Борис гребенщиков и его жены. Гребенщиков засветился с любовницей
У многих творческих людей личная жизнь богата на истории, вот и нынешняя жена Бориса Гребенщикова далеко не первая в его послужном списке.
Первой женой легендарного исполнителя стала Наталья Козловская, которая на момент их бракосочетания только закончила институт. Союз этот просуществовал недолго – около трех лет понадобилось Наталье, чтобы понять, она не готова жить рядом с таким человеком, как Гребенщиков. Он увел ее в свое время у одного из музыкантов группы!
Борис Гребенщиков с первой женой фото
У Натальи и Бориса есть дочь – известная актриса Алиса Гребенщикова. Однако отец и дочь редко появляются на публике.
Вторая жена Бориса Гребенщикова также была отбита им у члена коллектива «Аквариум». Людмила Шульгина состояла в гражданских отношениях с Всеволодом Геккелем. Людмиле и Всеволоду пришлось на какое-то время приютить Гребенщикова, и это привело к образованию нового союза.
вторая жена Бориса Гребенщикова фото
Шульгина первое время была уверена в верности супруга, пока ей не рассказали знакомые всей правды – Борис паталогически неверен. Людмила с положением вещей на время смирилась, а потом еще и забеременела. Когда она была на четвертом месяце, у Гребенщикова начался роман с Ириной Титовой, она на тот момент была женой бас-гитариста «Аквариума». Видимо, Борис решил придерживаться проверенной тактике.
Около трех лет продолжались его отношения на две семьи, пока Людмила не решила положить этому конец. Разрыв с Гребенщиковым дался ей с трудом – бывшая жена стала выпивать крепкий алкоголь. Судьба ее печальна, о чем она и сама сожалеет. Глеб после разрыва родителей жил то с отцом, то с бабушкой. Сейчас он известный диджей. У него есть дочь Алиса.
третья жена Бориса Гребенщикова фото
Ирина Титова – единственная, кто смог задержаться в жизни Бориса Гребенщикова на столь длительный срок. Они вместе уже больше двух десятков лет. Вряд ли Гребенщиков изменил своим пристрастиям, скорее жена научилась на многое закрывать глаза. Вместе они воспитывали детей от первого брака Ирины – сына и дочь. Последнюю Гребенщиков даже удочерил. Видимо, у Ирины призвание такое – жена Бориса Гребенщикова.
Истории о том, как Гребенщиков уводил супругу у басиста «Аквариума» Миши Фанштейна не сохранилось. Однако доподлинно известно, что именно мягкая блондинка Наташа Козловская стала первой женой БГ.
Легенда гласит, что свадьба была роскошной, особенно по меркам СССР. Гребенщиков снял «Асторию» и пригласил кучу народу. В числе прочих были музыканты тогда уже дружественной команды «Машина времени». В одном из своих интервью БГ признался, что дружба с Макаревичем у его началась с того, что на Таллинском фестивале рок-музыки оба влюбились в Наташу.
Самоуверенный москвич попытался увести ее в номер, но Борис был бдителен и готов к авантюрам: он увязался за ними. В результате Наталья тихо наблюдала, как парни всю ночь напиваются и делятся секретами. Знакомство двух замечательных людей было настолько самодостаточным, что девушку они уже не замечали.
Алиса
В результате Наталья все-таки досталась неземному БГ. И в первый год брак был весьма счастливым, потом — пошел на спад, а когда супруга объявила, что ждет ребенка, Борис и вовсе стал пропадать ночами. Пара развелась, Наталья с грудной Алисой на руках почти перестала общаться с Борисом. Прошло совсем мало времени, и женщина встретила свою настоящую судьбу — талантливого питерского психотерапевта Дмитрия Овечкина.
Он был счастлив, когда Наташа согласилась выйти за него замуж, а малютку Алису в прямом смысле носил на руках. Именно он воспитал девочку, направлял ее и помог выбрать профессию. Он настоял на том, что если дочь легендарного артиста тоже тянет быть артисткой — обязательно надо пробовать.
