Что делать с оружием если аннулирована лицензия. О лишении разрешения на хранение оружия и его изъятии
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Хуснутдиновой И.И.,
судей Пестовой Н.В., Разуваевой Т.А.,
при секретаре С.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 января 2011 года гражданское дело по заявлению С.К. об оспаривании решения УВД по Хабаровскому краю об аннулировании разрешений РОХа N, N, N по кассационной жалобе представителя УВД по Хабаровскому краю на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 11 октября 2010 года.
Заслушав доклад судьи Разуваевой Т.А., пояснения представителя УВД по Хабаровскому краю М., С.К., его представителя С.И., судебная коллегия
Установила:
С.К. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене решение УВД по Хабаровскому краю об аннулировании разрешений РОХа N, N, N, ссылаясь на то, что им получено письмо N 36/676 от 26 июля 2010 года УВД по Хабаровскому краю, согласно которому он уведомлен о том, что в связи с привлечением его 26 февраля 2010 года к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.8 КоАП РФ, УВД по Хабаровскому краю принято решение от 20 июля 2010 года об аннулировании разрешений РОХа N, N, N на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия - карабинов ТОЗ-17, калибр 5.6 мм, N, Вепрь-308, калибр 7.62 мм, N, ОП СКС, калибр 7.62 мм, N. При этом принимая решение, УВД по Хабаровскому краю руководствовалось положениями ст. ст. 13, 26 ФЗ N 150-ФЗ "Об оружии", однако установленных законом правовых оснований для принятия такого решения, по его мнению, не имеется. Данное решение нарушает его права как гражданина, препятствует осуществлению его конституционных прав, поскольку фактически он лишен возможности трудиться, так как он работает егерем и огнестрельное оружие необходимо ему для выполнения должностных обязанностей.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 11 октября 2010 года заявление удовлетворено.
Постановлено признать незаконным и отменить заключение от 20 июля 2010 года об аннулировании лицензии (разрешения) РОХа N, N, N, выданные УВД по Хабаровскому краю сроком до 13 апреля 2012 года, 2 августа 2011 года, 13 апреля 2012 года соответственно.
В кассационной жалобе представитель УВД по Хабаровскому краю просит решение суда отменить, ссылаясь на его необоснованность, указывает на нарушение и неправильное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
Согласно ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно заключению УВД по Хабаровскому краю были аннулированы разрешения РОХа N. N, N, выданные С.К. на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия - карабинов ТОЗ-17, калибр 5.6 мм, N, Вепрь-308, калибр 7.62 мм, N, ОП СКС, калибр 7.62 мм, N. Основанием для принятия данного заключения явилось привлечение С.К. к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.8 КоАП РФ, за нарушение правил хранения и ношения оружия.
Согласно ч. 1 ст. 26 ФЗ N 150-ФЗ "Об оружии" лицензии на приобретение, а также разрешения на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензии или разрешения, в случаях: 1) добровольного отказа от указанных лицензий или разрешений, либо ликвидации юридического лица, либо смерти собственника оружия; 2) систематического (не менее двух раз в течение года) нарушения либо неисполнения юридическими лицами или гражданами требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими оборот оружия; 3) возникновения предусмотренных настоящим Федеральным законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензий или разрешений; 4) конструктивной переделки владельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему, повлекшей изменение баллистических и других технических характеристик указанных оружия и патронов к нему. Частью 2 данной статьи предусмотрено, что принятию решения об аннулировании лицензий или разрешений по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой настоящей статьи, должно предшествовать предварительное письменное предупреждение владельца лицензии или разрешения органом, выдавшим эти лицензию или разрешение.
Разрешая при таких обстоятельствах заявление С.К., руководствуясь положениями Закона ФЗ N 150-ФЗ "Об оружии", суд верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленного требования.
