Что дают за ледокол в варфейс. Ледокол
«Ледокол» является косвенным продолжением сюжета «», которую команда Gmbox , и в которой мы разрушили башню нашего заклятого врага - организации Blackwood. Ей это, естественно, не понравилось. Затаив обиду, Blackwood решается на дерзкий шаг - перекинув все свои военные силы, организация нападает на главный штаб Warface.
Центральная база нашей организации – это то футуристическое здание слева.
Спецоперация выглядит не простым тиром, а настоящей сюжетной миссией – тут дизайнеры Crytek постарались. На протяжении её прохождения вокруг нас постоянно что-то происходит - наши союзники продолжают сражаться, отбиваясь от вторжения армии Blackwood – например, по небу снуют наши истребители, сражающиеся с истребителями противника. Постоянно что-то взрывается, вокруг раскиданы трупы наших павших во время сражения бойцов.
Из сложных моментов особо запомнилась концовка, где вас со всех сторон сыпятся вражеские солдаты, а корабельное орудие огромного крейсера постоянно посыпает вас артиллерийским огнём, а также второе место, где нас вас неустанно летят турели. Если вы под конец этой части отвлечетесь и не сумеете уничтожить хотя бы треть летящих в вас «шариков», из которых появляются турели, то пишите пропало.
В «Ледоколе» вы повстречаете несколько новых противников: это интересные турели, которыми корабль противников будет выстреливать в вас с огромного расстояния (успел подбить в полёте – молодец, не успел подбить ни одной – скорее всего умрёшь); новый вид бойцов, представители которого будут стремительно бежать в вашу сторону, в попытке выйти на дистанцию ближнего боя, однако в то же время расстреливать вас из пистолета-пулемёта.
В этой спецоперации вас станет доступно новое оружие – это знакомая нам ещё со времён первого Half-Life ракетница с лазерной наводкой. Ей вы воспользуетесь для уничтожения истребителей противника, а также для того, чтобы потопить вражеские судна.
Также вас должны порадовать награды за прохождение «Ледокола». Среди потенциального “лута”, который могут дать по окончанию миссии, ни одной плохой пушки замечено не было. Только топовое оружие игры, которое дадут вам на два дня.
Итог: К прохождению обязательно. Сюжет и геймплей интересные, награды весьма щедрые.
Новый PVE режим наполнит игру морозной свежестью и ослепительной белизной заморского снега.
Отправить
Мы неоднократно писали о режимах, появившихся в прошлых обновлениях Warface , поэтому освещение нового контента в этот раз стало делом чести. В прошедшие выходные часть фанатов уже опробовала последние новинки на ПТС. К ним присоединились и мы, целиком погрузившись в опасные противостояния корпораций.
Обычно обо всех нововведениях шутера от Mail.ru пишет наш редактор, который довольно хорошо изучил предмет и способен держаться в первых строчках рейтингов. Но в этот раз случайный отпуск спутал все планы, а рассказ будет вестись от лица новичка, который Warface видит в первый раз. Поэтому не ждите сравнения с предыдущими режимами или анализ с позиции ветерана: вас ждут эмоции, полученные от прохождения, и рассказ об особенностях режима.
Сюжет операции незатейлив: небольшому отряду предстоит защитить главный штаб Warface, подвергшийся нападению превосходящими силами врага одновременно с воздуха и воды. В числе оппонентов героев ожидают боевые вертолеты, автоматизированные турели, тяжеловооруженные крейсеры и бесчисленные отряды метких солдат. Лакомым кусочком для врага станут и ракетные шахты, расположенные неподалеку от штаба. Сражения за главную базу будут проходить как на поверхности, так и в подземных бункерах.
Плата за участие в операции существенно подросла и равняется десяти жетонам. Впрочем, любителей захватывающих сражений это не остановит. Доступно три варианта прохождения с возрастающей сложностью, но самый тяжелый выбрать поначалу нельзя: необходимо пройти спецоперацию на среднем.
С первых минут события развиваются настолько стремительно, что поначалу не успеваешь следить за всем, что происходит на экране, и глупо плетешься в хвосте отряда, пытаясь добивать неприятелей и не наступать на расставленные повсюду мины. Перед стартом режима советуем сосредоточиться и завершить все внешние дела, чтобы ничего не мешало командной работе. Пройти «Ледокол» станет невероятно сложно, если кто-то из группы не будет выкладываться на все сто процентов.
