Царьград сейчас. Основание Константинополя – кратко
Прежде чем ответить на вопрос: "Как сейчас называется Константинополь?", следует узнать то, как он назывался прежде.
Корни этого древнего города уходят в далекий 658 год до нашей эры. Остров, который с высоты полета гордой птицы орла был похож на его голову, приглянулся греческим колонистам из Мегары. Они поселились на этой земле, которая между Мраморным морем и бухтой Золотой Рог. Название своему городу поселенцы выбирали недолго – оно было дано в честь вождя Византа. Византий – такое решение удовлетворило всех.
Прошло почти четыре столетия, город стал процветать и уже казался лакомым куском для окружающих соседей. Римский император три года держал гордый Византий в осаде, и, только разрушив его до основания, смог полностью завоевать. Надо отдать должное – по его приказу город был отстроен. Жизнь забурлила в Византие с новой силой.
Где находится Константинополь, в какой стране?
Незаметно пролетали года, столетия и наступил 330 год. Известный всем современникам Константин I (римский император) принял решение сделать основной город Византии столицей империи. Это настолько изменило провинциальный центр, что узнать через пару десятков лет его уже было невозможно. Огромный город прославился невиданными богатствами и славой, облетевшей многие соседние страны. Сначала была попытка назвать столицу Новый Рим, но не прижилось это название. Город стал носить имя самого императора – Константинополь. Он стал центром мировой торговли. История его была долгой – многие страны беспрерывно хотели его завоевать. Как результат, можно подвести итог: Константинополь – исчезнувшая столица исчезнувшего государства – Византийской империи, но прежде это была столица Римской империи. Царьград – второе имя, которое присвоили ему славяне Древней Руси.
Наступил 1453 год. Много воды утекло за период основания Константинополя, много жизней прожито... Но этот год не был простым – он вошел в историю взятием города турками. Непросто было добиться желаемого, долго длилась осада, но невозможно было ее выдержать, и чужеземные войска заняли город.
Спустя столетия Константинополь стал столицей Османской империи и назывался теперь Стамбул. Но прежняя культура не просто покидала стены города, до сегодняшнего дня в Стамбуле можно встретить то, что напоминает о гордых византийских временах:
- Стены древних крепостей.
- Остатки знаменитых на весь мир императорских дворцов.
- Прославленный ипподром.
- Уникальные подземные цистерны и другие достопримечательности.
Взятие турецкими войсками Константинополя, переименование его в Стамбул – начало другой, не менее интересной истории. Это уже история Османской империи и ее столицы.
Стамбул сегодня...
Стамбул сегодня - самый многолюдный город Европы. Населения в нем насчитывается более десяти миллионов человек. А по мусульманским праздникам сюда съезжается еще столько же мусульман. Только представьте себе автовокзал, с которого отправляются автобусы в разные города с интервалом в секунды! И они не уезжают пустыми. Всегда есть пассажиры, прибывающие и уезжающие обратно.
В Стамбуле очень много мечетей. Эти сооружения по достоинству заслуживают внимания. Необычайной красоты строения, где можно поклониться Аллаху и позаботиться о своей душе каждому мусульманину.
Как и много веков назад, город ласкают волны двух морей: Черного и Мраморного. Лишь сохранившиеся стены знаменитого Константинополя могут поведать современникам о славной истории могущественной столицы нескольких империй:
- Римской;
- Византийской;
- Османской.
Много ли городов в мире может «похвастаться» столь увлекательной и далеко не простой историей? Константинополь преобразовывался в Стамбул довольно стремительно. Турецкий уклад жизни поглощал существующий – восточный облик становился все более привычным. Каждый строил себе свой дом в удобном месте. Улицы становились все уже и уже, глухие заборы отгораживали жителей домов от посторонних глаз. Проходы становились все более и более темными.
Больше не столица...
