Биография светланы алексиевич. Биография алексиевич светланы александровны Биография светланы алексеевич личная жизнь
Светлана Александровна Алексиевич — писательница, лауреат множества российских, зарубежных и международных премий, в том числе и Нобелевской. По ее произведениям снято несколько фильмов. Книги Светланы Алексиевич посвящены самым трагическим страницам в нашей истории. А именно: ВОВ, афганской войне, Чернобыльской трагедии. Биография Светланы Алексиевич — тема сегодняшней статьи.
Ранние годы
Представляя вашему вниманию биографию Светланы Алексиевич, следует начать с того, что родилась она в 1948 году, в украинском городе Ивано-Франковске. Отец будущей писательницы был белорусом. Мать - украинкой. В начале пятидесятых годов отец был мобилизован, семья переехала в Белоруссию . Здесь родители работали учителями.
Детство и юность Алексиевич прошли в Гомельской области. Ещё в школе она начала писать стихи и небольшие заметки. После получения аттестата зрелости решила поступать на факультет журналистики. Но в то время действовали правила, согласно которым прежде следовало проработать не менее двух лет в одной из редакций. После окончания школы она устроилась работать корреспондентом в местную газету, позже поступила в Минский университет.
Начало журналистской деятельности
Творческая биография Светланы Алексиевич складывалась непросто. После окончания университета ее направили в Брестскую область. Здесь несколько лет она проработала журналистом в редакции местной газеты. В это же время преподавала в сельской школе. Следовало определиться с профессией. Продолжить семейную традицию или посвятить себя писательству? Выбор был сделан в пользу литературного творчества. А оно не сулит стабильности и не гарантирует признание. Прошло много лет, прежде чем Алексеевич смогла создать собственный уникальный стиль. Она написала несколько книг, которые сегодня всемирно известны, но в советское время печатать их не спешили.
Особенности творчества
Книги Светланы Алексиевич написаны в довольно необычной манере. Ее стиль представляет нечто среднее между художественным и публицистическим. Сама же писательница утверждает, что формировался он под влиянием Алеся Адамовича - белорусского прозаика, автора таких произведений, как " Блокадная книга" , " Я - из огненной деревни" . О том, в чём же заключаются особенности литературного стиля писательницы, сказано ниже. А пока в первую очередь назовем основные события из биографии Светланы Алексиевич.
В 1983 году Алексиевич приняли в Союз писателей Белоруссии . В это же время она написала одно из самых знаменитых своих произведений. Над книгой " У войны не женское лицо" Светлана Алексиевич работала много лет. Но издатели и цензоры не оценили ее труд. Книга подверглась многочисленным правкам и лишь в двухтысячных годах была издана в первоначальном виде.
О том, как складывалась творческая биография Светланы Алексиевич, расскажем на примере книг, созданных ею. Их не так много, но каждая вызывала резонанс в обществе. Алексеевич много лет провела за границей. Жила в Италии, Германии, Франции. Ее политические взгляды нельзя назвать пророссийскими. В прессе она не раз высказывалась довольно резко относительно важнейших событий последних лет.
Личная жизнь Светланы Алексиевич
О семье писательницы известно немного. Это неудивительно. Ведь Алексеевич не актриса и не телеведущая. Она писательница, которая создает литературу далеко не развлекательную. Известно, правда, что Алексиевич не замужем. Большую часть жизни она посвятила публицистической деятельности. Согласно некоторым данным, Светлана Александровна Алексиевич когда-то давно оформила опекунство над дочерью своей умершей родственницы. Родных детей у писательницы нет.
"У войны не женское лицо"
Светлана Алексиевич написала первую свою книгу в семидесятых. Это было публицистическое произведение " Я уехал из деревни" . Книга не была опубликована, начинающую писательницу обвинили в непонимании аграрной политики страны. Позже Алексеевич отказалась от доработки этого произведения и начала работу над новым.
В Советском Союзе не было семьи, которая б в сороковые годы не пережила бы потерь. Будущая писательница росла в небольшом населенном пункте, где слышались преимущественно женские голоса. Именно женщины рассказывали о войне, они вспоминали о ней и плакали. Неудивительно, что первое свое значительное произведение Алексеевич посвятила им.
Книга представляет собой собрание воспоминаний. Это рассказы фронтовичек: связистов, медиков, летчиц , саперов , снайперов. Женщинам на войне приходилось осваивать любые военные специальности. Алексеевич, работая над этой книгой, посетила около ста городов, деревень и сел . Она общалась с бывшим фронтовичками, записывала их откровения. Позже призналась, что в течение последующих лет безуспешно пыталась забыть страшные истории, которые услышала от них.
В Великой Отечественной войне участвовало около 800 тысяч женщин. Просились на фронт ещё больше. Феномен в истории. Ни в одной войне ранее не участвовало такое количество женщин. Книга Алексиевич наполнена множеством страшных деталей, которые сохранились в женской памяти. Но почему это произведение так долго отказывались издавать?
