Чем отличается институт от университета. Чем отличается институт от университета: преимущества при выборе последнего
Когда перед абитуриентом встает вопрос выбора учебного заведения, способного удовлетворить образовательные потребности будущего студента, нередко возникает сомнение относительно того, какой вуз лучше – институт или университет. И есть ли принципиальная разница?
Институт – это специализированное учебное заведение, в котором также, как в университете, можно пройти обучение по программам высшего образования. Чаще всего институты являются узкопрофильными, т.е. осуществляют профессиональную подготовку специалистов для определенной отрасли – экономики, юриспруденции, психологии, медицины, строительства, культуры, менеджмента, а также по специальностям смежных отраслей. В этом главное и основное отличие данного типа вуза.
В институте можно пройти программу бакалавриата или поступить в магистратуру, а также стать аспирантом. Кроме того, при институтах могут функционировать колледжи, центры довузовской подготовки, студенческие центры. Институты могут существовать как сами по себе, так и осуществлять свою деятельность при университетах, будучи его составной частью или подразделением.
Подать заявку на обучение
Понятие университет
В свою очередь, университет представляет собой более раннюю версию учебного заведения: исторически университеты имеют более долгий срок существования как организации, обеспечивающие фундаментальное образование. Первые «универсальные» учебные заведения появились еще в IX веке и были доступны лишь избранным, однако к сегодняшнему дню их количество выросло многократно, позволяя обеспечивать профессиональной подготовкой всех абитуриентов, претендующих на получение университетского образования.
Современный университет – это образовательная организация высшего образования, обеспечивающая обучение специалистов по разнообразным фундаментальным и прикладным наукам. Количество факультетов в университете может обычно составляет не менее 7, а самих специальностей может быть в разы больше.
В учебном заведении этого типа можно получить подготовку по перечню самых разнообразных направлений, зачастую в профессиональной деятельности никак между собой не связанных, будь то маркетинг, юриспруденция, лингвистика, дизайн, психология, банковское дело, менеджмент, информационные технологии. В этом и заключается универсальность учебного заведения, именуемого «университет».
Основные точки отличия института от университета
Несмотря на то, что любое учебное заведение обязано иметь собственный устав, а также государственную лицензию и аккредитацию, подтверждающую право на ведение образовательной деятельности, институт и университет имеют отличия, установленные на законодательном уровне. Главнейшие критерии, по которым различаются типы учебных заведений, – это количество кафедр и направлений подготовки, процент аспирантов в соотношении к количеству студентов, период существования вуза, спектр форматов обучения, образованность самого преподавательского состава, отношения учебного заведения к инновациям, размер суммы, выделяемой учебной организацией на финансирование научных исследований. Всего подобных критериев насчитывается более десятка, однако главнейшие из них, первостепенно влияющие на статус вуза, перечислены выше.
При этом есть и общие моменты. Как институт, так и университет:
Осуществляют обучение студентов по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры;
Занимаются профессиональной переподготовкой кадров;
Ведут курсы повышения квалификации.
Структурные образовательные отличия
Стоит отметить, что статус учебного заведения определяется законодательно и подтверждается раз в пятилетие на специальной аттестационной комиссии Рособрнадзора. Низшую ступень в иерархии учебных заведений занимает институт, в то время как университет является вершиной развития любого вуза. Образовательная организация высшего образования имеет право называться университетом, если:
На 4 его аспирантов приходится не более сотни обучающихся студентов;
Не менее четверти аспирантов завершили учебу в аспирантуре получением кандидатской степени в период не позднее года со дня окончания обучения;
Вуз обладает развитой материально-технической базой для осуществления как научно-исследовательской, так и научно-практической деятельности минимум по 5 профессиональным отраслям и научным направлениям, а также производит определенные траты на финансирование этих исследований;
Вуз активно внедряет новейшие образовательные методики и инновационные технологии, совершенствует учебный процесс и модернизирует образовательные программы;
Учебное заведение имеет не менее 7 разноплановых направлений подготовки.
В свою очередь, институтом считается учебное заведение, которое:
Имеет не менее 2 обучающихся по программам аспирантуры на 100 студентов, получающих высшее образование на иных уровнях;
Имеет не менее 30 штатных педагогов (для вузов младше 5 лет);
Осуществляет научную деятельность в рамках своей специализации;
Использует инновационные образовательные методики в рамках установленного объема.
