Боевые дроны и их использование в войне. Российские беспилотники (бпла): описание и ттх дронов россии и сша
БЛА в составе комплексной системы мониторинга
Дозор-2, Транзас, Россия
Телеуправляемый БЛА. Сейчас называется Дозор-50
Дозор-3, Транзас, Россия
БЛА который позднее получил название Дозор-600 .
Дозор-50, Транзас, Россия
Телеуправляемый БЛА. Дальнейшее развитие Дозор-2
50 кг, 600 км, 130 км/ч, 4 км, 2.6 м х 0.9 м х 4 м крылья, 15 кг полезная нагрузка, до 6 часов
Дозор-100, Транзас, Россия
телеуправляемый БЛА, с удлиненным относительно Дозор-85 крылом.
95 кг, 1200 км, 150 км/ч, потолок 4.5 км, полезная - 32 кг, длина - 3 м, высота 1.1 м, размах крыла - 5.4 м, 10 часов
, Кронштадт, Россия
Средневысотный тяжелый многоцелевой телеуправляемый БЛА большой продолжительности полета. Решает задачи обнаружения и идентификации объектов в режиме реального времени, независимо от метеоусловий и времени суток. Построен по нормальной аэродинаической схеме. О готовности и поступлении в войска РФ на 2017.01 сведений нет.
Дрозд, ОПК (КБ Луч), Россия
БЛА малой дальности действия самолетного типа. Радиус действия: до 40 км, масса 10 кг, время полета - 2 часа.
Е2У, Россия
Телеуправляемая воздушная мишень, самолетного типа, воздушно реактивный двигатель M135, 400 км/ч, 70 кг, до 180 км.
Размах крыла: 2.4 м, длина - 2.1 м
Ео8, Россия
Телеуправляемая воздушная мишень, самолетного типа, воздушно реактивный двигатель M135, 300 км/ч, 150 кг, до 100 км.
Запуск с буксируемой установки.
Размах крыла: 5 м, длина - 4,15 м
, Россия
Комплекс малоразмерный воздушной мишени наземного старта E95М предназначен для обеспечения боевой подготовки войск и отработки (испытаний) средств ПВО.
, УЗГА, лицензионная версия Bird Eye 400, Израиль
самолетного типа, разведывательный
, ОКБ Симонова, Россия
самолетного типа. ударный. предположительно воздушный старт, MALE
, Кронштадт, Россия
Разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат. Беспилотник самолетного типа весом 1200 кг с массой полезной нагрузки - до 300 кг. Может оснащаться ракетами "воздух-земля". Разработки в области ОКР "Иноходец", заказ МО РФ. Контракт на разработку подписан в октябре 2011 года. В рамках проекта разработана также гражданская версия - БЛА "Орион".
Инспектор-402, Аэрокон, Россия
БЛА самолетного типа с V-образным хвостовым оперением и прямым крылом размахом 4 метра. Электродвигатель с питанием от водородного топливного элемента - 400 км, либо с двигатель внутреннего сгорания - до 1000 км.
Инспектор-601, Аэрокон, Россия
Многоцелевой телеуправляемый БЛА самолетного типа. Взлет и посадка "по-самолетному". Бензиновый двигатель.
Иркут-3, НПК Иркут, Россия
Телеуправляемый мини-БЛА самолетного типа.
Иркут-200
разведывательный, летающее крыло, первый полет - 2009 год
Истра 10, Истра, Россия
Разведывательный телеуправляемый БЛА самолетного типа.
Истра 12, Истра, Россия
Разведывательный телеуправляемый БЛА самолетного типа. Взлет с использованием направляющих, посадка с парашютом или на поверхность фюзеляжа. Может выполнять программу полета без использования сигнала спутниковых систем навигации.
взлетная масса - 70 кг, полезная нагрузка - 15 кг, крейсерская скорость - 130 км/ч, длительность полета - 1 час
Ка-137, Камов, Россия
БЛА вертолетного типа
280 кг, 175 км/ч, потолок 5 км, полезная нагрузка - 80 кг, 4 часа, длина - 1.88, ширина 1.88, высота 2.3, диаметр винта - 5.3 м.
Калина
1963. Первый полет
Ласточка, ОПК (КБ Луч), Россия
БЛА ближнего действия самолетного типа. Радиус действия: до 25 км, масса 4 кг, время полета - 1.5 часа.
Леер, Россия
БЛА тактического звена. Семейство аппаратов.
Луч , ОПК (КБ Луч), Россия
БЛА средней дальности самолетного типа. Радиус действия: до 250 км, масса 660 кг, время полета - 12-24 часов.
самолетного типа, тактический
,
7 кг, до 100 км, скорость - 150 км/ч, потолок 7 км, полезная - 1.8 кг, двигатель: ДВС на метаноле, до 3 часов
взлет со сборно-разборной катапульты, посадка - на парашюте.
,
разведывательный, первый полет - 2011. На вооружении на 2015 год.
, Сухой,
в разработке, прототипы ожидаются к 2020 году, ударный, дальнего действия
Пчела-1Т, Яковлев (ОКБ А.С.Яковлева), Россия
разведывательный, разработка 1990 года, первый полет - 1997. Можно встретить в войсках в 2015 году.
Рейс
Т10 Элерон, ЭНИКС, Россия
Т23 Элерон
, Россия
летающее крыло, 25 кг, с 2015 года поступает в войска ВС РФ. Есть экспортная версия Тахион-Э
БЛА "летающее крыло" с электродвигателем и топливными элементами для беспилотной воздушной разведки и наблюдения. Стартовая масса - около 25 кг, полезная нагрузка более 5 кг, продолжительность полета - около 6 часов. Разработка "Ижмаш - беспилотные системы". В серию может пойти с другим названием.
, Тайбер (ООО Тайбер), Россия
Беспилотный вертолет с ДВС. Взлет, полет по маршруту и посадка проводятся в автоматическом режиме.
Типчак , КБ Луч (Концерн Вега), Россия
малый разведчик, первый полет - 2008, принят на вооружение в 2008 году. На 2015 - состоит на вооружении ВС РФ. Взлетный вес: 50 кг; скорость: 200 км/ч; максимальная высота: 3000 м; длительность полета: 2 часа.
Сверхзвуковой беспилотный дальний разведчик, первый полет - 1964
Ту-130, АНТК им.А.Н.Туполева, Россия
гиперзвуковой планер для термоядерного боеприпаса
Ту-141 Стриж (комплекс ВР-2), Туполев, СССР
Многоразовый оперативно- разработки ОКБ им Туполева. Входил в состав комплекса ВР-2 Стриж. Первый полет - 1974 год, начало эксплуатации - 1979 года. Турбореактивный двигатель. Скорость до 1110 км/ч. Дальность полета - 1000 км. Практическией потолок - 6000 м. Производился до 1989 года. Произведено 152 штуки. Устарел. Подробнее: вики .
ТУ-143 Рейс (комплекс ВР-3), Туполев, СССР
Разведывательный БЛА, первый полет - 1970. Для ведения тактической разведки с фотографированием и ТВ-разведкой площадных целей и отдельных маршрутов, наблюдения за радиационной обстановкой по маршруту полета. Входит в состав комплекса ВР-3. Разработан в 60-х годах XX века. Выпускался в период 1970-1980 годов, было выпущено порядка 950 штук. Неэффективен для современных условий. Его сменил Ту-243. вики
ТУ-243, Туполев, Россия
Разведывательный БЛА.
