Что изменяется осенью в природе. Осенние изменения в неживой природе
В ходе изучения творчества Михаила Булгакова школьники проходят повесть «Собачье сердце». Одним из ключевых персонажей данного произведения является Полиграф Полиграфович Шариков. На этом образе сконцентрировано все идейное и сюжетное содержание повести. Итак, перед нами характеристика Шарикова. «Собачье сердце». Сочинение ученицы 9 класса.
Свою повесть «Собачье сердце» Михаил Булгаков написал в 1925 году. Но читатели смогли с ней познакомиться только через 60 с лишним лет – в 1987-м. И это не удивительно – ведь автор высмеивает в данном произведении советскую действительность, которая ему, как и многим представителям интеллигенции того времени, была очень не по душе.
Главными героями повести являются профессор Преображенский и Полиграф Полиграфович Шариков. Первый образ вызывает симпатию и уважение. Преображенский – очень умный, образованный, воспитанный и порядочный человек. А вот характеристика Шарикова в повести «Собачье сердце» крайне негативна.
Полиграф Полиграфович появился на свет в результате эксперимента профессора, который проводил опыты в сфере омоложения человеческого организма. Преображенский провел уникальную операцию, пересадив мозг погибшего мужчины дворовому псу Шарику. В результате собака превращается в человека. Его и назвали Полиграф Полиграфовичем.
От своих «доноров» Шариков взял самое худшее. От дворняги – свойство огрызаться, носиться за кошками, ловить блох и т.д. От судимого вора, хулигана и алкоголика – соответствующие черты: лень, наглость, глупость, жестокость. Получилась гремучая смесь, которая привела в ужас профессора Преображенского и его помощника доктора Борменталя. Они были шокированы и расстроены своим детищем. И сколько бы ни пытались привить ему черты нормального человека, у них это не получилось.
А вот общество приняло Шарикова вполне спокойно. Он даже получил ответственную должность и пользовался авторитетом в своем кругу. Это делало Полиграфа Полиграфовича все более наглым и жестоким. Видя, что его поведение не вызывает осуждения общества, а даже наоборот, Шариков становился еще большим моральным уродом, чем был изначально.
В итоге Преображенский не выдержал и вернул распоясавшееся чудовище в тело собаки. Но что же хотел сказать всем этим читателю Булгаков? На мой взгляд, образ Шарикова в произведении символизирует всех тех, кто пришел путем революции к власти. Необразованные, ограниченные, ленивые и наглые люди возомнили себя хозяевами жизни, и превратили нормальную страну в развалину. В фантастической повести профессору удалось «загнать джина обратно в бутылку».
А вот в реальной жизни это, увы, невозможно. Поэтому каждый человек должен очень хорошо продумывать свои действия. Ведь не зря же говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». А иначе на свет могут появиться такие чудовища как Шариков. И это по-настоящему страшно!
Полиграф Полиграфович Шариков - однозначно отрицательный персонаж повести Михаила Булгакова «Собачье сердце», объединяющей вместе сразу три жанра: фантастика, сатира и антиутопия.
Раньше он был обычной бездомной собакой Шариком, но после смелого эксперимента, проведенного талантливым хирургом профессором Преображенским и его помощником доктором Борменталем, он становится человеком. Придумав себе новое имя и даже обзаведясь паспортом, Шариков начинает новую жизнь и раздувает пожар классовой борьбы со своим создателем, претендуя на его жилплощадь и всячески «качая» свои права.
Характеристика главного героя
Полиграф Полиграфович - необычное и уникальное существо, появившееся в результате пересадки гипофиза и семенных желез от человеческого донора к собаке. Случайным донором стал балалаечник, вор-рецедивист и тунеядец Клим Чугункин. Накануне операции его убивают ножом в сердце в пьяной драке и профессор, проводящий исследования в сфере омоложения человеческого организма, пользуется его органами в научных целях. Однако пересадка гипофиза не дает эффекта омоложения, а приводит к очеловечиванию бывшей собаки и её превращению в Шарикова всего за несколько недель.
(Владимир Толоконников в роли Полиграфа Полиграфовича Шарикова, х/ф "Собачье сердце", СССР 1988 )
Внешность нового «человека» получилась довольно неприятная и можно сказать отталкивающая: невысокий рост, жесткие и растущие как кусты на выкорчеванном поле волосы, лицо почти полностью покрытое пухом, низкий лоб, густые брови. От бывшего Шарика, который был самым обычным дворовым псом, потрепанным жизнью и людьми, готовым на все ради вкусно пахнущего кусочка колбасы, но с верным и добрым собачьим сердцем, у нового Шарикова остается только врожденная ненависть к кошкам, что и повлияло на его выбор будущей профессии - заведующий отделом очистки города Москвы от бродячих животных (от котов в том числе). Зато наследственность Клима Чугункина проявилась в полной мере: тут тебе и безудержное пьянство, и наглость, и хамство, вопиющая дикость и аморальность, и наконец точный и верный «нюх» на классового врага, которым оказался его создатель профессор Преображенский.
