Что означает символ даосской монады. Что означает Инь-Янь
В Китае этот символ носит название Тай Цзи, или «великий предел». Графически он изображается в виде круга, в который вписаны два эмбриона, похожие на большие запятые чёрного и белого цвета. Чёрное олицетворяет инь, а белое — янь. В центре белой запятой есть чёрная точка, а в центре чёрной — белая. Это изображение — символ единства всего живого. До настоящего времени нет чёткого определения тому, что же такое инь (или ян). Даже древние китайские философы не делали таких попыток, они лишь состовляли длинные списки противоположностей.
Инь и ян - две космические силы, которые противоположны друг другу, которые постоянно трансформируются одна в другую и вместе составляют гармоничное целое. Они постоянно взаимодействуют, создавая все сущее, возникнув тогда, когда невидимая жизненная сила впервые поделилась на две. Инь и Ян немыслимы друг без друга.
Инь – это темнота, ночь, тишина, неподвижность, плавные линии, сырость, холодное и мягкое, ночь, луна, обычно выступает как женское начало. Она всегда направлена на север. В каждом доме есть элементы, принадлежащие инь (мягкая мебель, ковры, встроенные шкафы, неприятный запах, затхлый воздух). При избытке Инь люди становятся чересчур тихими, спокойными, медлительными. Они не горят желанием что-то делать и куда-то бежать, к чему-то стремиться. Такому человеку сложно приобрести авторитет в глазах окружающих, защищать свои права.
Ян – это свет, горячее и твердое, громкий звук, движение, прямые линии, сухость, приятный аромат, выступает как мужское начало. К янь в доме относится высокая, легко передвигающаяся мебель, яркое освещение. Переизбыток Ян проявляет себя гипертрофированной активностью, постоянной занятостью и суетливостью.
В характере каждого человека также могут преобладать качества инь (замкнутость, хладнокровие) или янь (общительность, жажда деятельности). Чтобы чувствовать себя комфортно, спокойно и безопасно в своей квартире или где либо, необходимо поддерживать в ней баланс инь и янь. Для этого не обязательно перестраивать дом или перепланировать квартиру – фен-шуй имеет много рецептов, которые помогут сделать это, затратив минимум сил и средств.
Организм человека, его внутренние органы также находятся под влиянием инь или янь, поэтому недостаток того или другого элемента в питании, окружающей среде, неизбежно приведёт к физическому недомоганию, развитию болезней. По этой причине китайцы тщательно следят за равновесием инь и янь в тех местах, где человек находится длительное время (кухня, столовая, спальня, рабочий кабинет).
В старинных китайских книгах часто встречается символическое изображение инь и янь не в форме чёрно-белых запятых, вписанных в круг, а в виде борющихся или совокупляющихся белого (или красного) тигра и зелёного дракона. Тигр символизирует инь, Запад, женское начало, а дракон – янь, Восток, мужское начало. Древние считали, что строить нужно в том месте, где произошло соединение этих животных, поскольку при этом рождается живительная энергия ци.
Схема Тай Цзи «великого предела»
Ян Ян
———— == == ==
Небо Земля
Солнце Луна
Лето, весна Зима, осень
День (от 24-х часов до 12 часов) Ночь (от 12 часов до 24 12 часов)
Тепло Холод
Отец Мать
Энергия (ци) Масса
Движение Покой
Мужчина Женщина
Внешний Дух (нечто Внутренний (материальное
нематериальное) вещество)
Высокая температура тела Низкая температура тела
Пища, богатая натрием Пища, богатая калием
Пища животного Пища растительного
Происхождения происхождения
Быстрое развитие Медленное развитие
Левый Правый
Задний Передний
Восток Запад
Дракон Тигр
Триграмма Триграмма
Цянь Кунь
Инь и ян. Две первоосновы Вселенной. Ян – небесная мужская сила, а инь – женская земная. Концепция единства и борьбы этих двух первичных основ присущи не только Китаю. Ведь в той или иной форме мифы создания жизни путем соединения Матери-Земли и Неба-Отца можно найти в древних мифах и религиях почти всех народов.Например, в системе йоги аналог инь и ян называется ха-тха (примерный перевод «закон Солнца и Луны»), отсюда хатха-йога.