Стамбул перестал быть столицей в 1923 году, когда была провозглашена Турецкая республика. Столицей стала отныне Анкара, а Константинополь по-прежнему остался прекрасным, многих веков культурным центром страны. Многие туристы с разных уголков планеты устремляются в город, где витает дух императоров, воинов и простых горожан.
Как сейчас называется Константинополь – спросите Вы. Кто-то называет его Стамбул, кто-то – Царьград, кто-то – Константинополь. Важно не название, важна память обо всех, кто мужественно и верно защищал его, трудился и жил в нем прежде.
Дни рождения есть у людей, есть дни рождения и у городов. Бывают города, где мы точно знаем день закладки первого здания или крепостной стены. А бывают те города, о которых мы этого не знаем, и пользуемся только первым летописным упоминанием. Так дело обстоит с большинством городов: впервые услышали где-нибудь упоминание, и считают это единственным появлением в исторических анналах.
Но мы точно знаем, что 11 мая 330 года от Рождества Христова был заложен Константинополь, город Константина. Царь Константин, который явился первым христианским императором, сам крестился только перед смертью. Однако Миланским эдиктом он прекратил преследования христиан. Впоследствии он же возглавил первый Вселенский Собор.
Константин заложил новый город, в честь своего имени. Как пишется, нарекоша имена своя на землях. Александр насыпал по всему миру Александрий, а Константин создал Константинополь.
Что говорить про Константина, если у нас всякие Калинины, Ждановы, Сталинграды - этих городов было немереное количество. Люди спешили назвать своим именем метрополитен, заводы, пароходы и так далее. Константин поступал смиреннее - назвал только один город, столицу империи.
Этот город русские называли Царьград - Город Царя, Царский Город, Великий Город. По сравнению с Константинополем, все остальные города были деревнями. Сегодняшнее имя Стамбул - это отуреченное греческое выражение "истинполин", в переводе "из города". То есть откуда ты идешь - из города. Так появился Истанбул.
Это Город Городов, мать всех городов мира. Не только русских городов, как Киев мы называем. В России, на Руси, всегда относились трепетно и благоговейно к этому чудному городу - городу монастырей, книжной мудрости, городу царя и Василевса. Поэтому ровно через тысячу лет после основания Константинополя русские заложили на Боровицком холме, в пределах Московского Кремля, каменный храм Спаса на Бору. Его, правда, разрушили большевики. Но это был такой символический акт - протягивания исторической нити от Царьграда до нового Царьграда. От Второго Рима до Рима Третьего. Хотя еще турки не зашли в Константинополь, еще Мехмет-завоеватель не проломил стены Константинополя, ни внешние, ни внутренние, еще не пели "азан" в Айя-София - но уже русские чувствовали свою преемственность и связь. Тысячу лет спустя они заложили основания Константинополя, храм Спаса на Бору, внутри кремлевских стен.
Была у наших предков эта чуйка - связи и преемственности с Византией, постепенно сходящей с исторической арены.
Итак, поздравляю всех цареградцев - всех, работающих на нашем канале, а также всех людей, которые имеют твердую мировоззренческую вертикаль, связь с небесным Иерусалимом, с днем памяти заложения города Константина, с днем рождения города, который в противоположность ветхому Риму стал основанием Византийской Империи, на долгую тысячу с лишним лет. Который зародил христианское богослужение. И вообще, влияние которого на мировую историю трудно переоценить. Каждые 11 мая, в день города, в недрах нынешнего Стамбула, как огонь под пеплом, горит память о Святой Софии и Святом Константинополе…
Древний город, расположенный в двух частях света, являющийся свидетелем расцвета и крушения нескольких великих империй, и сегодня поражает своей красотой и величием. Константинополь сейчас считается одним из самых древних и уникальных городов Европы. За почти трехтысячелетнюю историю он пережил много событий, сменил множество правителей и несколько названий.