Первое, что ждет отважившихся испытать новый режим - это усыпанный снегом лес и прячущиеся за ветками снайперы. Команде необходимо с умом использовать складки местности, а также создать правильное построение, чтобы избежать серьезных потерь. Врагов очень много (особенно в режиме «Профи»), а стреляют они достаточно метко, чтобы успокоить хорошо вооруженный отряд за пару секунд, если тот окажется на открытой местности.
Сражения с солдатами разбавлены охотой на боевые вертолеты, которые можно сбить только из запасливо лежащих неподалеку гранатометов. Однако ответный огонь и периодически появляющиеся солдаты принуждают оставлять хотя бы одного охранника с автоматическим оружием в тылу.
Чтобы ослепительная белизна пейзажей не наскучила, разработчики добавили необходимость спускаться в ракетные шахты, которые хитрый неприятель хочет захватить. Подземные бои проходят в узких коридорах, трубах вентиляции и ракетных залах, где сложно укрыться от засевших повсюду солдат. Освобождение шахт показалось простой задачей, по сравнению со следующим препятствием - автоматическими турелями.
Дело в том, что на поверхности есть несколько мест, которые нужно удержать от нападающих сил врага. Помимо появляющихся гранатометчиков и снайперов, постоянно попадающих на прицел, такие места стали любимым местом высадки турелей. Ими выстреливает главный вражеский крейсер, и если не удалось сбить их еще в воздухе, то жди беды. Турели обладают огромной скорострельностью и способны уничтожить любого солдата за пару мгновений. Прочность их корпусов довольно серьезная, поэтому приходится потратить несколько обойм, чтобы обезвредить развернувшуюся на земле турель.
Новая сюжетная спец. операция переносит игроков в заснеженную «Сибирь». На базу Варфейс идёт массированная атака силами Блэквуд. Противник применил всё доступное ему вооружение и технику. Ваш отряд должен спасти мир в очередной раз.
Бой будет долгим и непростым. В новой операции вас ожидают: сражения с вертолётами, не одно минное поле, предотвращение запуска ядерных ракет и очень тяжелое сражение с ледоколом. Как и ранее нас ждут три уровня сложности, но реальную угрозу представляет лишь «Профи».
- Оптимально взять двоих штурмовиков и по одному члену отряда оставшихся классов. В зависимости от предпочтений можно заменить бойцов. В принципе миссию можно пройти даже в пять инженеров, всё зависит только от навыков вашей команды.
- Желательно экипировать своих бойцов в «Боевое снаряжение». Чтобы можно было регенерировать здоровье и броню в сложный момент, когда у медика и инженера нет возможности помочь. Можно также эффективно использовать снаряжение за короны или то, что осталось с .
- Важно запастись как минимум двумя дымовыми гранами и одной осколочной.
- Оружие лучше подбирать с максимальным боезапасом и скорострельностью.
- На минных полях внимательно смотрите под ноги и деревья. Мина убивает сразу и не помогает никакая защита.
- При первой встрече с кораблём возникнут трудности. Стандартные волны ботов отстрелять не составит труда, но вот дальше будет обстрел турелями, которые прилетают в капсулах и только после падения приходят в боевую готовность. Их нужно отстреливать в первую очередь. Чтобы не встретить такое «чудо с небес» без патронов, следует оставлять одного бота после каждой волны. Перезарядились, полечились и можно убивать одинокого солдата, а потом смело встречать «дождь» из турелей. Если пропустили одну или две из них, то шанс выжить ещё будет. Тут нам и понадобятся дымовые гранаты. Закидывайте их под турель и спокойно убивайте её. Так нужно продержаться 3 волны.
Далее вас ждёт ещё одно подобное место и тактика немного изменится. На второй и третей волне нужно кидать по две дымовых гранаты за свою спину и пропускать первые 3 летящие турели. Они упадут в дым и не нанесут урон в ближайшие 10-12 секунд, а вот все остальные нужно обязательно сбивать.
- Вертолёт не должен доставить неприятностей. Достаточно двум стрелкам снимать ботов, а остальным в это время спокойно использовать новенькие РПГ с наводкой на цель, сбивая неприятеля.
- По пути к цели вам встретятся новые враги. Снайперы ЛЦУ с «болтовками» – эти ребята если не убивают с первого выстрела, то просто роняют на землю. Эффект как в ПвП или от удара бойца со щитом.
- При встрече с большой турелью «Мамонт» двум бойцам стоит зайти по оврагу «в спину» и уже оттуда с помощью товарищей расстрелять её.