Энергия инь – по свойствам близка к гравитации, стремится сжать все в точку, стремиться сжать пространство и время в единую черную дыру. Это сила, которая поглощает энергию и посылает ее в никуда. Сoagula алхимии. Первоначально - темная холодная сила Космоса.
Инь есть первоначальный хаос, который царил до появления материи и пространства-времени.
Ян – стремление к расширению. Сила, для которой свойственно разрывание границ и расширение, сила взрыва и света, солнечного излучения. Solve алхимиков. Расширяющая сила, которая определяет пространство и время и сохраняет их.
В макрокосмосе борьба между силами гравитации и солнечного излучения (инь и ян) определяет природу реальности. В микрокосмосе их взаимодействие питает нашу жизненную силу.
Соединение и объединение двух противоположностей рождает движение и Жизнь, как материальный, так и духовный мир.
«Все вещи несут инь на поверхности и содержат ян внутри; когда обе эти сущности соединяются, то жизненная энергия производится гармоничным образом» («Дао дэ цзин», стих 42).
Сжатие и расширение, женское и мужское, тьма и свет, холод и жар – едины в своем различии. Инь и ян подобны двум полюсам магнита. Различны в своих свойствах и проявлениях, но едины в целом, и одно не может существовать без другого. Древнекитайский символ инь-ян наполнен глубоким философским смыслом – все содержит в себе зародыш противоположности. Все во Вселенной находится в постоянной борьбе, в движении, в изменении. Вся жизнь – непрерывная трансформация, все течет и изменяется.
Определение инь и ян поразительно близко к современному представлению о природе Вселенной и современным научным теориям. Интересно, что многие физики черпали свои идеи из бездонного колодца восточной мудрости – недаром Нильс Бор после посвящения в рыцари выбрал для своего герба знак инь – ян как символ гармонии между древними восточными и современными западными науками.
Последователи даосской школы Мо-цзы говорят: «Все, что есть на Земле – ян, но сама Земля – инь». Все, что стремится к уплотнению – имеет больше качеств инь. Все, что стремится к расширению – больше качеств ян.
Ян – активная, мужская, небесная энергия. Ее описывают как горячую энергию голубоватого света, поднимающуюся снизу вверх. Ей присущи качества «мужских» первоэлементов – Огня и Воздуха. Разлитая в пространстве, стремящаяся к расширению, энергия ян пропитывает все живое на как Земле, так и во Вселенной. Все, где есть стремление к движению и расширению, имеет в своей основе силу ян.
Инь – пассивная, женская, земная энергия. Она наполнена холодом вакуума, Космоса, первозданной тьмы. Инь воплощает собой первоначальный хаос, который царил до появления материи и пространства-времени. Этой энергии присущи свойства «женских» первоэлементов – Воды и Земли. Подобно воде, эта энергия стремится заполнить пустоту, устремляется сверху вниз в стремлении заполнить и уплотнить пространство. Сравните с Книгой Закона: «Ибо вовеки он – Солнце, она же – Луна. Но для него – крылатое тайное пламя, а для нее – звездный свет, нисходящий с высот». Человек, согласно даосскому учению, может ощутить инь только как результат взаимодействия с ян – из-за ее пассивной и непроявленной природы.
Согласно представлений даосизма, инь и ян сперва находились в непроявленном виде в Дао.
Дао можно понимать как всемирный принцип, рационально недоступный, и поэтому человек должен как можно меньше своим сознательным действием и стремлением мешать этому принципу осуществлять себя, должен жить более интуитивным способом. Следовать по пути разума, пренебрегая интуицией - значит враждовать с Дао, а враждующий с Дао неминуемо причиняет вред себе и окружающему. Он словно плывёт против течения, но этот течение настолько сильно, что всё равно подчинит его себе. Плывущий против течения зря тратит свои силы. Истощая свои силы, он приходит к гибели своего сознания и своего «Я».
Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.
Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя.
Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей.
Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао],
а кто имеет страсти, видит только его в конечной форме.
Безымянное и обладающее именем одного и того же происхождения,
но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими.
Переход от одного глубочайшего к другому - дверь ко всему чудесному.
(Дао дэ Цзин, стих 1)
Понятие «Дао» и его связь с каббалистическим Деревом Жизни описано в работе А. Кроули «Магическое Дао»:
1. Дао концентрируется в Кетер как точка.
2. Дао направляет себя в Хокма и становится Мужской Силой. Она называется Ян и символизируется Целой Линией.
