Царства бактерии грибы лишайники растения читать. Грибы и лишайники
Основные разделы фонетики.
Анализ спектрограмм.
Исторические чередования.
ЛИТЕРАТУРА
Обязательная
Дополнительная
ГЛАСНЫЕ
Двойные согласные
Во французском языке двойное написание согласных относится скорее к орфографии, чем к фонетике, поскольку две одинаковые согласные никогда не читаются как сдвоенные в конце слова и очень редко внутри слова. Есть лишь несколько случаев, когда произносятся сдвоенные согласные.
1. Две одинаковые согласные читаются как сдвоенные во многих словах книжного образования, в которых приставка осознается как самостоятельная частица, а также в иностранных словах:
illegal
parallele
collaborer
Emma
[εm-"ma].
2. Согласные читаются как сдвоенные внутри слова в тех случаях, когда две одинаковые согласные оказываются рядом при выпадении беглого [ə]:
la nettete
extrêmement
[εks-trεm-"mã]
il durera
.
3. Согласные произносятся как сдвоенные при встрече двух одинаковых согласных на стыке слов внутри ритмической группы:
il lit
est-ce sa place?
[εs-sa-"plas]
4. В глаголах courir
и mourir
произносится два r в conditionnel
(а также в futur
) для того, чтобы отличить conditionnel
от imparfait
:
je courais
[Ĵə-ku-"rε], но: je courrais [Ĵə-kur-"rε].
Между сдвоенными согласными размыкания нет, но слоговая граница между ними ощущается.
ИНТОНАЦИЯ
Под интонацией, или мелодикой речи, подразумевается музыкальное движение голоса во время речи. Вопрос об интонации тесным образом связан с ударением и ритмическими группами. Самым общим образом можно сказать, что для мелодики французского предложения характерен постепенный подъем голосового тона от начального до конечного слога внутри ритмической группы или синтагмы. Переход от высокой ноты предшествующей ритмической группы к более низкой ноте безударного слога последующей ритмической группы происходит плавно. Ударенный слог последующей ритмической группы или синтагмы произносится, как правило, на более высокой ноте, чем ударенный слог предшествующей ритмической группы или синтагмы.
Интонация утвердительного предложения характеризуется сильным падением голоса на последнем слоге последней ритмической группы, причем наиболее высоким по тону является предшествующий слог:
Le sais-tu?
Но при инверсии повышение может происходить и в середине предложения, на сказуемом, а конец предложения может произноситься с понижением голосового тона. Однако необходимо помнить, что это понижение никогда не будет таким же сильным, как в утвердительном предложении:
Avez-vous deja lu ce livre?
Если вопрос выражен вопросительным словом, повышение голосового тона происходит на вопросительном слове (или на существительном с относящимся к нему вопросительным словом), а понижение - на конце предложения:
Que fait-il ici?
Quelles fleurs aimez-vous?
Обозначения диакритических знаков: ` -- grave accent;" -- acute accent (если стоит после e, в остальных случаях апостроф);^ -- circumflex accent;c~ -- c with cedilla;
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Общая часть
Значение звуковой стороны языка как средства общения. Обязательность звуковой формы, ее первичность по отношению к письму. Описание акта коммуникации.
Предмет фонетики ‑ звуковая сторона языка. Фонетика и фонология как два аспекта одной лингвистической дисциплины. Экспериментальная и функциональная фонетика. Теоретическая и практическая фонетика. Связь фонетики с другими лингвистическими дисциплинами, прежде всего с грамматикой. Место фонетики среди других лингвистических дисциплин: фонетика и морфология, фонетика и этимология. Связь фонетики с нелингвистическими науками: физиологией, акустикой, математикой, психологией.
Основные разделы фонетики.
Теоретическое и практическое значение фонетики.
Непрерывность звуковой последовательности в речи в акустическом и артикуляционном отношении. Звуковые факторы, обуславливающие членение звуковой последовательности. Фонема как практическая единица этого членения. Фонема как функциональная единица., образующая и различающая звуковой облик значимых единиц языка (морфем, слов). Различные теории фонемы. Определения фонемы.
