Человек вооруженный шлахтер. Читать онлайн "человек - оружие"
гость / 18.07.2016 Сергей насчёт оружия я с тобой согласен,косательно всего другого (о том что книга полный шлак) нет! Это как всегда тот кто умеет читать между строк тот поймёт. Я прошёл армию я могу за себя постоять не вдалбливая себе мысль о том что я неуязвим(но иногда ситуация требует того чтоб тебе сорвало крышу).
Barwina / 9.09.2015 Я не моралистка, чтобы решат нужно или ненужно цензуру на ету книгу. По моему мнению в книге описаны очен хорошие практики для работы с психикой. И особенно полезно ее читат тем(имхо), кто тяготится своей позицией жертвы - женщинам, которых мужя обижают, например, или тем кто чуствует себя слабым. Или, наоборот, тем, у кого проблемы с самоконтролем
Амилиус / 6.03.2015 Я уже давно снял свои розовые очки в отношении тебя, Виталий Кинэ. Как увидел здесь твой отзыв (до этого видел и другие), так сразу захотелось поступить не жестоко, но жёстко - удалить почтовый ящик, с которого посылал тебе письма (что я, кстати, и сделал). Так что можешь и дальше петь и танцевать, я же для тебя буду вечно человеком-призраком. Наслаждайся!
Виталий Кинэ
/ 4.03.2015
Благодарю за данную пищу для ума, нашёл в книге множество применений как в силовых конфликтах, что не редкость, но чаще оппонент "передумывает" чувствуя что нет и шанса, так и в жизненном обиходе, например благодаря разделу по стрельбе я на экзамене по вокалу запел так как никогда в жизни и получил высший бал, с экзаменом по сцен.движению и танцу тоже самое, да и "человек призрак" помогает скрываться от контролёров в транспорте, книга помогает и с погружением в образ на сцене, подарок а не книга.)))
теперь хотелось бы обратится к тем диванным аналитикам которым очень легко философствовать смотря через розовые очки, ну или по простому - к тем кому в жизни ни разу в жизни не было ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хреново
Лучше быть жестоким, если жестокость есть в наших сердцах, чем пытаться прикрыть своё бессилие покрывалом ненасилия.
Махатма Ганди
Рождённый в СССР / 14.09.2014 Нет мудрей фразы: «Все взявшие меч, мечом погибнут». Всё остальное – от невежества. Шлахтер – гуру для плебеев и морально нездоровых людей. Восхищаться его произведениями – себя не уважать. Разве не смешно, когда человек учит, как поиметь мир и как стать сверхчеловеком, а сам даже свою картавость не может исправить? Разве не смешно, когда человек учит других искусству ведения переговоров, а сам в конфликтных ситуациях разговаривает как среднестатистическое быдло? Мне не смешно. Мне печально, что люди действительно верят в этот бред, в этот яд для души и не знают ничего лучшего. Бойтесь не тех, кто убивает тело, а тех, кто губит душу. Поэтому не годится в качестве пищи для души всякий ШЛАКтер.
сергей / 13.09.2014 не все имеющие оружие(не важно какое)могут им грамотно распорядится в различных ситуациях.так что утверждение что кольт сделал всех равными в правах под о...но большим вопросом
гость / 7.07.2014 бог создал людей,а мистер кольт уровнял наши права.так вот 21 век а оружие может купить себе не каждый кто отнял у нас право носить оружие?богатые,ибо убоялись расправы над собой.а цель этой книги уровнять бедных и богатых.подобно пули которая без предрассудков прошибает висок любому кто встал на её пути и неважно бедный ты или богатый и насколько чистая у тебя чистая кровь.кто скажет что эта книга собой представляет пропаганду насилия чтож вы имеете право на собственое мнение.вот только я знаю по ту сторону монитора ты ссобой ничего не представляешь без своей "капельки" власти.
