Что такое аспирантура и зачем туда нужно поступать? Что такое аспирантура, магистратура, бакалавриат.
Глобализация, стремительно охватывающая мир, вносит свои коррективы и в системы национального образования. Ведь до недавнего времени в отечественной высшей школе не были так широко распространены такие понятия, как бакалавриат и магистратура. Что это такое? И как эти образовательные формы влились в российскую систему?
Истоки
Начало внедрению зарубежных степеней в российскую практику положило подписание Болонской конвенции. Этот документ коротко излагает концепцию создания единого образовательного пространства в Европе. Одно из базовых требований состоит в приведении национальных систем обучения к «общему знаменателю» - единой двухуровневой концепции образования. Она предусматривает введение таких ступеней, как бакалавриат и магистратура. Что это такое?
Ответ на этот вопрос можно получить, обратившись к соответствующему законодательному акту, регулирующему сферу образования.
Нормативная трактовка понятий
Следует заметить, что оба они являются производными от слов: первое - от бакалавра, второе - магистра. И то и другое нормативные акты, регулирующие деятельность российской высшей школы, представляют как определённую квалификацию или степень высшего профессионального образования. Это позволяет сориентироваться с определениями бакалавриата и магистратуры. В обоих случаях речь идёт об установленных законом уровнях высшего профессионального образования.
Для получения первого - бакалавриата - учиться следует 4 года. Обучение заканчивается сдачей экзаменов и получением диплома. Дальше выбор за студентом. Он может продолжать учёбу или идти работать.
Следующим уровнем является магистратура. Здесь срок обучения составляет 2 года. Поступить в неё можно сразу после окончания бакалавриата. Если студент ещё не определился в своём выборе, то учёбу можно продолжить после нескольких лет работы. Закон допускает такой вариант.
Кроме названных выше уровней, в отечественной практике существует ещё один - проверенный многолетним опытом - специалитет. Это тоже уровень высшего образования. С той лишь разницей, что продолжительность его составляет 5 или 6 лет. Введение Болонской системы предполагало упразднение этого уровня, но пока этого не произошло.
Рассмотрение того, что такое бакалавриат и специалитет, ставит перед абитуриентом новые вопросы. На чём остановить свой выбор? Что предпочтительнее: магистратура с бакалавриатом или специалитет? Обе формы имеют свои преимущества и недостатки.
Что такое бакалавриат?
Сформировать представление о нём поможет обращение к этимологии слова. Оно пришло в отечественную практику из Европы. Базовое понятие - бакалавр - трактуется по-разному. Здесь можно встретить самые неожиданные версии:
- владелец поместья или земельного участка;
- человек, готовящийся обзавестись семьёй;
- увенчанный лавровыми ягодами;
- первоначальная степень, приближенная к учёной.
Как видим к образованию более всех подходит последняя.
Получить представление о том, что такое бакалавриат, поможет обращение к концепции европейского образования. Здесь этот уровень предполагался как базовый и на его освоение отводилось 3-4 года. Такой период отводился для обучения студента фундаментальным наукам. Специализированных предметов в учебных планах практически не было. Такой шаг был направлен на то, чтобы дать студенту время выбрать подходящую специальность и продолжить обучение на следующем уровне (в магистратуре), основываясь на вполне осознанном выборе профессии.
Отечественные трансформации
Европейское понимание о том, что такое бакалавриат, несколько отличается от российского. В последнем случае конвенция базового образования претерпела изменения и стала относительно самостоятельной ступенью.
В российском варианте на вопрос, что такое бакалавриат, можно ответить так. Это самостоятельное высшее образование, которое предусматривает не только фундаментальную составляющую, но и общетехническую, а также и профильные знания, умения и навыки, позволяющие выпускнику-бакалавру решать различные профессиональные задачи. Обучение продолжительностью 4 года завершается итоговой аттестацией.
Однако следует заметить, что эта система прижилась не везде. Опыт её применения показал, что есть специальности, полноценное освоение которых невозможно провести за 4 года. Именно поэтому специалитет до сих пор существует в отечественной системе.
Что даёт получение этого уровня?
Возможности, которые открывает бакалавриат перед выпускником:
- Продолжение обучения, для того чтобы стать специалистом или магистром.
- Широкие возможности трудоустройства и смены профессионального направления.
- Признание бакалавриата за границей даёт шанс найти работу за рубежом.