Подать заявку на обучение
Отличия в преподавательском составе между университетом и институтом
Есть еще один важный критерий, по которому определяется принадлежность учебного заведения к одному из упомянутых типов. Это преподавательский состав, а точнее, его качество и количество. Что касается институтов, число штатных педагогов должно быть не менее 30 – для учебных заведений в возрасте от 3 до 5 лет, а количество кандидатов и докторов наук в процентном соотношении – не менее 55%. К университетам требования жестче: преподавателей – обладателей ученых степеней – в учебном заведении этого типа должно быть не менее 60%, а само количество педагогов в штате по сравнению с институтами возрастает в разы. Это обеспечивает более серьезную подготовку по дисциплинам преподаваемых специальностей и большую глубину научно-исследовательских работ учащихся. Кроме того, благодаря более весомой финансовой поддержке в университетах становится возможным привлечение сторонних экспертов к научным разработкам и проектам.
Таким образом, характеристика учебного заведения с точки зрения преподавательского состава такова:
Институт – при условии 55% педагогов с учеными степенями;
Университет – при условии 60% и более педагогов, защитивших кандидатскую и/или докторскую диссертацию.
Прием на работу по диплому университета или института
Существует два принципиально отличных мнения относительно того, влияет ли статус учебного заведения, в котором специалист проходит профессиональную подготовку, на перспективы трудоустройства. Одни убеждены, что нет никакой разницы между дипломом института и дипломом университета, ведь будущего работодателя в первую очередь интересует наличие опыта работы у потенциального сотрудника. Однако этого убеждения чаще придерживаются абитуриенты и выпускники, которые не ставят своей целью достижение особых карьерных высот. Действительно, институт точно так же, как и университет, дает базовую профессиональную подготовку, обучение и в том, и в ином учебном заведении гарантирует получение диплома. В то же время в ряде узких областей деятельности может цениться образование, полученное в конкретном институте, специализирующемся на профессиональной подготовке работников для данной сферы. Это могут быть институты культуры, медицинские институты, институты транспорта, технические институты.
При этом университет обладает большими возможностями для качественного обучения, среди которых, как было сказано выше, и более современная материально-техническая база, и более сильный педагогический состав, и возможности для повышения образовательного уровня. Именно поэтому будущие студенты, нацеленные на серьезный карьерный рост, планирующие добиться особых достижений на карьерном поприще, должны стремиться к поступлению именно в учебное заведение, обладающее статусом университета. Это вопрос не только престижа и репутации, но и перспективы более глубокой подготовки и возможности получения более разносторонних и практически применимых знаний от экспертов преподаваемых наук.
Подать заявку на обучение
Пропаганда пользы высшего образования привела к тому, что 90% выпускников после окончания школы поступают в ВУЗы. Иллюзия гарантированного успеха в жизни после получения диплома заставляет подростков усиленно грызть гранит науки. Каждый выбирает учебное заведение по душе или по возможностям, чаще всего материальным. В настоящий момент можно выделить три вида учебных заведений: университет, академия и институт. Сложно разобраться сразу, в чем различия между ними, так как все они выполняют одну основную функцию.
В чем особенности университета?
Университет – самое престижное учебное заведение в иерархической лестнице. Статус «университет» может заслужить только самое масштабное заведение высшего профессионального образования. Под своей крышей университет объединяет огромное количество самых разных направлений и специальностей. Университетское образование очень высоко оценивается работодателями.
Под сводами университетов может объединяться большое количество факультетов. Их еще часто называют «институтами» (например, «институт прикладной математики»). По видам университеты подразделяются на федеральные, региональные, национальные; государственные и частные.
В России также выделяются университеты особого статуса: и МГУ .
На базе университетов сразу после получения диплома у выпускников есть возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью без получения дополнительного образования (магистратуры). Также университеты отличаются процентным соотношением профессорско-преподавательского состава: более 60 процентов преподавателей должны иметь ученые степени не ниже кандидата наук.
Как правило, университет представляет собой сеть зданий в рамках одного географического объекта (города), одно из которых является центральным (главным). По остальным распределены факультеты так, чтобы студентам было удобнее посещать занятия без смены помещения в течение дня. Количество обучающихся в университетах составляет от нескольких тысяч до десятков тысяч в зависимости от масштабов университета (с учетом обучения студентов заочной формы обучения).
В качестве примера можно рассмотреть Приволжский Федеральный Университет . В 2012 году в нем обучалось около 37 тысяч студентов. К(П)ФУ имеет большое количество зданий, расположенных территориально преимущественно в центре города Казань, также имеет несколько филиалов в других городах Татарстана.
Что такое академия?
