Царь пушка год создания. Царь-пушка и царь-колокол
Знаменитую Царь-пушку в Кремле , одну из наиболее посещаемых достопримечательностей московского Кремля, сегодня можно увидеть на западной стороне Ивановской площади . Каждый из туристов, прибывших в Москву, обязательно включает в программу своего посещения осмотр грандиозного орудия XVI столетия. Кратко история царь-пушки и для детей, и для взрослых приведена в нашей статье.
Отлитая в гигантских размерах из высококачественной бронзы, пушка даже занесена в мировую книгу рекордов Гиннеса. И это неспроста. Вот только самые основные ее параметры:
- длина - более 5 м.,
- внешний диаметр ствола достигает 134 см.,
- калибр - 890 мм,
- весит изделие около 40 тонн.
Когда и зачем ее создали?
Фото 1. Царь-пушка - одна из главных достопримечательностей Кремля
История и малоизвестные факты о Царь-пушке в Кремле
В 1586 году в град Москву донесли тревожное послание: на столицу походом идет крымский хан со своим многочисленным войском. Для отражения вторжения, по указу правившего в то время царя Федора Ивановича, на Пушечном дворе Москвы русским литейщиком Андреем Чоховым было отлито огромное по своим размерам артиллерийское орудие, которое предназначалось для стрельбы каменной картечью.
Так как изначально орудие предназначалось для обороны Кремля, установили его на возвышенности над берегом Москвы-реки - на Красной площади , неподалеку от знаменитого Лобного места и Спасской башни .
Однако крымский хан так и не подошел к стенам Первопрестольной столицы, а посему москвичи так и не смогли узнать, насколько мощно стреляет это орудие, прозванное за свои габариты Царь-пушкой.
Позже, во времена царствования Петра І, орудие при помощи специальных катков переместили на территорию Кремля: сначала во двор строящегося Арсенала , а потом уже к его главным воротам. Там она была установлена на деревянном лафете, который вместе с лафетами других орудий сгорел при пожаре 1812 года.
В 1835 году на судостроительном заводе Берда в Петербурге, по чертежам военного инженера Витте (в некоторых источниках автором эскиза упоминается академик Александр Павлович Брюлов), был изготовлен более прочный, чугунный лафет для грандиозного орудия.
В 1843 году Царь-пушка была убрана от ворот Арсенала, где находилась все это время, и установлена рядом со старым зданием Оружейной палаты. Там она простояла вплоть до 1960 года, когда в рамках постройки Кремлевского дворца съездов орудие вновь перенесли, на этот раз - на Ивановскую площадь, где оно находится и по сей день.
Итак, мы кратко описали историю пушки, и теперь для более любознательных детей и взрослых продолжим свой рассказ.
Описание легендарной царь-пушки
Как говорилось выше, лафет орудия выполнен методом чугунного литья и выполняет чисто декоративные функции. Само тело орудия вылито из бронзы. Рядом с лафетом расположены чугунные ядра, которые также являются элементом декора.
На правой стороне орудия размещено изображение самодержца Федора Ивановича, сидящего на боевом коне. Голову князя венчает царская корона, а в руках находится один из символов российской власти - скипетр. Рядом вылита поясняющая изображение надпись.
Одной из гипотез появления названия «Царь-пушка» является именно изображение правившего в момент создания этого грозного арторудия царя, который и увековечен на плоскости пушки. Правда, существует и еще одно название, встречающееся в российских документах разных эпох, - это «дробовик российский». Дело в том, что так обозначались орудия, предназначенные для стрельбы дробом (по-иному - картечью).
Левая сторона орудия декорирована надписью, увековечившей ее создателя и которая гласит «литец Ондрей Чохов».
Сама плоскость ствола, помимо прочего, украшена оригинальным орнаментом.
Отдельно хотелось бы выделить сам лафет, который декорирован таким образом, чтобы явно выделить высокий статус артиллерийского орудия. Главной его составляющей является изображение льва - грозного и сильного царя зверей. Символическое отображение льва, сражающегося с мифическим змеем, можно увидеть и в хитросплетении орнаментальных растений на плоскости лафета.
Хотелось бы добавить, что для перемещения пушки, расположенной в московском Кремле, запрягали одновременно 200 тягловых лошадей.
Несмотря на внушительность орудия, некоторые специалисты сходятся во мнении, что изготовили его все же не для стрельбы, а исключительно для устрашения неприятеля, в конкретном случае, наступавшие на столицу войска крымского хана. О технической стороне пушки и пойдет речь далее, из которой мы и узнаем - бутафория это или действительно грозное арторудие.
Сразу отметим, что размещенные пирамидой у лафета чугунные ядра лишь декор, полый внутри. Если же их сделать настоящими, то каменное ядро будет весить порядка 819 килограммов, а чугунное и вовсе под 2 тонны.