Фонема и ее варианты. Понятие основного варианта.
Теория дифференциальных признаков. Теория оппозиции. Чередование фонем.
Основные принципы и методы определения состава фонем. Система фонем.
Фонетическая и фонологическая транскрипция.
Произносительная норма. Орфоэпия как совокупность произносительных норм.
Суперсегментные свойства ‑ ударение и интонация. Виды ударения и его фонетические признаки. Различные подходы к изучению интонации. Функции интонации и ее компоненты (мелодика, интенсивность, длительность, тембр, паузы). Интонационное членение потока речи. Интонационные типы.
Специальная часть
Произносительная норма современного французского языка, ее историческое становление, изменчивость, современные тенденции. Важнейшие региональные отклонения от литературной нормы.
Характеристика фонологической системы французского языка. Состав гласных фонем французского языка. Изменения на протяжении ХХ в. (утрата и современные тенденции к устранению некоторых фонемных противопоставлений: [а] / [a], [H] /[W], фонологическая трактовка беглого [F].
Состав согласных французского языка. Фонологическая трактовка сонантов [w], [K], [j].
Фонетическая классификация звуков речи ‑ физиологическая и акустическая, связь между ними.
Строение человеческого произносительного аппарата. Артикуляторная классификация звуков речи. Различие гласных и согласных, особое положение сонантов.
Артикуляторная классификация и описание французских гласных: гласные носовые и неносовые (чистые), передние и задние, губные и негубные. Основные варианты французских гласных в сравнении с русскими. Методика постановки отдельных гласных, типичные ошибки русских учащихся и способы их исправления. Общие закономерности варьирования французских гласных по длительности и качеству.
Артикуляторная классификация и описание французских согласных: по участию голоса (звонкие и глухте, шумные и сонанты), по способу образования (смычные и щелевые), по действующему органу (губные, передненебные, средненебные, задненебные, увулярный).
Общие закономерности варьирования французских согласных по глухости-звонкости, длительности, палатализованности.
Основы акустической классификации звуков речи. Важнейшие сведения по акустике ‑ высота, интенсивность, длительность, тембр. Понятие о спектральном анализе и формантах. Акустические характеристики гласных и согласных: голосовой и шумовой источники звука. Формантная структура гласных; роль формантных переходов для согласных (локус).
Анализ спектрограмм.
Слог и слогоделение. Артикуляторные и акустические основания слогового объединения звуков. Различные теории слогообразования и слогоделения. Теория мускульного напряжения Л.В.Щербы. Основные правила слогоделения во французском языке. Структура слога во французском языке. Понятие сцепления (enchaînement).
Основные позиционные изменения звуков в потоке речи. Ассимиляция, аккомодация, гармония гласных, диссимиляция во французском языке.
Чередование фонем. Основные позиционные чередования гласных во французском языке, связь некоторых из них со стилем речи.
Исторические чередования.
Связывание (liaison) как вид чередования. Обязательное, факультативное, запрещенное связывание. Зависимость факультативного связывания от стиля речи. Функциональная роль связывания как показатель множественного числа.
Беглое [F]; фонетические условия обязательного пропуска и обязательного сохранения гласного, факультативный пропуск [F]. Связь этого чередования со стилем речи.
Ударение во французском языке, его природа и типы. Функциональное отличие ритмического ударения от русского словесного ударения; ритмическая группа как минимальное смысловое единство. Основные правила расстановки ударений во фразе, фонетическая реализация ритмического ударения.
Понятие и структура синтагмы и дыхательной группы во французском языке. Синтагматическое, фразовое ударение.
Интонация во французском языке. Основные подходы к изучению интонации. Фонологический метод изучения интонации. Понятие и основные типы интонационных конструкций во французском языке.
ЛИТЕРАТУРА
Обязательная
1. А.А.Реформатский. Введение в языковедение. М., 1996, гл.Ш. Фонетика.
2. Л.Р.Зиндер. Общая фонетика. Л., 1960, гл.1.
3. Л.В.Щерба. Фонетика французского языка. М., 1963.