Академия — высшее учебное заведение, которое занимается подготовкой специалистов преимущественно в одном направлении науки. Академии по численности студентов заметно уступают университетам, так как обычно выпускают до несколько тысяч специалистов в год. Связано это, конечно же, с узкой направленностью подготовки. Академии могут заниматься также переподготовкой специалистов, повышением квалификации специалистов. Для выпускников академий не требуется получения дополнительного образования для занятий научной деятельностью. В рамках академии обязательно ведется научная работа.
Требования к профессорско-преподавательскому составу – не менее 40% сотрудников должны иметь ученые степени. Например, Российская Академия Правосудия (ныне Российский Государственный Университет Правосудия) готовил специалистов судебной система по специальности «юриспруденция». В 2014 году казанский филиал академии выпустил около 2 тысяч выпускников.
Как правило, академии могут иметь филиалы в других городах, при этом ввиду небольшой численности студентов располагаются в одном здании.
Что такое институт?
Институт – образовательное учреждение высшего профессионального образования, подготавливающего специалистов какой-то определенной специальности. Требования к профессорско-преподавательскому составу минимальные. Выпускники институтов не имеют права заниматься научной деятельностью без получения дополнительного образования. На базе институтов не ведется научная деятельность. Как правило, институты лишены возможности переподготовки специалистов и повышения их квалификации.
В пример можно привести Казанский Юридический Институт
. Он ежегодно подготавливает специалистов по специальности юриспруденция, при этом он нацелен на подготовку кадров именно для органов внутренних дел. Проводиться также обучение уже действующих сотрудников органов внутренних дел.
В чем отличия университета от академии и института
- Масштабы: университет является самым крупным образовательным учреждением по сравнению с институтом и академией
- Выпускники университетов и академий имеют право заниматься научной деятельностью, институтов – нет.
- По общему правилу в рамках университетов и академий ведется научная деятельность, в рамках институтов – нет.
- У университетов самые высокие требования к профессорско-преподавательскому составу.
- Университет универсален, очень часть университет заключает в себе огромное количество факультетов и специальностей. В академиях обычно всего один факультет, в институтах – одна специальность.
- Университеты в большей мере ввиду большого количества студентов включают в себя несколько зданий, институты и академии чаще всего располагаются в одном здании.
- В университетах самое наибольшее количество студентов. Академии и институты уступают по масштабам количества выпускников.
В России есть федеральный закон, прочитав который становится ясно, чем отличается институт от университета. И несмотря на это, мало кто понимает разницу между основными видами
Не стоит без четкого понимания этих различий, ведь потом, когда бывший студент начнет искать работу, он может пожалеть, что не отнесся серьезно к своему выбору.
Почему так важно вовремя задаться вопросом, чем отличается институт от университета? Да для того, чтобы точно знать, какое будущее тебя ждет, какие должности сможешь занять после окончания учебы, в каких организациях работать и на какую зарплату претендовать.
Когда стоит выбрать институт
Если уверены в выборе факультета на 100%, считаете избранную специальность единственно подходящей для себя и точно знаете, что спустя 5 лет вы не передумаете (ведь это ваше призвание), можете смело поступать в институт. Но и при такой уверенности нет гарантии, что в стране не изменится ситуация и вам не придется работать где-то еще и не совсем по специальности. Для этого чтобы эта работа не была из разряда рабочих должностей, всегда стоит отдавать предпочтение именно университету.
Что дает диплом университета
Прежде всего, он дает выбор места работы и даже должности. В случае с институтом выбор невелик. Например, если вы учились на факультете педагогики, станете учителем какого-то определенного предмета и уже не сможете работать на смежных должностях. Если вы учились на таком же факультете, но уже в университете, сможете работать не только учителем, но и преподавать, и быть специалистом в той сфере, в какой преподаете. Например, психологом, если в дипломе университета красуется надпись «Педагог. Психолог». А наработав сможете стать и методистом. Таким образом, у вас всегда будет более разнообразный выбор. Если вдруг разочаруетесь в одной сфере деятельности, можете уйти в другую. Например, поменять должность «преподаватель психологии» на должность психолога в частной фирме. К тому же всегда сможете поменять сферу деятельности внутри этой специальности: бросить консультирование и стать тренером (психолог-тренер высоко ценится во всех крупных и серьезных частных фирмах). То же самое можно отнести к любой другой специальности, полученной после окончания университета.
А теперь для наглядности, чтобы до конца понять, чем отличается институт от университета, сравним зарплату специалиста (в нашем примере - психолога) в частной фирме и преподавателя. Поскольку уровень заработной платы отличается по России, рассмотрим среднюю ситуацию, а именно предложения работы в областных центрах страны - не Москвы и Санкт-Петербурга, а таких как Екатеринбург, Челябинск, Владивосток, Пермь и т.п. Специалист психолог в частной фирме может получать 40 тыс. руб., в бюджетной организации - максимум 12 тыс. руб.