- Битва с главным Ледоколом состоит из трёх волн. Нужно уничтожать из РПГ пушки на корабле под обстрелами вражеской артиллерии и натиске врагов. Тут главное следить за появляющимся красным кругом (зона обстрела) и после залпа есть 10 секунд, чтобы успеть взять РПГ, выстрелить в корабль и уйти обратно в укрытие. Самое сложное будет в конце.
На 3-й волне постарайтесь сохранить катер, возле которого появляются гранатомёты. Для этого держитесь максимально далеко от него во время обстрела из «арты». И когда полетят капсулы с турелями – быстро заходите всей командой в катер и забивайтесь в угол. Теперь аккуратно 1-2 стрелка в «пиксели» могут отстрелить все турели, а далее и волну ботов. Если по какой-то причине вы в зоне видимости турели – кидайте дым в её сторону. Осталось добить двигатель ледокола и миссия пройдена!
За прохождение в награду выдадут случайное оружие из новой коллекции «Стужа».
Итак, мы получили отличную сюжетную спец. операцию для с зимними пейзажами, новыми противниками, сравнимую по времени прохождения с «Марафоном».
В конце миссии, после убийства босса всплывает подводная лодка. На что нам намекают разработчики? Новые приключения будут проходить под водой? Это мы узнаем в будущем, а пока в бой с «Ледоколом».
Доброго времени суток, друзья! Сегодня мы решили рассказать вам все подробности о новой спецоперации «Ледокол», а так же особенности этого режима, информацию о двух новых стволах, добавленных в игру, и определенных советах по прохождению данного задания. Надеемся, что наши труды принесут вам удовольствие и будут причиной меньшего количества неудачных попыток.
Оружие
Традиционно начинаем своеобразный обзор спецоперации с нового оружия, которое появилось в магазине и которое отлично заходит именно для этой PVE миссии.M14 Crazy Horse
Снайперская винтовка M14 Crazy Horse представлена в двух вариантах - обычная и золотая. Но, если обычно винтовки «золотого» типа получали больше патронов или что-то в таком духе, то у золотой M14 Crazy Horse на 5 больше дальность стрельбы и на 5 больше темп стрельбы, во всех же остальных своих показателях винтовки совершенно одинаковые. Стоит отметить, что это полуавтоматическое оружие, то есть все десять патронов вы можете выпускать не отвлекаясь от оптического прицела. И, собственно, по этой причине винтовка в новом режиме просто шикарно себя показывает.Большую часть спецоперации вы будете проводить на открытой местности, где до врага будет достаточно приличное расстояние. При этом, сам враг почти всегда открыт, так что имея десять патронов можно легко и быстро проредить строй противника. Кроме того, сбивать летящие в воздухе турели с такой винтовки просто шикарно.
Кстати, многие в сети жаловались, мол, разработчики добавили такую же винтовку, которую недавно убрали, лишь название и моделька разная. С другой стороны, чего жаловаться, если винтовки одинаковые? И, сама по себе M14 Crazy Horse просто шикарная, как в PVE, так и в паблике вроде Ангара, где десять патронов и темп в 140 дают возможность убивать не глядя.
PM-84 Glauberyt Custom
Сам класс инженеров мне лично не особо нравится, я больше снайпер или медик, так что оценить ствол по достоинству, видимо, не смог. Стреляет PM-84 Glauberyt Custom очень кучно на средней и ближней дистанции, хотя на средней уже будут проблемы скорее всего. Стреляет пистолет-пулемет не всю обойму, а отсечками по 4 патрона, что в ближнем бою мне показалось не особо удобным - по привычке зажимаешь клавишу стрельбы, а вылетает четыре патрона. Но, это лично мои ощущения, может для кого-то это будет отличной заменой.Для спецоперации «Ледокол» тоже ствол не подходит совершенно, так как стрелять на дальние дистанции PM-84 Glauberyt Custom не в состоянии, на средних здесь лучше заходят штурмовики, а на ближних - медики. Кроме того, от штурмовика и медика будет дополнительная польза в виде патронов и хила, а от инженера лишь броня, которая и так у многих восстанавливается. Хотя, магазин на 32 патрона отсечками улетает не так быстро, как автоматикой, так что впечатление осталось двоякое.
