Четвертый этаж кроны деревьев. Смешанный лес
Бусыгина Ирина Валерьевна
Место работы, должность:
ГОУ РМЭ "Семеновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I и II вида
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
Специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Класс(ы):
Предмет(ы):
Литературное чтение
Предмет(ы):
Природоведение
Цель урока:
Формировать навык осмысленного чтения произведения с использованием знаний, полученных на уроках чтения, природоведения и предметно-практического обучения.
Тип урока:
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории):
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебники предназначены для школ II вида
Чтение и развитие речи - Л.М. Быкова, М.И. Никитина,Книга для чтения, 1993г.
Природоведение -З.А. Клепинина, М.Ф. Титова, Природоведение, 1995г.
Используемое оборудование:
Презентация к уроку, интерактивная дока. Аудиозапись музыки для динамической паузы "Звуки леса", таблички «будем выразительно читать по ролям, будем составлять монтаж старого леса,
слушать звукиптиц и животных», маски животных, экран, рисунки детей с изображениями деревьев, рисунки: пятиэтажный дом, опушка леса.
Краткое описание:
В ходе интегрированного урока (чтение и развитие речи, природоведение,предмтно-практическое обучение)решаются следующие задачи: Образовательная: Учить анализировать содержание текста по вопросам, с помощью чтения по ролям и с использованием коллективной аппликации «Этажи леса». Обучать интонационно-выразительному чтению диалога. Воспитательная: Воспитывать познавательный интерес учащихся к природному сообществу «лес». Коррекционно – развивающая: Развивать наглядно-образное мышление и память учащихся. Развивать творческое воображение во время динамической паузы. Пополнить словарный запас учащихся, активизировать коммуникативную речевую деятельность. Осущестивлять контроль за произносительными навыками. Развивать остаточный слух детей с помощью речевых и неречевых звучаний.
План урока:
1. Орг. момент.
2.Сообщение предстоящих действий.
3.Фонетическая зарядка, постановка проблемы.
4.Чтение первой части рассказа. Выразительное чтение диалога по ролям.
5.Динамическая пауза.
8.Домашнее задание.
9. Итоги урока. Рефлексия.
Ход урока:
1. Орг.момент :
Приветствие присутствующих.
Который сейчас урок. Какой сейчас урок?
Какое было домашнее задание?
Задайте друг другу вопросы о произведении.
(Какой жанр произведения? Кто автор рассказа? Кто главные герои рассказа? О чем говорится в рассказе? Тебе понравился рассказ?)
2. Сообщение темы урока и предстоящих действий.
Тема урока: рассказ «Кто живет на дереве, кто -под деревом?»
Сегодня на уроке мы будем выразительно читать по ролям первую часть рассказа.
Изображать животных.
Слушать звукиптиц и животных.
3. Фонетическая зарядка:
Э….Ш…Ж…
ЭтажЭтаже
Первый этажНа первом этаже
У дома есть этажи и в лесу тоже есть этажи.
4. Чтение первой части рассказа. Выразительное чтение диалога по ролям.
Сядьте на стулья, внимательно прочитайте первую часть рассказа.
Как-то на лесной опушке встретил я девочку Марину.
Что ты тут делаешь?
Птичку слушаю. А как её зовут, не знаю.
А какая она?
Такая серенькая, маленькая…
Ну, так не определишь. Вот если бы ты описала её точнее или хотя бы сказала, на каком этаже живёт птица, тогда…
А разве в лесу есть этажи? Это же не дом!
Да, у леса есть этажи. Птицы и звери селятся на своём этаже.
А сколько в лесу этажей?
В высоком старом лесу - пять этажей.
5.Динамическая пауза.
Учащиеся выбирают маски животных и птиц и под музыку изображают их. Затем сообщают, на каком этаже живет этот зверь или птица.
6. Чтение второй части рассказа. Монтаж этажности старого леса.
Пятый этаж - это верхушки самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов. Четвёртый - кроны деревьев пониже: клёна, берёзы, осины, рябины. Третий - кусты и совсем молодые деревья. Этот этаж называется подлеском. А два нижних этажа-второй и первый - травы и цветы. В лесном «доме» есть ещё и «подвал». Тут прячутся корни растений.
При составлении монтажа повторяются части растений.
7.Прослушивание звуков животных и птиц.