ТУ-300 Коршун, Туполев, Россия
Ударный летающий беспилотник с турбореактивным двигателем. Запускался из транспортно-пускового контейнера с использованием двух твердотопливных ускорителей. Масса полезной нагрузки превышала 1 тонну (это могли быть ракеты и бомбы). Шасси у самолета не было, приземление осуществлялось на парашюте. Разработка была свернута в 2007 году.
(Форпост-М), Уральский завод гражданской авиации, Россия
разведывательный БЛА самолетного типа, собранный по лицензии и из компонентов, произведенных в Израиле. Схож с израильским Searcher MkII разработки 1998 года. В 2018 году утвержается, что аппарат "полностью переведен на отечественную компонентную базу, включая оптико-электронные средства и двигатель". Есть планы закупки "Форпоста-М" в войска в 2019 году. В отличие от израильского дрона, оснащен оружием, в частности управляемыми бомбами.
Фрегат, Кронштадт, Россия
Взлетная масса: 5000 кг, полезная нагрузка - 800 кг, размах крыла - 17 м, сложенное крыло - 9 м, длина - 13 м, высота 3.7 м, дальность полета - 2300 км, продолжительность полета 4.3 ч, практический потолок - 7000 м.
Аппарат использует пару поворотных вентиляторов, на которые передается усилие от двигателя. Для повышения устойчивости при взлете, посадке и зависании применен поворотный импеллер в хвостовой части фюзеляжа. Тандемное крыло использовано для увеличения площади крыла и правильной "развесовки" аппарата. При необходимости, Фрегат способен взлететь и по-самолетному, что позволяет экономить топливо. На апрель 2019 года проект не завершен, хотя есть летная модель. Не выбрана силовая установка. Требуется еще не менее 6-8 лет.
Хаски, KVAND, Россия
БЛА вертолетного типа, 2 газотурбинных двигателя
90 кг, 130 км, 150 км/ч, потолок 4 км, ДхВ 3.75 м, 1,07 м, 42 кг полезной, 1.2 часа, дальность связи с наземной станцией - 100 км.
Чирок, ОПК, Россия
многоцелевой БЛА на воздушной подушке, двухтонный, в разработке на 2015 год. Ранее построен прототип.
, ОПК, Россия
винтовой БЛА, в разработке на июнь 2016
Штиль, INDELA, Россия
многоцелевой турбореактивный БЛА самолетного типа с вертикальным взлетом и посадкой и способностью зависания в воздухе
скорость 780 км/ч, потолок 9 км, Д 3.15 х К 2.98 х В 0.95 м, 100 кг полезной нагрузки, 5 часов
Элерон, Россия
Семейство БЛА и БАК, включая 3СВ, T10, T23 и другие
,
БЛА типа "летающее крыло". Разведывательная система предназначенная для работы на ближних дистанциях.
Элерон Т10, ЭНИКС, Россия
БЛА, летающее крыло со складными консолями, толкающий винт, для запуска требуется пневмокатапульта, для посадки - парашют.
Управление от наземной станции.
12 кг, 200 км, 120 км/ч, потолок - 5 км, длина - 0.83 метра, размах крыльев 2.2 м, полет - до 2 часов
Элерон Т23
малый разведчик. Первый полет - 2007. БЛА, летающее крыло, толкающий винт, складные консоли, запуск с катапульты.
DELTA-M
Многоцелевой, разведывательный, первый полет в 2014 году.
Merlin-21b, Россия
Разведывательный телеуправляемый дрон самолетного типа.
Оснащен двухдиапазонным радаром.
Используется дециметровый диапазон радиоволн для выявления скрытых от взгляда объектов или камуфлированных листвой. Сантиметровый диапазон позволяет делать снимки с высоким разрешением.
Передача данных осуществляется в режиме реального времени.
Полетный потолок дрона - до 3 км, дрон может действовать на удалении до 600 км от точки запуска.
Может работать при любых погодных условиях и в любое время суток.
Демонстрировался на форуме Army-2015 представителями ВВС РФ в июне 2015 года.
ZALA 421-02X, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия
вертолетного типа, видеосвязь - 25 км, время в полете 90-180 минут, масса 90 кг, офстраница ZALA 421-02X
ZALA 421-04M, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия
самолетного типа, летающее крыло, видеосвязь - 15 км, время в полете 90 минут, масса 5.5 кг, офстраница ZALA 421-04M . БЛА летающее крыло.
ZALA 421-06, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия
БЛА вертолетного типа. До 3-х часов, до 40 км от пункта управления.
12 кг, 50 км/ч, потолок - 2 км, макс 70 км/ч, полезная нагрузка 3.5 кг,
ZALA 421-08, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия
БЛА "летающее крыло", производится "Беспилотные системы", Ижевск.
2.5 кг, 10 км, 120 км/ч, потолок 4 км, длина 0.44 м, размах крыльев 0.8 м, продолжительность полета 1.3 часа
ZALA 421-08M, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия
самолетного типа, летающее крыло, сверхмалый разведчик, первый полет в 2008 году, видеосвязь - 15 км, время в полете - 80 минут, масса 2.5 кг. Особенность данного дрона - поддержка захвата и трекинга цели, уникальный функционал для дронов малого класса. Офстраница ZALA 421-08M .
ZALA 421-16, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия
самолетного типа, видеосвязь - 50 км, время полета 4-8 часов, 16 кг, офстраница ZALA 421-16 .
ZALA 421-16E, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия
самолетного типа, видеосвязь - 50 км, время в полете - 4 ч, масса - 10 кг. Офстраница ZALA 421-16E .
ZALA 421-16EM, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия
самолетного типа, видеосвязь - 25 км, 2.5 ч в полете, 6.5 кг, офстраница ZALA 421-16EM .
ZALA 421-20, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия
самолетного типа, видеосвязь 70 км, время в полете - 6-8 часов, масса - 200 кг. Офстраница ZALA 421-20 .
ZALA 421-21, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия
бесшумный мини-гексакоптер, видеосвязь - 2 км, время в полете - 40 минут, масса - 1.5 кг. Офстраница ZALA 421-21 .
взлетный вес: 1.5 кг
ZALA 421-22, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия
октокоптер, видеосвязь - 5 км, время в полете - 35 минут, масса - 8 кг. Может не только передавать видеопоток наблюдения, но также выполнять задачу облета периметра или наблюдения за конкретным объектом инфраструктуры. Может переносить комплект для спасения на море SSK-4, состоящий из надуваемого спасжилета или небольшого надувного плота, которые дрон способен сбросить в указанные координаты спасаемому человеку. Офстраница ZALA 421-22 .
ZALA 421-23, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия
вертолетного типа, видеосвязь - 25 км, время в полете 1.5-2 часа, масса - 35 кг. Офстраница ZALA 421-23 .
ZALA 421-M1 (мишень), ZALA Aero Group, Ижевск, Россия
летающее крыло, скорость - до 400 км/ч, время в полете - 30 минут, размах крыла - 1215 мм. Офсайт ZALA 421-M1 .
Название неизвестно, Россия
Разведывательный беспилотный летательный аппарат вертолетного типа. Разрабатывается в 2016 году в интересах Морской авиациии ВМФ РФ. Назначение: осуществление целеуказания, корректировки огня, картографирование местности, поиск потерпевших бедствие экипажей самолетов и кораблей. В составе комплекса входи несколько беспилотников, средства управления, транспорт и пункт технического обслуживания. Возможно речь о попытке "реинкарнации" темы "Роллер", которая ранее завершилась неудачей. / tass.ru
Австрия
Израиль
Aerostar, Aeronautics Defence Systems, Израиль
БЛА самолетного типа, требующий для взлета и посадки ВПП. Двигатель 490 IA, 38 л.с. Для использования силовыми структурами.
