Бог разберется. "Бог разберется, кто из нас "враги народа"
Одиозный телеканал «Царьград ТВ», живущий на деньги «православного олигарха» Константина Малофеева, опубликовал «список ста самых ярых ненавистников России». На одной выкладке списка телеканал не остановится. В течение месяца все желающие смогут проголосовать онлайн, чтобы выбрать «победителя». Имя «главного русофоба 2016 года» будет названо 1 февраля 2017 года. Ему, обещает канал, достанутся «печеньки от Нуланд, 30 сребреников от Госдепа и шоколадная медаль от Сороса». О том, что попала в список ярых русофобов, Лия Ахеджакова узнала только от Sobesednik.ru.
- Проханов, Делягин, Прилепин, Милонов...
Ясно. Наверное, у меня хорошая компания? Нас-то побольше будет. Расскажите, кто еще, кроме меня, вошел.
Много зарубежных политиков: Порошенко, Олланд, Меркель. А из наших попадаются и вполне системные персонажи: Игорь Шувалов, Герман Греф.
Греф? Да, «русофоб» и «нацпредатель». Я с ним знакома. Наверное, Греф попал в этот список, потому что помогает фонду Чулпан Хаматовой «Подари жизнь» и за то, что он современный, умный, благородный человек. А кто еще с нами?
- Эдуард Успенский - «за критику российских новостей о ситуации на Украине».
Это чудный человек.
Режиссер Алексей Учитель. Его внесли из-за фильма «Матильда», который общественные активисты при поддержке Поклонской называют русофобским и оскорбляющим память царской семьи. Хотя картина еще даже не вышла на экран.
Не знала, что Учитель - наш, «пятая колонна».
- Борис Акунин.
Этим человеком я восхищаюсь и горжусь. Я даже с ним чуть-чуть знакома.
- Алла Гербер.
Это первая «предатель-ница».
- Дмитрий и Геннадий Гудковы.
Согласна, я их поклонница.
- Аркадий Дворкович.
Странно, что он загремел в нашу бригаду порядочных л-юдей.
- Касьянов и Мальцев.
Тут я против. Их, видно, «до кучи» взяли. Мальцев - националист, который вместе с Касьяновым разворотил и развалил ПАРНАС. Своими руками.
- Андрей Пионтковский.
Вот это гений! Если в чем-то не могу разобраться, ищу, что сказал Пионтковский, и уже думаю, как он.
- Константин Райкин.
Он одной ногой здесь, другой - там.
- Ксения Собчак.
Она тоже и нашим, и вашим. Я знала ее отца и очень уважала его. А дочь... она совсем другая.
- Павел Лобков.
Я считаю, что это очень ответственно - быть в списке «русофобов», который составляют Проханов и Ко. Это список благородных людей. «Пятая колонна» должна быть чистой. А Лобков позволил себе написать в фейсбуке омерзительную шутку - якобы мою - о новом американском президенте Трампе («В своем обращении к американскому народу, - написал Лобков, - актриса запрещает Мелании Трамп и ее вульгарному муженьку смотреть фильмы со своим участием»). Мне уже надоело, что какие-то люди вытирают ноги об меня от моего же лица. Я порвала с «Дождем» навсегда.
- Людмила Улицкая.
С Люсей дружу, играю ее пьесы и преклоняюсь после «Лестницы Якова» и «Зеленого шатра». Не так много у нас хороших писателей, сохранивших здравость ума. Например, у Прилепина перо замечательное, но в башке - товарищ Сталин. Это уже всё, ничего с этим не поделать... А где Гинкас? Каму Гинкаса забыли! А ведь он очень наш.
- Зачем вы подсказываете?
Но он ведь тоже «враг народа». И немедленно надо внести в этот список Аллу Борисовну Покровскую, мою близкую подругу, маму Миши Ефремова. Она этого стоит! А то не тех пишут...
- Ефремова во «враги» тоже записали - за чтение стихов Орлуши.
Мишенька каким-то невероятным юмором пилит этот гадский сук, на котором мы сейчас все сидим. И правые, и виноватые, и герои, и предатели - все сидим на этом суку. Он трещит, накреняется. Но пока выдер-живает.
- Я так понимаю, вы считаете лестным для себя быть в списке «русофобов»?
