построение текста в виде «перевернутой пирамиды». При этом самую важную информацию журналист выносит в лид, остальные сведения помещает в текст (body).
Важно не загромождать «жесткий» лид второстепенными деталями и излишними подробностями, отвлекающими внимание от основного содержания.
Вот какой текст написал начинающий журналист провинциальной американской газеты: Парк-Отель был полностью уничтожен вчера пожаром, начавшимся после шести вечера на кухне ресторана. Никто из тех, кто жил в его 18 номерах, не пострадал. Это был каркасный двухэтажный дом в северо-восточной части города. Владелец считает, что его нынешняя стоимость составляет примерно (названа сумма) долларов.
Все, казалось бы, правильно в этом лиде, но он хаотичный и читать его скучно. Некоторые детали безболезненно могли бы быть перенесены подальше от начала. Подобные вступления называют лид-«вешалка»: практически исчерпывая в первом абзаце весь новостной материал, автор «навешивает», нагромождает ответы сразу на все вопросы.
По требованию и при помощи редактора журналист переписал лид, и в печать пошел гораздо более удачный вариант: Пожар уничтожил вчера 18-комнатный Парк-Отель в северо-восточной части города. Владелец оценивает убытки примерно в (названа сумма) долларов. Человеческих жертв, к счастью, нет.
«Мягкая» новость
В отличие от жесткой новости как сообщения повышенной оперативности, "мягкая" новость менее оперативна, точнее, для нее оперативность не особенно важна. Штрихи и подробности заостряют внимание на необычности, занимательности, вводится момент интриги. Форма мягкой новости позволяет «подбираться к факту», делать постепенным знакомство с ним.
Поскольку надо переключить внимание с итога на обстоятельства, выделить занимательные подробности, структура новости меняется. Композиция по принципу «перевернутой пирамиды» тут не годится. Лид строится с учетом читательского интереса, но не сообщает, а оттягивает сообщение самого интересного во второй (даже третий) абзац. Идет нарастание до кульминации, а далее – по принципу убывающего интереса.
Для интригующих заходов мягких новостей используются так называемые «специальные лиды», которые в отличие от лида «перевернутой пирамиды», не излагают содержание вкратце, но подводят к нему.
В коллективной копилке опыта репортеров таких заходов множество. Ниже приведены примеры некоторых из них. Но для сравнения сначала изложим новость-пример в «жестком» ключе: Вчера муниципальный совет минимальным перевесом голосов утвердил городской бюджет в размере 100 млн долл. Бюджет превышает прошлогодний на 10 млн. Таким образом, средний налог с домовладельцев увеличится на 142 долл.
(Для понимания молодежи: проект бюджета вносит мэр, т. е. глава исполнительной власти города, утверждает совет – местная законодательная власть. Формируется бюджет из налогов, которые платят все жители территории. Так и в России.)
А теперь – примеры «специальных» лидов:
«Единичный» лид, выделен только один важный аспект: Если вы – рядовой домовладелец нашего города, ваш налог на недвижимость в следующем году возрастет на 142 долл.
Драматический лид: Сегодня утром член муниципального совета Дэвид Джонс долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном 100-миллионом бюджете города. Голоса разделились поровну – три к трем, и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: "Я – за".
Цитатный лид: Город нуждается во многом, – сказал член муниципального совета Дэвид Джонс, объясняя, почему он проголосовал за принятие предложенного городского бюджета. – Другого пути не было. Я должен был голосовать "за".
«Затяжной» лид. Он персонифицирован или основан на случае из жизни: Уильям и Дороти Смит присутствовали вчера на заседании муниципального совете, когда был утвержден 100-миллионный бюджет на будущий год. Они отлично понимали, чего следует ожидать – налог повысится, и покупку нового покрытия для пола придется отложить.
Аналитический лид: Мэр Браун выиграл битву за новый бюджет, но может потерять свой пост.
Вопросительный лид: Что произошло бы, если бы член совета Дэвид Джонс проголосовал против предложенного городского бюджета?
Лид – «одиночный выстрел»: Налоги рванули вверх.
Кроме того, вы встретите в газетах и сами можете написать лид-сюрприз, контрастный, дразнящий, статистический, знакомящий с грядущим событием, анекдотический, ретроспективный...
В отличие от «единственности» лида жесткой новости (есть ощущение, что конкретная заметка и должна начинаться именно так, а не иначе), специальные лиды выглядят менее обязательными, игровыми, сочиненными журналистом.
«Затяжки» и «сенсации» в качестве заходов все чаще стали употребляться со второй половины XX века как альтернатива «перевернутой пирамиде», которой хроникеры по мнению читающей публики чересчур увлеклись.
Репортер, работая в стиле мягкой новости, особенно внимателен к «нужным длиннотам», – это могут быть ценные авторские находки. К примеру, корреспондент польского информационного агентства, оказавшийся на месте происшествия вместе с советскими коллегами оповестил о взятии имперской канцелярии в Берлине не так, как другие, – начал сообщение «лишними» словами: Я пишу эти строки на письменном столе Гитлера…
В принципе любую новость можно изложить, по желанию, в жесткой или в мягкой форме. Возьмем сообщение: Михаил Мень назначен заместителем мэра Москвы… «Мягкий» вариант этой же новости: Мог ли предположить бас-гитарист молодежной рок-группы, что он будет устанавливать правила игры для культуры всей столицы?..
Если жесткий вариант крепко скручен, то мягкая новость разворачивается постепенно, как бы строится на глазах у читателя. Журналисты шутят, что жесткую новость надо писать так, чтобы ее можно было удобно проглотить, а мягкую – так, чтобы читатель посмаковал сообщение.
Подведем итоги. Журналистский текст начинается с вводного абзаца – лида. За ним следует собственно текст (body). Лиды и сами новости делятся на жесткие и мягкие. «Жесткая» новость «только фиксирует» факты, она нацелена на мгновенное проникновение в сознание читателя. Мягкие заходы оттягивают знакомство читателя с новостью, плетут интригу.
Выбор зависит от темы, от стиля издания и его ориентации на деловую, общественно-политическую или развлекательную информацию. Так, например, глянцевые журналы стремятся заинтриговать своих читательниц, в газетах соседствуют как жесткие, так и мягкие лиды, в Интернет-изданиях доминирует жесткая лаконичная подача информации, без «сантиментов».
Но даже и при мягкой подаче новости лучше избегать умничанья и чрезмерной живописности. Пусть лид будет скорее информативным, чем сенсационным.
Теперь вы можете написать вашу новость довольно разнообразно. Не хватает лишь заголовка. Но это – тема следующего выпуска.