Закупался в США и в Польшу. Более 12 часов в полете. Управление в условиях прямой видимости на расстоянии до 200 км, либо опционально через спутник, скорости - 60 узлов и максимально до 110 узлов. Размах крыльев - 6.5 м, длина 4.5 м, высота 1.2 м. Вес 210 кг, вес полезной нагрузки 50 кг.
AirMule, Tactical Robotics
Bird Eye
Тактический БЛА.
2015 Собирается в России, в Татарстане под названием Застава.
2008 Изучался в Украине специалистами Минобороны на предмет закупок для армии. Ориентир стоимости комплекса - $1.3 млн. На вооружение армии Украины не поступал.
Cormorant, Tactical Robotics
VTOL. Разрабатывается не менее, чем с 2008 года, до 2016 года под названием AirMule. Предназначен для переброски пехоты, гражданских лиц или грузов. Поддерживает телеуправляемый и автономный режимы полета. Вес - 1.4 т, скорость - до 180 км/ч, полезная нагрузка - более 200 кг, потолок высоты - 3.7 км, запас хода - 5 часов. На ноябрь 2016 года - проведены полевые испытания, которые выявили ряд недочетов.
2016.11.19 .
E-Hunter, Israel Aerospace Industries, Израиль
Израильская модификация разведывательного телеуправляемого дрона RQ-5 Hunter с увеличенными грузоподъемностью, дальностью полета и временем полета. Первый полет в июле 1995 года.
Eitan, IAI, Израиль
он же Heron TP, см.
Elbit Hermes-180, Elbit Systems / Эльбит Маарахот, Израиль
Многоцелевой БЛА
Elbit Hermes-450, Elbit Systems / Эльбит Маарахот, Израиль
Длина: 2.7 метров, размах крыльев - 2.1 метра, двигатель 28 кВт, толкающий пропеллер в задней части корпуса, максимально развиваемая скорость - 185 км/ч, дальность полета до 500 км. Вооружение - боеголовка 32 кг. Вес - 132 кг.
Экспортировался в Китай в 1994 году и в другие страны - Чили, Индию, Южную Корею, Турцию.
Hero 30, UVision, Израиль
Ударный БЛА. Барражирующий летательный аппарат в ранцевом исполнении, для поражения живой силы противника. 3 кг. / Cursorinfo.co.il ; stop-news.com
Hero 70, UVision, Израиль
Ударный БЛА. Сверхлегкий 7-кг интеллектуальный комплекс HERO 70 для поражения легковых автомобилей. Передача данных в зоне прямой видимости 40 км. / Cursorinfo.co.il ; stop-news.com
Hero 120, UVision, Израиль
Ударный БЛА. Самый большой летательный аппарат ближнего действия для поражения танков или других стратегических целей. Может нести боевую часть массой до 3.5 кг. Продолжительность полета до 60 минут. / Cursorinfo.co.il ; stop-news.com
Hero 250, UVision, Израиль
Ударный БЛА. Продолжительность полета до 3 часов и зоной прямой видимости до 150 км, позволяющий наносить ударов на большом расстоянии. / Cursorinfo.co.il ; stop-news.com
Hero 400, UVision, Израиль
Ударный БЛА. Барражирующий малогабаритный летательный аппарат дальнего действия Hero 400 для нанесения точечных ударов по боевым целям в населенной застроенной местности или удаленных местах. Масса - 40 кг, боевая часть - 8 кг. Продожительность полета - до 4 часов, дальность - 150 км. / Cursorinfo.co.il ; stop-news.com
Hero 900, UVision. Израиль
Ударный БЛА. Для стратегических операций. Способен нести боевую часть до 20 кг с продолжительностью полета до 7 часов. Радиус действия - 250 км. / Cursorinfo.co.il ; stop-news.com
MALE UAV, т.е. средневысотный телеуправляемый беспилотный летательный аппарат с длительным временем управляемого полета. Его принято сравнивать с американским MQ-1 Predator.
, Israel Aerospace Industries (IAI), Израиль
Телеуправляемый пилотом ударный летательный аппарат. Основные параметры: размах крыльев - 26 метров, длина - 15 метров. Вес - 4 тонны, полезная нагрузка - 1 тонна. Время в воздухе - до 36 часов.
Статус: Первый полет выполнен в 2009 году, регулярно используется с 2011 года. По состоянию на 2015 год стоит на вооружении ВВС Израиля, а также импортируется рядом клиентов в Европе и Азии. .
, Israel Aerospace
Барражирующий боеприпас. Предназначен для поражения личного состава и легкобронированной техники противника. Скорость - до 120 - 157 км/ч, при "нырке к цели" скорость доходит до 203 км/ч. Время барражирования - до 75 минут. Дальнодействие - до 40 км. Боеголовка - 2.5 кг. Толкающий винт, электродвигатель
Orbiter, Aeronautics Defence Systems, Израиль
Мини БЛА, самолетного типа, предназначенный для использования военными и другими силовиками в целях разведки и наблюдения. Запуск с катапульты или bungee (возможно с рук), малошумящий, посадка на парашюте. Дальность действия - до 15 км, продолжительность полета - до 1.5 часов. Переносится вместе с пультом управления в заплечном рюкзаке. Размах крыльев 2.2 м, длина 1 м. Сборка в точке запуска - за 10 минут.
Закупается, например, в Польшу.
Panther, IAI, Израиль
Военный разведывательный БЛА. Функциональность VTOL и гибридная силовая установка. 130 км/ч, канал управления - 60 км. Высота - до 3 км, продолжительность полета - до 6 часов. 67 кг, полезная нагрузка - 8.5 кг. Поворотная конструкция винтов.
2017.04.30 .
Rotem, IAI, Израиль
Rotem - это портативный складной военный квадракоптер, который можно быстро приготовить к полету. Rotem L может зависнуть над целью и, получив соответствующую команду, нырнуть вниз и нанести удар. Управление дроном осуществляется с планшета. В качестве полезной нагрузки могут использоваться две гранаты, используемые для подрыва рядом с целью или камера для видеонаблюдения за целью. Вес беспилотника - 4.5 кг, он рассчитан на использование, как в дневное, так и в ночное время суток. Дрон может зависать над целью в полной готовности к атаке на время до 30 минут. Вес взрывного заряда не должен превышать 0.45 кг.
Searcher MkII, IAI, Израиль
Тактический дрон. Используется с 2008 или ранее. В России известен, как Форпост.
Silver Arrow Darter, Elbit Systems, Израиль
Тактический разведывательный БЛА
Silver Arrow Sniper, Elbit Systems, Израиль
Тактический разведывательный БЛА
Skylark I Mini, Elbit Systems, Израиль
Тактический разведывательный БЛА (Жаворонок)
Skylark C, Elbit Systems, Израиль
Тактический разведывательный БЛА для использования в морских условиях. Инерциальная навигационная система (INS), стабилизированная оптико-электроннаянагрузка (EO) - тепловизор и камера. Взлет - катапульта, посадка - парашют или сетка над палубой. Два оператора для управления.
Иран
Saegheh (Удар молнии)
Беспилотник, созданный на основе захваченного Ираном американского ударного БЛА RQ-170 Sentinel
Shahed 129, Shahed Aviation Industries Research, Иран
самолетного типа, многоцелевой, MALE,
2017.06 ВВС США (F-15 Strike Eagle) сбили ударный беспилотник Shahed 129 правительственных войск Сирии над Сирией.