Я считаю, что это список замечательных людей. Каждый из них сделал для России что-то очень важное и заметное. А те, кто называет их предателями, кроме того, что получают деньги за то, что поливают порядочных людей, ничего для страны не сделали. Большинство тех, кого причисляют к «пятой колонне» - прекрасные, лучшие люди, которых я глубоко уважаю. Поэтому для меня честь, что я в такой компании. Хотя мне кажется, что немножко недостойна. Я только говорю, что думаю, и считаю, что это единственное, чем могу быть полезна. А то, что нас переписывают и называют «врагами народа»... Бог во всем разберется. И время, и история. Кто есть враги - это все очень скоро выяснится. Конечно, многие увернутся. Приспособятся. Перелицуются. Но большинство из них будут названы.
- Лично вас, вероятно, записали во «враги народа» за поддержку Украины и Надежды Савченко.
В ноябре я приезжала со спектаклем в Тюмень. Федоровские активисты из НОД (Национально-освободительное движение, прославившееся нападениями на оппозиционеров. - Авт.) распространяли огромное количество листовок, я одну привезла. Там список всех моих «преступлений» - политических высказываний, которые я когда-либо делала. Видимо, я, чтобы не быть «нацпредателем», должна иметь мнение Проханова. Ну что же мне делать, если мы с ним разные люди?! У нас разные судьбы, мы читаем разные книги. Я не умею думать, как он... Поэтому против меня и ведется война. Все эти ложные твиттеры, которые пишут что-то якобы от моего лица... Мне потом приходится каждый раз мучиться, брать адвоката, писать в Роскомнадзор. Мне уже это надоело до чертиков!
- Лия Меджидовна, если вы - «враг народа», то как называть Проханова, Милонова и п-рочих?
А это - «друзья народа»! Только я не знаю, какого. Вот кто их колонна? Я хочу это знать. Кто колонна Проханова, который назвал меня «кровавая Мэри»? Это я случайно по телевизору услышала. Я - «кровавая Мэри», вы представляете?!
- Все с ног на голову.
Перевертыш и раскол. А сейчас, после того, что произошло с ТУ-154 и моим другом Лизой... Я, когда услышала, что она была на борту пропавшего самолета, сразу стала искать ее номер в записной книжке, чтобы узнать, что случилось. Оказалось, Лиза была у меня на букву «Д» - Доктор Лиза. А потом стало ясно, что уже некуда звонить, только на дно Черного моря... И вот уже Проханов ее присвоил. Она для него друг, любимый человек и даже «праведница». Мне кажется, гибель этого самолета окончательно разделила наше население на две враждующие половины. Одни убиты известием о крушении борта с артистами и медикаментами. Другие злорадствуют из-за гибели тех, кто летел «попраздновать Новый год с военными, которые бомбили Алеппо». Этот раскол начался с Украины, с Донбасса, продолжился после «Крымнаш», а теперь... Мы артисты, нас везут - вот в чем ужас. И мы будем танцевать там, куда полетит наш самолет. В Сирию - так в Сирию. Веселиться после того, что случилось в Алеппо. Понимая, какой ценой дался этот праздник. Артисты Ансамбля песни и пляски им. Александрова работали в таком же коллективе, каким для меня является театр.
- Если бы «Современник» отправили в Сирию, вы бы тоже полетели?
Наверное, да.
- Почему не можете отказаться?
А кто сыграет мою роль?.. У нас, к сожалению, рабская профессия. И я бы летела. И я бы сейчас на дне Черного моря была, если кто-нибудь, не дай бог, придумал послать «Современник» развлекать наших... «победителей»... Я даже боюсь еще какие-то слова говорить - в тюрьму сразу попадешь. Мне тяжело, но надо сказать: крушение самолета с ансамблем - это конец, это кирдык. С одной стороны, погибли невинные. Но погибли и люди, которые это нам устроили. Там были и военные. Слышала, что в Адлере самолет брал на борт еще каких-то ч-инов...
- Они в какой-то степени тоже «члены коллектива».
Бери выше. Кто нас туда запустил - на дно Черного моря? Не террорист, нет.
Здесь, на особенном Юге, пустило корни особое вероучение - так называемая катарская ересь, которая представляла собой довольно самостоятельный вариант вероучения, изначально следующий от христианства. Катары (альбигойцы) полагали, что их религия воплощала порядок и верования первоначальной церкви. Наименование «катары» (что по-гречески значит «чистые») распространили авторы XIX века. А название «альбигойские еретики» впервые появилось в окружении Бернара Клервоского, проповедовавшего в городах Тулузе и Альби в 1145 году. Сами еретики ни альбигойцами, ни катарами себя не называли, свято веря в то, что они и есть доподлинные христиане.
