Чертежи и размеры бмп 2. Конструктивные особенности силовых установок бмп, бтр
|
БМП-2 создавалась на базе БМП-1 для дальнейшего повышения боевых характеристик последней. Разработка велась в КБ ЧТЗ с 1972 г. (об.769) и в КБ КМЗ с 1974 г. (об.680, 675). Принята на вооружение в 1980 году машина разработки Курганского завода, серийное производство начато на КМЗ с апреля того же года. Впервые была показана широкой общественности на военном параде в ноябре 1982 г. По состоянию на 1995 год БМП-2 находилась на вооружении следующих стран: России, Алжира (230 ед.), Афганистана, Анголы, Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Индии, Ирана, Ирака, Иордании, Казахстана, Кувейта, Сьерра-Леоне, Словакии (93 ед.), Судана, Сирии, Таджикистана, Туркмении, Украины, Узбекистана, Финляндии (110 ед.), Чехии (187 ед.), Шри-Ланки, Йемена.
На машинах первых выпусков, как на опытном объекте 675, отсутствовали дымовые гранатомёты и устанавливался второй пулемёт на крыше корпуса над люком старшего стрелка.
Принципиальным отличием от последней является установленный на БМП-2 новый комплекс вооружения. Дело в том, что с помощью прежнего комплекса (73-мм орудие, спаренный с ним 7,62-мм пулемет и ПТРК «Малютка») с большим трудом решались огневые задачи по поражению типичных «пехотных» целей – открытой, залегшей и особенно укрытой живой силы, легких бронированных машин типа американского БТР М113, легких оборонительных сооружений, а также по отражению атак низколетящих самолетов и вертолетов. Кроме того, опыт боевого применения БМП-1 показал, что орудие 2А28 не обеспечивает эффективной борьбы с танками и другими бронированными машинами как вследствие недостаточной точности и малой дальности стрельбы, так и из-за невысокого могущества действия боеприпасов у цели. Поэтому на БМП-1 для поражения таких целей практически используется только ПТУР.
Основное вооружение БМП-2 – 30-мм автоматическая пушка 2А42, установленная в двухместной вращающейся башне. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. На крыше башни между люками командира и наводчика размещена пусковая установка 9П135М (9П135М-1). Таким образом вооружение, установленное в машине, позволяет вести борьбу с различными целями, включая танки и боевые вертолеты.
Шасси БМП-2 с шестиопорной ходовой частью по конструкции и техническим характеристикам аналогично шасси БМП-1.
Боевой расчет машины состоит из 10 человек: не спешиваемая часть (экипаж) 3 человека (командир машины, он же командир отделения, оператор-наводчик и механик-водитель) и 7 стрелков-десантников. Последние могут вести прицельный огонь из личного оружия через специальные амбразуры.
Отделение управления расположено в левой передней части корпуса машины. В нем размещено рабочее место механика-водителя, оснащенное органами управления движением машины, контрольно-измерительными приборами, приборами наблюдения, средством связи (аппаратом А-3 танкового переговорного устройства – ТПУ). За сидением механика-водителя находится рабочее место одного стрелка. Оно оборудовано амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса), приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А, а также аппаратом А-3 ТПУ.
Правую переднюю часть корпуса машины занимает моторно-трансмиссионное отделение (МТО). Оно совмещено по длине машины с отделением управления. Эти отделения разделены теплозвукоизоляционной перегородкой, в которой имеются люки для доступа к агрегатам МТО. Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель – в блок охлаждения и воздухоочистки. Последний крепится к балкам крыши корпуса.
Боевое отделение расположено в средней части машины. Оно занимает башню и подбашенное пространство в корпусе. В нем размещены основное и вспомлогательное вооружение и его системы, а также рабочие места командира (справа) и оператора-наводчика (слева). На вращающемся полу смонтированы магазины с патронами для пулемета и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными выстрелами. Укладки ПТУР установлены в подбашенном пространстве (одна) и на правом борту корпуса (три). Рабочие места командира и оператора оборудованы приборами наблюдения, прицеливания и управления оружием. У командира установлены радиостанция Р-123М и аппарат А-1 ТПУ. У оператора имеются пульт управления системой 902В постановки дымовых завес. Для внутренней связи используется аппарат А-2 ТПУ.
В кормовой части корпуса машины в десантном отделении располагаются на своих рабочих местах 6 стрелков. На каждом рабочем месте имеется прибор ТНПО-170А для наблюдения за местностью при движении «по боевому», амбразуры для ведения стрельбы из пулеметов (передние) и автоматов АКМ (остальные). Для входа и выхода стрелков в корме машины имеются две двери. В каждой из них установлен прибор ТНПО-170А, а в левой двери еще и амбразура для стрельбы из АКМ. В крыше корпуса над сидениями расположены два люка для выхода стрелков при движении машины на плаву, ведения огня по воздушным целям, наблюдения за местностью на марше, аварийной эвакуации и т.п. Десантное отделение разделено на две части (правую и левую) средним топливным баком и контейнером электрооборудования, в котором размещены две аккумуляторные батареи, агрегаты электрооборудования и отопитель десантного отделения. В десантном отделении для внутренней связи используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В нише правой двери размещена радиостанция Р-126.
30-мм автоматическая пушка 2А42 имеет двухленточное питание. Огонь из нее ведется бронебойными, осколочно-фугасно-зажигательными и осколочными трассирующими снарядами. Обеспечиваются два темпа стрельбы – малый (200-300 выстр./мин) и большой (не менее 550 выстр/мин). Прицельные дальности стрельбы по наземным целям составляют 2000 для бронебойных и 4000 м для других типов снарядов. Могут поражаться воздушные цели, летящие с дозвуковыми скоростями на высотах (дальностях) до 2000-2500 м. Боекомплект к пушке 500 выстрелов, 160 из которых – бронебойно-трассирующие. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Наибольшая прицельная дальность стрельбыы из него 2000 м. Питание пулемета ленточное, темп стрельбы – 700-800 выстрелов в минуту.
1 - орудие; 2 - двигатель; 3 - генератор; 4 - смотровой прибор механика-водителя; 5 - пулемет; 6 - смотровой прибор наводчика БМП; 7 - гранатомет постановки дымовой завесы; 8 - топливный бак; 9 - отсек аккумуляторов; 10 - топливный бак; 11 - каток; 12 - сиденья десанта; 13 - ограждение башни; 14 - сиденье наводчика; 15 - сиденье стрелка; 16 - сиденье механика-водителя; 17 - фильтро-вентиляционная установка; 18 - штурвал |
Пушка и спаренный с ней пулемет стабилизированы в двух плоскостях. Стабилизатор электромеханический 2Э36-1. Наведение оружия на цель осуществляется от пультов управления оператора-наводчика и командира. В стабилизаторе предусмотрены два основных режима работы – автоматический и полуавтоматический. Первый предназначен для стрельбы с места и с ходу по наземным целям. При этом осуществляются стабилизация и стабилизированное наведение спаренной установки в вертикальной и горизонтальной плоскостях. При угле возвышения около 35 градусов происходит автоматическое переключение стабилизатора на полуавтоматический режим, являющийся основным при стрельбе по воздушным целям. В этом случае также производится стабилизация и стабилизированное наведение в обеих плоскостях, но с меньшей точностью. Предусмотрен вспомогательный режим целеуказания, предназначенный для поворота башни в направлении цели, выбранной командиром, с перебросочной скоростью 30 градусов/с по кратчайшему расстоянию.
Оператор-наводчик пользуется комбинированным (дневной и активнопассивный ночной перископический) прицелом с кратностью увеличения х5,6 в дневной системе и х5 в ночной. При работе в активном режиме с использованием осветителя ОУ-5 дальность видения цели типа «танк» составляет 800 м. С марта 1986 г. вместо прицела БПК-1-42 устанавливается прицел БПК-2-42 с несколько более высокими характеристиками. Кроме прицела БПК-1-42 на рабочем месте наводчика имеются 3 перископических электрообогревных смотровых прибора ТНПО-170А и 1 прибор ТНПТ-1. У командира машины установлены монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3 с кратностями увеличения х1,2 и х4, два смотровых прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1. Кроме того, у командира имеется комбинированный (дневной и активный ночной) бинокулярный перископический прибор ТКН-3Б с увеличением в дневной ветви 4,75-5,0 крат и ночной ветви 4-4,2 крат. Прицел 1ПЗ-3 предназначен для поиска воздушных и наземных целей, слежения за ними и наведения на них оружия. При этом по наземным целям стрельба может производиться с места и с ходу, а по воздушным целям – с места.