Этапы спецоперации
Я решил описать все этапы прохождения спецоперации и отметить определенные хитрости или просто мои замечания, которые были сделаны во время тестирования нового задания. Постараюсь сохранить какую-то интригу, дабы без лишних спойлеров и вам было интересно проходить все это. Если я что-то важное упустил или вовсе не заметил, то смело пушите в комментарии - действительно дельные вещи мы обязательно добавим в статью.Первый этап
Условно его можно назвать «Минное поле в лесу». На данном этапе никаких абсолютно сложностей нет, но не стоит нестись вперед сломя голову. Сами боты выбегают из-за деревьев достаточно резко, но убить их легко даже если вы такой себе стрелок. Другое дело - мины. Они расположены очень хитро, так что просто бегая по тропинкам вы их никогда не заметите. Мины спрятаны под деревьями, за углом тропинок, за камешками. Так что главное правило на данном этапе - не бегать. Идите спокойно, убивайте врагов и смотрите под ноги. Заметили мину - стреляйте по красной пупырышке сверху и она взорвется, можно идти дальше.Далее, выйдя из леса вы попадаете на пятачок с тремя-четырьмя укрытиями по центру. Опять же, располагаетесь каждый за укрытием, дабы медик был ближе к центру, штурмовики патроны дают и спокойненько себе убиваете ботов. Между волнами ботов будут очень интересные штуки - летящие снарядом турели. В воздухе турель умирает буквально с пары выстрелов винтовкой или трех-четырех попадания автомата. Но, по приземлению на землю турель раскрывается и тогда у вас проблемы - стреляет такая штука добротно, а убивается лишь попаданием в центр. Здесь есть две очень простые фишки.
Первая - турелей всегда три-пять в волне. То есть, одна слева, одна по центру и одна справа, иногда в два ряда. Договариваетесь со своей командой, что одни берут левую, другие центральную и третьи правую. Медика не трогаем даже, ему попасть по такой штуке будет сложно. Все, уничтожить турели в воздухе очень просто, мы один раз прошли миссию и ни одна турель не приземлилась на землю.Вторая - не переключайтесь с турелей в воздухе на турель, которая упала на землю. Несколько раз мы получили массу лишнего урона по банальной глупости. Допустим, вы пропускаете одну летящую турель и она раскрывается на земле, начинает стрелять. Большинство начинают ее уничтожать и за это время остальные волны прилетают полностью, получается около шести-семи турелей и еще волна ботов идет. Урона - море просто. Так что я советую, даже если вы одну турель пропустили, продолжать сбивать остальные. Лучше получить чуть-чуть урона от одной турели, чем потом получать от шести таких же.
Второй этап (Ангар)
Единственный раз, когда вы спуститесь под землю - ангар. Здесь никакой тактики не нужно, секретов тоже особо никаких нет. Просто идете по точкам, убиваете врагов, не подставляетесь под щиты, бросаете гранаты в щель «ежа» и благополучно проходите все, здесь проблем даже у новичков со случайной командой не будет.Третий этап (Горная местность)
Здесь обычно проявляется любовь некоторых нехороших игроков набивать ачивки или очки, но не проходить саму миссию. Объясню в чем соль - вы почти сразу попадаете в облаву, где пройти нельзя. Над вами кружит вертолет, который наносит много урона, по краям лежат гранатометы, иногда идут боты. Ваша задача как можно быстрее сбить вертолет, это делается достаточно легко - снайпер снимает ботов, штурмовики стреляют из гранатометов, медик лечит это все. Не стоит сидеть за кустиками и убивать ботов, набивая очки, ведь в это время ваши товарищи будут погибать от выстрелов того самого вертолета.Убив вертолет, вы подойдете к крутому спуску и здесь стоит дать снайперу издалека снять противников. Сам враг так далеко не стреляет, а значит вы снимите достаточно много вражин и пройдете дальше воевать уже с их остатками. Добравшись до своеобразного бункера, над вами вновь начнет кружить вертолет и его тоже нужно сбить, а с одной стороны будут подходить боты. Та же схема - снайпер спокойно снимает всех ботов, подходящих к бункеру, два штурмовика стреляют из гранатометов, медик все лечит и воскрешает, если не заладилось. Пятый игрок может помогать либо одной, либо другой части своей команды.
После этого у нас идет турель, которая вызывает у некоторых игроков проблемы. На самом деле здесь особого ума не нужно - разделяемся на три условных команды. Одна остается с ближней стороны турели, другая бежит на противоположную сторону, снайпер стоит посредине снизу, чтобы его не видела турель, и снимает всех врагов, выходящих на гору или из леса. Две команды действуют попеременно - одни стреляют по баку, на них агрится турель - других стреляют по баку, на них агрится турель. Очень просто, на самом деле.