Зум / 5.12.2013 Лозунг "Свобода, равенство, братство!" обернулся голодомором и красным террором. Правило "ударили по правой щеке - подставь левую" (куда уж добрее) обернулся кострами инквизиции, на которых сжигали людей, в том числе и женщин. Все эти мирные требования о гуманности, приводят прямо к противоположному. Совсем другое дело - подобные "злые" книги, которые "не должна пропускать цензура. Некоторые люди не видят разницу между болезненным эгоизмом и здоровой любовью к себе. В книге Шлахтера "Человек - оружие" читателю даётся установка о том, что он - единственный на этой планете СверхЧеловек. А уверенному в себе СверхЧеловеку не нужно никого "насиловать" так, как это делают неуверенные в глубине души эгоисты. Если читатель проникся, и "уверовал" в то, что он СверхЧеловек, значит у него и получится применить описанные техники. Если читать остался невротиком, который хочет "всем показать" то у него ничего не получиться, а если что-то и получиться, то он получит такую "обратку" (вызванную исключительно его страхами и невротизмом), что больше в такие вещи не полезет. Подобного рода книги защищают сами себя. Есть у Шлахтера и более продвинутые шедевры. В этой книге у него всё слишком сжато. Желающим рекомендую разыскать видео "Психодинамика СверхЧеловека в трёх шагах" и "Введение в паралогию".
луиджи / 31.01.2013 некоторые приемы реально работают. мне понравилось.
жан / 29.01.2013 Может быть полезна эта книга,для самовнушения и самокодирования,причем необязательно в связи с единоборствами.отличная техника для выключения мыслей-одновременное внимание на двух руках.
Елена Ивановна / 4.12.2012 Такие книги не должна попускать цензура. Учить нужно не насилию, а гуманности. Судя по всему автор в детстве получил психологическую травму, его наверное, как он сам выражается "чморили". После чего он решил, что когда вырастет будет "чморить" других. То, что мир полон насилия - это ужасно. Так нужно стремиться сделать его лучше и добрее, а не вливать в него дополнительную агрессию и насилие. Воспитание сверхчеловека нужно начинать с воспитания гуманного отношения к людям и всему окружающему миру. Да, добро должно быть с кулаками (для защиты, а не нападания). Но именно добро, а не зло. Что толку, что Вы всех подчините себе. Люди от Вас будут шарахаться и искренних чувств Вы от них не дождётесь. Прочитав эту книгу, подросток или молодой человек не станет сверхчеловеком, а психопатом, хамом, идиотом стать можно. Странно, что тех людей, которые следовали Вашим советам, не забрала "психушка", т.к. только идиот может следовать Вашим рекомендациям и ещё потом похваляться как он себя нагло и вызывающе вёл с людьми. Он считает это повышением самооценки, а на самом деле это полная потеря самоуважения и дискредитация себя как человека.
Гость / 3.12.2012 а как понять в состояние пустоты это не очем не думать и не чего не вооброжать
Dima
/ 21.08.2012
который появлялся каждый раз при инстинкте самосохранения.
конечно же я не Вандам и не Рэмбо, время от времени тоже полу4ал. В 19 лет я прочитал эту книгу. Она помогла освоить само контроль, и разделять силу на физическую и психологическую.
С помощью книги я научился управлять своей силой и приручил моего внутреннего зверя.
За последних 5 лет я не дерусь больше 2 секунд, это то время на которое я выпускаю зверя наружу...
я не наношу больше двух ударов, как правило хватает одного удара, что бы выключить соперника.
А если кто то думает, что прочитав книгу и без боевой практики сможет валить всех, он глубоко ошибается, это просто не возможно =))
И все знают, что против лома нет приёма, если нет второго лома!!!
Dima / 21.08.2012 для тех кому книга не помогла! ! !
Если человек не занимался боевыми искусствами и не дрался на улице в детстве,
то это книга ему будет просто навсего не понятна и явно он НЕ сможет применить в слу4аи драки силу подсознания:
В доли секунды оценить ситуацию, увеличить силу духа, уничтожить свой страх перед соперником, поднять собственный страх,
для того, что бы увеличить инстинкт самосохранения, выпустить из себя зверя, контролировать его и во время его вернуть назад в клетку
и самое главное и тяжелое действовать разумно и без ошибочно.
Автор Книги гениальный человек, я уверен, что он создал огромное количество боевых-машин на своих частных, одиночных и групповых курсах.
Я бы с огромным удовольствием пообщался бы с Шлахтер В.В. в живую и поблагодарил, за то, что он описал в книге бесценные знания.
Расскажу о себе, что бы стало всё понятно.
Мне 24 года из них с 8 до 12 лет я регулярно дрался, в школе и на улице, с ровесниками и старшеклассниками, но больше всего со старшим братом.
с 12-ти до почти 16-ти лет я занимался активно боксом на Украине и практика всегда была на улице. я и побеждал и полу4ал, все знают как это, раз на раз не приходится.
в 16 лет переехал в Германию и продолжил заниматься боксом, уличных драк стало в 20 раз меньше, как никак Германия. В 18 лет обо мне была наслышана вся русская молодёжь
в моём городе. При каждой второй драке, моих противников увозили в больницы из-за того что я не мог управлять своим злым зверем(бесом),
Гость / 14.06.2012 обсалютно согласен,в своё время она помогла мне выжить.
Гость / 7.03.2012 Среди поклонников Шлахтера, как и требовалось ожидать, в основном либо тинейджеры 15-17 лет, либо великовозрастные...как бы тактичнее сказать...словом,взрослые люди, чье психическое развитие находится на уровне подростка. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать как здешние комментарии с положительными отзывами, так - и непосредственно книги самого Шлахтера.
Tim / 6.03.2012 Очень толковая книга. В свое время эти техники здорово помогли выжить. Тем, кто привык РАБОТАТЬ над собой, настоятельно рекомендую. А прикомпьютерным болтунам все равно на что плеваться, так что хай с ними
Семён / 3.02.2012 Бред а не книга!
Vega / 19.05.2011 Если Вы хотите стать грузом 200, тогда смело используйте сее "творение" в экстремальных ситуациях
Вадим Шлахтер
Человек-оружие
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
И все-таки, почему, для чего и для кого написана эта книга? Чтобы это понять, давайте зададимся вопросом: с какой стати выдающиеся спортсмены, суперчемпионы в каких-либо видах единоборств, равно как и мастера боевых искусств, обладатели самых черных поясов, иной раз щеголяют разбитыми физиономиями? Причем «правят» им лики заурядные уличные драчуны. Почему мастера боя в искусственных условиях – на тотами, на ринге, на ковре – зачастую пасуют в реальных силовых конфликтах?
Вот типичный пример. Хороший самбист, сотни раз уверенно заламывавший на тренировке руку условного противника, держащую деревянный ноле, оказался скован внутренним напряжением, когда перед ним сверкнула настоящая сталь. И в результате получил ножевое ранение. Почему? Ответ прост: его психологическая подготовка оказалась недостаточной.
Итак, автор работал над этой книгой с надеждой, что она поможет многим людям – и тем, кто владеет в тон или иной степени боевыми искусствами, так лее и тем, кто забыл, когда в последний раз переступал порог спортзала или додзё, – научиться постоять за себя. Конечно, не рассчитывайте, что, усвоив материал, изложенный в одной лишь этой книге, вы сможете выйти па ринг или на тотами и одолеть мастера спорта по боксу или каратэиста, по праву владеющего черным поясом. Зато, столкнувшись с любым из этих корифеев в лифте, в коридоре, на улице, – в общем, в реальной обстановке, – вы будете иметь неплохие шансы на успех. Иными словами, для многих так называемых обычных людей эта книга, по мнению автора, станет не просто интересной и полезной, но жизненно значимой, ибо сможет помочь им (а то и спасти их) в реальных физических конфликтах или в иных экстремальных ситуациях. Что же касается профессиональных бойцов, скажем, из сил быстрого развертывания или из диверсионных структур, то и они смогут найти в «Человеке-оружии» кое-что полезное для себя – в основном в том разделе книги, что посвящен обостренной интуиции. Существует лишь одно противопоказание для тех, кто берется за эту книгу. Людям мягкосердечным, слабым, малоактивным, а главное, намеренным и впредь оставаться таковыми, читать ее не следует.
В дальнейшем – для вашей же пользы, дорогие читатели, – автор намерен не излагать материал, но рассказывать о том, как совершить психологическое самопреобразование, не писать, а говорить, как он привык это делать на своих обучающих семинарах.