4. М.А.Виллер, М.В.Гордина, Г.А.Белякова. Фонетика французского языка. Л., 1978.
5. М.В.Гордина. Фонетика французского языка. Л., 1973.
6. Н.И.Малышева. Фонетика французского языка. М., 1968.
7. А.Н.Рапанович. Фонетика французского языка. М., 1980.
8. М.М.Рубер. Интонационные конструкции в русском и французском языках. М., 1989.
9. M.Rouber. Les possibilités distinctives de l’intonation française en comparaison avec l’intonation russe. Aix-en-Provence, 1991.
10. N.Chigarevskaia. Traité de phonétique française (cours théorique). M., 1973.
11. F.Carton. Introduction à la phonétique du français. P., 1974.
12. G.Straka. Album phonétique. Strasbourg, s.a.
13. B.Malberg. La phonétique. P., 1964 (série “Que sais-je?”).
14. B.Malberg. Manuel. de phonétique générale. P., 1974.
16. Ch.Bally. Traitement de l’”e” muet en français moderne. P.,
17. Словарь Petit Robert (любое издание).
18. L. Warnant. Dictionnaire de la prononciation française. Gemblouz, 1968.
Дополнительная
1. P.Fouché. Traté de prononciation française. P., 1959.
2. P.Delattre. La liaison en français. Tendences et classification.
3. M.Grammont. Traté pratique de prononciation française. P., 1938.
4. P.Léon et M.Léon. Introduction à la phonétique corrective. P.,1964.
5. A.Landercy; R.Renard. Éléments de phonétique. Bruxelles, 1977.
6. John R.Pierce. Le son musical. P., 1983.
7. H.Morier. Dictionnaire de poétique et de rhétorique.
Aa [a] | Jj [Ʒ] | Ss [s], см.10 |
Bb [b] | Kk [k] | Tt [t], см.35 |
Cc см.12 | Ll [l] см.6 | Uu [y] |
Dd [d] | Mm [m] | Vv [v] |
Ee см.24-26, 36 | Nn [n] | Ww [v] |
Ff [f] | Oo [o] | Xx см.11 |
Gg см.13 | Pp [p] | Yy [i], см.28 |
Hh не читается | Qq см.17 | Zz [z] |
Ii [i], см.18 | Rr [r] |
Кроме букв из алфавита, используется еще ряд букв с различными надстрочными и подстрочными значками:
Как печатать французские значки
Правила чтения
1. Ударение в слове всегда падает на последний слог.
2. На конце слов не читаются: “е, t, d, s, x, z, p, g ” (кроме некоторых искл.), а также буквосочетания “es, ts, ds, ps ”: rose , nez , climat , trop , heureux , nid , sang ; roses , nids , cadets .
3. Не читается окончание глаголов “-ent ”: ils parlent .
4. На конце слова не читается “r” после “e” (-er) : parler .
Исключения : в некоторых существительных и прилагательных, например: hiver , cher [ʃ ɛ: r] , mer , hier , fer , ver .
5. На конце слова не читается “c ” после носовых гласных: un banc .
6. Буква “l ” всегда читается мягко.
7. Звонкие согласные всегда произносятся четко и не оглушаются на конце слова (о фонетической ассимиляции во французском языке). Безударные гласные произносятся четко и не редуцируются.
8. Перед согласными звуками [r], [z], [Ʒ], [v], ударные гласные звуки приобретают долготу: b ase .
9. Двойные согласные буквы читаются как один звук: pomm e .
10. Буква “s ” между гласными дает звук [ z ]: ros e .
- В остальных случаях – [ s ]: ves te .
- Два «s» (ss ) всегда читаются как [ s ]: class e .
11. Буква “x ” в начале слова между гласными читается как : ex otique [ ɛ gzotik] .
- Не в начале слова буква “x” произносится как [ ks ]: tax i .
- В количественных числительных произносится как [s]: Six , dix .
- В порядковых числительных произносится как [z]: Six ième, dix ième .
12. Буква “c ” читается как [ s ] перед “i, e, y”: c irque .
- В остальных случаях она дает звук [ k ]: c age .