Шариков всем нагло заявляет что он простой труженик и пролетариат, борется за свои права и требует к себе уважительного отношения. Он придумывает себе имя, решает получить паспорт, чтобы окончательно узаконить в обществе свою личность, устраивается на роботу ловцом бродячих кошек и даже решает жениться. Став как он думает полноценным членом общества, он считает себя вправе тиранить своих классовых врагов Борменталя и Преображенского, нагло претендует на часть жилплощади, чтобы устроить свою личную жизнь, с помощью Швондера стряпает на профессора лживый донос и угрожает ему револьвером. Выдающийся хирург и светило с мировым именем, потерпев полное фиаско в своем эксперименте и неудачу в воспитании получившегося человекоподобного монстра Шарикова, идет на осознанное преступление - усыпляет его и с помощью очередной операции превращает обратно в собаку.
Образ героя в произведении
Образ Шарикова был создан Булгаковым как реакция на происходящие в то время (20-30-е годы XX века) события, приход к власти большевиков и его отношение к пролетариату как к строителям новой жизни. Впечатляющий образ Шарикова дает читателям понятное описание очень опасного социального явления, которое зародилась в послереволюционной России. Очень часто такие страшные люди как Шариков получали власть в свои руки, что приводило к ужасающим последствиям, разрухе и уничтожению всего самого лучшего, что создавалось веками.
То что нормальные интеллигентные люди (такие, как Борменталь и Преображенский) считали дикостью и аморальностью, в обществе того времени считалась нормой: жить за чужой счет, доносить на всех и вся, относиться с презрением к умным и интеллигентным людям и т.д. Не зря же «редкостную мразь» Шарикова профессор все же пытается переделать и воспитать, тогда же как новая власть принимает его таким какой он есть, всячески поддерживает и считает полноценным членом общества. То есть для них он вполне нормальный человек, совсем невыпадающий за рамки обычного поведения.
В повести Преображенский, понявший свою ошибку вмешательства в дела природы, успевает все исправить и уничтожить свое страшное творение. Однако в жизни все намного сложнее и запутаннее, невозможно сделать общество лучше и чище с помощью революционных насильственных методов, такая попытка заранее обречена на провал, и это доказывает сама история.
Рассмотрим речевые характеристики Шарикова. Шариков ясно и просто выражает свои мысли в простых предложениях - это демонстрирует его этичность. Чаще всего высказывается короткими репликами: «Да что ж дело! Дело простое», «Что я, каторжный?», «Я дезертиром быть не желаю»,«Ду… гу-гу!», «Я не господин, господа все в Париже».
У Шарикова нет последовательности в построении суждений, соседствующие понятия соединяются в его речи вероятной, беспричинной связью, что свидетельствует о его этике (как противоположности логике). Присутствие в речи вводных слов: «Уж, конечно, как же…мы понимаем-с! Какие уж мы вам товарищи! Где уж! Мы в университетах не обучались, в квартирах по пятнадцать комнат не жили! Только теперь, может, пора бы это оставить. В настоящее время каждый имеет свое право… ». Его оценки и суждения носят субъективный характер. Присутствуют сравнительные обороты: «Вот все у вас как на параде, салфетку - туда, галстук - сюда, да "извините", да "пожалуйста - мерси", а так, чтобы по-настоящему, - это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме».
Шариков рассуждает о том, как должен жить человек, какие он имеет права. Настойчиво отстаивает свои интересы: «Помилуйте, как же без документа? Это уж извиняюсь. Сами знаете, человеку без документа строго воспрещается существовать». Эмоции Шарикова сильные и колоритные, он не сдерживаясь выражает свои эмоции - он иррационал: «Вчера котов душили, душили...». Шарик - ярко выраженный сенсорик, т. к. он - собака и воспринимает все через органы чувств: глаза, уши, нос, язык: «Учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту», «…юбка женщины запахла, как ландыш».
Авторские характеристики
Для того чтобы полностью определить тип, к которому относится Шариков, разберем еще и некоторые авторские характеристики. Для Шарикова лучший способ познания мира - через органы чувств, что подтверждает его сенсорность: «Он созерцал свои башмаки, и это доставляло ему большое удовольствие», «Шариков выплеснул содержимое рюмки себе в глотку, сморщился, кусочек хлеба поднес к носу, понюхал, а затем проглотил, причем глаза его налились слезами»
Шариков довольно скрытен, сдерживает глубоко в себе свои чувства, о которых может догадаться только внимательный собеседник: «Шариков в высшей степени внимательно и остро принял эти слова, что было видно по его глазам»
Шарикова притягивают ситуации нового, необычного начинания, не может сидеть на месте, всегда готов к активности: «Пользуясь небольшой отлучкой Борменталя, он завладел его бритвой и распорол себе скулы так, что Филипп Филиппович и доктор Борменталь накладывали ему на порез швы, отчего Шариков долго выл, заливаясь слезами».