Италия
SW-4 Solo, Finmeccanica Helicopter Division, . pdf
, China Aerospace Science and Technology Corporation
Ударный БЛА самолетного типа из семейства "Радуга" с размахом крыльев 7.62 м, с толкающим трехлопастным пропеллером позади корпуса. Скорость полета - до 240 км/ч.
, China Aerospace and Technology Corporation, Китай
Sky Saber, Китай
БЛА, анонсирован в 2013 году в статусе "разрабатывается". С высокоточным оружием на борту.
, NORINCO, Китай
Многоцелевой беспилотник вертолетного типа, анонсирован в 2016 году.
Soar Dragon, Китай
БЛА, схожий по функциональности и характеристикам с американским RQ-4 Global Hawk.
Другие названия изделия Chengdu Pterodactyl I или Yillong-1. Это средневысотный ударный военный БЛА, разработанный в Китае в 2008 года в попытках воссоздать аналог американского MQ-1 Predator. Вышло несколько модификаций, например, Pterosaur I, Pterodactyl I, WJ-1, GJ-1
, Chengdu Aircraft Institute, Китай
Это высотный ударный военный БЛА, анонсированный в Китае в 2015 году в попытках воссоздать аналог американского MQ-1 Predator. Первый полет - в феврале 2017 года.
WJ-500, CASIC, Китай
WJ-500, CASIC. Источник изображения: uasvision.com
, CASIC, Китай
Ударно-разведывательный БЛА модульной конструкции. До 600 кг полезной нагрузки. Скорость - до 720 км/ч, потолок высоты - до 10 км. Дальность действия - 2100 км. Крылья оборудованы узлами наружной подвижки грузов.
Xianglong, Китай
БЛА, анонсирован в 2013 году в статусе "разрабатывается".
Yilong I, см.
В Объединенном королевстве есть собственные разработки военных БЛА, но кроме того страна закупает американские военные БЛА в США, на сотни миллионов долларов. Это, прежде всего, такие дроны, как Predator и Reaper.
В частности, в 2016 году принято решение закупить 10 БЛА Protector у General Atomics, США, на сумму $125 млн.
Blackstart, Blue Bear System, Объединенное Королевство
https://www.bbsr.co.uk/
запускаемый с руки крылатый дрон, вес - 4,5 кг
, BAE Systems, Объединенное королевство
Разрабатываемый в BAE Systems военный дрон, выполненный по Стелс-технологии, особенностью которого является отсутствие элеронов.
Protector, General Atomics, США
Whatchkeeper WK450, U-TacS (Thales Group и Elbit Systems), Объединенное королевство
Всепогодный беспилотник, используемый Армией Объединенного королевства (на базе израильского Elbit Hermes 450). 450 кг, полезная нагрузка - 150 кг, 17 часов - продолжительность полета. Используется с 2010 года. Двухрежимный радар с синтезируемой апертурой и детектированием движущихся наземных целей.
Экспериментальный БЛА - псевдоспутник. 22.5 м размах крыльев. 14 суток непрерывного полета.
, Airbus Defence and Space, Европа
Экспериментальный БЛА - псевдоспутник. Задача - оставаться в воздухе несколько недель. В разработке на 2015-2016 годы.
, Airbus Defence and Space, Европа
Разведывательный БЛА - псевдоспутник, разрабатываемый в 2016 году в Airbus Defence and Space для министерства обороны Объединенного королевства. Испытания назначены на 2017 год.
Объединенные Арабские Эмираты
Yabhon United 40, ADCOM Systems, Объединенные Арабские Эмираты
Военный БЛА, самолетного типа, размах крыльев - 20 метров, длина 11.13 м, высота 4.38 метров, вес без полезной нагрузки - 520 кг, максимальный взлетный вес - до 1500 кг, полезная нагрузка до 1000 кг, емкость бака - 900 литров. Приводы - основной двигатель и электродвигатель. До 120 часов беспосадочного полета, потолок - 7 км, скорости от 75 до 220 км/ч. Официальный сайт: adcom-systems.com
Yabhon United 40 block 5, ADCOM Systems, Объединенные Арабские Эмираты
Военный ударный БЛА, самолетного типа. Может нести ракетное вооружение. Официальная страница: adcom-systems.com
Пакистан
Burraq
Ударный БЛА Burraq разработки Пакистан впервые задействовали для атаки на "террористов" в Северном Вазиристане. / defencetalk.com
БЛА Burraq разработан в Пакистане во второй половине нулевых годов. Первый полет зафиксирован в 2009 году, на вооружение БЛА поступил в 2014 году. БЛА оснащен несколькими типами сенсоров и ракетами Barq воздух-земля. Первые испытания запусков ракет с БЛА состоялись в марте 2015 года. Сейчас, вероятно, произошло первое боевое применение БЛА. / nplus1.ru
Польша
, WB Electronics
Военный ударный беспилотник. Баражирующий боеприпас, предназначенный для выявления и противодействия целям, таким, как легкие танки и бронетранспортеры.
Сербия
Pegaz
Военно-технический институт Белграда, Сербия и BB Composite
Длина - 5.4 м, размах крыльев - 6.3 м, высота - 1.5 м. Собственная масса - 120 кг, максимальная взлетная - 231 кг. Дальность полета - около 100 км. Максимальная скорость - 201 км/ч, крейсерская - 144.8 км/ч. Предельная продолжительность полета - 12 часов. Потолок высоты - 3 км.
Avenger (Predator-C), General Atomics Aeronautical Systems, Inc., США
, Исследовательская морская лаборатория, США
беспилотные микродроны-планеры. В разработке на 2015.05. Микродроны предполагается "роем" выбрасывать с большой высоты, с самолета, дрона или аэростата. Далее они планируют к цели, ориентируясь по GPS. Разрабатывают эти микродроны в Исследовательской морской лаборатории США.
, Raytheon, США
Барражирующий боеприпас. Предназначен для поражения личного состава и легкобронированной техники противника. Разработан в Raytheon. Система способна оставаться в воздухе до 2 часов и разгоняться до 130 км/ч.
Dragon Lady
EQ-4, Northrop Grumman, США
Версия RQ-4 Global Hawk, оборудованная системой BACN (Battlefield Airborn Communications Node). В 2017 году у ВВС США три таких дрона, приданные 38-й Air Expeditionary Wing, базирующейся на авиабазе Al Dhafra в ОАЭ.
, США
Военный беспилотник для разведки, наблюдения, рекогносцировки и РЭБ. Может оставаться в полете свыше 15 часов. Предназначен для оказания стратегической поддержки наземным тактическим группам. Не нуждается в ВВП, стартует с катапульты, приземление - в сеть. В 2017 году получил новый двигатель.
Gremlin, DARPA, США
, США
Название проекта LOCUST ВМС США расшифровывается, как LOw-Cost Unmanned aerial vehickle Swarming Technology, т.е. технология роя недорогих беспилотников.
Пусковая установка проекта LOCUST, разработанного в офисе военно-морских исследований США, способна за несколько секунд запустить в воздух целую группу беспилотников самолетного типа. Дроны предназначены для решения задач целеуказания, а также они могут затруднять работу систем ПВО врага. Основное преимущество такого подхода - противнику сложнее работать с большим числом небольших целей, выполняющих задачу, например, корректирования огня. Часть беспилотников группы по-замыслу может быть переоборудована для использования в качестве барражирующего боеприпаса. Видимо, американцам понравился опыт израильтян с их HARPY, которую хотели бы закупить немало стран. Новости по ссылке .
