Что ставить на ису 122с.
28-06-2015, 16:31
Привет всем любителям танковых баталий и добро пожаловать на сайт! В гостях у нас сегодня оказалась довольно занятная и в чем-то уникальная машина, советская премиум ПТ-САУ седьмого уровня – это ИСУ-122С гайд .
Машина эта входит в знаменитую «Берлинскую четверку», а это значит, что из примечательного ей достался уникальный комуфляж и два шедевральных бревна на корпусе. В целом ИСУ-122С World of Tanks довольно сильно похожа на своею соплеменницу – , но и отличий тут более чем достаточно, так что нужно познакомиться с данной самоходкой поближе, особенно если вы собираетесь ее купить.
Да, кстати, ИСУ-122С купить просто так не получится, но возможность есть у каждого. Обычно, все танки «Берлинской четверки» начинают продавать в преддверии 9 Мая, так что ближе к этой знаменательной дате будьте внимательны.
ТТХ ИСУ-122С
Хватит разглагольствовать, давайте приступим к знакомству с нашей гости, а начинать мы будем с того, что ИСУ-122С обзор имеет очень скудный, какие-то жалкие 350 метров и кроме этого у нас есть типично небольшой запас прочности, мало чем отличающийся большинства ПТ-7.
В плане выживаемости данный аппарат тоже не назовешь оплотом надежности и безопасности. Дело в том, что у ИСУ-122С характеристики бронирования с лобовой проекции, практически во всех плоскостях, равны 100-116 миллиметрам, все из-за отсутствия наклонов. Это значит, что фугасы с полноценным уроном по нам будут проходить редко, но все остальное сможет без проблем наносить нам урон.
Однако во лбу советский танк ИСУ-122С имеет действительно огромную маску орудия и вот она может сдерживать выстрелы даже девятых уровней при должном везении. Дело в том, что экранированная часть закруглена, благодаря чему приведенка маски варьируется от 100 до 207 миллиметров, за которыми идет еще основная броня.
Что же касается бортов, как и положено, с боковой проекции ПТ-САУ ИСУ-122С WoT защищена гораздо хуже и поворачиваться к врагу бортом строго противопоказано. Кроме того, ситуация усугубляется еще и большими габаритами машины, из-за которых по ней не только проще попасть, но и коэффициент маскировки у нас страдает.
Но при больших габаритах и большом весе, эта советская самоходка порадует своего владельца весьма достойной подвижностью. Максималку ИСУ-122С танк World of Tanks получил хорошую, динамика тоже на уровне и только к маневренности есть претензии, то есть закрутить вас будет не так уж сложно.
Орудие
Вооружения данного аппарата хорошо знакомо всем, кто качал советскую технику хотя бы до 7-го уровня, ведь у нас на борту установлен классический 122-миллиметровый деструктор, со всеми его плюсами и минусами.
Разумеется, начнем мы с того, что у ИСУ-122С орудие обладает мощным разовым уроном и при этом имеет отличную скорострельность, что позволит вам наносить примерно 3160 урона в минуту, результат великолепный.
Но за большой альфастрайк мы платим, прежде всего, плохими показателями точности. Танк ИСУ-122С World of Tanks является обладателем большого разброса, очень длительного сведения и ужасной стабилизации.
Параметры пробития для ПТ-САУ у нас тоже посредственные и при такой слабой точности назвать ИСУ-122С WoT машиной для фарма тяжело. Конечно, одноклассников и половину восьмерок вы будете пробивать легко. Но с бронированной техникой восьмого уровня и большинством девяток будут проблемы, из-за чего стоит возить с собой порядка 10 голдовых подкалиберов.
Углы вертикальной и горизонтальной наводки – это еще одна слабость данной самоходки. Вниз свое орудие ИСУ-122С танк способен опустить на 6 градусов, а суммарные УГН составляют 16 градусов, то есть всего по 8 в каждую сторону.
Преимущества и недостатки
Знание сильных и слабых сторон машины не только облегчает игровой процесс, но также позволяет выстроить наиболее верную тактику, благодаря чему вы сможете больше фармить и воевать результативнее. Сейчас мы выделим наиболее важные плюсы и минусы ПТ-САУ ИСУ-122С WoT
, разбив их по пунктам.
Плюсы:
Хорошая подвижность (максималка и динамика);
Неплохая маскировка;
Мощный разовый урон;
Высокая скорострельность и отличный ДПМ;
Большая и крепкая маска орудия.
Минусы:
Очень маленькая дальность обзора;
Слабое бронирование и большие габариты;
Посредственное пробитие для ПТ-САУ;
Плохая точность (разброс, сведение, стабилизация);
Маленький боекомплект;
Некомфортные углы вертикальной и горизонтальной наводки.