Анализ этих характеристик показал, что Шариков является полной противоположностью профессора Преображенского по всем психическим функциям.
Описание типа личности
Шарик и Шариков являются одним героем. Их отличает то, что Шарик - собака, а Шариков - человек, в которого превратился Шарик после операции. Динамика от Шарика к Шарикову такова, что Шарик - рационал, а Шариков - иррационал, и при этом они оба сенсорно-этические интроверты. Обобщив полученные результаты, составим следующую таблицу.
Одним из значительных произведений в творчестве М. Булгакова является повесть «Собачье сердце». Закончена она была в 1925 году, но читателю стала доступна лишь в 1987 году.
В основу сюжета автор положил полуфантастическую историю превращения собаки в человека. Именитый учёный, светило с мировым именем, профессор Преображенский всю жизнь занимался проблемами омоложения организма. Окончательным результатом эксперимента должно было стать создание нового, совершенного человека. Вместе с доктором Борменталем Филипп Филиппович проделывает уникальную операцию – заменяет мозг собаки мозговым гипофизом умершего мужчины.
Вечно голодный, бездомный пес Шарик после операции принимает человеческий облик и становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Но этот эксперимент нельзя назвать удачным. Совсем не тот результат хотел увидеть профессор.
И здесь на первый план выходит социально-нравственная проблематика повести. Революционная действительность уничтожает в человеке «человеческое», гуманное. От собаки Шарикову перешли все худшие качества: он огрызается, ловит блох, кусается, бегает за кошками. От человека же остались прежние задатки.
Какой это был человек? «Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. Беспартийный, сочувствующий… Судился три раза и оправдан… Кражи. Профессия игра на балалайке по трактирам…». То есть Шарикову передались гены дебошира, уголовника и пьяницы.
Это – лишь одна сторона проблемы. Вторая, более серьёзная, – среда, в которой формировался Шариков, революционная действительность тех лет. Преображенский пытался воспитывать «нового человека» в духе интеллигенции, привить ему свой образ жизни. Но большее участие в «формировании» личности Шарикова принадлежит председателю домового комитета Швондеру. Преображенский только подумал предложить своему подопечному почитать «Робинзона Крузо», как его уже опередил «красный агитатор, предложивший «эту… Как её… переписку Энгельса с этим… как его – дьявола – с Каутским».
По этим словам Шарикова уже можно судить о его недалёком уме. Ответная реакция была необыкновенной: «Борменталь остановил на полдороги вилку с куском белого мяса, а Филипп Филиппович расплескал вино. Шариков в это время изловчился и проглотил водку». Изумление героев понятно: недоразвитый человек говорит о таком серьёзном политическом документе, как «Переписка Энгельса с Каутским». То, чего не может добиться Преображенский как воспитатель, легко смог сделать Швондер, занимающий с Шариковым один уровень. Поэтому «новорождённому» роднее короткие приказные лозунги и цитаты из Энгельса.
Шариков – недалёкое, грубое, эгоистичное существо. Он отвратителен для нормальных людей не только внешне, но и внутренне. Вместо благодарности своему «родителю» он претендует на жилплощадь, грубо оскорбляет и доносит в соответствующие органы.
Шарикова нельзя назвать полностью глупым и недалёким. Он прекрасно чувствует выгоду в проживании у Преображенского, так как здесь можно бесплатно «харчеваться». А когда Шарикова пытались выгнать из квартиры, тот показал «три бумаги»: зелёную, жёлтую и белую, выданные жилищным товариществом, подтверждающие право проживать в квартире номер пять. Оказывается, Шариков всё оформил заранее, что говорит о его жизненной хваткости.
Полиграф Полиграфович не так прост, как может показаться сначала. Он нигде не упускает своей выгоды. Шариков устроился не простым рабочим, а заведующим подотделом по очищению города от бездомных кошек. Интересно его мнение о военной службе: «Я воевать не пойду никуда!.. На учёт возьмусь, а воевать – шиш с маслом». Удивляет, как быстро нашёл он причину отказа служить в армии: «Я тяжко раненый при операции, - хмуро подвыл Шариков, - меня, вишь, как отделали, - и он показал на голову. Поперёк лба тянулся очень свежий операционный шрам». В другом месте причину появления шрама герой объясняет по-другому, как ранение, полученное в годы гражданской войны на «колчаковских фронтах».
С каждым днём испытуемый становится всё наглее и наглее. Учёным ничего не остаётся, как вернуть ему прежний облик.
Повесть «Собачье сердце» является трагикомической. В ней сплелись фантастика, реальность и сатира. В облике Шарикова отражаются недостатки нового социального строя, которые не принимал М. Булгаков.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении