Чей бук сбил боинг. "Бук" преткновения: РФ заявила, что ракетный комплекс, сбивший "Боинг", принадлежал Украине
24 мая состоялась пресс-конференция, где выступил прокурор Фред Вестербеке из Нидерландов, который ведет расследование гибели малазийского Боинга, сбитого в небе над Донбассом летом 2014 года. Уже сразу после аварии виноватой была назначена Россия, хотя следствие продолжается уже почти четыре года и еще не завершено.
Отчет следственной группы
Хоть расследование еще не закончилось, совместная следственная группа (ССГ) отчиталась о предварительных результатах своей работы.
Комиссией считается установленным тот факт, что самолет был поражен зенитно-ракетным комплексом «Бук», который стрелял из района населенного пункта Первомайский, находившийся тогда под контролем ополченцев. Но кто и зачем его сбил, достоверно не установлено.
Следствие все же считает, что стрелявший комплекс принадлежал российской воинской части. В составе колонны военной техники он якобы прибыл на Донбасс, а потом вернулся обратно. По данным следствия, несколько комплексов «Бук» покидало пределы воинской части неподалеку от Курска в период с 23 по 25 июня. Затем был проведен анализ соцсетей, фотографий в интернете и других «компетентных» источников, что позволило отследить маршрут их передвижения.
На запрос следователей о передвижениях техники в июне 2014 года руководство 53-й зенитно-ракетной бригады отвечать не стало. Тогда уважаемая комиссия через СМИ обратилась к российской общественности с просьбой помочь в сборе информации.
Еще господин Вестербеке сообщил, что круг подозреваемых в совершении преступления сократился со 100 человек до нескольких десятков.
Весь этот отчет сопровождался демонстрацией обломков зенитной ракеты, сбившей Боинг.
Как это понимать?
Если свести суть доклада к одной фразе, то получится примерно так: «Мы не знаем точно, кто это был, но это русские».
Интересно, что данные разработчика комплекса «Бук», концерна «Алмаз-Антей», похоже, совершенно в расчет не принимаются. А ведь специалисты концерна провели испытания, в результате которых причастность российских ПВО полностью исключается.
Во-первых, тип ракеты, попавшей в Боинг, уже не стоит на вооружении в РФ, но применяется в Вооруженных Силах Украины. Во-вторых, характер повреждения опровергает, что ракета была выпущена из района Первомайского.
Эти выводы были подтверждены экспериментально, а их результаты находятся в свободном доступе.
Я ни в коем случае не хочу подвергнуть сомнению выводы уважаемой комиссии. Просто с точки зрения дилетанта мне трудно понять их логику. Я не понимаю, какое отношение имеет отсутствие 23 июня в расположении части ЗРК к крушению самолета, произошедшему 17 июля? И как можно по постам и фотографиям в «Одноклассниках» вычислить секретный маршрут движения военной техники?
А, может, все гораздо проще? С помощью таких вот инфоповодов наши западные партнеры сорвут ЧМ-2018, а потом скажут, что ошиблись. А может, еще что-нибудь придумают.
Как-то вовремя появился этот отчет, в котором конкретной информации не больше, чем на следующий день после крушения, где погибло 298 обычных мирных людей, в том числе детей.
А, может, не там копают? Почему бы, например, не поинтересоваться, для чего украинские наземные службы вели самолет над зоной военных действий, где, похоже, его уже ждали, чтобы сбить?
Исследователи Bellingcat по этим номерам и отметкам идентифицировали ЗРК как «Бук» под номером 332, приписанный к 53-й зенитно-ракетной бригаде (в/ч 32 406).
Фотография с механиком была сделана на транспортном дворе 53-й бригады, отмечается в докладе. Подтверждает это другой снимок, опубликованный неназванным курсантом в августе 2014 года (имя публикатора авторы доклада не указывают, известно только, что он проходил сборы в Курске по направлению одного из московских вузов). На снимке изображен тот же розовый ракетный контейнер. Геотег подтверждает, что фото сделано во дворе 53-й бригады в поселке Маршала Жукова недалеко от Курска. Геолокацию фотографии авторам доклада удалось подтвердить благодаря спутниковым снимкам.
Альбом с фотографиями был загружен в феврале 2015 года, но по ним невозможно было установить ни имени механика, ни даты и места, где были сделаны снимки.
Как выяснил РБК, человек на снимке занимается ремонтом военной техники, в частности, он ремонтировал «Бук-М1». Механик (его имя известно редакции) пояснил РБК, что был во многих городах России в силу специфики своей работы. Он подтвердил, что «точно был» в Курске в 2013 году и, «возможно», в 2014 году.