Теперь вы знаете, чем отличается университет от института - возможностью адаптироваться к изменяющейся экономической ситуации в стране. Ведь не всегда у учителей были хорошие зарплаты. И многие выпускники университетов, поняв, что уровень их жизни оставляет желать лучшего, смогли сменить работу на более оплачиваемую и столь же престижную. Выпускники институтов тоже смогли это сделать, но с существенным отличием. Пришлось отказаться от престижной работы в пользу хорошей зарплаты.
Когда стоит пойти в академию
Узнать отличие университета от института еще не значит полностью разобраться в данном вопросе, ведь в России существуют еще и академии. Раньше они специализировались на выпуске специалистов научной сферы. Теперь же это ни чем не отличается от университета. Эти вузы гарантируют высокое качество образования, получение престижной и «двойной» специальности. Разве ни к этому мы все стремимся? Получить "путевку" в жизнь, чтобы суметь обеспечить себя и свою семью всем необходимым, в том числе и социальным статусом.
Теперь когда мы вместе выяснили, чем отличается институт от университета, каждый сможет сделать для себя определенные выводы.
Статус высшего учебного заведения определяется в соответствии с его организационно-правовой базой и свидетельством о государственной аккредитации, дающим студентам возможность освоить профессиональные образовательные программы и право получить диплом государственного образца. Институт и академия имеют некоторые отличия в перечне и содержании этих программ, а также обладают разными задачами в организации научно-исследовательской и методической деятельности.
Определение
Институт – высшее учебное заведение, образовательные программы которого составлены для подготовки специалистов определенной профессиональной области, а также для реализации последипломного образования, переподготовки и повышения квалификации работников, занятых в сфере профессиональной деятельности, соответствующей профилю данного вуза.
Академия – высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, а также является ведущим научным и методическим центром, осуществляющим подготовку специалистов высшей квалификации для преподавательской и научной деятельности.
Сравнение
Специальность, которую получают в институте, имеет узкую профессиональную направленность. Основательная теоретическая подготовка и изучение дисциплин, смежных со специальными, обеспечивает высокий квалификационный уровень работников с институтским дипломом. Однако они не получают права заниматься научно-педагогической деятельностью, если обучение не продолжено в магистратуре или аспирантуре.
Это связано с тем, что институт как высшее учебное заведение ведет фундаментальные или прикладные научные исследования в своей области, но не обладает функцией научно-методического координатора по базовой подготовке специалистов высших квалификационных категорий.
Академия обладает достаточной научно-методической базой для реализации образовательных программ, обеспечивающих подготовку кадров с более широкой, чем у выпускников институтов, специализацией. Она применительна в области научной и научно-педагогической деятельности, направление которой отражается в названии академии.
Высшее учебное заведение приобретает статус института, если не менее половины его преподавательского состава имеет ученые степени и звания. Профессорско-преподавательский состав академии должен как минимум на 60 % состоять из специалистов, имеющих степени кандидатов и докторов наук. Эти требования обязательно учитываются при аккредитации ВУЗа и присвоении ему соответствующего статуса.
Приоритетом в работе академий являются фундаментальные научные исследования и создание методик, позволяющих оптимизировать научный процесс. Их используют в исследовательской практике и другие высшие учебные заведения, в том числе институты общего с академией профиля.
Выводы сайт
- Статус академии присваивается учебному заведению, которое не только реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, но и представляет собой ведущий научный и методический центр.
- Институт не является координатором научно-методической деятельности, хотя проводит фундаментальные или прикладные научные исследования.
- В академии представлена широкая специализация в определенной области научной и образовательной деятельности.
- В институте специализация ограничена задачей подготовки специалистов для определенной, достаточно узкой, области профессиональной деятельности.
- Процент научных сотрудников, имеющих ученые степени и звания, в академии выше, чем в институте.
Многие абитуриенты задаются вопросом об отличиях института от университета. Всю разницу можно узнать в законе о высшем образовании. В нашей стране есть масса институтов, которые впоследствии стали университетам. Почему? Это мы и обсудим в данной статье.
В целом ВУЗы, изменившие свой статус, остаются теми же, что и до наступления перемен. Но некоторые изменения все-таки присутствуют.
Что такое университет и институт
Университет – это ВУЗ, который занимается подготовкой сотрудников по ряду дисциплин, закладывая основу научных знаний. Термин университета появился в далеком двенадцатом веке, а институт – это понятие достаточно молодое.
Институт подготавливает студентов по базовой программе, которая соответствует высшему образованию.