Далее, по мнению специалистов, сам лафет не приспособлен технически для стрельбы из такого мощного орудия, да и сами тяжеленные чугунные ядра физически не подошли бы - ствол Царь-пушки во время выстрела просто разорвало бы. О его боевом применении фактов в истории не засвидетельствовано.
Но не может такого быть, чтобы в те далекие времена, перед угрозой нападения на Москву, артиллерийское орудие создавали бы лишь для того, чтобы «пустить пыль в глаза». Попробуем все же в этом разобраться!
Начнем с того, что до XX столетия военные специалисты и историки все же обозначали нынешнюю «Царь-пушку» как дробовик, т.е. предназначенную для стрельбы картечью, которую заменяли в те далекие времена обычные мелкие камни. Нынешнее название закрепилось лишь с 1930 года, когда власти решили повысить статус орудия в пропагандистских целях. Каких? Наверное, исходя из того, что в великой стране, должно быть все самое грандиозное в мире. Это как в шутке советских времен, что в СССР «самые большие радиодетали в мире».
Но не будем злословить и продолжим, тем более завеса тайны над пушкой все-таки была приподнята, и случилось это во время плановых реставрационных работ, проведенных в 1980-м году.
Орудие сняли с лафета и отправили на один из военных заводов города Серпухова, где и проводилась его реставрация. Вместе с обычными в таком случае работами, силами военных специалистов из Артиллерийской академии Москвы были проведены обмеры царь-пушки, правда главный отчет так до сих пор и не был обнародован. Правда, сохранились черновые чертежи, которые подчеркивают, что эта пушка вовсе и не пушка в действительном ее обозначении.
Итак, по порядку. Диаметр канала ствола, со стороны которого и производится зарядка орудия ядрами - 90 сантиметров, а к самому концу боевой части он уменьшается до 82-х. Глубина этого конуса порядка 32 сантиметров. Далее идет зарядная камера с плоским дном глубиной 173 сантиметра, диаметр которой в начале составляет 44,7 сантиметров, увеличивающейся к концу до 46,7 сантиметров.
Эти данные позволяют отнести орудие к классу бомбард, это значит, что из нее вполне возможно было стрелять каменными ядрами. Назвать же эту артиллерийскую установку пушкой нельзя, т.к. не выдержано одно из главных условий: длина ствола должна быть не менее 40 калибров. Тут же речь идет всего о четырех. Что же касается использования орудия в качестве дробовика, стреляющего картечью, то, исходя из имеющихся характеристик, это было бы весьма неэффективно.
Сами бомбарды относятся к классу стенобитных орудий, предназначенных для разрушения крепостных стен. В большинстве случаев для них даже не делали лафет, т.к. часть ствола просто закапывалась в землю. Расчет орудия располагался в устроенных рядом с бомбардой окопах, т.к. стволы при выстреле часто разрывало. Скорострельность оставляла желать лучшего и редко доходила до 6 выстрелов … в день.
При исследовательских работах в канале Царь-пушки таки нашли частички пороха. Вопрос только в том, это был испытательный выстрел или орудие все-таки успели применить против неприятеля? Последнее, скорее всего, невозможно. Подтверждением может служить и тот факт, что на стенках ствола так и не обнаружили продольных царапин, которые должны были остаться или от ядра, или от каменной шрапнели.
Миф об орудии и царе-самозванце Лжедмитрие
И все же она стреляла!? Дошедший до нашего времени миф гласит, что единственный выстрел был произведен прахом временного русского царя Лжедмитрия.
После разоблачения он попытался сбежать из Москвы, но наткнулся на боевой дозор и был жесточайшим образом убит. Тело дважды предавали земле, и дважды оно вновь оказывалось на поверхности: то у богадельни, то на погосте. Поползли слухи, что даже земля не хочет принимать его, после чего и было принято решение тело кремировать, а прахом произвести выстрел из пушки, повернув орудие в сторону Речи Посполитой (нынешней Польши), откуда он и был родом.
Такова история Царь-пушки кратко - самого большого орудия своей эпохи.
Сегодня уменьшенные копии кремлевского орудия установлены в Донецке, Перми и Йошкар-Оле. Однако ни по параметрам, ни по характеристикам они даже не приближаются к московскому гиганту.
Как правило, путешествуя по Московскому Кремлю и осматривая его самые интересные места, большая часть посетителей на некоторое время останавливаются возле двух впечатляющих экспонатов этого своеобразного музея под открытым небом. А именно, внимание привлекают два впечатляющих экспоната: Царь-пушка и Царь-колокол. Два экспоната Московского Кремля, которые бесспорно являются олицетворением российского литейного искусства.