Помимо «Бука» в альбоме также содержатся фотографии заряжающей установки 9А85 комплекса С-300, спецмашины (в Bellingcat предполагают, что это может быть автоматизированная система управления боевыми действиями «Поляна-Д4 9С52») и еще одной установки «Бук-М1». Члены команды Bellingcat установили личность запечатленного на фотографиях механика и нашли его профили в социальных сетях. На одной из страниц они увидели фотографию «Бука» с номером 332, на другой — фото другого ЗРК «Бук» и спецмашины. Последние два снимка были загружены 31 марта 2013 года. На третьем — изображена пусковая установка 9А83 для зенитной ракетной системы 9К81 С-300В. Он был загружен 20 июня 2013 года. Как отметили в Bellingcat, «на других фотографиях, загруженных до 31 марта 2013 года и после 20 июня 2013 года, не видны места его [человека на фотографиях] работы в качестве механика военной техники».
Исходя из того, что фотографии были выложены в интернет в 2015 году в одном фотоальбоме, а также учитывая условный номер машины, авторы исследования Bellingcat заключают, что «практически наверняка» снимок был сделан в 2013 году. Тем не менее они допускают, что фотография могла быть сделана весной 2014 года.
Трагедия с Boeing 777 произошла в небе над восточной Украиной 17 июля 2014 года в 16:20 по местному времени. Самолет следовал рейсом MH17 «Малайзийских авиалиний». На его борту находились 298 человек, все они погибли. Большинство пассажиров на борту были гражданами Нидерландов. Спустя несколько часов в интернете стали появляться заявления о том, что пассажирский самолет сбили пророссийские сепаратисты из зенитно-ракетного комплекса «Бук», приняв по ошибке гражданский самолет за военный. Позднее Bellingcat номер ЗРК — 332, а также сообщила, что комплекс приписан к 53-й зенитной ракетной бригаде из Курска. Машина была доставлена из Курска в Миллерово (Ростовская область), а оттуда — на восток Украины, утверждают расследователи. По их данным, перевозку «Бука» отставной российский офицер Сергей Дубинский, фигурировавший в СМИ как командир разведки ДНР с позывным Хмурый. Сам он свою причастность к гибели лайнера отрицал .
Cовет безопасности Нидерландов в окончательном докладе об обстоятельствах крушения Boeing 777 назвал причиной катастрофы попадание в лайнер ракеты класса «земля — воздух», выпущенной из установки «Бук». По словам руководителя расследования Тьиббе Яустры, пуск ракеты был произведен из района площадью 320 кв. км (в указанной зоне находились как силы ополченцев, так и Украины). В результате обломки самолета оказались разбросаны на площади в 50 кв. км.
Позиция России
РБК ожидает ответа от Минобороны России относительно новых фактов в деле об уничтожении MH17.
После крушения самолета в июле 2014 года замначальника Генерального штаба ВС России Андрей Картаполов озвучил версию крушения российской стороны. Все данные российского ведомства указывают на то, что MH17 был сбит украинскими войсками, заявил он. Участие действующих российских военнослужащих в конфликте на Украине официальная Москва всегда отрицала.
В октябре 2015 года специалисты военного концерна «Алмаз-Антей» собственного расследования катастрофы Boeing 777. Из него следует, что лайнер сбит ракетой, уже не использовавшейся российскими военными, с территории, которая тогда не контролировалась ни одной из сторон конфликта в Донбассе.
В сентябре 2016 года в российском Минобороны прошел брифинг на тему крушения. Радиолокационный комплекс «Утес-Т», расположенный в Ростовской области, не зафиксировал каких-либо посторонних объектов близ маршрута MH17 перед катастрофой, заявил заместитель главного конструктора комплекса Виктор Мещеряков. Если бы ракета комплекса «Бук» была запущена из района, контролировавшегося повстанцами Донбасса, то «Утес-Т» ее бы обнаружил, объяснял Мещеряков. Присутствовавший на том же брифинге начальник радиотехнических войск ВКС генерал-майор Андрей Кобан добавил, что ракета «Бука» не является для «Утеса-Т» сложной целью. Для сравнения: радиолокационный комплекс обнаружил куда более сложную цель — полет беспилотника «Орлан-10», который «барражировал вдоль российско-украинской границы на территории России», заметил генерал-майор.
«Украинская сторона неслучайно утаивает от следствия, родственников погибших и мирового сообщества информацию, которая позволила бы установить полную картину катастрофы», — заявил представитель Минобороны Игорь Конашенков на брифинге.
Bellingcat — международная экспертно-журналистская группа, основанная 15 июля 2014 года британским журналистом Элиотом Хиггинсом. Задача команды — объединить гражданских журналистов в расследовании текущих событий. Сейчас основной проект Bellingcat — расследование обстоятельств крушения малайзийского Boeing. Команда также следит за военной кампанией в Сирии, в том числе за действиями российских военнослужащих. В своих докладах Bellingcat опирается на открытые источники: видео- и фотоматериалы, размещенные в социальных сетях, спутниковые снимки.