, General Atomics,
MALE UAS, средневысотный телеуправляемый БЛА, самолетного типа, первоначально разведывательный (RQ-1), позднее был модифицирован до многоцелевого (MQ-1). С 2018 года в США планируют отказаться от его использования.
, General Atomics,
Многоцелевой телеуправляемый БЛА самолетного типа. Стоимость - порядка $21 млн за единицу. Может нести на себе ракеты воздух-земля.
, Northrop Grumman, США
Многоцелевой BAMS UAS, самолетного типа. Для разведывательных целей. Способен оставаться в воздухе более 24 часов. Создан по заказу ВМФ США, как дальнейшее развитие BAMS UAS RQ-4 Global Hawk . Первый полет - 22 мая 2013 года. Планируется выпуск 68 штук. Стоимость порядка $182 млн (считая расходы на разработку).
MQ-5B Hunter, IAI Malat Division, США/Израиль
многоцелевой телеуправляемый БЛА, средневысотный, самолетного типа, с длительным временем полета.
От разведывательного RQ-5B отличается наличием авиабомб GBU-44/B Viper Strike.
Разработан в 1989 году Israeli Aircraft Industries совместно с американской компанией TRW (Northorp Grumman Corp.) на базе израильского БЛА Impact.
Первый полет - 1991
Первый контракт на производство для армии США - 1993 год. Также закупался Францией, Бельгией, Индией.
2014.03 Согласно публикациям российской прессы был посажен на территории Крыма после перехвата управления с использованием российского комплекса РЭБ Автобаза. / tvzvezda.ru . Информация скорее всего не достоверна, в частности Ростех опровергает факт использования комплекса Автобаза в Крыму. / Rostec.ru Отрицают это и другие источники, в частности, со ссылкой на пресс-секретаря Пентагона / bbc.com
Fire Scout, Northrop Grumman, США
Беспилотный автономный вертолет для использования ВМС США.
2015.06.20 UAV вертолетного типа. На вооружении Армии США. 7.32 м длиной, грузоподьемность - 272 кг. Не менее 30 единиц.
, Northrop Grumman, США
Военно-морской беспилотный автономный вертолет. Первый полет 31.10.2013 . Оборудован радаром, сенсорами для перехвата связи и системой APKWS (высокоточного огня), что означает ракеты с лазерным наведением.
, General Atomics, США
самолетного типа, многоцелевой, повышенной дальности действия
, Boeing, США
самолетного типа, многоцелевой.
2019.05 . В 2017 году речь шла о том, что полноформатная версия MQ-25 должна будет поднимать в воздух порядка 8328 литров топлива и заправлять самолеты на расстояниях свыше 800 км от авианосца.
К сожалению, БПЛА служат людям не только в мирных целях. В настоящее время у каждой развитой державы имеется арсенал таких смертельно опасных устройств.
Давайте узнаем какие образцы таких «игрушек» имеют Россия и США. Вопрос актуальный, ибо по моему скромному разумению, все последующие войны будут вестись с активным использованием последних.
Потому что танк – это громоздкий металлический гроб, самолеты – уже лучше, но гораздо дороже, а дроны «размножаются» быстро, стоят дешевле и действуют не менее эффективно.
Хоть разведать местность, хоть сбросить бомбу на какого-нибудь венесуэльца, хоть почту доставить – универсальная штуковина, в общем.
Итак, что есть в закромах нашей славной Родины.
Пчела-1Т
Первопроходец, разработанный еще советскими умельцами в 1990 г., этот БПЛА до сих пор служит в ВС РФ. Ударного «жала» не имеет, применяется только в разведцелях.
Вес – 138 кг, скорость – 180 км/ч, радиус действия - 60 км.
Аист
Разведывательно-ударный БПЛА, который в настоящее время лишь проходит испытания.
Вес – 500 кг, скорость – 250 км/ч, дальность действия – 500 км.
ZALA 421-08
Сверхмалый беспилотник. Предназначен для наблюдения, целеуказания, корректировки огня, оценки ущерба. Эффективен при проведении аэрофото- и видеосъемки на небольшом удалении.
Вес – 2,5 кг, скорость – 120 км/ч, радиус действия – 10 км.
Орлан-3М
Еще один разведчик, способный вести аэрофото- и видеосъемку. Модульная конструкция позволяет быстро менять тип оборудования, который несет БПЛА.
Вес – 7 кг, скорость – 150 км/ч, радиус действия – 100 км.
Штиль-3
Экспериментальный образец турбореактивного БПЛА, предназначенный для разведки, аэрофотосъемки, ретрансляции радиосигнала и создания помех. Может вести радиационный и газохимический контроль, оценивать состояние инфраструктуры и т.д. Способен зависать в воздухе как вертолет.
Масса - 17,6 кг, скорость – 780 км/ч, радиус действия – 500 км.
Типчак
Такое имя носит комплекс для воздушной разведки и аэрофотосъемки местности. Беспилотник непосредственно входящий в его состав называется БЛА-08.
Вес – 90 кг, скорость - 180 км/ч, радиус действия – 120 км.
Корсар
Боевой БПЛА из композитных материалов. Может быть использован, как для разведки и радиоэлектронной борьбы, так и для нанесения авиаударов.
Вес – 200 кг, скорость – 150 км/ч, радиус действия – 180 км.
Дозор-85 и Дозор-600
Название БПЛА (Дозор-85) намекает, что перед нами разведчик. И это так. Аппарат серийно выпускается с 2007 года. Может управляться автоматически программой или вручную оператором с командного пункта.
Весит 85 кг, разгоняется до 150 км/ч, дальность действия – 900 км.
Его потомок «Дозор-600» способен не только разведку проводить, но и уничтожать врагов ракетами. Правда, пока что в теории: на вооружение он еще не поступал.
Вес – 640 кг, скорость – 210 км/ч, дальность действия – 3700 км.
Ту-300 «Коршун-У»
Еще одна советская разработка, которая может служить как для разведки (модификация «Филин-1») и ретрансляции радиосигналов («Филин» 2), так и для уничтожения наземных целей.
Очень серьезная птичка массой 3 т, скоростью – 940 км/ч и дальностью действия – 300 км.
Орион
На вооружение не поступал, в настоящее время проходит испытания. Аппарат предназначен для визуальной, радиолокационной или радиотехнической разведки с возможностью длительного патрулирования в заданном районе. Разработчики упоминали возможность его модификации в ударный БПЛА.
Имеются лишь характеристики версии на экспорт (они всегда ниже) под названием «Орион-Э». Вес – 1,2 т, скорость – 200 км/ч, дальность полета – 250 км.
Инспектор-601 (301,201,101)
Линейка дронов «Инспектор», в основном предназначена для разведки. Однако 601 модель – это исключение: он служит для решения разведывательных, транспортных и ударных задач.
Вес - 120 кг, скорость – 210 км/ч, дальность полета – 900 км.
Форпост М
Ударный дрон, который успешно применялся в Сирии. Собирается из израильских составляющих, к 2019 году планируется переход на отечественные комплектующие.
Вес - 436 кг, скорость - 200 км/ч, дальность действия - 250 км.
Альтаир
Разведывательно-ударный БПЛА. В настоящее время тестируется. Помимо боевой версии, разрабатывается гражданская – с большей грузоподъемностью.
Вес – 5 т, в, скорость - 250 км/ч, дальность полета - 10 000 км.