Цензура
В советские времена было создано множество хороших фильмов, написано ещё больше замечательных книг. Но в большей части из них советский солдат был лишен каких-либо человеческих слабостей. Это был неоспоримый герой, готовый бороться с фашизмом до последней капли крови. Но убить человека не так просто , даже если он оккупант. Об этом свидетельствуют некоторые страницы из воспоминаний героинь Алексиевич. Например, история фронтовички, которая в возрасте 18 лет оказалась на фронте в качестве снайпера. Первый раз выстрелить в немца ей было непросто. Возникли неуместные мысли о том, что ее мишень - обычный человек. Подобных историй в книге Алексиевич немало. А ещё в ней много натурализма, способного привести читателя в ужас.
Алексиевич обвинили в развенчании героического образа советской женщины. Грубым натурализмом она, согласно мнению работников цензуры, только унижала фронтовичек. Советский героизм был стерильным, он не имел связи ни с физиологией, ни с биологией.
"Последние свидетели"
Следующую книгу Алексиевич тоже посвятила теме войны. В " Последних свидетелях" она рассказала о тех, кому в 1941 году была от 5 до 12 лет. Когда началась работа над этой книгой, в Советском Союзе еще было много детей войны. Сегодня их единицы. Один из журналистов назвал Светлану Алексиевич " хранительницей памяти" . С этими словами сложно не согласиться, ведь благодаря ее книгам мы сегодня узнаем о том, о чём рассказать могли лишь люди, давно покинувшие этот мир.
В июне 1941 года в городе Бресте была уничтожена большая часть жителей. Те, что выжили , навсегда запомнили картину: на мостовой лежит убитая девочка, а рядом - кукла. Так начинается произведение Светланы Алексиевич. Но это далеко не самые страшные строки. Далее следуют воспоминания людей, извлеченные из глубины детской памяти.
Это истории, которые действительно страшно слушать. Даже если бы очевидцами событий являлись только взрослые люди. При мысли же, что свидетелями нечеловеческой жестокости стали и дети, на которых даже, казалось бы, вполне обычное событие производит сильное впечатление, становится жутко. Алексеевич полагает, что об этом нельзя забывать. Войны были, есть и будут. Быть может, тех, кто их развязывает, остановить способен детский плач?
"Цинковые мальчики"
В ВОВ погибло около 25 млн человек. И мужчины и женщины шли на фронт для того, чтобы спасти свою родную землю. Для чего и кому нужна была война, начавшаяся в 1979 году, и сегодня многим не очень понятно. На протяжении 10 лет советские матери расставались с сыновьями. Увидеть снова своих детей довелось не всем. Солдаты возвращались в цинковых гробах, а если и живые, то уже не те, что были раньше. Домой приезжали инвалиды, люди с искореженными судьбами.
При создании книги " Цинковые мальчики" Светлана Алексиевич работала по привычной для себя схеме. То есть опрашивала обычных людей. Как и прежде, беседовала в основном с женщинами - с матерями погибших или выживших солдат. Тех, что прошли Афганистан, в 80-е годы называли воинам-интернационалистам. На самом деле многие из них были людьми с нарушенной психикой, у которых смерть и убийство уже не вызывали никаких эмоций.
Правды об этой войне тогда простые люди не знали. Она была не нужна. Когда вышла в свет книга Алексиевич, на писательницу обрушился шквал критики. Матери, которые давали интервью, отказались от своих слов. Алексиевич обвинили во вранье и клевете. Скорее всего, солдатские матери попали под давление сотрудников государственных служб. По книге " Цинковые мальчики" Светланы Алексиевич создано несколько театральных постановок и два документальных фильма.
"Зачарованные смертью"
В августе 1991 года в Москве произошло событие, которое повлияло на ход истории, причём не только отечественной, но и всемирной. Спустя несколько месяцев огромной многонациональной страны не стало. Изменения коснулись всех сфер человеческой деятельности. Такие перемены пережить непросто, как следствие - огромное число самоубийств. Об этом книга " Зачарованные смертью" . В произведении рассказано как о знаменитых людях, так и об обычных.
"Чернобыльская молитва"
Авария, произошедшая в 1986 году, унесла множество человеческих жизней. От последствий трагедии в Припяти страдают и сегодня многие. Книга " Чернобыльская молитва" Светланы Алексиевич вышла в свет в 1997 году. Самые трагические страницы посвящены пожарным, которые были вызваны на станцию 26 апреля. По мотивам " Чернобыльской молитвы" Светланы Алексиевич снято несколько художественных и документальных фильмов.