Экстремизм их религиозной идеологии фактически продолжал одну из многих идеологических линий Священного писания христиан, а именно тему основополагающего космического дуализма, финальной борьбы сил Добра и Зла, наиболее остро заявленную в последней книге Нового Завета - Апокалипсисе, или Откровении Иоанна Богослова. Для определения своей позиции катары находили слова любимого ученика Христа, апостола Иоанна: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин, 5, 19), что мир подчинен злу и управляется насилием, что на всем земном с неизбежностью лежит печать Сатаны, и ничего поправить нельзя.
Бесконечно злому миру противостоят бесконечно добрый Господь Бог и созданные им души.
На основе этих идей и выстраивалась мировоззренческая система катаров. В частности - их претензии к существующей Церкви, которая скорее только третировала материальное и мирское, нежели всерьез порывала с миром торжествующего зла и материализма. Такая Церковь, соглашающаяся быть, как говорится в Писании, «от мира сего», не могла нести на себе Божьей благодати и служить спасению верующих. «Исповедоваться священникам - пустое дело, - поясняет попростому один еретик на допросе инквизиции. - Они держат шлюх и хотят нас всех сожрать, вроде того, как волку охота зарезать барана». Радикализм неприятия материального доходил у катар до отрицания святости креста и возможности сооружать церковные здания. Культ и проповедь в частных домах или в чистом поле были, с такой точки зрения, не лучше и не хуже.
Катары не верили ни в ад, ни в рай (есть Бог, который создал души, идеи рая - нет), ни в воскресение из мертвых, ни в Страшный суд. Точнее сказать, адом для них была земная жизнь, и в этом смысле они весьма оригинально пересказали христианский миф об отпадении ангелов. Совращенная князем тьмы часть небесных духов низверглась с небес на землю в мучительный кошмар плотского существования, потому как тот лукаво посулил им «женскую любовь и власть над другими, а также обещал сделать их королями, графами и императорами». Эти небесные духи и стали душами людей и всех животных, которые вынашивают детенышей во чреве. Несчастье падших с неба душ заключается в том, что они не могут вернуться к Богу и вынуждены без конца переселяться из одного земного тела в другое, томясь в этом аду. Вера катаров служила, по их мнению, как раз тому, чтобы пресечь это томление и помочь человеку умереть раз и навсегда. Следуя вероучению катаров, душа после смерти тела уже никуда не переселяется, а ускользает из скорбной земной юдоли и возносится обратно на небеса. Уверовав в правильном направлении, на это может рассчитывать каждый. Будучи творением благого божества, всякая душа добра и равна в ряду других душ. Погубить ее не получится. В конечном итоге человечество придет к тому, что спасутся все души, даже пребывающие в телах инквизиторов: они родятся вновь и станут катарами.
Кто есть Бог-Отец, до сих пор является темой дискуссий богословов всего мира. Его считают Творцом мира и человека, Абсолютом и одновременно – триединым в Святой Троице. Эти догматы вместе с пониманием сути Вселенной заслуживают более детального внимания и анализа.
Бог Отец - кто он?
О существовании единого Бога-Отца люди знали задолго до Христова Рождества, примером тому – индийские «Упанишады», которые были созданы за полторы тысячи лет до н. э. Там говорится, что вначале не было ничего, кроме Великого Брахмана. Народы Африки упоминают об Олоруне, превратившем водный Хаос в небо и землю, а на 5 день создавшем людей. Во многих древних культурах имеется образ «высший разум - Бог Отец», но в христианстве есть главное отличие – Бог – триедин. Чтобы вложить это понятие в умы поклонявшихся языческим божествам, появилось триединство: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.
Бог-Отец в христианстве – это первейшая ипостась , Его почитают, как Творца мира и человека. Богословы Греции называли Бога-Отца основой целостности Троицы, который познается через Своего Сына. Намного позже философы назвали Его первоначальным определением высшей идеи, Бог-Отец Абсолют – первооснова мира и начало сущего. Среди имен Бога-Отца:
- Саваоф – Господь Воинств, упоминается в Ветхом Завете и в псалмах.
- Яхве. Описывается в истории о Моисее.