Для борьбы с танками и другими сильно бронированными средствами противника предназначен ПТРК «Фагот» или «Конкурс», который может использоваться в машинном и выносном вариантах. Перевод противотанкового комплекса из машинного варианта в выносной производится силами двух членов экипажа. Общим элементом машинной и выносной пусковых установок является прицел 9Ш119М1.
Важную роль в обеспечении высокой огневой мощи машины играет оружие, используемое стрелками десанта. Это 2 пулемета и 6 автоматов, 2 зенитных комплекса 9К34 (вместо одного из них может укладываться РПГ-7), а также 12 гранат Ф-1. Боеприпасы к пулеметам (4 корбки с лентами по 100 патронов, 6 коробок с лентами по 200 патронов и коробка с 440 патронами) размещены в боевом и десантном отделениях. Для гранатомета РПГ-7 имеется 5 гранат ПГ-7В.
Защита от обычных средств и оружия массового поражения обеспечивается прочностью, жесткостью и герметичностью броневой конструкции – корпуса и башни, а также применением специальных систем, затрудняющих попадание снарядов в машину и снижающих эффективность их воздействия.
Корпус машины сварной, изготовленный из катаных листов броневой стали. Детали корпуса имеют различные толщины и конструктивные углы для обеспечения наилучшей защиты от пуль, малокалиберных снарядов, осколков снарядов и мин, а также прочности и жесткости конструкции. По конфигурации корпуса БМП-1 и БМП-2 близки между собой. Наибольшие отличия имеются в конструкции крыши корпуса, что связано с установкой на ней значительно большей по размерам двухместной башни. Последняя имеет конусообразную форму, сварена из стальных броневых листов. На крыше башни предусмотрены люки командира и оператора, отверстия для установки прицелов 1ПЗ-3 и БПК-1-42, а также опоры пусковой установки ПТУР. На люках, гнездах всех приборов и стыке корпуса и башни (между верхним и нижним погонами шариковой опоры) имеются резиновые уплотнения, обеспечивающие герметизацию внутреннего пространства. На крыше корпуса в десантном отделении и на всех крышках люков с внутренней стороны установлен подбой, который повышает защиту экипажа от проникающей радиации.
Защита экипажа и десанта от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериальных средств обеспечивается системой герметизации обитаемых отделений и подачи в них очищенного воздуха, в состав которой входят прибор радиационной и химической разведки (ПРХР), фильтровентиляционная установка, постоянные и закрывающиеся уплотнения, исполнительные механизмы. Система имеет автоматическое включение с ручным дублированием.
На машине установлено противопожарное оборудование двухкратного действия, состоящее из 2 баллонов с огнетушащим составом «Хладон» 114В2, 4 термодатчика в моторно-трансмиссионном отделении, трубопроводов и устройства управления. Имеется также ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.
Система маскировки включает термодымовую аппаратуру многократного действия, обеспечивающую установку непросматриваемой (в видимой части спектра) дымовой завесы шириной 100-150 м, и 6 дымовых гранатометов калибра 81 мм системы 902В «Туча». Последние позволяют с помощью дымовых гранат 3Д6 (массой 2,4 кг) устанавливать дымовые завесы на дальностях 200-300 м. В целом, защитные характеристики БМП-2 такие же, как у БМП-1.
На машине используется 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-2001 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Его мощность 210...221 кВт. Масса сухого двигателя около 700 кг. Общая вместимость топливных баков 460 литров. В зимнее время используется зимнее или арктическое, а летом летнее дизельное топливо. Удельный расход топлива при максимальной мощности составляет 238 г/кВт.ч. В системе смазки применяется масло МТ-16п, МТЗ-10п или М-16ИХП-3. Заправочная вместимость системы 58 л. Удельный расход масла при частоте вращения коленчатого вала 2200 об./мин не более 10,9 г/кВт.ч. Для облегчения пуска в холодное время в системе охлаждения имеется форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом, двигатель оборудован бесфорсуночным факельным подогревателем (БФП) впускного воздуха. Основным способом пуска является пуск сжатым воздухом, дополнительным – с помощью электростартера. Предусмотрен клапанный автоматический механизм защиты двигателя от попадания воды. Клапан взводится в исходное положение ручным приводом.
Трансмиссия механическая. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения, постоянно замкнутый. Коробка передач простая, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Обеспечивает 5 передач переднего и 1 передачу заднего хода. При включении замедленного диапазона скорости уменьшаются в 1,44 раза. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые. Их тормоза поворота и блокировочные фрикционы многодисковые, работающие в масле с трением сталь по металлокерамике. Остановочные тормоза ленточные, плавающие, двустороннего действия, сухие. Приводы управления: главным фрикционом – гидравлический (при неработающем двигателе – пневматический); переключением передач – механический с гидравлическим сервированием на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах; планетарными механизмами поворота – гидравлический со следящим воздействием на фрикционы и тормоза ПМП; остановочными тормозами – гидравлический следящего действия (при неработающем двигателе – пневматический); стояночным тормозом (левый тормоз остановочных тормозов) – механический. Масса коробки передач с главным фрикционом, ПМП, тормозами и гидроприводом около 540 кг. Бортовые редукторы планетарные, одноступенчатые. Применяемое в них масло МТ-8п, ТСЗп-8 или МТ-16п.
Гусеничный движитель с передним расположением ведущих колес. Гусеницы цевочного зацепления с резинометаллическими шарнирами. Ширина гусеницы 300 мм, масса 625 кг (каждая). Ведущие колеса сварно-литые со съемными зубчатыми венцами. Направляющие колеса сварно-литые, установлены в кормовой части корпуса машины на кривошипах механизма натяжения гусениц. Опорные и поддерживающие катки сварные с обрезиненными ободами. Масса опорного катка 41 кг. Для смазки опорных катков используется Литол-24, поддерживающих катков – масло МТ-16п.
Подвеска независимая, торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески. На 2-х и 4-х узлах установлены резиновые, а на 1-х и 6-х – пружинные упоры (ограничители хода катков).
|
БМП-2 – это советская боевая машина пехоты, появившаяся в ходе модификации БМП-1, которая перестала удовлетворять армию боевыми характеристиками. Разработка Объект 675 началась в конструкторском бюро Курганского машиностроительного завода в 1974 году, а в апреле 1980 года появился приказ срочно приступить к серийному производству и начать поставки в Афганистан в этом же месяце новой машины.
Интересно, что Объект 675 принят на вооружение и получил обозначение БМП-2 в октябре, в то время, когда уже несколько месяцев принимал участие в боевых действиях в Афганистане. Эта спешка во многом случилась из-за генерала Зайцева, который был уверен в необходимости новой техники.
Устройство
БМП-2 довольно похожа на предшественницу, действительно сильно отличаются башня и комплекс вооружения. Машина предназначена для экипажа из 3 человек и 7 десантников.
Корпус защищён лишь от пуль и осколков, толщина брони достигает 19 мм. Механик-водитель расположен в передней части, слева от МТО за теплозвукоизоляционной перегородкой. Дальше расположен стрелок, имеющий в своём распоряжении амбразуру, приборы наблюдения и средства связи.
Боевое отделение под башней размещает в себе систему питания пушки, боеукладки ПТУР и патронов для пулемёта.
Десантное отделение в корме оборудовано 6 местами с амбразурами для десанта и две двери для погрузки. В случае экстренной ситуации люди могут воспользоваться 2 люками в крыше корпуса. Посередине отделения установлен топливный бак и электрооборудование.
Новая конусообразная башня защищена сильнее, толщина лобовой брони достигает 23 мм. Внутри располагаются командир и оператор-наводчик БМП-2.
Экипаж защищён от различных внешних угроз вроде радиоактивной пыли подбоем и автоматической системой герметизации обитаемых отделений, в которые поступает лишь очищенный воздух. Также имеется автоматическая система пожаротушения и термодымовая аппаратура, позволяющая ставить дымовую завесу.