Это произведение вызвало множество положительных отзывов зарубежных критиков. Среди достоинств книги, по мнению одного из них, является то, что автор не навязывает своего мнения, не выдвигает обвинений, а предоставляет читателю возможность сформировать собственную точку зрения.
Нобелевскую премию Светлана Алексиевич получила в 2015 году. Международной награды она была удостоена за созданный ею памятник страданию и мужеству в наше время.
Светлана Александровна Алексиевич (род. 1948) - известная советская и белорусская писательница и журналистка, лауреат Нобелевской премии по литературе. Свои произведения создает на русском языке. Книга «У войны не женское лицо» стала настоящим бестселлером, поставленном на сцене десятков театров страны. Светлану Алексиевич хорошо знают далеко за пределами постсоветского пространства. Ее книги были изданы в 19 странах мира, по сценариям талантливого автора снят 21 документальный фильм. Писательница является обладателем многочисленных литературных наград и премий, в том числе и международного уровня.
Детство и юность
Светлана Алексиевич родилась в украинском городе Станислав (ныне Ивано-Франковск) 31 мая 1948 года. Ее отец, белорус по национальности, был военнослужащим, и после его увольнения из армии семья перебралась в Белоруссию. Здесь родители стали работать учителями в сельской школе. После получения аттестата Светлана устроилась в редакцию районной газеты, ведь, еще учась в школе, она начала писать стихи и небольшие заметки. Получив необходимый двухлетний стаж, она поступила на факультет журналистики БГУ. Алексиевич занимала активную позицию и принимала участие в различных конкурсах студенческих работ республиканского и всесоюзного уровня.
Еще будучи студенткой, Светлана прочитала книги А. Адамовича «Я из огненной деревни» и «Блокадная книга», которые оставили глубокий след в ее девичьей душе. Окончив в 1972 году факультет журналистики, Алексиевич долго металась в поисках себя. Она успела позаниматься наукой, журналистикой и даже поработать учительницей в школе. И только после знакомства с этими произведениями девушка поняла, что у нее есть все, чтобы стать писательницей. До сих пор она называет Адамовича своим учителем. «Мне всегда хотелось схватить подлинность», - говорит Алексиевич. Этот жанр, придуманный Алесем и называемый им «роман-свидетельство», стал ей очень близок.
Тем не менее Светлана продолжила заниматься журналистикой в «Сельской газете». Затем она переходит в журнал «Неман» сначала корреспондентом, а затем завотделом, параллельно продолжая писать публицистические произведения и рассказы. В 1983 году была принята в Союз писателей СССР.
Писательница с большой буквы
Первый масштабный литературный труд «Я уехал из деревни» был подготовлен к изданию в 1976 году. Это сборник монологов жителей одной из белорусских деревень, мигрировавших в город. Она наткнулась на серьезную критику республиканской компартии за непонимание аграрной политики. Позднее Алексиевич отказалась от публикации, охарактеризовав свой труд как чрезмерно «журналистский».
В 1983 году Алексиевич пишет книгу «У войны не женское лицо». В эпоху позднего застоя ей не дали возможности напечататься, обвинив автора в излишнем натурализме, пацифизме и нивелировании героического образа советской женщины. Подобные критические замечания вызывали серьезные опасения, ведь писательница успела приобрести реноме ярой антисоветчицы. Сама Алексиевич называет свое детище «роман голосов». Действительно это произведение о той стороне войны, которую мало кто знал. Но она была и автор, рисуя своих героев, создает собирательный образ из множества голосов никому не известных женщин, отдавших свою жизнь за свободу родины.
В начале перестройки сразу несколько издательств отважились на публикацию произведения. Его высоко оценили известные писатели фронтовики - Б. Окуджава, Д. Гранин, Г. Бакланов. Сегодня общий тираж романа превышает 2 млн. экземпляров. По мотивам «У войны не женское лицо» в десятках театров страны были поставлены спектакли, а режиссер В. Дашук снял серию документальных фильмов с аналогичным названием, отмеченный Государственной премией СССР.
В этом же году появились «Последние свидетели» - вторая книга художественно-документального цикла «Голоса Утопии». Ее писательница посвятила образу войны, увиденному детскими глазами. Произведение состоит из сотни детских рассказов о войне. Ее правда страшна и тем еще более горька для тех, кто не сумел защитить детские души от этого ада. Алексиевич уверена, что и такая правда очень нужна: «Человек без памяти способен породить только зло», - уверена она.
Творческий расцвет
В 1989 году советские войска покинули Афганистан. В это время из-под пера Алексиевич выходит в свет публицистический роман «Цинковые мальчики», изобличающий эту войну. Писательница вновь рассказала неприятную правду о том, как и за что гибли юные солдаты и во имя каких идеалов они шли на верную смерть. Чтобы показать все, как есть, Светлана Александровна в течение четырех лет собирала материалы, общалась с матерями воинов, побывала в Афганистане. Новый откровенный взгляд на Афганскую войну вызвал интеллектуальный шок в обществе, заставив многих переосмыслить свои ценности.