3. Дао расширяется в Бина и становится Женской Силой. Она зовется Инь и символизируется Прерывистой Линией.
4. Три этих понятия: Дао, Ян и Инь – порождают Небо и Землю со всем их содержимым.
Таким образом, ян-ци – энергия правого ствола Древа Жизни, а инь-ци – соответственно левого. Интересно совпадение цветового восприятия энергии ян-ци. Цвет Хокмы – голубой, такой же и цвет насыщенной, «уплотненной» энергии ян.
Представления об инь и ян, о энергиях ци и Дао можно встретить в несколько измененном, «зашифрованном» виде во многих вещах западной традиции и культуры. Астральный свет Э.Леви, флюид магнетизеров, гальванизм и магнетизм - не являются ли все эти названия одной и той же энергией?
Две цивилизации – западная и восточная - входили в соприкосновение еще до похода Александра Македонского, обмениваясь знаниями и обогащая друг друга. Упоминание о греках («йона», «явана» - перевод этнонима «ионийцы») встречается в индийском эпосе «Махабхарата», в Указах Ашоки, и др. Известны греко-бактрийское, индо-скифское и индо-греческие царства.
Максимальная территория Индо-греческого царства в 175 до e. v.
Правитель индо-греческого царства Менандр I (Милинда) не только официально перешёл в буддизм, но к концу жизни даже стал буддистским архатом (святым, достигшим нирваны).
Серебряная драхма царя Менандра I «Спасителя» с надписью на реверсе «Махараджа Менандр Спаситель» на языке кхароштхи (Кхароштхи - письменность, по-видимому, произошедшая от арамейского алфавита. Была распространена в Северной Индии и на юге Средней Азии в III в.до e. v. - IV в. e. v.).
Монета царя Менандра I с колесом дхармы.
Плутарх говорит, что после его смерти пепел от погребального костра был распределён между многими городами, и построены монументы (предположительно ступы), подобно ступам Будды. По свидетельству Махавамсы (исторической поэмы о царях Шри-Ланки, охватывала период с VI в. до e.v по IV в. e.v.), греческий монах Махадхармараксита пришёл из города Александрии (предположительно Александрия Кавказская около Кабула) c 30 тысячью греков-последователей буддизма на церемонию открытия Великой Ступы в Анурадхапуре в Шри-Ланка (около 130 г. e.v.).
Ряд исследователей сходятся во мнении, что именно греки стояли у истоков течения Махаяны в буддизме. Учитывая, что именно буддизм Махаяны распространился в Китай, Тибет, Корею и Японию, можно утверждать, что Запад оказал значительное влияние на историю Востока. И в то же время неоспоримо глубокое влияние, которое индийская мудрость оказала на греческих философов того времени и, следовательно, на дальнейшее развитие Запада. Например, философ Пиррон, последовавший за Александром и вернувшийся в Грецию, чтобы учить своих приверженцев (среди которых были Зенон и Эпикур), в Индии был сторонником дигамбарского (аскетического) направления джайнизма. В трудах Онесикрита и Страбона явно заметно влияние буддизма.
Первые известные антропоморфные изображения Будды появились в результате греко-буддистского взаимовлияния. До этого буддистское искусство было аниконичным (Будда изображался только через символы: пустой трон, дерево просветления, следы Будды, колесо дхармы и пр.).
Символ кадуцей, олицетворяющий силы трансформации, единства противоположностей, жезл Меркурия, удивительно похож на систему чакр и движения инь и ян по меридианам тела. Сравним изображения из Месопотамии,
Жезл Меркурия (Гермеса):
меридианы инь и ян:
Человеческий организм – информационно-волновая энергетическая структура гораздо в большей степени, чем просто физическое тело. Энергия ци проникает в организм с воздухом при дыхании с воздухом, с пищей, но также и через биологически активные точки (точки акупунктуры) и распространяется по меридианам и внутренним органам. В организме человека китайские врачи насчитывают около 700 таких точек. Эти точки обладают повышенной чувствительностью, проницаемостью для разных видов излучений и высоким электрическим потенциалом. По некоторым сведениям, мембрана клеток точек акупунктуры может принимать информацию, которая переносится магнитными полями, СВЧ, КВЧ, лазером, радиоактивными частицами и т. д.).