Четвертый этап
Данный этап достаточно сложный из-за большого количества волн, противников, наличия гранатометчиков, но никаких особых советов или тактик к нему тоже нет. Вам нужна просто слаженная работа команды - ставите медика и двух штурмовиков в центр, снайпера под левый склон, штурмовика (или снайпера - смотря кто у вас в команде) под правый. Снимаете ботов, снимаете утерли, все как обычно, потом бежите по склону к выходу.Здесь тоже такой момент - враги очень резко выбегают из-за углов, так что не спешите, идите спокойно и смотрите по сторонам. При слаженной работе этап отнимает пару литров пота, да и все на этом.
Пятый этап (Ледокол)
После пары неудачных заходов, я заметил большую проблему, которая была еще на этапе подрыва вертолета - игроки наотрез отказываются стрелять по пушкам корабля. Вроде все понятно, задача ясна - вон пушка, вон гранатомет, соедини воедино. Но нет, большинство просто сидит за укрытием, стреляет по ботам, смотрит как пушка стреляет по их позиции и периодически умирают с криками «Где медик, когда лечить будешь». Не надо так.Опять все просто и легко делается. У вас есть медик, он здесь вообще не должен стрелять - берешь в одну руку аптечку, во вторую берешь дефибриллятор и бегаешь с ними от союзника к союзнику. На то ты и лекарь. Снайпер садится где-то далеко, за камушком здоровым, и снимает ботов, их будет много, так что работы хватит. Остальные три члена экипажа занимаются стрельбой из гранатомета по цели. При том, в определенные моменты цели на корабле не двигаются совсем, а значит навели прицел - выстрелили и сразу перезаряжайтесь, вести ракету к цели не нужно совершенно. Благодаря этому снимаются пушки быстро, двигатель тоже пробивается легко и непринужденно.
Кстати, когда дойдет время до двигателя, повалит очень много ботов. На самом же корабле будут элитные снайперы с винтовками 50-го калибра, которые еще зеленым лазером на три метра светят. Так вот, штурмовикам и прочим близкостреляющим от них нужно прятаться, а наш снайпер выглядывает на пол пикселя, убивает снайпера и так дальше. А медик все это время бегает и лечит всех с мыслью «лучше бы штурма взял или снайпера, где мои очки обещанные».
Всего в команде пять человек, вдруг кто не знали. Из них один сто процентов должен быть медик, зарубите это себе на носу. Сколько раз заходил в лобби и видел четырех снайперов, говорящих «задавим дамагом, не переживай». Не задавите. Медик нужен на всех этапах игры, даже при очень точной стрельбе и слаженным действиям лишняя ракета или выстрел снайпера уберут вашего союзника и его нужно будет лечить, жетоны имеют свойство заканчиваться. Брать двух медиков уже не стоит, слишком мало будет урона у команды, а вот пользы при слаженной работе команды от второго медика почти ноль.Обязательно должен быть снайпер. Без него снимать цели на большом расстоянии сложно, снимать летящих в воздухе ботов тяжко, а снять элитных снайперов с корабля вообще нереально. И забудьте про снайпера с болтовкой - только автоматика. Желательно эту новую винтовку взять или ее аналог. Есть вариант команды с двумя снайперами и двумя штурмовиками, плюс медик. Это весьма логичная команда получается, патронов хватает всем, всех лечат, урона масса.
Имеется вариант с тремя штурмовиками и одним снайпером. Здесь выгода в том, что штурмовики с какой-то ЭМ-кой имеют больший темп стрельбы и за счет этого удается быстрее проходить волны. Если ваша цель - рекорд, то стоит брать трех штурмовиков, снайпера и медика.
Итого, два идеальных состава: два снайпера+два штурмовика+ медик или снайпер+три штурмовика+медик.
Инженер здесь никому не нужен, забудьте.
На этом все, описание оружия, спецоперации и советов завершаем. Все моменты, которые я пропустил или с которыми вы не согласны, можете писать в комментариях на сайте или в группе Warface, все обсудим, добавим и все будут довольны. Удачного прохождения!
Всем привет! С вами Temorlan, и сегодня я расскажу вам все о спецоперации Ледокол в Warface. Ну и заодно хочу напомнить, если кто вдруг пропустил, про то что завтра, 3 февраля с 18:00 по мск до 12:00 6 февраля в игре проходит акция: во-первых можно участвовать в спецоперациях любой сложности без жетонов доступа. Во-вторых за бои дают на 50% больше опыта как XP так и VP.