В России этот уровень образования пока ещё вызывает ряд вопросов. Такая ситуация обусловлена тем, что первое время в ряде источников он приравнивался к среднему специальному образованию. Второй проблемой является то, что некоторые технические и медицинские специальности не втискиваются в обозначенные этим уровнем временные рамки.
Виды бакалавриата
Со вступлением в силу положений нового закона Министерство образования и науки разработало приказ, который вводит новшества относительно этого уровня. Теперь он может быть двух видов: прикладной и академический бакалавриат. Что это такое?
Оба направления рассчитаны на одинаковый срок обучения - 4 года. Задачи, напротив, совершенно разные и продиктованы стремлением разделить будущих бакалавров на две группы:
- прикладную (ПБ) - практиков, которые планируют сразу после окончания вуза идти работать;
- академическую (АБ) - теоретиков, продолжающих обучение в магистратуре или специалитете и возможно, в аспирантуре.
То есть уже при поступлении необходимо определиться, что для абитуриента предпочтительней: наука или практика.
Для некоторых вузов введение такого новшества является весьма проблематичным. Поскольку есть специальности, на которых очень сложно провести подобное деление.
Что выбрать: АБ или ПБ
Рассмотрим академический бакалавриат - что это такое? Срок обучения составляет 4 года и предполагает своё продолжение в магистратуре. Здесь делается упор на активизацию научно-исследовательской составляющей. Большая часть учебной нагрузки отводится теоретическим курсам. Эта особенность позволяет проводить обучение как в дневной, так и в заочной форме.
Второй вид - прикладной бакалавриат. Что это такое? Потребность упора на практическую составляющую обусловлена тем, что с развитием науки и техники многие специальности требуют отработанных практических навыков. Именно поэтому появилась необходимость сочетать фундаментальные знания, получаемые в вузе с практическими навыками, которые можно получить в учреждениях среднего специального образования.
Итак, каким требованиям призван соответствовать прикладной бакалавриат? Что это такое? И как будет осуществляться на практике? Развитие здесь предполагает применение большого числа специальных прикладных курсов - их больше половины. Такой вид обучения может реализовываться только на дневной форме. В итоге за тот же самый период получают бакалавра-практика, который будет готов к выполнению профессиональных обязанностей. Экспериментальная разработка таких программ началась ещё в 2009 году и проводилась высшими учебными заведениями, которые были отобраны по результатам конкурса.
Таким образом, подытоживая все рассмотренное выше, определились, что такое бакалавриат. И магистратура, и специалитет являют собой продолжение этого уровня и предполагают более глубокое освоение теории и практики.
Поэтому, будущие студенты - нынешние абитуриенты, выбор за вами!
В соответствии с Болонской системой существует несколько уровней образования. Первый уровень – бакалаврат; повышение квалификации специалиста (по специальной программе) – магистратура. Аспирантура – переходное звено от квалификации специалиста наивысшего уровня до квалификации научного работника. Бакалавр, магистр, аспирант – абсолютно разные уровни подготовки специалистов.
Определения
Чем магистратура отличается от аспирантуры?
Аспирантура – система подготовки преподавательских, научных кадров из числа магистров и специалистов. Аспирантуру можно проходить и в научно-исследовательских центрах, и в вузах.
Магистратура – система подготовки в вузах специалистов наивысшего уровня. Во время подготовки, такие специалисты работают по обязательным программам обучения, имея право выбора общего образовательного направления и углубленного изучения отдельных дисциплин из сферы специализации.
Отличия
Бакалавриат, магистратура, аспирантура – образовательные ступени в системе высшего образования. Студенты, выбравшие магистерскую программу обучения в вузе, проходят подготовку в магистратуре, где к работе каждого учащегося преобладает индивидуальный подход с учетом углубленного изучения отдельных предметов из сферы его специализации.
Человек, получивший диплом магистра (срок обучения – 2 года) имеет право заняться практической работой, если та соответствует полученной им специальности. Кроме того, магистр может осуществлять преподавательскую работу в средних учебных заведениях. Кроме того, магистры имеют право претендовать на обучение в аспирантуре.
Аспирантура, в свою очередь, является более высокой образовательной ступенью; это структурная единица вуза (или НИ-учреждения), основная задача которой – подготавливать средний и высший преподавательский состав.
Правом на обучение в аспирантуре обладают все студенты, имеющие дипломы специалистов или магистров и получившие, при этом, рекомендации от кафедры, а также от своих научных руководителей. Перед выпуском, аспирант защищает диссертацию кандидата наук, после чего он может продолжить научную работу. Сроки обучения аспирантов, в зависимости от формы обучения – 3-5 лет.