В древнекитайском трактате «Хуан Ди Ней-цзин» поэтически описываются точки по степени взаимодействия с энергией ци: "там, где в теле возникает ци, образуется точка колодец; там, где ци сочится, возникает точка ручей; там, где ци течёт, образуется точка речушка; там, где ци движется подобно потоку, образуется точка река; а там, где ци входит внутрь организма, двигаясь к органам, образуется точка море".
Излучается ли энергия также только по этим точкам или всей поверхностью тела – вопрос остается открытым.
В 1962 году севернокорейскими учеными была открыта система трубкообразных структур, имеющих очень тонкие стенки и пронизывающих человеческий организм в соответствии с акупунктурными меридианами. Цитата: «Эти трубкообразные структуры («система Кенрак») имеют выход на кожные и подкожные покровы. Оканчиваются они маленькими неплотными овальными образованиями, резко отличными от близлежащих тканей. Расположение этих образований соответствует акупунктурным точкам. Система Кенрак представляет собой сеть волноводов и служит для передачи токов высокой частоты. Отметим, что скорость протекания энергии по ней намного превосходит скорость химических реакций и скорость нервного импульса. Механизм действия системы Кенрак описывается так. Нейроны, получая низкочастотный ток действия, перед дальнейшей передачей преобразуют его в ток высокой частоты. Затем –«на выходе» - происходит обратное преобразование в ток действия - уже для следующего нейрона. Такие превращения, естественно, занимают определенное время. Однако организм нуждается в ускоренной передаче энергии, что и обеспечивается системой Кенрак. Токи высокой частоты системе Кенрак передает нейрон. Этим объясняется управляющая энергообменом роль центральной нервной системы и возможность сознательного перераспределения энергии в организме. Само по себе движение токов высокой частоты создает особую энергетическую оболочку человека - ауру. С другой стороны, система Кенрак позволяет человеку получать энергию из внешней среды через рецепторы дыхательной системы и слизистой оболочки в пищеварительном тракте. Энергия в виде токов высокой частоты поступает также через биологически активные точки».
До сих пор ведутся споры о том, действительно ли была открыта система Кенрак или же это умелая мистификация с одобрения корейского правительства. Но даже если это не более чем гипотеза, она делает попытку объяснить реальные процессы, происходящие в акупунктурных точках и механизмы энергетического взаимодействия организма с энергиями Вселенной.
Чтобы насытить организм энергией, необходимо создать в организме некое подобие Пустоты, вакуума. И в эту Пустоту вливаются потоки энергии, стремясь заполнить ее, придать ей форму – ведь Природа не терпит пустоты. Максимально напрягая и затем полностью расслабляя мышцы, создавая тем самым «вакуум» мы вызываем прилив ци в физическое тело. Очищая сознание от образов и мыслей, останавливая внутренний диалог путем медитации – вызываем насыщение энергией своего сознания, ментального тела.
Медитация – это состояние, где нет мыслей и времени, нет образов и чувств. Истинная медитация - это Пустота, где нет ничего – даже осознания своего «Я». Медитация – грань между сном и бодрствованием, между сознанием и бессознательным состоянием. Надо освободиться от своих чувств и привязанностей, чтобы стать полезным всей Вселенной.
Символом единства инь и ян в даосизме является лотос.
Лотос как водное растение является эмблемой Сил, творящих посредством Огня и Воды - символов Духа и Материи. Он воплощает также тройной аспект времени: прошедшее - бутонами, настоящее - цветком, будущее - своим семенем.
Он - воплощение цельности, так как примиряет Инь воды и Ян света.
Он символизирует совершенство и вдохновение, оплодотворяет самое себя и существует в себе самом: он есть воплощение Дао.
В магической формуле «Ом мани падме хум» («Жемчужина в лотосе») слово падме - лотос - представляет духовный расцвет, позволяющий завладеть Жемчужиной (мани).
В буддизме лотос символизирует первоначальные воды; потенциальные возможности проявленного мира и человека в нем; духовное раскрытие и расцвет; мудрость и нирвану. Стебель лотоса - это мировая ось, на которой стоит цветок трона-лотоса - вершина духа. Лотос посвящен Будде, явившемуся из лотоса в виде пламени и названному Жемчужиной Лотоса
В Иране лотос символизирует Солнце и свет.
В символизме майя он олицетворяет Землю как проявленную Вселенную.
В шумеро-семитской традиции лотос олицетворяет как Солнце и солнечных богов, так и лунных богов с Великой Матерью.