Вооружение
Пушка БМП-2 – это стабилизированная 30 мм 2А42 со спаренным 7.62 мм пулемёт ПКТ. Может показаться странным уменьшение калибра, однако есть причины. Прежнее орудие калибром 73 мм не было способно уничтожать танки, из-за чего приходилось использовать ПТУР, при этом слабо справлялось с поражением пехоты, легкобронированных машин и медленных воздушных целей из-за низкой точности и дальности стрельбы.
30 мм пушка на испытаниях показала себя с хорошей стороны, уничтожив всё навесное оборудование и повредив броню обстреливаемого танка, при этом обладая хорошими точностью и скорострельностью. Скорострельность более 550 выстр/мин, дальность стрельбы 2000 метров бронебойными снарядами и 4000 метров осколочно-фугасно-зажигательными. Боекомплект состоит из 500 снарядов калибра 30 мм и 2000 7.62 мм.
Как и предшественница, БМП-2 имеет на крыше башни ПТРК Конкурс или Фагот в зависимости от модификации с 4 ракетами. Для защиты установлено 6 дымовых гранатомётов 902В «Туча».
Благодаря такой комбинации вооружения, боевая машина пехоты способна вести огонь по живой силе противника, различным машинам, танкам и вертолётам.
Подвижность
Максимальную скорость в 65 км/час обеспечивает дизельный двигатель УТД-20С1 мощностью 300 л.с. и жидкостным охлаждением. Он находится вместе с трансмиссией БМП-2 спереди, справа от механика-водителя за бронированной плитой, которая делает практически невозможным ремонт и обслуживание в полевых условиях. Зато коробка передач вместе с рулевым управлением и сцеплением находятся рядом и легкодоступны.
Ходовая часть идентична ходовой части БМП-1 и имеет шесть опорных катков. Из-за переднемоторной компоновки БМП-2 имеет отвратительную управляемость на больших скоростях и сильно клюёт носом на бездорожье, из-за чего неопытные водители пробивают амортизаторы и ломают торсионы. Приятной особенностью является рулевое управление, представляющее собой своеобразный штурвал и позволяет плавно менять тягу при поворотах.
Боевое применение
Впервые БМП-2 в бою оказалась в 1982 году и показали преимущество своей 30 мм пушки. Большие углы вертикальной наводки позволили бороться с врагом, занимающим господствующие высоты, а стрельба очередью – успешно уничтожать пехоту.
Позже машина приняла участие в войне в Персидском заливе, встретив американские M2 Bradley и Абрамс . Потери были с обеих сторон, но известно о нескольких случаях поражения танков в кормовое отделение с последующим пожаром.
Чеченская война обернулась большими потерями российских военных, в том числе и экипажей БМП-2, впрочем, винить в этом технику не стоит.
Модификации
БМП-2Д появилась сразу после начала боевых действий в Афганистане, получив стальные экраны на бортах и дополнительную бронеплиту на днище корпуса.
БМП-2К – командирская версия, оборудованная дополнительными средствами связи и местами внутри со столиками и подсветкой для штабистов. Визуально определяется по второй антенне.
БМП-2 с АГС-17 Пламя – небольшая серия машин с гранатомётом в задней части башни с дистанционным управлением.
БМП-2 с БМ Бахча-У – опытная машина, получившая боевой модуль Бахча-У со спаренными 100 мм орудием, способным запускать управляемые ракеты, 30 мм автоматической пушкой и 7,62 мм пулемётом. Удалось значительно повысить огневую мощь, но десант сократился до 5 человек, а сама машина перестала плавать.
БМП-2М Бережок – модификация, используемая в Алжире и отличающаяся ещё одним панорамным прицелом и 4 пусковыми установками ПТУР Корнет.
Эпилог
БМП-2 находится на вооружении огромного количества стран и за годы своей службы поучаствовала во многих вооружённых конфликтах. Несмотря на некоторые ярко выраженные недостатки, машина пользуется популярностью у зарубежных заказчиков, а в отечественных войсках будет использоваться вместе с более новыми
Модификации:
БМП-2 с автоматическим гранатометом АГ-17 на башне
БМП-2Д («афганский вариант», усилено бронирование, не плавает. 1981 г.)
БМП-2К (командирская БМП, дополнительные средства связи)
БМП-2 (модерниз.вариант с автоматич.гранатометом, ТШУ-1 «Штора» и др.)
БМП-2 с боевым модулем «Бахча-У» (спаренные 30-мм и 100-мм пушки, 2000 г.)
БМП-2 с боевым модулем «Бережок» (ПТУР «Корнет», новая СУО, доп. вооружение, 2000 г.)
БМП-2 с усиленной бронезащитой
Зарубежные модификации:
BVP-2 (БМП-2 Чехословакского производства)
«Sarath» (БМП-2 производившаяся в Индии)
BMP-2 (модификация для ВС Финляндии)
Машины созданные на базе БМП-2:
БРЭМ-4 (ремонтно-эвакуационная машина)
БМО-1 (боевая машина огнемётчиков)
Р-149 «Кушетка-Б» (КШМ)
Боевая машина пехоты БМП-2 создавалась на базе для дальнейшего повышения боевых характеристик последней. Разработка велась в КБ ЧТЗ с 1972 г. («объект 769» ) и в КБ КМЗ с 1974 г. (об.680 , 675 ). Принята на вооружение в 1980 году машина разработки Курганского завода, серийное производство начато на КМЗ с апреля того же года. Впервые была показана широкой общественности на военном параде в ноябре 1982 г. По состоянию на 1995 год БМП-2 находилась на вооружении следующих стран: России, Алжира (230 ед.), Афганистана, Анголы, Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Индии, Ирана, Ирака, Иордании, Казахстана, Кувейта, Сьерра-Леоне, Словакии (93 ед.), Судана, Сирии, Таджикистана, Туркмении, Украины, Узбекистана, Финляндии (110 ед.), Чехии (187 ед.), Шри-Ланки, Йемена. К 2013 году БМП-2 находилась на вооружении армий 26 государств ближнего и дальнего зарубежья, но наибольшее их количество находится в России: примерно 5000 в Сухопутных войсках, около 150 в Морской пехоте и некоторое количество в частях ВВ.
На машинах первых выпусков, как на опытном «объекте 675» , отсутствовали дымовые гранатомёты и устанавливался второй пулемёт на крыше корпуса над люком старшего стрелка.
Принципиальным отличием от является установленный на БМП-2 новый комплекс вооружения. Дело в том, что с помощью прежнего комплекса (73-мм орудие, спаренный с ним 7,62-мм пулемет и ПТРК «Малютка» ) с большим трудом решались огневые задачи по поражению типичных «пехотных» целей – открытой, залегшей и особенно укрытой живой силы, легких бронированных машин типа американского БТР М113 , легких оборонительных сооружений, а также по отражению атак низколетящих самолетов и вертолетов. Кроме того, опыт боевого применения БМП-1 показал, что орудие 2А28 не обеспечивает эффективной борьбы с танками и другими бронированными машинами как вследствие недостаточной точности и малой дальности стрельбы, так и из-за невысокого могущества действия боеприпасов у цели. Поэтому на для поражения таких целей практически используется только ПТУР.
Основное вооружение БМП-2 – 30-мм автоматическая пушка 2А42 , установленная в двухместной вращающейся башне. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ . На крыше башни между люками командира и наводчика размещена пусковая установка 9П135М (9П135М-1) . Таким образом вооружение, установленное в машине, позволяет вести борьбу с различными целями, включая танки и боевые вертолеты.
Шасси БМП-2 с шестиопорной ходовой частью по конструкции и техническим характеристикам аналогично шасси .
Боевой расчет машины состоит из 10 человек: не спешиваемая часть (экипаж) 3 человека (командир машины, он же командир отделения, оператор-наводчик и механик-водитель) и 7 стрелков-десантников. Последние могут вести прицельный огонь из личного оружия через специальные амбразуры.
Отделение управления расположено в левой передней части корпуса машины. В нем размещено рабочее место механика-водителя, оснащенное органами управления движением машины, контрольно-измерительными приборами, приборами наблюдения, средством связи (аппаратом А-3 танкового переговорного устройства – ТПУ). За сидением механика-водителя находится рабочее место одного стрелка. Оно оборудовано амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса), приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А , а также аппаратом А-3 ТПУ.