Царь-пушка и интересные факты, связанные с ней
В первую очередь стоит сказать о ее создателе литейном мастер Андрее Чохове, который выполнил этот заказ в 1586 году во время правления московского царя Федора Ивановича. При этом так же связанны с наименованием этого орудия, как «Царь-пушки». В частности есть предположение, что это имя орудие получило в честь Федора Ивановича, который был изображен на правой стороне дульной части в короне и со скипетром в руках.
Помимо этого на той же дульной части орудия были отлиты слова прославляющие царя Федора Ивановича, как великого и мудрого самодержца Всероссийского.
Однако такого рода историческая версия не имеет более четкого подтверждения, чем приведенная надпись и изображение царя. Большая часть историков сходятся в том, что свое имя орудие получило по иным причинам, которые так же можно бесспорно относятся к категории , связанные с этим историческим памятником. В частности, по мнению многих исследователей, свое имя орудие отлитое Андреем Чоховым получило из-за своих уникальных размеров, которые уже в наше время были признаны комитетом «Книги рекордов Гиннесса», как самое большое орудие такого калибра. И хотя на этот же титул претендует и дальнобойное орудие производства немецкой компании «Крупа» орудие «Дора», но в данном случае «Царь-пушка» и «Дора» относятся к несколько разным типам артиллерийского оружия.
Стреляла ли «Царь-пушка»?
Так же и предположения связаны с тем, что в исторических документах нет подтверждения того, что «Царь-пушка» стреляла. Ведь по своим техническим возможностям произвести выстрел снарядом такого веса и калибра довольно проблематично. С учетом этого довольно длительное время существовало мнение, что «Царь-пушка» была изготовлена исключительно в декоративных и пропагандистских целях. Однако исследования проведенные в 1980 году при реставрации орудия доказали несостоятельность этой теории. Царь-пушка стреляла только один раз и так же чисто символически прахом Лжедмитрия.
На Ивановской площади Московского Кремля установлено артиллерийское орудие, которое считается наиболее значительным произведением русских оружейных мастеров. Царь-пушка – не просто шедевр крепостной артиллерии Нового времени, но и одна из самых больших пушек среди всех известных в мире.
Царь-пушка служит музейной реликвией с 30-х годов XIX столетия, когда она была установлена возле входа в Оружейную палату. В наши дни шедевр литейного искусства, изготовленный мастером Андреем Чоховым , является экспонатом Московского музея артиллерийских орудий.
История русской огнестрельной артиллерии
Изобретение пороха послужило толчком для развития и усовершенствования метательных орудий, которые до XIV века повсеместно использовались во время осады. Крепостные сооружения теперь подвергали обстрелам из примитивных артиллерийских орудий, стволы которых изготавливали из железа, а снаряды представляли собой железные или каменные ядра. Несовершенная технология производства зарядов становилась причиной увечий, получаемых пушкарями при стрельбе. После того, как была освоена технология производства пороха в виде сыпучей массы, действенность артиллерийских орудий повышалась, а калибр пушек увеличивался.
Московский пушечный двор был создан в конце XV века и располагался на реке Неглинке в районе, где сегодня находится Лубянская площадь. Будучи государственным предприятием, Московский пушечный двор имел современные плавильные печи, в нем трудились сотни мастеров и в техническом смысле эта мануфактура была одной из самых передовых среди подобных предприятий. Самые известные изделия Московского пушечного двора – бронзовая пищаль мастера Якова 1483 года, орудия, установленные в замке Грисхольм в Швеции и московские достопримечательности Царь-колокол и Царь-пушка.
В XVI столетии появилась русская артиллерия . Мастера Московского пушечного двора отливали тяжелые орудия, называемые бомбардами, и к началу XVIII века в русской армии насчитывалось 9500 профессионально управлявшихся с тяжелой артиллерией пушкарей. Для отливки стволов орудий начали использовать разборные формы.
Как появилась Царь-пушка
В 1584 году на русский престол сел царь Федор I Иоаннович , третий сын Иоанна Грозного. Борис Годунов был царским шурином. С 1587 года его положение при дворе было столь значимо, что он фактически управлял государством. Именно у Годунова родилась идея отлить из бронзы огромное артиллерийское орудие, которое символизировало бы военную мощь русского воинства и всего государства. Название, данное пушке, по мнению одних историков, появилось благодаря размерам. Другие считают, что пушка названа так в честь царя Федора Ивановича.
В 1586 году мастер Андрей Чохов выполнил царский указ и изготовил орудие, ставшее самым большим и прославившее имя литейщика в веках. На тот момент Чохов работал при Пушечном дворе около 20 лет и имел большой опыт в литье артиллерийских орудий. После того, как Царь-пушка была готова, Андрей Чохов занял особое положение среди остальных литейщиков, а его опыт начали перенимать многочисленные ученики.