Автор вновь подверглась резкой критике, а в Минске даже был организован показательный суд. Несмотря на это, книга стала настоящим бестселлером, по ней ставилось множество спектаклей, а также снимались художественные и документальные фильмы.
В 1993 году были изданы «Зачарованные смертью», ставшие отражением духовного надлома, поразившего шестую часть суши после развала казавшейся вечной империи. Люди, приученные к коммунистическим идеалам, не выдерживали испытание времени и сводили счеты с жизнью. Книга, повествующая о том, как общество выходило из плена великой иллюзии, легла в основу художественного фильма «Крест».
Светлана Александровна признается, что тяжелее всего ей далась «Чернобыльская книга», создание которой проходило совсем не в духе сложившейся традиции написания книг о войне. Ей понадобилось пять лет для осознания масштабов катастрофы и создания концепции своего труда. Она говорит, что эта книга не о Чернобыле, а о мире после Чернобыля. Как изменилась жизнь в новой реальности, еще непонятой и неосознанной. Люди добывают новые знания, которые им понадобятся чтобы больше не повторить этого кошмара.
Тема войны занимает центральное место в произведениях белорусской писательницы. Сама автор объясняет это постоянным присутствием данного события в истории страны. Оно оказало огромное влияние на общество, калеча человеческие судьбы и формируя идеалы. Еще одной сквозной темой выступает критика коммунистического режима, который Алексиевич неоднократно называет «великой и страшной утопией».
Светлана Алексиевич сегодня
В 2013 году вышла книга «Время second-hand» (Конец красного человека), поднимающая вопрос о возрождении тоталитарной машины, способной по капле выдавливать из нас «красного человека». Это рассказ о последних двух десятилетиях русской истории, переплетенный с двадцатью разными людскими судьбами. И вновь перед читателем предстают голоса, проникновенно повествующие о своей нелегкой доле, агрессии и безысходности, царящих в сознании людей.
Еще в конце 90-х годов она задумала написать книгу о любви. Произведению было дано название «Чудный олень вечной охоты». В нем автор повествует о времени любви, не совпадающим с обычным ходом нашей жизни.
Алексиевич стала первой писательницей с постсоветского пространства, удостоенной Нобелевской премии (2015). Вручение столь престижной награды не стало событием в Беларуси, где ее не печатают уже два десятка лет. В этом нет ничего удивительного, ведь Светлана Александровна относится к непримиримым критикам действующего президента А. Лукашенко. Это вынудило ее мигрировать на Запад, поэтому с начала 2000-х она проживала в Италии и во Франции, правда, теперь она вновь вернулась на родину.
Вручение высшей литературной награды было неоднозначно встречено и в России, ведь писательница известна как последовательный критик нынешних властей. Многие утверждали, что выбор Светланы Александровны был сделан по политическим соображениям в пику России.
Сегодня писательницу продолжают волновать проблемы судеб Отечества. Даже как глубокий специалист в вопросах «красного человека», она не может уверенно сказать почему людское страдание никак не может конвертироваться в истинную свободу и почему рабство так глубоко запало в души миллионов.
Светлана Алексиевич родилась 31 мая 1948 года в западно- украинском городе Станислав. Отец - белорус, мать - украинка. После демобилизации отца семья переехала на его родину, в Белоруссию, отец и мать работали сельскими учителями. Мать отца умерла от тифа в партизанах, из троих её сыновей двое пропали без вести, а отец Светланы Алексеевич вернулся с фронта. Отец матери погиб на фронте. Прадед отца тоже был сельским учителем. По её словам, всё своё детство провела в украинском селе, в Винницкой области.
В 1972 году будущая писательница окончила БГУ. Трудовая биография Светланы Алексиевич началась из работы в школе. Сначала она трудилась воспитателем в школе-интернате, потом преподавала ученикам историю и немецкий язык в Мозырском районе. Писательство давно влекло Алексиевич, и она устроилась корреспондентом в районную газету «Припятская правда». Затем перешла в другую газету - «Маяк коммунизма» в одном из райцентров Брестской области.
С 1973-го по 1976-ой годы Светлана Алексиевич работала в областной «Сельской газете». В 1976-ом ей предложили место руководителя отдела очерка и публицистики в журнале «Неман». Там Алексиевич трудилась до 1984 года. В 1983-м её приняли в Союз писателей СССР.
С начала 2000-ых Светлана Алексиевич жила за рубежом. Сначала в Италии, потом во Франции и Германии. Последние 2 года писательница снова проживает в Белоруссии.