Правую переднюю часть корпуса машины занимает моторно-трансмиссионное отделение (МТО). Оно совмещено по длине машины с отделением управления. Эти отделения разделены теплозвукоизоляционной перегородкой, в которой имеются люки для доступа к агрегатам МТО. Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель – в блок охлаждения и воздухоочистки. Последний крепится к балкам крыши корпуса.
Боевое отделение расположено в средней части машины. Оно занимает башню и подбашенное пространство в корпусе. В нем размещены основное и вспомлогательное вооружение и его системы, а также рабочие места командира (справа) и оператора-наводчика (слева). На вращающемся полу смонтированы магазины с патронами для пулемета и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными выстрелами. Укладки ПТУР установлены в подбашенном пространстве (одна) и на правом борту корпуса (три). Рабочие места командира и оператора оборудованы приборами наблюдения, прицеливания и управления оружием. У командира установлены радиостанция Р-123М и аппарат А-1 ТПУ. У оператора имеются пульт управления системой 902В «Туча» постановки дымовых завес. Для внутренней связи используется аппарат А-2 ТПУ.
В кормовой части корпуса машины в десантном отделении располагаются на своих рабочих местах 6 стрелков. На каждом рабочем месте имеется прибор ТНПО-170А для наблюдения за местностью при движении «по боевому», амбразуры для ведения стрельбы из пулеметов (передние) и автоматов АКМ (остальные). Для входа и выхода стрелков в корме машины имеются две двери. В каждой из них установлен прибор ТНПО-170А , а в левой двери еще и амбразура для стрельбы из АК М. В крыше корпуса над сидениями расположены два люка для выхода стрелков при движении машины на плаву, ведения огня по воздушным целям, наблюдения за местностью на марше, аварийной эвакуации и т.п. Десантное отделение разделено на две части (правую и левую) средним топливным баком и контейнером электрооборудования, в котором размещены две аккумуляторные батареи, агрегаты электрооборудования и отопитель десантного отделения. В десантном отделении для внутренней связи используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В нише правой двери размещена радиостанция Р-126 .
30-мм автоматическая пушка 2А42 имеет двухленточное питание. Огонь из нее ведется бронебойными, осколочно-фугасно-зажигательными и осколочными трассирующими снарядами. Обеспечиваются два темпа стрельбы – малый (200-300 выстр./мин) и большой (не менее 550 выстр/мин). Прицельные дальности стрельбы по наземным целям составляют 2000 для бронебойных и 4000 м для других типов снарядов. Могут поражаться воздушные цели, летящие с дозвуковыми скоростями на высотах (дальностях) до 2000-2500 м. Боекомплект к пушке 500 выстрелов, 160 из которых – бронебойно-трассирующие. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ . Наибольшая прицельная дальность стрельбыы из него 2000 м. Питание пулемета ленточное, темп стрельбы – 700-800 выстрелов в минуту.
Пушка и спаренный с ней пулемет стабилизированы в двух плоскостях. Стабилизатор электромеханический 2Э36-1 . Наведение оружия на цель осуществляется от пультов управления оператора-наводчика и командира. В стабилизаторе предусмотрены два основных режима работы – автоматический и полуавтоматический. Первый предназначен для стрельбы с места и с ходу по наземным целям. При этом осуществляются стабилизация и стабилизированное наведение спаренной установки в вертикальной и горизонтальной плоскостях. При угле возвышения около 35 градусов происходит автоматическое переключение стабилизатора на полуавтоматический режим, являющийся основным при стрельбе по воздушным целям. В этом случае также производится стабилизация и стабилизированное наведение в обеих плоскостях, но с меньшей точностью. Предусмотрен вспомогательный режим целеуказания, предназначенный для поворота башни в направлении цели, выбранной командиром, с перебросочной скоростью 30 град./с по кратчайшему расстоянию.
Оператор-наводчик пользуется комбинированным (дневной и активнопассивный ночной перископический) прицелом с кратностью увеличения х5,6 в дневной системе и х5 в ночной. При работе в активном режиме с использованием осветителя ОУ-5 дальность видения цели типа «танк» составляет 800 м. С марта 1986 г. вместо прицела БПК-1-42 устанавливается прицел БПК-2-42 с несколько более высокими характеристиками. Кроме прицела БПК-1-42 на рабочем месте наводчика имеются 3 перископических электрообогревных смотровых прибора ТНПО-170А и 1 прибор ТНПТ- 1. У командира машины установлены монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3 с кратностями увеличения х1,2 и х4, два смотровых прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1 . Кроме того, у командира имеется комбинированный (дневной и активный ночной) бинокулярный перископический прибор ТКН-3Б с увеличением в дневной ветви 4,75-5,0 крат и ночной ветви 4-4,2 крат. Прицел 1ПЗ-3 предназначен для поиска воздушных и наземных целей, слежения за ними и наведения на них оружия. При этом по наземным целям стрельба может производиться с места и с ходу, а по воздушным целям – с места.
Для борьбы с танками и другими сильно бронированными средствами противника предназначен ПТРК 9К111 «Фагот» или 9К113 «Конкурс» , который может использоваться в машинном и выносном вариантах. Перевод противотанкового комплекса из машинного варианта в выносной производится силами двух членов экипажа. Общим элементом машинной и выносной пусковых установок является прицел 9Ш119М1 .
Важную роль в обеспечении высокой огневой мощи машины играет оружие, используемое стрелками десанта. Это 2 пулемета и 6 автоматов, 2 зенитных комплекса 9К34 (вместо одного из них может укладываться РПГ-7 ), а также 12 гранат Ф-1 . Боеприпасы к пулеметам (4 корбки с лентами по 100 патронов, 6 коробок с лентами по 200 патронов и коробка с 440 патронами) размещены в боевом и десантном отделениях. Для гранатомета РПГ-7 имеется 5 гранат ПГ-7В .
Защита от обычных средств и оружия массового поражения обеспечивается прочностью, жесткостью и герметичностью броневой конструкции – корпуса и башни, а также применением специальных систем, затрудняющих попадание снарядов в машину и снижающих эффективность их воздействия.
Корпус машины сварной, изготовленный из катаных листов броневой стали. Детали корпуса имеют различные толщины и конструктивные углы для обеспечения наилучшей защиты от пуль, малокалиберных снарядов, осколков снарядов и мин, а также прочности и жесткости конструкции. По конфигурации корпуса БМП-1 и БМП-2 близки между собой. Наибольшие отличия имеются в конструкции крыши корпуса, что связано с установкой на ней значительно большей по размерам двухместной башни. Последняя имеет конусообразную форму, сварена из стальных броневых листов. На крыше башни предусмотрены люки командира и оператора, отверстия для установки прицелов 1ПЗ-3 и БПК-1-42 , а также опоры пусковой установки ПТУР. На люках, гнездах всех приборов и стыке корпуса и башни (между верхним и нижним погонами шариковой опоры) имеются резиновые уплотнения, обеспечивающие герметизацию внутреннего пространства. На крыше корпуса в десантном отделении и на всех крышках люков с внутренней стороны установлен подбой, который повышает защиту экипажа от проникающей радиации.
Устройство БМП-2: 1 – двигатель; 2 – прибор наблюдения механика-водителя; 3 – прибор наблюдения стрелка-десантника; 4 – пушка 2А42; 5 – башня; 6 – спаренный пулемёт; 7 – кожух прицела; 8 – пусковая установка ПТУР «Конкурс»; 9 – укладка ПТУР в боевом отделении; 10 – антенна; 11 – укрывочный брезент; 12 – спинка сиденья десанта; 13 – шаровые опоры для автоматов; 14 – кормовая дверь; 15 – опорный каток; 16 – магазин для 30-мм снарядов; 17 – укладка ПТУР механика-водителя; 18 – сиденье стрелка-десантника; 19 – сиденье механика-водителя; 20 – направляющее колесо; 21 – крыло-поплавок; 22 – бронекрышки; 23 – дымовые гранатомёты; 24 – фара; 25 – прибор заднего вида
Размещение экипажа в БМП-2.
— э кипаж; — десант; — вооружение
Защита экипажа и десанта от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериальных средств обеспечивается системой герметизации обитаемых отделений и подачи в них очищенного воздуха, в состав которой входят прибор радиационной и химической разведки (ПРХР ), фильтровентиляционная установка, постоянные и закрывающиеся уплотнения, исполнительные механизмы. Система имеет автоматическое включение с ручным дублированием.