Оборудование для ИСУ-122С
Очевидно, да и по внушительному списку недостатков отчетливо видно, что есть у этой самоходки минусы, которые отчаянно нуждаются в корректировке. Самым простым и весьма эффективным способом нивелирования этих слабостей будет установка дополнительных модулей. Разумеется, выбор тут нужно делать с умом, так что на танк ИСУ-122С оборудование
лучше ставьте такое:
1. – вы только подумайте, что будет, если наш огромный ДПМ сделать еще более опасным, хотя лучше не думать, а сразу делать.
2. – точность у нас плохая, однако, улучшить ее можно только повышением скорости сведения, чем и займемся.
3. – замечательный буст сразу нескольких важных параметров, также влияющий на огневую мощь и точность.
Однако последнему пункту есть достойная замена – это . Установив данный модуль, вы решите проблему с огромным недостатком обзора и в большинстве ситуаций получите шанс первого выстрела.
Обучение экипажа
Останавливаться на достигнутом нет смысла, ведь нам дают возможность сделать свой танк еще лучше, обучив экипаж должным образом. Ввиду того что этот метод требует серьезных временных вложений, относиться к нему нужно с еще большей серьезностью, то есть для ПТ-САУ ИСУ-122С перки
качаем в таком порядке:
Командир (радист) – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий – , , , .
Заряжающий – , , , .
Снаряжение для ИСУ-122С
А вот в покупке расходников нет ничего сложно и если вы хотите побольше фармить, тратя как можно меньше серебра за бой, берите стандартный набор в виде , , . В противном случае, когда серебра в запасе достаточно, а в бою вы хотите максимум эффективности, на ИСУ-122С снаряжение ставится из , , . Кроме того, пожары у этой машины бывают нечасто, так что замени огнетушителя на приветствуется.
Тактика игры на ИСУ-122С
Каких-то сакральных истин в плане игры на данном агрегате не будет, тут нужен анализ и холодный расчет. Берем во внимание, что машина у нас большая, бронирована слабо и даже при недостатке в точности и пробитии, для ИСУ-122С тактика должна сводиться к дистанционному бою.
Как уже говорилось, точность у нас плохая, то есть стоя даже на второй линии советский танк ИСУ-122С частенько промахивается по врагу на большой дистанции, однако, подъехав близко и попав в засвет, бой для вас может оказаться слишком скоротечным, ведь отправление в ангар не заставит ждать.
Стоя вдалеке вы будете относительно в безопасности, получите возможность наносить много урона и даже фармить, но целиться на ПТ-САУ ИСУ-122С WoT всегда нужно тщательно, сводясь до конца и выгадывая опережение, если требуется. Подобная щепетильность объясняется не только желанием наносить урон и фармить, помните, что в вашем распоряжении не так уж много снарядов.
Разумеется, при выборе позиции необходимо учитывать еще несколько факторов, например, ИСУ-122С танк имеет слабые УГН и УВН, то есть в выбранной точке вы должны иметь хороший прострел, и она должна быть ровной. Помимо этого, выбирая позицию, подумайте о путях отхода, или хотя бы хорошем укрытии, где можно будет укрыться от наземной техники и артиллерии, если вас обнаружат.
В остальном при игре на ИСУ-122С World of Tanks важно всегда следить за мини-картой и стараться не подпускать к себе противника. Машина перед вами стоящая, она имеет огромный урон и фармить может, все зависит от вас и от уровня боя, в который вы попали.
Основные характеристики
Кратко
Подробно
5.7 / 5.7 / 5.7 БР
4 человек Экипаж
Подвижность
46,0 тонн Масса
8 вперёд
2 назад
КПП
Вооружение
30 снарядов боезапас
3° / 22° УВН
3° / 7° УГН
250 снарядов боезапас
50 снарядов размер обоймы
600 выстрелов/мин скорострельность
5° / 85° УВН
Экономика
Описание
Напишите введение к статье в 2-3 небольших абзаца. Кратко расскажите об истории создания и боевого применения машины, а также о её ярких особенностях и применении в игре. Вставьте скриншоты машины в разных камуфляжах. Если начинающий игрок плохо помнит технику по названиям, он сразу поймёт, о чём речь.
Основные характеристики
Бронезащита и живучесть
Расскажите о бронезащите. Отметьте самые защищённые и самые уязвимые зоны. Оцените компоновку узлов и агрегатов, а также численность и расположение членов экипажа. Адекватен ли уровень бронезащиты, способствует ли компоновка выживаемости в бою?
При необходимости используйте наглядный шаблон для указания наиболее защищённых и уязвимых зон брони.