Светлана Александровна Алексиевич говорит, что на каждую книгу уходило от 4 до 7 лет её жизни. В период написания она встречалась и разговаривала с сотнями людей, свидетелей событий, о которых рассказывается в её произведениях. Эти люди, как правило, имели за спиной очень сложную судьбу: они прошли сталинские лагеря, революции, воевали на разных войнах или выжили в Чернобыльской катастрофе.
Первая книга, которой начинается творческая биография Светланы Алексиевич, «У войны - не женское лицо». Это книга о женщинах, которые воевали на фронте во время Великой Отечественной войны. Они были снайперами, лётчицами, танкистами, подпольщицами. Их видение и восприятие войны было совсем иным, чем у мужчин. Они более тяжело переживали чужие смерти, кровь, убийства. А по окончании войны у женщин-ветеранов начался второй фронт: им нужно было адаптироваться в мирной жизни, забыть об ужасах войны и снова стать женщинами: носить платья, туфли на каблуке, рожать детей.
Книга «У войны - не женское лицо» не издавалась 2 года, пролежав в издательстве. Алексиевич обвинили в искажении героического образа советских женщин, в пацифизме и излишнем натурализме. Произведение увидело свет лишь в годы перестройки и было напечатано в нескольких «толстых» журналах.
Сложной оказалась и судьба последующих произведений. Вторая книга называлась «Последние свидетели». Она состояла из 100 рассказов детей об ужасах войны. Здесь ещё больше натурализма и страшных подробностей, увиденных глазами детей от 7 до 12 лет.
Война занимает в произведениях Светланы Алексиевич центральное место. Сама писательница объясняет это тем, что вся советская история связана с войной и пропитана ею. Она утверждает, что все герои и большинство идеалов советского человека - военные.
Пятое произведение под названием «Чернобыльская молитва» о мире и жизни после чернобыльской катастрофы. Светлана Александровна утверждает, что после аварии на ЧАЭС не только изменился генный код и формула крови населения большой страны, но и скрылся под водой весь социалистический материк.
Светлана Алексиевич - претендентка на Нобелевскую премию в категории «Литература» с 2013 года. Но тогда премию вручили канадской писательнице Элис Манро. В 2014-ом её получил французский писатель Патрик Модиано.
Нобелевская премия все же была вручена Светлане Алексиевич 8 октября в Стокгольме. Известие о присуждении премии белорусской писательнице было встречено неоднозначно как в России, так и в Белоруссии.
Имя: Светлана Алексиевич (Svetlana Alexievich)
Возраст: 70 лет
Деятельность: писательница, журналистка, обладатель Нобелевской премии-2015
Семейное положение: не замужем
Светлана Алексиевич: биография
Творчество Светланы Алексиевич вызывает неоднозначные отзывы. Одни по ее книгам снимают фильмы и ставят спектакли, другие считают писательницу рупором постсоветской чернухи. Ей приписывают изобретение нового жанра в литературе – романа-исповеди от лица конкретного человека. Сама Алексиевич в интервью сказала, что мечтает собрать сотню историй, рассказанных 50 женщинами и 50 мужчинами, чтобы получился рассказ о душевных переживаниях свидетелей жизни и падения советской империи.
«Самое интересное сейчас - не политика, не передел мира, а вот это пространство маленького человека. Но в то же время через это пространство высвечивается и наша культура, и наша история».
Детство и юность
Светлана Александровна Алексиевич родилась в украинском городе Ивано-Франковске (тогда Станислав) 31 мая 1948 года. Семья писательницы интернациональная. Отец родился в Беларуси, мама в Украине. После демобилизации глава семьи перевёз родных в Беларусь, в Гомельскую область. Там Светлана Алексиевич в 1965 году окончила школу и поступила в университет, выбрав факультет журналистики. В 1972 году будущая писательница получила диплом Белорусского государственного университета.
View this post on Instagram
Светлана Алексиевич
Трудовая биография Светланы Алексиевич началась с работы в школе. Сначала она работала воспитателем в школе-интернате, потом преподавала детям историю и немецкий язык в Мозырском районе. Писательство давно влекло Алексиевич, и она устроилась корреспондентом в районную газету «Припятская правда». Затем перешла в другое издание – «Маяк коммунизма» в одном из райцентров Брестской области.
С 1973-го по 1976-й Светлана Алексиевич работала в областной «Сельской газете». В 1976-м ей предложили место руководителя отдела очерка и публицистики в журнале «Неман». Там Алексиевич трудилась до 1984 года. В 1983-м принята в Союз писателей СССР.
С начала 2000-х Светлана Алексиевич жила за границей, сначала в Италии, потом во Франции и Германии, в итоге вернулась в Беларусь.
Книги
Светлана Александровна Алексиевич говорит, что на каждую книгу уходило от 4 до 7 лет жизни. В период написания она встречалась и разговаривала с сотнями людей, свидетелями событий, о которых рассказывается в произведениях. Эти люди, как правило, имели за спиной очень сложную судьбу: прошли сталинские лагеря, революции, воевали на разных войнах или выжили в чернобыльской катастрофе.