На машине установлено противопожарное оборудование двухкратного действия, состоящее из 2 баллонов с огнетушащим составом «Хладон» 114В2, 4 термодатчика в моторно-трансмиссионном отделении, трубопроводов и устройства управления. Имеется также ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.
Система маскировки включает термодымовую аппаратуру многократного действия, обеспечивающую установку непросматриваемой (в видимой части спектра) дымовой завесы шириной 100-150 м, и 6 дымовых гранатометов калибра 81 мм системы 902В «Туча» . Последние позволяют с помощью дымовых гранат 3Д6 (массой 2,4 кг) устанавливать дымовые завесы на дальностях 200-300 м. В целом, защитные характеристики БМП-2 такие же, как у БМП-1 .
На машине используется 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-20С1 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Его мощность 210…221 кВт. Масса сухого двигателя около 700 кг. Общая вместимость топливных баков 460 литров. В зимнее время используется зимнее или арктическое, а летом летнее дизельное топливо. Удельный расход топлива при максимальной мощности составляет 238 г/кВт.ч. В системе смазки применяется масло МТ-16п, МТЗ-10п или М-16ИХП-3. Заправочная вместимость системы 58 л. Удельный расход масла при частоте вращения коленчатого вала 2200 об./мин не более 10,9 г/кВт.ч. Для облегчения пуска в холодное время в системе охлаждения имеется форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом, двигатель оборудован бесфорсуночным факельным подогревателем (БФП) впускного воздуха. Основным способом пуска является пуск сжатым воздухом, дополнительным – с помощью электростартера. Предусмотрен клапанный автоматический механизм защиты двигателя от попадания воды. Клапан взводится в исходное положение ручным приводом.
Трансмиссия механическая. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения, постоянно замкнутый. Коробка передач простая, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Обеспечивает 5 передач переднего и 1 передачу заднего хода. При включении замедленного диапазона скорости уменьшаются в 1,44 раза. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые. Их тормоза поворота и блокировочные фрикционы многодисковые, работающие в масле с трением сталь по металлокерамике. Остановочные тормоза ленточные, плавающие, двустороннего действия, сухие. Приводы управления: главным фрикционом – гидравлический (при неработающем двигателе – пневматический); переключением передач – механический с гидравлическим сервированием на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах; планетарными механизмами поворота – гидравлический со следящим воздействием на фрикционы и тормоза ПМП; остановочными тормозами – гидравлический следящего действия (при неработающем двигателе – пневматический); стояночным тормозом (левый тормоз остановочных тормозов) – механический. Масса коробки передач с главным фрикционом, ПМП, тормозами и гидроприводом около 540 кг. Бортовые редукторы планетарные, одноступенчатые. Применяемое в них масло МТ-8п, ТСЗп-8 или МТ-16п.
Гусеничный движитель с передним расположением ведущих колес. Гусеницы цевочного зацепления с резинометаллическими шарнирами. Ширина гусеницы 300 мм, масса 625 кг (каждая). Ведущие колеса сварно-литые со съемными зубчатыми венцами. Направляющие колеса сварно-литые, установлены в кормовой части корпуса машины на кривошипах механизма натяжения гусениц. Опорные и поддерживающие катки сварные с обрезиненными ободами. Масса опорного катка 41 кг. Для смазки опорных катков используется Литол-24, поддерживающих катков – масло МТ-16п.
Подвеска независимая, торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески. На 2-х и 4-х узлах установлены резиновые, а на 1-х и 6-х – пружинные упоры (ограничители хода катков).
БМП-2 принимали активное участие в боевых действиях в Чечне и некоторых других регионах на пост-советском пространстве, а также в Афганистане, Сирии, африканских странах.
Боевые машины пехоты БМП-2 Российской армии в Чечне, 2000 г. |
|||
БМП-2 на занятиях 4-й отдельной танковой бригады ЗВО. Полигон «Головеньки» под Наро-Фоминском, 29 марта 2012 г. | |||
– Длина по корпусу (с пушкой вперед) |
|||
– Ширина |
|||
– Высота |
|||
– Клиренс |
|||
– База х колея |
нет данных |
||
– Ширина гусеницы (шаг трака) |
|||
Среднее удельное давление на грунт, кг/кв.см |
|||
Вооружение (боезапас): |
|||
– 30-мм пушка 2А42 – 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ – ПУ ПТРК 9М111«Фагот» / 9М113«Конкурс» – ПЗРК 9К34 «Стрела-3» или РПГ-7 |
|||
Углы вертикального наведения, град. |
|||
Стабилизатор вооружения |
|||
Механизм заряжания |
2-ленточное питание |
||
Приборы прицеливания |
2 х БПК-1-42 (перископич., днев./ноч.), 1П3-3 (зенитн.) |
||
ИК-прожектор |
|||
Приборы наблюдения |
|||
Количество амбразур (из них для пулеметов) |
|||
Средства постановки дымзавесы |
6 х 902В «Туча», ТДА |
||
Тип и марка двигателя |
дизель УТД-20С1 |
||
Максимальная мощность, л.с.(кВт) |
|||
Количество цилиндров |
|||
Количество оборотов/мин |
|||
Удельная мощность, л.с./т |
|||
Емкость топливных баков, л |
|||
Трансмиссия |
многодисковый главный фрикцион сухого трения, 5-скоростная механическая коробка передач, планетарные 2-ступенчатые механизмы поворота, планетарные одноступенчатые бортовые передачи |
||
Максимальная скорость (на плаву), км/ч: |
|||
Запас хода, км |
|||
Преодолеваемые препятствия: |
|||
– подъем, град. |
|||
– крен, град. |
нет данных |
||
– стенка, м |
|||
– брод, м |
|||
Бронирование, мм |
|||
Радиостанция |
|||
Навигационная аппаратура |
БМП-2 имеет на вооружении 30-мм автоматическую пушку 2А42 и навесной ПТУР «Конкурс» второго поколения с проводной линией связи, что обеспечивает эффективную борьбу с машинами аналогичного назначения и танками второго поколения, составляющими основу армий большинства стран мира.
Вместе с тем, анализ тенденций развития современного вооружения показывает, что ряд основных характеристик, прежде всего управляемого снаряда, требует существенного улучшения. В первую очередь, это обеспечение поражения современных танков, оснащенных динамической защитой. Кроме того, дальность стрельбы БМП-2
ночью составляет 800 м, в то время как большинство современных танков и БМП оснащены тепловизионными приборами наблюдения с дальностью действия не менее 2000-2500 м. Необходимость перезаряжания ПУ ПТУР «Конкурс» связана с большими потерями времени и опасностью поражения одного из членов экипажа осколками или огнем стрелково-пушечного вооружения. Серьезным недостатком комплекса вооружения (КВ) БМП-2 является невозможность стрельбы ПТУР в движении.
Важной задачей является также совершенствование неуправляемого оружия, более эффективного и экономичного при применении в ближней зоне и при стрельбе по живой силе, однако ее реализация в штатной БМП-2 весьма ограничена из-за неавтоматизированной системы управления огнем (СУО).
Задача повышения огневой мощи существующих БМП, обеспечивающей их превосходство над всеми существующими образцами, решена в КБ приборостроения при минимуме затрат на переоснащение и в короткие сроки (при сохранении корпуса и внутренней компоновки башни) за счет оснащения БМП-2 ПТУР третьего поколения «Корнет-Э», 30-мм автоматическим гранатометом (АГ)
АГ-30, установки комбинированного прицела наводчика, телетепловизионного автомата сопровождения цели и баллистического вычислителя с системой датчиков. В качестве дополнительного элемента СУО на месте командира устанавливается панорамический телевизионный прицел. Для повышения уровня поражения легкобронированной техники целесообразно использование нового боеприпаса «Кернер» с бронебойным подкалиберным снарядом.
Из всей номенклатуры целей для БМП, кроме сильнобронированных, существует большое количество целей, поражение которых на поле боя является задачей такой же важности, как и поражение танков. В этой связи важнейшее значение приобретает повышение эффективности стрельбы 30-мм автоматической пушки по легкобронированной технике и танкоопасной живой силе, которые составляют значительную часть танкоопасных огневых средств противника.