Аспирантура и магистратура (отличия)
- Аспирантура, условно говоря, третий уровень подготовки в вузах, в то время, как магистратура – второй.
- Аспирантура – форма подготовки преподавательского состава в вузах; магистратура подготавливает лишь специалистов высшей квалификации, впоследствии, имеющих право преподавать не в вузах, а в образовательных учреждениях более низкого уровня аккредитации.
- Магистратура – исключительно часть вузовской системы. Аспирантура может быть учреждена и при НИИ, и при других исследовательских организациях.
- Для того, чтобы , необходимо иметь диплом специалиста или бакалавра. В аспирантуру можно поступить, обладая дипломом магистра или специалиста (не ниже).
- Окончив магистратуру, можно преподавать в средних специальных образовательных учреждениях. При этом, успешно отучившись на аспирантуре, гражданин получает право преподавания в вузах, а также (защитив кандидатскую диссертацию) – ученое звание кандидата наук.
Сравнивая структуру соотношения отличий между магистрами и аспирантами, можно провести грубую аналогию: это то же самое, что сравнивать между собой уровень образованности выпускников 9-11 классов или завучей с учителями. Точно, как после 9 класса, сразу не поступишь в вуз (или, будучи «рядовым» учителем, не станешь директором школы), невозможно
Реформация прежней системы пятилетнего высшего образования до сих пор многих вводит в заблуждение. Узнать ответ на вопрос - бакалавриат и магистратура – что это такое, должен каждый будущий студент вне зависимости от того, станет ли для него это обучение первым или нет.
Что значит магистратура и бакалавриат?
Два этих термина объединяет то, что они означают освоение определенного уровня государственной образовательной программы. Первый шаг к новой схеме был осуществлен в 1997 году, когда были приняты поправки к Болонской конвенции, вводящие двухуровневую систему обучения. Они пришли из США, где носят названия undergraduate education и graduate education. На примере Америки можно рассказать о преимуществах такого образования:
- Оно дает право сменить специализацию, если предыдущая наскучила.
- Понимая, кто такой бакалавр, потенциальный работодатель предпочтет его человеку со специалитетом, потому что его проще обучить с нуля.
- Студенчество, стипендия, проживание в общежитии и другие гарантии продлеваются еще на несколько лет.
Кто такой магистр?
Магистратура – это вторая ступень высшего образования, доступная для любого, кто прошел первую. Академическая степень магистра приобретается после окончания полного учебного процесса. Важной характеристикой степени является то, что на бесплатное обучение могут претендовать не только , но и дипломированные специалисты, окончившие университет до введения болонской системы. Магистратуру в полной мере раскрывают следующие нюансы:
- Человек, прошедший вторую ступень образования, имеет право занимать руководящие должности гражданской формы службы.
- Чтобы наемным работникам не пришлось думать, что выше – магистратура или бакалавриат, законодатели разделяют все квалифицированные специальности на те, для которых требуется одна степень или необходимы сразу обе.
- Курс предметов подбирается таким образом, что студент полностью погружается в научную и практическую деятельность.
Кто такой бакалавр?
Бакалавриат доступен вчерашним школьникам и лицам, получившим среднее профессиональное . В противоположность распространенному предрассудку, оно не бесполезно без дальнейшего поступления в магистратуру. Степень бакалавра считается высшим образованием: по окончанию студент пишет выпускную аттестационную работу и сдает квалификационные экзамены. У нее несколько аспектов, о которых должен знать каждый:
- Она предполагает базовый набор предметов для специальностей, которые в магистратуре будет разделены на ответвления (например, юриспруденция допускает гражданскую, уголовную и конституционную направленность).
- Степень дает шанс в будущем написать и защитить научную диссертацию.
- Престижность при болонской системе не зависит от громкого имени заведения, в котором обучался студент: она приравнивается к подтвержденной дипломом степени.
Бакалавриат и магистратура - плюсы и минусы
У любой степени есть свои недостатки и преимущества. Единственным минусом бакалавриата являются иные стандарты приема на работу. Они могут качнуть чашу весов при ответе на вопрос о том, что лучше бакалавриат или магистратура, в противоположную сторону. Зарплата полностью зависит от диплома, поэтому бакалавриат без магистратуры иногда закрывает карьерное развитие самому умному и талантливому сотруднику. В специализациях, не требующих для достижения высот второй ступени образования, в магистратуру идут те, кто хочет посвятить себя исследованиям и преподаванию.
Магистратура и бакалавриат - чем они отличаются?