Наконец, автор сердечно благодарит: Игоря Олеговича Ваги-на, кандидата медицинских наук, врача-психиатра, сэмпая, за бесценные советы и острые, как бритва, насмешки, Андрея Ме-фодьевича Белоуса, психолога и гипнотизера, без которого эта книга не была бы создана, Геннадия Дмитриевича Горбунова, доктора психологических наук, научного руководителя автора, Павла Исааковича Поличенко, заслуженного мастера спорта СССР по пулевой стрельбе и заслуженного тренера, доказавшего автору, что стрелять можно еще лучше, Николая Васильевича Кудинова, мастера спорта СССР, который первым учил автора, как ломать конечности себе подобным, Марию Семенову, не только превосходного писателя, но и чудесного слушателя, Сергея Юрьевича Хольнова за дружескую помощь и участие.
ВВЕДЕНИЕ
Условий успешного выхода из силового конфликта много. Но решающим является все-таки одно. В начале занятий с группой учеников я часто задаю следующий вопрос. Представьте, что на поединок выходят двое соперников. Один – сильный, тренированный, гордящийся мозолями на кулаках. Он собирается просто по-меряться силами. Второй – вдвое слабее первого. Но он настроен того убить. Как вы полагаете, кто из них победит?
Ученики задумываются, что-то прикидывают, вычисляют. А ответ прост: почти всегда победит тот, чья психологическая установка будет более жесткой.
Мне вспоминается такой пример. Один человек был вынужден вступить в конфликт одновременно с троими представителями неформальной силовой структуры. Правда, и сам этот человек был, что называется, тертый калач – незадолго перед тем ему пришлось провести около шести лет в любопытных местах, от которых пословица не рекомендует зарекаться никому. В общем, перед ним стояло трое крепких спортивного вида парней. У одного в руке был пистолет; двое других держали острые режущие предметы. Но они пришли лишь запугать его, поугрожать ему. У этого же человека жизнь выработала установку всегда действовать на поражение.
Он молча шагнул вперед, аккуратно снял со стола бутылку водки, разбил ее о боковую поверхность черепа первого, получившейся при этом «розочкой» снес нос и глаз другому, а оставшийся осколок воткнул в живот последнему. И все это буквально за два-три мгновения. В результате – трое беспомощных серьезно раненых людей, которые еще несколько секунд назад упивались своею силой и мнимой властью. Каждый из них по отдельности был сильнее, тренированнее, да и просто моложе своего победителя. Но у того было главное преимущество – жесткая психологическая установка.
Теперь поговорим немного об истоках искусства рукопашного боя. Когда-то давным-давно в Китай пришел человек, которого на родине, в Индии, звали Бодхидхарма, или «Закон Разума». Это был двадцать восьмой патриарх исторического буддизма, ставший первым патриархом китайского Чань или японского Дзэн. В Поднебесной его прозвали Тамо, Дарума или Бодаидарума. Этот человек изложил китайцам буддийскую доктрину и, главное, научил их сражаться голыми руками. До нас дошли слова одного из его последователей:
Сказал мудрый учитель Дарума:
"Я покидаю вас,
но знание,
принесенное мною,
останется с вами навеки -
высшая медитация дхьян,
закалившая дух ваш и тело,
и великое древнее искусство
боя голыми руками.
Дабы не были вы беззащитны
перед лицом врага ".
Так сказал учитель Дарума,
когда покидал Шаолинь.
«Высшая медитация, закалившая дух и тело», на мой взгляд, есть ни что иное, как система самовнушения, позволяющая использовать правильные установки для достижения победы. И первую из них я бы сформулировал примерно так: если не можешь победить честно, то все равно победи, то есть победи любой ценой. Уже одна лишь настройка психики на победу во что бы то ни стало значительно наращивает человеческие возможности, хотя и она не всегда эффективна, вернее, ее не всегда достаточно.
Annotation
Эта книга – по сути первая систематическая и достаточно полная работа по всесторонней подготовке психологическими методами бойца для действий в реальных условиях. Ее автор, ведущий специалист Академии иррациональной психологии, психолог-практик и выдающийся спортсмен В.В.Шлахтер, подготовил не одну сотню высококлассных специалистов указанного профиля, с успехом действующих в различных `горячих` точках планеты. Таким образом, эффективность методик и методов, предложенных в книге, многократно подтверждена на практике. С другой стороны, эти методы четко аргументированы, чему, несомненно, способствовали многолетние научные исследования автора. Книга рассчитана как на профессионалов – бойцов силовых структур, спортсменов, инструкторов боя, – так и на широкий круг читателей, стремящихся повысить свои психофизические возможности.