Писательница Светлана Алексиевич
Первая книга, которой начинается творческая биография Светланы Алексиевич - «Я уехал из деревни», разоблачающая отношение государства к сельским жителям. Издание подготовили к печати еще в середине 70-х, но до читателя книга так и не дошла. Типографский набор запретило партийное руководство, а позже и сама автор отказалась от публикации.
«У войны – не женское лицo» - это книга о женщинах, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Они были снайперами, лётчицами, танкистами, подпольщицами. Их видение и восприятие войны – совсем иное, чем у мужчин. Они тяжелее переживали чужие смерти, кровь, убийства. А по окончании войны у женщин-ветеранов начался второй фронт: им нужно было адаптироваться в мирной жизни, забыть об ужасах войны и снова стать женщинами: носить платья, туфли на каблуке, рожать детей.
Светлана Алексиевич - «У войны – не женское лицo»
Книга «У войны – не женское лицo» не издавалась 2 года, пролежав в издательстве. Алексиевич обвинили в искажении героического образа советских женщин, в пацифизме и излишнем натурализме. Произведение увидело свет в годы перестройки и было напечатано в нескольких «толстых» журналах.
Сложной оказалась и судьба последующих произведений. Вторая книга называлась «Последние свидетели». Она состояла из 100 рассказов детей об ужасах войны. Здесь ещё больше натурализма и страшных подробностей, увиденных глазами детей от 7 до 12 лет.
В третьем произведении Светлана Алексиевич поведала о преступлениях Афганской войны. Книга «Цинковые мальчики» была напечатана в 1989 году. Её выход сопровождался волной негативных рецензий и критики. А ещё – судебным разбирательством, остановленным после того, когда на защиту опального литератора встали западные правозащитники и общественность.
Светлана Алексиевич подписывает книги поклонникам
Война занимает в произведениях Светланы Алексиевич центральное место. Сама писательница объясняет это тем, что вся советская история связана с войной и пропитана ею. Она утверждает, что все герои и большинство идеалов советского человека – военные.
Четвёртая книга, названная «Зачарованные смертью», вышла в 1993 году и также вызвала неоднозначные отклики. Это произведение о самоубийствах, зарегистрированных в первые 5 лет после исчезновения СССР. В ней автор пытается понять причины и «очарование» смерти, уносящей жизни тысяч людей – простых коммунистов, маршалов, поэтов, чиновников, покончивших с собой после развала гигантской империи. Как утверждает сама Алексиевич, это размышление о том, как страна выходила из-под «наркоза прошлого» и «гипноза великого Обмана».
Светлана Алексиевич - «Чернобыльская молитва»
Пятое произведение под названием «Чернобыльская молитва» о мире и жизни после чернобыльской катастрофы. Светлана Александровна считает, что после аварии на ЧАЭС не только изменился генный код и формула крови населения большой страны, но и скрылся под водой весь социалистический материк.
Через все книги Алексиевич проходит развенчание коммунистической идеи или, как утверждает писательница, «великой и страшной Утопии – коммунизма, идея которого не умерла окончательно не только в России, но и во всём мире».
«Чудный олень вечной охоты» - произведение о любви, но снова под специфическим углом зрения Алексиевич. Прежде в сочинениях Светланы герой попадал в экстремальные ситуации. В новой повести любовь становится таким окружением, в котором человеческие качества проявляются с не меньшим рвением и глубиной.
Светлана Алексиевич - «Время секонд хэнд»
«Время секонд хэнд» («Конец красного человека») посвящена воспоминаниям 20 человек о времени с начала перестройки и до начала 21 века. Эти люди рассказывают о надеждах, которые связывали со сменой политической системы в стране, о том, как выживали в «лихие 90-е», когда на продажу шло все, что стоило хоть каких-то денег, о том, как гибли близкие в никому не нужных чеченских конфликтах.
Светлана Алексиевич – претендентка на Нобелевскую премию в категории «Литература» с 2013 года. Но тогда премию вручили канадской писательнице Элис Манро. В 2014-м её получил французский писатель Патрик Модиано.
Вручение Нобелевской премии Светлане АлексиевичВ 2015-м Алексиевич снова попала в число кандидатов, которые, помимо премии, могли бы стать обладателем денежного вознаграждения в 8 млн шведских крон ($953 тыс.). Кроме неё, рассматривались кандидатуры японского писателя Харуки Мураками , кенийского Нгуи Ва Тхионго, норвежского Юна Фоссе и американца Филиппа Рота.
8 октября в Стокгольме Нобелевская премия все же была вручена Светлане Алексиевич. Известие о присуждении премии белорусской писательнице было встречено неоднозначно как в России, так и в Беларуси.