Ребята, герой рассказа, девочкаМарина, слушала, как поет маленькая серая птичка. Мы сейчас тоже будем слушать звуки животных и птиц.
8.Домашнее задание.
9.Итоги урока (Что нового узнали на уроке?)
Рефлексия (Каким было твое настроение на уроке?)
Пояснительная записка
Процесс приобщения воспитанников к экологической культуре происходит с раннего детского возраста. Основополагающую роль в экологическом воспитании играют все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, различные типы дошкольных образовательных учреждений. В процессе экологического образования и воспитания воспитанников необходимо формирование в их сознании представлении о мире как целостном единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с этим миром. В данной разработке ярко представлены идеи многообразия природы, единства живого и неживого, взаимосвязи организма и среды обитания. Изучая данную тематику, воспитанники знакомятся с тем, что лес также как и дома имеет этажи, что на каждом этаже живут свои жители и как они между собой связаны.
Программное содержание:
1)расширение и уточнение представлений воспитанников о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; продолжение знакомства с дикими животными, расширение представлений об особенностях приспособления животных и взаимосвязь между растениями и животными леса;
2) развитие всех компонентов устной речи воспитанников в различных формах и видах детской деятельности;
3) развитие самостоятельности в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения;
4) приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Оборудование: картины леса в разные сезоны года, картины деревьев (сосны, липы, липы, клена, шиповника, малины) и животных (лось, крот, мышь, оса, филин, бабочка, куница), ТСО (голоса птиц).
Предварительная работа: чтение сказки про зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост Мамин- Сибиряк
Словарная работа : крона, подлесок
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сюрпризный момент.
— Здравствуйте, ребята! Я вас сегодня приглашаю в необычное путешествие. Закройте все глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу.
Откройте глаза. Посмотрите мы в лесу! Птицы поют, деревья листьями шелестят.
— Здравствуй лес, дремучий лес.
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь с листвою
Ночью темной, грозовою?
Ты нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре.
Кто в душе твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи
Ты же видишь – мы свои!
Летом и зимой, весной и осенью хорош наш лес! Рядом с осинкой- береза, рядом с елью- осина. В наших лесах встречаются и липы, и дубы, и клены. Много в нашем лесу и разных кустарников, трав и цветов.
Беседа о деревьях и кустарниках.
Ребята, посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?
Правильно, молодцы, это сосна. Сосны вырастают высокими и стройными.
Какие еще высокие деревья есть в лесу?
Молодцы, это ели. Много в лесу деревьев. Растут в лесу деревья и невысокие, например, липа, клен.
Ребята, какие еще невысокие деревья растут в лесу?
— Молодцы, верно, это рябина, черемуха, осина, ольха. Между деревьями растет кустарник. Чем же, ребята, кустарник отличается от дерева?
Молодцы, кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветки растут от корня.
— Ребята, какие лесные кустарники вы знаете?
Молодцы, это можжевельник, шиповник, малина.
Ребята, а что растет под кустами? Правильно, это трава, цветы, мох.
Работа с картинкой «Многоэтажный домик».
Вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картинку- слева многоэтажный дом, а справа- лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу.
Самый высокий этаж- пятый- в старом лесу- это верхушки сосен, елей и могучих дубов. Четвертый этаж- кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин.
Ребята, что такое крона деревьев? Молодцы, это верхняя облиственная часть дерева.
Третий этаж- это кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название: подлесок. Так, что же такое подлесок? Молодцы, подлесок- это группа растений в лесу, произрастающих в тени деревьев. Давайте повторим все вместе: подлесок. А два нижних этажа- второй и первый- образуют травы, мхи и цветы. Во всяком леном доме есть, что- то вроде подвала, тут прячутся корни зеленых обитателей леса. Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры, и в каждой квартире- свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом.
Беседа о жителях леса.
— Ребята, кого из животных мы заселим в подвал? Кто живет под землей? (крот, мышь)
— А знаете ли вы, ребята, какой лесной зверь самый большой? Отгадайте про него загадку:
Горбоносый, ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги
С ним тягаться трудно в беге
Коль такого довелось встречать
Знайте это……(лось)
Ребята, как вы догодались?
Какой зверь в наших лесах самый хищный? (волк)
— Какой самый хитрый? (лиса)
— Кто самый быстроногий? (заяц)
А сейчас, ребята, я прочитаю вам отрывок из одной сказки, а вы меня внимательно послушайте и постарайтесь отгадать как называется эта сказка и кто ее написал?