Алиса Гребенщикова признается, что долгое время стеснялась громкой фамилии, но однажды прочла интервью Лизы Боярской, в которой тогда еще совсем юная девочка рассказывала о своей дружной семье и легендарном отце, и подумала: а почему, собственно, я должна скрывать?
Первый же фильм, в котором снялась актриса, прогремел на всю страну. И хотя он не был шедевром, критики отметили его уже потому, что в титрах значилась Алиса Гребенщикова — какого надо Гребенщикова!
Бо и Лю
Разведясь с Натальей, Борис вспомнил свою юношескую любовь к слабому полу. В одном из интервью он даже признается, что на гитаре-то научился играть только чтобы девчонкам нравиться. И в этот раз девчонки снова были от него без ума. Но одна из них — всегда рядом, — супруга еще одного коллеги по цеху — Севы Гаккеля.
Они будут встречаться тайно, называя себя Бо и Лю: новую завоевательницу сердца БГ звали Людмилой. Гаккель всегда был погружен в музыку, а Люде так не хватало его внимания. Когда, после долгих посиделок, Сева ложился спать, оставляя дома близкого друга БГ, они с Лю пробирались на крышу, где под питерским небом валялись, глядя на звезды и загадывая желания, целовались и предавались страсти до самого рассвета.
Когда Сева узнал об этом, он просто отошел в сторону. Лю потом будет рассказывать, что муж всегда больше любил БГ, чем ее. Однако именно это дало им возможность пожениться.
Бо и Лю были вместе девять счастливых лет. У них родился маленький Глеб, который потом тоже увлечется музыкой и станет не очень известным петербургским диджеем с псевдонимом в виде перевернутого прозвища отца — Gebe.
Ирина
Распалась пара из-за любвеобильности Гребенщикова. Людмила расскажет, что однажды узнала о том, что у него множество любовниц. Отыскала самую любимую — Ирину Титову, которая была… женой басиста и друга Гребенщикова!
Растерянная женщина отказалась от борьбы за любимого и в одночасье разорвала все отношения. Таким образом Лю освободила Гребенщикова от тяжелых разговоров и обязанности разрывать отношения самостоятельно. Сложный разговор с мужем предстоял лишь Ирине… теперь уже той самой Ирине Гребенщиковой.
Младшей дочке он отдал столько любви, сколько, наверное, не получал никто из его детей.
БГ всегда настаивал на том, что третьей жене никогда не изменял, хотя их окружение не скрывает: у него были женщины, и Ирина об этом знала. Но всегда относилась философски, умея всегда с достоинством выдержать очередную сплетню о любовных похождениях мужа. За это и многое другой БГ боготворит свою любимую.
Сына Ирины от первого брака — Марка — Гребенщиков усыновил и воспитывал как родного. А позднее у них с Ириной появилась общая дочка Василиса. В третьем браке БГ по‑настоящему повзрослел и остепенился. Младшей дочке он отдал столько любви, сколько, наверное, не получал никто из его детей.
http://polittechno.livejournal.com/437238.html?mode=reply
По моему твердому убеждению, адресатом этого послания должен был стать другий персонаж - Генеральный директор Первого канала Константин Эрнст.
Для которого жизнь и судьба людей, называемых им "друзьями", давно не стоит ничего.
Окстись, Костя!
18 февраля по каналу НТВ был показан сюжет о бывшей жене Бориса Гребенщикова Людмиле Шурыгиной. А 22 февраля музыканты классического состава Аквариума Михаил Файнштейн и Всеволод Гаккель были приглашены на Первый канал для участия в ток-шоу «Пусть говорят» с ведущим Андреем Малаховым.
Темой шоу должен был стать «ранний» Аквариум эпохи семидесятых-восьмидесятых годов, ведь в этом году группе исполняется 35 лет.
В телефонном разговоре один из редакторов уверил Михаила и Севу в том, что шоу не будет касаться личной жизни Бориса Гребенщикова, и обещал познакомить с кругом вопросов, которые будут затронуты. Но вопросы так и не были присланы. Причинами были названы вероятные «сбои в сети в Интернет».