Совершенное С.К. правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.8 КоАП РФ, может явиться препятствием для приобретения им огнестрельного охотничьего оружия с нарезным стволом, что предусмотрено ст. 13 ФЗ "Об оружии", но не является основанием для аннулирования разрешения на хранение и ношение оружия, выданного ранее, поскольку перечень таких оснований, указанных в статье 26 ФЗ "Об оружии", носит исчерпывающий характер.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного решения.
Выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим данные правоотношения.
Оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 11 октября 2010 года по делу по заявлению С.К. об оспаривании решения УВД по Хабаровскому краю об аннулировании разрешений РОХа N, N, N оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя УВД по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
И.И.ХУСНУТДИНОВА
Судьи
Н.В.ПЕСТОВА
Т.А.РАЗУВАЕВА
Уважаемый Илья! Здравствуйте! Оборот оружия на территории Российской Федерации регламентируется рядом нормативных правовых актов, в первую очередь, Федеральным законом от 13.12.1996 №150 -ФЗ «Об оружии». Так, к примеру, согласно ст.27 Закона №150-ФЗ
Порядок выдачи соответствующих лицензий регламентирует ст.13 указанного закона, а порядок применения самого оружия - ст.25.Изъятие оружия и патронов к нему производится: 1) органами внутренних дел в случаях: грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, а также незаконного изготовления, приобретения, продажи, передачи, хранения или перевозки огнестрельного оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения; смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие; ликвидации юридического лица, являющегося собственником оружия;
Порядок анулирования лицензии раскрывается в ст.26 Закона:
Таким образом, ст.26 Закона установлен исчерпывающий перечень случаев, при наличии которых соответствующая лицензия анулируется.Лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае: 1) добровольного отказа от указанных лицензии и (или) разрешения, либо ликвидации юридического лица, либо смерти собственника оружия; 2) вынесения судебного решения о лишении гражданина соответствующего специального права, об аннулировании лицензии и (или) разрешения; 3) возникновения предусмотренных настоящим Федеральным законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения; 4) аннулирования охотничьего билета в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (в отношении охотничьего оружия). В случаях выявления нарушения гражданином установленных настоящим Федеральным законом и соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации правил хранения, ношения, уничтожения, изготовления, продажи, передачи, перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки гражданином оружия выданные ему лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение или хранение и ношение оружия временно изымаются органом внутренних дел до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае наложения судом на юридическое лицо административного наказания в виде административного приостановления деятельности за нарушение правил в сфере оборота оружия и патронов к нему выданные этому юридическому лицу лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение оружия изымаются органом, выдавшим такие лицензию и (или) разрешение, на установленный судом срок наложения наказания. Лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение оружия, выданные юридическому лицу, аннулируются решением суда на основании заявления органа, выдавшего указанные лицензию и (или) разрешение, если в установленный судом срок административного приостановления деятельности юридического лица не были устранены допущенные им нарушения правил в сфере оборота оружия и патронов к нему, повлекшие наложение наказания в виде административного приостановления деятельности этого юридического лица. В случае аннулирования лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение оружия юридическое лицо вправе повторно обратиться за их получением по истечении трех лет со дня аннулирования лицензии и (или) разрешения, гражданин - по истечении одного года со дня окончания срока наложения административного наказания в виде лишения права на приобретение оружия либо права на хранение или хранение и ношение оружия или со дня устранения обстоятельств, исключающих в соответствии с настоящим Федеральным законом возможность получения таких лицензии и (или) разрешения.В случае добровольного отказа от лицензии и (или) разрешения сроки повторного обращения за их получением не устанавливаются.
Учитывая же, что Вами были нарушены правила производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (ст.20.0 КоАП РФ, анулирование лицензии было произведено правомерно и законно.
Однако, в любом случае, с учетом конкретных Ваших обстоятельств нарушения указанных правил, советую Вам обратиться в суд с соответствующим заявлением о признании решения об анулировании лицензии незаконным и его отмене. Заявление подается в суд по месту Вашего жительства, государственная пошлина составляет 200,00 руб.