А теперь переходим к делу.
Спецоперация Ледокол в Warface - традиционная зимняя обнова для игры. Сейчас опробовать ее можно только на ПТС но уже в ближайшее время она появится на основных серверах игры так что всем рекомендую максимально основательно к ней подготовиться.
Итак, что же для нас сделали разработчики из Crytek на этот раз?
Winter is coming
Обновление зимнее, поэтому логично что сеттинг для новой спецоперации выбрали подходящий – заснеженные склоны гор, ясное солнце, лед. Ну и вторая причина - то что все любят зимний марафон, он пользуется максимальной популярностью, так что еще одна спецоперация в снегах не будет лишней.
Сюжет
Эту PvE миссию отличает от всего, что мы раньше видели в игре, непривычный сюжетный ход. На этот раз ситуация крайне напряженная так как не мы атакуем базу Blackwood – они перешли в наступление. Это акт мести за взятие "Черной акулы". Нам придется защищать собственную базу, наносить удары с флангов. Причем это не просто база – это основной штаб, где находятся не только запасы оружия, но и почти все командование Warface, включая генерала Ли Уортона.
Эпичность
Это очень масштабная операция, противостоять придется целой армии, в ход идут все сил от штурмотрядов до тяжеловооруженных крейсеров. Да-да, РБ операции – морской крейсер.
Но до крейсера еще нужно добраться. Прохождение спецы идет в несколько этапов, от заснеженных холмов через пусковые шахты ракет к финальному месту действия. В течение прохождения миссии становится все сложнее и нагнетается атмосфера: сначала светит солнышко, в конце начнет бушевать настоящая гроза. Crytek даже показали тактические схемы всех этапов прохождения на сайте игры. Там можно найти полезную информацию: куда двигаться, важные точки, и так далее.
Врага надо знать в лицо
В спецоперации появится много новых нестандартных типов врагов. Рассмотрим подробнее:
Диверсант/Падальщик – боец блэквуд, который от стрельбы на пистолете быстро переходит на ближний бой ледорубом. Довольно опасен.
Элитный снайпер – если заметите зеленый лазер – значит вы под прицелом элитного снайпера блэквуд. Использует особенно мощные винтовки, которые без проблем могут вас уложить на лопатки.
Летающие турели "Кобра", "Сколопендра" и другие, их выбрасывают с воздуха в капсулах. Хорошо, если успеешь подстрелить такую в полете. Плохо, если пропустишь слишком много. На земле они становятся крайне опасными. Разработчики советуют сначала проходить миссию на легком уровне сложности специально, чтобы запомнить, где, когда и в каких количествах прилетают эти турели и распределить в команде роли, кто отвечает за конкретные цели. Также они рассказали, что им самим эти турели напоминают старую приставочную игру – охоту на уток.
Винтокрыл Mk.II Новый вертолет, загораживается силовым полем, активно двигается и достаточно больно стреляет. Уничтожить его можно специальной ракетницей.
Крейсер Его вооружение настолько мощное, что может ломать лед и тем самым менять геометрию уровня. Единственное что помогает в борьбе с ним так это то, что при попадании в его зону поражения ты видишь ярко подсвеченную область попадания заряда и слышишь 3Dзвук который значит только одно: нужно уносить ноги, на это есть всего пара секунд.
Это нельзя назвать типом врага, но опасность однозначно представят минные поля на открытой местности. Их можно заметить по красному индикатору на земле и характерному звуку. Таймер реагирует на движение. Лучше всего этого не дожидаться и заранее разносить мины прицельным выстрелом.
Стужа
К спецоперации выйдет и новая серия оружия под названием Стужа. Она включает в себя такие хиты как М16А3, Fabarm STF 12, Compact Steyr Scout, Honey Badger, SIG Sauer P226 C, Тактический топор. По характеристикам они ничем не отличаются от дефолтных, новсе модели полностью перерисованы. Кроме того, у SIG Sauer серии стужа перерисован прицел.
Это оружие можно получить на время за прохождение новой спецоперации.
Ну и напоследок оставляю вам видеодневники разработчиков, где они рассказывают некоторые интересные факты о том как создавалась эта спецоперация. Иногда интересно узнать об игре не со стороны игрока, а как ее видят те, кто все это придумал и сделал.