Что стало с двигателем для танка алтай. Танк Алтай
Турция готовится к началу серийного производства собственного перспективного танка Altay. Анкара планирует заменить этими машинами 30% своего устаревшего танкового парка. Эксперты отмечают, что никаких инновационных решений в турецкой разработке нет - многие технологии заимствованы у зарубежных аналогов. В то же время специалисты считают, что создание собственного танка - хороший имиджевый ход со стороны Турции, а также поддержка развития оборонной промышленности страны. О сильных и слабых сторонах Altay - в материале RT.
Анкара собирается начать серийное производство собственного перспективного танка Altay. Эту задачу возьмёт на себя частная турецко-катарская компания BMC, сообщает портал Defense News. Под эти нужды создаётся площадка в городе Карасу (Сакарья). По информации ресурса, в скором времени Управление оборонной промышленности Турции заключит с BMC контракт стоимостью $3,5 млрд на выпуск партии в 250 машин.
Согласно опубликованному в марте 2017 года Стратегическому плану развития оборонной промышленности Турции, в 2020—2021 годах армия должна получить 35 танков Altay. Серийное производство этой гусеничной машины намечено на конец 2020 года, а масштабные поставки Altay начнутся в 2022-м.
В общей сложности в будущем Управление оборонной промышленности рассчитывает поставить в вооружённые силы до тысячи машин, обновив треть танкового парка турецкой армии.
Первые серийные Altay будут оснащены немецкими дизельными двигателями MTU MT 883 Ka 501. Предполагается, что после 2022 года танки будут передвигаться уже на национальных силовых установках. Стратегический план развития предусматривает финансирование разработки двигателей для «сухопутных платформ».
Созданием силовой установки займётся компания Otomotiv Sanayi ve Ticaret A.Ş. Первоначально Анкара рассчитывала использовать немецкие или австрийские двигатели. Однако в 2016—2017 годах Берлин и Вена приняли ряд решений, которые существенно ограничили военно-техническое сотрудничество с Турцией.
Вынудили Управление оборонной промышленности (подчиняется напрямую президенту Реджепу Тайипу Эрдогану) объявить конкурс на разработку собственной силовой установки мощностью 1,5 тыс. лошадиных сил.
- oruzhie.info
Заимствованные решения
Altay — первый турецкий танк. Его назвали в честь генерала Фахреттина Алтая (1880—1974), одного из лидеров Кемалистской революции, в ходе которой Турция отстояла свою независимость.
Разработкой Altay с 2007 года занимается Otokar Otomotiv ve Savunma Sanayi. Полноразмерный макет машины был впервые продемонстрирован в Стамбуле в 2011 году на международной выставке IDEF. Уже через год было собрано два прототипа. В проект Altay Турция уже вложила около $500 млн.
Машина массой 60 т продемонстрировала на испытаниях хорошую подвижность и огневые показатели. Танк вооружён 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой и пулемётом калибра 12,7 мм и оснащён панорамным прицелом и тепловизионным оборудованием.
На турецкий танк установили композитную броню модульного типа и средства динамической защиты. Однако он лишён новейших комплексов активной защиты (перехват боеприпасов противника). Ещё один недостаток машины — относительно невысокий уровень автоматизации управления. Например, в Altay предусмотрена ручная система заряжания.
Эксперты сходятся во мнении, что Анкара скопировала до 60% технологических решений, применяемых в зарубежных машинах. Так, башня, корпус, пушка и ходовая часть Altay очень напоминают конструкцию южнокорейского танка K2 Black Panther и немецкого Leopard.
- Проверка огневых качеств Altay на полигоне
- oruzhie.info
Версию о заимствовании подтверждает и то, что в проекте участвует южнокорейская компания Hyundai Rotem. Кроме того, в 2004 году Минобороны Турции объявило тендер на поставку крупной партии зарубежных танков с условием передачи Анкаре всей технической документации. Заявки подали США (M1 Abrams), Германия (Leopard 2) и Украина (Т-84).
В перспективе Altay должен обновить устаревающий танковый парк страны. Сегодня основными боевыми машинами Вооружённых сил Турции служат модернизированные американские танки M48 и M60, немецкие Leopard 1 и Leopard 2. Главное препятствие для быстрого перевооружения — высокая цена Altay — $5,5 млн (стоимость российского Т-90 — $2 млн, Т-14 «Армата» — около $4 млн).