Многие говорят о политическом выборе претендента. Алексиевич – ярая антисоветчица, известная своей критикой внутренней и внешней политики президентов и . Писательницу обвиняют в спекулятивно-тенденциозной журналистике и антироссийской позиции.
Личная жизнь
На вопросы о личной жизни Алексиевич отвечает, что не получается быть счастливой. Мужа, как разузнали СМИ, у Светланы нет, как и собственных детей. Писательница воспитала племянницу Наталью, дочь преждевременно умершей сестры. У девушки своя семья, названной матери она подарила внучку Яну. В прессе фото близких практически не появляются, публикуются в основном снимки Алексиевич.
Совсем недавно Нобелевский комитет вынес решение о присуждении премии по литературе. Лауреатом ее стала писательница Светлана Алексиевич, биография которой мало известна современным читателям.
Поговорим сегодня более подробно о жизни и творческой судьбе этой подвижницы на литературной ниве.
Краткие биографические сведения о рождении и детстве
Будущая писательница родилась на Западной Украине (город Ивано-Франковск) в 1948 году. Отец ее был белорусом, а мать - украинкой. Жизнь ее семьи опалила война. Семьи и матери, и отца сильно пострадали во время оккупации украинских и белорусских земель. Отец прошел войну и демобилизовался только после победы. Тогда же он перевез свою жену и маленькую дочь в белорусское село в Гомелевской области. Отец и мать писательницы работали учителями.
Много повидала на своем веку Светлана Алексиевич, биография ее тому подтверждение.
Успешно окончив школу, Светлана поступила на факультет журналистики в престижный по советским меркам Белорусский государственный университет. По окончании университета перепробовала массу профессий: работала воспитателем, учителем и журналисткой. Первыми ее газетами стали издания «Припятская правда» и «Маяк коммунизма».
Зрелые годы
Писательским трудом Светлана увлеклась еще в молодости, ее очерки и небольшие рассказы стали печатать в советской прессе, тогда же она была удостоена чести быть принятой в Союз советских писателей (состоялось это событие в 1983 году). До сих пор ее причисляют к творцам белорусской литературы, что отразилось и в формулировке Нобелевской премии: «Белорусская писательница Светлана Алексиевич». Биография, личная жизнь ее состоялась именно в Белоруссии, отсюда и истинность подобных формулировок.
В годы перестройки писательница выпустила несколько книг, которые наделали много шума и причислили ее к разряду диссидентов (об этих изданиях мы поговорим несколько позже). В 2000-е гг. Алексиевич переехала в Европу, жила и работала во Франции, Германии и Италии. Недавно вернулась в Белоруссию.
Светлана Алексиевич: личная жизнь
Вопрос о женской судьбе писательницы всегда интересовал поклонников ее творчества, однако в данной области известно очень мало.
В своих работах Светлана Александровна рассказала очень много сугубо женских историй, но для всех журналистов, которые брали у нее интервью, тема «Светлана Алексиевич: личная жизнь» являлась закрытой. Писательница посвятила себя литературе как главному призванию всей жизни, во всех анкетах она указывает, что является незамужней женщиной. Известно, что долгое время она воспитывала свою племянницу - дочь рано умершей сестры.
Хотя нельзя сказать, что обделенным человеком является Алексиевич Светлана. Семья ее состоит из ее книг, сценариев к фильмам и журналистских работ.
Первые литературные опыты
Писательница Светлана Алексиевич всегда интересовалась полемическими темами в истории нашей страны.
Первая ее книга «Я уехал из деревни», подготовленная к печати в 1976 году, была посвящена теме постепенного угасания русской деревни. Автор справедливо указывала, что подобный массовый исход крестьянства из деревень был спровоцирован властями с их неразумной и антигуманной политикой всеобщей коллективизации. Естественно, что подобные интервью (а сама книга построена на этих интервью) не вызвали восторга в среде тогдашних советских чиновников, поэтому книга не была издана в СССР.
Вторая книга писательницы была выпущена в свет в 1983 году и наделала много шума. Называлась она «У войны не женское лицо». В этой работе писательница собрала воспоминания множества советских женщин, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Часть воспоминаний была вырезано цензурой (позже автор вставила их в постсоветские издания). Алексиевич фактически развенчала тот образ, который был создан до нее в книгах о войне. В ее работе женщины рассказывают не о подвигах и победах, а о страхе, страданиях, погубленной молодости и о жестокости войны.
Такой же полемичной стала работа «Последние свидетели: книга недетских рассказов» (1985 г.). Она была посвящена воспоминаниям детей о страшных событиях Великой Отечественной войны. Печальные детские истории поведала читателям Алексиевич Светлана, семья которой сама оказалась в оккупации во время войны.
Известные работы писательницы
Много шума наделала работа «Цинковые мальчики» (1989), посвященная печальным для нашей страны событиям афганской войны. Здесь Алексиевич рассказывает об огромном горе матерей, потерявших своих сыновей и не понимающих, за что погибли их дети.