Государь приказал установить Царь-пушку на Красной площади рядом с Лобным местом. Символ военной мощи символически охранял Спасские ворота и Покровский собор и параллельно служил всем проходящим напоминанием о роли Бориса Годунова в Российском государстве.
Несмотря на полноценные боевые характеристики, которые были заданы орудию мастером, оно ни разу не проявило себя в настоящем бою. Лишь однажды Царь-пушка была готова выстрелить, но ей не пришлось – войска крымского хана Казы-Гирея отступили раньше, чем понадобилась помощь главного орудия русского воинства.
Перестановки орудия
В первой трети XVIII века в Московском Кремле было развернуто грандиозное строительство. Появившийся по приказу Петра I Арсенал расположился между Никольской и Троицкой башнями. В нем государь предполагал устроить военный склад и хранить боевые трофеи. Царь-пушка мешала воплощению проекта в жизнь и ее переместили в Арсенальный двор . Французы, отступая, взорвали множество построек Кремля, и Арсенал существенно пострадал. Царь-пушка, к счастью, лишилась только деревянного лафета, а сама осталась невредимой.
В 1817 году орудие переместили к воротам восстановленного Арсенала, а через пару лет у архитектора Анри Монферрана родилась идея увековечить память о подвиге русской армии в Отечественной войне 1812 года. Монферран предложил использовать пушку «Единорог» и Царь-пушку в качестве центральных элементов мемориальной композиции. Однако, проект не утвердили и чугунные лафеты орудия получили лишь в 1835 году.
Над лафетом Царь-пушки работали инженер Павел де Витте и архитектор Александр Брюллов . Их проект был реализован работниками завода Берда в Санкт-Петербурге. Там же отлили и четыре ядра, установленные рядом с лафетом. Вес каждого из снарядов составляет почти две тонны.
Царь-пушка вместе с другими кремлевскими артиллерийскими орудиями вновь переехала в 1843 году. Их перенесли к Оружейной палате . Ее старое здание позже превратили в казармы, а пушка охраняла вход в них до 60-х годов ХХ века. Тогда казармы снесли, на их месте возвели Кремлевский дворец съездов , а Царь-пушка отправилась в последнее на ее веку известное путешествие – к северному фасаду колокольни Ивана Великого.
Технические характеристики и особенности
Военные историки полагают, что Царь-пушка – скорее бомбарда , так как ее конструкция больше характерна для тяжелых осадных орудий:
- Пушкой принято считать артиллерийское орудие с более длинным стволом, и по современной классификации она вообще относится к классу дробовиков. Тем более, что она задумывалась как оборонительное орудие и ее даже называли одно время «Дробовиком Российским» .
- Сплав, из которого была отлита Царь-пушка, состоит, в основном, из меди – 91,9%. Есть в пушке также олово, свинец, сурьма, алюминий и даже следы серебра.
- Если бы Царь-пушке пришлось стрелять, ее бы потребовалось заряжать каменными ядрами, вес которых составлял бы от 750 кг до одной тонны. Пороха на каждый заряд потребовалось бы от 85 до 120 кг.
- Наружный диаметр ствола составляет 120 см., узорного пояса, украшающего дуло – 134 см. Пушка имеет калибр 89 см., а ее вес – почти 40 тонн.
- Мнение некоторых историков о том, что главная пушка страны хотя бы раз стреляла, опровергают реставраторы. Они обнаружили, что орудие не было доделано – мастера не зачистили внутреннюю часть дула от неровностей и наплывов и не просверлили затравочное отверстие.
- Ствол Царь-пушки украшен рельефами, изображающими царя. Федор I Иоаннович сидит на коне, а выше и по сторонам государя располагаются надписи о царском повелении отлить пушку, дате окончания работ и мастере, который их выполнил.
- Лафет украшен барельефами с изображением орнаментов и львиной маски.
Царь-пушка занимает достойное место в Книге рекордов Гиннесса как артиллерийское орудие, имеющее самый большой калибр.
Царь-пушка и Царь-колокол – два символа русского величия, которые уже несколько веков украшают Кремль. С Царь-пушкой связано немало увлекательных городских легенд, но и правдивая история этого орудия, отлитого более четырёхсот лет назад, крайне интересна.
Боевое орудие
В 1586 году Царь-пушку отлил Андрей Чохов. К тому времени он работал на литейном дворе Москвы (Пушечном дворе) уже восемнадцать лет. Чохов прославился своим мастерством ещё при , но самое известное своё орудие Чохов отлил по указу сына первого русского царя Фёдора Иоанновича. Царь-пушка украшена рельефным конным портретом царя Фёдора. Масса огромного орудия – 39 310 килограмм, а длина – 5,4 метра, а калибр – 890 мм.