Говорят, обещанного три года ждут, но тут уже четвертый на исходе. И вдруг появляется мощный вещдок: часть ракеты с серийным номером!
"The missile engine’s casing shows the number 9 д 1318869032. The JIT-investigation up to now indicates the following meaning of this number. 9д 131 relates to the number of the missile engine of the 9M38 type and/or 9M38M1 type. The number 8 is the manufacturer’s code, namely: the Dolgoprudny Research and Manufacturing Enterprise in Moscow. The number 86 indicates the year of production, namely 1986. And the number 9032 is the unique identification number of this specific missile engine.
The JIT has established that this involves a missile of the 9M38 Buk-series. To what extent both parts belong to the missile that was launched by the BUK TELAR of the 53rd brigade can, as yet, not be said with certainty.
Корпус ракетного двигателя показывает число 9д 1318869032. Jit-расследование до сих пор указывает на следующее значение этого числа. 9д 131 относится к числу ракетных двигателей типа
9М38 и / или 9М38М1
. Номер 8-Код производителя, а именно: Научно-производственное предприятие "Долгопрудный" в г. москва. В номере 86 указан Год производства, а именно 1986 год. И номер 9032-уникальный идентификационный номер этого конкретного ракетного двигателя.
JIT установил, что это включает в себя ракету 9m38 Buk-series. До какой степени обе части относятся к ракетам, которые были запущены БУКОМ ТЕЛАРОМ из 53-й бригады,
пока нельзя с уверенностью сказать."
(из комментария)
Этот вещдок можно увидеть и на фото в публикации агентства Рейтерс .
Возникающие вопросы:
1. Где, когда и кто обнаружил сей предмет? По логике событий он должен находиться в пределах области обломков Боинга. Первыми обломки нашли представители ДНР, которые и передали их вместе с "черными ящиками". ЕМНИП, потом туда приезжали иностранные поисковики. Без предыстории обнаружения этого предмета - грош цена такому доказательству, какую бы версию он не "подтверждал".
2. По номеру теоретически можно определить у кого на момент разделения находилась эта ракета: у России или Украины.
3. Это уже мем, но highly likely - это ракета Украины, поскольку на момент разделения стран она была еще свеженькая, а в 2014 году ей исполнилось уже 28 лет! Судя по этому сообщению : "Определенный производителем срок хранения ракеты комплекса «Бук» составляет 15 лет, после этого могут происходить необратимые и опасные изменения в химическом составе топлива." В указан гарантийный срок хранения 10 лет. А тут почти 30 лет! Россия в диапазоне 2011-2014 гг. произвела перевооружение систем Бук на новые ракеты. А Украина в 2008 году производила стрельбы старыми ракетами Бука и одна из них взорвалась через 1,5 минуты после схода с аппарели пусковой установки (ссылка). Прошло немногим больше 10 лет и ракеты уже взрываются нештатно. А через почти 30 лет кто осмелится пульнуть? Поэтому возвращаемся к вопросу №1: откуда дровишки сей артефакт?
Сначала ряд общих вопросов... так сказать - тактико-технические характеристики.
Чего не может БУК:
1. не отражаться на радарах (кстати взлетать бесшумно и незаметно тоже) - на радарах его нет
2. попасть в кабину и убить пилотов
Чего скорее всего не может БУК
1. обеспечить приемлемую точность без штатной РЛС (бортовая - не в счет)
2. обеспечить кучность попадания - БУК это принципиально дробовик
Перевожу - БУК это чисто армейская машина. И еще БУК - это комплекс. Грубо говоря, ракеты+РЛС+обеспечение. Просто ракеты - струельнуть в принципе можно. Но на это БУК не заточен... не проектировался, не испытывался, этому НЕ УЧАТ ПЕРСОНАЛ... ну т.е. да - можно. Но очень сложно и с непредсказуемым результатом. Ну какому идиоту понадобится стрелять из ОДНОЙ машины, тогда как БУК ВСЕГДА И ВСЮДУ - КОМПЛЕКС?
Итого, можно ли выстрелить из одинокого БУК-а? Да! И это теоретически могли сделать ополченцы. Но если Россия ПЛАНИРОВАЛА сбить Боинг... нет - если Россия ПЛАНИРОВАЛА закрыть небо над ополченцами, то БУК был бы В КОМПЛЕКТЕ! А если бы она планировала уничтожить Боинг? ТО ЭТО БЫЛ БЫ НЕ БУК! А что? Ответ известен - МиГ, который еще зовется летающим ПВО, который бы из стратосферы уебал бы по Боингу ракетой и никто вообще бы ничего не понял... да только ЗАЧЕМ?