Приехав в телецентре Останкино Михаил и Сева встретили Андрея Тропилло и Анну Черниговскую, вдову Андрея Романова, которые тоже были приглашены для участия в шоу, уже находясь в Москве.
Но еще при прохождении паспортного контроля в телецентр Останкино Михаил заметил, что в списках гостей значилась Людмила Шурыгина. Почувствовав неладное, он спросил у принимающих администраторов по поводу присутствия Людмилы и, глядя ему в глаза, они его клятвенно заверили, что это какая-то ошибка, и ее в программе не будет.
Когда же дело дошло до съемок, Михаила и Севу последовательно пригласили в студию, где их ждал сюрприз: их собеседницей оказалась Людмила.
Всеволод Гаккель
: «Минут пятнадцать я ждал за звуконепроницаемой дверью студии, не имея ни малейшего представления о том, что там происходит. А сопровождавший меня юный провокатор с блокнотом в руке, который, как казалось, был готов записывать все, сказанное мною, загружал меня вопросами про Виктора Цоя и какой-то ерундой.
Когда меня пригласили в студию, я оказался в шоке, увидев, что это провокация и что нас просто подставили. Я не видел Людмилу почти пятнадцать лет и не был готов обсуждать с ней историю почти тридцатилетней давности.
Все вопросы были про Бориса, и я что-то отвечал явно невпопад, не понимая зачем я здесь оказался. Меня обуревало единственное желание дать по лицу человеку, который почему-то мне эти вопросы задавал. Когда же я решил просто встать и выйти, разговор мгновенно был переведен на другую тему, и съемку скоренько закончили. Людмилу быстро куда-то увели.
После этого я тщетно пытался добиться от кого-нибудь объяснений происшедшего. Все куда-то разбежались. Юный провокатор, выполнив свою грязную функцию, исчез. Я даже не запомнил его имени, но, как выяснилось, это был тот подонок, что мне звонил.
Появились какие-то девушки, которые вели на заклание новые жертвы. Все ведущие были с блокнотами, но, находясь там в течение более трех часов, я ни разу не видел, что бы они что-то в них записывали. Все выглядело как тщательно отрепетированный спектакль, в котором юные подонки играют тонко просчитанные психологами усыпляющие бдительность роли.
С нами была милая девушка Дарья, которая боязливо отвечала, что все, что она может сделать, это предоставить нам машину, чтобы мы поскорей уехали. Мне было ее жалко, она много курила, и по ее глазам было видно, что она пока еще сожалеет, что в этом участвует. Но я думаю, у нее это быстро пройдет.
Мне так никто и не дал никаких вразумительных объяснений.
Пришла еще одна миловидная дама по имени Елена Твердохлеб, вероятно психолог, которая стала меня успокаивать и отвлекать уверениями в том, что они разберутся, и чтобы я им звонил. Но, выходя из студии, я уже понимал, что это бесполезно.
На них можно подать в суд, но это будет что слону дробина.
Я просто еще раз выставлю себя на посмешище.
Я давно не видел ничего более отвратительного».
Борис Гребенщиков – не только гуру, который всегда пребывает в космосе, и «голос поколения», но и мужчина, который долго искал свою вторую половину. По пути он неплохо разобрался в женской натуре – и это нашло отражение в его песнях.
Ты животное лучше других, я лишь дождь на твоем пути.
Гребенщиков с детства был предметом обожания слабого пола. Еще в пионерском лагере одна девочка написала ему записку: «Ты умен. Ты красив. И, что самое ужасное, ты осознаешь цену всему этому. Ты так страшен для женщин, но они всегда будут любить тебя».
Три сестры разорвут меня на части.
Вокруг группы «Аквариум» всегда было множество поклонниц. Некоторые, переходя из количества в качество, становились потом женами музыкантов. Стремясь изменить мир вокруг себя с помощью музыки, «Аквариумисты» репетировали целыми днями, поэтому времени на знакомства с девушками за пределами близкого круга у них просто не было. Словом, так сложилось, что все жены Гребенщикова – это бывшие спутницы других участников группы.
Хочу я всех «мочалок» застебать, нажав ногой своей на мощный «фуз».