Рядом с Царь-пушкой установлены ядра массой более двух тонн. Ядра и лафет, которые известны сегодня, произведены гораздо позже самого орудия. По замыслу Чохова, Царь-пушка предназначалась для стрельбы каменной картечью, а не ядрами. Многие верят, что Царь-пушка – своего рода демонстрационная модель, которая должна была показать мощь русской промышленности и никогда не применялась в бою.
До семидесятых годов такие мнения можно было найти даже в специализированной литературе. На самом же деле мортира, позднее названная Царь-пушкой, была изготовлена для осуществления навесной стрельбы. Она предназначалась для обороны Москвы и изначально была установлена на одной из возвышенностей Китай-города. В случае нападения на столицу, Царь-пушка должна была защищать своим огнём переправу через Москву-реку и Спасские ворота Кремля.
Предполагалось, что во время боя огромная пушка не будет менять своего расположения, но перед сражением орудие можно было передвигать с помощью восьми канатов, которые крепились к восьми специальным скобам, находившимся по бокам ствола. Во время боя похожие на Царь-пушку мортиры располагались не на лафете, а прямо на земле. Экспертиза второй половины ХХ века показала, что из Царь-пушки когда-то вели огонь, но в источниках не сохранилось свидетельств о том, когда и сколько раз стреляла именно огромная пушка.
Царь-пушка – символ величия
В 1702 году основал в Москве Цейкгауз (ныне Арсенал Московского Кремля). В 1706 году Царь-пушка стала частью экспозиции Цекгауза-Арсенала. В ХIХ веке легендарная мортира получила современный вид: в 1835 году её сняли с деревянного лафета и установили на металлический станок, сделанный по эскизам Александра Брюллова, известного в те годы художника и брата Карла Брюллова.
Тогда же были отлиты четыре декоративных ядра, которые установлены перед Царь-пушкой. За четыре века Царь-пушка ни разу не покинула Москву, но несколько раз перемещалась по столице. Вот список мест её расположения:
- возвышенность Китай-города (конец ХVI века – 1706 год);
- ворота старого Арсенала в Кремле (1706–1843);
- площадь перед фасадом старого здания Оружейной палаты (1843–1960);
- Ивановская площадь кремля (с 1960 года.)
Потеряв свою изначальную роль, Царь-пушка осталась символом военной мощи России. Фёдор Глинка в стихотворении «Москва» упомянул Царь-пушку как один из символов Белокаменной наряду с Царь-колоколом, колокольней Иван Великий и воротами Кремля.
Царь-пушка и расположенный рядом Царь-колокол удивляют размерами, но по назначению никогда не использовались.
Одни считают их творениями национального гения, другие олицетворением бахвальства, показухи и непрактичности, вспоминая известные строки: "Умом Россию не понять".
Калибр Царь-пушки составляет 890 мм, длина ствола 5,345 м, вес 39,312 тонны (2400 пудов), вес каменного ядра 819 кг (50 пудов). Чугунное ядро такого же размера весило бы 120 пудов. Для его выталкивания потребовался бы пороховой заряд, которого ствол не выдержал бы.
С места на место гигантское орудие перемещали на деревянных катках 200 лошадей, поэтому оно было практически нетранспортабельным.
Главная характеристика артиллерийского орудия - калибр ствола. По этому показателю Царь-пушка находится на четвертом месте в мире. Первые три делят две мортиры Маллета и мортира Little David, изготовленные соответственно в Британии и США в 1857-м и 1945 годах. Все они имели калибр 914 мм (36 дюймов), как и Царь-пушка, они никогда не использовались в бою и являются музейными экспонатами.
Но так ли это? Мы узнаем мнение эксперта в конце поста.
Самое большое артиллерийское орудие, применявшееся на практике (при осаде Севастополя в 1942 году) - германская пушка "Дора" калибром 800 мм. Ей же принадлежат рекорды по длине ствола (32 м) и весу снаряда (7,088 тонны).
Царь-пушка была отлита на третьем году правления сына Ивана Грозного Федора, известного кротким нравом, крайней набожностью и отсутствием интереса к государственным делам. Фактическим инициатором создания "сверхоружия" был его шурин и фактический регент Борис Годунов.
Оно предназначалось для защиты от крымских татар, которые в 1571 году сожгли Москву и грозили повторить набег. В 1591 году хан Казы-Гирей снова приблизился к Москве и удалился без попытки штурма. Сыграло ли при этом какую-то роль наличие у русских Царь-пушки, неизвестно. В дальнейшем военной необходимости использовать ее не возникало.