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ
Использование в комплексе вооружения БМП-2 неавтоматизированной системы управления огнем не позволяет ей в современных условиях эффективно бороться с существующими БМП, а также своевременно поражать танкоопасную живую силу. Для устранения этого недостатка предлагается использование комбинированного дневно-ночного прицела с лазерным дальномером и лучевым каналом наведения ПТУР, автомата сопровождения цели и цифрового баллистического вычислителя с системой датчиков.
Прицел наводчика обеспечивает стрельбу всеми видами боеприпасов не только в любое время суток, но и в условиях ограниченной видимости (дымка, дымовые помехи). Прицел имеет модульную конструкцию и включает:
Блок головного зеркала, обеспечивающий независимую стабилизацию линии визирования с высокой точностью;
Визирно-дальномерный модуль с оптической системой и лазерным импульсным дальномером (частота – 5 Гц);
Тепловизионный модуль, обеспечивающий дальность действия по реальным целям до 5000 м;
Информационный лазерный канал для наведения управляемой ракеты.
Для наблюдения тепловизионного изображения используется видеосмотровое устройство (ВСУ).
Использование встроенного лазерного дальномера и системы независимой стабилизации линии визирования прицела, возможность автоматического учета более 10 параметров внешних условий в цифровом баллистическом вычислителе позволяют в 2-3 раза снизить суммарные ошибки стрельбы, а также реализовать эффективный алгоритм стрельбы по воздушным целям.
Автомат сопровождения цели позволяет существенно снизить влияние квалификации наводчика и его психофизического состояния на результат стрельбы, особенно при использовании управляемого вооружения.
В качестве варианта предлагается использование в составе СУО панорамического прицела командира, обеспечивающего повышение поисковых возможностей экипажа и стрельбу с места командира всеми видами оружия.
Модернизированная БМП-2. |
МОДЕРНИЗИРОВАННОЕ БОЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Модернизация боевого отделения БМП-2 заключается в следующем:
Установка на месте прицела БПК 2-42 комбинированного прицела наводчика с независимой системой стабилизации линии визирования и включающего визирный оптический, тепловизионный и дальномерный каналы, а также канал наведения управляемой ракеты;
Размещение по бортам башни бронированных пусковых установок ПТУР «Корнет-Э» на две готовых к пуску ракеты каждая с автономными электромеханическими приводами наведения по вертикали;
Установка баллистического вычислителя с датчиками крена, положения АП и ПУ;
Установка телетепловизионного автомата сопровождения;
Установка 30-мм гранатомета с автономным приводом от пушки и магазином питания на 300 гранат, размещаемого на тыльной стороне бронеколпака;
Установка (по желанию заказчика) панорамического прицела командира.
При этом обеспечивается:
Стрельба днем и ночью с ходу всеми видами боеприпасов за счет оснащения всесуточной СУО;
Надежное поражение днем и ночью управляемой ракетой современных и перспективных танков, оснащенных динамической защитой, на дальностях до 5500 м, а также малоразмерных целей;
Повышение скорострельности при стрельбе ПТУР;
Исключение необходимости перезаряжания ПУ ПТУР в ходе боя, что увеличивает выживаемость экипажа;
Снижение влияния психофизического состояния оператора на результат стрельбы;
Поражение укрытой и залегшей танкоопасной живой силы за счет оснащения 30-мм АГ-30;
Увеличение вероятности поражения различных целей автоматической пушкой за счет доработки СУО и использования нового бронебойного боеприпаса.
Размещение нового оборудования требует минимальных доработок башни. Элементы комплекса вооружения закрепляются на корпусе серийного бронеколпака и могут быть установлены в местах базирования БМП-2.
АВТОМАТ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ТЕЛЕТЕПЛОВИЗИОННЫЙ
Автомат сопровождения целей дает принципиально новое качество системе управления огнем – обеспечивает принцип «выстрелил-забыл». Человек исключается из контура наведения, и точное сопровождение цели становится технической гарантированной характеристикой.
ОАО «КБП» более 20 лет ведет работы по системам автоматического сопровождения целей и первым в России начало разработку автомата сопровождения целей в составе системы управления огнем бронетанковой техники. В настоящее время автомат сопровождения целей прошел большой объем отработки и обеспечивает устойчивую работу в условиях сложных наземных фонов. Система автоматического сопровождения целей, разработанная ОАО «КБП», учитывая особенности применения БТТ (рельеф, фон, помехи), является наилучшей и наиболее отработанной.
Современный комплекс вооружения БМП предназначен для ведения боевых действий как в наступлении, так и в обороне, и должен обеспечивать поражение широкой номенклатуры целей:
Открыто расположенной и укрытой живой силы, оснащенной разнообразным противотанковым вооружением (ПТУР, РПГ), как одиночной, так и рассредоточенной на площади;
Небронированной техники и вооружения;
Легкобронированных машин (БМП, БТР);
Танков;
Средств воздушного нападения.
Использование комплекса «Корнет-Э» позволяет решить проблему поражения бронированных целей, оснащенных ДЗ, в том числе и перспективных танков, инженерных сооружений типа дот, дзот, обеспечивает непрерывную огневую поддержку танков в наступлении днем и ночью.
Использование универсальной 30-мм автоматической пушки в сочетании с автоматической СУО дает возможность эффективной борьбы с небронированными и легкобронированными целями, а также отражать атаки вертолетов и самолетов армейской авиации. При этом эффективная дальность стрельбы по сравнению со штатным вариантом повышается в 1,4-1,7 раза.
Новым свойством модернизированного комплекса вооружения (КВ) БМП-2 является возможность эффективного поражения находящейся в обороне живой силы, а также залегшей и укрытой за обратными скатами местности. Это обеспечивается за счет использования автоматического гранатомета с осколочно-фугасной гранатой.
Применение современного прицельного комплекса, включающего комбинированный прицел наводчика и панорамический прицел командира, позволяет резко увеличить возможности командира и наводчика в обнаружении целей с места и с ходу, днем и ночью.
Оценка технического уровня модернизированного КВ БМП-2 проведена в сравнении со штатным КВ БМП-2 по соотношению потенциалов вооружения и размеров эквивалентных по боевой мощи группировок. Под потенциалом вооружения понимается сумма площадей под графиками зависимостей вероятностей поражения, умноженных на боекомплект по каждому виду оружия. Этот показатель отражает возможности стрельбы с места и с ходу по различным целям от сильнобронированных (танков) до небронированных различными типами снарядов и величины их боекомплектов.
Эквивалентные численности определяются решением боевых задач группировками из модернизированных или штатных машин. Расчеты эффективности действия группировок модернизированной и штатной БМП-2 в бою показали, что при равном уровне вероятности выполнения боевой задачи необходимое количество машин может быть сокращено в 3,8 раза. Это достигается за счет более высокой вероятности поражения танков ПТУР, большего их боекомплекта, эффективной стрельбы ночью и повышения эффективности 30-мм автоматической пушки. Технические решения, заложенные при создании модернизированного боевого отделения, позволяют обеспечить его преимущества по сравнению со штатным боевым отделением БМП-2 по потенциалу вооружения в среднем в 3,3 раза.
Модернизированная БМП-2 по боевому могуществу выходит на уровень лучших современных БМП. При стрельбе из автоматической пушки по легкобронированным целям модернизированная БМП-2 не уступает БМП М2 «Бредли» и имеет явное превосходство по возможности поражения танков управляемой ракетой. Как показали результаты моделирования боев, указанное преимущество модернизированной БМП-2 в параметрах вооружения обеспечивает ей выигрыш дуэли с М2 «Бредли» в 62% случаев.