Первая жена – Наталья Козловская, появилась в жизни молодого БГ в самом начале его творческого пути, сразу после окончания института. Она присутствовала на всех репетициях, которые тогда проходили в основном на квартирах. Поначалу она была девушкой басиста «Аквариума» Михаила Файнштейна.
Некоторые женятся, а некоторые так.
Родители Наташи не одобряли занятия «вредной музыкой». Считали, что быть математиком в НИИКСИ, где тогда работал БГ, гораздо лучше. Сами они тоже были научными сотрудниками. Свадьбу сыграли осенью 1976 года в гостинице «Астория». Приехал Макаревич, пригнал из Москвы машину с аппаратурой – и они всю ночь играли для гостей.
Я сжег всю карму в эту ночь, и у меня родилась дочь.
Сначала молодые жили в квартире Гребенщиковых, в комнате бабушки, которая переехала на кухню. Затем перебрались к Наташе. Летом 1978 года родилась дочь Алиса Гребенщикова, ныне популярная актриса.
Это событие было отмечено записью альбома «Все братья - сестры», который завершал период подпольных записей «доисторического Аквариума».
Марина мне сказала, что ей стало ясно,
Что она прекрасна, а жизнь напрасна,
И ей пора выйти замуж за финна.
1980 год стал рубежом в жизни БГ. В Тбилиси организовали всесоюзный рок-фестиваль, на который Гребенщиков со товарищи отправились выступать, хотя и не были заявлены в официальной программе. «Аквариум» выступил от души и произвел фурор. Это был панк-рок, психоделика и перформанс в одном флаконе.
Были исполнены самые смелые песни в самых отвязных аранжировках. Музыканты играли лежа, сидя верхом друг на друге – и прочие атрибуты истинного рок-н-ролла, тогда запрещенные в стране. Запись скандального концерта вошла в альбом «Электричество» и о группе заговорили по всей стране.
Когда группа вернулась в Ленинград, в НИИКСИ сразу поступил звонок из горкома партии с распоряжением в 24 часа уволить Гребенщикова. Его вызвали в райком и исключили из комсомола, а также наложили официальный запрет на выступления.
БГ, как и многие неформалы в то время, устроился ночным сторожем и проработал им целый год. Родители Натальи сказали: «Мы же говорили, что эта музыка его до добра не доведет». И она вместе с ребенком ушла. Быть женой сотрудника НИИКСИ - одно дело, а быть женой сторожа - совсем другое.
Впрочем, она недолго была в одиночестве. Стоило им оформить развод, как она сразу же вышла замуж. БГ пришел на ее свадьбу, но Наташины родители его не пустили.
Все, что я хочу - это ты!
Переехав в 1980 году, после развода к своему виолончелисту Севе Гаккелю, БГ знакомится с его гражданской женой – художницей Людмилой Шурыгиной. Поначалу они плохо ладили, но постепенно юный одинокий поэт влюбляется в своенравную девушку, которой было скучно со спокойным и предсказуемым
Гаккелем.
Как-то раз молодые люди поднялись на крышу посмотреть на звезды, в которых БГ знал толк. Людмила оказалась не в состоянии устоять перед харизматичным мужчиной. Эти наблюдения стали регулярными.
Узнав про их взаимоотношения, Всеволод смог понять и жену и друга. Он остался с ними в дружеских отношениях, спокойно отойдя в сторону. Счастье друга было дороже. В течение года они встречались и гостили у друзей, а потом переехали в квартиру, которую Людмиле дали от работы. Начинается новый период жизни – рок полностью захватывает Ленинград, и БГ оказывается на гребне «новой волны».
Ветер, туман и снег. Мы одни в этом доме…
В декабре 1984-го у них родился сын Глеб. Спустя год, стремясь к спокойной жизни, БГ и Людмила решают переехать в деревню Ящерово под Валдаем, где уже обживались «митьки» и брат Мамонова.
Они выкупили у председателя местного колхоза здание бывшего деревенского клуба. Этот дом должен был стать для них местом «пускания корней». Однако деревня быстро наскучила артисту, привыкшему к светской жизни. Гребенщиковы переехали обратно в Ленинград.