Дань-Барук
Многоцелевой военный БПЛА. Способен выполнять наблюдательные, патрульные и мониторинговые задачи, а также наносить высокоточные удары по бронетехнике и живой силе противника.
Вес – 500 кг, скорость – 300 км/ч, радиус действия - 150 км.
Охотник-Б
Вершина инженерной мысли России, этот БПЛА 6-го поколения должен стать «убийцей американских F-22 и F-35». Это самый передовой и технически совершенный дрон в мире (по заявлению, создателей, разумеется). Способен неси ракетно-бомбовую нагрузку, соответствующую стандартному истребителю-бомбардировщику.
Аппарат находится на стадии разработки, на вооружении окажется предположительно в 2020 году. Вес - 20 т, скорость -1000 км/ч.
А что там у янки?
SQ-4 Recon
Миниатюрный беспилотник вертолетного типа. Зарекомендовал себя не только как разведчик, но и как устройство для спасения и вывода американских солдат из окружения (активно применялся во время боевых действий в Афганистане).
Весит малыш всего 200 г, скорость - 25 км/ч, радиус действия - 2,5 км.
RQ-11 Raven
Малый разведывательный БПЛА, который выпускается в нескольких модификациях и может летать как автоматически по GPS, так и под ручным управлением оператора.
Вес - 1,7 кг, скорость - 95 км/ч, дальность действия - 10 км.
Wasp AE
Небольшой разведчик, который запускается «с руки», а приземляться может как на сушу, так и на водную поверхность.
Вес - 1,3 кг, скорость – 83 км/ч, дальность действия - 10 км.
Stalker
Разведывательный БПЛА, который постоянно совершенствуется. Компания-производитель Lockheed Martin проводит эксперименты по переводу беспилотника на лазерный тип питания, который в теории может сделать его полет почти «вечным (без посадок на зарядку).
Вес - 6 кг, скорость - 80 км/ч, радиус действия - 20 км.
RQ-170 Sentinel
Один из самых совершенных разведывательных дронов, созданный по технологии Стелс. Сведения о ТТХ засекречены.
MQ-8 Fire Scout
Беспилотник вертолетного типа, который с помощью инфракрасных сканеров и лазерного оборудования может находить и идентифицировать заданные цели, а также ранжировать их в зависимости от важности. А затем уничтожать высокоточными ракетами Hellfire.
Вес – 1,43 т, скорость – 205 км/ч, радиус действия – 177 км.
RQ-7A Shadow
Разведывательный беспилотник имеющий несколько модификаций (200, 440, 600), которые отличаются друг от друга областью применения. Помимо разведки способен нести крылатую управляемую бомбу STM Phase II.
Всего 15 лет назад к беспилотникам относились как к научной фантастике. В 2005 году Израиль запустил пробный шар и послал несколько почти игрушечных самолетиков с камерами на сторону Сирии. Самолетики вернулись с разведданными и через несколько часов на их место вернулись F-16. С тех пор боевые дроны стали гораздо круче: сегодня им уже не нужны истребители.
-
Triton MQ-4C
Настоящий великан среди беспилотных аппаратов. Triton MQ-4C разрабатывался Northrop Grumman по заказу Пентагона. Размах крыльев этого гиганта сравним с размахом крыльев «Боинга-747», но пока точной информации о сфере применения беспилотника-гиганта не имеется.
WU-14
Китайский экспериментальный гиперзвуковой беспилотник, созданный для доставки ракет через континент. Вообще-то, Министерство обороны КНР в свое время декларировали WU-14 как «научный летательный аппарат», но впоследствии признали его военное предназначение. WU-14 - это самый мощный беспилотник в нашем списке, поскольку предназначен для доставки к цели ядерного оружия.
CH-5
Китайская разработка, которую вполне можно назвать модифицированным клоном американского «Жнеца смерти». БПЛА создан военной корпорацией China Aerospace Science and Technology и уже испытан в боевых условиях. Беспилотник оснащен двумя боеприпасами нового типа (какими именно пока не известно) и лазерной системой наведения.
Taranis
До настоящего момента почти вся информация о британском проекте межконтинентального БПЛА засекречена. Известны лишь основные параметры Taranis (масса - три тонны, длина - 11 метров, размах крыльев - 10 метров) и то, что беспилотник оснащается стелс-технологией.
Northrop Grumman X-47BС
Детище американских гениев из знаменитой Northrop Grumman. Боевой БПЛА второго поколения способен совершать взлет и посадку вообще без оператора, только при помощи бортового компьютера. Крылья оснащены ракетными установками, которыми управляет уже человек с земли.
MQ-9 Reaper
Пожалуй, один из самых известных и самых смертоносных беспилотников мира. «Жнец» пришел на замену беспилотному разведкомплексу MQ-1 Predator. Reaper способен взлетать на высоту тринадцать километров, поднимать весь в 4,7 тонны и находиться в воздухе целые сутки. Ускользнуть от такого стального хищника будет очень и очень сложно.
Форпост
По сути, российский «Форпост» является чуть доработанной версией проверенного в боях израильского Searcher 2. На данный момент эти комплексы только начинают поступать в Армию России, но уже используются в боевых действиях в Сирии.
Боевые роботы интенсивно внедряются как в воздушные, морские и наземные виды вооруженных сил. Наибольшее распространение получили беспилотные летательные средства (БПЛА), или дроны, управление которых производится дистанционно, или автономно.
Описание российских беспилотников
Российские беспилотники по своему виду напоминают самолет, либо вертолет. Имеют различные размеры — от десятков метров, до нескольких сантиметров. Беспилотная авиация способна выполнять всевозможные военные и гражданские задачи.
Военные дроны применяются для ведения разведки.
Существует также беспилотные самолеты-истребители для нанесения воздушных ударов.
Беспилотники могут работать на авиационном топливе, и на электрической батарее. Созданные по принципу вертолета, называются коптеры, мультикоптеры, или квадрокоптеры, в зависимости от количества винтов.
История развития военных дронов
Первый военный беспилотник появился в Америке в 1910 году. Под управлением часового механизма, самолет с боезарядом падал на объект. Но идея не нашла применения.
1933 год считается годом рождения БПЛА, первые образцы которого изготовила Великобритания. Боевые беспилотники были многоразового использования, радиоуправляемыми и служили до 1943 года. Применялись как мишени для зенитчиков и истребителей.
в этом году в Америке появился первый беспилотник
Во 2-й мировой войне Германия успешно применяла управляемые ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2.
В США тогда же был разработан свой вариант БПЛА. Это был легкий двухмоторный военный бомбардировщик Interstate TDR-1, изготовленный из фанеры и велосипедных труб. Самолет имел слабые летные характеристики. Управление велось по радио с борта летящего рядом самолета, через телекамеру, расположенную в носовой части фюзеляжа беспилотника. Выпущено было более 180 шт.
В 1960 году, после опыта вьетнамской, и других локальных войн, Пентагон начал интенсивно развивать программу беспилотников. Вначале это были легкие разведчики, а после стали разрабатываться ударные варианты, которые применялись во многих локальных конфликтах.
В Советском Союзе также велись разработки аналогичных средств, однако они остались на бумаге. Возобновились они в 1957 году. Первый советский беспилотный ударный комплекс назывался Изделие-С. Идея принадлежала конструктору А.Н.Туполеву.
Уже через год был создан объект, который мог доставить ядерный заряд на расстояние до 10000 км. Однако интересы руководства страны были направлены на создание ракетной техники. По этой, и еще ряду причин, это перспективное направление было заморожено на несколько лет.