Две ступени образования даже тогда, когда они предполагают равные права при приеме на работу, непохожи по сути. Отличие бакалавриата от магистратуры заключается в том, что:
- На место бакалавра может претендовать абитуриент со свидетельством о полном школьном образовании, а в магистратуру его возьмут только после прохождения степени бакалавра.
- Средний срок обучения на бакалавриате составляет 4 года, а магистратура занимает 2 года.
- Зная ответ на вопрос, бакалавриат и магистратура – что это такое, нетрудно догадаться, что на первом этапе можно получить одну специализацию, а на втором – сменить ее на другую при желании.
- Попасть в аспирантуру может только студент, имеющий за плечами академическую степень магистра.
Зачем нужна магистратура после бакалавриата?
Среди скептически настроенных студентов распространены сомнения в том, так ли нужна магистратура после бакалавриата. Необходимость в ней действительно возникает не всегда, а лишь при том условии, если студент ожидает получить от магистратуры:
- большой объем знаний, которые невозможно включить в базовую программу;
- быстрый профессиональный рост в корпорации с высокой конкуренцией;
- вес в научном сообществе страны, публикации в профильных журналах;
- переходный этап на пути к аспирантуре и работе преподавателем.
Стоит ли учиться в магистратуре после бакалавриата?
Было бы нечестным утверждать, что магистратура – синоним полноценного высшего образования. Не все профессии требуют от человека 7-летнего обучения в ВУЗе с его временными и материальными затратами. Каждый должен самостоятельно решить, надо ли идти в магистратуру после бакалавриата, опираясь на бонусы от ее получения:
- международная мобильность и признанность диплома;
- равнозначность степени магистра зарубежной научной квалификации PhD;
- опыт работы с зарубежными преподавателями, проведения исследований и разработок для кандидатской работы.
Как выбрать магистратуру после бакалавриата?
Чтобы сделать максимально правильный выбор для обучения на второй ступени высшего образования, нужно четко определить . Магистратура после бакалавриата по другой специальности открывает возможности двойного преимущества при трудоустройстве. Правом подтверждения академической степени обладают лучшие ВУЗы с признанным опытом и громким именем. При выборе специализации магистратуры учитываются такие факторы, как:
- связь учебного заведения с иностранными образовательными учреждениями и компаниями;
- востребованность профессии на рынке труда;
- готовность потенциального работодателя к отпуску по причине сдачи сессии.
Оплачивается ли магистратура после бакалавриата работодателем?
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим обучение с профессиональной деятельностью, прописаны в трудовом законодательстве страны. Нахождение ответа на вопрос о том, оплачивается ли магистратура после бакалавриата, может развиваться по одному из сценариев:
- Магистратура в некоторых специальностях (как правило, узконаучных) приравнивается к специалитету. Работодателям студентов, попавших в эту ситуацию, оказывает поддержку в выплате зарплаты государство.
- Магистратура стала личной инициативой сотрудника, поэтому начальство имеет право дать ему отпуск, но не станет его оплачивать.
- Если от ответа на вопрос «нужна ли магистратура после бакалавриата?» зависит карьерное развитие специалиста, единожды ранее окончившего первую ступень образования, работодатель не может его уволить. Компания обязана оплатить любой отпуск, связанный с подготовительными курсами, лекциями или сдачей экзаменов.
За магистратурой следует аспирантура – выбор тех, кто ощущает в себе тягу к научным знаниям. Сроки обучения аспирантов отличаются в зависимости от выбора формы учебы. Очники подходят к защите диссертации через 3 года, заочники готовятся на год дольше.
Подать заявку на обучение
Какую работу необходимо проделать на протяжении всего обучения
Ограничений по срокам защиты диссертационного труда законами не предусмотрены. Он может стать как первой серьезной заявкой молодого ученого, так и работой всей его жизни. А вот к периоду самой учебы аспиранта предъявляются жесткие требования.
Попасть на последипломный уровень высшего образования в аспирантуру можно только при соблюдении 2 условий.
- Прохождение первых ступеней обучения с высоким баллом (вуз определяет его самостоятельно).
- Успешная сдача испытаний (профильный предмет, философия/история науки, иностранный язык).
Проходной балл определяет вуз. Для тех, кто не оказался среди аспирантов, открыт «обходной путь» – соискателя научной степени. Последний должен сдать кандидатские экзамены и прикрепиться на 6 месяцев максимум к учебному заведению.