Стимул для развития
В беседе с RT кандидат военных наук Сергей Суворов заявил, что создание собственного двигателя для Altay будет серьёзным вызовом для турецкой оборонной промышленности. По его мнению, разработка силовой установки может стать препятствием для серийного производства танка.
«Туркам было бы проще купить хороший двигатель у немцев или австрийцев, потому что позиции Турции в двигателестроении достаточно слабые. Возможно, туркам придётся повременить с выпуском машин для эксплуатации в войсках. Без надёжного двигателя разговор о возможностях танка в бою не имеет смысла. А полагаться в таких вопросах на Запад явно не в интересах Турции», — отметил Суворов.
По словам Суворова, в ходе работ по созданию опытных образцов Otokar с большой вероятностью заимствовал технологические решения Южной Кореи, Германии, США и Украины.
«Это абсолютно нормальная практика. История танкостроения говорит нам, что на создание полностью оригинального образца уходит как минимум 20 лет. Altay будет обязательно доведён до ума. У турецкой оборонки очень сильная государственная поддержка. В этом проекте ярко проявляется политическая воля Анкары», — пояснил Суворов.
Собеседник RT полагает, что Altay будет находиться примерно на одном технологическом уровне с 2000 года разработки. При этом реальные потребности турецкой армии в новейшей машине, по оценке Суворова, ограничиваются 200 единицами.
Эксперт считает, что проект Altay преследует две цели — оснастить вооружённые силы собственным современным танком и предоставить национальной оборонной промышленности дополнительный стимул для развития.
«Туркам не требуется армада таких танков, как Altay. Возможности Altay будут избыточны для войн, которые . Здесь переплелись скорее политические и экономические причины. Турция хочет обрести технологическую независимость от зарубежных стран и в идеале занять лидерские позиции по экспорту вооружения», — резюмировал Суворов.
- Американские танки M60 турецкой армии
- Reuters
- Umit Bektas
Для выполнения прототипирования государством выделено более $ 500 млн. Следуя стадиям проекта, два опытных образца должны быть выпущены в 2016 году; боевые испытания начнутся в 2016 году, а первая партия из 250 единиц танков Altay будет запущена в массовое производство в 2017 году. Некоторые страны уже проявили внимание к мобильности и огневой мощи танка Altay. Ожидаемая стоимость одного турецкого танка составит 5,5 млн. долларов США.
Проект "национальный танк Аltay" реализуется согласно соглашению, подписанному в марте 2007 года между Министерством обороны Турции и турецкой компанией Otokar (подразделение консорциума Коч). Поскольку Турция до сих пор не имеет опыта в создании собственных боевых танков, компания Otokar (в свою очередь) заключила контракт с южнокорейской компанией Hyundai Rotem о совместной разработке прототипа нового танка. Контракт был подписан по итогам тендера, в котором также участвовала немецкая компания KMW.
Первый образец танка Аltay был представлен общественности 11 мая 2016 года на выставке вооружений IDEF-2016, которая проходила в Стамбуле. При создании новой боевой машины широко использовался опыт, накопленный корейцами при создании собственного танка K2 "Черная Пантера". По данным турецкой стороны, при проектировании танка Altay будет заимствовано не менее 60% высоких технологий, использованных в K2. В будущем танк Altay будет должен заменить используемые сегодня в Турции сильно устаревшие немецкие танки Leopard 1A, Leopard 2A, а также и американские танки M48 и M60.
В рамках проекта Южная Корея передает ноу-хау, в том числе систему "ASELSAN" для управления, командования и связи. Также турецкая сторона получит систему стабилизации огня из пушки и пулемета. Южнокорейская фирмы Rotem (подразделение Hyundai) предоставит некоторых важные подсистемы, но главное - это гладкоствольная 120 мм пушка 55 калибра и модульная система тотального бронирования танка Roketsan. На первых танках проекта установят дизельные двигатели мощностью 1500 л.с., а затем более мощные сдвоенные двигатели общей мощностью 1800 л.с.
|
Некоторые характеристики танка Аltay: экипаж 4 бойца, масса 60 тонн, максим. скорость 70 км/час., сдвоенные дизели разной мощности, броня из композита Rokestan, гладкоствольная пушка 120мм, 12.7 мм тяжелый пулемет, 7.62 спаренный пулемет, гарантированный проход через реки на глубине 4.5 метра.