Мы используем друг друга, чтоб заполнить пустые места.
Аквариум становится официально разрешенной группой, и Гребенщиков почти все время проводит на гастролях. В этот период отношения пары заметно ухудшаются. У жены возникают постоянные подозрения относительно отсутствующего мужа и проблемы с алкоголем – на фоне волнений и богемного образа жизни.
Внезапно Гребенщикову поступает предложение от американских продюсеров на запись шести альбомов на английском языке, которым БГ владел идеально. Тогда как раз произошел знаменитый роспуск первого состава «Аквариума». У БГ начинаются регулярные длительные поездки в США.
Гребенщиков был тогда первым из представителей русского рок-н-ролла, кто заявил о себе на западе. Дэвид Боуи специально вернулся из отдаленной поездки, чтобы встретится с ним. Про рок-звезду из России снимают фильм «Long way home», где звучит одна из лучших песен, посвященных прекрасной половине - «Она моя драма». Такое вдохновение, разумеется, не обошлось без новой музы.
Нам не так уж долго
Осталось быть здесь вместе…
БГ вернулся из США национальным героем. Но для личной жизни Гребенщикова этот период был тяжелым. Жена ревновала его к Ирине, жене басиста Александра Титова. И не беспричинно.
Их знакомство случилось три года назад, во время совместного отдыха в Коктебеле, и обернулось симпатией, завязанной на интеллектуальном взаимопонимании. Общение продолжилось в Америке.
Стараясь восстановить отношения, в 1988 году БГ с Людмилой расписались, но этому браку не суждено было продлиться. Ссоры стали постоянными и, спустя год, они развелись. Глеб остался с мамой и ее новым «другом», а Гребенщиков, оставив бывшей семье квартиру, удалился на очередные поиски себя.
Что впереди - не знаю,
Но знаю судьбу свою -
Вот она ждет, одна,
Та, которую я люблю.
Вскоре новая (и «окончательная») муза развелась с Александром Титовым и переехала к БГ с семилетним сыном и новорожденной дочкой Василисой, которую он удочерил. Через несколько лет к ним присоединился и Глеб.
Влюбленная пара сыграла свадьбу в 1991 году – и с тех пор никогда не расставалась. Чтобы получше скрепить свои чувства, супруги отметили свадьбу четыре раза: в России, Японии, Индии и Латинской Америке, где Габриэла Рут, записавшая с БГ альбомы с буддийскими мантрами, провела свадебный ритуал по обычаям мексиканских индейцев.
«Ирина оказалась великолепной женой. Ласковое сочувствие, никаких «почему», никаких «нет», веселое настроение - качества, которыми очаровывали мужчин женщины во все времена», - вспоминала Людмила Гребенщикова в мемуарах «Мой Сын БГ».
Ты нужна мне - это все, что мне отпущено знать.
«Я под словом «любовь» понимаю только одно: особые приятные ощущения от многих вещей, которые существуют только для меня. Любовь находится не вовне, а внутри. И если у тебя есть генератор, который производит ток под названием «любовь», то ты будешь испытывать любовь ко всему. Любовь – источник, который заставляет тебя любить мир во всех его проявлениях».
И я не помню ни твоего званья, ни отчества,
Но знаешь, в тебе есть что-то, что заставляет этот курятник сиять.
«На Тибете принято считать, что женщина - источник интуитивной мудрости. Настоящий йог, если это мужчина, видит мир как женское начало, а женщина – мужское. Поэтому от женщины идет вся информация, реально мне необходимая. В женщине меня привлекает то, когда она это сознает. И не привлекает, когда женщины пытаются - бедные! - мыслить «по-мужски». Это извращение. У очень многих женщин так закручены мозги (их так воспитали!), что они пытаются подстроиться под мужчин, а у мужчин голова и без этого в таком бардаке, таком кавардаке!»
Любовь – это все, что мы есть.
«Любовь - приносит только свет и счастье. Все мучения, приписываемые любви, не имеют к ней никакого отношения. Наши мучения - это неудовлетворенные гордость, ревность и страсть собственника. Настоящая любовь - это единственный взгляд на мир, приносящий плоды; единственная реальная форма существования, и она естественнее всего, что мы знаем в жизни».