Характеристики летательных аппаратов России
Необходимо отметить, что российские военные беспилотники создаются в первую очередь для самообороны и только потом для нанесения ответного удара. Зарубежные аналоги имеют другие приоритеты — подавляющее большинство дронов ударные.
И123К (Ту-123)
В 1964 году был создан сверхзвуковой комплекс ЯСТРЕБ, который осуществлял дальнюю разведку. Он получил название И123К (Ту-123).
ТТХ
С 1964 по 1972 г. изготовлено 52 БПЛА. Военные беспилотники России были неуязвимы для средств обнаружения со стороны потенциального противника. Авиационный комплекс разведки с аналогичными параметрами США создало через 10 лет. Но американский беспилотный самолет-разведчик был пилотируемым.
Русский беспилотник ТУ-143 РЕЙС
В 1973 году этот русский беспилотник был принят на вооружение.
Самолеты-беспилотники Туполева были уникальны тем, что благодаря применению композиционных материалов, они почти незаметны на радиолокаторах.
Ту-141 Стриж
Следующей разработкой стал комплекс Ту-141 СТРИЖ.
На его борту находился большой арсенал аппаратуры, который позволял вести 5 видов разведки. По своим характеристикам он превосходил предыдущий аналог «Рейс».
- скорость — 1100 км/ч;
- дальность — 500 км;
- высота — 50-6000 м.
С 1982 года началось изготовление дистанционно-управляемых беспилотных средств. Необходимость была вызвана эффективной работой израильских аналогов в конфликте с арабами. Преимущество управляемых БПЛА — наличие возможности оперативной смены программы полета и выполнения поставленных задач.
Пчела-1T
Одним из первых в 1997 году принят на вооружение комплекс ПЧЕЛА-1Т. Он состоял из самоходной установки, пункта управления и летательного аппарата.
БПЛА СКАТ
Новый беспилотник разработан в 2007 году. Это довольно мощный аппарат с размахом крыльев 11,5 м и взлетной массой 20000 кг.
ТТХ беспилотника-дрона
Беспилотник-дрон не принят на вооружение из-за отсутствия финансирования. Однако работы по его внедрению продолжаются.
Беспилотная боевая авиация на вооружении России
В настоящее время российские БПЛА на вооружении армейских подразделений используются весьма эффективно. Новые беспилотники России осуществляют как разведывательные, так и ударные функции.
Комплекс ОРИОН
Разработка началась в 2011 году. Военный дрон предназначен для разведки и информирования подразделений с целью анализа результатов наносимых ударов.
Многоцелевой комплекс
Год поступления в войска — 2010. Военные беспилотники предназначены для контроля за труднодоступными участками местности, проведения спасательных работ. С командного пункта возможно управление одновременно 4-мя аппаратами.
Комплексы Элерон-3 и Элерон-10
Беспилотные летательные аппараты России разработаны предприятием ЭНИКС. Комплексы Эелерон-3 и Элерон-10 предназначены для ведения различных видов скрытой разведки. Бспилотные аппараты применялись на практике и хорошо себя зарекомендовали.
Беспилотники США и других стран
Из множества зарубежных самолетов-дронов перечислим некоторые, самые известные и распространенные тяжелые разведывательно-ударные варианты. Характеристики беспилотников США считаются лучшими в мире.
Производство США. Является самым большим летательным аппаратом этого класса. Первый экземпляр появился в 2004 году. Имеет множество модификаций. В 2003 году Пентагон профинансировал программу по модернизации аппарата по увеличению времени полета до нескольких месяцев.
Разработка США. Состоит на вооружении Великобритании, Италии и Турции. Первый полет состоялся в 2001 году. Использовался в Афганистане с целью нанесения ракетных ударов.
Производство Израиль. Первое изделие появилось 18 октября 1994 года. Может осуществлять разведку местности и воздушных целей. Сопровождает одновременно до 6 объектов. Состоит на вооружении у 13 стран.
Производство Израиль. В декабре 2009 года состоялся первый вылет аппарата многоцелевого использования. Имеет спутниковую навигацию. Может оснащаться различными боезарядами. На вооружении у 7-ми стран.
Производство Италия. Изделие совершило свой первый полет 2013 году. На сегодняшний день считается самым крупным этого вида изделием Европы.
Производство Франция. Выпускается с 2009 года. Предназначен для армейских, военно-морских и гражданских целей. Беспилотные самолеты-разведчики оснащены многофункциональным высокоинтеллектуальным оборудованием.
Anka
Anka
Производство Турция. Дроны-беспилотники выпускаются с 2010 года. Имеют разведывательную и ударную модификации.
Беспилотный истребитель разработан в Индии. Первый образец был выпущен в 2010 году. Способен выполнять полет по заданному маршруту самостоятельно.
Преимущества и недостатки беспилотников
Кратко определим преимущества и недостатки беспилотных летательных аппаратов по отношению к пилотируемой авиации.
Преимущества:
- низкая стоимость при условии равной эффективности выполняемых задач;
- отсутствие пилотов, что снижает риск гибели личного состава, и средства на обучение;
- экономия топлива;
- малый вес, позволяющий использовать электрические двигатели;
- существенное уменьшение взлетно-посадочного пространства;
- высокая оперативность применения;
- скрытность применения по причине малых размеров и использования синтетических материалов при изготовлении корпуса.
Недостатки:
- тихоходность;
- несовершенство радиоуправления;
- уязвимость при постановке помех;
- риск поражения мирных жителей;
- высокая вероятность уничтожения средствами ПВО;
- аварийность при посадке.
Неспособность человека выдерживать большие длительные нагрузки, вызывает необходимость дальнейшего распространения беспилотных средств.
В настоящее время идет разработка аппаратов с атомными и водородными топливными элементами, которые смогут находиться в полете до нескольких месяцев.
Военные дроны привлекали много внимания на протяжении лет, но мало кто понимает их правильно. Да, большинство их описаний точно рассказывают, как их используют в битве, но также часто эти история дают ложное представление, нелепое и не подтвержденное фактами. Перед вами десяток самых распространенных заблуждений на тему военных дронов.
Практически каждый называет военный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) дроном, но это заблуждение, которое оскорбляет их пилотов (да, у них есть пилоты). Слово «дрон» часто ассоциируется с тихим жужжанием, потому-то и самцов пчел называют дронами. Но использование слова «дрон» для описания сложной системы, развертываемой на современном поле сражения, нелепо и оскорбительно для их операторов.
«Дрон» подразумевает отсутствия участия со стороны эксперта-оператора, поэтому этот термин не особо широко используется военными. За пределами же военного дела, слово «дрон» чаще ассоциируют с квадрокоптерами, небольшими летательными аппаратами с дистанционным управлением, которых энтузиасты используют для проведения различных мероприятий, включая гонки на квадрокоптерах, аэрофотосъемку и просто развлечения.
Они новинка для военных
БПЛА не новы для военного вооружения, но вас может удивить, что впервые их использовали еще в 19 веке! Австрийские войска, атакующие Италию в 1849 году, подошли к Венеции, вооружившись 200 воздушных шаров. Эти шары были оснащены бомбами с установленными синхронизированными предохранителями. Их успех не был полноценным, поскольку многие шары сдуло ветром назад к австрийской линии фронта, но некоторые все же достигли своих целей. Это первый пример использования беспилотного летательного аппарата в военных действиях.