Практика подготовки будущих ученых/педагогов предполагает огромный пласт самостоятельной работы. За 3–4 года обучения студент должен:
- Заниматься созданием/продвижением авторских/соавторских научных работ. Приветствуются оформление патентов, разработка авторских проектов, формирование отчетов по исследованиям.
- Публиковать статьи. Определен минимальный набор публикаций (от 4 из перечня ВАК, от 3 из индекса РИНЦ). Желательно расширить его статьями научных журналов, газет, каталогов, не индексируемых РИНЦ, вне перечня ВАК.
- Выступать на конференциях с докладом о собственных исследованиях. Активность участия в подобных мероприятиях во многом определяет перспективы дальнейшей научно-исследовательской практики.
- Проводить практические, лабораторные занятия студентам, читать лекции. Аспиранты-очники сдают экзамен по педагогике.
- Сдавать кандидатские экзамены, проходить промежуточную аттестацию.
- Посещать занятия (в нашем вузе они проводятся вечером для удобного совмещения работы с учебой).
- Собирать материал (эмпирический, научный, теоретический) будущей диссертации.
Какой ступенью образования является аспирантура
Стандартная программа Болонской системы присваивает аспирантуре третий уровень образования после бакалавриата и магистратуры. Но здесь есть уточнения, связанные с относительно недавним переходом на международную программы подготовки профессиональных кадров.
Так, бакалавры не могут стать аспирантами без магистерского диплома, а выпускники специалитета могут. Для последних это вторая ступень. Студенты, закончившие аспирантуру, вправе поступать повторно как соискатели (это уже второе высшее или 4-я ступень).
Какая степень присваивается выпускнику аспирантуры
В отличие от бакалавров, специалистов, магистрантов, аспиранты не получают квалификационного диплома. Им присваивается степень кандидата наук. Она дает право вести педагогическую деятельность, принимать участие в совместных научных работах, претендовать на государственную поддержку при проведении исследований.
Возможно ли дальнейшее повышение уровня квалификации
Особенности обучения на аспирантуре:
- Обучение как платное, так и бесплатное, в зависимости от ВУЗа и выбранной специальности.
- Обязательное владение иностранным языком.
- Обучение на очной форме составляет 3 года, на заочной – 4 года.
- Предполагается отсрочка от армии на три года для аспирантов (но только для тех учащихся, кто находится на очной форме обучения).
- Аспирантура вполне способна выступать в качестве второго высшего образования.
Защита кандидатской диссертации не является обязательной, вы можете окончить обучение, сдав специальные экзамены. Но завершение аспирантуры без ученой степени совершенно ничего не дает при устройстве на работу. Оно равно повышению квалификации специалиста по специальной программе. Другое дело, звание «кандидата наук» открывает новые двери:
- Надбавки к зарплате и финансовые поощрения. Здесь следует заметить, что не во всех организациях предусмотрено материальное вознаграждение за наличие ученой степени.
- Получение высокой должности.
Несмотря на все привилегия, которые дает наличие ученой степени процесс обучения имеет ряд особенностей:
- длительность обучения;
- финансовые вложения;
- моральные и интеллектуальные затраты.
Поэтому прежде, чем решиться на обучение в аспирантуре, взвесьте все нюансы с перспективой на будущее. И тогда вы поймете – стоит ли овчинка выделки.
Итак, подводя итог между 2 образовательными ступенями, можно выделить следующее:
- Обучение на аспирантуре дольше, чем в магистратуре.
- Выпускники магистратуры могут заниматься преподавательской деятельностью в средних специальных образовательных учреждениях.
- Магистратура существует только при высшем учебном заведении, в то время как аспирантура имеет место как при ВУЗе, так и иных исследовательских организациях.
- Отучившись на аспирантуре, гражданин имеет право преподавать в ВУЗах, а защитив диссертацию, получает ученую степень кандидата.
- Деятельность магистра направлена на практическое изучение специальности, в то время как аспирант занимается более углубленным изучением отдельных предметов.
- Внушительные размеры грантов и стипендий. Для аспирантов, обучающихся в официальных учреждениях, предусмотрены стажировки за границей, участие в международных научных конференциях.
Разница между магистратурой и аспирантурой очевидна – все равно, что говорить о возможности учащихся 9 и 11 классов поступить в ВУЗ. Стать кандидатом наук, не пройдя ступень обучения в аспирантуре, не получится. И так ли вам необходима ученая степень, вы должны решить исходя из вложений, которые требует аспирантура. Возможно, вам будет достаточно получить образованиевторого уровня и получить диплом специалиста.