Чтение сказки про зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост Автор Мамин Сибиряк.
— О ком можно сказать, что он смешной, глупый, несчастный, бесстрашный, храбрый? (храбрый заяц)
— Кто для зайцев был самый главный враг? (волк)
Почему так смешно было всем собравшимся зайцам? (потому что храбрый заяц сказал, что никого не боится, и даже волка)
— Что подумал волк, когда бежал совсем в другую сторону от зайца? (волку показалось, что в него кто- то выстрелил)
За что хвалили зайцы своего брата? (за то, что он напугал волка)
Динамическая пауза.
А теперь, ребята, все встали в круг:
Заяц в лес на новоселье
Приглашает на веселье
В лес к нему пойдем сейчас
В гости ждет сегодня нас
Ножки топ- топ, мы идем за поворот
Руки хлоп-хлоп- развеселый мы народ
Ножки выше поднимаем по сугробам мы шагаем
Солнцу в небе улыбнись, а деревьям поклонись
Прыгаем мы через канаву, к зайцу мы идем в Дубраву.
А теперь послушайте следующую загадку:
Возле дуба, острым рылом
Деловито землю рыл он
Видно желуди искал
Я пугать его не стал
Очень грозен был…..(кабан)
Почему вы так решили?
Волк, лиса, заяц, кабан и лось- все живут на нижнем этаже леса. Как вы думаете почему? (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище)
Ребята, кто из лесных животных занимает средний этаж? (куницы, совы, филин). Эти животные селятся в дуплах старых деревьев, они сверху высматривают себе добычу. В наших лесах живут и белки.
— Ребята, а кто живет на верхних этажах? Правильно, это бабочки, жуки, осы, пчелы, комары. Много в лесу самых разных насекомых.
Сюрпризный момент «История Незнайки».
А вот о какой истории рассказывает нам Незнайка. Послушайте внимательно.
— Здравствуйте, ребята! Со мной произошла необычная история. Очень люблю ходить в лес. Да вот беда: в лесу столько разных букашек, комаров, муравьев. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой- только вред. Идешь по тропинке, а там сидит лягушка или еще хуже- жаба. Какие противные! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают! Какая от них польза? А муравьи? Толька кусаются! А червяки? Не поймешь, где у них хвост, а где голова. И вообще, что они под землей делают? Наверное, корни у деревьев подъедают. Надоели все. Один раз пришел я в лес, да как закричал. Уходите все из леса, видеть вас не хочу! Они и ушли. Хорошо стало в лесу, никто не летает, не прыгает, не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежались. Почему не пойму. Может, вы мне поможете разобраться?
Ребята, почему же случилась беда в Незнайкином лесу? Правильно, все в лесу взаимосвязано: не стало букашек, комаров улетели птицы, а птиц не стало- развелось гусениц, погрызли листву, траву, засох лес.
Лес — богатство нашей Родины и надо беречь и охранять его.
Подведение итогов.
И так, ребята, чем мы сегодня занимались?
— Что нового вы узнали?
На этом наше занятие подошло к концу, всем спасибо. До свидания!
г. Янаул Республика Башкортостан
Суфиярова Анжела Викторовна.
На Интернет-уроке мы отправляемся в экспедицию, изучать новую природную зону — смешанный лес…
Смешанный лес — это лес, где растут хвойные и лиственные деревья. На карте смешанные леса обозначены зелёным цветом…
Растительный и животный мир в смешанных лесах богаче и разнообразнее, чем в тайге. Здесь много кустарников и часто встречаются поляны. В смешанном лесу мы можем встретить и многих таежных животных: зайца-беляка, лося, белку, белку-летягу, глухаря. Белки в этих лесах питаются не семенами хвойных деревьев, а орехами лещины, семенами липы, клена и других лиственных пород, желудями. Едят желуди медведи и другие звери и птицы. Здесь обитают также животные, типичные для смешанных лесов: благородный олень, кабан, косуля. Из птиц здесь преобладают насекомоядные и зерноядные.Вы знаете, что лес — это многоэтажный дом? Нет? Давайте заглянем в этот дом:
В лесу можно встретить высокие деревья берёзы, ели . Растут в лесу деревья и невысокие. Например, липа, рябина, черемуха, осина, ольха.
Между деревьями растет кустарник. Например, можжевельник, шиповник, малина.
Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)
Что растет под кустами? Верно, трава, цветы, мох.
Все растения составляют этажи леса.
В лесу могут быть пять, шесть и даже семь этажей. Самый высокий этаж — пятый — в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов.
Четвертый этаж — кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин. Третий — кусты и молодые деревца. Его называют подлесок .
А два нижних этажа — второй и первый — образуют травы, цветы, мхи.
Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.
Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире — свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом.
Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей?
На нижних этажах… Верно, зайцы, лисы, волки, олени.
Как вы думаете, почему они живут именно на нижнем этаже? … (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.)
Кстати, большинство певчих птиц леса тоже живет на l-м этаже. Они вьют свои гнезда на ветвях кустов и невысоких деревьев.
Кто из лесных животных занимает средний этаж?… Куницы, белки. Эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.
А на высоких этажах — птицы…Кто еще живет на верхних этажах? (Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары.)
Итак, …. Среди диких животных в лесах обитают зайцы, белки и кроты. Хищниками являются волки, лисы. Они живут поодиночке или стаями. В зарослях можно встретить барсуков, куниц и хорьков, охотящихся на мелких грызунов, насекомых, но в их рационе также есть растения. Всеядный обитатель смешанного леса – это медведь.
Охотится барсук в ночное время. В его рационе есть черви, разные насекомые, лягушки, корешки и травянистые растения. Обитает, также как и еж, этот зверь в норках. Зимой барсуки залегают в спячку.
Еж
Ежи питаются разными растениями и разными насекомыми. Когда еж замечает опасность, он сворачивается клубком и обороняется иголками. Зимуют ежи в норках, где и выводят потомство.
Кабан
В некоторых лесах водятся дикие кабаны. Они являются предками домашней свиньи. У них крепкое тело и коротки ноги. Эти звери считаются всеядными, быстро двигаются, но плохо видят, живут стадами.
Олень В лесу встречаются несколько видов оленей…. В тайге Алтайского края, к примеру, живет марал. Он отличается 120-сантиметровыми рогами по 12 килограммов веса каждый. Ими проще поранить соперника в схватке за самку.
В Приморском и Хабаровском краях обитает изюбрь. Это тоже подвид оленя. В его рогах, как и марала, содержатся целебные компоненты. В погоне за ними, популяции оленей почти истребили.
Чаще всего встречаются сибирские благородные олени…
И пятнистый олень
…
Енотовидная собака Внесена в Красную книгу. Енота напоминает за счет окраски морды и ее формы. А вот на хвосте поперечных полос как у тески нет. Относясь к псовым, енотовидная собака единственная среди них впадает в зимнюю спячку, обустраиваясь в брошенных или отвоеванных норах лис и барсуков.
Кроны деревьев смешанных лесов населены птицами:
Дятел
Ворон
В хвойно-широколиственных лесах обитают зеленые ящерицы и гадюки, ветреницы и лягушки. В лесах огромное значение имеют муравьи, водятся комары, мухи, пчелы, бабочки, кузнечики и другие насекомые. В водоемах обитает много видов рыб.
Смотрим видео-урок…
Другие видеоуроки по школьной программе смотрите на InternetUrok.ru
Помогите решить логическую задачку, которую прислал Сидоров Петя:
«Здравствуйте, ребята! Со мной произошла необычная история. Я очень люблю ходить в лес. Да вот беда: в лесу столько разных букашек, комаров, муравьев. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой — только вред! Идешь по тропинке, а там сидит лягушка или еще хуже — жаба. Какие противные! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают! Какая от них польза? А муравьи? Только кусаются? А червяки? Не поймешь, где у них хвост, а где голова. И, вообще, что они под землей делают? Наверное, корни у деревьев подъедают. Надоели все. Один раз пришел я в лес, да как закричал: «Уходите все из леса. Видеть вас не хочу!». Они и ушли. Хорошо стало в лесу: никто не летает, не прыгает, не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежалась. Почему, не пойму. Может, вы мне поможете разобраться?»
— Почему же случилась беда в лесу? …
Верно, в лесу всё взаимосвязано: не стало насекомых — улетели птицы, а птиц не стало — развелось гусениц видимо-невидимо, съели листву, траву, засох лес.
Лес — богатство нашей родины надо беречь и охранять его. Что дает лес людям? …
Лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав. Вот почему лес надо беречь.
Побродим по лесу и послушаем пение птиц…