В конце ноября 2012 года Otokar - компания Турции, которая занимается разработкой нового ОБТ Altay, раскрыла некоторые характеристики этого перспективного танка. Турецкий танк назван в честь генерала армии Фахреттина Алтая, который командовал 5-м кавалерийским корпусом во время войны за независимость Турции 1919-1923 годов. Компания Otokar должна передать SSM (Секретариат военной промышленности) четыре прототипа танка "Алтай", в то время как серийное производство, по всей видимости, начнется в 2015 году. По словам премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана Otokar опережает график создания Altay на два года; испытания танка начнутся уже в 2013 году.
Смотрите на видео: турецкий "Алтай"
Помимо Otokar в проекте принимают участие компании Aselsan, Roketsan и MKEK, создающие соответственно электронные бортовые системы, броню и основное орудие. Вначале планировалось , что испытания танка начнутся в 2015 году, а серийные поставки - в 2016-м. Турция заинтересована в привлечении партнеров по серийному производству танка. Министерством обороны уже были проведены предварительные консультации с Азербайджаном и Украиной о создании совместных предприятий по производству "Алтая".
Нажмите на изображение для увеличения |
Часть из оглашенных компанией Otokar характеристик танка Altay была известна и ранее . По сведениям Otokar, танк Altay массой 60 тонн получит двигатель мощностью полторы тысячи лошадиных сил и гидропневматическую подвеску. Экипаж основного боевого танка будет состоять из четырех человек. "Алтай" будет оснащен орудием калибра 120 миллиметров с длиной ствола равной 55 калибрам. На танке устанавят дистанционно управляемый модуль со стабилизацией и пулеметами калибра 12,7 и 7,62 миллиметра.
На видео - турецкие танки Altay:
Танк "Алтай" будет комплектоваться вспомогательной силовой установкой, ответственной за выработку энергии для бортовых систем, включая систему управления огнем и поиска и распознавания целей, информационную систему управления и связи, систему жизнеобеспечения и кругового обзора (экипажу будет доступна обзорность на 360 градусов в горизонтальной плоскости).
Нажмите на фотграфию, чтобы увеличить |
Altay будет оснащаться модульной композиционной противоснарядной броней, а также химической, биологической, радиологической и атомной защитой. Кроме того, он получит систему предупреждения о лазерном облучении.
Сообщается о следующих характеристиках ОБТ "Алтай":
- Four men crew
- New generation 1500 HP powerpack
- 120 mm, 55-calibre main armament
- Remote control weapon system (12.7 and 7.62 mm)
- Coaxial machine gun
- Modular composite armour
- New generation fire control system
- Electrical gun turret drive system
- C3I system
- Battlefield target identification system
- Laser warning system
- Life support system
- CBRN protection
- Auxiliary power unit
- Fire-extinguishing and explosion suppression system
- 360 degrees situational awareness system
Видео: "Алтай" 15.11.2012
Спойлер: История проекта АЛТАЙ по сообщению Defense Aerospace
BACKGROUND: History of the Altay Project
- 2005: The Undersecretariat of Defence Industries assigned a consortium consisting of three companies to realize the feasibility study in order to determine the production model of the Battle Tank Project. As of April 27th 2005 the feasibility study was finalized, and the model of the project was determined as "the main battle tank to be designed and developed within the country and with technical support from abroad in required areas".
- On February 8th 2005, the Request for Proposal prepared according to the model determined due to the feasibility was delivered to the companies, including Otokar that participated in the feasibility study.
- 2007: Due to the decision taken at the meeting of the Defence Industry Executive Committee realized on March 30th 2007, for the Modern Tank Manufacturing with National Facilities Project initiated in order to meet the Modern Main Battle Tank requirement of the Land Forces Command, it was decided to start contract negotiations with Otokar as the prime contractor candidate.
- July 29th 2008: Following the finalization of the contract negotiations about the design of Turkey"s first National Tank, development of prototypes, testing and qualification of prototypes, the contract was signed with the participation of Prime Minister Recep Tayyip Erdoğan. It was aimed to use domestic sub-systems to maximum extend for the project except the areas determined due to the model.