- “ç ” всегда читается как звук [ s ]: garç on .
На конце слова буква “c ”
- В большинстве случаев произносится как [ k ]: parc .
- Не произносится после носовых гласных - ban c и в некоторых словах (porc , estomac [ɛstoma], tabac ).
13. Буква “g ” читается как [Ʒ] перед “i, e, y”: cag e .
- В остальных случаях буква дает звук [ g ]: g alop .
- Сочетание “gu ”перед гласным читается как 1 звук [ g ]: gu erre .
- Сочетание “gn ” читается как звук [ƞ] (похож на русский [ нь ]): lign e .
14. Буква “h ” никогда не читается: h omme , но подразделяется на h немое и h придыхательное .
15. Буквосочетание “ch ” дает звук [ʃ] = русское [ш]: ch at [ʃa].
16. Буквосочетание “ph ” дает звук [ f ]: ph oto .
17. Буквосочетание “qu ” дает 1 звук [ k ]: qu i .
18. Буква “i ” перед гласной буквой и сочетание “il ” после гласной на конце слова читаются как [ j ]: mie l , ail .
19. Буквосочетание “ill ” читается как [j] (после гласной) или (после согласной): famill e .
Исключения : ville, mille, tranquille, Lille и их производные.
20. Буквосочетание “oi ” дает звук полугласный [ wа ]: troi s .
21. Буквосочетание “ui ” дает полугласный звук [ʮi]: hui t [ʮit].
22. Буквосочетание “ou ” дает звук [ u ]: cou r .
Если после буквосочетания “ou ” стоит произносимая гласная буква, то читается как [w]: jouer [ Ʒ we].
23. Буквосочетания “eau ”, “au ” дают звук [ o ]: beau coup , au to .
24. Буквосочетания “eu ”, “œu ” и буква e (в открытом безударном слоге) читаются как [œ] / [ø] / [ǝ]: neu f , pneu , re garder .
25. Буква “è ” и буква “ê ” дают звук [ɛ]: crè me , tê te .
26. Буква “é ” читается как [e]: té lé .
27. Буквосочетания “ai ” и “ei ” читаются как [ɛ]: mais , beige .
28. Буква “y ” между гласными буквами “раскладывается” на 2 “i”: royal (roi – ial = [ rwa - jal ]) .
- Между согласными читается как [i]: stylo .
29. Буквосочетания “an, am, en, em ” дают носовой звук [ɑ̃]: enfant [ɑ̃fɑ̃], ensemble [ɑ̃sɑ̃bl].
30. Буквосочетания “on, оm ” дают носовой звук [ɔ̃]: bon , nom .
31. Буквосочетания “in, im, ein, aim, ain, yn, ym ” дают носовой звук [ɛ̃]: jardin [Ʒard ɛ̃], important [ɛ̃portɑ̃], symphonie , copain .
32. Буквосочетания “un, um ” дают носовой звук [œ̃]: brun , parfum .
33. Буквосочетание “oin ” читается [ wɛ̃ ]: coin .
34. Буквосочетание “ien ” читается [ jɛ̃ ]: bien .
35. Буквa “t ” даeт звук [ s ] перед “i ” + гласный: natio nal .
Исключение : amitié , pitié .
- Но, если перед буквой «t» стоит буква «s», «t» читается как [t]: quest ion .
36. Беглое [ǝ] в потоке речи может выпадать из произношения или, наоборот, появиться там, где в изолированном слове не произносится:
Acheter , les cheveux .
В речевом потоке французские слова теряют свое ударение, объединяясь в группы с общим смысловым значением и общим ударением на последней гласной (ритмические группы).
Чтение внутри ритмической группы требует обязательного соблюдения двух правил: сцепления (enchainement) и связывания (liaison) .
а) Сцепление: конечная произносимая согласная одного слова образует с начальной гласной следующего слова один слог: elle aime, la salle est claire .
1. Ботаника – наука о растениях. Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле.
2. Корень. Его строение, выполняемые функции. Типы корневых систем и видоизменения корня.
3. Побег (почка, стебель). Строение, функции.