Подвижность
Вооружение
Основное орудие
Дайте читателю информацию о характеристиках основного орудия. Оцените его эффективность в бою исходя из скорости перезарядки, баллистики и потенциального урона. Не забудьте о скорострельности по распределённым целям: как быстро орудие может навестись на одну цель, произвести по ней выстрел и навестись на следующую цель. Добавьте ссылку на основную статью по орудию: {{main|Название орудия}}
Опишите доступные для основного орудия боеприпасы. Дайте рекомендации по их использованию и по наполнению боеукладки.
Дополнительное орудие
Некоторые танки вооружены несколькими орудиями, расположенными в одной или нескольких башнях. Оцените вспомогательное орудие и дайте советы по его применению. Если дополнительных орудий нет, уберите этот подраздел.
Опишите доступные для дополнительного орудия боеприпасы. Дайте рекомендации по их использованию и по наполнению боеукладки.
Пулемётное вооружение
Курсовые и зенитные пулеметы не только позволяют сражаться с самолётами, они также эффективны и против легкобронированной техники. Оцените пулемётное вооружение и дайте рекомендации по его использованию.
Применение в бою
Опишите приемы игры на машине, особенности использования в команде и советы по тактике. Воздержитесь от создания "гайда" - не навязывайте единственную точку зрения, но дайте читателю пищу для размышлений. Расскажите о самых опасных противниках и дайте рекомендации по борьбе с ними. При необходимости отметьте специфику игры в разных режимах (АБ, РБ, СБ).
Достоинства и недостатки
Достоинства:
Недостатки:
Историческая справка
Расскажите об истории создания и боевого применения машины. Если историческая справка получится большой, вынесите её в отдельную статью и добавьте сюда ссылку на неё при помощи шаблона main . В конце обязательно укажите ссылки на источники.
Медиа
Прекрасным дополнением к статье станут видеогайды, а также скриншоты из игры и фотографии.
См. также
- ссылка на семейство техники;
- ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.
- тема на оф. форуме игры;
- страница на Википедии;
- страница на Aviarmor.net;
- другая литература.
· Семейство ИС | |
---|---|
Военного времени | ИС-1 · ИС-2 обр. 1943 г. · ИС-2 обр. 1944 г. · ИС-2 обр. 1944 г. «Месть за брата героя» · ИС-3 · ИС-6 |
Послевоенные | ИС-4М · ИС-7 · Т-10М |
САУ на базе ИС | ИСУ-152 · ИСУ-122 · ИСУ-122С |
· Советские САУ | |
---|---|
На базе транспорта | СУ-57 · ЗиС-30 · 29-К |
На базе ЛТ |
Советская ПТ-САУ 7-го уровня ИСУ-122С была включена в подарочный набор, приуроченный к 70-летию Победы и входит в состав «Берлинской тройки». В настоящее время, машина не продаётся, но имеется в ангаре у многих игроков. Нужно уточнить, что техника обладает весьма интересными боевыми характеристиками, поэтому даже не являясь «льготником», чувствует себя в рандоме вполне уверенно. Рассмотрим ключевые особенности данной ПТ-САУ в полноценном обзоре.
ИСУ-122С тактико-технические характеристики
Показатели жизнеспособности у ИСУ-122С средние: 870 единиц прочности , учитывая, что машину забрасывает к десяткам, выглядят довольно скромно. Радиус обзора тоже смотрится не очень – 350 метров в базовой комплектации. Скромненько выглядят и показатели бронирования: 90 миллиметров в лобовой и боковой проекции. Маска орудия выглядит более внушительно – 100 миллиметров, но также не будет сдерживать попадания от высокоуровневых противников.
Максимальная скорость составляет 43 км/час , скорость поворота шасси – 27 град/сек. В принципе, машина обладает хорошей динамикой и манёвренностью. В плане незаметности ИСУ-122С выглядит обделённой, показывая один из самых низких коэффициентов маскировки среди одноклассников.
С чем ИСУ-122С действительно повезло – это пушка. На технике установлено 122-миллиметровое орудие Д-25С
образца 1944 года. Бронепробитие бронебойным снарядом 175 мм, средний разовый урон: 390 единиц. Скорость перезарядки составляет 7.1 секунды.Если творчески подойти к комплектации, этот показатель можно значительно улучшить.
В частности:
Орудийный досылатель – 6.39 сек.
Орудийный досылатель/Улучшенная вентиляция – 6.24 сек.
Боевое братство/орудийный досылатель/улучшенная вентиляция – 6.11 сек.
Если к последнему варианту прибавить «Доппаёк», скорость перезарядки сокращается до 5.85 секунды
.
Учитывая, что речь идет о премиумнной технике, доходность которой во многом зависит от урона, характеристики орудия смотрятся весьма интересно. Нужно учитывать, что в боях с десятками пробития в 175 мм будет катастрофически не хватать, поэтому имеет смысл загрузить в боекомплект десяток подкалиберных снарядов, увеличив показатель бронепробития до 217 мм. Кроме этого, орудие имеет сравнительно неплохую точность и время сведения, что удивительно для советской техники. Однако красивую картину вооружения портят некомфортные УВН.