Вадим Шлахтер
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. САМОВНУШЕНИЕ
ГЛАВА 2. РАЗГОНКА И ТОРМОЖЕНИЕ ПСИХИКИ
ГЛАВА 3. НЕУЯЗВИМОСТЬ
ГЛАВА 4. ПОСТАНОВКА БОЕВЫХ РЕФЛЕКСОВ ТЕЛА
ГЛАВА 5. ИНТУИЦИЯ. ЧУТЬЕ
ГЛАВА 6. СТРЕЛЬБА.
ГЛАВА 7. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ И НАПУТСТВИЯ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Вадим Шлахтер
Человек-оружие
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
И все-таки, почему, для чего и для кого написана эта книга? Чтобы это понять, давайте зададимся вопросом: с какой стати выдающиеся спортсмены, суперчемпионы в каких-либо видах единоборств, равно как и мастера боевых искусств, обладатели самых черных поясов, иной раз щеголяют разбитыми физиономиями? Причем «правят» им лики заурядные уличные драчуны. Почему мастера боя в искусственных условиях – на тотами, на ринге, на ковре – зачастую пасуют в реальных силовых конфликтах?
Вот типичный пример. Хороший самбист, сотни раз уверенно заламывавший на тренировке руку условного противника, держащую деревянный ноле, оказался скован внутренним напряжением, когда перед ним сверкнула настоящая сталь. И в результате получил ножевое ранение. Почему? Ответ прост: его психологическая подготовка оказалась недостаточной.
Итак, автор работал над этой книгой с надеждой, что она поможет многим людям – и тем, кто владеет в тон или иной степени боевыми искусствами, так лее и тем, кто забыл, когда в последний раз переступал порог спортзала или додзё, – научиться постоять за себя. Конечно, не рассчитывайте, что, усвоив материал, изложенный в одной лишь этой книге, вы сможете выйти па ринг или на тотами и одолеть мастера спорта по боксу или каратэиста, по праву владеющего черным поясом. Зато, столкнувшись с любым из этих корифеев в лифте, в коридоре, на улице, – в общем, в реальной обстановке, – вы будете иметь неплохие шансы на успех. Иными словами, для многих так называемых обычных людей эта книга, по мнению автора, станет не просто интересной и полезной, но жизненно значимой, ибо сможет помочь им (а то и спасти их) в реальных физических конфликтах или в иных экстремальных ситуациях. Что же касается профессиональных бойцов, скажем, из сил быстрого развертывания или из диверсионных структур, то и они смогут найти в «Человеке-оружии» кое-что полезное для себя – в основном в том разделе книги, что посвящен обостренной интуиции. Существует лишь одно противопоказание для тех, кто берется за эту книгу. Людям мягкосердечным, слабым, малоактивным, а главное, намеренным и впредь оставаться таковыми, читать ее не следует.
В дальнейшем – для вашей же пользы, дорогие читатели, – автор намерен не излагать материал, но рассказывать о том, как совершить психологическое самопреобразование, не писать, а говорить, как он привык это делать на своих обучающих семинарах.
Наконец, автор сердечно благодарит: Игоря Олеговича Ваги-на, кандидата медицинских наук, врача-психиатра, сэмпая, за бесценные советы и острые, как бритва, насмешки, Андрея Ме-фодьевича Белоуса, психолога и гипнотизера, без которого эта книга не была бы создана, Геннадия Дмитриевича Горбунова, доктора психологических наук, научного руководителя автора, Павла Исааковича Поличенко, заслуженного мастера спорта СССР по пулевой стрельбе и заслуженного тренера, доказавшего автору, что стрелять можно еще лучше, Николая Васильевича Кудинова, мастера спорта СССР, который первым учил автора, как ломать конечности себе подобным, Марию Семенову, не только превосходного писателя, но и чудесного слушателя, Сергея Юрьевича Хольнова за дружескую помощь и участие.