Классификация: |
Боевая машина пехоты |
Боевая масса, т: |
|
Компоновочная схема: |
Моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое посередине, десантное сзади |
Экипаж, чел.: |
|
Десант, чел.: |
|
Разработчик: |
|
Производитель: |
СССР, Чехия, Индия |
Годы производства: |
|
Годы эксплуатации: |
|
Основные операторы: |
СССР, Россия, Украина, Белоруссия, Индия, Иран |
Длина корпуса, мм: |
|
Ширина корпуса, мм: |
|
Высота, мм: |
2450 (по осветителю) 2250 (по приборам прицеливания) |
Колея, мм: |
|
Клиренс, мм: |
|
Бронирование |
|
Тип брони: |
Стальная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная) |
Вооружение |
|
Калибр и марка пушки: |
|
Тип пушки: |
Нарезная малокалиберная автоматическая пушка |
Боекомплект пушки: |
500 (бронебойные,осколочно-фугасные) |
Углы ВН, град.: |
|
Углы ГН, град.: |
|
Дальность стрельбы, км: |
До 4 по наземным до 2,5 по воздушным |
БПК-2-42 (БПК-1-42) - бинокулярный дневной и активно-пассивный ночной и зенитный 1ПЗ-3 |
|
Другое вооружение: |
ПТРК 9К111 или 9К113 |
Подвижность |
|
Тип двигателя: |
|
Мощность двигателя, л. с: |
|
Скорость по шоссе, км/ч: |
|
Скорость по пересечённой местности, км/ч: |
40-45 по грунтовой дороге 7 на плаву |
Запас хода по шоссе, км: |
|
Удельная мощность, л. с./т: |
|
Тип подвески: |
Независимая торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на 1, 2 и 6 узлах подвески |
Удельное давление на грунт, кг/см²: |
|
Преодолеваемая стенка, м: |
|
Преодолеваемый ров, м: |
|
Преодолеваемый брод, м: |
Описание конструкции
Броневой корпус и башня
Вооружение
Средства наблюдения и связи
Двигатель и трансмиссия
Ходовая часть
Модификации
Советские
БМП-2 с АГС-17 «Пламя»
Российские
БМП-2 с БМ «Бахча-У»
БМП-2М «Бережок»
Зарубежные модификации
Машины на базе
Операторы
Современные
Служба и боевое применение
БМП-2 (Индекс ГБТУ - Объект 675 ) - советская/российская гусеничная боевая машина пехоты, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооруженности и защищенности на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою.
Основное отличие от БМП-1 состоит в более крупной башне и оснащении другим комплексом вооружения. Башнявмещает двух человек: командира отделения (справа) и наводчика-оператора. Основное вооружение -автоматическая 30-мм пушка 2А42, изготовляемая на Тульском машиностроительном заводе. БМП-2 принята на вооружение в 1977 году.
История создания
Машина была создана в результате модификации БМП-1. Работы в этом направлении велись в КБ Курганского машиностроительного завода с 1974 года под индексами ГБТУ «Объект 675» и «Объект 680». Также вопрос модернизации БМП-1 прорабатывался на Челябинском тракторном заводе с 1972 года под индексом «Объект 769». В1980 году на вооружение был принят вариант Курганского машиностроительного завода, на котором и было развёрнуто серийное производство БМП-2.
Описание конструкции
Экипаж машины состоит из трёх человек - механика-водителя, оператора-наводчика и командира. Также в машине перевозится десант из 7 человек, которые могут вести огонь через специальные амбразуры из личного оружия.
Броневой корпус и башня
Корпус и башня БМП-2 сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Лоб башни толщиной 23 мм.
В левой передней части машины располагается отделение управления, в котором находится место механика-водителя с органами управления движением машины, приборами наблюдения и средством связи. За механиком-водителем находится место стрелка, оборудованное амбразурой для стрельбы из личного оружия, а также приборами наблюдения и средствами связи.
Моторно-трансмиссионное отделение располагается в правой передней части машины, по длине машины совмещено с отделением управления и разделено с ним теплозвукоизоляционной перегородкой. Для доступа к агрегатам МТО в перегородке имеются люки.
В средней части машины находится боевое отделение, которое занимает башню и подбашенное пространство корпуса. В боевом отделении расположены рабочие места оператора-наводчика и командира, а также основное и вспомогательное вооружение. В подбашенном пространстве находится вращающийся пол, в котором смонтированы коробки с патронами для пулемёта, а также система ленточного питания пушки бронебойно-трассирующими и осколочными выстрелами. В правом борту корпуса находятся три укладки с выстрелами ПТУР, ещё одна находится в подбашенном пространстве.
Боевое отделение расположено в средней части машины. Оно занимает башню и подбашенное пространство в корпусе. В нем размещены основное и вспомогательное вооружение и его системы, а также рабочие места командира (справа) и оператора-наводчика (слева). На вращающемся полу смонтированы магазины с патронами для пулемета и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными выстрелами. Укладки ПТУР установлены в подбашенном пространстве (одна) и на правом борту корпуса (три).
В десантном отделении, находящемся в кормовой части машины, находятся 6 рабочих мест для стрелков. Каждое имеет амбразуру для стрельбы из личного оружия. В корме имеются две двери для выхода десанта. В левой двери имеется амбразура для стрельбы из автомата. Также для спешивания десанта при движении на плаву или аварийной эвакуации над сидениями в крыше корпуса имеются два люка. Десантное отделение разделяет средний топливный бак и контейнер электрооборудования, в котором находятся аккумуляторы, отопитель и другие электроагрегаты.
Вооружение
Основным отличием БМП-2 от БМП-1 является новый комплекс вооружения. Причиной замены являлся опыт использования вооружения БМП-1, которое с трудом справлялось с задачей поражения типичных пехотных целей, особенно с залёгшей или укрытой живой силой противника. Проблемной была борьба с низколетящими воздушными целями, лёгкими БТР, а вследствие низкого могущества боеприпасов, низкой точности и малой дальности пушки2А28, борьба против танковых целей была не эффективна.
В качестве основного вооружения БМП-2 используется 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боекомплектом в 500 выстрелов. С пушкой спарен 7,62 пулемёт ПКТ, имеющий в боекомплекте 2000 патронов. Кроме того, для борьбы с танками БМП-2 имеет ПТРК 9К111 «Фагот» или 9К113 «Конкурс» с 4 выстрелами к нему.
Также на машине были установлены 6 гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.
Средства наблюдения и связи
Место механика-водителя оснащено приборами наблюдения и аппаратом А-3 танкового переговорного устройства. Находящееся за ним место стрелка оборудовано приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А. Для связи имеется аппарат А-3 ТПУ.
В ночное время механиком-водителем осуществляется осмотр прибором ТВН-2(для водителя) который устанавливается непосредственно перед выездом, вместо переднего триплекса. Дальность и углы обзора не большие (при полной темноте) следовательно, что находится по бокам от машины механик-водитель не может видеть, это уже входит в обязанность командира и оператора-наводчика с докладом по внутренней связи. Оборудование идет в комплекте с техникой, но чаще всего хранится отдельно от машины.
Рабочие места командира и оператора имеют приборы наблюдения и прицеливания. Место командира оборудовано радиостанцией Р-123М и аппаратом А-1 ТПУ. У оператора имеется аппарат А-2 ТПУ для внутренней связи.
Рабочие места стрелков в десантном отделении и кормовые двери для спешивания снабжены приборами ТНПО-170А для наблюдения за местностью. Для связи внутренней связи в десантном отделении используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В правой двери имеется радиостанция Р-126.
Для прицеливания оператор-наводчик использует комбинированный прицел (в зависимости от модификации либо БПК-1-42, либо БПК-2-42) с 5,6-кратным увеличением днём и 5-кратным ночью. Для работы в активном режиме, на машину установлен осветитель ОУ-5. Кроме прицела, у наводчика имеется 3 перископических прибора ТНПО-170А с электрообогревом, а также 1 прибор заднего наблюдения ТНПТ-1. Для командира машины установлены два прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1, бинокулярный смотровой прибор ТКН-3Б и дневной прицел 1ПЗ-3 для поиска воздушных и наземных целей и наведения на них оружия.
Двигатель и трансмиссия
В машине имеется два блока. Первый блок силовой и объединяет в себе двигатель, планетарные механизмы поворота и коробку передач. Второй - блок охлаждения и очистки, в нём объединены радиаторы системы охлаждения, смазки двигателя, эжектор, воздухоочиститель и масляная система трансмиссии.
Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель – в блок охлаждения и воздухоочистки. Последний крепится к балкам крыши корпуса.
Двигатель 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-20С1 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Максимальная мощность составляет 210...221 кВт. Общая масса сухого двигателя около 700 кг.