4. Строение листа покрытосеменных. Функции листьев. Листопад. Видоизменения листьев.
5. Строение цветка. Виды соцветий. Опыление и оплодотворение цветковых растений.
6. Вегетативное размножение, его значение. Основные виды.
7. Фотосинтез (пластический обмен в растительной клетке).
8. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика отдела.
9. Класс Двудольные растения. Общая характеристика, представители.
10. Отдел Моховидные. Кукушкин лен и сфагнум. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Значение. Образование торфа.
11. Семейство пасленовых. Основные виды культурных пасленовых.
12. Особенности. Хозяйственное значение.
13. Отдел Зеленые водоросли. Особенности строения, цикла развития. Характерные представители. Значение.
14. Понятие о растительных сообществах. Взаимосвязи в сообществах. Ярусность. Сезонные явления в жизни растений.
16. Строение семени однодольных и двудольных растений. Состав семян. Условия прорастания семян. Размножение и расселение растений семенами.
17. Сравнительная характеристика двудольных и однодольных растений.
18. Общая характеристика грибов как живых организмов. Значение грибов в природе и хозяйственной деятельности человека.
19. Отдел Папоротниковидные. Особенности строения, цикла развития. Характерные представители. Значение.
20. Отдел Лишайники. Строение, питание, размножение. Роль в природе и хозяйстве человека.
21. Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Распространение в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности.
Животные
1. Многообразие животного мира. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Значение животных в природе и жизни человека.
2. Класс Костные рыбы. Общая характеристика класса. Среда обитания, строение, образ жизни, характерные представители. Хозяйственное значение рыб.
3. Класс Птицы. Сезонные явления в жизни птиц, гнездование, перелеты. Происхождение птиц.
5. Класс Земноводные. Характеристика, классификация, происхождение. Размножение, развитие. Многообразие земноводных.
6. Многообразие и значение простейших. Тип Саркожгутиконосцы. Класс Саркодовые. Обыкновенная амеба, среда обитания. Строение и жизнедеятельность.
7. Класс Хрящевые рыбы. Общая характеристика. Основные представители, их биология.
9. Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Среда обитания, строение, образ жизни, характерные представители, значение.
10. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика, строение, среда обитания, образ жизни, характерные представители, значение.
11. Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса.
12. Класс Птицы. Общая характеристика, строение, среда обитания, образ жизни, характерные представители, значение.
13. Тип Моллюски. Классификация и характеристика класса брюхоногие. Биология большого прудовика.
14. Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика, строение, среда обитания, образ жизни, характерные представители, значение.
15. Тип Хордовые. Общая характеристика типа.
16. Тип Членистоногие. Общая характеристика типа. Ароморфозы членистоногих.
17. Класс Паукообразные. Внешнее и внутреннее строение паука-крестовика, его биология. Клещи, их роль в природе и практическое значение.
18. Класс Ланцетники. Ланцетник как низшее хордовое животное. Особенности строения, образ жизни. Сходство ланцетников с позвоночными и беспозвоночными животными.
19. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, строение, среда обитания, образ жизни, характерные представители, значение.
20. Класс Млекопитающие. Отряд приматы. Общая характеристика, строение, среда обитания, образ жизни, характерные представители, значение.
21. Класс Ракообразные. Общая характеристика, строение, среда обитания, образ жизни, характерные представители, значение.
Человек и его здоровье
1. Строение и значение больших полушарий головного мозга.
2. Передний мозг (полушария и промежуточный). Строение и функции.
3. Строение и функции среднего и промежуточного мозга.
4. Строение и функции продолговатого мозга и мозжечка.
5. Строение и функции спинного мозга. Особенности спинномозговых рефлексов.
6. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на нервную систему.
7. Эволюция нервной системы у представителей типа Хордовых.
8. Условные рефлексы. Механизм их образования и биологическое значение. Торможение условных рефлексов.
9. Общий план строения нервной системы человека. Основные отделы нервной системы, их функции.
10. Вегетативная нервная система. Ее функции. Сравнительная характеристика симпатической и парасимпатической нервной системы.
11. Образование и физиологическое значение условных рефлексов. Нарисуйте схему рефлекторной дуги любого условного рефлекса.