ВВЕДЕНИЕ
Условий успешного выхода из силового конфликта много. Но решающим является все-таки одно. В начале занятий с группой учеников я часто задаю следующий вопрос. Представьте, что на поединок выходят двое соперников. Один – сильный, тренированный, гордящийся мозолями на кулаках. Он собирается просто по-меряться силами. Второй – вдвое слабее первого. Но он настроен того убить. Как вы полагаете, кто из них победит?
Ученики задумываются, что-то прикидывают, вычисляют. А ответ прост: почти всегда победит тот, чья психологическая установка будет более жесткой.
Мне вспоминается такой пример. Один человек был вынужден вступить в конфликт одновременно с троими представителями неформальной силовой структуры. Правда, и сам этот человек был, что называется, тертый калач – незадолго перед тем ему пришлось провести около шести лет в любопытных местах, от которых пословица не рекомендует зарекаться никому. В общем, перед ним стояло трое крепких спортивного вида парней. У одного в руке был пистолет; двое других держали острые режущие предметы. Но они пришли лишь запугать его, поугрожать ему. У этого же человека жизнь выработала установку всегда действовать на поражение.
Он молча шагнул вперед, аккуратно снял со стола бутылку водки, разбил ее о боковую поверхность черепа первого, получившейся при этом «розочкой» снес нос и глаз другому, а оставшийся осколок воткнул в живот последнему. И все это буквально за два-три мгновения. В результате – трое беспомощных серьезно раненых людей, которые еще несколько секунд назад упивались своею силой и мнимой властью. Каждый из них по отдельности был сильнее, тренированнее, да и просто моложе своего победителя. Но у того было главное преимущество – жесткая психологическая установка.
Теперь поговорим немного об истоках искусства рукопашного боя. Когда-то давным-давно в Китай пришел человек, которого на родине, в Индии, звали Бодхидхарма, или «Закон Разума». Это был двадцать восьмой патриарх исторического буддизма, ставший первым патриархом китайского Чань или японского Дзэн. В Поднебесной его прозвали Тамо, Дарума или Бодаидарума. Этот человек изложил китайцам буддийскую доктрину и, главное, научил их сражаться голыми руками. До нас дошли слова одного из его последователей:
Сказал мудрый учитель Дарума:
"Я покидаю вас,
но знание,
принесенное мною,
останется с вами навеки -
высшая медитация дхьян,
закалившая дух ваш и тело,
и великое древнее искусство
боя голыми руками.
Дабы не были вы беззащитны
перед лицом врага ".
Так сказал учитель Дарума,
когда покидал Шаолинь.
«Высшая медитация, закалившая дух и тело», на мой взгляд, есть ни что иное, как система самовнушения, позволяющая использовать правильные установки для достижения победы. И первую из них я бы сформулировал примерно так: если не можешь победить честно, то все равно победи, то есть победи любой ценой. Уже одна лишь настройка психики на победу во что бы то ни стало значительно наращивает человеческие возможности, хотя и она не всегда эффективна, вернее, ее не всегда достаточно.
В этой книге мы рассмотрим несколько основных внутренних установок психики бойца, а главное, я попробую научить вас переводить эти установки с уровня сознания на уровень рефлексов, на уровень мгновенных реакций нервной системы.
До нас дошло еще одно высказывание неистового Дарумы. Вот оно:
"Я не учу вас приемам, -
так говорил Бодхидхарма. -
Я учу состоянию духа,
а приемы вы придумаете сами".
Возьмем знаменитые 18 положений рук, оставленных патриархом Чань монахам Шаолиня, что впоследствии были преобразованы в 72 движения, положившие начало великому множеству направлений и школ воинских искусств. По моему мнению, эти положения рук архата суть позиции для тренингов по самовнушению, а двигательные элементы, связующие их, – это лишь реализация функций самовнушения.
Нечто подобное тому, что я пытаюсь передать в этой книге, уже излагал в своих трудах величайший мастер боевых искусств двадцатого столетия Брюс Ли. Но, при всем моем преклонении перед этим знаменитым бойцом и учителем, мне приходится все-таки отметить, что он не был психологом, и все его приемы обучения опирались на традиционные...
И все-таки, почему, для чего и для кого написана эта книга? Чтобы это понять, давайте зададимся вопросом: с какой стати выдающиеся спортсмены, суперчемпионы в каких-либо видах единоборств, равно как и мастера боевых искусств, обладатели самых черных поясов, иной раз щеголяют разбитыми физиономиями? Причем «правят» им лики заурядные уличные драчуны. Почему мастера боя в искусственных условиях – на тотами, на ринге, на ковре – зачастую пасуют в реальных силовых конфликтах?