Силовой агрегат находится условно в первом блоке (он же отсек), в самой ее передней части машины под "ребристым". В него входят трансмиссия включающаяся в себя коробку передач, узлы рулевого управления, сцепление. Все это в той или иной степени может быть отремонтировано в полевых условиях, так как имеется прямой доступ. Двигатель же находящийся условно во втором блоке (отсеке), справа от механика-водителя полностью закрыт и без специального оборудования доступ к нему практически невозможен. Единственный путь к двигателю преграждается бронированной плитой вместе с эжектором, прямо над ним и без серьезного подъемного оборудования не стоит даже и пытаться производить ремонт. Впрочем, конструкторами эта ситуация явно была продумана, если что-то случается с двигателем значит машина не боеспособна и следовательно требует капитального ремонта, а он должным образом может быть проведен только на специализированном месте.
Через лючки перегородки ремонт двигателя невозможен в принципе, и доступ осуществляется только для планового его обслуживания. Но вот особо ими пользуются в холодное время года, когда двигатель уже прогрелся, а температура в салоне еще не выше чем снаружи, хотя команда "по машинам!" уже поступила. Тут они и спасают, первую порцию тепла получает механик-водитель и сзади за ним сидящий, затем сидящие в башне и уже только потом десантное отделение, с условием, что долго едут и кормовые двери не часто открываются. Следует заметить, в целом это отделение не сильно успевает прогреться, так как лючки закрываются при достижение комфортной температуры для механика-водителя. После этого нагрев происходит за счет перегородок и нагнетаемого подогретого воздуха в салон.
Ходовая часть
В качестве базы используется шасси с шестиопорной ходовой частью, конструкция и характеристики аналогичны БМП-1.
Несмотря на гусеничный ход машина довольно быстрая и скорость в 65 км/ч по шоссе явно занижена из расчета на устойчивое управление, а на предельно высокой скорости машина становится просто неуправляемой, гусеничные траки и асфальт в этот момент становятся аналогично конькам и льду.
По пересеченной местности или грунтовой дороге (если не аналогично асфальтовой) более 40 км/ч невозможно разогнаться, только из-за особенностей конструкции машины, вся тяжесть двигателя и трансмиссии приходится на нос, следовательно на неровностях машина начинает клевать, что само по себе замедляет движение. Езда змейкой, единственный способ не потерять набранную скорость, это когда только одна гусеница попадает в неровность, а другая еще нет, как бы объезжая ее.
В машинах серий БМП используется уникальное рулевое управление, что-то среднее между рулем в БТР и рычагами в танках, это так называемый «штурвал» (между собой экипажи зовут его рулем), состоящий только из двух горизонтальных рукояток. С такой же свободой вращения, что и у руля, это позволяет управлять машиной словно колесной техникой, с той лишь разницей, что угол отклонения его имеет свои ограничения. При повороте его в сторону, происходит плавно-равномерное перераспределение тяг на гусеницы, именно это позволяет не дергать машину при повороте, как это обычно происходит с машинами на гусеничном ходу, что в конечном счете для них, пагубно сказывается на катках и траках. После отпускания его, «штурвал» сам возвращается в исходное состояние. Следовательно, усилие необходимо прикладывать только при повороте, а горизонтальное положение в этот момент показывает, что машина движется по прямой. Благодаря такой конструкции, управление машиной сильно облегчается и такие маневры, вроде змейки на скорости, получаются более плавными.
Модификация БМП-2, отличается от базовой машины наличием гранатомёта АГ-17 «Пламя». Гранатомёт смонтирован в задней части башни. Наведение осуществляется дистанционно оператором-наводчиком или командиром. Боекомплект находится в коробке с лентой на 250 выстрелов. Производилась в СССР небольшой серией.
БМП-2К
Создана для управления мотострелковыми подразделениями. В машине имеется дополнительная коротковолновая радиостанция, для дальней связи предусмотрена установка мачтовой антенны. Остальные характеристики аналогичны базовой машине.
БМП-2Д
Разработана в 1981 году специально для боёв в Афганистане. Основные отличия: усилена броня, установлены стальные экраны на корпусе и броневая плита под командиром и механиком-водителем. Из-за чего возросла масса машины, и она утратила возможность плавать. Максимальный преодолеваемый брод составляет 1,2 м.
Российские
БМП-2 с БМ «Бахча-У»
Опытная модификация БМП-2. Разработана в 1999-2000 году. Модернизация сделана с целью повышения боевого могущества БМП-2 до уровня БМП-3. Однако из-за большого объёма возимого оборудования десант сокращён до 5 человек, а из-за возросшей массы утрачена возможность плавать. Фактически машина превратилась в неплавающую БРМ.
БМП-2М «Бережок»
Российская модификация БМП-2. Установлен дополнительный панорамный прицел. Изменено расположение АГС-17, установлены 4 ПУ ПТУР "Корнет". В 2005 году был заключён контракт с Алжиром на модификацию 300 машин до уровня БМП-2М.
Зарубежные модификации
BVP-2 - БМП-2, производившиеся по лицензии в 1984-1987 в Чехословакии на заводе «Подполянске строярне» в Детве. Произведено 344 экземпляра.
«Sarath» - БМП-2, производившиеся по лицензии в Индии
BMP-2 - модификация БМП-2 для армии Финляндии
Машины на базе
- БРЭМ-4 - ремонтно-эвакуационная машина
- БМО-1 - боевая машина огнемётчиков
- ПРП-4 - подвижный разведывательный пункт (артразведка)
Операторы
Современные
- Россия:
- Сухопутные войска России - 5000 БМП-2 (из них 1500-2000 на хранении), по состоянию на 2012 год
- Морская пехота России - около 150 БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Внутренние войска МВД России - 1650 БМП-1, БМП-2 и БТР-80, по состоянию на 2012 год
- Азербайджан:
- Армия Азербайджана - 33 БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Пограничные войска Азербайджана - 168 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Алжир - 304 БМП-2М с 9М113, по состоянию на 2012 год
- Ангола - 250 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Армения - 5 БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Афганистан - некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год
- Белоруссия - 875 БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Вьетнам - 300 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Грузия - 45 БМП-2 (1 на хранении), по состоянию на 2012 год
- Иордания - более 26 БМП-2, по состоянию на 2007 год
- Индия - 980 БМП-2 Sarath и 250 БМП-2К, по состоянию на 2013 год
- Индонезия - 22 БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Иордания - 31 БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Иран - 400 БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Ирак - некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год
- Йемен - 100 БМП-2, по состоянию на 2012 год, по другим данным 188 модернизированных БМП-2 поставлено с консервации из России в 2004-2005 годах
- Казахстан - 700 БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Киргизия - 90 БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Кот-д’Ивуар - 10 БМП-1/БМП-2, оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2012 год
- Кувейт - 76 БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Абхазия - 80 БМП-1 и БМП-2, по состоянию на 2007 год
- Сьерра-Леоне - 4 БМП-2 куплено у России в 1992 году
- Таджикистан - 15 БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Того - 20 БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Туркмения - 930 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Уганда - 31 БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Узбекистан - 270 БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Украина - 1434 БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Финляндия - 92 БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Чехия - 181 БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Шри-Ланка - 49 БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Южная Осетия:
- МЧСиО Южной Осетии - 80 БМП-1 и БМП-2, по состоянию на 2008 год
- Миротворческий батальон «Алания» Южной Осетии - 22 БМП-2, по состоянию на 2008 год
Бывшие
Служба и боевое применение
- Афганская война (1979-1989) - первые машины поступили в 1982 году, где был получен положительный опыт применения БМП-2 против живой силы противника.
- Война в Персидском заливе - применялись иракскими войсками во время нападения на Кувейт и при обороне против американской армии.
- Разгон Верховного Совета России - использовались в 1993 году во время октябрьского путча. Вели стрельбу очередями по окнам Белого дома.
- Первая Чеченская война - основные потери российской бронетехники пришлись на боевые машины пехоты.
- Эфиопо-эритрейский конфликт
- Вторая Чеченская война
- Иракская война - применялись армией Саддама Хусейна. По информации российского автора Сергея Суворова, были зафиксированы случаи уничтожения танков M1A2 23-й механизированной дивизии США (по другим данным, среди участвовавших во вторжении американских войск отсутствовала дивизия с таким номером). Причиной являлся пожар в моторно-трансмиссионном отделении, возникавший при попадании очереди бронебойно-трассирующих снарядов из пушки 2А42 в кормовую броню танка. Согласно американским данным, три танка «Абрамс» Армии США были поражены огнём 30-мм пушек БМП-2 без какого-либо существенного ущерба.
- Война в Южной Осетии (2008)