12. Определение рефлекса. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо. Нарисуйте схему рефлекторной дуги спинномозгового рефлекса, дайте пояснения.
13. Основные отличия безусловных и условных рефлексов.
14. Учение И.П.Павлова о сигнальных системах.
15. Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. Отличия ВНД человека и животных.
16. Состав крови. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их функции.
17. Группы крови. Переливание крови. Свертывание крови. Донорство.
18. Общий план строения системы кровообращения человека. Кровеносные сосуды, их классификация и значение.
19. Строение и функции выделительной системы человека. Профилактика заболеваний.
20. Витамины. Их роль в обмене веществ. Основные гиповитаминозы. Гипервитаминозы.
21. Мышцы, их строение и функции. Основные группы мышц человека. Нервная регуляция деятельности мышц.
22. Понятие о нервной и гуморальной регуляции работы сердца. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Вредное влияние курения и употребления алкоголя на сердце и сосуды.
23. Сердце, его строение и работа. Сердечный цикл. Автоматия сердца. Регуляция работы сердца.
24. Строение дыхательной системы человека. Носовая полость, гортань, трахеи, бронхи, легкие. Их функции.
25. Газообмен в легких и тканях. Жизненная емкость легких. Регуляция дыхательных движений.
26. Кожа. Ее строение функции. Гигиена кожи.
27. Особенности опорно-двигательной системы человека в связи с прямохождением. Нарушения опорно-двигательной системы. Их предупреждение и лечение.
28. Работы И.П.Павлова по изучению функций пищеварительной системы.
29. Особенности переваривания пищи в различных отделах пищеварительной системы. Пищеварительные ферменты и их роль в пищеварении.
30. Вирусы. Их систематическое положение, особенности строения. Профилактика ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом.
31. Сон, его значение и гигиена. Механизмы наступления сна.
32. Понятие об анализаторах. Строение и функции зрительного анализатора. Гигиена зрения.
33. Органы чувств и анализаторы. Основные составные части анализатора. Виды анализаторов.
34. Основные виды тканей человеческого организма. Их особенности, строение, выполняемые функции.
35. Понятие об анализаторах. Строение и функции слухового анализатора. Гигиена слуха.
36. Понятие о гормонах. Гормоны поджелудочной железы и надпочечников, их действие на организм.
37. Ткани, органы, системы органов.
38. Кость, ее состав, строение. Типы соединения костей.
39. Эндокринные железы. Значение желез внутренней секреции для роста, развития, регуляции функций организма.
40. Организм человека – единое целое. Регуляция и ее виды.
Общая биология
1. Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гигиены, охраны природы. Виды и признаки живых систем
2. Характеристика уровней организации живой природы.
3. Искусственный отбор и наследственная изменчивость – основа выведения пород домашних животных и сортов культурных растений.
4. Основные положения хромосомной теории наследственности. Наследование признаков, сцепленных с полом.
5. Понятие о биогеоценозе. Его структура. Влияние человека на природные биогеоценозы.
6. Понятие биоценоза. Пищевая цепь. Правило экологической пирамиды.
7. Агроценозы, их особенности. Основные пути повышения продуктивности агроценозов.
8. Ноосфера. Основные экологические проблемы современности. Охрана природы в России. Международные природоохранные организации, их деятельность.
9. Биосфера. Ее структура. Границы биосферы. Живое вещество, его функции. Вклад В.И.Вернадского в разработку учения о биосфере.
10. Экологические факторы. Свет, температура, влажность как экологические факторы. Ограничивающий фактор.
11. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы.
12. Комбинативная и мутационная изменчивость. Виды мутаций, их причины. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Его значение.
13. Изменчивость, ее виды. Модификационная изменчивость, ее значение. Норма реакции.
14. Возникновение и развитие жизни на Земле. Современные теории происхождения жизни.
15. Эволюция человека. Доказательства происхождения человека от животных.
16. Человеческие расы. Доказательства единства человеческих рас. Критика социального дарвинизма и расизма.