Что мы видим в этом случае?
1. неслышный, невидимый, не сфотографированный при старте (а это старт ракеты, видимый издалека) не отразившийся на радарах БУК
2. невероятная кучность - изрешетил кабину (причем очень разными по размеру осколками, от пулевых - до пушечных) и пилотов, и почти не задел пассажиров
3. и все это сделал при стрельбе навскидку без РЛС
Вопрос - а был ли БУК? Почерк подобного уровня может обеспечить другое средство - а именно атакующий беспилотник типа Предатора с управляемыми оператором ракетами. Он мог встретить Боинг, пустить ракету по кабине, а оператор - вывел ее точно в форточку... вот и вся загадка древнейшей цивилизации
И кста - Предатор на штатных локаторах не отображается
Правда, у России есть спец.радары, но эту инфу слегка придерживают
Однако на нее уже намекнули - показав БОЛЬШОООЙ самолет...))
Итого: БУК был виден только в соц.сетях, старта ракеты не зафиксировали ни местные жители, ни радары, поражение КАБИНЫ С ГАРАНТИРОВАННЫМ УНИЧТОЖЕНИЕМ ПИЛОТОВ - и близко не почерк БУК... это почерк спецоперации, это делал либо истребитель, либо боевой дрон - и происходило это при визуальном контроле. Летчик приблизился, убедился - и расстрелял пилотов. Или? Дрон приблизился, встал на позицию стрельбы, пустил управляемую ракету... понимаете, насколько это НЕ БУК? Эту ракету ведет оператор, точно в форточку кабины пилотов.
Управляемая оператором ракета в форточку кабины пилотов попасть может.
Истребитель кабину пилотов расстрелять может.
БУК в кабину пилотов ПОПАСТЬ НЕ МОЖЕТ В ПРИНЦИПЕ.
Такая точность и кучность ему не нужна, ибо?
БУК бьет по площадям...
P.S. Украина 27 лет не получала от России зенитных ракет. Об этом, как сообщает ТАСС, заявили в Министерстве обороны РФ.
По информации военного ведомства, после развала Советского Союза в связи с разделом военного имущества в собственности Украины оказались примерно 20 дивизионов зенитных ракетных комплексов «Бук».
«В то же время на Украину не было поставлено ни одной новой зенитной ракеты», - подчеркнули в Минобороны.
Также ведомство отметило, что Международная следственная группа по расследованию крушения Boeing 777 над Донбассом, показавшая якобы принадлежащую России ракету, не упомянула о дате ее производства. Однако серийный номер на ее двигателе делает «более чем вероятным» принадлежность ракеты Вооруженным силам Украины.
«Данный агрегат был произведен в 1986 году в Советском Союзе», - сообщили в Минобороны.
При этом гарантийный срок эксплуатации таких ракет составляет 15 лет, а предельный - 25, в связи с чем все подобные ракеты России были утилизированы еще в 2011 году, а так как новых ракет Украине не поставляли, то и вероятность принадлежности этой именно ей очень высока.
Накануне Международная следственная группа, в которую входят эксперты из Нидерландов, Украины, Малайзии, Бельгии и Австралии, заявила, что ракета, сбившая над Донбассом Boeing 777, была выпущена зенитным ракетным комплексом «Бук», который стоял на вооружении армии России.
Boeing авиакомпании Malaysia Airlines, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит в июле 2014 года над Донбассом. Жертвами авиакатастрофы стали 298 человек.
P.P.S. а мне нравятся эти ребята!
Признайте что виноваты вы, СОТРУДНИЧАЙТЕ СО СЛЕДСТВИЕМ, и мы обеспечим вам теплую постель, накормим ужином и нальем ВОТКА!
РУС, СДАВАЙСА!
НАТО и страны Евросоюза призвали Россию взять на себя ответственность за гибель над Донбассом малазийского Boeing 777, выполнявшего рейс MH17, в 2014 году. Об этом в своем аккаунте в Twitter сообщило информагентство Agence France-Presse.
Также, по информации агентства, лидер Североатлантического Альянса Йенс Столтенберг призвал Россию сотрудничать с Международной следственной группой, состоящей из голландских, украинских, малазийских, бельгийских и австралийских экспертов, которые накануне заявили, что ракета, сбившая над Донбассом Boeing 777, была выпущена зенитным ракетным комплексом «Бук», стоявшим на вооружении армии России.
По словам главы НАТО, власти России должны помочь найти и наказать конкретных виновников авиакатастрофы.
На официальном сайте Европейского совета также было опубликовано заявление о крушении Boeing, в котором содержится призыв, дословно повторяющий формулировку Столтенберга.