По словам Е.П. Блаватской, «лотос символизирует жизнь как человека, так и Вселенной. При этом его корень, погруженный в илистую почву, олицетворяет материю, стебель, тянущийся сквозь воду - душу, а цветок, обращенный к Солнцу, является символом духа». Цветок лотоса не смачивается водой, также как дух не пятнается материей, поэтому лотос олицетворяет вечную жизнь, бессмертную природу человека, духовное раскрытие.
В Древнем Египте с образом лотоса связывалось творение, рождение и Солнце как источник жизни. Этот великий цветок распустился, поднявшись из глубин первичных вод, и вынес на своих лепестках бога Солнца.
Ра в образе Гор-пар-Краата на цветке лотоса
С древнейших времен лотос ассоциировался с верховной властью: лотос был символом Верхнего Египта, а скипетр египетских фараонов выполнялся в виде цветка лотоса на длинном стебле.
Хочу закончить словами, начертанными на стене храма Хатхор в Дендерах: «Возьми себе лотос, который существовал с начала времен, лотос священный, который царил над большим озером, лотос, который выходит для тебя из Унит, он освещает лепестками землю, которая до того была во мраке».
Впервые два начала под названием «инь» и «ян» упомянуты в знаменитом древнекитайском трактате «Книга перемен». Инь, согласно этой книге, символизирует темное и мягкое вещество, ян – светлое и твердое. В этом произведении еще не высказана идея об их взаимодействии, она начинает развиваться чуть позже, по мере совершенствования китайской философии. Оба начала приобретают все более выраженные и детальные черты: инь становится символом тьмы, ночи, луны, земли, холода, нечетных чисел, отрицательных явлений, ян – полная противоположность. Философы начинают задумываться о том, как эти концепции влияют друг на друга.
Древние китайские мудрецы пришли к выводу, что полярные силы должны постоянно взаимодействовать друг с другом, чтобы породить изменения в природе, которые дают начало жизни. Инь и ян , они тесно связаны друг с другом и представляют собой единое явление. В результате развития этой идеи появилось новое учение под названием даосизм: две противоположные стороны бытия раскрывают понятие Дао, объясняют изменчивую природу мира и взаимодополнение всех существующих явлений. Не может быть света без тьмы, добра без зла, белого без черного – обе идеи равноправны. Более того, для гармоничного развития они должны уравновешивать друг друга, иначе возможны нарушения. Так, согласно этому учению, дисбаланс инь и ян может быть причиной болезней, развивающихся в организме человека.
Значение инь и ян
Взаимодействие обоих начал хорошо представлено на знаменитом даосском символе – круге, разделенном на две половины, черную и белую, с точками противоположного цвета на каждой из них. Эти точки означают, что каждая сила несет в себе зерно другого начала. Симметрия символизирует стабильность и равновесие двух сил, а – изменчивость, отсутствие статичности, постоянное движение по кругу.
Каждому из понятий соответствует целый набор , противоположных по смыслу. Ян – это мужское начало, оно символизирует активность, жизнь, огненную стихию, сухость и тепло. Ян – это движение наружу, это пространство и расширение. С этим началом связывают красный и белый цвета, ему соответствуют кислый и горький вкусы. Лето – это проявление ян, все животные и злаки – это порождение этой силы.
Инь – женское начало, соответствующее холоду, пассивности, мягкости и тяжести. Инь символизирует сжатие, положение внутри, направленность на свое состояние, а не на окружающую среду. Поэтому в интровертах сильна сторона инь, а в экстравертах – ян. Инь описывается фиолетовым и черным цветами, ему соответствуют сладкий, острый и соленый вкусы, а также все
Культура Китая преподнесла нам много вещей, над которыми мы часто задумываемся и стараемся понять их глубокий смысл. Одной из них является знак инь янь
. Сложно найти человека, который бы не слышал об этом знаке, вот только что означает инь янь
знают вовсе не многие.
Значение и суть инь янь
Китайская философия говорит о том, что это один из символов дуализма мироздания, поскольку делится на две половины: светлую и темную, в то же время эти стороны находятся в идеально ровном круге, который символизирует бесконечность. Считается, что именно этими энергиями всё и создано во Вселенной, которые постоянно взаимодействуют между собой.