Византий - прародитель города царей
Сегодня Константинополь является уникальным городом, в котором смешался дух многих культурных традиций. Это можно объяснить довольно бурными событиями, происходившими в его истории, кратко познакомившись с которыми, можно понять, в какой стране сейчас находится и как называется древний град.
Греческий город-государство
Поселения существовали на землях Босфорского пролива давно. Прародителем современного мегаполиса считается городок Византий, появившейся на европейском берегу в конце VII в. до н. э. Основали его греки-переселенцы из дорийского города Мегар, возглавлял которых Визант. Возможно, он был сыном правителя Мегар Ниса.
Город, расположенный на пересечении крупных торговых путей, быстро рос и развивался. В VI в. до н. э. в его состав вошёл городок Халкедон, основанный греками на азиатском берегу Босфор немного раньше дорийского поселения.
Благодаря удачному стратегическому расположению, Византий оказывался в центре многочисленных военных столкновений. В начале VI века его удалось завоевать персам . После победы в битве при Платеях греки освобождают город. Он примыкает к афинскому союзу государств. Во время Пелопонеских войн афиняне и спартанцы несколько раз пытались захватить этот стратегический пункт. Полностью независимым город становится в середине IV века до н. э.
Восточная римская провинция
Расширение Римской империи не могло не коснуться стратегически важного города на Босфоре. В 74 году до н. э. Византий стал частью империи римлян.
Под римской защитой город спокойно существовал, рос и развивался до конца II в. н. э. В 193 году началось очередное противостояние претендентов на римский императорский престол. Жители Византия оказали поддержку противнику императора Луция Септимия Севера - Гаю Песценнию Нигеру Юсту. Войска верные императору осаждали город три года. В 196 году он был полностью разрушен. Жители вскоре вернулись и восстановили поселение, но возродить былое величие удалось только через полтора века под другим названием.
Столица двух империй
Своего наивысшего расцвета и влияния город на Босфоре достиг, поочерёдно став центром двух империй: великой христианской Византии и блистательной исламской Порты.
Новый Рим: основание города Константина
Основание города Константинополь связано с именем римского императора Константина Великого, который стал единовластным правителем после двадцатилетней гражданской войны. Дата его основания тоже точно известна. В связи с постоянной опасностью внешнего вторжения, римские императоры практически не бывали в столице. Константин задумался о переносе столицы из Рима ближе к восточным границам империи. В качестве основы для новой столицы рассматривали:
- древнюю Трою;
- Сердику (современная София);
- Византий.
Выбор пал на город, расположенный на пересечении сухопутных и морских торговых путей. К 330 году небольшой провинциальный городок превратился в новую столицу великой империи, получив официальное название Новый Рим. Он был окружён мощными стенам и, за которыми расположились шикарные дворцы, величественные церкви, ипподромы, форумы, широкие улицы.
В народе новый город ещё при жизни основателя стали называть его именем - Константинополь. В официальных хрониках город решились переименовать только через сто лет.
Константинополь становится самым уникальным городом в Европе Средних веков. В нём органично сочетались западная (латинская) и восточная (греческая) культуры; языческие верования и новая христианская религия. В отличие от большинства античных городов, центром города на Босфоре становится не форум или акрополь, а христианский храм. Основными достопримечательностями города, сохранившимися по нынешний день, являлись: ипподром, собор Святой Софии, арка Трояна (Золотые ворота).
Начиная с момента своего основания восточная столица Римской империи становится городом-музеем. В город со всех концов обширного государства начинают свозить памятники и произведения искусства прошедших эпох, некоторые из которых можно было увидеть на многочисленных площадях, ипподромах и форумах. Наряду с вещественными памятниками древних культур, император Константин и его мать Елена разыскивают и привозят в новую столицу христианские реликвии.
Благодаря активному притоку населения город стремительно растёт и расширяется. Уже при императоре Феодосии возводятся новые городские стены, сохранившиеся на современной карте города.