Оборудование на ИСУ-122С
Чтобы повысить эффективность машины, необходимо ответственно подходить к выбору дополнительных модулей. Итак, ИСУ-122С – это ПТ с неплохим вооружением, но довольно посредственными техническими характеристиками. Поэтому можно попробовать установить такое оборудование:
1. Стереотруба
– повышаем радиус обзора.
2. Досылатель
– увеличиваем ДПМ.
3. Вентиляция
– получаем бонус к основным характеристикам.
Впрочем, вентиляцию можно заменить маскировочной сеткой (повысить коэффициент незаметности) или усиленными приводами, чтобы улучшить точность орудия.
Перки для ИСУ-122С
Не менее ответственно нужно подходить и к прокачиванию навыков экипажа. Под бронёй размещаются 5 танкистов, командиру приходится замещать отсутствующего радиста. Нужно отметить, что в рамках подарочной акции, ИСУ-122С продавалась со 100% экипажем и уже изученным навыком «Боевого братства», поэтому остаётся определиться с выбором других перков. Здесь может сыграть такой набор:
Нужно учесть, что маскировка прокачивается обязательно, а навыком ремонта можно пренебречь: это ПТ, которая большую часть боя стоит в кустах. Кроме этого можно прокачать такие умения:
- «Мастер-оружейник».
- «Мастер на все руки».
Перки помогут при ранении членов экипажа и критических повреждениях внутренних модулей. Снаряжение устанавливается стандартное, огнетушитель можно заменить подкрученными оборотами двигателя.
Как играть на ИСУ-122С
Тактика ведения боя на ИСУ-122С не отличается от игры на любой ПТ-САУ. Занимаем густые кусты на 2-3 линии и накидываем в борта неосторожным противникам. Почему в борта? С бронепробитием в 175 мм, машина не сможет пробивать лобовую броню тяжей девятого уровня. Учитывая, что у ПТ далеко не идеальная точность, охотится за менее бронированными светляками и СТ будет проблематично. Кроме этого, не забываем следить за мини-картой и не подпускаем лёгкие танки. Максимально экономим небольшой запас прочности, поэтому сейвимся от арты.
Как поступить, если у вас уже есть в коллекции знаменитые советские САУ ИСУ(СУ)-152 и ее собрат ИСУ-122? Конечно же, взяться за конверсию одной из них в более редкий и интересный вариант. Сегодня мы поговорим о таком экземпляре - ИСУ-122С.
Немного исторической справки.
ИСУ-122С (ИСУ-122-2, объект 249) – советская тяжелая самоходно-артиллерийская установка периода Великой Отечественной войны. Создана в апреле 1944 года в КБ завода №100 и представляет собой модернизированный вариант САУ ИСУ-122. Принята на вооружение армии 22 августа 1944 года. Серийно производилась на ЧКЗ одновременно с другими известными самоходками – ИСУ-122 и ИСУ-152. Главное отличие ИСУ-122С – вместо 122-мм орудия А-19С, в новую самоходку устанавливалась «танковая» пушка Д-25С аналогичного калибра. Орудие имело горизонтальный клиновый полуавтоматический затвор. За счет более компактных противооткатных устройств и другой казенной части, скорострельность ИСУ-122С составляла порядка 6 выстрелов в минуту, против 3-4 у самоходки, вооруженной А-19С. Именно эту особенность часто приводят в качестве причины создания этой САУ. Внешне ИСУ-122С отличалась от «обычной» 122-й новой маской орудия и наличием дульного тормоза. Для стрельбы прямой наводкой использовался прицел ТШ-17, для стрельбы с закрытых позиций – панорама Герца.
По данным Википедии, до конца войны завод выпустил 475 самоходок данной модификации, а до 1947 года было выпущено еще 200 штук. ИСУ-122С поступала на вооружение тяжелых самоходно-артиллерийских полков, наравне с ИСУ-122 и ИСУ-152. Задачами этих соединений были, в основном, поддержка танковых и стрелковых частей в наступлении. Кроме этого, ИСУ-122С являлась неплохим противотанковым средством, за счет повышенной скорострельности своего орудия. Ее 122-мм бронебойный снаряд БР-471, вылетающий из ствола со скоростью 800м\с, был способен поразить практически любую бронецель. Самоходки оставались на вооружение армии и после окончания войны, вплоть до 1960-х годов.
Непосредственно по ИСУ-122С специальной литературы, конечно, не существует. Но отдельные сведения и фотоматериал можно почерпнуть из этих изданий.
1. Барятинский М.Б. «Зверобои». Убийцы «Тигров»».
– М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008, 96 с.