Эксперты Артиллерийской академии, обследовавшие орудие в 1980 году, установили, что из него стреляли, как минимум, один раз - вероятно, ради испытания.
Конструктивно Царь-пушка представляла собой классическую бомбарду - средневековое орудие с толстым коротким стволом, широко распространенное в Европе, Османской Турции и Индии Великих Моголов. Бомбарда вкапывалась казенной частью в землю, заряжалась с дула и производила до шести выстрелов в день, главным образом, с целью разрушить неприятельские укрепления. Рядом устраивали окоп для расчета, потому что бомбарды часто разрывало.
В Турции старинные бомбарды стояли на фортах, защищавших Дарданеллы, до 1868 года. Последний случай их успешного применения относится к 1807 году. 244-килограммовое каменное ядро угодило в пороховой погреб британского линейного корабля "Windsor Castle", который в результате взрыва затонул.
Поскольку Царь-пушке предстояло вести огонь не по стенам, а по подступающей к Кремлю пехоте и коннице, она могла стрелять как каменными ядрами, так и чугунной шрапнелью или мелкими камнями ("дробом"), и потому именуется во многих источниках "Русским Дробовиком".
Ее создатель Андрей Чохов удостоился чести поместить свое имя на стволе рядом с именем монарха. Он поступил на московский Пушечный двор на Неглинке в 1568 году 23-летним юношей, быстро выдвинулся и за 40 с лишним лет работы отлил больше двадцати крупных орудий. Мастер благополучно пережил террор Ивана Грозного и Смутное время и умер в 84 года, став свидетелем шести царствований.
Царь-пушка находилась у Лобного места и прикрывала Спасские ворота Кремля. Сперва она лежала на земле, в 1626 году была водружена на заполненный грунтом бревенчатый сруб ("раскат"), через 10 лет построили каменный раскат, внутри которого находилась винная лавка.
В 1701 году Царь-пушка уцелела чудом. После потери большей части артиллерии под Нарвой Петр I повелел перелить старые кремлевские пушки в современные. Лишь в последний момент он пощадил Царь-пушку за уникальность.
В начале XVIII века ее переместили в Кремль к воротам Арсенала (снесен в связи со строительством Кремлевского Дворца съездов), а в 1960 году на нынешнее место на Ивановской площади.
Украшающее Царь-пушку художественное литье является произведением искусства
Чугунный лафет, на котором стоит сейчас Царь-пушка, и четыре полых чугунных ядра, отлитые в 1835 году на петербургском заводе Чарльза Берда, являются декоративными. Водружение пушки на лафет было технически сложной операцией, за которую выигравший торги подрядчик Михаил Васильев получил огромную по тем временам сумму в 1400 рублей.
На момент создания Царь-пушка была, используя любимое ныне в России выражение, "оружием, не имеющим аналогов в мире". При этом за те же деньги можно было отлить 20 орудий меньшего калибра, которые принесли бы куда больше пользы. Главной целью правительства являлся, говоря по-современному, пиар.
Когда в 1909 году в Петербурге установили тяжеловесный памятник Александру III работы Паоло Трубецкого, поэт Александр Рославлев откликнулся эпиграммой: "Третья дикая игрушка для российского холопа: был царь-колокол, царь-пушка, а теперь еще царь-ж…а".
Однако же, напомню вам и вот такое мнение специалиста по артиллерии А.Широкорад
Он утверждает, что маститые историки и диссиденты-анекдотчики кругом не правы. Во-первых, Царь-пушка стреляла, а во-вторых, это орудие вовсе не является пушкой.
В настоящее время Царь-пушка находится на чугунном декоративном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра, которые отлили в 1834 году в Петербурге на чугунолитейном заводе Берда. Понятно, что ни стрелять с этого чугунного лафета, ни использовать чугунные ядра физически невозможно - Царь-пушку вдребезги разнесет! Документы об испытаниях Царь-пушки или применении ее в боевых условиях не сохранились, что дало основание для длительных споров о ее назначении. Большинство историков и военных в XIX и начале ХХ веков считали, что Царь-пушка - это дробовик, то есть орудие, предназначенное стрелять дробью, которая в XVI-XVII веках состояла из мелких камней. Меньшая часть специалистов вообще исключает возможность боевого применения пушки, считая, что изготовлена она специально для того, чтобы пугать иностранцев, в особенности послов крымских татар. Вспомним, что в 1571 году хан Девлет Гирей сжег Москву.
В XVIII - начале ХХ веков Царь-пушка именовалась во всех официальных документах дробовиком. И лишь большевики в 1930-х годах решили в пропагандистских целях повысить ее ранг и стали величать пушкой.