Время расцвета Константинополя
После падения Западной Римской империи её восточная часть получает название Византийская империя (Византия). Необходимо отметить, что самоназванием нового государства являлось Ромейская (Римская) империя, а жители именовать себя ромеями. За время своего существования Константинополь пережил несколько периодов активного развития.
Своего наивысшего расцвета Византия и Константинополь достигли в начале VI века во время правления императора Юстиниана I. Он утверждает христианство как единственную государственную религию. При нём ведётся активное храмовое и светское строительство, на центральных улицах появляются монументальные колоннады . Особое место среди памятников архитектуры этого времени занимает храм Святой Софии, который долгое время являлся самым большим в мире христианским святилищем.
Следующий период подъёма город переживает во время правления императоров из македонской династии в IX-XI вв. еках. Они проводили довольно успешную и дальновидную внешнюю и внутреннюю политику.
Значительную часть византийского войска составляли наёмники из древнерусских и скандинавских земель. Скандинавские и русские наёмники в Миклагарде (скандинавское название Константинополя) очень ценились. В некоторых хроника упоминается, что они использовались в качестве личной охраны императора.
Расцвет грекоязычной культуры связан со следующими событиями:
- проведением реформ в старейшем европейском университете, основанном в 425 году;
- развитием изобразительного искусства, представленного иконописью и фресками;
- увеличением количества литературных произведений, представленных жизнеописаниями святых и многочисленными летописями.
Но ключевое значение имела активная миссионерская деятельность в славянских землях, где столицу Византийской империи называли Царьград («город царей»). Особое значение для славянских народов имела работа Кирилла и Мефодия, создателей славянских алфавитов. Значительное событие не только в истории Византии, но и всего мира произошло в 1054 году. Напряжённые отношения между главами римской и константинопольской духовной власти привели к расколу христианской церкви на католической и православную, центром которой стал Константинополь.
Упадок в развитии города на Босфоре в середине XI века связан с нашествие турок-сельджуков и значительным сокращением территории империи.
Последний период развития города под названием Константинополь происходит во время правления династии Комнинов. В это время активно ведётся храмовое строительство. Но основную роль в торговле играет уже не местное население, а европейские торговцы из Генуи и Венеции.
Окончательное падение столицы Византии
Богатейший город Европы, являющийся столицей православной Византийской империи, был ослаблен набегами и представлял собой очень заманчивую цель для рыцарей-крестоносцев и католической церкви. Весной 1204 года Константинополь окружили объединённые войска многих европейских стран. Его взяли штурмом 13 апреля. Современники отмечали, что прикрываясь именем Христа, крестоносцы грабили город и издевались над его жителями. Подавляющее количество значимых церковных реликвий в странах современной Европы были вывезены в XIII веке из Константинополя. На карте мира появилось новое государство Латинская империя.
В течение шестидесяти лет град на Босфоре оставался столицей Латинской империи. В 1261 году вернул себе престол представитель последней византийской правящей династии Михаил VIII Палеолог. Византия на карте мира просуществует до 1453 года. К этому времени о былом величии Константинополя напоминало лишь несколько зданий и древний ипподром. Хитростью и напором преодолев сопротивление защитников города, османской султан Мехмет II взял некогда неприступную крепость. На этом закончилась история великого Константинополя, но начиналась жизнь прекрасного Инстанбула.
Стамбул: история и современность
Став столицей Османской империи древний град получил новую жизнь. Османские завоеватели не стали разрушать христианские храмы, перестроив их в мечети. Расширение и укрепление османского государства позволило Стамбулу стать одним из основных исламских религиозных центров. В него были переведены многие мусульманские реликвии.
Правление султана Сулеймана Великого становится временем нового расцвета города. Активно строятся мечети, дворцы, школы. Развивается торговля как с европейскими странами, так и с азиатских государствами.
Следует отметить, что официальной религией турок-осман был ислам, но половина населения Стамбула составляли христиане. Такая ситуация существовала вплоть до начала XX века.