17. Клетка как целостная биологическая система. Сравнительная характеристика клеток растительных и животных организмов.
18. Деление клетки, виды делений клетки, их значение. Подготовка клеток к делению. Гаплоидный и диплоидный набор хромосом.
19. Строение и функции частей и органоидов клетки, их взаимосвязи как основа целостности клетки.
20. Основные положения клеточной теории. Методы изучения клетки. Химический состав клеток, его сходство у разных организмов – основа единства живой природы.
21. Обмен веществ в клетке. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена.
22. Пластический обмен. Ген. Генетический код. Матричный характер реакций биосинтеза.
23. Вид, его критерии и структура.
24. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Численность особей, возрастной и половой состав, размеры популяций.
25. Биотехнология: микробиологический синтез, генная и клеточная инженерия, их значение для развития народного хозяйства, охраны природы.
26. Характеристика фаз митоза. Биологическое значение митотического деления.
27. Характеристика фаз мейоза. Биологическое значение мейоза. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов.
28. Постэмбриональное развитие. Его этапы и особенности.
29. Виды размножения живых организмов. Основные преимущества полового размножения.
30. Эмбриональное развитие (на примере животных). Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека.
31. Иммунитет. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Борьба с эпидемиями. СПИД.
32. Иммунитет. Роль И.И. Мечникова в создании учения об иммунитете. Инфекционные заболевания и борьба с ними. Предупредительные прививки.
33. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции, формы борьбы за существование и естественного отбора.
34. Додарвинский период развития биологии: труды К. Линнея, эволюционное учение Ж.Б. Ламарка.
35. Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, их соотношение.
36. Эволюция человека. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы.
37. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
38. Первый и второй законы наследственности, установленные Г. Менделем. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип.
39. Генетика – теоретическая основа селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах происхождения и многообразия культурных растений.
40. Селекция растений. Основные методы селекции: гибридизация и отбор. Искусственное опыление, имбридинг.
41. Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. Гетерозис у домашних животных.
42. Генетика человека, методы изучения генетики человека.
43. Предмет, задачи и методы генетики. Моно-, ди-, полигибридные скрещивания.
44. Нуклеиновые кислоты, их виды. Биологическое значение.
45. Органические вещества: липиды, углеводы, белки, их строение и роль в клетке.
Базовая литература
1. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С., Биология. Животные. 7 класс. М., 2010.
2. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Биология. Человек. 8 класс. М., 2010.
3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. , Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. М., 2010.
4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощинина Т.Е ., Биология. 10 класс. Базовый уровень. М., 2010.
5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощинина Т.Е., Ижевский П.В. Биология. 11 класс. Базовый уровень. М., 2010.
6. Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. Биология. 9 класс. М., 2010.
Дополнительная литература
7. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. , Биология. Полный курс: В 4 т. М., 2012.
8. Биология: В 2 кн. Под ред. Ярыгина В.Н. – М.: Высшая школа, 2004. – 432 с.
9. Гилберт С. Биология развития. В 3-х томах. – Изд-во «Мир», 2000. – 228 с.
10. 10. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Давыдов В.В., Рачковская И.В. , Биология для поступающих в вузы. Мн., 2011. – 639 с
11. Каменский А . Биология для абитуриентов и учащихся 11 классов. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика. – Изд-во «Экзамен», 2006.
12. Корочкин Л.М. , Биология индивидуального развития: Генетический аспект. – М.: МГУ, 2002. – 264 с.
13. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичева Д.В., Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. М., 2014.
14. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. , Биология. В 3-х томах. М., 2010.
15. Шустанова Т.А . Репетитор по биологии для поступающих в вузы. – Феникс. – 2008.
16. Цибулевский А.Ю., Мамонтов С.Г ., Биология для поступающих в ВУЗы., М., 2004. - 698 с.
17. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. , Эволюционное учение. – М: Высшая школа, 2004. – 310 с.
18. Батуев А.С. и др. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2002
19. В.Р. Дольник, М.А. Козлов Зоология хордовых. Учебник для 7 класса, 3 е издание стереотипное – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: СпецЛит, 2002
Похожая информация.