Здравствуйте, у меня такой вопрос. Мне вчера позвонили из полиции и сказали прийти к ним по поводу моего охотничьего ружья. В отделении мне выдали постановление об аннулировании моего разрешения на оружие. Объяснили тем, что у меня за 2015 год есть два штрафа. Полицейские сказали, что теперь изымут мое ружье и продадут. Законно ли это?
- Вопрос: №2553 от: 2016-03-28.
Здравствуйте, по существу заданного Вами вопроса можем сообщить следующее.
Согласно п. 3 статьи 26 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее по тексту - ФЗ «Об оружии») лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае возникновения предусмотренных настоящим Федеральным законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения.
В силу ст. 13 ФЗ «Об оружии» лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации повторно привлеченным в течение года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, административного правонарушения, связанного с нарушением правил охоты, либо административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Таким образом, если владелец лицензии на хранение, ношение оружия в течение года дважды привлекался к административной ответственности по административным правонарушениям, предусмотренным ст. 13 ФЗ «Об оружии», в отношении такого владельца может быть принято решение об аннулировании лицензии.
Согласно ст. 27 ФЗ «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел в случае аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения.
Оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в органе внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.
Исходя из указанного выше, в случае, если Вы действительно привлекались к административной ответственности по указанным в ФЗ «Об оружии» статьям Кодекса об административных правонарушениях РФ, то действия сотрудников полиции по аннулированию лицензии на оружие, изъятию такого оружия и последующего его отчуждения путем продажи являются законными.
Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.
Федеральный закон "Об оружии", N 150-ФЗ | ст. 26
Статья 26. Аннулирование и изъятие лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия
Лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае:
1) добровольного отказа от указанных лицензии и (или) разрешения, либо прекращения (отсутствия) у юридического лица, указанного в пунктах 2 - 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, права на приобретение (хранение, использование) оружия, либо ликвидации юридического лица, либо смерти собственника оружия;
2) вынесения судебного решения о лишении гражданина соответствующего специального права, об аннулировании лицензии и (или) разрешения;
3) возникновения предусмотренных абзацем вторым части четвертой статьи 9 и пунктами 2 - 10 части двадцатой статьи 13 настоящего Федерального закона обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения;
4) аннулирования охотничьего билета в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (в отношении охотничьего оружия).
В случаях выявления нарушения гражданином установленных настоящим Федеральным законом и соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации правил хранения, ношения, уничтожения, изготовления, продажи, передачи, перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки гражданином оружия выданные ему лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение или хранение и ношение оружия временно изымаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо органами внутренних дел с последующей передачей в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия.
В случае наложения судом на юридическое лицо административного наказания в виде административного приостановления деятельности за нарушение правил в сфере оборота оружия и патронов к нему выданные этому юридическому лицу лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение оружия изымаются органом, выдавшим такие лицензию и (или) разрешение, на установленный судом срок наложения наказания.
Лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение оружия, выданные юридическому лицу, аннулируются решением суда на основании заявления органа, выдавшего указанные лицензию и (или) разрешение, если в установленный судом срок административного приостановления деятельности юридического лица не были устранены допущенные им нарушения правил в сфере оборота оружия и патронов к нему, повлекшие наложение наказания в виде административного приостановления деятельности этого юридического лица.
В случае аннулирования лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение оружия юридическое лицо вправе повторно обратиться за их получением по истечении трех лет со дня аннулирования лицензии и (или) разрешения, гражданин - по истечении одного года со дня окончания срока наложения административного наказания в виде лишения права на приобретение оружия либо права на хранение или хранение и ношение оружия или со дня устранения обстоятельств, исключающих в соответствии с настоящим Федеральным законом возможность получения таких лицензии и (или) разрешения.
В случае добровольного отказа от лицензии и (или) разрешения сроки повторного обращения за их получением не устанавливаются.