In addition to Otokar being assigned as the prime contractor for the Project, Aselsan was assigned to design and manufacture the prototypes of electronic sub-systems like Tank Fire Control System and Tank C3I System; MKE was assigned to manufacture the 120 mm 55 calibre Main Armament by technology transfer from Hyundai Rotem of South Korea; and Roketsan was assigned to develop the Modular Armour Package by technology transfer also through Hyundai Rotem. - January 2009: After signing contracts with the main sub-system suppliers, Project kick-off was made for the "design, development, manufacturing, testing and qualification of ALTAY prototypes". The Project duration for the "Design and Prototype Production" of ALTAY was determined as 78.5 months. This part of the Project was arranged in three stages consisting of Conceptual Design, Detailed Design, and Prototype Production and Qualification.
- May 2011: Otokar finalized the Conceptual Design Stage, as the first stage of the Project by using its engineering and design capabilities in line with the requirements, and exhibited a full-scale model of ALTAY that reflected the results of this stage at the IDEF Defence Industry Fair with the participation of President Abdullah GUL.
- March 29th 2012: While detailed design activities proceeded, Otokar continued investing in the required production facilities for the testing of prototypes and in the Tank Test Center. Otokar Tank Test Center was taken into service on March 29th with the participation of İsmet YILMAZ, Minister of Defence. Consisting of an EMC Test Chamber, Tank Test Range and Climatic Chamber with Dynamometer, Otokar Tank Test Center is among the world"s most modern and advanced test centers.
- October 2012: The first prototype to test the mobility was manufactured in Otokar facilities in Sakarya, and testing started.
- November 15th 2012: ALTAY"s first two prototypes exhibited their mobility for the first time to public with the participation of Prime Minister Recep Tayyip ERDOGAN. Following the two prototypes that are tested for development/verification, the ultimate configuration prototypes will be manufactured and after finalizing their qualification by tests they will be delivered to the Undersecretariat of Defence Industries.
- Mass production:
Following the design and prototype production phase of ALTAY conducted by Otokar as the prime contractor, mass production activities will be initiated in scope of a new contract.
В конце ноября появились сообщения о новых действиях турецкого военного руководства в связи с текущим конфликтом в Сирии. Ряд зарубежных средств массовой информации сообщил о переброске турецкими вооруженными силами большого количества вооружений и военной техники на границу с Сирией. В частности, сообщалось о доставке в приграничные районы некоторого количества танков. Высказываются опасения в возможности использования этой техники для вторжения на территорию Сирии с целью окончательного свержения законной власти.
По понятным причинам, основные опасения в этом контексте вызывают турецкие танки. Именно такая техника, согласно нынешним взглядам на ход вооруженных конфликтов, способна обеспечить быстрое продвижение войск по захватываемой территории. Таким образом, именно танки вооруженных сил Турции могут представлять особую опасность для сирийской армии. Тем не менее, нельзя не отметить, что турецкие бронетанковые войска имеют несколько специфических особенностей. К примеру, можно отметить, что большая численность армейской бронетехники компенсируется наличием значительного числа машин устаревших типов. Рассмотрим парк турецких танков подробнее.
Согласно справочнику The Military Balance от 2014 года, на вооружении сухопутных войск Турции состоят 2504 танка нескольких типов. Кроме того, около 2000 машин находятся на базах хранения. На вооружении и на хранении имеется техника семи модификаций, закупленная у Соединенных Штатов и Германии. Следует отметить, Турция предпринимает попытки создавать танки собственной конструкции, однако пока подобные проекты не отличаются успешностью. Так, перспективный основной танк Altay пока существует лишь в виде нескольких прототипов, а его серийное производство начнется не ранее 2017 года. В связи с этим сухопутным войскам приходится эксплуатировать только имеющуюся в наличии технику, в ряде случаев не отличающуюся новизной.
Перевозка танков в приграничные районы. Фото Vnews.agency
Самыми массовыми танками турецкой армии являются машины M48A5T1 и M48A5T2 американского производства, прошедшие модернизацию по турецким проектам. По состоянию на прошлый год в войсках имелось 850 бронемашин обоих типов. Кроме того, большое количество подобной техники к настоящему времени выведено из эксплуатации и отправлено на хранение. Танки M48A5T1/T2 могут считаться прекрасным примером положения дел в турецких вооруженных силах: на вооружении Турции до сих пор остается большое количество устаревшей техники, замена которой пока не предвидится. В то же время следует отметить, что в обозримом будущем командование планирует заменить имеющиеся M48A5T1/T2 на новые танки Altay, однако на это потребуется немало времени.