С тех пор дистанционно управляемые аппараты разрабатываются и используются во многих вооруженных силах разных стран. Пока GPS не стала широко распространенной технологией, позволяющей управлять аппаратами со спутника в любой точке мира, ими управляли с помощью радиоканала.
Ими управляет совсем немного людей
Один из самых больших минусов пилотируемых летательных аппаратов - это общее число людей, необходимых для управления ими. Нужны пилоты, вторые пилоты, экипаж на борту и другие, в зависимости от типа транспорта. Кроме того, нужны люди, которые заправляют транспортное средство, передвигают его, обслуживают и ремонтируют и даже хранят его, когда им никто не пользуется.
По сути, не особо отличаются. Более того, иногда они требуют еще большего количества людей для управления, чем большинство пилотируемых аппаратов. В дополнение к людям, которые обслуживают и управляют аппаратом, есть операторы каждого датчика и камеры на борту. Для сравнения: для управления F-16 нужно около 100 людей, Predator - 168, а Reaper - 180. Но это американские системы БПЛА.
Они редко разбиваются и требует минимальной поддержки
Эксплуатация любого военного аппарата - дорогое удовольствие, и в этом плане БПЛА мало чем отличаются. При этом у БПЛА есть серьезная проблема: они часто разбиваются. Разумеется, лучше потерять беспилотный аппарат, чем пилотируемый, потому что в первом случае не требуется искать и спасать пилотов. Впрочем, военные не очень любят, когда их технологии попадают в лапы противника, поэтому разбившиеся БПЛА тоже часто требуют миссии по извлечению обломков или окончательному уничтожению упавшего аппарата.
С 2004 года число аварий БПЛА постоянно растет, возможно, в связи с увеличением эксплуатационных часов и общей усталостью систем, которые активно использовались в Афганистане и Ираке. В 2004 году было всего девять аварий, а в 2012 году - уже двадцать шесть. Многие аварии являются результатом враждебных действий, направленных на уничтожение аппарата, и еще больше падают с небес по неизвестным или неустановленным причинам.
Если нарушить их коммуникацию, они упадут
Большинство БПЛА используют спутниковую связь, которую трудно нарушить. С земли их сбить с толку очень трудно, практически невозможно, поскольку вся их связь уходит вверх тонким лучом. Если же коммуникационные системы беспилотника нарушены, он переключается на автопилот до тех пор, пока не восстановит связь с оператором.
Коммерческие беспилотники куда проще сбить с толку, поскольку в основе их связи лежит радиосвязь, поэтому увеличение энергии на их рабочей частоте, как правило, приводит к сбою в связи. Когда дело доходит до военных беспилотных летательных аппаратов, с ними все куда сложнее.
Намеренный сбой связи - опасное предприятие, поскольку требует большого количества энергии для работы оборудования. Различные установки уже существуют, и люди самостоятельно делают проекты вроде «винтовок», когда хотят сбить коммерческий дрон, но мы не рекомендуем ими пользоваться.
Они могут оставаться в воздухе в течение короткого периода времени
Это заблуждение может быть связано с относительно кратковременными полетами, которые могут поддерживать коммерческие беспилотники и дроны. Большинство квадрокоптеров могут оставаться в воздухе в течение 15 минут, и очень немногие - в два раза дольше. Основная причина этого - хранение и потребление энергии. Большинство коммерческих беспилотников маленькие и питаются бортовой батареей. Почти все БПЛА, однако, переносят топливо, как обычный самолет. Поэтому они могут оставаться в воздухе гораздо дольше своих гражданских коллег.
Predator, один из самых используемых в боевых действиях БПЛА, может держаться в воздухе 27 часов. Российский аналог «Дозор-600», предназначенный для выполнения схожих целей (в настоящее время в разработке), может оставаться в воздухе до 30 часов. Global Observer Stratospheric Persistent разработала недавно БПЛА, который может оставаться в воздухе до 168 часов из-за высокой рабочей высоты (20 000 метров) и использования жидкого водорода в качестве топлива.
Управлять дроном может любой (как в видеоигре)
Хотя бытует мнение, что хороший геймер (человек, играющий в видеоигры) может быть хорошим оператором БПЛА, это совсем не обязательно будет работать в обратном направлении. Большинство БПЛА будут это отрицать и многие из них даже подробно записали и рассказали, почему управление аппаратом имеет мало чего общего с видеоигрой. Большинством БПЛА, которые находятся в эксплуатации армии, сложно управлять, как и любым другим летательным аппаратом, и необходим хорошо обученный и квалифицированный пилот. Некоторые игры могут дублировать это в некоторой степени, но очень немногие люди, хорошо играющие в Microsoft Flight Simulator, смогут просидеть в кабине в течение восьми часов без перерыва.
Еще одно важное отличие - пилот БПЛА может атаковать и уничтожить цель, которая вполне может быть живым, дышащим человеком. Ни одна видеоигра и близко не подводит человека к выполнению такой миссии (не путайте виртуальное с реальным).
У них есть «списки зачистки»
Основная цель практически всех БПЛА - это разведка и охрана. В процессе эксплуатации, они являются «глазами в небе» и используются для обеспечения безопасности штаба, работающего на месте. Конечно, некоторые беспилотники оснащены оружием и используются для уничтожения целей; но это не их основная миссия. По сути, у них нет никаких «списков зачистки», в которых поименно обозначены цели, представленные к уничтожению.
Чтобы БПЛА открыл огонь по любой цели, он сначала должен идентифицировать ее и проверить, а затем наземный командир примет решение стрелять или нет. К сожалению, бывают и ошибочные решения, как в случае с пилотируемыми летательными аппаратами, и по ошибке атакуются гражданские цели. Именно поэтому появилось мнение, что БПЛА выполняют задачу независимо от решений на земле, то есть уничтожают цель без определения, независимо от ситуации.
Военные поддерживают списки целевых задач высокого ранга, но их не загружают на борт аппарата и рассматривают в качестве возможных мишеней.
Они автономны
Как мы уже выяснили, почти все БПЛА нуждаются в квалифицированных операторах, которые смогут управлять аппаратом и использовать его разнообразные системы. Едва ли их можно считать автономными, хотя некоторые летные операции поддерживаются компьютерами, подобно автопилоту, которым оснащен сегодня любой коммерческий авиалайнер.
Хотя можно сказать, что в настоящее время военные не управляют автономными роботами-убийцами, как многие думают, никто не говорит, что этого не будет в будущем. В настоящее время, например, ВМС США и армия исследуют возможности создания автономных беспилотных летательных аппаратов из-за нехватки пилотов, а DARPA поручена разработка набора из шести летательных аппаратов, которые смогут «совместно находить, отслеживать, идентифицировать и поражать цели».
Их делают ради одной задачи: убивать
Большинство беспилотников, стоящих на вооружении армий разных стран, используются для воздушной разведки или наблюдения в той или иной форме. Тот же Predator разрабатывался для этих задач, пока не начался конфликт в Ираке. Флоты небольших аппаратов никогда не были и вряд ли будут вооружены из-за их размера и других задач.
Но что будет потом, пока неизвестно. Многие страны разрабатывают БПЛА именно для боевых целей. В 2013 году Boeing смогла модернизировать F-16, которым обычно управляет два человека, сделав его полностью беспилотным. Отсутствие персонала в кабине позволило транспорту достичь ускорения в 9G, что было бы невероятно опасным для человека.
Помимо этого, разрабатываются БПЛА-вертолеты с пулеметами, а также стелсы и другие типы боевых аппаратов. Будущее беспилотных войн, похоже, сделает все наши заблуждения реальностью.