Основной источник информации, использовавшийся при постройке данной модели. Книга содержит достаточно подробную информацию по самоходкам на базе танков ИС, включая фото и схемы внутреннего устройства этих машин. Непосредственно по объекту 249
есть интересные документальные фото и даже один цветной «боковичек».
2. Барятинский М.Б. Тяжелый танк ИС-2. Наш ответ «Тиграм».
– М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006, 96 с. Бронеколлекция № (3)18 за 1998г.
Подойдет для общего ознакомления непосредственно с танком ИС и самоходками на его базе. Есть также старое, практически идентичное, издание этой книги в качестве приложения к журналу «Моделист-Конструктор» - Бронеколлекция № (3)18 за 1998г. В продаже вы его, конечно, уже не найдете.
3. Карпенко А.В. Тяжелые самоходные артиллерийские установки.
Совместный выпуск журналов Танкомастер №4 за 2001г и Бастион №8.
Содержит интересную информацию по различным советским САУ, в т.ч. серии ИСУ. Подойдет для самого общего ознакомления.
4. Посмотреть вот этот walkaround непосредственно по ИСУ-122С. Правда, машина имеет некоторые послевоенные черты (например, поздний грязеочиститель ведущей звездочки), тем не менее, все равно пригодится.
Из чего будем строить:
1. САУ ИСУ-152 от фирмы Tamiya
, М 1:35.
2. Конверсионный набор Model Point (RC310)
, содержит металлический ствол и новую бронемаску для ИСУ-122С.
3. Фототравление от Aber для ИСУ-152 (35 235, Vol.1- basic set)
.
4. Металлические тросы от Eureka XXL (ER3541, type 1)
.
5. Фары от Elf (3502)
.
6. Различный «скарб» для оживления модели – металлическое ведро от RB Model (RB35D09)
, канистры и бочки от Maquette, снарядные ящики от MiniArt (35068)
, гильзы 122-мм снарядов от Model Point
.
7. Наборные металлические гусеницы от Friulmodel. Это по вашему желанию и кошельку. В принципе, сам набор содержит весьма и весьма не плохие пластиковые наборные гусеницы. Но если вам необходим дополнительный реализм или полностью подвижная гусеница- то без Friul не обойтись:)
Пара слов о модели.
На данный момент, на сколько нам известно, ИСУ-122С в масштабе 1:35 можно приобрести только от китайской фирмы Dragon (CyberHobby, «оранжевая» серия). Из набора, на выбор, можно собрать как обычную 122-ю, так и ИСУ-122С . Но найти данный кит в свободной продаже довольно проблематично. Энтузиасты выкручиваются с помощью E-bay или перекупки у своих коллег на тематических форумах. Также стоит заметить, что набор уже довольно старенький и некоторые огрехи в качестве имеют место быть.
Второй вариант получить искомую самоходку в свою коллекцию – это конверсия из модели ИСУ (122 или 152, не важно). Наиболее доступный и не дорогой вариант – модели от отечественной фирмы Звезда . Они имеют относительно неплохое общее качество отливок и стыкуемость деталей, но копийность оставляет желать лучшего. Например, ходовая часть сильно упрощена, виниловые гусеницы из комплекта однозначно (!) требуют замены, кроме того, у машины есть некоторые послевоенные черты. Все это добавит сложности при работе над моделью. Но если вы хотите побольше потренироваться в преодолении трудностей, то этот вариант для вас:-)
Мы же используем ИСУ-152 от японской фирмы Tamiya . Набор отличается высоким качеством отливок, отсутствием облоя, каких-либо утяжин и смещений пресс-форм. Копийность на очень высоком уровне, к примеру, ходовая часть проработана очень достойно. В тоже время есть некоторые исторические неточности, характерные для машин послевоенного выпуска, но это легко исправляется. В наборе даны два вида гусениц (пластиковые и мягкие виниловые), крохотная платка фототравления (решетки на МТО), остекление фары, имитация казенной части орудия (правда, весьма грубая) и две фигурки танкистов.
Перечень доработок.
Не является полностью исчерпывающим. В ходе работы появлялись некоторые нюансы, которые необходимо было добавить на модель.
1. Доработка дополнительных траков на лобовой броне.
2. Убрать торсион открывания люка на крыше рубки.
3. Изменить форму петель крепления задней бронеплиты, а также другие доработки (ручки, крепление тросов, дополнительная клепка).
4. Замена ствола и орудийной маски, добавить П-образную скобу, рымы.
5. Замена поручней, ручек, рым-болтов на проволоку.
6. Замена фары на Эльф, просверлить клаксон, добавить проводку к ним, заменить крепления.
7. Убрать крепление зенитного пулемета ДШК с командирского люка (справа).
8. Замена дополнительных топливных баков на самодельные и новые крепления к ним.
9. Заменить тросы.
10. Добавить антенну.