Вот типичный пример. Хороший самбист, сотни раз уверенно заламывавший на тренировке руку условного противника, держащую деревянный ноле, оказался скован внутренним напряжением, когда перед ним сверкнула настоящая сталь. И в результате получил ножевое ранение. Почему? Ответ прост: его психологическая подготовка оказалась недостаточной.
Итак, автор работал над этой книгой с надеждой, что она поможет многим людям – и тем, кто владеет в тон или иной степени боевыми искусствами, так лее и тем, кто забыл, когда в последний раз переступал порог спортзала или додзё, – научиться постоять за себя. Конечно, не рассчитывайте, что, усвоив материал, изложенный в одной лишь этой книге, вы сможете выйти па ринг или на тотами и одолеть мастера спорта по боксу или каратэиста, по праву владеющего черным поясом. Зато, столкнувшись с любым из этих корифеев в лифте, в коридоре, на улице, – в общем, в реальной обстановке, – вы будете иметь неплохие шансы на успех. Иными словами, для многих так называемых обычных людей эта книга, по мнению автора, станет не просто интересной и полезной, но жизненно значимой, ибо сможет помочь им (а то и спасти их) в реальных физических конфликтах или в иных экстремальных ситуациях. Что же касается профессиональных бойцов, скажем, из сил быстрого развертывания или из диверсионных структур, то и они смогут найти в «Человеке-оружии» кое-что полезное для себя – в основном в том разделе книги, что посвящен обостренной интуиции. Существует лишь одно противопоказание для тех, кто берется за эту книгу. Людям мягкосердечным, слабым, малоактивным, а главное, намеренным и впредь оставаться таковыми, читать ее не следует.
В дальнейшем – для вашей же пользы, дорогие читатели, – автор намерен не излагать материал, но рассказывать о том, как совершить психологическое самопреобразование, не писать, а говорить, как он привык это делать на своих обучающих семинарах.
Наконец, автор сердечно благодарит: Игоря Олеговича Ваги-на, кандидата медицинских наук, врача-психиатра, сэмпая, за бесценные советы и острые, как бритва, насмешки, Андрея Ме-фодьевича Белоуса, психолога и гипнотизера, без которого эта книга не была бы создана, Геннадия Дмитриевича Горбунова, доктора психологических наук, научного руководителя автора, Павла Исааковича Поличенко, заслуженного мастера спорта СССР по пулевой стрельбе и заслуженного тренера, доказавшего автору, что стрелять можно еще лучше, Николая Васильевича Кудинова, мастера спорта СССР, который первым учил автора, как ломать конечности себе подобным, Марию Семенову, не только превосходного писателя, но и чудесного слушателя, Сергея Юрьевича Хольнова за дружескую помощь и участие.
ВВЕДЕНИЕ
Условий успешного выхода из силового конфликта много. Но решающим является все-таки одно. В начале занятий с группой учеников я часто задаю следующий вопрос. Представьте, что на поединок выходят двое соперников. Один – сильный, тренированный, гордящийся мозолями на кулаках. Он собирается просто по-меряться силами. Второй – вдвое слабее первого. Но он настроен того убить. Как вы полагаете, кто из них победит?
Ученики задумываются, что-то прикидывают, вычисляют. А ответ прост: почти всегда победит тот, чья психологическая установка будет более жесткой.
Мне вспоминается такой пример. Один человек был вынужден вступить в конфликт одновременно с троими представителями неформальной силовой структуры. Правда, и сам этот человек был, что называется, тертый калач – незадолго перед тем ему пришлось провести около шести лет в любопытных местах, от которых пословица не рекомендует зарекаться никому. В общем, перед ним стояло трое крепких спортивного вида парней. У одного в руке был пистолет; двое других держали острые режущие предметы. Но они пришли лишь запугать его, поугрожать ему. У этого же человека жизнь выработала установку всегда действовать на поражение.