Тайна Царь-пушки была раскрыта лишь в 1980-м, когда большой автомобильный кран снял ее с лафета и поместил на огромный трейлер. Затем мощный КрАЗ отвез Царь-пушку в Серпухов, где на заводе в/ч № 42708 был произведен ремонт пушки. Одновременно ряд специалистов Артиллерийской академии им. Дзержинского произвели ее осмотр и обмер. Отчет по каким-то причинам опубликован не был, но из сохранившихся черновых материалов становится ясно, что Царь-пушка… не была пушкой!
Изюминка орудия - его канал. На расстоянии 3190 мм он имеет вид конуса, начальный диаметр которого 900 мм, а конечный - 825 мм. Затем идет зарядная камора с обратной конусностью - с начальным диаметром 447 мм и конечным (у казенной части) 467 мм. Длина каморы - 1730 мм, а дно плоское.
Так это ведь классическая бомбарда!
Впервые бомбарды появились в конце XIV века. Название «бомбарда» произошло от латинских слов bombus (громовой звук) и arder (гореть). Первые бомбарды делались из железа и имели привинтные каморы. Так, например, в 1382 году в городе Генте (Бельгия) была изготовлена бомбарда «Бешеная Маргарита», названная так в память о графине Фландрской Маргарите Жестокой. Калибр бомбарды - 559 мм, длина ствола - 7,75 калибра (клб), а длина канала - 5 клб. Вес орудия - 11 т. «Бешеная Маргарита» стреляла каменными ядрами весом в 320 кг. Бомбарда состоит из двух слоев: внутреннего, состоящего из продольных сваренных между собой полос, и наружного - из 41 железного обруча, сваренных между собой и с внутренним слоем. Отдельная привинтная камора состоит из одного слоя сваренных между собой дисков и снабжена гнездами, куда вставлялся рычаг при ее ввинчивании и вывинчивании.
На заряжание и прицеливание больших бомбард тратилось около суток. Поэтому при осаде города Пизы в 1370 году всякий раз, как осаждающие готовились сделать выстрел, осажденные уходили на противоположный конец города. Осаждающие же, пользуясь этим, бросались на приступ.
Заряд бомбарды составлял не более 10% веса ядра. Цапф и лафетов не было. Орудия укладывались на деревянные колоды и срубы, а сзади забивались сваи или возводились кирпичные стены для упора. Первоначально угол возвышения не менялся. В XV веке начали использовать примитивные подъемные механизмы и отливать бомбарды из меди.
Обратим внимание - у Царь-пушки нет цапф, с помощью которых орудию придают угол возвышения. Кроме того, у нее абсолютно гладкий задний срез казенной части, которым она, как и другие бомбарды, упиралась в каменную стенку или сруб.
Защитница Дарданелл
К середине XV века самая мощная осадная артиллерия была у… турецкого султана. Так, во время осады Константинополя в 1453 году венгерский литейщик Урбан отлил туркам медную бомбарду калибром 24 дюйма (610 мм), стрелявшую каменными ядрами весом около 20 пудов (328 кг). Для ее транспортировки на позицию потребовалось 60 быков и 100 человек. Чтобы устранить откат, позади орудия турки выстроили каменную стенку. Скорострельность этой бомбарды составляла 4 выстрела в день. Кстати, скорострельность крупнокалиберных западноевропейских бомбард была примерно того же порядка. Перед самым взятием Константинополя 24-дюймовую бомбарду разорвало. При этом погиб и сам ее конструктор Урбан. Турки по достоинству оценили крупнокалиберные бомбарды. Уже в 1480 году, в ходе боев на острове Родос, они применяли бомбарды 24−35-дюймового калибра (610−890 мм). На отливку таких гигантских бомбард требовалось, как указывается в старинных документах, 18 дней.
Любопытно, что бомбарды XV-XVI веков в Турции находились на вооружении до середины XIX века. Так, 1 марта 1807 года при форсировании Дарданелл английской эскадрой адмирала Дукворта мраморное ядро калибра 25 дюймов (635 мм) весом 800 фунтов (244 кг) попало в нижний дек корабля «Виндзорский замок» и воспламенило при этом несколько картузов с порохом, в результате чего произошел страшный взрыв. 46 человек были убиты и ранены. Кроме того, многие матросы с перепугу бросились за борт и утонули. В корабль «Актив» попало такое же ядро и пробило огромное отверстие в борту выше ватерлинии. В это отверстие несколько человек могли высунуть свои головы.
В 1868 году свыше 20 огромных бомбард все еще стояло на фортах, защищавших Дарданеллы. Есть сведения, что во время Дарданелльской операции 1915 года в английский броненосец «Агамемнон» попало 400-килограммовое каменное ядро. Разумеется, пробить броню оно не смогло и лишь потешило команду.