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать ]
Комментарий к ст. 26 Закона об Оружии
1. Комментируемая статья предусматривает основания для добровольного и принудительного аннулирования и изъятия лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на его хранение или хранение и ношение.
Первое основание, установленное в п. 1 ч. 1, не является принудительным и связано с тремя обстоятельствами: собственно добровольный отказ от лицензии и (или) разрешения; ликвидация юридического лица; смерть собственника оружия.
В случае добровольного отказа собственником лицензии пишется заявление в орган внутренних дел. Оружие при этом также изымается и, как правило, подлежит уничтожению. Основания и порядок ликвидации юридического лица детально регламентированы в ст. 61 Гражданского кодекса РФ (часть 1). В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" смерть физического лица подлежит регистрации в органах загса. Государственная регистрация производится органом загса посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о смерти. Подробно основания и порядок государственной регистрации смерти описаны в главе VIII указанного Закона. О наследовании оружия см. комментарий к ст. 20.
В соответствии со ст. 3.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. В главе 20 Кодекса РФ об административных правонарушениях указанный вид административного наказания предусмотрен в ч. 4 ст. 20.8 - на срок от шести месяцев до одного года; ч. 3 ст. 20.12 - на срок от одного года до двух лет; ст. 20.13 - от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему. Постановление судьи о лишении права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему исполняется должностными лицами органов внутренних дел (ч. 6 ст. 32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Исполняется постановление судьи путем аннулирования лицензии и (или) разрешения на оружие с изъятием его. По истечении срока лишения специального права данные документы возвращаются их владельцу по его требованию в течение одного рабочего дня (ч. 3.1, 4 ст. 32.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Пункт 3 ч. 1 комментируемой статьи устанавливает, что лицензии на приобретение, а также разрешения на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензии или разрешения, в случае возникновения предусмотренных комментируемым Законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензий или разрешений. В соответствии с ч. 7 ст. 13 комментируемого Закона граждане РФ имеют право приобретать охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом при условии, что они не совершили правонарушений, связанных с нарушением правил охоты, производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия. Таким образом, привлечение гражданина к административной ответственности за нарушение правил охоты (ч. 1 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях) является основанием для аннулирования разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом.
Аннулирование охотничьего билета также является основанием для аннулирования и изъятия лицензии и (или) разрешения на оружие, но только в отношении охотничьего оружия.
Основания для аннулирования охотничьего билета перечислены в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ. К ним относятся:
1) несоответствие физического лица одному из следующих требований:
Обладание гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;
Ознакомление с требованиями охотничьего минимума;
2) подача охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета;
3) судебное решение (например, лишение специального права в виде права осуществлять охоту за совершение административного правонарушения - ч. 1 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Охотничий билет аннулируется органом исполнительной власти субъекта РФ.
2. В случае нарушения правил оборота оружия лицензия (разрешение) может быть изъята по правилам, предусмотренным ст. 27.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Речь идет о применении уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел такой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как изъятие вещей и документов.
3. Административное приостановление деятельности назначается в соответствии со ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях и заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг на срок до девяноста суток. К примеру, административное приостановление деятельности назначается судьей за грубые нарушения правил оборота оружия по ч. 2, 5, 6 ст. 20.8, ст. 20.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судебная практика по статье 26 Закона об Оружии:
-
Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ16-1326, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в данном случае неприменимы, руководствуясь пунктом 22 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции", положениями части 4 статьи 9, статьи 22, пункта 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии", положениями пункта 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации...
-
Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ16-961, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Пунктами 24.2, 28 и 28.6 Административного регламента в области контроля оборота оружия, а также приняли во внимание постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.04.2015 № 8-П, давшего оценку конституционности пункта 3 части 1 статьи 26 Закона об оружии. Суд, проанализировав нарушения, вменяемые в вину охранного предприятия, с учетом системного толкования названных норм права и фактических обстоятельств конкретного дела пришел к выводу...
- Решение Верховного суда: Определение N ВАС-426/09, Коллегия по административным правоотношениям, надзор