Он молча шагнул вперед, аккуратно снял со стола бутылку водки, разбил ее о боковую поверхность черепа первого, получившейся при этом «розочкой» снес нос и глаз другому, а оставшийся осколок воткнул в живот последнему. И все это буквально за два-три мгновения. В результате – трое беспомощных серьезно раненых людей, которые еще несколько секунд назад упивались своею силой и мнимой властью. Каждый из них по отдельности был сильнее, тренированнее, да и просто моложе своего победителя. Но у того было главное преимущество – жесткая психологическая установка.
Теперь поговорим немного об истоках искусства рукопашного боя. Когда-то давным-давно в Китай пришел человек, которого на родине, в Индии, звали Бодхидхарма, или «Закон Разума». Это был двадцать восьмой патриарх исторического буддизма, ставший первым патриархом китайского Чань или японского Дзэн. В Поднебесной его прозвали Тамо, Дарума или Бодаидарума. Этот человек изложил китайцам буддийскую доктрину и, главное, научил их сражаться голыми руками. До нас дошли слова одного из его последователей.
Вадим Шлахтер
Человек-оружие
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
И все-таки, почему, для чего и для кого написана эта книга? Чтобы это понять, давайте зададимся вопросом: с какой стати выдающиеся спортсмены, суперчемпионы в каких-либо видах единоборств, равно как и мастера боевых искусств, обладатели самых черных поясов, иной раз щеголяют разбитыми физиономиями? Причем «правят» им лики заурядные уличные драчуны. Почему мастера боя в искусственных условиях – на тотами, на ринге, на ковре – зачастую пасуют в реальных силовых конфликтах?
Вот типичный пример. Хороший самбист, сотни раз уверенно заламывавший на тренировке руку условного противника, держащую деревянный ноле, оказался скован внутренним напряжением, когда перед ним сверкнула настоящая сталь. И в результате получил ножевое ранение. Почему? Ответ прост: его психологическая подготовка оказалась недостаточной.
Итак, автор работал над этой книгой с надеждой, что она поможет многим людям – и тем, кто владеет в тон или иной степени боевыми искусствами, так лее и тем, кто забыл, когда в последний раз переступал порог спортзала или додзё, – научиться постоять за себя. Конечно, не рассчитывайте, что, усвоив материал, изложенный в одной лишь этой книге, вы сможете выйти па ринг или на тотами и одолеть мастера спорта по боксу или каратэиста, по праву владеющего черным поясом. Зато, столкнувшись с любым из этих корифеев в лифте, в коридоре, на улице, – в общем, в реальной обстановке, – вы будете иметь неплохие шансы на успех. Иными словами, для многих так называемых обычных людей эта книга, по мнению автора, станет не просто интересной и полезной, но жизненно значимой, ибо сможет помочь им (а то и спасти их) в реальных физических конфликтах или в иных экстремальных ситуациях. Что же касается профессиональных бойцов, скажем, из сил быстрого развертывания или из диверсионных структур, то и они смогут найти в «Человеке-оружии» кое-что полезное для себя – в основном в том разделе книги, что посвящен обостренной интуиции. Существует лишь одно противопоказание для тех, кто берется за эту книгу. Людям мягкосердечным, слабым, малоактивным, а главное, намеренным и впредь оставаться таковыми, читать ее не следует.
В дальнейшем – для вашей же пользы, дорогие читатели, – автор намерен не излагать материал, но рассказывать о том, как совершить психологическое самопреобразование, не писать, а говорить, как он привык это делать на своих обучающих семинарах.
Наконец, автор сердечно благодарит: Игоря Олеговича Ваги-на, кандидата медицинских наук, врача-психиатра, сэмпая, за бесценные советы и острые, как бритва, насмешки, Андрея Ме-фодьевича Белоуса, психолога и гипнотизера, без которого эта книга не была бы создана, Геннадия Дмитриевича Горбунова, доктора психологических наук, научного руководителя автора, Павла Исааковича Поличенко, заслуженного мастера спорта СССР по пулевой стрельбе и заслуженного тренера, доказавшего автору, что стрелять можно еще лучше, Николая Васильевича Кудинова, мастера спорта СССР, который первым учил автора, как ломать конечности себе подобным, Марию Семенову, не только превосходного писателя, но и чудесного слушателя, Сергея Юрьевича Хольнова за дружескую помощь и участие.