Как выглядит Бог-Отец?
Как выглядит Бог, Отец Иисуса? Ответа на этот вопрос нет до сих пор. В Библии упоминается, что Бог говорил с людьми в виде горящего куста и столба огня, а увидеть Его воочию не может никто и никогда. Посылает вместо себя ангелов, потому что не может человек узреть Его и остаться в живых. Философы и теологи уверены: Бог-Отец существует вне времени, потому меняться не может.
Поскольку Бог-Отец никогда не показывался людям, Стоглавый собор в 1551 году наложил запрет на Его изображения. Единственным допустимым каноном стал образ Андрея Рублева «Троица». Но сегодня есть и «Бог-Отец» икона, созданная гораздо позже, где Господь изображен, как седой Старец. Ее можно увидеть во многих храмах: на самом верху иконостаса и на куполах.
Как появился Бог-Отец?
Еще один вопрос, на который тоже нет внятного ответа: «Откуда появился Бог Отец?» Вариант был один: Бог существовал всегда, как Творец Вселенной. Поэтому теологи и философы дают два объяснения такой позиции:
- Бог не мог появиться, потому что тогда не существовало понятия времени. Он его создал, вместе с пространством.
- Чтобы понять, откуда появился Бог, нужно мыслить за пределами Вселенной, вне времени и пространства. Человек на такое пока не способен.
Бог-Отец в православии
В Ветхом Завете нет обращения к Богу от людей «Отец», и не из-за того, что не слышали о Пресвятой Троице. Просто положение в отношении к Господу был другим, после согрешения Адама людей изгнали из рая, и они перешли в стан Божьих врагов. Бог-Отец в Ветхом Завете описывается, как грозная сила, наказывающая людей за непослушание. В Новом Завете Он уже – Отец всем, кто в Него верует. Единство двух текстов в том, что в обоих для спасения человечества говорит и совершает деяния один и тот же Бог.
Бог-Отец и Господь Иисус Христос
С появлением Нового Завета, Бог-Отец в христианстве упоминается уже в примирении с людьми через Сына Своего Иисуса Христа. Во этом Завете говорится, что Сын Божий был предвестником усыновления людей Господом. И теперь верующие получают благословение не от первой ипостаси Пресвятой Троицы, а от Бога-Отца, поскольку грехи человечества искупил на кресте Христос. В священных книгах написано, что Бог - Отец Иисуса Христа, который во время крещения Иисуса в водах Иордана явился в виде и повелел людям слушаться Своего Сына.
Пытаясь разъяснить суть веры в Пресвятую Троицу, теологи излагают такие постулаты:
- Все три Лица Бога имеют одинаковое Божеское достоинство, на равных. Так как Бог в Своем существе – един, то и свойства Божии присущи всем трем ипостасям.
- Различие только в том, что Бог-Отец ни от кого не исходит, а Сын Господа родился от Бога-Отца превечно, Дух Святой исходит от Бога-Отца.
…они поют по-французски те самые псалмы, которые мы поем по латыни.
Барон дю Валлон де Брасье де Пьерфон
В течение нескольких веков Тулузское графство, по сути, не знало королевской власти. Будучи формальными вассалами королей Франции, графы Тулузские фактически обладали полной независимостью и управляли графством по своему разумению.
Необходимо заметить, что феодальные отношения Высокого Средневековья сильно отличались от привычных современному читателю отношений начальника с подчинённым или государя с подданным. Король считался не более чем первым среди равных, и очень часто в этом словосочетании ключевым оказывалось последнее слово. Даже де-юре сюзеренитет накладывал весьма немногочисленные обязанности как на вассала, так и на сюзерена: а по факту зачастую игнорировались даже они. Так, Раймунд-Рожер Транкавель, виконт Безье, Альби и Каркассона, вассал короля Арагона Педро II не получил от сюзерена никакой помощи, отправившись на переговоры с крестоносцами при осаде Каркассона и угодив вместо переговоров в тюрьму, где и скончался через несколько месяцев. В свою очередь, сам Педро II, будучи вассалом Папы Римского, через четыре года вступил в войну против крестоносцев, благословлённых на поход, между прочим, его сюзереном: на этой войне король и сложил голову в битве при Мюре.