11. Заменить необходимые детали из набора на фототравленные (крепеж, инструмент и т.д.)
12. Добавить внутренний интерьер, по возможности.
ИСУ-152 – советская тяжелая САУ завершающего периода Великой Отечественной войны. В названии самоходки аббревиатура ИСУ означает, что САУ создана на базе нового тяжелого танка ИС. Добавление буквы «И» в обозначении установки потребовалось, для того чтобы отличить машину от уже существующей самоходки СУ-152, созданной на базе танка КВ-1С. Индекс 152 обозначал калибр используемого орудия.
Разработка новой тяжелой самоходки конструкторским бюро опытного завода №100 велась в июне-октябре 1943 года, а уже 6 ноября 1943 года новая САУ была принята на вооружение РККА. Тогда же Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) приступил к ее производству, которое продолжалось до 1946 года. Несколько машин данной марке в 1945 году выпустил также Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ). САУ ИСУ-152 активно применялась на завершающем этапе Великой Отечественной войны и приняла участие практически во всех крупных сражениях данного этапа, сыграв важную роль в разгроме нацистской Германии и ее европейских союзников. Помимо Красной Армии, ИСУ-152 находилась на вооружении армий Чехословакии и Польши.
После окончания войны ИСУ-152 прошли модернизацию и длительное время состояли на вооружении армии СССР. Также данные самоходки поставлялись на экспорт в Египет. Переданные Египту САУ приняли участие в арабо-израильских вооружённых конфликтах на Ближнем Востоке. САУ ИСУ-152 были сняты с вооружения Советской армии лишь в середине 1970-х годов. Небольшое количество уцелевших от переплавки машин в настоящее время можно встретить в музеях различных стран мира, также часть машин установлено на постаменты и выполняет роль памятников. Всего до 1946 года было выпущено 3242 самоходки ИСУ-152.
САУ ИСУ-122 относилась к типу полностью бронированных самоходок с передним расположением бронерубки. Данная машина была создана на базе САУ ИСУ-152 посредством замены гаубицы-пушки МЛ-20С обр. 1937/43 годов на 122-мм полевую пушку А-19 обр. 1931/37 годов с изменением подвижного элемента бронирования орудия. Данная САУ появилась на свет с целью увеличение противотанкового действия самоходки на больших дальностях ведения огня. Высота линии огня САУ ИСУ-122 составляла 1790 мм. Экипаж машины состоял из 4 или 5 человек, его размещение было аналогичным размещению в самоходке вооруженной 152-мм гаубицей. В том случае, если экипаж САУ состоял из 4 человек, то функцию заряжающего выполнял замковый.
Установка ИСУ-122 была принята на вооружение Красной Армии 12 марта 1944 года. Данная самоходка, как и ИСУ-152, серийно производилась в Челябинске на заводе ЧКЗ. Серийное производство САУ продолжалось с апреля 1944 по сентябрь 1945 года. До 1 июня 1945 года в Челябинске было собрано 1435 САУ ИСУ-122, которые достаточно активно использовались на всех фронтах Великой Отечественной войны. Всего за время серийного производства заводские цеха покинуло 1735 машин.
Особенности конструкции ИСУ-152
САУ ИСУ-152 обладала той же компоновкой, что и все остальные серийные советские самоходки военного времени (за исключением СУ-76). Полностью бронированный корпус самоходки делился на 2 части. Орудие, боезапас к нему и экипаж находились впереди в бронированной рубке, которая совмещала в себе отделение управления и боевое отделение. Двигатель и трансмиссия располагались в корме самоходной установки.
Броневой корпус САУ изготавливался методом сварки из катаных бронеплит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 мм. Броневая защита самоходки была противоснарядной, дифференцированной. Бронеплиты рубки были установлены под рациональными углами наклона. В сравнении с предыдущей моделью самоходной установки того же назначения и класса – СУ-152, бронекорпус САУ ИСУ-152 отличался чуть большей высотой (так как он не обладал такой глубиной посадки, как у машин созданных на без КВ-1С) и более просторным пространством бронерубки. Увеличение внутреннего объема достигалось за счёт уменьшения углов наклона бортовых и скуловых бронелистов. Связанное с этим незначительное уменьшение защищённости компенсировалось увеличением толщины бронирования данных частей рубки. Рост объема рубки положительным образом сказывался на условиях работы экипажа САУ.
Экипаж САУ ИСУ-152 состоял из 5 человек. Три члена экипажа находились слева от орудия. Впереди было место механика-водителя, сразу за ним находился наводчик орудия, а сзади сидел заряжающий. Командир самоходки и замковый располагались с правой стороны от орудия. Посадка и высадка экипажа осуществлялась через прямоугольный двухстворчатый люк, расположенные на стыке крышевого и заднего листов бронерубки, а также через круглый люк, находящийся справ от орудия. Еще один круглый люк, находящийся слева от орудия, использовался для вывода наружу удлинителя панорамного прицела и не использовался для посадки экипажа. В корпусе САУ имелся также аварийный люк, расположенный в днище.