Там, где ты проходишь, вырастают цветы,
Конец света отменили из-за таких, как ты!
Женщины занимают важное место в творчестве Гребенщикова. Их противоречивой природе посвящено название альбома 1997 года «Лилит», записанного в Нью Йорке с легендарной группой Боба Дилана The Band.
Здесь Лилит (Черная Луна) - это неограниченная женская стихия вне понятий добра и зла, не сдержанная в своих проявлениях. Олицетворение сексуальной энергии и подсознательных влечений.
Согласно древнеиудейским легендам, она была первой женой Адама. Бог сделал ее из глины, и она сразу затеяла с мужем спор о равенстве. Можно сказать, первая «феминистка», восставшая против позы «женщина снизу. Не сумев убедить супруга в том, что они равны, она улетела прочь.
Виктор и Марианна поженились лишь через три года после знакомства, в феврале 1985 года. Они познакомились на дне рождения кого-то из приятелей. Цою тогда было 19, Марианне 23. Марианна была старше Виктора, из-за чего первое время Цой переживал и комплексовал, тем более что получал он гроши.
«Мы были бедны как церковные крысы, - вспоминала Марианна. - Снимали комнату в коммуналке, питались чем бог пошлет. Даже приличную свадьбу не смогли сыграть. Вместо свадебного платья я надела белый пиджачок и светленькую юбочку в полоску». На свадьбу пришел весь «бомонд» ленинградского андеграунда. В августе того же года в семье Цоя родился сын.
Вместе с Цоем Марианна проживет несколько лет. Будут зимой и летом гулять по улочкам Ленинграда, ютиться в коммунальной квартире у Майка Науменко, ездить с семьей Гребенщиковых - Борисом и Людмилой - на пляж, там они будут купаться, петь, пить и еще раз петь… Вдвоем, без билета, на поезде они будут добираться до солнечного Крыма. В поезде двух «зайцев» найдут проводники. Но на счастье Виктора и Марианны, это не дядьки-проводники, вечно злые и неухоженные, а проводники-студенты, которые слышали полуподпольные записи «Кино». До самого Крыма Цой будет петь свои песни туристам и проводникам. А на побережье Черного моря не сможет разговаривать из-за сорванного в поезде голоса…
Марина Бутусова: «Первое впечатление от Бутусова - глаза. В колхозе, куда нас отправили на картошку сразу после поступления в институт, Слава носил вязаный «шлем» с узкой прорезью на лице, за что и получил смешное прозвище среди однокурсниц… «Серая шапочка только и ходит на утреннюю гимнастику, чтобы на тебя поглядеть», - как-то сказала мне подружка. А я обычно не смотрела по сторонам и многого не замечала. Стала тоже потихоньку приглядываться к Славе… Подойти он решился ко мне только на посвящении в студенты. Мы оба отучились в художественных школах и уже в 16 лет поступили в Свердловский архитектурный институт, но на разные факультеты. И вот когда получили зачетки, Слава вызвался проводить меня до «Уралмаша». Сам он при этом жил на другом конце города, куда потом до глубокой ночи добирался на перекладных.
По характеру мы оба были молчуны - шли рядом, но не разговаривали. Первые взрослые отношения - вот и мы все из себя серьезные. Замерзли по дороге - зашли погреться в подъезд. Я ставлю под ноги свой новенький портфель, где хранится вся моя «студенческая жизнь»: чистая тетрадка, набор помад, который приобрела у какого-то барыги, и зачетка. По лестнице скатывается шумная компания. А мы все молчим: смотрим в окно, на батарею, друг на друга… Часа через полтора Слава выдает первую фразу: «Как думаешь: ты мне нравишься или я тебя люблю?» От смущения роняю глаза в пол: а портфеля-то моего нет! Вспоминаю, что мимо пробегала какая-то шпана. Пулей вылетаем из подъезда, ловим милицейский «каблучок». Стражи порядка нас же и отчитывают: «Следите за своими вещами!» Это и было единственное признание в любви за всю нашу жизнь… Молчуны!