Участие Османской империи в Первой мировой войне на стороне Германии, существенно повлияло на жизнь Стамбула. Разгром немецкой коалиции привёл к следующим последствиям для города на Босфоре:
- оккупация войсками Антанты;
- потеря столичного статуса;
- принудительное выселение представителей христианской общины.
Несмотря на это Стамбул остаётся одним из красивейших мегаполисов Европы, принимающий каждый год миллионы туристов со всего мира. Чтобы узнать и понять Византия сейчас это какая страна, нужно пройтись по улицам старого города, заглянуть на шумный восточный базар, подняться на крепостные стены и увидеть воды залива Золотой рог, побывать в древних хранилищах для воды, полюбоваться величием стамбульских мечетей.
см. Константин.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
Отличное определение
Неполное определение ↓
КОНСТАНТИНОПОЛЬ
греч. «город Константина») был возведен на берегу Босфора на месте торгового города Византия, основанного ок. 600 г. до н.э. как мегарская колония (Мегара – торговый город в Средней Греции, конкурировавший с Афинами). С конца VI в. до н.э. и до 478 г. до н.э. Византий входил в состав Персии, с середины V в. до н.э. – в состав Афинского морского союза, с I в. до н.э. – в состав Римской империи. В 330 г. римский император Константин I переименовал город в Константинополь и сделал его столицей восточной провинции Римской империи. С окончательным отделением от Рима в 395 г. Константинополь стал столицей Восточной Римской империи, позднее – Ромейской (Византийской) империи. Официально он именовался Новым Римом, а в аккламациях – Царствующим или Божиим градом (Теуполем). Рядовые ромеи называли его «светильником мира», «оком земным», «украшением Вселенной». Ближайшие соседи византийцев – русы – окрестили Константинополь Царьградом. Еще при римском императоре Септимии Севере (193 – 311) в городе был построен ипподром на центральной площади Августион, окруженной крытой колоннадой из мрамора. Константин I пышно украсил его статуями и возвел рядом с этим сооружением Большой императорский дворец, выходивший на площадь Августион, портики, здание сената, Новый форум для общественных собраний, дворцы для сенаторов, термы, цистерны и другие сооружения. В годы его правления началось возведение крепостных стен. На площади Августион находились статуи богини Юноны, императора Феодосия I и позолоченный столб (Миллиарий) – «пуп» всего мира, точка отсчета дорог европейской части Византии. В V в. Константинополь был разделен на 14 районов и на 322 квартала. Русский квартал («Русский убол» от греч. embolos – улица с аркадами и примыкавшими к ним лавками и домами) был расположен в районе церкви св. Георгия, а его конец находился неподалеку от церкви 40 мучеников. При Юстиниане I на площади был построен храм св. Софии и установлена конная статуя императора. К площади Августион еще при Константине I была проведена широкая улица Меса (греч. средняя), вымощенная камнем и проходившая через форумы Константина I, Тавра, Анастасия, Аркадия. Возле Амастрианской площади она разделялась на две улицы, одна из которых вела к Золотым воротам, другая – к Харисийским воротам. По обеим сторонам Месы возвышались каменные многоэтажные дома с крытыми колоннадами, позволявшими укрыться от летнего зноя и ливней. Между колоннами располагались различные лавки и мастерские. На Месе находились палаты константинопольского архиепископа, здание сената, главная тюрьма, рядом с ней – ведомство эпарха, управлявшего Константинополем. В его руках была сосредоточена административнохозяйственная и судебнополицейская власть: он заботился о городском хозяйстве и о порядке в городе. Эпарх назначался императором. Близ царского портика были расположены книжные лавки, где встречались библиофилы и философы. На северозападе столицы располагался Влахернский дворец, построенный в 1150 г. и ставший резиденцией византийских императоров. Часть территории Константинополя была занята монастырями, окруженными мощными стенами, которые были выложены из крупных плоских кирпичей – плинфы, скрепленных широкими светлорозовыми полосами раствора. Внутри монастырей находились церкви с куполами, покрытыми поливной черепицей или позолоченной