Следующая книга - «Зачарованные смертью» (1993) - рассказывала о практике массовых самоубийств людей, которые потеряли веру в прежние идеалы после крушения СССР.
Широкую известность приобрела работа писательницы «Чернобыльская молитва» (1997), которая рассказывала о печальных событиях катастрофы. Автор собрала в своей книге интервью с еще живыми участниками ликвидации последствий данной катастрофы.
Как мы видим, за свою долгую писательскую жизнь много книг создала Светлана Алексиевич, отзывы об этих книгах самые разные. Кто-то из читателей чтит талант автора, а кто-то проклинает Алексиевич, обвиняя в популизме и спекулятивной журналистике.
Жанровое своеобразие и идейное содержание книг писательницы
Писательница сама определяет жанр своей прозы как художественно-документальный. Ее привлекает как художественный вымысел, так и журналистская документалистика.
Так как темы ее книг волнуют очень многих людей, творчество писательницы является объектом пристального внимания со стороны критиков. И они расходятся в своих оценках.
Так, часть современных западных деятелей литературы считает, что Светлана Алексиевич, биография и творчество которой напрямую связаны с Советским Союзом, как никто другой может рассказать правду о том, чем был СССР для его граждан. Получается, что СССР был настоящей империей зла, которая не жалела свой народ ради достижения призрачных политических целей. Людей массово уничтожали в ГУЛАГе, гнали на убой на полях Второй мировой войны, не жалея ни детей, ни женщин, советское правительство ввергло страну в пучину афганской войны, допустило Чернобыльскую катастрофу и прочее.
Другие критики, относящие себя к традиционному «русскому миру», наоборот, упрекают писательницу в том, что она умеет видеть лишь негативные стороны советской и русской действительности, не замечая ее положительных сторон. Эти критики обвиняют автора в фактическом предательстве интересов своей Родины. Они говорят о том, что Светлана Алексиевич, биография которой напрямую связана с Белоруссией, Россией и Украиной, за всю свою жизнь ни сказала ничего доброго о важности единства этих трех стран. Эти критики считают, что автор сознательно искажает в своих работах реальные факты, создавая для западного и русского читателя образ «злой и коварной России».
Политические взгляды писательницы
Тема «Светлана Алексиевич: биография, личная жизнь» привлекает внимание журналистов, однако больший их интерес прикован к политическим взглядам писательницы.
Дело в том, что Светлана является последовательной сторонницей западнических взглядов, она неоднократно выступала с критикой политической позиции как президента Белоруссии А. Лукашенко, так и президента России В. Путина. Того и другого автор обвиняет в создании империи секонд-хенда (последняя книга писательницы так и называется - «Время секонд хенд» (2013 г.)). Алексиевич полагает, что Путин и Лукашенко хотят воскресить страшный и античеловечный советский проект, поэтому в своих публичных выступлениях писательница осуждает все действия нынешнего белорусского и российского лидеров. Она осуждает возрождение военной мощи Российской Федерации, считает Путина виновником гибели людей на Донбассе и т. д.
Нобелевская премия: история присуждения
Писательницу выдвигали на Нобелевскую премию дважды: в 2013 и в 2015 гг. В 2013 году премия была присуждена другому автору из Канады.
В 2015 году Нобелевский комитет принял решение выдать эту премию Светлане Алексиевич. Сразу же после оглашения этого решения многие стали интересоваться такой личностью, как Светлана Алексиевич. Нобелевская премия была ей присуждена не просто так, и это вызывает еще больший интерес.
Данная премия уже достаточно давно не присуждалась русскоязычным писателям. Более того, ее часто использовали как инструмент в политической борьбе между Россией и Западом: за всю свою историю премия присуждалась, как правило, тем, у кого были явные расхождения во взглядах с официальными властями Советской России (например, Александру Солженицыну, Борису Пастернаку, Ивану Бунину).
Краткий обзор нобелевской речи писательницы
По традиции лауреат Нобелевской премии по литературе выступает с благодарственной речью, в которой подводит своеобразные итоги своего творчества.
Выступила с такой речью и Светлана Алексиевич. Нобелевская премия по литературе дается один раз в жизни, поэтому писательница создала один из своих лучших текстов.
Темой выступления Алексиевич стал образ «красного человека», то есть человека с советской психикой, который до сих пор живет в сознании русских людей и заставляет их принимать те или иные решения. Этого человека Алексиевич осуждает как продукт тоталитарной эпохи.
Русских людей автор называет «рабами Утопии», возомнивших, что у них есть «особый русский путь», особая духовность, отличающаяся от духовности западных стран. Спасение нашей страны писательница видит в отрицании этого вечного рабства и обращении русских людей к ценностям западной цивилизации.