Именно этот знак гармонично соединяет в себе два элемента и начала любого существа – темную и светлую сторону. Даже буквальный перевод говорит о том, что переводится это как темная и светлая сторона горы.
Всмотревшись в изображение видно, что знак инь янь достаточно интересный по своему виду, ведь рисунок изображает не просто две стороны, одна из которых исключительно черная, а другая белая. На каждой половинке есть небольшая часть, а именно точка имеет противоположный цвет, этот символ показывает, что каждая светлая сторона имеет в себе немного мрачного, черного. И, наоборот, во всём нехорошем есть небольшая частичка добра и света.
Еще делятся две половины знака не простой прямой линией, а волнистой. Она показывает плавный переход из светлого в темное и наоборот, тем самым разделить его ещё сложнее. Кстати, сейчас даже есть черное-белые деревья инь-янь . Правда, выполнены они из бисера.
Другие значения инь и янь
Поскольку знак инь янь не просто показывает темную и светлую сторону, также этот знак указывает на противоположности. Это означает тот факт, что это касается не только темного или светлого начала, некоторые сравнивают инь янь с женским и мужским началом, а так же говорят, что янь – это что-то горячее, такая сила, которая всё разрушает, а инь наоборот нечто прохладное и созидающее.
А также многие мудрецы говорили, что энергией инь янь мы наполняемся через потребление пищи, поэтому и здесь всё должно быть не менее гармонично, также они утверждали, что равновесие инь и янь начинается именно с этого. Стоит помнить о том, что инь — это эластичное, влажное, холодное, сладкое, жидкое, мягкое, а янь — это горькое, вяжущее, соленое, согревающее, твердое и раздражающее.
Не стоит пренебрегать правилами соблюдения равновесия и здесь, поскольку исключая, к примеру, инь-продукты у вас появятся заболевания и то же самое произойдет, если исключить пищу группы янь.
Что поможет достичь гармонии?
Как говорят китайские мудрецы и философы, когда человек научится контролировать свою энергию ци, то тогда придет гармония его внутреннего инь и янь, что позволит прикоснуться к идеальному равновесию инь и янь во Вселенной. Но, чтобы достичь такого результата, человеку нужно долгие годы работы над собой.
Ведь инь и янь – это противоположности, которые постоянно конфликтуют друг с другом и это касается не только постоянной борьбы на земле добра и зла, но и в человеческой сущности каждый день происходит эта борьба. И каждый день какая-то сторона перевешивает другую, что не позволяет достичь человеку гармонии.
Концепция энергии инь и янь
Именно энергия инь янь и дает начало главным стихиям нашей жизни: вода, огонь, дерево, земля, металл. А уже эти стихии и определяют процесс природных явлений, которые так или иначе начинаются жизнью и в результате умирают. И снова мы видим две противоположности, которые не могут друг без друга – жизнь и смерть.
Даже медицина говорит, что поистине здоровый человек будет лишь тогда, когда найдет ту самую гармонию между инь и янь.
Эти два символа постоянно заменяют и поддерживают друг друга и никогда не исчезают полностью, несмотря на то, что иногда одна сторона побеждает другую.
Так же концепция инь янь объясняет природу Дао, где говорится, что всё в жизни меняется и никогда не стоит на мести вне зависимости от темпа развития и масштабов. А также, что два элемента инь и янь дополняют друг друга, не может быть существования черного без белого, а светлое не существует без темного.
Существует небольшая полемика, ведь некоторые пишут и произносят не инь янь, а инь ян. Одни отстаивают свое мнение и просто не воспринимают доводы других и наоборот. Но, по сути, перевод с китайского правильный и в первом, и во втором случае, поэтому эти споры просто бессмысленны.
Суть стремления достичь гармонии
Такие понятия как инь и ян ещё раз подтверждают, что на земле нет ничего совершенного и идеального, поэтому главное не достичь идеала, а достичь гармонии. Гармонии в самом себе, гармонии в общении, гармонии в поведении, именно это и даст силы человеку постичь начала начал и прийти к истоку мироздания. Чего и стремится всегда достичь каждая цивилизация и каждый человек в особенности.
инь и ян; инь-ян; да цзи
В древнекитайской мифологии и натурфилософии тёмное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян), практически выступающие всегда в парном сочетании.
Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы, а ян - светлый (южный) склон. Впоследствии при распространении бинарной классификации инь стало символом женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны, чётных чисел и т. п. Ян же соответственно стало символизировать мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечётные числа и т. п.