После многочисленных ночных прогулок я набралась смелости познакомить со Славой маму. Она бросила фразу: «Привела какого-то татарина…» - такое было ее первое впечатление. А потом так самозабвенно его полюбила! Ведь Слава был рядом, когда в нашей семье случилось горе - отца нашли на улице истекающим кровью. Какие-то хулиганы ударили его по голове - может, мстили за что-то (он работал в суде). Двадцать дней, до самого конца, мама дежурила у его постели, а мы со Славой приходили навещать. Поскольку он жил далеко, решили: поживем это время у нас в квартире, на «Уралмаше». Слава участвовал и в похоронах, во всем нас поддерживал. Во время прощания с отцом мне было совсем худо: мало того что такая невосполнимая потеря, так еще и постоянно тошнит… Где-то через месяц мама сообразила, в чем дело. В свои 17 лет я и не задумывалась, что откуда берется! Так что Аня у нас сразу наметилась. И счастье, и несчастье мы со Славой умудрились пережить за какие-то четыре месяца: в сентябре познакомились, в октябре стали жить вместе, а 10 января уже сыграли свадьбу».
Владимир Шахрин: «Во-первых, изначально между людьми должна быть просто любовь. Когда мужчина делает предложение, он должен чувствовать, что хочет прожить с этой женщиной всю жизнь. А потом мужчине нужно стараться в первую очередь думать и заботиться о своей жене, чтобы ей было хорошо. Не переходить определенную грань. Моя жена от меня за всю жизнь не слышала ни одного матерного слова. А мы с ней знакомы с 1976 года. Хотя все эти нецензурные слова я, конечно, хорошо знаю: на стройке как-никак восемь лет отработал».
2 ноября 1987 года гитарист группы «Кино» Юрий Каспарян женился на американской певице Джоанне Стингрей, имя которой в значительной степени связано с популяризацией на Западе питерского рока.
Джоанна Стингрей: «Свадьба получилась восхитительной. Официальная часть проходила в ленинградском Дворце бракосочетаний. Это было очень смешно. Я не понимала ничего из того, что говорит сотрудница Дворца бракосочетаний, и не говорила по-русски. Меня научили, что надо отвечать «да!». Я ждала момента, когда эта женщина обратится ко мне, чтобы сказать «да!», и волновалась, что могу произнести это не вовремя. А после официальной части была вечеринка в Петропавловской крепости. Там были все друзья - все рокеры Ленинграда и мои родители. Был большой концерт, была замечательная атмосфера».
Наташа Кораблева поселилась у бабушки на Васильевском острове. Заглянул как-то двоюродный брат Вячеслав. Он играл тогда в малоизвестной ленинградской команде «Капитальный ремонт». «Это Майк», - представил он своего спутника.
Во всем Ленинграде, наверное, не было человека, который не слышал бы имени Майка Науменко.
Второй раз они встретились на свадьбе Вячеслава. В разгар торжества Михаил уехал на вечерний спектакль в Большой театр кукол, где в то время работал радистом. А потом неожиданно вернулся.
«Вот тут уж все удивились! - вспоминает Наташа. - А Майк пригласил меня на репетицию. Однажды Майк рассказал о новой пластинке Дэвида Боуи, и я пожелала немедленно ее послушать. Я даже настаивала… Майк, слегка удивившись такому нахальству, привел меня к себе. Плюньте в глаза циникам, утверждающим, что все рок-музыканты - самоуверенные бабники! Бывают юноши трепетные и прекрасно воспитанные…»
Однажды летним вечером, когда Наташа и Майк любовались купчинскими домами с балкона Иши Петровского, Майк сказал: «Мечтаю поселиться с тобой в старинном замке, но могу предложить только квартиру с родителями и зарплату сторожа…»
Первая жена Бориса Гребенщикова Наталья Козловская решила соединить с ним свою судьбу сразу после окончания института. Их свадьба была громко отмечена в ресторане «Астория» в обществе многочисленных друзей. Через год Борис стал отцом маленькой Алисы.