медью. Самыми крупными были монастырь Хора и Студийский монастырь. Напротив Влахернского дворца, вне городских стен, располагался монастырь св. Косьмы и Дамиана. Крестоносцы называли его «замком Боэмунда», так как во время крестового похода 1096 г. монастырские строения были отведены отряду предводителя южноиталийских норманнов Боэмунду Тарентскому. К числу древнейших монастырских храмов относились церковь Спасителя монастыря Хора, основанная в 413 г. императором Феодосием II, и базилика Иоанна Предтечи (463 г.). Юстиниану I приписывали сооружение 25 церквей в столице, среди которых были церковь св. мучеников Сергия и Вакха (527 – 736), церковь св. Ирины (532 г.), церковь св. Апостолов, собор св. Софии. При Юстиниане Константинополь достиг максимальной численности населения – 350 – 000 тысяч жителей. По данным средневекового хрониста Альбрика де Труафонтэна в начале XIII в. в Константинополе насчитывалось около 500 церквей и монастырей. Русский путешественник Добрыня Андрейкович в своей «Книге паломника» сообщал, что в церквах несли службу 40 тыс. священников, не считая тех, кто служил в монастырях. Константинополь, раскинувшийся наподобие гигантского треугольника, с двух сторон был защищен морем, с третьей стороны – двойной цепью крепостных стен на протяжении 16 км, построенных в основном при Феодосии II (первая половина V в.) и укрепленных 400 башнями. Ромеи называли их стенами Феодосия или Сухопутными стенами, за которыми был прорыт каменный ров глубиной 10 м, шириной 20 м., наполненный водой. В них находилось 10 ворот – Адрианопольские, Силиврийские, Ксилопорта, св. Романа и др. Над внутренними воротами возвышалось 98 (или 96) восьмиугольных, шестиугольных и четырехугольных башен высотой от 20 до 40 метров с двумя оборонительными площадками каждая. Их основания уходили под землю на 10 – 02 м. В город можно было попасть через Харисийские ворота в северной части Сухопутных стен. На юге, близ Пропонтиды, находились Золотые ворота, через которые император въезжал в Константинополь. Они были украшены колоннами из зеленого мрамора с изображениями древних героев и фантастических животных. По обеим сторонам Золотых ворот возвышались 4 башни. За Сухопутными стенами был вырыт глубокий ров, наполненный морской водой из Золотого рога и Пропонтиды. Через ров были переброшены деревянные мосты, которые уничтожались при появлении врага. С VIII в. вход в залив Золотого рога преграждался железной цепью, она поднималась и натягивалась при приближении вражеских кораблей. Укрепленная на прочных балках, цепь тянулась от Галатской башни в Пере, предместье столицы, до городских стен и поддерживалась на поверхности воды деревянными брусьями – поплавками. Ее мог прорвать только боевой корабль, оснащенный гигантскими ножницами или прочным тараном. Цепь натягивалась 5 раз для противодействия вражеским судам (в 717 – 718 гг. – против арабского флота; в декабре 821 г. – во время восстания Фомы Славянина; в 969 г. – перед грозящей со стороны Руси опасностью; в 1203 г. – в связи с угрозой нападения крестоносцев; в 1453 г. во время осады Константинополя туркамиосманами). Через Золотой рог был перекинут Юстинианов мост. В столице – центре православия и административного управления империей – находились все ведомства, резиденция константинопольской патриархии, императорский двор, культурные и образовательные учреждения (см. византийская школа). Императорская резиденция Филопатион располагалась вне пределов городских стен. Одо Дейльский, капеллан французского короля Людовика VII, сопровождавший своего правителя во время переговоров с Мануилом I Комнином в 1147 г., отмечал хорошее снабжение города съестными припасами и водой, которая подводилась по акведукам к подземным хранилищам, расположенным повсюду (см. цистерны). Он же описал трущобы столицы, где царили нищета, мрак и преступления. Ритор IV в. Фемистий назвал Константинополь «огромной мастерской великолепия». Действительно, византийская столица являлась важнейшим центром художественного творчества, славившимся своими зодчими, скульпторами, мозаичистами, мастерами прикладного искусства. В 1453 г. Константинополь пал под ударами турок и был переименован в Стамбул (Истамбул).