К числу древнейших из подобных парных символов, по мнению шведского китаевед Б. Карлгрена, относятся раковины-каури (женское начало) и нефрит (мужское начало). Предполагают, что в основе этой символики лежат архаические представления о плодородии, размножении и о фаллическом культе. Эта древнейшая символика, подчёркивающая дуализм мужского и женского начал, получила иконографическое выражение на древних бронзовых сосудах в виде фаллусообразных выступов и вульвообразных овалов.
Не позднее чем с эпохи Чжоу китайцы стали рассматривать небо как воплощение ян, а землю - инь. Весь процесс мироздания и бытия рассматривался китайцами как результат взаимодействия, но не противоборства инь и ян, которые стремятся друг к другу, причём кульминацией этого считается полное слияние неба и земли. Система Инь и ян была основой древнего и средневекового китайского мировоззрения, широко использовалась даосами и в народной религии для классификации духов, при гаданиях, предзнаменованиях и т. п.
В системе диграмм И-цзин, три- и гексаграмм ян изображается в виде непрерывной, а инь - прерванной линии. Вместе они символизируют все взаимодополняющие противоположности дуалистической вселенной в силах и качествах человеческой, животной и растительной жизни.
Инь должна всегда идти раньше ян, ибо она символизирует изначальную Тьму перед появлением Света творения - ян. Это также изначальные воды, пассивное, женское, инстинктивное и интуитивное по природе; душа, глубина, сужение, отрицательное, мягкое и уступчивое.
Сказочные животные (дракон, феникс и цилинь) способны воплощать в себе как то, так и другое начало, и означают совершенное взаимодействие этих двух начал в их единении. То же самое относится и к лотосу.
олицетворяет совершенное равновесие двух великих сил вселенной, каждая из которых имеет внутри себя эмбрион противоположного начала. Это говорит о том, что во вселенной не существует только мужского или только женского начала, но что каждое из них содержит в себе споры другого, и что происходят непрерывные изменения. Оба начала включены в круг всеобщего циклического обращения и изменения.
Эти две силы сдерживают друг друга в противоборстве, но не в антагонистическом, а как взаимозависимые партнеры. Одно из начал - суть, но лишь два находят выражение в проявлениях начал в материальном мире.
Кадлюнтл инь-ян (тай-цзи) изображаются заключенными в круге. Их образно-символическое изображение основывается на круге, картине первоединого, из которого и произошла полярность инь/ян - философская концепция, представленная философом Чжу Си (1130-1200). Разделение обоих полюсов вызывается S-образным делением пополам поверхности круга, причем инь-половине приписывается темная, а ян-половине - светлая часть круга. Лишь из этой полярности происходит творение пяти элементов, из взаимодействия которых проистекает все богатство и многообразие мира («десять тысяч вещей»). Важным является и то, что как выражение взаимозависимости в ян-части разделенного круга должен присутствовать темный, а в инь-части - светлый центр (изображаемые также в виде кругов). Этим как бы подчеркивается, что речь идет не о взаимной борьбе и враждебности между светом и тьмой из-за стремления достичь господства одного из двух принципов, а скорее о стремлении к взаимодополнению одного другим.
В древних пещерных святилищах учанавливались ян- и инь-камни, причем первые должны быть сухими, а вторые - влажными. При выпадении сильных дождей с помощью плети пробуждали силы ян-камня, а при засухе и жаре - инь-камня, чтобы достигнуть гармонического равновесия.
Инь символизирует все, что темное и земное:
- женственность,
- север,
- холод,
- тень,
- земля,
- пассивность,
- влажность
- черный цвет,
- долина,
- деревья,
- ночные, водные и болотные животные,
- большинство цветов.
- чётные числа;
Ян символизирует все светлое, сухое и высокое:
- мужественность,
- свет,
- активность,
- сухость,
- император;
- активное начало,
- рациональность,
- высота,
- расширение,
- положительное,
- твердое и неподатливое.
- гора,
- небо, небеса,
- солнечные животные и птицы;
- нечетные числа;
Основные значения:
- Космическое Яйцо, изначальный андрогин,
- совершенство равновесия и гармонии, союз двух начал
- незавершенность, часть первоначального целого, прохождение через историю, страдание разделения, поиск завершенности «я» - разделённые.