Вспомним также, что государств ни в современном смысле, ни в смысле позднеантичном в это время в Европе не существовало. Были территории, объединяемые общей культурой населения, сходством языков, обычаев и хозяйственных укладов. Поверх этих территорий, далеко не всегда соответствуя их довольно расплывчатым границам, накладывалась сетка феодальных доменов различного ранга, отражающая не культурную общность, но формальное административное подчинение. Границы доменов при этом также не были незыблемы, как и их число, меняясь в зависимости от военной мощи отдельных феодалов, всевозможных политических манёвров, желания и возможности прибрать себе соседние территории.
Собственно Окситания, частью которой являлось Тулузское графство, располагалась на землях бывших римских провинций Аквитания и Нарбонская Галлия и представляла собой страну, даже язык которой отличался от северных регионов. Если на севере Франции, в бывшей Лугдунской Галлии, говорили на языках, именовавшихся ланг д"ойль, языки Окситании назывались ланг д"ок. Лингвисты относят их к отдельной, окситано-романской языковой подгруппе: укажем для примера, что к разным подгруппам ныне относятся языки, скажем, французский и итальянский.
Понятно, что при подобных обстоятельствах сюзеренитет какого-то там парижского короля, до которого ехать минимум две недели в одну сторону, являлся для сеньоров Окситании по важности чем-то близким к современной конвенции, предположим, по охране биоразнообразия: что-то когда-то подписывали, было дело - и что с того?
Тем более что в самом графстве дела шли отнюдь не плохо. Тёплый средиземноморский климат, слегка смягчённый близостью Атлантики, плодородные почвы, спокойный холмистый рельеф долин Роны и Гаронны предоставляли близкие к идеальным условия для сельского хозяйства. Виноградники Минервуа и Корбьер известны здесь ещё с римских времён, и по сей день являются гордостью Франции, а мелкий рогатый скот успешно разводили ещё в неолите. Греческие колонисты в середине первого тысячелетия до нашей эры завезли сюда культуру пшеницы и масличных деревьев. Удобные морские порты, расположенные на побережье Лионского залива, были идеальными перевалочными пунктами торговых путей на север по долине Роны и на запад, в обход Центрального горного массива. Неудивительно, что здесь возник крупный торговый, а затем и культурный центр.
Судя по сохранившимся свидетельствам, окситанские сеньоры, сами будучи католиками, в культуру населения подвластных территорий особо не вмешивались, предпочитая политические игры, направленные на умножение своих владений. В графстве были крупные иудейские общины, постоянно присутствовали мусульмане, прибывавшие морским путём с торговыми делами. Феодальные усобицы происходили в графстве с дивной регулярностью: то Тулуза воюет с англичанами, то с Арагоном, одним из североиспанских королевств; то с Транкавелями, вторым по значимости родом в Окситании; то внезапно признаёт сюзеренитет английского короля Генриха II и его сына Ричарда Львиное Сердце, то поддерживает старшего сына английского короля в усобице против Ричарда - но похоже, они мало затрагивали население. Во всяком случае, ничто не помешало Тулузскому двору считаться самым пышным и самым культурным двором Европы. Именно здесь появился феномен трубадуров, бродячих певцов и поэтов, сформировавших базу так называемой «рыцарской культуры» и оказавших огромное влияние на европейскую литературу, от германских миннезингеров до итальянских поэтов Проторенессанса. Языки д"ок быстро распространялись, имея потенциальную возможность стать таким же международным языком искусства, каким был итальянский в Возрождение или французский в XVIII веке. В обстановке веротерпимости и смешения культур благодатную почву нашли для себя всевозможные проповедники, чей взгляд на веру, скажем так, несколько отличался от официальных взглядов Римского Престола. Иначе говоря, еретики.
Папа Римский Иннокентий III. Фреска в монастыре Святого Бенедикта
Римская церковь имела к тому времени богатые традиции борьбы с еретиками, заложенные ещё римскими императорами после IV века нашей эры, когда христианство было государственной религией Римской империи. К защите государственной религии римляне и подходили по государственному, ссылая подальше несогласных и предавая огню их еретические сочинения. Еретики были повсюду. Каждый Вселенский собор осуждал еретические течения, многие не по одному разу, в перерывах между не менее интересными занятиями, вроде выяснения того, исходит ли Дух Святой только от Бога-Отца, или от Сына тоже, и прочими не менее животрепещущими вопросами: но по крайней мере, пока Рим делил власть с Константинополем, до массовых убийств еретиков дело не доходило. После окончательного оформления раскола церквей на православную и католическую, произошедшего в 1054 году с взаимным преданием друг друга анафеме, Римская церковь обратила внимание на свою паству. Результатом стала серия крестовых походов, изначально предпринимавшихся против мусульман за овладение Иерусалимом, но только мусульманами идея явно не исчерпывалась. Уже в середине XII века был предпринят крестовый поход против прибалтийских и полабских славян, пребывавших в язычестве, а ещё через полвека взор Святого Престола обратился к внутреннему врагу.