По имеющимся данным, турецкие танки семейства M48 поставлялись страной-производителем в конфигурации M48A5. Эта модификация американского танка имела доработанную башню с пушкой M68 калибра 105 мм и по ряду характеристик не отличалась от ранних версий. В дальнейшем турецкие специалисты при содействии зарубежных коллег провели модернизацию имевшейся устаревшей техники. Проект M48A5T1 подразумевал установку на имеющиеся танки новых дизельных двигателей немецкой компании MTU и системы управления огнем, заимствованной у танков M60A1. Кроме того, в состав оборудования включалась пассивная аппаратура ночного видения. Следующая модернизация с индексом T2 подразумевала обновление танков T1 с использованием системы управления огнем от танка M60A3 и введением некоторых дополнительных агрегатов, таких как лазерный дальномер.
В общей сложности Турция получила около 3 тыс. танков M48A5, которые до сих пор состоят на вооружении или находятся на хранении. Ввиду выработки ресурса подобная техника постепенно выводилась из эксплуатации и скапливалась на базах хранения. Большая часть неактивных турецких танков в настоящее время относится именно к семейству M48. Тем не менее, несмотря на большой возраст, подобная техника до сих пор является самой массовой в турецкой армии.
ОБТ Altay. Фото Wikimedia Commons
Вторые по численности танки Турции – американские M60A3. По состоянию на прошлый год, сухопутные войска эксплуатировали 658 машин этого типа. Разработка основного танка M60A3 началась в конце семидесятых годов, и в течение нескольких следующих лет первые боевые машины нового типа были отправлены заказчикам. Характерными особенностями проекта с литерами «A3» было применение обновленной системы управления огнем с улучшенными показателями работы в темное время суток, оснащенной новым лазерным дальномером. При этом, однако, силовая установка, вооружение и бронирование не претерпели заметных изменений. Как и его предшественники, основной танк M60A3 несет 105-мм пушку M68. В дальнейшем базовый M60A3 стал основой для нескольких новых модификаций.
Несколько десятилетий назад турецкие вооруженные силы закупили у США порядка 950 бронемашин нескольких модификаций семейства M60. В настоящее время на вооружении остается меньшее количество этой техники. За время эксплуатации были освоены новые модификации, такие как M60A3 TTS с обновленной оптикой и электроникой или M60T Sabra, разработанный израильскими специалистами. Также на вооружении остаются 274 танка M60A1, не отличающиеся высокими характеристиками. В силу выработки ресурса турецкие танки семейства M60 постепенно выводятся в резерв и отправляются на хранение.
На вооружении турецких бронетанковых войск состоит техника не только американского, но и немецкого производства. Самые массовые машины из Германии – танки Leopard 1 двух модификаций, общая численность которых составляет 397 единиц. В прошлом турецкие военные закупили 227 танков Leopard 1A3 и 120 Leopard 1A4. Эти модификации «Леопарда-1» создавались в начале семидесятых годов и отличались от предыдущих некоторыми изменениями конструкции и состава оборудования. При этом основные показатели бронемашин оставались прежними.
Танк M60 одной из старых модификаций. Фото Wikimedia Commons
Со временем турецкая армия заказала разработку проекта модернизации устаревших танков Leopard 1A3. В рамках этого заказа компания Aselsan разработала новую систему управления огнем Volkan. К настоящему времени все строевые «Леопарды» версии 1A3 получили новую СУО и ряд других комплектующих. Такая модификация получила обозначение Leopard 1T. Танки модификации «1A4» до сих пор служат без каких-либо изменений.
В середине двухтысячных годов вооруженные силы Турции приобрели у Германии танки Leopard 2A4, ранее эксплуатировавшиеся Бундесвером. К настоящему времени было поставлено 354 машины этого типа. На данный момент «Леопарды» варианта «2A4» являются самыми новыми и совершенными бронемашинами своего класса в турецкой армии. Высокие боевые характеристики обеспечиваются современной системой управления огнем и достаточно совершенными прицельными устройствами, а также 120-мм гладкоствольным орудием компании Rheinmetall.