Все люки, которые использовались для посадки/высадки экипажа, а также люк артиллерийской панорамы оснащались перископическими приборами Mk IV, которые использовались для наблюдения за обстановкой на поле боя (всего 3 штуки). Механик-водитель САУ вел наблюдение за дорогой при помощи смотрового прибора с триплексом, который прикрывался от осколков специальной бронезаслонкой. Этот прибор размещался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите САУ слева от орудия. Во время маршей и в спокойной обстановке данный люк-пробка мог быть выдвинут вперед, обеспечивая механику-водителю лучший обзор с его рабочего места.
Основным вооружением САУ была гаубица-пушка МЛ-20С калибра 152,4 мм, которая монтировалась в специальной рамке на лобовой бронеплите рубки и имела вертикальные углы наведения в диапазоне от -3 до +20 градусов. Сектор горизонтальной наводки равнялся 20 градусам (по 10 в каждую сторону). Высота линии огня равнялась 1,8 м., дальность прямого выстрела по целям высотой 2,5-3 м., составляла 800-900 метров, дальность стрельбы прямой наводкой – 3,8 км. Максимальная дальность стрельбы – 13 км. Выстрел можно было произвести при помощи механического или электрического спуска. Боекомплект орудия состоял из 21 выстрела раздельного заряжания.
С начала 1945 года на данные САУ начали устанавливать крупнокалиберные 12,7-мм зенитные пулеметы ДШК, оснащенные коллиматорным прицелом К-8Т. ДШК монтировался на специальной турельной установке на правом круглом люке, который использовался командиром машины. Боекомплект пулемета равнялся 250 патронам. Для самообороны экипаж также мог использовать 2 пистолета-пулемета ППС или ППШ с боекомплектом в 1491 патрон, а также 20 гранат Ф-1.
САУ ИСУ-152 оснащалась V-образным четырёхтактным 12-цилиндровым дизелем В-2-ИС, который выдавал максимальную мощность в 520 л. с. (382 кВт). Дизель оснащался топливным насосом НК-1 высокого давления с корректором подачи топлива и всережимным регулятором РНК-1. Для очистки воздуха, поступающего в двигатель, применялся фильтр типа «Мультициклон». Дополнительно в моторно-трансмиссионном отделении самоходки монтировались подогревающие устройства, которые служили для облегчения пуска двигателя в холодное время года. Также данные устройства могли использоваться для подогрева боевого отделения САУ в зимних условиях. Самоходка оснащалась тремя топливными баками. Два из них находились в боевом отделении, еще один – в МТО. Дополнительно на САУ могло быть установлено 4 наружных топливных бака, которые не были связаны с топливной системой двигателя.
Особенности конструкции ИСУ-122
Основным отличием САУ ИСУ-122 от ИСУ-152 было орудие, в остальном эти самоходки были практически полностью идентичны. ИСУ-122 вооружались пушкой А-19 образца 1931/37 года. В мае 1944 года в конструкцию данного орудия были внесены изменения, которые нарушили их взаимозаменяемость с ранее выпущенными стволами. Модернизированное орудие получило название «122-мм самоходная пушка обр. 1931/1944 г.). Устройство пушки А-19 во многом повторяло МЛ-20С, оба орудия имели поршневой затвор, вот только длина ствола А-19 была существенно выше и составляла 46,3 калибра. А-19 отличалась от МЛ-20С меньшим калибром, увеличенной на 730 мм. длиной, меньшим числом нарезов и отсутствием дульного тормоза.
Для наводки орудия применялись поворотный механизм винтового типа и подъемный механизм секторного типа. Углы вертикальной наводки лежали в диапазоне от -3 до +22 градусов, а углы горизонтальной наводки составляли 10 градусов в обе стороны. Дальность стрельбы прямой наводкой равнялась 5 км., максимальная дальность стрельбы была 14,3 км. Скорострельность орудия – 2-3 выстрела в минуту.
Уже в апреле 1944 года в КБ завода № 100 была спроектирована САУ ИСУ-122С, которая представляла из себя модернизированный вариант самоходки. В июне созданный образец прошел испытания и уже 22 августа был принят на вооружение Красной Армии. В том же месяце САУ пошла в серийное производство. САУ ИСУ-122С производилась на ЧКЗ параллельно с другими самоходками. ИСУ-122С отличалась от ИСУ-122 использованием новой пушки – Д-25С обр. 1944 года, которая имела дульный тормоз и клиновой полуавтоматический затвор. Длина ствола орудия составляла 48 калибров. За счет использования казенной части пушки и компактных противооткатных устройств удалось увеличить скорострельность орудия, которая при слаженной работе экипажа возрастала до 6 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 5 км, максимальная дальность стрельбы возросла до 15 км. Боекомплект орудия так же как и у пушки А-19 составлял 31 снаряд. Внешне ИСУ-122С отличалась от ИСУ-122 новой литой маской орудия толщиной – 120-150 мм. и стволом.