Катаризм считается крупнейшей ересью Средневековья и наиболее серьёзным противником Римской церкви до начала Реформации. На сегодняшний день в научный оборот введено довольно много документов, позволяющих реконструировать религию катаров с достаточной достоверностью. На их основании современные исследователи с уверенностью утверждают, что эта религия была исключительно христианской, без всяких примесей зороастризма, в чём катаров обвиняли на протяжении многих веков. Собственно наименование «катары» было дано католическим священником Экбертом де Шонау в 1163 году, сами же себя они называли «добрыми христианами». Название «альбигойцы» также было дано католиками, предполагавшими в городе Альби, одном из владений рода Транкавелей, важнейший центр этой ереси. Во многом катары воспроизводили обычаи первых христиан, явно отказываясь от всех позднейших добавлений, вводимых церковными соборами и решениями высших церковных иерархов, признавая только установления Нового Завета. Нет смысла приводить здесь список всех противоречий и расхождений между катарами и Римской церковью: достаточно отметить, что они не подчинялись многим церковным установлениям и не исполняли церковные ритуалы, имея взамен свои собственные. В принципе, такого инакомыслия было более чем достаточно, а если добавить подчёркнуто скромную, в противовес роскоши римских иерархов, жизнь катарских проповедников, «совершенных» (perfecti), как они себя называли, терпимость к пастве и открытость для дискуссий, которые они неплохо умели вести, опасность для официальной религии становилась очевидной.
Вид на город Альби и кафедральный собор св. Цецилии, постройка которого началась в ознаменование
победы над альбигойцами
В 1145 году аббат Бернар из Клерво, видный деятель цистерцианского ордена, читает в Тулузе и Альби первые проповеди, направленные на возвращение заблудших овец в лоно матери - Римской церкви. Овцы возвращаться предсказуемо не хотели, желая продолжать заблуждение. Цистерцианцы развернули широкую пропаганду, утверждая дехристианизированность всего графства и необходимость истребления ереси любой ценой. В 1163 году сожжения катаров в районе Рейна уже зафиксированы документально. В марте 1179 года созывается Третий Латеранский собор, одной из основных задач которого стало осуждение ересей катаров и вальденсов. В 1198 году на Римский престол вступает новый папа Иннокентий III. Практически сразу он начинает принимать меры, сначала большей частью мирные, для обращения катаров, посылая для этого многочисленных проповедников. В 1206 году молодой проповедник Доминик де Гусман пытается обратить катаров, проповедуя нищенство и смирение своим примером. Ничего принципиально для себя нового «добрые христиане» не увидели, и проповеди будущего святого тоже не достигли успеха.
Святой Бернар Клервосский, один из главных вдохновителей альбигойского крестового похода. Эль Греко
Поведение графов Тулузских можно охарактеризовать как бесконечные колебания. Раймунд V Тулузский писал цистерцианцам с просьбой оказать помощь против катарской ереси, фактически расписываясь в собственной беспомощности. Его сын, Раймунд VI, был более благосклонен к еретикам, но и разрыва с Римской церковью не хотел. К 1206 году, однако, стараниями цистерцианцев и папы обстановка накалилась настолько, что начались отлучения от церкви. Раймунд VI попал под отлучение в мае 1207 года. В начале следующего года он встретился с папским легатом, цистерцианцем Пьером де Кастельно: известно, что в процессе встречи они крупно поссорились, и затем легат был найден зарезанным в своей постели. Убийца остался неизвестным, но обвинили в убийстве, разумеется, графа. Иннокентий III призвал к крестовому походу, обещая всем, кто примет в нём участие, земли графа, а также стандартный набор в виде своего благословения, отпущения грехов, покровительства церкви и защиты от кредиторов. Добавим сюда традиционную надежду на трофеи, двигатель всех средневековых войн, и читатель без труда представит себе, какого именно сорта публика собралась в городе Лион в середине 1209 года, нашив на одежду кресты. Раймунд VI обещал присоединиться к этому походу и выполнил обещание. Отлучение с него сняли.