Несколько лет назад появилась информация о создании компанией Aselsan проекта Leopard 2NG (New Generation). Этот проект подразумевал использование ряда новых комплектующих, частично заимствованных у танка Altay. Точные сведения о модернизации имеющейся техники и количестве переоборудованных машин отсутствует. При этом ранее утверждалось, что свой интерес к проекту Leopard 2NG проявляет Финляндия.
M60T Sabra с оборудованием израильской разработки. Фото Wikimedia Commons
Как видим, вооруженные силы Турции располагают достаточно многочисленным, но не самым совершенным парком бронетанковой техники. Из двух с половиной тысяч танков, остающихся на вооружении, современными и имеющими достаточно высокие характеристики могут считаться не более половины – Leopard 2A4, а также модернизированные варианты машин Leopard 1 и M60. Остальные танки уже не в полной мере отвечают требованиям времени, из-за чего в обозримом будущем должны быть списаны и заменены более современной техникой.
Можно предположить, что в общевойсковом бою с любой армией, располагающей современными танками, авиацией и другой техникой, а также соответствующими системами связи и управления, сухопутные войска Турции понесут серьезные потери, связанные, в первую очередь, со специфическим составом парка своей техники. Даже современные «Леопарды-2» и модернизированные бронемашины старых модификаций вряд ли смогут оказать заметное влияние на ход боев. Тем не менее, такие выводы касаются только полноценных столкновений с участием всех родов войск.
Локальные конфликты последних десятилетий в большинстве своем обходились без массовых танковых атак и других явлений, свойственных войнам прошлого. Таким образом, в существующих условиях на первый план могут выйти не только возраст техники и ее техническое совершенство, но и некоторые другие факторы, затрудняющие прогнозирование исхода боев. Так, при вторжении в Сирию турецкие войска вряд ли столкнутся с организованным сопротивлением большого числа вражеских танков. Однако в таком случае возникают новые угрозы.
Большая часть боев в Сирии проходит на территории населенных пунктов, где эффективность танков и другой бронетехники заметно сокращается из-за ряда специфических факторов, в первую очередь из-за большого распространения легких противотанковых средств. Таким образом, даже самые новые и совершенные боевые машины, попав в город, рискуют так же, как и их устаревшие «собратья». В конечном итоге, все это серьезно затрудняет прогнозирование действий той или иной армии.
Танк Leopard 1A3. Фото Wikimedia Commons
Исходя из имеющихся данных, можно предположить, что турецкие бронетанковые войска, располагая многочисленным и «разношерстным» парком техники, вполне способны эффективно бороться с противником, не имеющим большого количества современной техники и вооружений. В то же время, при наличии сравнительно новых танков, противотанковых ракетных комплексов и достаточной авиационной поддержки условный противник вполне способен нанести турецким танковым соединениям большой ущерб, выбив значительное количество техники.
В контексте нынешнего конфликта можно предположить, что турецкие бронетанковые войска вполне способны нанести заметный ущерб множеству участников сирийской войны, от правительственных войск до различных вооруженных формирований. Одновременно с этим они сами рискуют понести серьезные потери от противотанковых средств, имеющихся в регионе в больших количествах.
Кроме того, трудно предугадать, чем могут закончиться танковые дуэли между боевыми машинами Турции и сирийской техникой советской/российской постройки. Так, имеющиеся у Сирии Т-72 различных модификаций имеют заметные преимущества перед устаревшими турецкими танками, а объективное сравнение этих машин с «Леопардами-2» не представляется возможным в силу различных факторов. Тем не менее, в условиях реального конфликта перевес может оказаться на стороне сирийских военных, хорошо знающих свою территорию и владеющих техникой.
Попытки предугадать ход и результаты гипотетического конфликта с участием турецких танков связаны с рядом характерных трудностей, серьезно затрудняющих прогнозирование. Тем не менее, вряд ли можно спорить с объективными фактами: несмотря на большую численность, материальная часть бронетанковых войск Турции не отличается новизной и, как следствие, высокими боевыми качествами, а способность немногочисленной современной техники оказать заметное влияние на ход боев вызывает серьезные сомнения.
По материалам:
The Military Balance 2014
http://defense-update.com/
http://globalsecurity.org/
http://ria.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://armyrecognition.com/
http://military-today.com/