/ Ред.: Бусеева-Давыдова И. Л., Галашевич А. А.. - М. : Издательство «Феория», 2013. - 519 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-91796-022-7 , УДК: 85.143(2)я20+86.372-5я20.
- Ball, Warwick (2016). Rome in the East: Transformation of an Empire , 2nd edition. London & New York: Routledge, .
- Bury, J. B. History of the Later Roman Empire: From the Death of Theodosius I to the Death of Justinian. - Dover Publications , 1958.
- Crowley, Roger. Constantinople: Their Last Great Siege, 1453. - Faber and Faber, 2005. - ISBN 978-0-571-22185-1 .
- Freely, John. Istanbul: The Imperial City. - Penguin, 1998. - ISBN 978-0-14-024461-8 .
- Freely, John. The Byzantine Monuments of Istanbul. - Cambridge University Press , 2004. - ISBN 978-0-521-77257-0 .
- Gibbon, Edward. The Decline and Fall of the Roman Empire. - Phoenix Press, 2005. - ISBN 978-0-7538-1881-7 .
- Hanna-Riitta, Toivanen. The Influence of Constantinople on Middle Byzantine Architecture (843–1204). A typological and morphological approach at the provincial level. - Suomen kirkkohistoriallisen seuran toimituksia 202 (Publications of the Finnish Society of Church History No. 202), 2007. - ISBN 978-952-5031-41-6 .
- Harris, Jonathan. Constantinople: Capital of Byzantium. - Bloomsbury, 2nd edition, 2017. - ISBN 978-1-4742-5465-6 .
- Harris, Jonathan. Byzantium and the Crusades. - Bloomsbury, 2nd edition, 2014. - ISBN 978-1-78093-767-0 .
- Herrin, Judith. Byzantium: The Surprising Life of a Medieval Empire. - Princeton University Press , 2008. - ISBN 978-0-691-13151-1 .
- Hirth, Friedrich . Jerome S. Arkenberg: (неопр.) . Fordham.edu . Fordham University (2000). Дата обращения 10 сентября 2016.
- Janin, Raymond. Constantinople Byzantine: . - 2. - Paris: Institut Français d"Etudes Byzantines, 1964.
- Korolija Fontana-Giusti, Gordana "The Urban Language of Early Constantinople: The Changing Roles of the Arts and Architecture in the Formation of the New Capital and the New Consciousness" in Intercultural Transmission in the Medieval Mediterranean , (2012), Stephanie L. Hathaway and David W. Kim (eds), London: Continuum, pp 164-202. .
- Mamboury, Ernest. The Tourists" Istanbul. - Istanbul: Çituri Biraderler Basımevi, 1953.
- Mansel, Philip. Constantinople: City of the World"s Desire, 1453–1924. - St. Martin"s Griffin, 1998. - ISBN 978-0-312-18708-8 .
- Meyendorff, John. Rome, Constantinople, Moscow: Historical and Theological Studies . - Crestwood, NY: St. Vladimir"s Seminary Press, 1996. - ISBN 9780881411348 .
- Müller-Wiener, Wolfgang. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls: Byzantion, Konstantinupolis, Istanbul bis zum Beginn d. 17 Jh: . - Tübingen: Wasmuth, 1977. - ISBN 978-3-8030-1022-3 .
- Phillips, Jonathan. The Fourth Crusade and the Sack of Constantinople. - Pimlico, 2005. -