Взятие Безье. Резня в церкви Марии Магдалины
Раймунд-Рожер Транкавель, двадцатичетырёхлетний сеньор городов Безье, Альби, Каркассона и ещё нескольких, в которых жили крупные катарские общины, поспешил навстречу крестоносцам, чтобы попытаться решить дело миром, но встреча не состоялась: молодого человека попросту не приняли. Тогда, трезво оценивая перспективы военных действий, он призвал граждан Безье покинуть город и следовать за ним в Каркассон, где он надеялся выдержать осаду. Горожане отказались, по всей видимости рассчитывая на свои укрепления, считавшиеся неприступными. Утро 22 июля 1209 года застало армию крестоносцев численностью около десяти тысяч человек под стенами Безье.
Святой Доминик, вдохновитель и фактический создатель инквизиции
Крестоносцы потребовали выдачи из города всех катаров, около двухсот человек, обещая за это оставить город в покое. Но горожане не собирались предавать своих соседей ради каких-то непонятных религиозных разночтений. Посланцам крестоносцев отказали.
Горожане совершили единственную, но роковую ошибку: не имея военного опыта, они отправились на вылазку. На плечах отступавших после вылазки горожан в открытые ворота ворвались рутьеры - сброд, двигавшийся вместе с крестоносцами в надежде на поживу. Папский легат Арнольд Амальрик, сопровождавший армию, так описывал произошедшее:
…в то время как бароны совещались о том, к каким уловкам прибегнуть, чтобы вывести из города католиков, слуги и другие люди низкого звания, а некоторые даже без оружия напали на город, не ожидая приказов вождей. К нашему изумлению, крича „к оружию, к оружию!“, за два или три часа они пересекли ров, перелезли через стены, и Безье был взят. Они не пощадили никого, всех предали мечу, почти 20 000 человек, вне зависимости от ранга, пола или возраста. После этой большой резни целый город был разграблен и сожжён. Так чудным образом осуществилась божья месть…
Ему же приписывают фразу, сказанную при штурме города: «Убивайте всех, Господь узнает своих». Собственно, так и произошло: хотя число в 20 000 человек современные исследователи полагают сильно завышенным, и говорить стоит скорее о семи–десяти тысячах, но мало кто из жителей спасся живым из горящего города. Так пал город Безье, первым в войне, которая продлится ещё почти полвека.
Замок Керибюс, последняя крепость альбигойцев
Последним в этой войне пал замок Керибюс в 1255 году. Всего в альбигойских войнах погибло около миллиона человек; с поправкой на ограниченную территорию, крестовый поход оказывается более чем сопоставим с пришедшей веком позже чумой, убившей порядка 24 миллионов человек по всей Европе.
Катары существовали ещё почти семьдесят лет. Последний известный истории «совершенный», Гийом Белибаст, был сожжён инквизицией в местечке Виллеруж-Термен в 1321 году.
Сожжение катаров. Со средневековой гравюры
Святая инквизиция, созданная в 1215 году, за время альбигойских войн набрала богатый опыт по искоренению ересей, который успешно приумножала ещё несколько веков.
Графы Тулузские и Транкавели лишились всех своих владений, отошедших в конце концов французскому королю. Оба рода пресеклись в течение XIII века.
Языки д"ок никогда больше не распространялись за территорию южной Франции, да и там оказались в положении сначала подчинённых, а к нашему времени уже и вымирающих.
Трубадуры исчезли вместе с субстратом, их породившим. Последний трубадур, Гираут Рикьер, немного не дожил до конца тринадцатого столетия, умерев в 1292 году при дворе кастильского короля. Крупнейший культурный центр Высокого Средневековья был уничтожен полностью и безвозвратно.
Использованная литература:
- Анн Бренон. Истинный образ катаризма. 1990
- Жан Луи Гаск. Взятие Безье.
- Дювернуа Жан. Религия катаров (Сокращенный перевод).
- Долуханов П.М. История средиземных морей. М.: Наука, 1988.
- Бенот Байер де Рик. Средние века и религиозные диссиденты: катары и бегины, XI–XIV столетия. Брюссельский Университет, институт религиозных исследований, Брюссель, 2–3-4 мая 2002