Давайте сравним турецкую 25-дюймовую (630-мм) медную бомбарду, отлитую в 1464 году, которая в настоящий момент хранится в музее в Вульвиче (Лондон), с нашей Царь-пушкой. Вес турецкой бомбарды 19 т, а полная длина - 5232 мм. Внешний диаметр ствола - 894 мм. Длина цилиндрической части канала - 2819 мм. Длина каморы - 2006 мм. Дно каморы закругленное. Бомбарда стреляла каменными ядрами весом 309 кг, заряд пороха весил 22 кг.
Бомбарда в свое время защищала Дарданеллы. Как видим, внешне и по устройству канала она очень схожа с Царь-пушкой. Главное и принципиальное различие в том, что турецкая бомбарда имеет ввинтную казенную часть. Видимо, по образцу таких бомбард и делалась Царь-пушка.
Царь-дробовик
Итак, Царь-пушка - это бомбарда, предназначенная для стрельбы каменными ядрами. Вес каменного ядра Царь-пушки составлял около 50 пудов (819 кг), а чугунное ядро такого калибра весит 120 пудов (1,97 т). В качестве же дробовика Царь-пушка была крайне неэффективна. По стоимости затрат вместо нее можно было изготовить 20 малых дробовиков, на заряжание которых нужно гораздо меньше времени - не сутки, а всего 1−2 минуты. Замечу, что в официальной описи «При Московском арсенале состоящей артиллерии"# на 1730 год числилось 40 медных и 15 чугунных дробовиков. Обратим внимание на их калибры: 1500 фунтов - 1 (это и есть Царь-пушка), а затем следуют калибры: 25 фунтов - 2, 22 фунта - 1, 21 фунт - 3 и т. д. Наибольшее число дробовиков, 11, приходится на 2-фунтовый калибр.
И все-таки она стреляла
Кто же и почему записал Царь-пушку в дробовики? Дело в том, что в России все старые орудия, находившиеся в крепостях, за исключением мортир, со временем автоматически перечислялись в дробовики, то есть в случае осады крепости они должны были стрелять дробью (каменной), а позже - чугунной картечью по пехоте, идущей на штурм. Использовать старые орудия для стрельбы ядрами или бомбами было нецелесообразно: а вдруг разнесет ствол, да и у новых пушек баллистические данные были куда лучше. Так Царь-пушка была записана в дробовики, в конце XIX - начале ХХ веков о порядках в гладкоствольной крепостной артиллерии военные забыли, а гражданские историки вообще не знали и по названию «дробовик» решили, что Царь-пушка должна была использоваться исключительно в качестве противоштурмового орудия для стрельбы «каменным дробом».
Точку в споре, стреляла ли Царь-пушка, поставили в 1980 году специалисты из Академии им. Дзержинского. Они исследовали канал орудия и по ряду признаков, в том числе по наличию частиц сгоревшего пороха сделали вывод, что из Царь-пушки стреляли, по крайней мере, один раз. После того, как Царь-пушку отлили и отделали на Пушечном дворе, ее перетащили к Спасскому мосту и уложили на землю рядом с пушкой «Павлин».# Чтобы передвинуть орудие, к восьми скобам на его стволе привязывали веревки, в эти веревки впрягали одновременно 200 лошадей, и те катили пушку, лежащую на огромных бревнах - катках.
Первоначально орудия «Царь» и «Павлин» лежали на земле у моста, ведущего к Спасской башне, а Кашпирова пушка - у Земского приказа, располагавшегося там, где сейчас находится Исторический музей. В 1626 году их подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землей. Эти помосты назывались роскаты. Один из них, с Царь-пушкой и «Павлином», поставили у Лобного места, другой, с Кашпировой пушкой, - у Никольских ворот. В 1636 году деревянные роскаты заменили каменными, внутри которых устроили склады и лавки, торговавшие вином.
После «нарвской конфузии», когда царское войско потеряло всю осадную и полковую артиллерию, Петр I велел срочно лить новые пушки. Необходимую же для этого медь царь решил добыть переплавкой колоколов и старинных пушек. По «именному указу» было «велено перелить в пушечное и мортирное литье пушку «Павлин», что в Китае у Лобного места на роскате; пушку Кашпирову, что у нового Денежного двора, где был Земской приказ; пушку «Ехидну», что под селом Воскресенским; пушку «Кречет» ядром пуд десять фунтов; пушку «Соловья» ядром 6 фунтов, что в Китае на площади».
Петр в силу своей необразованности не пощадил самые древние орудия московского литья и сделал исключение лишь для самых крупных орудий. В числе их, естественно, оказалась и Царь-пушка, а также две мортиры литья Андрея Чохова, которые в настоящее время находятся в Артиллерийском музее в Петербурге.