Боевое применение
Организационно ИСУ-152/122 применялись в составе отдельных тяжелых самоходных полков (ОТСАП). Каждый полк имел на вооружении 21 самоходку в составе 4 батарей по 5 машин и одной командирской САУ. Часто ИСУ заменяли в частях СУ-152 или шли на формирование вновь создаваемых частей. Несмотря на официально установленную одинаковую тактику использования САУ ИСУ-152 и ИСУ-122, их по возможности старались не перемешивать в составе одного подразделения, хотя на практике был ряд полков, в которых САУ использовались совместно. Всего до конца войны было сформировано 53 ОТСАП.
Тяжелые САУ использовались для уничтожения долговременных фортификационных сооружений и полевых укреплений противника, борьбы с танками на дальних дистанциях, поддержки наступающих войск. Боевой опыт продемонстрировал, что ИСУ-152 способна успешно справляться со всеми этими задачами, при этом было выявлено и своеобразное разделение труда между самоходками. ИСУ-122 больше подходили для истребления бронетехники противника, а ИСУ-152 для борьбы с укреплениями и штурмовых действий. При этом ИСУ-152 могла бороться с любой бронетехникой вермахта. Сами за себя говорят ее прозвища: советское «Зверобой» и немецкое «Dosenoffner» (вскрыватель консервных банок).
Солидное бронирование позволяло САУ сближаться на расстояния недоступные для буксируемой артиллерии и поражать цели прямой наводкой. При этом ИСУ обладали хорошей ремонтопригодностью и хорошей живучестью под воздействием огня противника.
Правда, выявились в боях и слабые стороны ИСУ-152. Ограниченные углы горизонтальной наводки делали машину уязвимой для фланговых атак (справедливости ради стоит отметить, что этим страдали и САУ вермахта). Меньший угол возвышения орудия (20 градусов против 65 у буксируемого варианта гаубицы) сужал возможность маневра огнем на дальних дистанциях. Из-за применения выстрелов раздельного заряжания, которые обладали большой массой, страдала скорострельность (до 2 выстрелов в минуту), что несколько уменьшало эффективность борьбы с немецкой бронетехникой, особенно в ближнем бою. Ну и, наконец, возимый боезапас из 20 выстрелов, которого часто оказывалось недостаточно в боевых условиях. При этом погрузка боекомплекта в САУ была достаточно утомительной операцией, которая могла отнять до 40 минут. Стоит отметить, что все эти недостатки были обратной стороной достоинств, которыми обладала ИСУ-152. Большая эффективность артиллерийского огня самоходки напрямую была связана с использованием крупнокалиберных снарядов раздельного заряжания.
ИСУ-122С во время штурма Кенигсберга
Слабые стороны, которыми обладала единичная самоходка, опытные командиры старались компенсировать их правильным использованием. Во время отражения танковых атак САУ во избежание флангового обхода строились веером. При ведении огня с закрытых позиций, боеприпасы к самоходкам доставлялись заранее и в то время, когда часть машин вела огонь, другие осуществляли перезарядку, что обеспечивало беспрерывность артиллерийского воздействия по противнику.
Наибольшую свою эффективность ИСУ продемонстрировали во время штурма городов и укрепленных полос немецкой обороны. Особенно здесь выделялась ИСУ-152, чей 43-кг фугасный снаряд делал самоходку страшнейшим врагом для окопавшегося неприятеля. Немалая часть успеха во время штурма Кенигсберга и Берлина лежит именно на советских самоходчиках, воевавших на данных машинах. Свои последние залпы во время Второй мировой войны ИСУ-152 сделали на другом конце Евразии, в ходе наступательной операции Красной Армии против японской Квантунской армии.
Тактико-технические характеристики: ИСУ-122/152
Масса: 46 т.
Габаритные размеры:
Длина 9,85/9,05 м., ширина 3,07 м., высота 2,48 м.
Экипаж: 5 чел.
Бронирование: от 20 до 90 мм.
Вооружение: 122-мм пушка А-19С/152-мм гаубица-пушка МЛ-20С, 12,7-мм пулемет ДШК
Боекомплект: 30/21 снаряд, 250 патронов к пулемету
Двигатель: двенадцатицилиндровый V-образный дизельный двигатель В-2-ИС мощностью 520 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 35 км/час, по пересеченной местности – 15 км/ч.
Запас хода: по шоссе – 220 км., по пересеченной местности – 140 км.