Таким образом, из двух определений можно сделать вывод, что институт готовит узкоспециализированные кадры, а университет обучает специалистов широкого профиля. В обоих случаях, человек, окончивший тот или иной ВУЗ, становится обладателем высшего образования.
На практике это разграничение является достаточно условным. Ваш потенциальный работодатель вряд ли заметит такой нюанс в резюме.
Сегодняшний день сулит хорошую возможность устроиться людям, обладающим различными навыками. Нередко бывает, когда одной специальности мало, и найти хорошую работу просто нереально.
Оба типа ВУЗов подготавливают как бакалавров, так и магистров. Образцы дипломов практически не отличаются.
Какие особенности можно встретить в институте
Институт предлагает вам обучаться сугубо в одной отрасли деятельности с получением высшего образования. Во главе угла стоит директор, а штат насчитывает примерно 30-35 учителей и несколько аспирантов на 100 студентов дневного отделения. Именно таких условий придерживаются молодые учебные заведения со стажем работы до 5 лет.
Если ВУЗ постарше, то штат сразу увеличивается многократно. Финансирование института в течение 5 лет колеблется от 1,5 до 5 млн. рублей. Благодаря такому денежному потоку вполне возможно обновлять техническую базу и привлекать к сотрудничеству различных именитых деятелей.
Чтобы институт хорошо работал и развивался, существует одно условие – квалификация учителей. 55% преподавателей обязаны иметь ученую степень.
Сфера деятельности вуза:
- Обучение кадров по узкой специальности.
- Проведение научных исследований на постоянном основании.
- Подготовка и повышение квалификации преподавателей.
По завершении обучения вы можете получить бакалавра, а затем магистра. Что касается учебы на младшего специалиста – этой возможности институт не предлагает. В результате институт – это ВУЗ, который обладает низким социальным статусом в сравнении с тем же университетом или академией.
Особенности университетов и обучения в таких ВУЗах
Университет обладает наивысшим статусом среди учебных комбинатов. В таких заведениях выполняется обучение первого высшего и второго образования по всевозможным направлениям подготовки.
Не важно, какое у ВУЗа название – в любом образовательном учреждении со статусом «университет» можно получить диплом металлурга, автомеханика или специалиста по компьютерной безопасности, а также реально найти много других специальностей.
Помимо обширного списка направлений, в университете постоянно проводится переподготовка и повышение квалификации преподавательского состава. Что касается исследований и науки, в таком типе ВУЗ а проводится постоянная работа по каждому изучаемому направлению.
В университете постоянно можно наблюдать прогресс к новым открытиям и уникальным разработкам. Помимо обычного обучения студентов, преподавательский состав старается внести добротный вклад в научное будущее.
Вот основные направления, в которых работает любой университет:
- Активная научно-исследовательская работа по ряду направлений.
- Подготовка кадров, а также их переподготовка.
- Постоянное усовершенствование программы обучения по всевозможным специальностям.
В результате университет – это своего рода научный институт, который работает над новыми разработками и открытиями. Нередко встречаются ВУЗы, которые объединяют в себе несколько институтов. Такие объединения могут поспособствовать тому, что филиалы становятся одним единственным университетом.
Что описано в законодательстве
Посмотрев на описание работы института и университета, можно сделать вывод, что первый тип учреждения при соблюдении ряда правил способен переквалифицироваться в другой. Тем самым ВУЗ, ставший университетом, сразу же повышает свою аккредитацию.
В законе 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предоставляется ряд условий, определяющий статус каждого ВУЗа.
Какие предъявляются критерии оценки:
- В учебном заведении должно быть 4 аспиранта на 100 студентов дневного отделения.
- 60% профессорского состава должны обладать научными степенями (звания).
- Проводить исследования в 5 и более отраслях.
- Уровень финансирования за пятилетку – не менее 10 000 000 рублей.
- В обучении должны быть применены инновационные методологии. Например, электронная библиотека и так далее.
Наличие этого всего в ВУЗе является хорошим подспорьем для повышения аккредитации.
Радикальные отличия между институтом и университетом
Предлагаем вам ознакомиться с исчерпывающим списком различий между двумя типами вузов:
- Университет предлагает разнопрофильное обучение, а институт – узкопрофильное.
- Университет – комплексная единица в сфере образования, институт – скорее составляющая.
- Институт работает в одной отрасли, «универ» обладает возможностью обучать различным специальностям.
- Университет проводит подготовку и повышение квалификации кадров, чего нет в институте.
Куда лучше поступать
По прочтению статьи вы наверняка захотите поступать в университет, и это будет отчасти правильным решением. По окончании ВУЗа вы станете широкопрофильным специалистом.